Виды игр и их влияние на психическое развитие ребенка. Влияние игр на мышление и развитие ребенка

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

А. С. Макаренко

«Воспитание будущего деятеля, - продолжает Макаренко, - должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина».

Как указывал Л. С. Выготский игра не является миром абсолютной свободы и произвольности. Наоборот, в ней действуют законы и правила, сходные с теми, которые есть и в действительности. Всякая ролевая игра - это игра с правилами, имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок.

Ведущая деятельность дошкольника - сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребенка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке ребенка в социальных и межличностных отношениях.

Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

Ø Развитие мотивационно-потребностной сферы - освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребенок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.

Ø Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребенок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.

Ø Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.

Ø Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам.

Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке ребенка в социальных и межличностных отношениях.

Как показала в своем исследовании Н. В. Королева, ребенок особенно чувствителен именно к сфере человеческой деятельности и взаимоотношений. Она знакомила детей дошкольного возраста с окружающей действительностью в одних случаях так, что на первый план выдвигались предметы - их качества, назначение и т. п., а в других случаях так, что на первый план выступал человек, его деятельность, его отношения к предметам и другим людям. Оказалось, что при первом типе ознакомления ролевая игра не возникала даже при специальном ее стимулировании игрушками, изображавшими те предметы, с которыми ребенок предварительно знакомился. При втором типе ознакомления ролевая игра возникала легко и продолжалась длительное время, обогащаясь в своем содержании.

Таким образом, деятельность людей, их отношения к предметам и друг к другу являются особенно привлекательными для ребенка. В игре дети воспроизводят именно эту сферу окружающей их действительности. Именно в ролевой игре ребенок реализует свое стремление жить общей жизнью со взрослыми, и хотя эта жизнь протекает в сфере представлений, но она захватывает ребенка целиком и является не фиктивной, а действительной его жизнью.

Д. Б. Эльконин классифицировал все сюжеты ролевых игр в дошкольном возрасте целесообразно разделить на три такие группы: 1) игры с сюжетами на бытовые темы, 2) игры с производственными сюжетами, 3) игры с общественно-политическими сюжетами.

А основоположник современной дидактики детского сада А. П. Усова установила, что состав участников игры с возрастом растет и одновременно вырастает длительность игры одного коллектива. У трехлетних детей, по ее данным, замечается объединение группами в 2-3 человека, продолжительность такого объединения очень коротка - 3-5 мин, после чего дети одной группы присоединяются к другим группам; все время возникают новые и новые объединения. За 30-40 мин можно наблюдать до 25 таких перегруппировок.

В возрасте 4-5 лет группы охватывают от 2 до 5 детей, продолжительность совместной игры доходит иногда до 40-50 мин, хотя в половине случаев группировка сохранялась около 15 мин. Замечено, что часто игра начинается одним ребенком, а к нему присоединяются другие дети. Показательно, что предложение одного ребенка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим для всего коллектива сюжетом. В этом возрасте дети уже согласовывают свои действия друг с другом, появляется распределение обязанностей, хотя возникает оно чаще всего по ходу самой игры.

У детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) наблюдается предварительное коллективное планирование игры, распределение ролей до ее начала и коллективный подбор игрушек. В ходе игры дети контролируют действия друг друга, указывают, как должен вести себя ребенок, взявший на себя определенную роль. Усиливается связь между членами игровой группы; коллективы играющих детей становятся более многочисленными и существуют сравнительно долго.

Реализация имеющихся у ребенка представлений об окружающей его действительности возможна благодаря эмоционально-положительному отношению к ним. Так как представления ребенка этого возраста носят эмоциональный и образный характер, то и вся его деятельность является эмоционально насыщенной. Ребенок реализует в своей деятельности не только представления о предметах и явлениях окружающей действительности, но и, это главное, свое эмоциональное отношение к ним. Ярким примером такой деятельности является возникающая в дошкольном возрасте и бурно развивающаяся в этот период ролевая, или, как ее иногда называют, творческая, игра. В ней ребенок практически реализует не только свои представления о деятельности взрослых и их отношениях, но и свои тенденции жить с ними общей жизнью.

Связь побуждений к действию с представлениями, а не только с непосредственно воспринимаемой предметной ситуацией создает возможности для формирования у ребенка новых желаний. Придавая новое содержание даже непривлекательной деятельности, можно создать у ребенка побуждение к ее выполнению.

Новое содержание можно реализовать с помощью увлекательных для ребенка образов сказочных героев. При восприятии сказки впервые появляется возможность эмоционального содействия и сопереживания с героем литературного произведения, но не в плане реального участия в его деятельности, а в плане представлений. Яркость представлений, только что начавших отрываться от своей чувственной основы, но еще не порвавших с нею, придает и всем переживаниям ребенка, связанным с ними, необычайную яркость, живость и непосредственность. Следующим же этапом станет желание «примерить» на себя новую роль, оценить себя и свои поступки, отметить, как общество приняло тебя в этой роли.

Благодаря возросшей самостоятельности ребенка условия его жизни существенно изменяются. Воспитывающие ребенка взрослые выводят его в широкий мир человеческой деятельности. Рамки семьи расширяются до пределов улицы, поселка, города и жизни страны.

И в этом новом, открывающемся перед ребенком мире его, прежде всего, интересуют взрослые люди, действующие с целым рядом новых предметов, непосредственно недоступных ребенку, но чрезвычайно для него привлекательных. В этом новом для него мире ребенок открывает многообразнейшие общественные и трудовые функции взрослых людей и не менее многообразные отношения между людьми: «доктор» - тот, кто лечит, «шофер» - тот, кто возит на автомобиле, «продавец» - тот, кто продает в магазине, «летчик» - тот, кто управляет самолетом.

В процессе игровой деятельности у детей формируется аналитико-синтетическая мыслительная деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны. Развивается мышление и мыслительные операции: сравнение, абстрагирование, понимание взаимосвязей. Этим процессам способствуют разнообразные виды деятельности: различные игры, конструирование, рисование, лепка, специально подобранные упражнения.

То, в какой форме эти виды деятельности будут предложены, является не малозначительным фактором. Ребенок дошкольного возраста только примеряет на себя роли взрослого мира. В то время как современное течение жизни требует от него более быстрой адаптации и усвоения материала. Тем не менее, позитивное отношение ко всему играет многозначительную роль. Использование игровой формы обучения – наилучший способ сформировать крепкий фундамент познавательной деятельности.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Пожалуй, нет ничего более естественного и позитивного, чем играющие ребятишки. Игра для ребенка считается не только развлечением, но и настоящей жизненной потребностью.

Лишь в игровом процессе малыши приобретают важные навыки – и бытовые, и социальные. Давайте узнаем, в чем еще заключается роль игры в жизни ребенка.

Развивающий эффект от игр невозможен без участия родителей. Чем младше кроха, тем активнее взрослые должны включаться в игровой процесс.

Именно мама с папой являются главными партнерами маленьких детишек, инициируя игры или поддерживая инициативу карапузов. А вот в старшем дошкольном возрасте родителю отводится позиция стороннего наблюдателя и «консультанта».

Влияние игр на детское развитие: основные аспекты

Всесторонне развивать кроху можно лишь в играх. Детская психика, двигательные навыки – без игрушек малыш не сможет стать полноценной личностью. Давайте подробнее рассмотрим, каково значение игровой деятельности в жизни малышей.

  1. Познавательное развитие. В игре детки начинают познавать окружающую действительность, узнают назначение и свойства предметов. Параллельно с усвоением новых знаний активно развиваются и психические процессы: все виды памяти, мышления, воображение, внимание. Ранее приобретенные навыки (умение анализировать, запоминать и размышлять) пригодятся ребенку при учебе в школе.
  2. Совершенствовани е физически навыков. Играя, кроха осваивает различные движения, учится их координировать и согласовывать. С помощью подвижных игр дети познают свое тело, развивают ловкость, укрепляют мышечный корсет, что чрезвычайно важно для подрастающего малыша.
  3. Развитие воображения. В игровом процессе дети наделяют предметы совершенно новыми, порой необычными свойствами. Причем сами «игроки» понимают, что все происходит не всерьез, однако на самом деле видят в палке лошадку, в листьях березы – денежные купюры, а в глине – тесто для пирога. Принятие нестандартных решений развивает у малышей образное мышление и воображение.
  4. Развитие речи. Сюжетно-ролевые игры – прекрасная возможность для совершенствовани я речевых и коммуникативных умений. Ребенок проговаривает свои действия, разыгрывает диалоги, распределяет роли, договаривается об игровых правилах.
  5. Развитие нравственных и моральных качеств. Ребенок в ходе игры делает определенные выводы о поступках и поведении, учится быть мужественным, честным, доброжелательным. Однако для формирования моральных аспектов требуется взрослый человек, который поможет сделать правильные выводы из сложившейся ситуации.
  6. Эмоциональное развитие. Малыши смогут научиться сочувствовать сверстникам, поддерживать и жалеть их, радоваться и сопереживать. Играя, дети прорабатывают свои эмоциональные неурядицы – страхи, тревожность и агрессивность. Вот почему игротерапия является одним из ведущих методов коррекции детского поведения.

Что важнее – игра или обучение?

Малыш должен играть. Это утверждение, мы уверены, никто не станет оспаривать.

Однако многие мамы и папы почему-то об этом забывают, отдавая предпочтение современным методикам раннего воспитания и развития.

Но специалисты уверены, что все психические процессы развиваются, в первую очередь, именно в игре, а лишь затем через целенаправленное обучение.

Еще 20-30 лет назад, когда школа учила писать и читать, все свое свободное время малыши посвящали играм.

Сейчас же для поступления в престижное образовательное учреждение детям приходится сдавать непростые тесты. Поэтому родители стараются приобретать развивающие игрушки и записывать своих чад на обучающие курсы.

Даже в садиках основной упор делается на подготовку ребятишек к школе, а игры остаются на втором плане.

Психологи обеспокоены не только тем, что обучение заменяет игровую деятельность, но и тем, что детей оставляют наедине с игрушками.

Очень скоро у ребенка пропадает интерес к куклам и машинкам, потому что игра – это важный процесс, а не количество игровых принадлежностей.

В раннем возрасте необходимо учить малыша играть, иначе он просто не поймет, для чего нужен мячик и детская железная дорога.

Виды игр и возраст ребенка

Вид и характер игровой деятельности во многом зависят от возраста малышей. Важно помнить о возрастных особенностях ребенка, только в этом случае игры будут иметь развивающий характер. Итак:

  • для малыша до 1,5 лет необходимы предметные игры. Игрушками в этот возрастной период служат абсолютно любые предметы, которые попадут в руки. Основные игровые операции – бег, ходьба и бросание;
  • для деток от 1,5 до 3-х лет важна сенсорно-моторна я игра. Ребенок трогает предметы, взаимодействует с ними, манипулирует и двигается. К трем годам кроха уже умеет играть в прятки и салочки, учится кататься на велосипеде, обожает игры с мячом;
  • для ребенка от 3-х до 5 лет нужны перевоплощения. Малыш переносит определенные свойства предметов друг на друга. К примеру, стул становится кораблем, а одеяло превращается в палатку. Еще дети в этом возрасте любят «пародировать», то есть подражать и передразнивать окружающих людей.
  • для дошкольников старше 5 лет подходят абсолютно все виды игр – сюжетно-ролевые, подвижные, драматические, по правилам. Однако всех их объединяет одна особенность – они структурированы и упорядочены, включают в себя элементы хорошо развитого воображения, фантазии и творчества. Старшие дошколята уже могут занять себя самостоятельно.

Итак, игры не возникают сами по себе, детей необходимо обучать игровым действиям и правилам. Таким образом, главная задача родителей – вызвать у ребенка неподдельную заинтересованнос ть игрушками и играми.

Несмотря на то, что взрослые являются равноправным игровыми партнерами, они не должны превращать руководство играми в строгие указания и приказы.

Ребенок обязательно должен иметь свободу выбора – во что играть и чем заняться.

Уважайте его право, не навязывайте развивающие и полезные, на ваш взгляд, игры. И тем более не укоряйте малыша за то, что он играет «неправильно, не так, как другие дети».

Не забывайте, что целенаправленное обучение и компьютерные игры никогда не смогут заменить спонтанную детскую игру.

Безусловно, настоящие развлечения с шалашами из подушек и пледов не всегда удобны для родителей, приводят к беспорядку и шуму.

И все же не следует ограничивать маленького непоседу в его фантазиях и воображении, ведь детство – это время для игр и забав.

Самое главное значение игр для детского развития заключается в том, что наигравшись, ребенок успешно переходит на следующую ступень – он готов стать школьником.

Другая информация по теме


  • А теперь у нас кризис трех лет

  • «Как не боятся доктора?»

  • Мы спим днем… А Вы?

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.

Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов. В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Влияние игры на развитие ребёнка

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

  • Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;
  • Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
  • Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
  • Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
  • Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;
  • Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Читаем

Игра непросто играет важную роль в развитии детей, она является ведущим видом деятельности, в которой происходит развитие ребенка. Игра – форма активного психического отражения ребёнком окружающей действительности. В игре происходит физическое и психическое развитие ребенка.

Именно в игре происходит развитие психических процессов, и появляются важные психические новообразования, такие как воображение ориентация в мотивах деятельности других людей, способность к взаимодействию со сверстниками.

Игровая деятельность различна и классифицируется по своим задачам.

Классифицировать игры можно по различным показателям: количеству играющих, наличию предметов, степени подвижности и т.д.

По основной цели игры разделяются на несколько видов:

  • Дидактические – игры, направленные на развитие познавательных процессов, усвоение знаний, развитие речи.
  • Подвижные – игры, на развитие движений.
  • – деятельность по воспроизведению жизненных ситуаций с распределением ролей.

В играх у детей формируется внимание, активизируется память, развивается мышление, накапливается опыт, совершенствуются движения, создается межличностное взаимодействие. В игре впервые возникает потребность в самооценке, которая представляет собой оценку своих способностей по сравнению со способностями других участников.

Ролевые игры знакомят с миром взрослых, уточняют знания о повседневной деятельности, позволяют быстрее и глубже усваивать социальный опыт. Значение игры настолько велико, что её можно сравнить только с обучением. Разница в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, и без неё даже процесс обучения становится невозможным.

Мотив игры не в результате, а в самом процессе. Ребенок играет, потому что ему интересен сам этот процесс. Сущность игры в том, что дети отражают в игре различные стороны повседневной жизни, уточняют свои знания и осваивают различные субъектные позиции.

Но игра подразумевает не только выдуманные отношения (дочки-матери, продавец и покупатель и др.), но и реальные отношения друг к другу. Именно в игре появляются первые симпатии, чувство коллективизма, потребность в общении ос сверстниками. В игре развиваются психические процессы.

  • Развитие мышления

Игра оказывает постоянное влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с предметами-заместителями, ребенок наделяет его новым названием и действует с ним в соответствии с названием, а не по прямому назначению. Предмет-заместитель является опорой для мыслительной деятельности. Действия с заместителями служат основой для познания реальных предметов.

Ролевая игра вносит изменения в позиции ребенка, перенося его с детского статуса на взрослый уровень. Принятие ребенком роли позволяет ребенку приблизиться к взрослым отношениям на уровне игры.

Переход от предметных действий до ролевых игр связан с тем, что ребенок переходит от наглядно-действенного мышления к образному и логическому, то есть действия переходят от практически в умственные.

Процесс мышления связан с памятью, так как мышление опирается на опыт ребенка, воспроизведение которого невозможно без образов памяти. Ребенок получает возможность преобразования мира, он начинает устанавливать причинно-следственные связи.

  • Развитие памяти

Игра в первую очередь влияет на развитие памяти. Это неслучайно, так в любой игре у ребенка появляется необходимость в запоминании и воспроизведении информации: правила и условия игры, игровые действия, распределение ролей. При этом проблема незапоминания просто не возникает. Если ребенок не запоминает правила или условия, то это будет негативно восприниматься сверстниками, что приведет к «изгнанию» из игры. У ребенка впервые появляется потребность в намеренном (осознанном) запоминании. Вызывается это желанием выиграть или занять определенный статус в отношениях со сверстниками. Развитие памяти происходит на протяжении всего дошкольного возраста и продолжается в дальнейшем.

  • Развитие внимания

Игра требует от ребенка сосредоточенности, совершенствуя внимание: произвольное и непроизвольное. У ребенка появляется необходимость сосредоточения при определении игровых правил и условий. Кроме того, некоторые дидактические и подвижные игры требуют от ребенка внимания на протяжении всей игры. Потеря внимания непременно приведет к проигрышу или недовольству своих сверстников, что сказывается на его социальном статусе.

Развитие объема и длительности внимания происходит постепенно и тесно связано с умственным развитием ребенка. При этом важно развивать именно произвольное внимание как волевой компонент. Непроизвольное внимание используется на уровне заинтересованности детей.

  • Развитие воображения

Ролевые игры интерпретируются в принятии на себя роли соответствия ей. Поведение ребенка, его действия и речь должны соответствовать роли. Чем больше развито воображение, тем интереснее и сложнее становятся образы, создаваемые ребенком. При этом сверстники часто дают друг другу независимую оценку, распределяя роли так, чтобы всем было интересно играть. Это означает одно: проявление воображение приветствуется, а, значит, происходит его развитие.

Игра - основная форма существования малыша, она занимает большую часть времени, которую он проводит в состоянии бодрствования. Она имеет важное значение в жизни ребенка, ее можно сравнить с работой и хобби в жизни взрослого человека. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного.

Конечно, с возрастом игры меняются. Игру младенца можно назвать элементарной. Когда малыш играет с погремушками, рассматривая их, перекладывая из одной ручки в другую, когда роняет или специально бросает на пол, он таким образом знакомится с несложными физическими законами.

Следующая стадия игры - предметная. Теперь малыш проделывает определенные действия с предметами, например, возит по полу машинки, строит домики из кубиков, нанизывает предметы друг на друга. В процессе подобной игры ребенок наблюдает за предметами со стороны.

Любимая игра повзрослевших детей - ролевая, когда они могут изобразить кого-то, представить себя на чужом месте - своего участкового врача, продавца из соседнего магазина, шофера и т. д. Таким образом, малыш сам становится частью игры. Но ролевые игры также различаются по степени сложности, и чем сложнее игра, тем труднее малышу самому справляться со всеми желаемыми ролями. Ему необходимы партнеры по игре, таким образом ребенок переходит в стадию коллективной игры. Это происходит обычно к трем-четырем годам его жизни.

Но, пока малыш предпочитает индивидуальную игру коллективной, он еще не умеет достаточно хорошо общаться с другими детьми, ему не требуются сложные стадии игры, пока он довольствуется игрой с предметами.

На втором году жизни ребенок становится более крепким физически и более подвижным - это возраст его активности и самостоятельности. Малыш ищет контакт с окружающим его миром, приобретает некоторые навыки познавательного характера. Он уже ходит, точно координирует движения, способен производить некоторые несложные действия. Происходит быстрое развитие речи: словарный запас двухлетнего ребенка составляет приблизительно 200-400 слов, дети уже общаются со своими близкими и сверстниками с помощью речи.

Конечно же, самое большое влияние на развитие ребенка оказывают родители. Разговаривая с малышом, взрослые могут направлять его поведение, обучать определенным действиям.

Однако организм малыша еще хрупок и очень восприимчив к внешним воздействиям. Необходимо постоянно укреплять здоровье ребенка, заниматься его физическим развитием. Игры должны учить детей выполнять различные действия с предметами: возить тележки, усаживать в них игрушки, играть в мяч, скатываться с горки и т. п.

Самая главная задача родителей двухлетнего малыша - это умение правильно направить энергию своего ребенка. Если ребенок не может сосредоточиться на игре, он не знает, что ему хочется делать в определенный момент, или если он вообще не проявляет должного интереса к играм, родителям следует насторожиться. Постарайтесь исправить обнаруживаемые недостатки малыша, и опять же в этом вам поможет игра. С помощью игры можно выработать у ребенка качества, которые вы желали бы видеть в его характере. В процессе игры можно приучать ребенка к труду, порядку, дисциплине.

Некоторые родители запрещают малышам слишком активно двигаться как дома, так и на улице. Однако подвижные игры на свежем воздухе малышу просто необходимы, как для его физического, так и для психического здоровья. Подвижные игры способствуют совершенствованию мышечного аппарата, помогают ребенку овладевать произвольными движениями, т. е. учат его действовать не хаотично, а целенаправленно. Ограничение малыша в движениях может привести к тому, что ребенок окажется не подготовленным к школьным занятиям, требующим способности сдерживать себя, управлять своими действиями и поступками.

Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т. д. Ее обязательные правила регулируют поведение ребенка, ограничивают его импульсивность.

Известно, что у детей младшего возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Поэтому главной задачей родителей на данном этапе развития своего чада будет являться обучение малыша в игровой форме. Преимущество этого заключается в том, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых занятий и способов действия. Игры способствуют развитию воображения и фантазии, пробуждают ребенка к творчеству, малыш начинает рифмовать простые слова, сочиняет свои первые стихи. В игре у ребенка появляется тяга к рисованию. Творчество дает маленькому человеку возможность активно познавать себя и окружающий мир, формирует его мироощущение.

Многие родители считают, что наиболее важным является развитие речи и мышления у ребенка. Но ведь занятия физической культурой не должны быть оторваны от речевой или другой деятельности. Движения малыша вполне могут развиваться в процессе игры, когда с помощью логических связей объединяются несколько видов деятельности: музыка, физическая культура и речевая деятельность; развитие движений и т. п. Но все это должно быть продумано заранее.

Например, с помощью кукольного театра вы можете изобразить лес. При этом у ребенка организуется речевая деятельность: покажите ему отрывок из сказки - эпизод о зайчиках - они поют песенку, затем рассказывают стишки, им угрожает опасность - нужно спрятаться, но вот опасность миновала - и зайки вновь радостно играют и т. д. Таких движений можно придумать огромное множество, все зависит от воображения взрослого. А после окончания спектакля попросите вашего малыша повторить те движения, которые ему больше всего запомнились или понравились. Таким образом вы ненавязчиво заставите ребенка двигаться и задействуете несколько видов памяти.

Дома ребенок должен непосредственно развиваться в самых естественных условиях. Режим необходимо соблюдать лишь при организации быта: отдыха ребенка, питания, прогулок на свежем воздухе. Разнообразную игровую деятельность детей организуют в зависимости от их эмоционального состояния, потребностей, настроения, желания и здоровья.

Вот, к примеру, игра "Самолетик", в которую можно играть с ребенком как дома, так и на улице. Возьмите игрушечный самолет, рассмотрите его с ребенком, задайте вопросы: "Что это? Где у самолета крылья? Как он гудит? Куда летит самолет?" и т. д. Затем попросите ребенка изобразить самолет, пускай при этом он побегает по комнате и вместе с вами повторяет стихотворение А. Барто "Самолет":

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

После нескольких раз повтора такого занятия малышу понравится игра, и, возможно, он уже наизусть выучит стихотворение.

Поскольку большинство развивающих игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, их можно с успехом проводить не только дома, но также и в свободное время на прогулке. Но, если игра совсем не знакома ребенку и требует от него довольно высокого умственного напряжения, малыша следует подготовить к ней. Иначе вы рискуете вызвать у него негативное отношение к занятиям.

Использование дидактических игрушек или пособий нередко называют игрой: стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку - и считается, что игра состоялась. Но это совсем не так. Развивающая игра - это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием при занятии с ребенком. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действия.

Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный, т. е. то, чему вы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотите ему передать;

2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для двухлетнего малыша характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые вы предлагаете ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других - выполнить определенные движения, в третьих - обменяться предметами и т. п.

Игровые действия включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с возможными участниками игры. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов.

Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и конечно же для осуществления игрового замысла.

И, наконец, важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания ребенка замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения. Их выполнение требует от малыша определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.

Но, для того чтобы игра действительно увлекла малыша, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с ребенком родитель вовлекает его в совместную деятельность, делает ее важной и значительной для малыша.

Взрослый должен стать как бы центром притяжения в общении. Это очень важно на первых этапах знакомства с игрой, особенно для малышей двух лет. В то же время взрослый организует игру и направляет ее - он помогает ребенку преодолевать затруднения, одобряет его хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил, но и указывает на ошибки. Совмещение взрослым двух разных ролей - участника и организатора - важная отличительная особенность развивающей игры.

Благодаря тому что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы у ребенка. Кроме того, многие игры учат ребенка действовать "в уме", мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.

Малыш всегда стремится к чему-то новому, необычному, веселому. Поэтому для ребенка второго года жизни наиболее результативными будут игры-забавы. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Обучающая задача такой игры обычно занимает ребенка и не требует от него особых усилий.

Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение существенных признаков предмета, но и синтезирование их в едином представлении. Вот пример одной из таких игр, которая называется "Что на картинке?".

Цель этой игры - научить ребенка самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова, что имеет важное значение для развития интеллекта и связной речи ребенка.

Материалом игры является предметное лото, которое состоит из карт. На них изображены знакомые ребенку предметы бытового окружения. Это может быть одежда, посуда, мебель, игрушки и т. д. Они обязательно должны быть изображены реалистично и красочно.

В начале игры вы раскладываете перед ребенком картинки и, рассматривая их, говорите, что на них изображено. Затем перемешиваете все карточки и раздаете их малышу. Он должен еще раз внимательно посмотреть на них, затем попросите, чтобы он дал вам карточку с тем предметом, о котором вы попросили. Не торопите малыша, пусть он хорошо подумает и наверняка укажет на верную карточку.

Интерес малыша к этой задаче обеспечивается красочным игровым материалом. Кроме того, привлекательной для него является возможность применить свои знания, приобретенные в более раннем возрасте. А ваше одобрение только может вселить в него уверенность и принести радостные переживания. Эта игра развивает речь малыша, способствует развитию образного мышления, воображения и его познавательного развития.

Возможности ребенка как личности не могут полностью раскрыться сами по себе. Их развитию и совершенствованию нужно помочь. А для этого важно искренне любить ребенка, поддерживать его стремление к личной свободе и радости существования. Ребенок должен чувствовать, что он любим, что он может, когда сам этого захочет, активно проявлять себя, а взрослые уделяют ему внимание, несут душевную теплоту и спокойствие, привлекают к разнообразной деятельности, помогают, хвалят, дают возможность не только играть со сверстниками, но и побыть одному. Ребенок должен иметь свои любимые игрушки, вещи, маленький коврик на полу или какое-то другое пространство, где он мог бы один поиграть со своими игрушками, отдохнуть от окружающих, когда ему это захочется.

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий: