Право и организация социального обеспечения. Задача по праву социального обеспечения

Тема 2. Понятие, предмет, метод и система права социальной защиты…………………….5

Тема 3. Принципы права социальной защиты……………………………………………… 9
Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению……………………………… …. 10
.

Раздел II.
Особенная часть:

Трудовой стаж:

Тема 5. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа……………………… .11

Тема 6. Порядок исчисления и подтверждения страхового, общего трудового и

специального стажа…………………………………………………………………………… 14

Тема 7. Подтверждение страхового и общего трудового стажа свидетельскими

показаниями…………………………………………………………………………………….19
Трудовые пенсии:
Тема 8. Трудовая пенсия по старости…………………………………………………………22

Тема 9. Трудовая пенсия по инвалидности………………………………………………….. 25

Тема 10. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………………………29
Государственное пенсионное обеспечение:
Тема 11. Общие положения о государственном пенсионном обеспечении………………..33

Тема 12. Пенсии федеральным государственным служащим………………………………34

Тема 13. Пенсии военнослужащим и их семьям……………………………………………..36
Тема 14. Пенсии участникам Великой отечественной войны………………………………42
Тема 15. Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или

техногенных катастроф, и членам их семей………………………………………………………………….43

Тема 16. Социальные пенсии………………………………………………………………… 48
Порядок и правила обращения за назначением пенсий. Перерасчет размера

пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой.

Общие правила выплаты пенсий:
Тема 17. Порядок и правила обращения за назначением пенсий…………………………...49

Тема 18. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с

одного вида пенсии на другой……………………………………………………………………………….53

Тема 19. Общие правила выплаты пенсий. ……………………………………………… 58
Пособия и компенсационные выплаты:
Тема 20. Пособия по социальному обеспечению…………………………………………....64

Тема 21. Пособия и компенсации гражданам, имеющим детей. …………………………...66

Тема 22. Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат и

предоставления материально-бытовых льгот по системе социального

обеспечения……..70
Медико-социальное обслуживание. Реформы и перспективы развития в области

социального обеспечения:
Тема 23. Медико-социальное обслуживание…………………………………………………77
Тема 24. Реформы и перспективы развития пенсионной системы……………………….…86

Раздел III.
Специальная часть:
Тема 25. Международно-правовое регулирование социального

обеспечения…………….88

Раздел I.
Общая часть:
Тема 1.Понятие и система органов социальной защиты населения.
Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в

жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития

экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия

населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39

Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется

социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери

кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства

является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения

источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения

материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных

потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей,

нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов

общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы

за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или

за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в

Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются

различные формы помощи общества своим членам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения

является государственное социальное страхование. Суть его заключается в

разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже

прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных

услугах между государством и самими работниками, которые подлежат

обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,

здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

кодекса и установлением единого социального налога изменился порядок

зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. К

данным фондам относятся:

V Фонд социального страхования РФ,

V Пенсионный фонд РФ,

V Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое

ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим,

государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т.

Наряду с централизованными формами в последнее время получают

распространение и формы негосударственного социального обеспечения. К их

числу можно отнести:

1. Муниципальное социальное обеспечение

Так, например, Правительством Москвы осуществляется многоплановая

социальная политика, направленная на улучшение жизни москвичей всех

утверждается комплексная программа мер социальной защиты москвичей. В числе

этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим

2. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Эти фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального

Закона от 07.05.98г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". В

настоящее время в России функционирует свыше 250 НПФ, имеющих лицензию.

Исключительным видом деятельности НПФ является негосударственное

пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о

негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в

пользу участников фонда. Деятельность НПФ заключается в аккумулировании

пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете пенсионных

обязательств фонда и выплате негосударственных пенсий участникам фонда.

3. Благотворительную деятельность граждан и юридических лиц.

Правовое регулирование осуществляется на основании Федерального закона

от 11.08.95г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и

благотворительных организациях", Закона г. Москвы от 05.07.95г. № 11-46 "О

благотворительной деятельности" (с изменениями и дополнениями от

4. Предоставление работникам предприятий (в т.ч. и вышедшим на пенсию)

за счет прибыли различных льгот и компенсаций.
Следует различать понятия "социальное обеспечение" и "социальная

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением

экономической нестабильности, усилением расслоения общества, обнищания,

ростом числа безработных, беженцев, бомжей очень остро встала проблема

социальной защищенности граждан. Решить эту проблему в рамках одной отрасли

Права социального обеспечения - невозможно, поскольку здесь необходим

выход на несколько отраслей права: трудовое право - проблемы безработицы,

занятости и трудоустройства населения, повышения социальных гарантий в

области труда (например, установление минимального размера оплаты труда),

жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, семейное право -

вопросы государственной поддержки брака и семьи, установление прав и

обязанностей родителей, детей, супругов и т.д., экологическое право -

проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для

нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к

праву социальное обеспечение. Таким образом, понятие "социальная защита"

значительно шире понятия "социальное обеспечение", а социальное обеспечение

является составной частью социальной защиты.

Систему органов, осуществляющих социальную защиту населения,

возглавляет Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России).

V Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.

Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:

процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров,

возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;

процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с

установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех

или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).
Метод права социального обеспечения - совокупность приемов и способов,

с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.
Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:
1) сочетание централизованного и локального способов установления прав и

обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется

определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не

может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет

собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г.

2) права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не

только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном

договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены

более льготные условия по сравнению с действующим законодательством:

досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное

лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании,

не должны ухудшать положение работников по сравнению с

законодательством, в противном случае они признаются

недействительными.

3) все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом

и не могут изменяться по соглашению сторон;

4) специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты

нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Специфика санкций заключается, во-первых, в том, что имущественное

взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне

получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин

представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с

вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого

документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком

случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему

сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа,

осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера

отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не

А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной

характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и

дополнительных лишений не испытывают.

Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую

инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной

защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в

Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с

вынесенным этим органом (органами) решением - в суд, в порядке,

установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая

последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения,

составляющих в целом единую отрасль права.
ПСО можно разделить на 3 части:

Общую часть,

Особенную часть,

Специальную часть.
К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые

также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет,

метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также

история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из

институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях

регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления

гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации,

медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе

соц. обеспечения.

Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить,

что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько

институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

> трудовые пенсии - по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по

случаю потери кормильца;

> по государственному пенсионному обеспечению - за выслугу лет

(федеральным государственным служащим), по старости (гражданам,

пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС,

или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и

участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии

(нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию,

например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и

выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

Пособия,

Социальное обслуживание и т.д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые

аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство

зарубежных стран.
Источники права социального обеспечения:
Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права

понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности

государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной

для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его

источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на

неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные

правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который

составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего

общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права

социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или

изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные,

соответствующие рыночным отношениям.
Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:
1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.
При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты

законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей

юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими

нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются

высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

V конститутивные,

V кодифицированные,

V текущие.
Основной Закон РФ - это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая

является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции

записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика

которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и

свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере

социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано,

что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае

болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных

случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального

обеспечения являются Основы законодательства РФ "Об охране здоровья

граждан" от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на

охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых

право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в

этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый

кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений,

составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или

иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными

законами. Например, право на пенсию - Федеральными законами "О трудовых

пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. и "О государственном пенсионном обеспечении в

РФ" от 15.12.2001г.

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.
2. По форме акта источники ПСО делятся на:
V законы (примеры приводились выше);
V указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера

компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров");
V постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 "Об

утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим

(выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ");
V постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и

других министерств и ведомств

(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г.

N 17/19пб, которым утверждены "Правила обращения за пенсией, назначения

пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в

соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О

государственном пенсионном обеспечении");
V другие нормативные акты.
3. По сфере действия источники ПСО делятся на:

Общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от

19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым

регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на

территории всей России),

Республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 "О

выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из

особо нуждающихся семей").

Отраслевые

Локальные.
4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида

общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального

обеспечения.

Тема 3. Принципы права социальной защиты.

Принципами права социального обеспечения являются руководящие начала,

определяющие сущность, направления развития данной системы права, которые

должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их

Принципы права социальной защиты в общем виде не сформулированы ни в

Конституции РФ, ни в законодательстве права социальной защиты. Они могут

быть выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического

1. Всеобщность – право на социальное обеспечение имеют все категории

трудящихся, рабочие и служащие, учащиеся, военнослужащие, беженцы,

безработные, независимо от пола, расы, вероисповедания и т.д.

2. Всесторонность – необходимые услуги предоставляются во всех случаях,

когда возникает признаваемая обществом потребность (например: рождение

ребенка, наступление пенсионного возраста).

3. Доступность – этот принцип реализуется в двух аспектах:

V Условия обеспечения реально достижимы (пенсия по старости, по

инвалидности, по случаю потери кормильца);

V Законодательство возлагает на соответствующие государственные

органы, а в ряде случаев и на работодателей, обязанность

оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых

документов (например, представлять в Пенсионный фонд

индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц

для осуществления персонифицированного учета в системе

государственного пенсионного страхования).

4. Принцип различия условий и уровня социального обеспечения в зависимости

от трудового стажа и некоторых других обстоятельств (например, размер

пенсии по инвалидности зависит от степени инвалидности);

5. Многообразие видов социального обеспечения:

материальная помощь социальное обслуживание

оказывается в форме денежных (оказание материальной поддержки

выплат (пенсии, пособия, компенсации) в натуральной форме или в виде
положительных действий со стороны

государственных органов или общест-

венных организаций в пользу обеспечи-
ваемых)
Пенсия – это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая

производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из

социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно,

периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с

целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной

материальной помощи.

Социальное обслуживание включает в себя:

V Протезирование;

V Предоставление средств передвижения инвалидам;

V Бесплатное профессиональное обучение инвалидов;

V Санаторно-курортное лечение и т.д.

Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению.

Правоотношения по социальному обеспечению представляют собой

возникающие на основании юридических фактов отношения по поводу

предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот

государственными и иными правомочными органами.

Юридический факт – это объективно существующие обстоятельства (события

или действия), с которыми связано возникновение, изменение или прекращение

прав и обязанностей между участниками правоотношений.

Совокупность юридических фактов называется юридическим составом.

Правоотношения по социальному обеспечению, как правило, возникают из

сложных юридических составов. Так, например, для возникновения

правоотношений по обеспечению пенсионера трудовой пенсией по старости

необходим следующий юридический состав: обращение пенсионера за назначением

трудовой пенсии по старости в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение,

достижение пенсионером возраста 60 или 55 лет (соответственно мужчины или

женщины), наличие страхового стажа не менее 5 лет.

Правоотношения по социальному обеспечению принято классифицировать по

следующим основаниям:

1. по характеру правоотношения , определяемому целями правоотношения

(для назначения или получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о

социальном обеспечении);

2. по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий,

компенсационных выплат, социальных услуг, являющихся объектом

правоотношений);

3. по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного

срока и разовые).

Исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по

социальному обеспечению делятся на 3 вида:

1. основные материальные правоотношения по выплате назначенных пенсий,

пособий, компенсационных выплат и оказанию социальных услуг действиями в

натуральном виде;

2. предшествующие, как правило, это основные процедурные правоотношения по

установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид

социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;

3. процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном

обеспечении.
Правоотношения состоят из трех элементов:

1. Объект – то, по поводу чего возникают конкретные правоотношения. В

правоотношениях по социальному обеспечению объектом могут выступать:

пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание

2. Субъекты – это участники указанных правоотношений. В правоотношениях по

социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в

лице государственных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая

семья, с другой стороны.

Со стороны государства могут выступать следующие государственные органы:

Министерство труда и социального развития РФ;

Департаменты, комитеты, управления социальной защиты населения;

Окружные управления социальной защиты населения

Районные управления социальной защиты населения;

Лечебные учреждения;

Военные комиссариаты;

Предприятия, учреждения, организации;

Органы занятости;

Иные органы.
Семья как участник правоотношений по социальному обеспечению может

выступать в двух случаях:

В случае обеспечения пособиями и компенсационными выплаты семей,

имеющих детей;

В случае обеспечения пенсиями по случаю потери кормильца.
3. Содержание – это взаимные права и обязанности субъектов правоотношений.
К примеру, в правоотношениях по обеспечению пенсиями содержанием

являются следующие взаимные права и обязанности субъектов:

Обязанность гражданина предоставить соответствующие документы,

необходимые для назначения пенсии и право на назначение соответствующей

Обязанность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение – назначить

пенсию при предоставлении гражданином всех необходимых документов,

право – требовать их предоставления.

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Классификация источников права социального обеспечения

Основания классификации:

  1. по степени их важности и субординации , т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия :
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт ;
  4. по форме акта :
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам .

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ - это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации".

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина , который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации ". Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации ";
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
  • Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей ";
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний " и т.д.

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной , осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников - это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов - устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

    Российская система социального обеспечения и ее основные элементы.

    Право человека на социальное обеспечение в международных актах.

    Право граждан на достойный уровень жизни и гарантии его реализации в сфере социального обеспечения.

    Понятие права социального обеспечения как отрасли и науки.

    Организационно-правовые формы социального обеспечения и их сущностные признаки.

    Обязательное социальное страхование как одна из организационно-правовых форм социального обеспечения: понятие, сущностные признаки.

    Обязательное социальное страхование и его виды. Понятие социальных рисков и страховых случаев, виды страхового обеспечения.

    Международные стандарты социального обеспечения.

    Предмет права социального обеспечения.

    Метод права социального обеспечения.

    Функции права социального обеспечения.

    Принципы права социального обеспечения.

    Дифференциация как принцип правового регулирования отношений по социальному обеспечению.

    Система права социального обеспечения как отрасли и науки.

    Конституция России как источник права социального обеспечения.

    Международные акты как источники права социального обеспечения.

    Общая характеристика Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» и его значение.

    Общая характеристика пенсионных законов Российской Федерации как источников права социального обеспечения.

    онном обеспечении семей, потерявших труктуре трудовой пенсии по старости: порядок формированияч и выплатыОбщая характеристика Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

    Общая характеристика Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

    Общая характеристика ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

    Компетенции субъектов РФ в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения населения.

    Общая характеристика нормативных актов, регулирующих социальное обеспечение граждан, воспитывающих детей.

    Общая характеристика нормативных правовых актов, регулирующих обеспечение граждан пособиями.

    Значение решений Конституционного Суда РФ по вопросам социального обеспечения.

    Субъекты права социального обеспечения.

    Классификация правоотношений в сфере социального обеспечения.

    Общая характеристика материальных правоотношений по социальному обеспечению и критерии их классификации.

    Процедурные правоотношения в сфере социального обеспечения.

    Трудовой стаж: понятие, виды и их юридическое значение.

    Понятие трудового стажа, его виды и их юридическое значение.

    Порядок исчисления различных видов трудового стажа. Доказательства трудового стажа.

    Страховые пенсии, их виды, условия назначения.

    Понятие страховой пенсии по старости и общие основания ее назначения.

    Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

    Досрочные пенсии по старости в связи с социально значимыми обстоятельствами

    Механизм определения размеров государственных и страховых пенсий: сравнительный анализ.

    Механизм исчисления страховых пенсий по Федеральному закону «О страховых пенсиях».

    Основные элементы механизма определения размера страховой пенсии по старости.

    Порядок определения размера страховой пенсии по инвалидности.

    Страховая пенсия по случаю потери кормильца: условия назначения, порядок определения размера.

    Инвалидность: понятие, группы, правовые последствия. Индивидуальная программа реабилитации инвалида.

    Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца.

    Пенсионное обеспечение работников образования, здравоохранения.

    Круг лиц, обеспечиваемых государственными пенсиями.

    Понятие пенсии за выслугу лет и ее отличие от пенсии по старости.

    Пенсии за выслугу лет: круг лиц, условия назначения, размеры.

    Пенсионное обеспечение гражданских государственных служащих.

    Пенсионное обеспечение инвалидов из числа военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.

    Пенсионное обеспечение инвалидов из числа военнослужащих, проходивших военную службу по контракту.

    Пенсионное обеспечение семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву: условия назначения, размеры.

    Пенсионное обеспечение родителей и других членов семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту.

    Пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф.

    Ежемесячное пожизненное содержание судей.

    Порядок обращения за страховой пенсией и ее назначение.

    Сроки назначения страховых пенсий и их перерасчета.

    Приостановление, восстановление и прекращение выплаты пенсий. Выплата пенсий, недополученных по вине органов, их назначающих и выплачивающих.

    Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты пенсий. Удержания из пенсии.

    Дополнительное материальное обеспечение граждан за особые заслуги.

    Фиксированная выплата к страховой пенсии и ее размеры.

    Социальные пенсии: понятие, виды, условия назначения, размеры.

    Порядок выплаты пенсий работающим пенсионерам.

    Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Круг лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами в случае смерти застрахованного в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, и их размеры.

    Виды страховых выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и порядок определения их размеров.

    Понятие пособий по системе социального обеспечения и их классификация.

    Единовременные и периодические пособия.

    Ежемесячные пособия по системе социального обеспечения.

    Пособие по временной нетрудоспособности: условия назначения, сроки выплаты, размеры.

    Определение заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам.

    Основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности и отказа в его назначении.

    Денежные выплаты по системе социального обеспечения, предоставляемые женщине-матери и семьям с детьми.

    Денежные выплаты семьям, принявшим на воспитание детей, лишенных родительской опеки и попечительства.

    Пособия на детей.

    Пособие по беременности и родам.

    Пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

    Пособие на детей и супруге военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

    Материнский (семейный) капитал.

    Пособие по безработице: условия назначения, размеры, порядок выплаты.

    Государственная социальная помощь.

    Монетизация льгот: ежемесячные денежные выплаты, набор социальных услуг.

    Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения.

    Жилищные субсидии.

    Понятие социального обслуживания и его виды.

    Договор о предоставлении социальных услуг. Индивидуальная программа.

    Стационарное и полустационарное социальное обслуживание.

    Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов.

    Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.

    Права граждан в области охраны здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями.

    Медицинская помощь: понятие и виды. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

    Лекарственное обеспечение. Санаторно-курортное лечение.

Сыну Вольской 13 лет. Он ребенок-инвалид. Для лечения ему потребовалось дорогостоящее лекарство. Врач отказалась его выписать, сославшись на то, что это лекарство не входит в перечень лекарств, отпускаемых по рецептам врача бесплатно. Прав ли...

Задача по праву социального обеспечения

гражданин иванов обратился в соцзащиту для помещения его в учреждение стац.облуживания т.к. является одиноким и пожилым гражданином в возрасте 65 лет он ранее имел судимость и не имел родственников Дать понятие стационарного социального...

289 стоимость
вопроса

вопрос решен

Получите совет юриста за 15 минут!

Получить ответ

528 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

Решить задачу по праву социального обеспечения

Сотрудник органов внутренних дел Зуев по окончании срока контракта отказался заключить его на новый срок. К моменту истечения срока контракта он достиг возраста 47 лет, продолжительность выслуги лет непосредственно в органах внутренних дел...

289 стоимость
вопроса

вопрос решен

Все услуги юристов в Москве

Выплата по договору социального найма при отказе от служебного жилья и задолженности по квартплате

Здравствуйте я военнослужащий. Имею ли я право на выплату по договору соц. найма при отказе от служебного жилья при том что имеется задолженность по квартплате на предоставляемой квартире?

Эмансипация сироты

Перечислите, пожаоуйста, документы, необходимы для эмансипации девушки-сироты 17 лет. Также было бы желательно узнать о сроках и возможностях

Производственный случай

Добрый день! Скажите пожалуйста, у меня в 2016 году умер папа на производстве, во время рабочей смены! Сердечный приступ, пока вызвали на работе скорую помощь он погиб. Нас двое в семье я-21год обучаюсь в институте и младший брат-2 года!!! Он...

Декретные белоруске работающей в России, наблюдалась последний триместр в Беларуси

Добрый день! Подскажите, я официально работаю в России и нахожусь сейчас в официальном декретном отпуске. В 2014 году ушла в декрет, но декретные никто не оплатил, т.к. я кобы не положены. Сейчас понимаю, что положены, но есть нюанс, больничный в...

Правомерен ли отказ в льготе в РФ, если муж оформил пенсию от МВД в Казахстане?

Отправила документы ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю для возмещения расходов на изготовление и установку памятника мужу (пенсионеру МВД). Муж вышел на пенсию с 07.11.1996г в Республике Казахстан. Переехали в Россию в 1997г. Пришел отказ ссылаясь на...

Потеряю ли я льготную очередь на жилье при снятии группы инвалидности?

Здравствуйте. Я стояла на льготной очереди по ребёнку инволиду,группу сняли заболевания осталось.Мне должны дать квартиру или нет? Заболевания эпилепсия.

22 Июня 2017, 15:06, вопрос №1675389 Махотина Ирина Андреевна, г. Гусь-Хрустальный

До какого возраста опекаемый имеет право на получение жилья?

В органе опеки и попечительства ответили, что оформлять документы на получение жилья поздно, опекаемой исполнилось 23 года. Но своего жилья она не имеет в собственности. Зарегистрирована и проживает в квартире, собственником которой является опекун.

21 Июня 2017, 14:56, вопрос №1674187 Татьяна, г. Нижний Новгород

Предоставление жилья инвалиду

Здравствуйте. Сын подруги инвалид детства. Диагноз 84.11 аутизм. Имеет ли право мать получить жильё от государства, т.к. полноценной жизни ее семья не имеет, живут в съемном жилье

21 Июня 2017, 09:40, вопрос №1673746 Маргарита, г. Ростов-на-Дону

489 стоимость
вопроса

вопрос решен

Предоставление жилья при увольнении

Здравствуйте! Военнослужащий. 21 год выслуги. Написал рапорт о признании меня нуждающимся в получении жилья. Сейчас хочу написать рапорт по собственному желанию. Могут ли меня уволить без предоставления жилья и не оставить в списках очередников?