Методическая деятельность преподавателя. Особенности методической деятельности педагога профессионального обучения
Относительно самостоятельное значение в педагогической деятельности имеет методическая деятельность.
Цель методической деятельности - обслуживание практики обучения.
Функции методической деятельности :
● аналитическая;
● проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
● конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;
● нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
● исследовательская.
Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления – это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, необходимо определить отличия в их предмете деятельности.
Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков (ЗУН).
Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты, созданные в ходе методического проектирования и конструирования.
Субъектами методической деятельности являются педагог иликоллектив педагогов.
Результатами (продуктами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т. д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.
Под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
2. Виды методической деятельности
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обусловливающие их развитие и совершенствование.
К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:
● анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
● методический анализ учебного материала;
● планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
● моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
● конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
● разработку методики обучения по предмету;
● разработку видов и форм контроля ЗУН;
● управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
● проведение рефлексии собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
В процессе изучения методики профессионального обучения будущие педагоги профессиональной школы приобретают лишь основные методические умения. Вся система методической деятельности формируется и совершенствуется в процессе практической работы педагога.
Основной единицей организации учебного процесса является урок. На уроке формируется учебно-познавательная деятельность учащихся. В основном вокруг урока фокусируется педагогическая деятельность преподавателя или мастера производственного обучения. В ходе урока реализуются не только профессиональные знания и умения педагога профессиональной школы, но и качества личности.
Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений .
Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний.
В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Классификация методических умений:
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы :
1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.
2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.
4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы; алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т. д.
6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.
7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.
8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся.
9. Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.
10. Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала:
1. Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.
2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.
3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.
4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения.
6. Умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения:
2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.
3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.
Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения учебного предмета «Методика профессионального обучения».
Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.
Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога - практика.
;color:#000000">Лекция 2. Методическая деятельность педагога профессиональной школы
;color:#000000">Сущность методической деятельности педагога
;color:#000000">Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.
;color:#000000">Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая деятельность» используются как синонимы.
;color:#000000">Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности.
;color:#000000">Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.
;color:#000000">Цель методической деятельности ;color:#000000">обслуживание практики обучения.
;color:#000000">Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, необходимо определить отличия в их предмете деятельности.
;color:#000000">Объектом методической деятельности ;color:#000000">педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.
;color:#000000">Предмет методической деятельности ;color:#000000">составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.
;color:#000000">;color:#000000">являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.
;color:#000000">Продуктами (результатами) методической деятельности ;color:#000000">являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.
;color:#000000">Функции методической деятельности:
- ;color:#000000">аналитическая;
- ;color:#000000">проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
- ;color:#000000">конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию
педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;
;color:#000000">-нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
;color:#000000">- исследовательская.
;color:#000000">Таким образом, под ;color:#000000">методической деятельностью ;color:#000000">следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
;color:#000000">Виды методической деятельности
;color:#000000">В ;color:#000000">основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. ;color:#000000">Вид методической деятельности ;color:#000000"> это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:
- ;color:#000000">анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
- ;color:#000000">методический анализ учебного материала;
- ;color:#000000">планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
- ;color:#000000">моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
- ;color:#000000">конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
- ;color:#000000">разработку методики обучения по предмету;
- ;color:#000000">разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
- ;color:#000000">управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
- ;color:#000000">рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
;color:#000000">Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.
;color:#000000">Освоение методической деятельности проходит через формирование ;color:#000000">методических умений. Умение ;color:#000000">это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций.
;color:#000000">Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она включает:
- ;color:#000000">Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.
- ;color:#000000">Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
- ;color:#000000">Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.
- ;color:#000000">Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
- ;color:#000000">Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.
- ;color:#000000">Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.
- ;color:#000000">Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.
- ;color:#000000">Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся.
- ;color:#000000">Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.
;color:#000000">10. Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.
;color:#000000">Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входят:
- ;color:#000000">Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.
- ;color:#000000">Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.
- ;color:#000000">Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.
- ;color:#000000">Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
- ;color:#000000">Умение применять методы теоретического и производственного обучения.
;color:#000000">6. Умение анализировать методические разработки.
;color:#000000">Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:
- ;color:#000000">Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.
- ;color:#000000">Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.
- ;color:#000000">Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
;color:#000000">Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.
;color:#000000">Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения учебного предмета «Методика профессионального обучения».
;color:#000000">Второй уровень применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.
;color:#000000">Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.
;color:#000000">Уровни и формы осуществления методической деятельности
;color:#000000">Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Нами выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывают процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия. На осознание значимости методической деятельности для результатов обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность методической деятельности педагога в этот период неявный характер методического компонента в общей структуре профессионально-педагогической деятельности.
;color:#000000">Осознание того, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты обучения. Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является ;color:#000000">субъектом непрофессиональной методической работы. ;color:#000000">Результатами его методической деятельность пользуются в основном учащиеся.
;color:#000000">Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ставит задачи обобщения и передачи методического опыта, что переводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.
;color:#000000">Методическая работа педагога превращается в ;color:#000000">профессиональную методическую деятельность, ;color:#000000">которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-пред-метных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д. Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов. В России таким институтом был Центральный институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г. Результатом его работы стала не только подготовка профессиональных рабочих и мастеров-инструкторов для подъема промышленности в то время, но и создание новой системы производственного обучения моторно-тренировочной, которая явилась впоследствии прототипом модульной системы производственного обучения. Благодаря профессионально выполненным методическим разработкам в производственное обучение впервые были внедрены письменный инструктаж, тренажерные комплексы для отработки практических приемов и т.п.
;color:#000000">Субъектами методической деятельности ;color:#000000">рассматриваемого уровня являются педагоги-технологи, которые разрабатывают для педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью.
;color:#000000">Педагог-технолог ;color:#000000">это специалист интегрального типа, органически сочетающий в себе функции деятельностного (образовательно-воспитательного) и метадеятельностного (организационно-методического) характера.
;color:#000000">Объектами деятельности ;color:#000000">такого специалиста являются макроструктуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, технологические программы развития региона. Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспроизводимости и продуктивны в практике обучения.
;color:#000000">Рис. 3. Схема взаимосвязей субъектов, объектов и результатов методической деятельности
;color:#000000">Продуктами методической деятельности ;color:#000000">данного уровня являются ;color:#000000">дидактико-методические комплексы, ;color:#000000">содержащие:
- ;color:#000000">системы обучения (в том числе системы профессионального
обучения); - ;color:#000000">региональные стандарты;
- ;color:#000000">учебные программы предметов;
- ;color:#000000">комплексы средств обучения;
- ;color:#000000">методы обучения;
- ;color:#000000">методики обучения отдельным предметам;
- ;color:#000000">технологии обучения.
;color:#000000">На рис. 3 показана схема взаимодействия субъектов, их взаимосвязей в методической деятельности разного уровня.
;color:#000000">Профессионал в сфере методической деятельности занимается проектированием, разработкой и конструированием образовательных систем, которые, с одной стороны, должны удовлетворять целям и задачам, системе требований общества и производства, а с другой обеспечивать практику обучения комплексом специально разработанных преподавателем учебно-программных средств.
Прежде чем рассматривать сущность методической деятельности педагога, покажем его основные характеристика как субъекта управления целостным педагогическим процессом. По мнению исследователей, главное в характеристике педагога - его компетентность в своей области деятельности. Под ней подразумевается осведомленность специалиста об условиях и технологиях решения возникающих профессиональных проблем, а также умение реализовать свои знания на практике.
Компетентность педагога профессионального обучения включает умения, связанные с: четкой постановкой цели; решением в ходе занятий задач воспитания, обучения и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве; привлечением внимания обучающихся к изучаемой различного вида содержательной учебной информации; учетом возраста, индивидуально-типологических особенностей обучающихся и уровня их интеллектуального развития; обеспечением индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения; построением своих взаимоотношений при решении педагогических задач на гуманной основе; сочетанием теории и практики в процессе преподавания; грамотным использованием в педагогической деятельности инноваций педагогической науки и практики; владением речью (темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность); критической оценкой результатов преподавания и учения; разнообразием своих занятий и избеганием шаблонности в их организации; целенаправленным применением современных педагогических технологий и средств информатизации образования.
Методическая деятельность в образовательных учреждениях - часть системы непрерывного профессионального образования педагогов. В педагогической литературе существует три точки зрения на методическую деятельность педагога.
1. Постоянное самообразование педагога, повышение уровня дидактической и методической подготовленности к координированию учебно-воспитательной работой, освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения студентов, обмен и передача накопленного педагогического опыта.
2. Повышение теоретического и практического уровня педагога в конкретной области знаний. В этом случае не усматривается специфика методической и обучающей деятельности по учебной дисциплине, а термины «методическая деятельность» и «обучающая деятельность» используются как синонимы.
3. Активное участие в семинарах, круглых столах, конференциях, проведении научных исследований и других, посвященных актуальным вопросам развития профессионального образования.
Таким образом, исходя из вышесказанного, методическая деятельность педагога - самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по дальнейшему совершенствованию своего педагогического потенциала, моделированию, проектированию, конструированию, прогнозированию и внедрению педагогически полезного дидактического обеспечения процесса обучения в образовательную практику, позволяющего осуществлять координацию обучающей и учебной деятельности по отдельной дисциплине или циклу дисциплин. Она по значимости занимает третье место вслед за преподаванием учебной дисциплины и воспитанием. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным учебным дисциплинам в разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, общая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, основных процедур выполнения методических разработок.
Методическая деятельность педагога осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной педагогической практикой. Основные направления, содержание и формы методической деятельности определяет ученый совет образовательного учреждения. Координационный центр и рабочий орган ученого совета - методический совет по той или иной области знаний.
Объектом методической деятельности педагога является формирование компетентных специалистов различного профиля. Предметом методической деятельности являются разнообразные методы и способы реализации и рефлексии процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретной учебной дисциплины. Эта деятельность проявляется опосредованно через педагогические продукты, созданные в ходе проектирования и конструирования.
Цель методической деятельности педагога - обеспечение и управление процессом воспитания, обучения и развития обучающихся.
К функциям методической деятельности педагога можно отнести следующие: аналитическая; проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания образования, управление обучающей деятельностью; конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбор, конструирование СУИ и выбор форм ее представления, ведущих к целенаправленному интеллектуально-эмоциональному взаимодействию педагога и обучающихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков); нормативная, связанная с определением и разработкой дидактического обеспечения, способствующего выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления целостного педагогического процесса в данном учебном заведении; исследовательская. Из вышеизложенного следует, что методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления представляет сложный мыслительный процесс.
К субъектам методической деятельности относятся педагог, обучающийся или коллектив педагогов. Высшими формами представления методического мастерства в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров педагогов, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Методическая деятельность педагога профессиональной школы
1.1 Сущность методической деятельности педагога
Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.
Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая - заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая деятельность» используются как синонимы.
Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности.
Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.
Цель методической деятельности - обслуживание практики обучения.
Функции методической деятельности:
аналитическая;
проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;
Нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
Исследовательская.
Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления - это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, - необходимо определить отличия в их предмете деятельности.
Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.
Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.
Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.
Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.
Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
1.2 Виды методической деятельности
обучение педагог методический
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:
анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
методический анализ учебного материала;
планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
разработку методики обучения по предмету;
разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.
Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение -- это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций.
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она включает:
Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.
Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.
Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.
Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.
Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.
Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся.
Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.
10. Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входят:
Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.
Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.
Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.
Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
Умение применять методы теоретического и производственного обучения.
Умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:
Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.
Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.
Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения учебного предмета «Методика профессионального обучения».
Второй уровень-- применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.
Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.
1.3 Уровни и формы осуществления методической деятельности
Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Нами выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывают процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия. На осознание значимости методической деятельности для результатов обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность методической деятельности педагога в этот период - неявный характер методического компонента в общей структуре профессионально-педагогической деятельности.
Осознание того, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты обучения. Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является субъектом непрофессиональной методической работы. Результатами его методической деятельность пользуются в основном учащиеся.
Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ставит задачи обобщения и передачи методического опыта, что переводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.
Методическая работа педагога превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д. Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов. В России таким институтом был Центральный институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г. Результатом его работы стала не только подготовка профессиональных рабочих и мастеров-инструкторов для подъема промышленности в то время, но и создание новой системы производственного обучения - моторно-тренировочной, которая явилась впоследствии прототипом модульной системы производственного обучения. Благодаря профессионально выполненным методическим разработкам в производственное обучение впервые были внедрены письменный инструктаж, тренажерные комплексы для отработки практических приемов и т.п.
Субъектами методической деятельности рассматриваемого уровня являются педагоги-технологи, которые разрабатывают для педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью.
Педагог-технолог - это специалист интегрального типа, органически сочетающий в себе функции деятельностного (образовательно-воспитательного) и метадеятельностного (организационно-методического) характера.
Объектами деятельности такого специалиста являются макроструктуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, технологические программы развития региона. Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспроизводимости и продуктивны в практике обучения.
Рис. 3 Схема взаимосвязей субъектов, объектов и результатов методической деятельности
Продуктами методической деятельности данного уровня являются дидактико-методические комплексы, содержащие:
системы обучения (в том числе системы профессионального обучения);
региональные стандарты;
учебные программы предметов;
комплексы средств обучения;
методы обучения;
методики обучения отдельным предметам;
технологии обучения.
На рис. 3 показана схема взаимодействия субъектов, их взаимосвязей в методической деятельности разного уровня.
Профессионал в сфере методической деятельности занимается проектированием, разработкой и конструированием образовательных систем, которые, с одной стороны, должны удовлетворять целям и задачам, системе требований общества и производства, а с другой - обеспечивать практику обучения комплексом специально разработанных преподавателем учебно-программных средств.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Сущность методической деятельности педагога. Виды методической деятельности. Уровни и формы осуществления методической деятельности. Предметные (цикловые) методические комиссии. Основные направления деятельности. Массовые формы методической работы.
курсовая работа , добавлен 12.01.2009
Понятие профессиональной компетентности. Современная система профессионально-методической подготовки педагога-химика. Формирование технологических знаний и умений, специальных профессиональных качеств. Готовность учителя к технологизации обучения химии.
статья , добавлен 11.09.2013
Изучение сути методической деятельности педагога - обучение, развитие, воспитание учащихся, посредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательного процесса. Структура управления методической работы в средней школе.
реферат , добавлен 19.01.2010
Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей. Основные функции методической службы. Методическая система образовательного учреждения. Основы управления методической работой. Содержание деятельности методиста УДОД.
курс лекций , добавлен 12.11.2008
Состояние методической службы в дошкольном образовательном учреждении. Руководство методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода. Роль темперамента в профессиональной деятельности. Диагностика организации методической работы в ДОУ.
курсовая работа , добавлен 20.02.2010
Педагогический процесс как динамическая система. Структура педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Структура профессиональной компетентности педагога. Характеристика основных групп педагогических умений.
реферат , добавлен 25.11.2010
Теоретические основы изучения сущности профессиональной деятельности педагога. Особенности ведения документации педагога-психолога. Развитие навыков взаимодействия участников образовательного процесса. Профилактика конфликтного поведения детей и взрослых.
реферат , добавлен 06.11.2012
Сущность профессиональной деятельности социального педагога, ее принципы и особенности. Функции и направления деятельности социального педагога образовательного учреждения. Предупреждение отклоняющегося (девиантного) поведения детей и подростков.
презентация , добавлен 04.03.2014
Совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда. Структура профессиональной компетентности. Профессиональная идентичность и этика педагога. Теоретическая готовность к педагогической деятельности. Организаторские умения педагога.
Методическая деятельность педагога: объекты методической работы, предметы методических разработок и результаты методической деятельности.
Объектом м.д. педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.
Предмет м.д. составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.
Субъектами м.д. являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.
Продуктами {результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.
Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
Виды методической деятельности
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности.
Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:
Анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
Методический анализ учебного материала;
Планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
Моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
Конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
Разработку методики обучения по предмету;
Разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
Управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
Рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является субъектом непрофессиональной методической работы. Результатами его методической деятельность пользуются в основном учащиеся.
Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.
Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения учебного предмета «Методика профессионального обучения».
Второй уровень - применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.
Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.
Методическая работа педагога превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д.
Педагоги-технологи разрабатывают для педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью.
Педагог-технолог специалист интегрального типа, органически сочетающий в себе функции деятельностного (образовательно-воспитательного) и метадеятельностного (организационно-методического) характера.
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме Методическая деятельность педагога профессионального обучения.:
- 16.Средства обучения в деятельности педагога профессионального обучения. Учебно-методический комплекс по предмету (УМК) профессионального цикла.
- 15. Методический анализ в профессиональном обучении. Сущность методической деятельности педагога
- Индивидуальная методическая работа педагога профессионального обучения. Разработка методических материалов. Самообразование.
- Методика профессионального обучения как область научно-педагогических знаний, общепрофессиональная дисциплина и нормативный способ деятельности педагога профессионального обучения.