Что входит в общую часть конституционного права. Общая характеристика системы конституционного права: понятие и основные элементы

Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закреплённые в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.

Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права.

Отрасль права - не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи; Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.

Как отмечалось выше, не всякие комплексы конституционно-правовых норм, образующие институт, рассматриваются как самостоятельная часть конституционного права, основной элемент его системы. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определенным внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные группы, предопределяются в своей основе предметом регулирования соответствующих норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.

Поскольку общественные отношения связаны с разными сферами жизни, каждая из которых имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не проявлять соответствующие им специфические свойства.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.

Все эти особенности регулируемых нормами общественных отношений предопределяют систему отрасли, но не являются ее основой.

Критерием же систематизации конституционно-правовых норм могут быть лишь факторы, свойственные, самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям. Эти факторы, естественно, вытекают из содержания самих регулируемых данными нормами общественных отношений, предопределяющих особенности правового воздействия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров.

Поэтому каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:

  • - по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;
  • - по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;
  • - по характеру направленности конституционно-правового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения;
  • - по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других - всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;
  • - по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;
  • - по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;
  • - по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;
  • - по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционно-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования; по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;
  • - по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;
  • - по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.

Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее составных частей, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.

В основе такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение тех сфер общественных отношений, которые являются предметом регулирования нормами конституционно-правовых институтов. Однако это соотношение может рассматриваться лишь как первичная, исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу. Правовая основа заключается в том, что между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и политико-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы - о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Система конституции - категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции - лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.

Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а, следовательно, и своеобразного круга субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям, как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.

И система отрасли конституционного права, и система конституции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они развиваются, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.

На каком-то этапе конституция и отрасль конституционного права могут отставать от объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых условий происходит существенная перестройка систем отрасли и конституции. Это находит свое выражение в принятии новой конституции, изменении ее системы. Претерпевает изменения и система отрасли. Такой процесс произошел на данном этапе развития конституционного права России с принятием Конституции 1993 года. Она определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в целом и, особенно на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов.

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм.

Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.

Первичным звеном системы отрасли права всегда выступает правовая норма. Как мы уже знаем совокупности конституционно-правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные блоки общественных отношений, называются конституционно-правовыми институтами.

Необходимо отметить, что система конституционно-правовых институтов также представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.

Основными критериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга выступают несколько признаков:

1) круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института;

2) специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм;

3) круг источников, содержащих нормы правового института.

В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права.

Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений - объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:

1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на пединституты:

1) основные принципы отношений человека и государства:

2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.


2. Институт прав и свобод человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения.

Составные части института прав и свобод человека:

1) гражданство;

2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;

3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов - адресатов норм института федеративного устройства - состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления. Структура института включает следующие части:

1)Президент РФ;

2) Федеральное Собрание Российской Федерации;

3) Правительство РФ;

4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;

5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

6. Институт местного самоуправления. Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации и др.).

7. Институт Конституции. Конституция - самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.

Систему конституционного права можно построить и по другому основанию, выделив в нем две большие части : материальное конституционное право и процессуальное конституционное право. Нормы материального конституционного права определяют содержание правового регулирования тех или иных общественных отношений. Нормы процессуального конституционного права направлены на воплощение в жизнь материальных норм путем установления процедуры их реализации.

В процессуальном конституционном праве можно выделить несколько видов процесса:

1) законодательный процесс - совокупность правовых норм, регулирующих порядок инициативы, рассмотрения, принятия, вступления в силу законодательных актов;

2) избирательный процесс - порядок организации и проведения выборов как формы реализации избирательных прав граждан;

3) производство по делам о гражданстве - порядок рассмотрения и разрешения дел, связанных с приобретением и прекращением гражданства Российской Федерации;

4) конституционное судопроизводство - порядок осуществления Конституционным Судом правосудия по конституционным делам.

От системы конституционного права следует отличать систему конституционного законодательства, то есть структурированную совокупность нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы. Система конституционного законодательства определяется системой конституционного права, но не совпадает с ней.

Система конституционного права России – это комплекс особых юридических актов. Они направлены на охрану основных интересов и свобод людей. Для реализации данной задачи создана определенная структура госвласти. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет система конституционного государственного права России.

Общие сведения

Система конституционного права России как отрасли права, касающейся другой сферы человеческих отношений, имеет свои особенности. Однако среди всех областей именно она занимает ведущее место. Собственно, система отрасли конституционного права России выступает в качестве фундамента для остальных юридических сфер страны. В этом состоит ее главная задача.
Любые принимаемые законодательные акты должны соответствовать тем положениям, которые предусматривает система конституционного права России. Как отрасли права могут существовать без учета принципов, заложенных в Основном Законе? Это невозможно. Более того, в демократической стране не может действовать законодательство, противоречащее основополагающим актам. Формы, в которых находит свое выражение система конституционного права России, его источники имеют высшую юридическую силу. К ним, в частности, относят Указы, Законы, Постановления. Основным источником является Конституция. В качестве критериев для формирования всей структуры выступают определенные группы актов. Они именуются институтами конституционного права. Эти группы регулируют сравнительно самостоятельные сферы отношений внутри рассматриваемой области.

Система конституционного права России: кратко о месте в общей юридической сфере

Акты и положения Основного Закона регулируют те или другие общественные отношения в общих чертах. Система источников конституционного права России является фундаментом, исходной базой для прочих сфер: уголовного, гражданского, семейного, финансового и других законодательств. При этом Основы выступают в качестве ядра, вокруг которого объединены все компоненты структуры. Система конституционного права России играет стимулирующую и направляющую роль. Под ее влиянием осуществляется координация деятельности и развития каждого элемента. Играя роль ядра, система конституционного права России выступает в виде той основы, во исполнение и в соответствии с которой регулируются общественные отношения, законотворческая и исполнительная деятельность власти. Таким образом, абсолютно все юридические сферы базируются на Основах, исходят из них, развивают их положения. При этом законы, регулирующие эти области, должны соответствовать диспозициям, которые присутствуют в конституционных нормах. Они выступают не просто в качестве юридических актов. Нормы Конституции имеют высшую силу, и законы, реализуемые на территории России, не должны им противоречить.

Соотношение с Основами

Это один из важнейших вопросов в характеристике рассматриваемой сферы. Система конституционного права России, несомненно, объемнее и шире непосредственно самих Основ. Здесь стоит отметить, что наименования некоторых компонентов совпадают. Однако сфера их влияния различна. Так, например, институт федеративной структуры в Конституции отражен в виде ее норм, в системе конституционного права он, кроме прочего, включает в себя и другие акты Основного Закона, уставов субъектов и федеральных законов. Примерами могут выступать ФЗ "О национальной культурной автономии", договоры между органами госвласти страны и ее регионами и так далее.

Система конституционного права России: институты и нормы

Эта сфера также имеет свои особенности. Непосредственно в Конституции определены относительно самостоятельные правовые институты. В качестве них, в частности, выступает Президент, Правительство, Федеральное собрание, местное самоуправление, судебная власть. Система конституционного права России объединяет их все в одну структуру - госвласти и местного самоуправления. Из ее элементов при этом можно выделить более широкие, комплексные компоненты. Они, в свою очередь, включают в себя более узкие конституционно-правовые институты.

Комплексные элементы

В качестве такого института, например, выступает Федеральное Собрание. В него, в свою очередь, включены Госдума и Совет Федераций. Вместе с этим каждая палата Парламента может считаться комплексным институтом относительно, например, депутатов, комитетов, председателя. В одной такой структуре могут быть объединены акты, которые обладают различной юридической силой. Например, в составе института Госдумы присутствуют нормы Регламента и Конституции. Вместе с этим один и тот же акт может относиться к тому или другому элементу рассматриваемой структуры. Так, например, по ст. 102 Основ в компетенцию Совета Федерации относится, в числе прочего, назначение и освобождение от должности Генпрокурора РФ. Данная норма относится к конституционно-правовым институтам СФ и Прокуратуры.

Критерии разграничения

В качестве основных признаков, позволяющих отделить конституционно-правовые институты, выступают:

В юридических изданиях нет единого подхода к разделению конституционно-правовой отрасли на институты. Общепринятой, однако, считается классификация в соответствии со строением Основного Закона.

Главные категории

В конституционно-правовой системе выделяются институты, которые считаются основными элементами отрасли. Они объединяют акты, которые закрепляют:

  • Федеративное устройство.
  • Фундамент конституционного строя.
  • Структуру госвласти и местного самоуправления.
  • Основы юридического статуса гражданина и человека.

Такое строение согласуется с внутренней системностью сфер общественных взаимодействий, которые составляют предмет конституционного права. В каждой категории отношений присутствует своя специфика. Они отличаются по субъектам, объектам, мере и форме должного юридического воздействия, а также по его характеру. Данные особенности общественных взаимодействий, регулируемых нормами, предопределяют конституционно-правовую систему, однако они не выступают в качестве ее основы.

Критерии структуризации

В качестве них выступают факторы, которые свойственны непосредственно самой форме права, его нормам и их особенностям. Эти критерии исходят из содержания общественных отношений. Они, в свою очередь, предопределяют особенности юридического влияния на них, механизма регулирования, объема воздействия и прочих качественных параметров.

Соотношение элементов

Системный анализ отрасли конституционного права предусматривает не только выявление ее компонентов. В рамках данной деятельности немаловажным является и обоснование соотношения ее элементов, определение позиции каждого из них. Такой подход базируется на взаимодействии сфер общественных отношений, которые выступают в качестве предмета регулирования нормами правовых конституционных институтов. Следует, однако, отметить, что данное соотношение необходимо рассматривать как первичную, исходную основу. Она определяет структуру всей отрасли. Ее юридическое обоснование заключено в том, что между элементами существует такая форма взаимодействия, в соответствии с которой акты одного сегмента образуют предпосылки для действия актов другого, определяя их содержание и направленность.

Иерархия

Нормы института, закрепляющего основы конституционного устройства, находятся на первом месте. Это обусловлено тем, что они содержат исходные начала юридического регулирования. Они реализуются нормами прочих конституционных институтов. Следующее место занимает сегмент, устанавливающий основы статуса гражданина и человека, его юридические возможности, обязанности и свободы. Такая позиция обуславливается тем, что названные категории признаются властью высшей ценностью. Защита свобод и интересов считается основной целью деятельности общественных и административных структур. Конституционный правовой институт, закрепляющий посредством своих норм федеративное устройство, формирует предпосылки для создания системы органов госвласти. Акты, издающиеся в ее рамках, устанавливают национальные и территориальные образования. В соответствии с ними выстраивается структура госорганов.

Классификация

Самое общее, первичное деление норм на институты определяет Конституция. Разделы Закона выступают в качестве основ для формирования конституционно-правовой системы. Поскольку в качестве основного критерия разделения права на институты выступает присутствие в ней сравнительно обособленных категорий общественных отношений, классификация выглядит соответствующим образом. Многие элементы занимают промежуточную позицию. Институты, имеющие межотраслевой характер, регламентируются нормами прочих правовых отраслей. Так, например, в управлении структурой избирательного процесса участвуют административные акты, общественные отношения находятся под влиянием гражданского законодательства и так далее.

Специфика предписаний

Правовая норма выступает в качестве первичного звена системы. Правила, установленные в ней, характеризуются:

Любое предписание имеет собственную структуру. Не являются исключением и конституционно-правовые нормы. Как и в других предписаниях, в них содержится три элемента:

  • Санкция . Она должна быть непременно выражена и закреплена в норме.
  • Диспозиция . Она выступает в качестве непосредственно предписания.
  • Гипотеза . Этот элемент не всегда находит внешнее выражение в норме. Тем не менее она, как и остальные два элемента, в обязательном порядке присутствует в предписании.

Конституционно-правовые нормы представляют собой абстрактные, общеобязательные, формально-определенные в соответствующих актах правила. Они установлены и охраняются властью. Их основной направленностью является регулирование отношений, составляющих предмет конституционно-правовой системы, посредством установления обязанностей и юридических возможностей их участников. Наличие в предписании указанных выше трех элементов считается обязательным. Отсутствие в нормативном акте диспозиции – непосредственно самого правила, модели поведения либо санкции за нарушение – будет свидетельствовать об отсутствии как таковой нормы конституционно-правовой системы.

Система конституционного права как отрасли права.

Система конституционного права как отрасли российского права - это совокупность элементов составляющих конституционное право как отрасль российского права.

Система КП как отрасли:

Конституционно-правовые институты, такие как:

Институт основ конституционного строя.

Институт основ государственного устройства.

Институт государственной власти.

Институт местного самоуправления.

Институт основ правового статуса личности.

Институт гражданства РФ.

Конституционно-правовые нормы, регулирующие институты конституционного права.

Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.

Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права <*>.

Отрасль права - не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.

Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определенным внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные группы, предопределяются в своей основе предметом регулирования соответствующих норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.

Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее составных частей, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.

Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и политико-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы - о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Система конституции - категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции - лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.

Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразного круга субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) систему органов государственной власти и органов местного

Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Нормы этого института:

1) воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства;

2) как правило, не порождают конкретных правоотношений;

3) определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;

4) адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;

5) имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;

6) устанавливаются преимущественно в конституционной форме;

7) являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;

8) предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей "включение" всех отраслей права;

9) призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.

Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.

Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:

1) воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;

2) реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;

3) входят в сферу взаимоотношений государства и личности;

4) включают в качестве субъекта права человека (гражданина) как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;

5) предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;

6) предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

Нормы института, который определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:

1) это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;

2) в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;

3) преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;

4) для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Конституционное право содержит множество правовых норм. Они различны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Конституционное право РФ - это единая отрасль , которая включает конституционно-правовые нормы, закрепленные в Конституции , законах и иных нормативных правовых актах.

Общность и единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения её суверенитета и верховенства Основного закона.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России . Они составляют важную часть действующего механизма правового регулирования системы общественных отношений в каждом субъекте РФ. Федеральное и региональное законодательство органически соединены в правовом воздействии на сферы отношений, которые составляют предмет единого конституционного права.

Отрасль права - это не простой набор норм, а между ними существуют сложные системные связи. Выявить данные зависимости сложно без глубокого исследования внутренней структуры, которая характерна системе конституционного права.

При этом конституционное право , будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложным образованием. Система отрасли проявляется в её внутреннем строении, обусловленном связями, которые возникают между её положениями и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты). В системе отрасли конституционного права отражаются главные нити взаимосвязи конституционно-правовых норм.

В системе конституционного права можно выделить ряд институтов . Они представляют собой основные элементы отрасли и объединяют установления, которые закрепляют их. К институтам конституционного права относят:

Основы конституционного строя;

Основы правового статуса человека и гражданина;

Федеративное устройство государства;

Систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Подобное строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системе сфер общественных отношений, которые составляют его предмет.

Каждый институт рассматриваемой отрасли права характеризуется особыми чертами , которые характерны именно его установлениям.

Различия , отражающие специфику каждого из названных институтов , можно проводить:

по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Подобное воздействие может осуществляться в виде закрепления, установления, регулирования, допущения и т.д.;

по особенностям механизма действия конституционных установлений, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, напротив, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;

по характеру направленности конституционно-правового регулирования . Положения одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, установления других - конкретно регулируют определенные общественные отношения;

по субъектному составу . Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам, а других - направлены всем субъектам права;

по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм , формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, в других - конкретное воздействие на субъекта, который нарушает установления Конституции, посредством отмены неправомерных актов и действий;

по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм . В одних институтах установления имеют конституционную форму выражения, в других - преобладающая их часть выражена в текущем законодательстве;

по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - положения конкретного регулирующего действия;

по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании системы конституционных установлений. При этом нормы некоторых конституционо-правовых институтов имеют установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционного регулирования. Положения других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;

по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. Общая целенаправленность конституционного регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт;

по функциям , которые характерны каждому конституционно-правовому институту. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем влиянии отрасли на предмет правового регулирования;

по принципам , которые свойственны каждому из конституционно-правовых институтов.

Указанные специфические предопределяют характер каждого института конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

При характеристике системы конституционного права большое значение имеет её соотношении с системой конституции , которая является основным источником отрасли.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она познается и формулируется путем теоретических исследований, и поэтому субъективный фактор играет главную роль при характеристике её составных элементов.

Система конституции - это субъективная категория, так как систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако он осуществляет её не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, которые имеются в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Принятая в конституции систематизация норм полностью не совпадает со структурой отрасли конституционного права . При этом основы систем общие, но принципы их формирования имеют особенности .

Система отрасли включает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции - это лишь часть этих норм, которые составляют фундамент всего конституционно-правового регулирования.

Для системы отрасли в сравнении с системой конституции характерен более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, которые определяют систему органов государственной власти, принципы их организации и т.д. Они рассредоточены по конституциям как РФ, так и республик в её составе, по уставам других субъектов Федерации.

И система отрасли конституционного права , и система конституции не останавливаются в процессе трансформации. Они развиваются , отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, который объективно обусловлен потребностями социальной реальности.

  • Назад