Источников региональные нормативно правовые акты. Региональное законодательство и муниципальные правовые акты

В юридической системе России многообразие источников права очень велико. Но в основе ее лежит и такое понятие, как нормативно-правовой акт. Какова специфика их издания и какие есть разновидности данных источников права? Можно ли интерпретировать термин НПА разными способами? Какими именно?

Традиционное видение природы НПА

Некоторые юристы считают типичным следующее определение термина «нормативно-правовой акт». Это документ в письменном виде, который принят субъектом права (госорганом, структурой местного самоуправления или учреждением прямой демократии) с целью выражения велений власти и регулирования отношений в обществе.

Главное свойство нормативно-правовых актов (или сокращенно НПА) - это нормативность. Также такие источники наделены свойством не подлежащей оспариванию легитимности.

Научное видение природы НПА

В среде ученых-юристов есть мнение, что НПА - это письменный документ, который выражает официальное волеизъявление органа государственной власти, касающееся установления, корректировки либо отмены тех или иных норм права (правил общеобязательного характера, которые подлежат многократному применению).

Официальное видение природы НПА

В среде государственных органов власти используются образцы иных определений того, что такое нормативно-правовой акт. По одному из них, НПА - это акт, содержащий правовые нормы и установления, которые рассчитаны на длительное (как правило) использование и распространяемые на неопределенный (или очень широкий) круг лиц.

Верховный Суд РФ на одном из пленумов также дал определение НПА. По мнению судей, акты уполномоченных органов власти или должностных лиц, которые устанавливают правовые нормы или правила поведения, направленные в адрес неопределенного круга лиц и подлежащие многократному применению вне зависимости от наличия или отсутствия правоотношений, регулируемых актом, признаются нормативно-правовыми.

Классификация НПА

Есть разные виды НПА. Оснований для их классификаций несколько. Одно из них зависит от того, каким правовым положением обладает субъект, издающий законы (занимающийся правотворчеством). Система нормативных актов, принятая в России, подразумевает следующую классификацию источников права по критерию, о котором идет речь:

  • Это акты государственных органов (от лица Правительства России, региональной или муниципальной структуры исполнительной власти).
  • Это своды норм, издаваемые (а также корпорациями).
  • Это совместные нормативные акты (которые госорганы издают, объединив усилия, к примеру, с корпорациями).
  • Это источники права, принятые на референдумах путем прямого волеизъявления народа.

Виды НПА могут различаться по географии применения. Есть федеральные нормативные правовые акты, источники права субъектов, а также законы, издаваемые муниципалитетами, и (корпоративные, на уровне учреждений). Еще одно основание для классификации НПА - срок действия. Есть документы, срок действия которых не определен, а есть временные источники норм.

НПА и акты применения права

Некоторые юристы разграничивают понятие НПА и такое явление, как акт применения права. Различия этих двух документов могут быть в следующих нюансах.

  • Во-первых, нормативно-правовые акты рассчитаны на управление типичными, относительно часто встречающимися общественными отношениями. Акты применения права управляют частными ситуациями, создают прецеденты. Пример - ГК РФ - это НПА, а решение мэрии касательно назначения ответственных по вопросу озеленения города - акт применения права.
  • Во-вторых, имеет значение то, на кого направлено действие источника права.

Нормативно-правовые акты, как правило, не персонифицированы. Они адресованы неопределенному количеству людей. Акты применения права имеют индивидуальную направленность. НПА может устанавливать, корректировать или отменять какие-либо не обладает подобными свойствами. Он может быть частью правоприменительного процесса, относящегося к предписаниям нормативно-правовых актов.

НПА и ненормативные правовые акты

Ряд экспертов считает необходимым разграничивать понятия НПА и «ненормативные правовые акты». Критерии таковы. Нормативный акт - это результат законотворческой работы органов власти и должностных лиц. В них есть правила и нормы общеобязательного характера, не персонифицированные, рассчитанные на применение в течение долгого срока. Ненормативные акты не содержат ни одного из перечисленных признаков. Одно из возможных их определений - «предписания, ограниченные во времени и адресованные конкретным субъектам».

В то же время есть мнение, что ненормативные акты более строги и задают однозначные предписания с указанием юридических последствий для конкретного лица или группы. ГПК РФ содержит нормы, по которым человек, посчитавший, что ненормативный правовой акт, изданный в его адрес, нарушает и свобод, может оспорить свои обязательства, наступившие согласно содержанию акта.

Сфера регулирования федеральных законов

Один из ключевых типов федеральных НПА в России - законы. К их сфере регулирования, как считают некоторые юристы, относятся следующие ключевые вопросы:

К сфере регулирования ФЗ относятся вопросы федеративных отношений. Это управление демократическими процессами (выборами разных уровней, референдумами).

Правовые акты РФ федерального уровня отвечают за ратификацию или денонсацию соглашений, подписанных Россией с другими государствами. Федеральные законы регулируют бюджетную политику, сбор налогов, пошлин. ФЗ - источники норм, касающихся национальной безопасности, военной политики. На федеральном уровне решаются ключевые вопросы в отношении системы правосудия, решения гражданских споров, работы арбитражей, адвокатов и юристов. Федеральные законы призваны регулировать самые разные сферы общественной жизни и государственного строительства. Есть ФЗ «Об акционерных обществах», есть похожий акт, регулирующий деятельность ООО. Некоторые юристы допускают классификацию ФЗ на два вида - текущие акты и кодифицированные.

Конституция - акт с высшей юридической силой

Самый главный российский НПА - это Конституция. Он обладает высшей юридической силой. Этот источник права наделен учредительным характером: предписания и нормы, содержащиеся в Конституции, являются основой для абсолютно всех остальных правовых актов, издаваемых в России. Издает этот источник права не кто иной, как российский народ. Конституция - не только юридически значимый документ. Это основа хода ключевых социальных и политических процессов. Она выражает общественное согласие людей, каждый из которых может обладать совершенно уникальным политическим интересом. В Конституции РФ закреплены ключевые характеристики государственного устройства, структуры органов власти, отношений между населением страны и общественно-политическими институтами.

Специфика федеральных конституционных законов

Подвид ФЗ - конституционные законы. Они обладают некоторой спецификой. Эти законы принимаются с целью регулирования процессов, о которых прямо говорится в Конституции страны. Среди таковых, например, статус ключевых государственных институтов. Их деятельность регулируют конституционные законы - «О Правительстве», «О Конституционном Суде» и им подобные. Есть акты, регулирующие введение или отмену статусов, влияющих на степень суверенности государства. В числе таковых закон о введении военного положения. Федеральные конституционные законы России вводят правила и нормы, касающиеся административно-политического устройства страны, определяют правила, по которым в состав федерации могут приниматься новые субъекты. Юридическая сила конституционных законов выше, чем у обычных федеральных (согласно Статье 76-й Конституции). Эти акты принимаются в более строгом порядке. Например, чтобы утвердить или скорректировать конституционный закон, проголосовать «за» должны не менее 60% членов Совета Федерации и, как минимум, две трети депутатов Госдумы.

Законы субъектов Федерации

Каждый из субъектов РФ - будь то автономный округ, край, область или республика - имеют право издавать собственные законы. Подобные нормативные правовые акты принимаются законодательным или субъекта (чаще всего, это государственный совет). Акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации, призваны регулировать вопросы, касающиеся ключевых направлений социального политического и экономического развития региона.

Главный критерий - соответствие принимаемого закона Конституции РФ и иным, обладающим более высокой юридической силой НПА. Пример: есть ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Нормы, прописанные в нем, должны быть учтены при формировании законодательной базы, касающейся работы муниципалитетов субъектов Федерации. Если, скажем, государственный совет Республики Татарстан примет свой закон о местном самоуправлении, то содержащиеся в нем нормы не должны противоречить ФЗ, который указан выше. Некоторые юристы считают, что действие НПА, принимаемых госорганами субъектов Федерации, не может распространяться на гражданские правоотношения, так как они вне предметов ведения региональных структур.

Особенности муниципальных правовых актов

Муниципальные правовые акты отличаются от НПА федерального и регионального уровня тем, что действуют только на определенной территории - города, округа, района. Систему правовых актов муниципального уровня составляют следующие источники:

  • устав территориальной единицы;
  • источники права, изданные локальным органом представительной власти;
  • акты, принятые мэром, администрацией и иными должностными лицами (в соответствии с уставом).

Муниципальные могут быть приняты населением на локальном референдуме или сходе. Примечателен факт, что эти НПА имеют одинаковую юридическую силу с уставом. Более того, несколько лет назад Минюст России издал приказ, регулирующий соотношение муниципального устава на этапе его государственной регистрации и источников права, утвержденных на народном сходе. Если в утверждаемом уставе есть нормы, противоречащие тем, что содержатся в НПА, принятых на референдуме, то он признается не соответствующим Конституции России и не может быть зарегистрирован.

Международные законы РФ

Есть особый тип нормативно-правовых актов - ФЗ о ратификации или денонсации международных соглашений России. Они принимаются на основе положений Статьи 106-й Конституции. Данные законы имеют специфическую процедуру принятия, но являются полноценной частью национальной правовой системы. Опубликование нормативно-правовых актов этого типа идет через Бюллетень международных соглашений. Статья 15-я Конституции гласит, что договоры, подписанные РФ с другими странами, более приоритетны перед национальным законодательством. И потому некоторые юристы называют такие НПА высшими в иерархии федеральных законов.

Правительственные НПА

Нормативные акты Правительства РФ издаются в соответствии со статьей 115-й Конституции, а также согласно нормам конституционного закона «О правительстве». Какова правовая природа правительственных НПА? С целью исполнения предписаний Конституции, ФЗ, указов главы государства Правительство России издает особые формы документов - постановления, распоряжения, а также следит за их исполнением. Акты, издаваемые Правительством, тем самым подзаконны. Они должны полностью соответствовать Конституции и другим источникам права федерального уровня. Постановления, по мнению некоторых юристов, - наиболее значимый вид правительственных НПА. Эти источники регулируют ключевые вопросы, находящиеся в компетенции исполнительной власти России. Распоряжения - это нормативно-правовые акты, регулирующие текущие вопросы. Оба вида правительственных источников права принимаются, как правило, Президиумом, но в некоторых случаях издавать их может сам Премьер-министр России.

Региональные подзаконные акты - это постановления, распоряжения, приказы и иные акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ в развитие федеральных и региональных законодательных актов, а также в целях реализации указов Президента РФипостановлений Правительства РФ.

Акты органов местного самоуправления

Конституцией РФ определено, что органы местного самоуправленияне входят в систему государственной власти (ст. 12). В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Кроме того, к вопросам ведения муниципалитетов законами могут передаваться дополнительные полномочия, с выделением соответствующих материальных и финансовых средств. При этом реализация переданных полномочий находится под контролем государства.

Соответственно, главами и представительными органами муниципальных образований могут издаваться акты по вопросам, отнесённым к их ведению, являющиеся обязательными для исполнения на территории муниципалитета. При этом акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции РФ и законодательству (включая федеральное и региональное).

Отрасли права

Конституционное право России

Конституционное право - совокупность норм права, регулирующих отношения в сфере основ государственного и общественного строя, правового положения личности, организации системы органов публичной власти.

Административное право

Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельностиорганов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства имуниципальных образований.

Во многих странах именуется управленческим правом. В дореволюционной Россииданная отрасль права именовалась также полицейским правом .

Гражданское право

Гражданское право - отрасль права, регулирующаяимущественные, а такжеличные неимущественныеобщественные отношенияна основе принциповравенства,неприкосновенности всех форм собственностиисвободы заключения договорових участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты .

Уголовное право

Основная статья: Уголовное право Российской Федерации

Уголовное право - отрасльроссийского права, регулирующаяобщественные отношения, связанные с совершениемпреступных деяний, назначениемнаказанияи применениеминых мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения куголовной ответственностилибоосвобождения от уголовной ответственностиинаказания.

Гражданское процессуальное право

Гражданское процессуальное право - отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующихобщественные отношения, возникающие междусудоми иными участникамисудебного производствав ходе осуществленияправосудияпогражданским делам, а такжеисполнениясудебных постановлений.

Гражданским процессуальным правом именуются также юридическая наукаиучебная дисциплина, предметом которых являются правовые нормы, регулирующие отношения в сфереправосудия по гражданским делам.

Арбитражное процессуальное право

Арбитражное процессуальное право - совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность арбитражного судаи других участников судебного процесса в ходе отправления правосудия по спорам между юридическими лицами и иным делам, рассмотрение которых отнесено законом к компетенцииарбитражных судов.

Отдельными учёными-процессуалистами арбитражное процессуальное право рассматривается в качестве подотрасли гражданского процессуального права, а арбитражный процесс - в качестве разновидностигражданского процесса.

Арбитражным процессуальным правом именуются также юридическая наукаиучебная дисциплина, предметом которых являются правовые нормы, регулирующие отношения при отправлении правосудия по делам, отнесённым к компетенции арбитражных судов.

Регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, происходит путем издания правовых актов на федеральном, региональном, местном и локальном уровнях.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти относится издание нормативных правовых актов, которые устанавливают:

1) основные направления государственной политики в сфере труда;

2) основы правового регулирования отношений, составляющих предмет трудового права;

3) обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников;

4) порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

5) основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

6) порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

7) принципы и порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих такой надзор;

8) порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

10) порядок и условия ответственности сторон трудового договора;

11) виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

12) систему государственной статистической отчетности по вопросам труда;

13) особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

По перечисленным вопросам федеральные органы государственной власти осуществляют собственное правовое регулирование. Причем каждый из перечисленных вопросов может быть урегулирован отдельным нормативным правовым актом федерального органа государственной власти. Однако регулирование перечисленных вопросов нельзя признать исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти. В ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Тогда как ст. 2 Конституции РФ провозглашает права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, высшей ценностью. Поэтому субъекты Российской Федерации не могут быть лишены возможности в пределах имеющихся у них полномочий создавать дополнительные в сравнении с федеральным законодательством льготы для работников.

В ч. 2 ст. 6 ТК РФ сказано о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты в сфере труда по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Но при этом они вправе устанавливать более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с федеральным законодательством при условии обеспечения бюджетных расходов за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами при издании субъектом Российской Федерации нормативного правового акта по вопросам, отнесенным к компетенции федеральных органов государственной власти, являются:

Установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с федеральным законодательством;

Обеспечение бюджетных расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

По вопросам, которые не отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти, субъекты Российской Федерации могут принимать отдельные законы и иные нормативные правовые акты. Принятие отдельных нормативных актов по вопросам, которые отнесены к ведению федеральных органов государственной власти, субъектами Российской Федерации ст. 6 ТК РФ не допускает. То есть субъект Российской Федерации не вправе издавать отдельный нормативный правовой акт, предметом регулирования которого будет один из вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти. Однако субъекты Российской Федерации не лишены права принятия нормативных правовых актов, направленных на регулирование комплекса вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, с соблюдением перечисленных юридически значимых обстоятельств.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации относятся к региональному законодательству. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом в Конституции РФ указаны два центра, имеющие полномочия разрабатывать трудовое законодательство: федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с чем федеральное и региональное законодательство следует включать в централизованное регулирование отношений, составляющих предмет трудового права.

В ст. 7 ТК РФ органам местного самоуправления предоставлено право принимать акты, имеющие в своем содержании нормы трудового права. Такие акты относятся к местному регулированию отношений в сфере труда. Возможности органов местного самоуправления по принятию актов, регулирующих отношения, входящие в предмет трудового права, ограничены их экономическими возможностями. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет собственного бюджета дополнительные в сравнении с федеральным и региональным законодательством льготы для работников. Однако они не вправе обязывать работодателей предоставлять работникам подобные льготы. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ обязательное для исполнения работодателями и работниками законодательство о труде может исходить от федеральных и региональных органов государственной власти. Органы местного самоуправления к их числу не относятся. Поэтому их полномочия ограничиваются предоставлением дополнительных льгот работникам за счет имеющихся в их распоряжении бюджетных средств.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели вправе принимать нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Такие акты называют локальными, поскольку их применение ограничивается рамками конкретной организации. Предоставление представителям работодателя возможности осуществлять правовое регулирование отношений в сфере труда является главной особенностью источников трудового права. Данная особенность проявляется как при формальном, так и при материальном выражении источников трудового права. Представители работодателя не только издают, но и контролируют их исполнение, они имеют достаточные рычаги воздействия на работников для того, чтобы обеспечить материальное воплощение изданных ими правовых норм в конкретные отношения. Вышестоящее по юридической силе законодательство может быть реализовано в организации без постороннего вмешательства только благодаря волеизъявлению полномочных представителей работодателя. Принудительное исполнение требований вышестоящего по юридической силе законодательства связано с деятельностью полномочных государственных органов. Однако государственные органы способны устранить далеко не все нарушения работодателями требований трудового законодательства. Поэтому зачастую законодательство о труде в организации заменяется нормативными актами работодателя, представители которого обеспечивают их материальное воплощение в отношения. В силу чего источники трудового права, вышестоящие по юридической силе, не проходят путь от формального к материальному выражению. В связи с чем материальное проявление источников трудового права не обеспечивается формально приданной им при принятии юридической силой. Такое проявление зависит от деятельности представителей работодателя, которые редко заинтересованы в соблюдении трудового законодательства, и полномочных государственных органов, призванных обеспечить правомерное поведение представителей работодателей. Отсутствие действенных механизмов, обеспечивающих правомерное поведение работодателей, не позволяет источникам трудового права, принятым вне рамок организации, преодолеть путь от формального к материальному проявлению. Таким образом, к материальному выражению чаще всего приходят локальные нормативные акты организации, а не вышестоящие по юридической силе предписания, что является еще одной особенностью источников трудового права.

2.3. Региональное законодательство и муниципальные правовые акты

На территории конкретного субъекта РФ формируется региональное законодательство по вопросам организации местного самоуправления в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 131-ФЗ, в котором определены полномочия субъектов РФ в области местного самоуправления, в частности, правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ.

Общие положения организации местного самоуправления на территории субъекта РФ обязательно закрепляются в Конституции или Уставе (основном законе) субъекта РФ. Эти положения развиваются и конкретизируются в законах субъектов РФ о местном самоуправлении. Субъекты РФ принимают законы по вопросам установления границ, статуса, названий муниципальных образований, наименований органов местного самоуправления, проведения местных референдумов и муниципальных выборов, передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, прохождения муниципальной службы и др.

Региональное законодательство в области организации местного самоуправления включает конституции, законы субъектов РФ, указы и распоряжения руководителей субъектов РФ, постановления органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, ведомственные нормативно-правовые акты. Действие регионального законодательства распространяется на территорию всего субъекта РФ.

С целью организации и осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях принимаются муниципальные правовые акты. Пунктом 1 статьи 7 131-ФЗ определены субъекты принятия муниципальных правовых актов – население муниципального образования, а также органы и должностные лица местного самоуправления.

В отличие от федеральных и региональных органов власти, органы местного самоуправления не вправе принимать законы. Основной правовой акт местного самоуправления – Устав муниципального образования, который в соответствии со ст. 44 131-ФЗ должен содержать следующие положения: наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления; характеристику системы муниципальных правовых актов; виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; порядок формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Устав муниципального образования обладает высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов наряду с муниципальным правовым актам, принимаемым населением муниципального образования (решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан). Муниципальные правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами муниципального образования, не должны противоречить уставу и решениям, принятым населением муниципального образования.

В систему муниципальных правовых актов также входят правовые акты, принимаемые представительным органом муниципального образования (решения); главой муниципального образования (постановления, распоряжения); председателем представительного органа (постановления, распоряжения); главой местной администрации (постановления, распоряжения); должностными лицами местного самоуправления (распоряжения, приказы). Вопросы, по которым органы и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, отражены в ст. 43 131-ФЗ. Принятые муниципальные правовые акты обязательны к исполнению на территории муниципального образования (п. 3 ст. 7 131-ФЗ). Муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральному и региональному законодательству.

В субъектах РФ формируются региональные регистры принятых муниципальных правовых актов, включающие все правовые акты муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, в том числе решения, принятые населением на местном референдуме (сходе граждан). Регистры муниципальных правовых актов субъектов РФ составляют федеральный регистр муниципальных правовых актов.

Формирование правовых основ местного самоуправления является непременным условием организации, функционирования и развития местного самоуправления в РФ. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно расширил полномочия муниципальных образований в сфере правового регулирования местного самоуправления.

Предыдущая

Дата изменения: 06.04.2017 18:16

Законы и нормативные правовые акты федерального уровня.

Законы:

1. Федеральный закон № 74-ФЗ от 03.06.2006 «Водный кодекс Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 02.07.2013 N 148-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

3. Федеральный закон № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

4. Федеральный закон № 128-ФЗ от 04.11.2004 «О ратификации киотского протокола к рамочной конвенции организации объединенных наций об изменении климата».

5. Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской федерации».

6. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».

7. Федеральный закон № 58-ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской федерации».

8. Федеральный закон № 109-ФЗ от 19.07.1997 «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

9. Федеральный закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

10. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды».

11. Федеральный закон № 195-ФЗ от 30.12.2001 «Кодекс российской федерации об административных правонарушениях».

12. Федеральный закон № 136-ФЗ от 25.10.2001 «Земельный кодекс Российской федерации».

13. Федеральный закон № 96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха».

14. Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».

15. Федеральный закон № 117-ФЗ от 21.07.1997 «О безопасности гидротехнических сооружений».

16. Федеральный закон № 3-ФЗ от 09.01.1996 «О радиационной безопасности населения».

17. Федеральный закон № 174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе».

18. Федеральный закон № 170-ФЗ от 21.11.1995 «Об использовании атомной энергии».

19. Федеральный закон № 33-ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях».

20. Закон № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах».

Постановления Правительства Российской Федерации:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение».

2. Постановление Правительства Российской Федерации № 844 от 30.12.2006 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

3. Постановление Правительства Российской Федерации № 640 от 04.11.2006 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов».

4. Постановление Правительства Российской Федерации № 344 от 12.06.2003 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ».

Постановление Правительства Российской Федерации № 632 от 28.08.1992 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

5. Постановление Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования».
6. Постановление Правительства РФ от 14.04.2008 N 264 (ред. от 28.09.2015) "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства и заключении такого договора" (вместе с "Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства", "Правилами подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного или прибрежного рыболовства").
7. Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 643 (ред. от 28.09.2015) "О подготовке и заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается" (вместе с "Правилами подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается").

8. Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов».

9. Постановление Правительства РФ от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».

10. Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 № 764 «Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности».

11. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 № 770 «Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода».
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 № 429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование».
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов».
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения».
16. Постановление Правительства РФ от 23.09.2016 N 954 «О внесении изменений в Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования».

Приказы:

1. Приказ Минестерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.10.2014 №402 "Об утверждении правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна"

2. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».

3. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.02.2008 № 30 «Об утверждении форм и порядка предоставления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями».

4. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.04.2008 № 102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование».

5. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2007 № 128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование».

6. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.08.2007 № 216 «Об утверждении Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования».

7. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».
8. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».
9. Приказ департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 29.12.2012 № 1152 "О признании утратившим силу приказа департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 28.12.2010 г. №631
9.


Законы и нормативные правовые акты регионального уровня.

Законы Новосибирской области:

1. Закон № 325-ОЗ от 26.09.2005 «Об особо охраняемых природных территориях Новосибирской области».

2. Закон № 31-ОЗ от 12.02.1996 «О полномочиях органов государственной власти Н овосибирской области в сфере недропользования».

3. Закон № 282-ОЗ от 18.04.2005 «Устав Новосибирской области».

4. Закон № 99-ОЗ от 14.02.2003 «Об административных правонарушениях в Новосибирской области».

Постановления:

1. Постановление Правительства Новосибирской области от 25.04.2011 № 166-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств областного бюджета Новосибирской области субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) – производителям товаров, работ, услуг в области воспроизводства и сохранения водных биологических ресурсов на территории Новосибирской области».

2. Постановление Правительства Новосибирской области от 25.04.2011 № 165-п «Об установлении видов рыбопосадочного материала, перечня зарыбляемых водных объектов Новосибирской области, объёмов зарыбления и нормативов затрат на содержание и разведение, в том числе выращивание, рыбопосадочного материала на 2011 год».

3. Постановление Правительства Новосибирской области от 30.06.2015 № 244-п «Об утверждении перечня участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, на территории Новосибирской области».

4. Постановление администрации Новосибирской области от 28.12.2009 № 504-па «Об утверждении Плана природоохранных мероприятий на территории новосибирской области на 2010 год».

5. Постановление Губернатор Новосибирской области от 18.08.2009 № 354 «О совете по вопросам рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при Губернаторе Новосибирской области».

6. Постановление Губернатора Новосибирской области от 27.04.2009 № 174 «Об улучшении состояния окружающей среды и обеспечении экологической безопасности населения Новосибирской области в 2009 году».

7. Постановление Губернатора Новосибирской области от 17.04.2009 № 164 «О разработке концепций решения комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области».

8. Постановление администрации Новосибирской области от 21.07.2008 № 200 «Об утверждении положения о ведении красной книги Новосибирской области и списков редких и исчезающих видов животных, растений и грибов, заносимых в красную книгу Новосибирской области».

9. Постановление администрации Новосибирской области от 24.03.2008 № 70 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области».

10. Постановление Губернатора Новосибирской области от 21.05.2007 № 210 «О системе планово-прогнозных документов Новосибирской области».

11. Постановление Правительства Новосибирской области от 7 февраля 2011 г. N 34-п о порядке финансирования мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой « Развитие природоохранной деятельности в Новосибирской области на 2011 - 2013 годы».

12. Постановление Правительства Новосибирской области от 16.02.2012 № 89-п Об Условиях предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие природоохранной деятельности в Новосибирской области на 2011-2013 годы».

13. Постановление Правительства Новосибирской области от 16.02.2012 № 90-п О Порядке финансирования мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой «Развитие природоохранной деятельности в Новосибирской области на 2011-2013 годы».

14. Постановление Правительства Новосибирской области от 20.02.2012 № 92-п Об Условиях предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Новосибирской области из областного бюджета Новосибирской области на реализацию мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Новосибирской области на 2012-2014 годы».

15. Постановление Правительства Новосибирской области от 20.02.2012 № 100-п Об установлении Порядка предоставления за счет средств областного бюджета Новосибирской области субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, образующимися у населения, в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы».
16. Постановление администрации Новосибирской области от 09.02.2010 № 44-па «Об утверждении Порядка добычи для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов на основании утвержденного технического проекта».
17. Постановление Правительства Новосибирской области от 21.05.2013 № 231-п «Об установлении Порядка осуществления собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров, на территории Новосибирской области».
18. .
19. .

20.
21. Постановление Правительства Новосибирской области от 07.07.2011 №120 "О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ РАСЧЕТА ВЕРОЯТНОГО ВРЕДА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНЕН ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМУЩЕСТВУ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ"

Распоряжения:

1. Распоряжение Администрации Новосибирской области от 10 мая 2007 г. N 130-ра «О прекращении права пользования животным миром в связи с использованием территории, акватории для государственных нужд».

2. Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 17 ноября 2009 г. N 283-р «Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Новосибирской области на период до 2015 года».

3. Распоряжение Правительства Новосибирской областиот 01.11.2011 № 527-рп «О создании рабочей группы по вопросам утилизации (захоронения) отходов гальванических производств в Новосибирской области».

4. Распоряжение от 12 сентября 2006 года № 1 «Об утверждении Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Новосибирской области» Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Администрация Новосибирской области.

Постановления об организации памятников природы регионального значения:

1. Постановление администрации Новосибирской области от 13.12.2005 № 100 «Об организации памятника природы регионального значения «Грива Верткова» Новосибирской области».

2. Постановление администрации Новосибирской областиот 13.12.2005 № 99-па «Об организации памятника природы регионального значения «Баганское займище» Новосибирской области».

3. Постановление администрации Новосибирской областиот 27.12.2005 № 103-па «Об организации памятника природы регионального значения «Озерно-займищный природный комплекс» Новосибирской области».

4. Постановление администрации Новосибирской областиот 29.12.2005 № 104-па «Об организации памятника природы регионального значения «Солончаковая степь с озерно-займищным комплексом» Новосибирской области».

5. Постановление администрации Новосибирской областиот 16.01.2007 № 2-па «Об организации памятника природы регионального значения «Сухаревский рям» Новосибирской области».

6. Постановление администрации Новосибирской областиот 16.01.2007 №3-па«Об организации памятника природы регионального значения «Урочище Золотая нива» Новосибирской области».

7. Постановление администрации Новосибирской областиот 16.01.2007 № 4-па«Об организации памятника природы регионального значения «Займище Старогорносталевское» Новосибирской области».

8. Постановление администрации Новосибирской областиот 16.01.2007 № 5-па «Об организации памятника природы регионального значения«Егорушкин рям» Новосибирской области».

9. Постановление администрации Новосибирской областиот 15.03.2007 № 24-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Исток реки Карасук» Новосибирской области».

10. Постановление администрации Новосибирской областиот 23.04.2007 № 43-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Петеневские ельники» Новосибирской области».

11. Постановление администрации Новосибирской областиот 21.05.2007 № 54-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Волчья грива» Новосибирской области».

12. Постановление администрации Новосибирской областиот 21.05.2007 № 55-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Казанцевский мыс» Новосибирской области».

13. Постановление администрации Новосибирской областиот 21.05.2007 № 56-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Шерстобитовский рям» Новосибирской области».

14. Постановление администрации Новосибирской областиот 21.05.2007 57-па № «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Индерский рям» Новосибирской области».

15. Постановление администрации Новосибирской области от 25.06.2007 № 63-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Зонально-разнотравно-ковыльная степь» Новосибирской области».

16. Постановление администрации Новосибирской областиот 26.06.2007 № 64-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Бердские скалы» Новосибирской области».

17. Постановление администрации Новосибирской областиот 26.06.2007 № 65-па«Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Каменистая степь у села Новососедово» Новосибирской области».

18. Постановление администрации Новосибирской областиот 26.06.2007 №66-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Степная катена» Новосибирской области».

19. Постановление администрации Новосибирской области от 26.06.2007 № 67-па«Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Троицкая степь» Новосибирской области».

20. Постановление администрации Новосибирской области от 26.06.2007 № 68-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Елбанские ельники» Новосибирской области».

21. Постановление администрации Новосибирской области от 26.06.2007 № 69-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Барсуковская пещера» Новосибирской области».

22. Постановление администрации Новосибирской областиот 02.11.2007 №148-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Филимоновский рям» Новосибирской области».

23. Постановление администрации Новосибирской областиот 02.11.2007 № 149-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Черневые леса Салаира» Новосибирской области».

24. Постановление администрации Новосибирской областиот 02.11.2007 № 150-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Озеро сплавное» Новосибирской области».

25. Постановление администрации Новосибирской областиот 02.11.2007 № 151-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Гуськовский рям» Новосибирской области».

26. Постановление администрации Новосибирской областиот 02.11.2007 № 154-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Улантова гора» Новосибирской области».

27. Постановление администрации Новосибирской областиот 02.11.2007 № 155-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Буготакские сопки» Новосибирской области».

28. Постановление администрации Новосибирской областиот 09.11.2007 № 157-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Полуостров Сугун озера Тандово» Новосибирской области».

29. Постановление администрации Новосибирской областиот 09.11.2007 № 158-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Болото сосновое» Новосибирской области».

30. Постановление администрации Новосибирской областиот 09.11.2007 № 159-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Южная часть Таганского болота» Новосибирской области».

31. Постановление администрации Новосибирской областиот 09.11.2007 № 160-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Пойменно-островной природный комплекс» Новосибирской области».

32. Постановление администрации Новосибирской области от 16.11.2007 № 168-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Болото Минзелинское» Новосибирской области».

33. Постановление администрации Новосибирской области от 16.11.2007 № 169-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Болото «Большое займище» Новосибирской области».

34. Постановление администрации Новосибирской области от 16.11.2007 № 170-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Мирнинский рям» Новосибирской области».

35. Постановление администрации Новосибирской области от 16.11.2007 № 171-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Бердская лесная дача» Новосибирскойобласти».

36. Постановление администрации Новосибирской области от 16.11.2007 № 172-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Демидов рям» Новосибирской области».

37. Постановление администрации Новосибирской области от 16.11.2007 № 173-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Силишинский рям» Новосибирской области».

38. Постановление администрации Новосибирской области от 16.11.2007 № 174-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Озеро Горькое» Новосибирской области».

39. Постановление администрации Новосибирской области от 16.11.2007 № 175-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Убинский приозерный комплекс» Новосибирской области».

40. Постановление администрации Новосибирской области от 16.11.2007 № 176-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Обская песчаная степь» Новосибирской области и его охранной зоны».

41. Постановление администрации Новосибирской области от 16.11.2007 № 177-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Шарчинская степь» Новосибирской области и его охранной зоны».

42. Постановление администрации Новосибирской области от 16.11.2007 № 178-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Убинский озерно-болотный ландшафт» Новосибирской области».

43. Постановление администрации Новосибирской области от 16.11.2007 № 179-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Болото «Ржавец» Новосибирской области».

44. Постановление администрации Новосибирской области от 16.11.2007 № 180-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Остров Голинский» Новосибирской области».

45. Постановление администрации Новосибирской области от 20.11.2007 № 181-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения "Озерно-займищный комплекс «Кучум» Новосибирской области».

46. Постановление администрации Новосибирской областиот 20.11.2007 № 182-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Озерно-болотный комплекс «Тайлаковский» Новосибирской области».

47. Постановление администрации Новосибирской области от 20.11.2007 № 183-па «Об утверждении границ и положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Михайловский рям» Новосибирской области».

48. Постановление администрации Новосибирской областиот 22.04.2008 № 112-па «Об организации памятника природы регионального значения «Остров Медвежий» Новосибирской области».

49. Постановление администрации Новосибирской области от 24.01.2007 № 7-па «Об организации памятника природы регионального значения «Покровская лесостепь» Новосибирской области».

50. Постановление администрации Новосибирской областиот 22.04.2008 № 113-па «Об организации памятника природы регионального значения «Остров Узкоредкий» Новосибирской области».

51. Постановление администрации Новосибирской области от 27.04.2009 № 171-па «Об организации особо охраняемой природной территории регионального значения: памятник природы «Долина реки Издревая» Новосибирской области».

52. Постановление администрации Новосибирской области от 15.05.2009 №200-па «Об организации особо охраняемой природной территории регионального значения: памятник природы «Лобинский рям» Новосибирской области».

53. Постановление администрации Новосибирской области от 15.05.2009 № 201-па «Об организации особо охраняемой природной территории регионального значения: памятник природы «Озерский рям» Новосибирской области».