Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Большой юридический словарь - атмосферный воздух Атмосферный воздух объект права пользования и охраны

атмосферный воздух

(от греч. atmos пар и spharia воздух) является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Жизненная важность а.в. состоит в том, что без него невозможно существование не только человека, но и других живых и растительных организмов. Ежедневно человек потребляет 15-16 кг воздуха, т.е. во много раз больше, чем воды и пищи. А.в. представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"). "Основными газами а.в. являются: азот 78,09%, кислород 20,95%, аргон 0,93%, углекислый газ 0,3%. Содержание остальных газов неона, гелия, метана, ксеона, водорода, озона, йода незначительный процент. Нормальное соотношение этих газов в атмосфере является оптимальным для жизнедеятельности человека и животного мира. Уменьшение содержания какого-либо компонента воздуха, так же как и его увеличение, губительно сказывается на здоровье людей. Из тысячеметровой глубины атмосферы наиболее благоприятный для жизнедеятельности человека состав воздуха находится в слое до 18 км" (см.: Габитов Р.X. Правовая охрана атмосферы: учеб. пособие. Уфа, 1996. С. 10-11).

А.в. является специфичным природным объектом прежде всего потому, что его нельзя индивидуализировать в силу его естественной подвижности, в связи с этим в теории экологического права проблема правового статуса атмосферного воздуха как объекта правовой охраны всегда являлась острой, и она до сих пор не решена. Кроме понятия "атмосферный воздух" встречаются такие понятия, как "атмосфера" и "воздушное пространство" . Различие в указанных понятиях заключается в следующем: а.в. в законодательстве рассматривается и охраняется как природный, материальный объект; а речь об атмосфере и воздушном пространстве идет как о пространственно-территориальном явлении пространстве, находящемся над конкретной территорией: Российской Федерации, субъекта РФ, отдельного предприятия и т.д.

А.в. подвергается наиболее интенсивному загрязнению в связи с тем, что он используется для удаления вредных веществ, образующихся в процессе хозяйственной деятельности. Загрязнение а.в. это поступление в а.в. или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества а.в. Ухудшение качества а.в. влечет рост заболеваемости и смертности населения. Из-за загрязнения а.в. в России погибает около 30 тыс. человек в год, Госкомстат России прогнозирует, что к 2016 г. численность населения страны уменьшиться на 11,5 млн человек. В целях улучшения качества а.в. и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду в Российской Федерации осуществляется охрана а.в., основными направлениями которой являются: нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; установление нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ и т.д.

Тема № 17. Правовая охрана атмосферного воздуха

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух выделяется как самостоятельный объект отношений в области охраны окружающей среды, который следует отграничивать по правовым и естественно-природным признакам от других элементов атмосферного пространства, таких как озоновый слой, климат, а также от околоземного космического пространства, выходящего за пределы земной атмосферы.

Понятие и признаки атмосферного воздуха как объекта правового регулирования закреплены в Законе Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с данным Законом атмосферный воздух определяется как охраняемый природный объект, представляющий собой газовую оболочку нашей планеты. Таким образом, атмосферный воздух охватывает собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. При этом не весь газовый состав атмосферы подпадает под правовое регулирование законодательства об атмосферном воздухе. Так, озоновый слой атмосферы, охрана которого названа как одно из требований по охране атмосферного воздуха (ст. 42 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»), составляет самостоятельный объект правового регулирования. В рамках выполнения международных обязательств Республики Беларусь по реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата осуществляется регулирование выбросов парниковых газов, т. е. газообразных составляющих атмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение.

В отличие от других компонентов природной среды, являющихся объектами природоресурсных отношений, атмосферный воздух рассматривается в законодательстве как охраняемый объект, а не объект использования. Приоритет охраны в правовом регулировании отношений, возникающих по поводу атмосферного воздуха, связан с его жизненно важным значением для обеспечения благоприятного состояния окружающей среды, а также с особыми естественно-природными свойствами атмосферного воздуха, которые существенно отличают его от других объектов природопользования. В силу своих физических свойств, таких как наличие постоянного не контролируемого человеком движения и непрерывного перемешивания, атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. Эти же свойства атмосферного воздуха ограничивают его использование как индивидуализированного объекта природопользования.

Государство имеет суверенные права на воздушное пространство, образующее составную часть государственной территории Республики Беларусь, но не являющееся компонентом природной среды. По отношению к атмосферному воздуху государство обладает определенными полномочиями по регулированию общественных отношений, связанных с охраной атмосферного воздуха, в том числе выполнению международных обязательств, принятых на себя Республикой Беларусь в данной области.



Право пользования атмосферным воздухом как совокупность норм, которые регулируют использование полезных свойств данного компонента природной среды, в законодательстве об охране атмосферного воздуха специально не выделяется. Учитывая имеющееся в экологическом законодательстве понятие природопользования как деятельности, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду, есть основания вести речь о постепенном формировании такого института применительно к атмосферному воздуху.

Можно выделить некоторые составляющие атмосферы, которые могут использоваться в человеческой деятельности и которые в будущем могут получить статус ресурсов, например, смесь газов, составляющих атмосферный воздух, полезные свойства атмосферы, формирующие погоду и климат, и некоторые другие. Пользование этими природными элементами специально не регулируется. В соответствии со ст. 39 Закона Республики Беларусь «Об охране атмо­сферного воздуха» предусмотрено только потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.

27. Атмосферный воздух как объект правового регулирования

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, который представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В целях его охраны государством проводятся следующие мероприятия:

1) нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух – установление гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий на него;

2) установление нормативов выбросов и воздействий – технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов;

3) государственная регистрация вредных и потенциально опасных веществ;

4) выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ и на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, устанавливающих предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. За выдачу разрешений взимаются сборы;

5) установление требований к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

Виды воздухопользования:

1) пользование воздухом для жизнеобеспечения людей и других организмов;

2) пользование воздухом для производственных нужд в качестве сырья;

3) пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий;

4) пользование атмосферой в целях искусственного изменения погоды, климата, предотвращения природных катаклизмов.

В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством предусмотрены следующие нормативы воздействия на атмосферный воздух:

1) производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ;

2) территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально-административного образования.

Наряду с этим устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств.

В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля производится государственный учет неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

2. Методы правового регулирования Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.Каждая отрасль права

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Тема 17. Область экономики как объект государственного регулирования и управления (общая характеристика) 1. Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного регулирования и управления Экономическая деятельность - это любая

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

2. Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле

Из книги Информация. Собственность. Интернет. Традиция и новеллы в современном праве автора Якушев Михаил Владимирович

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1.1. Управление: понятие, признаки, видыУправление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

5. Предмет уголовно-правового регулирования Исходя из общетеоретического постулата, образование отдельных отраслей права можно обосновать, прежде всего, спецификой предмета регулирования. Предметом правового регулирования выступают социальные отношения.

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

6. Задачи уголовно-правового регулирования Специфика и содержание уголовного права обусловливаются задачами, стоящими перед этой отраслью права.Социальная ценность уголовного права состоит, прежде всего, в охране общественных отношений, а именно: мира и безопасности

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

8. Принципы уголовно-правового регулирования Принцип законности, который вытекает из положений Всеобщей декларации прав человека: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в

Из книги автора

24.1 Понимание механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений - главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для

Из книги автора

24.3 Эффективность механизма правового регулирования Обобщающей характеристикой механизма правового регулирования является его эффективность.Под эффективностью правового регулирования понимается соотношение между результатом правового регулирования и стоящей

Из книги автора

§ 1. Понятие правового регулирования Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных

Из книги автора

§ 2. Предмет правового регулирования Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера

Из книги автора

§ 4. Стадии правового регулирования Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.Процесс воздействия права на поведение людей и

Из книги автора

§ 5. Механизм правового регулирования После ответа на вопрос, как право регулирует общественные отношения, логично искать ответы на вопросы, чем, какими средствами право воздействует на общественные отношения, каков механизм правового воздействия.В теории права

Из книги автора

§ 13.1. Понятие механизма правового регулирования Регулирование общественных отношений - главная функция права, его основная характеристика в действии, в движении, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирования важно для того,

Атмосферный воздух играет огромную роль в жизни общества. Трудно переоценить его экологическое и экономическое значение как природного ресурса. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, как сказано в пре­амбуле к Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха».

Загрязнение воздушного бассейна является ключевым фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние природной сре­ды. По данным Всемирной организации здравоохранения, от 40 до 505% заболеваний человека в наше время могут быть связаны с из­менением окружающей среды и, в первую очередь, с загрязнением атмосферы.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружа­ющей среды» объектами охраны окружающей среды являются атмос­ферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космиче­ское пространство.

Атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружа­ющей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производствен­ных и иных помещений.

Озоновый слой - это часть атмосферного воздуха, расположенная на высоте от 20 до 50 км, предохраняющая живые организмы от ради­ационного и ультрафиолетового воздействия. Правовому регулирова­нию и охране подлежат производство и применение озоноразрушаю­щих веществ, изменения целостности озонового слоя, температурного режима и т. п.

Важное значение имеет озоновый слой для поддержания темпера­турного баланса на Земле, сочетая в себе парниковые и антипарнико- вые свойства. Он же - активный участник формирования погоды - служит, по мнению специалистов, аккумулятором и преобразователем энергии, вносимой в атмосферу волновым излучением Солнца.

В середине XX века стало понятным надвигающееся разрушение озонового слоя как одно из проявлений антропогенной деформации окружающей среды, ведущей к нарушению функционирования эко­логических систем и биосферы Земли. Озон, находящийся на высоте около 30 км от земной поверхности, представляет собой тончайший слой толщиной около 3 мм и является одним из обязательных условий сохранения жизни на нашей планете, так как защищает ее от ультра­фиолетового излучения на биомассу планктона - главного произво­дителя кислорода, на все живое, произрастающее и двигающееся на Земле.

В соответствие с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» регулируются общественные от­ношения в области охраны атмосферного воздуха, предусматриваю­щие улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий, вызывающих неблагоприятные последствия для населе­ния, растительною и животного мира. Охрана атмосферного воздуха осуществляется посредством:



Нормирования качества атмосферного воздуха и вредных физи­ческих воздействий на атмосферный воздух (существуют гигиениче­ские и экологические нормативы, технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы);

Государственной регистрации вредных (затрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ;

Установлением требования о том, что производство и исполь­зование топлива на территории РФ допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха;

Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационар­ные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и др.

Кроме того, Закон запрещает:

Выбросы в атмосферный воздух веществ, степень опасности ко­торых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

Размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и инои де­ятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Производство и эксплуатацию транспортных и иных передвиж­ных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в вы­бросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Правовые меры охраны атмосферного воздуха

В соответствии со ст. 14. Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установление лимитов на вы­бросы, сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также установле­ние платы за негативное воздействие на окружающую среду являются одними из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.



В целях предотвращения негативного воздействия на окружаю­щую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются в том числе следующие нормативы допустимого воздействия на окружаю­щую среду:

Нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих ве­ществ и микроорганизмов;

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Для оценки состоянии атмосферною воздуха законодательством

РФ устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Нормативы являются едиными для всей территории страны. Но с учетом природно-климатических осо­бенностей и повышенной социальной ценности отдельных террито­рий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных или иных рекреационных зон) могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на воздух.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных ве­ществ стационарными и передвижными источниками загрязнения учитывают производственную мощность конкретных объектов и их совокупность в пределах города или иного населенного пункта так, чтобы сумма их выбросов с учетом перспектив развития данного райо­на не привела к превышению вредных веществ в атмосферном воздухе. Устанавливаются также и нормативы предельно допустимых кон­центраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воз­действий, и ряд других.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполни­тельной власти в области охраны окружающей среды, органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществля­ющими государственное управление в области охраны окружающей среды - Минприроды России.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) вешеств в атмос­ферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняю­щих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным орга­ном исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допуска­ются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмо­тренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в по­рядке, установленном законодательством Российской Федерации

Порядок выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установлен Административным регла­ментом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выда­че разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружа­ющую среду, утвержденный приказом Министерства природных ре­сурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. № 288.

Государственный надзор за охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:

Условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физиче­ские воздействия на него;

Стандартов, нормативов, правил и иных требовании охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

Режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стаци­онарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Выполнения федеральных целевых программ охраны атмосфер­ного воздуха, программ субъектов Российской Федерации охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране;

Иных требований юконодательства Российской Федерации в области охраны ашисферного воздуха.

Государственный надзор ta охраной атмосферного воздуха осу­ществляет Росприроднадзор и его территориальные органы в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосфер­ный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Юридические лица, которые имеют источники вредных хими­ческих, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Новой мерой по охране атмосферного воздуха является сертифи­кация. Производство и использование топлива, а также производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств, и установок на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие требова­ниям охраны атмосферного воздуха.

При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вы­звано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здо­ровью человека, принимаются экстренные меры по защите населе­ния в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера.

В законодательстве предусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферного воздуха 1 . В частности, запрещается -

Выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности ко­торых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

Внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудова­ния и других технических средств, если они не отвечают установлен­ным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха;

Проектирование, размещение и строительство объектов хозяй­ственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фон­да растений и генетического фонда животных, наступлению необрати­мых последствий для людей и окружающей природной среды;

Размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмос­ферный воздух;

Производство и эксплуатация транспортных и иных передвиж­ных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.


В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, который представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.


В целях его охраны государством проводятся следующие мероприятия:


1) нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух – установление гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий на него;


2) установление нормативов выбросов и воздействий – технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов;


3) государственная регистрация вредных и потенциально опасных веществ;


4) выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ и на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, устанавливающих предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. За выдачу разрешений взимаются сборы;


5) установление требований к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.


Виды воздухопользования:


1) пользование воздухом для жизнеобеспечения людей и других организмов;


2) пользование воздухом для производственных нужд в качестве сырья;


3) пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий;


4) пользование атмосферой в целях искусственного изменения погоды, климата, предотвращения природных катаклизмов.


В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством предусмотрены следующие нормативы воздействия на атмосферный воздух:


1) производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ;


2) территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально-административного образования.


Наряду с этим устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств.


В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля производится государственный учет неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.



  • Атмосферный воздух как объект правового регулирования атмосферного воздуха » атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды...


  • Атмосферный воздух как объект правового регулирования . В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха » атмосфе. Правовые меры охраны вод.


  • Атмосферный воздух как объект правового регулирования .
    Объекты и субъекты права пользования недрами. Недра – это часть земной коры, которая расположена ниже почвенного слоя, а при его отсутствии.


  • Атмосферный воздух как объект правового регулирования .
    Основная задача государственного регулирования отношений недропользования выражается в обеспечении в... подробнее ».


  • Основываясь на критерии объекта правового регулирования , совокупность таких законодательных и иных н. Правовые основы рационального природопользования. В любом цивилизованном обществе природные ресурсы - вода, недра, земля, атмосфера воздух ...


  • 4) атмосферный воздух , озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
    Для обеспечения охраны указанных природных объектов вводится особый правовой режим и создаются особо охраняемые природные территории.


  • Размеры санитарно-защитных зон определяются в соответствии с санитарной классификацией различных видов производств и объектов , загрязняющих своими выбросами атмосферный воздух .


  • Основываясь на критерии объекта правового регулирования , совокупность таких законодательных и иных нормати.
    В любом цивилизованном обществе природные ресурсы - вода, недра, земля, атмосфера воздух , флора и фа.


  • Объекты регулирования корпоративными нормами – это правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных организаций, а также входящие в эти отношения составляющие.


  • Земля как объект правовой охраны. В соответствии с Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. № 136–ФЗ (ЗК РФ) объектами земельных отношений являются

Найдено похожих страниц:10