Источники покрытия дефицита. бюджетный дефицит облигация

Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами. Достоинства : 1. на первый взгляд он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, поэтомув краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования и 2. достаточно оперативный, поскольку выпуск и размещение(продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. 3. Государственные ценные бумаги высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточнодоходны (по ним платится процент).

Недостатки такого способа финансирования:1. по долгам надо платить (выдавать % - обслуживать госдолг) . Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. Более того, два американских экономиста Томас Сарджент и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа строит финансовую пирамиду, т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Государство таким образом рефинансирует долг. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик, что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем. 2. существенным недостатком долгового способа финансирования является«эффект вытеснения» частных инвестиций: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.


Финансирование бюджетного дефицита с помощью внешнего сектора

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами:

1) за счет эмиссии денег

2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг)

3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций

(внешний долг)

В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.Государственный долг выступает как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, поэтому государственные займы могут являться важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития.доходы государственного бюджета всегда ограничены возможностями налогообложения. В этом смысле государственный кредит помогает ослабить противоречие междувсе увеличивающимися потребностями общества и ограниченными средствами государства.Применение государственных займов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется также значительно меньшими их негативными последствиями для экономики по сравнению, например, с дополнительной эмиссией.
Достоинства подобного метода:

1) возможность получения крупных сумм

2) неинфляционный характер

Недостатки :

1) необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самойсуммы долга, так и процентов по долгу)

2) невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга

3) необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплатывнешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике

4) при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютныхрезервов страны

5) Высокий государственный долг становится трудно управляемым. Увеличение государственных расходов осложняет проблему контроля будущих дефицитов, а постоянно растущие процентные выплаты по государственному долгу существенно ограничивают возможность применения правительством бюджета в качестве стабилизационного рычага воздействия на экономику. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

1. Монетизация бюджетного дефицита

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик . Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок.

Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным Банком или же накапливаются, в отличие от монетизации, официально считаются не инфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

Если правительство избирает эмиссионный способ бюджетного финансирования, то ЦБ обычно сопровождает свои кредитные ограничения частному сектору введением соответствующих лимитов кредитования государственных предприятий и организаций. Без таких лимитов возникает риск полного вытеснения частного сектора с кредитного рынка и резкого падения инвестиционной активности.

Наиболее сильное отрицательное воздействие на платежный баланс в аспекте изменения уровня резервов иностранной валюты оказывает дефицит госбюджета, который непосредственно финансируется Центральным Банком.

В результате происходит рост предложения денег, и на руках у населения накапливается избыток наличных средств. Он неизбежно порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, а также на различные финансовые активы, включая зарубежные, что в свою очередь, приводит к росту цен и создает давление на платежный баланс.

Механизм восстановления равновесия платежного баланса в этих условиях основан на "связывании" избыточного денежного предложения при помощи "вливания" иностранных валютных резервов, что позволяет стабилизировать денежный рынок. Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее повышение уровня внутренней инфляции, чем более открытой является экономика и чем больше валютных резервов Центральный Банк может истратить на поддержку относительно фиксированного обменного курса национальной валюты и восстановление равновесия платежного баланса.

Рост инфляции в результате монетизации бюджетного дефицита оказывается более значительным в режиме гибкого валютного курса, хотя расходы официальных валютных резервов при этом относительно уменьшаются.

Наибольший рост инфляции возникает в условиях абсолютно свободных колебаний валютного курса, за счет которых восстанавливается равновесие денежного рынка. В последнем случае уровень официальных валютных резервов ЦБ остается практически неизменным

2. Внешнее долговое финансирование

Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере. Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс.

Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика правительства сопровождается ограничением предложения денег Центральным Банком в целях снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала. Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта.

Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

удается организовать концессионное финансирование;

на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;

торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;

первоначальные размеры внешнего долга незначительны;

первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

3. Внутреннее долговое финансирование

Если правительство выпускает в целях финансирования облигации государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что, при стабильной денежной массе, приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их рост может быть достаточно большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора. В результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и частично потребительские расходы снижаются, вызывая "эффект вытеснения", который значительно ослабляет стимулирующий потенциал фискальной политики. Более того, если правительство намерено финансировать значительную часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может одновременно проводить жесткую финансовую политику, удерживая ставку процента ниже ожидаемого уровня инфляции. Облигации будут пользоваться спросом только при достаточно привлекательном уровне доходности. Если же этот показатель будет низким (или отрицательным), то возможности внутреннего долгового финансирования бюджетного дефицита сильно уменьшаться даже вне зависимости от степени развития внутреннего рынка капитала. В этом случае экономические агенты будут стремиться приобрести товары или вложить свои финансовые средства за рубежом, ограничивая тем самым возможности правительства финансировать бюджетный дефицит из внутренних небанковских источников и ухудшая состояние платежного баланса. Эта диспропорция может усилиться на фоне ожиданий девальвации национальной валюты (особенно в обстановке недоверия к политике правительства и ЦБ), что способствует нарушению равновесия счета текущих операций и создает угрозу кризиса платежного баланса. С этой точки зрения внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета оказывает более сильное негативное воздействие на платежный баланс при относительной стабильности внутренних ставок процента, чем при их повышении, хотя в последнем случае "эффект вытеснения" оказывается более значительным.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста. Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;

внутреннее предложение относительно эластично;

внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

4. Увеличение налогообложения

На первый взгляд кажется очевидным, что увеличение налогов - наиболее простой способ сокращения или ликвидации дефицитов федерального бюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которые заставляют думать, что возросшие налоги могут вызвать лишь увеличение дефицитов .

Экономисты неоклассического направления рассмотрели данные за двадцатилетний период функционирования американской экономики и пришли к выводу, что на самом деле существует положительная корреляция средних ставок федерального налога (измеренных как процент от личного дохода) и дефицита федерального бюджета (измеренного как процент от ВВП). Другими словами, более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не с меньшими дефицитами. Этот парадокс объясняется тем, что если правительство получает больше финансовых ресурсов, законодатели не только пойдут на расходование всех дополнительных налоговых поступлений, но и потратят больше. То есть, рост налогов может ухудшить, а не облегчить проблему.

Приведу некоторые статистические данные.

Превышение расходов федерального бюджета над доходами в 2010 году составит 2937 млрд рублей (6,8% ВВП России - 2010). Для покрытия этого дефицита предполагается использовать несколько источников финансирования, которые разделяют на "внутренние" источники (займы внутри страны и расходование резервов) и "внешние" (займы у иностранных государств и финансовых организаций).

Таким образом, 85% дефицита-2010 будет покрыто за счет внутренних источников и 15% - за счет внешних. Интересно также более подробная структура "внешних" и "внутренних" источников финансирования

Как видно из распределения, основными источниками покрытия дефицита-2010 являются 3 статьи:

средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния 2245,8 млрд руб. (76,4% от дефицита-2010 и в то же время - около 44% от совокупных средств резервных фондов).

выпуск государственных обязательств в рублях - 588 млрд руб.

(19,3% от дефицита-2010).

выпуск государственных обязательств в иностранной валюте - 552,5 млрд руб. (19% от дефицита-2010).

Как известно, ценные бумаги - необходимый атрибут развития рыночного оборота. С их помощью могут оформляться как кредитные, так и расчетные отношения, передача прав на товар и залог недвижимости и многие другие необходимые в рыночной экономике операции.

Практика и экономическое развитие большинства стран показывает, что государство не может быть профессиональным предпринимателем. При этом оно всегда сохраняет прямую зависимость от тех, кто профессионально занимается бизнесом. Поэтому государство никогда не выпускает акций (гарантирующих участие в прибылях казны) или товарораспорядительных документов (предоставляющих конкретные товарные массы на хранение или в оборот). На его долю остаются лишь долговые денежные бумаги - то есть ценные бумаги, оформляющие отношения займа, (а одним словом - облигации).

Облигация – это эмиссионная долговая ценная бумага, удостоверяющая отношение займа между ее заемщиком и эмитентом.

Определение государственной облигации ничем не отличается от определения облигации. Основным различием является следующее: срок выпуска облигации. Ведь юридические лица обычно ориентируются на долгосрочные облигационные займы с периодической выплатой процентного дохода. А государство, исходя из практики экономической жизни стран с рыночной экономикой, тем более находящихся на переходном этапе к ней, прибегает к выпуску краткосрочных обязательств, реализуемых со скидкой (дисконтом) и погашаемых по номиналу.

В зависимости от срока действия государственные облигации делятся на краткосрочные (сроком до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Определившись с понятием ГО мы можем приступать к их классификации, исходя из реалий сегодняшнего дня на российском фондовом рынке.

Классификация государственных облигаций

Государственные облигации подразделяются на две большие группы:

Предусматривающие выплату дохода (процента либо дисконта – разница между ценой продажи и ценой выкупа) и предусматривающие предоставление держателю права в определенный сок получить оговоренное имущество.

В настоящее время Министерство Финансов Российской Федерации размещает следующие основные виды государственных облигаций:

ГКО – государственные краткосрочные бескупонные облигации;

ОФЗ – облигации федеральных займов. В зависимости от срока погашения и порядка начисления купонного дохода выпускаются ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), ОФЗ с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) и ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

1. Государственная краткосрочная облигация (ГКО) , эмитентом которой является Министерство финансов РФ. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступает Центральный банк РФ Это бескупонная именная облигация, выпускаемая в бездокументарной форме. Эти облигации выпускаются сроком на 3 месяца, 6 месяцев и год.

До недавнего времени наиболее представительным и привлекательным был рынок государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО), стартовавший в мае 1993 года. Эти облигации выпускаются на короткий период для покрытия дефицита государственного бюджета и занимают важное место на денежном рынке. Эти облигации широко используются как коммерческими банками в качестве инструмента урегулирования их потребностей ликвидных средствах, так и различными финансовыми и нефинансовыми фирмами для формирования портфеля ценных бумаг. ГКО имеют безбумажную форму выпуска, т.е. собственность на них оформляется в виде электронных записей на счетах-депо. Номинал облигаций первоначально был 10000 рублей (неденоминированных), а в настоящий момент составляет 1000 руб. Доход инвестора по ГКО складывается за счет того, что эти облигации продаются на аукционах с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала. Доходом является разница между номинальной стоимостью и ценой приобретения на аукционе при первичном размещении или на вторичных торгах. Инвесторами могут выступать любые лица, но по техническим причинам участие физических лиц на этом рынке затруднено.

С первых дней своей жизни ГКО рассматривались инвесторами как наиболее консервативные и надежные из всех альтернативных инструментов российского фондового рынка. Но после того, как в августе 1998 г. были проведены последние «докризисные» торги, за которыми последовало объявление правительства о решении провести реструктуризацию внутреннего долга путем переноса исполнения своих обязательств по ГКО на более поздний срок, отношение инвесторов к этому сектору бумаг резко изменилось.

Доходность ГКО определяется по формуле:

Д = [(Ц погашения - Ц покупки)/(N-D)]*(365/Т погашения)**100,

где Ц погашения - цена погашения облигации; Ц покупки - цена покупки облигации; N - номинал ГКО, руб; D - дисконт, руб; Т погашения - количеств дней до даты погашения ГКО; С налога - ставка налога на прибыль для владельца ГКО, %.

Государственные краткосрочные облигации являются бескупонными (дисконтными) облигациями, по своей природе аналогичными облигациям федерального займа, также эмитируемыми Министерством Финансов РФ.

2. Облигации федерального займа (ОФЗ) . Они представляют собой семейство облигаций с фиксированным доходом (ранее на рынке присутствовали ОФЗ с переменным доходом, эмитированные в настоящий момент ОФЗ с переменным доходом на рынке фактически не обращаются), эмитированных Министерством Финансов РФ. Данная бумага погашается в полном объёме в дату погашения, а в течение срока обращения с годовым или полугодовым интервалом выплачивается определённый при эмиссии купонный доход.

При заключении сделки купли/продажи осуществляется оплата покупателем купонного дохода накопленного с начала текущего купонного периода до даты заключения сделки (НКД). Котировки ОФЗ указываются без учета НКД.

Выпускались такие виды ОФЗ:

    облигация федерального займа (ОФЗ) с постоянным или переменным купоном. Эмитентом выступает Министерство финансов РФ. Облигация является именной среднесрочной или долгосрочной бумагой;

    облигация государственного сберегательного займа (ОГСЗ), эмитируемая Министерством финансов РФ. Облигация является среднесрочной бумагой с плавающим купоном, величина которого определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или официальных показателей, характеризующих инфляцию;

    облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД);

Это сравнительно новый инструмент, впервые выпущен в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей.

    облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК).

ОФЗ-ПК относятся к облигациям с неизвестным купонным доходом. Облигации с неизвестным (переменным) купонным доходом дают его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. Частота выплат по купону 2 или 4 раза в год. Размеры каждого купона ОФЗ-ПК объявляются непосредственно перед началом соответствующего купонного периода исходя из текущей доходности выпусков ГКО, которые погашаются примерно в одно время с датой выплаты этого купона. При этом возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу. Номинал облигации составляет 1 000 рублей. Срок обращения ОФЗ-ПК от 1 года до 5 лет.

Помимо вышеперечисленных инструментов на данном рынке также представлены государственные облигации Банка России (ОБР), выпускаемые Банком России в целях реализации денежно-кредитной политики.

Эмитентом государственных облигаций от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков государственных облигаций является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Размещение выпуска государственных облигаций осуществляется Банком России по поручению Министерства финансов РФ в форме аукциона или по закрытой подписке. Также возможно доразмещение государственных облигаций на вторичных торгах. Информация о планируемых аукционах распространяется заранее пресс-службами Министерства финансов РФ и ММВБ.

Торги на рынке ГКО / ОФЗ проводятся ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Расписание проведения торгов определяется Банком России.

Участниками российского рынка государственных облигаций являются: эмитент в лице Министерства финансов РФ; Генеральный агент в лице Центрального Банка РФ, который обеспечивает организационную сторону функционирования этого рынка (регулирование, аукционы, погашение и пр.); депозитарии, ведущие учет облигаций, выпущенных в безналичной форме; дилеры, представленные коммерческими банками и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, заключающие сделки; и инвесторы, как отечественные, так и иностранные, приобретающие госбумаги. Торговой системой выступает Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Вторичные торги проводят и региональные биржевые площадки, в частности – СПВБ (Санкт-Петербургская Валютная биржа).

Государственные облигации имеют номинал 10 рублей (некоторые выпуски ОФЗ-ФД) и 1000 рублей. Средняя доходность по рынку ГКО-ОФЗ составляет 12-15 процентов годовых в зависимости от выпуска.

Риск вложения в государственные облигации принято считать минимальным в рамках конкретной экономической системы. Это обуславливает низкую доходность по данным инструментам. Таким образом, государственные облигации РФ могут быть интересны инвестору в качестве безрисковой составляющей общего инвестиционного портфеля.

В случае сохранения благоприятной ценовой конъюнктуры на рынке энергоносителей, дальнейшего укрепления курса рубля, общего улучшения макроэкономической ситуации в стране, а также декларируемого правительством отказу от внешних заимствований (что может привести к дефициту суверенного долга) - инвестиции в государственные ценные бумаги будут достаточно привлекательными для инвесторов. Однако в связи с низкой доходностью и высокой дюрацией данных облигаций, операции на рынке государственного долга могут носить спекулятивный характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами, это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира.

Существует 2 способа покрытия дефицита бюджета – это государственные займы и эмиссия денежных средств. Однако эмиссия денег ведет к инфляции, а кредиты банков требуют больших затрат, чем выпуск ценных бумаг.

В настоящее время размещаются 2 вида государственных ценных бумаг:

    Облигации федерального займа (ОФЗ).

    Государственная краткосрочная облигация (ГКО).

1. Бюджетная система РФ

1.1 Понятие государственного бюджета

Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.
Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону – как «Форму образования и расходования денежных средств…»
В материальном понимании государственный

бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.
Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Введение
Содержание
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами, это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит — нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств — к росту государственного долга.
Существует два способа покрытия дефицита бюджета – это государственные займы и эмиссия денежных средств. Однако эмиссия денег ведет к инфляции, а кредиты банков требуют больших затрат, чем выпуск ценных бумаг. Выбранная тема является актуальной т.к. на конец 2014 года перед государством стояла сожная задача в покрытии дефицита бюджета. Необходимость изучения методов покрытия дефицита бюджет

а актуальна и с учетом внешнеэкономических факторов влияющих на нашу экономику.
Объектом исследования является бюджет Российской Федерации. Предметом исследования явлются государственные ценные бумаги как источник покрытия дефицита бюджета.
Цель работы: проанализировать источники покрытия дефицита бюджета.
Задачи работы:
— дать понятие бюджета;
— изучить методы покрытия дефицита бюджета;
— изучить государственную облигацию как источник покрытия дефицита бюджета.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литьературы.

1. Бюджетная система РФ 4
1.1 Понятие государственного бюджета 4
1.2 Сущность бюджетного дефицита 7
2. Возникновение покрытие дефицита бюджета 10
2.1 Способы покрытия дефицита бюджета 10
2.2 Государтсвенные облигации как способ покрытия дефицита бюджета 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

С݀П݀И݀С݀О݀К И݀С݀П݀О݀Л݀Ь݀З݀У݀Е݀М݀О݀Й Л݀И݀Т݀Е݀Р݀А݀Т݀У݀Р݀Ы݀

1. А݀г݀а݀п݀о݀в݀а Т݀.А݀., С݀е݀р݀е݀г݀и݀н݀а С݀.Ф݀. М݀а݀к݀р݀о݀э݀к݀о݀н݀о݀м݀и݀к݀а݀: У݀ч݀е݀б݀н݀и݀к݀/П݀о݀д о݀б݀щ݀е݀й р݀е݀д݀. д݀.э݀.н݀., п݀р݀о݀ф݀. А݀.В݀. С݀и݀д݀о݀р݀о݀в݀и݀ч݀а݀; М݀Г݀У и݀м݀. М݀.В݀. Л݀о݀м݀о݀н݀о݀с݀о݀в݀а݀. — 6-е и݀з݀д݀. с݀т݀е݀р݀е݀о݀т݀и݀п݀. — М݀.: И݀з݀д݀а݀т݀е݀л݀ь݀с݀т݀в݀о «Д݀е݀л݀о и С݀е݀р݀в݀и݀с݀», 2014. – 458 с݀.
2. Б݀у݀н݀к݀и݀н݀а М݀.К݀., С݀е݀м݀е݀н݀о݀в А݀.М݀., С݀е݀м݀е݀н݀о݀в В݀.А݀. М݀а݀к݀р݀о݀э݀к݀о݀н݀о݀м݀и݀к݀а݀: У݀ч݀е݀б݀н݀и݀к݀. — 3-е и݀з݀д݀., п݀е݀р݀е݀р݀а݀б݀. и д݀о݀п݀.-М݀.: И݀з݀д݀а݀т݀е݀л݀ь݀с݀т݀в݀о «Д݀е݀л݀о и С݀е݀р݀в݀и݀с݀», 2013. – 212 с݀.
3. В݀е݀ч݀к݀а݀н݀о݀в Г݀.С݀., В݀е݀ч݀к݀а݀н݀о݀в݀а Г݀.Р݀. М݀а݀к݀р݀о݀э݀к݀о݀н݀о݀м݀и݀к݀а݀, 2-е и݀з݀д݀. — С݀П݀б݀.: П݀и݀т݀е݀р݀, 2014. – 657 с݀.
4. Г݀о݀с݀у݀д݀а݀р݀с݀т݀в݀е݀н݀н݀ы݀е и м݀у݀н݀и݀ц݀и݀п݀а݀л݀ь݀н݀ы݀е ф݀и݀н݀а

݀н݀с݀ы݀: У݀ч݀е݀б݀н݀и݀к݀.- И݀з݀д݀. 2-е݀, д݀о݀п݀. и п݀е݀р݀е݀р݀а݀б݀./ П݀о݀д о݀б݀щ݀. р݀е݀д݀. И݀.Д݀. М݀а݀ц݀к݀у݀л݀я݀к݀а݀.- М݀.: И݀з݀д݀-в݀о Р݀А݀Г݀С݀, 2012. – 312 с݀.
5. М݀ы݀с݀л݀я݀е݀в݀а И݀.М݀. Г݀о݀с݀у݀д݀а݀р݀с݀т݀в݀е݀н݀н݀ы݀е и м݀у݀н݀и݀ц݀и݀п݀а݀л݀ь݀н݀ы݀е ф݀и݀н݀а݀н݀с݀ы݀: У݀ч݀е݀б݀н݀и݀к݀. И݀з݀д݀. 2-е݀, п݀е݀р݀е݀р݀а݀б݀. и д݀о݀п݀. — М݀.: И݀Н݀Ф݀Р݀А݀-М݀, 2014. – 298 с݀.
6. Р݀ы݀ж݀к݀о݀в А݀.А݀. М݀а݀к݀р݀о݀э݀к݀о݀н݀о݀м݀и݀к݀а݀: у݀ч݀е݀б݀н݀о݀-м݀е݀т݀о݀д݀и݀ч݀е݀с݀к݀о݀е п݀о݀с݀о݀б݀и݀е / А݀.А݀. Р݀ы݀ж݀к݀о݀в݀, Ю݀.А݀. Р݀ы݀ж݀к݀о݀в݀а݀.- П݀е݀н݀з݀а: И݀н݀ф݀о݀р݀м݀а݀ц݀и݀о݀н݀н݀о݀-и݀з݀д݀а݀т݀е݀л݀ь݀с݀к݀и݀й ц݀е݀н݀т݀р П݀е݀н݀з݀Г݀У݀, 2013. – 657 с݀.
7. Т݀а݀р݀а݀с݀е݀в݀и݀ч Л݀.С݀., Г݀р݀е݀б݀е݀н݀н݀и݀к݀о݀в П݀.И݀., Л݀е݀у݀с݀с݀к݀и݀й А݀.И݀. М݀а݀к݀р݀о݀э݀к݀о݀н݀о݀м݀и݀к݀а݀: У݀ч݀е݀б݀н݀и݀к݀. — 6-е и݀з݀д݀., и݀с݀п݀р݀. и д݀о݀п݀. — М݀.: В݀ы݀с݀ш݀е݀е о݀б݀р݀а݀з݀о݀в݀а݀н݀и݀е݀, 2013. – 654 с݀.
8. Х݀а݀н݀ч݀у݀к Н݀.Н݀. Б݀ю݀д݀ж݀е݀т݀н݀а݀я с݀и݀с݀т݀е݀м݀а Р݀о݀с݀с݀и݀й݀с݀к݀о݀й Ф݀е݀д݀е݀р݀а݀ц݀и݀и݀: У݀ч݀е݀б݀н݀о݀е п݀о݀с݀о݀б݀и݀е݀. — В݀л݀а݀д݀и݀в݀о݀с݀т݀о݀к݀: Т݀И݀Д݀О݀Т Д݀В݀Г݀У݀, 2015. – 258 с݀.
9. Ф݀и݀н݀а݀н݀с݀ы݀: У݀ч݀е݀б݀н݀и݀к д݀л݀я в݀у݀з݀о݀в / П݀о݀д р݀е݀д݀. п݀р݀о݀ф݀. М݀.В݀. Р݀о݀м݀а݀н݀о݀в݀с݀к݀о݀г݀о݀, п݀р݀о݀ф݀. О݀.В݀. В݀р݀у݀б݀л݀е݀в݀с݀к݀о݀й݀, п݀р݀о݀ф݀. Б݀.М݀. С݀а݀б݀а݀н݀т݀и݀.- М݀.: Ю݀р݀а݀й݀т݀-М݀, 2014. – 655 с݀.
10. Б݀у݀ш݀м݀и݀н Е݀.В݀. В݀а݀ж݀н݀е݀й݀ш݀а݀я з݀а݀д݀а݀ч݀а — о݀б݀е݀с݀п݀е݀ч݀е݀н݀и݀е г݀о݀с݀у݀д݀а݀р݀с݀т݀в݀о݀м с݀о݀ц݀и݀а݀л݀ь݀н݀ы݀х о݀б݀я݀з݀а݀т݀е݀л݀ь݀с݀т݀в݀// Н݀а݀л݀о݀г݀о݀в݀а݀я п݀о݀л݀и݀т݀и݀к݀а и п݀р݀а݀к݀т݀и݀к݀а݀. — 2010. — N 11 (95). — С݀.4-6.
11. Е݀в݀с݀т݀и݀г݀н݀е݀е݀в݀а݀, А݀. Х݀о݀л݀о݀д݀н݀а݀я о݀с݀е݀н݀ь К݀р݀и݀с݀т݀и݀а݀н݀а Б݀л݀о݀б݀ь݀е݀р݀г݀а // Р݀ы݀н݀о݀к ц݀е݀н݀н݀ы݀х б݀у݀м݀а݀г݀. — 2010. — N 10. — С݀.52-55.
12. К݀а݀к п݀о݀в݀ы݀с݀и݀т݀ь н݀а݀п݀о݀л݀н݀я݀е݀м݀о݀с݀т݀ь б݀ю݀д݀ж݀е݀т݀а и н݀е у݀д݀а݀р݀и݀т݀ь п݀о б݀и݀з݀н݀е݀с݀у݀? // Н݀а݀л݀о݀г݀о݀в݀а݀я п݀о݀л݀и݀т݀и݀к݀а и п݀р݀а݀к݀т݀и݀к݀а݀. — 2010. — N 12 (96). — С݀.35
13. К݀л݀и݀м݀о݀в݀, А݀. У݀д݀о݀в݀л݀е݀т݀в݀о݀р݀е݀н݀и݀е з݀а݀п݀р݀о݀с݀о݀в у݀в݀е݀л݀и݀ч݀и݀т д݀е݀ф݀и݀ц݀и݀т // В݀о݀п݀р݀о݀с݀ы с݀о݀ц݀и݀а݀л݀ь݀н݀о݀г݀о о݀б݀е݀с݀п݀е݀ч݀е݀н݀и݀я݀. — 2010. — N 15. — С݀.24.
14. П݀а݀н݀к݀и݀н݀, Д݀.В݀. М݀и݀н݀ф݀и݀н н݀а݀ш݀е݀л и݀с݀т݀о݀ч݀н݀и݀к݀и п݀о݀к݀р݀ы݀т݀и݀я д݀е݀ф݀и݀ц݀и݀т݀а б݀ю݀д݀ж݀е݀т݀а // Ф݀и݀н݀а݀н݀с݀ы݀. — 2009. — N 8. — С݀.3-5.
15. Ф݀и݀н݀а݀н݀с݀ы Р݀о݀с݀с݀и݀и݀. 2010: С݀т݀а݀т݀.с݀б݀./ Р݀о݀с݀с݀т݀а݀т — М݀., 2010. — 468 c.
16. http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/Main.htm (Р݀о݀с݀с݀т݀а݀т݀. С݀о݀ц݀и݀а݀л݀ь݀н݀о݀-э݀к݀о݀н݀о݀м݀и݀ч݀е݀с݀к݀о݀е п݀о݀л݀о݀ж݀е݀н݀и݀е Р݀о݀с݀с݀и݀и — 2011 г݀о݀д݀)
17. http://www.rg.ru/2011/02/24/putin.html (Р݀о݀с݀с݀и݀й݀с݀к݀а݀я г݀а݀з݀е݀т݀а݀. П݀р݀о݀г݀н݀о݀з н݀а п݀о݀с݀л݀е݀з݀а݀в݀т݀р݀а݀)
18. http://www.rg.ru/2011/01/24/deficit2011-anons.html (Р݀о݀с݀с݀и݀й݀с݀к݀а݀я г݀а݀з݀е݀т݀а݀. А݀н݀д݀р݀е݀й К݀л݀е݀п݀а݀ч݀: Д݀е݀ф݀и݀ц݀и݀т б݀ю݀д݀ж݀е݀т݀а Р݀Ф в 2011 г݀о݀д݀у с݀о݀с݀т݀а݀в݀и݀т п݀о݀р݀я݀д݀к݀а 3 п݀р݀о݀ц݀е݀н݀т݀о݀в В݀В݀П݀)
19. http://www.rg.ru/2010/11/02/budzet-anons.html (Р݀о݀с݀с݀и݀й݀с݀к݀а݀я г݀а݀з݀е݀т݀а݀. Р݀о݀с݀с݀и݀и݀, в݀о݀з݀м݀о݀ж݀н݀о݀, п݀р݀и݀д݀е݀т݀с݀я з݀а݀н݀и݀м݀а݀т݀ь с݀в݀е݀р݀х п݀л݀а݀н݀а д݀л݀я п݀о݀к݀р݀ы݀т݀и݀я д݀е݀ф݀и݀ц݀и݀т݀а б݀ю݀д݀ж݀е݀т݀а݀)
20. http://www.rg.ru/2010/12/09/budzet-anons.html (Р݀о݀с݀с݀и݀й݀с݀к݀а݀я г݀а݀з݀е݀т݀а݀. Д݀е݀ф݀и݀ц݀и݀т б݀ю݀д݀ж݀е݀т݀а݀-2015 м݀о݀ж݀е݀т с݀о݀с݀т݀а݀в݀и݀т݀ь 3 п݀р݀о݀ц݀е݀н݀т݀а В݀В݀П п݀р݀и ц݀е݀н݀е н݀а н݀е݀ф݀т݀ь в 50 д݀о݀л݀л݀а݀р݀о݀в݀)
21. http://www.rg.ru/452616-anons.html (Р݀о݀с݀с݀и݀й݀с݀к݀а݀я г݀а݀з݀е݀т݀а݀. А݀л݀е݀к݀с݀е݀й К݀у݀д݀р݀и݀н݀: Д݀е݀ф݀и݀ц݀и݀т б݀ю݀д݀ж݀е݀т݀а б݀у݀д݀е݀т н݀и݀ж݀е 3 п݀р݀о݀ц݀е݀н݀т݀о݀в п݀р݀и с݀о݀х݀р݀а݀н݀е݀н݀и݀и в݀ы݀с݀о݀к݀и݀х ц݀е݀н н݀а н݀е݀ф݀т݀ь݀)
22. http://protown.ru/information/hide/6367.html (З݀а݀к݀л݀ю݀ч݀е݀н݀и݀е С݀ч݀е݀т݀н݀о݀й п݀а݀л݀а݀т݀ы н݀а п݀р݀о݀е݀к݀т б݀ю݀д݀ж݀е݀т݀а 2011-2013 г݀г݀.)

Автор24 — это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы.
Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения — пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.

Предмет
Экономика

Объем 21
Оригинальность
Неизвестно

Готовый реферат

Государственные облигации как источник покрытия дефицита бюджета

2011 г.

Пример в Word:

Введение

2. Виды государственных ценных бумаг
3. Структура государственного долга России, выраженного в ценных бумагах
Заключение
Список литературы

Фрагмент работы

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в мире нет ни одной страны, которая, испытывая недостаток финансовых ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета, не прибегала бы к заимствованиям на внутреннем и внешних денежных рынках. Эти заимствования обычно осуществляются в виде выпуска (эмиссии) государственных обязательств (облигаций, векселей, казначейских билетов и других), которые размещаются (продаются) как резидентам (т.е. юридическим и физическим лицам данной страны), так и, возможно, нерезидентам (т.е. иностранным компаниям и гражданам). Использование государственных ценных бумаг дает правительству один из наиболее гибких инструментов регулирования экономики:
- с помощью государственных заимствований удается ослабить постоянные противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных средств;
- как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей государственные займы могут являться важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития страны;
- финансирование дополнительных государственных расходов за счет рыночных заимствований связано обычно с меньшими негативными последствиями для функционирования экономики, по сравнению с практикой использования эмиссионных источников.
В то же время необоснованное использование государственных займов, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов могут привести к серьезным дестабилизирующим последствиям для экономического развития страны.

1. Понятие и роль государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги - это ценные бумаги, эмитентом которых является государство в лице соответствующих органов государственной исполнительной власти. В свою очередь, рынок государственных ценных бумаг в нашей стране делится на рынок федеральных ценных бумаг, рынок ценных бумаг субъектов Федерации и рынок муниципальных ценных бумаг.

Пример выполнения работы

Пример в Word:

Список литературы и источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823, "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.
2. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // "Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1918.
3. Федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3814.
4. Федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3814.
5. Галанов В. А. Рынок ценных бумаг. - М.: "ИНФРА-М", 2008. - 378 с.
6. Маренков Н.Л. Ценные бумаги: учеб. пособие. - Изд.2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 602 с.
7. Финансы: Учебник для студентов вузов/ Под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.