За исполнение федерального бюджета отвечает. Федеральное казначейство Бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета

Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона обюджетезаконодательным органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной частибюджетасоответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:

    исполнения бюджетапо доходам. Его задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджетотдельных видов доходов, в первую очередь,налогови другихобязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;

    исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджетаи поступлений из источников финансированиядефицита бюджета, устанавливающий распределениебюджетных ассигнованиймеждуполучателями бюджетных средстви составляемый в соответствии сбюджетной классификацией. Она является основой дляисполнения бюджетоввсех уровней.

Бюджетная росписьсоставляетсяглавными распорядителямибюджетных средств по подведомственнымраспорядителями получателям на основе утвержденногобюджета. Она формируется в соответствии с функциональной иэкономической классификациямирасходов и имеет поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона обюджетероспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составлениебюджета(на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленныхглавными распорядителямибюджетных средств, Министерство финансов формируетсводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем своднаябюджетная росписьпередается на исполнениеФедеральному казначействуи направляется для сведения в представительный и контрольные органы – Федеральное Собрание и Счетную палату.

В процессе исполнения бюджетаорганы исполнительной власти могут вносить изменения по различным направлениям расходов, но они должны осуществляться в пределах утвержденныхассигнований. Поскольку финансовые ресурсы государства ограничены, на практике используется так называемоелимитирование расходов . Это означает, что финансирование отдельных расходных статей осуществляется в пределах установленных лимитов, превышать которые не допускается.

В процессе исполнении бюджетанередко возникает экономия по отдельным статьям расходов или дополнительные поступления из доходных источников. Образующаяся в итоге сумма превышения доходов над расходами, именуемаясвободными бюджетными средствами, зачисляется в бюджети не подлежит изъятию. Она может быть израсходованы только в том случае, если профинансированы все расходы, предусмотренные планом. Решение об использовании свободных бюджетных средств принимается законодательной властью по предложению соответствующего исполнительного органа.

Казначейское исполнение бюджета

В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения иисполнение бюджетовосуществляется органамиисполнительной власти . Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всехраспорядителейиполучателей бюджетных средств. От имени и по поручениюбюджетных учрежденийони осуществляют платежи за счет средствбюджета.

Казначейство – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета.Казначействасуществуют в большинстве стран мира. К их полномочиям относится ведение операций с бюджетными средствами: регистрация поступлений вбюджет, регулирование объемов и сроков принятиябюджетных обязательств, выдача разрешения на право осуществления расходов в рамках утвержденных лимитов, осуществление платежей от именибюджетных учреждений.

К числу задач, решаемых органами казначействав России, относятся:

    организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами ирасходами бюджетана счетахказначейства;

    регулирование финансовых отношений между бюджетоми государственнымивнебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

    краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовыхресурсов, оперативное управление ими;

    сбор, обработка и анализ информации о состояниигосударственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях побюджетуи овнебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти;

    управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долгаРФ;

    разработка методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проектабюджетной классификации, учет государственной казны РФ.

В России органы федерального казначействапредставляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов.Казначействоведет сводный реестрглавных распорядителей,распорядителейи получателей средствфедерального бюджета, оно осуществляет регистрациюбюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. К функциямказначействаотносится предварительный и текущий контроль заисполнением бюджета, составление отчета о его исполнении. При выявлении нарушений оно направляетраспорядителямсредств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований.Казначействообладает правом приостанавливать операции полицевым счетамраспорядителейиполучателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы.

Система органов казначействав России создана по территориальному принципу и включает три уровня:

1. Главное управление федерального казначейства.

2. управления федерального казначейства по субъектам федерации;

3. отделения федерального казначейства по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения). Осуществляют формирование доходной части бюджетана соответствующих территориях, обеспечивают целевое финансирование расходов по отдельным бюджетополучателям, а также информируют вышестоящие органы о ходе исполненияфедерального бюджетана данной территории.

Все органы Федерального казначействаявляются юридическими лицами. Поскольку их основной задачей является обеспечение исполнения закона обюджете, они не вправе принимать каких-либо самостоятельных решений об объемах, целевом назначении доходов и расходов или составе бюджетополучателей.

Основным принципом исполнения бюджетаявляется принципединства кассы . Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджетана единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета . Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов вбюджеткак по времени, так и по территориям. В Россиибюджетывсех уровнейбюджетной системыисполняются на основе принципаединства кассы.

Казначействонесет ответственность за правильность исполненияфедерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных сисполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственностиказначействавходит также финансирование расходов, не включенных вбюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитовбюджетных обязательств.

Исполнение бюджетовпо доходам

Важнейшим элементом исполнения бюджетаявляется формирование его доходной части в соответствии с утвержденным планом. Участниками этого процесса являются:

    налогоплательщики и плательщики сборов(юридические и физические лица), которые перечисляют вбюджетустановленныеналогии другиеобязательные платежи;

    учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;

    органы Федерального казначейства , которые получают перечисленные в бюджетсредства и ведут их учет;

    налоговые органы (Министерство РФ по налогамисборам), ведущие учет налогоплательщиков, контролирующие правильность исполнения ими своих налоговых обязательств, а также регулирующие отношения по возврату и зачету уплаченныхналогов.

Источниками доходной части государственного бюджетаявляютсяналоги, уплачиваемые вбюджетывсех уровней, а также различные виды неналоговых поступлений. Состав уплачиваемыхналогови порядок их исчисления определяется налоговым законодательством, пропорция распределения между уровнямибюджетной системы– законом обюджете. Получателяминалоговявляются территориальные органыФедерального казначейства, имеющиелицевые счетав банках. Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, работает с определенным территориальным органомказначейства, решая с ним все вопросы по учету, возврату и зачетуналогов. На счет данного казначейского органа плательщик и должен перечислить своиобязательные платежи.

Исполнение бюджетовпо доходам предусматривает выполнение следующих операций:

    перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;

    учет доходов в соответствии с бюджетной классификациейи составление отчетности одоходах бюджета;

    распределение регулирующих доходовмеждубюджетамиразличных уровней в порядке, предусмотренном законом обюджете;

    возврат сумм налогов, излишне уплаченных вбюджет.

Исполнение бюджетапо расходам

Особенностью исполнения бюджетапо расходам является то, что эта часть формируется расчетно и полностью зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры –санкционирование и финансирование .Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджетеи обеспечены поступлениями вбюджетдоходов и заимствований. Порядок и правила санкционирования расходов устанавливаютсяФедеральным казначейством. Основными этапами санкционирования являются:

    составление и утверждение бюджетной росписи;

    утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованияхдораспорядителейиполучателей бюджетных средств, утверждениесметдоходов и расходовраспорядителямсредств ибюджетным учреждениям;

    утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательствдораспорядителейиполучателей бюджетных средств;

    принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

    подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Основой для осуществления расходов государства является закон о бюджете, принятый на текущий год, ибюджетная роспись. В общем виде процесс расходования средствбюджетавыглядит следующим образом. На основе росписи для каждогобюджетного учрежденияопределяется объембюджетных ассигнований. Получив уведомление о нем, учреждение составляетсметусвоих расходов.Сметаутверждается вышестоящимраспорядителемсредств и представляется вказначейство. Для всех бюджетополучателей устанавливаются лимитыбюджетных обязательств– предельный объем расходов, который может быть профинансирован из государственногобюджета.Бюджетные учреждениясамостоятельно не осуществляют платежи; все платежные документы направляютсяказначейству, которое проверяет целевой характер расходов и лишь затем производит платеж. Рассмотрим эти этапы более подробно.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписиказначействодоводит ее показатели до всех нижестоящихраспорядителейиполучателей бюджетных средств, направляя имуведомления о бюджетных ассигнованиях на очередной период. Такие уведомления еще не предоставляют права принятия обязательств по осуществлению бюджетных расходов, они являются инструментом их планирования. Изменения в распределениеассигнованийизфедерального бюджетавправе вносить министр финансов иглавные распорядителисредствфедерального бюджета. Если такое решение было принято, в течение 15 дней уведомления об изменении должны быть доведены дораспорядителейсредств и бюджетополучателей.

После того, как бюджетное учреждениеполучило уведомление обассигнованиях, оно должно в течение 10 дней составитьсмету своих доходов и расходов. Подготовленная сметапредставляется вышестоящемураспорядителюбюджетных средств, который в течение 5 дней ее утверждает. Если учреждение являетсяглавным распорядителембюджетных средств,сметаутверждается его руководителем. В течение одного рабочего дня после утверждениясметанаправляетсяказначейству.

На основе доведенных бюджетных ассигнований,бюджетной росписии прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансированиядефицита бюджетадля каждогораспорядителясредств и бюджетополучателя утверждаютсялимиты бюджетных обязательств . Они определяются на срок не более 3 месяцев. Под бюджетным обязательством понимается признанная казначействомобязанность совершить расходование средств соответствующегобюджетав течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом обюджетеи своднойбюджетной росписью. Дляглавных распорядителейбюджетных средств лимиты утверждаютсяФедеральным казначейством. Для нижестоящихбюджетных учрежденийони устанавливаютсяглавными распорядителями. Утвержденные лимиты должны быть до всех бюджетополучателей не позднее чем за 5 дней до начала их действия. Такие уведомления направляются черезказначейство, которое отвечает за их своевременность. Лимиты по всем получателям средствфедерального бюджетасводятся в единый реестр, который представляетсяказначействомв Счетную палату.

Орган федерального казначействапроверяет все платежные документы на предмет правильности их оформления, целевого характера платежей, соответствия расходов утвержденнойсметеи лимитамбюджетных обязательств. Он может отказаться подтвердить принятыебюджетные обязательствав следующих случаях:

    при несоответствии принятых обязательств требованиям бюджетного законодательства (при отсутствии документов, подтверждающих правомерность оплаты – договор, счет-фактура, акт выполнения работ и т.п.)

    при несоответствии принятых обязательств закону о бюджете, доведеннымбюджетным ассигнованиями лимитамбюджетных обязательств(например, если сумма платежа превышает остатки средств по той статьеэкономической классификации, которая была указана в платежном поручении);

    при несоответствии принятых бюджетных обязательствутвержденнойсметедоходов и расходов учреждения (например, если данные расходы не были предусмотренысметой);

    при блокировке расходов.

Финансирование расходов включает два последовательных действия: разрешение на осуществление платежа и собственно платеж. Органы казначействанесут ответственность за полноту и своевременность перечисления бюджетных средств их получателям. Платеж осуществляетсяказначействомв день совершения разрешительной надписи, при этом средства списываются с единого бюджетного счета. Все платежные документы, принятые отраспорядителей, направляютсяказначействомв банк, который исполняет их черезлицевой счетказначейства. Банк осуществляет операции полицевому счетув пределах остатка средств на нем, за сумму и назначение платежа он ответственности не несет.

Лицевые счетабюджетных учрежденийоткрываются в соответствующем территориальном органеФедерального казначейства. На них отражается объем средств, которым данное учреждение располагает при осуществлении расходов. В зависимости от того, по каким целевым статьям организация получает финансирование, она должна открыть нескольколицевых счетовв органахказначейства. Порядок учета операций, открытия и ведениялицевых счетовустанавливается Главным управлениемфедерального казначейства.

Через лицевые счетаосуществляются:

    финансирование расходов учреждений на основании бюджетных назначений, утвержденных смет, других обоснований и расчетов;

    межбюджетные расчеты с администрациями субъектов РФ и муниципальных образований по трансфертам,дотациям;

    компенсации, субвенции,субсидии, целевые программы;

    предоставление средств федерального бюджетана условиях возвратности и платности;

    расчеты с предприятиями и организациями в части компенсаций и социальных выплат по федеральным программам.

Корректировка бюджетав процессе его исполнения

В процессе исполнения бюджетаего расходная часть может корректироваться в зависимости от того, в каком объеме поступают доходы и достаточно ли их для покрытия всех предусмотренных расходов. Для того, чтобы исключить принятие каких-либо чрезвычайных решений, порядок действий органов власти в таких ситуациях регулируется законодательством. Для случаев, когда фактическиедоходы бюджетаоказываютсяменьше утвержденной величины, законом предусмотрено два варианта действий. Если изменение доходов по сравнению с бюджетным планом незначительно, решения о сокращении бюджетных расходовпринимается органами исполнительной власти. Если же фактическиедоходы бюджетасущественно ниже запланированных, необходимо внесение изменений в закон обюджете, которое предполагает участие законодателей.

Бюджетным кодексом РФ установлен следующий порядок сокращения расходов федерального бюджета:

1. если в процессе исполнения федерального бюджетанедофинансирование расходовне превышает 10% от плана, режим их сокращения вводится высшим органом исполнительной власти – Правительством РФ . При этом расходы бюджетапо всем их видам и получателям должны быть уменьшены в одной и той же пропорции. Решение правительства также должно быть обнародовано, сроки уведомления о нем всехраспорядителейи бюджетополучателей аналогичны предыдущему случаю. Отмена режима сокращениябюджетных расходовпроизводится тем органом власти, который принял решение о его введении;

2. если снижение доходных поступлений таково, что оно требует сокращения расходов более чем на 10% от годовых назначений, изменения бюджетного плана должны быть утверждены законодателями. Для этого правительство разрабатывает и представляет в Государственную Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Вместе с законопроектом Думе направляются следующие материалы:

    отчет об исполнении федерального бюджетаза истекший период текущего финансового года;

    отчеты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбордоходов федерального бюджета, за истекший период текущего года;

    отчет об использовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;

    отчеты Министерства финансов и других уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных кредитови ссуд;

    анализ причин и факторов, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета

К функциям казначействаотносится организация и ведение учета по исполнениюфедерального бюджета. Бюджетный учет основан на едином плане счетов, который устанавливается Правительством. Учету подлежат все доходы, расходы, дефицит (профицит)бюджета, поступления из источников финансирования дефицита, а также операции с бюджетными средствами. Они отражаютсяказначействомв соответствующих регистрах учета.

Казначействоопределяет порядок ведения учета и составления отчетности обисполнении бюджетоввсех уровнейбюджетной системы, а такжесметрасходовбюджетных учреждений. Главное управлениефедерального казначействаутверждает отчетность по формам, содержанию и срокам представления.

Завершение бюджетного года

Исполнение бюджетазавершается 31 декабря с окончанием финансового года. Порядок его завершения для всех участниковбюджетного процессаустанавливается Центральным банком и Министерством финансов.

Завершающим этапом исполнения бюджетаявляются заключительные обороты, после которых составляется отчет обисполнении бюджетаза год. В период заключительных оборотов операции полицевым счетамс бюджетными средствами осуществляются до определенной даты. В последний их день осуществляется операция по перечислению средств прошлого года.

31 декабря прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств, и счета, которые использовались дляисполнения бюджета, в 24 часа подлежат закрытию. До этого моментаФедеральное казначействообязано оплатить все принятые и подтвержденныебюджетные обязательства. Чтобы обеспечить соблюдение установленных сроков, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, а их подтверждение должно быть завершеноказначейством28 декабря. После того, как все операции по принятым денежным обязательствам завершены, остаток средств на едином бюджетном счете учитывается вдоходах бюджетаследующего финансового года.

» » Исполнение федерального бюджета

Исполнение федерального бюджета


Вернуться назад на

В РФ в настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Эти органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Казначейское исполнение бюджетов основывается на принципе единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих , привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ в соответствии с законодательством РФ. На основе принципа единства кассы исполняются бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Последняя составляется главным распорядителем бюджетных средств по их распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная роспись утверждается руководителем указанного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет.

Одновременно сводная роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольные органы.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

Составление и утверждение бюджетной росписи;
утверждение и доведение уведомлений об ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;
утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств;
принятие денежных обязательств получателями средств;
подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей.

Доведение показателей сводной росписи осуществляется в форме уведомлений об ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

Уведомление об ассигнованиях не предоставляет права принятия обязательств по осуществлению и платежей.

Изменение объемов ассигнований, доведенных в уведомлениях о бюджетных ассигнованиях, возможно лишь в случаях и пределах, которые установлены Бюджетным кодексом. Уполномоченный исполнительный орган и распорядители средств обязаны довести до всех нижестоящих распорядителей и получателей средств уведомления об изменении бюджетных ассигнований в течение 15 дней со дня принятия решения об их изменении.

В течение 10 дней со дня получения уведомления об ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель утверждает эту смету.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем, утверждается руководителем главного распорядителя.

В связи с исполнением бюджета возникают бюджетные обязательства – признанные органом, исполняющим бюджет, обязанности совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока.

Бюджетные обязательства имеют некоторые размеры, т.е. лимит бюджетных обязательств – объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Эти лимиты для распорядителей и получателей средств утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями.

Лимит бюджетных обязательств не может отличаться от объема ассигнований в расчете на квартал. Но изменение лимитов возможно в случае изменения бюджетных ассигнований, а также в случае блокировки расходов.

Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно и без изменения ассигнований, если орган, исполняющий бюджет, отсрочил исполнение предоставленных лимитов. Орган, исполняющий бюджет, вправе отсрочить предоставление лимита распорядителям и получателям средств на период до трех месяцев. При этом отсроченные бюджетные обязательства не могут превышать 10% ассигнований, установленных на квартал, в котором производится отсрочка бюджетных обязательств.

Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.

Формы платежных документов утверждаются Минфином РФ по согласованию с ЦБ РФ.

Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Перечень и формы документов, представляемых в орган, исполняющий бюджет, для подтверждения денежных обязательств, утверждаются правовым актом органа исполнительной власти.

Орган, исполняющий бюджет, осуществляет процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.

Объемы принятых и исполненных денежных обязательств не могут превышать лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Подтвержденные денежные обязательства могут отличаться от принятых денежных обязательств только в случае отказа органа, исполняющего бюджет, подтвердить принятые денежные обязательства.

Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях:

При несоответствии принятых денежных обязательств требованиям Бюджетного кодекса;
при несоответствии принятых денежных обязательств закону о бюджете, доведенным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;
при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
при блокировке расходов.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении об ассигнованиях для каждого получателя бюджетных средств может быть произведено вследствие введения режима сокращения расходов бюджета, исполнения бюджета по доходам сверх утвержденных законом о бюджете либо вследствие перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем.

Бюджетный кодекс предусматривает порядок сокращения расходов бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.

Распорядители и получатели бюджетных средств уведомляются о введении режима сокращения расходов не позднее чем за 15 дней до его введения.

На основании решения о введении этого режима производится сокращение неиспользованных лимитов бюджетных обязательств. Отмена режима сокращения расходов, изменение размеров сокращения расходов производятся органом, принявшим решение о его введении.

Бюджетный кодекс предусматривает особый порядок действий при сокращении расходов бюджета более чем на 10%. Если при исполнении бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10% годовых назначений, орган исполнительной власти представляет законодательному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не принимается в течение 15 дней, орган исполнительной власти имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному.

Законодательство содержит положения об основаниях для блокировки расходов бюджета. Под блокировкой расходов бюджета понимается сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект РФ, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления указанных лимитов либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

Блокировка расходов осуществляется по решению руководите ля финансового органа на любом этапе исполнения бюджета.

Блокировке могут быть подвергнуты:

Расходы бюджета исключительно в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными Бюджетным кодексом либо законом о бюджете. Блокировка расходов, финансирование которых не было связано условиями, определенными Кодексом либо законом о бюджете, является нарушением бюджетного законодательства, если не было фактов нецелевого использования средств;
расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования.

Руководитель финансового органа отменяет решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.

В случае если при исполнении бюджета получены доходы сверх утвержденных законом о бюджете, они направляются на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.

Если такие доходы получены бюджетными учреждениями отплатных услуг и иной , они направляются на финансирование расходов данных учреждений.

В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх утвержденных ассигнований, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. Внесение этих изменений и дополнений принимается по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете в связи с получением дополнительных доходов должен быть рассмотрен во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения. Если законопроект не принимается в срок, орган исполнительной власти имеет право осуществить равномерную индексацию расходов бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств.

Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями в объеме не более 5% ассигнований, доведенных до получателя.

Объемы бюджетных ассигнований для главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в расчете на год могут отличаться от утвержденных объемов ассигнований по всем обстоятельствам не более чем на 10% утвержденных ассигнований, а для получателя бюджетных средств – не более чем на 15%.

Орган, исполняющий бюджет, вправе перемещать бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов в пределах 10% выделенных ему ассигнований. Уведомление об этих перемещениях производится одновременно с доведением уведомлений о лимитах бюджетных обязательств.

В случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет). Этот порядок не распространяется на зачет налогов и сборов.

В Бюджетном кодексе особо отмечается недопустимость размещения бюджетных средств на банковских депозитах, передачи бюджетных средств в с целью получения дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Если бюджетному учреждению, финансируемому на основе сметы, задерживают финансирование более чем на два месяца или финансируют не более чем на 75% от объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, оно вправе самостоятельно определять направление кассового расхода в пределах доведенных вышестоящим распорядителем средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Получатели бюджетных средств наделены определенными правами в случаях их недофинансирования. Так, если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме, получатель имеет право на компенсацию в размере недофинансирования. Компенсация осуществляется по судебному акту.

При этом недофинансирование означает разницу между доведенным лимитом бюджетных обязательств и объемом средств, зачисленных на получателя либо объемом средств, списанных с единого счета бюджета в пользу получателя бюджетных средств, в период действия лимита.

Бюджетное законодательство устанавливает особый правовой режим иммунитета бюджетов, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего:

Возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;
возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином . Бюджетный учет организуется органом, исполняющим бюджет. Единый бюджетного учета устанавливается федеральным правительством.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности осуществляются уполномоченным исполнительным органом. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ.

Для организации бюджетного процесса важным является дата завершения бюджетного года и связанные с этим бюджетные процедуры. Финансовый год завершается 31 декабря. Тогда же прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств.

Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено 28 декабря. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.

После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного года.

Основы казначейского исполнения федерального бюджета.

Казначейское исполнение федерального бюджета означает, что Федеральное казначейство осуществляет:

Регистрацию поступлений;
регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;
совершение разрешительной надписи на право расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
платежи от имени получателей средств федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета осуществляется путем отражения всех операций и средств бюджета в системе балансовых счетов Казначейства. При исполнении бюджета запрещается осуществление операций минуя систему названных счетов.

Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в ЦБ РФ.

Казначейское исполнение доходов федерального бюджета предусматривает:

Перечисление и зачисление доходов бюджета на единый счет федерального бюджета;
распределение в соответствии с утвержденным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
возврат излишне уплаченных сумм доходов;
учет доходов бюджета и отчетность о его доходах в соответствии с .

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином РФ и утверждается министром в течение 15 дней со дня принятия закона о бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись передается на исполнение Казначейству и направляется для сведения в и Счетную палату.

Для того чтобы исключить финансирование расходов и платежи, не предусмотренные законом о бюджете или не обеспеченные поступлениями доходов и средствами заимствований бюджета, предусмотрены процедуры санкционирования расходов федерального бюджета.

Это санкционирование включает:

Утверждение и доведение ассигнований до распорядителей и получателей средств бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;
утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств бюджета лимитов бюджетных обязательств;
принятие денежных обязательств получателями средств бюджета;
подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.

На основании сводной бюджетной росписи бюджета и ассигнований из бюджета, сообщенных Казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной росписи доводит объемы бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей и получателей средств через органы Федерального казначейства.

Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета осуществляется министром финансов РФ, главными распорядителями.

При утверждении и доведении лимитов бюджетных обязательств устанавливается определенный объем распорядительных прав получателей средств бюджета на принятие денежных обязательств бюджета.

Лимиты бюджетных обязательств формируются на период до трех месяцев на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведенных ассигнований и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.

Лимиты для главных распорядителей утверждаются Федеральным казначейством. Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств бюджета утверждается главными распорядителями.

Лимиты доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей через Казначейство в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета. Лимиты должны быть доведены до получателей не позднее, чем за пять дней до начала срока их действия. Казначейство вправе отсрочить предоставление прав на принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям на период до трех месяцев.

Принятие обязательств осуществляется путем заключения получателем и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов). Объем принятых денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета в текущем году, не должен превышать лимиты обязательств в структуре показателей бюджетной классификации РФ.

Казначейство совершает расходование средств бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Казначейство осуществляет процедуры выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления документов совершает разрешительную надпись. Объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Объем подтвержденных денежных обязательств может отличаться от объема принятых денежных обязательств только в случае отказа Казначейства подтвердить принятые денежные обязательства.

Подтвержденное денежное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходования средств федерального бюджета.

Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством и представляет собой последователь но совершаемые действия:

Разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
осуществление платежа.

Совершение разрешительной надписи (разрешение на осуществление платежа) и распоряжение об осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет.

На основании представленных получателем средств платежных документов Казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную операцию на лице вом счете.

Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ в рамках межбюджетных отношений должно быть завершено 20 декабря.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета.

На лицевом счете отражается объем средств бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета.

Средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Казначейства.

Бюджетное учреждение вправе распоряжаться средствами, зачисленными на его лицевой счет, только в том размере, который отражен на счете.

При недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение может использовать для этого средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается в распоряжении бюджетного учреждения.

При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя) средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов.

Предусмотрена следующая календарная очередность:

В первую очередь – списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц;
во вторую очередь – списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
в третью очередь – списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;
в четвертую очередь – списание по платежным документам, предусматривающим финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга;
в пятую очередь – списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.

Все операции, связанные с поступлением в Федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов бюджета, регистрируются в Главной книге Федерального казначейства.

Казначейство ведет сводный реестр получателей средств бюджета.

Бюджетный кодекс регламентирует изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Изменение ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя средств бюджета может быть осуществлено вследствие введения режимов сокращения или увеличения расходов федерального бюджета либо произведено главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах своих полномочий.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.

В решении о введении такого режима должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение ассигнований не должно составлять более 10% годовых назначений по каждому главному распорядителю, а также по каждому объекту, включенному в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы.

На основании решения о введении режима сокращения расходов производится сокращение лимитов бюджетных обязательств.

Отмена режима сокращения расходов бюджета производится Правительством РФ.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений в него, что может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ представляет в Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия закона по данному вопросу.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете, направляются Минфином РФ на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. При этом Минфин РФ подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.

В случае необходимости направить дополнительные доходы на другие цели либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон. Внесение изменений и дополнений в закон принимается по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете в связи с получением дополнительных доходов вносится Правительством РФ в Думу не позднее чем через 10 дней после рассмотрения на заседании Думы отчета об исполнении бюджета за квартал (полугодие), в котором превышение доходов было получено.

Если законопроект не принимается в срок, Правительство РФ имеет право осуществить равномерную индексацию расходов бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств. м
Министр финансов может разрешить перераспределение средств бюджета по разделам, подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю, в размере не более 10% ассигнований.

Министр имеет право сократить лимиты бюджетных обязательств по сравнению с ассигнованиями, если ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись при условии выполнения главным распорядителем (субъектом РФ или другим получателем) определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетных обязательств эти требования оказались невыполненными.

Министр имеет право отменить решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя (другого получателя бюджетных средств) только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку.

Министр имеет право на блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования средств.

Министр финансов не может сократить или увеличить объемы ассигнований по главным распорядителям более чем на 5% ассигнований, утвержденных законом о бюджете, за исключением решений о блокировке расходов.

Правительство РФ представляет ежеквартальные и

Исполнение бюджета - стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и своевременное поступление доходов и источников финансирования дефицита бюджета в разрезе каждого из источников; своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями, а также учет исполнения бюджета и составление, рассмотрение, внешняя проверка и утверждение бюджетной отчетности.

Содержание исполнения бюджета зависит от системы исполнения бюджета. В практике различных стран на разных этапах исторического развития применялись следующие системы исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная . Основное различие между банковской и казначейской системами заключаются в том, что функции исполнения бюджета возложены на разные органы - либо на центральный банк при возможном участии коммерческих банков, либо на специально созданные казначейские органы. При смешанной системе эти функции выполняются одновременно и казначейскими, и банковскими органами с разграничением функций между ними в законодательном порядке.

В Российской Федерации устанавливается только казначейское исполнение бюджетов .

Вместе с тем необходимо отметить, что казначейская система, существовавшая в России до 1917 г. и вплоть до проведения кассовой реформы 1925-1928 гг., не была воссоздана в прежнем виде. В тот период государственное казначейство, являясь банковским учреждением, выполняло не только функции управления доходами и расходами бюджета, но и осуществляло прием, хранение и выдачу сумм на расходы, производимые по общему государственному управлению, т.е. осуществляло операции по кассовому исполнению бюджета.

Кассовое исполнение бюджета является частью исполнения бюджета и представляет собой совокупность процедур, обеспечивающих прием доходов, распределение и зачисление их на счета соответствующих бюджетов, хранение и выдачу бюджетных средств на осуществление расходов и ведение учета и отчетности. До создания Федерального казначейства в Российской Федерации существовала банковская система исполнения бюджета, когда функции по кассовому исполнению государственного бюджета СССР осуществляли органы Государственного банка СССР. Они обеспечивали кассовое исполнение всех бюджетов, включающее сбор и учет доходов бюджетов, распределение доходом между бюджетами разных уровней, а также списание средств со счетов бюджета на основании распоряжений финансовых органов, управляющих бюджетными средствами. Кроме того, органы Госбанка СССР осуществляли функции по приему, хранению и выдаче средств из бюджета, контролю за расходованием бюджетных средств, учету доходов и расходов всех бюджетов и составлению отчетности Государственного бюджета СССР.

С созданием Федерального казначейства часть функций по кассовому исполнению бюджета перешла от банков к казначейству, а часть осталось у Центрального банка РФ и иных кредитных организаций. Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации осуществляют обслуживание счетов бюджета, в том числе прием, хранение и выдачу средств в наличной форме. Федеральное казначейство и иные казначейские органы распределяют доходы от налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, открывают в Центральном банке РФ счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведут учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, обеспечивают проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению получателей бюджетных средств на их лицевых счетах, осуществляют санкционирование оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, составляют бюджетную отчетность об исполнении бюджетов и отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ.

Таким образом, в Российской Федерации в настоящее время существует смешанная система исполнения бюджета. Только при условии функционирования казначейских органов как кредитных организаций они действительно смогут выполнять все операции по кассовому исполнению бюджета, включая прием, хранение и выдачу бюджетных средств. За рамками операций по кассовому исполнению бюджета казначейские органы осуществляют также прогнозирование поступлений доходов, санкционирование и финансирование расходов, обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга, предоставление бюджетных кредитов и контроль за их возвратом.

Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации обеспечивается соответствующим исполнительным органом государственной власти, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Финансовый орган организует исполнение соответствующего бюджета на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Кроме того, в исполнении бюджета принимают участие налоговые и таможенные органы, министерства, агентства, службы, получатели бюджетных средств, а также Центральный банк РФ и другие кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляется Федеральным казначейством. Оно означает проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. Полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъектов РФ по соглашению с ними при условии финансового обеспечения этих полномочий за счет собственных доходов их бюджетов и наличия у субъектов РФ необходимого для их осуществления имущества. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с соглашением.

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Сводная бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется финансовым органом с целью организации исполнения бюджета по его расходам и источникам финансирования его дефицита. Руководитель финансового органа утверждает сводную бюджетную роспись и вносит изменения в нее. Ее показатели должны соответствовать закону (решению) о бюджете. Сводная бюджетная роспись направляется в казначейство. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В предусмотренных Бюджетным кодексом РФ случаях (ст. 217) показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены решением руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Финансовый орган устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета необходимых для этого сведений.

Исполнение бюджета по доходам включает зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации; возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;
зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

осуществляется на основе бюджетной росписи - документа, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств с целью исполнения бюджета по расходам. Бюджетная роспись составляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие бюджетных обязательств, подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств и подтверждение исполнения денежных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом либо иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты.

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

Исполнение денежных обязательств подтверждается платежными документами о списании денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и субъектов между народного права.

Финансирование расходов означает непосредственное расходование бюджетных средств путем списания средств с бюджетного счета с целью исполнения бюджетных обязательств в пользу юридических и физических лиц.

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

В состав операций, определяющих содержание исполнение бюджета, включаются также операции по бюджетному учету, который представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства 1 .

В Российской Федерации бюджетный учет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ведется по единой системе, регламентируемой нормативными правовыми актами Правительства РФ и Министерства финансов РФ. Последнее устанавливает формы бухгалтерских документов и регистров учета, разрабатываем инструкции и другие нормативные правовые акты по ведению бюджетного учета. В частности, бюджетный учет осуществлюется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов и инструкции по его применению утверждаются Министерством финансов РФ. Показатели бюджетного учета обеспечивают исполнительные органы государственной власти информацией о ходе исполнения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов с целью принятия адекватных управленческих решений.

На основе данных бюджетного учета формируется бюджетная отчетность, которая включает, прежде всего, отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности и другие формы отчетности. Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, а также подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета органом государственного (муниципального) финансового контроля . Порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета устанавливается соответствующим законодательным (представительным) органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

Исполнение бюджета, которое завершает бюджетный процесс, позволяет оценить эффективность работы по обоснованности расчета бюджетных показателей, произведенного на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджета, применения норм и нормативов, действенности различных методик планирования расходов; установить факторы, обусловившие отклонения фактических данных от запланированных; принять адекватные управленческие решения.

1 См. ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.

  • – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, выявление резервов для мобилизации дополнительных доходов бюджета;
  • – распределение всех поступающих доходов по уровням бюджетной системы согласно существующему законодательству;
  • – распределение доходных источников по утвержденным бюджетным ассигнованиям в календарном разрезе (целевое перераспределение бюджетных ресурсов по статьям расходов бюджетной классификации);
  • – финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года;
  • – хранение временно свободных финансовых ресурсов государства;
  • – осуществление оперативного учета и контроля за движением бюджетных средств, определение степени эффективности расходования государственных средств.

В настоящее время Бюджетный кодекс РФ устанавливает обязательность казначейского исполнения бюджетов всех уровней, включая местные. Ранее существовавшая в России банковская система исполнения бюджетов (с 1925 года) предусматривала последовательное перечисление бюджетных средств на оплату закупаемой продукции и бюджетных услуг со счета финансового органа на расчетные счета заказчиков продукции и услуг (получателей бюджетных средств), а затем с их счетов - на расчетные счета поставщиков и исполнителей.

Отрицательными последствиями банковской схемы исполнения бюджета являлись:

  • – отсутствие прозрачности в исполнении бюджетов;
  • – неэффективный контроль целевого использования бюджетных средств;
  • – отсутствие оперативной информации о произведенных расходах, что затрудняло расчет необходимых заемных средств;
  • – нерационально большой уровень средних остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков и т.п.

Казначейское исполнение бюджета характеризуется тем, что все расчеты с поставщиками продукции и исполнителями услуг производятся на основе принципа единства кассы с единого счета, на который поступают все доходы бюджета. Порядок осуществления операций по кассовым выплатам на основе казначейской схемы исполнения бюджета представлен на рис. 10.

Рис. 10.

Главная цель перехода на казначейское исполнение бюджета - установление оперативного контроля над целевым использованием средств и ходом исполнения бюджета, сокращение сроков прохождения платежей.

Например, выписка банка, получаемая УФК по Пермскому краю (по состоянию на 2009 год), содержит до 100 тысяч расчетных документов и обрабатывается в первой половине дня. Перечисление в бюджеты, внебюджетные фонды и все информационное взаимодействие с участниками бюджетного процесса осуществляется в день получения выписки банка .

В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти муниципальных образований являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Опыт показал, что с введением казначейского исполнения бюджета исключается возможность нецелевого использования средств, а их экономия за счет ускорения оборота составляет до 10-15 %. На сегодняшний день Федеральное казначейство является федеральной службой и находится в ведении Министерства финансов РФ . Федеральное казначейство имеет иерархическую структуру: Главное управление федерального казначейства - управления федерального казначейства по субъектам РФ - отделения федерального казначейства в муниципальных образованиях.

Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • – производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, действующим в текущем финансовом году;
  • – открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ, кассовое обслуживание исполнения которых осуществляется Федеральным казначейством;
  • – направляет в учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представления о приостановлении операций в валюте РФ по счетам учреждений, допустивших нарушение бюджетного законодательства РФ;
  • – осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета;
  • – осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций;
  • – ведет сводный реестр главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • – доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
  • – осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;
  • – доводит до главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, представленные Министерством финансов РФ бюджетные ассигнования;
  • – составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • – обеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы РФ проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению органов, лицевые счета которых открыты в казначействе;
  • – осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе;
  • – осуществляет иные бюджетные полномочия.

Именно на органы казначейства возложено исполнение бюджетов бюджетной системы как по доходам, так и по расходам.

Рассмотрим порядок поступления доходов в бюджеты бюджетной системы РФ. В настоящее время доходы всех бюджетов поступают и аккумулируются на едином казначейском счете 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ». Поступившие суммы доходов распределяются специалистами Федерального казначейства в соответствии с установленными законодательством нормативами на счета соответствующих бюджетов: 40105 «Средства федерального бюджета», 40201 «Средства бюджетов субъектов РФ», 40204 «Средства местных бюджетов».

Например, сумма налога на доходы физических лиц в городском округе, поступившая на счет 40101, будет распределена специалистом Федерального казначейства в пропорции 70:30 и перечислена соответственно на счета 40201 «Средства бюджетов субъектов РФ» (70 %) и 40204 «Средства местных бюджетов» (30 %).

Таким образом, исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • – зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, со счетов органов Федерального казначейства;
  • – возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;
  • – зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ;
  • – уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ.

В свою очередь, исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • – принятие бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (объемом прав в денежном выражении) путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров;
  • – подтверждение денежных обязательств. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты;
  • – санкционирование оплаты денежных обязательств. Санкционирование осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия необходимых документов;
  • – подтверждение исполнения денежных обязательств. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц.

Казначейское исполнение расходной части бюджетов территориальных образований (субъектов РФ и муниципалитетов) может осуществляться по одной из двух схем.

Первая предусматривает создание «своего» казначейства органами власти территориального образования, как правило, в составе финансового органа администрации. Местное казначейство может быть создано при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов соответствующего бюджета и наличия в собственности (пользовании, управлении) органов власти необходимого для их осуществления имущества.

Распорядители бюджетных средств открывают в казначействе лицевые счета, в результате чего оно выполняет функции кассира всех распорядителей и получателей бюджетных средств и проверяет правильность заявок распорядителей бюджетных средств на финансирование расходов, их соответствие бюджетной росписи и оплачивает счета поставщиков. На расчетные счета бюджетных организаций перечисляются только расходы на заработную плату работников.

Вторая схема предусматривает заключение соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ (муниципалитета) с территориальным органом Федерального казначейства или казначейства субъекта РФ. Данные органы не вправе отказать в заключении указанного соглашения.

Таким образом, в зависимости от выбранной схемы исполнения бюджета учет операций по его исполнению производится на лицевых счетах, открываемых либо в Федеральном казначействе, либо в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

Правительство РФ постановлением от 09.12.2017 № 1496 (далее – Постановление № 1496) определило меры по обеспечению исполнения федерального бюджета начиная с 2018 года и планового периода 2019 и 2020 годов.

Обзор постановления

Федеральный бюджет на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утвержден Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ . Для его реализации Минфин России подготовил текст Постановления № 1496 . Так, в части доходов федерального бюджета главным администраторам доходов федерального бюджета поручено принимать меры по обеспечению поступления налогов и сборов, а также других обязательных платежей.
Кроме того, главным администраторам доходов федерального бюджета предписано принимать меры:

Помимо этого, Постановление № 1496 содержит перечень поручений участниками бюджетного процесса по исполнению федерального закона о федеральном бюджете.
Положение по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением № 1496 (далее – Положение № 1496), имеет в отличие от постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Постановление № 1551), четкую структуру из шести разделов:

- общие положения;
- требования к срокам и порядку утверждения, распределения, изменения, доведения ЛБО и принятия бюджетных обязательств;
- предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов;
- предоставление из федерального бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, исполнителям работ, услуг бюджетных инвестиций юридическим лицам;
-