Внеплановая проверка росстандарта. Для перерегистрации будет создан переходный период? Как инспекторы проверяют продукцию

Алексей Владимирович, как будет выглядеть новая система контроля качества?

Алексей Абрамов: Для испытаний промаркированная ГОСТом продукция может быть отобрана в любой момент, как с конвейера, так и со склада или с полки магазина. Ограничения на проверки в этом случае действовать не будут. Росстандарт будет гарантировать качество товара, за который производитель поручился знаком ГОСТа, в течение всего периода оборота на рынке.

Это поддержит добросовестных производителей и поставщиков качественной продукции и ударит по распространителям контрафакта.

Что для этого надо изменить?

Алексей Абрамов: В законе о стандартизации закреплено, что ГОСТы становятся обязательными для продукции, которая заявляется на соответствующие стандарты, но при этом не прописано, как и где она должна проходить процедуру подтверждения соответствия. Этот пробел мы намерены устранить.

Национальная система сертификации, которая создана как одна из добровольных, получит статус государственной инфраструктуры тестирования и подтверждения соответствия требованиям национальных стандартов. Рассчитываем, что соответствующие поправки в законодательство о техническом регулировании и о стандартизации будут представлены уже в апреле.

Как только они станут законом, все, кто добровольно заявился на ГОСТ, будут обязаны подтверждать его через НСС. Пока, на пилотном этапе, в нее входят только лаборатории Росстандарта, но после 2018 года мы рассмотрим возможность участия в ней и других крупных игроков, которые смогут подтвердить свои компетенции и готовы работать честно, по нашим правилам.

Когда начнет действовать новая система?

Алексей Абрамов: В мае начнем прием заявок, «заказы» от отдельных производителей мы уже имеем. И первые сертификаты, думаю, выдадим уже в июне.

Полностью НСС начнет действовать в пилотном режиме в семи регионах: Нижегородской, Кировской, Оренбургской, Волгоградской, Омской и Свердловской областях, а также в Республике Крым. Посмотрим, как она работает, и при необходимости внесем корректировки перед развертыванием системы в масштабах всей страны. Думаю, со второго полугодия уже будем расширять список лабораторий, участвующих в НСС.

Когда будет наведен порядок с добровольной сертификацией, всеми этими «сделано на дому», «экопродуктами» и так далее?

Алексей Абрамов: Подчеркну, что мы не против добровольных систем сертификации. Они создаются, чтобы помочь компаниям, потребителям, другим участникам рынка. Для них важно, чтобы товары, работы и услуги соответствовали определенным правилам. Например, есть системы для халяльной продукции, для подтверждения места происхождения продукции. Участники создают их, чтобы у них была доверенная зона общения, в которой они работают по понятным друг для друга правилам. Сегодня такие системы часто создаются просто для отвода глаз, чтобы со ссылкой на регистрацию в Росстандарте штамповать какие-то непонятные документы, которые потом вводят всех в заблуждение. Регистрация уведомительная, количество таких систем неконтролируемо растет, и мы не знаем, что за ними стоит.

Но они же именно добровольные, по интересам, какая разница, что за ними стоит?

Алексей Абрамов: На самом деле этим могут прикрываться совершенно «левые» схемы, некачественные, а порой контрафактные товары. Это дискредитирует Росстандарт, в целом институт добровольной сертификации.

Процедура регистрации должна стать разрешительной - любая заявка на регистрацию добровольной системы будет подвергаться серьезной экспертизе. Заявитель должен доказать, что система нужна, показать, по каким правилам она будет работать, как к ней будут подключаться экспертные организации, лаборатории. И самое главное, на что будет подтверждаться соответствие, то есть те документы, о которых идет речь,- это стандарты корпораций, технические условия. Если речь о национальных стандартах, мы будем возражать против таких систем, поскольку соответствие на ГОСТы должно подтверждаться в НСС.

Для перерегистрации будет создан переходный период?

Алексей Абрамов: Мне кажется, это самый правильный путь. Естественно, мы против того, чтобы прямо завтра все системы одномоментно стали нелегитимными. Для перерегистрации потребуется подготовка внушительного пакета документов, и у добросовестных владельцев систем добровольной сертификации должно быть время для подготовки к таким процедурам, не менее полугода. А недобросовестных соответственно, если они ничего не сделают, вычистим из реестра.

Кроме того, у Росстандарта должны быть полномочия по мониторингу таких систем, а это предполагает предоставление регулярной, как минимум ежегодной отчетности. Мы должны видеть, сколько они выдали документов, работают ли они по правилам и работают ли вообще. Соответственно у нас будут основания для их исключения из реестра. Поправки об этом в закон о техрегулировании мы вместе с минпромторгом планируем предоставить в этом году на рассмотрение правительства.

Знаки этих систем будет утверждать Росстандарт?

Алексей Абрамов: Мне кажется правильным, что при регистрации систем будут также утверждаться соответствующие знаки.

Знаки добровольных систем не должны мимикрировать под знак НСС, чтобы потребители не путались, чтобы не было смешения одних знаков с другими. Это важно и для тех, для кого предназначена добровольная сертификация. Например, чтобы человек точно понимал, что это халяльный продукт, продукция для диабетиков или что-то другое.

Планируется ли замена закона о техрегулировании новым базовым законом?

Алексей Абрамов: Минпромторг поставил задачу подготовить проект самостоятельного закона «Об оценке соответствия», но решения по основным «болевым» точкам, которые я назвал, будут приняты еще до этого глобального закона. В нем мы предполагаем обновить понятийный аппарат, более четко разграничить полномочия регуляторов, определить права и обязанности участников рынка, прописать все процессуальные правила и санкции к нарушителям. Предложение одобрено Госкомиссией по антиконтрафакту.

ГОСТ со скидкой

Малые и средние компании получат скидки на услуги Национальной системы сертификации. Кроме того, Росстандарт вместе с Корпорацией «МСП» планируют добиться для них права не проходить корпоративную сертификацию при закупках у госкомпаний, если качество объекта закупки можно подтвердить в Национальной системе сертификации. Это снимет один из главных барьеров для доступа МСП к закупкам корпораций.

Алексей Владимирович, какой скидкой смогут воспользоваться малые и средние компании?

Алексей Абрамов: Пока могу только сказать, что мы постараемся предоставить им максимально доступные цены. Но они не будут ниже себестоимости работ по сертификации и испытаниям.

Что касается корпоративной сертификации, то ведь она не на пустом месте возникла. Компании отгораживаются от некачественной продукции, ненадежных поставщиков. Зачем их в этом ограничивать?

Алексей Абрамов: Конечно, корпоративная сертификация возникла неспроста. Но порой госкомпании используют ее и как заградительный барьер, чтобы работать только с давно известными поставщиками и не дробить закупки.

В тех случаях, когда в корпоративных системах вместо уникальных, повышенных требований используются, по сути, национальные стандарты, то у поставщика должна быть возможность пройти сертификацию в национальной системе. Не должно быть узкого горлышка: не хотите проходить корпоративную сертификацию, пройдите альтернативные испытания в нашей системе и по нашим правилам.

А как сейчас?

Сертификат ГОСТ выдается на всю серию продукции и действует от одного до трех лет. Но, во-первых, нужные бумаги все еще можно фактически купить у частных лабораторий без каких-либо реальных испытаний, а во-вторых, если даже они и были сделаны, никто не поручится, что товар соответствует стандартам не только на этапе испытания образца, но и в дальнейшем на прилавке.

Cсылка: http://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_id=5780

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (сокращенно - Росстандарт) находится в ведении Минпромторга РФ. Оно имеет в каждом федеральном округе межрегиональное территориальное управление. Оно состоит из отделов (инспекций) госнадзора, по одному в каждом регионе. Именно эти отделы и занимаются проверками фирм и предпринимателей. Ранее такие проверки проводили центры стандартизации, метрологии и сертификации (сокращенно - ЦСМ).

Проверки бывают:

  • плановые и внеплановые;
  • повторные;
  • совместные.

Плановые и внеплановые проверки

Отделы госнадзора проводят плановые проверки по планам, утвержденным их руководителями (главными государственными инспекторами регионов), или по техническому заданию, поступившему из Росстандарта.
Но иногда инспекторы приходят с незапланированным визитом. Например, если на фирму пожаловались ее клиенты или конкуренты.
Имейте в виду: если жалоба документально не подтверждена или не подписана (то есть анонимная), проверять ее инспекторы не вправе. Информацию о нарушениях инспекторы также могут получить от других проверяющих, например, Роспотребнадзора.

Прийти с внеплановым визитом контролеры также могут, если на предприятии:

  • возникла аварийная ситуация;
  • изменены или нарушены технологические процессы;
  • вышло из строя оборудование.

Обратите внимание: одних этих нарушений для незапланированной проверки недостаточно. Нужно, чтобы они:

  • нарушали права потребителей;
  • причиняли или создавали угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде или безопасности государства;
  • повлекли за собой возникновение или угрозу возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Имейте в виду: перечень оснований для внеплановой проверки исчерпывающий. Ссылаться на другие причины контролеры не вправе.


Повторная проверка

В ходе проверки инспекторы вправе вынести фирме или предпринимателю предписания, например об устранении нарушения, о снятии с производства опасных товаров.
Чтобы проверить, как фирма выполнила предписание, инспекторы придут с повторной проверкой. При этом проверять другие вопросы они не вправе.


Совместные проверки

Если вместе с инспекторами из отдела госнадзора Росстандарта пришли другие проверяющие (например, сотрудники Роспотребнадзора, полиции и т.п.), значит, у вас совместная проверка.
Имейте в виду: каждый из проверяющих может проверить только то, что входит в компетенцию ведомства, где он работает.
Кроме того, все инспекторы должны быть вписаны в распоряжение или приказ о проведении проверки либо иметь отдельные распоряжения или приказы (по каждому ведомству).

Периодичность и продолжительность проверки Росстандарта

Плановые проверки отделы Росстандарта могут проводить не чаще одного раза в три года.
Ограничений по периодичности нет для внеплановых и повторных проверок. Однако для них нужны веские основания.
По закону проверка не может длиться более 20 рабочих дней. Но если нужно провести испытания или экспертизу продукции, руководитель отдела госнадзора или его заместитель могут продлить плановую выездную проверку еще на 20 рабочих дней.
Таковы требования закона. Однако на практике проверка длится значительно меньше, как правило, два-три дня.
В первый день вас знакомят с программой проверки. Сразу после этого или на второй день проверяют документы. Это занимает обычно несколько часов. Затем при необходимости проверяют производство и продукцию, после чего результаты проверки оформляют документально.
Для малых предприятий установлены другие сроки проведения плановой выездной проверки: 50 и 15 часов в год соответственно. Продлить же по ним проверку можно не более чем на 15 часов.

Кого проверяют инспекторы Росстандарта

Инспекторы из Росстандарта могут проверить любую фирму или предпринимателя.
Особое внимание уделяется фирмам-изготовителям. При этом чаще всего выбирают крупные предприятия, у которых много товаров на рынке сбыта.
Торговые фирмы, как правило, проверяет и штрафует Роспотребнадзор.
По линии Росстандарта может быть организована проверка того, как торговая фирма использует весовые и измерительные приборы, и наложение санкций за нарушения в этой области.
Сведения о фирмах-производителях инспекторам может сообщить Роспотребнадзор, обнаружив в продаже некачественную продукцию.
Есть еще источники информации - это электронные ресурсы по подтверждению соответствия (Единые Реестры зарегистрированных ДС, СС и СГР)
Если сведения о вашей фирме есть в названных информационных системах, сотрудники отдела госнадзора рано или поздно придут к вам с проверкой.
Для определенных видов продукции установлен предварительный контроль качества до их выпуска в оборот - обязательное подтверждение соответствия, то есть подтверждение того, что они соответствуют минимальным требованиям безопасности. Перечни такой продукции есть в соответствующих техрегламентах. Техрегламент может быть установлен федеральным законом, постановлением Правительства РФ или нормативным актом органа исполнительной власти.
Если продукция не входит ни в один из перечней, то обязательному подтверждению соответствия она не подлежит.

Что проверяют инспекторы Росстандарта

Одной из основных контролирующих функций Росстандарта является проведение сертификации товаров, работ услуг.
Сертификация - это контроль качества, то есть подтверждение соответствия проверяемых объектов требованиям технических регламентов, стандартов, правил.
Технические регламенты устанавливают требования к продукции, ее производству, хранению, утилизации и др. Стандарты содержат описание технологий, позволяющих соблюдать требования техрегламентов.

Как фирма соблюдает требования стандартов

Сертификация (или подтверждение соответствия) может быть добровольной или обязательной
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории России, и в случаях, установленных техническими регламентами. Обязательной сертификации не подлежат работы и услуги. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме обязательной сертификации или в форме принятия декларации о соответствии . Форма подтверждения указывается в соответствующем техрегламенте.

Добровольная сертификация проводится по инициативе организации-заявителя на основании договора с органом по сертификации.

Какие документы проверяют инспекторы

Сначала инспекторы могут проверить, есть ли у вас ГОСТы, СТО или ТУ, по которым вы работаете.
Если вы разработали ТУ, то инспекторы посмотрят, соответствуют ли они действующим требованиям.
В любых технических условиях должны быть ссылки на стандарты.
Проверяя технические условия, инспекторы посмотрят, по каким показателям и в соответствии с какими документами фирма контролирует качество своей продукции.
Если испытания проводятся по ГОСТу, то он должен быть на ту продукцию, которая проверяется. Нельзя контролировать качество одной продукции по стандарту, предназначенному для другой продукции.
Если техрегламент или ГОСТ на вашу продукцию отсутствует, испытания нужно проводить по разработанной вами и аттестованной Росстандартом методике. Если вы проводите испытания в собственной лаборатории, то должны иметь выданный Росстандартом документ об ее аккредитации.
Если же такой лаборатории у вас нет, то контролеры проверят, заключили ли вы договор с испытательным центром, аккредитованным на проведение испытаний.
Если необходимые для проверки документы у вас отсутствуют, Росстандарт вынесет предписание нарушение устранить.
Лучше, чтобы документы у вас были в порядке, тогда есть шанс избежать проверки оборудования и продукции.

Как инспекторы проверяют продукцию

Первое, что могут проверить инспекторы, - это наличие оборудования и соответствие его государственным стандартам и техническим регламентам. Затем посмотрят состояние помещений: соблюдаются ли требования безопасности и санитарные нормы. Отступление от них может стать причиной выпуска некачественной продукции и товаров.
Проверяя продукцию, инспекторы обратят внимание не только на ее качество, но и на маркировку.
Маркировка, то есть сведения о продукции, должна быть в объеме, предусмотренном государственными стандартами и техрегламентами.
Чем больше информации вы укажете, тем лучше. Обратите внимание: вся информация должна быть на русском языке. Название на иностранном языке можно указать в скобках после русского названия.


Какие документы потребуют инспекторы

Если ваша продукция подлежит обязательной сертификации, вы должны иметь сертификат соответствия. Если продукцию сертифицировать не обязательно, вы можете пройти добровольную сертификацию и получить сертификат синего цвета.
Чтобы у инспекторов не было лишних вопросов, получите справку, что ваша продукция обязательной сертификации не подлежит.
Чтобы проверить, как фирма соблюдает правила сертификации, инспекторы посмотрят сертификаты, декларации о соответствии, документы, на основании которых выдан сертификат или зарегистрирована декларация (техническую документацию, документы инспекционного контроля), и т.п. Обязательно проверят подлинность этих документов, правильно ли они оформлены, не истек ли срок их действия.
Затем контролеры сверят проверяемую продукцию с ее наименованием в сертификате или декларации, проверят правильность маркировки знаком соответствия.
Знак соответствия подтверждает, что товар соответствует стандартам. Этот знак включает в себя сведения о номере сертификата или декларации, о сроке их действия и об органе сертификации.
Объекты, сертифицированные добровольно, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Знак соответствия национальному стандарту применяется на добровольной основе в порядке, установленном Росстандартом. Объекты, соответствие которых не подтверждено, маркировать знаком соответствия нельзя (ст. 22 Закона N 184-ФЗ).
За недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, на производителей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и их должностных лиц налагаются административные штрафы по статье 14.44 КоАП РФ.

Проверка фасованных товаров

Проверку фасованных товаров инспекторы проводят на фирмах, которые занимаются расфасовкой и продажей товаров в упаковках.
Сначала проверяющие отбирают образцы фасованных товаров. Затем измеряют количество товара (нетто) в каждой упаковке из числа отобранных образцов.
Если количество бракованных упаковок превышает значение, указанное в нормативных документах, инспекторы бракуют партию товаров. А это значит, что вы не сможете ее продать, не устранив нарушения.

Проверка количества продаваемых товаров

Если количество продаваемого товара нужно измерять (например, по весу, длине), инспекторы вправе проверить, не допускает ли продавец при этом нарушения. Вот какие нарушения могут выявить инспекторы:
- продавец продал товар меньшего количества по сравнению с заявленным при продаже, иначе говоря, обвесил или обмерил покупателя
- продавец продал товар меньшего количества, чем то, которое соответствует заплаченной цене, иначе говоря, обсчитал покупателя;
- продавец использует неисправные или неправильно установленные измерительные приборы, которые дают неверные показания.

Что может требовать Росстандарт

В ходе проверки инспекторы вправе:

  • осматривать служебные и производственные помещения фирмы или предпринимателя;
  • требовать от фирмы или предпринимателя необходимые для проверки документы и информацию;
  • отбирать образцы (пробы) продукции;
  • проводить технический осмотр, испытания и экспертизу продукции, работ и услуг;
  • привлекать специалистов.

Об этом сказано в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и постановлении Госстандарта от 1 сентября 2003 года N 99.

Истребование документов и информации

Как правило, проверка начинается с того, что инспекторы требуют от фирмы или предпринимателя необходимые документы.
Истребовать документы проверяющие могут устно. Забирать оригиналы они не вправе.
Вы можете не давать инспекторам документы, не относящиеся к вопросам проверки. Эти вопросы (предмет проверки) должны быть указаны в распоряжении (приказе).
Помимо документов контролеры вправе запросить у вас связанную с проверкой информацию. Нужные проверяющим сведения вы можете изложить в справке или письме.

Отбор образцов (проб) продукции

Чтобы проверить, соответствует ли продукция обязательным требованиям, инспекторы отбирают образцы этой продукции. Затем они проводят технический осмотр отобранных образцов или отправляют их на испытания или экспертизу.

Испытания

Если необходимы более серьезные исследования продукции, инспекторы назначают экспертизу или испытания. Испытания может провести как сама фирма (на своей испытательной базе), так и специальная испытательная лаборатория. Где будут проходить испытания, решает инспектор.
Если испытания проводит сама фирма, присутствие инспектора обязательно. По окончании испытаний оформляется протокол по форме, принятой в испытательной лаборатории. Результаты испытаний распространяются на всю проверяемую партию продукции.
Обратите внимание: как правило, испытания проводят учреждения, находящиеся в ведении Росстандарта. Их услуги платные. Однако оплачиваются они проверяющими за счет бюджета. Это установлено Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (п. 9 ст. 3, ч. 3 ст. 7)
Если результаты технического осмотра, испытаний или экспертизы показывают, что продукция не соответствует обязательным требованиям, инспекторы вправе составить протокол об этом нарушении и направить его в суд.

Виды проверок

Поисковый регистр Тома 6 "Служба стандартизации и сертификации"

Единый поисковый регистр электронных версий бераторов

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (сокращенно - Ростехрегулирование, ранее - Госстандарт) имеет в каждом федеральном округе межрегиональное территориальное управление. Оно состоит из отделов (инспекций) госнадзора, по одному в каждом регионе. Именно эти отделы и занимаются проверками фирм и предпринимателей*(1).

Проверки бывают:

Плановые и внеплановые;

Повторные;

Совместные.

Плановые и внеплановые проверки

Отделы госнадзора проводят плановые проверки по планам, утвержденным их руководителями (главными государственными инспекторами регионов), или по техническому заданию , поступившему из Ростехрегулирования.

Но иногда инспекторы приходят с незапланированным визитом. Например, если на фирму пожаловались ее клиенты или конкуренты.

Имейте в виду: если жалоба документально не подтверждена или не подписана (то есть анонимная), проверять ее инспекторы не вправе. Так сказано в части 3 статьи 10 Федерального закона от 01.01.01 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Информацию о нарушениях инспекторы также могут получить от других проверяющих, например, Роспотребнадзора.

В отдел Ростехрегулирования поступила информация от торговых контролеров, что ООО "Пекарня" выпускает хлебобулочные изделия с нарушением ГОСТа 2077-84: влажность и кислотность готового продукта не соответствуют установленным нормам. Чтобы это подтвердить, торговые инспекторы представили акт проведенной ими проверки и заключение эксперта.

Руководитель отдела госнадзора Ростехрегулирования принял решение провести внеплановую проверку фирмы.

Прийти с внеплановым визитом контролеры также могут, если на предприятии:

Возникла аварийная ситуация;

Изменены или нарушены технологические процессы;

Вышло из строя оборудование.

Обратите внимание: одних этих нарушений для незапланированной проверки недостаточно. Нужно, чтобы они:

Нарушали права потребителей;

Причиняли или создавали угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде или безопасности государства;

Повлекли за собой возникновение или угрозу возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Имейте в виду: перечень оснований для внеплановой проверки исчерпывающий. Ссылаться на другие причины контролеры не вправе.

Повторная проверка

В ходе проверки инспекторы вправе вынести фирме или предпринимателю предписания, например об устранении нарушения, о снятии с производства опасных товаров.

Подробнее читайте раздел "Служба стандартизации и сертификации" - подраздел "Как оформляются результаты проверки" - ситуацию "Предписания инспекторов".

Чтобы проверить, как фирма выполнила предписание, инспекторы придут с повторной проверкой. При этом проверять другие вопросы они не вправе.

Инспекторы обнаружили, что в магазине "Продукты" используются весы с просроченным сроком поверки.

Контролеры оштрафовали директора фирмы на 700 руб. (ч. 3 ст. 19.19 КоАП РФ) и вынесли предписание нарушение устранить. Кроме того, они запретили фирме использовать непроверенные весы.

Через месяц инспекторы пришли на фирму повторно и обнаружили, что продавец продолжает взвешивать продукты на непроверенных весах. Тогда проверяющие составили протокол о нарушении и направили его в суд. Суд оштрафовал фирму наруб., а директора фирмы - на 1000 руб. (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Весы инспекторы изъяли.

Совместные проверки

Если вместе с инспекторами из отдела госнадзора Ростехрегулирования пришли другие проверяющие (например, сотрудники Роспотребнадзора, милиции и т. п.), значит, у вас совместная проверка.

Имейте в виду: каждый из проверяющих может проверить только то, что входит в компетенцию ведомства , где он работает.

Кроме того, все инспекторы должны быть вписаны в распоряжение или приказ о проведении проверки либо иметь отдельные распоряжения или приказы (по каждому ведомству).

──

*(1) Ранее такие проверки проводили центры стандартизации, метрологии и сертификации (сокращенно - ЦСМ).

Периодичность и продолжительность проверки

Плановые проверки отделы госнадзора могут проводить не чаще одного раза в три года (ст. 9 Федерального закона от 01.01.01 г. N 294-ФЗ).

Допустим, инспекторы проверили фирму в феврале 2007 года. В следующий раз с плановой проверкой они могут прийти не ранее марта 2010 года.

Ограничений по периодичности нет для внеплановых и повторных проверок. Однако для них нужны веские основания. Подробнее читайте раздел "Служба стандартизации и сертификации" - подраздел "Виды проверок".

По закону проверка не может длиться более 20 рабочих дней (ст. 13 Федерального закона от 01.01.01 г. N 294-ФЗ). Но если нужно провести испытания или экспертизу продукции, руководитель отдела госнадзора или его заместитель могут продлить плановую выездную проверку еще на 20 рабочих дней.

Таковы требования закона. Однако на практике проверка длится значительно меньше, как правило, два-три дня.

В первый день вас знакомят с программой проверки .

Сразу после этого или на второй день проверяют документы. Это занимает обычно несколько часов. Затем при необходимости проверяют производство и продукцию, после чего результаты проверки оформляют документально.

Для малых предприятий и микропредприятий установлены другие сроки проведения плановой выездной проверки: 50 и 15 часов в год соответственно. Продлить же по ним проверку можно не более чем на 15 часов.

Кого проверяют инспекторы

Инспекторы из Госстандарта могут проверить любую фирму или предпринимателя.

Особое внимание они уделяют фирмам - изготовителям. При этом чаще всего выбирают крупные предприятия , у которых много товаров на рынке сбыта. Торговые фирмы, как правило, проверяет Госторгинспекция (постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 987).

Это связано с тем, что оштрафовать фирму за розничную продажу некачественных товаров Госстандарт не вправе. Это прерогатива Госторгинспекции. Зато Госстандарт может проверить, как торговая фирма использует весовые и измерительные приборы, и оштрафовать за нарушения в этой области. Подробнее читайте раздел "Служба стандартизации и сертификации" - подраздел "Ответственность по результатам проверки" - ситуацию "Нарушение метрологических норм".

Сведения о фирмах - производителях Госстандарту может сообщить Госторгинспекция, обнаружив в продаже некачественную продукцию. Есть еще один источник информации - справочник "Технические условия", который ежегодно издает Госстандарт. Фирма или предприниматель, желающие заявить о себе как о добросовестном производителе, оформляют и регистрируют в Госстандарте каталожный лист. Через год - два такая фирма попадает в справочник.

Если сведения о вашей фирме есть в справочнике "Технические условия", сотрудники Госстандарта рано или поздно с проверкой к вам придут.

что проверяют инспекторы

Ростехрегулирование проверяет, как фирма или предприниматель соблюдают:

правила обязательной сертификации;

метрологические нормы.

Как фирма соблюдает требования стандартов

Инспекторы из Ростехрегулирования проверяют, соответствуют ли государственным стандартам продукция и все стадии ее производства.

Какие бывают стандарты

Стандарт - это документ, в котором установлены требования к продукции и услугам. Стандарты бывают:

государственные (ГОСТы);

отраслевые (ОСТы);

стандарты предприятий (СТП);

технические условия (ТУ).

Государственные стандарты (ГОСТы) утверждает Ростехрегулирование. ГОСТы обязательны для всех предприятий, но только в части, соответствующей трем целям:

защита жизни и здоровья граждан;

защита окружающей среды;

защита потребителя от обмана на рынке.

Чтобы оштрафовать фирму за несоблюдение ГОСТов, Ростехрегулированию придется доказывать в суде, что предприятие нарушило требования, соответствующие этим целям.

ОСТы применяются только к тем предприятиям, которые подчиняются министерству или ведомству, их принявшему. Например, ОСТ "Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)", утвержденный Минздравом 25 февраля 1998 года, обязателен для предприятий, производящих лекарственные средства.

Стандарты предприятий(СТП), а также технические условия разрабатывают сами фирмы-изготовители. СТП и ТУ содержат требования к конкретному товару. Как правило, они разрабатываются в рамках технической документации на него.

Постепенно все стандарты будут заменены на технические регламенты. Так сказано в Федеральном законе от 01.01.01 года N 184-ФЗ. Как только регламент вступит в силу, соответствующий стандарт ее утратит. С этого момента Ростехрегулирование будет контролировать, как фирма соблюдает новый технический документ.

Однако стандарты не исчезнут. После переработки они будут применяться на добровольной основе. Даже аббревиатура ГОСТ сохранится. Не будет только отраслевых стандартов. Скорее всего их переведут в ранг национальных стандартов (то есть ГОСТов) или стандартов предприятий.

Какие документы проверяют инспекторы

Сначала инспекторы могут проверить, есть ли у вас ГОСТы, ОСТы или ТУ, по которым вы работаете.

Если вы разработали ТУ, то инспекторы посмотрят, соответствуют ли они ГОСТ 2.114-95 "Единая система конструкторской документации. Технические условия".

В любых технических условиях должны быть ссылки на стандарты. Желательно, чтобы у вас был полный текст этих документов или хотя бы в части, на которую есть ссылка в ТУ.

Проверяя технические условия, инспекторы посмотрят, по каким показателям и в соответствии с какими документами фирма контролирует качество своей продукции.

Если испытания проводятся по ГОСТу, то он должен быть на ту продукцию, которая проверяется. Нельзя контролировать качество одной продукции по стандарту, предназначенному для другой продукции.

Если ГОСТ на вашу продукцию отсутствует, испытания нужно проводить по разработанной вами и аттестованной Ростехрегулированием методике. Если вы проводите испытания в собственной лаборатории, то должны иметь выданный Ростехрегулированием документ об ее аккредитации.

Если же такой лаборатории у вас нет, то контролеры проверят, заключили ли вы договор с испытательным центром, аккредитованным на проведение испытаний.

Если необходимые для проверки документы у вас отсутствуют, Ростехрегулирование вынесет предписание нарушение устранить. Если вы не выполните предписание в установленный срок, районный или мировой судья по инициативе инспекторов вправе оштрафовать фирму на сумму отдорублей, должностных лиц фирмы или предпринимателя - на сумму от 1000 до 2000 рублей (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Лучше, чтобы документы у вас были в порядке, тогда есть шанс избежать проверки оборудования и продукции.

Как инспекторы проверяют продукцию

Первое, что могут проверить инспекторы, - это наличие оборудования и соответствие его государственным стандартам. Затем посмотрят состояние помещений: соблюдаются ли требования безопасности и санитарные нормы .

Отступление от них может стать причиной выпуска товаров, не соответствующих стандартам.

Проверяя продукцию, инспекторы обратят внимание не только на ее качество, но и на маркировку.

Маркировка, то есть сведения о продукции, должна быть в объеме, предусмотренном государственными стандартами.

Чем больше информации вы укажете, тем лучше. Обратите внимание: вся информация должна быть на русском языке . Название на иностранном языке можно указать в скобках после русского названия.

Инспекторы Госстандарта провели проверку ООО "Зимушка", выпускающего и реализующего мужскую и женскую зимнюю обувь.

В результате проверки установлено, что в магазине "Обувь для всей семьи", принадлежащем фирме, обувь продавалась без информации о правилах ее эксплуатации.

Инспекторы составили протокол о нарушении и выдали предписание его устранить. Материалы проверки были направлены в суд.

Если по внешнему виду, запаху, консистенции или цвету качество продукции определить невозможно, контролеры вправе отобрать образцы для более серьезного исследования. Подробнее читайте раздел "Служба стандартизации и сертификации" - подраздел "Процедура проверки".

Если продукция ГОСТам не соответствует, инспекторы могут приостановить или прекратить ее производство и реализацию.

В ходе проверки ООО "Пассив", производящего и реализующего мебель из ДСП, инспекторы обнаружили, что отдельные изделия не соответствуют ГОСТ: не имеют защитно-декоративного покрытия.

Инспекторы вынесли предписание устранить нарушения и приостановить продажу изделий, не соответствующих стандартам.

Кроме того, проверяющие вправе составить протокол о нарушении и направить его в суд.

Судьи могут оштрафовать фирму на сумму отдорублей, должностных лиц фирмы - от 4000 до 5000 рублей. При этом продукция, не соответствующая стандартам, будет конфискована (ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ).

Как фирма соблюдает правила сертификации

Чтобы подтвердить, что продукция соответствует государственным стандартам, фирма или предприниматель должны пройти процедуру сертификации, то есть получить сертификат соответствия или зарегистрировать декларацию о соответствии.

Порядок проведения поверки утвержден приказом Госстандарта от 01.01.01 г. N 125. Фирмы, использующие средства измерения, должны составить график поверки и согласовать его в Ростехрегулировании.

Если инспекторы обнаружат, что вы используете средства измерения неутвержденного типа или неповеренные (с истекшим сроком поверки), они вправе оштрафовать вашу фирму на сумму от 5000 дорублей, должностных лиц вашей фирмы или вас как предпринимателя - на сумму от 500 до 1000 рублей (ч. 3 ст. 19.19 КоАП РФ).

Если поверенный измерительный прибор дает неправильные показания, инспекторы вправе погасить поверительное клеймо или аннулировать свидетельство о поверке.

Если вы используете неповеренные приборы или приборы неутвержденного типа, проверяющие могут изъять такие приборы или запретить их использовать.

Помимо требований к средствам измерения, метрологические нормы определяют, как нужно измерять количество продаваемых товаров (если такое количество определяется в результате измерений), а также какое количество фасованных товаров должно быть в упаковке.

Как инспекторы это проверяют, рассказано в постановлении Госстандарта от 8 февраля 1994 г. N 8.

Проверка фасованных товаров

Проверку фасованных товаров инспекторы из Госстандарта проводят на фирмах, которые занимаются расфасовкой и продажей товаров в упаковках.

Сначала проверяющие отбирают образцы фасованных товаров. Затем измеряют количество товара (нетто) в каждой упаковке из числа отобранных образцов.

Если измерить нетто на месте невозможно, инспекторы изымают отобранные образцы и проводят исследование в своих подразделениях.

Если количество бракованных упаковок превышает значение, указанное в нормативных документах, инспекторы бракуют партию товаров. А это значит, что вы не сможете ее продать, не устранив нарушения.

Кроме того, инспекторы вправе оштрафовать фирму за это нарушение на сумму от 5000 дорублей, должностных лиц фирмы или предпринимателя - на сумму от 500 до 1000 рублей (ч. 3 ст. 19.19 КоАП РФ).

Проверка количества продаваемых товаров

Если количество продаваемого товара нужно измерять (например, по весу, длине), инспекторы вправе проверить, не допускает ли продавец при этом нарушения. Вот какие нарушения могут выявить инспекторы:

продавец продал товар меньшего количества по сравнению с заявленным при продаже, иначе говоря, обвесил или обмерил покупателя;

продавец продал товар меньшего количества, чем то, которое соответствует заплаченной цене, иначе говоря, обсчитал покупателя;

продавец использует неисправные или неправильно установленные измерительные приборы, которые дают неверные показания.

Обратите внимание: оштрафовать за эти нарушения Госстандарт не вправе, потому что ответственность за них установлена в статье, не входящей в его компетенцию: 14.7 "Обман потребителя" КоАП РФ.

Если продавец обманул потребителя, оштрафовать его может Роспотребнадзор. А значит, инспекторы из Ростехрегулирования передадут материалы проверки ему.

Штраф составит от 1000 до 2000 рублей для продавцов и предпринимателей, работающих в сфере торговли (ст. 14.7 КоАП РФ).

Если продавец обманул покупателя из-за неисправных весов, Ростехрегулирование вправе изъять такие весы или запретить их применение.

С чего начинается проверка

Документы, которые должны предъявить инспекторы

Перед началом проверки инспекторы должны предъявить предпринимателю, руководителю или другому должностному лицу фирмы служебные удостоверения и распоряжение или приказ о проведении проверки (ст. 14 Федерального закона от 01.01.01 г. N 294-ФЗ).

Под другими должностными лицами понимаются заместители руководителя или главный бухгалтер (либо лица, выполняющие их обязанности).

Имейте в виду: распоряжение или приказ о проведении проверки может подписать только председатель Ростехрегулирования (главный государственный инспектор России) или руководитель отдела Госнадзора (главный государственный инспектор региона), а также их заместители. Распоряжение, подписанное другим сотрудником отдела Госнадзора, недействительно.

Обратите внимание: на распоряжении должна стоять печать Ростехрегулирования или отдела Госнадзора вашего региона.

Форма распоряжения приведена в постановлении Госстандарта от 1 сентября 2003 года N 99.

Вот пример этого документа:



(Госстандарт России)

────────────

Москва, Нахимовский проспект,

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(наименование центра стандартизации, метрологии и сертификации

Госстандарта России, местонахождение, телефон, факс)

Распоряжение N 550/148

───────────── ──── ──────────────────── ──

На основании по плану отдела Госнадзора г. Москвы

─────────────────────────────────────────────────────────────

указать основание для проведения проверки: жалоба, ТЗ

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Госстандарта России, по плану центра стандартизации, метрологии

и сертификации и пр.

и в соответствии с Федеральными законами "О защите прав юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля

(надзора)" , "О качестве и безопасности пищевых продуктов", с Законами

Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", "О защите прав

потребителей", Кодексом Российской Федерации об административных

правонарушениях и постановлением Правительства Российской Федерации от 16

Истребование документов и информации

Как правило, проверка начинается с того, что инспекторы требуют от фирмы или предпринимателя необходимые документы.

О составе таких документов читайте в разделе "Служба стандартизации и сертификации" - подраздел "Что проверяют инспекторы".

Истребовать документы проверяющие могут устно. Забирать оригиналы они не вправе. Это запрещает Федеральный закон от 01.01.01 года N 294-ФЗ.

Вы можете не давать инспекторам документы, не относящиеся к вопросам проверки. Эти вопросы (предмет проверки) должны быть указаны в распоряжении (приказе).

Помимо документов контролеры вправе запросить у вас связанную с проверкой информацию. Нужные проверяющим сведения вы можете изложить в справке или письме.

За непредставление инспекторам документов и сведений установлен штраф: для фирм в размере от 3000 до 5000 рублей; для предпринимателей и должностных лиц фирмы - от 300 до 500 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Отбор образцов (проб) продукции

Чтобы проверить, соответствует ли продукция обязательным требованиям, инспекторы отбирают образцы этой продукции. Затем они проводят технический осмотр отобранных образцов или отправляют их на испытания или экспертизу.

Отбор образцов должен сопровождаться составлением протокола (ст. 15 Федерального закона от 01.01.01 г. N 294-ФЗ). Но у Ростехрегулирования есть свои образцы документов , среди которых имеется и акт отбора образцов. Его форма утверждена постановлением Госстандарта от 1 сентября 2003 года N 99.

Вот его пример:

Государственный комитет Российской Федерации
по стандартизации и метрологии
(Госстандарт России)

Российский центр испытаний и сертификации "Ростест-Москва"

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(наименование ЦСМ Госстандарта России, юридический адрес , телефон, факс)

Москва, Нахимовский проспект,

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Акт
отбора образцов

─── ─────────── ── ───────────────────────────────

место составления акта

Мною, государственным инспектором по надзору за государственными

стандартами и (или) обеспечением единства измерений

───────────────────────

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего акт

У ООО "Актив", Москва, ул. Садовая д. 151

────────────────────────────────────────────────────────────────────────

наименование субъекта хозяйственной деятельности, местонахождение

в присутствии зам. директора

───────────────────────────────────────────────────────────

должности, фамилии, инициалы представителей

товароведа

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

субъекта хозяйственной деятельности

отобраны образцы хлебобулочной продукции

──────────────────────────────────────────────

указать: стадию жизненного цикла

для проверки на соответствие требованиям ГОСТа 2077-84

────────────────────────────────

наименование, обозначение

нормативного документа

┌────────────┬────┬─────────────┬─────────────┬────────┬────────────────┐

│Наименование│Ед. │Наименование,│Размер партии│Дата │ Кол-во мест │

│проверяемой │изм.│номер и дата│(в натураль-│изготов-│(шт.) или │

│продукции │ │выдачи доку-│ном и стоимо-│ления │ масса ото - │

│ │ │мента на│стном выраже-│ │ бранных │

│ │ │партию про-│нии в тыс.│ │образцов (проб) │

│ │ │дукции (номер│руб)* │ ├──────────┬─────┤

│ │ │изделия) │ │ │для иден-│для │

│ │ │ │ │ │тификации │испы-│

│ │ │ │ │ │(техничес-│таний│

│ │ │ │ │ │кого осмо-│ │

│ │ │ │ │ │тра) │ │

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │

├────────────┼────┼─────────────┼─────────────┼────────┼──────────┼─────┤

│Хлеб "Боро - │ шт.│Сертификат от│ 1000 │10.11.09│ 10 │ 3 │

│динский" 0,5│ │14.08.2008 N│ 2835 │ │ │ │

│кг │ │35875 │ │ │ │ │

├────────────┴────┴─────────────┴─────────────┴────────┴──────────┴─────┤

│* При наличии нескольких наименований продукции в графе 4 должен быть│

│подведен итог в стоимостном выражении. │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Доставку отобранных и опечатанных (опломбированных) образцов (проб)

продукции в испытательной лаборатории

─────────────────────────────────────────────────────────────

наименование аккредитованной испытательной лаборатории

(центра), местонахождение

обеспечивает проверяемый субъект хозяйственной деятельности в -дневный

────────────────────── ────────────────────────

подпись инициалы, фамилия

Участники проверки:

государственный инспектор Петрова

──────────────────────────────── ──────────── ───────────────────────

должность подпись инициалы, фамилия

──────────────────────────────── ──────────── ────────────────────────

должность подпись инициалы, фамилия

Представители субъекта хозяйственной деятельности:

зам. директора Иванов

────────────────────────────── ────────────── ──────────────────────

должность подпись инициалы, фамилия

товаровед Сидоров

────────────────────────────── ─────────────── ──────────────────────

должность подпись инициалы, фамилия

────────────────────────────── ─────────────── ─────────────────────

должность подпись инициалы, фамилия

Осмотр помещений

Как правило, инспекторы осматривают только оборудование и продукцию фирмы. Но иногда проверяют санитарное состояние помещений, чтобы убедиться, что фирма производит продукцию по государственным стандартам. Делают это инспекторы не часто. Например, если на предприятии не все в порядке с документами.

Проверяющие вправе беспрепятственно входить в служебные и производственные помещения только в сопровождении предпринимателя или руководителя фирмы либо их представителей (ст. 15 Федерального закона от 01.01.01 г. N 294-ФЗ).

Эти требования относятся как к плановым проверкам, так и к внеплановым. Провести проверку в их отсутствие инспекторы могут только если к ним поступили сведения о причинении вами вреда здоровью гражданина, животным, растениям, окружающей среде или возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Технический осмотр

Технический осмотр продукции проводят сами инспекторы в присутствии предпринимателя или сотрудников фирмы. Входе осмотра они определяют, соответствует ли продукция обязательным требованиям ГОСТов.

По окончании осмотра инспекторы составляют протокол. Его форма утверждена Госстандартом в постановлении от 1 сентября 2003 года N 99.

Вот пример протокола технического осмотра:

Государственный комитет Российской Федерации
по стандартизации и метрологии
(Госстандарт России)

Российский центр испытаний и сертификации "Ростест-Москва"

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

(наименование ЦСМ Госстандарта России, юридический адрес, телефон, факс)

Москва, Нахимовский проспект,

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Протокол N 7 технического осмотра

─── ─────────── ── ───────────────────────────────────

место составления протокола

комплект мягкой мебели

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

наименование продукции

ООО "Актив"

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

наименование субъекта хозяйственной деятельности

проверенных в ООО "Актив" государственным инспектором Смирновой В. Я

────────────────────────────────────────────────────────────

наименование организации, проводившей испытания

┌──────────┬────────────┬────────────┬─────────────────┬────────────────┐

│Наименова-│Обозначение │Наименование│Значение параме-│Количество обра-│

│ние про-│нормативного│проверяемого│тра (характерис-│зцов (проб) про-│

│дукции │документа (с│ параметра │тики, показателя)│дукции (в нату-│

│ │указанием │ ├─────────┬───────┤ральном выраже-│

│ │пунктов) │ │по норма-│факти - │нии) │

│ │ │ │тивному │ческое ├───────┬────────┤

│ │ │ │документу│ │прове - │не соот-│

│ │ │ │ │ │ренных │ветству-│

│ │ │ │ │ │ │ющих но-│

│ │ │ │ │ │ │рматив - │

│ │ │ │ │ │ │ному до-│

│ │ │ │ │ │ │кументу │

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │

├──────────┼────────────┼────────────┼─────────┼───────┼───────┼────────┤

│Комплект │ГОСТ 19917-│Облицовка │Не допу - │Не име-│ 1/2375│ 1/2375 │

│мягкой ме-│93 │деталий из│скается │ет об-│ │ │

│бели из 3│п. 2.3.1.1 │древесно - │примене - │лицовки│ │ │

│изделий, │ │стружечных │ние дета-│в пуфи-│ │ │

│производи-│ │плит │лей из│ке по│ │ │

│тель Ита-│ │ │древесно-│две │ │ │

│лия │ │ │стружеч - │пласти-│ │ │

│ │ │ │ных плит│ны │ │ │

│ │ │ │с необли-│ │ │ │

│ │ │ │цованными│ │ │ │

│ │ │ │поверхно-│ │ │ │

│ │ │ │стями │ │ │ │

└──────────┴────────────┴────────────┴─────────┴───────┴───────┴────────┘

Государственный инспектор Смирнова

─────────────────────── ──────────────────────

подпись инициалы, фамилия

Лица, участвовавшие в

техническом осмотре: государственный инспектор Петрова

───────────────────────── ──────── ───────────────

подпись инициалы, фамилия

товаровед Сидоров

───────────────────────── ───────── ───────────────

подпись инициалы, фамилия

Образцы (пробы) продукции после технического осмотра, идентификации и

(или) испытаний возвращены.

Представитель субъекта хозяйственной деятельности:

Зам. директора Иванов

───────────────────────── ─────────────────── ────────────────────────

должность подпись инициалы, фамилия

Испытания

Если необходимы более серьезные исследования продукции, инспекторы назначают экспертизу или испытания. Испытания может провести как сама фирма (на своей испытательной базе), так и специальная испытательная лаборатория. Где будут проходить испытания, решает инспектор.

Если испытания проводит сама фирма, присутствие инспектора обязательно. По окончании испытаний оформляется протокол по форме, принятой в испытательной лаборатории. Результаты испытаний распространяются на всю проверяемую партию продукции.

Имейте в виду: расходы по проведению испытаний придется оплачивать проверяемой фирме или предпринимателю (приложение к постановлению Правительства РФ от 01.01.01 г. N 287).

После проверки инспекторы выставили фирме счет за проведение испытаний. Фирма счет не оплатила. Тогда ЦСМ обратился в суд.

Суд удовлетворил иск, поскольку по закону затраты на проведение испытаний должна оплачивать фирма (постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.01.01 г. N 7932/98).

Если результаты технического осмотра, испытаний или экспертизы показывают, что продукция не соответствует обязательным требованиям, инспекторы вправе составить протокол об этом нарушении и направить его в суд.

Штраф составит для фирмы от 5000 дорублей, для предпринимателя и должностных лиц фирмы - от 500 до 1000 рублей. Независимо от того, кто оштрафован, суд конфискует у фирмы продукцию, не соответствующую требованиям стандартов.

Ответственность по результатам проверки

В ходе проверки инспекторы могут обнаружить нарушения, предусмотренные в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

При этом оштрафовать предпринимателя, фирму, ее должностных лиц они вправе только по части 3 статьи 19.19 КоАП РФ за нарушение метрологических норм. По другим нарушениям инспекторы могут составить протокол и направить его в арбитражный суд , районный суд или мировому судье.

Вот эти нарушения:

┌───────────────────────────────────┬───────────┬──────────────────────────────────┬───────────────┐

│ Нарушение │Статья КоАП│ Санкция │ Кто налагает │

│ │ РФ │ │ штрафы │

│Фирма нарушила требования государ-│Ч. 1 │Штраф для фирмы - отдо│Арбитражный суд│

│ственных стандартов │ст. 19.19 │50 000 рублей с конфискацией про-│ │

│ │ │должностных лиц фирмы - от 4000 до│ │

│ │ │5000 рублей с конфискацией│ │

│ │ │продукции │ │

├───────────────────────────────────┼───────────┼──────────────────────────────────┼───────────────┤

│Фирма нарушила правила обязательной│Ч. 2 │Штраф для фирмы - отдо│Арбитражный суд│

│сертификации │ст. 19.19 │30 000 рублей с конфискацией про-│ │

│ │ │дукции; для предпринимателя и│ │

│ │ │должностных лиц фирмы - от 1000 до│ │

│ │ │2000 рублей с конфискацией│ │

│ │ │продукции │ │

├───────────────────────────────────┼───────────┼──────────────────────────────────┼───────────────┤

│Сотрудники фирмы не выполнили│Ч. 1 │Штраф для предпринимателя или│Районный суд│

│законное требование инспекторов │ст. 19.4 │должностных лиц фирмы - от 1000 до│или мировой су-│

│ │ │2000 рублей; для других сотрудни-│дья │

│ │ │ков фирмы - от 500 до 1000 рублей │ │

├───────────────────────────────────┼───────────┼──────────────────────────────────┼───────────────┤

│Фирма не выполнила предписание│Ч. 1 │Штраф для фирмы - отдо│Районный суд│

│инспекторов │ст. 19.5 │20 000 рублей; для предпринимателя│или мировой су-│

│ │ │или должностных лиц фирмы - от│дья │

│ │ │1000 до 2000 рублей; для других│ │

│ │ │сотрудников фирмы - от 300 до 500│ │

│ │ │рублей │ │

├───────────────────────────────────┼───────────┼──────────────────────────────────┼───────────────┤

│Фирма не устранила причины│19.6 │Штраф для предпринимателей и│Районный суд│

│нарушения │ │должностных лиц фирмы - от 300 до│или мировой су-│

│ │ │500 рублей │дья │

├───────────────────────────────────┼───────────┼──────────────────────────────────┼───────────────┤

│Фирма не представила инспекторам│19.7 │Штраф для фирмы - от 3000 до 5000│Районный суд│

│необходимые документы и сведения │ │рублей; для предпринимателя или│или мировой су-│

│ │ │должностных лиц фирмы - от 300 до│дья │

│ │ │500 рублей; для других сотрудников│ │

│ │ │фирмы - от 100 до 300 рублей │ │

└───────────────────────────────────┴───────────┴──────────────────────────────────┴───────────────┘

Общие особенности назначения наказания

1. Несмотря на то что оштрафовать фирму, ее должностных лиц или предпринимателя Ростехрегулирование вправе только по части 3 статьи 19.19 КоАП РФ, его проверки могут повлечь для фирмы серьезные негативные последствия.

Это связано с тем, что инспекторы вправе выдавать различные предписания. В частности, они могут приостановить или запретить производство и продажу продукции, требовать устранения нарушений, изъять используемые с нарушениями средства измерения, погасить поверительное клеймо или аннулировать свидетельство о поверке, аннулировать сертификат соответствия (если его выдавало само Ростехрегулирование) или направить материалы проверки в орган сертификации (если сертификат выдавал орган сертификации, уполномоченный на это Ростехрегулированием) и т. п. Подробнее читайте раздел "Служба стандартизации и сертификации" - подраздел "Как оформляются результаты проверки" - ситуацию "Предписания инспекторов".

2. Если инспекторы обнаружили у вас нарушения и составили протокол, постарайтесь найти в ваших действиях смягчающие обстоятельства. Это позволит снизить штраф.

К смягчающим обстоятельствам КоАП РФ относит:

раскаяние нарушителя;

добровольное сообщение о совершенном правонарушении;

предотвращение нарушителем вредных последствий нарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

нарушение совершено в состоянии сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

нарушитель - несовершеннолетний или беременная женщина, а также женщина, имеющая малолетнего ребенка (до 14 лет).

Суд может признать смягчающими и другие обстоятельства, например, преклонный возраст нарушителя или то, что он совершил нарушение впервые.

3. Имейте в виду: по закону оштрафовать инспекторы или суд вправе одновременно и фирму, и ее сотрудников.

Чтобы наказать фирму, Ростехрегулирование должно доказать, что она не приняла все зависящие от нее меры, чтобы предотвратить нарушение (ст. 2.1 КоАП РФ). А чтобы наказать сотрудника фирмы, - что он нарушил свои должностные обязанности, установленные в законе, должностной инструкции , трудовом договоре или другом документе (ст. 2.2 и 2.4 КоАП РФ).

Инспекционный контроль "ОСУ-ФОНД" не проводился, что является

нарушением пункта 3.6.1 Правил сертификации работ и услуг в РФ,

утвержденных Госстандартом 5 августа 1997 г. N 17. В ООО "Пассив"

отсутствует информация для потребителя о сертификации в виде маркирования

знаком соответствия сертифицированной продукции, что является нарушением

пункта 3.5 Правил сертификации работ и услуг в РФ, статья 10 Федерального

закона "О защите прав потребителей".

2.2. В ООО "Пассив" необходимая в работе нормативная и техническая

документация имеется.

2.3. Ответственным за осуществление контроля за качеством продукции

3. Метрологическое обеспечение:

ООО "Пассив" нарушает правила по метрологии 50.2.006-94 "Порядок

проведения проверки средств измерений" (п. 1.2, 2.6, 3.7), статьи 11 и 15

Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" - не назначен

ответственный за метрологическое обеспечение, отсутствует перечень

средств измерений, подлежащих метрологической поверке, и график поверки,

при проведении работ применяются неповеренные средства измерения

4. Причины нарушений:

Причинами нарушений является недостаточная осведомленность

руководства ООО "Пассив" о требованиях, установленных федеральными

законами "О защите прав потребителей",

"Об обеспечении единства измерений" и ГОСТами.

5.1. В ООО "Пассив" отсутствует информация для потребителя о

сертификации в виде маркирования знаком соответствия сертифицированной

продукции, что является нарушением пункта 3.5 Правил сертификации работ и

услуг в РФ и статьи 10 Федерального закона "О защите прав потребителей".

5.2. ООО "Пассив" нарушает правила по метрологии 50.2.006-94

"Порядок проведения проверки средств измерений" (п. 1.2, 2.6, 3.7),

статьи 11 и 15 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" -

не назначен ответственный за метрологическое обеспечение, отсутствует

перечень средств измерений, подлежащих метрологической поверке, и график

поверки, при проведении работ применяются неповеренные средства измерения

(газоанализатор, динамометрический ключ).

Приложения: копии

1. Свидетельство о регистрации.

2. Банковские реквизиты.

3. Распоряжение на проведение проверки.

4. Сертификат соответствия.

Акт составлен на 3 листах в трех экземплярах и направлен (вручен):

1. Директору ООО "Пассив" .

2. В орган сертификации "ОСУ-ФОНД".

Руководитель проверки,

государственный инспектор Смирнова

──────────────────── ────────────────────────

подпись инициалы, фамилия

Участники проверки директор ООО "Пассив" Яковлев

───────────────────────── ─────────── ───────────────

подпись инициалы, фамилия

зам. директора ООО "Пассив" Соколов

────────────────────────── ────────── ──────────────

подпись инициалы, фамилия

Один экземпляр акта получил

Директор ООО "Пассив" Яковлев

─────────────────────────── ──────────────── ──────────────────────────

подпись инициалы, фамилия

К акту должны быть приложены все документы, связанные с проверкой(например, протокол испытаний, акт (протокол) отбора образцов, протокол технического осмотра).

Если вы не согласны с тем, что написано в акте, не подписывайте его или подпишите с оговоркой о своем несогласии.

Кроме того, вы можете письменно изложить свое мнение по итогам проверки, которое должно быть приложено к акту проверки. При этом в акте делается пометка: "С особым мнением".

Акт составляется как минимум в двух экземплярах. Один экземпляр остается у проверяющих, а другой с копиями приложений инспекторы вручают руководителю фирмы (его заместителю), предпринимателю или их представителям под расписку.

Если вы уклоняетесь от получения акта, контролеры отправят его вам по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае датой вручения акта считается шестой день начиная с даты отправки письма.

Если акт вам не вручили, вы можете в дальнейшем сослаться на это в суде как на нарушение ваших прав и выиграть спор.

Протокол об административном нарушении

Если инспекторы обнаружат нарушения, они должны оформить протокол.

Помните: без протокола оштрафовать вас инспекторы не вправе, даже если вы действительно нарушили закон.

Контролеры могут составить протокол в произвольной форме, поскольку для этого документа не утверждены бланки установленного образца. Требования к оформлению протокола установлены в статье 28.2 КоАП РФ.

Если протокол составлен неправильно (например, в нем не указана статья закона, устанавливающая ответственность за выявленное нарушение), главный государственный инспектор может предоставить проверяющим три дня, чтобы все исправить.

Если и после этого в протоколе отсутствуют обязательные реквизиты, суд скорее всего признает его недействительным. А значит, наказания вы избежите.

Протокол подписывают инспекторы и нарушитель.

Если нарушитель - предприниматель или сотрудник фирмы, то подписать протокол может только он. Если протокол подписал другой гражданин, суд признает протокол недействительным. А значит, предприниматель или сотрудник фирмы избежит наказания.

Если нарушитель - фирма, то подписать протокол могут ее руководитель или другой сотрудник, который по учредительным документам вправе действовать от имени фирмы без доверенности.

Прежде чем подписать протокол, внимательно прочитайте его. Если вы не согласны с тем, что в нем написано, подпишите с оговоркой о своем несогласии.

Инспекторы обязаны вручить вам копию протокола под расписку. Получив протокол, обратите внимание на дату его составления. Он должен быть составлен сразу, как обнаружено нарушение, или в течение двух дней (если нужно установить данные нарушителя). Протокол, составленный позже, недействителен.

В течение трех суток после составления протокола инспекторы направляют его главному государственному инспектору региона или в суд (арбитражный, районный или мировому судье).

Постановление о назначении наказания

По итогам рассмотрения главный государственный инспектор региона выносит постановление. В нем он может:

назначить наказание;

прекратить производство по делу.

О времени и месте рассмотрения вас должны известить заранее. Заседание назначается не позднее 15 дней после того, как главный государственный инспектор получил протокол.

Если присутствовать на разбирательстве вы не можете, письменно попросите отложить его.

Если вы не готовы самостоятельно отстаивать свои интересы, пригласите защитника. Им может быть адвокат или другой гражданин, которому вы выписали доверенность.

В ходе заседания вы вправе знакомиться с любыми материалами дела, заявлять ходатайства и отводы, давать объяснения, представлять доказательства. Об этом сказано в статье 25.1 КоАП РФ.

Копию постановления вам могут выдать сразу или выслать по почте в течение трех дней.

Если решение главного государственного инспектора региона вас не устраивает, вы можете обжаловать его в течение десяти дней.

Если с решением вы согласны, перечислите сумму штрафа не позднее 30 дней после того, как срок на обжалование истек.

Имейте в виду: если вы не заплатите штраф добровольно, постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю, чтобы тот взыскал штраф за счет имущества нарушителя.

Судебный пристав, получив постановление, в течение трех дней должен возбудить исполнительное производство. С этого момента он может принимать в отношении должника меры принудительного исполнения: арестовать и реализовать его имущество, изъять предметы, перечисленные в исполнительном документе, и т. п.

Пристав обязан выслать должнику копию постановления о возбуждении исполнительного производства. В этом документе указывается срок для добровольной уплаты денег.

Подробнее о том, как работает судебный пристав-исполнитель, читайте раздел "Судебные приставы".

Предписания инспекторов

По результатам проверки инспектор может вынести предписание об устранении нарушения.

В предписании указывается конкретный срок, когда нарушение должно быть устранено.

Чтобы проверить, как выполнено предписание, инспекторы придут на фирму или к предпринимателю повторно. Однако помните: проверить они могут только те вопросы, по которым были замечания.

Если вы не согласны с предписанием, вы можете обжаловать его вышестоящему инспектору либо сразу в суд.

Однако имейте в виду: даже обжаловав предписание, вы обязаны его исполнить. Лишь в исключительных случаях вышестоящий инспектор или судья может приостановить исполнение предписания. Но это его право, а не обязанность.

Если вы не выполнили предписание в установленный в нем срок, инспекторы составят протокол об этом нарушении и отправят его в суд (мировому судье).

Судья может оштрафовать фирму на сумму отдорублей; предпринимателя или руководителя фирмы - на сумму от 1000 до 2000 рублей (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Если при повторной проверке нарушений не выявлено, инспектор выносит решение о достаточности мер, принятых фирмой или предпринимателем.