Технические регламенты. Национальные стандарты

Мне нравится

3

Вступивший в силу с 1 июля 2003 года Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ внёс принципиальные изменения в систему стандартизации и сертификации продукции, работ и услуг Российской Федерации. Если до принятия указанного закона нормативные требования к продукции и услугам подлежали безусловному выполнению, то после вступления закона в силу выполнять предписывается лишь требования в части соблюдения безопасности потребителей, их имущества и окружающей среды. Рассмотрим эти изменения более подробно.

Новые термины

Во-первых , введены новые важные термины и определения. Среди них в первую очередь выделяются такие, как “ Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации “ , “Сертификация”, "Техническое регулирование”, “Технический регламент”, ”Свод правил”.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ).

Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)(Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ).

Свод правил – это документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ).

Принципы технического регулирования

Во-вторых , введены следующие принципы технического регулирования, которые обязательны для соблюдения всеми участниками процесса (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ):

  1. Применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  2. Соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  3. Независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
  4. Единой системы и правил аккредитации;
  5. Единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
  6. Единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  7. Недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
  8. Недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
  9. Недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
  10. Недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Требования к техническим регламентам

В-третьих , сформулированы следующие требования к разрабатываемым и внедряемым в жизнь техническим регламентам (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ):

  1. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. Кроме того, в техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения
  2. Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента
  3. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями
  4. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит
  5. Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования
  6. Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу закона. Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении.

Техническое регулирование продукции оборонного назначения

В-четвертых , установлены особенности технического регулирования при изготовлении продукции оборонного назначения. Так, в соответствии с п.1 статьи 5 закона (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ) “… в случае отсутствия требований технических регламентов в отношении особой продукции обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом”.

Назначение технических регламентов

В-пятых , разъяснены виды и назначение технических регламентов. В соответствии с законом (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ) технические регламенты бывают двух видов:

  • Общие технические регламенты - регламенты, требования которых обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Эти регламенты принимаются по вопросам:

безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

пожарной безопасности;

биологической безопасности;

электромагнитной совместимости;

экологической безопасности;

ядерной и радиационной безопасности.

  • Специальные технические регламенты - регламенты, требованиями которых учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Стадии разработки технических регламентов

В-шестых , приняты следующие стадии разработки технических регламентов (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ):

  • опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента
  • публичное обсуждение проекта технического регламента в течении не менее двух месяцев и его доработка с учетом поступивших от заинтересованных лиц предложений
  • публикация в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента. С этого момента проект технического регламента приобретает статус проекта федерального закона
  • внесение субъектом права законодательной инициативы (депутат, орган власти или иное уполномоченное лицо) проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу и Правительство РФ
  • подготовка Правительством РФ отзыва на проект федерального закона с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию
  • публикация в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме проекта федерального закона, принятого Государственной Думой в первом и втором чтениях с учетом заключений экспертной комиссии по техническому регулированию. В состав экспертной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Выше указана типовая последовательность разработки технического регламента. В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ).

Цели стандартизации

В-седьмых , изменены цели стандартизации. Теперь они сформулированы следующим образом:

  1. Введена новая цель стандартизации, такая как обеспечения научно-технического прогресса;
  2. Изменена цель стандартизации с "повышения качества продукции, работ, услуг" на "повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг";
  3. Упразднена цель стандартизации "единство измерений".

Новый перечень документов в области стандартизации

В-восьмых , изменен перечень документов в области стандартизации (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ):

  1. Государственные стандарты заменены на национальные стандарты;
  2. Упразднены стандарты отраслей и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Государственный контроль за соблюдением технических регламентов

В-девятых , введен государственный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов. Органами государственного контроля (надзора) определены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) (Федеральный закон о техническом регулировании № 184-ФЗ). Органы государственного контроля (надзора) вправе:

  1. Требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
  2. Осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  3. Выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
  4. Принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
  5. Приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
  6. Привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
  7. Принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

К средствам стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:

1) национальные стандарты;

2) национальные военные стандарты;

3) межгосударственные стандарты, введенные в действие в Российской Федерации;

5) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

6) стандарты организаций.

Национальные стандарты разрабатывают, утверждают, обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2004. Национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения.

Общие правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов, а также требования к их содержанию - по ГОСТ Р 1.5.

Национальным стандартом в Российской Федерации является Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) - стандарт, утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулированием).

К объектам государственных стандартов относят:

1) организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения;

2) продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения,

обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг. Например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; классификация и кодирование технико-экономической информации; метрологические и другие общетехнические правила и нормы. Применение национального стандарта на продукцию, работы и услуги подтверждается знаком соответствия национальному стандарту по ГОСТ Р 1.9.

Правила (ПР) - документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.

Норма - положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Регламент - документ, принятый органом власти, содержащий обязательные правовые нормы.

Технический регламент - регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в себя содержания этих документов.

Кодекс установившейся практики - документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) - официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации.

ОКТЭСИ - документы в области стандартизации, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификационными признаками на классификационные группировки (классы, группы, виды) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.

Разработку, принятие, введение в действие, ведение и применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) осуществляют в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ. Программы разработки национальных стандартов составляют в порядке, устанавливаемом национальным органом по стандартизации.

Стандарты организаций (СТО). Законом о техническом регулировании установлена новая категория документов в области стандартизации - «стандарты организаций». Законом раскрывается, как следует понимать термин «организации», в том числе коммерческие, общественные, научные, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц. Иначе говоря, используемое в Законе понятие «организация» охватывает все те организации, которые в действовавшем до 2004 г. Законе РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» были названы предприятиями, их объединениями, научно-техническими и инженерными обществами, а также другими объединениями. Поскольку в ст. 17 Закона о техническом регулировании указано, что организации могут самостоятельно устанавливать порядок разработки своих стандартов, то они могут принять документально оформленное решение (путем подготовки и утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа) о признании и применении разработанных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприятия или стандартов общественного объединения в качестве стандартов данной организации. Одновременно может быть решен вопрос о целесообразности постепенного, поэтапного или одномоментного переоформления стандартов предприятия (объединения) и (или) изменения их обозначения

для отражения того, что данные стандарты являются стандартами организации 1 .

Целями разработки стандартов организаций являются:

Совершенствование производства;

Обеспечение качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;

Распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Вместе с тем стандарты организаций должны служить общим целям стандартизации, к которым относятся:

Повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;

Содействие соблюдению требований технических регламентов;

Повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Обеспечение научно-технического прогресса;

Повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

Рациональное использование ресурсов;

Техническая и информационная совместимость;

Сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

Взаимозаменяемость продукции. Преимуществом стандартизации на уровне организации

(перед национальной стандартизацией) является возможность установить свои четкие правила разработки и применения собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и (или) области ее деятельности.

Конечно, существуют и другие виды текстовых или информативных документов, призванных решать те же задачи, что и стандарты. К этим документам на уровне организаций относятся: различные инструкции (в том числе технологические), правила, нормы, положения, технические условия, методики испытаний, руководящие документы, регламенты (в том числе технологические), рекомендации и т.п.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом ГОСТ Р 1.4.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение, экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц.

ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции; вида осуществляемых процессов ЖЦП; видов и особенностей сделок; физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

В соответствии со ст. 27 ФЗ о техническом регулировании для информирования приобретателя продукции о соответствии требованиям ТР используется, как уже отмечалось выше, знак обращения на рынке (см. рис. 3). Маркировка знаком производится заявителем (лицом, осуществляющим обязательное подтверждение соответствия) самостоятельно любым удобным для него способом. Условием использования знака служит наличие на продукцию зарегистрированной декларации о соответствии или сертификата соответствия, выданного органом по обязательной сертификации.

Знак обращения на рынке представляет: сочетание букв «Т» и «Р», вписанных в букву «С», стилизованную под измерительную скобу. Аббревиатура СТР расшифровывается как «соответствие техническому регламенту». Расположенная над «Т» точка в комплексе с буквой напоминает человечка. Этот символ должен подчеркнуть главную цель технического регулирования - обеспечение безопасности граждан.

ТР, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для их проведения, необходимые для применения ТР, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенций в течение шести месяцев со дня официального опубликования ТР и утверждаются Правительством РФ.

В целях обеспечения соответствия ТР техническим интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительством РФ утверждается Программа разработки ТР, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.

Правительство РФ организует постоянный учет и анализ всех случаев причинения (вследствие нарушения требований ТР) вреда жизни и здоровью граждан; имуществу юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде; жизни или здоровью животных и растений. На основе собранных материалов приобретатели, изготовители и продавцы информируются о ситуации в области соблюдения требований ТР.

1.7. Государственный контроль и надзор за соблюдением

требований технических регламентов

Государственный контроль и надзор (далее - ГКиН) осуществляется следующими субъектами: федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов РФ; государственными учреждениями, уполномоченными на проведение ГКиН (в соответствии с законодательством).

ГКиН осуществляется в отношении продукции и процессов ЖЦП исключительно в части соблюдения требований соответствующих ТР и исключительно на стадии обращения

Перенос центра тяжести контроля на рынок поставит в равные условия отечественного и зарубежного производителя, так как сейчас деятельность множества контролирующих организаций в основном замкнута на проверке отечественной продукции на стадии производства.

Органы ГКиН вправе:

Требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие ТР (декларации о соответствии или сертификата о соответствии);

Выдавать предписания об устранении нарушений ТР в установленный срок;

Принимать решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов ЖЦП, если иными мерами невозможно устранить нарушения ТР;

Приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата о соответствии;

Привлекать изготовителя (продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

За нарушение требований ТР изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Поскольку главным приоритетом системы технического регулирования является безопасность, то ее обеспечение - главная цель ГКиН. Другой целью ГКиН является выявление фальсифицированной продукции, товаров с неправильной маркировкой с целью «предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей» (п. I гл. 10 ФЗ о техническом регулировании). Для достижения этой цели в гл. 7 ФЗ о техническом регулировании, как указывалось выше, устанавливается специальная система информирования о появлении на рынке продукции, не соответствующей требованиям ТР.

По мнению Председателя Совета директоров Союза участников потребительского рынка, депутата Государственной Думы П.Б. Щелища, система учета и анализа случаев нарушения ТР должна работать так, как это поставлено на Западе. В США, например, 2 тыс. отделений «скорой помощи», включая травматологические пункты, ежедневно поставляют в Федеральную комиссию по безопасности потребительских товаров информацию обо всех несчастных случаях, связанных с потребительскими товарами. Полученная информация обрабатывается и еженедельно по наиболее часто встречающимся случаям принимаются конкретные решения разного рода: в одних случаях налагается запрет на реализацию продукции или принимается решение о снятии ее с производства и изъятии из торговой сети; в других случаях, когда нет конкретной угрозы, может быть принято решение о разработке нового стандарта или корректировке действующего стандарта. По продуктам питания и лекарствам действует самостоятельная система учета и анализа фактов нарушения ТР.

Согласно (36) эффективная процедура надзора после поставки на рынок характеризуется двумя важными элементами:

Значительными штрафами за несоответствие;

Высокой вероятностью для поставщиков, что несоответствующая продукция будет выявлена.

Без этих элементов велик риск того, что поставщики могут поставить на рынок продукцию, не соответствующую установленным требованиям. В результате жизнь людей и безопасность общества могут подвергнуться опасности.

В первом случае, если штрафы за несоответствие являются минимальными, поставщики могут рисковать даже при высокой вероятности выявления несоответствующей продукции. Штрафы могут рассматриваться поставщиками как досадная неприятность, а не как стимул к обеспечению соответствия.

Во втором случае, если вероятность выявления несоответствия незначительна, поставщики могут рисковать даже при высоких штрафах за несоответствие. Вероятность выявления будет сбалансирована по отношению к затратам, связанным с обеспечением соответствия. Если вероятность выявления несоответствующей продукции в сочетании с возможным штрафом ниже расходов, связанных с обеспечением соответствия, поставщики будут скорее рисковать и допускать возможность несоответствия.

В дополнение к изложенным выше характеристикам эффективной процедуры надзора после поставки продукции на рынок следует отметить, что эффективность может быть повышена, если она предусматривает ответственность всех участников системы поставки (изготовителя/импортера, оптовой и розничной фирм). Преимущество такой меры заключается в том, что розничные фирмы будут, по всей вероятности, оказывать воздействие на оптовые фирмы или изготовителей, чтобы они поставляли продукцию, отвечающую обязательным требованиям.

Процедуры надзора после поставки продукции на рынок должны быть достаточными, чтобы проинформировать поставщиков о вероятности того, что несоответствия будут выявлены, необходимые меры приняты и наказания исполнены.

Со дня вступления в силу ФЗ о техническом регулировании до вступления в силу соответствующих ТР законом установлен период, именуемый «переходным положением». Он равен семи годам. Именно в течение этого срока должны быть приняты необходимые ТР.

Дисциплина «Стандартизация, метрология и сертификация»

1. Стандартизация: понятие, цели, объекты, субъекты, методы, правовая база.

Standard – норма, мерило, образец; типовой вид

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация осуществляется в целях :

Повышения уровня безопасности жизни, здоровья граждан, животных и растений, имущества, экологической безопасности и содействия соблюдению требований технических регламентов;

Повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Обеспечения научно-технического прогресса;

Повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

Рационального использования ресурсов;

Технической и информационной совместимости;

Сопоставимости результатов исследований и измерений, технических и экономико-статистических данных;

Взаимозаменяемости продукции.

Содействие соблюдению требований технических регламентов;

Создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции,… содействие проведению работ по унификации .

Объектами стандартизации являются продукция, работы, процессы, услуги.

Субъекты – органы и службы по стандартизации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами :

1.добровольного применения стандартов;

2.максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

3.применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта;

4.недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения указанных целей;



5.недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

6.обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Функции стандартизации:

Упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов;

Социальная – обеспечение безопасности и экологичности;

Ресурсосберегающая – установление ограничений на расходование ресурсов;

Коммуникативная – преодоление барьеров в торговле, содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству;

Цивилизующая – повышение качества продукции, качества жизни;

Информационная – обеспечение НТД как носителями ценной технической и управленческой информацией;

Нормотворчества – задание норм и требований к объекту;

Доказательная – стандарты составляют доказательную базу к техническому закону.

Основная функция органов состоит в руководстве работами по стандартизации. Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии. К территориальным органам относятся центры стандартизации и метрологии.

Службы создаются для проведения работ по стандартизации на оп­ределенных уровнях управления – государственном, отраслевом, пред­приятий.

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты (НИИ стандартизации, ВНИИ сертификации и другие) и технические комитеты, создающиеся для разработки стандартов.

нормативный документ

1. Стандарт

2. Регламент

3. Классификатор

4. Правило

6. Норма

Методы стандартизации:

1. Упорядочение объектов стандартизации – универсальный метод, связанный с управлением разнообразием. Включает:

Систематизация – классификация и ранжирование объектов;

Селекция – отбор наиболее целесообразных объектов;

Симплификация – отбор нецелесообразных объектов;

Типизация – создание типовых объектов, в отличие от селекции объекты подвергаются техническим преобразованиям;

Оптимизация – нахождение оптимальных главных параметров;

2. Параметрическая стандартизация – выбор и обоснование целесообразной номенклатуры и численного значения параметров. Существуют ряды предпочтительных чисел – наборы последовательных чисел, изменяющихся в геометрической прогрессии: R5 () – 1,00; 1,60; 2,50; 4,00 и т.д. Они позволяют увязать по параметрам продукцию разных типов - детали, изделия, транспортные средства;

3. Унификация продукции – рациональное сокращение числа агрегатов одинакового функционального назначения;

4. Агрегатирование – создание машин из отдельных унифицированных деталей (из 15 размеров щитов и 3 размеров ящиков можно получить 52 вида мебели);

5. Комплексная стандартизация – создание взаимоувязанных требований к объекту и его основным элементам;

6. Опережающая стандартизация – установление повышенного уровня норм и требований, которые будут оптимальны согласно прогнозам в последующее время.

2. Оценка соответствия: понятие, формы. Подтверждение соответствия: понятие, формы (сертификация и декларирование, их краткая характеристика).

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях :

1. удостоверения соответствия продукции, процессов ЖЦП, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

2. предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

3. приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Принципами подтверждения соответствия являются:

1. доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

2. установление в соответствующем техническим регламенте перечня форм и схем обязательного соответствия по отношению к объектам;

3. ориентация на уменьшение срока проведения процедуры обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

4. недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;

5. недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией;

6. защита имущественных интересов заявителей, сохранение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении подтверждения соответствия;

7. недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

8. презумпция соответствия продукции, маркированной знаком соответствия.

База подтверждения соответствия:

Законодательная,

Организационно-методическая,

Научно-техническая.

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный и обязательный характер применения.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах:

принятие декларации о соответствии и

обязательная сертификация.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Субъектами сертификации являются:

Первая сторона – изготовители продукции или услуг, продавцы, реализующие продукцию;

Вторая сторона – покупатели и потребители продукции и услуг;

Третья сторона – независимые организации, осуществляющие подтверждение соответствия – органы по сертификации, испытательные лаборатории, федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.

Объекты сертификации: продукция, работы, услуги.

Сертификат соответствия (СС) – документ, удостоверяющий соответствие товара требованиям ТР, положениям стандартов или условиям договоров.

Орган по сертификации (ОС) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованный в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Срок действия сертификата соответствия (и по добровольной и по обязательной формам) на продукцию (товары) серийного выпуска устанавливает ОС, но не более чем на три года.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории России.

Отличительные признаки двух форм подтверждения соответствия

Форма подтверждения соответствия Сертификация соответствия Декларирование соответствия
Субъект, осуществляющий процедуру Третья сторона – орган по сертификации Первая сторона – заявитель (изготовитель)
Объекты, в отношении которых предусмотрена процедура Продукция и услуги, имеющие повышенную опасность для потребителя и окружающей среды Продукция и услуги, не представляющие существенной опасности для потребителя и окружающей среды
Документ, выдаваемый в результате подтверждения соответствия Сертификат соответствия Декларация о соответствии
Срок действия документа Устанавливается органом по сертификации или техническим регламентом Устанавливается техническим регламентом или заявителем
Маркирование объекта Знак соответствия содержит код органа по сертификации Знак соответствия не содержит код органа по сертификации
Контроль Инспекционный контроль органа по сертификации Государственный контроль и надзор соответствующими федеральными органами исполнительной власти

Подтверждение соответствия может носить добровольный и обязательный характер применения . Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Отличительные признаки добровольной и обязательной сертификации

Характер сертификации Обязательная Добровольная
Цели проведения Обеспечение безопасности товаров Обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятия, реклама
Основание для проведения Законодательные акты РФ По инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации
Объекты Перечни товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ Любые
Сущность оценки соответствия Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным соответствующим законом, вводящим обязательную сертификацию Оценка соответствия требованиям заявителя по согласованию с органом по сертификации
Нормативная база Технические регламенты, государственные стандарты, санитарные нормы и правила и др. документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров Национальные стандарты, стандарты организаций, системы добровольной сертификации, условия договоров

Правила, схемы, порядок проведения подтверждения

соответствия

Правила проведения подтверждения соответствия:

В качестве органа по сертификации или испытательной лаборатории допускаются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями и потребителями сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке.

Аккредитацию органа по сертификации или испытательной лаборатории организует и осуществляет Госстандарт России, федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции на основе результатов их аттестации, как правило, комиссиями. Результаты аккредитации оформляют аттестатом аккредитации.

Если в системе аккредитации несколько органов по сертификации одной и той же продукции, то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.

Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.

Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в Государственном реестре.

Официальным языком является русский.

При возникновении спорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подавать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.

Сертификация проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной продукции или группы услуг.

Схемы сертификации - определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.

В качестве способов доказательства используют: испытание, проверку производства, инспекционный контроль, рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами).

Один или совокупность нескольких способов доказательства определяют содержание схемы определенного номера.

В настоящее время для сертификации продукции предусмотрено 10 основных схем и 6 дополнительных, обозначаемых литерой «а» (1а, 2а, 3а, 4а, 9а, 10а). В дополнительных схемах, в отличие от основных, предусмотрен анализ состояния производства.

При сертификации работ и услуг используется 5 схем. В общем виде они включают оценку выполнения работ и оказания услуг, проверку результатов работ и услуг, инспекционный контроль.

Критериями выбора схемы сертификации являются специфика продукции (работ, услуг), серийность, объем производства, требования к качеству, страна изготовления и другие.

Сертификация продукции проходит по следующим основным этапам:

1) подача заявки на сертификацию;

2) рассмотрение и принятие решения по заявке;

3) отбор, идентификация образцов и их испытания;

4) проверка производства (если предусмотрена схемой сертификации);

5) анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата;

6) выдача сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия;

7) инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации.

При сертификации по отдельным схемам некоторые этапы могут не предусматриваться.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

Принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств,

Принятие декларации о соответствии на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны.

Принятие декларации на основании собственных доказательств , при этом в качестве доказательств используется:

Техническая документация,

Результаты собственных исследований, испытаний и измерений,

Другие документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям ТР (когда их примут), а в н.в. – требованиям безопасности и безвредности национальных стандартов и СанПиН.

Состав доказательных материалов будет определяться соответствующим ТР.

Принятие декларации на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны (органа по сертификации и аккредитованной испытательной лаборатории или центра (АИЛ или АИЦ).

Заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает в доказательные материалы:

Протоколы испытаний и измерений, проведенных в АИЛ или АИЦ,

Сертификат системы качества.

ЗНАКИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ:

Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям национального стандарта.

Знак обращения на рынке – проставляется на продукции, соответствующей требованиям ТР.

3. Средства стандартизации – нормативные документы: понятие, виды, их характеристика, категории, виды и разновидности стандартов.

Непосредственным результатом стандартизации является нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

К нормативным документам относятся:

8. Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

9. Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

Технический регламент – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, процессам, услугам).

(Может быть принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном РФ, или межправительственным соглашением, или ФЗ, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ)

Отличительные признаки технического регламента и стандарта на продукцию:

Документ Статус Объект регулирования Характер использования Содержание применительно Социальная роль
к документу в целом к продукции
Технический регламент Федеральный закон Продукция, процессы ЖЦП Обязательное 1. Перечень продукции и процессов ЖЦП, 2. правила идентификации, 3. требования, 4. правила и формы оценки соответствия Требования к характеристикам безопасности продукции и процессов, требования к маркировке, упаковке, сопроводительной документации. Обеспечение безопасности
Стандарт Документ в области стандартизации Продукция, процессы ЖЦП, работы, услуги Добровольное Технические требования Требования ко всем техническим характеристикам. Обеспечение конкурентоспособности

10. Классификатор – официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов объектов классификации.

11. Правило – положение нормативного документа, описывающее действие, которое должно быть выполнено.

13. Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

14. Кодекс установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкций или изделий.

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) - национальный стандарт, действующий на территории России.

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) действует на территории стран бывшего СССР, присоединившихся к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации.

Стандарты отраслей (ОСТ) принимались министерствами и ведомствами применительно к объектам отраслевого значения, будут трансформированы в национальные стандарты.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО) разрабатывались для распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований, будут трансформированы в национальные стандарты.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются для обеспечения применения на предприятии ГОСТов, а также на используемую продукцию, процессы, услуги. Обязательны только для работников предприятия. Утверждаются руководителем.

Виды стандартов:

1. основополагающие – содержат общие положения для определенной области деятельности;

2. на продукцию и услуги – устанавливают требования к группам однородной продукции;

3. на работы (процессы) – устанавливают требования к выполнению различного рода работ;

4. на методы контроля – определяют порядок проведения испытаний.

Технические условия выполняют роль НТД только в том случае, если на них делаются ссылки в договорах.

4. Роль технического регулирования в повышении конкурентоспособности товаров. Технические регламенты: цели принятия, структура, виды, порядок разработки.

Одним из основных принципов вступления России в ВТО (Всемирная торговая организация) является соблюдение принципов технического регулирования, установленных в Соглашении по техническим барьерам в торговле, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, а также в кодексе о добровольной практике.

В связи с этим в России был принят ФЗ «О техническом регулировании» №184 от 27.12.2002 который является основным источником технического права в России.

Техническое законодательство – это совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объектам: продукции, процессам ее жизненного цикла, работам (услугам) и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.

Причины реформирования технического законодательства в России:

1. устранение нетарифных барьеров в торговле между странами (Технические барьеры – это различия в требованиях национальных и международных стандартов, приводящие к дополнительным затратам средств и/или времени для продвижения товаров на соответствующий рынок).

Только при указанной гармонизации наш бизнес может вписаться в современное экономическое пространство.

Так, в начале 2003 г. в Нью-Йорке была отозвана из торговых точек
партия российского молока «Можайское» и «Милая Мила», так как на
продуктах был обнаружен сульфонамид - вещество, способное вызвать
у человека аллергическую реакцию. Причина - в различии требовании|
национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы на пищевые продукты в целом жестче, но тест на сульфонамид ими не был предусмотрен (в связи с этим инцидентом ведутся переговоры о закупке соответствующего испытательного оборудования).

Приведенный пример иллюстрирует естественный «технический барьер. Но в практике очень много искусственно создаваемых техни­ческих барьеров для России, не являющейся членом ВТО. Очень част они возникают из-за отсутствия соглашений о взаимном признании результатов оценки соответствия. Например, к нашей бытовой техник (автомобилям, холодильникам), поступающей на европейский рынке| часто предъявляют по отдельным характеристикам более жесткие требования, чем к продукции других европейских стран, несмотря на наличие сертификатов соответствия, выданных международно признанны их ними органами по сертификации и признаваемых в странах ЕС.

В связи с вышеизложенным Россия, как и все другие страны, должна разрабатывать программы по преодолению барьеров в торговле, тем более что реализация данных программ дает огромный экономический эффект

По данным Экономического комитета Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), разработанные программы по нетарифным барь­ерам в торговле (стандартизации, оценке соответствия) дают странам АТЭС О,26% прибыли от фактического валового внутреннего продук­та (около 45 млрд. дол.), тогда как программа тарифного регулирова­ния - всего лишь 0,14% (почти вдвое меньше).

В основе программ по преодолению технических барьеров лежит деятельность государств в области технического регулирования. Под регулированием понимаются действия государства, организующие по­ведение на рынке хозяйствующих субъектов.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В этом определении просматриваются главные элементы технического регулирования:

Установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам жизненного цикла продукции;

Установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам жизненного цикла продукции, выполнению работ или оказанию услуг;

Правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Объектами технического регулирования являются продукция, процессы жизненного цикла продукции, работы и услуги.

Субъектами технического регулирования являются:

Органы власти;

Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического законодательства;

Органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории;

Субъекты хозяйственной деятельности;

Разработчики технических законов и стандартов.

Технический регламент - документ, который является носителем обязательных требований.

Технические регламенты принимаются в целях :

1. защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2. охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

3. предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Классификация обязательных требований:

Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, прежде всего по показателям безопасности.

Различают требования к:

· безопасности излучений;

· биологической безопасности;

· взрыва безопасности;

· механической безопасности;

· пожарной безопасности;

· промышленной безопасности;

· термической безопасности;

· химической безопасности;

· электрической безопасности;

· ядерной и радиационной безопасности;

электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

Помимо этого общие требования ТР могут обеспечивать единство измерений, а также требования касающиеся информирования потребителей о возможном вреде жизни и здоровья человека и продукции, при длительном ее использовании и факторах, от которых он зависит.

Кроме того ТР -ты могут устанавливать минимально необходимые ветеренарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении некоторых видов продукции, ввозимых из отдельных стран (exp. ограничение ввоза, использования, хранения и т.д.), обеспечивающие биологическую безопасность).

Виды технических регламентов

Виды технических регламентов:

Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрено два вида ТР: общие технические регламенты (далее - «ОТР»); специальные технические регламен­та далее- «СТР»).

Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов ЖЦП.

ОТР принимаются по вопросам:

  • безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безо­пасного использования прилегающих к ним территорий;
  • пожарной безопасности;
  • биологической безопасности;
  • электромагнитной безопасности;
  • экологической безопасности;
  • ядерной и радиационной безопасности.

Требованиями специального технического регламента учитываются особенности отдельных видов продукции, степень риска причинения вреда которыми выше установленной общим техническим регламентом.

Требования СТР учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и особенности ЖЦП - процессов произ­водства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

СТР устанавливают требования только к тем отдельным видам про­дукции и процессам ЖЦП, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной ОТР.

Технический регламент принимается федеральным законом.




6. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ И СТАНДАРТЫ

6.1. Как уже подчеркивалось выше, базовым принципом новой системы технического регулирования является последовательное разделение требований на:

а) обязательные для соблюдения требования технических регламентов ;

б) предназначенные для добровольного применения требования стандартов .

Принципиальный смысл этого разграничения заключается в прекращении ведомственного нормотворчества и в переводе всех обязательных требований на законодательный уровень .

Любые обязательные для соблюдения требования могут вводиться только через технические регламенты , то есть с неукоснительным соблюдением всех процедур , предписанных законом «О техническом регулировании» в отношении принятия технических регламентов в статусе федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, ратифицируемых международных договоров Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации. И наоборот: никакие требования не могут вводиться как обязательные через какие-либо иные акты, не являющиеся техническими регламентами, то есть в обход указанных процедур.

6.2. В процессе создания технического законодательства все обязательные для исполнения требования , содержавшиеся в ранее введенных стандартах (и других нормативных актах - СанПиНах, СНИПах и пр.) после ревизии и необходимой коррекции переходят в технические регламенты .

Технические регламенты должны содержать все необходимые для обеспечения безопасности продукции и процессов требования в качестве норм прямого действия . Какие-либо (явные или неявные) ссылки на стандарты и иные нормативные акты в российском законодательстве не применяются .

Стандарты в новой системе технического регулирования имеют статус документов исключительно рекомендательного характера.

6.3. Не допускается принятие и применение стандартов, противоречащих техническим регламентам (ст. 12). Поскольку технические регламенты содержат минимально необходимые требования по обеспечению безопасности (п. 1 ст. 7), требования любого стандарта по определению не могут быть ниже соответствующих требований, предъявляемых техническим регламентом, а также не могут содержать параметров конструкции или изготовления, не обеспечивающих выполнения требований соответствующего технического регламента .

Таким образом, при соблюдении любого стандарта, удовлетворяющего нормам закона «О техническом регулировании», обеспечивается выполнение соответствующих требований технического регламента.

Стандарты, не обеспечивающие выполнения норм технического регламента, не соответствуют предъявляемым к стандартам требованиям Закона, а потому не могут применяться на территории Российской Федерации.

Таким образом, перечни национальных стандартов, которые могут применяться для соблюдения технических регламентов, носят не нормативный и, тем более, не правовой, а исключительно информационный характер.

6.4. Соответствие требований национальных стандартов требованиям технических регламентов (а именно, отсутствие в национальных стандартах требований к продукции ниже требований технических регламентов, а также отсутствие в национальных стандартах требований к конструкции или исполнению, не обеспечивающих выполнения требований технических регламентов) гарантируется предусмотренными Законом процедурами разработки и принятия национальных стандартов (ст. 16), включая экспертизу проектов национальных стандартов.

6.5. Соответствие требований иных стандартов (стандартов организаций) требованиям технических регламентов согласно п.1. ст. 17 Закона может удостоверяться через экспертизу Национального органа по стандартизации.

В иных случаях соответствие требований стандартов требованиям технических регламентов удостоверяется процедурами, аналогичными оценке соответствия любого другого товара .

Риски и ответственность, связанные с возможностью несоответствия применяемых стандартов требованиям соответствующих технических регламентов, аналогичны рискам и ответственности, связанным с выпуском в обращение товаров, не соответствующих требованиям технических регламентов.

6.7. Национальные стандарты разрабатываются любым лицом и утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с процедурой, установленной ст. 16 Закона (опубликование уведомлений о разработке, сбор замечаний в срок не менее двух месяцев, публичное обсуждение, опубликование уведомлений о завершении обсуждения, экспертиза и пр.). Утверждение национальных стандартов без соблюдения указанной процедуры является незаконным .

Перевод ранее действовавших стандартов в статус национальных по процедуре аналогичен принятию новых национальных стандартов .

Поскольку национальные стандарты не могут противоречить техническим регламентам, их принятие возможно только после принятия технических регламентов .

6.8. Технические регламенты могут содержать требования к продукции, но не к конструкции или исполнению, за исключением специально оговоренных случаев (п. 4 ст. 7). Стандарты могут содержать как характеристики продукции, так и параметры конструкции и (или) исполнения.

Кроме того, области применения стандартов могут не совпадать с областями применения технических регламентов.

Стандарты могут содержать нормы, соответствующие лишь отдельным позициям технического регламента. Стандарты могут также содержать нормы, связанные с отдельными позициями не одного, а нескольких технических регламентов.

Таким образом, корреляция требований стандартов и требований технических регламентов осуществляется, как правило, не на уровне документов в целом, а на уровне конкретных объектов технического регулирования . Поскольку Законом предусмотрена норма, согласно которой стандарты не могут противоречить техническим регламентам, в описании области применения стандартов должно указываться ее соответствие объектам технического регулирования в конкретных технических регламентах.

6.9. Адекватность в соотнесении областей применения национальных стандартов и технических регламентов обеспечивается предусмотренными Законом процедурами разработки и принятия национальных стандартов .

В отношении иных стандартов (стандартов организаций) такая адекватность обеспечивается обычными режимами оценки соответствия продукции, с сохранением аналогичных рисков и ответственности.

Введение
Общая система законодательных и нормативных актов в сфере технического регулирования
Система технических регламентов
Границы сферы технического регулирования
Состав и структура технического регламента
Принципы организации разработки системы технических регламентов
Технические регламенты и стандарты