Предметы ведения субъектов рф совместные и исключительные. Предметы совместного ведения федерации и ее субъектов

В ст. 71 Конституции РФ перечисляются предметы ведения Федерации.

В ведении РФ находятся:

а) принятие и изменение Конституции РФ и ФЗов, контроль за их соблюдением;

б) федерат. устройство и территория РФ;

в) регулирование и защита прав и свобод ЧиГ; гражд-во в РФ; регулирование и защита прав нац. меньшинств;

г) установление системы фед. органов зак., исп. и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных ОГВ;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федер. политики и федер. программы в области гос., экон., экол., социального, культурного и нац. развития РФ;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регул-е, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федер. экон. службы, включая федер. банки;

з) федер. бюджет; федер. налоги и сборы; федер. фонды рег. развития;

и) федер. энерг. системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федер. транспорт, пути сообщения, информация и связь; деят-ть в космосе;

к) внеш. политика и м/нар. отношения РФ, м/нар. договоры РФ; вопросы войны и мира;

л) внешнеэк. отношения РФ;

м) оборона и безоп-ть; оборонное произв-во; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущ-ва; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита гос. границы, терр. моря, воздушного пространства, исключительной эконон. зоны и контин. шельфа РФ;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнит. закон-во; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процесс. и арбитр.-процесс. законод-во; правовое регул-е интеллектуальной соб-ти;

п) федер. коллизионное право;

с) гос. награды и почетные звания РФ;

т) федеральная государственная служба.

Искл. полномочия Федерации предусмотрены не только в ст. 71, но и в ряде других статей Конституции . Н-р, только ФЗом могут определяться случаи проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц (ст. 25), условия и порядок пользования землей (ч.3 ст.36), и вообще права и свободы ЧиГ могут быть ограничены только ФЗ (ст.55).

Часть 1 ст. 76 Конституции четко определяет, что по предметам ведения РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей терр. России . Вместе с тем в Конституции, в отличие от Федеративного договора, нет прямого запрета субъектам Федерации принимать правовые акты по данным вопросам .

Сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ - полномочия, в пределах кот-х вправе действовать и РФ, и ее субъекты. Эти полномочия субъекты правоотношений осуществляют с учетом взаимной выгоды, взаимного согласия и взаимного делегирования полномочий на основании федеративных договоров о разграничении предметов ведения.

Разграничение этих полномочий осуществляется согласно принципам:

1) соответствия законодательств субъектов РФ федеральному;

2) равноправия субъектов РФ в осуществлении их полномочий;

3) независимости ОГВ субъектов РФ в осуществлении, своих полномочий от федеральных органов власти.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных НПА краев, областей, городов фед. значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и ФЗам;

б) защита прав и свобод ЧиГ; защита прав нац. меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безоп-ти; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение гос. собств-ти;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экол. безоп-ти; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохр-я; защита семьи, материнства, отцовства и детства; соц. защита, включая соц. обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

к) адм., адм.-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное закон-во, законодательство о недрах, об охране окруж. среды;

л) кадры судебных и правоохр. органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов гос. власти и МСУ;

о) координация м/нар. и внешнеэк. связей субъектов РФ, выполнение м/нар. дог-ров РФ.

Предметы ведения субъектов РФ - сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ.

Сама Конституция России не предусматривает исключительную компетенцию субъектов Федерации (см. 1.4.3.), поскольку компетенция субъектов определяется в ней по остаточному принципу. Конституция говорит лишь о "всей полноте" гос. власти, присущей полномочиям, осуществляемым субъектами Федерации (ст.73), и о самостоятельности осуществления полномочий субъектами РФ по вопросам вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ (ч.4 ст.76). Это означает.

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов, т.е. предметы совместного ведения образуют круг полномочий, в осуществлении которых могут принимать участие органы государственной власти Федерации и ее субъектов.
По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, действует федеральный закон.
Предметы совместного ведения и полномочия Федерации и ее субъектов , закрепленные в ст. 72 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп:
1) Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

2) Вопросы регулирования экономики и социального развития:

  • разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами;
  • природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;
  • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  • координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;
  • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

3) Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы:

  • кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;
  • административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
  • Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ.

1 вопрос: Понятие и признаки субъекта Федерации.



Российская Федерация – государство с уникальной государственной структурой. Состав Российской Федерации определяет ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, которая содержит полный перечень и официальное наименование субъектов Федерации.
Базовой категорией, характеризующей все субъекты РФ, является их правой статус.
РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Сейчас в России 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения; 4 автономных округов, 1 автономная область. Таким образом, РФ состоит из 83 субъектов.
Основные вопросы статуса субъектов РФ урегулированы Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государства и государственные образования, которые в совокупности составили Федерацию. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов.
Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. Любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции. В РФ нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации.
Субъект Федерации – это ограничено правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство.
Все субъекты РФ обладают рядом важных признаков, позволяющих унифицировать их как социальные, правовые и светские государственные образования, являющиеся неотъемлемой частью России.
К таким признакам относятся:
1. Наличие собственной конституции или устава, определяющих их в качестве субъекта Федерации.
2. Собственная территория.
3. Собственная система органов государственной власти.
4. Собственная правовая система, включающая в себя как нормативные акты органов государственной власти субъекта Федерации, так и акты органов местного самоуправления.
5. Наличие собственной компетенции.
6. Наличие собственности субъекта Федерации, налоговой базы и бюджета.
7. Представительство в федеральном парламенте.
8. Право заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
9. Наличие собственной символики.

Субъекты РФ отвечают следующим параметрам:
а) не обладают суверенитетом;
б) не имеет права на отделение;
в) граждане любого субъекта Федерации имеют равные права и обязанности на территории всей Федерации;
г) закон субъекта не может противоречить федеральному закону;
д) перед лицом федеральной власти субъекты Федерации все равны.
Конституция РФ предусматривает изменение состава Российского государства. Это может происходить следующим путем:
1. Принятие в РФ нового субъекта.
Принятие в РФ нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.
Принятие в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию РФ и данного иностранного государства в соответствии с международным договором.
2. Образование в ее составе нового субъекта.
Образование в составе РФ нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностранного государства или его части.
Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ и, повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежит объединению.
Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ. Вопрос об образовании в составе России нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов. Если на соответствующих референдумах вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта поддержан, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта.
Примером являются объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в соответствии с Федеральным конституционны законом от 25 марта 2004 г. «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». Вместо указанных двух субъектов РФ был образован новый субъект РФ – Пермский край.
Подробно условия и процедура принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ регулируется ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ».
3. Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ.
Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с ФКЗ «О порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ», который в настоящее время еще не принят.
Изменение статуса должно рассматриваться как преобразование республики в край, область и наоборот. При таком изменении новый статус должен соответствовать основам конституционного строя и принципам федеративного устройства, закрепленным Конституцией РФ.
Изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ и вхождение в ее состав нового субъекта оформляется путем принятия федерального конституционного закона.
Важной характеристикой субъекта Федерации является его наименование, юридический смысл которого заключается в том, что в Конституции РФ не может быть никакого другого субъекта с таким названием. Если возникает вопрос о переименовании субъекта РФ, предусмотренное ч. 2 ст. 137 Конституции РФ, то новое название субъекта включается в текст ст. 65 Конституции РФ Указом Президента РФ на основании решения субъекта Федерации, при условии, что переименование субъекта РФ не должно нарушать основы конституционного строя, права других субъектов Федерации, права и свободы человека и гражданина.
Простое изменение наименования субъекта РФ не влечет за собой образование в составе РФ нового субъекта. Изменение наименования субъектов РФ находится в ведении субъектов РФ.

2 вопрос: Особенности правового статуса
республик в составе РФ.

В составе РФ в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика. Согласно Конституции РФ (п. 1 ст. 66) статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики.
В отличие от других субъектов РФ республики признаются государствами, однако власть в этих государствах не является суверенной – республики самостоятельны только в рамках, установленных Конституцией РФ. Республики не вправе нарушать государственную целостность России и единство системы государственной власти.
Республика в составе РФэто демократическое правовое государство, созданное в рамках РФ.
Отличительные черты республики:

1. Право республик иметь свою конституцию.

Конституция республик имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республик. В республиканских конституциях закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, организация и деятельность республиканских органов государственной власти и местного самоуправления. Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составляя единое конституционное пространство, основанное на общих принципах.
2. Право республики устанавливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).
В органах государственной власти, органах местного самоуправления республик эти языки употребляются наряду с государственным языком РФ.
3. Наличие у республики своей территории.
Республика имеет свою внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ.
Границы между республикой и другими субъектами РФ согласно ст. 38 Конституции РФ могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.
4. Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику – герб, флаг, гимн, определяют столицу.
Государственная символика республик отражает национально-историческую символику народа.
Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.

5. Республики самостоятельно определяет систему органов государственной власти республики.

Каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган (парламент), название которого определяется республикой самостоятельно.
Органы законодательной (представительной) власти республик в составе РФ носят различные наименования, в ряде республик существуют двухпалатные парламенты (например, Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из Палаты Представителей и Законодательной палаты).
6. Республики в составе РФ обладают международной правоспособностью.
Они могут являться самостоятельными участниками ряда международных, прежде всего внешнеэкономических, отношений, если это не противоречит Конституции РФ, федеральным законам и Федеративному договору.
7. Наряду с вопросами совместного ведения имеется ряд вопросов, относящихся к исключительному ведению республик .
Республика самостоятельно распоряжается своей государственной собственностью. Она устанавливает республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, республиканские фонды экономического, социального и культурного развития; осуществляет правовое регулирование политического, экономического и социально-культурного развития.
Закрепленный в конституциях некоторых республик перечень исключительных полномочий не является исчерпывающим. К полномочиям этих республик могут быть отнесены и другие полномочия, если это не противоречит Конституции РФ.

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени, как Федерации, так и ее субъектов. В предметах совместного ведения и полномочиях органов Федерации и ее субъектов, закрепленных в 14 пунктах ст.72 Конституции РФ, можно выделить несколько групп:

Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод :

обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления

2. Вопросы регулирования экономики и социального развития

разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;

общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ

3. Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы:

кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;

административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

4. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ:

Правовой статус субъектов Российской Федерации

В составе РФ в соответствии со ст.65 Конституции РФ находится 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов. На основе Конституции России и в соответствии с ней и Федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ:

1) полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и предпринимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;

2) полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

3) полномочия, осуществляемые по предметам ведения РФ, определяются Федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в РФ и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации. Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ в Совете Федерации Федерального Собрания, а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц всех субъектов РФ. Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное право, которое не разрывает единого поля конституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации. По своей юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия. Система государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно. Система должна соответствовать основам конституционного строя РФ, что означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных Федеральным законом. Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры.

ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ - закрепленный в Конституции круг вопросов, в решении которых могут принимать участие органы государственной власти РФ и ее субъектов. П.с.в. - это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. К совместному ведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерация и ее субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел. Перечень таких вопросов является исчерпывающим (ст. 72 Конституции РФ): обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат и др.

Совместная компетенция осуществляется государственными органами РФ и ее субъектов. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст. 12) по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. До их принятия субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. По П.с.в. РФ и ее субъектов издаются также принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом в федеральных законах по П.с.в. РФ и ее субъектов должны устанавливаться лишь общие для всех субъектов РФ правовые начала решения вопросов, находящихся в совместном ведении, без детальных предписаний (это остается на усмотрении самих субъектов). Федеральные законы дополняются актами субъектов РФ и в единстве с ними регулируют определенный круг вопросов, составляющих сферу совместной деятельности. Характер данной группы полномочий таков, что для их осуществления требуется учет специфики особенностей субъектов РФ. Издавая законы и иные нормативные правовые акты, субъекты РФ обязаны руководствоваться общими нормативными основами, установленными федеральными законами. В случае их противоречия федеральному закону действует последний.


Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов...

[Конституция] [Глава 3] [Статья 72]

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов рассматривается в ряде статей Конституции.

Статья 11Конституции,устанавливает, что разграничение указанных предметов ведения и полномочий осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным Договором и иными договорами.

Согласно ст.72 Конституции РФ.

4.2.1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

4.2.2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа .

Статья 72 Конституции РФ определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Что значит совместное ведение? Это совместная деятельность и ответственность Российской Федерации и её субъектов за состояние дел в ряде сфер государственной деятельности, которая в полной мере не может осуществляться отдельно ни Федерацией, ни ее субъектами. Предметы ведения, установленные в ст. 72 Конституции, целесообразно рассматривать по группам, объединяющим близкие по содержанию понятия.

К первой группе предметов совместного ведения следует отнести все то, что направлено на обеспечение единства Российской Федерации и управление ею в интересах всего ее многонационального народа. Это предметы ведения, установленные п. "а", "и", "н" ч. 1, где определяется, что к совместному ведению Федерации и ее субъектов относится, прежде всего, обеспечение соответствия конституций, уставов и законов, а также иных правовых актов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Естественно, что без такого соответствия основополагающих правовых актов субъектов Федерации правовым актам Федерации нельзя достигнуть равноправия граждан, а следовательно, и единства народов, населяющих нашу страну.

Статьей 72 Конституции предусмотрено совместное установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Эта правовая норма не препятствует возможности установить в каждом субъекте Федерации и даже на каждой территории, на которой осуществляется местное самоуправление, такой системы органов власти, которая наиболее привычна для населения. Но вместе с тем она обязывает учесть и факторы, существенные для всего населения России. К ним относятся, например, необходимость поддержания связей с вышестоящими государственными органами. С органами государственной власти соседних территорий, учет потребностей общефедеральных средств связи и путей сообщения и т. п. С той же целью п. "и" ч. 1 ст. 72 к совместному ведению отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Без соблюдения этого условия практически каждый субъект Федерации, будь то крупная область, республика или малонаселенный автономный округ, может оказаться в положении, когда он будет нуждаться в помощи Федерации, а она не сможет ее оказать из-за отсутствия у нее необходимых средств. Такие ситуации вполне могут возникнуть.

Отдельным местностям и даже регионам помощь ее соседей или Федерации в целом нередко бывает, необходима при катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях. Именно поэтому к совместному ведению субъектов Федерации и самой Российской Федерации отнесены осуществление мер по борьбе с указанными выше явлениями и ликвидация их последствий.

Вторая группа совместных полномочий охватывает защиту прав и свобод человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др. (п. "б", "з", "м" ст. 72). В реальной жизни права граждан могут быть нарушены в самых различных местах, и защита их возможна в полной мере только тогда, когда в ней участвуют государственные органы всех уровней, как федеральные, так и субъектов Федерации. Кроме того, нельзя не учитывать, что субъекты Федерации ближе к специфическим нуждам малочисленных народов и национальных меньшинств и подчас именно они могут лучше выбрать средства, которые неотложны и необходимы для поддержания и развития меньшинств и малочисленных народов. Такие меры, разумеется, могут предприниматься лишь в строгом соответствии с регулированием прав и свобод человека и гражданина актами Российской Федерации на основе общепризнанных норм международного права.

Защита прав человека и гражданина - процесс многогранный. Поэтому к совместному ведению Конституция отнесла также обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуру и нотариат.

Обеспечение прав человека не может рассматриваться изолированно от защиты общества и государства, общественных и государственных институтов. Ведь государство, его органы, общественные институты, политические партии, благотворительные, культурные и иные общества созданы человеком и легитимны только тогда, когда их деятельность соответствует закону. Чтобы обеспечить их легитимность, к совместному ведению Федерации и ее субъектов отнесены обеспечение законности и общественной безопасности (п. "б" ч. 1).

Третью группу совместного ведения составляют вопросы разграничения государственной собственности, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий.

В ст.72 говорится о разграничении государственной собственности на федеральную и субъектов Российской Федерации. Необходимость такого деления обусловлена тем, что до подписания в марте 1992 г. Федеративного договора субъекты Федерации - края, области, республики и т. д. - не имели своей собственности, что серьезно подрывало их возможность самостоятельно решать даже те вопросы, которые формально были отнесены к их компетенции.

Конечно, процедура деления собственности весьма сложна, поскольку надо учитывать, во-первых, вклад в ее создание Федерации в целом и каждого ее субъекта в отдельности и, во-вторых, значение конкретного объекта собственности для экономики субъекта Федерации и Федерации в целом.

Споры об отнесении того или иного объекта к собственности Федерации или ее конкретного субъекта - края, области, республики и т.п. - возникали неоднократно. Решение таких споров составляет задачу федерального коллизионного права.

Возникает вопрос: нужно ли тратить усилия на деление государственной собственности на федеральную и субъектов Российской Федерации? Можно с уверенностью утверждать, что нужно. Нужно для того, чтобы улучшить управление собственностью, поскольку в результате такого деления собственник стал ближе к своей собственности и получил возможность лучше ее использовать в интересах, как жителей Федерации, так и ее субъектов.

Польза близости собственника к объекту собственности особенно очевидна, когда речь идет о земле, недрах, водных и других природных ресурсах. Они находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Практически это означает, что Российская Федерация в лице ее высших государственных органов определяет, прежде всего, общие принципы, формы и методы распоряжения землей, недрами и т. п., но делает это при участии субъектов Федерации, Важно учитывать природные особенности свойственные регионам.

Четвертая группа предметов совместного ведения охватывает главным образом отношения в социально-экономической сфере, которые, очевидно, не могут решаться только на федеральном уровне. Таковы, например, общие вопросы воспитания, образования, науки, спорта, защиты семьи. Их реализация требует хорошего знания и учета местных условий, обычаев и традиций. Другие же вопросы, в частности здравоохранения, должны лишь координироваться Российской Федерацией и ее субъектами.

Пятая группа вопросов составляет административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды (п. "к" ч. 1).

Завершается п. 1 ст. 72 указанием на то, что к совместному ведению помимо названного выше относятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации и выполнение международных договоров России. Такая запись объясняется тем, что Россия - единое государство, проводящее единую политическую и экономическую линию, как при заключении, так и при реализации международных обязательств.