Юридическая форма защиты прав человека. Правосознание и защита прав

Помимо предоставления государством своим жителям определенного перечня прав и свобод, оно обязано предоставить им возможность защищать данные права от нарушений. Ведь нереальной является ситуация, когда права и свободы предоставляются всегда и всем без исключения в полном объеме. Кроме того, может возникнуть ситуация, когда ложно понятые притязания одного индивида приходят в столкновение с притязаниями другого, а также органы власти не всегда ответственно подходят к осуществлению своих полномочий в сфере обеспечения прав человека. Их деятельность не всегда является открытой, а обоснованность принятия тех или иных решений, затрагивающих права граждан, иногда непонятна. К причинам нарушений прав и свобод человека также можно отнести нечеткость формулировок законов, их внутренние противоречия или несоответствие Конституции страны. Не способствует эффективной защите прав и низкий уровень правовой грамотности самих граждан, которые слабо осведомлены о своих правах и возможностях их защиты.

Российское федеративное государство не только имеет право, но и обязано использовать любые законные средства для защиты интересов своих граждан, ведь защита прав человека осуществляется на различных уровнях власти. Пункт «б» ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов относит защиту прав и свобод человека и гражданина. Изучение данного пункта позволяет отметить его совпадение с п. «в» ст. 71 Конституции РФ, который говорит о том, что «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина» относится к ведению самой Российской Федерации. Как отмечает Б. С. Эбзеев: «Этим предопределяется и доминирующая роль Российской Федерации в установлении правовых механизмов защиты прав и свобод и материально-правового содержания и процессуальных правил осуществления обязанности государства защищать прав и свободы человека и гражданина» .

Это означает, что Конституция Российской Федерации закрепляет базовый, основной статус человека, распространяющийся на всех без исключения жителей страны, в том числе и применительно к защите их прав. Исходные начала правозащитной деятельности органов государственной власти субъектов РФ определяются федеральным законом, в развитие которого может издаваться закон субъекта РФ. При этом предоставление дополнительных благ, льгот, преимуществ, способов защиты жителям того или иного субъекта Федерации за счет бюджета данного субъекта является вполне допустимым, не противоречащим конституционным нормам. Это согласуется и с позицией Конституционного Суда РФ, который неоднократно подтверждал право субъектов Федерации закреплять дополнительные, по сравнению с федеральными, гарантии прав и свобод, не нарушая при этом принцип равенства, соблюдая общефедеральный стандарт и не допуская ограничения федеральных гарантий прав и свобод.

Прежде чем говорить о способах защиты прав человека, необходимо определиться с понятиями.

Защита прав человека - это действия лица, органа власти или общественной организации, направленные на восстановление положения, существовавшего до нарушения права или свободы конкретного человека. Ведь закрепление правовыми нормами возможностей человека будет являться декларативным до тех пор, пока не будет зафиксирован механизм их обеспечения, а также их защиты. Целью деятельности по защите права является восстановление нарушенного (оспоренного) права, а избранный способ защиты предстает как конкретизация этой цели и одновременно как желаемый результат защиты права .

Способы защиты прав личности - это совокупность тех действий, которые может совершить или потребовать от других лицо для восстановления своих нарушенных прав. Здесь, однако, следует иметь в виду, что «способы защиты следует понимать не как фактические, совершаемые субъектом защиты действия (действие), процесс защиты, а как модель (идеал) возможного будущего поведения (действия) правообладателя, предлагаемую законодателем» . Конституция РФ в ст. 45 (ч. 2) предусматривает возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Способами защиты прав граждан в России являются: во-первых, защита прав граждан органами государственной власти и местного самоуправления; во-вторых, защита прав граждан общественными объединениями; в-третьих, самозащита прав человеком.

При этом защита прав человека органами государственной власти и местного самоуправления выступает в качестве центрального, важного способа во всем российском правозащитном механизме. Ведь с помощью государственных и муниципальных органов создается система не только устранения возможных нарушений прав и свобод человека, но и их предотвращения, а также последующего восстановления. Именно с помощью принудительной силы государства лица, виновные в нарушении прав человека, привлекаются к различным видам ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, материальной.

Существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам, выступает еще одним важным способом защиты. Общественные объединения - это добровольные, самостоятельные, независимые от государства объединения граждан, преследующих общие цели. К данным общественным объединениям можно отнести как специально созданные для этой цели (общество защиты прав потребителей), так и те общественные объединения, для которых данная деятельность является одной из приоритетных (профсоюзы, созданные в том числе и для защиты прав работников). Они могут иметь разнообразные формы (фонд, движение), но их деятельность должна соответствовать требованиям закона и собственного устава, в котором практически всегда присутствует положение об их правозащитной деятельности.

Самозащита прав человеком, как одна из важнейших форм, включает в себя:

  • обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления;
  • обжалование в суд действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;
  • обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения;
  • публичные выступления граждан в защиту своих прав;
  • обращения в международные органы по защите прав человека.

Обращения граждан в государственные и муниципальные органы

традиционно остаются самой востребованной формой самозащиты прав граждан. Причем в настоящее время используются различные возможности обращения граждан, как письменно, так и устно, а также посредством электронной связи. Так, например, в 2015 г. в адрес Президента Российской Федерации поступило 1 103605 обращений, причем 67,11% обращений в форме электронного документа, 25,72% обращений в письменной форме и 7,17% обращений в устной форме . Однако не всегда обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления приводят к восстановлению нарушенных прав, поэтому они вынуждены обращаться в судебные органы, решения которых являются обязательными для всех должностных лиц и органов власти.

Обжалование в суд действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан, - эта форма защиты прав граждан в настоящее время получила новый импульс, поскольку с 15 сентября 2015 г. в России вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ. В его положениях говорится об обеспечении судебной защиты нарушенных прав и свобод каждого, даже если нарушение допущено «лицами, действовавшими в официальном качестве», т. е. государственными и муниципальными органами, их должностными лицами и служащими, а также об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций. Право на обращение в суд как одна из форм самозащиты прав граждан означает возможность для каждого в установленном законом порядке требовать от суда как от органа правосудия обеспечения и защиты своих субъективных прав посредством справедливого и беспристрастного рассмотрения и разрешения дела.

Обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения являются проявлением свободы массовой информации, которая связана с тем, что «запретных тем» для СМИ нет, в том числе и тем, связанных с нарушением прав граждан. В настоящее время зарегистрировано более 83 тыс. печатных средств массовой информации, хотя более 90% из них принадлежат частным лицам, тем не менее они зачастую используют свой ресурс для помощи гражданам, чьи права нарушены путем освещения таких нарушений. В России действует более 350 тыс. общественных объединений, многие из которых достаточно эффективно защищают права не только своих членов, но и всех обратившихся к ним граждан.

Публичные выступления граждан в защиту своих прав - это крайняя мера рассмотрения тех проблем граждан, которые длительное время не находили своего разрешения. Митинги, собрания, шествия, демонстрации, пикетирования призваны привлечь внимание органов власти, общественности к нарушениям прав и свобод, заставить обратить на них внимание и принять меры к их устранению. Однако применение данной формы защиты прав граждан требует от самих граждан четкого соблюдения закона о порядке проведения публичных мероприятий, соблюдения прав граждан и организаций при их проведении.

Обращения в международные органы по защите прав человека используются в том случае, когда в своем государстве гражданин не смог получить адекватную защиту своих прав. В настоящее время существует достаточно большое количество международных органов, которые так или иначе связаны с защитой прав человека. Наибольшей популярностью у россиян пользуется обращение в Европейский суд по правам человека. Так, на 30 сентября 2015 г. в Европейском суде по правам человека ожидали своего рассмотрения 9250 жалоб россиян. Всего за период с 1998 по 2014 г. в этот международный правозащитный орган гражданами России было подано около 130 тыс. жалоб, из которых более 117 тыс. жалоб было признано неприемлемыми. Однако существование международных органов по защите прав человека заставляет государства более внимательно относиться к нарушениям прав граждан на своей территории, принимать меры по недопущению впредь подобных нарушений.

Формы защиты прав человека - это порядок осуществления деятельности по восстановлению нарушенного права человека. Такой порядок может носить как юрисдикционный, так и внеюрисдикционный характер. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государственных органов по защите нарушенных прав личности. Внеюрисдикционная форма - это самостоятельные действия граждан по защите своих нарушенных прав без обращения в данные органы.

Юрисдикционная форма предполагает прежде всего деятельность государства и его органов по защите прав граждан. Это могут быть как органы общей компетенции, так и специальные правозащитные органы. Особая роль здесь отводится судебным органам, значение которых в защите прав человека приоритетно.

Внеюрисдикционная форма предполагает возможные действия граждан по охране и защите своих прав: права на жизнь (необходимая оборона), права на здоровье (профилактика заболеваний), права собственности (принятие мер по защите своего жилища) и др.

В реальной жизни все вышеперечисленные способы и формы защиты прав человека тесно связаны и могут использоваться как одновременно, так и последовательно. Только сам человек решает, каким именно способом ему воспользоваться при нарушении его прав, в какие именно органы ему обратиться, какую форму защиты предпочесть.

Способы защиты можно рассматривать еще и применительно к субъектам, чьи права нарушаются. В зависимости от того, может ли такой субъект защищать свои права в полной мере, используя все формы и способы защиты, можно выделить обычных субъектов и субъектов с особым статусом.

К обычным субъектам можно отнести совершеннолетнего дееспособного гражданина Российской Федерации, который получает постоянный доход и не имеет особых проблем со здоровьем. Такое лицо, независимо от пола, национальности, места жительства и других обстоятельств, вправе и может воспользоваться всем арсеналом способов и форм защиты своих прав. Это лицо имеет представление о своих правах, свободах и обязанностях, механизмах их реализации и возможностях защиты в случае нарушений.

В том случае, если есть отклонения от данного статуса, то включаются компенсаторные механизмы, повышающие ответственность именно государства и его органов за защиту прав тех людей, которые по каким-то причинам не могут в полной мере защитить себя сами. К субъектам защиты прав человека с особым статусом можно отнести: несовершеннолетних; лиц с ограниченными возможностями здоровья; лиц, находящихся в местах лишения свободы; мигрантов и др. По отношению к данным субъектам применяются особые, повышенные меры защиты их нарушенных прав, призванные обеспечить им государственную поддержку в сложной жизненной ситуации.

Проведя анализ способов и форм защиты прав человека, следует отметить, что нарушения прав человека могут исходить как от других лиц, крайней формой здесь выступает совершение преступления, так и от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, которые посягают на возможность реализации предоставленных государством прав. Однако обязанностью именно государства выступает создание таких способов и форм защиты прав граждан, которые помогут в максимальной степени предотвратить их нарушение, обеспечить безопасность человека, его достойную жизнь и свободное развитие.

  • 4. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 2 мая 2015 г.) // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485, 2015; № 18. Ст. 2617.
  • 5. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. (ред. от 3 ноября 2015 г.) № 59-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060; 2015. № 45. Ст. 6206.
  • 6. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Литанская М. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Серия 60: Бакалавр. Прикладной курс. М.: Юрайт, 2015.
  • 7. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации / под ред. О. И. Тиунова. М.: Норма, 2005.
  • Андреев Ю. Н. Механизм гражданско-правовой зашиты. М.: Норма; ИНФРА-М,2010.С. 117. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключенав г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.) // СЗ РФ. 2001.№ 2. Ст. 163.
  • Кодекс административного судопроизводства: Федеральный законот 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 2015.№ 10. Ст. 1391; 2016. № 1 (ч. 1). Ст. 45.

Форма защиты права человека - это регламентированный правом комплекс особых процедур и мер, осуществляемых правоприменительными органами, созданными в соответствии с Конституцией Украины, и самим человеком в рамках правозащитного процесса и направленных на восстановление (подтверждение) нарушенного (оспоренного) права. Выбор формы защиты права определяется: 1) характером материально-правовых требований, подлежащих защите; 2) особенностями и характером компетенции органа, которым может быть рассмотрено данное требование; 3) особенностями порядка рассмотрения заявления, жалобы, а также 4) конкретными юридическими и фактическими условиями, в которых оказался человек, чье право было нарушено, и его реальными возможностями самостоятельно защитить это право Колодій В., Олійник Н. Права людини і громадянина в Україні. - К., 2004. - С. 74..

От того, какой субъект права применяет меры принудительного характера к нарушителю прав человека, формы защиты права делят на юрисдикционную и не юрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты прав человека - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов и органов управления по восстановлению нарушенного права, осуществляемая в рамках установленных законом процедур, результатом которой является решение дела по существу. Поскольку защита основных прав человека является в основном юрисдикционной деятельностью, она должна осуществляться в процессуально-процедурной форме, как правило, с вынесением акта применения Лукьянов А. Теория процессуального права. - М., 2001. - С. 63..

Под процессуально-процедурной формой защиты права правоведы понимают особую юридическую конструкцию, представляющую собой совокупность наиболее целесообразных процедур осуществления определенных полномочий Вакуленко Т. Право на захист відповідно до ст. 6 Конвенції про захист прав та основних свобод людини: право на справедливий розгляд справи судом //Право України. - 2004. - № 2. - С. 38.. Такое определение в одинаковой мере подходит для характеристики не только процессуальной деятельности органов правосудия, как это традиционно считалось, но и деятельности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и общественных объединений.

Юрисдикционные формы защиты основного права человека подразделяют на судебные и несудебные (административную и общественную). Некоторые правоведы в качестве самостоятельной выделяют нотариальную форму защиты.

Конституция Украины гарантирует каждому человеку судебную защиту его основных прав (ст. 55) Конституція України. - К., 1996. - С. 31.. Она занимает центральное место в достаточно большом арсенале средств, призванных обеспечить защитy прав человека. Под ней необходимо понимать форму правоприменительной деятельности судов по осуществлению правосудия по делам о восстановлении (подтверждении) нарушенного (оспоренного) права человека.

Защита нарушенных прав человека судом наиболее эффективна и цивилизованна, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть, законы, действия и указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины и т.д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.

Престиж судебной защиты особо отмечают международно-правовые документы. Статья 8 Всеобщей декларации прав человека гласит: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения основных прав, предоставляемых ему конституцией или законом". Международный пакт о гражданских и политических правах также возлагает на каждое участвующее в этом пакте государство обязанность обеспечить, чтобы право на защиту любого лица обеспечивалось судебными органами (подп. в п. 3 ст. 2) Актуальні проблеми теорії та історії прав людини, права, держави і політології: Матеріали I Всеукр. наук. конф. студ. і аспірантів: Присвяч. пам"яті д-рів юрид. наук, проф. П.О. Недбайла, О.В. Стрілова, В.В. Копейчикова /М-во освіти і науки України; Одес. нац. юрид. акад.; Львів. нац. ун-т ім. І. Франка; Львів. лаб. прав людини і громадянина НДІ держ. буд-ва та місц. самоврядування Акад. прав. наук України; Редкол.: П.М. Рабинович, Ю.М. Оборотов, Н.В. Єфремова та ін. - О.: Юрид. л-ра, 2003. - C. 3..

Судебная форма защиты основных прав человека - основная. Она всегда применяется тогда, когда человек не в состоянии сам восстановить нарушенное право, когда обязанное лицо отказывается выполнять лежащую на нем обязанность обеспечить реализацию права, а также в случае спора о праве.

Особое место в обеспечении права на судебную защиту занимают конституционные гарантии, под которыми следует понимать правовые условия, средства и способы, предусмотренные основным законом Украины и посредством которых достигается восстановление нарушенных прав Тодыка Ю., Тодыка К. Права и свободы человека и гражданина в Украине. - К., 2004. - С. 206..

Конституция Украины определяет, что судебная защита осуществляется в форме конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 124).

Являясь важнейшей ветвью судебной власти Украины, Конституционный вместе с другими судами непосредственно участвует в защите прав человека. В соответствии с Конституцией человеку предоставлено право обратиться в Конституционный суд с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод, а Конституционному суду предоставлено право проверять по этим жалобам конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Судебная защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав в силу ст. 4 ГПК Украины осуществляется в соответствии с установленной процессуальным законодательством подведомственностью дел судам общей юрисдикции. Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и других субъектов гражданских, трудовых или иных правоотношений (ст. 1 ГПК Украины) Гражданский процессуальный кодекс Украины. - К., 2005. - С. 4..

Наряду с другими к несудебным юрисдикционным формам защиты прав человека относится административно-правовая. В соответствии со ст. 34 Конституции Украины в рамках этой формы граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и ораны местного самоуправления Конституція України. - К., 1996. - С. 24.. Это право обусловлено особенностями административно-правовых и иных, построенных на началах неравенства сторон, отношениях, в которых одна из сторон обладает властными полномочиями и имеет право решать возникающие жизненные проблемы по существу. Поэтому в интересах человека право стороны, имеющей власть, должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра.

Конституционное право на обращение (жалобу) принадлежит к числу основных и неотчуждаемых прав каждого человека. Ему корреспондирует обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественных организаций принимать, регистрировать, рассматривать жалобы, принимать по ним, если они обоснованы, положительные решения и давать ответы заявителям.

Административно-правовые средства защиты основных прав человека жалобами и обращениями не исчерпывается. Государственными органами управления и контроля по своей инициативе или указанию из вышестоящих органов используются такие, предусмотренные действующим законодательством и подзаконными нормативными актами меры, как: а) приостановление действия правовых актов управления, нарушающих права и свободы человека; б) отмена неправомерных актов управления; в) опротестование актов управления; г) приостановление работы предприятий, учреждений, организаций в случае, если их состояние угрожает здоровью и жизни граждан (например, органами санитарного надзора).

Перечисленные выше меры административно-правовой защиты основных конституционных прав и свобод человека являются средствами активного противодействия их нарушению или ущемлению.

Общественная защита прав является одной из форм несудебной защиты прав человека. Ее осуществляют общественные объединения. Такое право предоставлено им Законом Украины "Об объединении граждан" Об объединении граждан: Закон Украины от 1992 г. //ВВР. - 1992. - № 11. - Ст. 152.. Для осуществления уставных целей общественные объединения имеют право защищать права и законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

В случаях, установленных законом, любое лицо имеет право обратиться за защитой в общественное объединение, членом которого оно состоит, или в другое, основной деятельностью которого является защита прав человека.

Что касается не юрисдикционной формы защиты права, то Конституция Украины устанавливает не только обязанность государства обеспечивать защиту прав и свобод человека, но и гарантирует право каждого человека и самому защищать свои права всеми способами, незапрещенными законом (ч. 4 ст. 55) Конституція України. - К., 1996. - С. 56.. Самозащита человеком своего права является самостоятельной формой защиты права. Она представляет собой совокупность действий (мер) самого человека по восстановлению (подтверждению) нарушенного (оспариваемого) права без обращения за помощью к компетентным государственным органам и общественным объединениям Свердлын П., Страунин Э. Понятие юридической природы самозащиты гражданских прав // Государство и право. - 1998. - № 5. - С. 13..

Об огромной роли самозащиты права в жизни человека и общества много и ярко писал Р. Иеринг. Он считал, что "сопротивление наглому, затрагивающему самое личность беззаконию, то есть нарушению права, носящему по своему приему характер его попрания, характер личного оскорбления есть обязанность. Это - обязанность правомочного по отношению к себе самому, потому что таково повеление нравственного самосохранения; это - обязанность по отношению к обществу, потому что таково необходимое условие для существования права". Иеринг Р. Борьба за право. - М., 1991. - С. 16.

Активная роль человека в деле самозащиты своих прав особо выделена в Парижской хартии для новой Европы, подписанной 21 ноября 1990 г. главами государств и правительств 34-х стран-участниц СБСЕ. В ней говорится, что "государства-участники будут стремиться к тому, чтобы в механизме человеческого измерения обеспечивалось участие отдельных лиц в защите их прав" Парижская хартия для новой Европы, подписанная 21.11.99 // Междунар. защита прав человека: Сб. док. - М., 2002. - С. 65..

Толкование названных норм дает возможность заключить, что самозащита прав - это предусмотренные законом действия фактического порядка и юридические средства, применяемые человеком для принудительного пресечения посягательств на свои права или их восстановления в случае нарушения последних без обращения к компетентным органам. Она выделяется в самостоятельную правозащитную форму по нескольким формообразующим основаниям: 1) субъект самозащиты резко отличается от субъектов осуществления судебной, общественной и административной форм защиты: он не наделен властными полномочиями; 2) лицо, осуществляющее самозащиту, действует в экстремальной ситуации (ограничено время для оценки обстановки и принятия решения, необходимо полагаться только на собственные силы, ограничен выбор средств защиты, в том числе и правовых, психическое и нервное возбуждение), что не создает условий для адекватной деятельности; 3) закон не предусматривает для самозащиты каких-то специальных действий фактического характера и, наконец, 4) лицо, осуществляющее самозащиту, использует только собственные силы и средства или только юридические средства без обращения в компетентные органы Антонюк О. Заходи самозахисту цивільних прав та інтересів // Підприємництво, господарство і право. - 2003. - № 6. - С. 22..

Таким образом, самозащита - это всегда такое явление, которое представляет собой применение самим человеком предусмотренных законом мер для защиты своих основных прав или законных интересов от посягательств.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод. Полномочия законодательных органов по этому вопросу входят как в ведение России, так и в совместное ведение России и ее субъектов. Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Таким образом, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

Конституционно-судебный механизм (конституционный суд)

Судебная защита (суды общей юрисдикции)

Административные действия органов исполнительной власти

Законная самозащита человеком своих прав

Международно-правовой механизм.

Конституционный Суд рассматривает индивидуальные или коллективные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод и проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом. Этот же вопрос может быть предметом разбирательства Конституционного Суда по запросам судов.

Способы самозащиты многообразны: обжалования действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений.

Российская Федерация гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.46) В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного производства. Тенденцией развития действующего законодательства является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущества и наибольшая эффективность судебного порядка обжалования очевидны, поскольку демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

Так, в ст.4 указывается, что гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Эти органы обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворению жалобы отказано или он не получил совета в течении месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Конституция предоставляет право каждому обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

Жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях России. Она подается в Международный комитет поправам человека. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые мели место. Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

ПЛАН

Введение

1.Институт прав и свобод: понятие и место в правовом регулировании.

2.Развитие института прав и свобод в России. Обновление конституционно-правовой доктрины в начале 90-х годов.

3.Формы защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Заключение

Введение

Начиная с принятия в декабре 1948 года Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс кодификации прав человека как на международном, так и на национальном уровнях, совершенствование институтов и процедур их воплощения и защиты. Более чем полувековой опыт движения человечества по этому пути доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможны достижение демократии, построение правового государства и социально-экономическое процветание.

Права человека:

Устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию;

Упорядочивают и координируют общественные связи и отношения на основе общепризнанных международных норм и стандартов в области прав и свобод человека;

Очерчивают границы деятельности государства, предотвращая неоправданное вторжение государства в сферу личной свободы человека, ставя преграды всевластию и произволу государственных структур;

Определяют параметры взаимоотношений человека и государства, ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обществом;

Обеспечивают раскрытие творческого потенциала каждой личности, устойчивое развитие общества, его стабильность и нормальную жизнедеятельность.

Признание волей народа, выраженной на референдуме в декабре 1993 года, необходимости соблюдения и защиты прав человека стало конституционной обязанностью Российского государства, одной из основных целей осуществляемых в обществе преобразований, признанных изменить положение индивида, создать достойные условия его жизни, гарантировать свободу, неприкосновенность личной жизни, активное участие в политике и управлении, социальную защищенность, реализацию его культурного и творческого потенциала. Права и свободы выражают согласованные и жизненно необходимые интересы каждого индивида, социальных и этноконфессиональных групп и слоев, всех россиян. Их защита и обеспечение являются одним из ключевых факторов решения сложных задач переходного периода нашей страны, стратегии ее устойчивого развития, создания гарантий против возврата общества к прошлому. Место России в глобальном сообществе XXI в. во многом зависит от того, станут ли эти цели и ценности частью общенациональной идеи, будут ли они воплощены в жизнь.

1.Институт прав и свобод: понятие и место в правовом регулировании.

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых, демократических обществах - права и свободы человека считаются самыми важными. В основе этих взглядов лежит либерально-демократическая традиция общественно-политической мысли, развиваемая уже почти три столетия. Собственность, безопасность, свобода - на этом основан общественный порядок», - писал представитель классического либерализма Ф. Лассаль.

Вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности. Эта ценность- достоинство человека.

Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.Ж. Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека: отказаться от свободы - это, значит, отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей… Такой отказ несовместим с человеческой природой.

Достоинство с одной стороны, есть нравственная самооценка человеком своей связи с обществом, своего значения, права на уважение со стороны других, со стороны общества, чувство ответственности. С другой стороны, достоинство- это признание обществом социальной ценности, уникальности, неповторимости конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества. Достоинство человека- источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами являются той предпосылкой, которая даст человеку возможность самораскрыться, самореализоваться, как личности. Это ведет в свою очередь к обогащению, совершенствованию всего человечества. Только через отношения, через совместную жизнь людей может быть выражено достоинство человека. Ценность, лежащая в основании естественного права, есть достойная внутренне- самостоятельная и внешне свободная жизнь всего множества индивидуальных духов, составляющих человечество,- писал русский философ И. Ильин. –Такая жизнь возможна только в виде мирного и организованного равновесия субъективных притязающих кругов; равновесия, каждому одинаково обеспечивающего возможность духовно-достойной жизни, поэтому нарушающего это равенство лишь в сторону справедливости».

В теории естественного права в философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Гуманизм философии прав человека заключается в предположении, что все люди- члены одной человеческой семьи и они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, в духе уважения прав и свобод другого человека. Вспомним еще раз первую статью Всеобщей декларации прав человека «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» Конституция России, в соответствии с международными стандартами, фиксирует «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (ст.21).

Права и свободы человека не дарованы ему ни богом, ни государством, поэтому их называют ЕСТЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА. Человек не обязан никакой высшей сакральной или светской власти за свои права. Ему не надо воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то, что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами. Достоинство человека, его самоценность не совместимы с рабской, холопской благодарностью за то, что ему, человеку позволили воспользоваться какими-то крохами прав. Они принадлежат ему уже в силу того, что он человек. Естественные права человека не нуждались до возникновения государства и права в каком – либо писаном юридическом оформлении. Писаное право, которое вобрало в себя и обычные правила, нормы взаимоотношений, моральные права и запреты, в том числе и права и свободы человека, называется ПОЗИТИВНЫМ ПРАВОМ. Сегодня права и свободы человека содержатся в международных документах и национальном законодательстве всех государств, и перешли из категории морально-этических норм, правил в позитивное право.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, - провозглашает Конституция РФ. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека – обязанность государства» (ст.2). «Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст.17).

Эти положения о принадлежности прав от рождения, о естественном характере прав человека впервые так определенно нашли отражение в российском праве. И это не просто факт некоторых новаций в нашем законодательстве. За этим стоит радикальный поворот общественно-политической мысли, приобщение современной России к ценностям, прошедшим проверку временем, историей. Это знаменует и полярное размежевание с догмами марксизма конца 19 века и с искусственными конструкциями марксистско-ленинской науки 20 века. Либерально-демократическая концепция естественного права и равенства в прирожденных правах всех людей была несовместима с классовым подходом и идеологической чистотой "«вечно живого учения» и отвергалась в свое время советской правовой наукой и политической практикой коммунистического режима. «Пропаганда идей естественного права направлена против пролетарской революции и коммунизма. С помощью естественного права оправдываются всякие контрреволюционные движения и подрывная работа против Советского Союза и стран народной демократии» , - так в правовой литературе советских времен оценивалась эта концепция.

Когда речь идет о правах человека, то имеются в виду не вообще любые права. Люди имеют право смотреть на облака, или витать в них, надеть сегодня желтые ботинки или вообще ходить босиком.

То есть нужно различать морально-этические права, не закрепленные в нормах права, в законах и Права Человека как систему международных и национальных законодательных установлений. Нужно четко формулировать и точно употреблять правовые термины и понятия из области прав и свобод человека.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Покуда жив человек, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него. В соответствии с международными стандартами перечисленные в Конституции РФ основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем, международное право и законодательная практика демократических государств, предусматривает определенные ограничения прав и свобод в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20,21,23(часть1),24,28,34(часть1),46-54 Конституции РФ- это право на жизнь, достоинство личности, свобода от пыток, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и другие.

Права человека носят всеобщий, универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав и свобод человека имеет несколько измерений.

Во-первых, все люди без какой-либо дискриминации имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Во-вторых, все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений и т.д. - это общие права и свободы всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит.

В-третьих, всеобщность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он не переместился, - в любом месте он обладает естественными основными правами и свободами, вне зависимости от того является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или какой-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

В-четвертых, проблема прав человека - всеобщая проблема. Признание всеобщности и универсальности прав и свобод человека нашло свое выражение в документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991 г.). Государства-участники подчеркнули, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка.

Признание и соблюдение основных прав и свобод человека - основа безопасности, стабильности отношений, как в отдельных странах, так и во всем мире. «Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими»- говорил А. Сахаров. Уверенность человека в том, что и другие люди имеют, знают и действуют в соответствии с общепринятыми правами и свободами, правилами, условиями взаимоотношений позволяет предвидеть ситуацию, ожидать определенной реакции и поведения членов человеческого сообщества. Соблюдение прав человека- это отсутствие страха, ненависти, агрессии, войн. Этот позитивный фактор подчеркивается в преамбуле Всеобщей декларации прав человека: «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы справедливости и всеобщего мира».

Есть понятие «Основные Фундаментальные права и свободы человека». Это те права, которые закреплены в международных нормах и в основном законе государства, в Конституции, - часто их еще называют конституционные права и свободы. Кроме этих прав в различных законах, подзаконных актах закреплено еще множество наших прав.

Например, ст.27 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством. Это право подтверждает ст.15 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Конституция РФ закрепляет это право следующим образом:»1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (ст.44). Вот эти права и являются основными, фундаментальными, конституционными.

Далее эти права, как правило, развиваются, разворачиваются в конкретных нормах. Так в Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» подробно определены права человека в области культуры: право на творчество, право на личную культурную самобытность, право на гуманитарное и художественное образование, право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности и т.п., но называть их основными уже нельзя.

Язык международных документов и наше законодательство применяет понятия «права человека» и «свободы человека». В чем же сходство и отличие этих понятий?

Если говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах, а также о системе защиты и механизмах их реализации, то трудно провести между ними четкую границу. Вместе с тем есть в этих понятиях определенная специфика. Если рассмотреть их с точки зрения правомочий в отношении «человек (гражданин)-государство», то различия выразятся в следующем.

«Свободы человека- сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контур, территорию, на которой человек действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в мои свободы, но и должно обеспечить защиту границ моих свобод от вторжения, вмешательства других лиц.» Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод.

Права человека - установленные и гарантируемые государством возможности, правомочия, потенции действий человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная сфера, направление деятельности индивида. Государство обязуется обеспечить и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области.

Говоря о юридических характеристиках прав человека нужно различать «права и свободы человека» в объективном и субъективном смысле, также как это имеет место в понимании права вообще.

В объективном смысле права и свободы человека- это система международных и национальных правовых норм, устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих ее положение, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства.

В субъективном смысле права и свободы человека- это принадлежащая конкретному лицу возможность (правомочие) предусмотренного правовой нормой и защищаемого государством действия, поступка, поведения.

Развитие знания о правах человека, их постепенное международно-правовое закрепление привело к выводу об исторически последовательных больших группах прав, которые называют поколениями прав. Начиная с 80-х, утвердилось разделение прав на три поколения.

К первому поколению относятся гражданские и политические права. Это самое «старое» из общепризнаваемых прав человека поколение, которое выросло из европейской и американской политико-правовой философии 18 века. Они нашли свое подтверждение в первых документах ООН – во Всеобщей декларации прав человека (1948г.) и в региональных соглашениях - в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950г.)

Ко второму поколению относят социально-экономические права. Их признание явилось результатом идеологического, правового компромисса между социалистическими и капиталистическими государствами. В Европе на признание таких прав, по всей вероятности повлияла социальная ориентация стран, ощущаемый ими потенциал не только для провозглашения таких прав, но и обеспечения гарантий их реализации.

К третьему поколению относят коллективные права, права меньшинств, права народов. В 80-е годы ООН разрабатывает документы о правах меньшинств, правах народов, принимаются региональные международные нормы, свой вклад вносит Хельсинский процесс, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

2.Развитие института прав и свобод в России. Обновление конституционно-правовой доктрины в начале 90-х годов.

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 года отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношения человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в предшествующих союзных и российских конституциях советского периода. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным советом РСФСР в 1991 году Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Последняя повлекла за собой полное обновление раздела 2 Конституции 1978 года «Государство и личность». Изменения коснулись всех основ, определяющих статус человека и гражданина.

1.Декларация прав и свобод человека и гражданина, последующее конституционное законодательство России и новая Конституция отказались от классового подхода при закреплении правового статуса личности. Этот принцип был важнейшим в реализации социалистической доктрины в советском государстве.

Особенно яркое отражение он получил в первой российской Конституции 1918 года. Все провозглашаемые в ней права и свободы закреплялись только за трудящимися. В отношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам, декларировалось их беспощадное подавление. Отдельные группы лиц лишались прав, которыми они пользовались в ущерб интересам социалистической революции. Эта норма воспроизводилась и в Конституции России 1925 года. В последующих конституциях, как Союза ССР, так и России, провозглашавших поэтапно сначала «построение основ социализма», затем «развитого социалистического общества», формы классового подхода к правам личности трансформировались, но сущность его оставалась прежней. В этих конституциях уже не предусматривалось лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам. Вместе с тем использование прав и свобод в политической области допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», затем «в соответствии с целями коммунистического строительства». По Конституции РСФСР 1978 года в ее начальной редакции даже свобода научного, технического и художественного творчества гарантировалась гражданам в соответствии с «целями коммунистического строительства» (ст. 45). Эти положения Конституции свидетельствовали о том, что за гражданами признавалась возможность реализовать права и свободы только в рамках социалистической идеологии. Критика существующего строя объявлялась преступлением перед государством.

Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, нарушению ее свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли. На практике это вылилось в физическое уничтожение огромного числа граждан, объявленных «врагами народа».

Классово-идеологический критерий неприменим в демократическом, правовом государстве. В Конституции 1993 года как одна из основ конституционного строя признано идеологическое многообразие. Признается и политическое многообразие. Конституция признает и защищает право каждого человек не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями.

2. В основу новой концепции прав человека положен иной подход к субъекту правового статуса личности. Это выражено, прежде всего, в том, что впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория «права человека».

«В социалистической доктрине человек, его права не признавались в правовом, политическом аспектах как самозначимые категории. Понятие «человек» не выходило за рамки его биологического содержания, заменялось социально-классовыми понятиями «трудящийся», «эксплуататор», затем «гражданин».» Сама постановка вопроса о правах человека считалась искусственной. Первый шаг к выходу за рамки этих понятий сделали Конституция СССР 1977 года, соответственно Конституция РСФСР 1978 года, включившие разделы «Государство и личность», однако в них по-прежнему использовалось только понятие «права и свободы граждан». И лишь после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года понятие «права человека» получило конституционное признание. Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но не совпадают по своему содержанию, отражая различные аспекты статуса личности. Вот почему Конституция 1993 года, характеризуя этот статус, применяет категорию «права и свободы человека и гражданина», объединяющую оба названных понятия.

Первое из них подчеркивает неотъемлемость прав личности как таковой, невмешательство государства во внутреннюю жизнь человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы.

Второе - исходит из незыблемых прав человека как гражданина в государстве, определяет его права и свободы в этом качестве.

Важной чертой современной конституционно закрепленной концепции статуса личности является признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека.

В социалистической концепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этом усматривалось преимущество социалистического строя, основанного на принципах коллективизма, перед буржуазным строем с его индивидуализированным человеком, отчуждением людей. Принцип коллективности, коллективизма может и должен быть положительным фактором развития гражданского общества только в том случае, если он не игнорирует индивидуальные права и свободы каждого человека, признает его самоценность.

В социалистической теории и практике это не обеспечивалось. Сущность коллективизма воспринималась как необходимость безусловного признания всеми социалистических ценностей, полного единства взглядов, неправомерность иных политических позиций, отступающих от господствующей идеологии.

По новой концепции прав человека коллективность не трактуется как основанная на единомыслии, приверженности одной господствующей идеологии, под ней уже не подразумевается полное морально-политическое единство всех граждан, фактически не достижимое ни в одном государстве. Люди всегда есть и будут разными, в обществе всегда имеются противоречивые интересы. Основой коллективности в современный период явится объединение усилий всех государственных и общественно-политических структур для создания условий, удовлетворяющих интересы различных социальных слоев общества, утверждения легитимных механизмов достижения общественного согласия.

Такие согласованные государственные решения достигаются не принудительным подавлением политических оппонентов власти, а конституционным путем, через сложные процедуры выработки общего подхода к той или иной проблеме.

3.Еще одной чертой, качественно отличающей новую концепцию прав человека, является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов перед интересами личности. Этот постулат непосредственно вытекал из отмеченных выше исходных позиций, присущих социалистической концепции. Обоснованием такого подхода являлись положения о том, что государство само всеобъемлюще выражает общественные и личные интересы. Вследствие этого считалось, что у личности, как и общества в целом не могут быть политические интересы, противоречащие государственным, олицетворяемым в политике КПСС, поскольку «воля партии - это воля народа». Если же такие интересы имелись, то в зависимости от формы их выражения они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакцию вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства.

Одним из условий, обеспечивавших приоритет государственных интересов, являлось глобальное огосударствление общества, всех общественных формирований, которыми было поголовно охвачено советское общество, никогда не имевшее качество гражданского.

Исходное начало действующего конституционного и текущего законодательства- признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Государство уже не рассматривается как ассоциация, охватывающая все общество, как «самая массовая организация трудящихся». Оно трактуется как представитель общества, несущий перед ними, гражданами, отдельным человеком определенные обязанности и ответственность.

В Конституции 1993 года записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

Признание взаимных прав, обязанностей и ответственности законодательно закреплено в Законе о гражданстве РФ.

4.Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ст.17, ч.2, Конституции РФ).

В советском государстве теория о прирожденных правах человека отрицалась как буржуазная, основанная на идеалистических, а не материалистических представлениях. Вместе с тем эта исходная в области прав человека позиция школы естественного права общепризнанна. Она отражена во всех международных документах о правах человека.

Советская же теория исходила из постулата о том, что права граждан предоставляются им социалистическим государством.

5. В Конституции РФ впервые получил закрепление принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека.

В ст.15 закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст.17).

По советской концепции сфера прав человека считалась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмешательство международных организаций в положение дел с правами человека в «социалистическом» государстве. На практике не допускались какие-либо действия, связанные с проверкой на территории СССР применения норм международного права, реализацией права обращения граждан в международные организации за защитой прав человека, создание каких-либо общественных формирований, ставящих целью защиту этих прав.

Действующая Конституция признает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст.46, ч.3).

Рассмотренные выше основные черты советской и современной концепций прав человека получали своеобразное отражение в нормах каждой из конституций.

В Конституции 1918 года нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в отдельную ее часть. Они наряду с нормами иного характера содержались как в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, являвшейся составной частью Конституции, так и в ее разделе «Общие положения».

Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР 1936 года (в Конституции РСФСР 1937 года). Однако она являлась одной из последних глав в Конституции (гл.10 Конституции СССР).

В Конституции РСФСР 1978 года (вслед за Конституцией СССР 1977 года) был выделен раздел «Государство и личность», состоящий из двух глав «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» и «Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР». Причем раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела об основах общественного строя и политики, т.е. в начале Конституции. Значительно расширился перечень основных прав, свобод и обязанностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, пользования достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право участвовать в управлении государством и многие другие. Конституция расширила содержание прав, закреплявшихся и в прежнем Основном Законе, а также их гарантии, более полно определила основные обязанности граждан. Были включены нормы об основах правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Несмотря на все эти нововведения, основные сущностные черты социалистической концепции прав личности сохранились и в этой Конституции «развитого социализма».

После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина раздел «Государство и личность» был существенно изменен, дан полностью в новой редакции. В нем были выделены две главы: «Права и свободы человека и гражданина» (гл.5) и «Обязанности граждан Российской Федерации» (гл.6). В них получила воплощение новая концепция прав человека.

В Конституции Российской Федерации 1993 года нормы рассматриваемого института содержатся в гл.2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст. ст. 17-64).

Сохраняя в качестве исходных принципы, провозглашенные в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция вместе с тем, по сравнению с прежней, юридически более точно раскрывает содержание многих прав и свобод. Прежде всего следует отметить, что исходная для данного института норма-принцип о человеке, его правах и свободах как высшей ценности отнесена к основам конституционного строя и включена в гл.1 Конституции. Конституция не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанностях граждан. Не упомянуто о них и в названии главы, как это было в последней редакции прежнего Основного Закона, хотя нормы такого рода в ней содержатся. Это оправданно и закономерно, поскольку конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной самостоятельной функцией основного закона. Вместе с тем нет оснований для вывода о том, что обязанностям граждан Конституция не уделяет внимания. В ней закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст.6), конкретно указаны некоторые важнейшие из них.

Введена статья о допускаемых пределах ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и определен перечень тех, которые не подлежат такому ограничению.

Усилена правовая защита норм о правах и свободах человека и гражданина путем отнесения гл.2 к числу тех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным собранием.

3.Формы защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Одной из важнейших задач федеративного государства является обеспечение единых стандартов осуществления и защиты прав человека во всех субъектах Федерации. Для России эта проблема особенно ак4туальна в силу значительных территориальных масштабов страны, разнообразия социально-политических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных и культурных традиций населения.

Нарушению этих стандартов нередко способствуют содержащиеся в конституциях, уставах и законах многих субъектов Российской Федерации положения, которые прямо противоречат Конституции и законам Российской Федерации. Достаточно сказать, что в некоторых из них действие принципа равенства прав и свобод человека и гражданина распространяется только на жителей субъекта Федерации, ограничивается действие прав и свобод, гарантированных на федеральном уровне, предоставляются определенные преимущества гражданам, принадлежащим к титульной для данного субъекта Федерации национальности. В практике Конституционного Суда неоднократно рассматривались дела о несоответствии Конституции Российской Федерации законов субъектов РФ, регламентирующих избирательные права граждан, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

«Восстановлению единого правового пространства, вертикали власти и тем самым обеспечению единых стандартов прав человека на всей территории страны способствует решение Президента РФ об образовании семи федеральных округов, его законодательные инициативы, направленные на изменение порядка образования Совета Федерации, повышение ответственности глав исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов.»

Для обеспечения единых стандартов осуществления прав человека на всей территории РФ необходимо:

Федеральным органам государственной власти более активно использовать согласительные процедуры для преодоления коллизий между законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, право обращения в Конституционный Суд, разработку типовых (модельных) законов и нормативно-правовых актов в области прав человека и гражданина;

Органам Прокуратуры РФ систематически проводить обобщающие проверки законности правовых актов, регламентирующих права человека и гражданина на территории субъектов Федерации;

Органам, курирующим вопросы прав человека в Российской Федерации, координировать усилия и оказывать взаимное содействие в правовом и информационном обеспечении мероприятий в данной сфере;

Создать базу данных о региональных законах и нормативно-правовых актах, затрагивающих права и свободы человека.

Серьезным ущемлением прав граждан является принятие таких ведомственных инструкций, которые призваны регламентировать порядок реализации законов, но на практике приводят к созданию дополнительных препятствий для осуществления гражданами своих прав. Они малодоступны для ознакомления, в ряде случаев сохраняется фактически закрытый характер этих документов, не эффективна действующая в настоящее время процедура оценки их соответствия Конституции и законам.

Для совершенствования законодательства в области прав человека, развития их юридических гарантий необходимо:

Провести ревизию действующих федеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов субъектов Федерации с точки зрения их соответствия Конституции РФ и международным стандартам в области прав человека и гражданина;

Принять федеральный закон «Об обеспечении соответствия нормативных правовых актов субъектов РФ федеральным законам», которым, в частности, предоставить органам Министерства юстиции РФ в субъектах Федерации право обращения в суды этих субъектов по данному вопросу;

Создать действенный механизм конституционного и другого судебного, а также иного контроля и отмены противоречащих Конституции РФ решений и действий органов государственной власти субъектов Федерации;

Выявить пробелы правового регулирования прав и свобод человека и подготовить план законотворческих работ, определив первоочередность разработки законопроектов, которые призваны обеспечить реализацию конституционных норм и принципов, относящихся к правам человека;

Подготовить проект закона, регулирующего сферу ведомственного законотворчества, уточнив предусмотренную постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г. процедуру обязательной государственной регистрации ведомственных актов. Исходить при этом надо из следующих критериев:

Ведомственные нормативные акты должны регулировать внутриорганизационные отношения и технические вопросы и не противоречить конституционным нормам о правах и свободах граждан;

Регламентация механизма реализации прав граждан не должна сужать объема этих прав, предусмотренных законом.

Принятие нового законодательства в области прав человека -важное условие их гарантированности и защиты. Однако для обеспечения прав человека необходима единая, четко скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации прав и свобод человека. В этой связи особенно актуально создание комплексного механизма, единой системы обеспечения и защиты прав человека. Система защиты прав человека включает: судебную защиту, несудебную защиту, деятельность неправительственных правозащитных организаций.

Судебная система является одной из центральных в защите прав и свобод человека. С начала 90-х гг. в нашей стране осуществляется реформирование судов и совершенствование их деятельности. В частности приняты законы о судебной системе Российской Федерации, Конституционном суде, об арбитражных судах, исполнительном производстве, новые Гражданский и Уголовно-исполнительный кодексы.

Определенное внимание уделяется развитию и совершенствованию института внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Эти институты призваны существенно дополнять судебный механизм защиты прав и законных интересов личности и способствовать комплексному решению этой проблемы. Национальная система несудебных государственных учреждений, призванных защищать права и свободы гражданина и человека в Российской Федерации, состоит из следующих звеньев: Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации («Парламентский омбудсмен»), Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации, иные комиссии при Президенте РФ, Администрация Президента РФ и Правительства РФ, Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ.

Важное место в системе защиты прав человека занимают неправительственные правозащитные организации. В настоящее время зарегистрировано более 1000 НПО, функционирующих практически во всех субъектах Федерации. Многие из них объединены в правозащитные центры, ассоциации и иные союзы. Следует отметить, что в настоящее время НПО, по сути, не получают должной государственной поддержки; они не имеют ни прочного законодательного статуса, ни экономической базы.

Формирование правового государства в России и развитие гражданского общества предполагают последовательное и неуклонное соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и положений международных договоров, участниками которых является РФ. Принципиальное значение имеет положение Конституции о том, что общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы (п.4 ст.15). Более того, в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина как в соответствии с Конституцией, так и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (п.1 ст.17).

Современное международное право не только закрепляет перечень основных прав и свобод человека, которыми обладает каждый индивид, но и предоставляет ему право на прямой доступ в межгосударственные судебные и несудебные органы для защиты своих прав.

В своей внешней и внутренней политике Россия исходит из принципа, подтвержденного в 1993г. Всемирной конференцией по правам человека, согласно которому универсальность прав и свобод носит бесспорный характер, а их защита является обязанностью всех государств. Наша страна- участница большинства международных соглашений по правам человека, что обязывает ее выполнять взятые на себя обязательства.

За последние годы расширяется процесс создания международных контрольных органов по наблюдению за выполнением государствами взятых на себя обязательств в области прав человека. Особое значение для РФ приобретает проблема соблюдения своих международных обязательств, связанных со вступлением в Совет Европы.

«Россия уже ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы к ней: №1,2,3,4,7 и 11; Европейскую Конвенцию о запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство вида обращения или наказания и некоторые другие.»

Заключение

Так что же такое права человека? Что же такое свобода? Когда-то философ Николай Бердяев говорил: «Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве».

Можно, конечно, допустить, что в иерархии человеческих ценностей ошибается все человечество. Живет иллюзиями мировое сообщество в лице ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы…

Тоталитарное сознание человека- самое страшное и живучее наследие прошлого. вырваться из того, в чем оказалось наше общество, можно, лишь настроив экономику, производство, решив сотни социальных вопросов, уладив федеративное устройство государства и решив еще тысячи политических и военных проблем. И вырваться на просторы цивилизации нужно по всем направлениям. В том числе и через духовную сферу, через мировосприятие, сознание людей. Через возрождение наших национальных, самобытных ценностей и через приобщение к общечеловеческим ценностям. Поэтому не будем питать иллюзий: «А путь наш далек и долог…».

Но другого пути нет. Как утверждает Всеобщая декларация прав человека: нужно чтобы КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремился путем просвещения и образования содействовать уважению прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных, прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления этих прав среди народов.

Список использованной литературы.

  1. Всеобщая декларация прав человека//Международные акты о правах человека. М., 2000.
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Международные акты о правах человека. М., 2000.
  3. Конституции СССР. Москва. Издательство Политической литературы, 1982.
  4. Азаров А. Права человека. Новое знание. М., общество «Знание» России, 1995.
  5. Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990.
  6. Права человека: постоянная задача Совета Европы. – Пер. с англ., М.: «Права человека», 1996.
  7. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н., Конституционное право РФ. М.: Инфа, 1996.
  8. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции РФ. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд. ЭКМОС, 2000.
  9. Азаров А., Болотина Т. Права человека. М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1994.
  10. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000.
  11. Государственное право Российской Федерации под редакцией Кутафина О. М.: издательство «Юридическая литература», 1996.
  12. Конституция Российской Федерации. Москва. Известия, 1995

Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.:Московская школа прав человека, 2000.- стр.269.

Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000.- стр.269.

Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект).- М.: Издательство НОРМА, 2000.

Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект).- М.: Издательство НОРМА, 2000.