Меры принудительного медицинского характера и их применение. Виды принудительных мер медицинского характера

Основания применения принудительных мер медицинского характера. В ч. 1 ст. 97 указанытри категории лиц, которым судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.

Во-первых , это лица, совершившие запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости. Такие лица в силу расстройства психики не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, поэтому они не подлежат уголовной ответственности (ст. 21 УК). Привлечение к уголовной ответственности и применение наказания к подобным лицам бессмысленно, нецелесообразно и несправедливо. Более того, это недопустимо, так как означало бы привлечение к ответственности без вины.

Во-вторых , это лица, у которых после совершения преступления (до суда, во время судебного разбирательства либо в период исполнения наказания) наступило психическое расстройство, лишающее их возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими и делающее невозможным назначение или исполнение им наказания. Такие лица освобождаются судом от наказания либо от дальнейшего его отбывания (ч. I ст. 81 УК), в случае выздоровления они могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 78 и 83 УК.

В-третьих , это лица, совершившие преступление и страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Речь идет об относительно неглубоких психических расстройствах, ограничивающих способность субъекта преступления понимать характер и значение своих действий или руководить ими (ст. 22 УК). Принудительное лечение в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра (ч. 2 ст. 99 УК) применяется к таким лицам наряду с уголовным наказанием.

Всех перечисленных лиц объединяет то, что они: а) страдают психическим расстройством, б) совершили запрещенное законом общественно опасное деяние и в) признаны нуждающимися в психиатрическом лечении. Однако наличие этих признаков не означает, что указанные категории лиц подлежат обязательному принудительному лечению. Принудительные меры медицинского характера указанным категориям лиц назначаются только в случаях, когда их психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 2 ст. 97 УК).

В каждом конкретном случае основание применения принудительных мер медицинского характера складывается из совокупности указанных в законе условий:

    лицо относится к одной из указанных в ч. 1 ст. 97 УК категорий (оно страдает психическим расстройством, совершило запрещенное законом общественно опасное деяние и признано нуждающимся в психиатрическом лечении);

    это лицо представляет социальную опасность (для себя или для других лиц).

Целями применения принудительных мер медицинского характера является излечение лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК, или такое улучшение их психического состояния, при котором они перестают представлять общественную опасность, а также предупреждение совершения такими лицами новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК (ст. 98 УК).

Сказанное выше подтвердил ЛВС РФ в постановлении от 7 апреля 2011 г. № 6: «принудительные меры медицинского характера являются мерами уголовно-правового характера и применяются только к лицам, совершившим предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, а также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и лишь при условии, когда психическое расстройство связано с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (части 1 и 2 статьи 97 УК РФ). При этом цели применения принудительных мер медицинского характера отличаются от целей применения наказания и в силу статьи 98 УК РФ заключаются в излечении или улучшении психического состояния указанных лиц, а также предупреждении совершения ими новых предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний».

Цель излечения предполагает полное выздоровление лица как результат применения к нему правильно назначенных принудительных мер медицинского характера (например, помещения в стационар с определенным видом режима, применения к нему медикаментозной терапии, психо- и трудотерапии, а также иных мер, направленных на восстановление его психического здоровья и социальную реабилитацию). В тех нередких случаях, когда полное излечение упомянутых лиц невозможно, достаточным признается достижение хотя бы цели стойкого «улучшения психического состояния» этих лиц, как минимум делающее их безопасными для себя и других лиц.

Цель предупреждения новых общественно опасных деяний со стороны лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК, означает достижение в результате применения принудительных мер медицинского характера такого состояния больного, при котором он перестает быть общественно опасным как для себя, так и для других лиц. Средствами реализации этой цели являются различные организационно-профилактические и лечебно-реабилитационные меры в отношении таких лиц в виде изоляции их от общества, установления режимных ограничений, применения необходимых медицинских средств и методов.

В случаях, когда имеются объективные данные, свидетельствующие о том, что рассматриваемая цель достигнута, применение к нему указанных принудительных медицинских мер должно быть прекращено. При необходимости к лицу могут быть применены общие меры психиатрической помощи в соответствии с законодательством о здравоохранении.

В современном обществе ежедневно совершается огромное количество преступлений. Они могут иметь разные причины, степени тяжести, последствия. Некоторые из них преступники совершают намеренно, с определенным умыслом. Но есть и такие правонарушения, которые осуществляются неосознанно, вследствие психического расстройства. К таким людям не может быть применено стандартное В этом случае актуальными считаются принудительные меры медицинского характера.

Общее понятие

Итак, это особенная форма принуждения государством, которая содержит в себе юридические и медицинские аспекты. Она заключается в том, что для лиц, совершивших тяжкое преступление в состоянии невменяемости или вменяемости под влиянием психического расстройства, может быть использовано принудительное заключение в лечебное заведение. При этом специалисты осуществляют все необходимые медицинские манипуляции для восстановления психики и общественных связей нарушителя.

Меры принудительного медицинского характера вправе устанавливать только суд после консультации с группой специалистов. Регулируются такие отношения и исполнительным законодательством.

Применение принудительных мер медицинского характера осуществляется к психически нездоровым людям, которые за свои деяния не могут быть заключены в тюрьму. Воздействие имеет характер терапевтического лечения в закрытых учреждениях.

Какие основания для выбора подобных мер существуют?

Этот вопрос очень важен при выборе наказания за преступление. Принудительные меры медицинского характера могут быть установлены судом, если присутствуют такие основания:

  • то деяние, которое совершило лицо, предусматривается Особым разделом Уголовного кодекса и было совершено в состоянии невменяемости;
  • в результате преступления у человека развилось нарушение психики, при котором не может быть назначено тюремное заключение;
  • общественная опасность лица;
  • необходимость в лечении токсикомании, наркомании, алкоголизма или другой патологии, связанной с подобными зависимостями.

Если серьезной угрозы от нарушителя норм законодательства нет, то принудительные меры медицинского характера не назначается.

Цели ПММХ

Теперь следует разобраться в том, для чего суд принимает такое решение. Можно выделить такие цели принудительных мер медицинского характера:

  1. Защитная. Она должна оградить общество от того противоправного поведения психически нездорового лица, которое несет опасность окружающим. Нужно отметить, что действия злоумышленника обусловлены патологическими изменениями в психике.
  2. Социализирующая. Так как нарушитель действует против устоев общества не по своей воле, а вследствие заболевания, то необходимо помочь ему вернуться к нормальной жизни. Самостоятельно он этого сделать не может.
  3. Превентивная. Суд своим решением старается предупредить совершение этим лицом повторных преступлений.

Кроме того, принудительные меры медицинского характера в основном нужны для того, чтобы вылечить расстройство и стабилизировать состояние психики.

Кому может предназначаться такое принуждение?

Существует несколько категорий людей, к которым можно применить такое наказание. Производство о применении принудительных мер медицинского характера справедливо к таким нарушителям:

1. Невменяемым. В момент осуществления действия, преступающего закон, они находились в измененном психическом состоянии вследствие хронического, временного, стационарного расстройства. Вследствие заболевания лицо не могло осуществлять контроль над тем, что делает, или осознавать последствия и характер собственных поступков. Нужно отметить, что основания применения принудительных мер медицинского характера здесь присутствуют, и они более чем достаточны. Уголовная ответственность и наказание в этом случае бессмысленны. Дело в том, что и во время осуществления противоправных действий, и после этого такой человек не может адекватно оценить свои поступки, реально осознать последствия своих действий.

2. Ограниченно вменяемые. То есть такие нарушители имеют психические заболевания и расстройства, которые могли повлиять на поведение и сделать личность социально-опасной. Однако вменяемость они не исключают. Осознание своих действий присутствует, однако оно ограничивается. Основания принудительных мер медицинского характера для таких лиц присутствуют, наблюдение специалистов предписывается вкупе с уголовным наказанием.

3. Лица, у которых расстройство психический функций случилось после осуществления злодеяния или на стадии досудебного следствия (судебного слушания), тюремного заключения. В этом случае нарушитель может быть освобожден от отбывания наказания. При этом он обязан находиться под неусыпным контролем специалистов.

Признаки ПММХ

Применение мер принудительного характера отличается от других типов наказания некоторыми особенностями:

  • Условия, в которых будет пребывать нарушитель, обязательно должны быть такими, чтобы он не смог навредить себе или окружающим в период лечения.
  • Такие меры назначаются в принудительном порядке. При этом мнение самого лица или его законных представителей (опекунов) не учитывается.
  • Их назначение основано на оценке глубины поражения психики, тяжести совершенного деяния, а также на прогнозе последующего развития расстройства. Учитывается также то, насколько опасным для общества может быть нарушитель.
  • Заниматься назначением, изменением или прекращением таких мер может только суд. При этом заключение психиатрической экспертизы не является основополагающим в принятии решения. Судья может принимать эти сведения или отвергать по собственному усмотрению.
  • Применение принудительных мер медицинского характера обязано быть привязано к принципу тактичного и бережного отношения к личности нарушителя. Позволяется только необходимая достаточность принуждения, при которой лицу можно помочь социализироваться и предотвратить повторение негативных действий.

Особенности ПММХ

Итак, по указанию УК, принудительные меры медицинского характера являются той формой государственного принуждения, которая несущественно, но ограничивает права больного. Естественно, применение такого лечения имеет свою специфику:

  • Нет возможности установления срока, на который пациенту потребуется помощь психиатров. Дело в том, что спрогнозировать время и эффективность излечения не возьмется даже самый опытный доктор.
  • Состояние психического здоровья больного на протяжении всего периода терапии может существенно меняться, причем как лучшую, так и в худшую сторону.
  • Правовое регулирование таких решений достаточно проблематично. Очень многое зависит от пенитенциарной службы, мнения и добросовестности докторов.
  • Нет единого документа, в котором точно фиксируются все условия перемещения и содержания лиц с психическими проблемами. Это в некоторых случаях может обусловить нарушение прав больного.

Исполнение представленных мер осуществляется после вынесенного судом постановления в указанном учреждении. Постановление (принудительные меры медицинского характера не могут применяться вечно) часто меняется. Периодически судебно-медицинская комиссия может повторно освидетельствовать нарушителя. Это нужно для того, чтобы постоянно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья пациента и вовремя изменить или отменить представленную меру.

Контроль за исполнением принудительного лечения тоже ложится на плечи судебных органов. Он фиксируется в нескольких документа. Первым из них является решение обоснованности принудительных мер МХ. Во втором фиксируются сроки повторных освидетельствований лица, а также прописывается своевременность дальнейших действий по прекращению, изменению или продлению таких мер.

Виды ПММХ

Теперь же нужно разобраться в том, где и как происходит лечение. Прежде всего, учтите, что места избираются только судом. При этом большое значение имеет состояние психики нарушителя, а также уровень его Производство принудительных мер медицинского характера судья может мотивировать заключением эксперта о здоровье обвиняемого. Хотя он может и не опираться на мнение докторов.

Существуют такие виды принудительных мер медицинского характера:

  1. Оказание помощи и наблюдение в амбулаторном режиме. Оно проводится в рядовой психиатрической больнице или отделении иного учреждения здравоохранения. Здесь не требуется особых условий и дополнительных охранных мер, при этом лицо не находится здесь постоянно. Такое лечение назначается человеку, который по состоянию своей психики не нуждается в стационарном наблюдении. Дело в том, что он не представляет серьезной опасности для окружения. В свою очередь, он обязан регулярно проходить осмотры психиатра и принимать назначенное лечение. Оказывается такая помощь по месту проживания или без отрыва от отбывания наказания. Если больному не назначено лишение свободы, то посещать его психиатр может и на дому.
  2. Принудительное лечение в обычном психиатрическом стационаре. Сюда помещаются те нарушители, которые не могут проходить терапию амбулаторно, однако им не нужно интенсивное наблюдение. Такие люди на свободе сохраняют вероятность совершения злодеяний, даже если общий прогноз их состояния положительный. Однако во время наблюдения нет необходимости в специальных условиях. То есть человек может свободно перемещаться в стационаре. Лечение производится в тех учреждениях, основной функцией которых не является исполнение принудительных мер.
  3. Оказание помощи в условиях специализированного психиатрического стационара. В такое учреждение попадают именно те лица, которые направляются на исправление судом. Они требуют постоянного наблюдения, так как могут быть очень опасными для окружения. Указанное учреждение требует наличия не только дополнительного медицинского персонала, но и собственной охраны.
  4. Лечение в режимном учреждении с особым наблюдением. Здесь содержатся нарушители, которые представляют чрезвычайную опасность для общества и для себя. Они нуждаются в интенсивном наблюдении. Такие лица могут страдать слабоумием или хроническими расстройствами. Они способны неоднократно совершать особо тяжкие злодеяния, нарушать больничный режим и нападать на персонал.

В некоторых странах есть особенный вид принудительного лечения - кастрация. Это относится к лицам, совершившим сексуальное насилие с особой жестокостью, над несовершеннолетними или малолетними детьми. Такая кастрация производится при помощи специальных лекарственных препаратов, которые способствуют угнетению сексуального влечения.

Такие виды принудительных мер медицинского характера часто применяются практически ко всем нарушителям с психическими проблемами. Однако последний тип помощи не может быть назначен детям до 16 лет.

Процедура продления МПХ

Производство о применении мер медицинского характера может возвращаться в суд неоднократно. Дело в том, что при вынесении решения не указывается точный срок завершения лечения. Суд не может точно знать, когда у больного наступит улучшение или полное излечение. Первое освидетельствование после назначения представленных мер производится через полгода. Инициировать его может как лечащий врач, так и сам пациент или его родственник (законный представитель). Заключение комиссии при этом может стать основанием для отмены или продления ранее установленных мер.

Если состояние пациента ко времени освидетельствования не улучшилось, то, скорее всего, будет принято решение о продлении представленного лечения. Нужно отметить, что последующие пересмотры и освидетельствования личности проводятся через год.

Существуют случаи, когда дела о применении принудительных мер медицинского характера пересматриваются во внеочередном порядке. Например, если у человека наступили существенные улучшения в психическом состоянии.

Порядок прекращения ПММХ

Дела о применении принудительных мер медицинского характера могут пересматриваться до тех пор, пока не появится решение об их отмене. Если лицо, совершившее преступление, имеет существенное улучшение состояния психики, то лечение может быть завершено. То есть основания для его применения исчезают.

Нужно отметить, что изменения в состоянии здоровья могут способствовать смягчению решения судьи или назначению более строгого наказания. При этом заключение судебно-медицинских экспертов-психиатров не имеет существенного значения. Суд может принимать или не принимать его к сведению по собственному усмотрению.

Если решение компетентными органами было принято в сторону отмены ПММХ, то соответствующее решение должно быть передано в местные органы здравоохранения. Здесь уже принимается решение о направлении преступника в обычное лечебное учреждение.

Бывают случаи, когда человек, совершивший злодеяние, несмотря на решение суда, может считать, что ему еще требуется медицинская помощь. В этом случае по собственному желанию пациент может остаться для продолжения терапии. При этом у него есть возможность выбора. Больной может проходить лечение там, где и раньше, или выбирать другое учреждение.

После отмены лечения преступник может отбывать более строгое наказание, которое предполагает ограничение или лишение свободы.

Особенности прохождения лечения в совокупности с отбыванием уголовного наказания

Бывают случаи, что расстройство случилось уже после совершения деяния или же оно не исключает вменяемости лица. В этом случае уголовное наказание может быть назначено наряду с принудительным лечением. Чаще всего такие приговоры выносятся частично вменяемым больным, алкоголикам и наркоманам, которым требуется избавление от пагубной зависимости.

После завершения психической реабилитации лицо продолжает отбывать назначенный срок заключения. Однако если преступник продолжал терапию на момент окончания пребывания в тюрьме, то принудительное лечение автоматически не прекращается. Для его отмены необходимо медицинское освидетельствование и решение суда.

Терапия может осуществляться в том учреждении, где отбывает срок преступник, или же в специальном заведении. При этом существует одна особенность. То время, которое преступник пробудет на лечении, засчитывается в уголовный срок при его назначении или восстановлении. Расчет таков: день принудительного лечения - день заключения в тюрьме.

Вот и все особенности этой темы. Будьте законопослушными. Удачи!

Александр Бриллиантов, проректор Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в УК РФ включена ст. 53.1, регламентирующая содержание и правила применения нового вида наказания в виде принудительных работ. Статьей 8 этого Закона определено, что положения Уголовного кодекса и Уголовно-исполнительного кодекса в части принудительных работ применяются с 1 января 2013 г. Однако у прокуроров и судей уже возник ряд вопросов, связанных с назначением этого наказания.

Первое, на что необходимо обратить внимание - принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Что означает это положение уголовного закона? Попробуем найти законодательный аналог, уже апробированный практикой.

Уголовный кодекс содержит два подобных положения. Одно - в ч. 1 ст. 51 УК РФ, регламентирующей вопросы назначения наказания в виде ограничения по военной службе. В этой норме указано, что данный вид наказания назначается, в частности, осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Второе закреплено в ч. 1 ст. 55 УК РФ, содержащей правила назначения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Данной нормой предусмотрено правило, согласно которому содержание в дисциплинарной воинской части может назначаться, в том числе когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Таким образом, обе приведенные нормы регламентируют случаи, когда санкция статьи Особенной части УК РФ не включает в себя наказания, являющиеся альтернативными, назначаемыми "вместо", но обстоятельства совершения преступления и личность виновного говорят о целесообразности применения именно этих наказаний. При таких обстоятельствах суд назначает виновному наказание, предусмотренное санкцией (исправительные работы, лишение свободы), но, применяя положения соответствующих норм Общей части УК РФ, заменяет назначенные наказания другими наказаниями (ограничением по военной службе, содержанием в дисциплинарной воинской части).

Применительно к принудительным работам ситуация несколько иная. Наказание в виде принудительных работ включено в санкции многих статей Особенной части УК РФ, причем санкции эти альтернативные, а следовательно, суд вправе избрать любой вид наказания, предусмотренный такой санкцией и при определенных условиях выйти за ее пределы. Казалось бы, здесь никаких дополнительных специальных правил назначения наказания не нужно. Но законодатель установил, что принудительные работы применяются только как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Вместе с тем, если в пределах альтернативной санкции судом выбирается один из видов наказаний, то это и есть альтернативный выбор, тем более что никаких иных случаев, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, за исключением указания на принудительные работы, в санкциях в УК РФ не имеется.

Однако в соответствии с законом суд не свободен в выборе наказания в виде принудительных работ как вида наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК РФ. Общее правило ст. 60 УК РФ о том, что наказание назначается в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК, в рассматриваемом случае применимо не в полном объеме. Конечно, принудительные работы могут быть назначены осужденному, но только если будут пройдены определенные этапы. Более того, один из этапов назначения наказания, на наш взгляд, противоречит положению ч. 1 ст. 60 УК РФ о том, что "более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания".

Применительно к принудительным работам все наоборот. Закон требует первоначально назначить более строгое наказание в виде лишения свободы, и лишь затем суд постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами, если: а) совершенное преступление относится к категории преступлений небольшой или средней тяжести либо является тяжким, но совершено впервые; б) назначенное за него наказание не превышает пяти лет лишения свободы; в) если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы. Получается, что принудительные работы назначены судом вообще быть не могут - постановляя обвинительный приговор, суд назначает наказание в виде лишения свободы, а затем заменяет это наказание принудительными работами.

Для примера обратимся к санкции ст. 107 УК РФ "Убийство, совершенное в состоянии аффекта". Это преступление наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Согласно положениям ст. 53.1 УК РФ, суд может, не обращаясь ни к каким другим институтам назначения наказания, назначить виновному любое из следующих видов наказаний: исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы. А вот принудительные работы сразу назначить не может. Сначала суд, желая применить соответствующую санкцию, должен назначить наказание в виде лишения свободы, определить его срок, а затем в соответствии с подп. 7.1 п. 7 ч. 1 ст. 299 УПК РФ решить вопрос о том, имеются ли основания для замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в порядке, установленном ст. 53.1 УК РФ. Естественно, все это должно найти отражение в приговоре, причем как в описательно-мотивировочной части, где согласно подп. 4.1 п. 4 ст. 307 УПК РФ отражаются мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению уголовного наказания, освобождению от него или его отбывания, применению иных мер воздействия, так и в резолютивной, где должны быть указаны вид и размер назначенного подсудимому наказания (п. 4 ч. 1 ст. 308 УПК РФ). В приговоре применительно к лишению свободы, с нашей точки зрения, не следует указывать вид исправительного учреждения, хотя это один из вопросов, которые и связаны с лишением свободы.

Рассматривая правовые аспекты назначения принудительных работ, следует обратить внимание и на вопрос о том, считать ли принудительные работы назначенным наказанием или наказанием, назначенным в порядке замены. Вопрос не праздный, поскольку эти похоже звучащие дефиниции влекут за собой разные правовые последствия.

Формально почти все правовые последствия, связанные с наказанием, закон соотносит именно с назначенным наказанием. К примеру, в ст. 72 УК РФ, регулируя вопросы исчисления сроков наказаний и зачета наказания, законодатель с учетом срока содержания под стражей предусматривает смягчение наказания или освобождение от отбывания наказания только с наказанием назначенным. В ч. 2 ст. 84 УК РФ говорится о том, что лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. В Уголовном кодексе имеются и другие положения, соотнесенные законодателем с назначенным наказанием.

На практике в ряде случаев проводится разграничение между наказанием назначенным и назначенным в порядке замены, что влияет на правовые последствия. Примером такого подхода может служить следующее дело.

По приговору военного суда военного округа от 24 декабря 1992 г. военный строитель рядовой С. признан виновным в самовольном оставлении части продолжительностью свыше трех суток, но не более месяца и краже с проникновением в жилище и осужден по п. "а" ст. 246 и ч. 3 ст. 144 УК РСФСР к трем годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима с конфискацией имущества.

Военная коллегия Верховного Суда РФ, рассмотрев дело 2 сентября 1993 г. в кассационном порядке, признала, что вид исправительно-трудовой колонии, в которой С. должен отбывать наказание, назначен ему с нарушением правил, установленных ст. 24 УК РСФСР.

С. 29 января 1987 г. осужден по ч. 1 ст. 145 УК РСФСР к двум годам исправительных работ, которые в соответствии со ст. 28 УК РСФСР ему заменены лишением свободы. Из мест лишения свободы он освобожден по отбытии срока наказания.

Поскольку по ранее состоявшемуся приговору С. был осужден не к лишению свободы, а к исправительным работам, он по смыслу закона не мог рассматриваться как лицо, отбывавшее наказание в виде лишения свободы, а значит, суд первой инстанции без приведения в приговоре убедительных мотивов не вправе был назначать ему для отбывания наказания исправительно-трудовую колонию строгого режима.

В связи с изложенным Военная коллегия Верховного Суда РФ изменила вид исправительно-трудовой колонии, в которой С. должен отбывать наказание, со строгого режима на общий <1>.

<1> Определение Верховного Суда РФ от 2 сентября 1993 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 10.

На наказание, назначенное в порядке замены, указывается и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания". В п. 2 этого Постановления отмечается, что "в тех случаях, когда наказание осужденному было смягчено актом амнистии или актом помилования либо определением (постановлением) суда, при применении условно-досрочного освобождения от наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания суду следует исчислять фактически отбытый срок наказания, исходя из срока наказания, установленного актом амнистии или актом помилования либо определением (постановлением) вышестоящего суда" <2>.

<2> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 7.

Так к какому же наказанию - назначенному или замененному - следует отнести принудительные работы? На наш взгляд, принудительные работы в аспекте ст. 53.1 УК РФ являются назначенным наказанием, несмотря на указание в законе о том, что они назначаются в порядке замены. Эта позиция обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, принудительные работы назначаются по приговору суда, а вопросы замены наказаний согласно УПК РФ относятся к категории судебных решений, оформляемых постановлениями, определениями (см., например, ст. 401 УПК РФ). Во-вторых, в ряде случаев закон прямо указывает на правовые последствия принудительных работ как на последствия назначенных наказаний. Так, в ст. 79 УК РФ, регламентирующей вопросы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, говорится о возможности применения этого института только после отбытия именно назначенного наказания, в том числе и принудительных работ.

Итак, принудительные работы прежде всего следует рассматривать именно в качестве назначаемого наказания (хотя оно может служить и наказанием, назначенным в порядке замены по иным, чем указано в ст. 53.1 УК РФ, основаниям). Соответственно и правовые последствия при назначении принудительных работ приговором должны определяться, исходя из того, что это назначенное наказание. Поэтому, к примеру, вопрос о таком правовом последствии, как судимость при назначении принудительных работ, следует решать на основании п. "б" ч. 3 ст. 86 УК РФ, исходя из того, что лицо осуждается к более мягкому виду наказания, чем лишение свободы, хотя в приговоре и будет указано, что лицо осуждено к лишению свободы, которое заменено принудительными работами.

В связи с изложенным представляется не очень ясной позиция законодателя, установившего особые правила и условия назначения принудительных работ, что, безусловно, требует дополнительного осмысления соотношения рассматриваемого вида наказания с применением целого ряда институтов уголовного права.

Так, в теории, да и у практических работников, возникает вопрос о возможности применения условного осуждения в тех случаях, когда санкция статьи Особенной части УК РФ предусматривает принудительные работы и имеются основания для их назначения, но также имеются и основания применения условного осуждения. Может ли в этом случае суд применить институт условного осуждения или должен назначить принудительные работы? Рассмотрим следующую ситуацию.

Санкция ч. 1 ст. 127 УК РФ "Незаконное лишение свободы" предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок от трех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет. С учетом обстоятельств дела и исходя из санкции указанной нормы, суд назначает наказание в виде лишения свободы сроком на один год. Однако, придя к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. Будет ли такой приговор законным?

Частью 2 ст. 53.1 УК РФ установлено, что в тех случаях, когда суд назначив наказание в виде лишения свободы, придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. Но такое же указание имеется и в ч. 1 ст. 73 УК РФ. Налицо конкуренция норм. Какой из них следует отдать предпочтение?

С нашей точки зрения, решение этого вопроса должно остаться за судом, поскольку законодатель не устанавливает в этом отношении каких-либо правил. Следовательно, решая возникшую проблему, суд должен исходить лишь из необходимости назначения справедливого наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. В этой связи приведенные выше положения ст. 53.1 УК РФ не препятствуют применению к осужденному условного осуждения.

Аналогичные вопросы могут возникнуть и применительно к другим институтам уголовного права, например, к институту отсрочки отбывания наказания (ст. 82 УК РФ). Должен ли суд при наличии в санкции статьи Особенной части УК РФ и лишения свободы, и принудительных работ в обязательном порядке при наличии соответствующих условий заменить лишение свободы на принудительные работы или может применить отсрочку отбывания наказания? На наш взгляд, при решении этого и других аналогичных вопросов, когда имеется конкуренция норм Общей части уголовного закона и отсутствуют положения, обязывающие отдать предпочтение конкретным нормам, вопрос выбора должен решаться на основании убеждения суда, исходя из принципа справедливости наказания.

При решении вопроса о назначении наказания в виде принудительных работ следует исходить из требований закона о возможности назначения этого вида наказания только за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Указание закона о совершении тяжкого преступления впервые следует трактовать как ситуацию, когда совершается именно первое преступление, т.е. когда лицо совершило одно или несколько преступлений, ни за одно из которых оно ранее не было осуждено, либо когда предыдущий приговор в отношении его не вступил в законную силу <3>. При этом, конечно, не учитываются и преступления, судимости за которые сняты или погашены в установленном законом порядке, либо преступления, по которым истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. Если же, например, лицо ранее совершало преступления небольшой или средней тяжести, а затем совершило тяжкое преступление, то последнее не будет считаться совершенным впервые и такому лицу не могут быть назначены принудительные работы.

<3> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 4.

Еще один вопрос относительно применения принудительных работ возникает в связи с обратной силой уголовного закона. В "Ответах на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27 июня 2012 г.) указано, что "если при ознакомлении с ходатайством осужденного о пересмотре приговора в связи с изданием закона, имеющего обратную силу, суд установит, что закон не вступил в силу, то в принятии ходатайства должно быть отказано". Соответственно после вступления закона в силу суд должен рассматривать подобное ходатайство по существу.

С практической точки зрения требует решения и вопрос о том, где должно быть закреплено решение суда о замене лишения свободы принудительными работами. В ч. 2 ст. 53.1 УК РФ говорится о том, что, если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами.

Это положение закона означает, что назначение принудительных работ в обязательном порядке должно быть сопряжено с предварительным назначением наказания в виде лишения свободы, что отражается в приговоре суда. И лишь после того, как суд назначит виновному наказание в виде лишения свободы и придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами.

Решая вопрос о возможности исправления осужденного без направления его в места лишения свободы, суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности виновного, обстоятельства совершения преступления, данные о посткриминальном поведении виновного и т.д. Если перечисленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии необходимости реального отбывания осужденным лишения свободы, то суд в приговоре постановляет о замене этого наказания наказанием в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 53.1 УК РФ принудительные работы могут применяться исключительно как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Однако в законе отсутствует указание на такие случаи. Принудительные работы лишь включены законодателем в санкции статей Особенной части УК РФ в качестве альтернативного наказания наряду с другими наказаниями. К примеру, санкция ч. 1 ст. 167 УК РФ предусматривает возможность назначения штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до трех месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет. Аналогичным образом построены и другие санкции статей Особенной части УК РФ, в которые законодатель включил наказание в виде принудительных работ. Поэтому применение рассматриваемого вида наказания возможно, когда оно предусмотрено соответствующей санкцией. Это и есть тот случай, который "предусмотрен соответствующей статьей Особенной части УК РФ".

Однако принудительные работы могут быть не только назначены по приговору суда, но и определены иным его решением в порядке замены одного вида наказания другим. К примеру, обязательные работы в случае злостного уклонения осужденным от их отбывания заменяются принудительными работами или лишением свободы (ст. 49 УК РФ). Аналогичные положения предусмотрены законом и для ряда других случаев.

Поэтому в теории и на практике возникают проблемы соотношения принудительных работ, назначенных не только по приговору суда, но и иными судебными решениями, с другими институтами уголовного права. В частности, вопрос, связанный с заменой наказания более мягким, состоит в том, может ли лишение свободы быть заменено принудительными работами в порядке ст. 80 УК РФ? Дело в том, что ч. 1 ст. 80 УК РФ предусматривает возможность замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания применительно к содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам и лишению свободы. Причем первые два вида наказания являются альтернативой третьему, и эта альтернатива в соответствии с законом реализуется при назначении наказания. Означает ли это, что она не может быть реализована на стадии исполнения наказания? На наш взгляд, нет, не означает - закон не ограничивает правоприменителя в этом аспекте, поскольку указывает лишь на то, что неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания и не связывает замену с конкретным видом наказания. Следовательно, неотбытая часть может быть заменена любым более мягким видом наказания, каковым являются принудительные работы относительно лишения свободы (ст. 44 УК РФ).

Безусловно, практика применения принудительных работ позволит выявить и другие проблемы, связанные с реализацией этого вида наказания. В настоящее же время необходимо определиться и выработать позицию по тем вопросам, которые очевидны и которые нужно будет решать в ближайшее время. Этому будет способствовать их широкое обсуждение.

Другим традиционным особым производством в уголовном судопроизводстве является применение принудительных мер медицинского характера.

Принудительные меры медицинского характера - влекущие ограничения прав, свобод и законных интересов личности меры государственного принуждения, которые назначаются судом и исполняются в порядке, предусмотренном уголовным, уголовно- процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством.

В соответствии со ст. 97 УК РФ и ст. 433 УПК РФ принудительные меры медицинского характера применяются судом к лицам:

а) совершившим общественно опасные деяния с признаками преступлений, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Принудительные меры медицинского характера назначаются судом в случае, когда психическое расстройство лица связано с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения иного существенного вреда.

Перечисленных в законе лиц можно разделить на две группы.

Первую из них составляют невменяемые лица, совершившие общественно опасные деяния, и лица, заболевшие душевной болезнью (психическими расстройствами) после совершения преступления.

Именно к этим лицам имеют отношение особенности рассматриваемого уголовно-процессуального производства.

Во вторую группу входят лица с психическими расстройствами, не исключающими их вменяемости. В отношении этой группы лиц предварительное расследование и судебное разбирательство осуществляется в общем порядке.

В этом случае принудительные меры медицинского характера применяются при постановлении приговора и исполняются в порядке, установленном УИК РФ, а также подзаконными актами231.

При этом принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении лиц, осужденных судом к иным видам наказания, - в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь.

При изменении психического состояния осужденного, требующего стационарного лечения, помещение осужденного в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством России о здравоохранении.

В данном случае законодатель имеет в виду Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В соответствии с нормами различных законов время пребывания в указанных учреждениях засчитывается в срок отбывания наказания.

При отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного в этих учреждениях выписка производится в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении.

Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

В отношении всех перечисленных категорий лиц, не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд вправе передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении.

В отношении перечисленных категорий лиц суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Согласно ст. 99, 100 и 101 УК РФ принудительное лечение может быть назначено в виде:

а) амбулаторного наблюдения, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар;

б) психиатрического стационара, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре.

При этом принудительное в порядке судебного решения медицинское лечение осуществляется: 1)

в психиатрическом стационаре общего типа.

Это лечение может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения; 2)

в психиатрическом стационаре специализированного типа.

Помещение в этот стационар может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения; 3)

в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Эта мера может быть назначена лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения.

Целями применения принудительных мер медицинского характера являются излечение лиц, указанных в ст. 97 УК РФ и ст. 433 УПК РФ, или улучшение их психического состояния (здоровья), а также предупреждение совершения ими новых общественно опасных деяний (ст. 98 УК РФ).

Излечение или улучшение психического состояния представляют собой процесс вылечивания лица от психического заболевания и приспособления (адаптации) его к социально полезной деятельности.

Охрана личности душевнобольных выражается в недопущении самоубийства или причинения ими вреда своему здоровью. Она включает в себя также защиту жизни, здоровья, половой неприкосновенности, чести и достоинства душевнобольных от противоправных посягательств со стороны третьих лиц, совершению которых может способствовать психическое состояние их здоровья.

Предупреждение совершения душевнобольными новых общественно опасных деяний состоит в обеспечении условий жизнедеятельности, устраняющих возможность совершения ими новых таких деяний.

Обязательными условиями начала рассматриваемого производства являются назначение судебно-психиатрической экспертизы и установление факта совершения общественно опасного деяния или преступления соответственно лицами, которые являются невменяемыми или заболели психическим расстройством после совершения преступления.

Таким образом, производство по применению принудительных мер медицинского характера - особое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли следователя, прокурора и суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для применения принудительных мер медицинского характера.

Социально-правовое значение производства по применению принудительных мер медицинского характера состоит в следующем.

Во-первых, это производство достаточно гармонично сочетает интересы лица, страдающего психическими расстройствами, общества и государства. Наличие этого производства является выражением гуманного отношения общества к душевнобольному, которое считает его личностью, несмотря на ее дезорганизованность.

Во-вторых, это производство направлено на то, чтобы излечить лицо от душевной болезни или улучшить его психическое состояние с тем, чтобы возвратить это лицо к социально полезной деятельности.

В-третьих, наличие этого уголовно-процессуального производства обеспечивает защиту отдельных граждан, общества и государства от общественно опасных посягательств лиц, страдающих психическими расстройствами.

В-четвертых, особое производство о применении принудительных мер медицинского характера служит дополнительной гарантией прав и законных интересов душевнобольных, препятствующей неосновательному их применению.

Порядок уголовного судопроизводства о применении принудительных мер медицинского характера определяется общими правилами уголовно-процессуального законодательства и, кроме того, специальными нормами, которые предусматривают изъятие из общих требований указанного законодательства (ст. 433 УПК РФ).

Поскольку положения ч. 3 ст. 433, ст. 437 и 438, ч. 3 и 6 ст. 439, ч. 1 ст. 441, ст. 444 и ч. 1 ст. 445 УПК РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той части, в какой они не позволяют лицам, в отношении которых осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, лично знакомиться с материалами уголовного дела, участвовать в судебном разбирательстве при его рассмотрении, заявлять ходатайства, инициировать рассмотрение вопроса об изменении, продлении и прекращении применения указанных мер и обжаловать принятые по делу процессуальные решения, соответствующие процессуальные нормы будут рассмотрены и изложены с учетом решения Конституционного Суда Российской Федерации232.

Применение принудительных мер медицинского характера к страдающим психическими заболеваниями лицам, совершившим запрещенное уголовным законом деяние, производится на основании статьи 97 Уголовного кодекса РФ.

Лицо, признанное невменяемым, совершает не преступление, а запрещенное уголовным законом деяние, подпадающее под признаки определенной статьи Уголовного Кодекса, за которое оно не подлежит уголовной ответственности и не может быть подвергнуто уголовному наказанию. В отношении такого лица решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, а не вопрос об отбытии определенного срока наказания. Длительность применения таких мер не обусловливается размером наказания, предусмотренного определенной статьей Уголовного Кодекса, под признаки которой подпадает деяние. Даже если лицо совершило деяние, за которое вменяемое лицо было бы подвергнуто наказанию, не связанному с лишением свободы, все ровно суд должен рассмотреть вопрос о применении к такому лицу принудительных мер медицинского характера.

Если лицо совершило общественно опасное действие, предусмотренное уголовным законом, и есть сомнения в его психической полноценности - оно направляется на судебно-психиатрическую экспертизу. При признании лица невменяемым, суд выносит постановление об освобождении этого лица от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера.

Применение принудительных мер медицинского характера к душевнобольным, совершившим запрещенное уголовным законом деяние, необходимо для восстановления нарушенного психического здоровья этих лиц, ограждение общества от их опасного поведения а также предупреждения новых эксцессов. Таким образом, принудительные меры медицинского характера не являются карой за содеянное, а также и мерой перевоспитания. Они не влекут применение санкций уголовного закона. Их цели принципиально иные, чем цели мер наказания.

Меры медицинского характера признаются принудительными потому, что они:

  • 1) применяются независимо от желания больного и его близких родственников;
  • 2) сопряжены с некоторыми ограничениями личной свободы больного;
  • 3) назначаются, изменяются и прекращаются только по постановлению суда.

Для применения принудительных мер необходимо установить, что лицо совершило деяние, предусмотренное Уголовным Кодексом РФ. Речь идет о совершении этого деяния в состоянии невменяемости. В результате анализа экспертных материалов в ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. Сербского было установлено, что запрещенное уголовным законом деяние, совершенное психически больным, по характеру мотивов делится на несколько групп:

  • 1) совершаемые под влиянием бредовых мотивов и галлюцинаций - чаще всего это наиболее опасные больные (на пример, до 70% обвиняемых, страдающих шизофренией, совершали убийства под влиянием бреда);
  • 2) совершаемые психически больными и не вменяемыми лицами по недомыслию - это, как правило, олигофрены, неспособные правильно оценить реальные факты и события (для них характерны ражи и хулиганство);
  • 3) совершаемые в результате ослабления контроля над своими интенсивными влечениями (таких больных до 8%, их деяния большей частью связаны с не контролируемыми сексуальными влечениями);
  • 4) совершаемые в результате аффективных нарушений, характеризуемой эмоциональной тупостью - агрессивные действия, такие как убийства, причинение вреда здоровью, хулиганство и т.п. (они составляют по численности вторую группу после лиц с бредовыми идеями);
  • 5) совершаемые при истинном отсутствии мотивов в состоянии нарушенного сознания: сумеречное состояние при эпилепсии, патологическое опьянение, и иные аналогичные состояния (например, убийство или иное деяние, совершенное импульсивно, иногда может оказаться единым эпизодом в анализе этого человека).

Уголовный кодекс РФ 1996 г. достаточно определенно сформулировал основания применения принудительных мер медицинского характера. Согласно ст. 97 Уголовного кодекса РФ такими основаниями являются совершение деяния, предусмотренные Особенной частью УК, определенными категориями лиц.

Закон указывает на три основания применения принудительных мер медицинского характера:

  • 1) невменяемость лица к моменту совершения им общественно опасного деяния;
  • 2) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания после осуждения;
  • 3) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Во-первых, к числу таких лиц относятся лица, которые признаны невменяемыми. Эти лица в силу болезненного состояния психики не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ст. 21 УК РФ). Применение наказания к лицам, признанным невменяемыми, было бы несправедливым и нецелесообразным, т.к. своих целей - достижения социальной справедливости, исправления и специального предупреждения - наказание в данном случае не достигает. Судебная практика свидетельствует, что среди лиц, направляемых на принудительное лечение, невменяемые составляют подавляющее большинство.

Во-вторых, согласно п. “б” ч. 1 ст. 97 Уголовного кодекса РФ, принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, которые совершили преступление в состоянии вменяемости, а затем до суда, во время судебного разбирательства либо в период исполнения наказания заболели психическим расстройством, делающим невозможным назначение или исполнение в отношении них наказания.

Здесь возможны два варианта. Первый - когда лицо после совершения преступления заболело психическим расстройством, которое оказывается неизлечимым. К такому лицу применяется принудительное лечение, как и в отношении лица совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости. Второй вариант - когда лицо после совершения преступления заболело психическим расстройством временно, например, оказался в состоянии алкогольного психоза либо впало в реактивное состояние в связи с возбуждением уголовного дела и угрозой наказания. Как и в первом варианте, производство по уголовному делу приостанавливается, и если болезненное состояние затягивается, то к такому лицу назначается в установленном порядке принудительное лечение. При его выздоровлении постановление о приостановлении дела отменяется, оно расследуется и рассматривается в общем порядке.

Принудительное лечение может быть назначено и лицу, которое заболело психическим расстройством во время отбывания наказания за преступление, совершенное в состоянии вменяемости. Здесь также возможны рассмотренные выше два варианта: либо лицо не выздоравливает и вместо наказания ему назначается судом принудительное лечение, либо выздоравливает, когда расстройство психической деятельности было временным.

В-третьих, в п. “в” ч. 1 ст. 97 Уголовного кодекса РФ к основаниям применения принудительных мер отнесено совершение лицом преступления в состоянии, не исключающем вменяемости, если деяние совершено лицом, страдающим психическим расстройством. Здесь имеются в виду лица с психическими аномалиями, признанными совершившие преступления в состоянии ограниченной вменяемости (ст. 22 УК РФ). К психическим аномалиям, прежде всего, относятся структурные или функциональные отклонения стабильного характера, обусловленные нарушениями дородового развития, например, олигофрения и ядерные или конституциональные психопатии и т.д. Кроме того, среди преступников, имеющих отклонения психики в рамках вменяемости большой удельный вес имеют алкоголики. Встречаются, хотя и значительно реже, наркоманы, которые, однако, не лишены возможности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими, они привлекается к уголовной ответственности в общем порядке. Между тем в Уголовном Кодексе прямо закреплено, что психическое расстройство, не исключающее вменяемости, обязательно должно учитываться судом при назначении наказания.

Лица, совершившие преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, подлежат уголовной ответственности и наказанию, однако их психическое состояние учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для применения принудительных мер медицинского характера. Принудительное лечение психического расстройства к указанным лицам применяется наряду с уголовным наказанием: к осужденным к лишению свободы - в местах лишения свободы, а к осужденным к иным наказаниям - в учреждениях органов здравоохранения, где им оказывается амбулаторная психиатрическая помощь.

Количество лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, которым суд наряду с наказанием назначил амбулаторное принудительное лечение, в 1999 г. выросло по сравнению с 1997 г. в 3,1 раза, а по сравнению с 1998 г. - на 37, 6%.

Применение принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемость, и учет психических аномалий при назначении наказания является новацией действующего Уголовного Кодекса РФ. К сожалению, закон не раскрывает, каким образом суды должны учитывать так называемую ограниченную вменяемость при назначении наказания, что вызывает трудности в практическом применении ст. 22 Уголовного кодекса РФ. Вероятнее всего предположить, что психические аномалии, не исключающие вменяемость, должны учитываться как смягчающее обстоятельство при назначении наказания. Однако не ясно, как решать вопрос в случае, когда подобные психические расстройства являются следствием антисоциального образа жизни (например, алкоголизма, наркомании) или если совершенное лицом, страдающим таким психическим расстройством, преступление отличается особой дерзостью и жестокостью.

На мой взгляд, можно выделить ещё одну категорию лиц совершивших преступление во вменяемом состоянии, к которым возможно применение принудительных мер медицинского характера - это алкоголики и наркоманы. Действующий Уголовный кодекс РФ к этой категории лиц принудительного лечения не предусматривает, однако, по моему мнению, такие лица, безусловно, подлежат уголовной ответственности с применением принудительного лечения.

Заболевание алкоголизмом или наркоманией подтверждается судебно-психиатрической или судебно-наркологической экспертизой и выражается в наличии физиологического и психического неодолимого влечения к потреблению алкоголя или наркотиков, утрате способности контролировать и ограничивать себя в этом отношении.

Поскольку токсические средства обладают всеми свойствами наркотиков и имеют общие с ними закономерности формирования зависимости, следует подумать о целесообразности распространения принудительных мер медицинского характера и на токсикоманов, совершивших преступление и нуждающихся в лечении.

Принудительные меры медицинского характера трём указанным категориям лиц назначаются только в случае, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (ч. 2 ст. 97 УК РФ).

Принудительные меры медицинского характера назначаются, если психическое расстройство обуславливает возможность причинения этими лицами существенного вреда себе или окружающим. В этом случае назначение принудительных мер медицинского характера связывается как с лечебным воздействием на лицо, так и с защитой иных лиц, а также самого этого лица от причинения вреда.

Назначая принудительную меру медицинского характера того или иного вида, учитывается только медицинские показатели и опасность лица для окружающих и для самого себя. Не принимается во внимание характер и тяжесть преступления. Содеянное лицом может учитываться только как симптом, свидетельствующий о состоянии здоровья и опасности лица.

Применение принудительного лечения является правом суда, а не его безоговорочной обязанностью. Суды, решая вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, должны исходить не только из оценки психического состояния лица в момент совершения общественно опасного деяния, но и уметь прогнозировать его поведение с точки зрения потенциальной общественной опасности (или отсутствия таковой).

Принудительные меры могут назначаться судом по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 97 Уголовного кодекса РФ, не только с направлением в психиатрический стационар лиц представляющих общественную опасность по своему психическому состоянию, но и при осуждении к мерам уголовного наказания, когда эти осужденные не представляют опасности, с применением иных медицинских мер. К последнему случаю относятся и лица, совершившие общественно опасные деяния в состоянии не вменяемости либо вменяемые с психическими аномалиями, совершившие преступления, в отношении которых дело прекращено или вынесен оправдательный приговор. В отношении этих лиц суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о их лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке установленном законодательством РФ о здравоохранении (ч. 4 ст. 97 УК РФ).

Сведения о распространении психических аномалий среди преступников различны и их характеристики колеблются в зависимости от категорий преступлений, за которые они были осуждены, от 20 до 50-60 процентов. Реже психические отклонения встречаются среди осужденных за кражи и хищения, чаще за преступления против личности, особенно за убийства. Психические аномалии в психиатрии характеризуются как пограничные формы нервно - психической патологии и составляют около 80 процентов.

В соответствии со статьей 103 Уголовного кодекса РФ время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в стационаре за один день лишения свободы. К сожалению, вопрос о зачете пребывания в психиатрическом стационаре в срок наказания, не связанного с лишением свободы, в уголовном законодательстве не регламентирован.