Понятие основ конституционного строя соотношение категорий. Общественный и конституционный строй: общее и особенное. Экономические и политические основы конституционного строя

Наука и отрасль права - Конституционное право России - содержат государственно-правовую категорию и одновременно институт 2 - «конституционный строй и его основы». Правовая категория «конституционный строй» - понятие для юридической науки и практики России новое. Оно пришло на смену понятиям «общественный строй» и «государственный строй».

Семья и социальная организация

Еще во времена строительства семьи были самым важным инструментом выживания. Чем больше рук вы могли бы использовать, тем успешнее вы были. Как группа, многие вещи были построены и созданы. Однако, чтобы держать и удерживать людей сильными вместе, им нужна строгая конституция и последствия. Таким образом, ирокеане выбрали лидеров, называемых вождями, создали свою собственную демократическую систему. Чтобы выдержать большую группу людей, они разделили семьи. Ирокезийские семьи, которые жили в Лонгхаусе, были связаны через своих женщин.

Понятие «конституционный строй» воплотило в себе смысл и содержание общественно-политических категорий «общественный строй» и «государственный строй». В чем состоит различие между понятиями «общественный строй», «государственный строй» и «конституционный строй»? В науке конституционного права признается, что общественный строй является, не государственно-правовой категорией, а скорее - социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе.

Кроме того, дети, рожденные женщинами, стали частью группы, называемой кланом. У каждого племени было несколько кланов, которые обычно назывались в честь животных. Начальником клана была старшая женщина из племени. И, по словам ирокезов, связь женщины с кланом была сильнее, чем связь с мужем.

Ирокезийские народы сформировали лиги для трех основных целей. Прежде всего, они хотели мира со своими соседями. Во-вторых, разыгрываемый мир с торговыми партнерами. Однако их конечной целью было сформировать прочную связь, поэтому, когда это было необходимо, они хотели, чтобы их союзники сражались против общих врагов.

Под общественным строем понимается - исторически конкретная система общественных отношений, или можно сказать - организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни, охраняемая государством и правом.

Лига держится, и с момента основания они встречаются до сегодняшнего дня. Великий Совет был очень похож на канадский парламент, однако представители были выбраны кланом, а не избирателями. Они ввели новые законы, столкнулись с проблемами, касающимися всех членов нации. Ирокезийская конституция считалась очень важной для старых и новых поколений и является образцом Конституции Соединенных Штатов. В нем излагаются полномочия и обязанности лиги, деревень и нации. Вот несколько примеров конституции ирокезов.

У двух людей есть свобода и право на речь и религию. Три - Ирокезы не могли проливать кровь другого ирокеза. Четыре - последствия разлива крови приводят к наказанию. Те, кто нарушил закон, постоянно могли быть изгнаны или изгнаны. По этим причинам и стратегиям выживания система ирокезийской конституции ценится многими странами, особенно Северной Америкой, и до сих пор продолжается и по сей день. Инструмент для выживания жизненно изменил ирокезов, чтобы стать одной из самых сильных групп наций, которые когда-либо были известны в Северной Америке и привели их к успеху.

Государственный строй – это система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права. Государственный стой может отличаться от конституционного строя, если воздействие государства на общество проявляется во внеправовой форме в обход Конституции и иных легитимных источников права, с нарушением своих обязательств гражданином и обществом.

Предоставляя свободному предпринимательству принципиальный характер, свобода должна признаваться как один из факторов структурирования справедливого правопорядка. Ключевые слова: инициация свободной инициативы, исторические антецеденты, содержание и ограничения.

Аннотация: В настоящей работе анализируется принцип свободной инициативы, ее исторические антецеденты, содержание и ограничения, налагаемые на ее осуществление. Он состоит из основ, целей и принципов, которые, будучи взаимосвязанными, способствуют государственному регулированию экономики.

В Российской Федерации термин «Конституционный строй» был официально введен I Съездом народных депутатов РСФСР (июнь 1990 г.) после изменения им редакции ст. 7 Основного Закона, запретившей «создание и деятельность партий..., имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя». Позже, VI съезд российских депутатов внес в ст. I Конституции (Основного Закона) РСФСР положение о «незыблемых основах конституционного строя России».

Экономические и политические основы конституционного строя

Основы составляют отправную точку, явные цели командных значений, цели, которые необходимо достичь. В качестве инструментов являются принципы. Искусство. 170 Федеральной конституции перечисляет ряд принципов экономического порядка, однако они не ограничиваются только теми, которые воспроизводятся в вышеупомянутой предписывающей, другие рассыпаны по всему конституционному тексту.

Для целей настоящей работы принцип свободной инициативы будет отдан только принципу свободной инициативы, который, хотя он фигурирует в конституционном тексте как основа экономического порядка и Федеративной Республики Бразилии, имеет принципиальный характер, учитывая его характер и важность.

Образованная I съездом народных депутатов для разработки новой Конституции России Конституционная комиссия (июнь 1990 г.) определила, что при разработке проекта новой Конституции России необходимо отказаться от характеристики нового строя как «социалистического», подчеркнув, что он должен быть, прежде всего, демократическим и конституционным. В основу современного понятия конституционного строя положены три главные категории – власть, суверенитет и свобода личности.

Кроме того, воодушевленный законодательством США о антимонопольном законодательстве, ст. 148 при условии, что закон должен подавлять любые формы злоупотребления экономической властью, включая союзы или группы индивидуальных или социальных обязательств любого характера, призванные доминировать на национальных рынках, устранять конкуренцию и произвольно увеличивать прибыли.

Свобода инициативы предполагает свободное осуществление любой экономической деятельности, свободы труда, торговли или профессии за пределами свободы договора. Что касается свободного осуществления экономической деятельности, Эрос Роберто Грау отметил.

Исторический опыт развития общества показывает, что наличие конституции в государстве, однако ещё не говорит о реальности конституционного строя. Его реальность обусловлена наличием демократических институтов и принципов закрепленных в Конституции и реальное их функционирование.

Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

Есть бесчисленные чувства, все виды, которые можно увидеть сначала в их двойном лице, то есть как свобода торговли и промышленности, так и свобода конкуренции. Свобода осуществлять любую работу, должность и профессию - возводила гарантию индивидуального права - соответствует свободе выбора в соответствии с индивидуальным призванием, отсутствием вмешательства государства в этом аспекте.

В более широкой концепции работу можно понимать как упорядоченный набор энергий человека, ориентированный на экономический конец. Сознательная и добровольная деятельность человека, зависящая от усилий. В свою очередь, свобода договора предусматривает свободу заключать договоры и оговаривать положения юридического соглашения. Первое относится к тому времени, когда лицо принимает на себя заинтересованность в заключении договора. Второй вопрос касается содержания соглашения или свободы для установления положений в соответствии с противоположными интересами сторон.

Понятие конституционного строя обладает двумя основными признаками:

1) это способ организации государства - совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления, политический режим и др.);

2) это такой способ организации государства, который ставит его (государство) в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция.

После того, как содержание будет установлено, принцип свободной инициативы не только связан с принятой идеологической экономической моделью, но и является естественным следствием личности в организованном обществе, и ответственность государства заключается в обеспечении необходимых условий для его осуществления.

Осуществление прав и осуществление определенных действий отдельными лицами соответствуют определенным ограничениям, налагаемым правовой системой. Это ограничение присутствует даже в государствах, которые признают и гарантируют частное, гарантируя свободу инициативы. В этих государствах, называемых социал-либеральными, осуществление экономической деятельности обусловлено благосостоянием общества, так что при осуществлении некоторых и при осуществлении других видов деятельности существуют пределы для удовлетворения потребностей общего блага.

Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права.

Конституционное право регламентирует основы конституционного строя - основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права. При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением, конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства - Конституции. В российской Конституции основам конституционного строя посвящена первая глава, имеющая одноименное название.

В том, что касается свободного осуществления экономической деятельности, устанавливаются ограничения на деятельность агентов-производителей, чтобы сохранить доступ к рынку и самой деятельности, учитывая, что в капиталистическом режиме концентрация бизнеса является ограничивающим фактором для небольших продуктивных инициатив в разные сегменты.

И среди других компаний она направлена ​​на сохранение свободной конкуренции в конечном итоге, пресечение практики, которая, как правило, доминирует на рынке, устраняет конкурентов или произвольно увеличивает прибыль. В этом смысле Хосе Афонсу да Силва учит, что.

Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Статья 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения норм первой главы. Эти нормы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При этом невозможно внесение отдельных изменений в основы конституционного строя. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания либо выносится на общероссийский референдум.

Это законно, как осуществляется в интересах социальной справедливости. Это будет незаконным, если оно будет осуществляться с целью чистой прибыли и личного исполнения предпринимателя. Вот почему общественно-экономическая инициатива, хотя и подвержена столь большому количеству конституционных ограничений, становится легитимной, сколь бы широким она ни была, когда ей суждено было обеспечить каждому достойное существование в соответствии с требованиями социальной справедливости.

В отношении осуществления какой-либо работы, профессии или профессии, определение профессиональных квалификаций, определенных законом, осуществляется в интересах сообщества с учетом определенных мер предосторожности, требуемых определенной деятельностью.

Нормы основ конституционного строя воздействуют на общественные отношения путем закрепления начал устройства общества и государства. Они, как правило, не порождают конкретные правоотношения – они определяют содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, адресованы всем субъектам правоотношений. По своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефенициями (определениями), нормами-целями, предполагают для их реализации включение всей правовой системы государства, всех отраслей права.

Это ограничения, связанные с безопасностью, защитой и здоровьем людей в целом. С одной стороны, у индивидуума есть свобода выбора профессии без вмешательства государства, с другой стороны, не менее определенная обязанность соответствовать технической и профессиональной квалификации, направленной на обеспечение интересов сообщества.

По словам Антонио де Сампайо Дории. Закон, чтобы установить условия потенциала, должен быть вдохновлен критерием социальной защиты, а не чисто произвольным. Не все профессии требуют юридических условий осуществления. Другие, наоборот, требуют этого. Существуют профессии, которые, даже если они осуществляются неумелыми, никогда не наносят прямого вреда праву третьей стороны, например, фермера. Если ему не хватает техники, он только вредит себе. Однако другие профессии, чье осуществление теми, кто не имеет технических возможностей, как водитель автомобилей, пилоты кораблей или самолетов, прямо вредят праву других.

Институт основ конституционного строя Российской Федерации закрепляет основные принципы, определяющие развитие общества в целом и обеспечивающие реальное осуществление народом его суверенной воли. Это головной конституционный институт, имеющий своей целью:

Сформировать нормативно-правовую базу развития общественных отношений на ближайшую и более отдаленную перспективы;

Если простой картрайт ходит у врача-оператора, обманывая публику, его отсутствие асептики убьет пациента. Если каменщик собирается строить небоскребы, его незнание материального сопротивления может привести к разрушению здания, и арендаторы умрут. Следовательно, в области социальной защиты требуются правовые условия технического потенциала для профессий, осуществление которых может непосредственно нанести ущерб правам других, без вины жертв.

Защита коллективности является критерием, который должен учитываться в ограничениях на фундаментальную свободу профессии, поэтому Федеральный верховный суд имел возможность установить следующее понимание. Не все профессии или профессии могут быть обусловлены выполнением правовых условий для их осуществления.

Выразить и зафиксировать на высшем уровне юридической регламентации приверженность нашего общества общечеловеческим ценностям, приоритету прав человека, общепризнанным принципам и нормам международного права;

Зафиксировать гарантии необратимости последовательного и поступательного развития идей конституционализма, законности и демократии;

Существует сильное ослабление принципа с установлением принципов честности и добросовестности, направленных на создание более сбалансированных и справедливых договорных отношений. Из этих предположений справедливость и справедливость становятся ядром юридического бизнеса.

Государственное вмешательство в частные отношения становится более актуальным, что указывает на недостаточность сегментации между государственным и частным правом, поскольку частные интересы также становятся общественными интересами и наоборот. И для обеспечения последнего государство переходит к вмешательству в частные отношения, смягчению частной автономии и установлению определенных ограничений свободы договора в поисках социальной справедливости.

Закрепить условия для благоприятного функционирования конституционных институтов и надлежащей реализации конституционных норм.

Конституционные основы организации общества позволяют народам России развиваться в условиях, когда наше государство находится в цивилизованных отношениях с другими государствами.

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения - гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 5): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти , приоритет прав и свобод человека и гражданина , политические и экономические основы государства и общества.

Схема 5. Система основ конституционного строя России.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos - власть народа) означает, что:

  • во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
  • во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
  • в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума .

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства - унитарной и федеративной - Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

  • признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
  • закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
  • устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Формирование правового государства - сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма , повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество . Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

  • во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
  • во-вторых, переход к другой - монархической - форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
  • в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ .

Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой . Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4-7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, Основным Законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика. Именно такая смешанная форма республики является преобладающей формой правления в современном мире. Смешанная форма правления закреплена и для субъектов РФ Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), в которых термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым. Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает в том числе и произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения, потере жизнедеятельной инициативы людей, возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма сложно (прежде всего в силу неблагоприятной экономической ситуации).

Социальное же правовое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда , обеспечение государственной поддержки семьи , материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция РФ прямо не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства закреплен в отраслевом законодательстве, в частности в Законе РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» с изм. и доп. и Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изм. и доп. В России нормативно закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; религиозным организациям допустимо обучать детей религии в таких учреждениях только вне рамок образовательной программы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления .

С рассмотренными характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти: единство и разделение власти, источник власти, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.

Экономические и политические основы конституционного строя

В последние десятилетия отмечается тенденция к расширению объекта конституционно-правового регулирования за счет включения сюда основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества . Принципиально важно, что правовым регулированием вообще и конституционно-правовым регулированием в частности должны охватываться именно основы указанных сфер общественных отношений, поскольку чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества свидетельствует о недемократическом, неправовом характере такого государства. Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

В подходе к государственному регулированию экономической деятельностью в России в 1990-х гг. произошли принципиальные изменения: государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики . Именно такой подход закреплен в российском Основном Законе .

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ): единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции ; многообразие и равенство форм собственности .

Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка , финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.

Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из первых рыночных российских законов был Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В-третьих, данному конституционному положению не соответствует ряд норм отраслевого (налогового, таможенного, административного) законодательства, допускающих лишение имущества частных лиц без судебного решения, в частности, о бесспорном списании с административных правонарушениях и др.). Однако Суд пояснил, что не исключено временное изъятие имущества у частных лиц в административном порядке в целях реализации публичных интересов (в частности, при совершении таможенных и иных административных правонарушений). Такие меры превентивного характера направлены на обеспечение сохранности имущества, которое подлежит конфискации, и сами по себе не влекут прекращения права собственности на это имущество. Моментом же прекращения права собственности на конфискованное имущество у частных лиц и, соответственно, возникновения права государственной собственности на это имущество является вступление в законную силу решения суда либо истечение срока на обжалование решения о конфискации. Кроме того, судебного решения не требуется для изъятия имущества у частных лиц за совершенные правонарушения в случаях, когда гражданин или юридическое лицо добровольно соглашается заплатить определенную сумму (например, штраф).

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики. Конституция РФ не закрепляет политическую систему общества , исходя из того, что эта система в конечном счете создается инициативой свободных личностей . В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами , как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям , преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов , религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.