Отношения между гражданским обществом и правовым государством. Формирование правового государства и гражданского общества в России

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования правового государства является наличие гражданского общества. Построение гражданского общества в нашей стране - одна из целей, проводимых в современной России реформ. Рассмотрение вопроса о соотношении правового государства и гражданского общества предполагает предварительное определение соответствующих понятий. Стоит повториться, что правовое государство - такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

Понятие «гражданского общества», несмотря на частое использование в научных публикациях, в учебной литературе, в средствах массовой информации, в науке достаточно отчётливо не определено. По мнению представителей юридической науки, гражданское общество - свободное демократическое правовое общество, ориентированное на личность, обеспечивающее свободу творческой (предпринимательской) деятельности, создающее возможность реализации прав человека и гражданина. Или: гражданское общество - сфера личных, социально-экономических, культурных, нравственных, религиозных отношений, основанных на принципах справедливости, гуманизма, равенства всех перед законом и способствующих развитию их инициативы и предприимчивости.

По существу гражданское общество - демократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. По-видимому, только в цивилизованном, демократическом государстве может сформироваться полноценное гражданское общество. Этому, безусловно, способствуют демократические институты власти (выборы, референдум, политический плюрализм и др.).

В общетеоретическом плане следует отметить, что взаимоотношения государства и гражданского общества сложны и разнообразны по своему содержанию. Такие отношения целесообразно рассматривать в трёх аспектах: во-первых, установить, в чём проявляется единство государства и гражданского общества; во-вторых, определить, какие черты, свойства, особенности характеризуют их различия; в-третьих, выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей.

Единство государства и гражданского общества. Прежде всего, отметим то, что формирование и правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать его права и интересы.

Рассматриваемый аспект соотношения проявляется и в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, закрепляющим юридическое равенство. В отечественной литературе обращается внимание на то, что главным признаком и основой гражданского общества законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их права и свободами.

Акцент также делается на том, что критерием зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства.

Автономность индивидов и организаций в условиях формирования гражданского общества способствует созданию механизмов их саморегуляции и саморазвития, образованию сферы невластных отношений. Одним из показателей развития такого общества является то, что граждане обладают, в частности, способностью и реальной возможностью осуществлять свободу политического выбора. Так, право граждан на объединение, закреплённое в ст. 30 Конституции РФ, по сути есть право на свободный и самостоятельный выбор гражданами любых форм негосударственной деятельности, не противоречащих требованиям закона. Такие объединения - необходимый составной элемент гражданского общества.

В рассматриваемом плане отметим и то, что гражданское общество возможно в условиях, когда экономическая система построена на правовых началах, формируемых и обеспечиваемых государством. Соответственно каждый из субъектов экономических отношений должен быть защищён и гарантирован как от неправового влияния государства, так и от диктата поставщика. В этом также определяется определённое единство гражданского общества и государства, осуществляющего правовое регулирование общественных отношений. Как видим, государство обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и др., что отражает формирование новых социально-экономических и политических реальностей в современной России.

Единство гражданского общества и правового государства обнаруживается также и в том, что они формируются одновременно, органически взаимосвязаны. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов, и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой «становой хребет» и одновременную форму («обруч») общества. В государстве важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Если «убрать» правовое государство, то и общество развалиться на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию в выяснении отношений, в бесконечных спорах, столкновениях.

Обратим внимание и на то, что единство рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений находит своё выражение в демократическом политическом режиме. Содержание такого режима составляют цивилизованные приёмы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, социально-культурной, экономической и иных областях жизни общества.

Различия гражданского общества и правового государства. Любое государство (даже самое демократическое, не авторитарное) есть организация. И как любая так или иначе сложная организация оно объективно неизбежно строится иерархически, в порядке соподчинённости структурных звеньев (государственных органов). Публично-властные отношения, определяющие структуру и алгоритм действия государства, - всегда отношения, в основном, вертикальные, субординационные.

С учётом названного аспекта, правое государство - организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле, в плане проводимого разграничения можно сказать о государстве как форме гражданского общества. К тому же отметим и то, что правовому государству и гражданскому обществу свойственны и несовпадающие структуры, и соответственно специфические функции.

Наиболее отчётливо между рассматриваемыми социальными образованиями проявляются в следующем: гражданское общество - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Имеются в виду объединения, созданные «снизу», а не по указке вышестоящих органов, например, политические партии, функционирующие на основе уставов, программных документов, и координирующие свою деятельность с другими институтами гражданского общества. Во всех случаях речь идёт о структурах, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. «Совокупность отношений, скрепляющих гражданское общество, - по мнению Л.С. Мамута, - сложная система горизонтальных, одноуровневых связей, в которой практически нет места порядку субординации. Одновременно оно есть ещё и сфера реализации людьми их партикулярных (индивидуальных, групповых) интересов».

Для отличия государства и гражданского общества обратим внимание и на иные факторы. Напомним, что отношения между гражданами, их объединениями, союзами на уровне горизонтальных связей сроятся на началах равенства, свободы координации. Их связи и отношения преимущественно основываются на соглашениях, договорах. Должностные лица и органы государственного управления связаны отношениями субординации; каждый из них подчинён в порядке иерархии прямому вышестоящему начальнику (органу, учреждению).

Согласно действующему законодательству, гражданам разрешено всё, что не запрещено законом. Должностным лицам разрешено только то, что предопределено их компетенцией или предписано приказом.

Граждане могут быть привлечены к юридической ответственности только за правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние. Должностные лица отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения, обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.

Взаимодействие государства и гражданского общества. Формирование правового государства и гражданского общества не означает слияния, взаимного поглощения. Соответственно надо видеть определённые линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений. В этой связи представляет интерес следующее суждение: государство, которое не опирается на гражданское общество и не сдерживается им, столь же опасно, как гражданское общество, которое не упорядочивается государством, не объединяется им в новую общезначимую целостность. Имеется в виду, в частности, что «неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое поглощает первое». Этот вывод и материал, рассмотренный выше, свидетельствует о том, что государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определённое единство. Взаимодействие гражданского общества с государством можно рассмотреть и относительно более конкретных организационно-правовых форм. С точки зрения потенциала государства это:

  • 1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса;
  • 2) предоставление субъектам гражданского общества - участникам политической жизни правовой возможности реализовать свои интересы в различных звеньях политической системы, в организации и деятельности органов государственной власти;
  • 3) установление правовых запретов относительно тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в частную и личную жизнь человека и гражданина;
  • 4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Это с одной стороны. С другой - гражданское общество во многом определяет функционирование демократического государства, его органов. Например, правотворческая деятельность государства тесно связана с деятельностью таких структурных элементов гражданского общества, как политические партии, общественно-политические движения, общественные организации граждан. Отметим также, что гражданское общество и его элементы способствуют образованию лишь демократической, а не диктаторской формы правления, установления демократического политического режима в стране. Значимость этого очевидна, поскольку демократический режим способствует развитию местного самоуправления, совершенствованию форм прямой и представительной демократии, созданию условий для активной деятельности политических партий, выражающих различные мнения социальных групп. Следовательно, при демократическом режиме создаются наиболее оптимальные предпосылки для становления гражданского общества, его взаимодействия с государством.

Таким образом, написанный выше текст, является доказательством тесной взаимосвязи гражданского общества и правового государства. Он свидетельствует о неразрывности этих двух понятий, поскольку они напоминают, образно говоря, две стороны одной медали. На самом деле, нельзя представить правовое государство без гражданского общества, потому что гражданское общество есть, с одной стороны, - предпосылка, то есть то, на чём основывается правовое государство, с чего нужно начинать его развитие. А, с другой, - фактор формирования. Это подразумевает наличие гражданского общества как обязательного элемента при становлении правового государства. Стоит отметить, что, чем более развито гражданское общество, тем более демократично государство, и формирование гражданского общества протекает более успешно, если государство создаёт для этого благоприятные условия. Поэтому для успешного достижения поставленной цели, в виде гражданского общества, необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе правового государства.

Государство - это форма политической организации общества, главное орудие политической власти. Государство возникло в результате закономерного общественного развития, разделения труда, появления имущественной собственности и образования социальных сословий, классов. Основными признаками государства являются :

  • o организация власти по определенному территориальному делению;
  • o деление населения по признаку территории проживания взамен деления по кровнородственным признакам;
  • o наличие публичной власти, осуществляемой особым разрядом лиц, занятых исключительно управлением обществом и охраной установленных в нем порядков (государственные чиновники);
  • o несовпадение публичной власти с властью всей массы населения в отличие от непосредственной, самодействующей организации вооруженного народа в до-государственном состоянии общества;
  • o право и возможность осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества, претензия на защиту всеобщего интереса;
  • o монопольное право на взимание налогов для формирования общенационального бюджета, содержания государственного аппарата;
  • o монопольное право на принудительное воздействие в отношении населения, наличие органов и орудий принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы);
  • o суверенное законотворчество - право издавать законы и правила, обязательные для всего населения.

Государство - центральный и основной элемент политической организации общества. Это орган управления отдельной общественной структурой, формами собственности и связанной с ней структурой производства. В условиях приоритета общечеловеческих интересов относительно классовых государство может перерастать из органа власти в орган исполнения законодательной инициативы общества, обеспечивающий бесперебойное функционирование его основных механизмов.

Внутренними функциями государства являются обеспечение функционирования общества как целостного организма, сохранение существующих в нем связей, зависимостей, соподчинений; преимущественное удовлетворение интересов политически и экономически господствующих социальных сил, внешними - защита неприкосновенности границ, целостности территории, суверенитета, содействие развитию сотрудничества и взаимодействия с другими странами .

Гражданское общество

Гражданское общество - понятие, использующееся для обозначения всех существующих в обществе неполитических отношений той стороны жизнедеятельности общества и отдельных индивидов, которая пребывает вне сферы влияния государства, за пределами директивного регулирования и регламентации . В основе гражданского общества лежат жизнь индивидов как частных лиц, система свободно устанавливаемых ими связей и ассоциаций, разнообразие присущих им интересов, возможностей и способов их выразить, осуществить. При тоталитаризме гражданское общество сокращается до минимально возможных размеров. Развитие гражданского общества предполагает существование правового государства 1, призванного защищать и осуществлять интересы и права граждан. Принято считать, что необходимыми предпосылками такого общества являются рыночная экономика с присущим ей многообразием форм собственности; множественность независимых политических сил; недирективно формирующееся общественное мнение; свободная личность с развитым чувством собственного достоинства .

Взаимосвязь государства и общества

Западная цивилизация, шедшая по пути размывания общинной организации жизни, постепенно выработала новую форму интеграции и саморегуляции1. При переходе на капиталистический путь развития создавались новые сплачивающие общество механизмы, основанные на личной политической и экономической свободе индивидов, которые в процессе жизнедеятельности вырабатывают общие интересы . Общество, имеющее такие механизмы, называется гражданским.

Возникающее на основе гражданского общества государство является его официальным выражением. Здесь единство особенного и всеобщего реализуется в единстве и взаимосвязи индивида и государства через гражданское общество. Последнее имеет механизм саморегуляции, который позволяет человеку реализовать свою двойственную природу как индивидуального и общественного существа. Оно способствует сглаживанию противопоставления человека человеку по социальному происхождению, религиозным, национальным и иным различиям. Постепенно осознаются не только собственные эгоистические интересы, но и интересы различных групп. Такие интересы нельзя реализовать непосредственно, поэтому они опосредованно выражаются в формировании общественных организаций : профсоюзов, политических партий, массовых движений и т. д.

Гражданское общество имеет потребность в государстве как официальном выразителе общих интересов. Поскольку такое государство выражает общие интересы и строит свою деятельность исходя из общих потребностей народа, оно является действительно демократическим не только по внешним признакам, но и по сути. Демократическая государственная власть основана на балансе интересов всего общества и его отдельных составляющих. Она выполняет общественно значимые функции, которые делегируются государству, поскольку не могут быть исполнены другими структурными элементами гражданского общества.

Интегрирование общества на основе определенной идеологии, национальной идеи или идеи лидерства (либо в чистом виде, либо в их комбинации) не создает действенных инструментов его саморегуляции и самофункционирования. Попытки интеграции общества на идеологизированной основе приводят к появлению тоталитарного государства. Появление идеологизированного тоталитаризма неминуемо ведет к подавлению ростков гражданского общества. Тоталитарное государство - это самодостаточная организация, не нуждающаяся для воспроизводства во внегосудар-ственной структуре, каковой является гражданское общество. Последнее основано на личной свободе индивидов, тоталитаризм - на ее подавлении .

Взаимосвязь государства и общества при демократическом и тоталитарном режимах, а также в переходный период от тоталитаризма к демократии схематически показана на рис. 7.12.

Арендный блок

Формирование и развитие гражданского общества неразрывно связано с формированием и развитием государства, причем такого государства, где верховенствует закон и высоко развито правосознание граждан (правовое государство). Связь «гражданское общество – правовое государство» основана на взаимовлиянии: государство посредством законодательства, политики социализации личности формируют высокоразвитое в гражданском отношении общество. И наоборот. Гражданское общество влияет на развитие демократизации в законодательстве, на поведение институтов власти. Гражданское общество «отнимает» у правового государства некоторые функции, например, разрешение конфликтов на местном уровне. Вместе с тем гражданское общество и правовое государство находятся в состоянии постоянного «противовеса» друг другу, созидают, контролируя друг друга, препятствуя поглощению общества государством и государства обществом. Гражданскому обществу присуща высокая степень развития таких характеристик, как политическая культура и политическое сознание. Здесь наличествует активная политическая жизнь, плюрализм мнений и идеологий. Наконец, основным методом решения спорных вопросов является компромисс, консенсус, поиск национального согласия. Важной проблемой гражданского общества является взаимопонимание общества и личности, коллектива и личности. В гражданском обществе, правовом государстве этническая, идеологическая, политическая, классовая, культурная, религиозная и любые другие общности не должны подавлять индивидуальность. Индивид, ставший личностью, может выделяться, не порывая с общей ментальностью, идеей, общностью судьбы, истории, присущей данной коллективности. Здесь имеется новая основа для самореализации личности, проявления ее индивидуальности: самостоятельность, самоценность, гражданская ответственность человека, способного и желающего рассчитывать на свои собственные силы, самодеятельность соревнования. Условием и результатом такого развития становится все более полное превращение общества в гражданское целое, а государства – в правовое политическое единство.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Политология

Политика: понятие и общественный смысл. Современные течения политической мысли. Власть как явление общественной жизни. Социальные основы политики. Сущность политики государства. Политические элиты. Политическое лидерство. Политическая система: основные институты и их взаимодействие. Государство как политический институт. Партии в политической системе общества. Общественные объединения как институт политической системы. Тоталитарные системы: понятие и характерные признаки. Демократия: теория и реальность. Правовое государство: его сущность и основные признаки. Политическая жизнь общества, культура. Политическое сознание. Гражданское общество и государство. Политический процесс, конфликты, модернизация. Международные отношения как объект политики. Человек и политика. Средства массовой информации (СМИ) и политика.

Понятие "гражданское общество" в период существования советского государства не использовалось в преподавании теории государства и права, в научных исследованиях. Это объясняется тем, что социалистическая действительность, основанная на жесткой иерархии, резко расходилась с теорией гражданского общества. В настоящее время, в период демократических преобразований в России, осуществления экономических реформ раскрылся творческий потенциал концепции гражданского общества. В этой связи возникла необходимость обратиться к трудам мыслителей прошлого для выяснения генезиса (истории зарождения) понятия "гражданское общество".

Гражданское общество не государственно-политическая, а главным образом социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это -- рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Гражданское общество -- это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся: 1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2) безусловное признание и зашита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7) свобода слова и печати, независимость средств массовой информации; 8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9) классовый мир, партнерство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. В последние годы вопрос о соотношении гражданского общества и правового государства привлек внимание и ученых-обществоведов, и ученых-юристов. В научных исследованиях признается, что там, где люди открыто создают свои объединения, взаимодействуют между собой, не прибегая к услугам государственно-правовых институтов, там начинается гражданское общество. Вместе с тем гражданское общество как социальное явление органически связано с государством, государственной властью. Взаимоотношения государства и гражданского общества сложны и разнообразны по своему содержанию. Такие отношения целесообразно рассматривать в трех аспектах: во-первых, установить, в чем проявляется единство государства и гражданского общества; во-вторых, определить, какие черты, свойства, особенности определяют их различия; в-третьих, выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей. Единство гражданского общества и государства выражается в совпадении их многих целей и задач. И формирование правового государства, и создание гражданского общества преследуют одну общую цель: социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы. Рассматриваемое единство проявляется и в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией и действующим законодательством.

Единство гражданского общества и государства видится и в том, что оно обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и т.д.

Единство гражданского общества и правового государства обнаруживается также и в том, что они формируются одновременно. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов и способов их представления. В государстве важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Если "убрать" правовое государство, то и общество "развалится" на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию на выяснение отношений, бесконечные споры, столкновения. Наконец, единство рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений находит свое выражение в демократическом политическом режиме. Содержание такого режима составляют цивилизованные приемы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, экономической, социально-культурной и иных областях жизни общества.

Различия гражданского общества государства заключены в их структуре, специфических функциях. Правовое государство -- это организация публичной власти, обеспечивающая, "обслуживающая" гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества.

Гражданское общество -- это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Имеются в виду объединения, созданные "снизу", а не по указке вышестоящих органов; политические партии, функционирующие на основе соглашения (консенсуса) с другими институтами гражданского общества. Во всех случаях речь идет о структурах, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. Таким образом, сущностная черта гражданского общества -- существование в его рамках различных социальных сил, общественных образований. Главным действующим лицом такого общества является человек со всей его системой потребностей и интересов. Одно из отличий государства от гражданского общества состоит в его способности принимать законы и другие нормативно-правовые акты и возможности применять меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом.

Вместе с тем, безусловно, надо видеть определенные линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений. Государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определенное единство. Взаимодействие гражданского общества с государством осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах. Это: 1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса; 2) участие субъектов гражданского общества и прежде всего тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти; 3) запрет тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную и личную жизнь человека и гражданина; 4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации. Таким образом, правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И поскольку такое общество создается или будет создаваться, в той же степени складывается и правовое государство.

Понятия гражданского общества и правового государства находятся во взаимосвязи. В данной статье будут рассмотрены вопросы терминологии, структуры и принципов рассматриваемых явлений, их соотношение и проблемы, признаки и этапы становления.

Гражданское общество: понятие

Оно представляет собой комплекс отношений, возникающих в семье, между отдельными индивидами. Взаимодействия бывают культурными, религиозными, общественно-экономическими, развивающимися без вмешательства государства. При таких отношениях формируются условия, способствующие самореализации человека и общества в целом.

Между правовым государством и гражданским обществом существует взаимозависимость. Однако, чтобы ее определить, необходимо выяснить, что они из себя представляют. Выше рассмотрено наиболее распространенное определение гражданского общества. Разные исследователи подходят по-разному к данному понятию.

Под ним могут понимать обладание собственностью конкретными людьми или их группой. Также под гражданским обществом понимают такую структуру последнего, при которой учитываются интересы различных слоев и групп, при этом в стране в качестве строя присутствует развитая демократия.

Также под ним могут понимать высокоразвитое общество с такими его членами, которые обладают способностью к самостоятельной деятельности. Одно из определений предполагает деятельность гражданского общества в условиях правового государства.

Гражданское общество: структура

Первый уровень взаимосвязи между индивидуумами составляют основные потребности людей, необходимые для обеспечения их жизнедеятельности. Их реализация осуществляется через различные объединения и ассоциации.

Вторым уровнем является комплекс социально-культурных нужд, которые включают в себя такие потребности, как продолжение рода, духовное развитие, получение информации и другие. Эта совокупность реализуется использованием институтов гражданского общества, включающих семью, церковь и иные религиозные учреждения, творческие союзы, научные и образовательные организации и т. д.

Последним, высшим уровнем отношений, складывающимся между индивидами, являются политико-культурные. На нем у каждого человека должен быть сформирован свой политический взгляд и позиция. Люди со сходными взглядами объединяются в соответствующие движения и партии.

Главные признаки гражданского общества

Они включают:

  • максимально возможное обеспечение прав и свобод индивида;
  • самоуправляемость;
  • соперничество между различными структурами и группами людей;
  • существование плюрализма мнений, что способствует свободному формированию общественного мнения;
  • право каждого человека на информацию;
  • жизнедеятельность в подобном обществе должна поддерживаться за счет создания новых учреждений и институтов, которые для традиционного общества не доступны;
  • доминирование среднего класса.

При этом между членами рассматриваемой формации не должно наблюдаться конфликтов.

Как видно из данного термина, он состоит из двух частей: «государство» и «право». Изучается гражданское общество и правовое государство в обществознании. В нем принято следующее определение последнему: «демократическое государство, в котором доминирует закон, все равны перед ним и перед судом, каждому человеку гарантированы права и свободы и присутствует разделения различных ветвей власти».

Таким образом, в подобном государстве каждый индивид может принимать участие в управлении им. А это, в свою очередь, достижимо при развитом гражданском обществе. Отсюда и вытекает необходимость взаимоувязки этих двух явлений.

Итак, мы рассмотрели понятие державы как правового государства и гражданского общества.

Главные признаки государства с приоритетом закона

Как уже говорилось, гражданское общество и правовое государство находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим некоторые из рассматриваемых признаков могут характеризовать как одно, так и другое образование.

Для правового государства характерны следующие признаки:

  • верховенство закона;
  • независимость разных ветвей власти;
  • обеспечение прав индивида и реализация возможности его свободного развития;
  • ответственность индивида и государства взаимная.

Таким образом, признаки правового государства и гражданского общества совпадают в следующем: обеспечение прав и свобод каждого конкретного человека, право каждого попасть в управление страной. При этом необходимо соблюдать ответственность между всеми членами общества. То есть предполагается наличие взаимодействия между политической властью, правовым государством и гражданским обществом.

Принципы рассматриваемого государства

К таковым относятся:

  • приоритет права;
  • защищенность с точки зрения закона каждого индивида;
  • единство закона и права - подразумевается, что каждый правовой акт должен содержать правовые начала, быть гармонизированным с международными актами подобного рода и принят легитимными органами, наделенными такими полномочиями;
  • разграничение деятельности разных ветвей госвласти.

Функции правового государства

Для него характерны следующие:

  • экономическая — она должна сводиться к тому, что государство должно осуществлять регулирование многоукладной экономики и рыночных отношений, создавая режимы наибольшего благоприятствования для общественно значимых продуктов, уменьшения процентных ставок для хозяйствующих субъектов, осуществляющих изготовление подобных товаров и некоторые другие меры;
  • правоохранительная — ее сущность заключается в том, что поддерживается общественный порядок, соблюдаются права и свободы индивида, при этом правоохранительные органы должны оставаться в пределах своих полномочий;
  • социальная — сводится к тому, что, несмотря на то, что основная часть потребностей должна удовлетворяться за счет предпринимательской деятельности, охрану природы, здоровья, образования и некоторые другие глобальные потребности должно обеспечивать государство.

При этом в правовой его разновидности также должны присутствовать государственно-частные системы, являющиеся смешанными.

Соотношение между гражданским обществом и правовым государством

Само общество старше государства, однако именно гражданская его разновидность была образована только в XVII веке. Оно было сформировано в развитых капиталистических странах, в которых отношения между индивидами были построены на правах частной собственности и предпринимательства, осуществляемого в свободной форме. Уже в то время признавалось равенство прав и свобод индивидов.

Соотношение гражданского общества и правового государства заключается в том, что функционирование представительных органов госвласти лимитируется деятельностью политических движений и партий. При развитом гражданском обществе государство сосредоточено на вопросах осуществления менеджмента здравоохранения, экономически-социальной деятельностью, образованием. При этом тотального контроля за экономикой оно не осуществляет, вмешиваясь только по мере необходимости при возникновении различных спорных ситуаций. При гражданском обществе должно получать дальнейшее развитие социальное законодательство и расширяться область публичного права.

Таким образом, формирование правового государства и гражданского общества должно сопровождаться становлением демократических процессов. Государство должно быть правовым и социальным, самоуправляемым, с выборными должностями руководителей управленческого звена. Государственная деятельность должна быть публичной, а должностные лица - отвечать за свои проступки и преступления перед судом на тех же основаниях, что и другие граждане страны.

Итак, соотношение правового государства и гражданского общества должно быть таким, при котором граждане способствуют формированию первой из рассматриваемых формаций, а государство соблюдает, гарантирует и обеспечивает права, интересы и свободы индивидов и различных групп.

Исторический экскурс

Проблемы правового государства и гражданского общества рассматривались многими исследователями на рубеже XIX- XX столетия. Отечественные специалисты ставили в центр проблему личности, права и свободы человека, оценку госвласти и законов, которые она принимает, с позиции нравственности.

Одним из мыслителей того периода, развивавшим данные идеи, был Н. А. Бердяев, который считал, что интересы государства и индивида должны находиться в гармонии, а главным условием существования правового государства должна быть гарантия прав и свобод индивида.

Гражданское общество и правовое государство в России развивались с акцентом на последнее. Даже сегодня многие наши граждане убеждены в том, что нам не хватает сильного государства.

Правовая государственность начала формироваться еще при Александре II, который произвел отмену крепостного права, осуществил судебную реформу, создал адвокатуру и прокуратуру, провел земскую, образовательную, военную и финансовую реформы. Февральская революция 1917 года способствовала созданию многопартийной системы, утверждением прав и свобод индивида, формированию основ гражданского общества и правового государства. Но этот процесс был прерван совершенной большевиками революцией в конце 1917 г.

В стране начал устанавливаться тоталитаризм. Из повседневной жизни исчезает плюрализм, уходят в небытие различные интересы групп населения. В условиях гражданского общества государство правовым и социальным просто обязано быть. При этом при тоталитарном строе государство считает себя обществом, в результате чего социальные функции, присущие последнему, теряются.

Таким образом, индивидуальность при данном строе исчезает. Времена коммунизма в нашей стране привели к тому, что все рядовые члены общества были равны перед государством. Лишь в правящих кругах сохранилось соперничество. Эта ситуация во многом характерна и для сегодняшних времен.

Те партии, политические движения, которые представлены в нашей стране, являются достаточно маргинальными, они больше похожи на клубы единомышленников, чем на массовые политические организации, что вызывает политическую и социальную апатию у основной части населения.

Формирование правового государства и гражданского общества в России

Этому процессу начало положило принятие Конституции в декабре 1992 года. В ней закреплены общепризнанные нормы, а также принципы из сферы международного права, составляющие определенную часть системы права нашего государства. Они объявлены высшей ценностью, принадлежащей индивидам с момента рождения. Здесь прописан порядок лишения человека свободы, запрещено принятие мер, относимых к произволу, по отношению к конкретному человеку.

Конституция провозглашает личную неприкосновенность и право на свободу каждого индивида. Развитие правового государства и гражданского общества может осуществляться на основе прочной

Конституция гарантирует использование личных способностей индивида в любой не запрещенной экономической деятельности. В данном документе закреплено равенство прав и свобод физических лиц страны. Отдельно оговариваются те из них, которые относятся к судебным.

Гражданские права и свободы, которые прописаны в Конституции, получили дальнейшее развитие в Гражданском кодексе. Превалирование права в правовом государстве и гражданское общество (его создание) являются основными задачами при переходе от тоталитарного государства к демократическому. Его значимость обусловлена тем, что без его создания невозможна творческая и гражданская активность индивида.

Приоритетные направления образования гражданского общества в нашем государстве:

  • плюрализм форм собственности, свободный рынок, открытая социальная структура общества;
  • создание единых общностей, в которые объединяются индивиды и социальные группы со сходными интересами;
  • образование главных институтов гражданского общества и обеспечение в них среды, в которой бы могли раскрываться творческие потенциалы личности;
  • налаживание взаимоотношений между различными социальными группами и общностями;
  • создание различных предпосылок с целью оказания помощи для самореализации индивидов;
  • формирование механизмов самоуправления и социальной саморегуляции и ее развертывание на различных уровнях общества.

В настоящее время не все элементы гражданского общества и правового государства в России построены. Профсоюзы должны стать такими, которые бы реально отстаивали права работников. Должны создаваться полноценные предпринимательские союзы. По мере освобождения общества будут появляться новые интересы, что приведет к созданию демократического государства со всеми признаками правового.

В современной РФ гражданское общество только формируется. Многие институты, которые созданы для того, чтобы оно функционировало, реально являются квазигражданскими. Все это должно быть преодолено, иначе взаимосвязь гражданского общества и правового государства в России никогда не будет достигнута.

Проблемы рассматриваемых явлений в современной России

Для нашей страны становление рассматриваемых понятий является достаточно новым явлением, в связи с чем существуют определенные проблемы формирования гражданского общества и правового государства.

Перечислим их:

  • сама новизна, которая может порождать различные ошибки;
  • неодинаковость развития регионов России по культурному и социально-экономическому развитию;
  • несмотря на то, что периодически возникают идеи, которые преподносятся как национальные, настоящей таковой идеи на сегодняшний день в нашем обществе нет, поэтому нация должна быть консолидирована на ее разработку;
  • достаточно трудно отказаться от системы ценностей, которая была сформирована еще в социалистическом прошлом.

Эти стереотипы не позволяют преодолеть проблемы правового государства и гражданского общества в России. Несмотря на то что в РФ действуют Конституция, ГК, другие нормативно-правовые акты, которые были описаны ранее, на сегодняшний день нет:

Места, где можно ознакомиться с рассматриваемыми понятиями

Для того чтобы осуществить знакомство с теми объектами, которые были рассмотрены в данной статье в виде тезисов, совсем не обязательно читать обширные труды, написанные исследователями по рассматриваемой проблематике. Во многих случаях достаточно ознакомиться с презентациями по гражданскому обществу и правовому государству. Их же можно использовать в учебном процессе, доработав в соответствии с вашими требованиями. Их можно найти в сети Интернет.

В некоторых из них можно ознакомиться с уроком по плану "Гражданское общество и правовое государство", что позволит выявить нужна ли вам данная презентация, например.

В заключение

Охарактеризовать кратко гражданское общество и правовое государство можно следующим образом:

  • последнее является такой формой организации деятельности госвласти, при которой все члены общества относятся с уважением к праву и находятся в равном отношении к нему;
  • первое можно охарактеризовать как совокупность общественных отношений, различных групп и коллективов, которые объединяются по различным интересам с целью удовлетворения своих основных потребностей по отношению к индивидам и группам.
  • если нет зрелого гражданского общества, то нельзя создать правовое государство с демократическим стилем правления, поскольку только свободные граждане, которые составляют костяк гражданского общества, имеют потенциал по способствованию формированию государства с подобным статусом.

Все это определяет необходимость становления гражданского общества и правового государства.