Философия в системе духовной культуре. Место и роль философии в духовной культуре общества и развитии личности

Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Все явления культурной жизни произрастают на почве мировоззрения. Еще большее значение, чем просто мировоззрение, занимает в культуре философия, как система теоретических и осознанных (продуманных, проанализированных) элементов мировоззрения.

Философия является теоретическим фундаментом культуры и в то же самое время - ее, культуры, наивысшим осознанным выражением. Не случайно Гегель, а за ним и Карл Маркс называли философию "цветком культуры нации". Философия, конечно, входит в состав культуры, сама является элементом культуры, но в тоже время выполняет в ней, в культуре, роль дрожжей, которые своим брожением подготавливают из теста национальных духовных элементов годный для выпечки и употребления хлебы культуры - произведения искусства, научные открытия, моральные кодексы и все другое, что служит духовной пищей человечеству.

В философии раскрываются общезначимые (природные и социальные) условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся централь-ной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, посторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют обще-культурное значение.

Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Выработанная в философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определенную систему способов и средств, методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека.

Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества.

Значение философии

  • Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.
  • Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека.
  • Позволяет выработать культуру разумного мышления.
  • Изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче.

Философия – это свободное мышление и искание истины.

Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах.

1.1. Место философии в системе духовной культуры

Культура представлена в различных продуктах материальной и духовной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура – не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. В понятии «культура» фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура - это именно то, что отличает человека от животных.

Единственный для человека способ преодоления культурной предопределенности – это создание новых смыслов и ценностей. Именно поэтому наиболее адекватный способ культурного существования личности – творчество.

В культуре выделяют материальную и духовную сферы, которые различаются по способу воплощения результатов человеческих усилий. Материальная культура – вся сфера материальной деятельности человека (орудия и предметы труда, жилища, одежда, предметы обихода, техника и т.п.). Духовная культура – сфера сознания, познания, воспитания и просвещения. Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культуры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом человеческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах.

Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами, необходимо более подробно охарактеризовать духовную культуру с точки зрения ее оснований.

Фундамент культуры составляют:

– знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке;

– ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.

Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности, ее часто называют рефлексией над основаниями культуры, квинтэссенцией самосознания исторической эпохи. Философия, имея дело с постоянно меняющейся реальностью, формирует общезначимые и непреходящие смыслы, в рациональной форме транслируя их будущим поколениям. Ядро философии составляют экзистенциальные, или смысложизненные, ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.п. В рамках философии, конечно же, обсуждаются и другие проблемы, однако она принципиально центрирована именно на группе экзистенциальных ценностей, которые и определяют мировоззренческую природу философского знания.

Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за горизонт известного. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в ту или иную конкретную эпоху. Именно поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира, отождествляемого обычно с универсумом простых фактов. Философское знание не является знанием о фактах. Кроме того, философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других культурных формах: науке, религии, искусстве и т.п. Именно поэтому философию невозможно напрямую соотнести с обыденной, эмпирической реальностью.

1. Место и роль философии в системы духовной культуры.

Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-мудрость и означает любовь к мудрости. Но это не дословный перевод. А на вопрос, что такое философия, каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Однако совсем другого мнения придерживался софисты. Главная задача философа,- считали они,- научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире. В итоге, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы её утаить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие - на землю. Таким образом сформировалось следующее определение философии: философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношении человека и мира.
Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философии познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как например естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания как например биология, геология... Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.
Эта та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека, как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.

2. Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки.

Философия зародилась в Древней Греции, несмотря на то, что существовали не менее древние и развитые культуры.
Существовало две предпосылки возникновения философии в Греции:
- свобода политическая, которая способствовала развитию свободы духовной;
- рационализм мышления древних греков.
Главный принцип деятельности разума – это сомнение, которое влечет необходимость доказательств. В странах Востока элементы философии не выделялись, из религии и мифологии (например в Индии) и из государственной практики (Китай).
Источником философии была мифология, они имеют сходства и различия. На сходства обратил внимание Аристотель, по его словам, философия и мифология основаны на удивлении, но мифология обращается к вере, а философия – к разуму человека. Мифология даёт готовые ответы, а философия стимулирует их поиск.
Истоки философских наук существенно отличаются от источников других наук. История наук особенно естественнонаучных, не является их частью. Это связано с тем, что в естествознании знание развивается прогрессивно и каждый новый этап отрицает предыдущий. Так, для того чтобы знать биологию или химию нужно знать не их историю, а их современное состояние. В отличие от естествознания, философия предполагает рассмотрение вечных вопросов о смысле жизни, сущности человека, бытия в целом. На эти вопросы нельзя дать однозначный ответ, поэтому в философии не существует ложных и абсолютно истинных учений. Каждое философское учение раскрывает определенную грань истины и чтобы приблизится к истине необходимо изучить историю философии, то есть всё многообразие подходов к вечным философским вопросам.
Несмотря на свободу и творческий характер философии, на произведения и мировоззрение философов налагала отпечаток эпоха их жизни.
В соответствии с общеисторической хронологией выдвигаются три периода в истории философии:
Античная философия
Средневековая философия (схоластика).
Философия нового времени.

3. Предмет и структура философского знания (онтология, гносеология, логика и др.)

Античная философия включала в себя тот состав знания, который в
последствие отошел к естественным наукам.
И все же уже в античности говорилось о ОНТОЛОГИИ - учении о бытии и о ГНОСЕОЛОГИИ - учении о познании, и о ЛОГИКЕ - учении о формах мышления.
Можно выделить моменты, свойственные философскому знанию вообще.
Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие, бытие материальное и идеальное. Философское учение о бытие получило название онтологии.
Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир, в чем заключается сущность самого познания и что есть истина. Философское учение о познании получило название гносеологии.
Философские вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека.
Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к какой-либо цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Исследовать эти вопросы - дело философии.
Большая многоплановая проблема “ мир-человек”, по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

4. Философия и наука.

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется три аспекта его интерпретации:
Является ли философия наукой;
Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;
Соотношение философии и вненаучного знания.
Первый аспект. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии.
Второй аспект. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает влияние на их развитие. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера.
Третий аспект. Игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки. Примерами могут служить и инквизиция, и фашизм.
Философия имеет сходство и с религией и с наукой, хотя её нельзя приравнивать ни к одной, ни к другой.
Философия и наука.
Сходство: Они изучают природу и человека, опираются на разум, но наука помимо разума основывается на опыте, поэтому полученное знание достоверно. Научные знания узко специализированы, а философские напротив максимально обобщённо.

5. Философия и мировоззрение.

Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие мировоззрение шире понятия философия. Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем.
В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. Т.е. мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная насыщенность.
Знания входят в мировоззрения в виде убеждений. В структуру мировоззрения входят и идеалы.
Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.
6. Функции философии.

Мировоззренческая функция. Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем.
Методологическая функция. Заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.
Школа теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.
Критическая функция философии. Принцип “подвергай все сомнению”, со времен античности проповедуется многими философами.
Социальная функция. Задача – объяснить социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить.
Гуманитарная функция. Философия должна играть жизнеутверждающую роль для каждого индивида. Именно сегодня эта функция особенно актуальна.
Все функции философии взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их.
Философия истории – историческая наука изучает прошлое в центре её внимания исторический факт. Философия истории рассматривает историю, как особую реальность в единстве всех временных моментов, прошлого, настоящего и будущего. В отличие от истории – философия истории концентрируется не на фактах, а на общих проблемах истории, в частности, что является движущей мыслью истории, закончится ли история, каковы основные этапы исторического развития и т.д.
Философия государства и права изучает сущность права, его виды, соотношение права и морали. Философия права анализирует закон исходя из философского представления о справедливости.
Философия хозяйства - сущность собственника, роль материальных ценностей в жизни человека и т.д.
Философия культурная отличается от культурологии. Изучает ценностную природу культуры, проблему соотношения мировой и локальной культур, восточной и западной, религиозной и светской, и т.д. Кроме этого изучается проблема культурогенеза и проблема эволюции культур в ходе истории времени.
Культура основана на нравственности ценности, поэтому с философией культуры непосредственно связана аксиология – философия ценностей.
Основу культуры составляют духовные ценности, они основаны на принципе совершенства: совершенство воли (добро и зло), изучает этика, совершенство формы (прекрасное и безобразное) изучает эстетика, и совершенство знания (истина и лож) – гносеология, изучает проблемы в критериях истины, в познавательности мира, в соотношении разума и чувств в процессе познания.
Философия религии в отличие от религии рассчитана как на верующих, так и на неверующих. Её задача помочь верующим обосновать свою веру, а неверующим обосновать отрицание Бога. Она изучает общности и особенности и религии, возможно ли создание общей религии, сохранится ли религия в будущем, в чем причина многообразия понимания сущности Бога?

7. Проблемы познаваемости мира. Агностицизм и его аргументы.
К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира.

Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально не познаваем. Они получили название агностиков (Кант), а философская позиция, которую они представляют, - агностицизм.

8. Материализм и идеализм как основные направления в истории философской мысли.

К метафизике философы относятся по разному. Сформировалось три основных отношения:
1. Идеализм – признавал метафизику главной частью философии, согласно идеализму природный мир вторичен по отношению к духовному миру, к Богу. Первым идеалистом считается Платон, вся философия в средние века, в XIX в. – Гегель.
2. Материализм – отрицает метафизику, сближая философию и науку. Материалисты считают, что философия должна заниматься изучением реального мира. Природа первична по отношению к духу. Материализм получает развитие в эпоху Нового времени, французского Просвещения, XIX в. – Фейербах, Маркс, Энгельс.
Скептическое – «сомневающееся». Возник в античности, родоначальник Пиррон. Он говорил, что истинный мудрец на метафизические вопросы ответит: «Не знаю». Идеи скептиков в Новое время развили Д. Юм и Э. Кант. Кант говорил, что у каждого человека существует «естественная метафизика» - задавать метафизические вопросы присуще каждому баз исключения.
Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии. Философское значение терминов материалист и идеалист не следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.

9. Противоположность диалектики и метафизики как способов познания и мышления.

Гераклит – родоначальник диалектики – учении о всеобщем развитии. Согласно Гераклиту: «Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну реку». Вещи не бывают тождественны себе, мир обновляется каждое мгновение. Поэтому Гераклит уподобляет мир огню.
Источником развития является «Война».
Война – это мать всего, что есть.
Война, то есть противоречие.
В настоящее время диалектический подход лежит в основе всех наук и познаний в целом.
Ещё в античности, в трудах Платона и Аристотеля выделялась специфическая область философского исследования – метафизика. Этот термин ввел комментатор произведений Аристотеля – Андроник Родосский. Он применил термин «метафизика» к не имевшему названия труду Аристотеля.
Метафизика – то, что следует после физики. Это учение о сверх природе.
Аристотель, изучая, пришел к выводу, что в мире все движется. Одна вещь движет другую. Найти перводвигатель невозможно т.к. он должен быть неподвижным, а такого в нашем мире нет.
Аристотель считает перводвигателем Бога, который находится за пределами природы. То есть к метафизике относятся вопросы о Боге, бессмертии души, о вечности и т.д. Эти вопросы невозможно решить исходя из опыта.

10. Человек и космос в античной философии. Проблемы первоначала.

Античная философия представляет собой единство содержания, цели и методов познания мира.
Основным содержанием античной философии был космоцентризм – это признание совершенства, гармоничности, разумности и одушевленности, природы (космоса).
Понятие «космос» рассматривалось в двух значениях:
1. Порядок, противоположность хаосу.
2. Красоту.
Человек признавался неотъемлемой частью космоса. Разум человека считался вторичным по отношению к космическому уму. Идеализация прир. греками определила созерцательный характер их культуры. Для греков не было необходимости совершенствовать, преобразовывать природу.
Космоцентризм определял основную проблематику философских исследований:
1. Проблема природы - из чего состоит мир? Движется ли он или покоится? Как соотносится материя и форма?
2. Права человека – что такое добродетели? Как они формируются? В чем смысл и цель человеческой жизни? Какое государство является наилучшим?
Цель философии определяется как свободное познание истины, исключающее всякую выгоду.
Важной задачей философии является нравственное совершенствование человека.
Методом античной философии было рациональное познание природы и человека.
В VIв. до н.э. античная философия развивалась в рамках натурфилософии. Задавались два вопроса:
1. Из чего состоит мир? (первовещество)
2. Движется ли мир или покоится?
Философ Фалес считал, что мир происходит из воды.
Анаксилен – первооснова – воздух.
Гераклит – первооснова – огонь.
Анаксимандр – первоначальное – «апейрон» (беспредельное, из четырех элементов)
Анаксагор – комический Ум.
Эмпедокл - Четыре корня.
Пифагор – число.
Философы Левкинн и Демокрит считали первоосновой атом. В мире есть только атом и пустота, атомы объединяются в пустоте, создавая тела и даже души. Атомы неделимы и универсальны.
Идеи атомизма способствовали установлению принципа материального единства мира.
Рассматривая вопрос о движении и покое, сформировались две точки зрения:
1. Покоя не существует – в мире все движется. (Гераклит)
2. Не существует движения.

16. Платон об идеальном государстве.

Платон не только рассуждал об истинной добродетели, но и пытался воплотить ее в жизнь, разрабатывая проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы. Жизнь в таком государстве строго регламентирована, права и обязанности каждого гражданина и сословия определены законами. В государстве Платона высшей целью выступала забота о благе граждан. Обосновывая свой проект идеального государства, Платон со знанием дела подверг критике существовавшие формы государственной власти. Платон выделил четыре типа несправедливого государственного устройства: тимократию (власть военного сословия), олигархию (власть богатых), демократию (власть толпы), тиранию (власть тирана). Наиболее неприемлемыми для него формами власти были демократия и тирания.

17. Учение Аристотеля о материи, форме, причинах, движении.

Аристотель – философ IVв. до н.э. Ученик Платона. Аристотель основал школу Перипатетиков (прогуливающихся). Автор многочисленных трудов, первый систематизатор философии. Труды: «Метафизика», «Физика», «Никомахова этика», «Поэтика», «Органон»(Сборник трудов по логике).
Аристотель был систематизатор философии. Посвятил различные разделам философии.
Основу 1 философии составляет метафизика, в своей метафизике Аристотель опровергает Платоновское учение об идеях. По его мнению каждая вещь содержит в себе причины своего бытия. Этих причин четыре:
 материальная – то из чего вещь состоит;
 формальная – «эйдос» - идея, форма вещей;
 движущая – источник движения, каждая вещь движет другой;
 целевая – то, во имя чего вещь существует.
Платон разделял идею вещи и её материальную основу, а Аристотель их соединил. Аристотель рассуждает о том, какая причина более важна для понимания природы вещи, сводит четыре причины к двум – материальную и формальную (движущая + целевая). Большое значение имеет формальная причина. Первопричиной мира является Бог. По отношению к миру Бог неподвижный перводвигатель.
Заслугой Аристотель было создание Логики – науки о правильном мышлении, Аристотель доказал, что мышление – это единый процесс, подчиняющийся определеннымзаконам. в независимости предмета мысли, языка, национальности. Эти законы действуют одинаково.
Три закона логики: Мышление должно быть непротиворечивым, ясным, последовательным, слова должны правильно выражать мысли.
Аристотель разработал теорию доказательства. Учение об основных формах мысли: понятия, суждения и умозаключения.
Аристотель создал спецификацию учения о человеке. Этика Аристотеля помещается между психологией (наука о душе) и политикой (наука о государстве). Добродетели зарождаются в душе и проявляются по отношению к другим людям.
Целью человеческой жизни является достижения счастья – эволюционизм.
Счастье – это полнота жизни и полнота добродетели.
Полнота жизни – необходимость жизненных благ.
Аристотель делит добродетели на два вида – нравственные (щедрость) и умственные (мудрость).
Нравственность формируется привычкой, а умственным научением.
Душа состоит из двух частей – разумная и неразумная.
Неразумная состоит из растительной души (рост) и страстной (ненависть), страсти не бывают хорошими и плохими, но на их основе формируются и добродетели и пороки.
Порок по Аристотелю – это всегда крайность, избыток или недостаток страсти, а добродетель – это золотая середина. «Золотая середина» определяющая разум. На почве страха, например, рождается добродетель – мужество, и пороки – бесстрашие и трусость.
Аристотель занимался проблемой государства. Он не создаёт модели идеального государства, он анализирует реальные формы государства (наилучшие и наихудшие).
По источнику Власти:
→ Источником является один;
→ некоторые;
→ все люди;
По целям:
→ хорошие;
→ дурные.
У власти один человек: хорошая – монархия (правительство в интересах всех); тирания – в своих интересах правителя.
Некоторые – хорошие – аристократия (власть знатных людей); плохая – олигархия (власть богатых).
Все люди – плохая – демократия – (легко превращается в охлократию – власть черни); хорошая – полития (соединяет лучшие качества демократии и аристократии).
Основные заслуги Аристотеля: создал отличную от Платоновской концепцию метафизики, разработал основы логики, создал этическое учение, основанное на принципах рационализма, разработал теорию государства.
«Платон мне друг, но истина дороже!»

18. Аристотель о роли государства в обществе и формах государства.

Человек, по Аристотелю, не только разумное, но и “политическое животное”, жизнь которого вне общества немыслима. Как высшего рода сообщество государства направлено к величайшему благу. С точки зрения Аристотель рассматривает семью, экономику, институт рабства, различные формы политического устройства древнегреческих полисов. В отличие от Платона он не разрабатывает идеал государственного устройства, а анализирует, какие из существующих политических форм правления наилучшим образом способствуют достижения цели – благой жизни. Заслуга Аристотеля не только в том, что он систематизировал и обобщил знание, накопленные древнегреческой философией, но и заложил основы многих направлений научного знания: был первым античным учёным, создавшим систематическую науку о природе – физику; заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.

20. Эллинистическая философия (скептицизм, стоицизм, неоплатонизм).

Своеобразие философии эллинизма определяют те философские школы, которые обращаются прежде всего к проблемам личной жизни человека: скептицизм, стоицизм, неоплатонизм.
Противоречивость взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни приводила к разочарованию в возможностях познания, к скептицизму (от “быть в нерешительности”). Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания. Основатель скептицизма Пиррон утверждал, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений.
Большим авторитетом пользовалось также учение стоиков, основателем которой был Зенон из Кития. Высшей целью человека стоики считали достижение счастливой жизни. Высшее человеческое счастье – это жизнь, согласная с природой человека как существа духовного, разумного, способного осуществлять свой выбор. Путь к счастью лежит через апатию, т. е. через искоренение страстных чувств, аффектов. Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды.
Наиболее яркое и глубокое учение поздней античности – неоплатонизм выразил глубочайшие характеристики своей эпохи: ее универсализм и катастрофизм. Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти, отрешиться от всего земного, что было характерно для философского учения неоплатонизма.
21. Спор реализма и номинализма в средневековой философии.

Полемика реалистов и номиналистов происходила по вопросу об универсалиях – общие понятия.
Понятия – это формы мысли, отражающие предметы в их существенных признаках. По понятия бывают единичные и общие. В единичном – мыслится объект. В общем понятии – мыслится род объектов (стол, человек, дом).
По поводу природы общих понятий средневековые философы выдвинули две концепции:
1) Реализм;
2) Номинализм.
Проблема универсалий была очень актуальной для средневековых философов, это было связано с философской проблемой общего и единичного. Для церкви это имело значение, так как соотносилось с проблемой единства Бога, поэтому позиция крайних реалистов, отрицала единичное и крайних номиналистов, отрицания общие церковь не устраивали. Ближе всего ей была позиция умеренного реализма.
Фома Аквинский, кроме того, сумел синтезировать подходы реалистов и номиналистов, по его словам, универсалии в трех смыслах:
1) до вещей – в мысли Бога;
2) в вещах – как их сущность;
3) после вещей – в сознании человека.
На этом проблема была исчерпана.

22. Антропоцентризм и гуманизм в философии и искусстве философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность.
В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения (представитель – Франческо Петрарка).
Характерная особенность философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.

23. Религиозная концепция мира и человека в средневековой христианской философии. Теоцентризм.

Средневековая философия, представляет собой три единства: содержание, методов и цели.
Содержание определяется принципом теоцентризма («теос»-Бог). Данный принцип утвердился в философии вследствие господства в ней христианской идеологии. Бог познавался центральной проблемой философии и бытия. Теоцентризм находит отражение в креационизме и провиденциализме.
Креационизм – сотворение мира Богом Бог за пределами природы, он не только творит мир, но и руководит его развитием (провиденциализм).
Бог источник всех совершенств, он обладает высшей мудростью и т.д. Человек есть образ и подобие Бога.
Цель философии – содействия в познании Бога и спасении человека. Ни человек, ни природа не были в средние века самостоятельными объектами исследования.
Метод философии познания имел свои особенности. Философии по сути – это рациональное знание, но в средние века главным способом познания Бога, считалась вера. И привело это к тому, что в эпоху патристики и ранней схоластики возникла идея отрицания человеческого разума – Тертуллиан – автор. Он говорил, что Бог может открыт только вере, для разума он абсурден.
Однако такой подход, по сути отрицал и философию, и всякое позитивное знание, и он был пересмотрен.
В XIII в. Фома Аквинский признает, что и разум и вера являются средствами познания Бога. Однако разум вторичен, он может действовать только в согласии с верой, идти вслед за ней, в одиночку разум бессилен. Это была одна из основных проблем средневековой философии (эта проблема соотношения разума и веры в познании). Признание ралли разума позволило определить задачи средневековой философии; укреплять веру разумными доводами. Не менее важной проблемой было рациональное доказательство бытия Бога.
Доказательство производится зачастую на основе античных философских традиции:
 доказательство от первопричины – всё в мире имеет причину, первоначальной является Бог;
 доказательство от движения – все движется в мире, перводвигатель – это Бог;
 целесообразность – мир целесообразен и упорядочен, эту упорядоченность вносит Бог;
 от степеней совершенства – человек обладает мудростью, силой, но в незначительности. Есть кто-то, кто владеет этими качествами в совершенстве.
Помимо этого проблемами средневековой философии были проблемы универсалий и проблема духовного совершенствования человека.

24. Религиозно-этическая концепция человека в средневековой философии.

Согласно библейской доктрине человек дуалистичен. Тело и душа противостоят друг другу.
Тело – обитель греха.
Душа – стремится к Богу.
Безгрешных людей нет. На всяком человеке лежит печать первородного греха. Избавление от греха возможно только через Бога: человек должен исполнять заповеди Христа и следовать его путем – это путь страданий, беспрекословного подчинения Богу.
Заповеди:
 любовь к Богу больше чем к себе;
 к ближнему (любить как себя);
 ненасилие;
 непротивление злу силой;
 прощение;
 не осуждение;
 мир отречения (аскетизм и приоритет духовных ценностей).
Исполнение заповедей, смиренная жизнь приведут человека в рай, а затем в царство Божее (тело человека новое без болезней и страданий).
Человек, стремясь к спасению, полностью изменяет свою жизнь, кается в грехах и духовно преображается.
А. Блаженный (IV-V в. н.э.) – создал христианское учение о человеке. Он утверждал, что человек должен избавиться от трех похотей: 1) похоть плоти; 2) похоть гордыни; 3) похоть очей.
Под этими похотями он подразумевает три жизни: чувственная, практическая, созерцательная.
По Августину человек должен избрать истинную систему ценностей: «Радуйся Богу, но не пользуйся им. Пользуйся земными благами, но не радуйся им».
Августин считал, что все в мире есть добро; зло – это недостаток добра.
Самое главное в учении Августина об иррациональности благодати, человек не может понять за что Бог его наказывает или милует. В последствии от этой точки зрения отказались. Фома Аквинский, создавая учение о человеке синтезирует христианство и этику Аристотеля.
Добродетели делятся не три группы:
1) умственные (мудрость;
2) нравственные (справедливость);
3) богословские (вера, надежда, любовь).
Среди групп, самая высокая – богословская, главная – любовь.
В средневековой философии обосновалась незыблемость строя, социальное и имущественное неравенство. Считалось, что власть короля имеет божественную благодать. Августин создал учение о двух градах. Град Земной – государство и град Небесный – церковь. Они стремились к соединению.
Для средневековой философской антропологии характерно: соединение христианской доктрины и античных философских традиций.

25. Политическая философия Н. Макиавелли.

Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства. Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для Макиавелли политика. Задачу политической науки он видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам. Макиавелли приходит к идее “нового государя” – абсолютного властителя. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы – чтобы избежать расставленных капканов, льва – чтобы сокрушить противника в открытом бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость. Подобные рассуждения создали ему печальную славу учителя тиранов и автора тезиса “цель оправдывает средства”. Но этот тезис был создан стараниями иезуитов, так как Макиавелли наносил удар по религии и церкви, что вызвало негативную реакцию иезуитов.

26. Натурфилософия и пантеизм эпохи Возрождения. Н. Кузанский, Д. Бруно.

Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви был нанесен развитием естествознания, которое в 16 веке добилось значительных успехов. Поворот к новой космологии наметился уже в 15 в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского. Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной. Бог в философии Кузанского содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм. Согласно пантеистическому учению, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. “Мир имеет повсюду центр и нигде окружность, ибо его окружность и центр есть Бог”.
С именем Джордано Бруно связан решающий поворот в утверждении новой космологии. Центральная идея – тезис о бесконечности Вселенной. Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она не подвижна, в самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесконечное множество миров. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало.
У Кузанского природа погружается в Бога, у Бруно наоборот.

28. Английский эмпиризм 17 века (Ф. Бэкон, Д. Локк).

Эмпиризм – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего, научно организованный опыт или эксперимент.
Френсис Бэкон считается основателем опытной науки нового времени. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной ему философии.
Хотя проблема индукции ставилась и раньше предшествовавшими философами, только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовес индукции, распространенной в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы. Предпосылкой реформы науки должны стать по замыслу Бэкона, очищение разума от заблуждений.
Основные труды: трактат “О значении и успеха знания, божественно и человеческого”, сборник “О мудрости древних”, “Опыты или наставления”.
Джона Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал – английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности и государства. Свои политические взгляды и установки Локк обосновывал при помощи философии истории, ядром которой были учения о естественном праве и общественном договоре. По мнению Локка, изначально существовало естественное состояния людей. В этом состоянии царила взаимная доброжелательность, так как каждому хватало плодов земли и воды и каждый мог накопить достаточную для него собственность. Иначе говоря, частная собственность существовала задолго до установления государственной власти и независимо от её возникновения. Локк развивал положения, ранее высказанные другими английскими деятелями времён революции середины 17в.
Основные труды: Декларация независимости США, Декларация прав человека и гражданина, Опыт о веротерпимости, Два трактата о государственном правлении.


Внимание! Если вы считаете, что темы с вашего форума не должны присутствовать в карусели тем или в карусели присутствует содержимое, нарушающее нормы общепринятой морали, либо действующего законодательства - напишите нам на [email protected]

Место философии в системе духовной культуры

Предмет философии, основные проблемы и структура философских знаний

Философия и мировоззрение

План

Слово философия впервые произнес великий мыслитель ДР. Греции – Пифагор. Термин «философия» имеет греческое происхождение от сл. «филео» - люблю и «софия» - мудрость, и буквально означает, любовь к мудрости. Но более точно переводится по смыслу как «стремление к истине»

Пифагор говорил «Пусть никто не переоценивает свои возможности в постижении мудрости». Другой знаменитый философ Др. Греции Эпикур отмечал: «Пусть никто не откладывает философию в юности, и пусть не устает от нее в старости». Русский философ и историк 19 в. Кавелин говорил: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь, и была её показателем».

Когда же возникла философия?

Философия возникла в период становления и развития рабовладельческого общества примерно в VI до н.э. в Европе, на Востоке еще раньше в VII-VI в. в. до н.э. в странах древнего мира – Индии, Китае, Египте. Эту эпоху, время возникновение философии, нем. философ Ясперс связывает с появлением особого типа сознания, которое, искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпоху К. Ясперс называет «осевым временем»

Философия возникла не на пустом месте, у философии были свои истоки и предпосылки, и такими предпосылками возникновения философии были мифология и религия. Мифология считалась первой исторической формой мировоззрения, она возникает на ранней стадии общественного развития. Термин «миф» греч. сл. в переводе на русс. яз. означает – народное предание, сказание. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мироздания, возникновения культуры и человека.

Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов, духов, героев – многообразны. Например: Сказания о богах населяющих Олимп, о Прометеи и Геракле, Одиссее и аргонавтах и.т.д. Элементы мифологи – го мировоззр-я сохранились в общественном сознании современного общества (мифы о инопланетянах,о волшебных лекарствах исцеляющих от всех болезней и.т. п.)

В этот же период существовала и религия. Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Термин «религия» означает в переводе с лат. - благочестие, святость, набожность. Способом существования религии является вера. Являясь фантастическим отражением действительности, основываясь на вере в сверхъестественные, неземные силы, религиозное мировозз-е включает общечеловеческие нормы и нравственные принципы, сохранившие своё влияние на мораль современного общества.



Основными мировыми религиями являются: христианство, ислам, буддизм. Крупнейшими национальными, распространенными в мире религиями являются: синтоизм, индуизм, иудаизм

Философия возникает в ту эпоху, когда родовое сознание уже не в состоянии выразить духовное содержание культуры развивающего цивилизованного общества. И философия, и религия обсуждают проблемы устройства мира, природы и сущности человека, его места в мире. Однако между ними существует принципиальное различие. Философия использует средства разума, опирается на объективные знания и формулирует свои выводы в рациональной форме. В религии акцент делается на веру, а не на доказательство и аргументацию. Религия предлагает человеку верить, переживать, а не размышлять и делать выводы. Кроме того, религия предлагает готовые ответы на мировоззренческие вопросы, тогда как для философии характерно свободомыслие. Итак, философия возникла на почве мифологического и религиозного мировоззрения т.к. зрела необходимость в новом взгляде на мир, основанном на рациональных знаниях. Переход от мифологического и религиозного мировоззрения к философии был переход от «мифа к логосу». Мы обосновали необходимость перехода и возникновения философского мировоззрения.

Давайте определим, что же такое мировоззрение? КАКОВА его структура?

У каждого человека имеется определенный объем знаний. Когда человек задает вопросы о том - сотворен ли мир или существует вечно; происходит ли все по воле случая или закономерно; что такое человек, можно ли познать мир и воздействовать на него; что такое добро и зло?и.т.п, в ходе размышлений над ними формируется мировоззренческое знание.

Дадим определение мировоззрения в узком смысле, частное, -– это воззрение на мир в целом, общее понимание мира, целостное представление о нем. Запишем общее определение мировоззрения. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к нему, а так же основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. В мировоззрении выделяются 2 грани:

Миропонимание

Мировосприятие или мироощущение

Мироощущение – представляет собой эмоционально - чувственную сторону мировоззрения.

Миропонимание – познавательно- интеллектуальный его аспект. Как система мировоззрение включает в свой состав – основополагающие элементы: принципы, знания, убеждения, вера, воля, идеалы, ценности. Рассмотрим несколько из них.

Убеждения – это знание, которое прошло как бы через наше сердце, добыто усилиями собственного ума, это не просто и не только знания, это убежденность в его правоте, это готовность к его воплощению в реальность. К.Маркс образно выразился, что: «От убеждений можно отказаться, избавиться, лишь освободившись от уз души».

Важным компонентом мировоззрения являются идеалы. В них содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости. Идеал придаёт осмысленность человеческой деятельности, целеустремлённость. Взгляды - это определённая совокупность знаний, выраженных в представлениях и понятиях: они составляют основу мировоззрения.

В истории человечества выделяются 4-е основные формы мировоззрения: 1- мифологическое

2 - религиозное

3 - обыденное

4 - философское

Выше было сказано о мифологическом и религиозном формах мировоззрения.

Рассмотрим следующие, обыденное – это такое мировоззрение, которое рождается в процессе повседневной жизни, основывается на жизненном опыте. Философское – это такое мировоззрение которое носит научно-теоретический характер в форме представлений о мире и отношение человека к нему. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретическим характером. ИТАК, мировоззрение играет важнейшую роль в жизни человека и общества, определяет направление и характер его деятельности и поведения, служит своего рода духовным компасом.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ .

Философия – являясь теоретическим мировоззрением, выступает как особая наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

В ходе развития философии представления о её предмете менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа.

Среди них встречаются такие варианты, которые сводят к указанию на то, что ее предметам служат: раздумья о человеке, размышления о жизни и смерти и.т.д. Так, например, для греч. мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств – искусством самопознания. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, называл её госпожой наук. В Ср. века философия выступала служанкой богословия Интересным выглядит подход к определению предмета. который даёт крупный немецкий философов Кант. Он эту проблему расчленил на 3 части:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я смею надеяться?

В конце концов, он сводил эти 3 элементы к одному – Что такое человек? Итак, по Канту выходит, что главная проблема философии ее предмет – это человек. Есть и такая трактовка предмета философии. согласно которой – смысл философии заключается в том, чтобы выявить – Откуда мы? Кто мы такие? Куда мы идём? Эту точку зрения развивал известный французский художник Поль Гоген. По Гегелю – предмет философии – это мышление о всеобщем. 20 век предложил большое разнообразие трактовок предмета философии. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает ей в собственном предмете. В прежнем виде философия рассматривается позитивистами как бессмысленная наука, а в новом же облике она должна стать «служанкой» наук, методологией научного познания. Таким образом, предмет философии можно определить так – это учение о всеобщем бытии и познании. Далее, в философии есть круг основных ее проблем. Это, прежде всего проблемы бытия, сознания, жизни и смерти, бессмертия, смысла жизни, свободы, счастья и.т.д. Итак, необходимо определить специфику особенностей. Это, прежде всего знания – биполярные т.е. фил-ию не интересует мир сам по себе, а только в контексте человеческой жизнедеятельности, отношение 2-х полюсов – «человек и мир». Ф. знания – это всегда знания о сущем, о глубинном, о необходимом. Следующая характерная особенность ф.знний - это знания интегральные т.е. знания о всеобщем. Следующей особенностью ф. знания – это то, что эти знания носят предельно общий, теоретический характер. Далее, фил-ие знания носят вечный, инвариантный характер. Это значит, что многие проблемы фил-ии были сформулированы у её колыбели и продолжают быть столь актуальными и сегодня, т.е. выходят проблемы вечные, а ответы – исторические.

Важно при этом подчеркнуть, что это не означает, что человечество не может решить эти проблемы и свидетельствует о том, что ответы на них разнообразятся от эпохи к эпохе и сами проблемы разнообразны, и на сегодняшний день не могут быть достоверно решены логическим путём.

Поскольку на мировоззренческие вопросы нельзя дать окончательного ответа, философские проблемы на каждом новом историческом этапе осмысляются по иному, другими словами говоря фил-ие зн. неисчерпаемы по своей сути.

1. ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии

2. ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании

3. ДИАЛЕКТИКА – учение о развитии

4. ЛОГИКА – учение о формах правильного мышлении

5. ЭТИКА - учение о морали

6. ЭСТЕТИКА - учение о прекрасном в жизни и искусстве

7. СОЦИОЛОГИЯ - учение об обществе

8. АНТРОПОЛОГИЯ - учение о человеке

9. АКСИОЛОГИЯ – учение о ценности

10. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ - развитие фил-ой мысли

В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раздел философского знания, тогда как другие продолжали существовать на периферии. Например, в Античности и в Ср. века доминировала онтологическая проблематика, в эпоху Возрождения в центре внимания была антропология. В Новое время и в эпоху Просвещения философы решают, прежде всего гносеологические вопросы, а философия фактически сводится к вопросу об адекватном, универсальном познании. В современной философии внимание сконцентрировано в основном на антропологической и аксиологической проблематике; темы бытия, его познания, истины, т.е. онтология и гносеология, отходят на задний план

Среди ключевых вопросов в фил-ии выделяется такой, который называется главный или основной вопрос философии. Классическая формулировка этого вопроса была дана Л. Фейербахом и звучит следующим образом: великий основной вопрос всей фил-ии и в особенности новейшей философии - это вопрос об отношении мышления к бытию. В наше время часто предлагается новая формулировка вопроса современности, это – вопрос о выживаемости человеческого рода. Основной вопрос фил-ии включает в себя две грани или две стороны:

1ст. – что первично, а что вторично?

2ст. – познаваем ли мир?

В фил-ии термин первичное имеется в виду нечто – исходное, определяющее. В зависимости того, как философы отвечали на этот вопрос – прежде всего на 1-ую его сторону они разделились на 2-а противоположных направления:

Материализм – термин происходит от лат.сл. «материалис» – означает в пер. вещественный, телесный.

Идеализм – греч.сл. «идеа» – обозначает в пер. понятие, представление. По первой стороне осн. вопроса философии, философы разделились на два направления – материализм и идеализм. . Согласно матер-ой трактовке, первичным выступает бытие, нечто физическое, материя, вторичным, производным – дух, сознание, воля. С точки зрения идеализма, первичным, исходным, является дух, сознание, воля, а вторичным, производным – бытие, материя. Оба эти направления прошли в своем историческом развитии целый ряд этапов. В истории материализма различают такие исторические формы:

Античный, стихийный материализм античных философов

Натурфилософский материализм эпохи Возрождения

Метафизический, механистический материализм 17 – 18 вв.

Диалектический материализм, предлагаемый марксистской философией.

Идеализм имеет 2-е разновидности:

1 субъективный идеализм

2 объективный идеализм

Объективный идеализм признаёт исходным началом абсолютный дух или идею, которая существует вне и независимо от человека и определяет его индивидуальное сознание. Классический пример объективного идеализма – философия Г.Гегеля.

Субъективный идеализм признаёт единственной реальностью сознание или волю индивидуального субъекта, а мир выводит из содержания этого сознания. Примером субъективного идеализма явл-ся философия Д. Ж.Беркли, Д. Юма.

Другим онтологическим принципом классификации философских учений может быть принцип единства или множественности бытия. В зависимости от учений, которые исходят из признания - одного, двух или более начал, формируются монизм, дуализм и плюрализм. Все эти три в переводе на русский язык означают: один, два, двойственный, множественный.

Гносеологическая классификация философских учений строится в зависимости от характера ответа на вопрос - познаваем ли мир?

Большинство философов считали что мир познаваем; идеалисты считали мир непознаваем; другие сомневались в познаваемости мира

Мир познаваем, и такое решение называют гносеологическим оптимизмом; мир не познаваем – это учение называется - агностицизм. Те, кто сомневался в познаваемости мира это учение называется - скептицизм

ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматривая в этом плане философию, она представляет собой ядро, сердцевину духовной культуры человечества. Это нашло емкое отражение в знаменитом тезисе Гегеля: «Философия это живая душа культуры, духовная квинтэссенция (стержень)». Итак, выходит, что философия представляет собой нечто связанная с душой культуры, причем конструктивной, созидательной. Далее, можно указать, что фил-ия, выступает как систематизатор, интегратор духовной культуры. И, наконец, можно отметить такую роль фил-ии – побудитель, стимулятора духовного прогресса.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

1) Гуманистическая

2) Мировоззренческая

3) Методологическая

4) Гносеологическая

5) Аксиологическая

6) Эвристическая

7) Интегрирующая или координирующая

I. Гуманистическая функция философии, по общему мнению может рассматриваться как самая главная ибо, для философии нет ничего более важного чем сам человек, его внутренний, духовный мир.

II. Мировоззренческая функция служит тому, чтобы раскрыть сущность мироздания, его природу, нарисовать общую картину мира.

III. Роль методологической функции заключается в том, чтобы раскрыть методы и формы, способов постижения мира.

IV. Смысл гносеологической функции философии, чтобы доказать что представляет собой познание, каковы его уровни, формы и границы.

V. Аксиологическая (ценностная) функция философии раскрывает значимость различных предметов и явлений, их способность удовлетворять потребности и служить интересом людей.

VI. Эвристическая функция философии раскрывает творческие возможности людей и способности к поиску и находкам.

VII. Интегрирующая функция способствует аккумуляции, систематизации всего разнообразия знаний.

Для специалиста любого профиля фил-ия представляет несомненный интерес в двух следующих отношениям. Во – первых, она позволяет лучшей ориентации в своей профессии. Во – вторых, дает понимание жизни, реальности, во всей ее полноте и сложности.

В заключении лекции высказывания знаменитых философов:

Гегель: «Те люди, которые не знают великих творений – прошли мимо красоты».

Аристотель: «Все другие науки более необходимы, но прекраснее философии нет!».

Список использованных источников (литературы)

  1. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 352 с.
  2. Библер В.С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исходному вопросу) // Вопросы философии. 1995. №1.
  3. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
  4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
  5. Мамардашивили М. Как я понимаю философию. – Изд. 2-е. М.: Культура, 1992
  6. Маритен Ж. Философ в мире / Пер. с фр., послесл., коммент. Б.Л.Губмана. М.: Высш.шк., 1994.
  1. Мировоззрение, его сущность, структура и функции

Философия – это общая теория мира и человека в нем, – так кратко можно ответить на вопрос о том, что она представляет собой. Однако раскрытие данной темы мы начинаем все же с употребления понятия «мировоззрение». Дело в том, что философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Они играют особую роль в духовной и практической деятельности человека.

Мировоззрение («взгляд на мир») есть невероятно сложный пласт духовного мира человека. Они не исчерпывается лишь знаниями и сведениями о внешнем мире. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления.

Очевидно, что мировоззрение не сводится лишь к знаниям и представлениям человека о внешнем мире и о самом себе. Это не только картина мира , но отношение к миру, заинтересованное или безразличное, доброе или злое и т.д. Мировоззрение не может сформироваться само по себе, вне духовно-практической деятельности человека, развития науки и техники, культуры общества. Без мировоззрения человек еще не есть человек и действовать он будет методом «проб и ошибок», т.к. неосознанно, вслепую. Следовательно, мировоззрение – это не только совокупный результат, итог, но и условие для практической деятельности человека, изменения им внешнего мира и самого себя. Без мировоззрения человек не сможет стать личностью, т.е. социальным существом.

Что касается субъекта (носителя) мировоззрения, то им является всякий мыслящий индивид, отдельный человек. Оно у него всегда неповторимо, так как у любого человека имеются собственный опыт и знания о внешнем мире. Мировоззрением обладают и большие социальные группы людей (классы, слои и др.). В таком случае оно включает в себя типичные для этих групп взгляды, оценки и идеалы. Изучая художественную литературу, можно говорить, например, о мировоззрении русской интеллигенции ХIХ столетия. Социологи интересуются мировоззрением современной молодежи. Имеет место и мировоззрение исторически конкретного общества, т.е. установившиеся и наиболее распространенные в нем идеи, взгляды на мир, духовные ценности. Это, например, мировоззрение античного общества, мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.

Структура мировоззрения включает в себя прежде всего знания. Они являются исходным звеном, «клеточной» мировоззрения. Знания бывают обыденными («житейскими») и научными. Если нет знаний, то нет и мировоззрения. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире.

Убеждения означают твердую уверенность человека в истинности своих знаний и представлений, в правоте своей жизненной позиции. Наличие убеждений является одним из показателей социальной зрелости человека, сформированности его как личности. Разумеется, прочность убежде­ний отнюдь не означает, что они не могут изменяться и уточняться под воздействием новых знаний и фактов.

Вера (рациональная или же иррациональная) есть осо­бое духовное состояние человека, психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действитель­но существующей, уверенность в успехе дела и в лучшем будущем. Интеллектуальная вера основана на знаниях и фактах (например, уверенность в приходе весны), а ирра­циональная - на домыслах, фантазиях и догмах.

Мировоззрение человека невозможно представить без надежды как единства знания и веры, радостного ожи­дания какого-то события или результата. Духовный мир человека немыслим и без любви, если понимать под этим доброе и бескорыстное отношение к внешнему миру, к другим людям, стремление человека к подлинно совер­шенному.

Идеал - это образ желаемого будущего как цель и программа действий для человека, выражение его выс­ших целей. Часто ради него люди отказывают себе во многом, сознательно идут на жертвы и лишения, как это делал герой романа «Как закалялась сталь» П.Корча­гин. Однако имеются не только высокие, но и низмен­ные, утопические, реакционные и иные идеалы. А.М.Горький замечал, что природа лишила человека воз­можности передвигаться на четвереньках, но зато вручи­ла ему в качестве посоха идеал как опору в жизни.

В мировоззрение входят также и принципы, т.е. важ­нейшие руководящие идеи и правила поведения в мире. Большую роль в жизни человека играют его духовные ценности, т.е. идеи и понятия, с помощью которых люди определяют предметы мира как положительные или от­рицательные для них (добро или зло, прекрасное или безобразное и т.д.)

Все изложенное нами выше можно представить в виде простейшей формулы мировоззрения. Кратко говоря, Мировоззрение = мироощущение (эмоционально-пси­хологическая сторона М.) + миропонимание (рациональ­ная сторона М.) + отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Очевидно, что мировоззрение как бы трехслойно по внутреннему содержанию.

Мировоззрение может быть как научным, так и ненаучным, прогрессивным или же реакционным, оптимисти­ческим или пессимистическим, обретать какой-нибудь иной вид. Кроме этого, в каждой исторической эпохе обычно имеет место господствующий тип (форма) миро­воззрения. Например, в древнем мире таковым являлось мифологическое, в средние века - религиозное, а в Новое время возникло «юридическое мировоззрение» с его идеей естественных прав человека.

Мировоззрение всегда многогранно с точки зрения своего содержания. Поэтому в нем можно выделить ряд аспектов (сторон). Особую роль в научном мировоззре­нии всегда играют сведения о природе, ее строении и формах проявления, законах развития и функциониро­вании. Экономическая сторона мировоззрения означает представления людей об экономике общества, роли тру­да и техники, рынка, денег. Социально-политический аспект это представления человека об отношениях между большими социальными группами, о политичес­кой жизни в обществе. Имеют место также нравственный и эстетический, правовой, исторический, экологический и иные аспекты В целом же мировоззрение выполняет прежде всего функцию познания человеком окружающе­го мира и ориентации в нем. Это и есть основная роль мировоззрения, вытекающая из его сущности.

Как видим, мировоззрение имеет различные виды, ас­пекты и типы. Что касается типов (форм) мировоззре­ния, то они отличаются своеобразной трактовкой явле­ний внешнего мира и самого человека. Назовем и кратко охарактеризуем эти формы.

В основе мифологического мировоззрения лежит фан­тазия, вымысел. Г.Гегель замечал, что миф есть проявле­ние бессилия разума перед миром. Первые мифы челове­чества возникли в глубокой древности и были повество­ванием о происхождении и судьбах мира. Например, в древнегреческой мифологии утверждалось, что мир воз­ник из Хаоса. Затем появились Земля, День и Ночь, боги (всемогущие существа) - Зевс, Посейдон, Аид и другие, а сам этот мир стал ареной их деятельности и соперниче­ства. Мифология выразила сознание эпохи «детства» че­ловечества и по сути своей была эмоционально-образ­ным мировоззрением людей того времени.

Религиозное мировоззрение своим основным призна­ком имеет веру в сверхъестественную силу (Бог) и по­клонение ей. Оно возникло как выражение слабости че­ловека, его подавленности внешними природными и об­щественными силами. В основе религии как мировоззре­ния лежит догма о сотворении мира и человека Богом. Ее называют поэтому иногда догматическим или мисти­ческим мировоззрением.

Основой научного мировоззрения являются достовер­ные знания человека о внешнем мире и самом себе. Нау­ка - это выражение познавательной мощи и социальной силы человека. Для нее нет чудес, а есть лишь непознанные явления. Наука по сути своей является «расколдовыванием» мира, и поэтому она всегда являлась надеж­ной опорой и союзницей для ряда течений в философии. Зачатки науки («преднаука») возникли еще в античном мире. Систематическая же наука сформировалась в XVII в. и оказала колоссальное воздействие на ход чело­веческой истории, как умственной так и материальной. В отличие от иных форм, наука есть прежде всего поня­тийное мировоззрение, стремящееся к глубине и точнос­ти познания мира.

Обыденное мировоззрение формируется на почве про­стейших знаний и представлений человека об окружающем мире. В нем воплощается личный опыт людей, непосредст­венные условия существования и деятельности. Обыденное, или «повседневное» мировоззрение имеет тесную связь с формами народной мудрости людей (примеры, сказания, афоризмы и др.), в которых аккумулируется совокупный познавательный опыт всего человечества.

Философия как особое мировоззрение и как сфера духовной деятельности возникла и сформировалась на стыке названных нами выше четырех форм мировоззрения, в которых представлены те или иные «сгустки» ду­ховного опыта человечества. Она выросла из них как из своих источников, но не утеряла органической связи с ними. Философия родилась из потребности обобщить весь опыт познания мира человеком, сформировать це­лостную теоретическую картину мира, выявить место че­ловека в мире, определить его отношение к миру. Как же соотносятся мировоззрение и философия?

Во-первых, мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира. Философия же ориентирована на раскрытие наиболее общих принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, методов и форм познавательной и практической деятель­ности человека. Она не стремится ответить на все позна­вательные вопросы. Своими средствами она решает лишь самые общие («мировоззренческие») вопросы. К числу таковых относятся прежде всего вопросы о том, что есть мир, что есть человек и т.п. На частные же вопросы типа «Какова скорость света?», «Каков состав воды?» и т.п. ответы дают соответствующие науки (физика, химия и др.) и иные источники знаний о внешнем мире.

Во-вторых, с помощью философии мировоззрение до­стигает высокой степени упорядоченности, обобщеннос­ти и теоретичности (рациональности). С другой сторо­ны, крупные повороты в развитии научного знания, как правило, приводили и к смене сложившихся философ­ских представлений о мире. Так было, например, после открытий Н.Коперника, Ч.Дарвина, А.Эйнштейна.

В-третьих, развитое, богатое по содержанию мировоз­зрение стимулирует и облегчает постановку и осмысле­ние человеком философских, т.е. наиболее общих вопро­сов. Это становится возможным благодаря самым разно­образным знаниям о мире, которые обретает человек по мере формирования собственного мировоззрения.

В-четвертых, философия нередко определяет харак­тер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху Возрождения оно было антропоцентрическим в связи с активным осмыслением в философии феномена человека. Идея человека как некоего центра Вселенной пронизывала собой не только передовую философскую мысль того времени, но и иные формы общественного сознания.

В-пятых, мировоззрение и философию объединяет постановка и решение проблемы человека в различных ее аспектах. Мировоззрение включает в себя самые раз­личные сведения о человеке, почерпнутые из многих ис­точников – из религии, из обыденного познания, из науки и др. Философия же решает эту проблему в самой общей форме, отвечая прежде всего на вопросы о том, что такое человек, каково его место в мире и для чего он живет

В развитых мировоззренческих системах философия всегда является основным интегрирующим началом. Без нее нет и не может быть завершенного мировоззрения. Именно поэтому принято считать, что философия явля­ется теоретической основой, ядром мировоззрения. Во многом благодаря прежде всего этому факту и вытекает особая роль философии в духовной жизни человека и общества.

  1. Философия в системе духовной культуры человека и общества

Философия зародилась около 2,5 тысяч лет назад в странах Древнего Востока (Китай, Индия), Греции и Риме. Наиболее развитые по тем временам формы она обрела в Древней Греции. Первыми философами были Фал ее, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор и другие. Сам термин «философия» переводится обычно как «любовь к мудрости». Во все времена философии ассоциировалась со стремлением ответить на самые сложные вопросы, ка­сающиеся сущности и природы мира, существования в нем человека. Философская мысль изначально пыталась вобрать в себя весь познавательный опыт человечества, и не удивительно, что очень многие философы отличались богатой эрудицией и высокой культурой мышления.

Зарождение философии было связано с тем, что отдель­ные виды познания (математика, астрономия и др.) по при­роде своей не в состоянии дать целостную картину мира и человека в нем. Она появилась также и в силу того, что в раннеклассовом обществе возникла потребность в выработ­ке альтернативной по отношению к мифологии и религии рациональной (теоретической) картине мира. На этой ос­нове постепенно и стали формулироваться такие философ­ские вопросы, как «Что есть мир?», «Что является его ос­новой?», «Конечен или же бесконечен этот мир?», «Что есть человек?», «Что такое истина?». Философия возника­ла также и в связи с появлением в античном обществе не­многочисленного слоя свободных граждан, избиравших философию в качестве своего мировоззрения.

Вопрос о том, что есть мир, - это по сути дела ос­новной вопрос философии. Он вытекает из естественно­го стремления философии постигнуть окружающий че­ловека мир как единое, раскрыть взаимоотношения между человеком и внешним миром. Это есть вопрос о сущнос­ти (сути) мира и его важнейших свойствах, о возможнос­ти познания этого мира. Основной вопрос как вопрос о взаимоотношениях между человеком и миром был обо­значен еще в ходе возникновения и становления фило­софской мысли. Этот вопрос неисчерпаем и потому ве­чен, хотя и формулируется нередко по-разному в раз­личных философских течениях и школах. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и многих других философских вопросов и проблем. Наличие это­го, «коренного», по оценке В.И.Ленина, вопроса, обу­словило распад истории философской мысли на два глав­ных направления в ней - философский материализм («линия Демокрита») и философский идеализм («линия Платона»). Они имели многочисленные исторические формы и в итоге составили весьма сложную и многокра­сочную картину единого и вместе с тем противоречивого историко-философского процесса.

Можно сказать, что философия начинается там и тог­да, где человек пытается постигнуть сущность мира, оп­ределить свое место в нем, осмыслить собственные цели жизни и призвание в этом мире. В этом смысле филосо­фия и есть общая теория мира и теоретическое осмысле­ние человека в нем.

Философию всегда интересовал не только мир вне чело­века. В такой же мере она стремилась постигнуть и мир самого человека. Подлинная философия всегда рассмат­ривает мир, взятый вместе с человеком. Человек рождается и умирает в этом мире, он живет, радуется и страдает, познает и действует в этом мире. Философия это «очелове­ченная» по своему характеру и содержанию отрасль зна­ния. Ни одна из наук не способна исследовать все богатст­во сложной связки «Мир – Человек». Эти две реальности и образуют два полюса в предмете философии. Они явля­ются основными центрами ее внимания и создают ее пред­метное поле, т.е. круг важнейших вопросов.

Философия - это учение о мире как целом и о месте человека в нем, о взаимоотношениях между человеком и миром, о путях и способах познания и преобразования человеком мира, о будущем этого мира. Из этого определения видно, что предмет философии резко отличается от предметов познания других наук. Философия есть очень емкая система теоретического знания. Она включает в себя такие области, как онтология, гносеология, теория разви­тия, антропология, социальная философия и др. По мере развития философии от нее отпочковывались отрасли зна­ния, ставшие со временем самостоятельными науками - эстетика и этика, психология, политология.

Специфика предмета философии обусловливает и осо­бенности философского знания. Назовем наиболее зна­чимые из них.

Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах. Это такие, как Истина (нау­ка и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство в различных его формах и видах). Филосо­фия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым все богат­ство и многообразие духовной культуры общества. Оче­видно, например, огромное влияние на философскую мысль России XIX в. со стороны отечественной художе­ственной литературы того времени в лице А.И.Герцена, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и других писателей. Философия испытывает воздействие и со стороны част­ных наук. Они дают исходный материал для глубоких философских обобщений, как это случилось, например, с теорией естественного отбора Ч.Дарвина. Философия же для этих наук выступает как всеобщий метод («путь») познания. Поэтому иногда и говорят, что философия есть, по выражению Л.Фейербаха, «мать наук». Г.Гегель на­зывал ее «королевой наук», которая ведет активный диа­лог с частными науками. Образно говоря, философия - это «крыша» над зданием духовной культуры общества, завершение познавательного опыта человечества.

Философии свойственно стремление к максимально­му обобщению результатов познания и к раскрытию пре­дельно общих черт и свойств, законов окружающего мира. Она изучает не мир «в целом», а мир «как целое», что любил подчеркивать Г.Гегель. Философия, по его выра­жению, - это «эпоха, схваченная мыслью». К.Маркс характеризовал ее как «духовную квинтэссенцию» свое­го времени. В отличие от мифологии и религии, филосо­фия старается опираться на точные научные факты, и поэтому подлинная философия всегда абстрактна, высокотеоретична. Она есть как бы «чистая теория», обла­дающая разветвленным и сложнейшим понятийным ап­паратом и богатейшим объемом знания.

Гуманитарная ориентация, т.е. нацеленность на ис­следование феномена Человека также характеризует фи­лософию. Начало этой традиции философии положил Сократ, призывавший человека познать самого себя. По убеждению Л.Фейербаха, человек есть высший предмет для философии. Русский философ Н.А.Бердяев опреде­лял философию прежде всего как учение о смысле чело­веческого существования и о человеческой судьбе. В на­стоящее время гуманитарная ориентация философского знания проявляется в стремлении осмыслить общечело­веческие проблемы и ценности, судьбы современного че­ловечества. «Философия человечна, философское позна­ние - человеческое познание», - так писал о данной черте философии Н.А.Бердяев. Обращение философии к теме внутреннего духовного мира человека делает ее не просто наукой, а единством науки и мудрости, размыш­лением человека о самом себе. Человек неустраним из философии, а подлинная философия всегда антропологична и гуманна.

Большинство философских вопросов являются веч­ными в силу своей неисчерпаемости. Они вновь и вновь воспроизводятся в новых исторических условиях, но решаются уже по-иному вступающими в самостоятельную жизнь новыми поколениями людей. Невозможно, напри­мер, представить себе, чтобы вопрос о смысле жизни че­ловека мог быть решен раз и навсегда. Повышенный ин­терес к философским вопросам наблюдается обычно в переломные моменты истории. В такие эпохи общество как бы вопрошает самого себя: Кто мы и откуда? Кто виноват? Что делать?

Философское знание всегда несет на себе печать лич­ности мыслителя. В этом смысле, например, философия Аристотеля, конечно же, отличается от философии Воль­тера, а творчество Платона совсем непохоже на творчест­во К.Маркса. Не приходится удивляться, что филосо­фия в обществе не может быть единственной, хотя она и едина. Являя собой «дело свободного мышления», как ее характеризовал В.С.Соловьев, она несет в себе лич­ностное отношение мыслителя к рассматриваемым про­блемам. Эта особенность философского знания является одной из причин огромного разнообразия в философии направлений и течений, школ и конкретных учений, идей. Философию образно можно представить в виде пышного букета разных цветов. Она всегда окрашена в эмоции и страсти живых мыслителей, которые выражают через нее свое отношение к миру. Философская мысль общества это всегда огромный и глубокий океан учений и идей.

Философия органично вплетена в ткань человеческо­го общества ц испытывает на себе большое воздействие со стороны последнего. В наибольшей степени на фило­софскую мысль влияют такие институты общества, как политический и общественный строй, государство, рели­гия и др. Не будет ошибкой сказать, что философия есть «дочь» прежде всего демократии, ведь при отсутствии демократии с ее духом свободы человека философия про­сто не сможет существовать. С другой стороны, сама фи­лософия активно влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Известно ведь, что крупнейшие ре­волюции в истории человечества (Великая французская и Великая Октябрьская в России) вначале вызревали в головах людей в виде передовых мыслей, а уж затем осу­ществлялись практически.

Раскрывая социальные функция философского зна­ния, подчеркнем, что философия многофункциональна.

Прежде всего, философия выполняет мировоззренчес­кую функцию. Задача философии состоит прежде всего в том, чтобы, говоря словами Г.Гегеля, «постичь то, что есть» и сформировать целостную картину мира и человека в нем. В этом и заключается основная, или «генеральная» функ­ция философского знания в рамках всей его истории. Ре­шая свой основной вопрос, философия вместе с тем выра­батывает важнейшие подходы и ориентации для осмысле­ния иных мировоззренческих вопросов.

Философии свойственна и методологическая, или по­исковая функция. Обобщая совокупный познавательный опыт человечества, философия формулирует исходные прин­ципы (правила) познания для всего комплекса частных наук. Это, например, принцип единства и развития мира, прин­цип творческой свободы человека и другие. Данные прин­ципы реализуются во всех формах познания (в искусстве, в науке) и в ходе практической деятельности людей.

Функция социальной критики означает, что филосо­фия есть критика сущего, т.е. имеющегося в обществе порядка вещей (политический строй, мораль и т.д.). Этой традиции придерживался и Сократ, погибший в тюрьме от гонений со стороны властей. Говоря о данной функ­ции, уместно напомнить о наличии большого потенциала социальной критики в классической марксистской фило­софии. Размышляя об этой функции, известный совет­ский философ М.Мамардашвили подчеркивав, что фи­лософия, в отличие от религии, не может останавливать­ся на состояниях почтения, послушания и уважения.

Конструктивная функция философии означает ее спо­собность отвечать на вопрос о том, что должно быть в бу­дущем, прийти на смену старому в обществе. Н.А.Заболоц­кий сказал об этом языком поэзии: «Мир должен быть иным,/ Мир должен быть круглей,/ Величественней, чище, справедливей,/ Мир должен быть разумней и счастливей,/ Чем раньше был и чем он есть сейчас. Философия и есть взгляд в будущее, его прогноз и предвосхищение. Эту функ­цию («кассандровское начало») выполняет футурология как философское учение о будущем.

Философии присуща и идеологическая функция, кото­рая означает участие философии в выработке идеологии как системы взглядов, ценностей и идеалов той или иной социальной группы. Идеология отражает потребности и интересы больших социальных групп и служит для этих групп программой их практической деятельности.

Функция отражения (обобщения) культуры предпо­лагает, что философия является стержнем («душой») ду­ховной культуры общества. Она улавливает и формули­рует наиболее типичные и значимые идеи и идеалы свое­го времени. Ради этого она и опирается на все иные сфе­ры духовной культуры общества (наука, искусство и др.) и как бы присутствует в них изнутри.

Кроме названных выше, философия выполняет также интеллектуальную функцию. Поскольку философия яв­ляется синтезом совокупного знания человечества, то ее изучение (особенно это относится к истории философ­ской мысли) есть прямой путь к развитию у человека способности к теоретическому мышлению. Через фило­софию передается познавательный опыт и образцы (спо­собы) мышления от поколения к поколению. Как писал П.Л.Лавров, философствовать - это развивать в себе человека как единое стройное существо. Р.Декарт под­черкивает, что философия отличает нас от дикарей и вар­варов, и каждый народ тем более гражданствен и образо­ван, чем лучше в нем философствуют.

При оценке «пользы» от философии в общественной жизни нельзя применять так называемый утилитарный подход. В отличие от предметов домашней утвари и иных вещей, духовная культура общества не содержит в себе непосредственной практической пользы. Роль философии разумнее всего сравнивать с ролью серьезного искусства. В самом деле, можно ли вести речь о «пользе» музыки Моцарта, картин Рафаэля, книг Л.Н.Толстого? Очевид­но, что здесь нужны иные мерки.

Известно, что искусство развивает у человека чувст­венность и образное (художественное) мышление. Фи­лософия же формирует интеллект, развивает способность к теоретическому мышлению. Искусство учит находить прекрасное в жизни, а философия научает мыслить свободно и критически. Искусство помогает человеку рож­дать фантазии, а философия делать высокие обобще­ния. Она есть, по словам И.Канта, «законодатель чело­веческого разума».

Кратко говоря, философия развивает у человека спо­собность к теоретическому мышлению и формирова­нию собственного мировоззрения. В этом смысле, как заметил Г.Гегель, «для добывания хлеба насущного нет средства хуже, чем философия». Она есть прежде всего искусство мышления, призванное помочь человеку об­рести мудрость, или «добрый разум» как важную интел­лектуальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том, чтобы, говоря словами Гераклита, «гово­рить истину и, прислушиваясь к голосу природы, посту­пать согласно ней». Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и правильно поступает.

Итак, философия - это весьма древнее и многомер­ное явление духовной культуры человечества. Ее специ­фичность и особая роль в жизни общества и индивида (развитие способности к теоретическому мышлению и формирование мировоззрения) требует серьезного и вдум­чивого отношения к ней. Философия есть синтез Исти­ны, Добра и Красоты, ядро духовной культуры челове­ческого общества.