Сущность конституции. Понятие конституции

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубокой природы, с решением вопроса о том, чью волю она выражает.

В этом плане сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется тем, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к XVIII в. Оно связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.

Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Как отмечалось выше, такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий все основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации.

Такие потребности вызвали к жизни теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий и происходило первоначальное возникновение конституции.

Идея создания писаной конституции впервые возникла в Англии. Однако данная идея не была воплощена в жизнь и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.

Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 г., а также принятые в 1791 г. конституции Франции и Польши.

Происхождение самого термина «конституция» (что означает «учреждаю, устанавливаю») точно научно не установлено. Высказывается мнение, что так назывались акты римских императоров.

Наряду с термином «конституция» на первоначальных этапах ее становления и наименование применялось «Основной Закон».

Бывшие советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования «Конституция (Основной Закон) РСФСР» 1918 г., «Основной Закон (Конституция) СССР» 1924 г., «Конституция (Основной Закон)» 1936 г. и 1977 г.

Впервые устранила двойственность обозначения действующая Конституция РФ 1993 г., сняв приводимые в скобках слова «Основной Закон», как ставшие излишними с учетом длительного периода наличия конституции в стране.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Согласно одному из распространенных представлений сущность конституции трактуется как общественный договор. Предполагается, что все члены общества заключили воплощенный в конституции договор о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. По этим концепциям конституция - выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Некоторые школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, необходимой прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, составляющихся в кабинетах согласно чисто умственным представлениям и в результате заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Действующая Конституция РФ не восприняла постулата о классовой сущности конституции, которым была вооружена советская государственно-правовая наука. В ее сущности заложены другие начала - не классовые, а общедемократические. По своему источнику она предстает как народная конституция, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

К Конституции РФ 1993 г. неприменима ее трактовка как общественного договора. Суть последнего заключалась в поголовном, едином, всеобщем согласии всех как условии для принятия конституции; несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами. Такое представление о сущности конституции нежизненно.

Сущность конституции, заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и несогласным с нею. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает ее принятие большинством избирателей. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Таким образом, действующая Конституция РФ по своей сущности - конституция демократического правового государства. Это воплощение воли многонационального народа РФ, выраженной путем всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые отражают общедемократические принципы, исходят из признания в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод.

Краснодар

КрУ МВД России

ББК67.99(2)01 Одобрено

К 51 редакционно-издательским советом

Краснодарского университета

МВД России

Рецензенты:

, доктор юридических наук, профессор;

, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор.

К51 Понятие, сущность и значение Конституции: лекция/ . – Краснодар:

Краснодарский университет МВД России, 20с.

В данной лекции проведен анализ главного источника конституционного права – Конституции, исследованы проблемы понятия и сущности конституции, предпосылок её возникновения, видов и юридических свойств, места в правовой системе государства.

Предназначена для курсантов и слушателей Краснодарского университета МВД России

© Краснодарский университет

МВД России, 2012

Введение

Настоящая тема тесно связана с предыдущей, так как конституция является основным источником конституционного права.

Как отечественная, так и зарубежная – правовая (государственно-правовая) наука не ограничиваются лишь этим аспектом ее исследования.

Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе вызывает необходимость всестороннего исследования конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания.

Ученые исследуют проблемы понятия и сущности конституции, предпосылок, способов ее возникновения, ее видов, юридических свойств, места в правовой системе государства, ее принципов, функций и других сторон ее правовой природы.

В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход исторического процесса.

1. Понятие конституции, ее сущность и функции

Конституция – это правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства.

Но прежде чем дать характеристику современной конституции, остановимся на истории ее возникновения.

Термин «конституция» латинского происхождения (constitutio) и означает: устанавливаю, учреждаю. Он встречается еще в древнем Риме. Так называли отдельные акты императоров, имевших силу источников права. В юридической науке под конституцией обычно понимают Основной Закон государства.

Конституции существовали не всегда, они возникают в эпоху буржуазного строя. Рабовладельческое и феодальное государство не знает конституции. Конституция есть порождение буржуазного строя. Почему конституции возникают в эпоху буржуазного строя? Причины этому экономические. Нарождающемуся классу буржуазии нужна была свобода рынка, свобода торговли, но этому мешал феодальный строй. В борьбе за политическую власть буржуазия провозглашает демократические лозунги: свобода, равенство и братство. Буржуазный строй утверждает новые буржуазно-демократические институты: избирательное право, представительные учреждения, свобода союзов, печати и т. д. Буржуазное государство торжественно оповещает мир о своем рождении, юридически провозглашает «суверенитет нации» и «неотъемлемые права граждан ». Таким юридическим источником оповещения выступают декларации прав: Декларация независимости Соединенных Штатов 1776 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Затем принимаются первые буржуазные конституции. В них буржуазия видела гарантию прав собственника от произвола монарха и феодалов. Экономическая потребность, интересы буржуазии обусловили выдвижение конституции как определенного правового акта, наделенного высшей юридической силой. Конституции знаменовали собой падение абсолютизма и дворянства и приход к власти нового класса – буржуазии. Первыми конституциями были американская 1787 г. и французская 1791 г.

Появление конституции явилось требованием правового закрепления организации государственной власти, способов ее осуществления и установление правления, ограниченного конституцией. Конституционный строй становился объективной потребностью нового класса, жаждущего свободы и власти. Возникновение первых конституций – это результат борьбы за власть между феодализмом, абсолютизмом и буржуазией, призвавшей к себе на помощь народные массы.

В юридической энциклопедии приводится следующее определение: конституция (от лат. сonstitutio – устройство, установление; анг. сonstitution) – основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы1.

По определению некоторых авторов, «Конституция есть нормативный акт (совокупность актов), обладающий верховенством (высшей юридической силой) и регулирующий основы взаимоотношений государства и личности, организацию государства в целом, механизм функционирования государственной власти и местного самоуправления2.

Говоря о Конституции Российской Федерации, следует остановиться на следующем определении: «Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина»1. Но конечно же данное определение, как и всякое другое, отражает типичные, сущностные признаки конституции, которые свойственны не всем ее видам. Например, не только в прошлом, но и в настоящее время в некоторых странах мира действуют так называемые октроированные конституции, т. е. дарованные народом, королем, монархом, а не провозглашаемые от имени народа. К их числу относится прежняя конституция Дании, Италии, Швеции, а также ряд действующих конституций, например, Бельгии, Монако2.

Если понятие конституции, как мы уже выяснили, определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает3.

Сущность конституции заключается не только в том, что она – основной закон государства и обладает высшей юридической силой, хотя это ее первейшее и важнейшее назначение. Конституция является также политическим и идеологическим документом.

Как политический документ, она отражает определенное соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора . Согласно таким концепциям члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, которая есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа.

Согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции в том, что она выражает волю господствующего класса, т. е. является классовой по существу.

Действующая конституция Российской Федерации не восприняла постулата о классовой сущности конституции.

Неприменима к ней и трактовка конституции как общественного договора.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные, так и несогласные с конституцией.

Действующая конституция Российской Федерации по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем референдума, утверждающей общедемократические принципы жизни государства и общества.

Исходя из характера конституции как юридического, политического и идеологического документа, каждая конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения. С учетом сказанного выше, можно сделать вывод о трех важнейших функциях конституции: юридической, политической и идеологической.

Юридическая функция конституции заключается в том, что будучи основным законом, она является важнейшим источником права, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования.

Политическая функция конституции заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией.

Идеологическая функция конституции заключается в том, что она выступает средством идеологического, духовного воздействия. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, базирующиеся на их взаимной ответственности.

2. Классификация конституций

Для науки конституционного права важное значение имеет классификация конституций, что позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, изучать их содержание, совершенствовать конституционное законодательство.

Классификация позволяет установить закономерно существующие общие признаки конституций, что дает возможность их сопоставления, выявления особенностей формы, структуры и содержания. Но следует отметить, что классификация конституций, как и любая классификация, условна, поскольку в мире нет конституций, которые были бы идентичны по всем признакам.

В науке конституционного права существуют различные критерии классификации конституции.

По времени принятия конституции делятся на:

1. Конституции старого поколения.

Это конституции, принятые в основном в XVIII – XIX вв. и некоторые конституции, принятые до второй мировой войны в XX в.: конституция США (1787 г.), конституции Норвегии (1814 г.), Бельгии (1831 г.), Люксембурга (1868 г.), Австрии (1920 г.), Ирландии (1937 г.) и некоторые другие.

2. Конституции «нового» поколения.

Эту группу составляют конституции, принятые после второй мировой войны. Это конституции Италии (1947 г.), Японии (1947 г.), ФРГ (1949 г.), Индии (1950 г.) и многих других стран Европы, Азии, Африки и Америки.

По времени их действия конституции делятся на:

1. Постоянные.

Большинство конституций мира – постоянные, что вместе с тем не означает их неизменности или вечности. Некоторые конституции устанавливают их постоянство, неотменяемость. Так, конституция Мексики 1917 г. является согласно ст. 136 «нерушимой», а по конституции Греции 1975 г. греки правомочны оказать сопротивление всеми средствами любой попытке отменить ее (ст. 120).

2. Временные.

Это конституционные акты, принимаемые на определенный промежуток времени, на переходный период.

По форме правления конституции бывают:

1. Монархические (например, конституция Японии 1947 г.).

2. Республиканские (например, конституция Франции 1958 г.)

По характеру политического режима конституции бывают:

3. Тоталитарные.

По форме государственного устройства конституции делятся на:

1. Конституции унитарных государств (например, конституция Греции 1975 г.).

2. Конституции федеративных государств, которые в свою очередь делятся на федеральные и конституции субъектов федерации.

Федеральная конституция закрепляет принципы федерализма, разграничение компетенции между федерацией и ее составными частями, систему федеральных органов государственной власти. Вопросы организации государственной власти субъектов федерации регулируются конституциями субъектов федерации.

В Российской Федерации, помимо федеральной конституции, каждая республика имеет свою конституцию. Другие субъекты имеют свои уставы.

По порядку изменения и дополнения конституции делятся на:

1. Гибкие.

Это Конституции, которые изменяются и дополняются, как и текущее законодательство (Например, конституции Княжества Монако, Саудовской Аравии и др. стран).

2. Жесткие.

Эти конституции изменяются и дополняются в особом порядке (Италия, Япония, Российская Федерация и др.).

Если мы применим вышеперечисленные критерии классификации к Конституции Российской Федерации 1993 г., то определим ее как основной закон нового поколения, характеризующий Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. По времени действия она является постоянной, по порядку изменения – жесткой.

3. Основные черты и юридические свойства

Конституции Российской Федерации 1993 года

Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1. Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она применяется.

Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа .

В преамбуле Конституции Российской Федерации 1993г. сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации,.. принимаем Конституцию Российской Федерации». Причем, это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

2. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обуславливает и вторую существенную черту понятия конституции – ее учредительный характер . Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

3. Важной чертой, характеризующей понятие конституции, является предмет конституционного регулирования, т. е. специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает все области жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Кроме вышеуказанных черт, конституцию отличают и особые юридические свойства . Это правовые признаки, присущие конституции как основному закону.

1. Верховенство конституции.

Установление в ч. 2 ст. 4 принципа верховенства Конституции Российской Федерации на всей территории России значимо в различных аспектах.

В признании верховенства конституции заложена идея, не свойственная прежним советским конституциям, о подчинении государства конституции, праву.

Верховенство конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

В принципе верховенства Конституции Российской Федерации отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство Федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции. Именно на принципе верховенства Конституции Российской Федерации основано положение о необходимости соответствия конституций республик Конституции России.

2. Высшая юридическая сила конституции, ее прямое действие и применение на всей территории России.

Высшая юридическая сила конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления , должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Таким образом, высшая юридическая сила конституции выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации.

Это юридическое свойство закреплено в ст. 15 Конституции Российской Федерации1.

3. Конституция является ядром правовой системы России.

Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы российского права и системы законодательства.

4. Еще одним свойством Конституции Российской Федерации является ее особая правовая охрана , которая осуществляется органами государственной власти в различных формах.

Особая роль здесь принадлежит Президенту Российской Федерации, который является гарантом Конституции (ст. 10) и обязуется соблюдать и защищать ее, принося присягу при вступлении в должность (ст. 82).

Президент также вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Федеральной Конституции (ч. 2 ст. 85).

Важную роль Конституции играет Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. Особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок также является юридическим свойством Конституции Российской Федерации.

Мы уже говорили, что согласно этому порядку, установленному в самой конституции, она является жесткой.

4. Структура Конституции Российской Федерации 1993 года

Прежде чем остановиться на характеристике структуры Конституции Российской Федерации 1993 г., обратимся к понятию формы конституции.

Форма конституции – это способ организации и выражения конституционных положений.

Различают внешнюю и внутреннюю формы конституции.

Внешняя форма конституции есть внешнее выражение конституционных положений в виде одного или нескольких нормативных актов.

Внутренняя форма конституции есть способ организации, структура содержащегося в конституции материала. Это принятый в ней порядок расположения составных частей.

Можно также определить структуру конституции как принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Уяснение структуры конституции имеет важное значение для понимания ее концепции.

Конституции различны по своей структуре. Это объясняется и формой государства, и историческими условиями принятия конституции, и ее формой. Однако конституции последних поколений, как правило, имеют много общего по своей структуре. Они включают преамбулу (введение), основную часть, заключительные и переходные положения и иногда – приложения.

Структура российских конституций на разных этапах их развития менялась. Она зависела не только от предмета регулирования, но и от господствовавшей в нашей стране идеологии. Кроме того, Конституция России должна была полностью воспроизводить структуру союзной конституции. Естественно, что на 1-ом месте были нормы, отражавшие идеологические установки об общественном строе, диктатуре пролетариата, а разделы о правах и свободах в первых советских конституциях вообще отсутствовали. Лишь в Конституции РСФСР 1937 г. права и свободы значились в одной из последних глав.

Только в Конституции 1978 г. раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место.

При разработке проекта Конституции Российской Федерации 1993г. предполагалось начать ее именно с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В отдельных зарубежных странах именно такой раздел или глава открывают конституцию. В числе проектов Конституции Российской Федерации, составленных в инициативном порядке отдельными учеными и юристами, также предлагался подобный вариант1.

Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, так как начинать Конституцию с закрепления прав человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, было бы беспредметным. Однако Конституция ни в какой мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, уже во второй статье закрепив их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела явление нередкое. В истории российской конституции он появился впервые.

В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых, продолжают действовать ранее образованные органы. Эти положения как бы устанавливают переход от «старой» конституции к «новой».

Уяснив структуру Конституции Российской Федерации 1993 г., отметим те конституционные идеи, на которых она основана:

1) введение понятия «Основы конституционного строя» как отражение качественного изменения характеристики строя;

2) закрепление перехода на парламентскую систему;

3) определение статуса Президента как главы государства (Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти);

4) последовательное и четкое отражение в структуре принципа разделения властей;

5) закрепление новых начал федеративного устройства, определяющих статус субъектов, принципы разграничения полномочий;

6) исключение из структуры раздела о государственном плане экономического и социального развития России;

7) введение самостоятельной главы «Права и свободы человека и гражданина».

В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от прежней стала более компактной, более четкой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав.

5. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации

и принятия конституционных поправок

Одним из юридических свойств конституции является особый порядок ее изменения, что свидетельствует о «жесткости» основного закона.

В силу своей природы конституции присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования.

Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения конституции.

Так, ввиду жестких правил внесения в них поправок остались неизмененными со времени их принятия конституция Японии 1947 г., конституция Дании 1953 г. и др.

В некоторых конституциях встречаются оговорки о недопустимости изменения вообще тех или иных положений. Так, в ст. 89 конституции Франции 1958 г. записано: «Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра». В ст. 139 конституции Италии также говорится о невозможности пересмотра положения о республиканской форме правления1.

Если мы обратимся к истории развития российской конституции, то увидим, что прежние советские закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное большинство депутатов высшего представительного органа.

Последняя советская российская конституция устанавливала, что для принятия ее изменений и дополнений требовалось не менее 2/3 от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации.

Учтя предшествующий опыт, нормативные установления конституций зарубежных демократических государств, и пытаясь укрепить стабильность конституции, являющуюся ее неотъемлемым свойством, действующая Конституция внесла в этот процесс существенные изменения.

Прежде всего, Конституция применяет иную терминологию – вводятся понятия «пересмотр» Конституции и «поправки». Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Предложения о поправках или пересмотре положений Конституции может вносить ограниченный круг субъектов. Это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации, а также группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Это круг (ст. 134 Конституции Российской Федерации, 1993) перечня субъектов законодательной инициативы , указанного в ст. 104 Конституции.

Статья 135 Конституции в ч. 1 гарантирует неприкосновенность глав 1,2 и 9 и определяет процедуру разработки и принятия новой конституции.

Согласно этой статье, Федеральное Собрание Российской Федерации лишено права принимать новую конституцию. Федеральное Собрание лишь принимает постановление, содержащее предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9, которое может привести к принятию новой конституции. Оно принимается квалифицированным большинством – тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Если это происходит, то в соответствии с федеральным конституционным законом (который на сегодняшний день еще не принят) созывается Конституционное Собрание – особый орган осуществления учредительной власти. Во многих странах аналогичный орган называется Учредительное Собрание. По утверждению: «Наша Конституция является одной из наиболее «жестких» в современном мире. Подобная иерархия конституционных положений введена именно потому, что исток, базисные причины не только государственного, но и всего общественного строя России концентрируют высшие ценности человеческой цивилизации, а также уроки собственной истории. Отсюда проистекает то уважение, которое оказывается положением первой части»1.

Часть 3 ст. 135 Конституции предусматривает три варианта осуществления Конституционным Собранием своих полномочий.

1. Конституционное Собрание не соглашается с предложениями Федерального Собрания, т. е. подтверждает неизменность действующей Конституции. И на этом полномочия Конституционного Собрания прекращаются.

2. Разрабатывается проект новой конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов.

3. Разрабатывается проект новой Конституции Российской Федерации и выносится на всенародное голосование (референдум). В этом случае конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Конституция определяет не только порядок ее пересмотра, т. е. принятия новой конституции, но и порядок принятия конституционных поправок.

Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст.136) допускаются только к гл. 3–8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т. е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»1 детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции Российской Федерации, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, повторное внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие Верховного Суда Российской Федерации в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатах пересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом.

Поправка вносится непосредственно в текст конституции (а не прилагается к тексту, как, например, в конституции США). В случае исключения статьи, нумерация статей не изменяется, а делается в соответствующем номере статьи отметка «исключена».

К нормам ст. 65, определяющей состав Российской Федерации, относятся положения Конституции 1993 г. о ее изменениях.

На основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса субъекта вносятся соответствующие изменения в ст. 65.

При изменении наименования субъекта Федерации, что относится к его собственной компетенции, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур указом Президента Российской Федерации (это определено в постановлении Конституционного Суда по делу о толковании ст. 137 Конституции1.

Заключение

Основополагающим источником российского права является Конституция, выступающая как Основной Закон Российской Федерации, обладающая наивысшей юридической силой и действующая непосредственно. По своей сути она является официальным государственным решением первостепенной важности, отражающим баланс интересов социально-политических сил в обществе. Основной Закон регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом, государственной властью, закрепляет основы общественного строя, принципы организации и цели государства. В Конституции выражены нормы конституционного и других отраслей права, установлены принципы права, ряда правовых институтов, закреплены основы правовой системы, процедуры и стадии важных направлений государственной деятельности (правотворческой, контрольной). По структуре она представляет, в сущности, «конституционный кодекс». Но, конечно, это не означает, что Основной Закон осуществляет исчерпывающее регулирование государственно-правовых и иных отношений.

Место конституции в правовой системе, ее юридическая природа связаны с характером утвердившейся в нашем обществе конституционной системы. В Российской Федерации, до самого последнего времени, как и ранее в СССР, конституционное развитие осуществлялось в рамках системы моноконституционного акта. Это означает, что Конституция едина, и любые изменения в конституционных нормах, вносимые законом, обязательно инкорпорировались в текст Основного Закона. Наглядный тому пример – принятие законов об изменении и дополнении Конституции Российской Федерации 1978 г. в 1989–1993 гг.

Принятый на Всероссийском референдуме Основной Закон 1993 г. вводит новую конституционную систему, предполагающую существование собственно конституции и пакета федеральных конституционных законов. Последние принимаются в усложненном порядке по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, ее развивают и дополняют.

Литература

1. Белкин охрана: три направления российской идеологии и практики: Монография. - СПб., 1995.

2. Зиновьев первоочередных поправок в Конституцию России//Правоведение. 2000. №4. С. 46-61.

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Ассоциация ав­торов и издателей "Тандем", . - М., 2000.

4. Конституционное законодательство России: Монография / Под общ. ред. . - М., 1999.

5. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь /, и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.

6. Кравец конституции - принцип конституционализма // Журнал российского права. 2002. № 7. С. 15.

7. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. . 2-е изд., доп. и перераб. - М., 2001.

8. Реков Э. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов - основной правовой принцип // Государство и право. 2000. №1. С. 31-41.

Введение …………………………………………………………..3

1. Понятие конституции, ее сущность и функции…………………………...4

2. Классификация конституций……………………………………………….9

3. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ 1993 г……12

4. Структура Конституции РФ 1993 г………………………………………..16

5. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятие конституционных поправок……………………………………………………………………..20

Заключение ………………………………………………………………25

Литература………………………………………………………………. 27

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. Лучин В. О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, России, Индии, - унитарными - конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты.

Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой.

Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию".

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства.

Важной чертой, характеризующей конституцию является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:

1. в верховенстве конституции

2. в ее высшей юридической силе

3. в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права

4. в особой охране конституции

5. в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок

Существуют различные взгляды на сущность конституции. Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

  • согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;
  • теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;
  • школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы — это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;
  • согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Во многих из этих подходов есть рациональное зерно. Конституция действительно часто является результатом соглашений (договора) различных социальных сил и партий, она отражает традиции народа, одна из главных ее частей — нормы о правах и свободах человека и т. д. Немало было также авторитарных и тоталитарных конституций, которые предназначались для закрепления власти определенного класса, социального слоя, правящей группировки (особенно после военных и иных переворотов). Однако общую характеристику конституции нельзя сводить только к этим сторонам и тем более к одной из них. Прежде всего необходимо разграничить юридическую и социальную сущность конституции.

Юридическая сущность проявляется в особых качествах этого документа, о которых сказано выше: учредительный акт, основной закон, обладающий высшей силой, характеризуемый особыми условиями принятия и изменения, и т. д. Эти черты присущи, как правило, любой конституции (исключение составляют, например, некоторые стороны Конституции Великобритании).

Социальная сущность конституции, напротив, в разных странах и разных условиях неодинакова. Французские конституционные акты 1789 г. и последующих годов были победой «третьего сословия», конституции советской России 1918, 1925 и 1937 гг. провозглашали «диктатуру пролетариата». Конституция России 1993 г. является выражением воли народа , она закрепляет социальный компромисс в обществе, такие порядки и правила «политической игры», которые соответствуют интересам большинства при защите интересов меньшинства. Она отражает в своих нормах общечеловеческие ценности, как и другие современные основные законы. г. (а следовательно, и соответствующие ей конституции и уставы субъектов РФ) имеет качества договора в обществе. Это одновременно выражение союза (на основе общих интересов, признания и защиты общечеловеческих ценностей) и соревновательности различных социально-политических сил общества, отстаивающих и стремящихся закрепить в конституции свои интересы.

Конституция РФ закрепляет победу в демократической антитоталитарной революции 1990-х гг. тех сил, которые заинтересованы в социально ориентированной , политическом и идеологическом плюрализме в обществе, социальной справедливости, в существовании демократического, социального, светского и правового государства. Она исходит из признания общечеловеческих ценностей и соответствует интересам народа. Конституция содержит большой гуманистический и демократический потенциал, хотя ей присущи и авторитарные элементы. Такова же социальная сущность конституций и уставов субъектов РФ. Видимо, идеальных конституций не существует. Об этом свидетельствуют поправки к ним. Сказанное относится и к Конституции РФ. Однако в любой конституции есть базовые положения, принципы. В российской Конституции это — власть народа, демократическое, социальное, правовое, светское государство, многопартийность, идеологический плюрализм, федерализм, местное самоуправление и др. Эти базовые принципы и характеризуют сущность Конституции РФ.

Различия социального содержания разных основных законов отчетливо видны (советские конституции отличаются от действующей Конституции РФ). Содержание отражает конкретные условия. Поэтому Конституция Чечни отличается от Степного уложения Калмыкии, а Устав Еврейской автономной области отличается, скажем, от Устава Калининградской области, которая находится в особых условиях.

Юридическое содержание — это та правовая материя, которая в ней закреплена, юридическое содержание норм, правовых институтов.

По своему юридическому содержанию (наполненности необходимыми нормами, их юридическим качествам) конституция позволяет регулировать общественные отношения в заданных целях. Вместе с тем в некоторых аспектах Конституция РФ пробельна (по отдельным вопросам социальных отношений, роли партий, общественного контроля, в том числе в отношении средств массовой информации), содержит противоречия (например, ст. 10 и 11 не вполне стыкуются) и излишние для основного закона положения (например, специальные уголовно-процессуальные нормы), нечетко регулирует некоторые вопросы полномочий, ее отдельные формулировки неудачны (например, о вхождении одного равноправного субъекта Федерации в другой столь же равноправный).

Юридическое содержание конституций и уставов субъектов РФ по принципиальным вопросам , правового статуса личности, политической системы однотипно с содержанием федеральной Конституции. Однако в конституциях и уставах субъектов РФ есть свои особенности содержания и конституционно-правового регулирования. В частности, это относится к системе органов субъектов РФ, к формам их деятельности. Юридическое содержание конституций республик отличается от содержания уставов иных субъектов (в первых есть, например, положения о государственном языке республики). Наконец, каждой конституции, каждому уставу присущи элементы неповторимого юридического содержания. В Конституции Татарстана сеть, например, такие нормы, которым нет аналогов в основных законах других республик в составе Российской Федерации, многие положения уставов краев и областей, в которые входят автономные округа, отличаются от норм последних и т. д.

Основные черты, свойства и функции конституции

Конституция характеризуется качествами, с одной стороны, особого юридического документа, а с другой — акта, имеющего важнейшее общественное значение. С этим связаны ее основные черты (среди них обычно называют народность, реальность, стабильность и др.), свойства (основной закон, усложненный порядок принятия и изменения, особый объект регулирования, высшая юридическая сила), а также функции (учредительная, юридическая, политическая, идеологическая и организационная).

Учредительная функция конституции обусловлена ее главной ролью: принятие новой конституции, как правило, связано с крупными изменениями в общественном и государственном строе, и она закрепляет их в своих нормах. С другой стороны, сама конституция вводит (учреждает) новые порядки, предусматривая новое территориальное устройство государства, систему его органов, провозглашая новые права граждан, и т. д.

Конституция — важнейший политический документ. С этим связана ее политическая функция. Главное назначение Конституции РФ в этом качестве — закрепление результатов союза и компромисса различных социальных сил и групп населения (власть народа, а не класса); свободы экономической деятельности для предпринимателей (работодателей), но при условии защиты интересов и прав работников; права народов на самоопределение, но в рамках Федерации; разделения властей, но с доминированием президентской (исполнительной в субъектах РФ) власти и т. д.).

Конституция — идеологический документ. Любая конституция строится на основе каких-то идеологических постулатов и выражает их. Иногда эти постулаты почти незаметны (инструментальные конституции XIX в., внешне представлявшие собой как бы технический документ прежде всего о системе органов государства, их отношениях, полномочиях), а иногда выражены отчетливо (в социальных конституциях XX в. и особенно в идеологизированных конституциях тоталитарного социализма). В Конституции РФ идеологические качества гораздо более заметны, чем в «старых» демократических конституциях, но представлены в значительно меньшей степени, чем в социалистических. С этим связана идеологическая функция конституции. Ее суть — официальное выражение принятых в обществе духовных ценностей. Конституция РФ запрещает устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной, провозглашает идеологический плюрализм, но, с другой стороны, запрещает пропаганду социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ч. 1, 2 и 5 ст. 13).

Организационная функция Конституции РФ состоит в упорядочении основных общественных отношений, их взаимосвязей. Она создает тот каркас, в рамках которого эти отношения развиваются и совершенствуются, преграждая дорогу деструктивным тенденциям.

На уровне субъектов РФ свои функции Конституция РФ выполняет вместе с их основными законами.

В каждую историческую эпоху общество имело свою особую структуру социальных связей и специфическое строение образующих его элементов. Общество, взятое в единстве всех его сторон, находящихся во взаимодействии и взаимно влияющих друг на друга, имеет свою конструкцию, т.е.

Обязательно построено по определенной схеме. Подобная упорядоченная структура социальных связей, составляющих общественную систему на определенном этапе ее исторического развития, есть не что иное, как фактическая конституция общества.

Слово конституция имеет двоякий смысл. В первом смысле конституция понимается как строение, конструкция, фигура, телосложение, устройство. Это и есть фактическая конституция. Фактическая конституция возникает вместе с возникновением самого общества. Во втором смысле под конституцией понимается установление, закрепление в письменном виде характера и специфики существующих общественных отношений. В отличие от фактической конституции - это юридическая конституция. Таким образом, юридическая конституция есть отражение и закрепление в нормах права фактической конституции общества.

Если существование фактической конституции исчисляется многими тысячелетиями, то возраст юридической конституции гораздо более скромный - всего чуть более двухсот лет. Хотя еще в I-III веках н.э. в отношении некоторых указов римских императоров употреблялся термин "конституция", но в основном для того, чтобы подчеркнуть особую важность этих указов. Аналогичные акты конституционного (т.е. устанавливающего определенный правовой статус) типа существовали в эпоху Средневековья. В 1215 году в Англии была принята "Великая хартия вольности". Но первые цельные юридические конституции связаны с возникновением буржуазного общества и государства.

Первыми юридическими конституциями являются Конституция США (1787) и Конституция Франции (1791).

Конституция - это явление общественной жизни. Она в наиболее общем виде выступает как средство упорядочения и регуляции определенной совокупности общественных отношений. Создание первых юридических конституций было вызвано необходимостью законодательного закрепления новых буржуазных отношений, пришедших на смену феодальным, установления новой системы власти и системы взаимоотношений между людьми (основные права человека, равноправие граждан и т.д.). Но это есть лишь внешняя характеристика конституции как юридического документа.

По своей сущности конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ конституция представляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности общества. Как юридический документ конституция является Основным Законом государства. Впервые на это указал Ф. Лассаль в работе " О сущности конституции". В этой же работе указано, что юридическая конституция обладает двумя свойствами. С одной стороны, она является реальной, с другой - фиктивной. Реальной юридическая конституция является постольку, поскольку отражает действительное соотношение общественных сил в государстве. Юридическая конституция фиктивна тогда, когда она неадекватно выражает соотношение политических сил в обществе, т.е. не соответствует фактической конституции. Это происходит тогда, когда юридическая конституция долго не меняется или в нее вовремя не вносятся поправки.

Сущность конституции (здесь и далее имеется в виду юридическая конституция) заключается также в том, что ее возникновение и развитие связано с изменениями определенного соотношения общественных сил. И наоборот, создание новой конституции приводит к движению и изменению общественных сил.

Особенность всех конституций состоит в том, что они всегда содержат в своих текстах как реальные, так и фиктивные положения. Ни одна юридическая конституция в мире, принципиально, не может быть только реальной. Тому есть две причины. Одна - объективная, так как в результате постоянного развития общества возникают новые социальные связи и отношения. И даже если какие-то положения на момент принятия конституции были реальными, то со временем они становятся фиктивными. Законодатель не может заранее предугадать будущие векторы социального развития и отразить их в тексте конституции.

Другая причина фиктивности конституции - субъективная. Это значит, что законодатель сознательно закладывает в текст конституции положения программного характера, т.е. то, чего еще нет в реальной жизни, но что должно быть и к чему надо стремиться. Иными словами, любая юридическая конституция представляет собой программу дальнейшего движения общества вперед, определяя его цели и задачи. Чем больше конституция содержит подобных фиктивных положений, тем в большей степени она является политическим, а не юридическим документом.

В юридической литературе имеется множество определений конституции. Общая суть их сводится к тому, что в идеале конституция представляет собой Основной Закон государства, выражающий действительное соотношение общественных сил на определенном этапе исторического развития.

Политико-правовые свойства конституции:

1. Конституция - это единый нормативно-правовой акт, а не свод законов. Хотя иногда функцию конституции выполняет определенная совокупность законов (например, в Великобритании).

2. Принятие новой конституции означает не окончание, а дальнейшее продолжение процесса нормотворчества, который приобретает четкую правовую основу. Конституция является нормативной базой этого процесса. После принятия новой конституции в государстве все законы, противоречащие положениям конституции, объявляются юридически ничтожными и не могут вызывать юридических последствий. Это свойство еще раз подтверждает положение о том, что конституция является Основным Законом государства.

3. Как Основной Закон Конституция РФ обладает верховенством. Это значит, что в рамках государства нет ни одного акта, который по юридической силе превосходил бы конституцию или имел бы с ней одинаковое правовое значение. Особое значение это свойство конституции приобретает в условиях федеративного государства, в состав которого входят субъекты, имеющие собственные конституции. Обычно в конституции федеративного государства оговариваются способы обеспечения ее верховенства. Упор при этом делается на политические способы, а именно:

а) политические консультации федеральных органов власти и органов субъектов федерации;

б) принятие федеральными органами актов по отмене конституционных норм субъектов федерации, вступающих в противоречие с федеральной конституцией;

в) решение органов конституционного надзора (конституционного суда) по отмене неконституционных актов. Силовые способы подавления сепаратизма в федеральных конституциях, как правило, не предусмотрены.

4. Конституция обладает таким свойством, как легитимность, проявляющуюся в двух аспектах:

а) конституция должна исходить от соответствующих органов, которые вправе принимать конституцию;

б) в конституции должны закрепляться согласованные интересы и воля всех социальных групп, наций, народностей, образующих общество. Именно в этом смысле конституция должна рассматриваться как средство достижения и поддержания гражданского мира и согласия в обществе, а не как орудие классовой и политической борьбы.

5. Конституция только тогда может быть актом прямого действия (т. е. ее нормы могут непосредственно применяться независимо от того, имеются ли конкретные законы, детализирующие положения конституции), когда она в большей степени является юридическим, а не политическим документом.

6. Важным свойством конституции как нормативно-правового акта является ее стабильность, устойчивость. Все другие законы могут часто меняться. Стабильность конституции состоит в том, что она рассчитана на длительный период, в течение которого нормы конституции являются устойчивыми, так как отражают коренные, основополагающие отношения в обществе. Стабильность конституции обеспечивается также особым, усложненным порядком внесения дополнений, поправок и изменений в ее текст.

7. Конституция в силу особой значимости является единственным нормативно-правовым актом, который может разрабатываться и приниматься всенародно, т. е. путем всеобщего, прямого и тайного голосования населения государства (путем проведения референдума).