Муниципально правовые нормы и институты их система. Муниципально-правовые нормы и институты

вопросы: 1, 4, 21,22,24,33,39 (ну может просто ст.50 закона,если ниче и ты не найдешь), 41,42,46.

1. Муниципальное право - комплексная отрасль права . Муниципальное право не является профилирующей (основной) самостоятельной отраслью права, поскольку у него отсутствует собственный основной метод регулирования. Согласно утвердившейся в юридической литературе позиции, муниципальное право представляет собой комплексное правовое образование.1 По мнению И.В.Выдрина и А.Н.Кокотова комплексность муниципального права обусловлена во-первых, тем, что его предмет образуют комплексные общественные отношения различных сфер - финансов, налогов, землепользование и др., а во-вторых, двойственной природой муниципальных правовых норм 2. Своеобразие норм выражается в том, что они как бы распределены "по двум адресам". С одной стороны, они выступают как нормы основных отраслей права (например, конституционного, административного, финансового), а с другой - входят во вторичную правовую структуру - комплексную отрасль права. Подводя итог сказанному, можно привести определение муниципального права, данное О.Е.Кутафиным и В.И.Фадеевым. " Муниципальное право Российской Федерации - это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления".

4. Муниципально-правовые нормы и институты

Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовые нормы имеют и свои особенности.

Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов.

Значительную часть норм муниципального права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения.

Своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право - это комплексная отрасль. Специфика таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены "по двум адресам". Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, гражданское право, финансовое право и др.

В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм, уяснения их содержания нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на закрепляющие:

местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции местного самоуправления);

основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы);

предметы ведения и полномочия местного самоуправления (муниципальных образований); гарантии местного самоуправления;

ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

По характеру предписаний они делятся на:

управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, например, определяющие предметы ведения местного самоуправления);

обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);

запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.

По степени определенности (категоричности) предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). Примером диспозитивных могут служить нормы, предусматривающие возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований (ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), такими, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

По источникам, т.е. по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, выделяют нормы, действующие на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и на уровне муниципальных образований.

Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.

Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие обществен­ные отношения, возникающие в процессе организации и деятель­ности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В своей совокупности эти нормы образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые харак­терны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовые нормы имеют и свои особенности.

Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов. Значитель­ную часть норм муниципального права составляют общеобяза­тельные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (изда­вать) правовые акты по вопросам своего ведения.

Своеобразие норм, составляющих в совокупности муници­пальное право, определяется также и тем, что муниципальное право - это комплексная отрасль права. Специфика таких пра­вовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены «по двум адре­сам». Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, граждан­ское право, финансовое право и др.

В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм, усвоения их содержания производится клас­сификация норм муниципального права по видам. В основу клас­сификации могут быть положены различные критерии.

По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулиру­емых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на нормы, закрепляющие: местное самоуправление в системе наро­довластия (понятие, принципы, функции местного самоуправле­ния); основы деятельности местного самоуправления (территори­альная, организационная, финансово-экономическая основы); полномочия местного самоуправления (муниципальных образова­ний); гарантии местного самоуправления; ответственность орга­нов местного самоуправления и должностных лиц местного само­управления, контроль за их деятельностью.



По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:

управомочивающие нормы (нормы-разрешения, устанавли­вающие, что можно делать). Управомочивающие нормы, напри­мер, определяют предметы ведения местного самоуправления;

обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания, что нужно делать). Так, органы местного самоуправления и должност­ные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непо­средственно затрагивающими права и свободы человека и граж­данина. Данные нормы устанавливают также обязанности госу­дарственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права;

запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, уста­новленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний нормы муниципального права делятся на императивные идиспозитивные. Императивная норма, напри­мер, устанавливает порядок вступления в силу нормативных пра­вовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). Примером диспозитивных могут служить нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и ре­шения законодательным (представительным) органом государст­венной власти субъекта Российской Федерации вопроса о пре­кращении полномочий соответствующего органа местного само­управления, выборного должностного лица местного самоуправ­ления (ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.).

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России) нор­мами, территория действия которых ограничивается территорией конкретного субъекта Российской Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образо­вания.

По источникам, т.е. по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, они могут быть подразделены на нормы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. Нормы муниципального права содержатся в федеральных зако­нах, законах субъектов Российской Федерации, а также в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства Россий­ской Федерации, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Значительная часть норм муниципально­го права содержится в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов местного самоуправ­ления и должностных лиц местного самоуправления. К этим актам относятся уставы муниципальных образований, общеобя­зательные правила по предметам ведения муниципального обра­зования.

Кроме того, нормы муниципального права могут быть поделе­ны на нормыматериально-правовые ипроцессуальные. Матери­ально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы муниципального права определя­ют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местно­го самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.

Классификация норм муниципального права возможнанетолько по их видам, но и по муниципально-правовым институтам.

Правовой институт в муниципальном праве представляет со­вокупность муниципально-правовых норм, регулирующих опре­деленный круг взаимосвязанных общественных отношений, ко­торые образуют в рамках предмета муниципального права само­стоятельную, обособленную группу.

К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институ­тов: института территориальной основы местного самоуправле­ния, института муниципальной собственности, института муни­ципальной службы и др.

Системой муниципального права охватываются его устройство, деление на составные элементы, институты и их целостное соединение. В системе муниципального права обособляются муниципально-правовые нормы и нормы иных отраслей права. Нормы гражданского, земельного, административного, финансового права, иные нормы входят в систему муниципального права в той части, в какой они направлены на регулирование муниципальных отношений, т.е. функционально. При этом они исходно пребывают в системе своих отраслей права. Собственно муниципально-правовые нормы подразделяются на общую и особенную части. Общая часть - совокупность норм, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли. Особенная часть - совокупность норм, регулирующих отдельные группы муниципальных отношений.

Общую часть составляют конституционные нормы, нормы Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, те, что закрепляют назначение местного самоуправления в обществе, цели, принципы, гарантии местного самоуправления, дефинитивные нормы общеотраслевого значения (муниципальное образование, органы местного самоуправления и т.д.).

Особенную часть составляют нормы, разделяющиеся на два блока. Первый объединяет нормы, направленные на регулирование публично-властных отношений, второй - нормы, направленные на регулирование отношений по участию граждан в осуществлении местного самоуправления на добровольных началах. Первый блок включает следующие институты: территориальной организации местного самоуправления; статуса и порядка деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления; непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, муниципальной власти. Второй блок включает институт общественного территориального самоуправления.

В названных институтах выделяются субинституты (подинституты). Так, институт статуса и порядка деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления подразделяется на нормы, определяющие статус и порядок деятельности представительных, исполнительных, контрольных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, муниципальных избирательных комиссий. При дальнейшем дроблении обособляются группы норм о статусе депутатов, должностных лиц представительных органов местного самоуправления, должностных лиц иных органов, статусе и порядке принятия муниципальных правовых актов и др. Институт непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления включает институт муниципальных выборов, местных референдумов, правотворческих инициатив. В институте общественного территориального самоуправления выделяются нормы, определяющие статус и порядок деятельности отдельных органов территориального общественного самоуправления, порядок консультативных голосований и т.п.

Существуют и иные взгляды на систему муниципального права <*>. Так, С.Д. Князев и Е.Н. Хрусталев в общую часть муниципального права включают нормы, действующие на всей территории РФ и определяющие исходные начала организации местного самоуправления во всех муниципальных образованиях. Особенную часть составляют нормы, действующие на территории отдельных субъектов Федерации <**>. Е.С. Шугрина к общей части относит институты правовых, территориальных, организационных, финансово-экономических основ местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления, гарантий местного самоуправления, к особенной части - нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения законности и правопорядка и т.д.

Не все авторы считают возможным выделять в муниципальном праве общую и особенную части. Таков, например, подход О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева. Они в структуре муниципального права выделяют группы норм, закрепляющие: 1) местное самоуправление в системе народовластия; 2) территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления; 3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления; 4) гарантии местного самоуправления; 5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью

Делаются попытки выделить в муниципальном праве городское, сельское муниципальное право. Если принимать данный подход, то необходимо выделить еще и районное муниципальное право.

Например нормы конституционного права закрепляющие основные организационноправовые формы осуществления местного самоуправления правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти предприятиями учреждениями организациями различных форм собственности общественными объединениями являются также и нормами муниципального права. Вторая особенность муниципальноправовых норм состоит в том что их значительная часть содержится в нормативных актах органов местного самоуправления которые не входят в...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Муниципально-правовые нормы и муниципально-правовые отношения

Муниципально-правовые нормы – это правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет муниципального права. Для норм муниципального права характерны все признаки норм всех иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами и т.д.

Вместе с тем нормам муниципального права присущ ряд специфических особенностей. Во-первых , ряд муниципально-правовых норм одновременно выступают в качестве норм основных отраслей права и в тоже время принадлежат к муниципальному праву. Всё это определяет комплексный характер муниципального права как отрасли права. Например, нормы конституционного права, закрепляющие основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления, правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, общественными объединениями, являются также и нормами муниципального права.

Нормами административного права устанавливаются правовое положение, функции и ответственность муниципальных служащих.

Вторая особенность муниципально-правовых норм состоит в том, что их значительная часть содержится в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, а значит, эти нормы не являются государственно-правовыми. Это принципиально новое положение в отечественном правоведении, поскольку ранее существовала аксиома – все нормы права могут устанавливаться (санкционироваться) только государством.

Третья особенность заключается в том, что не все отношения, возникающие в сфере организации, структуры и деятельности местного самоуправления являются предметом правового регулирования. С помощью правовых норм закрепляются, как правило, только существенные, стабильные, имеющие общее значение отношения. Но целый ряд отношений между субъектами муниципального права не может быть охвачен правовым регулированием.

Это обусловлено двумя обстоятельствами. Первое связано с особенностями развития основных организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления как организации самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Второе обстоятельство определяется необходимостью учета исторических и иных местных традиций в организации работы органов местного самоуправления.

Нормы муниципального права можно подразделить на группы, то есть классифицировать. Эта классификация может быть произведена по различным признакам, критериям. В науке существует немало таких критериев. Так, в зависимости от объекта правового регулирования муниципально-правовые нормы можно разделить на следующие группы:

  1. закрепляющие и регулирующие территориальные, экономические, правовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления;
  2. устанавливающие организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления (формы прямого волеизъявления, органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления);
  3. закрепляющие полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
  4. регулирующие отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

По характеру содержащихся предписаний нормы муниципального права классифицируются на:

  1. управомочивающие (предоставляющие права на совершение определенных действий);
  2. обязывающие (содержащие указание на обязательное исполнение определенных требований);
  3. запрещающие (устанавливающие, что нельзя делать).

По степени определённости (категоричности) содержащихся предписаний:

  1. императивные (не допускающие толкования) ;
  2. диспозитивные (в общем виде определяющие правила поведения)

По юридической силе, (форме закрепления):

  1. конституционные (обладают высшей юридической силой);
  2. неконституционные, т.е. содержащиеся в иных законодательных актах.

По территории действия :

  1. федеральные (действуют на всей территории Российской Федерации);
  2. субъектов Российской Федерации (действуют только на территории данного субъекта);
  3. местные (действуют в пределах отдельного муниципального образования).

Нормы муниципального права могут также подразделяться на материально-правовые и процессуальные. Материально-правовые закрепляют конкретное правило поведения (полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан и т.д.), Процессуальные закрепляют порядок (процедуру) реализации этой нормы (порядок проведения муниципальных выборов, заседаний представительного органа местного самоуправления, принятия нормативных актов по вопросам местного значения и т.д.).

Нормы муниципального права могут быть объединены в правовые институты. Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу 1 .

Таковыми являются: институт муниципальных выборов, институт главы муниципального образования, институт муниципальной собственности и др.

В процессе реализации норм муниципального права в сфере местного самоуправления возникают общественные отношения. Общественные отношения, урегулированные нормами муниципального права, являются муниципально-правовыми отношениями. Для общественных отношений вообще и для правоотношений в частности характерно наличие как минимум двух сторон отношений, именуемых субъектами.

Субъектами правоотношений могут быть индивиды, организации, органы и социальные общности. Субъектами правоотношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления, выступают:

Муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальный район, городской округ, поселки, станицы, деревни и др. 2 );

Население муниципального образования (при проведении местных референдумов, муниципальных выборов, сходов, собраний и т.д.);

Выборные и другие органы местного самоуправления;

Органы территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, квартальные, уличные и домовые комитеты, товарищества собственников жилья и др.);

Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации различных форм собственности, общественные объединения, добровольные объединения. Данные субъекты выступают участниками муниципальных отношений в тех случаях, когда они взаимодействуют с органами местного самоуправления, осуществляющими свои функции и задачи;

Советы и объединения муниципальных образований, имеющие своей целью координацию деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований.

Муниципально-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами. Из курса теории государства и права известно, что в зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События – это явления, независящие от воли человека. Под действиями понимаются юридические факты, которые происходят по воле людей. Так, например, инициатива населения на принятие нормативного акта по конкретному вопросу местного значения порождает возникновение муниципально-правовых отношений между населением и определённым органом местного самоуправления.

Событиями, как юридическими фактами, могут являться, например, рождение и естественная смерть человека которые влекут за собой возникновение или прекращение муниципально-правовых отношений.

Круг муниципально-правовых отношений весьма широк. В целях более глубокого изучения их можно условно классифицировать на отдельные группы. В качестве критериев такой классификации берут те же признаки, что и при классификации норм муниципального права. Наиболее распространёнными в науке критериями классификации являются субъекты муниципально-правовых отношений. В зависимости от субъектов все эти отношения могут быть подразделены на группы, одной из сторон в которых являются перечисленные нами выше субъекты.

Муниципально-правовые отношения могут также классифицироваться по целевому назначению (правоустановительные, правоохранительные), по времени действия (срочные, постоянные).

1 Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.: ТК Велби, 2008. С. 18.

2 См. подробнее ч. 1 ст. 2 ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

PAGE 6

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

20439. Политико-правовые отношения, правовые основы и механизмы осуществляемых преобразований в государстве и обществе 86.52 KB
Во-вторых это право используемое как средство: а властвования и управления; б ограничения власти воздействия на нее правовыми средствами. Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество уничтожить его как форму социального бытия человека и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти государство и в особой нормативной системе социальной регуляции право которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии. Государство представляет собой наиболее...
16711. Гражданско-правовые и публично-правовые отношения в проектах ГЧП 8.59 KB
В обозримом будущем в России можно ожидать существенного увеличения числа проектов государственно-частного партнерства Public-Privte Prtnership - PPP. Весьма актуальны вопросы ГЧП в инновационной сфере причем не только из-за расширения возможности получения финансовых ресурсов но также как условие обеспечения высокой эффективности и реальной практической значимости инновационных проектов. Активизация государственно-частного партнерства ГЧП возможна также на...
299. Основания муниципально-правовой ответственности 17.4 KB
В соответствии с этими нормами они несут ответственность перед населением муниципального образования государством физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами ст. население муниципального образования вправе отозвать депутатов членов выборных органов местного самоуправления выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с данным законом. Под неисполнением служебных обязанностей как основанием для отзыва главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц понимается систематическое...
9350. Правовые отношения 24.07 KB
Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства. Будучи урегулированы нормами права экономические политически и другие общественные отношения отнюдь не утрачивают свою природу и характер не теряют свои изначальные свойства и особенности. Многие общественные отношения регламентируются с помощью норм содержащихся в обычаях традициях актах различных общественных организаций однако характер и форму правоотношения они могут...
6135. Гражданско-правовые отношения 20.96 KB
Понятие гражданского правоотношения и его место в системе общественных отношений В обществе между людьми складываются самые разные отношения. их отношения становятся гражданско-правовыми. Только в этих ситуациях можно применить нормы ГК РФ и иных гражданско-правовых законов.
6886. Конституционно-правовые отношения 7.22 KB
Субъекты участники правоотношения обладающие субъективными правами и обязанностями КПО: Многонациональный народ РФ нации этнически общности народности. Объекты правоотношений то по поводу чего возникают правоотношения или на что они направлены. Виды объектов конституционноправовых отношений: предметы материального мира материальные ценности; личные неимущественные блага жизнь здоровье честь достоинство; поведение участников правоотношения действие депутата Гос. Думы РФ внесшего законопроект в данную палату парламента...
19599. Правовые отношения как элемент механизма правового регулирования 34.92 KB
Правовые отношения - одна из важнейших и конкретных форм социального бытия права. Они раскрывают, опредмечивают процесс воплощения правовых норм в общественную жизнь. Право живет, действует, проявляя себя в трех основных сферах: правосознании, нормах права и правовых отношениях. Начиная с идей, представлений о правовом регулировании и кончая созданием конкретных юридических норм и их последующим претворением в поведении людей развивается социальная жизнь права.
10011. Правовые номы, которые закреплены в римском праве, воздействующие на отношения в семье 29.77 KB
В общем смысле брак можно определить как союз женщины и мужчины для целей совместного воспитания детей и ведения домашнего хозяйства. Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были различны на разных этапах римской истории. В древнейшее время отец имел в отношении своих детей право жизни и смерти право продажи детей и т. В конце концов власть отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей к обязанности детей оказывать уважение родителям в связи с чем дети не могли предъявлять к родителям порочащих...
15815. Нормативно-правовые акты, регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь 15.7 KB
Нормативно-правовые акты регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь. Цели и задачи: установить и изучить нормативно-правовые акты регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь; установить связь с другими правовыми отношениями; выявить направления развития брачно-семейного законодательства. ВОПРОС 1 Нормативно-правовые акты регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь Законодательство Республики Беларусь о браке и семье основывается на Конституции...
18172. 95.61 KB
Понятие правовая природа и характерные черты лишения и ограничения родительских прав. Понятие и правовое регулирование института лишения и ограничения родительских прав. Характерные черты лишения родительских прав. Основания лишения родительских прав. Совершение родителями одним из них умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга...

Муниципально-правовые нормы и институты.

Являясь единым по содержанию, муниципальное право при этом состоит из относительно автономных, но связанных между собой составных частей.

Муниципально-правовая норма - это первичный элемент системы муниципального права. В совокупности муниципально-правовые нормы образуют отрасль муниципального права. Под муниципально-правовыми нормами понимаются правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере местного самоуправления. Нормам муниципального права присущи все признаки правовых норм: общеобязательность, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами.

Нормы муниципального права по признаку регулирования и однородных, взаимосвязанных общественных отношений объединяются в муниципально-правовые институты.

Муниципально-правовые институты - это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.

Особенностью муниципально-правовых институтов является то, что образующие их нормы обладают признаками не только отрасли муниципального права, но и признаками основных, первичных отраслей (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную природу имеют институты муниципальной службы, муниципальной собственности, форм непосредственной демократии, местных финансов и др.

4. Источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины. Федеральный закон от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и основные направления реформы местного самоуправления на современном этапе.

ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 28.08.1995 №154-ФЗ и от 06.10.2003 №131-ФЗ;

«Европейская Хартия МСУ» от 15.10.1985 (ратифицирована РФ ФЗ от 11.04.1998 № 55-ФЗ);

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 №184-ФЗ;

ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» от 08.01.1998 №8-ФЗ;

Источники МП – правовые акты, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, направленные на регулирование муниципальных отношений. Выделяют три группы источников МП с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений:

НПА, принимаемые на федеральном уровне (прежде всего, Конституция РФ – содержит нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации МСУ, гарантии прав МСУ);



НПА, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ – конституции республик, уставы других субъектов РФ, законы субъектов РФ о МСУ, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме, акты президентов республик, глав администраций других субъектов РФ, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов РФ, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы МП;

НПА, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами МСУ и должностными лицами МСУ – уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусматривает устав данного образования; решения представительных органов МСУ, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие НПА муниципальных образований.

Источники МП также можно классифицировать следующим образом:

общепризнанные нормы международного права;

федерально-правовые нормы;

нормативные акты субъектов;

локальные акты;

правовой обычай – правило, сложившиеся в результате единообразного повторения определенных фактических отношений и получившие признание государства.

Международно-правовые акты стали источником российского права только после принятия Конституции 1993 года. Статья 15 закрепила эти акты как составную часть национального права. Международные договоры бывают двусторонние и многосторонние (конвенции, хартии). Для муниципального самоуправления в России наибольшее значение имеет хартия о местном самоуправлении. Деятельность по ней началась в 1968 году. В ней обобщен весь законодательный опыт по МСУ.

15.10.1985 – Европейская хартия МСУ – цель: выработка единых стандартов в местном и региональном самоуправлении, которого не было до 1985 года. Была ратифицирована ФЗ от 11.04.1998 №55-ФЗ, а вступила в силу 01.09.1998. Россия принята в Совет Европы в 1996 году. ВСМВ – Всемирный союз местных властей – принимает в сентябре 1985 года «Всемирную декларацию о МСУ». Задача союза – следить за достижениями в этой области.

«Европейская конвенция по приграничному сотрудничеству территориальных сообществ / властей» – 46 субъектов РФ имеют пограничные территории, конвенция призвана урегулировать эти отношения.

Хартии американских и европейских городов.

Декларация о местном самоуправлении стран содружества.

Федеральные НПА – конституционные основы МСУ:

1 глава Конституции РФ: МСУ – одна из форм власти народа (статьи 3, 8, 9, 12);

деятельность МСУ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина (статьи 18, 24, 32, 40, 41, 43, 97 Конституции РФ);

8 глава (статьи 130-133) определяет конституционные основы МСУ.

Среди источников федерального уровня самый главный закон «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 28.08.1995 №154-ФЗ и от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Законодательство субъектов федерации. Право принимать законы предоставлено субъектам РФ Конституцией. Законодательство субъектов не должно противоречить Конституции. 4 группы НПА субъектов:

1) Конституции республик, уставы субъектов федерации;

2) Законы законодательных органов субъектов РФ – Закон о МСУ;

3) Указы губернатора, Постановления Правительства;

4) Решения Уставных судов.

Статья 19 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 закрепила право органов МСУ и должностных лиц принимать (издавать) по вопросам своего ведения правовые акты. Правовые акты МСУ в своей совокупности образуют единую, целостную и дифференцированную систему правовых актов МСУ. Их наименование, виды, полномочия по их принятию, а также порядок принятия и вступления в силу определяется муниципальными образованиями, уставами в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов федерации.

Муниципально-правовой акт – обязательное для исполнения на территории муниципального образования, документально оформленное решение, принятое населением, органами МСУ, должностными лицами, устанавливающие либо изменяющие общеобязательное правило или имеющее индивидуальный характер по вопросам местного значения или осуществления отдельных государственных полномочий, которые передаются государством органам МСУ.

Виды актов, принимаемых на локальном уровне:

1) Устав – основной нормативно-правовой акт, правоустанавливающий акт общего характера, может быть как нормативного.

2) Решение – НПА ненормативного характера, может приниматься жителями (референдум, собрание или выборным органом МСУ).

3) Постановление – принимается выборным органом и издается главой муниципального образования, может быть как нормативного, так ненормативного характера.

4) Распоряжения и приказы – акты оперативно-конкретного характера, имеющие распорядительное значение, распоряжения издаются главой муниципального образования, приказы издают заместители главы и руководители структурных подразделений.

5) Положения – НПА, в котором систематизируются нормы статусного или тематического содержания (утверждаемые распорядительным актом).

6) Инструкция – свод правил для выполнения чего-нибудь.

7) Регламент – правовой процессуальный акт, регулирующий порядок работы органов МСУ.

8) Договоры – соглашение двух или нескольких сторон об установлении, изменении или превращении взаимных прав и обязанностей.

Все локально-правовые акты не должны противоречить уставам и решениям, принятым населением. Эти акты обязательны для исполнения, это законы за неисполнение наступает ответственность, в том числе административная.

МПО – это урегулированные нормами права общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления МСУ.

В муниципально-правовых отношениях:

участвует определенный круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие соответствующих МПН;

регламентируется конкретное поведение участников этих отношений;

обеспечиваются субъективные права и юридические обязанности в области МСУ посредством специальных юридических средств.

Важнейшим элементом МПО являются его участники – субъекты – лица, участвующие в МПО и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере МСУ.

Субъектами муниципального права (участниками муниципально-правовых отношений) являются:

население муниципального образования;

граждане РФ, а также граждане, имеющие иное гражданство, или лица без гражданства;

органы МСУ и должностные лица МСУ;

государство и отдельные государственные органы;

физические и юридические лица.

Особенности МПО:

они могут возникать по воле как одной стороны, так и двух и более сторон;

одной из сторон всегда выступает население муниципального образования или его представители в лице органа МСУ или должностного лица;

отношения носят локально-территориальный уровень; МПО имеют свою структуру:

(1) Юридическое содержание: юридические права и обязанности его участников, определяемых муниципально-правовой нормой. Фактическое содержание: поведение конкретных субъектов в рамках их юридических прав и обязанностей.

(2) Объект – материальные и нематериальные блага (права). Социально-экономическое благо – объект – материальный.

(3) Субъект – участники, выступающие в качестве сторон общественных отношений, которые возникают в процессе осуществления МСУ. Одна сторона – носитель правомочия, права; другая – носитель обязанности. Между ними возникает общественная связь в форме субъективных юридических прав и обязанностей. В качестве субъектов МПО могут выступать как физические, так и юридические лица, как индивиды, так коллективы, группы. Три вида субъектов МПО:

особый субъект – муниципальные образования;

субъекты, которые наделены правом принимать решения или участвовать в принятии решений по вопросам местного значения – население муниципального образования (вопросы местного значения могут решаться на собрании (сходе) граждан);

все остальные, которые способствуют, содействуют осуществлению МСУ – органы территориального общественного самоуправления; ассоциации, союзы муниципальных образований; предприятия, учреждения, общественные объединения и другие).

Статья 10 ФЗ от 28.08.1995 «Об общих принципах»: муниципальные образования вправе создавать ассоциации.

ГК статья 215 – вся муниципальная собственность принадлежит муниципальному образованию.

Население муниципального образования – граждане, проживающие в границах муниципального образования и реализующие свое право на осуществление МСУ. МПО с учетом их содержания можно подразделить на:

отношения, связанные с организацией МСУ – отношения, связанные с образованием, объединением, преобразованием муниципальных образований, установлением и изменением границ и т.д.;

отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований – отношения, возникающие в процессе решения жителями муниципального образования непосредственно, через выборные и другие органы МСУ вопросов социально-экономического развития муниципального образования, жизнедеятельности его населения (содержание дорог, регулирование застройки);

отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов МСУ по осуществлению отдельных государственных полномочий.

  • VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  • Муниципальное право как отрасль права представ­ляет собой совокупность муниципально-правовых норм. Норма права - это наименьшая основная еди­ница отрасли права. Нормы группируются в правовые инсти­туты, а правовые институты составляют отрасль права.

    Муниципально-правовые нормы – это правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.

    Традиционная структура правовой нормы включает гипо­тезу, диспозицию и санкцию.

    Гипотеза указывает, какие предпосылки необходимы для реализации нормы. Без наличия условий, предусмотренных гипотезой, на стороны не могут возлагаться обязанности, предусмотренные диспозицией, а, следовательно, за их не­исполнение не могут налагаться санкции.

    Диспозиция, которая содержит непосредственные пра­ва и обязанности субъектов соответствующих правоотноше­ний, является основной составляющей правовой нормы, но имеет смысл постольку, поскольку в наличии условия ее реа­лизации, предусмотренные гипотезой.

    Санкция содержит негативные последствия нарушения, предусмотренные диспозицией прав и обязанностей субъек­тов. Последствия нарушения диспозиции всегда негативны для субъекта и связаны с определенными лишениями.

    Муниципально-правовые нормы могут состоять из одной диспозиции, или из гипотезы и диспозиции, или из гипотезы, диспозиции и санкции. Далеко не всегда все эти составляющие нормы права группируются в одной статье нормативно-правового акта. Нередко гипотеза содер­жится в общих положениях нормативно-правового акта, а диспозиция - в специальных статьях, посвященных регули­рованию отдельного правового института. Санкция может вообще отсутствовать в части муниципального права, но пре­дусматривается уголовным или административным законода­тельством, в этом смысле муниципальное право во многом лишено деликтной составляющей, что следует признать пра­вильным.

    По-разному соотносятся между собой норма муниципаль­ного права и статья нормативно-правового акта. Возможна ситуация, когда норма права и статья совпадают, но в боль­шинстве случаев статья нормативно-правового акта содер­жит несколько норм права либо одна норма права содержит­ся сразу в нескольких статьях.

    Большое значение имеет классификация муниципально-правовых норм .

    a) по объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) различают нормы, закрепляющие:

    местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ);

    основы деятельности местного самоуправления (территориальная, финансово-экономическая, организационная основа);

    предметы ведения, полномочия и гарантии местного самоуправления;

    ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц;

    b) по характеру предписаний :

    управомочивающие (нормы-разрешения, что можно делать – предмет ведения МСУ);

    обязывающие (нормы-предписания, что надо делать – обязанность знакомить граждан с документами, затрагивающими права человека и гражданина);

    запрещающие (нормы-запреты, что нельзя делать – запрет на ограничение прав местного самоуправления).

    c) по степени определенности (категоричности) предписаний :

    диспозитивные (возможность расширения вопросов ведения МСУ по инициативе самого муниципального образования – ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

    d) по территории действия :

    общие – на всей территории России;

    региональные – в масштабе субъекта Федерации;

    локальные - на местном уровне, в рамках муниципального образования.

    e) по содержанию:

    материально-правовые (закрепляющие права и обязанности органов МСУ, граждан и других субъектов муниципальных отношений); процессуально-правовые (определяют порядок, процедуру выборов и деятельности органов МСУ, принятия ими решений, проведения местных референдумов и т.п.).

    В зависимости от срока действия выделяют постоянные и временные нормы. В зави­симости от уровня правового регулирования выделяют кон­ституционные нормы, нормы законодательных актов, подзаконные нормы

    Муниципально-правовые институты - это определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.

    Среди таких институтов можно назвать: институт территориальной основы, институты муниципальной собственности и муниципальной службы и др.

    Система мп. Фадеев определяет систему мп как объединение м-п норм в м-п институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их назначения и роли в регулировании муниципальных отношений.

    Мп как отрасль права состоит из Общей, Особенной и Специальной.

    К Общей части относятся нормы, которые можно объединить в следующие м-п институты:

    · Правовые основы мсу. Выделяют акты федерального, регионального и местного уровня.

    · Территориальные основы мсу. При характеристике территориальных основ мсу следует отдельно рассматривать вопросы административного устройства субъектов РФ и вопросы формирования, реорганизации и ликвидации мо, поскольку процедуры очень отличаются. В последнем требуется учет мнения населения.

    · Организационные основы мсу – совокупность норм, регулирующих реализацию прав граждан на мсу через формы непосредственного народовластия, органы мсу и иные выборные органы.

    · Финансово-эк. основы мсу. При характеристике называют такие правовые институты, как институт муниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна, налоги и сборы, внебюджетные фонды.

    · Ответственность органов мсу и должностных лиц. Различают ответственность перед населением, физ. и юрлицами, государством.

    · Гарантии мсу. Это совокупность приемов, средств или способов реализации права на мсу (социальные, экономические, политические, юридические).

    К Особенной части относятся нормы, регулирующие полномочия органов мсу и их должностных лиц. Полномочия по решению вопросов местного самоуправления и государственно-властные полномочия, переданные или делегированные органам мсу. Выделяют полномочия по управлению мун. хозяйством; полномочия по управлению социально-культурной сферой; по обеспечению законности и правопорядка.