Составные части молнии. Застёжка-молния

Изобретатель : Уиткомб Лео Джадсон
Страна : США
Время изобретения : 1891 г.

Сейчас застежка-молния пользуется широкой популярностью. Ее можно встретить на легкой и верхней одежде, обуви, сумках, по прямому назначению или в качестве украшения. Впервые по достоинству застежку-молнию оценили спустя 80 лет со дня ее «открытия». Над ней работали несколько разных изобретателей.

Первым был Илайес Хоу, американский изобретатель, который изобрел . Он, вдохновленный ее способностью прочно и быстро скреплять между собой ткань, начал работу над созданием застежки–молнии. В 1851 году он пытался получить патент на изобретение, но тогда его идея не нашла отклика среди производителей одежды и идея осталось только идеей.

Спустя 20 лет в Чикаго случился огромный по своим масштабам пожар, который вошел в историю США как один самых разрушительных. В бушующем пламени оказалась маленькая девочка. Она бы погибла, если бы рядом не оказался скромный герой – некий чертежник Стайл, который спас ей жизнь и повредил себе спину, неудачно прыгнув со второго этажа. Стайл прошел лечение, но ему было трудно наклоняться, чтобы зашнуровать обувь.

В этой трудной ситуации Стайл обратился к своему другу Уиткомбу Джадсону, который мог помочь. Уиткомб Лео Джадсон (англ. Whitcomb L. Judson) был инженером-изобретателем и имел на своем счету 12 патентов. Стайл поделился своей проблемой и попросил изобретателя создать какую-нибудь застежку, которая позволяла бы не наклоняться надолго и застегивать обувь одной рукой.

Так Стайл подтолкнул Джадсона к изобретению застежки-молнии. Не стоит думать, что Джадсон украл идею Хоу. Джадсон – честный изобретатель, и разработал идею вполне самостоятельно. Видимо, необходимость в подобном изобретении нарастала, и Джадсон «выхватил» идею из воздуха.

7 ноября 1891 года патентом под номером 504038 была зарегистрирована «застежка для обуви». Она представляла собой две цепочки: на одной – крючки, на другой – петельки, и сцеплялись они с помощью ключа-язычка (“claps locker”). А если его перевернуть, то изделие расстегивалось. В 1894 году Джадсон смог привлечь инвесторов и основал свою компанию «Universal Fastener», которая занималась выпуском только одного изделия – изобретенной застежки.

Глава компании Льюис Уокер и партнер Джадсона Гарри Эрл твердо верили в успех застежки. Их ожидания долго не оправдывались: людям трудно было принять новое, революционное изобретение, которое, к тому же, не было надежным. Была еще одна причина, по которой изобретение не «прижилось» сразу: люди просто не умели пользоваться этой застежкой.

Сейчас это может показаться смешным, но в конце XIX века Джадсону смеяться явно не хотелось. Чтобы научить людей пользоваться новой застежкой, к ней прилагали инструкцию на двух страницах. Но даже «обучение» не решило проблем. Возможно, молния и нашла бы своего покупателя – если бы не стоила дороже самой обуви или сумки. Высокая цена была вынужденной мерой: производство молнии стоило немалых денег.

Поэтому за время «черной полосы» в истории компании самым крупным заказом можно считать 20 застежек для американской почтовой службы. Джадсон был близок к банкротству. Нужно было что-то предпринимать, причем срочно. В 1904 году Джадсон усовершенствовал конструкцию, расположив крючки и петли на матерчатых лентах. Теперь застежка не прикреплялась к обуви, а пришивалась. К сожалению, этот по-настоящему удачный ход не принес удачи компании. Положение оставалось бедственным.

В 1905 году компанию реорганизовали и перевели из Чикаго в Хобокен, штат Нью-Джерси. Количество покупателей по-прежнему оставалось критически малым, и Льюис Уокер решил привлечь к работе американского инженера шведского происхождения – Гидеона Сундбэка. Гидеон оставил прежнюю работу в знаменитой компании “Westinghouse”, которая занималась разработкам новых технологий в области электричества.

В то время электричество было гребнем волны прогресса, и оставить работу в перспективной процветающей фирме ради разоряющейся компании, которая не выпускает ничего, кроме застежки, не пользующейся спросом – верх абсурда. Тем не менее, 26-летний Гидеон сделал именно так. Утверждать, что он поверил в гений Джадсона и его изобретение, означало бы покривить душой. Причиной «передислокации» инженера стало великое чувство, подталкивающее людей и не к такому безрассудству – любовь к дочери менеджера компании “Universal Fastener” Питера Аронсона, Эльвире. Молодые люди стали семейной парой в 1909 году.

В том же году скончался Уиткомб Джадсон. Он так и не увидел успеха своего детища. Но он всегда верил в него, и ожидания оправдались, пусть и после смерти изобретателя. Сундбэк также оправдал надежды своих работодателей. Он модернизировал застежку, создав практически новую конструкцию под названием “Hookless N1”, что означает «Бескрючковая N1». Изготовление застежки было упрощено, количество металлических зубьев – увеличено, к тому же теперь они были скреплены пружинкой.

Однако творческий процесс застежки-молнии на этом не закончился. Новая конструкция хоть и была привлекательной, но надежностью не отличалась: несколько «рейсов» туда-сюда – и все, можно выбрасывать. Следующий вариант появился через год. “Hookless N2” отличалась элементами другой формы и напоминала уже привычную для нас застежку-молнию. Однако внедрить новинку в производство оказалось делом не из легких.

Фабриканты еще помнили первый почти провал, поэтому отнеслись к усовершенствованию с вполне понятным недоверием. Поэтому первые четыре застежки были проданы только в конце 1914 года за символическую цену – по доллару за штуку. Вскоре ситуация кардинально изменилась. В 1917 году Америка присоединилась к воюющему миру, вступив в Первую мировую войну. Обмундирование солдат «сверкало молниями»: на летных комбинезонах, карманах мундиров, даже на брезенте, которыми накрывались самолеты – везде использовалась застежка Уиткомба Джадсона.

Солдаты оценили удобство нового замка. После демобилизации они продолжали использовать молнии на обуви, в спортивной одежде, кожаных изделиях. Очень скоро преимущество такой застежки было по достоинству оценено и гражданским населением. В том же переломном 1917 году была запатентована разделяющаяся застежка. Молния наконец-то получила признание потребителей.

Название «зиппер» принадлежит Бертраму Року, президенту обувной компании “B.F. Goodrich”. Ему очень нравился звук молнии: “zzzip!” (по-русски «вжик!»). В 1923 году Рок выбрал молнию в качестве застежки для калош. Модель окрестили “Zipper Boots”. В вопросе об авторстве слова «зиппер» (которое, кстати, само по себе ничего не означает, а является звукоподражанием) также упоминается имя английского писателя Гильберта Франкау, сделавшего «зиппер» именем нарицательным и обозначающим именно застежку-молнию. Что, в общем-то, способствовало превращению молнии из новинки в реалию повседневной жизни.

В двадцатых годах молния окончательно завоевала свое право на существование и активно использовалась при пошиве одежды. Примечательно то, что застежка-молния довольно долго не использовалась при пошиве женской одежды. Общество того времени считало безнравственным показывать доступность женщины, а застежка открывалась быстро, поэтому только в 1930 году мадам Шапарель, владелица парижского Дома моды, решилась на сей отчаянный шаг.

Застежка прочно вошла в повседневную жизнь и принесла Уолкеру и Сундбэку миллионы дохода. Но окончательно на женской одежде молния закрепилась только к середине века. С удачного почина мадам Шапарель началось продвижение молнии не изобретателями, а дизайнерами, актерами и даже герцогом Виндзорским. Эльза Скиапарелли, одна из великих дизайнеров ХХ века, обратила свой взгляд к детям и поняла, что им довольно трудно справляться с крючочками-шнурочками. Поэкспериментировав с одеждой для маленьких детей, она поняла, что молния как нельзя лучше подходит для неловких детских пальчиков. Эльза «подкинула» идею производителям, и в 1935 году на свет появился гениальный слоган рекламной кампании: «Ваши дети смогут одеваться сами!».

Детская одежда с молнией сразу завоевала популярность. По-настоящему «прорывным» годом для молнии стал 1937-ой. Французский модельер Жан Клод решил разместить застежку на ширинке мужских брюк. В великом и могучем русском языке нет такого слова, которое в полной мере отразило бы реакцию публики… Фурор! Успех! Экстаз! Брюки с застежкой расходились со скоростью света. Тенденцию поддержал и герцог Виндзорский, отдав предпочтение новой модели брюк.

Символом сексуальной революции молнию сделал Марлон Брандо. В 1953 году он снялся в фильме «Дикарь», где его «игра» с молнией возмутила борцов за нравственность, зато привела в восторг тех, кто пропагандировал свободу поведения. Если даже в свободной Америке молния расколола общество, что уж говорить о Советском Союзе, где подобные штучки могли расценить как подрыв моральной основы социализма.

Тем не менее, люди состоятельные могли позволить себе брюки и платья на молнии. Вплоть до 60-ых годов наличие одежды с молнией в гардеробе считалось признаком роскошной жизни. Нынешний день предлагает нам молнии самых разных видов – и металлические, и «тракторные», и спиральные. Разработаны даже молнии для костюмов космонавтов: они отличаются абсолютной герметизацией замка.

Японская фирма “YKK” на сегодняшний день производит более половины молний на планете. Бангладеш, Индия и Китай также считаются центрами по производству молний.

Пусть застежка-молния не сразу получила признание, зато теперь её лавров не отнимешь! Трудно даже и представить современную жизнь без такого удобного предмета!

Широко распространившаяся в годы Первой Мировой застёжка была изобретена много раньше, но по ряду причин оставалась достаточно далеко от широкого применения в одежде.
В РИ/РСФСР/СССР она и вовсе была практически незнакома до 1930 года. Надо сказать, что как элемент повседневной одежды она и на Западе и на Востоке не была особо распространена по не совсем понятным причинам. В англоязычных источниках причиной называют «избыточную для 1920-1940-х сексуальность застёжки-молнии», но похоже дело тут в том, что она пришла в массы через военных и рабочих, и изначально заняла нишу крайне функциональной и соответственно не особо модной по тем временам фурнитуры.
Нынешние времена идеальной гармонии строгого костюма с резиновыми сапогами пока не наступили.


На найденных фотографиях впервые застёжка - молния встречается в СССР в оформлении Родченко мейерхольдовского «Клопа» Маяковского как элемент футуристической одежды постановки 1929 года.

+++++++
Количество молний на фотографиях в начале 30-х начинает заметно увеличиваться на рабочей и спортивной одежде в первой половине 1930-х.

++++++++++
И наконец в 1935 происходит количественный прорыв.
На Снабжение ВВС и АБТВ РККА поступил
Комбинезон летний:
Комбинезон изготовляется из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета. Он состоит из комбинации куртки и шаровар, спереди составляющих одно целое, а сзади по талии разъемные. Воротник комбинезона отложной и застегивается на крючок. Рукава комбинезона трехшовные, с налокотниками и с затяжными хлястиками для стягивания низа рукава. Низки штанин имеют хлястики и пряжки для стягивания. На коленях комбинезона настрочены наколенники, а на сидении - леи. Пояс застегивается на металлическую пряжку, для поддерживания его на талии, на боках вшиты два крючка. Комбинезон имеет один карман на левой половине груди, прикрытый клапаном, с застежкой на пуговицу, и один карман на правобедренной части, прикрываемый полуклапаном, с застежкой на пуговицу. Передний разрез комбинезона имеет застежку "молния" .




++++++
С началом войны комбинезон упрощается, молния исчезает, и появляется в СССР на гражданской одежде в конце 1940-х - начале 1950-х



++++++
Достаточно модными в это время становятся куртки с контрастными кокетками и несколькими накладными карманами - «хулиганки» или «бобочки» . В Ленинграде их ещё называли «москвичками», а в Москве почему-то «ленинградками».

+++++++
Откуда же появились в СССР в достаточном количестве застёжки-молнии?
Вряд-ли это был импорт, структура закупок СССР в 1930-е показывает, что чуть ли не на 90 процентов это были вовсе не красивые импортные товары, а технологии, машины, станки и оборудование.
Помните Ильф-Петровского Золотого телёнка - «На диване с утра сидел выписанный из Германии за большие деньги немецкий специалист, инженер Генрих Мария Заузе.» Заметим, никого не удивляя, а это значит не единственный такой он был.
Ну какие там импортные молнии, страна всю валюту бросает на станки и ино-спецов.
А теперь заглянем в патентный архив. И тут мы видим интересную картину. С 1930 начинают подаваться патенты и авторские свидетельства на станки и способы для производства как тогда называли «разрывной застёжки». Сначала от иностранцев, но к началу 1930-х уже советские авторы патентуют модернизации этих машин.
То есть совершенно очевидно они их видели, и они с ними работали как минимум с конца 1920-х.










+++++++++
Ну и последнее - где их делали? Почему прекратили на время войны? Где продолжили сразу после?
Нас настигает совершенно непонятная ситуация - никто и нигде не признаётся в первенстве, несмотря на явную авантажность для любого завода такого факта.
Я не берусь ничего утверждать, но есть один интересный момент, возможно относящийся к вопросу.
В 1930 году в США был принят изоляционистский Закон Смута-Хоули, Smoot-Hawley Tariff Act. Это тот самый закон ограничительно-защитных пошлин, который свалил страну в Великую Депрессию.
Закон ударил и по СССР (одним из формальных поводов запрета импорта был труд заключенных), Сталин весьма злобно припоминал его в переписке с американцами даже в 1944 году.
Закон продержался 10 лет, но поправка о труде заключённых осталась в силе. И когда аж в 1980-х в очередной раз власти запросили ЦРУ о списке таких товаров из СССР, то в числе 36 позиций среди леса, нефтепродуктов и т.п. внезапно оказались и застёжки-молнии!
Возможно в рабочих зонах ИТУ и находится место рождения советских «разрывных застёжек».

    Застежка по типу молнии в Советском Союзе в массовом использовании появилась только в шестидесятых годах прошлого века. В те времена это было последним писком моды. А до этого в сороковых годах применялась в основном только в кожаных куртках летчиков.

    Как и большинство изобретений, застежка-молния при первом представлении широкой публике американцем Элайем Хоу не вызвала бурной положительной реакции. Прошло практически 75 лет с тех пор, чтобы в 1913 году о молнии заговорили. Широкое промышленное применение она получила после Второй мировой войны. Впервые в Советском Союзе затежку-молнию использовали на куртках военных-летчиков, а после уже к 60-м годам и на гражданской одежде.

    Непрерывную застежку типа молния изобрели в середине XIX века в Америке. После этого она претерпела множество изменений, прежде чем прижилась в народе. Когда точно такая застежка появилась в Советском Союзе доподлинно не известно. Но если судить по фотоснимкам, то в 40 -50 годах XX века в СССР ее широко использовали.

    Застежка молния в сороковые и последующие двадцать лет в Советском Союзе не использовалась. Время было тяжелое, металл требовался военной промышленности и на восстановление хозяйства и только в шестидесятых годах особо богатые люди в СССР могли себе позволить застежку молнию.

    В Америке после выхода фильма Дикарь с Марлон Брандо в 1953 году молния вызвала фурор.

    Я еще помню мужские брюки, которые застегивались на пуговички. Гладить такие брюки одно мучение, поэтому за придуманную застежку молнию надо изобретателю поставить памятник. Удобно и красиво. А пуговицы стали элементом декора в наше время.

    Впервые застежка - молния появилась в Америке в конце 19 века, и стала очень востребованной и популярной, потому что всем было удобно пользоваться ею. А в Советском Союзе народ познакомился с ней в конце 60 х годов, но время было трудное, и редко кто мог себе позволить купить вещь с молнией.

    Если говорить об открытии массового производства в Советском Союзе застжек для одежды типа молния, то оно пришлось на вторую половину 60-х годов, тогда было это модным. Особенно с появлением так называемых олимпиек, то есть то есть шерстяных кофточек машинной вязки синего цвета с белыми полосками на рукавах и воротнике. Но, конечно, молнии в СССР появились ещ раньше. Кожаные куртки лтчиков в 40 - 50-х годах уже частично выпускались на молниях и комбинезон Гагарина тоже был с молнией. И обычные люди могли такую одежду иногда носить.

    Тем не менее в 1960-х молнии не всем были доступны. Об этом даже Галич пел (Городской романс):

    Посмотреть другие фото 50-х годов с одеждой на молниях можно здесь.

    Застежка была создана в 19 веке в Америке, но достаточно долго не могла найти своего покупателя из-за низкой надежности. Но постепенно и небольшими партиями молния стала завоевывать Америку и мир. Окончательно это произошло в 1937 году, когда герцог Виндзорский заказал ее для застежки своих брюк.

    В СССР молния массово стала появляться в конце 60 годов, но отдельные образцы были гораздо раньше.

    Первые попытки создать застжку в виде ленты с бегунком на ней появились ещ в середине 19 века. В 1851 году патент на такую получил американец Элайя Хоу

    Она не получила широкого распространения и фактически осталась незамеченной.

    Ещ одна попытка была сделана Уиткомом Джадсоном в 1893 году. Он представил на мировой выставке оригинальную застжку для обуви, состоящую из петелек, крючочков и специального ключа. Но была она неудобной и дело тоже не пошло. Однако когда в компанию пришл швед Гидеон Сундбек, он смог изменить практически полностью конструкцию и в 1913 году получил патент на изделие Hookless N1, тоже с крючками, а в 1917 году патент на разделяющуюся застжку из двух лент, которые соединялись при помощи слайдера.

    С тех пор произошло только одно принципиальное изменение в конструкции застжки, когда металлические зубчики в 70-х годах стали заменять на пластмассовые.

    Точно известно, что в 50-х годах в Советском Союзе люди носили толстовки и куртки на молниях, это можно увидеть на фотографиях тех лет.

    Ребята с Орловщины из деревни Чупахино, снимок 1953 года.

    Застежку молния придумали в Америке еще в середине 19 го века. Этот человек придумал еще и швейную машинку. Однако молния не стала сразу популярной, и еще долгие годы она пробивалась к своей славе. Лишь в конце того века и в начале 20 го застежка получила свою популярность, но в советском союзе в 60 -х годах одежду с молнией могли позволить лишь состоятельные люди, только к конце 60-х и в начале 70- эта застежка стала предметом общественности.

    В середине девятнадцатого века, в одна тысяча восемьсот пятьдесят первом году была изобретена застжка молния. Этот гений-изобретатель - Элайя Хоу. Кстати, он же изобрл и швейную машинку. В Советском Союзе застжка молния распространялась очень тяжело. Вс из-за того, что жили бедновато, и не все могли позволить себе вещи с молнией. Практически до шестидесятых годов, если у кого в шкафу была одежда с молнией, считалось, что такой человек живт в роскоши. Ну, а потом жизнь в Советском Союзе стала налаживаться...

«Вжик!» - застегнули джинсы. «Вжик!» - застегнули свитер. «Вжик-вжжжик!» - застегнули куртку (молния длинная, заело, однако). «Вжик!» - застегнули обувь. Застегнули так же сумку, одежду ребенка, рюкзак ребенка и побежали на работу. Сэкономлено время, сэкономлены нервы. А все благодаря изобретению, которое сначала не было признано потребителями.

«Люди посвятили двадцать с лишним лет, изобретая и совершенствуя застежку-молнию. Это кажется неразумным, бессмысленным. Застежка не работала, постоянно выходила из строя, изобретателям давно пора было выбросить ее на свалку», - писал Роберт Фридел в книге «Застежка-молния: исследование нового». Какое счастье, что не он был причастен к ее изобретению…

Признание застежки-молнии молниеносным не назовешь. Да и как он мог быть таким, если сам изобретатель не придавал ему значения и посчитал простой случайностью! Имя этого гения – Элайя Хоу. Человек, создавший также и швейную машинку, назвал свое новое изобретение «автоматической непрерывной застежкой». Это было в середине ХIХ века, в 1851 году.

Неудивительно, что молния не нашла своего покупателя – слишком уж новым, революционным изобретением она стала для того времени. К тому же сам автор не озаботился вопросом рекламы, не восприняв изобретение всерьез. Поэтому имя его оказалось несколько забыто…

Спустя 20 лет в Чикаго случился огромный по своим масштабам пожар, который вошел в историю США как один самых разрушительных. В бушующем пламени оказалась маленькая девочка. Она бы погибла, если бы рядом не оказался скромный герой – некий чертежник Стайл, который спас ей жизнь и повредил себе спину, неудачно прыгнув со второго этажа. Стайл прошел лечение, но ему было трудно наклоняться, чтобы зашнуровать обувь. В этой трудной ситуации Стайл поступил так, как обычно поступают все: обратился к своему другу, который мог помочь. Уиткомб Л. Джадсон был инженером-изобретателем и имел на своем счету 12 патентов. Стайл поделился своей проблемой и попросил изобретателя создать какую-нибудь застежку, которая позволяла бы не наклоняться надолго и застегивать обувь по возможности одной рукой. Так Стайл подтолкнул Джадсона к изобретению застежки-молнии.

Не стоит думать, что Джадсон украл идею Хоу. Джадсон – честный изобретатель, и разработал идею вполне самостоятельно. Видимо, необходимость в подобном изобретении нарастала, а Джадсон «выхватил» идею из воздуха.

7 ноября 1891 года патентом под номером 504038 была зарегистрирована «застежка для обуви». Она представляла собой две цепочки: на одной – крючки, на другой – петельки, и сцеплялись они с помощью ключа-язычка (“claps locker”). А если его перевернуть, то изделие расстегивалось.

В 1894 году Джадсон смог привлечь инвесторов и основал свою компанию «Universal Fastener», которая занималась выпуском только одного изделия – изобретенной застежки. Глава компании Льюис Уокер и партнер Джадсона Гарри Эрл твердо верили в успех застежки. Их ожидания долго не оправдывались: людям трудно было принять новое, революционное изобретение, которое, к тому же, не было надежным. Была еще одна причина, по которой изобретение не «прижилось» сразу: люди… просто не умели пользоваться этой застежкой. Сейчас это может показаться смешным, но в конце XIX века Джадсону смеяться явно не хотелось. Чтобы научить людей пользоваться новой застежкой, к ней прилагали инструкцию на двух страницах.

Но даже «обучение» не решило проблем. Возможно, молния и нашла бы своего покупателя – если бы не стоила дороже самой обуви или сумки. Высокая цена была вынужденной мерой: производство молнии стоило немалых денег. Поэтому за время «черной полосы» в истории компании самым крупным заказом можно считать 20 застежек для американской почтовой службы. Джадсон был близок к банкротству.

Нужно было что-то предпринимать, причем срочно. В 1904 году Джадсон усовершенствовал конструкцию, расположив крючки и петли на матерчатых лентах. Теперь застежка не прикреплялась к обуви, а пришивалась. К сожалению, этот по-настоящему удачный ход не принес удачи компании. Положение оставалось бедственным.

В 1905 году компанию реорганизовали и перевели из Чикаго в Хобокен, штат Нью-Джерси. Количество покупателей по-прежнему оставалось критически малым, и Льюис Уокер решил привлечь к работе американского инженера шведского происхождения – Гидеона Сундбэка. Гидеон ради оставил прежнюю работу в знаменитой компании “Westinghouse”, которая занималась разработкам новых технологий в области электричества. В то время электричество было гребнем волны прогресса, и оставить работу в перспективной процветающей фирме ради разоряющейся компании, которая не выпускает ничего, кроме застежки, не пользующейся спросом – верх абсурда. Тем не менее, 26-летний Гидеон сделал именно так. Утверждать, что он поверил в гений Джадсона и его изобретение, означало бы покривить душой (причем сильно покривить).

Причиной «передислокации» инженера стало великое чувство, подталкивающее людей и не к такому безрассудству – любовь к дочери менеджера компании “Universal Fastener” Питера Аронсона Эльвире. Молодые люди стали семейной парой в 1909 году.

В том же году скончался Уиткомб Джадсон. Он так и не увидел успеха своего детища. Но он всегда верил в него, и ожидания оправдались, пусть и после смерти изобретателя.

Сундбэк также оправдал надежды своих работодателей. Он модернизировал застежку, создав практически новую конструкцию под названием “Hookless N1”, что означает «Бескрючковая N1». Изготовление застежки было упрощено, количество металлических зубьев – увеличено, к тому же теперь они были скреплены пружинкой. Однако «мытарства» застежки-молнии на этом не закончились. Новая конструкция хоть и была привлекательной, но надежностью не отличалась: несколько «рейсов» туда-сюда – и все, можно выбрасывать.

Следующая «версия» появилась через год. “Hookless N2” отличалась элементами другой формы и напоминала уже привычную для нас застежку-молнию.

Однако внедрить новинку в производство оказалось делом не из легких. Фабриканты еще помнили первый почти провал, поэтому отнеслись к усовершенствованию с вполне понятным недоверием. Поэтому первые четыре застежки были проданы только в конце 1914 года за символическую цену – по доллару за штуку. Вскоре ситуация кардинально поменялась.

В 1917 году Америка присоединилась к воюющему миру, вступив в Первую мировую войну. Обмундирование солдат «сверкало молниями»: на летных комбинезонах, карманах мундиров, даже на брезенте, которыми накрывались самолеты – везде использовалась застежка Уиткомба Джадсона. Солдаты оценили удобство нового замка. После демобилизации они продолжали использовать молнии на обуви, в спортивной одежде, кожаных изделиях. Очень скоро преимущество такой застежки было по достоинству оценено и гражданскими. В том же переломном 1917 году была запатентована разделяющаяся застежка. Молния наконец-то получила признание потребителей.

Название «зиппер» принадлежит Бертраму Року, президенту обувной компании “B.F. Goodrich”. Ему очень нравился звук молнии: “zzzip!” (по-русски «вжик!»). В 1923 году Рок выбрал молнию в качестве застежки для резиновых калош. Модель окрестили “Zipper Boots”. В вопросе об авторстве слова «зиппер» (которое, кстати, само по себе ничего не означает, а является звукоподражанием) также упоминается имя английского писателя Гильберта Франкау, сделавшего «зиппер» именем нарицательным и обозначающим именно застежку-молнию. Что, в общем-то, способствовало превращению молнии из новинки в реалию повседневной жизни. В 20-ых годах молния окончательно свое право на существование и активно использовалась при пошиве одежды.

Примечательно то, что застежка-молния довольно долго не использовалась при пошиве женской одежды. Общество того времени считало безнравственным показывать доступность женщины (а застежка открывалась быстро), поэтому только в 1930 году мадам Шапарель, владелица парижского Дома моды, решилась на сей отчаянный шаг. А в следующем году попрали законы нравственности и Дома моды Нью-Йорка. Застежка твердо обосновалась на пьедестале и принесла Уолкеру и Сундбэку миллионы дохода. Но окончательно на женской одежде молния закрепилась только к середине века.

С удачного почина мадам Шапарель началось продвижение молнии не изобретателями, а дизайнерами, актерами и даже герцогом Виндзорским. Эльза Скиапарелли, одна из великих дизайнеров ХХ века, обратила свой взгляд к детям и поняла, что им довольно трудно справляться с крючочками-шнурочками. Поэкспериментировав с одеждой для маленьких детей, она поняла, что молния как нельзя лучше подходит для неловких детских пальчиков. Эльза «подкинула» идею производителям, и в 1935 году на свет появился гениальный слоган рекламной кампании: «Ваши дети смогут одеваться сами!». Стоит ли говорить, что детская одежда с молнией сразу завоевала популярность…

По-настоящему «прорывным» годом для молнии стал 1937-ой. Французский модельер Жан Клод эпатажу ради решил разместить застежку на ширинке мужских брюк. В великом и могучем русском языке нет такого слова, которое в полной мере отразило бы реакцию публики… Фурор! Успех! Экстаз! Бомба! Брюки с застежкой расходились со скоростью света. Тенденцию поддержал и герцог Виндзорский, отдав предпочтение новой модели брюк.

Символом сексуальной революции молнию сделал Марлон Брандо. В 1953 году он снялся в фильме «Дикарь», где его «игра» с молнией возмутила борцов за нравственность, зато привела в восторг тех, кто пропагандировал свободу поведения.

Если даже в свободной Америке молния расколола общество, что уж говорить о Советском Союзе, где подобные штучки могли расценить как подрыв моральной основы социализма. Тем не менее, люди состоятельные могли позволить себе брюки и платья на молнии. Вплоть до 60-ых годов наличие одежды с молнией в гардеробе считалось признаком роскошной жизни.

Нынешний день предлагает нам молнии самых разных видов – и металлические, и «тракторные», и спиральные. Разработаны даже молнии для костюмов космонавтов: они отличаются абсолютной герметизацией замка. Японская фирма “YKK” на сегодняшний день производит более половины молний на планете. Бангладеш, Индия и Китай также считаются центрами по производству молний.

Пусть зиппер не сразу получил признание: зато теперь его лавров не отнимешь!