Значимость правовой культуры в жизни современной молодежи. Методы повышения социализации и правовой культуры

Современное российское общество переживает глубокий духовный кризис, вызванный социально-экономическими переменами в стране. Кризис наблюдается и в правовом сознании граждан: правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье стали процветающими в современном обществе явлениями.

К сожалению, в наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить его способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения.

Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России.

В формировании правосознания молодежи должны участвовать разные социальные институты - семья, учебные заведения, органы государственной власти, правоохранительные органы, общественные организации, учреждения культуры. Их усилия должны быть объединенными и системными, их действия и работа должны регламентироваться законодательно.

К сожалению, воспитательная составляющая плохо просматривается в содержании законодательства, например, уголовного и административного. Даже в таких нормативных актах, как Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», воспитательная составляющая отчетливо не прослеживается. Некоторые новые перспективы право воспитательного процесса связаны с Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г., согласно которому установлен общеобязательный минимум содержания Государственного образовательного стандарта. В нем впервые определен правовой статус учебной дисциплины «Право», прописаны основные темы, необходимые для усвоения школьниками, определены цели и задачи каждого этапа образования, обязателен минимум правовых знаний, а также сформулированы требования к уровню правовой подготовки выпускников школ. Однако эти изменения касаются только обучения, в то время как право воспитание отходит на второй план, а право воспитательная работа носит бессистемный характер и держится на энтузиазме педагогов и юристов.

Что касается взрослого населения России, здесь также в первую очередь возникает проблема «правового минимума» - обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Исследования показывают, что примерно треть россиян не ориентируются в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие из них подвержены правовому нигилизму. Все это снижает предупредительную силу закона, затрудняет справедливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социальной сфере и процессе их хозяйственной деятельности, отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными правами и свободами, а также на состоянии общественного порядка и преступности.

К сожалению, государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщенно. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Право воспитательные мероприятия проводятся, как правило, бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации зачастую демонстрируют пренебрежительное отношение к праву, правовым принципам, законодательным нормам, во многих публикациях и выступлениях бросается в глаза низкий правовой уровень журналистов. Некоторые государственные и политические деятели нередко допускают в своих высказываниях примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции.

Необходимо отметить, что состояние правовой культуры общества во многом определяется степенью участия профессионалов-юристов в работе по формированию правосознания граждан, а также их собственным уровнем культуры. Правовое воспитание и пропаганда должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности юристов, ведь именно их профессия основана на совершенном владении правовыми средствами.

В советские времена, в годы перестройки в России немало делалось для правового информирования граждан, повышения их правовой культуры: велась активная лекционная и издательская деятельность с привлечением ученых-правоведов, практиков из числа правоохранительных органов, юрисконсультов. Сегодня участие юристов в правовом воспитании практически и правовой пропаганде практически не рассматриваются как их служебная обязанность. А между тем имеет смысл вернуться к разъяснению действующего законодательства, к правовой пропаганде и право воспитанию с непосредственным участием в них юристов путем консультирования, чтения лекций, выступления в печати, по телевидению и радио.

Хорошим примером организации, основным направлением деятельности которого является формирование правовой культуры и развитие правосознания населения, является организованный в 1999 году на базе Тульской областной библиотеки Публичный центр правовой информации. Это один из первых в России центров, основной задачей которого является обеспечение конституционного права граждан на получение официальной, исчерпывающей и оперативной правовой информации. Особая роль в работе центра отводится воспитанию молодежи Тульского региона. В нем была открыта «Школа правовых знаний для всех». На базе этой школы проводятся различные мероприятия с участием сотрудников УВД, Комитета по делам молодежи Управы города, корреспондентов телевидения, преподавателей юридического колледжа, настоятелей храмов Тулы и области. Занятия проводятся в виде лекций-бесед, лекций-дискуссий, подкрепленных иллюстрированными выставками, слайдами, фильмами, фотографиями. На примере жизненных реалий специалисты знакомят слушателей с основами юридических знаний, которые помогают каждому защитить свои законные права и права своих близких, обеспечить юридическую защиту профессиональной деятельности.

Успешное решение задач правового воспитания неразрывно связано с активной научной разработкой проблем правовой культуры и правового просвещения граждан, внедрением рекомендаций юридической науки в повседневную практику право воспитательной работы. Юристов-ученых должны интересовать не только практические модели право воспитательной деятельности, но и теоретические основы проблемы. Так в последние годы научному исследованию подвергались проблемы взаимодействия правового воспитания и правовой культуры общества, изучались различные аспекты деформации правосознания граждан и др.

Научная значимость проблемы подчеркивает необходимость проведения специальных исследований по проблемам правовой культуры, правосознания, правового воспитания и юридического образования. Важное место среди них должно быть отведено конкретно социологическим исследованиям правовой культуры молодежи и других категорий граждан как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. Представляется, что проведение таких исследований могло бы предусматриваться в деятельности центральных юридических ведомств, Министерства образования и науки РФ, а также их научно-исследовательских учреждений. Активное участие в их реализации могут принять юридические и педагогический институты, занимающиеся повышением квалификации кадров.

Вместе с тем нельзя забывать, что не меньшее, а может быть и большее воспитательное значение имеет и вся повседневная практическая деятельность юридических органов и учреждений. Представления, взгляды, отношение граждан к действующей правовой системе формируются не только в результате ознакомления с законодательством и другими нормативными актами, но в значительной мере в зависимости от информации о работе правоохранительных органов и учреждений. Сегодня становится очевидным, что совершенствование деятельности юридических органов невозможно без существенного повышения общей и правовой культуры самих юристов.

При повышении уровня правовой культуры общества особое внимание необходимо уделить средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное влияние на сознание людей. Бросается в глаза низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов. Во многих публикациях и выступлениях усматриваются различные проявления антикультуры СМИ. Дело не только и не столько в юридических знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько в отношении к праву, правовым принципам, законодательным нормам. Очень часто СМИ наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов. В журналистской практике представлена вся палитра отношений: от правового инфантилизма (юридическая беспечность) через правовой нигилизм (пренебрежение к праву) к правовому негативизму (отвержение права). В этом усматривается основная проблема, создающая угрозу формирования отрицательного отношения к праву.

В связи со всеми вышеупомянутыми проблемами, а также в целях создания стройной, взаимосвязанной системы правового воспитания и просвещения граждан Российской Федерации, включающей в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения, было бы целесообразно:

  • 1) Министерству Юстиции РФ возглавить работу по правовому просвещению населения, а также осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями;
  • 2) разработать и принять Указом Президента Российской Федерации федеральную программу развития правовой культуры в стране;
  • 3) создать определенный совет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, деятели культуры, кино, телевидения, представители научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности населения, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов и форм их подачи, определением наиболее актуальных направлений право просветительской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний;
  • 4) разработать и внедрить во всех типах учебных заведений программ специального курса по изучению основ российского законодательства, восстановить практику подготовки преподавателей права;
  • 5) разработать и осуществлять конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению правового сознания населения путем активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;
  • 6) организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи гражданам (особенно малоимущим) по социальным вопросам и гражданскому законодательству;
  • 7) определить объем юридических знаний, которыми должны обладать специалисты, работающие в той или иной сфере, а также их обязанности по соблюдению правовых норм в своей отрасли. Подготовить и издать соответствующие требования;
  • 8) обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения;
  • 9) создать единые центры правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники. Усовершенствовать систему доведения законов и других правовых актов до населения, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также ряд других мер.

Только тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды сможет повысить правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.




Каждый день мы сталкиваемся с сотнями обязанностей, которые нам необходимо выполнять: рабочие, семейные, дружеские, обязанности перед родителями. Но много ли у нас прав? Сотни томов различных законов, говорят о том, что и прав у нас достаточно: права человека, потребителя, автора и многие другие. Существование в обществе просто немыслимо без соблюдения законов и прав, установленных государством. Наша задача – хорошо знать свои права. Это просто необходимо, для того, чтобы жить в правовом государстве, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне.


Актуальность проблемы: Одна из актуальнейших проблем современного российского общества является нежелание жителей, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи, не желание встраиваться в современное общество.


Современное состояние правовой культуры российской молодежи. Процесс становления правового государства непосредственно связан с формированием правовой культуры граждан, особенно молодых. Это объясняется ролью молодежи в общественном воспроизводстве. Уровень правовой культуры молодежи является одним из показателей ее развития и важным критерием модернизации общества.


Правовая культура представляет собой сложный комплекс явлений общественной жизни, включающий правовые нормы, принципы, правосознание, правоотношения, правовое поведение в процессе реализации жизненных установок. Правовая культура представляет собой сложный комплекс явлений общественной жизни, включающий правовые нормы, принципы, правосознание, правоотношения, правовое поведение в процессе реализации жизненных установок. Правовая культура Знания Установка личности относительно прав и возможностей их практического осуществления Ценности


1 уровень: уровень общественных и правовых институтов как некоторых объективных структур, образующих правовое пространство жизнедеятельности молодых людей и создающих условия для реализации их прав 2 уровень: уровень группового и индивидуального правосознания и поведения молодежных соратников Правовая культура




Для развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение. К числу основных методов правового воспитания относятся убеждение и воспитание на конкретных примерах, а также поощрение и убеждение.


Методы повышения правовой культуры молодежи. необходим целый комплекс мер по совершенствованию деятельности правоохранительных органов, реабилитации в их глазах населения, привлечению молодежи к участию в обеспечении правопорядка; нацеленность государственных мер на формирование активной гражданской позиции молодежи может проявляться в широком использовании стимулирующих и поощрительных средств воздействия в различных сферах общественных отношений; государство должно быть заинтересовано в создании режима наибольшего благоприятствования для проявления научной и творческой инициативы молодежи;


Следует адаптировать правовые предписания к складывающимся в обществе ценностным ориентациям, что позволило бы создать при помощи правовых средств такую ситуацию, когда для человека соблюдение закона становится значительно выгоднее, чем его нарушение; целесообразна особая государственная политика в отношении молодежи в связи с особой социально – экономической незащищенностью данной категории населения и особой ее значимостью для будущего страны; особое внимание должно отводиться правовому воспитанию и обеспечению процесса правопреемственности в стране.

1. Введение ………………………………………………………..... 2

Актуальность темы.

Цель работы.

Основные задачи.

2. Современное состояние правовой культуры молодежи…... 3

3. Методы повышения социализации и правовой культуры молодежи. ………………………………………………………... 5

4. Причины низкой электоральной активности. ………………9

5. Факторы повышения электоральной активности. ………. 17

6. Заключение. ……………………………………………………. 21

7. Список используемой литературы.

Введение

Одна из актуальнейших проблем современного российского общества является нежелание жителей, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи, не желание встраиваться в современное общество. Одна из форм проявления этих тенденций - не желание участвовать в выборном процессе.

Многие молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Что само по себе плохо, так как современные тенденции не воспринимаются поколениями прошлых эпох, в силу своей новизны.

Очень маленькое количество из людей, недавно достигших возраста, дающего активное избирательное право, используют его. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов, используя свое пассивное избирательное право.

Основными вопросами являются:

Формы и методы повышения электоральной активности молодежи,

Механизмы привлечения молодых людей в выборный процесс,

Повышение социальной активности молодых людей, за счет использования современных технологий.

Можно определить основные задачи:

Изучение уровня политической и правовой культуры молодежи.

Исследование особенностей формирования правового сознания молодежи.

Являясь одной из предусмотренных Конституцией Российской Федерации форм народовластия, местное самоуправление, приближает население сельских поселений, городов, районов к решению вопросов, напрямую связанных с жизнедеятельностью жителей этих муниципальных образований. Под час такие вопросы требуют оперативного вмешательства на местном уровне, что и обуславливает происходящие в местном самоуправлении реформы. Потому особо актуально привлечение молодых людей в местное самоуправление, которое должно стать школой, пройдя которую, молодой гражданин получит знания и возможности идти далее.

На местном уровне, так же, как и на федеральном, требуются свежие, молодые кадры, умеющие ясно мыслить, обладающие профессионализмом. Это не возможно, без привлечения молодежи. Однако для увеличения молодежи в органах власти, требуется ее непосредственное участие в самих выборах. Иначе новая власть не будет легитимной, по отношению к приходящим поколениям.

Современное состояние правовой культуры российской молодежи.

Существует несколько научных подходов к трактовке понятия правовой культуры. Согласно деятельностному подходу, правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующийся созданием и утверждением правовых ценностей. Правовая культура не имеет собственной предметности, а представляет собой один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившейся в праве и юридической практике. Творец, носитель и реализатор правовой культуры - личность. Под правовой культурой личности принято понимать субъективно выработанный индивидом уровень овладения правом в своей деятельности.

Явлениями, образующими правовую культуру, выступают:

а) правовое сознание

б) правовая наука

в) правовая деятельность

г) материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность

д) юридические акты

При характеристике правовой культуры молодежи наибольшее значение представляют правовое сознание, сложившееся в молодежной среде и обусловленное соответствующим типом правосознания юридически значимое поведение.

В ряде современных исследований отмечается, что со­стояние правовой культуры общества является показателем зрелости его правовой системы, отражает достигнутый уро­вень прогрессивно-правового развития. В то же время, очевидно, что различные компоненты правовой системы могут изменяться неравномерно, вбирая в себя массу нега­тивных черт, обусловленных системным кризисом переход­ного общества. Так процесс модернизации российского общества, состав­ной частью которого является построение в России граж­данского общества и правового государства, характеризу­ется противоречиями между институциональным и ценност­ным уровнем правовой организации общества. Не вызыва­ет сомнений тот факт, что изменения на уровне ценностного сознания, как правило, происходят гораздо медленнее, чем перемены, связанные с функционированием основных со­циальных институтов общества, однако, именно сфера со­знания выступает важнейшим побудителем повседневного поведения на индивидуальном уровне. И только при усло­вии трансформации этой сферы происходит постепенное формирование гражданского общества.

Существуют различные точки зрения на развитие правовой культуры российской молодежи. На формирования правового сознания молодого человека влияют следующие факторы:

· непосредственные условия жизни и работы;

· организованная система обучения и воспитания;

· средства массовой информации;

· государственная молодежная политика.

Правовая культура проявляется в повседневном поведении. К высшим ее проявлениям относится неукоснительное соблюдение Закона. Осознанный выбор подобной модели поведения предполагает высокий уровень доверия к действующему законодательству. Какие же меры, и в какой степени, могли бы способствовать неукоснительному соблюдению молодежью законодательства?

Методы повышения социализации и правовой культуры

молодежи.

В условиях современного развития общества необходимость социализации молодежи фактически определяет судьбу всех происходящих в стране реформ, поскольку ныне молодое поколение вынуждено ориентироваться на будущее, формировать свой собственный потенциал применительно к рыночным отношениям, пройдя адаптацию к таким процессам, с которыми их предшественники не встречались – безработица, платное обучение, инфляция и т.д. Под воздействием этих негативных тенденций активизируются процессы социального отчуждения российской молодежи, ее отстраненности от политической жизни, от участия в поддержке общественных целей конкретным действием, уменьшения заинтересованности судьбой различных общностей и слоев, концентрации внимания на своих индивидуалистических устремлениях, собственных делах, на становлении социально – нигилистических субкультур. Социально – экономические факторы и условия обусловливают не только идеологические, политические, моральные позиции и мотивацию поступков молодежи, но и формирование ее правовой культуры и правосознания.

«Социализирующее воздействие на молодое поколение оказывает процесс правового обучения, наиболее распространенными методами которого являются устное изложение материала, юридические упражнения и тесты, а также практическая и самостоятельная работа». К числу основных методов правового воспитания относятся убеждение и воспитание на конкретных примерах, а также поощрение и убеждение. Основными условиями его действенности являются:

· единство слова и дела, глубокая убежденность в справедливости, истинности требований, относящихся к сфере права.

· безупречная логика обоснования утверждаемых юридических положений и принципов.

· индивидуальный подход в процессе убеждения воспитуемых, исключение морального и психологического давления.

Организация управления правовой социализацией должна всесторонне учитывать возможности и действенность самовоспитания, что может выражаться как в повышении личных требований к себе в контексте правового самообразования, так и в творческом, вариативном применении законов и использовании своих прав. Психологической профилактикой духовного перерождения является умение самоограничиться, соизмерять свои потребности с экономическими и правовыми возможностями.

Л.И Петражицкий справедливо отмечал, что «уровень правового сознания индивида зависит от того, как в его семье в пору его детства был поставлен процесс правового воспитания. Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии». На основе проводимых социологических исследований можно выделить следующие факторы, обусловливающие девиацию правового сознания современной российской молодежи:

· правовое сознание молодых людей характеризуется сложностью и неоднозначностью, где одновременно сочетаются стремление к законопослушному поведению и готовность нарушить закон, ради личной выгоды;

· в формировании правового сознания молодежи существенную роль играет личностный фактор. Целеустремленные, настойчивые и самостоятельные молодые люди демонстрируют более зрелое правовое сознание. У той части молодежи, которая предпочитает соперничество в конфликтных ситуациях, проявляются установки на противоправное поведение и даже вызов закону.

Отрицательно на формирование правовой культуры действуют: деидеологизация и коммерциализация общественных отношений, смена ценностных идеалов с ярко выраженной ориентацией на идеалы западной демократии, в связи с чем для правовой культуры молодежи характерен приоритет частных интересов по отношению к публичным, прагматическое восприятие государственно-правовых институтов, отрицание традиционных ценностей, нынешнее государство – государство «отцов», в котором доминируют стереотипы, традиции, сформировавшиеся в предшествующий период общественного развития, возникающее противостояние ведет к формированию в молодежной среде ряда собственных субкультур, употребление наркотиков, зависимость от компьютера восполняют нехватку реального общения.

    Введение ………………………………………………………..... 2

    1. Актуальность темы.

      Цель работы.

      Основные задачи.

    Современное состояние правовой культуры молодежи…... 3

    Методы повышения социализации и правовой культуры молодежи. ………………………………………………………... 5

    Причины низкой электоральной активности. ………………9

    Факторы повышения электоральной активности. ………. 17

    Заключение. ……………………………………………………. 21

    Список используемой литературы.

Введение

Одна из актуальнейших проблем современного российского общества является нежелание жителей, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи, не желание встраиваться в современное общество. Одна из форм проявления этих тенденций - не желание участвовать в выборном процессе.

Многие молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Что само по себе плохо, так как современные тенденции не воспринимаются поколениями прошлых эпох, в силу своей новизны.

Очень маленькое количество из людей, недавно достигших возраста, дающего активное избирательное право, используют его. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов, используя свое пассивное избирательное право.

Основными вопросами являются:

Формы и методы повышения электоральной активности молодежи,

Механизмы привлечения молодых людей в выборный процесс,

Повышение социальной активности молодых людей, за счет использования современных технологий.

Можно определить основные задачи:

Изучение уровня политической и правовой культуры молодежи.

Исследование особенностей формирования правового сознания молодежи.

Являясь одной из предусмотренных Конституцией Российской Федерации форм народовластия, местное самоуправление, приближает население сельских поселений, городов, районов к решению вопросов, напрямую связанных с жизнедеятельностью жителей этих муниципальных образований. Под час такие вопросы требуют оперативного вмешательства на местном уровне, что и обуславливает происходящие в местном самоуправлении реформы. Потому особо актуально привлечение молодых людей в местное самоуправление, которое должно стать школой, пройдя которую, молодой гражданин получит знания и возможности идти далее.

На местном уровне, так же, как и на федеральном, требуются свежие, молодые кадры, умеющие ясно мыслить, обладающие профессионализмом. Это не возможно, без привлечения молодежи. Однако для увеличения молодежи в органах власти, требуется ее непосредственное участие в самих выборах. Иначе новая власть не будет легитимной, по отношению к приходящим поколениям.

Современное состояние правовой культуры российской молодежи.

Существует несколько научных подходов к трактовке понятия правовой культуры. Согласно деятельностному подходу, правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующийся созданием и утверждением правовых ценностей. Правовая культура не имеет собственной предметности, а представляет собой один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившейся в праве и юридической практике. Творец, носитель и реализатор правовой культуры - личность. Под правовой культурой личности принято понимать субъективно выработанный индивидом уровень овладения правом в своей деятельности.

Явлениями, образующими правовую культуру, выступают:

а) правовое сознание

б) правовая наука

в) правовая деятельность

г) материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность

д) юридические акты

При характеристике правовой культуры молодежи наибольшее значение представляют правовое сознание, сложившееся в молодежной среде и обусловленное соответствующим типом правосознания юридически значимое поведение.

В ряде современных исследований отмечается, что со­стояние правовой культуры общества является показателем зрелости его правовой системы, отражает достигнутый уро­вень прогрессивно-правового развития. В то же время, очевидно, что различные компоненты правовой системы могут изменяться неравномерно, вбирая в себя массу нега­тивных черт, обусловленных системным кризисом переход­ного общества. Так процесс модернизации российского общества, состав­ной частью которого является построение в России граж­данского общества и правового государства, характеризу­ется противоречиями между институциональным и ценност­ным уровнем правовой организации общества. Не вызыва­ет сомнений тот факт, что изменения на уровне ценностного сознания, как правило, происходят гораздо медленнее, чем перемены, связанные с функционированием основных со­циальных институтов общества, однако, именно сфера со­знания выступает важнейшим побудителем повседневного поведения на индивидуальном уровне. И только при усло­вии трансформации этой сферы происходит постепенное формирование гражданского общества.

Существуют различные точки зрения на развитие правовой культуры российской молодежи. На формирования правового сознания молодого человека влияют следующие факторы:

    непосредственные условия жизни и работы;

    организованная система обучения и воспитания;

    средства массовой информации;

    государственная молодежная политика.

Правовая культура проявляется в повседневном поведении. К высшим ее проявлениям относится неукоснительное соблюдение Закона. Осознанный выбор подобной модели поведения предполагает высокий уровень доверия к действующему законодательству. Какие же меры, и в какой степени, могли бы способствовать неукоснительному соблюдению молодежью законодательства?

Методы повышения социализации и правовой культуры

молодежи.

В условиях современного развития общества необходимость социализации молодежи фактически определяет судьбу всех происходящих в стране реформ, поскольку ныне молодое поколение вынуждено ориентироваться на будущее, формировать свой собственный потенциал применительно к рыночным отношениям, пройдя адаптацию к таким процессам, с которыми их предшественники не встречались – безработица, платное обучение, инфляция и т.д. Под воздействием этих негативных тенденций активизируются процессы социального отчуждения российской молодежи, ее отстраненности от политической жизни, от участия в поддержке общественных целей конкретным действием, уменьшения заинтересованности судьбой различных общностей и слоев, концентрации внимания на своих индивидуалистических устремлениях, собственных делах, на становлении социально – нигилистических субкультур. Социально – экономические факторы и условия обусловливают не только идеологические, политические, моральные позиции и мотивацию поступков молодежи, но и формирование ее правовой культуры и правосознания.

«Социализирующее воздействие на молодое поколение оказывает процесс правового обучения, наиболее распространенными методами которого являются устное изложение материала, юридические упражнения и тесты, а также практическая и самостоятельная работа». К числу основных методов правового воспитания относятся убеждение и воспитание на конкретных примерах, а также поощрение и убеждение. Основными условиями его действенности являются:

    единство слова и дела, глубокая убежденность в справедливости, истинности требований, относящихся к сфере права.

    безупречная логика обоснования утверждаемых юридических положений и принципов.

    индивидуальный подход в процессе убеждения воспитуемых, исключение морального и психологического давления.

Организация управления правовой социализацией должна всесторонне учитывать возможности и действенность самовоспитания, что может выражаться как в повышении личных требований к себе в контексте правового самообразования, так и в творческом, вариативном применении законов и использовании своих прав. Психологической профилактикой духовного перерождения является умение самоограничиться, соизмерять свои потребности с экономическими и правовыми возможностями.

Л.И Петражицкий справедливо отмечал, что «уровень правового сознания индивида зависит от того, как в его семье в пору его детства был поставлен процесс правового воспитания. Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии». На основе проводимых социологических исследований можно выделить следующие факторы, обусловливающие девиацию правового сознания современной российской молодежи:

    правовое сознание молодых людей характеризуется сложностью и неоднозначностью, где одновременно сочетаются стремление к законопослушному поведению и готовность нарушить закон, ради личной выгоды;

    в формировании правового сознания молодежи существенную роль играет личностный фактор. Целеустремленные, настойчивые и самостоятельные молодые люди демонстрируют более зрелое правовое сознание. У той части молодежи, которая предпочитает соперничество в конфликтных ситуациях, проявляются установки на противоправное поведение и даже вызов закону.

Отрицательно на формирование правовой культуры действуют: деидеологизация и коммерциализация общественных отношений, смена ценностных идеалов с ярко выраженной ориентацией на идеалы западной демократии, в связи с чем для правовой культуры молодежи характерен приоритет частных интересов по отношению к публичным, прагматическое восприятие государственно-правовых институтов, отрицание традиционных ценностей, нынешнее государство – государство «отцов», в котором доминируют стереотипы, традиции, сформировавшиеся в предшествующий период общественного развития, возникающее противостояние ведет к формированию в молодежной среде ряда собственных субкультур, употребление наркотиков, зависимость от компьютера восполняют нехватку реального общения.