Государственно правовые основы социальной работы. Психология социально-правовой деятельности

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители нашего информационного сайта!
Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью понять, что означает термин «СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»? Какое значение она имеет в общей психологии? Аргументируйте ваше мнение на наглядных терминах.

Стоит также отметить, что предмет психология многоуровневый и для эффективного и глубокого понимания темы необходимо, в первую очередь, разобраться с тем, что лежит в основе, то есть является фундаментом. Рассмотрим для начала основное понятие «ПСИХОЛОГИЯ».

ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека и группы людей (или общества). После того, как мы выяснили, что изучает наука психология, мы можем перейти к рассмотрению данного вопроса более конкретно.

Чем же все-таки принято называть «социально-правовой деятельностью»? Социально-правовой деятельностью принято называют выполнение государственными институтами и должностными лицами конкретных функций, которые осуществляют правоприменительные практики в социальной среде, для благополучия всех участников.

Стоит также дополнить, что данная деятельность реализуется в рамках государственного устройства и с участием государственных лиц. Она осуществляется представителями государственной правовой власти, такие как полиция, суд, прокуратура. А также представителями социальных служб, такими как социальная защита, пенсионный фонд. Психология социально правовой деятельности относится к разновидности социальной психологии. Объектом данной психологии является исследование психологической характеристики правоприменительной деятельности в социальной среде. К правоприменительной деятельности относят судебную, правоохранительную и исполнительную практики.

А какие принципы играют важную роль в правовой деятельности? Сюда входят, в первую очередь, нравственные права и обязанности, связанные с особенностями социально-правовой деятельности психолога. Данные принципы служат психологу направляющим фактором для определения методов работы с клиентом, а также при возникновении различных конфликтов. Изучение правил этики включено в основную подготовку психологов.

На этом наше занятие подошло к завершению. Полагаю, что этот урок прошел для Вас информативно и интересно. Если же что-то осталось сложным для Вас из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте в более конкретной форме.
Желаем успехов!

составная часть социальной политики, легализация работы в социальной
сфере через законодательные и нормативные докуметы; составляющая
комплекса профессиональноориентированных дисциплин подготовки
социальных работников. Под термином «правовые основы социальной
работы» подразумеваются, прежде всего: ­ государственная политика
Таджикистана относительно социальной работы и социальной защиты; ­
особенности построения и функционирования системы социальноправовой
защиты личности на разных уровнях; ­ сущность деятельности социального
работника в сфере социальноправовой защиты личности; ­ методы
социально­правовой защиты личности; ­ приоритетные направления защиты
прав граждан, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах.
Действующее законодательство Таджикистана раскрывает механизмы и
формы защиты прав клиентов разных категорий (см.: права человека). В
современной Конституции Таджикистана представлены личные,
политические, социально­экономические, культурные и обязанности,
которые тесно связаны с правами и свободами права. Эти права отражены в
Законах РТ, как Закон республики Таджикистан «О социальном
обслуживании» (5 января 2008 года), Семейный кодекс республики
Таджикистан. Правовые основы социальной работы как учебный предмет
имеет целью изучение: ­ правовое обеспечение деятельности социального
работника в системе социально­правовой защиты личности; ­
характеристики реализации государственной политики Таджикистана в
отношении граждан, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах и
нуждающихся в помощи социального работника; ­ выявления теоретико­
методологической и организационнотехнологической основы социально­
правовой защиты личности. В сфере права социальный работник должен
знать: основы теории права, правового регулирования и правового
воспитания личности в контексте социальной работы; международные
Конвенции и отечественные законодательные акты в отношении прав
ребенка. Социальный работник должен уметь: проводить анализ
функционирования системы обеспечения прав детей, молодежи и семей с
детьми на разных уровнях; использовать положения нормативных
документов в сфере защиты прав клиентов; овладеть привычками
организации социальноправовой деятельности в разных социальных
институтах и разновидности юридических услуг – предоставление
консультаций по вопросам действующего законодательства; оказывать
помощь клиентам в оформлении необходимых юридических документов;
предоставлять адвокатские услуги несовершеннолетним; защищать
интересы детей и молодежи относительно их имущественных прав.
Правовая компетентность социального работника ­ важнейшая

интегративная характеристика личности (см. правовая компетентность
социального работника).

вопрос номер 16. Сущность социальной работы в России.
С конца 80­х гг. в России происходят значительные политические,
экономические и социальные изменения. Приходят в упадок прежние системы
социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры,
трансформируются все прежние формы жизнеустройства, распадается
свойственная уходящему обществу система ценностей. В морально­
психологическом плане содержанием подобных процессов являются атмосфера
нетерпимости и конфронтации, неуважение к закону, рост преступности и
насилия. Возможно, никогда прежде описанное Э. Дюркгеймом состояние
аномии, т.е. безнормативности, кризиса морально­этических норм, крушения
прежних ценностей, на смену которым еще не пришли новые, не проявлялось
столь остро. Социальное развитие принимает деформированные формы,
вытесняя если не большинство, то значительную часть населения из активной
экономической жизни, превращая миллионы людей в бедняков, маргиналов. И
теоретически, и практически преобразования систем такого масштаба,
включающие экономику, политику, социальные отношения, менталитет
общества, требуют вскрытия глубинных причин негативных явлений, научного
анализа происходящих процессов, взвешенного определения способов и средств
их преодоления.
Поверхностный подход к возможным трансформациям, социально­
политическое реагирование на уровне «здравого смысла», когда
рассматривают только одну сторону проблемы, один аспект явления
действительности, не принимая в расчет всей сложности их системных
связей, зависимостей и опосредований, не моделируя прогнозов последствий
того или иного вмешательства, к сожалению, неоднократно демонстрировали
в лучшем случае - достижение (наряду с поставленной целью) также и
нежелательных, побочных результатов, а в худшем случае - получение
результатов, противоположных намеченной цели.
Сложное сплетение различных сторон действительности обусловливает
поликаузальность социальных проблем общества. Это, в свою очередь,
предопределяет множественность социальных технологий и методик,
которые­ призваны разрешать эти проблемы. Характер и состояние
различных параметров социальной сферы, уровень ее развития зависят от

многих обстоятельств, и попытка редуцировать все к немногим избранным
факторам, «удобным» по той или иной причине, может привести к
серьезным просчетам при разработке и реализации социальных программ.
Среди упомянутых обстоятельств следует отметить:
состояние производительных сил, их потенциальную и актуальную
наукоемкость, способность воспринять и использовать достижения научно­
технологической революции;
социально­экономическую модель общества;
социальную стратификацию общества и уровень реализации интересов
различных групп в политической структуре;
зрелость духовной культуры общества.
Механизмом, при посредстве которого должны осуществляться в основном
изменения в обществе, является социальная политика государства,
обусловливающая реализацию объективных возможностей экономического,
политического и духовного потенциала общества.
Опыт социальной политики, проводившейся при Советской власти, а также
итог первых лет радикальных экономических реформ заставляют в
настоящее время разрабатывать концепции социальной политики,
решительно отвергающей «валовой» подход, оказание всеобщей,
безадресной помощи. Причина этого - не только экономические трудности
государства, неспособного обеспечивать «сплошную» социальную
поддержку, но и изменение подхода к человеку в обществе, возрастание
роли индивидуальной ответственности, инициативы. Приоритетными
объектами социальной поддержки считаются малообеспеченные и социально
уязвимые слои населения, которые столкнулись с реальной угрозой
экономической и социальной деградации, - инвалиды, пенсионеры,
многодетные семьи, безработные, беженцы и т.д. Социальные программы
более конкретно ориентируются теперь на развитие самопомощи и
самообеспеченности, конкретный учет специфики интересов и потребностей
этих групп населения, личностный характер помощи. Такой подход получает
правовое обеспечение в Российской Федерации и ее субъектах в виде

федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и других
нормативных актов.
Одна из ведущих форм социально­политического, организационно­
управленческого реагирования на сложившуюся кризисную ситуацию,
инструмент осуществления социальной политики - профессиональная
социальная работа. Содержанием ее можно считать оказание помощи людям,
попавшим в сложную жизненную ситуацию, посредством определения их
проблем, информационной, консультативной деятельности, прямой
натуральной, финансовой, социально­бытовой помощи, педагогической и
психологической поддержки, стимулирующей собственные силы
нуждающихся, ориентирующей их на активное участие в разрешении
собственных проблемных ситуаций.
Сущность социальной работы - оказание помощи индивидам и различным
группам в осуществлении ими социальных прав. Поскольку социальные
права весьма многогранны и обеспечивают социальное функционирование
личности, проблемы, которые стремится разрешить социальная работа,
весьма обширны и разнообразны; более того, в конкретной социальной
ситуации пересекаются различные виды и типы социальных проблем.
Прежде всего объектом социальной работы являются не только отдельные
лица, но и их группы - семьи, трудовые и соседские коллективы,
молодежные или профессиональные группы, объединения лиц,
испытывающих сходные трудности. Поэтому каждое действие социального
работника, каждая применяемая им технология или методика обязательно
должны сочетать индивидуальные и групповые методы: разрешение проблем
отношений детей и родителей или межсупружеских отношений,
коммуникативных трудностей сотрудников какого­либо предприятия,
межличностных или межгрупповых конфликтов невозможно без изменения
личности людей, вовлеченных в конфликт. Личностные изменения тех, кто
обратился за помощью, также невозможны без переструктурирования
социальных связей их ближайшего социального окружения.
В связи с этим анализ проблем социальной работы на первом этапе выявляет
их личностные, групповые, семейные и т.п. основания. В принципе пирамида
причинно­следственных связей и опосредований может включать в себя все

уровни - от индивида до общечеловеческого или планетарного масштаба
(неоспоримо, например, что одной из причин голода и бедности являются
глобальные климатические причины, ограниченность природных ресурсов),
однако, учитывая это, социальный работник при анализе положения клиента,
выборе конкретных технологий помощи ему должен рассматривать в первую
очередь проблемы и причины оперативного характера, на которые он в
состоянии воздействовать и которые способны стабилизировать или
улучшить социальную ситуацию клиента.
Многое в социальной работе зависит от типа общества и характера
осуществления власти. Социальная работа, по определению, свойственна
демократическому обществу и социальному государству. Однако ни
демократия, ни социальность не являются стабильными константами.
Политическая декларация или даже юридическая фиксация
демократических норм отнюдь не всегда совпадает с их реализацией.
Чувствительность власти к потребностям и мнениям населения
непосредственно влияет на социальную активность людей. Неудачные
структуры власти, когда­то соответствующие потребностям времени, а
потом безнадежно устаревшие, могут сделать неэффективной социальную
политику, даже если ее предпосылки были вполне успешными. Наконец,
личностный фактор во власти и управлении значительно влияет на
содержание и формы деятельности соответствующих органов и учреждений,
на восприятие этой деятельности со стороны населения.
Важную роль в современной действительности играют социально­
экологические проблемы, причем их значимость определяется не только
негативными последствиями неконтролируемого, экстенсивного развития
техногенных процессов - техногенными катастрофами, загрязнением
природы и снижением стандартов окружающей среды. Масштабы даже
повседневного, некатастрофического антропогенного воздействия на
различные системы нашей планеты сегодня превышают способности Земли к
самовосстановлению. Любой акт человеческой деятельности, даже если
будет основан на современнейшей технологии, неизбежно влечет за собой
тепловое загрязнение атмосферы. В то же время остановить техногенное
воздействие человека на природу невозможно. Социально­экологическое
содержание в той или иной мере присуще всем социальным технологиям и
методикам, причем мера его выраженности зависит не только от конкретных

условий их осуществления, но и от уровня развития общечеловеческой и
экологической культуры людей.
Серьезное значение для развертывания социальной политики имеет
характер социально­экономических проблем, причем значение это
многопланово. Во­первых, количество финансовых средств, которые
общество и государство способны выделить для решения тех или иных
социальных вопросов, зависит не в последнюю очередь от состояния
экономики. Во­вторых, немалое количество проблем в обществе имеет
природу, пограничную между чисто экономическими и чисто социальными.
В­третьих, разрешение целого ряда экономических проблем в обществе
невозможно без разрешения социальных проблем: трудность проведения
реформ в России не в последнюю очередь объясняется тем, что большинство
населения утратили в ходе этих реформ свой социальный и имущественный
статус, т.е. их положение ухудшилось. Вместе с тем без роста
образованности, физического и социального здоровья, социальной
компетентности и политической грамотности населения невозможно
развивать новые, высокотехнологичные виды деятельности, реализовывать
многообещающие социальные технологии.
Своеобразно значение в обществе проблем социальной стратификации. С
одной стороны, все более парциальная система общества, учитывающая все
более конкретные, частные, отдельные основания для выделения социальных
слоев и групп, является атрибутом демократическою и социального
развития. Только в такой системе появляется возможность презентации если
не всех, то хотя бы максимального числа интересов и предпочтений.
Общество находит возможность институциализации и признания взглядов
меньшинства в рамках субкультуры, уже не стремясь подогнать всех
индивидов под один ранжир. С другой стороны, социальная
дифференциация, наделяющая одни группы общества богатством, властью и
информацией и оттесняющая другую часть населения от этих важнейших
источников социальных ресурсов не только на грань бедности, но иногда и за
грань физиологического выживания (причем причины такой
дифференциации ни объективно, ни субъективно не оправданы), не может
служить залогом социальной стабильности. В современном обществе, с его
преимущественно ненасильственными способами социального управления и
регулирования, социальные различия могут существовать только на. основе

общественного согласия, когда они признаются приемлемым большинством
населения, Резкое упрощение социальной структуры, в которой маленькому
слою (6-10% населения) сверхбогатых противостоит остальная масса -
малоимущих, неимущих и бедных, - придает уязвимость социальной
системе.
Специфический комплекс социальных проблем составляют поведенческие
проблемы. При анализе девиантного поведения индивидов или групп
привычно выделяют категории алкоголиков, наркоманов, преступников,
проституток и т.д. Но понятие девиации несколько шире. Чтобы определить
отклонение, необходимо в первую очередь конкретизировать понятие нормы,
того обшесоциального нравственно­поведенческого, ценностно­
регулирующего ядра, от которого и «отклоняются» носители девиантного
поведения. В процессе такого анализа выясняется, что проблема
определения нормы чрезвычайно сложна, исторически изменчива и
социально конкретна. Девиантное поведение (и социальный работник при
анализе ситуации должен иметь это в виду) может быть либо проявлением
асоциальности или даже антисоциальности, либо вариантом поискового,
эвристического поведения, которое в недалеком будущем может стать
нормой для большинства.
По мере развития в мире информационной революции все большее значение
приобретают социальные проблемы доступа к информации,
коммуникационного обеспечения жизнедеятельности. Мнение о том, что
информация - это власть, причем одна из самых эффективных, стало
формироваться в начале XX в., с появлением технических средств массовой
информации (СМИ). Теоретический анализ механизмов поведения толпы
(проведенный Г. Лебоном) совпал с художественным осмыслением этого
процесса1; в период, когда средствами массовой коммуникации были лишь
грампластинки и весьма примитивное радио, проницательные мыслители уже
предвидели огромное воздействие СМИ на массы и их огромную опасность,
обусловленную возможностью манипулировать людьми.
Оставив в стороне политические технологии, невозможные без
использования СМИ, отметим, что в социальной сфере информационные
процессы также имеют большое значение. Недаром масштабные (в рамках
целых стран) социальные проекты, направленные на стабилизацию

социально­экономической обстановки в некоторых государствах, известных
прежде крайней нестабильностью, обязательно включали в себя
выравнивание социального неравенства и обеспечение максимально
широкого доступа к информации (как к ее получению, так и
распространению собственных мнений и взглядов) максимально широких
слоев населения. Доступ к информации и информационным технологиям,
помимо всего прочего, – это как бы пропуск в XXI в., это тот рубеж, не
преодолев который, нельзя надеяться на включение в современные,
прогрессивные, инновационные процессы, на достижение высокого статуса в
обществе будущего.
Проблемы символизации и моделирования мира относятся к области
социокультурного развития и на первый взгляд прямо не затрагивают сферу
социальной работы. Однако в действительности это область осмысления
мира, его ценностного анализа и освоения. Даже словесное оформление идей
и образов может оказывать определенное влияние на самочувствие и
деятельность человека (сравните термины ^увольнение с работы» и
«высвобождение с работы»). Давая наименование какому­то явлению, мы
тем самым наделяем его определенными представлениями, которые влияют
на наше восприятие содержания. Длительные (и еще незавершенные) споры о
названии профессии социальной работы подчеркивали в каждом
предлагавшемся термине (соционом. социальный инженер, социальный
работник и др.) различные стороны этой деятельности. Символизация мира
заключается также в создании идеальных конструкций, чаще всего
неписаных, но, тем не менее, активно влияющих на реальные процессы.
Так, «мистическая сила закона» существует автономно от действующих
кодексов и нормативных актов: она может сочетаться даже с «обычным
правом» ранних государственных образований и может отсутствовать при
самой виртуозно разработанной системе законодательства. «Образ
личности» изменяется исторически и этнически, при этом наряду с
множеством конкретных индивидов существует свойственное каждому
времени и народу идеальное представление о том, что такое личность.
Наконец, трудноформулируемая, но властная система ценностей, которая
превращает совокупность индивидов в общество, причем общество
определенного типа, и выделяет в этом обществе отдельные группы, члены
которых разделяют приверженность к определенной системе ценностей,

некоторым образом отличающейся от общей, - это тоже относится к миру
символизации действительности. Заметим, что эта сфера деятельности
характеризует разумную, интеллектуально­психическую сторону
деятельности человека.

  • Соловьева Екатерина Сергеевна , бакалавр, студент
  • Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
  • НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
  • ОСУЖДЕННЫЕ
  • ЗАКЛЮЧЕННЫЕ
  • ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
  • КОНСТИТУЦИЯ

При работе с осужденными существует очень много тонкостей и нюансов, необходимо соблюдать огромное количество правил и требований. В пенитенциарной социальной работе, так же как и в других ее разновидностях существует определенная нормативно-правовая основа, согласно которой должен проходить процесс оказания помощи заключенным.Социальный работник в пенитенциарном учреждении обязан руководствоваться всеми нормативно-правовыми актами, установленными в нашем государстве для безопасности клиента и своей безопасности в первую очередь.

  • Проблемные вопросы участия группы прокуроров в судебном разбирательстве
  • Вклад Макаренко А.С. в становлении пенитенциарной педагогики
  • Проблемы, допускаемые следователем при подготовке предъявления лица для опознания
  • Многопартийность как гарантия реализации конституционного принципа идеологического многообразия в Российской Федерации

Социальная работа, как и любой другой вид деятельности, регламентируется и действует в соответствии с международными актами и законами Российской Федерации. Это необходимо для правомерного взаимодействия с клиентами. Каждый специалист социальной работы должен руководствоваться законодательной базой, устанавливающей определенные права и обязанности различных категорий граждан.

В пенитенциарной социальной работе, так же как и в других ее разновидностях существует определенная нормативно-правовая основа. Согласно которой должен проходить процесс оказания помощи заключенным.

В соответствии со статьей 15 части 4 Конституции Российской Федерации «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, есть составная часть ее правовой системы, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» .

Среди обязательных международных договоров актов, регулирующих деятельность УИС можно выделить, например такие как, Всеобщая Декларация прав человека, Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Европейскую конвенцию по правам человека и другие. Эти документы были приняты для установления минимальных требований обращения по отношению к лицам находящимся в местах лишения свободы и для более эффективного исправительного процесса.

Также данные документы содержат в себе:

  • правила гуманного и уважительного обращения с гражданами;
  • определяют значимость управленческой структуры;
  • инструкции по внедрению новейших методов в практику пенитенциарных учреждений.

Руководствоваться актами обязаны все работники уголовно-исполнительной системы разных уровней.

Помимо беспрекословных международных договоров существуют еще международные стандарты. Они не являются обязательными и применяются на усмотрение Правительства государства. Представляют собой свод принципов, норм и предложений, касающихся работы учреждений, исполняющих наказания. Главной целью преследуют охрану лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

Их можно классифицировать на:

  1. принятые ООН и ее рабочими органами;
  2. принятые региональными международными правительственными организациями;
  3. принятые международными неправительственными организациями.

Внутри страны главным документом является Конституция, принятая в 1993 году. Именно ее положениями должны руководствоваться все сотрудники социальных служб на местах лишения свободы. На основании данного закона издаются и принимаются Федеральные и региональные законодательные акты, постановления Правительства и Президента, правовые документы в различных местностях.

Конституция Российской Федерации определяет наше государство как социальное, в основу политики которого заложено обеспечение достойной жизни и развития граждан. А также в соответствии с этим берет на себя обязательства по охране труда и здоровья, развитию института социальной помощи, установлению гарантий, защите уязвимых слоев населения, в том числе и осужденных.

Основной закон Российской Федерации устанавливает для осужденных ряд основополагающих прав. К ним относятся:

  1. личные (право на жизнь, неприкосновенность частной собственности и жилища, свободный выбор языка общения и вероисповедания, свобода совести и др. (ст.20-28);
  2. политические (свобода мысли, слова, получение информации (ст.29), право на объединение в общественные организации (ст.30), право на охрану достоинства личности (ст.21) и др.);
  3. социально-экономические (право на частную собственность и наследование, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, защиту материнства, детства и семьи, свободный труд и отдых, образование, свободу творчества и др. (ст.34-44).

Общепринятыми законодательными актами, закрепляющими в себе права и порядок оказания социальных услуг всем категориям граждан, в том числе и лишенным свободы, являются Федеральные законы «О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О занятости населения», «Об обязательном социальном страховании», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об охране здоровья граждан».

В соответствии со статьей 98 ФЗ «О социальном страховании в Российской Федерации» осужденным гарантируется обязательное социальное страхование, в случае их задействованности в трудовой деятельности. Это касается пенсий по болезни, потери кормильца, инвалидности. Обязательны к выплате пособия по беременности и родам, не в зависимости от привлеченности к труду.

Закон от 19 апреля 1992 года «О занятости населения Российской Федерации» оговаривает, что лица, осужденные к лишению свободы, не могут быть признаны безработными, и получать пособия по безработице, но если они отбывают наказание не связанное с заключением под стражу, то пособия по безработице выплачиваются.

Все граждане Российской Федерации имеют право на пенсию, если даже они находятся в ИУ. Пенсионные выплаты бывают трудовыми и социальными. Трудовые пенсии выплачиваются за выслугу лет, при потере кормильца, по возрасту и по инвалидности. Социальные назначаются, если лицо не имеет право на получение трудовой пенсии (инвалидам 1и 2 группы, по достижению 55 лет женщинам и 60 лет мужчинам без трудового стажа, инвалидам с детства и т.д.) в соответствии с Федеральным Законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Распоряжаться деньгами в свободном порядке также входит в права заключенных. Они могут совершать покупки в магазинах и печатных изданиях при учреждении и пересылать полученные финансы родственникам и лицам, находящимся на свободе. Из пенсий и пособий вычитаются расходы на обувь и одежду, возмещается ущерб нанесенный учреждению.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» устанавливает принципы правового регулирования социального обслуживания. Также постанавливает, что к социальному обслуживанию населения относится оказание социально-бытовых, медицинских, педагогических, психологических, правовых услуг и поддержка людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вызванной материальным неблагополучием, стрессовой нестабильностью, форс-мажорными обстоятельствами. Он определяет основные направления деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях. В законе описываются полномочия субъектов работающих в сфере оказания социально значимых услуг.

В соответствии со статьей 29 закона «Об охране здоровья граждан» лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы имеют полное право на охрану здоровья и оказание им бесплатной медицинской помощи. В случае утраты дееспособности по вине учреждения, осужденный имеет право обратится в суд для возмещения ущерба и получение необходимой медицинской помощи и лечения.

Обязательным документом, регулирующим отношения в уголовно-исполнительной системе, является Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В нем определяются основные задачи учреждений уголовно-исполнительной системы. Закон гарантирует безопасность лицам, находящимся под стражей, достойное содержание, законность действий со стороны персонала ИУ, обеспечивает трудовую терапию, переподготовку, образовательную и профессиональную составляющие.

В соответствии со статьями 6-8 указанного закона, Приказом Государственного управления исполнения наказаний Минюста Российской Федерации «Об утверждении типовых структур штатов подразделений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ» от 20 марта 2000 года были утверждены все структурные элементы во всех видах ИУ и изоляторах во время следствия, образован отдел социально-психологической работы с осужденными, включающий в себя специалистов по социальной работе.

Кроме отдела социально-психологической работы в учреждения пенитенциарной системы была введена группа социальной защиты и учета трудового стажа. Впервые в истории уголовно-исполнительной системы была создана специальная, профессиональная группа социальной работы.

Несомненно, значимым для социальной работы с заключенными является Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Все положения в данном документе соответствуют Конституции РФ и приняты на ее основе. Именно в нем отражены основные принципы охраны прав, свобод и интересов граждан находящихся в ИУ. Он закрепляет функции восстановления, сохранения и поддержания социально-полезных связей с внешним миром, деятельности социального работника.

Статья 12 часть 2 Уголовно-исполнительного кодекса содержит в себе основные права осужденных. Они могут обращаться с заявлениями, предложениями, жалобами к администрации и в вышестоящие органы, суды, прокуратуру и т.д. Запрещается без согласия граждан проводить на них опыты и испытывать лекарственные и химические препараты. Все без исключения имеют право пользоваться услугами, предоставляемыми исправительным учреждением. Не допускается дискриминация и жестокое обращение.

Статья под номером 13 обеспечивает безопасность нахождения в ИУ. Если возникает угроза или подозрение в причинении вреда, за осужденным остается право обратиться с заявлением в управляющие органы, для защиты и устранения дискомфорта.

Помимо прав и свобод у осужденных имеется большое количество ограничений. Это связанно со спецификой данного вида наказания. В первую очередь также как и права ограничения прописываются в Конституции РФ. Заключенным запрещается свободно передвигаться и выбирать место жительства, выезжать за пределы РФ (ст.27), отсутствует право на личную неприкосновенность (ст.22), тайную переписку (ст.23).

Среди ограничений в политических правах можно выделить: отсутствие права на создание политических, религиозных и профсоюзных объединений (ст.30); строго запрещается проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований (ст.31); осужденные лишены права активно и пассивно избирать, не могут участвовать в отправлении правосудия (ст.32).

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации конкретизирует и расширяет список ограничений для осужденных. Согласно кодексу, лица находящиеся в местах лишения свободы ограничиваются в праве защиты материнства и детства, им запрещается заниматься воспитанием детей, отказывается в предоставлении отсрочки отбывания наказания при совершении тяжких и особо тяжких преступлений (ст.177).

Нормативно-правовой базой социального работника также являются ведомственные и локальные правовые источники. К ведомственным, например, можно отнести Правила приема благотворительной, гуманитарной помощи и Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций. Локальные назначаются начальниками учреждений для решения вопросов социальной работы.

При работе с осужденными существует очень много тонкостей и нюансов, необходимо соблюдать огромное количество правил и требований. Социальный работник в пенитенциарном учреждении обязан руководствоваться всеми нормативно-правовыми актами, установленными в нашем государстве для безопасности клиента и своей безопасности в первую очередь. Еще раз следует подчеркнуть, что к ним относятся: Международные соглашения и договора; Конституция РФ; иные законодательные акты РФ; подзаконные акты; приказы Минюста РФ; нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний; локальные нормативно-правовые акты.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Астрель, 2012. С.35.
  2. Корнюшина, Р.В. Зарубежный опыт социальной работы /Р.В. Корнюшина. - Издательство Дальневосточного университета. 2004. / URL:http://www.studfiles.ru/preview/1098202/ (дата обращения: 14.05.17)
  3. Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью/ Сб. международных документов. Вып. 1. М.: Академия МВД СССР, 1989. С. 151
  4. Саблин, Д.А. Права человека: Учебное пособие /Д.А. Саблин. – Оренбург: ОГУ, 2004. URL:http://www.studfiles.ru/preview/1101285/ (дата обращения 05.05.17)
  5. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах обязательного социального страхования» URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165869;div=LAW;dst=100004,0;rnd=0.11685091769322753 (дата обращения: 12.05.17)
  6. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 22.12.2014) «О занятости населения в Российской Федерации» URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165863;div=LAW;dst=100004,0;rnd=0.5073592006228864 (дата обращения: 12.03.17)
  7. Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (15 декабря 2001 г.) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166036/ (дата обращения: 06.05.17)
  8. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165953/ (дата обращения 15.06.17)
  9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу 09.05.2017) URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=176374;div=LAW;dst=100004,0;rnd=0.004744407255202532 (дата обращения: 06.06.17) Ст. 29
  10. Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant.ru/1305321/#ixzz3cxXHNOtJ(дата обращения: 04.06.17)
  11. Приказ от 30 декабря 2005 г. № 262 «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» (в ред. Приказа Минюста России от 28 января 2008 г. № 13) URL:http://fsin.ucoz.ru/forum/10-327-1 (дата обращения: 05.06.17)
  12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2015) URL:http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ (дата обращения: 04.06.17). Ст.12.ч.2.
  13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2015) URL:http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ (дата обращения: 04.06.17). Ст.13.
  14. Саблин, Д.А. Права человека: Учебное пособие /Д.А. Саблин. – Оренбург: ОГУ, 2004. URL:http://www.studfiles.ru/preview/1101285/ (дата обращения 05.06.17)
  15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2015) URL:http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ (дата обращения: 14.06.17). Ст.177.
  16. Никитина, Т. Н. Проблемные вопросы нормативно-правового регулирования в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, выявленные в ходе мониторинга правоприменения / Т.Н. Никитина // Преступление и наказание, 2015 №1. С. 215

Профессия «социальный работник» была внесена в России в национальный реестр профессий в 1991 г., и с этого момента обрела официальный статус профессиональной деятельности. В этом же году в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих дополнительно были внесены характеристики 5 категорий социальных работников:

- «специалист по социальной работе»,

- «социальный педагог»,

- «педагог-организатор»,

- «заведующий отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам»,

- «социальный работник».

Содержание социальной работы, ее смысл отвечает Конституционным принципам и всей социально-политической стратегии развития современного российского государства и гражданского общества. В Конституции РФ, в его преамбуле и других важнейших статьях, закреплены основные ориентиры и идейные принципы российского государства, высшей ценностью которого провозглашается человек, его интересы и потребности. Российская Федерация провозглашается социальным и правовым сообществом и государством, стратегически ориентированным, на создание достойных условий жизни всех его граждан независимо от их национальной, религиозно-конфессиональной принадлежности.

Конституция РФ. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.)



Для реализации этих задач создан конституционный механизм защиты прав, свобод граждан, функциональным основанием которого служит государственная социальная политика правительства РФ, обеспечивающая реализацию основных социально-экономических и культурных потребностей и интересов различных групп и категорий граждан как через систему социальных органов управления и попечительства, так и через активную деятельность общественных и корпоративных структур, частную инициативу людей. В целом ряде статей Конституции (37, 38, 39, 40, 41 и др.) закреплены социальные права граждан - Право на труд и отдых; на охрану семьи, материнства, заботу о детях; Право на социальное обеспечение и защиту от безработицы; Право на жилье; Право на медицинское обеспечение и обслуживание; Право на здоровую природную среду и др.).

Разработка и осуществление социальной политики и социального обеспечения граждан находится в ведении Правительства РФ, которое организует, координирует, направляет путем нормативно-творческой и административной деятельности всю сферу реализации социальной работы в РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях.

С принятием Концепции развития системы социального обслуживания населения Российской Федерации (август 1993 г.), по сути, произошел отход от принципов социалистической социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах.

Таким образом, Российское государство:

Во – первых, определяет, фиксирует на уровне Конституции социальные приоритеты и стандарты развития общества, граждан;

Во-вторых, разрабатывает социальную стратегию или социальную политику в сфере реализации всего спектра социальных и культурных потребностей;

В-третьих, создает систему механизмов, структур , обеспечивающих практическое решение социальных задач, гарантии эффективной социальной защиты всех граждан, особенно, наиболее уязвимых категорий общества;

В-четвертых, предусматривает формирование механизма стимулирования социальной деятельности всех здоровых общественных, частных, индивидуальных сил для оказания практической помощи всем индивидам, нуждающимся в дополнительной помощи со стороны для создания и сохранения режима попечения для всех слабых и незащищенных групп и индивидов.

С начала 90-х годов в РФ были приняты целый ряд законов и нормативных актов (решений Президента, Правительства, постановления органов власти всех субъектов федерации), в которых были утверждены нормы и требования по развитию системы социального служения, социального обслуживания населения страны, специфических категорий граждан (инвалидов, ветеранов, пенсионеров, многодетных семей и др.); была расширена и продолжает свое становления система учреждений, служб, организаций по решению социальных вопросов, обеспечению социальных потребностей граждан. Интенсивно развивается система адресной социальной помощи наиболее уязвимым индивидам, группам.

Становление в России специализированного вида социальной работы, оказания социально-медицинской помощи, концептуально обозначено и закреплено нормативно-правовой базой, основанной на международном праве и международных стандартах.

К нормативно-правовым актам международного уровня, на которые опираются идеология и практика социальной работы в России, относятся документы обобщающего социально-правового характера:

Всеобщая декларация прав человека. ООН 1948 г.;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

Декларация социального прогресса и развития 1969 г.;

Декларация о правах инвалидов 1971 г.;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990 г.;

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ООН, 1979 г.;

Конвенция о правах ребенка, ООН, 1989 г.;

Международная программа действий в интересах пожилых людей, 1995 г.;

Профессионально этический кодекс социальных работников МФСР, 1994 г.

Важным политическим документом для развития основных положений медико-социальной помощи являются Алма-Атинская декларация 1978 г. и Оттавская Хартия укрепления и сохранения здоровья, подписанные представителями России, в которых было отмечено, что проблема оказания медицинской помощи населению может быть решена с учетом не только органов здравоохранения, но и других социальных служб.

2. Нормативные основы, требования и задачи профессиональной деятельности социальных работников в РФ.

Непосредственный процесс создания нормативной базы современной социальной работы и социального обслуживания в России разворачивается с момента распада СССР.

В 1992 году Правительством России принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих:

«О государственных пенсиях РСФСР»,

«Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.),

«О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других.

Всего с 1991 г. по 1992 г. было принято 25 законов , направленных на защиту граждан. В области охраны материнства и детства принимаются специальные указы Президента и постановления Правительства.

Важнейшими из них являются Указы Президента РФ 90-х гг.:

«О мерах по социальной поддержке многодетных семей»,

«О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др.

Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас.

В 1993 г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся граждан явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности.

(По сути дела, российское государство возвращается к страховой системе, существовавшей когда-то в СССР. Отличие новой системы страхования от старой заключается в том, что отчисления средств в государственный страховой фонд осуществляют не только государственные структуры, но и предприятия с другими формами собственности). Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования.

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В области пенсионного обеспечения предусматривались индексация пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства - совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. На региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.

В 1994 г . в составе Министерства социальной защиты решением Правительства Российской Федерации был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и др. вопросами.

В 1993 – 1995 гг. реализуются различные федеральные программы. Так, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В 1994 г. курс оздоровления прошли более 40 тыс. детей-инвалидов.

В этом же году (1994) утверждается федеральная программа «Дети России ».

Она включала в себя серию целевых программ: «Дети инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания». В состав целевых программ были включены дополнительные программы - «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев».

Предполагалось, что средства на эти программы могут привлекаться из бюджетов субъектов РФ, а также российских и зарубежных неправительственных организаций.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы:

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,

«Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации».

Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др. Таким образом, государство определилось в объектах обязательной помощи, в тех видах услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.

За время существования нового российского государства были разработаны и приняты несколько десятков Национальных стандартов социального обслуживания населения. В их число вошли такие наиболее важные стандарты как:

ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Основные термины и определения»,

ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»,

ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг»,

ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения»,

ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания»,

ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания».

Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и социального развития).

Постановлением правительства РФ от 26 декабря 1991 г., на министерство возлагалась не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но также организация пенсионного обеспечения граждан, материально - бытовое обслуживание граждан, организация протезно-ортопедической помощи инвалидам, медико-социальная экспертиза. Правительство взяло курс на развитие коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ, осуществление внешнеэкономической деятельности.

Наряду с традиционными функциями Министерства появляются и новые, связанные с коммерческой деятельностью и социальной защитой. В ее основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию». Устранению причин и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб.

Знание специалистами и простыми гражданами основ социальной защиты может оказать помощь в решении задач социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В методическом пособии приводятся последние нормативные правовые документы, в том числе имеющие отношение к социальной защите инвалидов в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.