Государственный и муниципальный контракт. Гарантийные обязательства

1. К муниципальным и государственным контрактам относятся различные гражданско-правовые договоры (поставки, подряда, возмездного оказания услуг, аренды и др.), заказчиком в которых от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации , муниципального образования выступает государственный или муниципальный орган, а также бюджетное учреждение, для которых установлен специальный порядок заключения путем проведения процедуры закупок.

Особенности заключения, исполнения и ответственности по таким контрактам установлены Законом о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок, а также законодательством о защите добросовестной конкуренции (антимонопольным законодательством). Публичное проведение закупок направлено на обеспечение контроля процесса закупок с целью эффективного расходования бюджетных средств, а это невозможно при отсутствии добросовестной конкуренции. Антимонопольное законодательство как раз и направлено на борьбу с недобросовестной конкуренцией и коррупцией.

На момент принятия части второй ГК законодательство о контрактной системе отсутствовало, поэтому в Кодекс были включены отдельные параграфы о поставках товаров (ст. 525-534), а также о подряде (ст. 763-768) для государственных и муниципальных нужд. В настоящее время положения этих параграфов фактически не применяются, а закон устанавливает одинаковые правила для любых гражданско-правововых договоров, заключаемых для государственных и муниципальных нужд.

При заключении и исполнении обычных гражданско-правовых договоров стороны могут по соглашению использовать определенные способы обеспечения исполнения обязательств (задаток , залог , банковскую гарантию). Законодательство о контрактной системе устанавливает обязанность по установлению в контракте обеспечительных мер.

Заявка каждого участника до момента определения победителя, а после определения победителя каждый контракт должны быть обеспечены определенными гарантиями со стороны участников закупки и победителя. Закон устанавливает способы обеспечения заявки, а после определения победителя закупки - способы обеспечения исполнения контракта. Для этого сначала на всех участников, а затем на победителя закупки возлагается обязанность по внесению на счет заказчика денежной суммы, размер которой определяется документацией о закупке (от 5 до 30% начальной цены контракта). До внесения суммы обеспечения заявка участника не рассматривается, а после определения победителя до внесения обеспечения исполнения контракт не может быть заключен. Сумма обеспечения может быть возвращена исполнителю только после надлежащего исполнения своих обязательств по контракту.

Вместо внесения денежной суммы может использоваться банковская гарантия, выданная с соблюдением требований закона.

7. Стороны контракта существенно ограничены в возможности его изменения и расторжения, в том числе по соглашению сторон. Изменение контрактов допускается лишь в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок, а их расторжение допускается по основаниям, установленным гражданским законодательством, если в контракте предусмотрена возможность одностороннего отказа от его исполнения.

8. В случае нарушения законодательства о контрактной системе со стороны участников закупки сведения о таких лицах вносятся в реестр недобросовестных поставщиков. В него включается информация об участниках закупок, необоснованно уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Информация в реестр недобросовестных поставщиков вносится на два года.

9. Для защиты прав заинтересованных лиц установлен как судебный, так и внесудебный порядок. Участники закупок, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения вправе обращаться с жалобами в органы федеральной антимонопольной службы в случае нарушения процедуры проведения закупок. Требования к жалобе установлены ст. 105 Закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок. Отсутствие в жалобе каких-либо реквизитов, предусмотренных указанной статьей Закона, является основанием для ее возвращения заявителю без рассмотрения. Подача жалобы не препятствует обращению в суд. Защита в судебном порядке производится независимо от обращения с жалобой в органы антимонопольной службы.

Помимо Закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок действует Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц . Он устанавливает общие принципы и основные требования закупки товаров, работ услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами , в уставных капиталах которых доля Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%, а также некоторыми иными юридическими лицами. Правила обоих законов во многом схожи, а информация о закупках также размещается в Единой информационной системе закупок.

Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте?

Сегодня, как и ранее, для всех участников системы по-порежнему остаются актуальными вопросы: «Что такое госконтракт?», «Как правильно его составить?», « Какие положения он должен содержать?» , «Каков порядок его заключения и изменения?». На эти и другие вопросы лишь частично дает ответы ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 94). В данной статье попытаемся разобраться в правовых особенностях контракта и в специфике возникающих контрактных отношений.

Итак, по итогам проведения закупок заключается государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор.

Существует несколько определений понятия государственного контракта, которые дают различные нормативно-правовые источники.

Так, согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ № 94 п од государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

ГК РФ содержит несколько иное определение государственного или муниципального контракта, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции. Так, ст. 526 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым под государственным или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Определение контракта, содержащееся в ГК, несколько неполно отражает сущность понятия , поскольку предметом контракта, помимо товаров, в соответствии с ФЗ № 94 также выступают услуги и работы.

Несмотря на существующие трактовки, ни одно из определений в полной мере не объясняет сущность контракта, только в совокупности они формируют полноценное понятие.

Государственный контракт заключается на основе государственного заказа.

О тличительной чертойгосконтракта (договора) от иных видов договоров является его особая ориентированность (направленность) – закупка товаров (услуг, работ) для государственных или муниципальных нужд.

Государственными нуждами (федеральными, региональными, нуждами бюджетного учреждения) являются потребности РФ в товарах (услугах, работах), необходимых для решения основных государственных задач – жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ.


Особенности государственного и муниципального контракта

    В роли государственного (муниципального) заказчик а, в соответствии со ст. 4 ФЗ № 94, выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

    Оказание услуг осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

    Заказчики формируют заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и размещают их на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru .

    Контракт (договор) заключается на основе заказа, формируемого в установленном ФЗ № 94 порядке.

    Порядок и сроки подписания проекта контракта установлены нормами ГК РФ, ФЗ № 94.

Еще одной важной особенностью контракта является его принудительная сила. Для заказчик а, разместившего заказ, заключение контракта (договора) является обязательным, поставщик (подрядчик, исполнитель) также не вправе отказаться от заключения контракта (договора), если он принял доведенный до него заказчиком заказ либо стал победителем закупки.

1. Преамбула содержит информацию о :

Месте и дате составления контракта (договора);

Сторонах по контракту (договору): наименование сторон, фамилии, имена, отчества и должности подписывающих контракт лиц, ссылка на их полномочия, представленные учредительными документами, приказами или доверенностью;

Номере и дате протокола о результатах проведения закупки.

2. Предмет контракта (договора) - это материальный или нематериальный объект (товары, работы, услуги), по поводу которого складывается гражданское правоотношение, т. е. заключается контракт.

3. Цена контракта (договора) и порядок расчетов:

В связи с тем, что заключаемый контракт (договор) является возмездным, важным элементом содержания такого контракта (договора) является наличие в нем цены и порядка расчетов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Отсутствие сведений о цене может привести к признанию контракта (договора) недействительным.

В структуру цены контракта (договора) помимо стоимости непосредственно самих закупаемых товаров (работ, услуг), как правило, включаются расходы на доставку, разгрузку, налоги, сборы, пошлины и др. обязательные платежи.

Стоимость товаров, работ, услуг, иными словами, цена контракта определяется итоговым протоколом по закупке - протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколом подведения итогов по открытому аукциону в электронной форме и протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Согласно ч. 4.1 ст. 9 ФЗ № 94 цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, а также случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2-6.4 ст. 9 ФЗ № 94.

Порядок расчетов определяется заказчиком самостоятельно, в связи с этим может предусматривать предоплату, аванс, оплату поэтапно, по окончании срока действия контракта (договора) или иной порядок выплаты.

4. Права и обязанности сторон: контракт (договор) является двусторонним, соответственно, поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик имеют друг перед другом определенные права и обязательства по его исполнению.

5. Срок исполнения контракта (договора) и порядок приемки. Срок исполнения контракта - это срок, в который по согласованию сторон и в предусмотренные контрактом (договором) временные периоды поставщик (подрядчик, исполнитель) должен поставить заказчику товар (выполнить работу, оказать услугу).

Порядок осуществления приемки заказчиком поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в контракте (договоре).

6. Ответственность сторон - правила, в соответствии с которыми в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения своих обязательств каждая из сторон контракта (договора) несет ответственность в виде различного рода санкций.

7. Срок действия. Порядок изменения и расторжения контракта. В соответствии с ч. 8 ст. 9 ФЗ № 94 расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством или договором.

8. Юридические адреса, банковские реквизиты и подписи сторон.

В зависимости от специфики закупаемых товаров, работ, услуг контракт (договор) наряду с перечисленными выше положениями может содержать дополнительно разделы:

- Гарантийные обязательства.

- Форс-мажорные обстоятельства.

- Прочие условия.

Также государственный (муниципальный) контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения, как правило, содержит различные приложения:

    техническое задание (подробно излагается наименование работ, услуг, а также товар, с помощью которого эти работы должны быть выполнены, а услуги, соответственно, оказаны;

    спецификация (качественные и количественных характеристики товаров и т. д.);

    календарный план (график) исполнения контракта (договора);

    протокол соглашения о цене контракта (договора);

    график осуществления оплат (в случае необходимости);

    и другие необходимые приложения.

Техническое задание отражает содержание конечного результата разработки и сроки начала и окончания выполнения работ. Разбивка выполнения работ по этапам расписывается в календарном плане работ. В данном плане указывается время закрытия каждого отдельного этапа работ. Отклонения от выполнения работ могут стать основанием для предъявления заказчиком претензий к исполнителю, подрядчику.

Сроки заключения контракта (договора)

Сроки, отведенные для заключения контракта (договора), наряду с ФЗ № 94 регламентированы ч. 2 ГК РФ (параграф 4 гл. 30 и параграф 5 гл. 37). Участник, с которым заключается контракт (договор) по закупке, обязан подписать его в установленные документацией (извещением) сроки.

Форма размещения заказа

Не ранее

Не позднее

Открытый конкурс

чем через 10 дней после дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок

20 дней

Открытый аукцион

чем через 10 дней после дня подписания протокола аукциона

20 дней после подписания данного протокола

Запрос котировок

чем через 7 дней после дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок

20 дней после подписания данного протокола

Открытый аукцион в электронной форме

чем через 10 дней со дня размещения на сайте электронной площадки протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме

13 дней после подписания данного протокола

Отказ от заключения контракта (договора)

На практике решение об отказе от заключения контракта (договора) может принять как заказчик, так и участник. Заказчик обязан отказаться от заключения контракта только на основаниях, предусмотренных в ч. 3 ст. 9 ФЗ № 94, а именно в случае установления факта:

    проведения ликвидации участников размещения заказов;

    приостановления деятельности участников размещения заказа;

    предоставления участникам размещения заказа заведомо ложных сведений;

    нахождения имущества участников размещения заказа под арестом, наложенным по решению суда, вступившему в силу, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает 20 % балансовой стоимости активов участников;

    наличия у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ.

Каких-либо иных законных причин отказа от заключения контракта (договора) у заказчика нет.

Участник, с которым должен быть заключен контракт (договор) по результатам проведения закупки, не вправе отказаться от его заключения. Однако зачастую потенциальные поставщики, исполнители, подрядчики, не всегда осознавая объем возлагаемой на них ответственности за подобный отказ, все же к нему прибегают. Отказ от заключения контракта (договора) по инициативе участника чаще всего происходит в двух формах:

- уклонение от заключения контракта (договора) без предварительного объяснения причины;

- письменный отказ от заключения контракта (договора). Участник незамедлительно уведомляет о принятом решении заказчика и оформляет письмо об отказе от заключения контракта (договора).

В обоих упомянутых выше случаях заказчик вправе принудить такого недобросовестного участника к заключению контракта (договора), обратившись с иском в арбитражный суд с данным требованием , а также может потребовать возмещения убытков, причиненных уклонением от заключения контракта (договора).

В качестве санкции за отказ от заключения контракта сведения о таком уклонившемся от заключения контракта (договора) участнике, в соответствии с требованиями ч. 5. ст. 19 ФЗ № 94 и Постановлением Правительства № 292 от 15.05.2007 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков», должны быть в обязательном порядке направлены заказчиком в ФАС для включения их в реестр недобросовестных поставщиков.

После оформления протокола отказа от заключения контракта с победителем по закупке заказчик согласно положениям ФЗ № 94 обязан заключить контракт с участником, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта либо заявке которого присвоен второй номер, а в случае открытого аукциона в электронной форме - с участником открытого аукциона в электронной форме, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем аукциона условий.

Изменение условий контракта (договора)

Одной из важнейших составляющих контракта (договора) является цена . Законом предусмотрено, что цена контракта (договора) может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренного контрактом (договором) количества поставляемых товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта (договора) (ч. 4.1 ст. 9 ФЗ № 94).

Ряд условий контракта не подлежит изменениям в связи с прямым запретом, указанным в ч. 5 ст. 9 ФЗ № 94, на изменение существенных условий контракта (договора) как на стадии его заключения, так и на стадии исполнения, причем не только в одностороннем порядке, но и по соглашению сторон.

ФЗ № 94 предусмотрена возможность внесения изменений в уже заключенный контракт (договор) по результатам проведения торгов или без их проведения в следующих случаях:

1. В ходе исполнения контракта (договора) заказчик по открытому конкурсу и открытому аукциону в электронной форме имеет право изменить объем поставляемых товаров, работ, услуг (см. ниже) в пределах 10 % от общего числа, если такая возможность была предусмотрена конкурсной или аукционной документацией (ч. 6 ст. 9 ФЗ № 94). К таким товарам, работам, услугам относятся:

    научно-исследовательские работы;

    опытно-конструкторские или технологические работы;

    аварийно-спасательные работы;

    реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;

    оказание медицинских услуг;

    аудиторские услуги.

При этом общая начальная (максимальная) цена контракта изменяется пропорционально объему таких товаров.

2. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для нужд субъекта РФ со сроком исполнения не менее чем три года составляет более 10 млдр руб ., то выполнение данного контракта (договора) без изменения цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ. Такая цена может быть изменена решением Правительства РФ (ч. 6.2 ст. 9 ФЗ № 94).

3. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для нужд субъекта РФ составляет более 1 млрд руб . и срок исполнения указанного контракта составляет не менее чем три года, то цена такого контракта (договора) может быть изменена на основании закона субъекта РФ (ч. 6.3 ст. 9 ФЗ № 94).

4. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для муниципальных нужд составляет более 500 млн руб . и срок исполнения обязательств по данному контракту (договору) составляет не менее трех лет, цена такого контракта может быть изменена на основании решения представительного органа местного самоуправления.

5. При этом законом не допускается перемена поставщика, за исключением случаев, если новый поставщик является правопреемником исполнителя по такому контракту (договору) вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 6.1 ст. 9 ФЗ № 94).

6. В случае изменения, в соответствии с законодательством РФ, регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении государственного или муниципального контракта, заключенного на основании ч. 1 или ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, обязан изменить цену такого контракта (договора) соответственно размеру изменения тарифов на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса, цен и тарифов в области газоснабжения, цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий.

7. При заключении контракта (договора) по результатам проведения открытого конкурса или открытого аукциона в электронной форме заказчик по согласованию с участником размещения заказа вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта (договора) , предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (договора), если данное требование предусмотрено конкурсной или аукционной документаией (ч. 6.5 ст. 9 ФЗ № 94).

8. По согласованию с поставщиком заказчик вправе изменить цену контракта (договора) пропорционально объему указанных дополнительных товаров (работ, услуг) или объему указанной части работ (услуг), но не более чем на 10 % (ч. 6-6.6 и 8.1 ст. 9 ФЗ № 94). При этом следует иметь в виду, что заказчик может изменить в пределах 10 % указанные в контракте объемы лишь при соблюдении в совокупности следующих условий:

    возможность таких изменений должна быть предусмотрена конкурсной или аукционной документацией;

    внесение таких изменений возможно лишь на этапе исполнения контракта, т. е. после его подписания обеими сторонами.

9. В случае перемены заказчика по контракту (договору) права и обязанности по такому контракту (договору) переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях (ч. 6.6 ст. 9 ФЗ № 94).

10. При расторжении контракта (договора) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по данному контракту, в соответствии с ч. 8.1 ст. 9 ФЗ № 94, заказчик вправе заключить контракт с участником, с которым в соответствии с законом заключается контракт при уклонении победителя торгов, при условии:

    с огласия участника размещения заказа, занявшего второе место;

    е сли обстоятельства заключения контракта соответствуют тем, которые были прописаны в аукционной, конкурсной документации или спецификации, приложенной к запросу котировок и заявке поставщика, которой присвоен второй номер, в том числе цена за единицу.

При этом объем контракта может быть уменьшен пропорционально объему, выполненному победителем, с соответствующей корректировкой цен.

Расторжение контракта (договора)

Под расторжением контракта понимается прекращение установленных контрактом обязательств в пределах срока действия контракта без создания между сторонами новых обязательств. Документом, подтверждающим прекращение действия контракта (договора), как правило, является с оглашение о расторжении.

В соответствии с ч. 8 ст. 9 ФЗ № 94 расторжение контракта (договора) допускается только по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством или договором.

1. Контракт (договор) на выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг может быть расторгнут по соглашению обеих сторон системы размещения госзаказа. Предложение о расторжении контракта (договора) оформляется в форме официального письма, которое подписывается руководителем организации заказчика и направляется в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя). Обязательным условием при составлении данного предложения является указание оснований, которые легли в основу принятия такого решения. В случае получения согласия на расторжение контракта заказчиком составляется Соглашение о расторжении контракта (договора). Вследствие получения отказа на поступившее предложение или неполучения ответа в указанный срок требование о расторжении контракта (договора) может быть направлено в суд.

2.Контракт может быть расторгнут по решению суда, если одна из его сторон существенно нарушила требования контракта (договора). Вследствие указанных действий одна из сторон контракта (договора) несет существенный ущерб, в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении контракта (договора).

Принимая решение обратиться в суд, заказчику следует уточнить, требуется ли соблюдение претензионного порядка разрешения спора. Если стороне, изъявившей желание расторгнуть контракт (договор), необходимо соблюдение претензионного порядка, то ей нужно предварительно обратиться к другой стороне контракта (договора), направив ей соответствующую претензию в письменной форме, с предложением урегулировать спор или расторгнуть контракт (договор) в добровольном порядке. Поставщик (подрядчик, исполнитель), существенно нарушающий условия контракта, рискует получить от заказчика требование о расторжении контракта.

Обратим внимание, например, что согласно ст. 523 ГК для договора поставки к существенным нарушениям условий поставки со стороны поставщик а относятся:

    поставка товаров ненадлежащего качества (причем ответственность за поставку некачественных товаров поставщик несет даже при отсутствии его вины);

    несвоевременная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг (нарушение сроков поставки).

Для того чтобы заказчик на практике смог себя защитить от вышесказанного, з аконом предусмотрено право заказчика отказаться от принятия товаров, качество которых не соответствует требованиям, изложенным в извещении, а также от товаров, срок поставки которых неоднократно был нарушен поставщик ом.

Для заказчика к существенным условиям нарушения исполнения контракта относятся нарушения сроков оплаты поставляемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а в случае закупок, предметом которых является поставка товаров, - невыборка поставляемой продукции.

Если в качестве стороны-нарушителя условий контракта (договора) выступает поставщик , то заказчик , в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 94-ФЗ, в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта (договора) направляет в территориальный орган УФАС сведения о таком участнике для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщик ов.

В случае расторжения контракта (договора) по инициативе заказчика в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик вправе заключить контракт (договор) с участником, с которым заключается контракт (договор) при уклонении победителя, с согласия такого участника.

Светличная Лилия Алексеевна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
менеджер по обучению ЮТЦ «Ориентир»

13.03.2012 г.

У вас остались вопросы по теме «Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте» ? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.1 Предмет контракта

2.2 Цена контракта

Введение

Государственные учреждения и муниципальные образования/учреждения являются важным звеном в государственной цепочке исполнительной власти в Российской Федерации. Они, можно сказать, непосредственные исполнители государственной политики, т.к. находятся в самом низу этой цепочки и обращаются с конкретной ситуацией и обстановкой, на которую направлены политика и действия государства.

Для претворения этой политики государство наделило государственные учреждения и муниципальные образования/учреждения конкретными полномочиями. Для обеспечения своей деятельности по осуществлению полномочий указанные учреждения и образования производят закупки товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ).

В соответствии с указанным законом, заказчик производит закупку товаров, работ, услуг конкурентными способами: конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, для которых разрабатывает документацию, куда в обязательном порядке включает проект контракта на осуществление закупок.

Контракт является финальной и важной стадией подготовки документации о закупке, т.к. на основе его будет поставлен товар, выполнены работы или услуги. Хотя в документацию о закупке включены основные условия, на которых будет производиться закупка, именно контракт будет являться основным правовым документом, регулирующим правоотношения между заказчиком и поставщиком. Ввиду этой важности, заказчику необходимо с особой внимательностью подходить к разработке условий контракта, во избежание негативных последствий. Несоблюдение этого условия может привести заказчика к тому, что он получит некачественный товар, работу или услугу, либо не том объёме, который планировал, либо это будут разногласия с поставщиком, судебные тяжбы, либо, что ещё хуже, привлечение к ответственности, в лучшем случае дисциплинарной и гражданско-правовой, в худшем - административной, или что ещё хуже - уголовной.

Поэтому разработка условий контракта, должна производиться с учётом положений нормативно-правовых актов всех уровней, относящихся к предмету закупки и начинаться ещё на стадии принятия решения о предмете закупки. Это позволит значительно снизить риск получения негативных последствий.

В данной работе, автор постарается осветить основные условия, включаемые в контракт, а также основные проблемы при разработке условий контракта. Для этого автор будет руководствоваться понятийным аппаратом, используемым в нормотворчестве законодательства Российской Федерации.

Автор будет пользоваться такими нормативными актами РФ, как Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон 44-ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Кодекс об административной ответственности РФ и другими нормативными актами РФ.

Освещение обязательных условий контракта будет даваться, по возможности, в сравнении с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с целью отслеживания внесённых изменений в нормы закона 44-ФЗ.

Освещение условий будет производиться, в основном, с точки зрения муниципального заказчика, т.к. в нашем дальневосточном регионе закупки, как правило, редко достигают 3 млн. рублей. Положения федерального закона 44-ФЗ выше этой суммы автором будут опускаться, т.к. это уровни уже больше субъектов федерации и к муниципальным закупкам, даже теоретически, они не будут относиться.

Автор старался освещать только существенные, с точки зрения автора, условия контракта, влияющие на "судьбу" контракта. Такие условия контракта, как срок исполнения контракта, порядок и срок оплаты контракта, опускались автором потому что, такие условия подлежат рассмотрению в каждой конкретной ситуации, а также в силу того, порядок оплаты в государственных и муниципальных организациях один: безналичный расчёт на расчётный счёт поставщика (подрядчика, исполнителя), использование других способов не применяется в силу боязни нарушения бюджетного законодательства и, как следствия, проверок контролирующих органов, которых, любом случае, не избежать.

Освещение условий будет производиться по ранжированию в силу значимости условий: сперва условия обязательные для внесения в контракт, потом необязательные условия контракта.

Практическое применение данной работы будет реализовано при составлении в будущем автором контрактов при реализации Закона 44-ФЗ в муниципальном образовании, а также послужит материалом для дальнейших изысканий и написания дипломной работы.

1. Разработка условий государственного или муниципального контракта как часть процесса подготовки документации для размещения заказа

Определение контракта дано в пункте 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, где сказано, что это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Разработка условий контракта должно начинаться ещё на стадии принятия решения о закупке и должно отвечать на вопросы: что мне, как юридическому лицу необходимо купить? Для чего мне это надо? Ответ на второй вопрос важен, потому что это даст мне определиться: мне нужен товар, или товар, который не является целью моей закупки, а является только инструментом для проведения основной закупки - работы или услуги.

Условия контракта должны соответствовать нормам гражданского права Российской Федерации и, собственно, нормам 44-ФЗ.

Условно, нормы государственного или муниципального контракта можно поделить на обязательные к включению в контракт и нормы, которые заказчик вправе включать в контракт. Рассмотрим их по порядку.

2. Обязательные нормы в контракте

2.1 Предмет контракта

Гражданский кодекс РФ обязательной нормой контракта называет существенные условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ).

Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (ч. 1 ст. 766 ГК РФ)

Итак, обязательным условием контракта является предмет контракта и условия, отражённые как существенные в нормативных актах.

Как правило, государственный и муниципальный контракт соответствует трём видам договоров: поставки товара, выполнения работ, предоставления услуг.

Например, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок, или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).

Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию (ч. 2. ст. 743 ГК РФ).

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ч. 1 ст. 779 ГК РФ).

Из всего вышеперечисленного видно, что существенными условиями, обязательными для включения в контракт, являются:

Сам предмет контракта;

Единица измерения предмета контракта;

Стоимость товара, выполненных работ, предоставленных услуг;

Сроки исполнения условий контракта;

Сроки и порядок оплаты;

Срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

2.2 Цена контракта

Ч. 2 ст. 34 Закона 44-ФЗ предусмотрено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Даная норма почти дословно повторяет норму п. 4.1. ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и продиктована, вероятно, тем, что законодатель, при принятии данной нормы, руководствовался такими понятиями, как экономия бюджетных средств и предотвращение поставщиком неосновательного обогащения.

2.3 Ответственность сторон в контракте

Ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ вводит, кроме вышеперечисленного, ещё одну обязательную норму для включения в контракт - это ответственность сторон контракта.

Само это требование не ново, например, ст. 521 ГК РФ предусматривает ответственность поставщика за недопоставку или просрочку поставки товаров, статьёй 723 ГК РФ предусмотрена ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы.

Ч. 10. ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) также говорит об обязательной ответственности поставщика.

Новым здесь является то, что теперь государственный или муниципальный заказчик также несут обязательную ответственность наравне с поставщиком, т.к. нормами Закона 94-ФЗ, в частности ч. 9 ст. 9, привлечение к ответственности заказчика была только правом поставщика. В постановлении правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", заказчик поставлен в один ряд с поставщиком, причём, упоминается первым.

Уже из самого названия постановления видно, что ответственность заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) делится по двум видам:

Штраф - фиксированная сумма, рассчитываемая как процент цены контракта или её значения;

Пеня - сумма, начисляемая за каждый просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трёхсотой действующей на дату уплаты пени, ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Сумма штрафа, поставщика (подрядчика, исполнителя) определяется в следующем порядке:

Если цена контракта не превышает 3 млн. руб. - 10 % от нее;

Если цена контракта составляет от 3 млн. до 50 млн. руб. - 5 %;

От 50 млн. до 100 млн. руб. - 1 %;

Свыше 100 млн. руб. - 0,5 %.

Если свои обязательства не исполнил заказчик, штраф составит 2,5 %, 2 %, 1,5 % и 0,5 % цены контракта соответственно.

Из вышеуказанного видно, что размер штрафа у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) разнятся, объясняется это тем, что значимость обязательств у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) тоже разные. У поставщика (подрядчика, исполнителя) значимость обязательств гораздо выше, чем у заказчика. При одинаковом размере штрафа, размер штрафа заказчика был бы несоразмерен значимости нарушенного обязательства.

Например, заказчик, по условиям контракта подготавливает помещение для проведения ремонта, а исполнитель производит покраску полов в этом помещении. Заказчик не вынес офисный стол - он не подготовил помещение для производства работ исполнителем, а исполнитель не произвёл покраску полов. Здесь вина заказчика меньше вины исполнителя, понятно, что вина заказчика малосущественна, ведь вынести стол мог и исполнитель, а ответственность делится одинаково.

Второе, что можно сказать, по мнению автора, что сумма штрафа может быть в одинарном фиксированном размере, например, 10 % от суммы контракта, либо это будет несколько штрафов, но в общей сумме тоже 10 % от суммы контракта. При использовании второго указанного случая системы штрафов, по мнению автора, повышается стимуляция для исполнения обязательств сторонами и значимость их исполнения.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения (начиная со дня, следующего после истечения предусмотренного контрактом срока). В постановлении приведена формула, по которой рассчитывается пеня, начисляемая за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Необходимо заметить, что законодатель определил обязательную ответственность в форме пени только для поставщика (исполнителя, подрядчика). В соответствии с ч. 5. ст. 34 Закона 44-ФЗ у поставщика есть право требования уплаты пени заказчиком. Пользуясь правом составления условий контракта, заказчики, как правило, не включают этот пункт в проект контракта. Вызвано это теми же мотивами, что и при штрафных санкциях, и тем, что заказчик, как правило, заказчик редко нарушает сроки оплаты, а при закрытии финансового года, наоборот стремиться скорее "избавиться" от финансовых средств. Вопрос оплаты зависит только от доведения финансовых лимитов до заказчика.

2.6 Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги

Ч. 13 ст. 34 Закона 44-ФЗ прямо обязывает заказчика вносить положение о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Такая приемка осуществляется в форме экспертизы. Причём экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Если заказчик проводит экспертизу своими силами, то осуществлять он её может в двух формах:

Назначает должностное лицо по приёмке по приёмке поставленного товара, выполненных работ или услуг;

Создаёт приёмочную комиссию, состав которой не должен быть менее 5 человек, при этом, в документе о приёмке поставленного товара, выполненных работ или услуг должны расписываться все члены такой комиссии.

Внесение этого условия в контракт, предопределяет обеспечение качества поставки товара, выполнения работ или услуг.

2.7 Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта

Законодатель предусмотрел в ч. 27 ст. 34 Закона 44-ФЗ о включении в контракт обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

2.8 Одностороннее расторжение контракта

В соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Данное условие является обязательным для включения в контракт и обусловлено тем, что законодатель снижает риски получения некачественной работы или услуги.

2.9 Контракт с физическим лицом

Одним из обязательных условий, встречающимся на практике довольно редко, является условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица. государственный муниципальный контракт обязательная

Как правило, государственные или муниципальные заказчики уклоняются от заключения таких контрактов, в связи с тем, что риск получения некачественной работы или услуги возрастает, физическому лицу, возможно, будет требоваться помощь в документообороте, ему легче уклониться от судебных тяжб - поменял адрес регистрации и его не найдёшь. Контракт с юридическим лицом является более застрахованным в связи с тем, что юридические лица дорожат своей деловой репутацией и стараются урегулировать все разногласия ещё в досудебном порядке, их юридический адрес, как правило, можно найти в налоговых инспекциях.

3. Условия, которые заказчик вправе включить в контракт

3.1 Одностороннее расторжение контракта

В ч. 14 ст. 34 Закона 44-ФЗ законодатель допускает условие о возможности одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта с соблюдением двух условий:

Условие об одностороннем отказе должно быть включено в проект контракта;

Расторжение должно происходить в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации.

Рассмотрим некоторые из этих условий.

Одностороннее расторжение в договоре поставки. Односторонний отказ заказчика, на интересующиеся для нас видам контрактов, предусматривается в ст. 523 ГК РФ, ст. 782 ГК РФ, ч. 8-26 ст. 95 Закона 44-ФЗ, но при этом, простое расторжение по одному желанию или волеизъявлению заказчика невозможно, должны быть соблюдены определённые условия, чтобы это расторжение имело юридическую силу. Вот эти условия:

Расторжение возможно лишь при нарушении поставщиком существенных условий контракта;

Существенные условия, это:

1) поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

2) неоднократного нарушения сроков поставки товаров;

Заказчику необходимо провести экспертизу товара, выполненных работ или услуг либо своими силами, либо с привлечением экспертов;

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ч. 1 ст. 782 ГК РФ);

Заказчик размещает в единой информационной системе решение о одностороннем отказе в течение трёх рабочих дней, с даты принятия решения об одностороннем отказе;

О принятии решения об одностороннем отказе поставщик должен быть надлежащим образом уведомлён по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе;

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

При этом, если поставщик (подрядчик, исполнитель) устраняет выявленные нарушения в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, заказчик обязан отменить принятое решение.

3.2 Условие о банковской гарантии

Ч. 26 ст. 34 Закона 44-ФЗ предусматривает возможность включения заказчиком в контракт условие о банковском сопровождении контракта. Автор считает, положение о банковском сопровождении контракта именно правом заказчика, а не обязанностью по двум причинам:

Ч. 26 ст. 34 Закона 44-ФЗ прямо не называет положение о банковском сопровождении контракта обязанностью, отсутствуют императивные термины в отношение заказчика;

П. 7 ст. 42 Закона 44-ФЗ предусматривает иной, кроме банковской гарантии способ обеспечения исполнения контракта, а именно путём внесения на расчётный счёт заказчика средств обеспечения контракта, т.е. платёжным поручением.

На практике заказчики предпочитают получать обеспечение исполнения контракта посредством предоставления платёжного поручения от поставщика. Банковская гарантия является громоздким и неудобным способом обеспечения контракта, в силу привлечения третьей стороны в правоотношения между заказчиком и поставщиком, что требует внимания и, самое главное, времени заказчика при изучении банковской гарантии, проверки на её правомочности предоставления и законодательства о банках. Заказчик не руководствуется высокими мотивами о роли банков в контексте внутренней и внешней государственной политики РФ, а предпочитает простой, надёжный, действенный, контролируемый способ, приносящий немедленный положительный результат.

С принятием Закона 44-ФЗ требования к составлению контракта по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд увеличились, по сравнению с Законом 94-ФЗ, возросла и ответственность заказчика за нарушения норм законодательства РФ о закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Сравнение Закона 44-ФЗ и Закона 94-ФЗ даёт право смело говорить об эволюции законодательства РФ в сфере государственных и муниципальных закупок. Государство выделяет бюджетные средства для реализации государственной внутренней политики в форме реализации полномочий государственными и муниципальными органами и, естественно, заботится об экономном и эффективном режиме расходовании бюджетных средств, выделенных для их реализации. Взаимосвязь здесь видна невооружённым взглядом: эффективное расходование - эффективное исполнение внутренней политики государства.

Контракт является завершающей стадией в документации о закупке и, хотя, он заключается на условиях извещения, именно он, а не извещение будет основным правовым документом, на основе которого будет регулироваться правоотношения между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Подготовка проекта контракта является ответственностью заказчика, поэтому условий контракта является самым важным этапом разработки документации о закупке.

Законодатель ясно определил обязательные и необязательные условия для включения в контракт, обязательные условия имеют императивную форму и подлежат обязательному исполнению, необязательные нормы имеют форму права, которым заказчик может включить ил не включить в контракт. Исполнение этих норм, по мысли законодателя, приведёт к экономному и эффективному расходованию выделенных бюджетных средств, получения качественного товара, работы или услуги.

При составлении этих норм законодатель равномерно распределил ответственность между заказчиком и поставщиком (исполнителем, подрядчиком), а также, по мнению автора, баланс между значимостью ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя). Между тем, необходимо ответить, законодатель допустил некоторое осложнение в действиях заказчика в части обеспечения контракта в форме банковской гарантии. Положение о банковской гарантии, по мнению автора, является неудобной запутанной формой обеспечения исполнения контракта, в силу изучения заказчиком, кроме возложенных на него обязательств, ещё и банковского законодательства, что потребует времени и сил. Кроме этого и сами поставщики стараются не использовать этот способ в силу тех же причин, изложенных выше.

В целом же, при освещении условий контракта, можно сделать вывод, что законодатель постарался повысить роль государственного и муниципального заказчика, изложить его права и максимально защитить его, во всём этом видна забота законодателя о своих заказчиках.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

2. Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовое регулирование и обоснование формы размещения муниципального контракта. Принятие заказчиком решения о способе размещения муниципального заказа. Извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ. Проект муниципального контракта.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Правовое регулирование подрядных работ, институт государственных закупок в российском праве. Участники муниципальных закупок, порядок формирования и размещения заказа на очередной финансовый год, разработка документации о торгах, муниципальный контракт.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2010

    Особые требования к продукции государственного контракта. Особый порядок размещения государственного заказа и заключения государственного контракта. Договор поставки для государственных нужд. Неисполнение или ненадлежащее исполнение договора поставки.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Правовые основы и принципы размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи, ее регистрация, заключение государственного или муниципального контракта. Содержание котировочной заявки, правила ее оценивания и исполнения.

    презентация , добавлен 17.04.2012

    Трудовой контракт как разновидность срочного трудового договора: понятие, правовая суть, основные признаки и виды. Обязательные условия трудового контракта, порядок заключения, продления и прекращения. Анализ применения контрактной формы найма в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2012

    Характеристика трудового договора как соглашения между работодателем и работником. Сущность и принципы трудового контракта. Место этих категорий в сфере трудовых правоотношений. Общие черты и принципиальные отличия трудового контракта и договора.

    презентация , добавлен 09.02.2016

    Понятие договора государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. Стороны государственного контракта на выполнение подрядных работ. Порядок заключения договора государственного контракта на выполнение подрядных работ.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2011

    Рассмотрение брачного контракта как основы договорного режима правоотношений имущества супругов. Изучение места и роли данного договора в системе российского права. Изменение и расторжение брачного договора, а также признание его недействительным.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2015

    Понятие и сущность государственного и муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд. Размещение заказа путем проведения конкурса или аукциона. Защита от недобросовестных поставщиков.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2010

    Общее понятие, содержание и краткая характеристика брачного контракта, его правовое регулирование. Общий порядок заключения и расторжение контракта. Основания признания договора недействительным. Зарубежный опыт, основной критерий создания семьи.

Сегодня в обществе зачастую ведутся разговоры о государственном контракте, однако муниципальный контракт упоминается гораздо реже. Но ведь последних существенно больше в действительности. Большинство людей предполагает, что различия между этими контрактами сходятся лишь к заказчику. Возможно, вы тоже полагаете, что заказчиком в соответствии с государственным контрактом является государственное учреждение, а в соответствии с муниципальным - муниципальное. Тем не менее отличительные черты не ограничиваются столь банальным образом. Именно поэтому в данной статье рассматриваются государственные и муниципальные контракты, закупки, им соответствующие, а также многие другие вопросы, которым целесообразно уделить внимание.

Муниципальные и государственные контракты

Федеральный закон РФ под номером 94 обеспечивает регулирование отношений по поводу размещения заказов, связанных с поставкой товарной продукции, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Помимо этого, закон регулирует исполнение государственного, муниципального контракта; единый порядок в отношении размещения заказов; организацию прозрачности и гласности при этом. Предотвращение коррупции и злоупотреблений в области размещения заказов также предусматривается представленным законодательным актом.

Важно отметить, что потребности, свойственные муниципальным образованиям, муниципальным заказчикам в услугах, товарной продукции и работах, которые необходимы для решения вопросов местного значения так или иначе обеспечиваются за счет денежных средств из источников финансирования внебюджетного уровня, а также местных бюджетов. Как выяснилось, контракт для государственных и муниципальных нужд - это не одно и то же. Так, соответствующие нужды наделены следующими отличиями:

  • Нужды государства обеспечиваются по расходным обязательствам России и расходным обязательствам субъектов страны за счет денежных средств бюджетов последних, а также федерального бюджета. Обеспечение же потребностей в товарной продукции, работах и услугах производится из источников финансирования внебюджетной природы.
  • Исполнение муниципального контракта связано с нуждами, обеспечиваемыми за счет денежных средств бюджетов местного уровня непосредственно по расходным потребностям муниципальных формирований в товарной продукции, работах и услугах, в которых есть необходимость для устранения проблем местного значения и реализации отдельных полномочий государства, которые передаются органам местного самоуправления посредством всех федеральных законодательных актов и, помимо этого, законов субъектов РФ.

Как выяснилось, различия между государственными и муниципальными органами - налицо.

Муниципальные заказчики

Заключение муниципального контракта осуществляется лишь после соответствующего уведомления от заказчика. Муниципальные заказчики - органы государственной власти субъектов РФ и государственные местные органы, а также уполномоченные приведенными структурами на размещение заказов. Как правило, уполномоченные органы, в число которых входят федеральные исполнительные органы, исполнительные органы субъектов РФ и местные органы власти, реализуют собственные функции, связанные с размещением заказов для муниципальных заказчиков.

Исключение в данном случае составляет заключение муниципального контракта на поставку товарной продукции, выполнение работ, а также оказание услуг для муниципальных нужд. При этом контракт, так или иначе, утверждается посредством подписи муниципального заказчика. Важно отметить, что порядок взаимодействия государственного уполномоченного органа и муниципальных заказчиков организуется в процессе принятия решения по поводу формирования данного уполномоченного органа.

Необходимо обратить внимание на то, что особенности, свойственные размещению заказов на поставку ценностей материальной природы в резерв государства или государственного заказа оборонного характера, могут быть установлены посредством иных федеральных законов.

Законодательная основа

Посредством пункта второго статьи 72 российского Бюджетного кодекса муниципальным образованиям предписывается заполнять образец муниципального контракта строго в рамках ограничений бюджетных обязательств. Так, приведенная норма гарантирует наличие в местном (муниципальном) бюджете средств, которые необходимы для оплаты товарной продукции, работ или услуг в соответствии с муниципальным контрактом.

На базе данного норматива в случае заключения муниципального контракта можно хранить абсолютную уверенность в том, что государственные власти местного назначения не преминут обязательно оплатить собственный заказ. Однако подобный расклад уместен лишь в теории. На практике сроки муниципального контракта могут несколько сдвигаться. Так, зачастую случаются «опоздания» в плане оплаты муниципального заказа по причине несвоевременности в пополнении государственного местного бюджета.

Именно поэтому, прежде чем обратиться к тому или иному заказчику, необходимо изучить муниципальный законодательный акт, который предусматривает порядок реализации муниципального заказа. Важно отметить, что этот правовой акт должен быть утвержден в совершенно любом муниципальном формировании. Помимо того, он обязателен к публикации для всеобщего обозрения.

Размещение заказов

Характеризующее муниципальный контракт выполнение заказа, как правило, предусматривает существенные объемы реализации работ, поставок товарной продукции, а также оказания услуг. Данные условия, так или иначе, предполагают серьезный доход исполнителю муниципального контракта.