Особенности государственного и муниципального контракта, его структуры и исполнения. Государственный или муниципальный контракт на оказание услуг

Законодательство РФ предусматривает установление правоотношений между государственными или муниципальными структурами и частными поставщиками товаров, сервисов и работ посредством подписания особых контрактов. Данные соглашения должны заключаться в соответствии со строгими правилами, установленными в отдельных источниках права. Их подписание и исполнение характеризуется большим количеством нюансов. В чем заключается специфика правоотношений, оформляемых посредством государственных контрактов? Каким образом они заключаются?

Что может быть предметом государственного контракта?

Государственный контракт заключается в целях юридического оформления правоотношений, предмет которых — реализация товаров или оказание услуг для нужд органов власти, возникающих по причине необходимости реализации данными структурами своих полномочий. Заказчик в рамках соответствующего договора — государство, а исполнителем может быть организация, ИП или физическое лицо.

Как может выглядеть государственный контракт? Образец структуры соответствующего документа — на картинке ниже.

Контрагент по госконтракту может быть как связанным с госструктурами, так и независимым от них. В ряде случаев государственный контракт может заключаться и с иностранными субъектами, как правило, в тех случаях, когда необходимые товары или услуги орган власти не может заказать внутри страны.

Рассматриваемый тип правоотношений заключается в рамках определенных законом процедур и сроков. Изучим их специфику подробнее.

Процедура и сроки заключения госконтракта

Первый этап оформления правоотношений с участием государства и его контрагентов — составление проекта рассматриваемого контракта. Он разрабатывается непосредственно органом власти, то есть, заказчиком, а затем направляется поставщику. Если вторую сторону правоотношений устраивают то она подписывает его в течение 30 дней, после чего передает экземпляр контракта государственному органу, который разработал проект соглашения.

В ряде случаев заключение государственного контракта осуществляется после торгов в рамках процедуры размещения госзаказа для нужд органов власти. В этом случае сроки подписания соответствующего соглашения могут быть другими: договор может быть заключен не ранее, чем через 10 дней после подписания протокола торгов, но не позднее чем через 20 дней после осуществления данной процедуры.

Если поставщик не подпишет договор в сроки, определенные законодательством, то право заключения соглашения с государством передается другому хозяйствующему субъекту. Как правило, тому, который предложит следующую по степени выгоды цену в рамках торгов. При этом фирма, отказавшаяся от заключения государственного контракта, может быть внесена в реестр недобросовестных контрагентов. В этом случае соответствующая организация не сможет в течение 3 лет участвовать в торгах при госзаказах.

Заключение государственного контракта предполагает определение его условий. Изучим данный аспект подробнее.

Условия по государственным контрактам

Условия контракта, заключаемого поставщиком тех или иных товаров или услуг с государством, классифицируются:

  • на существенные;
  • на обязательные;
  • на прочие.

К первому типу условий соответствующего соглашения относятся:

  • предмет;
  • сроки;
  • стоимость поставок и порядок их оплаты.

В случае если контрагент работает по УСН, то цена контракта указывается без НДС. Если нет, то величина налога на добавленную стоимость отражается в структуре цены по контракту.

К обязательным условиям договора относятся:

  • место исполнения соглашения;
  • процедура приемки поставленного товара;
  • условия ответственности сторон правоотношений.

Как правило, государственный контракт предполагает установление порядка ответственности, в соответствии с которым государство или его контрагент выплачивают в случае неисполнения условий договора неустойку, исчисляемую с учетом действующей ставки рефинансирования Центробанка. В случае если какая-либо из сторон докажет, что неисполнение условий контракта имело место в силу форс-мажора или иной объективной причины, неустойка не уплачивается.

К прочим условиям контракта можно отнести, в частности, его обеспечение. Полезно будет рассмотреть его специфику подробнее.

Обеспечение как условие контракта

Под обеспечением в контексте такого соглашения, как государственный контракт принято понимать финансовую гарантию исполнения поставщиком товаров или услуг по госзаказу. В случае если контрагент органа власти не сможет решить поставленные задачи, то за счет обеспечения заказчик получит возможность покрыть возникшие убытки.

Основные госконтрактов:

При этом величина обеспечения в рамках государственных контрактов не должна превышать 30 % от цены поставок товаров или оказания услуг, зафиксированной в извещении об инициировании торгов.

Даже если условия контракта между государством и его контрагентом согласованы, впоследствии их, так или иначе, можно изменить. Изучим то, каким образом это можно сделать.

Изменение условий государственного контракта

Прежде всего отметим, что условия госконтракта, относящиеся к существенным, сроки, место реализации правоотношений, а также корректироваться не могут. Однако, разрешается изменять такие опции соглашения, как:

  • данные о сторонах сделки (изменения в них могут быть предопределены, к примеру, теми или иными корректировками в учредительных документах, реквизитах);
  • сведения о количестве или объеме заказанных государством товаров или услуг;
  • общая цена контракта, в случае если по инфляционным причинам при долгосрочном соглашении меняются факторы, влияющие на величину издержек поставщика.

При этом любое изменение условий государственного контракта, инициированное одной стороной сделки, должно быть принято партнером по соглашению.

Изучим теперь то, в каком порядке госконтракт прекращает свое действие.

Прекращение действия контракта

Государственный контракт (договор) может быть прекращен, если:

  • сторонами исполнены основные обязательства;
  • партнеры совместно приняли решение о прекращении правоотношений;
  • соответствующий договор аннулирован судом.

Расторгается контракт, как правило, в порядке гражданского судопроизводства. Слушание на предмет аннулирования соглашения, таким образом, инициируется одной из сторон. При этом она может обратиться в суд, только если ее партнер отказался расторгнуть контракт при наличии на то правовых оснований, или же в случае, если от контрагента не получен ответ на соответствующее предложение в установленный срок — по договору или по законодательству.

Государственный и муниципальный контракт — инструмент документального оформления правоотношений, который регулируется положениями ст. 72 БК РФ, а также принятого 05.04.2013. Рассмотрим особенности законодательного регулирования процедуры заключения госконтрактов подробнее.

Законодательное регулирование государственных контрактов: статья 72 БК РФ

Итак, в числе ключевых источников права, юрисдикция которых распространяется на предприятия, участвующие в правоотношениях в рамках государственных контрактов — Бюджетный кодекс. В соответствии с положениями статьи 72 БК РФ закупки различных товаров, работ или сервисов в целях обеспечения потребностей государственных или же муниципальных органов власти осуществляются в формате контракта, который:

БК РФ выделяет отдельную категорию соглашений — госконтракты на предмет поставок тех или иных товаров для Вооруженных сил России в рамках программ, которые утверждаются президентом РФ. Данные договоры могут заключаться при условии оплаты поставок в пределах денежных средств, которые определены условиями соответствующих программ.

В БК РФ также сказано о том, что государственный контракт на оказание услуг или же выполнение работ при длительности цикла реализации, превышающей срок действия лимитов в рамках бюджетных обязательств, может оплачиваться в пределах величины денежных средств, которые определены посредством решений, принимаемых органами власти в порядке, определенном положениями БК РФ.

В случае если предмет госконтракта — поставка товаров в рамках срока, который превышает срок действия лимитов бюджетных обязательств, то соответствующие соглашения могут заключаться с учетом норм права, регулирующих правоотношения в контрактной системе закупок тех или иных товаров.

Законодательное регулирование госконтрактов: ФЗ № 44

Следующий важнейший источник права, определяющий то, каким образом осуществляется заключение государственного контракта — ФЗ № 44. Рассматриваемый закон вступил в силу с 1 января 2014 года. До этого госзакупки регулировались другим источником права — ФЗ № 94, принятый 21.07.2005. Различия между соответствующими законами существенные.

Так, можно отметить, что в новом федеральном законе используется термин «контракт», как отмечают некоторые юристы, в качестве основного, как альтернативный понятию «договор». Госконтракт в соответствии с ФЗ № 44 определяется как договор, который заключен от имени РФ, государственного или муниципального субъекта для обеспечения тех или иных нужд. Собственно, данное определение мы уже рассмотрели в начале статьи.

Новый федеральный закон, как считают эксперты, были принят с целью:

  • повышения прозрачности сделок в сфере госзакупок;
  • снижения уровня коррупции при выстраивании правоотношений между государством и его контрагентами;
  • повышения эффективности, рациональности расходования средств государства при различных закупках.

Основное преимущество ФЗ № 44 — создание правовой среды, в рамках которой правоотношения между госструктурами и их контрагентами предварительно планируются, а исполнение государственного контракта довольно строго контролируется.

Рассмотрим основные новшества в части законодательного регулирования госконтрактов по ФЗ № 44 подробнее.

Заключение контрактов по ФЗ № 44: основные нововведения

В числе наиболее примечательных нововведений по ФЗ № 44 — необходимость учреждения в госструктурах специальных служб, обеспечивающих законность заключения рассматриваемых соглашений. В состав данных служб должны входить компетентные специалисты в области госзакупок, которые способны выстраивать соответствующие правоотношения с контрагентом по закону, содействовать лучшему пониманию их специфики со стороны партнеров. ФЗ № 44 предписывает государственным и муниципальным структурам учреждать службы, о которых идет речь, если цена государственного контракта составляет более 100 млн рублей.

Следующее нововведение по ФЗ № 44 заключается в установлении обязательства для органов власти, которое заключается в осуществлении долгосрочного планирования закупок. ФЗ № 94 предписывал составлять годовые планы. Новый закон обязывает заказчика формировать также дополнительные планы на 3 года.

Что касается действующих графиков закупок, то они должны в соответствии с ФЗ № 44 публиковаться в Единой информационной системе или ЕИС, и это еще одно нововведение по рассматриваемому федеральному закону. Данная инфраструктура предназначена, прежде всего, для организации тендеров. Но посредством ЕИС можно также ознакомиться с планами закупок, данными по исполнению действующих контрактов, динамикой по ценам, предложениями от различных участников рынка.

Можно отметить, что наряду с ЕИС существует ряд иных информационных баз, которые доступны для участников контрактов и иных заинтересованных лиц. В частности, есть онлайновый реестр государственных контрактов — ключевой ресурс, в котором отражаются данные о потребностях госструктур, фактических поставках по различным регионам РФ, сведения об источниках финансирования тендеров.

Еще одно важнейшее нововведение по ФЗ № 44 — стимулирование снижения в сфере госзакупок уровня демпинга. В соответствии с нормами, введенными рассматриваемым источником права, фирма, намеревающаяся заключить государственный контракт поставки товаров, сервисов или работ, и предлагающая цену на 25 % ниже той, что предложена изначально, должна подробно обосновать данную скидку, а также предоставить доказательства того, что качество поставок окажется на достаточном уровне. Кроме того, демпингующее предприятие должно будет предоставить обеспечение госконтракта в размере, который в полтора раза превышает тот, что приведен в тендере. Только в этом случае данная фирма сможет участвовать в конкурсе на заключение госзакупок.

Поставщик, который подписал соглашение с государством и выполнил свои обязательства по нему, прежде чем оформлять акт сдачи-приемки должен провести экспертизу на предмет соответствия поставленных товаров или сервисов условиям контракта, сформировать отчет о проведенной работе, а также опубликовать данный документ в ЕИС. Данное требование также относится к важнейшим нововведениям по ФЗ № 44.

Изучим теперь ряд практических нюансов, характеризующих заключение государственных контрактов. В частности, полезно будет подробнее рассмотреть то, каковы особенности подписания соответствующих соглашений.

Подписание госконтрактов: нюансы

Работа по государственному контракту может быть инициирована тем или иным хозяйствующим субъектом посредством:

  • участия в торгах (данный механизм мы уже рассмотрели выше);
  • запроса специальных котировок, как метода, альтернативного первой схеме.

Задействование обоих механизмов предполагает соблюдение участниками рассматриваемых правоотношений ряда сроков, установленных законодательством. Так, если фирма намеревается участвовать в торгах, то она должна подключиться к ним после того, как на сайте торгов будут опубликованы протоколы по перспективным контрактам, но не ранее, чем через 10 дней после этого и не позже чем через 20 дней. Об этом мы уже сказали выше.

Второй механизм, в свою очередь, предполагает запрос котировок не ранее, чем через 7 дней после размещения на сайте котировок протокола, а также получения оценок заявок на госконтракты, но не позже, чем через 20 дней, следующих за датой, которая отражена в протоколе. В определенный законом срок государственного контракта хозяйствующий субъект вправе обжаловать результаты участия в тендере. Соглашение становится действительным только с того момента, когда оно будет подписано заказчиком и поставщиком.

Как мы отметили выше, в предусмотренных законом случаях договор может быть аннулирован. Чаще всего право на расторжение госконтракта у какой-либо из сторон возникает, если контрагент уклоняется от исполнения своих обязанностей. Следующий нюанс взаимодействия госструктур и их контрагентов, который мы можем подробнее рассмотреть — исполнение государственного контракта.

Исполнение госконтракта: нюансы

На что можно обратить внимание в части правовых норм, регулирующих данный аспект правоотношений с участием государства и его контрагента?

Важнейший нюанс в данном случае заключается в том, что условия по контракту должны быть исполнены, если иное не обусловлено объективными причинами, сущность которых хозяйствующий субъект может разъяснить. То есть, если какая-либо из сторон не выполнит своих обязательств, то должна будет уплатить неустойку, если не сможет подтвердить, что недоработка обусловлена форс-мажором или иными обстоятельствами. Главное - подготовить доказательства того, что препятствия к исполнению условий контракта возникли без участия хозяйствующего субъекта, и не могли быть устранены по его желанию.

Следующий важнейший аспект правоотношений, о которых идет речь — обеспечение государственного контракта. В чем заключаются основные его нюансы?

Гарантии по госконтрактам

Главное назначение обеспечения госконтрактов — компенсация издержек какой-либо из сторон правоотношений, возникших по причине неисполнения контрагентом условий по договору. Как правило, подобный сценарий возникает, если у него по каким-либо причинам отсутствуют в необходимом объеме денежные средства для покрытия расходов в рамках исполнения контракта.

Кроме того, поставщик может задействовать обеспечение для того, чтобы другая сторона не считала контрагента уклоняющимся от выполнения условий по договору. В соответствии с законодательством оно может быть представлено разными ресурсами. К наиболее востребованным относятся банковские гарантии. Они бывают двух видов.

Во-первых, это по которым поставщик получает денежные средства, которые позволяют ему исполнить государственный контракт. Во-вторых, есть соответствующий тип ресурса, который обеспечивает возврат фирмой полученного аванса, который, как правило, предусматривается госконтрактом. Величина обеспечения государственного контракта может быть разной. Типичный ее размер составляет порядка 30 % от стоимости госконтракта. В некоторых случаях стороны правоотношений устанавливают показатель существенно более низкий — например, 10 %.

В случае если поставщик по контракту успешно выполняет условия, предусмотренные соглашением, то банковская гарантия должна быть возвращена хозяйствующему субъекту, который ее предоставил.

Можно отметить, что, наряду с таким источником, как реестр государственных контрактов, о котором мы сказали выше, законодательство РФ предусматривает создание еще одной масштабной информационной базы в рамках правоотношений с участием госструктур и их контрагентов. Речь идет о Он представлен онлайновым ресурсом, на котором можно ознакомиться со сведениями о том, какие гарантии установлены для тех или иных государственных контрактов. Если тот или иной вид обеспечения не отражен в соответствующем реестре, то он считается недействительным. Заказчик вправе не заключать договор с исполнителем до тех пор, пока информация по предъявленной им гарантии не будет внесена в единый реестр.

Сегодня в обществе зачастую ведутся разговоры о государственном контракте, однако муниципальный контракт упоминается гораздо реже. Но ведь последних существенно больше в действительности. Большинство людей предполагает, что различия между этими контрактами сходятся лишь к заказчику. Возможно, вы тоже полагаете, что заказчиком в соответствии с государственным контрактом является государственное учреждение, а в соответствии с муниципальным - муниципальное. Тем не менее отличительные черты не ограничиваются столь банальным образом. Именно поэтому в данной статье рассматриваются государственные и муниципальные контракты, закупки, им соответствующие, а также многие другие вопросы, которым целесообразно уделить внимание.

Муниципальные и государственные контракты

Федеральный закон РФ под номером 94 обеспечивает регулирование отношений по поводу размещения заказов, связанных с поставкой товарной продукции, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Помимо этого, закон регулирует исполнение государственного, муниципального контракта; единый порядок в отношении размещения заказов; организацию прозрачности и гласности при этом. Предотвращение коррупции и злоупотреблений в области размещения заказов также предусматривается представленным законодательным актом.

Важно отметить, что потребности, свойственные муниципальным образованиям, муниципальным заказчикам в услугах, товарной продукции и работах, которые необходимы для решения вопросов местного значения так или иначе обеспечиваются за счет денежных средств из источников финансирования внебюджетного уровня, а также местных бюджетов. Как выяснилось, контракт для государственных и муниципальных нужд - это не одно и то же. Так, соответствующие нужды наделены следующими отличиями:

  • Нужды государства обеспечиваются по расходным обязательствам России и расходным обязательствам субъектов страны за счет денежных средств бюджетов последних, а также федерального бюджета. Обеспечение же потребностей в товарной продукции, работах и услугах производится из источников финансирования внебюджетной природы.
  • Исполнение муниципального контракта связано с нуждами, обеспечиваемыми за счет денежных средств бюджетов местного уровня непосредственно по расходным потребностям муниципальных формирований в товарной продукции, работах и услугах, в которых есть необходимость для устранения проблем местного значения и реализации отдельных полномочий государства, которые передаются органам местного самоуправления посредством всех федеральных законодательных актов и, помимо этого, законов субъектов РФ.

Как выяснилось, различия между государственными и муниципальными органами - налицо.

Муниципальные заказчики

Заключение муниципального контракта осуществляется лишь после соответствующего уведомления от заказчика. Муниципальные заказчики - органы государственной власти субъектов РФ и государственные местные органы, а также уполномоченные приведенными структурами на размещение заказов. Как правило, уполномоченные органы, в число которых входят федеральные исполнительные органы, исполнительные органы субъектов РФ и местные органы власти, реализуют собственные функции, связанные с размещением заказов для муниципальных заказчиков.

Исключение в данном случае составляет заключение муниципального контракта на поставку товарной продукции, выполнение работ, а также оказание услуг для муниципальных нужд. При этом контракт, так или иначе, утверждается посредством подписи муниципального заказчика. Важно отметить, что порядок взаимодействия государственного уполномоченного органа и муниципальных заказчиков организуется в процессе принятия решения по поводу формирования данного уполномоченного органа.

Необходимо обратить внимание на то, что особенности, свойственные размещению заказов на поставку ценностей материальной природы в резерв государства или государственного заказа оборонного характера, могут быть установлены посредством иных федеральных законов.

Законодательная основа

Посредством пункта второго статьи 72 российского Бюджетного кодекса муниципальным образованиям предписывается заполнять образец муниципального контракта строго в рамках ограничений бюджетных обязательств. Так, приведенная норма гарантирует наличие в местном (муниципальном) бюджете средств, которые необходимы для оплаты товарной продукции, работ или услуг в соответствии с муниципальным контрактом.

На базе данного норматива в случае заключения муниципального контракта можно хранить абсолютную уверенность в том, что государственные власти местного назначения не преминут обязательно оплатить собственный заказ. Однако подобный расклад уместен лишь в теории. На практике сроки муниципального контракта могут несколько сдвигаться. Так, зачастую случаются «опоздания» в плане оплаты муниципального заказа по причине несвоевременности в пополнении государственного местного бюджета.

Именно поэтому, прежде чем обратиться к тому или иному заказчику, необходимо изучить муниципальный законодательный акт, который предусматривает порядок реализации муниципального заказа. Важно отметить, что этот правовой акт должен быть утвержден в совершенно любом муниципальном формировании. Помимо того, он обязателен к публикации для всеобщего обозрения.

Размещение заказов

Характеризующее муниципальный контракт выполнение заказа, как правило, предусматривает существенные объемы реализации работ, поставок товарной продукции, а также оказания услуг. Данные условия, так или иначе, предполагают серьезный доход исполнителю муниципального контракта.

1. К муниципальным и государственным контрактам относятся различные гражданско-правовые договоры (поставки, подряда, возмездного оказания услуг, аренды и др.), заказчиком в которых от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации , муниципального образования выступает государственный или муниципальный орган, а также бюджетное учреждение, для которых установлен специальный порядок заключения путем проведения процедуры закупок.

Особенности заключения, исполнения и ответственности по таким контрактам установлены Законом о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок, а также законодательством о защите добросовестной конкуренции (антимонопольным законодательством). Публичное проведение закупок направлено на обеспечение контроля процесса закупок с целью эффективного расходования бюджетных средств, а это невозможно при отсутствии добросовестной конкуренции. Антимонопольное законодательство как раз и направлено на борьбу с недобросовестной конкуренцией и коррупцией.

На момент принятия части второй ГК законодательство о контрактной системе отсутствовало, поэтому в Кодекс были включены отдельные параграфы о поставках товаров (ст. 525-534), а также о подряде (ст. 763-768) для государственных и муниципальных нужд. В настоящее время положения этих параграфов фактически не применяются, а закон устанавливает одинаковые правила для любых гражданско-правововых договоров, заключаемых для государственных и муниципальных нужд.

При заключении и исполнении обычных гражданско-правовых договоров стороны могут по соглашению использовать определенные способы обеспечения исполнения обязательств (задаток , залог , банковскую гарантию). Законодательство о контрактной системе устанавливает обязанность по установлению в контракте обеспечительных мер.

Заявка каждого участника до момента определения победителя, а после определения победителя каждый контракт должны быть обеспечены определенными гарантиями со стороны участников закупки и победителя. Закон устанавливает способы обеспечения заявки, а после определения победителя закупки - способы обеспечения исполнения контракта. Для этого сначала на всех участников, а затем на победителя закупки возлагается обязанность по внесению на счет заказчика денежной суммы, размер которой определяется документацией о закупке (от 5 до 30% начальной цены контракта). До внесения суммы обеспечения заявка участника не рассматривается, а после определения победителя до внесения обеспечения исполнения контракт не может быть заключен. Сумма обеспечения может быть возвращена исполнителю только после надлежащего исполнения своих обязательств по контракту.

Вместо внесения денежной суммы может использоваться банковская гарантия, выданная с соблюдением требований закона.

7. Стороны контракта существенно ограничены в возможности его изменения и расторжения, в том числе по соглашению сторон. Изменение контрактов допускается лишь в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок, а их расторжение допускается по основаниям, установленным гражданским законодательством, если в контракте предусмотрена возможность одностороннего отказа от его исполнения.

8. В случае нарушения законодательства о контрактной системе со стороны участников закупки сведения о таких лицах вносятся в реестр недобросовестных поставщиков. В него включается информация об участниках закупок, необоснованно уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Информация в реестр недобросовестных поставщиков вносится на два года.

9. Для защиты прав заинтересованных лиц установлен как судебный, так и внесудебный порядок. Участники закупок, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения вправе обращаться с жалобами в органы федеральной антимонопольной службы в случае нарушения процедуры проведения закупок. Требования к жалобе установлены ст. 105 Закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок. Отсутствие в жалобе каких-либо реквизитов, предусмотренных указанной статьей Закона, является основанием для ее возвращения заявителю без рассмотрения. Подача жалобы не препятствует обращению в суд. Защита в судебном порядке производится независимо от обращения с жалобой в органы антимонопольной службы.

Помимо Закона о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок действует Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц . Он устанавливает общие принципы и основные требования закупки товаров, работ услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами , в уставных капиталах которых доля Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%, а также некоторыми иными юридическими лицами. Правила обоих законов во многом схожи, а информация о закупках также размещается в Единой информационной системе закупок.

закупка конкурс государственный электронный

Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Главной отличительной чертой государственного контракта является особая цель использования товаров (работ, услуг), а именно их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции (работах, услугах), необходимой для решения задач жизнеобеспечения организаций и учреждений, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ. Специфика предмета видов государственного контракта, в свою очередь, обуславливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения.

Проект государственного контракта определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с государственным заказчиком при выполнении контракта. Также проектом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

В отношении подряда для государственных и муниципальных нужд для контракта устанавливается специальный правовой режим, в частности, связанный со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей и финансирующимися за счет государственных и муниципальных средств.

Важной особенностью государственных контрактов является порядок его заключения - государственный контракт или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Из приведенного в Законе о гос. закупках и Гражданского кодекса РФ определения государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд следует, что он является консенсуальным, возмездным и взаимным.

В соответствии с Законом о гос. закупках государственный и муниципальный контракты являются одной из важнейших составляющих комплекта документации и любая ошибка, закравшаяся в этот документ, может привести к снижению эффективности использования выделенных для закупки бюджетных средств, а также к срыву исполнения самого контракта. Данные контракты заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений упомянутого Закона.

Договор (контракт) считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В современной практике для бюджетного учреждения важна своевременность исполнения контракта. В государственный и муниципальный контракты, как правило, включены условия конкурсной, аукционной или котировочной документации и содержание заявки участника. Минэкономразвития РФ в своей политике придерживается правила невозможности при подписании изменения какого-либо пункта контракта, состоящего из двух упомянутых частей. Это требование необходимо строго исполнять, если в документации был опубликован текст контракта целиком. Если же в документации были указаны только существенные условия контракта, то они вносятся в него без изменений, а в несущественной части (упаковка, маркировка и т.п.) он может быть дополнительно согласован сторонами. На эту процедуру действующее законодательство дает до 20 дней со дня подведения результатов торгов или запроса котировок.

Обычно контракт состоит из следующих разделов:

  • - вводная часть (преамбула);
  • - предмет контракта;
  • - характеристика товара (количество, качество, комплектность товара);
  • - права и обязанности сторон;
  • - цена контракта и порядок расчетов;
  • - порядок и сроки поставки товара;
  • - ответственность сторон;
  • - изменение, дополнение и досрочное расторжение договора;
  • - сроки действия договора;
  • - порядок рассмотрения споров;
  • - заключительные положения;
  • - реквизиты и юридические адреса, подписи сторон.

Вместе с тем, надо понимать, что при завершении размещения заказа договор между бюджетным учреждением и участником-победителем не трансформируется в государственный контракт, а именуется таковым, сохраняя при этом все присущие договору признаки и включая все необходимые (существенные и несущественные) условия, т. к. главной отличительной чертой является действие одной из сторон от имени Российской Федерации.

Важнейшим условием является то, что при разработке проекта контракта, который должен быть передан участнику размещения заказа, с которым заключается контракт, в обязательном порядке необходимо перенести в него требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом в конкурсной, аукционной, котировочной документации и предложения, указанные в заявке такого участника размещения заказа.

В контракте требования к качеству поставляемых товаров могут определяться путем их описания, которым должно соответствовать качество товара, либо показателей качества товара (количественных характеристик, характеристик надежности, безопасности, энергопотребления, эргономических, эстетических, экологических и др.) или путем отсылки к какому-либо документу в области стандартизации.

Несмотря на то, что по общему правилу заключенный контракт не подлежит каким-либо изменениям, некоторые положения Закона о гос. закупках всё же предусматривает определенную свободу действий при его реализации. В частности, возможность изменения количества поставляемых товаров и цены контракта не более чем на 10% цены контракта. В условиях строгого регулирования деятельности государственного заказчика и возможности возникновения определенных сложностей наличие таких положений, по мнению автора, существенно влияет самым положительным образом на взаимоотношения сторон по исполнению контракта. И такая законодательная позиция, несомненно, отличает государственный контракт от иных гражданско-правовых договоров, которые не обременены такими жесткими ограничениями.

Нельзя обойти вниманием такое важное условие как гарантия. Принимая во внимание, что потенциальные поставщики, пользуясь несовершенством законодательства о гос. закупках зачастую поставляют товары, работы, услуги, не самого лучшего качества особенно важным представляется четкое регулирование условий выполнения гарантийных обязательств контрагентами. Это, в свою очередь, должно способствовать формированию круга участников размещения заказа с преобладанием добросовестных лиц.

В отношении завершающего этапа заключения контракта, его подписания, можно напомнить, что подписи под контрактом должны ставить люди, указанные во вводной части контракта, эти подписи должны быть расшифрованы и заверены гербовой печатью организации.

Однако, в свете введения электронных аукционов, возникает некий дискуссионный момент. Формально, при проведении аукциона в электронном виде обычные подписи не требуются, т. к. для таких случаев предусмотрена процедура использования электронно-цифровой подписи, да и наличие самого контракта в бумажном виде не требуется. Но для наиболее удобного использования его в работе или, к примеру, если дело доходит до судебного разбирательства, стороны зачастую предпочитают иметь в наличии государственный контракт на бумажном носителе.

Кратко остановимся на приложениях к контракту. Существует ошибочное мнение, что итоговый протокол является неотъемлемым приложением. Хотя во вводном тексте (преамбуле) на него и делается ссылка, он является конечным основанием к заключению контракта, а не приложением, даже если стороны выбрали раздельное хранение этих документов. А вот техническое задание, которое являлось частью документации о размещении заказа, спецификация товара, график платежей и поставок, календарный план работ, перечень материалов и оборудования, перечень услуг, сметный расчет, несомненно, будут являться соответствующими приложениями к контракту.

Итак, при заключении государственного и муниципального контрактов:

  • - не должно нарушаться действующее законодательство, в противном случае в результате судебного разбирательства контракт может быть признан недействительным;
  • - в тексте контракта не должно быть взаимоисключающих действий, условий, событий, а также текстовых выражений, допускающих противоречивое толкование и, соответственно, исполнение;
  • - интересы заказчика в контракте должны быть юридически защищены, а обязанности контрагента строго обеспечены его ответственностью. Весь текст контракта, все его пункты, так или иначе, должны отвечать этому требованию.

Грубой ошибкой будет являться, если в контракт не будут включены штрафные санкции за просрочку в поставке товара, исполнении работ, оказание услуг.

В Законе о контрактной системе наряду с понятием государственного контракта употребляется термин «муниципальный контракт». У многих заказчиков и поставщиков возникают вопросы: отличаются ли чем-то эти виды документов? Далее расскажем об особенностях муниципального контракта по 44-ФЗ.

Что такое муниципальный контракт

Муниципальный контракт - это договор, заключенный заказчиком от лица муниципалитета для удовлетворения своих нужд. Муниципальным заказчиком может выступать орган власти, казенное учреждение или унитарное предприятие, которые уполномочены принимать бюджетные обязательства.

Отличия муниципального контракта от государственного

Основное отличие в типах заказчиков. В госконтракте это государственные учреждения и предприятия, а в случае с муниципальным контрактом - учреждения и предприятия, действующие от имени муниципалитета. К ним относятся городские администрации, управы и аналогичные органы.

Еще одно важное отличие - тип бюджета, из которого финансируется закупка. В настоящее время все торги по 44-ФЗ распределены между тремя уровнями бюджета. Нужды госзаказчиков удовлетворяются за счет денег из государственной казны.

Следующий уровень - региональный бюджет, третий - муниципальный. Муниципальный контракт оплачивается из казны муниципального района, городского округа или внутригородского образования - в зависимости от типа заказчика.

Между тем, все закупки - и муниципальные, и государственные - регулируются одним и тем же законом - 44-ФЗ. Никакого разделения он не содержит, поэтому муниципальные и государственные контракты заключаются и исполняются по одним правилам.

Таким образом, разница заключается лишь в типе заказчика и бюджете, из которого идет финансирование.

Муниципальный контракт: существенные условия и особенности

Заключение муниципального контракта по 44-ФЗ

Порядок заключения муниципального контракта ничем не отличается от государственного. В проект документа, который был включен в состав конкурсной документации, вносят условия, предложенные победителем.

Для бумажного конкурса порядок следующий:

  • заключить муниципальный контракт по 44-ФЗ можно не ранее чем через 10 дней после публикации протокола в ЕИС, но не позже 20 дней с этого момента;
  • победитель вместе с подписанным контрактом направляет подтверждение внесения обеспечения;
  • если победитель не исполнил эти условия, он считается уклонившимся от заключения контракта.

Процедура подписания муниципального контракта по итогам электронной процедуры другая:

  • в течение пяти дней после публикации протокола в ЕИС заказчик размещает в ЕИС и на сайте ЭТП проект контракта без своей подписи;
  • у победителя есть 5 дней на то, чтобы направить подписанный документ вместе с или составить протокол разногласий;
  • у заказчика есть три дня с момента размещения подписанного проекта контракт победителем на то, чтобы поставить свою подпись.

Данные о заключенных муниципальных контрактах передаются в Федеральное казначейство для внесения в реестр.

Банковское сопровождение муниципальных контрактов

Вложенные файлы

  • Муниципальный контракт на поставку периодических печатных изданий.doc