Особенности работ для государственных нужд. Подрядные работы для государственных нужд

  • § 2. Элементы договора аренды
  • § 3. Содержание договора аренды
  • § 4. Прекращение договора аренды
  • § 5. Договор проката
  • § 6. Договор аренды транспортного средства
  • § 7. Договор аренды здания и сооружения
  • § 8. Договор аренды предприятия
  • § 9. Договор финансовой аренды (лизинга)
  • Глава 36. Безвозмездное пользование имуществом (ссуда) § 1. Общая характеристика договора ссуды
  • § 2. Элементы договора ссуды
  • § 3. Содержание и прекращение договора ссуды
  • § 2. Жилищный фонд в Российской Федерации
  • § 3. Управление многоквартирными домами
  • § 4. Основания возникновения жилищных правоотношений
  • § 5. Пользование жилыми помещениями
  • § 6. Изменение жилищных правоотношений
  • § 7. Прекращение жилищных правоотношений
  • Глава 38. Подряд § 1. Общие положения о подряде
  • § 2. Бытовой подряд
  • § 3. Договор строительного подряда
  • § 4. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ
  • § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд
  • § 2. Содержание договоров на выполнениенаучно-исследовательских, опытно-конструкторскихи технологических работ
  • Глава 40. Возмездное оказание услуг § 1. Обязательства по оказанию услуг
  • § 2. Договор возмездного оказания услуг
  • Глава 41. Перевозка и иные транспортные обязательства § 1. Общие положения о транспортных обязательствах
  • § 2. Обязательство по перевозке грузов
  • § 3. Обязательство по перевозке пассажиров и багажа
  • § 4. Обязательство по буксировке
  • § 5. Транспортная экспедиция
  • Глава 42. Заемные и расчетные обязательства § 1. Общие положения о заемных обязательствах
  • § 2. Заем
  • § 3. Договор кредита
  • § 4. Договор финансирования под уступку денежного требования
  • § 5. Договор банковского вклада
  • § 6. Договор банковского счета
  • § 7. Расчетные обязательства
  • § 8. Вексель
  • Глава 43. Страхование § 1. Общая характеристика страхования
  • § 2. Страховое правоотношение
  • § 3. Особенности регулирования отдельных видов страхования
  • Глава 44. Поручение § 1. Понятие и предмет договора поручения
  • § 2. Элементы договора поручения
  • § 3. Содержание договора поручения
  • § 4. Прекращение поручения
  • Глава 45. Комиссия § 1. Общая характеристика договора комиссии
  • § 2. Элементы договора комиссии
  • § 3. Содержание договора комиссии
  • § 4. Прекращение комиссионного обязательства
  • Глава 46. Агентирование § 1. Общая характеристика агентского договора
  • § 2. Элементы агентского договора
  • § 3. Содержание агентского договора
  • § 4. Прекращение агентского обязательства
  • Глава 47. Доверительное управление имуществом § 1. Понятие и значение договора доверительного управления имуществом
  • § 2. Субъекты договора доверительного управления имуществом
  • § 3. Объекты доверительного управления
  • § 4. Условия, содержание и форма договора доверительного управления
  • § 5. Ответственность по договору доверительного управления и его прекращение
  • Глава 48. Хранение § 1. Понятие, виды и элементы договора хранения
  • § 2. Содержание договора хранения
  • § 3. Ответственность по договору хранения
  • § 4. Договор складского хранения
  • § 5. Иные специальные виды хранения
  • Глава 49. Коммерческая концессия § 1. Общая характеристика договора коммерческой концессии
  • § 2. Элементы договора коммерческой концессии
  • § 3. Содержание договора коммерческой концессии
  • § 4. Изменение и расторжение договора коммерческой концессии
  • § 5. Договор коммерческой субконцессии
  • Глава 50. Договор простого товарищества § 1. Понятие, признаки и виды договора простого товарищества
  • § 2. Элементы договора простого товарищества
  • § 3. Содержание договора простого товарищества
  • § 4. Ответственность по договору простого товарищества
  • § 5. Прекращение договора простого товарищества
  • Глава 51. Обязательства из односторонних действий § 1. Общие положения об обязательствах из односторонних действий
  • § 2. Действия в чужом интересе без поручения
  • § 3. Публичное обещание награды
  • § 4. Публичный конкурс
  • Глава 52. Проведение игр и пари § 1. Общие положения
  • § 2. Элементы обязательств из проведения игр и пари
  • § 3. Защита прав, возникающих из проведения игр и пари
  • Краткий перечень латинских выражений, используемых в международной практике
  • § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд

    Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственных нужд) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику (далее - государственный заказчик), а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).

    В соответствии с государственным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения государственных нужд - потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образований.

    Согласно ст. 72 БК финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами местного бюджета на обеспечение муниципальных нужд.

    Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

    Подрядные работы для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

    создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;

    поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

    обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;

    реализации федеральных целевых программ;

    обеспечения иных федеральных государственных нужд.

    Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК "Подрядные работы для государственных нужд". Кроме Гражданского кодекса, законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Бюджетного кодекса. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности установлены Федеральным законом от 25 декабря 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"*(450) .

    Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"*(451) устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее - продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности.

    Единый порядок размещения заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд установлен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"*(452) . Особенности размещения государственного оборонного заказа могут устанавливаться иными федеральными законами*(453) .

    Порядок осуществления и ответственность за качество подрядных работ по строительству объектов для федеральных нужд определяются в соответствии с Основными положениями порядка заключения и исполнения государственного контракта (договора подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 (с изм. и доп.)*(454) .

    Сторонами государственного контракта являются государственный (муниципальный) заказчик и подрядчик. В качестве государственных заказчиков могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, а также получатели средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов. Так, согласно ст. 71 БК бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе лишь закупать продукцию на сумму, не превышающую установленного ЦБ России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке*(455) .

    В качестве подрядчика государственный контракт могут заключать юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

    Основания и способы заключения государственного контракта. В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется положениями ст. 527 и 528 ГК.

    Государственный контракт заключается на основе размещения заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК). При этом под размещением заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков по определению подрядчиков. Заказчики выбирают подрядчиков самостоятельно либо через уполномоченный орган, созданный федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Выбор подобной специализированной организации осуществляется заказчиком или уполномоченным органом путем проведения торгов. Получить государственный заказ может любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения или места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Заказы на подрядные работы для государственных нужд могут быть размещены одним из следующих способов:

    путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

    без проведения торгов (запрос котировок, у единственного подрядчика).

    Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.

    Конкурс на право заключить государственный или муниципальный контракт - это разновидность торгов, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается в официальном печатном издании и размещается одновременно с конкурсной документацией и проектом государственного контракта на официальном сайте*(456) .

    Для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Оценка и сопоставление заявок осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта. При этом критериями оценок заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: качество работ, сроки и объем предоставления гарантий качества работ, возможность учитывать такой критерий, как квалификация участников конкурса, если такой критерий предусмотрен конкурсной документацией. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и его заявке присвоен первый номер.

    Аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым, может проводиться в электронной форме. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона". При этом "шаг аукциона" устанавливается в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. Заметим, что при проведении открытого аукциона в электронной форме "шаг аукциона" не устанавливается. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Электронный аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети "Интернет" последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта.

    Размещение заказов путем запроса котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в работах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

    Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на выполнение одноименных работ на сумму более чем 500 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала.

    Котировочная комиссия рассматривает заявки, поданные в установленный срок, и устанавливает победителя, которым становится тот участник, который подал котировочную заявку, соответствующую всем формальным требованиям и в которой указана наиболее низкая цена работ. При предложении наиболее низкой цены несколькими участниками размещения заказа победителем признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее заявок других участников размещения заказа. В отличие от аукциона при запросе котировок не происходит постепенного снижения цены контракта, каждый из участников размещения заказа, подавший котировочную заявку, изначально указал в ней приемлемую для него цену контракта.

    Размещение заказа у единственного подрядчика осуществляется заказчиком в случае, если подрядные работы относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий или выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации, или возникла потребность в работах, выполнение которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями и в иных особых случаях.

    Порядок заключения государственного контракта аналогичен порядку заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд (подробнее об этом см. § 3 гл. 32 учебника).

    об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы;

    о сроках ее начала и окончания;

    о размере и порядке финансирования и оплаты работ;

    о способах обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК).

    В государственный контракт также включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в контракте.

    Согласно п. 2 ст. 72 БК государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может быть заключен на срок более одного года, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года. Перечень таких работ, услуг устанавливается Правительством РФ.

    Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ. При необходимости проведения дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% такой цены контракта.

    Порядок оплаты выполненных работ, а также максимальные размеры авансирования подрядных работ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

    В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК).

    Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда. При расторжении государственного контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств заказчик вправе заключить контракт с другим участником размещения заказа.

    В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, виновная сторона обязана уплатить неустойку (штраф, пеню). Размер такой неустойки равен одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ России. Сторона освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

    Глава 39. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

    § 1. Понятие и элементы договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

    Понятие договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. С переходом к рыночным отношениям существенно повышаются роль и значение гражданско-правовых средств в сфере создания и использования научно-технической продукции, которая приобретает свойства товара и все шире вовлекается в гражданский оборот. Одним из важных средств регулирования возникающих при этом общественных отношений является гражданско-правовой договор, которым с учетом установленных законом правил и гарантий регламентируются взаимные права и обязанности разработчиков и заказчиков научно-технической продукции. Многообразие видов создаваемой научно-технической продукции, источников финансирования научных исследований, различия в правовом режиме законченных разработок и воздействие целого ряда иных факторов обусловливают, в свою очередь, разнообразие гражданско-правовых договорных форм, применяемых в рассматриваемой сфере. Одну из таких форм образуют два тесно взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом полностью договора - договор на выполнение научно-исследовательских работ и договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (далее - договоры на выполнение НИР и ОКР).

    По договору на выполнение НИР исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение ОКР - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, заказчик же обязуется принять работу и оплатить ее (п. 1 ст. 769 ГК). Как видим, указанные договоры весьма близки, что и позволило регламентировать их нормами единой главы ГК. Имеющиеся различия в их правовом регулировании, в частности при решении вопросов о допустимости привлечения к исполнению договоров третьих лиц (ст. 770 ГК) и о последствиях невозможности достижения оговоренных договорами результатов (ст. 775-776 ГК), обусловлены несовпадением их предметов. Если в договоре на выполнение НИР им является результат научного исследования, который должен быть достигнут в ходе творческого выполнения технического задания заказчика, то договор на выполнение ОКР направлен на решение более конкретных задач, а именно на разработку образца нового изделия, конструкторской документации, новой технологии и т.п. Оба договора являются консенсуальными, взаимными и возмездными договорами, заключаемыми сторонами, как правило, на основе их свободного волеизъявления.

    По своей юридической природе договоры на выполнение НИР и ОКР близки к договорам подрядного типа, так как также направлены на выполнение определенных работ. Однако характер выполняемых работ и достигаемые по этим договорам результаты настолько отличаются друг от друга, что их вряд ли можно отнести к единому договорному типу. Так, если предметом договора подряда является результат обычной производственной деятельности подрядчика, все основные характеристики которого могут быть достаточно конкретно определены сторонами при заключении договора, то на исполнителей по договорам на выполнение НИР и ОКР возлагается, в сущности, решение творческих задач, которые нельзя точно предопределить заранее. Конечно, стороны формулируют в договорах основные требования к научным разработкам, образцам и создаваемым технологиям, но исполнители не могут гарантировать достижение ожидаемых результатов. Более того, в ходе выполнения работ исполнителями могут быть получены отрицательные результаты, что само по себе не является нарушением договоров, а рассматривается сторонами как один из возможных вариантов их исполнения. В связи с этим и рядом других обстоятельств содержание прав и обязанностей сторон по договорам на выполнение НИР и ОКР, их ответственность друг перед другом и т.д. весьма существенно отличаются от того, что обычно встречается в договорах подрядного типа. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и то, что выполнение НИР и ОКР нередко приводит к созданию новых объектов интеллектуальной собственности - авторских произведений, изобретений, промышленных образцов, секретов производства и т.п., условия использования которых требуют специального соглашения сторон. Это также накладывает существенный отпечаток на рассматриваемые договоры, которые с учетом всех отмеченных выше обстоятельств следует отнести к самостоятельному договорному типу.

    Договоры на выполнение НИР и ОКР необходимо отличать от лицензионных договоров, с помощью которых также опосредуются отношения, связанные с использованием научно-технических новшеств. Однако между этими договорами имеется достаточно важное различие. Если договоры на выполнение НИР и ОКР имеют своим предметом научно-технический результат, который еще только должен быть достигнут исполнителем в ходе НИР и ОКР, то предметом лицензионного договора является конкретное техническое или иное новшество (изобретение, промышленный образец, коммерческая тайна и т.п.), которым лицензиар уже располагает и которое предоставляется для использования лицензиату на определенных условиях.

    Рассматриваемые договоры, особенно договор на выполнение НИР, весьма близки также к авторским договорам, связанным с созданием научных произведений. Разграничение между ними проводится по двум главным основаниям. Прежде всего не совпадают цели указанных договоров. Авторский договор направлен на приобретение пользователем прав на использование будущего научного произведения путем его воспроизведения, распространения, перевода и т.п. Заключая договоры на выполнение НИР и ОКР, заказчики преследуют иные цели, а именно желают решить силами исполнителей те научные проблемы, которые возникли в их практической деятельности. Как правило, не совпадает и субъектный состав сравниваемых договоров. Если в авторских договорах непременными участниками являются непосредственные создатели научных произведений, то договоры на выполнение НИР и ОКР обычно заключаются научными организациями и учреждениями, т.е. юридическими лицами, которые организуют выполнение НИР и ОКР.

    Правовая регламентация отношений, связанных с договорами на выполнение НИР и ОКР, которая в течение длительного времени осуществлялась лишь подзаконными нормативными актами, с принятием нового ГК обеспечена, наконец, на законодательном уровне. Содержащиеся в гл. 38 ГК правила в настоящее время являются основным источником правового регулирования рассматриваемых отношений и сами по себе не предполагают дальнейшего развития в специальном законодательстве. Но поскольку в процессе выполнения НИР и ОКР нередко создаются новые объекты интеллектуальной собственности, в этой области широко применяется законодательство об исключительных правах. К срокам выполнения и цене работ, а также к последствиям неявки заказчика за получением результатов работ в целях нормативной экономии и с учетом того, что на эти вопросы не влияет специфика рассматриваемых договоров, применяются соответствующие правила о договорах подряда. Аналогичным образом решен вопрос и в отношении распространения на государственные контракты на выполнение НИР и ОКР правил ст. 763-768 ГК, посвященных подрядным работам для государственных нужд.

    Элементы договоров на выполнение НИР и ОКР. В качестве сторон в договорах на выполнение НИР и ОКР выступают исполнители и заказчики. Исполнителями работ могут быть как российские, так и иностранные юридические и физические лица. Обычно исполнителями являются научно-исследовательские, конструкторские и технологические организации, научные центры, учебные заведения, академические научные учреждения, а также предприятия и организации, имеющие в своем составе научные, конструкторские и иные аналогичные подразделения. Заказчиками работ могут быть любые организации и граждане, органы государственной власти и управления, которые нуждаются в проведении соответствующих научных исследований и разработок.

    Предметом обоих договоров является результат, который должен быть получен исполнителем в ходе творческого решения поставленной заказчиком научной, технической, технологической или иной подобной задачи*(457) . Он может выражаться в законченных научно-исследовательских, конструкторских и технологических работах, образце нового изделия и конструкторской документации на него, создании новой технологии или в ином производственном новшестве. При этом проведение научных исследований предполагает, как правило, выяснение принципиальной возможности решения той или иной задачи и может завершаться выработкой соответствующих гипотез, теорий, заключений, рекомендаций и т.п. В ходе ОКР решаются более утилитарные практические задачи, связанные с созданием образцов новой техники, технологии, материалов и иных производственных новшеств. Нередко проведение НИР и ОКР рассматривается сторонами в качестве последовательных стадий решения стоящей перед ними научно-технической проблемы. Договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы).

    Специфика предмета рассматриваемых договоров выражается не только в творческом характере результата, который должен быть достигнут исполнителем, но и в невозможности точно определить его конкретные параметры заранее. При заключении договора стороны, как правило, определяют лишь общие научно-технические, экономические, экологические и иные требования, которым должен отвечать ожидаемый результат. В этих целях заказчик разрабатывает и согласовывает с исполнителем техническое задание, а исполнитель готовит программу предстоящих работ.

    Цена устанавливается по соглашению сторон и включает компенсацию издержек исполнителя и причитающееся ему вознаграждение. Чаще всего цена работы определяется путем составления сметы. Как правило, смета готовится исполнителем и с момента подтверждения ее заказчиком становится составной частью договора. Как и в договоре подряда, цена выполнения НИР и ОКР может быть приблизительной или твердой. Аналогичными являются и последствия необходимости существенного превышения определенной приблизительно цены работы: исполнитель должен своевременно предупредить об этом заказчика, а последний может либо согласиться с новой ценой договора, либо отказаться от договора, оплатив исполнителю выполненную часть работы. В случае, когда в состав выполняемых исполнителем НИР или ОКР входят их различные виды, в договоре могут устанавливаться цены отдельно для каждого вида научно-технической продукции. Договор может предусматривать также надбавки (скидки) к договорной цене с учетом выполнения условий договора и достигнутых характеристик полученной научно-технической продукции. Порядок расчетов избирается самими сторонами и может предусматривать единовременную оплату работ в установленный срок со дня подписания акта сдачи-приемки, оплату отдельных этапов работ, выплату аванса и т.д.

    Срок действия договоров на выполнение НИР и ОКР устанавливается сторонами с учетом сложности решаемых задач, ориентировочного объема предстоящих работ, обеспеченности исполнителя материально-техническими и иными ресурсами и т.п. Наряду с указанием начального и конечного сроков выполнения работ обычно дополнительно согласовываются сроки завершения отдельных этапов работ, которые фиксируются в календарном плане или ином аналогичном документе. Как правило, исполнителю предоставляется право на досрочное выполнение работ, результаты которых должны быть приняты заказчиком.

    Особых требований к форме договоров на выполнение НИР и ОКР закон не содержит. Обычно договор заключается в простой письменной форме путем составления сторонами единого документа, имеющего ряд приложений в виде технического задания заказчика, согласованной сторонами сметы, календарного плана и т.п. На практике до сих пор широко используется форма Примерного договора на создание (передачу) научно-технической продукции, являющегося приложением к Положению о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции, утвержденному Государственным комитетом СССР по науке и технике 19 ноября 1987 г.*(458)

    Договоры на выполнение НИР и ОКР заключаются, как правило, по свободному волеизъявлению сторон в общем порядке, который определен гл. 28 ГК. В тех случаях, когда НИР и ОКР выполняются для государственных нужд на основе государственного контракта, последний заключается по правилам, предусмотренным ст. 528 ГК.

    1. Подрядные работы для государственных нужд - это строительные, проектные, изыскательские работы на основе государственного контракта, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников.

    По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного, и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ст. 763 ГК).

    2 Стороны государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд:

    · государственный заказчик - федеральный государственный орган или государственный орган субъекта федерации, имеющий инвестиционные ресурсы, либо организация, наделенная правом распоряжения ими;

    · подрядчик - юридическое лицо или гражданин.

    3. К подрядным работам для государственных нужд применяются нормы ГК о соответствующих, видах подряда (строительного, на выполнение проектных или изыскательских работ), а так же “Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.08.93 1д 812 (в ред. от 18.02.98).

    Гражданский кодекс предусматривает также принятие специального закона о подрядах для государственных нужд, который пока не принят

    Понятие и содержание договоров на выполнение научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ

    1. По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научны. исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторского документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
    2. договор является консенсуальлым, двусторонним и возмездием.
    договор может охватывать как весь цикл проведения исследования (научно-исследовательские работы), разработки и изготовления образцов или технологии (опытно-конструкторские и технологические работы), так и его отдельные этапы.
    Риск случайной невозможности исполнения договора несет заказчик, который в этом случае обязан оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможности полить предусмотренные договором результаты, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре.
    К условиям о сроках выполнения работ применяются соответствующие нормы о договоре подряда, следовательно, для признания договора заключенным необходимо согласование сроков начала и окончания работ, нарушение которых рассматривается как просрочка исполнения обязательств.
    Условия договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности).
    3. Исполнитель обязан



    · выполнить работу в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать ее результаты заказчику в предусмотренный договором срок;

    · незамедлительно информировать заказчика о выявленной в ходе работ невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы;

    · по договору на выполнение научно-исследовательских работ- выполнять работы лично и не вправе привлекать к их выполнению третьих лиц без согласия заказчика. Исполнитель по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ вправе привлекать к выполнению работ третьих лиц без согласия заказчика, если иное не предусмотрено договором (к отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике);

    · согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам, и приобретение прав на их использование;

    · гарантировать “патентную чистоту” результатов, полученных в ходе выполнения работ по договору, то есть передать результаты, не нарушающие исключительных прав третьих лиц;



    · своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине в выполненных работах недостатки, которые могут повлечь отступление от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или в договоре;

    · возместить убытки, причиненные заказчику в пределах стоимости работ, в которых выявлены недостатки, если договором предусмотрено, что они подлежат возмещению в пределах общей стоимости работ по договору. Упущенная выгода подлежит возмещению в случаях, предусмотренных договором.

    Заказчик обязан:

    · передавать в процессе проведёния работ информацию (патентную, техническую, научную и пр.), необходимую исполнителю для надлежащего выполнения работ;

    · принять рёзультаты работ после. их завершения или в ином порядке, предусмотренном договором. В случае уклонения заказчика в течение двух месяцев от приемки работ исполнитель вправе после предупреждения заказчика продать результат работ за разумную цену третьему лицу, а вырученные деньги за вычетом причитающихся ему платежей внести на имя заказчика депозит нотариуса или суда. Сдача-приемка работ оформляется двусторонним актом, подписанным сторонами;

    · оплатить результаты работ в размере и порядке, предусмотренных вдоговоре;

    · оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможности получить предусмотренные договором результаты, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре;

    · договором может быть предусмотрена обязанность заказчика выдать исполнителю техническое задание и согласовать с ним программу или тематику работ.
    Стороны обязаны:

    · обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, если иное не предусмотрено договором. Круг сведений, составляющих конфиденциальную информацию, может быть предусмотрен в договоре;

    · публиковать полученные при работе сведения, признаваемые конфиденциальными, только с согласий другой стороны.

    4. Стороны вправе использовать результаты работ, в том числе способные к правовой охране, в пределах и на условиях, предусмотренных договором, а также для собственных нужд, если иное не предусмотрено договором.
    Исключительные права на научно-технические результаты, полученные в ходе выполнения работ по договору, принадлежат сторонам.
    Заказчик получает исключительные права на результаты работ, а исполнитель вправе использовать их для собственных нужд договором может быть по-иному произведено разграничение прав на результаты работ.
    В договоре должны быть предусмотрены следующие условия, касающиеся патентоспособных результатов работ:

    · подача заявок и получение патентов на них;

    · обязательства сторон по передаче прав на заявленные и запатентованные решения.

    5. Особенности ответственности сторон за ненадлежащее выполнение обязательств по договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ:

    · исполнитель отвечает только при наличии вины;

    в определенных случаях ограничивается размер ответственности исполнителя за ненадлежащее исполнение обязательств по
    договору:
    - возмещается только реальный ущерб, но не упущенная выгода;
    - по соглашению сторон сумма возмещения убытков может быть ограничена стоимостью работ.
    При обнаружении недостатков в технической документации, образцах изделий и т. п. заказчик вправе потребовать лишь безвозмездного устранения их исполнителем, но не вправе требовать соразмерного уменьшения цены работ или возмещения собственных расходов на устранение недостатков.
    При просрочке исполнителем срока сдачи работ заказчик вправе отказаться от приемки работ и потребовать возмещения причиненного этим ущерба, если покажет, что исполнение обязательства утратило для него интерес вследствие просрочки исполнителя договор на выполнение научно-исследовательских работ прекращается при выявлении объективной невозможности достижения ожидаемого результата, а договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - также и при нецелесообразности дальнейшего продолжения работ.

    По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

    Из содержания § 5 гл. 37 ГК РФ следует, что законодатель объединяет два контракта: государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд и муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд. Общим для этих контрактов является прежде всего предмет договора, а также то, что они направлены на обеспечение выполнения работ для публичных нужд.

    Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) - отдельный вид договора подряда (п. 2 ст. 702 ГК РФ). В то же время исходя из характера работ, составляющих предмет договора (строительные или проектные и изыскательские), он представляет собой разновидность соответственно договора строительного подряда или договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Подобный вывод основан на формулировке п. 1 ст. 702, содержащего отсылку к ст. 740 и ст. 758 ГК РФ.

    Гражданский кодекс РФ - основной правовой акт, регулирующий отношения по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Однако он содержит нормы общего характера, особенности же этих отношений должны определяться специальным федеральным законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд (ст. 768 ГК РФ), который пока не принят. В настоящее время специфика таких контрактов отражена в следующих правовых актах: БК РФ, федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Ряд особенностей заключения и исполнения государственного контракта на выполнение строительных работ закреплен в Основных положениях порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации .

    Из формулировки п. 1 ст. 763 ГК РФ следует, что особенности государственного или муниципального контракта связаны с проведением строительных, проектных и изыскательских работ. Их предназначение - удовлетворение государственных или муниципальных нужд.

    Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в работах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ (далее - федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ в работах, необходимых для осуществления функций субъектов РФ, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее - нужды субъектов РФ). Так, федеральные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ, предусматриваются в законе о федеральном бюджете на планируемый период. Потребности Российской Федерации в строительстве, реконструкции и техническом перевооружении объектов, предназначенных для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, определяются в оборонном заказе.

    Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципальных образований в работах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ (ст. 3 Закона о размещении заказов).

    Порядок формирования, исполнения муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными правовыми актами (ст. 54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 71-73 БК РФ).

    Сторонами государственного или муниципального контракта являются государственный или муниципальный заказчик и подрядчик. Подрядчик - юридическое или физическое лицо, в том числе иностранное. Действовавшие ранее жесткие ограничения на привлечение иностранных подрядчиков к выполнению работ для государственных и муниципальных нужд (их привлечение допускалось лишь в случае, если производство работ отсутствует в Российской Федерации либо нецелесообразно) были сняты Законом о размещении заказов (ст. 13). В отношении работ, выполняемых иностранными лицами, указанным Законом устанавливается национальный режим, если иное не предусмотрено законом. В то же время Правительство РФ вправе устанавливать условия допуска работ, выполняемых иностранными лицами, при размещении заказов на выполнение работ для нужд обороны страны и безопасности государства (п. 1-5 ст. 13 Закона о размещении заказов). Так, иностранные юридические лица вправе участвовать в подрядных конкурсах на выполнение работ по обеспечению оборонного заказа (а значит, и выступать подрядчиками), если соответствующие работы не выполняются российскими предпринимателями либо выполнение ими работ экономически нецелесообразно.

    Государственный или муниципальный контракт должен соответствовать общим требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, выполняющим соответствующие работы. Учитывая сказанное, подрядчиком по государственному или муниципальному контракту на выполнение строительных работ вправе выступать лишь предприниматель: юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или гражданин, имеющие к тому же лицензию или сертификат на осуществление соответствующего вида деятельности. Подрядчиком по государственному или муниципальному контракту на выполнение проектных и изыскательских работ могут быть юридические лица - специализированные изыскательские, проектные, проектно-изыскательские организации (проектировщик, изыскатель). Исполнитель в случаях, предусмотренных законом, должен иметь лицензию на соответствующую проектно -изыскательскую деятельность.

    Подрядчик должен также отвечать специальным требованиям, предъявляемым к участникам размещения государственного или муниципального заказа. Подобные требования (как основные, так и дополнительные) установлены, в частности, Законом о размещении заказов (ст. 11): ненахождение в стадии ликвидации или банкротства, обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, отсутствие задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные государственные фонды, наличие производственных мощностей, технологического оборудования и др.

    Государственный или муниципальный заказчик - лицо, в соответствии с бюджетным законодательством наделенное необходимыми финансовыми ресурсами из средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Государственными, муниципальными заказчиками вправе выступать соответственно государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на выполнение работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ, ст. 4 Закона о размещении заказов).

    Так, государственным заказчиком оборонного заказа выступает Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ). На основании полномочий, предоставленных Правительством РФ, государственными заказчиками строек и объектов, включенных в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, могут быть наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации .

    Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта. Согласно ст. 765 ГК РФ основания и порядок заключения рассматриваемых контрактов определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК РФ об основаниях и порядке заключения контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. Это правило призвано обеспечить в необходимых пределах единство правового регулирования оснований и порядка заключения государственных или муниципальных контрактов. При этом, если заключается контракт на выполнение работ для федеральных нужд, применяется Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

    Важно подчеркнуть, что отправная идея, пронизывающая все современное законодательство о подрядных работах для государственных или муниципальных нужд (как и при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд), состоит в том, что выполнение подрядных работ осуществляется исполнителем на добровольной основе. Принуждение подрядчика к вступлению в договорные отношения на выполнение указанных работ допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом, и при условии, что ему будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия (п. 2 и 3 ст. 527 ГК РФ).

    Государственный или муниципальный контракт заключается на основании заказа государственного или муниципального заказчика на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527). Под государственным или муниципальным заказом понимается задание государственного или муниципального заказчика на выполнение подрядчиком строительных либо проектных и изыскательских работ.

    Размещение заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд осуществляется заказчиком в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов и иными федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с размещением заказов (п. 2 ст. 72 БК РФ, ст. 2 Закона о размещении заказов).

    Согласно названному Закону размещение заказов может производиться следующими способами: посредством проведения конкурса; посредством проведения аукциона; посредством проведения запроса котировок; путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; путем размещения заказа у единственного подрядчика. Первые два способа относятся к конкурсным формам, а последние три - к внеконкурсным. При размещении заказов названными способами создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия. Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа, либо лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (ст. 7 Закона о размещении заказов).

    При этом размещение заказа у единственного подрядчика - такой способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт лишь одному подрядчику. Закон о размещении заказов (ст. 55) содержит исчерпывающий перечень оснований для заключения контракта с единственным подрядчиком, в том числе: отнесение выполняемых работ к сфере деятельности субъектов естественных монополий; возникновение потребности в работах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказов, требующих затрат времени, нецелесообразно, и др.

    В течение трех дней после заключения государственного или муниципального контракта заказчики направляют сведения о нем в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления для внесения в реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, в реестр государственных контрактов, заключенных от имени субъекта РФ, в реестр муниципальных контрактов. Сведения, содержащиеся в реестрах контрактов, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (ст. 18 Закона о размещении заказов).

    Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 527 ГК РФ). Так, заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок в случае установления фактов, названных в п. 3 ст. 9 Закона о размещении заказов. Среди таких фактов: проведение ликвидации участников размещения заказа или проведение в отношении них процедур банкротства, предоставление указанными лицами заведомо ложных сведений и др.

    Для подрядчика заключение государственного контракта является обязательным, как уже отмечалось, лишь в случаях, предусмотренных законом и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены исполнителю в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (п. 2 ст. 527 ГК РФ). Однако если право на заключение государственного или муниципального контракта было предметом конкурса или аукциона, то в случае уклонения подрядчика, выигравшего конкурс, от заключения контракта, государственный или муниципальный заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 5 ст. 448 ГК РФ). Для федеральных казенных предприятий Правительство РФ может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» 1). Более жесткое правило действует при размещении оборонных заказов. Так, если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, оборонный заказ обязателен для принятия государственным унитарным предприятием, а также иными организациями, обладающими монополией на выполнение работ по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный правительством уровень рентабельности производства этих работ (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» ).

    Содержание государственного (муниципального) контракта. В п. 2 ст. 766 ГК РФ подчеркивается, что в случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, его условия предопределены для обеих сторон. Контракт заключается на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, и по цене, предложенной победителем конкурса, либо на условиях документации об аукционе и по цене победителя аукциона, либо на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и по цене, предложенной участником размещения заказа в котировочной заявке. Отступление не только подрядчика, но и заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии от объявленных условий торгов или запроса котировок цен и предложений подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы, недопустимо, поскольку в этом случае утрачиваются критерии для определения победителя (ст. 17, 57 Закона о размещении заказов).

    Существенными условиями государственного или муниципального контракта являются: его предмет, объем и стоимость подлежащей выполнению работы, сроки ее начала и окончания, размер и порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательства.

    Размер (объем) финансирования, как отмечалось выше, определяется сторонами с учетом предельной суммы расходов на финансирование бюджетных инвестиций, предусмотренных соответствующим бюджетом. Поэтому государственные и муниципальные заказчики при заключении контрактов исходят как из итогов проведения торгов и запросов котировок цен на работы, так и из лимитов бюджетных обязательств, установленных им на соответствующий год, не допуская превышения их максимального размера. Порядок финансирования и оплаты работ определяется государственным контрактом на основании БК РФ, закона о федеральном бюджете на соответствующий год и иных правовых актов. Государственный заказчик выделяет подрядчику аванс. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы устанавливаются при заключении контракта. При выполнении оборонного заказа может предусматриваться поквартальное или поэтапное авансирование работ в размере не менее 40% их стоимости.

    Надлежащее исполнение обязательств обеспечивается любым из предусмотренных законом или договором способов: неустойкой (штрафом, пеней), залогом, поручительством, банковской гарантией и др. В настоящее время все чаще применяется банковская гарантия возврата подрядчиком суммы аванса при неисполнении работ либо банковская гарантия уплаты подрядчиком определенной суммы на случай повреждения переданного для монтажа оборудования и др.

    Обеспечение исполнения обязательств заказчика, однако, не ограничивается применением гражданско-правовых способов в том их значении, в каком они понимаются в гл. 23 ГК РФ. Так, при выполнении оборонного заказа подрядчику гарантируется фиксированный уровень рентабельности по видам работ, обеспечивающий создание устойчивой финансовой базы исполнителя работ посредством использования механизма формирования цены работ, либо в связи с инфляционными процессами гарантируется ежеквартальная индексация ассигнований, выделяемых на оплату оборонного заказа. Правовым средством обеспечения своевременного финансирования служат и нормы об административной и уголовной ответственности руководителей государственных органов, органов местного самоуправления за неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств (ст. 293 БК РФ).

    Гражданско-правовая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного или муниципального контракта. Строится по общим правилам договорной ответственности. В развитие общего правила ст. 453 ГК РФ о возмещении убытков, вызванных изменением или расторжением договора, п. 1 ст. 767 ГК РФ предусмотрено, что в случае изменения условий государственного (муниципального) контракта о сроках в связи с уменьшением финансирования подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Вместе с тем особой значимостью этого вида подрядных работ обусловлена повышенная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение ряда обязанностей. Так, при необоснованном уклонении от заключения договора подряда на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов системы государственного резерва в случае, когда обязанность заключения договора установлена законодательством, подрядчик уплачивает штраф в размере годового объема капитальных вложений, определенного в договоре 1 . В случае просрочки по вине подрядчика ввода в действие объектов им уплачивается штраф в размере 1/1000 части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства .

    Изменение или расторжение государственного или муниципального контракта. В ст. 767 ГК РФ отражена воплощенная в ст. 451 ГК РФ доктрина о неизменности обстоятельств, в силу которой стороны предполагают исполнять договор. Если же по не зависящим от сторон причинам эти обстоятельства изменились, они вправе расторгнуть договор или изменить его содержание. При этом основанием для изменения или расторжения договора является не всякое обстоятельство, а только существенное. Согласно п. 1 ст. 767 к специальным основаниям для изменения государственного (муниципального) контракта отнесено уменьшение соответствующими государственными органами средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ. Подобное обстоятельство служит основанием изменения условия договора о сроке выполнения работ путем его удлинения либо сокращения. Изменение в силу данного обстоятельства других условий договора возможно лишь в том случае, если в подобном изменении возникает необходимость. Так, в связи с уменьшением финансирования и сокращением сроков выполнения работ, как правило, необходимо уменьшение объемов работ либо изменение их характера или замена применяемых материалов либо технологий на более дешевые и проч.

    Вместе с тем в качестве общего правила в п. 2 ст. 767 устанавливается недопустимость как одностороннего изменения условий государственного или муниципального контракта, так и изменения его условий по соглашению сторон. Как исключение из указанного правила признается возможность изменения условий контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон в случаях, предусмотренных законом. Соответствующие случаи установлены как общими положениями Кодекса об обязательствах (ст. 328, 405), так и специальными нормами, посвященными государственным или муниципальным контрактам. Так, в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика в одностороннем порядке изменить объем предусмотренных контрактом работ в случае выявления при исполнении контракта потребности в дополнительных работах (п. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов).

    • См. п. 9 Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в РоссийскойФедерации.

    По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее - государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполнение работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

    Основными особенностями подрядных работ для государственных нужд, из-за которых это правоотношение было выделено в отдельный параграф гл. 37, являются: специальный субъект на стороне заказчика, цели, для которых осуществляются работы, - государственные нужды, особые бюджетные источники финансирования, а также специальные основания и порядок заключения государственного контракта, основания для изменения условий договора, правила о гарантиях и компенсациях убытков подрядчика.Российское гражданское право. Под ред. Е.А. Суханов. М., 2011. С.845

    Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик.

    Заказчиком может выступать государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами. При передаче функций государственного заказчика хозяйствующим субъектам в договорах с ними предусматриваются обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделенных средств, а также ответственность сторон за нарушение обязательств. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, установленном соответствующими бюджетами.

    Подрядчиком по государственному контракту может быть любое юридическое или физическое лицо, обладающее статусом предпринимателя и имеющее необходимую лицензию на выполнение соответствующего вида работ. К выполнению государственных контрактов наравне с российскими предпринимателями привлекаются иностранные организации. Выбор конкретного подрядчика производится на конкурсной основе путем подрядных торгов.

    Существенными условиями государственного контракта п. 1 ст. 766 ГК РФ называет объем и стоимость подлежащих выполнению работ, сроки их начала и окончания, размер, порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательств сторон.

    Объем работ, имеющий непосредственное отношение к предмету договора, равно как начало и окончание сроков работ, определены в качестве существенных условий уже в общих положениях о подряде. Термин «объем», используемый ГК РФ, не совсем точен, поскольку относится только к количественной характеристике работ. Толковать его следует расширительно, понимая под «объемом» в первую очередь перечень работ, с возможно более подробной разбивкой по видам и направлениям и только во вторую очередь - собственно количественную характеристику.

    Работы по своей природе трудно поддаются измерению в количественном выражении, и такое измерение, как правило, условно, применяется для установления универсальных единиц, используемых для расчета цены договора. Наиболее распространено измерение работ в единицах трудозатрат.Грудцина Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России. М.,2008.С.218

    Цена работ по строительству и реконструкции объектов для государственных нужд должна фиксироваться в смете (п. 1 ст. 743 и п. 1 ст. 746 ГК РФ). По общему правилу цена (смета) является твердой.

    Предельный объем финансирования определяется не сторонами, а на уровне бюджета, целевых программ, т.е. заведомо до момента размещения заказа и, соответственно, до заключения договора. Поэтому стороны изначально связаны заранее заданными финансовыми показателями, отступление от которых для них невозможно. При заключении договора по конкурсу цена определяется по его итогам и фиксируется в протоколе проведения конкурса. Следуя смыслу законодательства, цена, как одно из конкурсных условий, не может быть приблизительной. Приблизительный характер цены приводил бы к нарушению прав и законных интересов участников конкурса, создавал бы неопределенность в критериях определения лучшего условия по цене теми лицами, которые предлагались участвовавшими в конкурсе.

    Существенное условие государственного контракта - порядок финансирования и оплаты работ подрядчика. Общее правило - оплата работ авансом. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июня 1994 г. № 745 «Об авансировании подрядных работ на объектах строительства для федеральных государственных нужд» авансирование части стоимости работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, составляет до 30% устанавливаемого годового лимита капитальных вложений на указанные стройки и объекты. Пунктом 5 Основных положений также предусмотрено, что работы финансируются на авансовой основе. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы устанавливаются при заключении контракта в пределах 95% стоимости работ.

    В отличие от общих положений о подряде, а также от содержания п. 3, 4 гл. 37 ГК РФ «Строительный подряд» и «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ» к существенным условиям государственного контракта относится условие о способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

    Обязательства государственного заказчика по оплате подрядных работ гарантируются Правительством РФ или органами управления субъекта РФ в зависимости от финансирования.

    Необходимо включать в государственный контракт условие о выплате неустойки при нарушении сторонами обязательств. Основные положения предусматривают штрафную пеню в размере 1/1000 договорной стоимости за каждый день просрочки в случае нарушения подрядчиком сроков выполнения работ.

    Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом работ. При заключении контракта в нем конкретно определяются объем и виды предстоящих работ при необходимости с их разбивкой по годам и иным периодам.

    Важное значение в государственном контракте придается его сроку. В контракте в обязательном порядке должны быть определены сроки начала и окончания работ, а по желанию сторон - и другие сроки (сроки приемки отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений и т.п.).

    Изменение сроков не находится в прямой причинно-следственной связи с удешевлением работ и вряд ли компенсирует убытки подрядчика, вызванные недофинансированием. Увеличение сроков защитит интересы подрядчика только в одном случае - если цена работ по контракту останется неизменной, а уменьшение средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования работ в одном бюджетном периоде, будет компенсировано дополнительным финансированием работ в бюджете следующего периода. Только в таком случае правило п. 1 ст. 767 ГК РФ будет действенным механизмом защиты прав и законных интересов обеих сторон государственного контракта.

    Государственный контракт заключается в письменной форме.

    Государственный контракт заключается на основании заказа государственного заказчика, принятого подрядчиком. В этом смысле государственный заказ является офертой. Когда речь идет о государственном оборонном заказе, такой заказ признается правовым актом. В большинстве случаев формирование заказа возможно, лишь когда такая возможность предусмотрена непосредственно в бюджете либо в специальных программах, перечень которых утверждается органами государственной власти и обеспечивается необходимым финансированием.

    Действие по направлению заказа-оферты названо в ст. 527 ГК РФ размещением заказа. Заказ размещается как в индивидуальном порядке, т.е. направляется только одному подрядчику, так и по конкурсу. В последнем случае размещение производится в форме объявления о проведении конкурса и является односторонней сделкой, порождающей обязанность заказчика заключить договор с лицом, предложившим наилучшие условия.

    Для заказчика, разместившего заказ, принятый подрядчиком, заключение государственного контракта обязательно. Подрядчик, напротив, свободен в своем выборе, может отказаться от принятия заказа, принять заказ без оговорок либо принять его с разногласиями, т.е. совершить акцепт на иных условиях, представив протокол разногласий заказчику.Гражданское право. Под ред. Суханова Е.А. М., 2008. С.627

    Согласительные процедуры, а также порядок разрешения преддоговорных споров описаны в ст. 445 ГК РФ. Участие заказчика в согласовании разногласий обязательно. При отклонении протокола разногласий или неполучении ответа от заказчика подрядчик вправе передать разногласия на рассмотрение суда.

    В отдельных случаях заключение государственного контракта обязательно и для подрядчика, например для государственных унитарных предприятий, организаций, занимающих доминирующее положение на товарном рынке или обладающих монополией на производство работ по оборонному заказу, если ранее этот заказ не удалось разместить по конкурсу (в случае отсутствия претендентов или если ни один из претендентов не был признан победителем; п. 4 ст. 3 Закона «О государственном оборонном заказе»).

    Конкурсы на данный момент являются главным основанием заключения государственных контрактов. В соответствии с преамбулой Федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» государственный заказчик размещает заказы на выполнение работ путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

    К подрядам для государственных нужд в части, не противоречащей п. 5 гл. 37 ГК РФ, применяются нормы п. 3 (строительный подряд) и п. 4 гл. 37 ГК РФ (подряд на выполнение проектных и изыскательских работ), что вытекает из содержания п. 1 ст. 763 ГК РФ, содержащего отсылку к ст. 740 ГК РФ (строительный подряд) и ст. 758 ГК РФ (подряд на выполнение проектных и изыскательских работ).

    Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» предусмотрено, что его нормы распространяются на отношения по оказанию услуг для государственных нужд. Названное часто рассматривается как указание на возможность его применения и для государственных подрядов. Однако различие работ и услуг как самостоятельных объектов гражданского права не дает формального основания использовать этот Закон непосредственно. Наиболее справедлив вывод о том, что нормы о поставках если и применяются по отношению к подряду для государственных нужд, то только по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).

    ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Часть 2 Дума Государственная

    § 5. Подрядные работы для государственных нужд

    Статья 763. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд

    1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

    2. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее – государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

    Статья 764. Стороны в государственном контракте

    По государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком – юридическое лицо или гражданин.

    Статья 765. Основания и порядок заключения государственного контракта

    Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 настоящего Кодекса.

    Статья 766. Содержание государственного контракта

    1. Государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

    2. В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд, условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса.

    Статья 767. Изменение государственного контракта

    1. При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

    2. Если иное не предусмотрено законом, изменения государственного контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются по соглашению сторон.

    Статья 768. Правовое регулирование государственного контракта

    К отношениям по государственным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных нужд.

    Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть вторая автора Законы РФ

    § 4. Поставка товаров для государственных нужд Статья 525. Основания поставки товаров для государственных нужд 1. Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также

    Из книги ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Часть 2 автора Дума Государственная

    § 4. Поставка товаров для государственных нужд Статья 525. Основания поставки товаров для государственных нужд1. Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также

    Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

    § 5. Подрядные работы для государственных нужд Статья 763. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения

    Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

    § 4. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд (в ред. Федерального закона от 02.02.2006

    Из книги Коммерческое право автора Горбухов В А

    § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд (в ред. Федерального закона от 02.02.2006

    Из книги Земельный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

    ЛЕКЦИЯ № 43. Поставки продукции для государственных нужд Федеральные государственные нужды – это потребности РФ в продукции, которая необходима для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд 1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или

    Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

    Статья 7.31. Предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр

    Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

    § 4. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд Статья 525. Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд 1. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или

    Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

    § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд 1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские

    Из книги автора