Нормативные правовые акты регулирующие хозяйственную деятельность предприятия. Нормативно-правовая база, регулирующая финансовую деятельность предприятия

Любая организация на территории РФ должны подчиняться целому ряду законодательных актов. В первую очередь это - Конституция. Многие законы основаны именно на принципах Конституции, и принципы эти работают. Например, свобода предпринимательской деятельности, выбор места этой деятельности, защита прав не только в административных органах, а и судах: все это Конституция.

За конституцией следуют нормативные акты, регулирующие деятельность предприятия, которые касаются любого предприятия независимо от рода деятельности. Это Гражданский и Трудовой кодексы. Первый документ во многих странах прямо называют конституцией экономической жизни. Второй касается отношений сотрудников и работодателей. В первом определено, что такое предприятие, принципы его деятельности. Описывается, какие виды предприятий могут организовываться. Уделено внимание порядку формирования предприятия, правила руководства.

Особенность Гражданского кодекса в предоставлении относительной свободы, в том числе, тем, кто занят руководством предприятия. Часто дается правило, и возможность установить свое правило.

Закон может определять правила ведения деятельности (например, закон, устанавливающий правила строительства многоэтажных домов с помощью средств вкладчиков). Есть законы, посвященные темам кредитования. Отдельные законы могут касаться контроля органами государственной власти, чтобы смягчить условия деятельности предприятий, и сделать политику государства более предсказуемой. Затем следуют акты правительства. Правительство может создавать нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия, когда этого требует закон.

Предприятие работает не только в рамках того, что дает государство. Основные документы: устав, договор о совместной деятельности и т.п. создатели предприятия должны создать сами.

Устав - локальный нормативный правовой акт, в котором зафиксирован свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, предприятий (государственных и негосударственных), обществ и граждан, их взаимоотношения с другими юридическими и физическими лицами, права и обязанности в определенной сфере управления, а также хозяйственной или иной деятельности.

Учредительный договор - документ, посредством которого граждане, создающие определенное юридическое лицо, принимают на себя обязательства по определению порядка функционирования и направления деятельности этого юридического лица, а так же порядок его реорганизации и ликвидации.

Ряд вопросов должен решаться руководством предприятия его распоряжениями, приказами. Внутренние распорядительные документы предприятия играют очень важную роль в управлении предприятиями и организациями. Распорядительные документы предприятия носят административный характер. Они обращены к нижестоящим или подчиненным организациям, группам или отдельным должностным лицам.

Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем в целях разрешения производственных задач.

Распоряжение - правовой акт, издаваемый для разрешения оперативных вопросов. Распоряжения предприятия составляются преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других документов.

Решение - документ, принимаемый коллегиальным органом в целях разрешения производственных задач, вопросов.

Многие вопросы должны решаться совместно с сотрудниками предприятия. Например, коллективный договор, в нем закрепляют конкретизированные обязанности сотрудников и руководства предприятия

Значительную часть документации составляют должностные инструкции.

Крупное предприятие состоит из нескольких подразделений, их деятельность регулируется положениями. В нем описывается перечень вопросов, которыми, например, должен заниматься отдел, права руководителя.

Положение - нормативный акт, имеющий сводный кодификационный характер. Данный документ определяет порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы органов государства, одного учреждения или структурного подразделения (комиссии, группы). Можно также выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу.

Структура и штатная численность - документ, устанавливающий количественный и качественный состав структурных подразделений учреждения (предприятия, организации) и штатную численность персонала в каждом из них.

Штатное расписание - документ, который разрабатывается в соответствии со структурой и штатной численностью с целью установления должностных окладов и размеров надбавок к ним по каждой должности в зависимости от квалификационных характеристик работника (образование, стаж работы и т.п.). В случае отсутствия такого документа как "Структура и штатная численность", данный документ устанавливает и структуру организации.

Самый большой массив - это акты, служебные записки, протоколы собраний.

Внутренние служебные документы предприятия - официальные документы, используемые в текущей деятельности организации.

Протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях.

Акт - документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий факты, события.

Служебная (докладная) записка - документ, адресованный руководителю предприятия или структурного подразделения (реже - вышестоящему органу), содержащий изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями.

Справка - это документ, содержащий описание и подтверждение фактов, событий.

Несмотря на небольшой перечень документы, регулирующие деятельность предприятия, составляют основную массу бумаг на предприятии.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы.

Нормативное обеспечение - это инструкции. Нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения.

К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов. Ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках, сведения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.

Ю.А.Максимов, Е.М. Максимова, А.В. Семенов, считают, что правовая база финансов предприятий очень широка и включает в себя :

1. Конституция РФ от 12.12.1993г.

2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. ФЗ от 30.11.1994г. № 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть 2. ФЗ от 26.01.1996г. № 14-ФЗ.

4. Налоговый кодекс РФ. Часть 1. ФЗ от 31.07.1998г. № 146-ФЗ.

5. Налоговый кодекс РФ. Часть 2. ФЗ от 05.08.2000г. № 117-ФЗ.

6. ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003г. № 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011)

7. ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 05.03.1999г. № 46-ФЗ (ред. от 29.12.2012)

8. ФЗ "О лизинге" от 29.01.2002г. № 10-ФЗ.

9. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002г. № 127-ФЗ.

10. ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 28.12.2002г. № 185-ФЗ (ред. от 29.12.2012)

11. ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10.07.2002г. № 86-ФЗ Федеральный закон от 03.11.2010 N 291-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке РФ (Банке России)" и отдельные законодательные акты РФ"

12. ФЗ "Об акционерных обществах" от 07.08.2001г. № 120-ФЗ.

13. ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999г. № 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011)

14. ФЗ "Об инвестиционных фондах" от 29.11.2001г. № 156-ФЗ (ред. от 28.07.12)

15. ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" от 09.07.1999г. № 160-ФЗ (ред. от 06.12.2011)

16. ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16.07.1998г. № 102-ФЗ.

Деятельность акционерных обществ регулируется Федеральным законом от 07.08.2001г. № 120-ФЗ "Об акционерных обществах". Данным Федеральным законом в соответствии с Гражданским кодексом РФ определены порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение АО. Права и обязанности акционеров, рассмотрены вопросы защиты прав и интересов акционеров. Деятельность обществ с ограниченной ответственностью регулируется Федеральным законом от 08.02.1998 " 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Согласно российским стандартам бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации. О результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

При формировании показателей финансовой отчетности необходимо руководствоваться:

Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 06.07.99 N 43н (ред. от 08.11.2010);

Иными положениями по бухгалтерскому учету;

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;

Правовая регламентация денежной оценки имущества предприятий необходима для нормального развития финансовой системы государства в целом. Оценка имущества предприятий закреплена в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" и конкретизирована в Учетной политике организации. Имущество организации и источники его формирования отражаются в индивидуальном финансово-правовом акте - бухгалтерской (финансовой) отчетности, правовая основа составления которого определена ст. 13-15 Федерального закона "О бухгалтерском учете".

Стоит отметить, что в связи с принятием нового закона № 42-ФЗ в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

Организация должна раскрыть в финансовой отчетности данные по группам статей, включенных в бухгалтерский баланс, и статьям, включенным в отчет о прибылях и убытках, в соответствии с требованием Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 4/9 "Бухгалтерская отчетность организации". В ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" пользователь финансовой отчетности определен как юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. В соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" и финансовой отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случая, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) "учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации".

Правовой основой оценки банкротства российских предприятий является Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002г. № 127-ФЗ.

Помимо нормативно-правовых актов для "внешней финансовой среды", при осуществлении финансовой деятельности предприятия особое значение имеют внутренние документы, регламентирующие развитие "внутренней финансовой среды":

Учредительные документы;

Протоколы заседаний Совета директоров;

Приказы Генерального директора;

Учетная политика.

Таким образом, принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий, представляет собой одно из направлений реализации внутренней финансовой политики государства.

Финансовый анализ является важным составным элементом финансового менеджмента. Финансовый менеджмент - это искусство управления финансами предприятий и корпораций.

Проведение комплексного финансового анализа входит в компетенцию высшего звена управления организацией, способного принимать решения по формированию и использованию финансовых ресурсов, а также влиять на движение капитала и денежных потоков.

С помощью финансового анализа принимают решения по:

Краткосрочному финансированию предприятия (пополнение оборотного капитала);

Долгосрочному финансированию (вложение капитала в эффективные инвестиционные проекты, недвижимость, эмиссионные ценные бумаги и т. д.);

Стоимости (цене) и структуре капитала;

Эмиссии дополнительных пакетов акций;

Выплате дивидендов владельцам акций;

Мобилизации резервов экономического роста (за счет увеличения объема продаж и прибыли, снижения издержек производства и обращения, поглощения других компаний и т. д.).

Анализ финансового состояния представляет собой важную составную часть финансового менеджмента. Одной из ключевых задач анализа финансового состояния предприятия является изучение показателей, отражающих его финансовую устойчивость.

Анализ финансовой устойчивости на определенную дату (конец квартала, года) позволяет установить, насколько эффективно предприятие управляет собственными и заемными средствами.

Финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта - это состояние его денежных ресурсов, которое обеспечивает развитие предприятия преимущественно за счет собственных средств при сохранении платежеспособности и кредитоспособности и минимальном уровне предпринимательского риска. Для оценки финансовой устойчивости предприятия проводят ее углубленный анализ на базе изучения абсолютных и относительных показателей.

Информационной базой для их расчета и сравнения отчетных показателей с базисными, а также динамики их изменения являются статьи актива и пассива бухгалтерского баланса.

Предпринимательство как важнейшая сфера экономической деятельности создаёт специфические взаимоотношения между её участниками, которые нуждаются в обязательном правовом регулировании. Предпринимательская деятельность регулируется как законодательством публичного права, обеспечивающим интересы государства и общества в целом, так и частным правом, регулирующим и охраняющим интересы частных лиц.

Всеобъемлющий характер правового регулирования предпринимательства обусловил выделение предпринимательского права, как комплексную интегрированную правовую отрасль, регулирующую частные и публичные отношения, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности. Выделение предпринимательского права в отдельную отрасль определяется тем, что предпринимательская деятельность является особой формой экономической деятельности, обладающей специфическими, отличающимися от других форм человеческой деятельности взаимоотношениями, которые требуют соответственного правового обеспечения. Правовое регулирование предпринимательской деятельности требует сочетания частно-правовых и публично-правовых норм, которые обеспечивают как частные, так и публичные интересы.

Таким образом, предпринимательское право является комплексной отраслью права, объектом регулирования которой является предпринимательская деятельность. Более узкий предметный характер предпринимательского права позволяет точнее установить права и обязанности участников предпринимательской деятельности, а так же определить правовые основы их организационной деятельности.

Внешней формой предпринимательского права являются источники предпринимательского права, которые представляют собой нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, возникающие при организации и ведении предпринимательской деятельности.

К нормативно-правовым актам, регулирующим предпринимательскую деятельность, относятся:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные кодексы РФ (Гражданский, Уголовный и т.д.);

3. Федеральные законы;

4. Подзаконные акты;

5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ;

6. Муниципальные правовые акты;

Конституция как главный закон РФ имеет высшую юридическую силу и закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности. Так статья 8 Конституции РФ провозглашает основные условия существования рыночной экономики, без которых невозможно развитие предпринимательской деятельности:



· гарантия единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

· признание и защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Конституция провозглашает важнейшее право граждан на осуществление предпринимательской деятельности, которое закреплено в п.1. ст.34 Конституции РФ. Ею устанавливаются основы существования конкурентного рынка, развитие которого невозможно в условиях монополизации, п.2 ст.34 Конституции РФ гласит: «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Конституцией РФ гарантируется защита основных прав и интересов участников предпринимательской деятельности, которые закреплены в статьях 34-37: права граждан на свободный труд, частную собственность, возможность ведения предпринимательской деятельности. Ограничение данных прав гражданина может осуществляться только федеральными законами для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55). В любом ином случае права и свободы гражданина, в том числе и предпринимателя, могут быть защищены в судебном порядке, что гарантируется 46 статьё Конституции РФ. Так же Конституцией РФ не допускает введение ограничений перемещения товаров и услуг на территории Российской Федерации, если данные ограничения не установлены федеральным законом (п.1-2 ст 74).



Таким образом, Конституция РФ устанавливает основные принципы и условия существования предпринимательской деятельности, а так же гарантирует основные права и свободы её участников.

Ещё одним основополагающим законодательным актом, регулирующим предпринимательские отношения и дающим законодательное определение предпринимательской деятельности, является Гражданский кодекс РФ.

Гражданский кодекс содержит множество норм, регулирующих как частно-правовые отношения публичного характера, так и внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения. В Гражданском кодексе дано основное законодательное определение предпринимательской деятельности, прописаны основные организационно-правовые формы предпринимательства, провозглашены основные права его участников.

Так статья 2 Гражданского кодекса определяет предпринимательскую деятельность как «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». В соответствие с данным определением Гражданский кодекс определяет основные признаки предпринимательской деятельности, к которым относятся:

· направленность деятельности на получение прибыли;

· инициативность и самостоятельность в принятии решений и организации деятельности;

· осуществление деятельности на свой риск;

· видовое разделение предпринимательской деятельности;

· законный характер деятельности.

Гражданским кодексом, так же как Конституцией РФ, определяются права и свободы участников предпринимательства, а так же необходимые условия для осуществления экономической хозяйственной деятельности. Статья 1 провозглашает одно из самых важных условий функционирования рыночной экономики - признание равенства участников экономической деятельности и неприкосновенность собственности. Принцип неприкосновенности собственности обеспечивает стабильность рыночного механизма как основы предпринимательской деятельности. Так же Гражданский кодекс указывает, что гражданским законодательством РФ регулируются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие при предпринимательской деятельности.

Гражданским кодексом устанавливаются предпосылки для осуществления предпринимательской деятельности гражданами. Статья 18 ГК устанавливает право граждан на имущество, наследование, возможность заниматься предпринимательской деятельностью, создание юридических лиц, совершение любых законных сделок и приобретение имущественных и личных неимущественных прав. Законодательный акт провозглашает тот факт, что предпринимательской деятельностью могут заниматься как физические, так и юридические лица. Статья 23 ГК, относящаяся к главе «Физические лица» гласит: «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.».

Так же настоящим кодексом устанавливается, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются те же правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, которые прописаны в 4 главе ГК «Юридические лица».

В 4 главе ГК наиболее полно расписаны понятие, признаки, права и обязанности юридических лиц. Прописан порядок организации, вопросы, касающиеся создания и ликвидации юридических лиц, регистрации и организации деятельности, а так же возможные организационно-правовые формы, которые могут быть организованы юридическими лицами.

Стоит отметить, что с 1 сентября 2014 года в Гражданский кодекс были внесены некоторые изменения, которые коснулись организационно-правовых форм юридических лиц. Так была отменена закрытая форма акционерного общества, в связи с чем, все общества стали подразделяться на общества публичного и непубличного характера.

Многие статьи Гражданского кодекса, относящиеся, например, к главе 9 «Сделки», к разделу II. «Право собственности и другие вещные права», к разделу III «Общая часть обязательственного права» и т.д., напрямую не относясь к организации предпринимательской деятельности, регулируют отношения, возникающие в её процессе.

Также стоит указать, что в некоторых статьях ГК можно заметить существенные различия в применении норм для предпринимателей и граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Так, например, в п3. ст. 401 отмечается, что «если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств». Таким образом, индивидуальные предприниматели и коммерческие организации несут гражданско-правовую ответственность перед контрагентом не только из-за возникновения собственной вины невыполнения обязательств, но и из-за случайных обстоятельств, которые привели к неисполнению обязательств, прописанных в договоре. Такими случайными обстоятельствами могут являться отсутствие необходимых средств (товаров, сырья, денежных средств) для осуществления своих обязательств.

Деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей как основных хозяйствующих субъектов рыночной экономики так же регулируется Налоговым кодексом РФ и Кодексом РФ об административных нарушениях.

Так как субъекты предпринимательской деятельности являются основными налогоплательщиками на территории РФ, Налоговый кодекс включает ряд статей, регулирующих их налогообложение. Статья 19 Налогового кодекса устанавливает, что «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

Налоговым кодексом устанавливаются:

· общие принципы налогообложения;

· система налогов и сборов;

· общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;

· общие правила и принципы налогового контроля;

· ответственность за совершение налоговых правонарушений;

· порядок обжалования актов налоговых органов и др.

Предпринимательская деятельность создаёт несколько источников налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. С одной стороны все предприятия платят налоговые отчисления в бюджет из доходов своих организаций, а с другой стороны - предоставляют рабочие места для граждан, тем самым являясь источником доходов с физических лиц.

Налоговый кодекс состоит из двух частей, которые включают:

1. Общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации;

2. Нормы и порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

К перовой части Налогового кодекса РФ относятся вопросы, касающиеся видов налогов и сборов, оснований возникновения и порядка исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципов установления введённых налогов, прав и обязанностей субъектов налогообложения, форм и методов налогового контроля, ответственности за совершение налоговых правонарушений и т.д.

Вторая часть Налогового кодекса регулирует вопросы, касающиеся исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом. Каждому налогу и сбору, либо специальному налоговому режиму, посвящается глава во второй части Налогового кодекса, которая определяет налогоплательщиков данного налога, объект налогообложения, особенности данного вида налогообложения, порядок и сроки уплаты, налоговую базу и т.д.

Конечно, предпринимательская деятельность, как и любая другая деятельность, создаёт особую систему отношений, которые должны не только регулироваться, но и контролироваться законом. Исходя из определения, данного в 1 статье Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность должна быть зарегистрированной в установленном законом порядке, то есть должна носить законный характер. Таким образом, необходимы законодательные акты, контролирующие законность предпринимательской деятельности и дающие понятие незаконной деятельности. В данных целях в Уголовном кодексе РФ и в Кодексе РФ об административных нарушениях даются понятия нарушений и противозаконных действий в области предпринимательской деятельности, а так же определяется ответственность, которую несут правонарушители за данные незаконные действия.

Так в Кодексе РФ об административных правонарушениях административным нарушениям в области предпринимательской деятельности посвящена 14 глава. К административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности относятся такие правонарушения, как, например, «осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица» (ст 14.1.) . Данный вид правонарушений в области предпринимательской деятельности влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Похожая статья существует и в Уголовном кодексе (ст. 171 «Незаконное предпринимательство»). Однако, в Уголовном Кодексе существует уточнение на «представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере». В данном случае такая деятельность наказывается более серьёзным «штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев».

Соответственно ведение незаконной предпринимательской деятельности, в данном случае без государственной регистрации, может привести одновременно к административной и уголовной ответственности, по каждой статье которого прописана своя форма наказания в зависимости от масштабов незаконности действия. Данный пример является ярким свидетельством межотраслевого характера правового регулирования предпринимательской деятельности.

Наряду с федеральными кодексами, имеющими высшую юридическую силу после Конституции РФ, предпринимательская деятельность регулируется Федеральными законами, которые можно классифицировать следующим образом:

1. Федеральные законы, которые устанавливают государственные требования к субъектам предпринимательства в осуществлении предпринимательской деятельности. К данному виду федеральных законов относятся:

· Федеральный закон от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

· Федеральный закон от 8.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

· Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

· Федеральный закон от 26.12. 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Федеральные законы, которые устанавливают основные принципы и условия функционирования рыночного механизма, а соответственно, и предпринимательской деятельности. К ним относятся:

· Закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

· Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

· Закон РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

3. Федеральные законы, которые касаются правового положения организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. К ним относятся такие законы, как:

· Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

· Федеральный закон от 8.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;

· Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

4. Федеральные законы, которые регулируют отдельные виды предпринимательской деятельности. Например:

· Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

· Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

· Федеральный закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;

5. Федеральный закон, описывающий направления и формы поддержки государством предпринимательской деятельности

· Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Именно на данном федеральном законе хотелось бы остановиться более подробно, так как он наиболее полно описывает государственные меры, которые предпринимаются для развития предпринимательской деятельности. Закон призван регулировать отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Данным законом разграничиваются понятия малых и средних субъектов предпринимательской деятельности, раскрываются основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ, описываются полномочия органов государственной власти в этой области, а так же механизм взаимодействия органов государственной власти и субъектов малого и среднего предпринимательства. Так же, что очень важно, данным законом даётся характеристика мер по поддержке государством малого и среднего предпринимательства.

Законом устанавливаются критерии деления предпринимательства на малое и среднее, к которым относятся численность работающих и выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов за предшествующий год. В соответствие со статьёй 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», для отнесения предприятия к категории средних средняя численность работников за предшествующий календарный год должна составлять от 101 до 250 человек. В малых предприятиях средняя численность работников не должна превышать 100 человек. Предприятия, численность работников которых не превышает 15 человек, в соответствие с законом, относятся к микропредприятиям.

В данном законе раскрывается понятие государственной поддержки субъектов малого и среднего предприятия. Согласно статье 3 настоящего федерального закона «поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства». Мерами по поддержке государством субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствие со статьями 7 и 14 ФЗ являются:

· специальные налоговые режимы;

· упрощенные правила ведения налогового учета и налоговых деклараций;

· упрощенная система составления бухгалтерской и статистической отчетности;

· льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

· меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и другие направления;

· равный доступ к участию в программах развития;

· доступность инфраструктуры.

Особое значение в данном законе уделяется таким сферам деятельности, как инновационное и промышленное производство, ремесленничество, а так же внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

Кроме федеральных законов предпринимательская деятельность так же регулируется подзаконными актами, которые направлены на исполнение и регулирование отдельных аспектов законодательных положений.

Среди видов подзаконных актов важное место занимают Указы Президента РФ. Так, например, Указ Президента РФ от 28.02.1995 № 221 (в ред. Указа Президента РФ от 08.07.95 N 685) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» направлен на либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг. Данный указ распространяется на ценообразование всех организаций.

Так же к подзаконным актам относятся постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, которые действуют в экономической сфере с целью исполнения и развития законов. К такому виду подзаконных актов относится, например, Постановление Правительства РФ от 5.08.1992 «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Большое количество нормативных актов так же издаётся федеральными органами исполнительной власти, к которым относятся Министерство финансов РФ, Министерство экономическою развития и торговли РФ, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и т.д. Целью подзаконных актов является обеспечение наиболее детального регулирования отношений, возникающих при ведении предпринимательской деятельности.

Помимо подзаконных актов федеральных органов власти на хозяйственную жизнь общества так же действуют акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые носят территориальный характер и не должны противоречить законам, имеющим высшую юридическую силу.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что законодательно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, носят комплексный характер, который объясняется сочетанием публичных и частных интересов, затрагивающих предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность является объектом регулирования как законодательно-правовых актов, имеющих высшую юридическую силу, так и подзаконных актов.

Так же стоит отметить, что несмотря на то, что предпринимательское право выделено в отдельную отрасль, оно носит межотраслевой характер, соединяющий в себе правовые нормы гражданского и торгового права, а так же ряда правовых норм разных отраслей, косвенно относящихся к отдельным аспектам предпринимательской деятельности.

Экономическая классификация отраслей

Возникновение отраслей и их отраслевая дифференциация – это постоянный процесс, обусловленный разделением общественного труда, которое проявляется в трех формах: общее, частное и единичное.

Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на производственную и непроизводственную сферы

Деление экономики любой страны на производственную и непроизводственную сферы имеет важное теоретическое и практическое значение для макроэкономического и микроэкономического управления национальной экономикой.

Производственная сфера (сфера материального производства) экономики создает материальные блага, товары и оказывает хозяйственные услуги производственного назначения, то есть для других предприятий.

В мировой практике сфера материального производства делится на три элемента:

Первичная – часть экономики, связанная с добычей сырья, растениеводством и животноводством;

Промышленная – часть экономики, связанная с производством промежуточного продукта (материалов, комплектующих, машин и оборудования);

Конечного продукта – часть экономики, где производятся предметы конечного потребления.

Непроизводственная сфера экономики оказывает услуги населению, то есть перераспределяет созданный в производстве национальный доход.

Частное разделение труда проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей материального производства.

Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении и организации труда непосредственно на предприятиях.

Производство той или иной продукции становится самостоятельной отраслью при условии наличия ряда однородных предприятий, специально занятых изготовлением определенных видов продукции (выполняющих работы или услуги), которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение.

Отраслевая структура экономики характеризуется составом отраслей, их количественным соотношением и взаимосвязями между ними.

Отраслевая структура страны формируется под воздействием многих факторов, важнейшими из которых являются:

Научно-технический прогресс;

Прогнозируемые темпы развития;

Формы организации производства;

Сырьевые ресурсы страны;

Международное разделение труда;

Общественно-исторические условия развития отрасли;

Уровень материального благосостояния трудящихся.

Прогрессивность отраслевой структуры национальной экономики характеризуется такими количественными соотношениями отдельных отраслей и производств, при которых обеспечивается наиболее эффективное использование достижений научно-технического прогресса, форм и методов организации производства, материальных и трудовых ресурсов.



В основу классификации отраслей положены следующие принципы:

Экономическое назначение производимой продукции;

Характер функционирования продукции в процессе производства;

Однородность применяемого сырья;

Общность технологических процессов и технологической базы производства;

Характер воздействия на предмет труда и другие.

Экономическое назначение производимой продукции является наиболее важным принципом классификации отраслей. В соответствии с этим принципом промышленность делится на отрасли, производящие средства производства (группа А) и отрасли, производящие предметы потребления (группа Б).

По целевому назначению производимой продукции, общности исходного сырья и родственности применяемых технологий в промышленности выделяется 16 комплексных отраслей, представляющих по существу крупные группы отраслей промышленности:

1.Электроэнергетика (7 отраслей);

2. Топливная промышленность (16 отраслей);

3. Черная металлургия (11 отраслей);

4. цветная металлургия (36 отраслей);

5. Химическая и нефтехимическая промышленность (32 отрасли);

6. Машиностроение и металлообработка (136 отраслей);

7. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (19 отраслей);

8. Промышленность строительных материалов (32 отрасли);

9. Легкая промышленность (48 отраслей);

10. Пищевая промышленность (34 отрасли);

11. Полиграфическая промышленность;

12. Другие отрасли промышленности.

По характеру воздействия на предмет труда промышленность делится на добывающие отрасли, в которых осуществляется процесс добычи сырья и топлива из земных недр, лесов, водоемов и обрабатывающие отрасли, занимающиеся переработкой сырых материалов.

В настоящее время отрасли производственной сферы объединены в межотраслевые комплексы, которые представляют собой интегрированную систему отдельных отраслей, объединенных общей целью в удовлетворении потребностей народного хозяйства в определенном виде продукции.

1.Топливно-энергетический;

2. Металлургический;

3. Машиностроительный;

4. Химико-лесной;

5. Агропромышленный;

6. Социальный (производство товаров народного потребления и легкой промышленности);

7. Строительный.

По состоянию на 01.01.2001 г удельный вес продукции отдельных комплексов в общем объеме выпуска продукции промышленности составлял: топливно-энергетического – 25,4%, металлургического – 16,4%, машиностроительного- 16,4%, химико-лесного – 10,2%, перерабатывающих отраслей АПК (в части пищевой промышленности) – 11,1%, социального- 1,2%, строительного – 2,4%. /Пелих, с.49-83/.

Предпринимательство - инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, которая осуществляется от своего имени, под свою ответственность (или от имени и под юридическую ответственность юридического лица).

Предпринимательство в экономической науке рассматривается в трех аспектах: как экономическая категория, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления.

С экономической точки зрения для характеристики предпринимательства важное значение имеет определение объектов и субъектов предпринимательской деятельности.

Субъектами предпринимательства выступают физические лица, использующие для предпринимательской деятельности собственный или наемный труд или группа лиц, связанных договорами и экономическими интересами.

Объектом предпринимательской деятельности является эффективная комбинация факторов производства с целью получения максимальной прибыли.

Характерными чертами предпринимательства , как метода хозяйствования, являются:

1. Самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Самостоятельность предполагает отсутствие руководящего органа, который указывает, что и сколько производить, сколько тратить и кому продавать. В тоже время предприниматель зависит от состояния рынка продавцов, покупателей и товаров, динамики спроса на все виды продукции и услуг, уровня цен на ресурсы и готовую продукцию, системы товарно-денежных отношений;

2. Наличие совокупности свобод и прав по выбору деятельности, формированию производственной программы, выбору источников финансирования, доступа ко всем видам ресурсов, сбыту продукции, установлению цены и распоряжения прибылью после уплаты налогов в бюджет;

3. Ответственность за принимаемые решения в условиях риска, который связан с неопределенностью и непредсказуемостью внешней среды предприятия;

4. Ориентация на достижение коммерческого успеха, максимизации прибыли.

5. Личная экономическая заинтересованность;

6. Новаторство и творческий поиск.

Как тип экономического мышления предпринимательство характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений. В данном случае предпринимательство рассматривается как свойство натуры и склад ума.

В зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, различают следующие виды предпринимательской деятельности.

1. Производственное предпринимательство традиционное или инновационное.

Инновационное (научно-техническое) предпринимательство связано с созданием, освоением и распространением инноваций (конечный продукт научно-технического прогресса в виде нового продукта или технологии).

Традиционное (производственное) предпринимательство связано с производством товаров и услуг.

Результатом производственного предпринимательства является продукт или услуга, которые требуют своей реализации через сбытовые подразделения или с помощью коммерческих организаций (прямой или косвенный сбыт).

2. Коммерческое предпринимательство - деятельность, основное содержание которой составляют торгово-обменные и товарно-денежные отношения (операции по купле-продаже, связанные со сменой собственности товара). К коммерческому предпринимательству относятся: торговля, торгово-закупочная деятельность, торгово-посредническая деятельность, (перепродажа, комиссионная торговля, консигнационные, брокерские и агентские соглашения), деятельность товарных бирж.

3. Финансовое предпринимательство – банковская, страховая деятельность, деятельность фондовых бирж, оказание лизинговых услуг.

4. Прочие виды предпринимательской деятельности: консультативное (консалтинговое), аудиторские услуги, инжиниринговые услуги и др.

Основными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность являются:

1. Конституция РФ от 12.12.93 (ред. от 25.07.2003.)

2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.94 №51-ФЗ (ред.29.07.2004);

3. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.96 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

4. Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 № 146 –ФЗ;

5. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 119-ФЗ);

6. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 117-ФЗ);

7. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002);

8. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 28.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

9. Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;

10. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 28.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

11. Трудовой кодекс РФ № - ФЗ от 21.12.2001

12. Иные нормативные акты

Конституция РФ – основной документ всего российского законодательства. Конституция закрепляет следующие основополагающие права и принципы предпринимательской деятельности: свободное распоряжение своим трудом, право частной собственности, равенство всех форм собственности, свобода экономической деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, общегражданские права человека.

Гражданский кодекс (часть 1 ) определяет правовые аспекты взаимоотношений граждан, юридических лиц и других участников предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы хозяйствования. (Приложение3)

Гражданский кодекс (часть 2) определяет правовые аспекты коммерческого и финансового предпринимательства, договорных и подрядных отношений. (Приложение)

Налоговый кодекс регламентирует общие правила определения доходов и расходов участников предпринимательской деятельности, виды, ставки налогов, налоговую базу, порядок начисления налогов и др. (Приложение4)

Трудовой кодекс определяет правовые аспекты регулирования трудовых отношений: организация труда и управление трудом, рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации. (Приложение5)

Государственная регистрация – процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования, при которой государственные органы проверяют соответствие самого юридического лица и его регистрационных документов требованиям действующего законодательства. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Юридические лица действуют на основании учредительных документов: договора или устава в зависимости от организационно-правовой формы участника предпринимательской деятельности, либо договора и устава.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Учредительный договор - документ, в котором содержится следующая информация: наименование юридического лица; место его нахождения; порядок совместной деятельности по его созданию; размер долей участия каждого из учредителей; условия передачи имущества учредителей юридическому лицу; условия участия учредителей в деятельности юридического лица; условия и порядок распределения между участниками прибыли (убытков); условия управления деятельностью юридического лица; условия выхода учредителей (участников) из состава.

В уставе в обязательном порядке должны содержаться: сведения об организационно-правовой форме, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав учредителей, вид и сфера деятельности, порядок распределения прибыли, порядок образования фондов, условия реорганизации и ликвидации.

На основе учредительного договора действуют хозяйственные товарищества.

На основе учредительного договора и устава действуют общества с ограниченной ответственностью и ассоциации.

На основе устава действуют акционерные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, потребительские кооперативы, фонды.

Законодательство в строительной сфере подвергается множественным изменениям и дополнениям, что требует юридической грамотности даже у опытных строителей. Строительство, а тем более проектирование объектов - относятся к деятельности, которые создают объекты недвижимости, и от обеспечения качества при строительстве, зависит надежная и безопасная эксплуатация этих объектов.

В соблюдении различных требований безопасности, и регулировании отношений в области строительства и состоит функция государства. В представленном обзоре дается описание некоторых базовых законодательных актов, регулирующих правовые отношения в строительной отрасли.

К основополагающим законодательным актам, в том числе при проектировании объектов, можно отнести:

1. Гражданский кодекс РФ 2 часть регулирует правовые и договорные отношения участников гражданского общества, в том числе и в строительстве. Подробно рассмотрены случаи заключения договора подряда при проектировании объектов различного назначения в части второй, IV раздела в главе 37.

Именно в договоре подряда, согласно п.2 статьи 743 Гражданского кодекса РФ, определены состав и содержание технической документации, а также предусмотрены сроки предоставления соответствующих документов, той или иной стороной, заключающей этот договор.

Собственно, Гражданским кодексом обозначается обязанность заказчика, передать задание на проектирование, и все необходимые исходные данные.

Согласно статье 759 Гражданского кодекса Российской Федерации "по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также исходные данные для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком".

От грамотно составленного договора строительного подряда зависит успех капитального строительства. Во избежание недостатков в снабжении, приводящие к нарушению процесса строительства объектов, необходимо четко прописывать в договоре обязанности по обеспечению строительства необходимыми материалами. Согласно статье 745 Гражданского кодекса эту обязанность несет подрядчик, если не предусматривалось, "что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик".

В отношении согласования готовой проектной документации, указано, что подрядчик, наряду с заказчиком, обязан согласовывать во всех органах власти и органах местного самоуправления, готовую документацию .

2. Градостроительным кодексом устанавливаются основные нормы в плане возведения и эксплуатации зданий и сооружений, и вводится государственный надзор за соблюдением требований. Градостроительный кодекс РФ изменил порядок разработки, утверждения и согласования проектной документации (глава 6).

Проектирование объектов обозначено как подготовка проектной документации, содержащей материалы по архитектурным, технологическим, конструктивным, и инженерно-техническим решениям различных объектов. Также Кодексом устанавливается перечень необходимых разделов проектной документации, применительно ко всем объектам капитального строительства, исключением являются линейные объекты.

Наряду с этим, перечислены исходно-разрешительные документы, которые представляются заказчиком или застройщиком лицу, подготавливающему проектную документацию (часть 6 статьи 48). Так как ТУ входят в состав исходных данных для подготовки проектной документации, Градостроительным кодексом обозначается порядок получения технических условий, для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (части 7-9 статьи 48). Соответственно ТУ выдаются "не позднее, чем за 30 дней до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства." (часть 9 статьи 48).

К примеру, объекты, не подлежащие прохождению государственно экспертизы, перечислены в частях 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ. Для этих объектов, пунктами 1-3, 5-6 части 7 статьи 51, регламентируется состав документов, необходимых для получения разрешения на строительство, в числе прочих - это материалы, утвержденной проектной документации в объеме, установленном пунктом 3.

Для получения разрешения на строительство объектов следует обратиться к статье 51 Кодекса. Выдача разрешения на строительство указывает на "соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом" .

3. В Земельном кодексе РФ определяются принципы законодательства по земле: использование и охрана недр, в том числе водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов. Приоритетным установлена охрана земли, нежели ее использование в свойстве объекта недвижимости.

При разработке проектной документации важным этапом является выбор земельного участка, что осуществляется согласно статье 31 Земельного кодекса РФ. В статье обозначается, что с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места строительства объекта, в исполнительный орган или орган местного самоуправления, должен обратиться заказчик, иными словами лицо, заинтересованное в выделении земельного участка. "В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты".

При необходимости отнесения земли к какой-либо категории, или перевода из одной категории в другую, следует руководствоваться положениями статьи 8 Земельного Кодекса РФ .

4. Особо необходимо отметить Федеральный Закон РФ № 184-ФЗ "О техническом регулировании". В законе разграничиваются функции государства и его граждан касательно технической деятельности. Именно государство теперь должно обеспечивать безопасность всех сторон жизни и деятельности человека, а также качество созданной продукции, посредством обозначения обязательных требований и условий, в соответствующих законодательных актах .

В частности, стоит напомнить, что выходом этого Закона были отменены обязательные, действовавшие ранее государственные стандарты (ГОСТы), строительные нормы и правила (СНиПы), и целый ряд подобных нормативов.

5. Федеральный закон от 17.11.95 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" регулирует отношения, в процессе создания архитектурных объектов с целями обеспечения безопасных, экологичных и, в общем, благоприятных условий жизни человека и общества. В законе определены права и обязанности, а также ответственность лиц, занимающихся архитектурной деятельностью. Равным образом изложены обязанности органов государственной власти, застройщиков, подрядчиков, или собственников объектов архитектуры.

При проектировании объектов довольно часто возникают ситуации, когда требуется внести изменения в архитектурный проект. Такие действия могут быть выполнены только в случае согласия автора проекта. Если же готовый проект не соответствует требованиям архитектурно-планировочного задания, то изменения в проект вносятся уже по согласованию с соответствующими органами архитектуры и градостроительства (п.1 статья 20).

6. В статьях Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" указаны требования о порядке проведении экологической экспертизы, составе экспертной комиссии, а также установлен перечень проектов, для которых обязательно прохождение экологической экспертизы.

7. Законом от 10.01.2008 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены и регулируются правовые отношения в области охраны окружающей среды, в сфере взаимодействия общества и природы, которые возникают при осуществлении какой-либо деятельности.

8. Статья 48 Градостроительного кодекса РФ ввела в действие Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2010 № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" , которое освящает требования, предъявляемые к архитектурно-строительному проектированию объектов капитального строительства.

Подробно излагаются исходные данные, необходимые для разработки проектной документации. Этот перечень уточняется в каждом определенном случае в зависимости от объекта строительства, его назначения, условий проектирования, места расположения земельного участка.

9. Положение о проведении государственной экспертизы от 27.12.2000 № 1008 отражает обязательное условие согласования градостроительной, предпроектной и проектной документации - ее разработка в строгом соответствии исходным данным, выданным органами государственного надзора и контроля. В том числе в документе обозначен перечень объектов, для которых утверждение проектной документации является обязательным.

Таким образом, в Федеральный уровень регулирования строительного комплекса входят:

– Конституция Российской Федерации;

– Гражданский Кодекса Российской Федерации;

– Градостроительного кодекса Российской Федерации;

– ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации";

– ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и т.д.

– Постановления правительства РФ, Указы Президента РФ, распоряжения и указания профильных министерств и ведомств и т.д.

На региональном уровне, в Санкт-Петербурге основу управления строительным комплексом составляет целый комплекс нормативно-правовых актов. Основополагающий - Устав Санкт-Петербурга.

Однако, преобладают федеральные правовые акты.

10. Налоговый кодекс Российской Федерации регламентирует деятельность в части налогов. В соответствии со ст. 19 главы 3 раздела II части 1 компания является налогоплательщиком. В ст.21 главы 3 раздела II части 1 расписаны права налогоплательщиков. В части 2 Налогового Кодекса РФ отражены виды налогов .

Основные налоги. Которые уплачивает предприятие:

налог на прибыль;

транспортный налог;

налог на имущество.

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Работа регламентируется ст.14.4 главы 14 данного кодекса: реализация продуктов, осуществление работ или предоставление населению услуг ненадлежащего качества либо с нарушением условий промышленных регламентов и санитарных законов .

В этом кодексе написаны главные санкции за нарушения управленческого характера, т.е. денежные штрафы, или задержание.

12. Уголовный кодекс Российский Федерации. Регламентируется в главе 19 Данного кодекса, к примеру, ст. 145 (неосновательный отказ в приеме на службу либо безосновательное сокращение беременной женщины либо представительницы слабого пола, имеющей детей в возрасте вплоть до 3-х лет), ст. 145.1 (неуплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других выплат). Кроме того регламентирует деятельность в главе 22, где показан список правонарушений, произведенных в области финансовой работы . В этом кодексе написаны главные санкции за нарушения управленческого характера, т.е. денежные штрафы, или задержание.

13. Трудовой кодекс Российский Федерации. Работа фирмы регламентируется в сфере оплаты работы, особенности оплаты работы, режима рабочего дня, защиты труда, ответственности . В этом Кодексе написаны все без исключения проблемы, сопряженные с регулировкой труда в России.

14. Федеральный закон "О обществах с ограниченной ответственностью". Федеральный закон устанавливает в согласовании с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое состояние общества с ограниченной ответственностью, полномочия и прямые обязанности его участников, процедура формирования, реорганизации и ликвидации сообщества .

15. Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Этот федеральный закон устанавливает организацию бухгалтерского учета в фирмы, а кроме того регулирует все без исключения условия бухгалтерской отчетности компании .

16. Федеральный закон РФ "О несостоятельности (банкротстве). Данный Федеральный закон определяет причины для признания должника несостоятельным, регулирует порядок и требование осуществления мер согласно предотвращению бедности (разорения), порядок и требование выполнения операций банкротства .

17. Приказ Минфина РФ с 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"

18. ПБУ 9/99 "Доходы организации" определяет принципы образования в бухгалтерском учете данных о заработках торговой компании .

19. ПБУ 10/99 "Расходы организации" определяет принципы образования в бухгалтерском учете данных о затратах торговой компании .

20. Устав ООО "КАМО". Устав фирмы устанавливает цель работы, уставной капитал сообщества, полномочия и прямые обязанности обладателей акций, рабочие взаимоотношения, причины с целью реорганизации и ликвидации сообщества.

Таким образом, деятельность организации основывается на следующих нормативных актах: Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, уголовный Кодекс, Трудовой Кодекс, ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ФЗ "О бухгалтерском учете", ФЗ "О несостоятельности (банкротстве), ПБУ 9/99, ПБУ 10/99.

Таким образом, финансовый анализ является частью общего анализа, который состоит из двух взаимосвязанных разделов: финансового и управленческого анализа. Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета. Однако такое деление является условным.

Финансовый анализ подразделяется на внешний и внутренний. Внешний финансовый анализ основывается на публикуемой отчетности, а внутренний анализ - на всей системе имеющейся информации о деятельности предприятия.

Основное различие между внутренним и внешним финансовым анализом заключается в разнообразии целей и задач, решаемых различными субъектами анализа. Процесс проведения финансового анализа зависит от поставленной цели.