Кредитно денежная политика государства кратко. Участие ЦБ в операциях на фондовых биржах. Операции на открытом рынке

Экономика государства развивается во многом за счет реализации финансовыми властями страны денежно-кредитной политики. В чем ее сущность? Какие из ее методов наиболее распространены?

В чем заключается сущность денежно-кредитной политики?

Термин «денежно-кредитная политика» обычно рассматривается в контексте деятельности Центрального банка государства или иной структуры, выполняющей те функции, которые соответствуют ЦБ. В частности, такие как:

Такое обязательство существует для правительств стран зоны евро в форме правил Пакта стабильности и роста. В интересах правительств доверие к Пакту не страдает в условиях кризиса. Анализ причин кризиса показал, что разрыв и ошибочное регулирование и надзор за финансовым сектором явились решающим фактором на пути к кризису.

Указывается сдвиг парадигмы. Более эффективная и решительная регуляторная и регулирующая роль государства на финансовых рынках будет необходима для противодействия серьезным финансовым нарушениям рынка, которые произошли в будущем. В настоящее время эта точка зрения широко признана, в том числе в англосаксонских странах, и отражена в международных инициативах по реформированию мировой архитектуры финансового рынка. Принятые решения включают инициативы для. Более жесткое регулирование финансовой системы и укрепление международного сотрудничества в области финансового надзора. Будет важно найти правильный баланс между необходимым контролем и свободой рынка.

Регламентация деятельности субъектов финансовой рынка;

Лицензирование коммерческих банков;

Управление инфляцией;

Реализация валютной политики;

Содействие управлению бюджетным капиталом государства.

Иное наименование рассматриваемого понятия - «монетарная политика». Деятельность ЦБ и аналогичных структур, которые ее проводят, имеет определенные цели. Рассмотрим то, в чем они могут заключаться.

Опять же, основные нормативные соображения полезны. Новая нормативная база для финансового рынка должна быть сосредоточена на установлении основополагающих правил и не приводить к длинным спискам индивидуальных мер, которые неизбежно были бы неполными и, следовательно, неэффективными и искажающими.

Прежде всего, это эффективное и надежное закрепление принципа ответственности в нормативной базе глобальных финансовых рынков в целях предотвращения спекулятивных излишеств. Для всех участников рынка должно быть ясно, что они сами должны нести последствия рисков, которые они понесут.

Цели монетарной политики

Ключевые цели денежно-кредитной политики, в целом, соответствуют функциям ЦБ РФ, о которых мы сказали выше. Речь идет о таких целях, как:

Сдерживание чрезмерной инфляции;

Обеспечение социальной защиты граждан;

Управление капитализацией ключевых отраслей экономики;

Оптимизация платежного баланса — но за счет увеличения экспорта.

Однако новые правила не должны приводить к неоправданным ограничениям на принцип открытых рынков, частной собственности и свободного выбора и организации финансовых контрактов, поскольку это повлияет на функционирование и инновации на мировых финансовых рынках. Правила, регулирующие эти принципы, должны применяться во всех странах, на всех рынках и для всех участников рынка. Это необходимо для предотвращения регулятивного арбитража и регулятивных пробелов.

Однако уроки не следует изучать только в отношении структурных рамок глобальной финансовой системы. Из-за финансовых неудач, долгосрочные риски стабильности цен можно легко упустить. Фактически, наша стратегия двух столпов оказалась очень полезной в преддверии кризиса. В то же время мы интерпретировали сильную денежную экспансию на фоне эмпирически доказанной тесной взаимосвязи между развитием цен на активы и агрегатами денег и кредитов. Это было явное предупреждение о возможных дисбалансах на рынках активов, особенно на рынках недвижимости.

От чего зависит выбор государством той или иной разновидности монетарной политики? Каким образом определяются приоритетные цели денежно-кредитной политики центрального банка?

Как правило, это зависит от текущего уровня стабильности финансовой системы государства, а также динамики развития экономики страны в целом. Если национальное хозяйство относится к развивающимся, то для ЦБ может быть приемлемо выбирать либеральную стратегию: она, как правило, способствует активизации инвестиций, стимулирует деловую активность в условиях незанятых сегментов рынка.

Финансовый кризис не ставит под сомнение рыночную экономику, как утверждают некоторые. Вместе с тем он показывает, что принцип нерегулируемых финансовых рынков, в котором государство имеет только роль спасателя по необходимости, неустойчиво. Подтверждаются принципы и принципы регулирования, разработанные Францем Бемом и Уолтером Океном: рынки нуждаются в эффективных правилах каротажа, чтобы функционировать стабильно и эффективно. Не всегда необходимо обращаться к англосаксонским экономистам, когда они требуют нормативной базы для мировой экономики.


В случае, если в экономике возникнет кризисная ситуация, цели денежно-кредитной политики государства могут измениться. В этом случае может возникнуть потребность в снижении уровня инфляции. Как мы отметили выше, достижению данной цели способствует консервативная денежно-кредитная политика. Цели ее, таким образом, во многом отражают экономическую ситуацию в государстве. Если национальное хозяйство развивается динамично — монетарная политика может характеризоваться одними признаками, при кризисных тенденциях — иными.

Принципы регулирования также указывают путь к эффективному и устойчивому управлению кризисом. Ценные бумаги, представляющие собой долю в капитале акционерной корпорации. Он предоставляет права собственности владельца и права собственности. Планируемые будущие доходы и расходы в течение определенного периода. Бюджет успеха сравнивает планируемые будущие затраты и доходы или запланированные расходы и доходы.

Дивиденд, выплачиваемый акционерной корпорацией за акцию. Дивиденды будут определены Общим собранием по требованию Совета директоров. Дивиденды также включают выплаты держателям сертификатов участия и участия. Холдинги наличными и книжные деньги в экономике.

Еще один распространенный критерий классификации денежно-кредитной политики — масштабы. Так, выделяют тотальные и селективные методы регулирования экономики. Рассмотрим их особенности подробнее.

Масштабы денежно-кредитной политики

Прежде всего, стоит отметить, что оба изученных выше типа монетарной политики, консервативная и либеральная, могут быть как тотальными, так и селективными. Разница между рассматриваемыми разновидностями финансовой системой предопределяется, таким образом, масштабами юрисдикции решений, которые принимаются Центробанком.

Меры, с помощью которых центральные банки управляют процентными ставками на денежном рынке и, следовательно, денежной массой страны или валютной зоны. Не текущие темпы инфляции влияют на действия потребителей и инвесторов, но их мнение о том, как будет развиваться инфляция в будущем. Это изменение сообщается как уровень инфляции. Напротив: дезинфляция, дефляция. Жизнь производного или облигации. Сроки в опционном бизнесе, в течение которого может осуществляться американский вариант.

Стратегическая цель каждого центрального банка, где стабильные цены не приравниваются к инфляции в 0%. Государственный дефицит без учета процентных расходов по существующему государственному долгу. Определяет значение, скорректированное с учетом инфляции. Название бразильской валюты.

Так, если ЦБ реализует тотальную монетарную политику, то его распоряжения распространяются на все кредитно-финансовые институты, функционирующие в государстве. Цели, методы денежно-кредитной политики могут быть в данном случае связаны с необходимостью стимулирования развития ключевых секторов в экономике, проведения модернизации банковской инфраструктуры государства.

Оставшийся срок опциона до погашения. Чем дольше оставшийся срок действия опциона, тем выше вероятность того, что цена базовой и, следовательно, цены опциона будет развиваться в пользу Покупателя. Облигация, выпущенная государством для удовлетворения своих внутренних или внешних потребностей в займах. Выручка государственных облигаций служит эталоном для других эмитентов того же государства. Швейцария, в отличие от других стран, не выпускает облигации Конфедерации за рубежом.

Экономический институт, ответственный за снабжение экономики деньгами. В то же время он направлен на установление денежной стабильности и, в зависимости от устава, полной занятости и адекватного экономического роста. Чтобы ответить на эти вопросы, экономисты разработали разные подходы с течением времени.

Селективная структур предполагает распространение юрисдикции решений, принимаемых ЦБ, на ограниченное количество кредитно-финансовых структур. Так, ЦБ, реализуя селективную политику, может:

Устанавливать лимиты по расчетам;

Определять нормы кредитования;

Устанавливать отдельные критерии эффективности работы коммерческих финансовых организаций.

Согласно традиционной монетаристской перспективе, обобщенной Мильтоном Фридманом более сорока лет назад, инфляция всегда и везде является денежным явлением. Дирк Нипельт является директором Исследовательского центра Герзензее, Фонда Швейцарского национального банка и профессором экономики в Бернском университете.

Энцо Росси является научным консультантом Швейцарского национального банка. Они представляют их личное мнение. Его основные предположения и выводы противоречивы в науке и менее известны широкой публике. В дополнение к монетаристским и новым кейнсианским взглядам альтернативные теории играют гораздо более важную роль в объяснении инфляции.

В данном случае целью ЦБ может быть оптимизация конкретных элементов кредитной системы государства, улучшение платежной инфраструктуры, совершенствование стандартов, в соответствии с которыми проводятся различные платежные операции.

На практике цели и задачи кредитно-денежной политики государства, то есть, Центрального банка или аналогичных ему институтов, довольно часто меняются. Это связано с постоянными изменениями в экономических процессах внутри государства и за его пределами, с влиянием социально-политических факторов, технологическим прогрессом. Таким образом, ЦБ может регулярно задействовать все отмеченные типы монетарной политики — причем, в разных сочетаниях и очередности.

Если они этого не сделают, а вкладчики и инвесторы считают, что обслуживание долга штата может быть гарантировано только с помощью «печатной прессы», то высокий государственный долг и неизбежный дефицит создают риск стабильности цен. ■ Суверенный долг не играл ключевой роли в инфляции, говорят монетаристы и новые кейнсианцы.

Центральный банк бессилен без поддержки фискальных органов, говорит фискальная теория цен. ■ Теория служит предупреждением: ожидаемое ухудшение государственного бюджета может способствовать росту инфляции. Справедливость этого уравнения неоспорима, обсуждение поджигается его интерпретацией. С обычной точки зрения уравнение является ограничением государственных доходов и расходов.

Безусловно, в отдельные достаточно длительные периоды государство может выбирать приоритетные методы управления экономическими процессами и в меньшей степени интенсивно задействовать альтернативные им. Но при существенном изменении внешней конъюнктуры, влиянии политических факторов ЦБ может пересмотреть собственные подходы к реализации монетарной политики.

Во-первых, первая из этих двух возможностей. Для этого сеньоража центральный банк должен рано или поздно расширять свою денежную массу. Рост денег растет и, как следствие, инфляция. Можно сделать два вывода. Во-вторых, проблема инфляции может быть решена институционально. Для этого центральный банк должен надежно пообещать, что он откажет налоговым органам в отсутствии сомнений в отсутствии дохода. Страны во всем мире попытались реализовать этот подход, предоставив своим центральным банкам и их представителям широкую независимость и придав им приоритет цели ценовой стабильности.

Полезно будет теперь рассмотреть конкретные инструменты, посредством которых Центробанк регулирует экономические процессы в стране.

Инструменты монетарной политики государства

Современные экономисты выделяют следующий перечень основных инструментов, о которых идет речь:

Установление норм по резервам коммерческих банков;

Но, учитывая второй вариант, этого может быть недостаточно. Реально предположить, что государственный долг не индексируется. Такой сценарий известен как фискальная теория цен, а его значимость распространена известными экономистами, такими как Джон Кокрейн, Эрик Лайпер, Кристофер Симс или Майкл Вудфорд.

Вот два сценария: в обоих случаях нынешняя стоимость государственного долга одинакова, они предполагают неожиданное сокращение дисконтированных первичных балансов, и в обоих сценариях происходит изменение структуры доходности. Единственное различие заключается в том, что в первом случае весь государственный долг должен быть в настоящее время, а во втором случае он имеет долгую остаточную зрелость.

Участие ЦБ в сделках на фондовых биржах;

Установление ключевой ставки;

Регламентация деятельности коммерческих кредитных организаций.

Изучим их подробнее.

Резервные требования для коммерческих банков

Первый инструмент из перечня, рассмотренного выше, рассматривается как один из ключевых, поскольку позволяет Центробанку оказать значительное влияние на соотношение спроса и предложения капитала в экономике государства. Дело в том, что объем собственных резервов коммерческого кредитно-финансового учреждения напрямую определяет возможности банка, выступающего субъектом кредитования. Если требования, установленные ЦБ для соответствующего ресурса, высоки, то активность банков в соответствующем сегменте финансового рынка снижается. Как следствие — уменьшается капитализация экономики в части реального сектора, однако, может повыситься с точки зрения капиталоемкости финансовой сферы, депозитов граждан.

Снижение первичных балансов отражается от одного к одному в повышении уровня цен в первом сценарии. Во втором сценарии это не так, поскольку рыночная стоимость номинальной задолженности изменяется в связи с новой структурой процентных ставок. Потому что высокие процентные ставки увеличат задолженность в будущем и, следовательно, еще больше усугубят стабильность цен. Хотя он может определять номинальные краткосрочные процентные ставки, в среднесрочной и долгосрочной перспективе центральный банк будет бессилен контролировать уровень цен без сильной поддержки налоговых органов.


Ужесточение требований к резервам коммерческих банков может способствовать снижению инфляции и достижению иных требующих консервативного подхода целей денежно-кредитной политики. Является ли рассматриваемый инструмент эффективным с точки зрения решения стратегических задач в экономике?

Поэтому независимость центрального банка недостаточно для обеспечения стабильности цен. Несмотря на огромный государственный долг и постоянные высокие дефициты во многих странах, экономическая среда кажется более дефляционной, чем инфляционная. Чрезвычайно низкие процентные ставки по государственным облигациям предполагают, что рынок доверяет правительствам решать свои финансовые проблемы.

Высокий первичный дефицит может сопровождаться стабильными ценами, если они сопровождаются ожиданием того, что государство будет генерировать первичные излишки в будущем. Серьезные финансовые проблемы часто сопровождались периодами высокой инфляции, и без бюджетных проблем цены оставались стабильными на регулярной основе.

В среде экспертов мнения на этот счет разные. Некоторые аналитики считают, что изменение нормативов в части резервных требований должно быть временной мерой, другие полагают, что ЦБ РФ следует регулярно задействовать соответствующий инструмент — особенно часто в условиях кризиса и неопределенности различных процессов в национальном хозяйстве.

С другой стороны, верно, что обычно сильные политические силы борются с увеличением налогов или сокращением расходов, а в некоторых случаях не имеют инфраструктуры для получения более высоких налоговых поступлений. Но прошлое также показывает, что, несмотря на сильное сопротивление, часто требуются корректировки.

Он служит предупреждением против любых инфляционных последствий суверенного долга в сочетании с падением первичных излишков. Независимо от того, рассматривают ли правительства бюджетное уравнение государства как ограничение или нет, суверенный долг не исчезает сам по себе. Они должны быть поданы, их владельцы экспроприированы, или они должны быть обесценены инфляцией. Ни один из этих вариантов не свободен.

Участие ЦБ в операциях на фондовых биржах

Следующий распространенный инструмент монетарной политики ЦБ — регулирование сделок на фондовых биржах. Соответствующие финансовые учреждения являются площадками для открытых торгов. В том числе и тех, что предполагают сделки по купле-продаже ценных бумаг, эмитируемых государством, а также крупнейшими предприятиями, которые осуществляют деятельность в стране.

ЦБ в данном случае может быть активным игроком рынка, покупая или продавая те или иные виды ценных бумаг. Как правило, Центробанк участвует в сделках, отражающих оборот государственных облигаций. В случае, если он их покупает, это свидетельствует о том, что реализуемая им денежно-кредитная политика цели преследует те, что характеризуют либеральный подход к регулированию экономики. То есть, государство или крупнейшие компании, получив капитал от ЦБ, могут направить его на инвестирование в новые проекты (бюджетные, коммерческие), осуществить стимулирование развития тех или иных отраслей.

В свою очередь, продажа ценных бумаг может свидетельствовать о том, что цели денежно-кредитной политики ЦБ связаны с реализацией консервативного подхода к управлению экономическими процессами — поскольку в этом случае капитализация рынка снижается.

Установление ключевой ставки

Следующий инструмент ЦБ — установление ключевой ставки. Данный показатель, как мы отметили выше, предопределяет условия кредитования на рынке в целом.


Так, высокая ключевая ставка ЦБ РФ может говорить о том, что цели денежно-кредитной политики Банка России — снижение динамики капитализации отдельных отраслей экономики за счет заемных средств, а также уменьшение инфляции. Вместе с тем, высокая ключевая ставка Центробанка, как правило, стимулирует привлечение денежных средств граждан в банки в виде вкладов — под высокий процент. В результате растет капитализация, в свою очередь, кредитно-финансовой организации.

Регламентация финансовых операций коммерческих банков

Еще одно важнейшее направление монетарной политики государства — регламентация, установление стандартов работы коммерческих банков. Оно осуществляется в связи с тем, что финансовым властям необходимо обеспечивать стабильность функционирования банковской системы как одного из ключевых ресурсов для реализации монетарной политики.

Коммерческие кредитные учреждения играют роль важнейших финансовых институтов государства. Они должны обладать устойчивой инфраструктурой и осуществлять деятельность в соответствии со строгими регламентами — так, чтобы их клиенты, граждане, предприятия и бюджетные структуры, имели возможность пользоваться защищенными и доступными услугами. Основные цели денежно-кредитной политики государства также предполагают самое активное задействование данной инфраструктуры. Задача ЦБ — обеспечить эффективное правовое регулирование ее выстраивания и модернизации.

Денежно-кредитная политика Банка России: основные приоритеты

Полезно будет рассмотреть то, каких приоритетов придерживается российский ЦБ в монетарной политике. Выше мы отметили, что Центробанк как главное кредитно-финансовое учреждение государства выбирает тот или иной подход в управлении экономическими процессами исходя из положения дел в национальном хозяйстве, реальных факторов, влияющих на развитие экономики. Соответствующий принцип характеризует и российский ЦБ.

Данная кредитная организация, как показывает практика, реализует преимущественно консервативные стратегии в периоды рецессии и либеральные — при росте экономики государства. Так, в кризис 2008-2009 годов ключевая ставка ЦБ РФ была существенно увеличена: это замедлило рынок кредитования, существенно сократило капитализацию в экономике но, вместе с тем, во многом позволило сохранить инфляцию на приемлемом уровне. После преодоления кризиса ключевая ставка снизилась: ЦБ перешел к либеральной политике управления экономическими процессами.


По причине падения цен на нефть и осложнения международных отношений России в экономике РФ в 2015 году вновь наступила рецессия. ЦБ повысил ключевую ставку и продолжает держать ее на достаточно высоком уровне. Уровень инфляции — если рассматривать его как основной критерий эффективности монетарной политики, как показывают статистические данные, находится в РФ на приемлемом уровне.

Опять же, отметим, что в среде экономистов есть разные оценки подходов ЦБ РФ к регулированию экономики: есть точка зрения, что ключевую ставку нужно снижать и стимулировать кредитование, как следствие — повышать уровень капитализации различных отраслей национального хозяйства.

Резюме

Итак, мы рассмотрели сущность, основные цели и инструменты денежно-кредитной политики государства, которая также именуется монетарной. Главный ее субъект — Центральный банк. В его ведении — регулирование инфляции, платежного баланса, ключевой ставки, регламентация деятельности коммерческих финансовых учреждений, которые также играют важнейшую роль в реализации монетарной политики государства. В зависимости от экономической ситуации внутри страны, за ее пределами, влияния социально-политических факторов ЦБ может выбирать ту или иную монетарную стратегию, а также конкретные инструменты для ее реализации. В общем случае они отражают один из 2 подходов: консервативный — предполагающий сокращение капитализации экономики или ключевых ее отраслей, или же либеральный — характеризующийся стремлением ЦБ стимулировать активный обмен капиталами участников рынка.


При необходимости один подход может сменять другой. Например, при появлении факторов, способствующих экономической рецессии, цели денежно-кредитной политики России, как правило, отражают стремление финансовых властей к сокращению объемов капитализации экономики. Это выглядит как увеличение Центробанком ключевой ставки, в ряде случаев — изменение требований к резервам коммерческих кредитных учреждений. Но как только экономическая ситуация в государстве стабилизируется — ЦБ, как правило, снижает ключевую ставку.

Денежно-кредитная политика - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным Банком в целях регулирования совокупного спроса путём планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии. В этом случае имеет место кредитная экспансия . Подобной политики Центральный Банк придерживается в условиях спада производства и увеличения безработицы, стремясь оживить рыночную конъюнктуру. Напротив, в случае экономического подъёма, желая предотвратить перегрев экономики, Центральный Банк сдерживает кредит и ограничивает денежную эмиссию. Тогда имеет место кредитная рестрикция.

Важная задача Центрального Банка в области денежно-кредитной политики - контроль за денежным обращением с целью предотвращения инфляции или снижения её темпов. Базовый для такого регулирования вопрос - какое количество денег необходимо для обращения, и какими принципами следует руководствоваться при проведении денежно-кредитной политики.

Все инструменты денежно-кредитной политики можно разделить на две группы: общие инструменты , влияющие на денежный рынок в целом; и селективные инструменты , предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм.

Общими инструментами кредитно-денежной политики Центрального Банка являются: операции на открытом рынке, учётно-процентная (дисконтная) политика, основанная на изменении учётной ставки; установление нормы обязательных резервов для коммерческих банков .

Дадим краткую характеристику основным денежно-кредитным инструментам.

Операции на открытом рынке - это купля-продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг

Продажа ценных бумаг коммерческим банкам и другим финансовым учреждениям Центральным Банком приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Соответственно, уменьшаются возможности коммерческих банков по предоставлению ссуд своим клиентам. В результате предложение денег уменьшается.

Покупка ценных бумаг у коммерческих банков даёт обратный результат: резервы коммерческих банков и их возможности по выдаче ссуд расширяются, предложение денег растёт.

Операции на открытом рынке эффективны в тех странах, где существует ёмкий рынок государственных ценных бумаг .

Учётно-процентная (дисконтная) политика Центрального Банка состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у Центрального Банка.

Если Центральный Банк поднимает официальную учётную ставку, то коммерческие банки сокращают объём заимствований, что, в свою очередь, ведёт к снижению резервов, повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций.

Понижая учётную ставку . Центральный Банк создаёт условия для увеличения резервов и снижения процентных ставок, а объём кредитных операций растёт.

Механизм учётно-процентной ставки эффективно действовал в начале XX века. В дальнейшем применение этого инструмента денежно-кредитной политики давало меньший результат. Этому способствовали действия банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рынка. Интернационализация хозяйственной жизни также снизила эффективность учётно-процентной политики: снижение учётной ставки может привести к оттоку капиталов из страны.

Установление нормы обязательных резервов коммерческих банков также используется Центральным Банком для прямого воздействия на величину банковских резервов. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию.

Монетарная политика Центрального Банка представлена в двух видах:

Политика “дешёвых ” денег. Она проводится в период спада в целях стимулирования инвестиций и расширения объема производства.

Центральный Банк увеличивает предложения денег путем:

Снижения нормы обязательных резервов;

Уменьшения учетной ставки;

Скупке на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Политика “дорогих” денег проводится в период инфляции в целях сокращения совокупного спроса.

Центральный Банк при этом уменьшает предложение денег путем:

Увеличения нормы обязательных резервов;

Повышения учетной ставки;

Продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Эффективность денежно-кредитной политики. Вопрос о том, способна ли кредитно-денежная политика обеспечить полную занятость без ускорения инфляции, остается открытым. Это объясняется тем, что использование денежно-кредитной политики для этой цели имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их.

К достоинствам денежно -кредитной политики обычно относят как её более быстрое действие по сравнению с фискальной политикой, так и то, что денежно-кредитная политика менее подвержена политическому давлению, чем фискальная.

Недостатками денежно -кредитной политики считают то, что она менее эффективна по части недопущения спада, чем в обуздании инфляции. Отмечается также, что её положительный эффект может быть поглощён изменениями скорости обращения денег и тем, что она не всегда приводит к существенному изменению расходов на инвестиции в экономике.

Выводы .

1. Денежная система - это форма организации денежного обращения.

2. Денежная масса, обращающаяся в стране, условно подразделенная на денежные агрегаты (М 1 , М 2 , М 3 , L), отличающиеся по степени ликвидности.

3. Спрос на деньги есть функция процентной ставки. Спрос на деньги определяется трансакционными и спекулятивными мотивами.

4. Предложение денег относительно стабильно и определяется государством.

5. На денежном рынке формируется равновесная ставка процента.

6. Формой движения денежного капитала является кредит на принципах возвратности и платности. Кредитная система включает в себя банки и другие кредитно-финансовые институты, являющиеся финансовыми посредниками.

7. Банковская система - двухуровневая, включает ЦБ и коммерческие банки. Коммерческие банки осуществляют пассивные и активные операции с целью извлечения банковской прибыли.

8. ЦБ осуществляет денежную политику с помощью учетной ставки, нормы обязательных резервов, операций на открытом рынке.

Вопросы для повторения

1. Назовите основные функции денег.

2. Каковы компоненты денежной массы? Различаются ли они по степени ликвидности?

3. От чего зависит спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов?

4. Каковы будут последствия увеличения денежной массы в экономике с неполной занятостью?

5. Почему в проведении денежно-кредитной политики существует дилемма промежуточной цели?

6. Покажите, что происходит, если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов.