Положительный эффект иммиграции в принимающей стране. Выгоды и ущерб для стран от трудовой миграции

Использование иностранной рабочей силы приносит следующие выгоды странам иммиграции:

· занятость вакансий, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 1990-е годы трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во Франции - 6,2%;

· расширение внутреннего рынка страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими. К тому же деньги на их счетах используются в экономике;

· снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население;

· при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку. Например, США только в сфере образования и науки сэкономили с 1965 г по 1990 г примерно 15 млрд. долл. К тому же, иностранным рабочим меньше платят, соответственно у фирмы снижаются издержки;

· иммигранты омолаживают структуру трудовых ресурсов развитых стран, имеющих тенденцию к старению.

Наряду с положительными сторонами иммиграции есть и отрицательные - в стране может расти уровень социальной и национальной напряженности, увеличивается преступность, наблюдается перенаселенность, могут вырасти расходы государства.

Страны-доноры тоже получают выгоду от оттока рабочей силы:

· снижается безработица;

· растет уровень заработной платы и благосостояния, сокращаются расходы государства на социальную поддержку;

· увеличиваются валютные поступления за счет переводов из-за границы.

В ряде случаев валютные поступления от экспорта рабочей силы могут превышать выручку от экспорта товаров (например, в Пакистане - в 5 раз, в Йемене - в 30 раз). Для основных мировых экспортеров рабочей силы денежные переводы эмигрантов являются весьма значительным источником поступления валюты в страну и составляют значительную часть платежного баланса страны, в котором имеется специальная статья «Денежные переводы работников из-за рубежа». Так, валютные переводы эмигрантов составляют в Египте, Пакистане порядка 12-13% ВВП, а в Таджикистане - 34% ВВП. В некоторых случаях дефицит торгового баланса страны превращается в избыток платежного баланса благодаря валютным поступлениям от эмигрантов. Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще на такую же сумму, что они перевели в страну.

После возвращения на родину эмигранты нередко обладают достаточно высокой квалификацией и могут быть организаторами трудового процесса, передавать приобретенные за границей профессиональные навыки другим. Возвращаясь на родину с определенными накоплениями, мигранты формируют средний класс, страна получает как бы «обогащенные» трудовые ресурсы. Необходимо лишь создать возвращающимся благоприятные экономические и социальные условия для реализации их потенциала.

В целом, выгоду от экспорта рабочей силы получает не только государственный бюджет страны, но и вся экономика.

Негативные последствия для страны-донора:

· потеря трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате происходит старение трудовых ресурсов;

· теряются затраты на образование и профессиональную подготовку кадров;

· происходит «утечка умов».

«Утечка умов» является характерной особенностью современных процессов трудовой миграции. Поток таких мигрантов направлен, главным образом, в промышленно развитые страны, которые получают за счет приезда таких работников значительный экономический эффект. Страна, не затрачивая средств на подготовку такого специалиста, сразу получает отдачу от его высокоэффективного труда. По имеющимся оценкам, прибыль, получаемая в результате эксплуатации «чужих умов», превышает объем помощи, оказываемой развивающимся странам, в Канаде - в 7 раз, а в Великобритании - в 3 раза.

Баланс соотношения выигрыша и потерь на практике чаще всего складывается в пользу принимающей страны, а общественное мнение об убыточности приема иммигрантов оказывается неверным. Однако миграция рабочей силы нередко порождает отрицательные внешние эффекты, принимающие форму издержек, которые невозможно оценить в деньгах. Например, неравномерная иммиграция может создать излишнюю плотность населения в отдельных регионах, что вызывает социальную напряженность в обществе, межнациональную неприязнь. «Утечка умов» приводит к нежелательным структурным сдвигам в экономике, падению престижа отечественной науки, старению научных кадров.

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:

· рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не хотят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране;

· рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.

Влияние миграции на рынок труда

Для упрощения анализа представим мир в виде модели двух стран, включающей страну I с высоким уровнем жизни и страну II с низким уровнем. Допустим также, что:

1) миграция не влечет за собой никаких издержек;

2) единственной причиной миграции является разница в заработной плате;

3) ни в одной стране законы не препятствуют иммиграции.

При данных условиях рабочие из страны II будут эмигрировать в страну I до тех пор, пока заработная плата в двух странах не установится на одинаковом уровне. Простая экономическая схема миграции представлена на рис.8.1.

Рис.8.1. Механизм функционирования мирового рынка рабочей силы

(ЗП - заработная плата, долларов в час; ЧР - число рабочих, млн.)

Спрос на рабочую силу в стране I обозначен D I , а спрос на рабочую силу в стране II D II . Более высокий спрос на рабочую силу в стране I обусловлен рядом причин.

Рабочие из страны II будут эмигрировать в страну I , пока заработная плата не установится на одинаковом уровне W E . До того, как установится это равновесие, F С(= f с) миллионов рабочих эмигрируют из страны II в страну I . Средний уровень заработной платы в стране I упадет с W I , до W II . Объем же национального продукта в этой стране увеличится с 0 abc до 0 adf . В стране II , напротив, средний уровень зарплаты повысится с W II до W E , а объем национального продукта уменьшится с 0АВС до DF .

Признавая, что прирост национального продукта cbdf в стране въезда превышает потери FDBC , можно сделать вывод, что реальный объем национального продукта во всем мире увеличился.

Приток иммигрантов увеличит доходы предпринимателей в стране въезда. Доходы предпринимателей в стране выезда, соответственно, уменьшатся. Объем национального продукта страны I до иммиграции был равен b с , общий фонд заработной платы (ставки заработной платы, умноженные на число рабочих) – 0 W 1 bc . Оставшийся треугольник W 1 ab представляет доход бизнеса. В стране II потери бизнеса составляют W E AD .

Проанализированная модель содержит ряд упрощающих допущений. Освободимся от некоторых из них и посмотрим, как это повлияет на наши выводы.

Перемещение требует от мигрантов и экономических, и психологических издержек. Они чувствуют себя оторванными от друзей и родственников, ощущают неуверенность в незнакомой стране. Это имеет столь важное значение, что далеко не все решатся на перемещение. Поэтому следует предусмотреть сохранение разрыва в уровнях заработной платы даже при существовании полной юридической свободы передвижения. Эта модель представлена на рис.8.2.

Когда миграция не разрешена (точка А на обеих диаграммах), рабочие страны I получают 4,5 доллара в час, рабочие аналогичного уровня квалификации страны 1,25 доллара в час.

Если все формальные барьеры к миграции устранены, рабочие страны II могут отправиться в страну I .

Поскольку перемещение требует от мигрантов определенных издержек, лишь незначительное число лиц сочтет выигрыш в заработной плате достаточным, чтобы компенсировать издержки миграции. Приток мигрирующей рабочей силы, таким образом, снизит уровень зарплаты в стране I только до 4 долларов в час в точке В , а утечка этих же рабочих из страны II приведет к росту часовой ставки заработной платы здесь до 1,6 доллара. Новое равновесие в точке В означает, что число желающих мигрировать из страны II точно соответствует спросу на дополнительных рабочих в стране I при плате 4 доллара в час.

Рис.8.2. Влияние свободы передвижения на рынок труда

(ЗП - заработная плата, долларов в час; ЧР - число рабочих, млн.)

Решившиеся на переезд получают в новой стране 4 доллара в час, но этот час стоит лишь 1,6 доллара в прежней стране, а разницу составляют различные издержки переезда и работы за рубежом.

Чтобы измерить чистый выигрыш мигрантов, необходимо измерить область под кривой спроса на труд мигрантов между старым и новым уровнем зарплаты – 1,25 и 1,6 доллара в час, или областей d и е .

Рабочие, оставшиеся в стране II (кривая предложения их труда – S iI ), выигрывают благодаря тому, что снижение конкуренции за рабочие места повышает часовые ставки зарплаты с 1,25 до 1,6 доллара. Выигрыш рабочих составит эквивалент площади с .

Их наниматели теряют часть прибылей, поскольку вынуждены платить работникам более высокую зарплату. Потери предпринимателей страны выезда составят область (с+ d ) .

Предприниматели страны въезда выигрывают от дополнительного предложения труда. Снижение часовых ставок зарплаты с 4,5 до 4 долларов приносит им область (а+ b ) .

Рабочие страны въезда теряют область а , так как снижаются ставки их зарплаты.

Таким образом, некоторые группы абсолютно выигрывают, а некоторые абсолютно теряют в результате введения свободы передви жения между странами.

Страна въезда, безусловно, выигрывает: выигрыш предпринимателей (и всех потребителей, покупающих их продукцию) явно перевешивает потери рабочих – область b ) не может быть меньше, чем область а . Отсюда следует вывод, что идею ограничения иммиграции никак нельзя обосновать чистыми экономическими потерями для страны.

Страна эмиграции после отъезда мигрантов определенно теряет: потери предпринимателей (с+ d ) не могут быть меньше, чем выигрыш рабочих с .

Мир в целом выигрывает, потому что свобода миграции позволяет людям переехать в ту страну, где они могут внести более весомый вклад в мировое производство. Миграция дает прирост эффективности. Она позволяет всему миру произвести больший объем национального продукта при том же объеме ресурсов.

Наши модели предполагали полную занятость как в принимающей стране, так и в стране выезда. Причиной миграции являлась разница в оплате труда в странах. Однако во многих случаях не низкая заработная плата «выталкивает» эмигрантов с родины, а хроническая безработица или неполная занятость. Данное допущение приводит нас к иным выводам.

Если выехавшие лица были в своей стране безработными, то страна только выигрывает от их эмиграции, потому что эти безработные не вносят никакого вклада в национальный продукт страны и живут на трансфертные платежи за счет остальных рабочих. Благосостояние остальных рабочих увеличится на сумму этих трансфертных платежей, если безработные эмигрируют.

Если же рабочие-иммигранты не смогут найти работу в стране въезда и будут получать средства к существованию в виде трансфертных платежей за счет работающих в принимающей стране, то реальные доходы коренных жителей снизятся.

Последствия миграции для государственного бюджета.

Мигранты перестают платить налоги в своей родной стране, но сталкиваются с необходимостью платить новые налоги в принимающей стране. Они пользуются в новой стране такими благами, как национальная оборона, система безопасности и охрана порядка, природная среда, система государственного образования, отказываясь от аналогичных услуг в своей стране. Они также получают новые права в сфере таких трансфертных платежей как страхование по безработице, выплаты по социальному страхованию и обычные пособия по бедности.

Каков же общий баланс этих воздействий? В стране эмиграции потери в связи с отсутствием будущих налоговых поступлений от мигрантов превышают выигрыш, получаемый в результате сокращения приходящихся на них государственных благ и услуг.

В стране иммиграции мигранты выплачивают в виде налогов много больше, чем их приезд стоит бюджету.

Этот баланс в пользу принимающей страны еще больше усиливает ее общий выигрыш от миграции, показанный на рис.8.2 (область b ).

Однако данный анализ не учитывает, что страна-экспортер имеет также прямые источники доходов от экспорта рабочей силы . Это:

1) налоги с прибыли фирм-посредников,

2) налоги с непосредственных переводов мигрантов на родину для поддержки семей и родственников

3) личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг);

4) капиталы из стран-импортеров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу;

5) прямые платежи эмигрантов, если это предусмотрено законодательством (в Турции молодые мигранты вносят в государственный бюджет специальную сумму за предоставленную отсрочку от воинской службы).

Экспорт рабочей силы может быть источником валютных поступлений. Расчеты показывают, что валютный эффект от экспорта рабочей силы минимум в пять раз выше валютной эффективности товарного экспорта Поэтому многие страны специализируются на экспорте трудовых услуг.

Миграция рабочей силы порождает международное движение денежных средств, так как экспорт рабочей силы неизбежно вызывает денежные переводы эмигрантов.

Переводы эмигрантов включаются в статью «Частные невостребованные переводы». Частные переводы включают:

– поступления от эмигрантов (составляющих более 98% этой статьи)

– возврат налогов, уплаченных гражданами данной страны;

– другие налоги и сборы, не обусловленные договором;

– субсидирование различных политических группировок;

– пенсии;

– семейная помощь и др.

Для основных мировых экспортеров рабочей силы переводы эмигрантов довольно значительны.

Таким образом, миграция рабочей силы – явление сложное, неоднозначное, оказывающее многостороннее воздействие на экономику стран.

Принимающие трудовых мигрантов страны получают следующие выгоды:

1) экономия на зарплате (иностранные рабочие оплачиваются ниже уровня зарплаты национальных кадров);

2) повышение конкурентоспособности их товаров вследствие уменьшения издержек производства;

3) за счет иммигрантов расширяется емкость внутреннего рынка предметов потребления. Тем самым оказывается мультипликационный эффект, стимулируется дополнительную занятость;

4) дополнительные налоговые поступления в бюджет;

5) экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку квалифицированных работников-иммигрантов;

6) повышение эластичности рынка труда в результате использования труда иностранцев;

7) иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, т.к. они первыми могут быть уволены;

8) иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ (однако способствуют увеличению доходов бюджета страны);

9) в индустриальных странах при низком уровне рождаемости и уменьшении числа занятых с помощью иммигрантов надеются поддержать на должном уровне пенсии и социальные выплаты.

К отрицательным моментам, связанным с импортом рабочей силы, можно отнести:

Появление дискриминации по отношению к иностранцам, межнациональная неприязнь;

Перенаселенность;

Недовольство коренного населения, возникновение элементов социальной напряженности.

Для стран-доноров эмиграция приносит следующие преимущества:

1) уменьшается давление избыточных трудовых ресурсов, частично снижается безработица и социальная напряженность в стране;

2) страны получают валютные переводы от своих граждан, работающих за рубежом;

3) после работы за границей в страну возвращаются более квалифицированные работники, владеющие передовой организацией труда. Эмигранты проявляют большую готовность к новым видам деятельности, принимают активное участие в развитии новых форм экономики;

4) происходят существенные сдвиги в отраслевой занятости возвращающихся мигрантов (эмигранты переходят в малый бизнес);

5) традиционные партнеры предоставляют странам-экспортерам рабочей силы крупные кредиты и осуществляют инвестирование в их экономику. Международные организации также активно подключаются к решению многих проблем этих стран.

Недостатки эмиграции состоят в следующем:

Отток части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте;

Потеря части понесенных затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов (при «утечке умов»);

Потери будущих налоговых поступлений.

Побочными эффектами миграции являются:

1. Получение знаний. Миграция ведет к международному переносу знаний, обладающих значительной экономической ценностью (независимо от того, из какой области эти знания).

2. Перенаселенность. Иммиграция, как и любой другой источник роста населения, может вызвать такие внерыночные издержки, как излишний шум, конфликты, рост преступности.

3. Социальные трения.

Из перечисленных аргументов только два (перенаселенность и социальные трения) можно использовать против либерализации иммиграционной политики. Экономические аргументы работают на поощрение иммиграции.

Предыдущая
Воздействие миграции рабочей силы на экономику принимающей страны
Страна в целом выигрывает: В целом страна проигрывает:
повышение кон­курентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабо­чей силы теряют рабочие в результате снижения цены труда на национальном рынке рабочей силы;
иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания отрицательное воздействие на государственный бюджет (выплата пособий по бедности, возможная перегрузка общественных школ);
положительное влияние на государственный бюджет (растут налоговые поступления) возможны межнациональные конфликты;
при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку возможен рост преступности, особенно при нелегальной иммиграции.
иностранные рабочие часто рассматриваются как определен­ный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены; иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ;
Воздействие миграции рабочей силы на экономику экспортирующей страны:
выигрывают рабочие, получающие более высокую заработную плату; возникают дополнительные источники валютных поступлений за счет переводов эмигрантов; теряют предприниматели за счет повышения цены труда; финансовая система несет потери в налоговых поступлениях;
в страну возвращаются «обогащенные» передовым опытом трудовые ресурсы страна теряет эффект от инвестиций в подготовку квалифицированной рабочей силы – «утечка умов»
смягчаются экономические и социальные проблемы, связанные с ростом безработицы

Разработку международной политики и программ в области трудовых отношений осуществляетмеждународная организация труда (МОТ) – межправительственная международная организация, создана в 1919 году в соответствии с Версальским мирным договором как автономное учреждение Лиги Наций. После Второй мировой войны МОТ существует в качестве специализированного учреждения ООН.

МОТ реализует принципы трехстороннего представительства, т.е. системы регулирования трудовых отношений, в которой государство, предприниматели и трудящиеся выступают в качестве независимых сторон.

Раз в год МОТ со­зывает Международную конференцию труда. Постоянно дей­ствующим органом организации является Международное бюро труда, штаб-квартира которого находится в Женеве. Также имеются отделения и филиалы более чем в 150 странах мира. Членами МОТ являются около 170 государств.

Причины и мотивация, выгоды и потери стран - участниц международной трудовой миграции

Масштабы и направление международных потоков рабочей силы обусловлены многими причинами, мотивами и факторами, воздействующими на эмиграцию (выезд) и иммиграцию (въезд) трудовых ресурсов. Основной причиной международной миграции рабочей силы является неравномерность социально-экономического развития стран и регионов; различия между странами по темпам экономического роста, уровню развития производительных сил, качеству жизни, доходам и занятости, обеспеченности трудовыми ресурсами.

Международные потоки рабочей силы устремляются в наиболее благополучные страны с высокими темпами роста, высокими доходами и высоким уровнем занятости. Разрыв между странами по уровню социально- экономического развития является главным фактором в определении направления трудовых потоков не только между развитыми и развивающимися странами, но и между самими развитыми странами, развивающимися странами и странами с формирующимся рынком.

Основными показателями экономического разрыва между странами служат: валовый внутренний продукт (ВВП) и валовый национальный доход (ВИД) на душу населения, национальная производительность труда, оплата труда, уровень безработицы и др. В 2012 г. среднемировой ВВП на душу населения (тыс. долл.) составил - 11,97; в США - 49,9, Великобритании - 36,9, Японии - 36,3, России - 17,7, Беларуси - 15,6, Бразилии - 11,9, Китае - 9,2, Украине - 7,4, Узбекистане - 3,5 тыс. долл.

В соответствии с классификацией Всемирного банка к странам с высоким уровнем дохода относятся страны, имеющие ВНД на душу населения от 12 616 долл. и выше; со средним уровнем дохода - от 1036 до 12 615 долл., с низким уровнем дохода - от 1035 долл. ВНД на душу населения и ниже. В 2012 г. ВНД на душу населения (тыс. долл.) в США равнялся 50,1, Великобритании - 38,2, Португалии - 20,6, России - 12,7, Казахстане - 9,7, Китае - 5,7.

В 2010 г. производительность труда в обрабатывающей промышленности Японии по добавленной стоимости на одного занятого в ценах 2005 г. составила 115 414 долл., США - 88 189, Германии - 82 362, России - 19 908 долл. Минимальная годовая зарплата (долл.) в Великобритании равнялась 16 188, США - 13 488, России - 3816, Китае - 1728. Разница между средним доходом высокообеспеченного и малообеспеченного населения в развитых странах, но экспертным оценкам, составляет 5-10 раз (в США 14 раз), в развивающихся странах - 15-20 раз.

На потоки трудовых мигрантов оказывают влияние различия в предложении труда и спросе на него на родине и в принимающей стране. Это определяется темпами роста, структурой производства, демографической ситуацией, плотностью населения, темпами прироста населения, различиями в уровнях безработицы. Направление трудовых потоков связано с перенаселенностью, высоким приростом населения в развивающихся регионах и низким приростом населения в развитых странах.

Основная часть эмигрантов выезжает по экономическим мотивам, имея в виду разрыв в уровнях доходов на родине и в стране назначения и ожидаемой выгодой от разрыва в заработках. Уезжают, как правило, наиболее образованные люди, со сроком обучения больше, чем у остальных соотечественников. Для эмигрантов из Африки эта разница достигает

10,8 лет, разрыв составляет 15,4 и 4,6 лет, Азии - 8,6 лет (14,4 и 5,8), Латинской Америки - 6,6 лет (12,5 и 5,9 лет). Обследование мигрантов в США показало, что многие зарабатывали на родине не менее 1 тыс. долл. в год, что превышало 15 тыс. долл. по паритету покупательной способности (ППС).

Большое влияние на мобильность трудовой миграции оказывают развитие и удешевление средств транспорта и связи. Формирование глобальных информационно-коммуникационных систем способствует расширению человеческих контактов в режиме реального времени, что обеспечивает широкий доступ к международной информации по трудоустройству и сокращает "эмоциональный отрыв" от родины.

На направление миграционных трудовых потоков влияют исторические связи и географическая близость стран исхода и приема мигрантов. Мигранты из стран Латинской Америки направляются преимущественно в США, а также Испанию и Португалию; из Северной Африки в Южную Европу; из Тропической Африки - в Бельгию, во Францию и другие бывшие метрополии; из Польши - в Германию; из стран СНГ - в Россию. На географию людских перемещений влияет совокупность и других обстоятельств - различия в состоянии политической и правовой среды, что стимулирует поток вынужденных мигрантов, беженцев.

Идет поток мигрантов и по таким причинам, как угроза жизни, военные конфликты, этнические конфликты, разгул преступности, преследования по политическим, национальным, религиозным и другим мотивам. Наибольшее число беженцев из Афганистана, Судана, Бурунди, Сомали, Демократической Республики Конго направляется в другие развивающиеся страны.

Трудовая эмиграция все больше опирается па семейную стратегию, нацеленную на пополнение семейных доходов. В связи с этим увеличивается женская трудовая миграция, особенно из Юго-Восточной Азии, где доля женщин как наиболее надежных помощников остающейся на родине семье достигает 60-80% трудовых мигрантов. Для выезжающих в эмиграцию, особенно одиноких и малоквалифицированных мигрантов, важно присутствие в стране назначения родственников и диаспор соотечественников.

Складывающиеся сети социальных отношений базируются на родственных и дружеских связях и приобретают все возрастающее значение в расширении миграционных потоков. Со второй половины 1970-х гг. иммиграция приняла форму поселения, в том числе и в западноевропейских странах, что сделало эмиграцию безвозвратной в отношении значительной части людских потоков. Поселенческий характер современной иммиграции проявляется в преобладании доли постоянных жителей в общем количестве международных мигрантов.

По статистике ОЭСР, в 2010 г. в развитых странах около 70% населения иностранного происхождения проживало в принимающей стране более 10 лет. Доля репатриантов среди мигрантов с длительным сроком вида на жительство и с 5-летним сроком проживания в стране приема составляет от 20 до 50%. Статус постоянного иностранного жителя или гражданина ограничивает возможности репатриации.

Поселенческая иммиграция генерирует последующие людские потоки, приобретая цепной, саморазвивающийся характер. Иностранные резиденты с правом на постоянное место жительства (ПМЖ) притягивают потоки воссоединяющихся членов семей. Обосновавшиеся диаспоры, сплетение

ими сетей социальных связей с соотечественниками притягивает нелегалов и лиц, ищущих убежища.

Страны Западной Европы, не склонные к ассимиляции мигрантов и поселенческой иммиграции, неоднократно пытались сократить миграционные потоки и общее количество международных мигрантов, особенно во времена рецессий и кризисов. В условиях нефтяного кризиса 1970-х гг. в западноевропейских странах предпринимались усилия для репатриации мигрантов, осуществлялся перевод ряда производств в развивающиеся страны. Однако миграционное движение в Европу продолжало пополняться воссоединяющимися членами семей, беженцами, ищущими убежища, а также мигрантами по гуманитарным соображениям.

Международная трудовая миграция сопровождается неуклонным повышением доли интеллектуальной рабочей силы в результате массовой миграции деятелей науки и культуры, преподавателей и других высококвалифицированных специалистов. Международная мобильность людей тем выше, чем выше уровень образования, они легче и быстрее адаптируются, у них меньше трудностей в преодолении языкового барьера. По данным ЮНКТАД, общее число эмигрировавших специалистов за послевоенный период составило 2 млн чел. Высококвалифицированные мигранты руководствуются потребностями самореализации, профессионального роста; для них важен уровень научных исследований, техническая обеспеченность, творческая среда, уровень и качество жизни.

Международная миграция высококвалифицированных специалистов стимулируется иммиграционной политикой принимающих стран, в которой отдается предпочтение образованным и квалифицированным мигрантам. Большинство западноевропейских государств являются экспортерами интеллектуального потенциала в США, одновременно, привлекая "умы" из стран Центральной и Восточной Европы, бывших колоний, Китая, стран Юго- Восточной Азии.

Иммигранты вносят огромный вклад в создание инноваций, развитие высоких технологий в США и других развитых странах. Из 3000 фирм в Силиконовой долине США, созданных с 1980 г., более трети основаны выходцами из Индии, Китая, России. Многие иностранные выпускники американских университетов (студенты и аспиранты) работают в США. Американские социологи считают, что высококвалифицированный труд в расчете на одного работника создает ежегодно прибавочную стоимость в размере 400-450 тыс. долл., а труд ученых и инженеров - 800 тыс. долл.

"Утечке умов" способствует глобализация образования и научных исследований. Глобализация сферы образования стимулируется соглашениями между университетами разных стран; она проявляется в гармонизации образовательных стандартов и программ, особенно на уровне бакалавров и магистров; зарубежных стажировках студентов и преподавателей, обучении за рубежом, создании филиалов университетов в других странах.

Страны - участницы мирового миграционного процесса получают выгоды и несут потери, которые они стараются минимизировать. Мигранты содействуют росту производства в странах происхождения, поскольку через мигрантов и репатриантов передаются инвестиции, инновации и опыт. Эмиграция снижает напряженность на национальном рынке труда, как правило, повышает доходы и уровень жизни мигрантов и их семей, а также родственников, проживающих на родине. Денежные переводы мигрантов иногда являются основным источником притока валюты в страну происхождения.

Крупными получателями валютных переводов из-за рубежа являются Турция, Греция, Индия, Пакистан, Йемен, Иордания, Таиланд, Мексика, многие страны СИГ. В среднем денежные переводы мигрантов оцениваются в 2% ВВП стран-получателей; в 2008 г. учтенные переводы на родину составили 443 млрд долл., в том числе в развивающиеся страны - 325 млрд долл., увеличившись с 2003 г. в 2,4 раза. Личные переводы из России в другие страны СНГ, по данным Центрального банка РФ, за 2005-2012 гг. увеличились в 4,9 раза и составили 20,1 млрд долл., в том числе в Узбекистан - 6,2 млрд долл., Украину - 3,4, Таджикистан - 3,1, Молдову - 2, Киргизию - 1,7, Армению - 1,4, Азербайджан - 1,1, Беларусь - 0,8, Казахстан - 0,3 млрд долл.

Эмигранты платят налоги в госбюджет своей страны, если это оговорено в национальном законодательстве и межправительственных соглашениях. В Турции, например, молодые эмигранты вносят специальные платежи в национальный госбюджет за отсрочку от военной службы. Вернувшиеся эмигранты, как правило, обладают высокими профессиональными знаниями и навыками; многие возвращаются с капиталом для предпринимательства, создают малые и средние предприятия; вкладывают средства в отечественные ценные бумаги.

Отрицательные последствия эмиграции очевидны: уезжают наиболее предприимчивые и конкурентоспособные работники; массовый отток специалистов и молодых рабочих обескровливает национальную экономику, при этом теряются затраты на их образование, обучение и отдача в последующие годы. Отток научно-технической интеллигенции отрицательно влияет на научный и образовательный потенциал страны происхождения. Массовый отток мужчин и женщин в детородном возрасте отрицательно влияет на демографическую ситуацию в стране-экспортере.

Политика стран традиционной и массовой эмиграции направлена, во-первых, на сдерживание оттока специалистов; с этой целью вводятся лимиты на выдачу загранпаспортов, квоты на выезд определенных профессий. Во-вторых, власти стран-экспортеров озабочены устройством своих мигрантов за рубежом. Они готовят кадры для эмиграции; определяют платежи за трудоустройство, регулируют отъезд, пребывание за границей и возвращение на родину; выделяют приоритетные регионы для эмиграции и т.д.

В-третьих, главная цель эмиграционной политики - это вернуть доходы, заработанные эмигрантами. Страны происхождения эмигрантов определяют ставки обязательных валютных переводов; совместно с банками для иммигрантов в странах-реципиентах разрабатывают программы по производственному использованию валютных поступлений и созданию фондов развития.

Трудящимся эмигрантам предлагаются различные льготы для перевода средств на родину - более высокий процент по депозитам, свободное изъятие средств с депозитов; льготы при покупке государственных ценных бумаг, дешевый кредит. Репатриантам предоставляется приоритетный режим при приобретении земельных участков под индивидуальную застройку, строительство промышленных и инфраструктурных объектов; предпринимателям - освобождение от налогов в начальном периоде.

Страны иммиграции имеют большие выгоды от притока людских ресурсов, увеличивая численность населения, пополняя его экономически активную часть и улучшая структуру за счет молодых возрастов и т.п. Они получают неквалифицированную, но дешевую рабочую силу; экономя на обучении и подготовке, привлекают высококвалифицированных исследователей и специалистов, повышающих интеллектуальный потенциал общества и производства.

Возможны нежелательные последствия от притока людей более низкой культуры, другой религии, которые плохо адаптируются к новой социальной среде, что нередко порождает недовольство коренного населения и социальные конфликты.

Миграция рабочей силы - явление сложное и неоднозначное, так как может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие стран, как принимающих, так и отдающих.

Последствия миграции рабочей силы для стран иммиграции (куда прибывают мигранты, т.е. принимающей страны):

  • - вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие измерения в экономике;
  • - иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрируют обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
  • - достигается существенная экономия на затратах на обучение принимаемых рабочих и специалистов;
  • - иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики;
  • - иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, местные фирмы снижают издержки на заработную плату.
  • - ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;
  • - происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда;
  • - провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т.е. отдающей страны):

Положительное влияние для экономики:

  • - эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;
  • - из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;
  • - переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны. Например: Югославия ежегодно получает 7 млрд. дол. от экспорта рабочей силы;
  • - при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.

Отрицательное влияние для экономики:

  • - страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;
  • - "утечка умов", в результате теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку.

Таким образом, неоднозначность последствий международной миграции рабочей силы как для стран экспортеров, так и для стран импортеров приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т.е. государственной миграционной политики.

Изучим направления миграционных потоков. Существуют следующие направления миграционных потоков:

  • * из развивающихся стран в высокоразвитые страны;
  • * между развитыми странами, вызванные неравномерным развитием отраслей по странам;
  • * внутри Западной Европы из стран с относительно меньшим уровнем доходов в более богатые страны, например, из Португалии, Италии, Испании в Германию, Англию и т. д.

В последнее время образовались новые миграционные потоки, исходящие из стран Восточной Европы и СНГ.

Средний период занятости мигрантов составляет примерно 10 лет (по разным странам срок не совпадает).

Последствия международной миграции труда для принимающей стороны.

Выигрыши страны следует расценивать по двум направлениям: исходя из влияния миграционных потоков на внутреннее состояние ее рынков (микроусловия), а также на формирование общего хозяйственного климата в стране (макроусловия).

На микроуровне возможность получения выигрыша от применения труда иностранных рабочих будет определяться степенью удовлетворения спроса на иностранную рабочую силу. Сам спрос такого рода является демонстрацией выгодности использования иностранной рабочей силы.

Выигрыши страны макроэкономического порядка многосторонни:

  • 1. Они связаны прежде всего с тем, что иммиграция расширяет потребительский спрос и тем самым расширяет емкость внутреннего рынка. Любой иммигрант, потребляющий в стране товары и услуги, создает на них дополнительный спрос. На него реагирует предложение, расширяя свои объемы. Считается, что каждый лишний потребитель генерирует еще одно полноценное рабочее место.
  • 2. Принимая поток иммигрантов, страна омолаживает армию занятой рабочей силы. Тем самым она создает условия для более высокой отдачи от ее использования.
  • 3. Успешная ассимиляция миграционных потоков создает условия для омолаживания нации. Это даст и экономический эффект, так как уменьшится доля иждивенческой нагрузки на каждого занятого (отчисления в фонд содержания престарелых).
  • 4. Иммиграция способствует формированию симбиоза традиций, мировоззрений, сближению национальных культур. В этом процессе происходят селекция и абсорбция лучших образцов мирового опыта, что обогащает возможности экономического развития.

Выигрыши страны значительно усиливаются, если ей удается увеличить число квалифицированных мигрантов.

Дополнительные выигрыши от расширения рынка квалифицированной рабочей силы за счет мигрантов:

  • * используя дополнительную квалифицированную рабочую силу, принимающая сторона получает возможность создавать более высокую стоимость ВНП и пожинать плоды научно-технического прогресса;
  • * оплату издержек по использованию высококвалифицированного труда принимающая страна осуществляет не полностью, так как она не компенсирует затрат на образование этих работников, которые много лет осуществляла другая страна.

Однако, принимая армию мигрантов, страна должна знать, к каким отрицательным последствиям следует приготовиться, с тем чтобы по возможности их нейтрализовать.

Отрицательные последствия допуска миграционных потоков на отечественный рынок труда:

  • 1. Обычно высоки издержки нелегальной миграции. Она усиливает в стране неконтролируемый характер хозяйственных процессов, может вести к росту криминальных структур, социальной нестабильности. Страна ставится перед необходимостью оградить себя от неконтролируемой миграции, опасаясь, что проигрыши от нее перекроют очевидные выгоды, связанные с использованием иностранной рабочей силы. Поэтому в странах с большим опытом использования труда иностранцев действует законодательство, регулирующее их труд и проживание.
  • 2. Использование иностранного труда означает расширение объема предложения труда и, соответственно, снижение общего уровня оплаты национального рынка. По некоторым позициям может усилиться безработица.
  • 3. Миграционные потоки включают в себя социально неблагополучные слои общества, многие из которых скрываются от правосудия своей страны. Вливаясь в армию занятых другой страны, они вносят в нее свои криминальные традиции и связи. Поэтому преступность в стране обычно возрастает.
  • 4. Поскольку мигранты являются менее оплачиваемыми слоями населения, права которых по сравнению с коренным населением ущемляются, их пребывание в стране сопряжено с усилением социальной напряженности.
  • 5. Как следствие названных процессов большой поток миграции вызывает рост националистических настроений у титульного населения.
  • 6. Издержками миграционных вливаний может быть образование замкнутых сфер экономической активности или анклавы с так называемой этнической экономикой. Подобные образования могут вести

к потере управляемости национальной экономики. Их разрастание опасно тем, что иммигранты начинают строить свои стратегии уже не на основе подчинения сложившимся устоям страны. Они пытаются навязывать стране именно свои условия. Такая ситуация говорит о том, что в стране допущено превышение количества мигрантов сверх их оптимального уровня.

Оценивая негативы нарастающей миграции, особенно неквалифицированной рабочей силы, развитые страны посчитали ее сложившийся масштаб как опасный для их экономики. Они столкнулись с недостатком дополнительного жилья, пособий по трудоустройству, угрозами роста безработицы. Но главным проводником интересов «защиты» национального рынка труда стали профсоюзы. Именно профсоюзы являются инициаторами и лоббистами ужесточения иммиграционных барьеров. Эти организации отражают интересы трудящихся отечественного рынка, которые видят в иммигрантах своих конкурентов. В результате большинство развитых стран проводит протекционистскую миграционную политику, призванную защитить интересы своего населения. Она включает в себя систему выставления ежегодных квот для лиц, желающих въехать в страну, а также для тех, кто въезжает на правах работающих по контракту.

В настоящее время развитые страны ужесточили миграционные барьеры. Пока еще пускают к себе в страну Канада, Австралия и отчасти Германия. Усиливается принудительная высылка нелегальных иммигрантов. Однако отношение к миграции высококвалифицированной рабочей силы иное, т. к. ее использование дает стране новый импульс роста ВНП.

Последствия международной миграции труда для стран-доноров.

К полученным выигрышам можно отнести:

  • * снижение безработицы и, соответственно, уровня социального напряжения;
  • * расширение емкости внутреннего рынка за счет валютной помощи эмигрантов своим родственникам. Приток иностранной валюты способствует и укреплению позиций отечественной денежной единицы;
  • * повышение уровня квалификации, производственной и бытовой культуры рабочей силы страны за счет влившихся в нее вернувшихся мигрантов. Бывшие мигранты по окончании контракта, вернувшись в хозяйственную среду своей родины, становятся проводниками новых знаний и навыков.

Если отечественная экономика к этому времени стала развиваться более интенсивно, подобные специалисты становятся весьма востребованными. Они используются во многих областях национальной экономики, где внедряются новейшие технологии и ноу-хау, уже апробированные на Западе. Сегодня подобная ситуация характерна для специалистов Индии и Китая, которые, отработав по контракту в высокоразвитых странах, начинают продвигать накопленный ими опыт у себя на родине, способствуя продвижению своей страны по пути догоняющего развития.

Главные негативные последствия оттока части трудовых ресурсов за рубеж:

  • * утечка интеллекта и квалифицированных кадров. Этот процесс следует рассматривать как потерю национального богатства страны;
  • * ухудшение возрастного состава занятой рабочей силы. Страна теряет наиболее молодую и здоровую часть рабочей силы.

Влияние миграции на валовой внутренний продукт.

Проблема миграции крайне актуальна в наше время по многим причинам. С одной стороны, иммигранты притесняют русского человека, являются весьма конкурентоспособными при устройстве на работу, но в тоже время они поддерживают ВВП России: ведь они живут и работают здесь. Давайте всё-таки разберёмся, «помогает» ли миграция нашей стране или всё же «вредит».

Для начала рассмотрим график (рис.2), где отображена миграция населения за последние 15 лет. По графику видно, что за весь период иммиграция выше эмиграции, а значит, население страны увеличивается. Также это говорит об относительной стабильности в стране и о хороших условиях жизни. Значит, большинство граждан довольно своим положением, а в других странах по каким-то причинам население стремится переехать из своей страны. Основными причинами этого может являться низкая зарплата, плохие условия труда, а также недовольство политической обстановкой в стране. Нас больше интересуют данные последних лет. Как мы видим, эмиграция неуклонно сокращается. В то же время эмиграция стремительно растёт, начиная с 2004 года. Такое «раздвоение» говорит об улучшении жизни в стране.

Рис. 1

В таблице 1 представлена динамика ВВП России. В целом наблюдается положительная тенденция повышения ВВП, если не считать 2009 года. Но, «потери» в том году связаны отнюдь не с миграцией, а с неэффективной экономической политикой. "Отмечается неблагоприятная ситуация в банковской сфере, банки сокращают кредиты населению. Новая тенденция, которая проявилась во втором квартале, - это резкое снижение доходов населения. Это привело к более быстрому сокращению потребительского спроса, чем это виделось в начале года.

Таблица 1 Темпы роста ВВП, (в постоянных ценах; 2000=100)

«Сокращается инвестиционный спрос», - перечислил негативные факторы директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Алексашенко. Из одновременного роста миграции и ВВП можно заключить, что миграция идет на пользу стране в целом. Более того, ВВП на душу населения также растет. Напомню, что при увеличении прироста миграции, увеличивается и количество населения страны. При недостаточном увеличении ВВП, ВВП на душу населения будет падать, что будет означать падение уровня жизни в стране, ухудшение жизни каждого отдельного жителя. Если также вспомнить правило убывающей предельной полезности (в данном случае - каждый следующий иммигрант приносит меньший прирост ВВП), становится ясно, насколько сложно контролировать миграционные потоки, и насколько жестко правительство контролирует этот вопрос.

Но всё ли действительно так хорошо? Чтобы понять более точное влияние миграции на экономику страны, воспользуемся корреляцией. При расчетах мы получили коэффициент корреляции равный -0,508, что говорит об обратной зависимости между приростом населения и приростом ВВП. То есть, каждый мигрант, приехавший в страну, уменьшает прирост ВВП. Скорее всего, это происходит из-за того, что мигранты вывозят за границу часть денежной массы России. Следовательно, нужно заинтересовать мигрантов остаться на ПМЖ и ограничить вывоз финансовых средств за границу.

Правительство проводит очень хорошую политику в области миграции в это непростое время, но, как говориться, нет предела совершенству. Советую предложить внести несколько возможных улучшений в миграционную политику страны. Я согласен с предложениями водить иммигрантов в музеи, а также обязать их знать русский язык. Насчет пенсии - считаю это лишним. Выше уже было сказано, что квалифицированное коренное население страны уезжает, а ему на замену становятся неквалифицированные иммигранты. В связи с этим, я считаю, что нужно улучшать условия жизни коренных жителей, чтобы минимизировать эмиграцию. Также, с целью легализации необходимо ожесточить контроль над мигрантами, особенно в местах прибытия в страну. Так как трудовая миграция играет важную роль в нашей стране, можно ввести курсы по повышению квалификации. Это поможет улучшить качество и проффесионализм работников, приехавших из-за границы. Для повышения уровня контроля над мигрантами нужно ввести штраф нанимателям нелегальных иммигрантов (тем, кто не проверил их трудовые книжки, лицензию), и тем, кто предоставляет им жильё. Привлечь мигрантов на ПМЖ можно несколькими способами. Во-первых, создать специальные организации для предоставления работ иммигрантам. Ведь они приезжают в Россию со стремлением к стабильности, а зачастую работают на определенных сезонных работах. Также нужно упростить технологию приобретения гражданства.

Таким образом, обобщая разные подходы, концепции и теории, объясняющие причины миграции рабочей силы, можно выделить ряд наиболее существенных факторов:- экономическое неравенство между богатыми и бедными странами;- демографический дисбаланс;- разрушение социальных связей, вызываемое экономическим развитием;- связи между странами выезда и странами въезда;- глобальная информационная и транспортная сеть;- семейные стратегии;- миграционные сети;- институты посредников.