Изменение учетной ставки. Большая энциклопедия нефти и газа

2.2 Изменение учетной ставки

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Как уже упоминалось, в большинстве случаев срок погашения переоценки инструмента совпадает с датой окончания, но не всегда. Простейшим примером может служить банковский кредит с «плавающей» процентной ставкой, которая меняется каждые три месяца. В этом случае период переоценки кредита будет составлять 3 месяца с даты выпуска или с момента последней переоценки.

Не все банковские активы и обязательства чувствительны к изменениям процентных ставок. Прежде всего, беспроцентный интерес и беспроцентный пассивный интерес должны быть снижены. Ниже анализируются все остальные элементы баланса банка. Следовательно, скидка на процентные ставки будет увеличиваться больше, чем расходы по процентам, т.е. растущие процентные ставки по чистым процентным доходам увеличатся. Процентный доход будет уменьшаться, если чистый процентный доход будет уменьшен.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой. Устанавливая ее, центральный банк тем самым определяет ее низшую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5-2%.

В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Следовательно, если процентные ставки увеличиваются, процентные расходы будут увеличиваться больше, чем процентные доходы, т.е. с ростом процентных ставок чистый процентный доход уменьшится. Предположим, что банк, пытающийся решить эту проблему, вложил все возвращающиеся активы в шестимесячные ценные бумаги, полуфабрикаты пассивно-рефинансированных 9-месячных депозитных сертификатов и другие полугодовые депозитные сертификаты.

В этой таблице также можно определить, когда изменение процентной ставки станет бесполезным для банка. В таком случае, если процентная ставка на рынке изменяется и остается неизменной в течение длительного времени, банк может применить изменение чистой процентной ставки, которое будет вызвано изменением процентных ставок.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Таким образом, по мере роста процентной ставки на рынке на 1%, в следующем году чистый процентный доход банка увеличится на 0, 75 миллиона. Однако, если мы подсчитаем изменение чистого процентного дохода в течение следующих 2 лет, мы будем следить за тем, чтобы чистый процентный доход банка уменьшался. Например, было отмечено, что срочные вклады более чувствительны к экономии, кредиты более чувствительны к депозитам и т.д. например, мы обнаружили, что выданные банковские депозитные сертификаты в два раза чувствительны к государственным ценным бумагам, а дата погашения выбранного периода составляет 50 миллионов.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Коммерческие банки всегда рассматривают центральный банк страны в качестве «кредитора в последней инстанции». Безусловно, решение о том, чтобы обращаться или не обращаться в центральный банк за кредитом, принимает сам коммерческий банк. Но со своей стороны центральный банк страны волен определять экономические и прочие условия для доступа коммерческих банков к таким централизованным кредитам.

Лейтенант ценных бумаг и 50 млн. депозитные сертификаты. Длительный анализ облегчает расчет процентного риска, но необходимы более математические вычисления. Рассчитывается один размер инструмента, который позволяет оценить риск этого инструмента в колебаниях процентных ставок.

Продолжительность - это размер, который описывает чувствительность финансового инструмента к изменениям процентных ставок и может пониматься как средний срок службы инструмента с точки зрения стоимости генерируемых денежных потоков. Проще понять расчет длины финансового инструмента из примера.

На первом месте среди таких экономических условий находится та процентная ставка, которую центральный банк использует, выполняя функцию кредитора коммерческих банков. Изменяя объем «денег центрального банка», главный банк страны получает возможность влиять и на общий объем предложения денег в национальной банковской системе .

Поэтому, если инструмент создает постоянный равномерный денежный поток, его продолжительность будет равна сумме платежей, разбитых на время оплаты. Предположим, что наш кредит выплачивается в размере 12%. годовой процент и рыночная процентная ставка, при которой дисконтированный денежный поток составляет 8%. В этом случае вычисление продолжительности будет.

Продолжительность 2, 48 Итак, после оценки всех факторов мы видим, что продолжительность кредита составляет 2, 48 месяца. В этой формуле продолжительность должна быть рассчитана как годовое выражение. Таким образом, если процентные ставки повысятся на 1 процент, стоимость кредита упадет на 19, 3 лита.

Таким образом, прирост объема кредитования со стороны ЦБ в ходе кредитования коммерческих банков увеличивает предложение денег, сокращение, наоборот, ведет к уменьшению объемов денежной массы.

Изменение учетной ставки является важным инструментом денежно-кредитной политики. Но, изменив ее, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству. То есть при всей своей значимости регулирование через учетную ставку носит «пассивный» характер и воздействует на определение денежно-кредитной политики страны слабее, чем, например, операции на открытом рынке или изменение резервных требований. «Пассивность» учетной ставки зависит от:

Эти расчеты и формулы математически не полностью точны, но подходят для приблизительных вычислений, и их ошибки невелики. Суть его заключается в расчете несоответствия активной и пассивной зрелости банка, т.е. рассчитываются продолжительность денежных потоков, генерируемых всеми активами, и продолжительность потоков, генерируемых всеми пассивными потоками. Разница между активной и пассивной длинами может определяться тем, насколько банк рискован с точки зрения риска изменения процентных ставок, и какое направление процентной ставки было бы выгодно для банка и что вредно.

Ограниченных возможностей получения кредита у центрального банка;

Инициативы коммерческих банков, то есть центральный банк не может заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег;

Учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, так как для принятия решения об ее изменении необходимо некоторое время;

Рассмотрим один упрощенный анализ банковского баланса. Предположим, что баланс банка выглядит следующим образом. Кредит на 5 лет с 10% долей, Прочие активы 200 млн. Депозит в течение 1 года с 7%. Предположим, что рыночные процентные ставки в настоящее время составляют 8%. В этом случае продолжительность актива будет равна.

Продолжительность 4, 20. Поскольку депозит составляет один год, он будет возвращен через год с интересом, т.е. будет только один денежный поток. Это означает, что он длится один год. Как вы можете видеть, активная продолжительность составляет 4, 2 года, а пассивная - один год.

Объем денежных средств, предоставляемых центральным банком, в общих резервах коммерческих незначителен, поэтому его изменение не оказывает существенного влияния на поведение банков.

Но вместе с тем нельзя не отметить и возможность получения ссуд банками, находящимися в затруднительном финансовом положении. А также по изменениям ставки рефинансирования коммерческие банки могут судить о намерениях центрального.

Лейтенант Эти расчеты показывают, что рыночные процентные ставки повышаются на 1%. банк возьмет на себя 6, 4 млн. Потеря литов. Как уже упоминалось, эти вычисления не вполне точны с математической точки зрения. Их можно проверить, просто вычислив текущее значение обоих инструментов.

Текущей стоимостью активов и обязательств Банка является разница между текущей стоимостью кредита и текущей стоимостью депозита. Кроме того, в приведенных примерах продолжительность инструментов была рассчитана в несколько упрощенном случае - когда кривая доходности на рынке является горизонтальной, а разные инструменты в равной степени отвечают изменениям процентных ставок на рынке. Для дальнейшей оценки метода процентного риска коэффициент дисконтирования должен рассчитываться с использованием другой процентной ставки по срокам погашения и путем выбора соответствующих кривых доходности для отдельных инструментов.

2.3 Изменение норм обязательных резервов

Обязательные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.

Однако приведенные примеры также позволяют обеспечить достаточную видимость и точное определение процентного риска. В результате в обоих банках оба этих метода в целом применимы. Центральный банк и его функции. Деньги существуют уже тысячи лет, а центральные банки появились сравнительно недавно. 17 сентября был создан один из старейших банков, британских банков и Банка Швеции. Сегодня в любой стране есть центральный банк. Он имеет две основные цели.

Центральный банк должен обеспечить экономическое равновесие. Он должен предотвратить финансовую панику. Выполняя эту задачу, центральный банк играет роль последнего кредитора. Кредитор последнего этапа предоставляет кредиты финансовым учреждениям и фирмам после финансового кризиса.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.

Вторая задача - обеспечить низкий уровень инфляции и в то же время предотвратить значительный рост безработицы. Центральная роль центрального банка заключается в контроле и регулировании предложения денег в стране. С этой целью он использует три основных инструмента: регулирование резервов, операции на открытом рынке и учетную ставку.

Коэффициент резервирования для коммерческих банков устанавливается центральным банком в виде процентной ставки. Обязательный резерв состоит из депозита коммерческого банка в центральном ящике и наличных денег в его сейфах. Другими словами, поставка денег составит около одной трети.

Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Это покупка и продажа государственных ценных бумаг на рынке. Суть его в том, что такие действия напрямую меняют объем резервов в коммерческих банках, а потому - заменяет денежную массу. Содержание операций на открытом рынке выглядит следующим образом. Предположим, что центральный банк приходит к выводу, что слишком мало денежного предложения, оно начинает мешать росту производства. Он решает увеличить денежную массу. С этой целью центральный банк начинает покупать государственные ценные бумаги на рынке на общую сумму 10 млн.

Банковские резервы растут; начнется повторное увеличение суммы депозитных счетов. Если резерв одного лита увеличит предложение на 5 литов, это означает, что денежная масса увеличится. Когда эта операция осуществляется между центральным банком и коммерческим банком, наличные деньги вообще не используются: центральный банк просто делает заметку в своих книгах, отмечая, что коммерческий банк, который продал свои облигации, теперь увеличил свой резерв, обязательно удерживается центральным банком и поэтому может соответственно увеличить свои кредитные операции.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

При использовании данного инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства.

Тот же эффект - увеличение предложения денег - будет получен в случае дополнительного финансового ресурса для правительства страны для финансирования его более высоких издержек. Он может продавать свои ценные бумаги центральному банку, который «купит» их таким образом, чтобы они открыли депозитный счет правительству за указанную сумму.

Аналогичный способ используется для снижения спроса на деньги. В этом случае центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Центральный банк, предоставляя часть резерва коммерческого банка, может в то же время предоставлять их с помощью этих денег, т.е. одалживать деньги. Хотя это, как мы уже упоминали, осуществляется исключительно на счетах на соответствующих счетах, кредит от центрального банка равен денежным средствам, и в результате коммерческий банк увеличивает свои резервы до требуемого уровня и предотвращает повторное снижение денежной массы.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода денежно-кредитного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Процентная ставка, взимаемая центральным банком при предоставлении кредитов коммерческим банкам или другим финансовым учреждениям, называется учетной ставкой. Определение и количественное определение его и его изменение направлено на регулирование денежной массы - повышение ставки дисконтирования, получение условий кредита центрального банка и, таким образом, расширение кредитных средств коммерческого банка - сдерживаются, уменьшаются путем поощрения. Правда, в количественном выражении кредиты центрального банка оказывают незначительное влияние на коммерческие банки, поскольку на них приходится около 1% всего кредитного капитала.

А также на обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам. Основная задача денежно-кредитной политики Республики Беларусь заключается в обеспечении стабильности обменного курса и формировании тем самым положительных эффектов в виде снижения инфляционных и девальвационных ожиданий, ограничения издержек, ...

Таким образом, влияние ставки дисконтирования на рыночные условия спроса на спрос является значительным. Центральный банк может регулировать сумму, предоставляемую коммерческим банкам двумя способами. Он может изменить учетную ставку. Чем выше ставка дисконтирования, тем меньше коммерческих банков заимствует у центрального банка.

Он может просто отказаться от кредитования банков. Кредит является временной мерой для банков, которые стремятся повысить свои резервы до требуемой ставки, если их резервы истекают из-за неожиданного вывода депозитов или других непредвиденных обстоятельств.

В котором могут быть уверены монетарные власти. Стабильность учетных ставок расценивается как стабильность экономики небанковскими агентами (промышленные, сельскохозяйственные и т.д.) и как стабильность денежно-кредитной политики - банками. Изменения их соответственно интерпретируются как развитие одновременно экономической активности и денежно-кредитной политики. В этом смысле дисконтная ставка...

С тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования. 3. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение...

Несмотря на то, что коммерческие банки являются главными кредиторами страны, предоставляя ссуды промышленным компаниям, при определенных условиях они сами превращаются в банки-заемщики, обращаясь за кредитами к центральному банку.

Согласно законодательству большинства стран рыночной экономики, центральный банк имеет право административно изменять величину учетной ставки. Реагируя на изменение экономической конъюнктуры, центральный банк может как увеличивать, так и уменьшать учетную ставку и, следовательно, увеличивать или уменьшать денежное предложение. При уменьшении учетной ставки спрос на деньги центрального банка со стороны коммерческих банков возрастает. Коммерческие банки стараются взять больше кредитов, вследствие чего их финансовые возможности возрастают. Если учетная ставка возрастает, то реакция коммерческих банков будет обратной, спрос на кредиты центрального банка уменьшается и финансовые возможности сокращаются.

Изменение центральным банком учетной ставки, ее увеличение или уменьшение в теории и практике рыночной экономики называется политикой «дорогих» и «дешевых» денег

Политика «дорогих» денег (учетная ставка повышается) проводится правительством в том случае, если необходимо уменьшить инфляцию. Рост учетной ставки снижает желание коммерческих банков получить кредиты и тем уменьшает денежное предложение в стране. Кроме того, под влиянием более высокой учетной ставки коммерческие банки, предоставляя кредиты промышленным компаниям, также увеличивают свой процент. В результате многие фирмы, лишившись возможности получить кредит, сокращают производство. Проводя политику «дорогих» денег, правительство ценой падения производства и роста безработицы добивается снижения темпов инфляции.



Политика «дешевых» денег (учетная ставка уменьшается) проводится правительством в том случае, если необходимо замедлить спад производства, поддержать предприятия, особенно в периоды структурных перестроек. В результате происходит «накачка» экономики деньгами, что может вызвать рост инфляции. Поэтому политику «дешевых» денег еще называют «политикой инфляционного кредитования»

Таким образом, экономические последствия регулирования нормы учетной ставки двойственны. Повышение нормы учетной ставки является одним из сильнейших средств в борьбе с инфляцией, но в то же время вызывает сокращение производства, рост безработицы и социальную напряженность в обществе. Понижение нормы учетной ставки способствует выходу из кризиса, но в то же время вызывает рост инфляции. В каждом конкретном случае правительство страны, реализуя ту или иную экономическую программу, решает, какую принести «жертву» во имя достижения намеченных целей экономического развития. Как правило, такой «жертвой» становятся производство и занятость Чаще проводится политика «дорогих» денег. Так, Федеральная резервная система США (выполняющая функции Центрального банка) в качестве антиинфляционного средства в 1994 г. шесть раз(!) повышала ставку учетного процента.

Дополнительные методы денежно-кредитной

Политики

Среди рассмотренных методов денежно-кредитной системы наиболее эффективными являются «операции на открытом рынке». Реализация государственных ценных бумаг позволяет за небольшой промежуток времени существенно повлиять на совокупную денежную массу, участвующую в обращении.

Два других рассмотренных метода - маневрирование резервными требованиями и учетной ставкой, - хотя и используются правительствами многих стран, оказать существенное воздействие на денежное обращение не могут. Дело в том, что обязательные резервы всегда и во всех странах воспринимаются банками негативно: резервируемые деньги перестают «работать», не приносят процентов, и банки начинают оказывать серьезное противодействие правительству, заставляя его идти на попятную. С помощью учетной ставки правительства оказывают воздействие только на денежную массу, которую коммерческие банки заимствуют у центрального банка. А она, как правило, составляет 2-3 % их кредитных возможностей.

Три наиболее распространенных метода воздействия на денежно-кредитную систему, в зависимости от экономической конъюнктуры и степени разлаженности финансовой системы, могут дополняться рядом других. Одни, в силу их огромного значения для функционирования финансовой системы, можно назвать радикальными, другие - функциональными.

Когда темп инфляции ежегодно составляет тысячи (иногда десятки тысяч) процентов и деньги настолько обесцениваются, что их покупательная способность практически становится нулевой, государство прибегает к своеобразной «хирургической операции» - проводит денежную реформу («нуллификацию», или «деноминацию»). «Старые» деньги изымаются из обращения, а новых выпускается столько, сколько необходимо для обращения товаров и без инфляционного развития.

Эта крайняя мера применяется в исключительных случаях, когда традиционные способы воздействия на денежно-кредитную систему не дают желаемых результатов. Тем не менее она является важным элементом денежно-кредитной политики.

В условиях переходной экономики, в целях достижения соответствия между товарной и денежной массой, правительства иногда прибегают к денежным реформам в скрытом виде - к «либерализации» цен, снимая всякий контроль над ними. Такую политику правительство России начало проводить в 1992 г. В результате денежная масса увеличилась в 2,2 раза, а цены - в 30 раз! Иными словами, денежная масса относительно товарной (в ее стоимостном выражении) резко уменьшилась. Фактически произошло прямое изъятие из обращения денежной массы.

В качестве дополнительных мер воздействия на денежно-кредитную систему правительства часто используют и регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке. В США, например, с целью ограничения деятельности банков по скупке акций Федеральная резервная система значительно ограничивает использование ими заемных средств для расчетов по этим операциям. Как правило, только 50 % покупной цены могут оплачиваться заемными средствами, остальные - наличными. Центральный банк России в 1994 г. в целях ограничения подобных спекулятивных операций значительно увеличил по ним требования к размерам резервного фонда (до 35 %). Если, например, банк приобретает акций на миллиард рублей, то 350 миллионов он должен отдать в резервный фонд.

Еще одной мерой, с помощью которой правительства также воздействуют на совокупную денежную массу в обращении, является ограничение потребительского кредита. В этих целях Центральный банк обязывает коммерческие банки, предоставлявшие кредиты частным лицам, делать «специальные» вклады в резервный фонд (иногда они составляют 15-20 % от суммы кредитов). Этим государство сдерживает желание банков предоставлять потребительские кредиты, поскольку резервные деньги, как известно, процентов не приносят.

Проводя политику борьбы с инфляцией, правительства иногда рекомендуют коммерческим банкам сокращать кредитование компаний. Так, Федеральная резервная система США в 1980 г. «настоятельно рекомендовала» коммерческим банкам уменьшить предполагаемое расширение кредита с 20 до 6-8 %. Такие рекомендации для коммерческих банков необязательны, тем не менее банки, зная о возможных санкциях государства, как правило, стараются их выполнять.

В системе денежно-кредитной политики государства всегда имеется и ряд косвенных методов регулирования денежной массы, среди которых особое значение имеют такие, как «государственная регистрация банков» и «амортизационная политика».

Во всех странах рыночной экономики в качестве обязательного условия регистрации и получения лицензии коммерческий банк обязан предоставить доказательства наличия у него уставного капитала в определенном фиксированном размере. Увеличивая или уменьшая размер уставного капитала, государство, таким образом, косвенно увеличивает или уменьшает количество субъектов экономики, которые могут заниматься кредитной эмиссией.

Регулируя норму амортизации, государство косвенно способствует увеличению или уменьшению денежной массы. Ускоренная амортизация дает возможность предприятиям быстро возвращать вложенные в вещественные факторы производства денежные средства и использовать их для развития производства.


Лекция 18. Налоги и налоговая система

Что такое налоги?