Практика общественных организаций в решении проблем детей с ограниченными возможностями. Глава V

Современный этап развития российского общества характеризуется активизацией деятельности граждан в рамках добровольных объединений с целью отстаивания своих социальных, политических, профессиональных и других интересов. В этой связи особую значимость приобретают общественные объединения инвалидов. В своей работе они напрямую руководствуются жизненными интересами, ценностями и приоритетами входящих в них людей, благодаря чему выступают наиболее подходящими представителями этой категории граждан в отношениях с другими институтами общества.

Согласно Конституции РФ, «каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст. 30). Названные конституционные положения конкретизированы во многих федеральных законах. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе.

В силу статьи 7 указанного Закона, общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  • ? общественная организация;
  • ? общественное движение;
  • ? общественный фонд;
  • ? общественное учреждение;
  • ? орган общественной самодеятельности;
  • ? политическая партия.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8).

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ст. 9).

Общественный фонд - это один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (ст. 10).

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (ст. 11).

Орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12).

Политическое общественное объединение - это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов (ст. 12.1).

Согласно ст. 33 Закона № 181 -ФЗ (о социальной защите инвалидов), общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, являются формой социальной защиты инвалидов. Государство оказывает таким общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Исходя из толкования содержащихся в законах норм, общественные организации инвалидов являются одной из организационноправовых форм общественных объединений. Такими признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях зашиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80% (ст. 33 Закона № 82-ФЗ).

Основная цель государственной поддержки общественных объединений инвалидов - создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на реабилитацию и самореализацию инвалидов, их интеграцию в общество, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, а также защиту их законных интересов. Исходя из смысла, целей и основных направлений политики в отношении инвалидов государственная поддержка общественных объединений инвалидов осуществляется на основе принципов:

  • ? приоритета общих гуманистических ценностей в деятельности общественных объединений инвалидов;
  • ? признания самостоятельности общественных объединений инвалидов и их неотъемлемого права и роли в разработке и реализации государственной политики в отношении инвалидов, в защите их конституционных прав и законных интересов;
  • ? признания необходимости государственной поддержки общественных объединений инвалидов и отнесения такой поддержки к приоритетным направлениям социальной политики государства;
  • ? непрерывного и комплексного характера государственной поддержки общественных объединений инвалидов;
  • ? равенства прав на государственную поддержку общественных объединений инвалидов;
  • ? содействия федеральных органов законодательной и исполнительной власти физическим и юридическим лицам в осуществлении негосударственной поддержки общественных объединений инвалидов.

В общегосударственном процессе решения проблем инвалидов их организации могут и должны выполнять специфические функции, которые государственные институты либо просто не в состоянии осуществить, либо будут это делать с гораздо меньшим эффектом. На таком разделении и взаимном дополнении и может быть основано социальное партнерство государства и организаций инвалидов в решении проблем людей с ограниченными возможностями.

К социальным функциям, которые осуществляют общественные объединения инвалидов, относят следующие:

  • ? непосредственная защита прав и интересов инвалидов;
  • ? обеспечение постоянной обратной связи между инвалидами и государственными органами, т.е. участие в гармонизации отношений инвалидов с государственной властью;
  • ? участие в информационном обеспечении нормативно-правовых проектов и государственных программ поддержки инвалидов;
  • ? адресная помощь инвалидам (членам организации) с использованием таких ресурсов, как труд добровольцев, частные и корпоративные пожертвования, доходы от собственной предпринимательской деятельности;
  • ? консультирование органов государственной власти на стадии выработки ими нормативно-правовых решений по проблемам инвалидов, непосредственное участие в планировании, разработке и экспертизе таких решений в качестве представителя будущих потребителей их результатов;
  • ? потребительская экспертиза, оценка уже действующих нормативно-правовых документов и государственных программ, затрагивающих права и интересы инвалидов;
  • ? выполнение роли субъекта инициативы законопроекта, который в максимально возможной степени заинтересован внедрить системно правовую базу в области социальной защиты инвалидов;
  • ? общественный контроль над соблюдением принятых правовых актов по проблемам инвалидов.

Спектр общественных объединений инвалидов очень многообразен, поэтому существуют подходы к их классификации по различным критериям: по интересам, целям, признаку ведущего вида деятельности, критерию их организационных структур и т.д. Так, при учете по территории, на которой распространяется деятельность общественного объединения инвалидов в соответствии с их уставами, можно выделить всероссийские объединения, региональные (областные, краевые, республиканские) и местные (районные, городские), а также некоторое количество межрегиональных объединений.

По критерию отношения к государственной социальной политике и реализующим ее учреждениям выделяют три группы общественных объединений инвалидов. К первой относятся проправительственные объединения, деятельность которых тесно связана с государственной линией и которые наиболее часто пользуются государственной помощью. К ним вполне можно отнести Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых. Всероссийское общество глухих, региональные советы ветеранов войны, труда, правоохранительных органов и др. Другую группу составляют общественные объединения, выступающие с инициативами без поддержки органов государственной власти, защищающие права инвалидов в сложных, спорных ситуациях. Третья группа - общественные объединения инвалидов, нейтрально относящиеся к государственной социальной политике и политике вообще, занимающиеся оказанием социальной помощи инвалидам (обычно поддержка небольшой группы инвалидов) за счет собственных средств и усилий.

Наиболее разнообразна классификация общественных объединений инвалидов по уставным задачам. Здесь можно выделить отдельные виды деятельности и их комплексы. Например, существуют задачи правовой защиты, когда общественное объединение поддерживает инвалидов в защите их прав; задачи гуманитарного плана, при которых общественное объединение занимается сбором и распределением гуманитарной помощи инвалидам; задачи социального обслуживания, когда объединение предоставляет инвалидам социальные услуги; задачи производственного плана, при которых общественное объединение создает и обслуживает предпринимательские структуры с участием труда инвалидов.

Таким образом, общественные объединения инвалидов в России выполняют разнообразные общественные задачи и осуществляют социальную поддержку инвалидов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

На тему: Роль общественных организаций инвалидов в социальной реабилитации: психологический контекст

Выполнила: Мещерякова Татьяна Александровна

инвалид социальный иждивенчество

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

С 1960-х гг. на Западе, а с 1990-х гг. и в России все большую роль начинают играть общественные организации, причем именно последние зачастую более адекватны нуждам и интересам инвалидов, чем государственные учреждения или сервисы. Очевидно, способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает степень реализации их социального гражданства. Коллективные действия, по определению Е.А. Здравомысловой, -- это «рациональная совместная деятельность, цель которой заключается в улучшении жизненной ситуации участников». Общественное движение -- «ряд повторяющихся коллективных действий, направленных на достижение заранее сформированной цели». Инвалиды сегодня включены в общественную деятельность, отстаивают свои интересы, организуют культурные и спортивные мероприятия, выступают от имени инвалидов за признание и реализацию своих гражданских прав. Обеспечение участия людей в принятии решений, которые непосредственно затрагивают их интересы, -- важнейший принцип демократии. В этом отношении организации инвалидов являются выразителями нужд своих членов.

Представители общественных организаций сегодня входят в Межведомственную комиссию по реабилитации инвалидов, подчиненную заместителю Председателя Правительства, где обсуждаются ключевые решения в отношении инвалидов. Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОГ) активно участвуют в подготовке законов. ВОИ было создано в 1988 г. как единственная всероссийская общественная организация для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. ВОИ, ВОС и ВОГ осуществляют защиту законных прав инвалидов на местном и федеральном уровнях, активно взаимодействуют с государственными органами по реализации Закона о социальной защите инвалидов, а также тесно сотрудничают с российскими и зарубежными организациями инвалидов, собирают и распространяют информацию по всем вопросам, касающимся инвалидов. ВОИ насчитывает 2,454 млн. членов, объединенных в 79 региональных, 2 140 районных и городских и свыше 25 000 первичных организаций. Каждая региональная или районная организация ВОИ имеет свой устав и правление. Помимо перечисленных организаций инвалидов в регионах России сложилась сеть общественных организаций, цель деятельности которых -- защищать права и интересы инвалидов и способствовать их интеграции в общество. При поддержке западных благотворительных фондов создана и действует Организация «Перспектива», известная своими публичными акциями, призванными создать позитивный социальный контекст, в рамках которого общественное движение инвалидов может развиваться (например, ежегодные международные фестивали документального и игрового кино об инвалидах). Все эти достаточно разные по своим интересам группы имеют общие характеристики: все члены группы равны в статусе; каждый вступает в группу из-за своих собственных проблем; все, что происходит в группе, конфиденциально; членство свободное. Деятельность таких групп может иметь терапевтическую, социальную, образовательную или исследовательскую направленность.

Хотя общественные организации инвалидов и не обладают властной и ресурсной мощью государства, его социально-экономическим и организационным потенциалом, у них имеется ряд преимуществ, которыми не обладает государственный аппарат, но без которых невозможно обойтись в практическом решении проблем инвалидов. Среди этих преимуществ выделяются следующие: объединения инвалидов могут полнее учесть в своей работе ценности и приоритеты своих членов, чем государственные или созданные сверху структуры; информация, которую получают такие организации, более полна и релевантна для участия в законотворческой деятельности; собственная инициатива инвалидов позволяет найти новые формы социальной интеграции, разработка которых была бы затруднительна без учета мнений самих инвалидов; высокая мотивированность и организованность таких ассоциаций создает почву для формирования разветвленной инфраструктуры, способной более эффективно администрировать как государственные ресурсы, так и средства, поступающие от благотворителей.

К сожалению, довольно часто некоторые общие и специализированные властные структуры настойчиво уклоняются от регулярного взаимодействия с организациями инвалидов. Государство пока еще не признало общественные организации инвалидов в качестве равноправного, независимого социального партнера. Процесс создания органов управления, обеспечивающих регулярную связь властных структур и организации инвалидов, носит пока крайне ограниченный характер. В свою очередь, руководители организации инвалидов высказывают озабоченность тем фактом, что многие члены их объединений ориентированы на потребление услуг и не проявляют интереса к его шагам в области защиты прав и интересов инвалидов, срабатывает «заботливо выращенная государством на протяжении многих десятилетий психология социального иждивенчества. В руководящих органах объединений инвалидов явно не хватает способной молодежи с ее активными социальными установками, потенциалом к быстрому профессиональному обучению и эффективной работе».

Ассоциации инвалидов в российских городах, в отличие, скажем, от экологических организаций, имеют пока еще довольно замкнутый круг добровольных помощников, пополняя свои ряды в основном за счет родственников и самих инвалидов. Возможно, для этого отсутствуют благоприятные условия или недостаточно активных и инициативных людей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности детской инвалидности в современном обществе. Реабилитация как основная технология социальной работы с детьми-инвалидами, основы законодательной базы. Опыт общественных организаций в решении проблем детей с ограниченными возможностями.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2011

    Методология исследования общественных организаций, их типология, функции. Мировой опыт их деятельности в сфере социальной политики. Проблемы и пути совершенствования развития и функционирования общественных организаций в современном украинском обществе.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2010

    Изучение основных социальных проблем инвалидов, методов и путей их решения в современном российском обществе. Оценка государственной политики и нормативно-правового регулирования социальной защиты инвалидов. Обзор мероприятий по реабилитации инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2012

    Основы социальной работы с детьми-инвалидами. Детская инвалидность в современном обществе. Практика общественных организаций в решении проблем детей с ограниченными возможностями. Всероссийское общество инвалидов: опыт работы в Читинской области.

    дипломная работа , добавлен 21.08.2011

    Теоретические основы анализа женских общественных организаций в Российской Федерации, основные понятия, концепции организаций, сущность. Нормативно-правовая база деятельности. Специфика деятельности женских общественных организаций в Алтайском крае.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2009

    История развития проблемы инвалидности. Сущность, основные виды социальной реабилитации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, их права и интеграция в общество. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2011

    Правовые основы и виды социальной реабилитации детей-инвалидов - комплекса мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик субъекта.

    контрольная работа , добавлен 20.07.2011

    Классификация и основы деятельности детских и молодежных общественных организаций, их роль в профилактике наркомании. Анализ работы детских и молодежных общественных организаций в Республике Башкортостан и городе Туймазы по профилактике наркомании.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2016

    Индивидуальная программа реабилитации инвалидов и ее значение в данной сфере. Обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации, образованию, занятости. Обеспечение инвалидов жильем и компенсация расходов на его содержание.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2013

    Социальная работа с инвалидами в России. Социальные проблемы инвалидов и роль социальной работы в их разрешении. Технологии социальной работы с молодыми инвалидами. Социальная реабилитация молодых инвалидов и инвалидов пожилого возраста г. Волгоград.

В Налоговом кодексе для целого ряда организаций предусмотрены льготы. Это общественные некоммерческие организации различных типов. Законодатель счел нужным предоставить им определенные возможности экономить налоги с помощью прямых норм Кодекса.

В частности, государство, признавая, что не может взять целиком на себя содержание лиц с нарушениями здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности (ст. 1 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), пытается создать условия для того, чтобы инвалидов стремились принять на работу коммерческие организации. Либо они сами создавали такие организации для удовлетворения собственных нужд. В том числе указанных целей законодатель пытается добиться с помощью так называемых инвалидных налоговых льгот.

Естественно, для групп компаний перспективно попытаться использовать эти легальные возможности в целях внутригруппового налогового планирования. Интегрируя организации «с льготами» в структуру холдинга. Однако на практике многих останавливает тот факт, что возможность получения льготного режима для указанных общественных организаций обставлена множеством формальностей, следование которым пугает своей сложностью и трудоемкостью.

Но чтобы оценить, действительно ли создание и интеграция дружественных льготников в группу компаний настолько сложны, необходимо детально разобраться в процедуре регистрации общественных организаций и с перечнем условий для получения налоговых льгот.

Организациям инвалидов положены льготы практически по любым налогам и взносам

В настоящее время законодательство предоставляет инвалидам и инвалидным организациям льготы практически по всем налогам и взносам. Но наиболее интересны в плане налогового планирования льготы по НДС, налогу на имущество, земельному налогу, налогу на прибыль и страховым взносам. В результате при грамотной организации деятельности инвалидная организация может не платить все перечисленные налоги, а страховые взносы платить в пониженном размере.

НДС. Подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ устанавливается льгота по НДС, которая предоставляется общественным объединениям инвалидов (ООИ). Ею могут воспользоваться ООИ (в том числе созданные как союзы ООИ), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов. А также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов ООИ, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.

Указанная норма исключает из объекта обложения НДС операции по реализации (в том числе по передаче, выполнению и оказанию для собственных нужд) товаров, работ, услуг, произведенных общественными организациями инвалидов и компаниями, учрежденными ООИ. То есть инвалидные организации не платят НДС только при реализации произведенных ими самими товаров, работ, услуг, но не приобретенных для перепродажи (определение КС РФ от 08.04.03 № 156-О, постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.11 № 16970/10).

Кроме того, данная льгота не распространяется на операции по реализации подакцизных товаров (их перечень приведен в ст. 181 НК РФ), минерального сырья и полезных ископаемых, а также товаров по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 № 884 (шины для автомобилей, охотничьи ружья, яхты, катера, драгоценные камни и металлы и тому подобное), брокерских и иных посреднических услуг.

Опасность тут заключается в том, что в последнее время суды стали увязывать возможность для инвалидной организации применять льготы по НДС с ведением деятельности по социальной защите инвалидов. Поводом стало постановление Президиума ВАС РФ от 14.09.10 № 1812/10. Судьи ВАС РФ сильно ограничили возможности использования льготы, введенной подпунктом 3 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Несмотря на то что указанная норма не требует, чтобы основным видом деятельности инвалидной организации была помощь инвалидам, Президиум счел, что это соответствует духу закона. Поэтому инвалидная организация не вправе применять льготу по НДС, если деятельность, связанная с получением дохода, является приоритетной по отношению к уставной деятельности.

Налог на прибыль. ООИ и ее дочерние структуры имеют право заниматься коммерческой деятельностью. В общем случае прибыль от такой деятельности будет облагаться налогом. Однако НК РФ содержит нормы, позволяющие избежать этого. Так, расходы ООИ на уставную деятельность уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 39 п. 1 ст. 264 НК РФ), следовательно, если такая инвалидная организация перечисляет все заработанное в результате коммерческой деятельности на нужды инвалидов, налога нет.

Впрочем, льготы по налогу на прибыль могут получить не только ООИ. Так, расходы, произведенные организацией, где трудятся инвалиды, на цели их социальной защиты, учитываются в составе прочих расходов (подп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом численность работников-инвалидов должна составлять не менее 50 процентов среднесписочной численности всего персонала, а доля расходов на оплату их труда в общем объеме выплат - не менее 25 процентов. При этом в закрытом перечне целей социальной защиты данная норма указывает в числе прочих взносы, направленные ООИ на их содержание.

То есть компания, где трудоустроены инвалиды, может снижать свою налогооблагаемую прибыль вплоть до нуля, перечисляя ее в виде взносов в дружественную ООИ. Более того, данные расходы могут резервироваться.

Компании, использующие труд инвалидов, имеют право создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (ст. 267.1 НК РФ). Резерв создается на основании программ, самостоятельно разработанных организацией (п. 2 ст. 267.1 НК РФ)либо на основании договора с ООИ на осуществление взносов. Решение о создании резерва закрепляется в учетной политике для целей налогообложения. К положению об учетной политике прилагаются утвержденные организацией сметы, в которых отражаются планируемые расходы на программу социальной защиты инвалидов. Резерв может создаваться на срок не более пяти лет (п. 1 ст. 267.1 НК РФ). Однако предельный размер отчислений в резерв не может превышать 30 процентов полученной в текущем периоде налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета указанного резерва.

При этом у ООИ такие поступления не увеличивают налогооблагаемую прибыль. Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ, при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций или физических лиц и использованные по назначению.

Налог на имущество и земельный налог. Согласно пункту 3 статьи 381 и пункту 5 статьи 395 НК РФ, не уплачивают налог на имущество и земельный налог ООИ, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80 процентов. А также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов ООИ, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, и организации, единственными собственниками имущества которых являются ООИ.

Страховые взносы. В 2013-2014 годах любые компании, выплачивающие инвалидам доходы, связанные с трудовыми отношениями, начисляют страховые взносы в отношении таких выплат по пониженному тарифу - 27,1 процента (ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Кроме того, ООИ, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80 процентов, и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов ООИ, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, платят взносы по тем же ставкам в отношении всего ФОТ (п. 3 ч. 1 ст. 58 закона № 212-ФЗ). Переход к общим тарифам страховых взносов для инвалидных организаций запланирован только в 2015 году.

Применение организации инвалидов в группе компаний для получения налоговой экономии

Исходя из широты предоставляемых инвалидам льгот, многогранны и способы использования инвалидных структур в налоговом планировании в группе компаний. Приведем только один из примеров, как инвалидные организации используются на практике.

Допустим, группа компаний владеет торговым комплексом и занимается деятельностью по сдаче в аренду торговых площадей этого комплекса. Если все сделки будет проводить владелец здания - компания на общем режиме, неизбежно возникнет налоговая нагрузка по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество. Однако ситуацию способна исправить дружественная ООИ или «дочка» такой ООИ (см. схему).

Пример схемы с использованием организации инвалидов

Так, группа компаний может передать торговый комплекс в собственность своей дружественной ООИ. Продать его или пожертвовать. Напомним, что такая «жертва» попадет в налоговые расходы компании, если половину ее сотрудников составляют инвалиды, а доля их ФОТ не менее 25 процентов от общего, а целью пожертвования является помощь инвалидам. НДС такая благотворительная передача здания также не облагается (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). А у ООИ не возникнет дохода при безвозмездном получении.

Такая передача недвижимости уже сама по себе избавляет группу компаний от необходимости уплачивать налог на имущество. Кроме того, деятельность по сдаче торговых мест в аренду подпадет под льготу по НДС (при условии осуществления арендодателем деятельности по социальной защите инвалидов в сопоставимых с льготой объемах).

Доходы от аренды также у ООИ могут быть освобождены от налогообложения. Для этого необходимо перечислять их на уставные цели инвалидной организации. Например, на материальную помощь инвалидам и членам их семей.

Также есть смысл наиболее высокооплачиваемых сотрудников-неинвалидов группы компаний трудоустроить в ООИ или ее структуры. Тогда с их вознаграждения страховые взносы будут уплачиваться по сниженному тарифу.

Минусом данной схемы является потенциальная возможность утраты контроля над переданным в собственность инвалидной организации торговым комплексом. Кроме того, группе компаний придется разработать какие-либо механизмы рефинансирования перечисленных инвалидам средств.

Но экономия возможна и без передачи ООИ недвижимости в собственность. Эта структура способна экономить налоги и в обыкновенных схемах с субарендой. На практике широко известна налоговая схема с привлечением к процессу сдачи недвижимости в аренду дружественного агента (или арендатора) на спецрежиме. Этот агент (арендатор) получает в качестве вознаграждения львиную долю прибыли по сделке, чем снижает налоговую нагрузку на организатора схемы, уплачивающего налоги по общей системе. Компанию на спецрежиме вполне может при этом заменить или дополнить ООИ, став промежуточным арендатором.

Конечно, есть вероятность, что налоговики предъявят претензии к обоснованности использования льготы по НДС инвалидной организацией. Например, в постановлении от 14.06.11 № 16970/10 Президиум ВАС РФ указал, что перепродажа инвалидными организациями товаров, произведенных третьими лицами, под льготу не подпадает. Впрочем, это решение касается лишь товаров - к работам или услугам оно не относится. Следовательно, если, например, инвалидная организация выступает арендатором имущества и сдает его в субаренду, использование льготы возможно.

Судьи поддерживают в этом налогоплательщиков. Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.11.11 № А-40-127836/10-20-733 сделан вывод о правомерном использовании льготы, так как деятельность инвалидной компании носила реальный характер, велась в собственных интересах, собственными силами и за счет собственных средств и была направлена на получение прибыли. То есть на практике описанная схема применяется успешно, хотя и чревата претензиями при проверке.

Создать дружественную ООИ или ее структурное подразделение достаточно просто

Согласно статье 33 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ООИ признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Для создания ООИ необходима инициатива не менее трех физических лиц (ст. 18 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). При этом в такой организации сами инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80 процентов (ч. 2 ст. 33 закона № 181-ФЗ). ООИ могут иметь собственность, денежные средства, ценные бумаги и так далее, но распределение доходов между членами или участниками запрещено.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц определяются Федеральным законом от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Так, некоммерческие организации могут создаваться, в частности, в форме общественных организаций - добровольных объединений граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы (п. 1 ст. 6 закона № 7-ФЗ).

Для государственной регистрации общественной организации инвалидов при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы (п. 5 закона № 7ФЗ):

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • учредительные документы организации в трех экземплярах;
  • решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (о местонахождении) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
  • при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.

За государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, государственная пошлина уплачивается в размере 1 тыс. рублей (подп. 2.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Таким образом, в процедуре создания ООИ, их структурных подразделений нет ничего сложного. Достаточно собраться инициативной группе из трех инвалидов или их законных представителей, чтобы была зарегистрирована соответствующая организация, имеющая право на налоговые льготы.

Важно доказать реальность привлечения инвалидов

Необходимо отметить, что налоговики, осознавая потенциальную выгоду для компаний от создания дружественной общественной организации инвалидов, давно уже выступают за полную отмену соответствующих налоговых льгот. Ссылаются они при этом на то, что компании пытаются формально выполнить все условия для получения льготы. Фиктивно нанимают на работу людей с ограниченными физическими возможностями, чтобы получить от государства налоговые преференции. То есть принимают на работу не инвалидов, а их документы. В действительности же инвалиды не выполняют никакой работы в компании, получая за использование своих документов минимальное вознаграждение «в конверте».

Однако фиктивность найма инвалидов еще нужно доказать. Как показывает анализ арбитражной практики, налоговикам и ревизорам из фондов далеко не всегда удается сделать это. К примеру, в деле, рассмотренном в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.03.11 № КА-А40/1304-11, налоговики так и не смогли подтвердить свои подозрения в фиктивности привлечения инвалидов. Насмотря на то, что в штате компании числились даже уже умершие люди.


объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. (Федеральный закон «Об объединениях», ст.5)

· организация – основанное на членстве объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей, объединившихся граждан (закон «Об общественных объединениях, ст.

Как создать общественную организацию (ОО)?

Продолжим разговор об общественных организациях. Напомним, что в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины и Законом Украины «Об объединениях граждан» (Закон).

Решение о создании объединения граждан принимается учредительной конференцией или общим собранием. Учредителями могут быть граждане Украины, граждане других государств, лица без гражданства, которым исполнилось 18 лет, а молодежных и детских организаций – 15 лет.

Как создать общественную организацию

У Вас появилась желание создать общественную организацию? Для чего? В той организации инвалидов, в которой вы состоите членом, руководитель самодур и диктатор и не дает возможности заниматься любимым делом? Или может быть Ваши права нарушены? А возможно он прекрасный человек, но вы ничего не можете сделать, потому что Устав вашей, таков что у Вас просто нет реальной возможности отстоять свои права?

Согласно ГК РФ коммерческой считается организация, имеющая цель извлечение прибыли, занимающаяся предпринимательской деятельностью и распределяющая полученный в результате этой деятельности доход между своими участниками (акционерами, пайщиками и т.

Общественная организация

Конституция Российской Федерации даёт право гражданам создавать профессиональные союзы и добровольные объединения. При этом любым объединениям, чья деятельность не противоречит законам, гарантируется полная свобода.

В этой статье я расскажу о том, что такое общественные объединения и как они функционируют на территории России. Из нее также можно будет узнать, как граждане могут воспользоваться своим конституционным правом и объединиться с другими гражданами для достижения общих целей.

Общественные объединения инвалидов

объединения. созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, - форма социальной защиты инвалидов.

инвалидов - организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Регистрация общественной организации

Посетители юридической консультации задали 620 вопросов по теме «Регистрация организации». В среднем ответ на вопрос появляется через 15 минут, а на -вопрос мы даём гарантию минимум двух ответов, которые начнут поступать уже в течение 5 минут!

Возможно ли реорганизовать общественную организацию (без долгов) в существующей ООО. для того чтобы не закрывать общественную организацию? И, что для этого нужно? 11.

Создание общественной организации без образования юридического лица

объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании.

Сегодня ВОИ - это более 1,5 млн человек , 24 300 первичных организаций, 2 100 местных и 83 региональные организации.

В 1998 году ВОИ присвоен Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН.


Целями ВОИ являются:

  • содействие инвалидам в осуществлении равных прав и возможностей с другими гражданами Российской Федерации;
  • защита общих прав и интересов инвалидов;
  • содействие в интеграции инвалидов в современное общество.

Основные направления деятельности ВОИ:

1. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления в решении проблем инвалидов,

сотрудничество с общественными объединениями и иными организациями, действующими в интересах инвалидов.

2. Содействие в разработке государственных, муниципальных и негосударственных программ, в подготовке законодательных и иных нормативных актов, принимаемых в отношении инвалидов.

3. Содействие в решении вопросов образования, профессиональной подготовки, переподготовки, трудоустройства, профессиональной и социальной реабилитации и абилитации.

4. Содействие инвалидам в развитии творческих способностей, занятиях физической культурой, спортом и туризмом;

5. Развитие международных контактов и связей инвалидов и их организаций.

6. Осуществление собственных и совместных с другими организациями программ по реабилитации и абилитации членов ВОИ, а также благотворительных программ.

7. Оказание социальных услуг.

8. Социальная поддержка и защита инвалидов - членов ВОИ.

9. Вовлечение инвалидов в члены ВОИ.

10. Информирование общества о положении инвалидов, содействие в формировании позитивного отношения общества к инвалидам, разработка и подготовка к изданию информационных материалов о положении инвалидов.

11. Осуществление в установленном порядке редакционно-издательской деятельности, создание своих печатных органов и иных средств массовой информации.

12. Сбор, систематизация, накопление информации в соответствии с законодательством Российской Федерации и целями.

13. Содействие организации научных исследований по проблематике инвалидов и участие в них.

14. Создание (учреждение) коммерческих и некоммерческих организаций и участие в их деятельности, участие во внешнеэкономической и иной, приносящей доход деятельности, для финансового обеспечения уставной деятельности ВОИ.

15.Участие в благотворительной деятельности, получение и оказание безвозмездной, в том числе гуманитарной и технической помощи.

16. Учреждение почетных званий, наград, знаков отличия, премий, стипендий ВОИ и установление памятных дат ВОИ.