Какая организация является институтом гражданского общества. Представители иных политических сил о гражданском обществе. «единая россия» расширяет взаимодействие с институтами гражданского общества

Определяющее значение для всего процесса формирования в стране гражданского общества имеют конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина, о прирожденном и неотчуждаемом характере основных прав и свобод человека. Без такого гуманитарного компонента - свободных, полноправных индивидов - невозможно само возникновение гражданского общества. Конечно, как правильно отмечает В.С. Нерсесянц, практическое осуществление прав и свобод людей зависит от многих субъективных и объективных факторов, однако в конечном счете именно усилия свободных индивидов, преследующих свои цели и реализующих свои частные интересы в рамках общего для всех правопорядка, определяют природу, содержание и характер формируемого гражданского общества. К сожалению, в России у государственной элиты в широком смысле этого слова до сих пор не сложилось мнение о приоритетности указанных вопросов, их огромном прикладном и экономическом значении.

Старая концепция западной политической философии, концепция гражданского общества пользовалась огромной популярностью почти три десятилетия. Этот успех сопровождался многочисленными критиками его туманности - как идеологическое бремя, которое сопровождает его. Его научная полезность для анализа политических и социальных изменений вне западной сферы ставится под сомнение. Пустой конверт, наполненный конкретными значениями в зависимости от действующих лиц и социальных и культурных контекстов, новые незападные гражданские общества должны, прежде всего, изучаться как проекты, реалии в процессе создания, на стыке динамики, характерной для местных обществ, где они появляются. и динамика, внешняя по отношению к этим компаниям, которые предоставляют привилегии определенным субъектам, конкретное принятие концепции, а также обеспечивают значительную часть ресурсов, необходимых для жизнеспособности этих проектов.

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 1999. С. 317.

Подберезкин А.И., Абакумов С.А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. М.: Имидж-Пресс, 2004. С. 42.

Постсоциалистические преобразования в стране открыли путь к формированию гражданского общества; его основы и необходимые структурные компоненты нашли свое закрепление в Конституции РФ 1993 г. Социальная структура постсоциалистического общества (социальный компонент гражданского общества) находится в стадии формирования. Процесс ломки прежних социальных классов, слоев и групп и становления новых еще далек от завершения.

Тем не менее этот «основанный на проектах» подход по-прежнему относительно не развит. Статья настаивает на необходимости пропаганды этого чтения незападных гражданских обществ и подчеркивает важность более сложного эмпирического подхода, возникающего в результате количественных и ассоциативных предубеждений, представленных в значительной части работы, проведенной до настоящего времени этот предмет.

Старое понятие западной политической философии, концепция гражданского общества Этот успех является результатом его «туманного» характера, его многочисленных идеологических ориентаций и его научной полезности для анализа политических и социальных изменений за пределами западного мира. Новое «не западное гражданское общество» должно рассматриваться как «проекты», реалии на сроках беременности, на стыке динамики, подходящей для местных обществах, где они появляются, и динамики вне общества, которые предоставляют привилегии определенным субъектам, конкретное значение концепции, а также обеспечивают часть ресурсов, необходимых для жизнеспособности этих проектов.

Суть гражданского общества, по мнению П.П. Баранова, заключается в активном правовом поведении широких слоев населения и превращении института государства в инструмент достижения той цели, которую определяют организованные и неорганизованные народные массы. Такие политико-правовые институты, как демократические выборы, референдум (в том числе и инициативный), участие партий в политике, право петиций, иные формы непосредственной демократии, право законодательной инициативы и т.п., способствуют не просто контролю общества за органами государственной власти, но делают последние (в определенных пределах) зависимыми от политически активной общественности.

Тем не менее, этот подход «по проекту» все еще слабо развит. Эта статья настаивает на необходимости продвижения исследований по «незападным гражданским обществам» на основе количественного и ассоциативного уклона современных работ по гражданским обществам.

Старая концепция западной политической философии, понятие гражданского общества пользовалось огромной популярностью примерно три десятилетия. Этот успех сопровождается многочисленными критиками, которые относятся к его туманному характеру - к идеологической нагрузке, которая сопровождает его. Его научная полезность для анализа политических и социальных изменений вне западной сферы была поставлена ​​под сомнение. Статья настаивает на необходимости продвижения этого чтения незападных гражданских обществ и подчеркивает важность более сложного эмпирического подхода, который вытекает из количественных и ассоциативных отклонений, присутствующих в большом проценте от разработанных работ Пока что по этой теме.

Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. С. 67.

Определение понятия "гражданское общество" возможно лишь через систему общественных институтов, многие из которых в нашей стране еще не до конца сложились. По мнению А.И. Подберезкина, под гражданским обществом было бы правильным понимать совокупность негосударственных общественных институтов и отношений, которые позволяют личностям и их группам реализовывать частные и групповые интересы, которые им гарантированы и защищены Конституцией РФ. С другой стороны, гражданское общество - это общество экономически и духовно свободных граждан и их объединений, которые кроме прав имеют и обязанности перед государством, четко определенные в Основном Законе страны.

С другой стороны, важно интегрировать в анализ этих новых гражданских структур конституциональные измерения, отличные от простого ассоциативного факта, с учетом идеологического производства, представлений его действующих лиц и динамики в общественных местах. само существование которого часто воспринимается как проблематичное. При этом в конце текста мы обсудим направления исследований, которые этот комплексный анализ будет способствовать. Они сосредоточились на новых формах ассоциативных действий, провозглашенных как актрисы гражданского общества, и проводились в монографическом подходе, объединяющем интервью, анализ литературы и из первых рук и полевые наблюдения.

Подберезкин А.И., Абакумов С.А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. М.: Имидж-Пресс, 2004. С. 15.

На Гражданском форуме 21 - 22 ноября 2001 г. Президент РФ В.В. Путин сказал: "Считаю абсолютно непродуктивным, а в принципе невозможным и даже опасным попытаться создать гражданское общество "сверху". Оно должно стать самостоятельным, иметь свою собственную корневую базу, питаться духом свободы". Организация Гражданского форума в 2001 г. доказала, что власть не строит гражданское общество, но доброжелательно поворачивается к нему лицом, чтобы вместе обсудить проблемы российской модернизации. Одним из итогов Гражданского форума 2001 г. явилось ясное понимание и осознание того, что гражданское общество "сверху", то есть волевыми усилиями самой государственной власти с помощью чиновничьего аппарата, построить невозможно. Оно должно стать результатом социальной самодеятельности нации. Из этого следует, что гражданское общество - нечто принципиально иное, чем политическая и административная структура, имеющаяся в стране. Более того, по мнению С.А. Абакумова и А.И. Подберезкина, гражданское общество является базовой формой реализации общественных интересов, а государство со своей стороны обеспечивает и гарантирует его жизнедеятельность. Гражданское общество не может существовать без главного своего носителя - гражданина, человека, способного и умеющего самостоятельно определять и осуществлять свои цели и жизненные интересы. Субъектами гражданского общества выступают индивиды и их объединения. В зависимости от того, в каком качестве выступают эти субъекты, среди них можно выделить следующие: индивид, семья, школа, церковь, социальные группы (в частности, собственники и предприниматели), общественные объединения, оппозиционные политические партии и движения, свободные средства массовой информации и др.

Этот метод поиска позволяет накапливать разнообразную информацию из нескольких источников, а также контролировать через конфронтацию собранную информацию. Поиски литературы проводились на наших сайтах местными центрами документации, министерствами и государственными учреждениями, а также изученными организациями. В то же время были проведены дополнительные исследования со специализированными центрами документации в Западной Европе. Информация, собранная в ходе этого процесса, позволила нам проиллюстрировать данные, собранные другими каналами, и дополнить их цифрами, законами и т.д. они также предоставили нам обзор более или менее официального местного перевода видения проекта конституции гражданского общества.

Там же. С. 24.

Первоначальным и главным элементом гражданского общества является индивид, а уже производным - образуемые им социальные институты. Каждый индивид участвует в правоотношениях внутри гражданского общества как самостоятельный субъект, член семьи, член или участник общественного объединения, часть социальной группы. Однако гражданское общество предполагает деятельность индивида в большей мере в рамках того или иного объединения в зависимости от его интересов и потребностей.

Эмпирические наблюдения были сделаны в Котону и его пригородах, а также в Яссах. Под «эмпирическими наблюдениями» мы включаем посещения изучаемых организаций, а также исследования прикладных проектов и целевых аудиторий. После окончания докторских исследований контакт поддерживался с бенинскими и румынскими сайтами с помощью многочисленных миссий, которые позволили нам регулярно обновлять наши данные.

Помимо успеха и критики, проекты гражданского общества

После прекращения колонизации новые независимые государства, великие организаторы эмансипированных обществ, должны были обеспечить потребности своих подданных. Этот ассоциативный «бум» является частью конкретного контекста радикальной критики роли государства как игрока в экономическом развитии. Понятие казалось более легитимным, поскольку оно появилось, по-видимому, облагороженное годами борьбы коммунистического инакомыслия на Востоке.

Важным и неотъемлемым элементом гражданского общества является развитая система общественных объединений, с помощью которых люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и ограждать людей от необоснованного вмешательства последних в общественную жизнь. Объединения, составляющие гражданское общество, отражают широкую палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и других интересов граждан и организаций.

Первая из них связана с отсутствием точности в значительной степени полисемического понятия. Концепция гражданского общества, которая не подпадает под какое-либо широкое определение, часто включает в себя то, что не охватывает другой актер или бизнес-сектор. Вторая критика относится к идеологическому обвинению, которое эта концепция несет и, следовательно, к ее научным интересам. В этой связи Мишель Префле подчеркивает.

Мы находимся с этим выражением перед каким-то школьным делом, опытом в жизни, в конце которого формула, сначала научная, становится путем умножения средств массовой информации и политических поворотов, она подвергается доля инвестиций и борьба семантической оккупации.

Специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самими гражданами, предприятиями, существуют автономно от государств, но в рамках действующих законов.

Демократическое государство призвано максимально удовлетворять многочисленные интересы и потребности своих граждан. Для достижения этой цели возникает необходимость информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и средствами самого государства. А это эффективно лишь при действии через институты гражданского общества. В то же время удовлетворение конкретных интересов и потребностей индивидами зачастую возможно и без вмешательства государства, силами самих индивидов, объединившихся на основе реализации этих интересов. Это важнейшая функция объединений в рамках гражданского общества.

Третий тип критики касается приспособляемости этого понятия к изучению незападных социально-политических реалий. Другими словами, гражданское общество, плод длительного и извилистого наследования в западной политической философии, в основном позволило понять некоторые изменения наших западных обществ в направлении современности, но будет пытаться доказать свою заинтересованность в анализе современных изменений за пределами западного мира. В этом отношении речь идет о гражданских обществах к югу от Сахары, что легитимность этого понятия является предметом самых решительных дебатов.

В каждой демократической стране организаций гражданского общества насчитывается множество. Они организуются в связи с конкретными проблемами региона и даже отдельного города, в связи с профессиональными, культурными, духовными интересами. Это организации и фонды благотворительного характера, многочисленные движения. Важными институтами гражданского общества - объединениями индивидов являются средства массовой информации и политические партии.

Самые радикальные критики исходили от таких политологов, как Бади, Чабал и Далос, Баярт или Хауберт и Рей. Чтобы обобщить эту дискуссию, после Рене Отайка будет подчеркнуто, что наиболее фундаментальная дисквалификация гражданского общества в политическом контексте Африки происходит из чтения, согласно которому в этих странах государство и общество будут взаимопроникновением друг друга. в такой степени, что они слились бы друг с другом в соответствии с двумя сценариями: первая, которая является поглощением общества авторитарным государством, сценарий фантазии целостного государства будет отвечать второму, что из состояния корневища, где государство гангреневано обществом и логикой сообщества, которая пересекает его.

Гражданское общество структурно представлено своими организациями и объединениями во всех сферах общественной жизни.

Экономическая структура общества (экономический компонент гражданского общества) определяется наличием различных форм собственности - частной, государственной, муниципальной и т.д., которые согласно Конституции (ч. 2 ст. 8) "признаются и защищаются равным образом". В соответствии с этим за каждым членом общества признается право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Право частной собственности охраняется законом. Важной гарантией права частной собственности является конституционное положение о том, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда" (ч. 3 ст. 35 Конституции). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Гарантируется также право наследования.

Для Чабала и Далоса государство и общество могли бы в значительной степени и в различных формах, в частности, через общественную и фракционную логику, проникнуть в такую ​​степень, что любое различие между государством, гражданским обществом и семьей сферы, предположительно наделенные относительной автономией, будут казаться неадекватными.

Концепция проекта относится к идее реальности в процессе создания, еще не полностью установленной, но где мы можем обнаружить здесь и там эмпирические элементы изменения, последствия которого еще не полностью измерены. Под «проектом» мы также ссылаемся на концепцию, провозглашенную Болтански и Чьяпелло в их книге «Новый дух капитализма». Для этих авторов в контексте социального пространства, созданного сетями.

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 1999. С. 318.

Рыночные отношения - основа современной экономики - невозможны без плюрализма форм собственности и широкого класса частных собственников. Именно рыночные отношения составляют экономическую основу гражданского общества, стимулируя развитие инициативности, предпринимательства граждан. Рыночные отношения - наиболее приспособленная к функционированию в рамках гражданского общества экономическая система. Только экономически состоятельный индивид способен в полной мере осознавать и реализовывать свои права и свободы, действовать в рамках объединений гражданского общества в защиту своих прав и свобод, оказывать влияние на государственную политику, осознанно участвуя в политической жизни, деятельности политических партий, выборах и референдумах.

Проект временно объединяет очень разрозненных людей и представляет собой высоко активированный конец сети в течение относительно короткого периода времени, но позволяет создавать более прочные ссылки, которые затем будут усыновлены, оставаясь доступными. Проект представляет собой кучу активных связей, порождающих формы, то есть создание объектов и предметов путем стабилизации и создания необратимых связей.

Это кластер соединений, который позволяет объектам появляться как объекты. Мы считаем, что этот проект, как импортированный, так и изобретаемый на местном уровне, можно понимать как трансплантацию продукта западной природы, но способы выражения которого во многом зависят от местной социальной динамики, иногда старше.

В экономической сфере функционирует широкая сеть организаций гражданского общества, образованных индивидами и негосударственными предприятиями (промышленными, торговыми, финансовыми и другими), которые в современных демократических государствах составляют абсолютное большинство. Особо следует подчеркнуть, что гражданское общество составляют объединения и ассоциации, которые носят как коммерческий, так и некоммерческий характер. Такими организациями могут выступать как сами экономические субъекты (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные хозяйственные общества и товарищества), так и их объединения, являющиеся по законодательству России некоммерческими организациями, а потому ставящими задачу не извлечения прибыли, а защиты интересов экономических субъектов.

Эта трансплантация проекта конституции гражданского общества на Юге, как и на Востоке, в значительной степени отвечает динамике внешнего мира. Постепенно была разработана новая легитимность гражданского общества и его субъектов на основе нескольких основных элементов: стратегий поддержки крупных многосторонних или двусторонних доноров для неправительственных организаций на Севере и Юге, включение их в консультативные органы или в качестве партнеров проектов, финансируемых этими учреждениями, или реформ, направленных на государственный интервенционизм в экономических и социальных вопросах, и возобновление интереса к «низовой» ассоциативной динамике для содействия например, для некоторых социальных секторов.

Социальная сфера гражданского общества включает объединения граждан, созданные для реализации их социально-экономических прав: профсоюзы, благотворительные организации, общества взаимопомощи, общества инвалидов, трудовые коллективы и т.д.

Семья - один из важнейших институтов социальной системы гражданского общества, та сфера отношений, где человек проводит существенную часть своей жизни. Семья, ее цели, степень ее материального благополучия, духовные отношения внутри семьи во многом определяют жизнь человека, его общественную активность, а в конечном итоге влияют на успехи и достижения всего гражданского общества. Не говоря уже о том, что семья - основа демографической политики общества и государства и, следовательно, залог самого существования государства. Семью можно рассматривать как первичную социальную структуру, в которой происходит воспитание будущих членов общества, закладываются основы общественного поведения человека.

С одной стороны, стратегия профессионализации ассоциативной практики способствовала созданию сетей, включению в глобальный проект конституции гражданского общества, но ограниченному числу ассоциативных субъектов. Однако в условиях нехватки средств, мобилизованных на местном уровне, как это было в Румынии в первые послекоммунистические годы, этот доступ показал значительную важность.

В результате распределение доходов в этом секторе было по крайней мере неравным. Эта выборочная профессионализация была воспринята как должное «партнерами по развитию», поскольку поддержка не могла быть предоставлена ​​каждому, учитывая ассоциативный расцвет, встречающийся в этих странах, и тем более легитимным, что литература разработчика комплекса интернационал настаивал на банкротстве модернизирующегося государства, о необходимости привлечения других агентов по оказанию помощи, украшенных добродетелями, которые, вероятно, никогда бы не имели этого государства.

В политической сфере гражданского общества действуют такие объединения индивидов, как общественно-политические организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки); органы общественного самоуправления по месту жительства; негосударственные средства массовой информации.

Среди общественных объединений в данной сфере особо следует отметить политические партии. Конституционный Суд РФ относит все политические партии к гражданскому обществу в силу добровольности их формирования и того, что деятельность политических партий непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти. Однако это не совсем так.

Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой общественно-политической организации "Балтийская республиканская партия" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 491.

Дело в том, что партии ставят одной из своих основных целей завоевание и осуществление политической власти. При этом политическая партия, получившая и осуществляющая власть в государстве, автоматически становится его частью, поскольку она формирует из своих членов органы государственной власти, проводит через них свою политику, на время нахождения ее у власти становящуюся государственной политикой. Действительно, в условиях многопартийности только политические партии (а иногда их десятки), не находящиеся у власти, в полной мере отвечают критериям субъектов гражданского общества. Однако в демократических государствах нередка ситуация, когда законодательную и исполнительную власть осуществляют разные партии. В любом случае к субъектам гражданского общества могут быть отнесены исключительно партии, не находящиеся у власти.

Особо следует отметить, что гражданское общество может существовать только в государстве, в котором создана реальная многопартийность. Интересно то, что в той или иной степени выпадение политической партии из сферы гражданского общества пока не грозит России с ее несформированной партийной системой. Для России характерно образование партий из лиц, уже осуществляющих власть, и создание "партий власти", которые существуют только до тех пор, пока их лидеры находятся у власти, и распадающихся по мере ослабления "административного ресурса". Некоторые авторы (например, В.А. Рыжков) к числу элементов системы гражданского общества относят местное самоуправление. Местное самоуправление в научной литературе понимается как способность местного сообщества управлять собственными делами. В силу этого местное самоуправление - институт публичной власти, через который местное сообщество осуществляет разнообразную деятельность по решению вопросов местного значения на основе принципов самоорганизации и ответственности.

Рыжков В.А. Четвертая республика. Очерк политической истории современной России. М., 2000. С. 73.

Однако, как уже отмечалось в настоящей работе, первичным элементом гражданского общества следует признать человека, вторичным - объединение людей, сообщество (группу). В таком случае неотъемлемым элементом, подсистемой гражданского общества является местное сообщество, а не местное самоуправление, как полагает В.А. Рыжков. Вместе с тем местное самоуправление - необходимый элемент формирования гражданского общества, поскольку он позволяет местному сообществу самоорганизоваться и самостоятельно нести ответственность за решение своих дел. Таким образом, развиваются внутренние связи между членами сообщества, повышается их ответственность за состояние дел сообщества.

Процесс образования местного сообщества в России характеризуется существенными особенностями. Чаще всего он связан с протестом против действий власти. Так, например, объединение граждан в территориальные самоуправляющиеся общины, объединения по месту жительства имеют своей целью защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. Данные объединения защищают лесопарки, отстаивают необходимость соблюдения санитарных норм при строительстве, требуют повышения качества коммунальных услуг и т.д. В случае, когда внешнего давления на граждан нет, не происходит и их объединения. Такие процессы в большей мере характерны для крупных городов, где разобщенность жителей исторически выше, чем в деревнях.

Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений. Она непосредственно связана с образом жизни людей, их нравственностью, научным творчеством, духовным совершенствованием. В этой сфере действуют общественные объединения деятелей культуры, образовательные, творческие союзы, объединения по интересам, религиозные организации.

Среди духовно-нравственной сферы общественных отношений в гражданском обществе важную роль играет такой социальный институт, как церковь. Церковь, религия формируют систему человеческих норм и ценностей, регулируют социальное поведение человека, его отношение к обществу, семье, другим людям. Церковь часто является хранителем национальных традиций, самобытности народа, основ морали, нравственности, культуры.

Формирование гражданского общества наиболее успешно осуществляется в условиях светского государства, в котором ни одна религия не провозглашается в качестве официальной или обязательной. Отделение церкви от государства должно предусматривать нейтралитет государства в вопросах веры, невмешательство органов государственной власти во внутрицерковные дела и, соответственно, невмешательство церкви в дела государства. Свобода религии как элемент свободы совести подразумевает право человека выбирать и исповедовать любую религию. Возможно формирование гражданского общества и в клерикальном государстве (например, Великобритания), однако ни при каких условиях гражданское общество не может возникнуть в теократическом государстве.

Более подробно о церкви как связующем звене между гражданским обществом и государством см. параграф 5 главы 3 настоящей работы.

Особо следует отметить информационную систему гражданского общества. Она возникла и сформировалась только во второй половине XX в. вместе с формированием так называемого информационного общества и бурным развитием СМИ и средств передачи информации на расстояние. Посредством возникновения сети Интернет происходит глобализация проникновения информации и в определенной мере переплетение институтов гражданского общества различных государств, их взаимопроникновение и взаимовлияние.

Субъектами гражданского общества, действующими в информационной сфере, являются негосударственные средства массовой информации. Их роль в государстве и гражданском обществе чрезвычайно важна. Средства массовой информации - это практически "глаза и уши" гражданского общества. СМИ призваны информировать гражданское общество о деятельности власти, о попытках ограничить права индивидов и общества, о незаконных действиях представителей власти. Именно через них гражданское общество осуществляет контроль за деятельностью государства. И именно они осуществляют обратную связь между государством и гражданским обществом, информируя органы власти об отношении населения к действиям власти и проблемах индивидов и их объединений, нуждающихся в помощи со стороны государства.

Различие структур гражданского общества и государства предопределяет разные способы правового регулирования частных и публичных отношений. В гражданском обществе действует принцип "разрешено все, что не запрещено", вмешательство государства в его сферу строго ограничено, закон может устанавливать правила только на будущее время, он не имеет обратной силы.

В публичной сфере действует принцип "все, что не разрешено, запрещено", поэтому статус органов государственной власти и должностных лиц, их компетенция подробно урегулированы законом. В публичном праве закон может иметь обратную силу, если государство в чем-то улучшает правовое положение лиц; закон обязательно должен иметь обратную силу, если им смягчается наказание за какое-либо правонарушение либо устраняется противоправность этого деяния. Взаимоотношения гражданского общества и государства в реальности сложились так, что первенствует государство, у которого в руках сосредоточена политическая власть. Вместе с тем следует отметить, что гражданское общество есть крупнейшая общественная сила, с которой государство не может не считаться.

Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе сдержек и противовесов стремлению политической власти к абсолютному господству, имея для этого немало средств: активное участие граждан в избирательных кампаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения (в частности, с помощью независимых телевизионных и радиоканалов и периодической печати), возможности в организации кампаний сопротивления проведению тех или иных государственных реформ; при этом само гражданское общество нуждается в государственной поддержке, поэтому представители организаций гражданского общества активно участвуют в работе ряда государственных органов.

Гражданское общество - это источник легитимности политических сил, стоящих у власти; контакты с организациями гражданского общества являются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти; в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство. В целом же демократический режим предполагает тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности.

Гражданское общество внутренне противоречиво; в нем доминирует частный интерес, совпадает и сталкивается деятельность различных субъектов. Гражданское общество по сути своей должно развивать социальную и экономическую активность индивидов, осознание ими своих прав и интересов, своей личностной индивидуальности. В рамках процессов гражданского общества наиболее ярко проявляется эта индивидуальность и, следовательно, возникают личностная конкуренция, соперничество, внутренние противоречия между индивидами. Эти противоречия являются движущей силой развития гражданского общества, его прогресса. Государство, напротив, проводит в жизнь общий интерес, объединяет деятельность индивидов и социальных групп в одно целое, стремится к достижению компромисса между различными субъектами гражданского общества. Оно играет роль фактора, сдерживающего развитие противоречий до уровня, способного разрушить гражданское общество. Предназначение государства - нивелирование социальных противоречий, реализация общих интересов, установление социального мира.

Гражданское общество - это экономическая и личная сфера взаимоотношений между людьми. Вмешательство государства в нее должно быть минимизировано до социально необходимых величин. Роль государства заключается в нем в основном в поддержании правопорядка, борьбе с преступностью, создании условий для реализации гражданами своих прав и свобод, частных инициатив. Гражданское общество - деполитизированное и деидеологизированное общество.

Это не означает, что оно не проводит никакой политики, не исповедует никаких идей и взглядов. Это означает лишь, что в нем не может быть моноидеологии и абсолютного господства какой-либо политической силы.

С начала XIX в. наблюдаются две противоположные линии по обоснованию парадигмы: гражданское общество - государство. Одна линия опирается на германскую культурную традицию (Г. Гегель): только государство (как абсолютный дух и универсальная политическая общность) способно достичь общий интерес. В силу этого государство доминирует над гражданским обществом и может вмешиваться в его деятельность для достижения общих интересов. К. Маркс предложил решить проблему, сняв различия между гражданским обществом и государством путем так называемого обобществления государства и политики. Это привело к тому, что государство уравнялось с обществом, поглотило его.

Другая линия центр тяжести переносит на свободу, ставя ее превыше иных ценностей, на саморегулятивную функцию гражданского общества. Сторонники такого подхода концентрируют свое внимание на разрушительной силе государства, способной оказать деструктивное воздействие на такие институты, как семья, церковь, профессиональные союзы, ассоциации и т.д. .

Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социс. 1997. N 3. С. 27 - 28.

Удачно, на наш взгляд, удалось сформулировать положения, на которых основываются взаимоотношения гражданского общества и государства, З.М. Черниловскому. В частности, он отмечает, что: 1)

нет однозначной зависимости между существованием государства и наличием или отсутствием гражданских начал в жизни общества. Противопоставление гражданского общества и государства возникает тогда, когда государство монополизирует те или иные, подчас и несвойственные ему функции, а его аппарат превращается в оторванную от общества корпорацию; 2)

именно государство, в пределах которого существует данное гражданское общество, дает ему должную защиту в том, что относится к благосостоянию граждан и их особенным целям, если последние не противоречат законам; 3)

от государства гражданское общество вправе требовать защиты жизни, здоровья, безопасности его граждан; 4)

на государство ложится обязанность осуществления социальных программ, могущих смягчать противоречия между достатком одних и нищетой других; 5)

государством, его внешней политикой и оборонной мощью могут быть обеспечены само существование данного сообщества, его материальное и духовное сближение с другими народами.

Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. N 6. С. 150.

Недопустимо жесткое размежевание гражданского общества и государства. В частности, в настоящее время наблюдается усиление проникновения государства в сферу деятельности гражданского общества. Это выражается в следующем: 1.

Усиливаются правовые начала в жизни гражданского общества. 2.

Изменяется социальная роль государства; оно принимает на себя заботу о социально незащищенных слоях населения, вмешивается в демографическую обстановку общества. Кроме того, государство, назвавшее себя социальным, должно содействовать развитию науки, культуры, образования, осуществлению прав человека. 3.

Усиливается проникновение государства в сферу экономики. Ни в одной стране мира рынок не свободен от государственного регулирования. Принцип планирования, широко используемый в социалистических государствах, воспринят многими государствами Запада. В некоторых из них регулирование планирования осуществляется на уровне обычных законов (например, во Франции), в других положения о планировании закреплены в конституциях. Централизованное воздействие в гражданском обществе сохраняется, но не путем приказных и волевых методов, а через налоги, кредиты, льготы, пошлины, тарифы, законы, поддержку базовых отраслей производства, политическую стабильность, противодействие безработице, борьбу с коррупцией и т.д. 4.

Государство обеспечивает внешнюю и внутреннюю безопасность граждан и социальную защищенность общества.

Взаимодействие государства и гражданского общества проявляется и в том, что при органах государственной власти создаются общественные советы, комиссии, структуры, представляющие гражданское общество при принятии органами государственной власти решений в тех или иных сферах деятельности и одновременно осуществляющие контроль за соблюдением государством общественных интересов.

Все меньше остается сфер, которые составляли бы исключительную компетенцию гражданского общества, свободную от государственного вмешательства. Некоторые исследователи предлагают даже уйти от противопоставления гражданского общества и государства, их якобы неизбежной борьбы, полагая, что в современных условиях правовое государство и его аппарат могут быть отнесены к элементам гражданского общества, из которого то в свое время возникло. Не берясь оценивать этот тезис применительно ко всем государствам, отметим, что для Российского государства он пока неприменим. Однако, несмотря на все перечисленные выше факторы, гражданское общество должно и впредь оставаться той сферой, в которой вмешательство государства сведено к минимуму.

Одинцова А.В. Гражданское общество: история и современность. Материал для обсуждения. М., 1990. С. 5, 41.

Гражданское общество выполняет ряд функций как по отношению к человеку, так и по отношению к государству. По вопросу классификации функций гражданского общества нет единой точки зрения. Принято в основном выделять следующие функции гражданского общества. 1.

Посредством институтов гражданского общества создается определенный баланс личных и общественных интересов. Экономическая самостоятельность лица, принадлежащего к гражданскому обществу, его автономность и самодисциплина, их гарантии порождают определенную моральную обязанность перед другими членами гражданского общества и заставляют его воздерживаться от противоправных поступков в надежде, что по отношению к нему будет соблюдаться тот же принцип. 2.

Гражданское общество является тем социальным пространством, в котором реализуется большая часть прав и свобод, а также обязанностей человека, формируется общественно активный индивид. 3.

Стабилизация социального развития. Многие институты гражданского общества (религия, церковь, семья, собственность) весьма консервативны и практически очень редко подвергаются кардинальному пересмотру, а значит, спасают личность от потрясений, способствуя тем самым стабильному развитию общества и государства. 4.

Продуцирование норм и ценностей, которые затем закрепляет и охраняет государство. 5.

Гражданское общество выступает в качестве посредника между личностью и государством. С одной стороны, оно позволяет личности, объединившись с другими людьми, воздействовать на государство с целью обеспечить реализацию своих интересов и потребностей. С другой стороны, посредством гражданского общества охраняется частная жизнь от излишнего вмешательства и регулирования государством. 6.

Воздействие на государство, формирование его в соответствии с демократическими устремлениями граждан.

Левин И.В. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. 1996. N 5. С. 8.

Эффективно действующее гражданское общество способно взять на себя ряд функций государства, например развитие культуры, науки, образования, решение проблем демографии и семьи и т.д. При этом, как отмечает А.Д. Керимов, развитие гражданского общества ни в коем случае не должно осуществляться за счет ослабления государства или отстранения его от выполнения вверенных ему функций.

Керимов А.Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества // Гражданин и право. 2002. N 3. С. 18.

Гражданское общество и правовое государство должны взять на себя функцию обеспечения прав человека и гражданина, разделив ее следующим образом: государство обеспечивает права гражданина (т.е. политические права), а гражданское общество - права человека (т.е. личные и социальные права) . Важное условие функционирования гражданского общества предполагает наличие в менталитете граждан такой важной ценности, как свобода. Применительно к гражданскому обществу свобода понимается, прежде всего, как невмешательство государства в частную жизнь граждан.

См., напр.: Нерсесянц В.С. Вопросы правопонимания в контексте прав человека, сложности и противоречия в обеспечении прав человека в национальной, экологической, демографической, миграционной сферах / Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2001. N 5. С. 90; Морщакова Т.Г. Права человека буквально по Жванецкому // Известия. 2002. 10 декабря; Рудинский Ф.М. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и жизнь. 2000. N 31.

Напрямую с ценностью свободы связан принцип уважения к закону.

Свобода одного человека, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Свобода, не подкрепленная законом, это вседозволенность, способная породить скорее "войну всех против всех", нежели цивилизованные отношения гражданского общества.

Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод как из основной детерминанты политической системы общества, которое стремится быть демократическим. В этих условиях многократно возрастает ответственность каждого члена общества за принимаемые им решения, повышается значение гражданской культуры. Без гражданской культуры говорить о гражданине как самоценной личности в современном значении этого слова, а значит и о гражданском обществе, бессмысленно. Гражданская культура является отражением всего многообразия общественной жизни, гражданских прав и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Это понятие передает уровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, его активности в деле претворения их в жизнь.

Гражданская культура - более широкое понятие, чем политическая культура, охватывает все многообразие интересов социальных групп гражданской сферы общественной жизни. Гражданская культура в целом определяет фундаментальные ценности гражданского сознания, гражданского общества и, следовательно, лежит в основе взаимоотношений гражданина, государства и гражданского общества.

Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций: В 9-ти томах. Т. 2. Основы конституционного строя Российской Федерации. М., 2007. С. 269.

В целях наиболее эффективного и полного исследования институтов гражданского общества, а также государственно-правовых механизмов их формирования и поддержки в России следует классифицировать институты гражданского общества по сфере и специфике осуществляемой ими деятельности на три вида: A)

адвокатура; -

нотариат;

общественные движения; -

Если эта классификация и не полна, то все же достаточно представительна, чтобы показать, что теоретически у власти есть, из чего выбирать, и есть, из кого вербовать себе партнеров.

Важно заметить, что строительство гражданского общества, демократического, правового государства - это не только внутриполитическая потребность, но и внешняя необходимость, которая диктуется развитием России в условиях глобализации мира. В сущности, при всем разнообразии мир един в том, что подлинный прогресс осуществляется только там, где созданы общественные условия для раскрытия главного ресурса цивилизации - человека. Мир в настоящее время более взаимосвязан, чем в прежние времена. Поэтому Россия, как верно отмечает В.Н. Влазнев, может стать равноправным партнером в мировом прогрессивном сообществе только тогда, когда будет демократической и правовой страной с развитыми экономическими отношениями, высоким культурным и духовным потенциалом гражданского общества.

Абакумов С.А. Гражданское общество и власть: противники или партнеры? М.: Галерия, 2005. С. 38.

Влазнев В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 181.

Гражданское общество в условиях современного индустриального развития представляет собой сферу "организованного" экономического, политического и идеологического плюрализма. Организованный плюрализм означает, что реально общество складывается не столько из деятельности отдельных индивидов, сколько из взаимодействия их организованных по интересам объединений, малых и средних социальных групп и иных естественно складывающихся ассоциаций. Таким образом, возникает "корпоративно-структурированное общество", в котором основной ячейкой и наиболее узкой группой является семья, а на более высоких структурных уровнях функционируют более широкие группы и объединения и, наконец, наиболее высоким уровнем объединения по интересам выступает "государственно организованное сообщество".

Группы - это основные естественно складывающиеся структурные элементы общества. Представителей группы объединяет прежде всего общность их социального статуса, определяемого их местом и ролью, главным образом в системах производства, распределения и управления. Отсюда проистекает общность их интересов, мировоззрения, ценностных социально- политических установок. В отличие от групп объединения представляют собой организующиеся структурные элементы общества, цель которых - внешнее (по отношению к среде объединения) выражение однородных интересов, их защита и включение в тот комплекс внешне выраженных интересов, из которого как некая "равнодействующая сила" образуются охраняемые государством общие интересы.

Группы и объединения играют разную роль в гражданском обществе и в его воздействии на государство как аппарат публичной власти, в связи с чем юриспруденция не оставляет без внимания этническую окраску современных миграций, положение беженцев и вынужденных переселенцев, проблемы их адаптации. Более того, в процессе взаимодействия гражданского общества и государства необходимо всесторонне исследовать причины обострения межнациональных отношений и дезинтеграционных процессов в странах-членах СНГ, появление безграничной "суверенизации" и зон межнациональных конфликтов. Без государственно-правовой оценки вряд ли могут быть успешно реализованы национальная и региональная политика, новый федерализм в России, все возможности гармонизации национальных отношений и реинтеграции.

Так, в гражданском обществе особую роль играют народы и, соответственно, наука о народах - этнография. Но не менее важен правовой статус народов, правовая организация власти народа (народовластие), изучаемая юридической наукой. Здесь с правом связывается этнический состав, национальная структура населения, этнополитический и этносоциологический портрет той или иной нации.

"Качественные" различия структурных элементов гражданского общества определяются уровнем, мерой их организованности, и, конечно, в этом отношении группы уступают объединениям. Однако объединения охватывают далеко не весь круг претендующих на внешнее выражение интересов. Они возникают лишь постольку, поскольку условия общественного бытия подсказывают необходимость более организованных форм внешнего выражения групповых интересов, либо поскольку возникают интересы внегрупповые и надгрупповые. Словом, выражение частных интересов через интересы группы является первичной и наиболее фундаментальной формой проявления интересов в современном гражданском обществе. При этом принадлежность индивида к определенной группе имеет для его существования тем большее значение, чем шире представительство группы в составе населения, чем выше "удельный вес" групповых интересов в интересах общесоциальных, тем безупречнее объективные возможности самоорганизации группы.

Влазнев В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 65.

Плюрализм групп и объединений с их интересами рассматривается в теории как эквивалент плюрализма индивидуальных интересов в общественной модели классического либерализма. С этой точки зрения в "коллективно-либеральном обществе" интересы должны взаимодействовать и уравновеситься в процессе достижения консенсуса организованных социальных сил, каждая из которых обладает своей долей общественной власти (модель социального партнерства). Однако отношения социального партнерства реально складываются лишь постольку, поскольку общественная власть распространена относительно равномерно и сталкивающиеся социальные силы примерно уравновешивают друг друга.

Поэтому в действительности представительство интересов многих малых групп в общем интересе (как "равнодействующей силе") и в отношениях социального партнерства должно быть поставлено под сомнение. Речь идет не только о том, что непропорциональность распределения общественной власти приводит к доминированию в такого рода общем интересе интересов более сильных групп за счет вытеснения интересов более слабых. Речь идет и о том, что существуют группы, вообще не обладающие никакой властью (например, безработные, домохозяйки, инвалиды, малоквалифицированные иностранные рабочие и т.д.).

Между тем именно современное государство, выступающее как защитник общего интереса, учитывает в своей управленческой деятельности интересы этих "безвластных" групп. В то же время модель "коллективно-либерального общества", если бы она соответствовала действительности, исключала бы возможность представительства интересов этих групп в общем интересе, понимаемом как результат естественного взаимодействия сталкивающихся групповых интересов.

Таким образом, как верно отмечает В.Н. Влазнев, существует определенное противоречие между "коллективно-либеральной моделью саморегулирования", в соответствии с которой всеобщий интерес включает в себя интересы отнюдь не всех, а главным образом наиболее активных социальных сил, и государственным регулированием в соответствии с таким пониманием всеобщего интереса, которое предполагает необходимость учитывать, хотя бы минимально, интересы всех.

Влазнев В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 66 - 67.

На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы.

Во-первых, под институтами гражданского общества понимаются образуемые его элементами (индивидами) и независимые от государства социальные группы (общности), деятельность которых, во-первых, порождает правоотношения, направленные на реализацию и защиту индивидами своих прав и свобод, решение общих задач в сфере экономики, культуры, во всех областях общественной жизни, во-вторых, способна влиять на государственные институты и ограждать людей от необоснованного вмешательства последних в общественную жизнь.

Во-вторых, гражданское общество является источником легитимности политических сил, стоящих у власти; контакты с организациями гражданского общества являются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти; в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство.

В-третьих, особенностью гражданского общества является заложенное в его институтах внутреннее противоречие: доминирующий в них частный интерес, развивая социальную и экономическую активность индивидов, осознание ими своих прав и интересов, своей личностной индивидуальности, неизбежно порождает их конкуренцию и противостояние в различных негосударственных сферах (экономической, социальной, культурной и др.). Это внутреннее противоречие является движущей силой развития гражданского общества, прогресса общества и государства.

В-четвертых, в целях наиболее эффективного и полного исследования институтов гражданского общества, а также государственно-правовых механизмов их формирования и поддержки в России следует классифицировать институты гражданского общества по сфере и специфике осуществляемой ими деятельности на три вида: A)

институты гражданского общества в сфере оказания квалифицированной юридической помощи: -

адвокатура; -

общественные объединения адвокатов; -

нотариат;

Б) институты гражданского общества в политической сфере: политические партии; B)

институты гражданского общества в социально-экономической и культурной сферах: -

некоммерческие общественные организации; -

общественные движения; -

общественные фонды, учреждения, профессиональные союзы; -

средства массовой информации; -

церковь (религиозные организации, конфессиональные объединения).

Помимо данной классификации в качестве отдельной категории институтов, напрямую (по своей правовой природе) не относящихся к гражданскому обществу, но действующих на его поле, следует выделить государственные образования, содействующие формированию и поддержке институтов гражданского общества: институт Уполномоченного по правам человека в РФ, Общественная палата РФ, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, Совет при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями, Общественный совет при МВД России.

Общество формирует государственные институты (выборы, отзыв, референдум и т.д.), участвует в их функционировании, корректирует публичную власть через использование права обращений в суды. Вместе с тем, государство может быть разрушителем цивилизованных отношений, превращая человека в винтик, послушное орудие, манипулируя общественным мнением или свертывая горизонтальные связи, свободы граждан. Россия долгие годы демонстрировала миру жесткое воздействие государства на людей, войну со своим народом, огосударствление демократических институтов, оно находило отражение во всем - и в экономике, и в социально-духовной сфере. Это происходило в силу неразвитости гражданского общества, его “вытаптывания” сильным государством, которое в свою очередь было поглощено КПСС. Но гражданское общество и государство нуждаются друг в друге, либо взаимно дополняются, либо они равно несут потери от нарушения связей. Теперь стоит задача установить между государством и гражданским обществом упорядоченные отношения, превратив его институты в самодостаточное автономное целое, способное самостоятельно формулировать и ставить на повестку дня свои проблемы. Тогда и государство может освободиться от своих противоречий, мешающих его нормальному функционированию.

Таким образом, гражданское общество противоположно атомизированному, в нем существуют множественные горизонтальные связи, и оно представляет собой более высокий этап развития общества по сравнению с естественным состоянием общности (отношения государства, человека и общества здесь носят правовой характер).

На вопрос, существует ли гражданское общество в России, даются разные ответы. Одни говорят, да, оно было всегда, другие отрицают этот факт. Сопоставление того, что мы имеем с обозначенными признаками гражданского общества свидетельствует о том, что некоторое число людей и институтов общества, совокупность которых можно было бы отнести к истинным гражданам, не являются еще той “критической массой”, что меняет ситуацию.

Для России гражданское общество является идеалом, представлением о гармонии отношений человека и человека, личности и общества. А раз так, то естественно определить те меры, которые могут вести страну такого рода к совершенству:

1. Формирование гражданского общества прежде всего связано с вниманием к правовым механизмам влияния общества на государство и всю политическую систему России. Развитые отношения государства и гражданского общества требуют юридического признания высокого статуса институтов гражданского общества, экономического, политического, социального плюрализма, обеспечения безопасности граждан, защиты прав и свобод. Российское государство до сих пор не несло никакой ответственности перед обществом. Людьми выплачиваются налоги, чтобы в обществе царил порядок, - его нет, более того, в обществе распространяется уголовная этика, криминальные структуры диктуют государству и обществу свои правила, люди начинают все чаще обеспечивать свое существование с помощью самозащиты или обращения к уголовным авторитетам.

Народ может противостоять всему этому, он все меньше верит государству, которое, в свою очередь, не ощущает в полной мере силу гражданского общества и, может быть, поэтому остается безответственным.

Следовательно, остро необходимы судебная и правовая реформы, законы о налогах, частной собственности на землю, о политических партиях и др.

2. Исторически доказано, что гражданское общество зреет по мере освобождения экономической среды от административных и политических оков. Налоговый и земельный кодексы должны обеспечить нормальное проявление частных и групповых интересов в производстве, обмене, потреблении, распределении благ. Почва для автономии личности создается не только собственными усилиями людей, но и ограничениями государства, развитием рыночных отношений, переходом государства от управления экономическими процессами в обществе к регулированию, государство должно быть способно создать экономические условия оптимального развития гражданского общества.

3. Условием нарождения гражданского общества является обеспечение верховенства народа, отслоенности гражданского общества от государства, свободы создания общественных организаций, деформализации их работы, т.к. с их помощью удается разнообразить частные интересы, и люди получают свою долю власти, ассоциации выступают промежуточным звеном между человеком и государством и “работают” на утверждение, удовлетворение многообразных потребностей людей. Свобода ассоциаций служит преодолению атомизации общества, восстановлению социальных связей; многое могло бы решиться превращением “московских” партий в подлинно российские, приданием высокой роли общественному мнению, преодолением отчуждения людей от власти.

Задача современного российского общества заключается в том, чтобы формировать горизонтальные связи между людьми, поддерживать и развивать договорные отношения как инструменты укрепления институтов, уравновешивающих государство и одновременно поддерживающих индивида. Сейчас ценны те общественные учреждения, которые формируются “снизу” самими индивидами. В их число входят и политические партии (не являющиеся правящими). Политическим партиям в России мешает доминирование государства во многих сферах общественной жизни, недостаточное понимание большими группами людей своих подлинных интересов. Имеет значение и неправильное отношение к ним российского истеблишмента: президент и правительство “козыряют” своей над- и внепартийностью, между тем, это обстоятельство можно расценивать как инерцию прошлого “технократического”, советского подхода - главное компетентность и деловые, личные качества, но не политическая линия, интересы социальных макрогрупп, выраженные в партийных программах. Партии, обеспечивающие в своей совокупности баланс социальных интересов, дают обществу и политической системе стабильность.

Препятствием к скорейшему вызреванию гражданского общества является чрезмерная ограниченность полномочий представительных органов власти в стране, а зачастую лишь “декоративный” характер их деятельности. Народное представительство на уровне регионов состоит сплошь и рядом из руководителей исполнительных органов нижестоящей власти, что противоречит принципу разделения властей и не позволяет депутатам уделять достаточное внимание законодательной и другой деятельности. На уровне местного самоуправления в одной структуре объединены и представительная, и исполнительная власти. Малое число депутатов в них также усиливает исполнительную власть, как и то, что главой местного самоуправления чаще всего оказывается глава местной администрации. И тогда открывается дорога для раздувания штатов, коррупции, отчуждения людей от власти, ибо они не видят как действуют их представители, не чувствуют подконтрольность чиновников, нет наблюдаемости их работы и последовательного отстаивания их интересов. К тому же вынужденная эпизодичность работы таких депутатов приводит к тому, что представительная функция в областных, городских думах, земских и законодательных собраниях осуществляется недостаточно. Депутат может не работать на избирателей и никакой ответственности за это не последует. Ему не предоставят необходимую информацию - тоже никто не ответит. Принятый в депутатском корпусе бюджет могут не выполнить. Верховенство исполнительной власти опасно разрушением горизонтальных связей в обществе. Все эти противоречия требуют своего разрешения. Средства могут быть разными: правовые аттестации для должностных лиц и обучение депутатов, законодательное закрепление форм действительного разделения властей. Например, можно с успехом проводить общегородские собрания избирателей, обсуждая назревшие проблемы, решения и т.д.

4. Движение к гражданскому обществу наиболее ярко проявляется в духовной сфере. Гражданственное сознание свободного человека обеспечивает возрастание самопроявлений личности. Иное восприятие дается после запрета цензуры, установления свободы слова, открытости информации, обновления учебников, содержания преподавания. Неконфронтационное воспитание может привести к гражданскому согласию, к снятию агрессивности.

В Нижнем Новгороде сейчас предпринимаются меры для развития местного самоуправления, формирования общественного территориального самоуправления, пересматривается с точки зрения дальнейшей демократизации устав города. Делается многое другое. Но потребности развития гражданского общества еще велики. Они заключаются в необходимости иметь представительную власть в районах города, в обучении местных сообществ элементарным навыкам общения между собой и артикулированию имеющихся проблем, умению искать и находить пути их разрешения. Децентрализация власти в государстве за счет ее передачи самоуправлению учит людей искусству объединяться. В этих целях за рубежом издается масса популярной литературы, касающейся различных способов, как возвратить людям политическую власть. Общество должно само захотеть изменений и осознать собственный потенциал. Реформы сверху чаще обречены на неудачу, тогда как общественный диалог, плавно переходящий к выбору позиции и непосредственным действиям, позволяет людям осознать свои интересы и возможности, расстаться с чувством безнадежности, научиться самоуважению, сотрудничеству с другими и, таким образом, преодолеть разобщенность индивидов.

Российское общество находится в начале своего становления как информационного на обломках идеологического самовластия зреют плоды открытости.

Самая разнообразная информация стала реальностью, и это дает людям возможность жить в едином информационном пространстве и вступать друг с другом во взаимодействие. Наряду с этим в современной России строятся вполне обоснованные политические прогнозы, свидетельствующие также о стремлении привилегированных кланов и власть имущих устанавливать правила игры в интересах ничтожного меньшинства. Поэтому сейчас остро необходимо формирование государства открытого, подконтрольного, считающегося с гражданским обществом.

Гражданское общество способно предотвратить появление новой тирании, а это для человека означает свободу вступать и покидать общественные объединения, менять место жительства и место пребывания. Но свобода человека предполагает также его ответственность за свои слова и дела, за семью и общество.