Издательский дом «Питер» — Электронный каталог. В военной области

В ходе рассмотрения 1-го вопроса необходимо определить основные понятия (термины), применяемые в контексте изучаемой темы.

Основные понятия:

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Вопросы организации гражданской обороны (далее – ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) регламентированы рядом нормативно-правовых актов, основными из которых являются Федеральные законы (далее – ФЗ):

В области ГО - ФЗ от 12.02.98 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне";

В области защиты от ЧС - ФЗ от 21.12.94 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

А также ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", который внес изменения и дополнения в вышеуказанные Федеральные законы.

Во время подготовки учеников 11 класса к участию в олимпиаде по основам безопасности жизнедеятельности, учителя могут использовать материалы, представленные на нашем сайте. К примеру, на этой странице вы найдете комплект тренировочных заданий по ОБЖ, состоящий из тестовых вопросов и ситуационных задач. Решая предложенные задания, ученики смогут закрепить изученный материал и заранее узнают о своих шансах победить на олимпиаде.

У нас собраны олимпиадные задания по ОБЖ с ответами и примерами решений. Это значит, что учителю не придется тратить слишком много времени на проверку работ, а ученики смогут использовать задания для самостоятельной подготовки. Наличие правильных ответов позволяет оценивать себя самостоятельно без помощи учителя или репетитора.

Олимпиада по ОБЖ 11 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Начальником гражданской обороны образовательного учреждения является:
А) специально уполномоченный представитель органов местного самоуправления
Б) руководитель образовательного учреждения
В) один из заместителей руководителя образовательного учреждения, прошедший специальную подготовку

2. Для чего создаются территориальные подсистемы РСЧС?
А) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в городах и районах
Б) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в поселках и районах
В) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах
Г) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации в пределах их территорий

3. Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является:
А) Правительство Российской Федерации
Б) Федеральное Собрание Российской Федерации
В) Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Г) Совет безопасности Российской Федерации

4. Как вы считаете, почему после освобождения заложников нужно как можно быстрее покинуть самолет или автобус?
А) сохраняется угроза взрыва или пожара
Б) может произойти повторный захват заложников
В) транспортное средство должно быть осмотрено следственными органами

5. Обнаружив подозрительную вещь (бесхозный предмет) в салоне общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая) необходимо:
А) попросить пассажиров отойти от бесхозного предмета, попросить водителя остановить транспорт, вынести бесхозный предмет и передать его сотруднику полиции
Б) опросить пассажиров, с целью установления хозяина вещи (предмета);если хозяин не установлен, немедленно выкинуть вещь (бесхозный предмет) в окно, предупредив об этом водителя
В) опросить пассажиров, с целью установления хозяина вещи (предмета);если хозяин не установлен, немедленно сообщить об этом водителю

6. Здоровый образ жизни — это:
А) мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье
Б) индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья
В) система жизнедеятельности человека, в которой главной составляющей является отказ от вредных привычек
7. Из приведенных действий оказания первой помощи выберите те, которые запрещаются при переломах:
А) иммобилизовать поврежденные конечности
Б) вставлять на место и вправлять кости
В) останавливать кровотечение

8. Почему в частных домах с печным отоплением нельзя закрывать печную заслонку раньше, чем прогорит все топливо?
А) закрывать ее можно и нужно, чтобы не уходило тепло
Б) недогоревшее топливо задымит весь дом
В) в дом станет поступать угарный газ

9. Пожарный извещатель — это:
А) предупреждающий знак пожарной безопасности на взрывопожароопасных предприятиях
Б) первичное средство автоматического пожаротушения в многоэтажных и промышленных зданиях
В) устройство, входящее в систему электрической пожарной сигнализации и предназначенное для подачи сигнала о пожаре

10. Основными и частыми причинами вынужденного автономного существования в условиях природной среды являются:
А) потеря ориентировки на местности, потеря группы в результате отставания от неё, авария транспортных средств
Б) сложные климатические условия в месте прохождения маршрута потеря запасов продуктов
В) резкое изменение температурного режима, суточного режима в результате смены часовых поясов, питьевого режима и режима питания

Открытые вопросы

Вопрос 1
Учащийся 11 класса получил повестку из военкомата. Но по повестке он прибыть не смог, т.к. ухаживал в больнице за больным дедушкой со стороны отца. Укажите, как должен поступить учащийся в соответствии с действующим законодательством?

Вопрос 2
На строевом плацу воинской части встретились командир 1 мотострелковой роты лейтенант Иванов и командир взвода 1 мотострелковой роты старший лейтенант Петров. Обоснуйте, как обязаны, поступить офицеры при встрече?

Вопрос 3
Сформулируйте, в чем главным образом заключается разрушительное
действие волны прорыва при авариях на гидротехнических сооружениях?

Вопрос 4
Какие сведения должно знать население, проживающее вблизи радиационно-опасного или химически-опасного объекта, чтобы защитить себя и своих близких в случае возникновения аварии и где эти сведения можно получить?

Вопрос 5
Специалисты утверждают, что радиоактивное загрязнение местности при авариях на атомных электростанциях отличается от радиоактивного загрязнения местности при ядерных взрывах. Обоснуйте это утверждение.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б Б А А В
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ Б Б В В А

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:
Учащийся обязан незамедлительно уведомить военного комиссара об уважительной
причине неявки в военный комиссариат и представить справку из больницы о том, что в указанное в повестке время был в больнице и ухаживал за находящимся в тяжелом
состоянии дедушкой. В этом случае учащийся не нарушит правила исполнения воинской обязанности.

Ответ на вопрос 2:
В соответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации все военнослужащие обязаны при встрече приветствовать друг друга. При этом подчиненные приветствуют первыми начальников. В данном случае старший лейтенант Петров, несмотря на то, что он имеет более высокое воинское звание, являясь подчиненным командира роты лейтенанта Иванова, выполняет воинское приветствие первым

Ответ на вопрос 3:
Разрушительное действие волны прорыва заключается в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранным действием всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции).

Ответ на вопрос 4:
Население, проживающее вблизи радиационно-опасного или химически-опасного объекта должно заранее узнать в жилищно-эксплуатационных и специально уполномоченных органах следующие сведения:
место расположения (адрес) убежища по месту жительства, работы, учебы;
место получения индивидуальных средств защиты, препаратов йода (адрес)
по месту жительства, работы, учебы;
адрес и телефон эвакуационного пункта;
район возможной эвакуации (адрес и телефон);
адреса и телефоны ближайших пунктов: медицинского, охраны обществен-
ного порядка, радиационного контроля.

Ответ на вопрос 5:
При наземном ядерном взрыве в его облако вовлекаются десятки тысяч тонн
грунта. Радиоактивные частицы смешиваются с минеральной пылью, оплавляются
и оседают на местности. Воздух загрязняется незначительно. Формирование следа
радиоактивного облака завершается за несколько часов. За это время метеорологические условия, как правило, резко не изменяются, и след облака имеет конкретные геометрические размеры и очертания. В этом случае главную опасность для людей, оказавшихся на следе радиоактивного облака, представляет внешнее облучение (90–95% общей дозы облучения). Доза внутреннего облучения 6 незначительна. Она обусловлена попаданием внутрь организма радиоактивных
веществ через органы дыхания и с продуктами питания.

При авариях на АЭС значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится в парообразном или аэрозольном состоянии. Их выброс в атмосферу может продолжаться от нескольких суток до нескольких недель. Воздействие радиоактивного загрязнения окружающей среды на людей в первые часы и сутки после аварии определяется как внешним облучением от радиоактивного облака и радиоактивных выпадений на местности, так и внутренним облучением в результате вдыхания радионуклидов из облака выброса. В последующем в течение многих лет вредное воздействие и накопление дозы облучения у людей будет обусловлено вовлечением в биологическую цепочку выпавших радионуклидов и употреблением загрязненных продуктов питания и воды.

Наряду с политической, экономической, военной, социальной и экологической безопасностью составной частью национальной безопасности Российской Федерации является информационная безопасность.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Информационная сфера представляет собой совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры объекта защиты.

Совокупность хранимой, обрабатываемой и передаваемой информации, используемой для обеспечения процессов управления, называют информационным ресурсом.

К информационным ресурсам относятся:

· информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса, содержащие сведения об основных направлениях развития вооружения, о научно-техническом и производственном потенциале, об объемах поставок и запасах стратегических видов сырья и материалов;

· информационное обеспечение систем управления и связи;

· информация о фундаментальных и прикладных НИР, имеющих государственное значение и др.

Информационная инфраструктура – это совокупность информационных подсистем, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Информационная инфраструктура включает:

· информационную инфраструктуру центральных, местных органов государственного управления, научно-исследовательских учреждений;

· информационную инфраструктуру предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой;

· программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления и связи.

Под угрозой безопасности информации понимается совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность, связанную с утечкой информации и (или) несанкционированными и (или) непреднамеренными воздействиями на нее. Угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние.

Внешними угрозами, представляющими наибольшую опасность для объектов обеспечения, являются:

· все виды разведывательной деятельности зарубежных государств;

· информационно-технические воздействия (в том числе радиоэлектронная борьба, проникновение в компьютерные сети);

· диверсионно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемая методами информационно-психологического воздействия;

· деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов Российской Федерации в сфере обороны.

К внутренним угрозам, которые будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки, относятся:

· нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, находящейся в штабах и учреждениях силовых структур Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;

· преднамеренные действия, а также ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;

· ненадежное функционирование информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;

· возможная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж силовых структур Российской Федерации и их боеготовность;

· нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов.

К угрозам безопасности уже развернутых и создаваемых информационных и телекоммуникационных средств и систем относятся:

· противоправные сбор и использование информации;

· нарушения технологии обработки информации;

· внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;

· разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;

· уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;

· воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;

· компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;

· утечка информации по техническим каналам;

· внедрение электронных устройств, предназначенных для перехвата информации, в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;

· уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;

· перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;

· использование несертифицированных отечественных и зарубежных информацион­ных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;

· несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;

· нарушение законных ограничений на распространение информации.

Основными направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

· систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности и определение соответствующих практических задач;

· проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления и связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники;

· постоянное совершенствование средств защиты информации, развитие защищенных систем связи и управления, повышение надежности специального программного обеспечения;

· совершенствование структуры функциональных органов системы, координация их взаимодействия.

Оценка состояния информационной безопасности базируется на анализе источников угроз (потенциальной возможности нарушения защиты).

Деятельность, направленную на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее, называют защитой информации. Объектом защиты является информация или носитель информации, или информационный процесс, которые нужно защищать.

Защита информации организуется по трем направлениям: от утечки, от несанкционированного воздействия и от непреднамеренного воздействия (см. рис. 4.1).

Первое направление – защита информации от утечки – деятельность, направленная на предотвращение неконтролируемого распространения защищаемой информации в результате ее разглашения, несанкционированного доступа к информации и получения защищаемой информации разведками.

Защита информации от разглашения направлена на предотвращение несанкционированного доведения ее до потребителя, не имеющего права доступа к этой информации.

Защита информации от несанкционированного доступа направлена на предотвращение получения информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации прав или правил доступа к защищаемой информации. Заинтересованным субъектом, осуществляющим несанкционированный доступ к защищаемой информации, может быть: государство; юридическое лицо; группа физических лиц, в том числе общественная организация; отдельное физическое лицо.

Защита информации от технической разведки направлена на предотвращение получения информации разведкой с помощью технических средств.

Второе направление – защита информации от несанкционированного воздействия – деятельность, направленная на предотвращение воздействия на защищаемую информацию с нарушением установленных прав и (или) правил на изменение информации, приводящего к ее искажению, уничтожению, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации.

Третье направление – защита информации от непреднамеренного воздействия – деятельность, направленная на предотвращение воздействия на защищаемую информацию ошибок ее пользователя, сбоя технических и программных средств информационных систем, природных явлений или иных мероприятий, приводящих к искажению, уничтожению, копированию, блокированию доступа к информации, а также к утрате уничтожению или сбою функционирования носителя информации.

Организовать защиту информации – значит создать систему защиты информации, а также разработать мероприятия по защите и контролю эффективности защитыинформации (см. рис. 4.2).

Рис. 4.2. Основная схема защиты информации

В.М. ГУБАНОВ, Л.А. МИХАЙЛОВ, В.П. СОЛОМИН

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное пособие

Санкт-Петербург 2006

Введение

В системе знаний, предоставляемых на рубеже веков российской высшей школой современным специалистам, появилась новая дисциплина «Безопасность жизнедеятельности». Ее появление было далеко не случайно, ибо в условиях социальной нестабильности, перманентных экономических неурядиц, морального и физического износа производственных фондов и техники, серьезных экологических проблем возникает и проблема выживания человека, настоятельная необходимость обеспечения его безопасности и защиты от угроз и опасностей, обрушившихся на него на рубеже веков.

В отличие от многих академических дисциплин «Безопасность жиз-недеятельности» носит интегральный характер и требует овладения широ-ким спектром научных и прикладных дисциплин из самых различных областей знаний, что вызывает определенные трудности в ее изучении и усвоении умений и навыков безопасного поведения..

Как известно, жизнедеятельность – это сложный процесс создание человеком условий для своего существования и развития, тесно взаимосвязанный с окружающей природной средой и социальной реальностью. Иначе говоря, современный человек живет и действует как бы в двух тесно взаимосвязанных между собой мирах – мире природы, к сожалению, неуклонно сжимающимся и уменьшающимся под влиянием человеческой жизнедеятельности, и мире социума, человеческого сообщества, современной цивилизации. Оба эти мира самым тесным и неожиданным образом взаимодействуют между собой и требуют самого пристального внимания к себе. Создавая условия для существования, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир, тем самым вызывая его противодействие (физическое, химическое, биологическое, социальное и пр.). В связи с этим любая человеческая жизнедеятельность является потенциально опасной, т.к. сопряжена с вмешательством в эти взаимосвязанные миры и не всегда предсказуемой реакцией их на это вмешательство.

Со времени осознания себя как существа не только действующего, но и мыслящего человек вынужден был постоянно заботиться о своей безопасности. Объективный исторический анализ позволяет сделать вывод о том, что потребность в ее обеспечении относится к числу основных мотивов деятельности социума. В этих целях люди объединялись в сообщества, сформировали систему безопасности, включающую силовые структуры, службы спасения от стихийных бедствий и опасных действий самих людей и в конечном итоге пришли к осознанию необходимости образования международных организаций, в том числе и ООН, призванной обеспечить безопасность всего человечества.

Общественная практика свидетельствует, что слабость системы безопасности оборачивается огромными бедами и несчастьями, ведущими к человеческим жертвам, значительным материальным и нравственным издержкам, что государство, общество, конкретный человек, не заботящиеся о своей безопасности, оказываются нежизнеспособными. Все это предопределило настоятельную необходимость и актуальность постановки и решения проблемы обеспечения безопасности на научной основе с учетом ее сложности и многогранности.

Общей методологической основой решения указанной проблемы призвана стать в нынешних условиях новая научная и учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», содержание которой составляют общие закономерности опасных явлений, а также средства и методы защиты человека в различных условиях его обитания.

По мнению многих исследователей проблем безопасности, которое разделяют и авторы данного труда, безопасность жизнедеятельности составляет фундамент общего образования специалистов в сфере безопасности.

Проблема безопасности социума существовала с момента его возникновения, она существует в сегодня и будет существовать пока существует человечество. Однако в настоящее время эта проблема приобретает особое значение для российского общества. Возрастание на фоне научно-технического прогресса риска техногенных катастроф, резкое ухудшение экологической ситуации, изменение парадигмы общественного развития от социалистического уклада к рыночным отношениям – все это поставило жизнь большинства российских граждан на грань выживания и заставило пересмотреть отношение к проблемам безопасности различных сторон жизнедеятельности человека.

В сложившихся условиях в начале 90-х годов прошлого века в учебные планы вузов была введена новая дисциплина, получившая название «Безопасность жизнедеятельности», а также открыта одноименная группа специальностей. Первоначально содержание новой дисциплины представляли как некое сочетание охраны труда и гражданской обороны, чему в определенной мере способствовали формулировки официального документа – приказа № 437 от 09.07.90 г. Госкомитета СССР по народному образованию. Однако в дальнейшем ее содержание получило иное наполнение и она стала рассматриваться как учебный предмет, изучающий общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях его обитания. При этом подходе безопасность жизнедеятельности позволяет решать триединую задачу, которая состоит в идентификации опасностей, реализации профилактических мероприятий и защите от остаточного риска.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную проблему современности, в том числе и российской действительности, привлекая для их решения целый ряд наук, сама превратилась в комплексную научную дисциплину – общую науку о безопасности, изучающую опасности и защиту от них человека и его сообществ, выработав важнейшие ее компоненты, включающие определенную систему собственных категорий и закономерностей, теоретических положений, концепций и методологию исследования, учитывающие особенности нынешних реалий. В связи с этим безопасность жизнедеятельности вполне закономерно рассматривать как научную и методологическую основу для специальных дисциплин, изучающих различные аспекты безопасности, таких как радиационная безопасность, пожарная безопасность, безопасность труда и т.д.

В настоящее время широко развертываются исследования безопасности жизнедеятельности, во-первых, как профессиональной деятельности, что вызывает насущную необходимость теоретико-методологического ее анализа; во-вторых, как научной теории, что выявило, с одной стороны, потребность в разработке в данной сфере целостной системы «практика – теория – образование», с другой – осознание представителями разных школ и направлений необходимости комплексного исследования проблем безопасности, а также дальнейшего развития такой сферы, как безопасность жизнедеятельности. В-третьих, как учебной дисциплины, что вызвано начавшейся подготовкой специалистов в данной сфере, которая невозможна без осмысления ее теоретических проблем.

Важнейшим способом внедрение безопасности жизнедеятельности в практику является образование народа. Дело в том, что опасности по своей природе весьма сложны. Они вероятностны (случайны), потенциальны (скрыты), перманентны (непрерывны) и тотальны (всеобъемлющи). Следовательно, на нашей планете нет человека, которому не угрожают опасности. Вместе с тем есть немало людей, которые об этом не подозревают, поэтому их сознание работает в резком отчуждении от реальной жизни. Это связано с тем, что одна из особенностей человеческого сознания состоит в отсутствии приоритетного внимания к информации, имеющей вероятностный характер.

Для выработки идеологии безопасности, формирования мышления и поведения людей, адекватно воспринимающих проблемы безопасности и была предложена научная и учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», определение которой можно сформулировать следующим образом.

Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие социуму, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Из этого определения можно сделать вывод, что объектом изучения данной научной дисциплины является человек и его сообщества, а предметом – закономерности возникновения и проявления опасностей, угрожающих человеку и его сообществам, а также способы защиты от них. Субъектом здесь также выступает познающий и действующий человек. Причем и в познании, и в практике он выступает активной стороной отношений с объектом.

Следует отметить, что данная дисциплина не решает специальных проблем безопасности (радиационной, пожарной, дорожной, трудовой и пр.), но она обеспечивает общую грамотность в этой области и является научно-методологическим фундаментом для специальных дисциплин, изучающих эти проблемы. Она вооружает человека знаниями безопасного мышления поведения, но это, однако, не средства личной безопасности, как иногда пытаются трактовать эту дисциплину, а защита личности, общества и государства.

Как научная и учебная дисциплина безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие основные положения, которые необходимо усвоить любому специалисту.

1. Человек живет и действует в условиях перманентных, постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, из чего можно вывести аксиому, что любая деятельность человека потенциально опасна.

2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают и человеку, и обществу, и государству, следовательно, профилактика опасностей и защита от них – актуальнейшая гуманитарная и социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек.

3. Безопасность – это приемлемый риск, т.к. абсолютной безопасности не бывает, ибо всегда существует некоторый остаточный риск, поэтому, под безопасностью понимают такой уровень опасности, с которым можно смириться.

4. Безопасность жизнедеятельности решает три группы задач:

а) идентификция опасностей, т.е. выяснение их вида, вероятности, пространственных и временных координат, масштаба, возможного ущерба и пр.;

б) профилактика идентифицированной опасности на основе сопоставления выгод и затрат;

в) действия в условиях чрезвычайных ситуаций, т.к. в соответствии с концепцией остаточного риска часть идентифицированных опасностей может с определенной вероятностью реализоваться.

5. Данная научная дисциплина рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности и которые можно разделить по происхождению на природные, антропогенные, биологические, техногенные, экологические и социальные.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности как научная и учебная дисциплина изучает основные закономерности проявления опасностей и способы защиты от них человека в различных условиях обитания. Включая в себя все компоненты общей науки о безопасности, эта дисциплина является научной и методологической основой для специальных дисциплин, изучающих различные аспекты безопасности, о чем и пойдет речь в данном учебном пособии.

Глава 1. Теоретические основы безопасности человека

На рубеже ХХ и ХХI веков перед человечеством со всей определенностью встал вопрос о безопасности в самых различных ее проявлениях. Сложность современной социальной и экологической ситуации заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, незыблемые основы личной и общественной безопасности, стабильности общества, защиты государственных интересов.

Понятие «безопасность» в ее повседневной трактовке ясно каждому, кто в профессиональной деятельности или повседневной жизни сталкивается с необходимостью защищаться от воздействия неких природных, техногенных, физических или социальных явлений. Однако среди массы людей мало кто знает, как можно эффективно обеспечить себя от их негативного воздействия, трагических последствий, превратностей судьбы, психологических ловушек.

Это обусловлено многогранностью и многофункциональностью процесса обеспечения безопасности. В силу этого, и подходы к определению его сущности и содержания различаются. Безопасность рассматривается и как защищенность социума от различных угроз, и как наука, и как искусство, и как культура, и как повседневная, рутинная, тяжелая, но крайне важная работа.

Исходя из этого, целью данной главы являются, во-первых, всестороннее рассмотрение таких ключевых понятий, как «безопасность», «угроза», «опасность», «риск», их видов, источников, объектов, классификации, уяснение безопасности как научной категории, как социального явления, во-вторых, показ системы, принципов и методов обеспечения безопасности в различных условиях жизнедеятельности и, в-третьих, обоснование необходимости формирования культуры безопасности у населения.

Общественная практика, социальный опыт, накопленный человечеством, дает все основания констатировать, что смысл жизни, цель деятельности социума заключаются в воспроизводстве человеческого рода, обеспечении приемлемых условий его существования. Достижение этого предопределяет необходимость и актуальность обеспечения безопасности жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества, государства и человечества в целом.

Как уже отмечалось, потребность в безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и их сообществ. Именно стремление к безопасности обусловило формирование общественных структур (род, племя, религиозные и иные объединения, производственные ассоциации и пр.), государственных институтов (органы власти, суд, армия, полиция и т.д.), предопределило образование международных организаций (Священный союз, Антанта, Варшавский договор, НАТО, ООН и др.). Отсутствие или слабость системы безопасности оборачивается серьезными издержками и страшными катастрофами, такими как войны, распад государств, уничтожение целых народов, разрушение материальных и духовных ценностей. Государство, общество, отдельный человек, не проявляющие должной заботы о своей безопасности, как правило, оказываются нежизнеспособными.

Вышеуказанные обстоятельства говорят об актуальности и жизненной необходимости постановки и решения проблемы обеспечения безопасности с учетом всех ее аспектов.

Необходимо отметить, что до недавнего времени проблемы безопасности были закрытой темой для научной общественности нашего государства, являясь монопольной сферой его высшего политического руководства. Это обусловило весьма слабый уровень разработки самого понятия «безопасность», которое в течение длительного времени касалось главным образом военных аспектов, да и то в основном отдельных прикладных военно-технических, таких как «безопасность полетов», «безопасность плавания», «безопасность стрельб» и т.д. Даже в «Большой советской энциклопедии» безопасность ограничивается лишь понятием «безопасность международная», т.е. фактически сводилась к противодействию внешним военным опасностям и угрозам, при игнорировании внутренних и невоенных.

Формирование научного понимания понятия «безопасность» с теоретической точки зрения является вопросом принципиальным, так как, во-первых, оно должно отразить сущность данного явления, а во-вторых, позволяет корректно его сформулировать, выделить наиболее важные элементы содержательной части проблемы, как методологические, так и прикладные.

Происходящие после возникновения Российской Федерации как нового суверенного государства в среде отечественных ученых, общественных деятелей, политиков дискуссии и обсуждения различных разработок и концепций по проблемам безопасности свидетельствуют о значительном разброде мнений, отсутствии завершенной методологической основы, стремлении подойти к решению проблемы порой лишь на основе зарубежного, в основном американского, опыта при фактическом игнорировании отечественного. Бросается в глаза и тот факт, что разработку проблемы безопасности нередко пытаются вести сугубо с философских позиций. В частности, в работе «Безопасность человека» подчеркивается, что безопасность – это философская категория. Она не является чем-то предметным, материальным и выступает некой абстрактной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости конкретного мира». Такой подход явно занижает значимость безопасности как научной категории, превращая ее в нечто абстрактное и незначительное для жизнедеятельности.

Однако в настоящее время, как показывает анализ отечественной научной литературы, безопасность все чаще начинает рассматриваться с различных позиций, с учетом ее многогранности и многофункциональности.

Так, достаточно широкое распространение сегодня получил синергетический подход к проблемам безопасности. «Синергетика, – по мнению сторонников этого подхода, – радикально меняет систему наших ориентиров и подходов к решению задач не только естественнонаучного характера, но и фундаментальных обществоведческих и социальных проблем. Это относится также ко всему кругу вопросов, которые, так или иначе, возникают в связи с формирующейся в настоящее время новой концепцией безопасности ».

Имеет место и рассмотрение безопасности как явления, тождественного гомеостазису системы, «под которым принято понимать тип динамичного равновесия, характерного для сложных саморегулирующих систем и состоящего в поддержании существенно важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах».

Определенное распространение ныне получил и ноосферный подход к безопасности сторонники которого утверждают, что «в основе новой концепции безопасности, ее структур и механизмов должно лежать новое ноосферное представление о целях и жизненно важных интересов и базовых ценностей России, ее роли и месте в мировом сообществе».

В последнее время, в том числе и под влиянием принятого в 1992 году Закона РФ «О безопасности», достаточно широкое распространение получило определение безопасности как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Однако такое определение явно сужает смысл безопасности термином «защищенность», т.е. фактически отрывает действие защиты от нападения. Защита подразумевает оборону, ответную реакцию на нападение, что принижает и затушевывает важнейшие свойства и функции безопасности – превентивные действия по ее обеспечению, связанные со снижением, ослаблением, устранением и предупреждением опасностей и угроз.

Существуют и другие точки зрения, причем каждая из них имеет право на жизнь и несет на себе определенное позитивное начало. Но, вместе с тем необходимо осознавать, что рассмотрение проблемы безопасности лишь с одной какой-либо, хотя и вполне убедительной точки зрения, неизбежно приведет к односторонности раскрытия сущности и содержания данного явления. Здесь необходим комплексный подход, ибо безопасность – явление многоаспектное, многофункциональное и разноплановое.

Научный анализ вышеупомянутых подходов к определению понятий безопасности, каждое из которых со своих позиций раскрывает природу безопасности, позволяет выделить в них наиболее существенные компоненты.

Во-первых, безопасность в абсолютном своем выражении представляется как отсутствие каких-либо опасностей и угроз в материальной и духовной сферах жизнедеятельности социума.

Во-вторых, она рассматривается как состояние потенциальной жертвы, объекта опасности, связанное с отсутствием в данный момент какой-либо опасности.

В-третьих, безопасность представлена как способность объекта сохранять свои сущностные характеристики в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия на него внутренних или внешних опасностей.

В-четвертых, она характеризуется как категория системная, как свойство системы, построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности и способной защищать указанные основания, ибо разрушительное воздействие на них может привести к нарушению функционирования и даже гибели системы.

В-пятых, безопасность рассматривается как решающее условие жизнедеятельности личности, общества и государства, позволяющее им создавать, сохранять и умножать их материальные и духовные ценности.

И, в-шестых, наконец, весьма важным моментом, как для теоретического, так и практического осмысления проблем безопасности, несущим компонентом всех представленных понятий безопасности выступает угроза, как реальный признак опасности. Причем угроза в этом контексте приобретает качество сущностной характеристики. Поэтому, на основе анализа всех определений, раскрывающих содержание безопасности, можно сделать принципиальный вывод о том, что именнозащита объекта от угрозы являются сущностью безопасности.

Как уже подчеркивалось, безопасность – это состояние, при котором объекту не угрожает опасность, имеется какая-то защита от нее. Однако для людей в их повседневной жизнедеятельности быть в безопасности вовсе не означает полное отсутствие опасностей и угроз. Они существуют всегда и в определенных пределах даже могут иметь положительное значение, т.к. являются одной из побудительных причин жизненной активности человека и играют важную мобилизующую роль в его деятельности, общении, поведении. Исходя из этого, безопасность – это скорее не отсутствие опасности, а обеспечение защиты от нее. Она составляет одно из условий самоопределения человека, его различных общностей и человечества в целом.

Для исследования проблем безопасности важно определиться с ее предметом. Если следовать из различных определений безопасности, то ее предметом выступают: состояние защищенности личности, общества, государства; состояние защищенности их жизненно важных интересов; состояние защищенности национальных интересов; устойчивое состояние системы по отношению к неблагоприятным воздействиям и т.д. Однако это все-таки, хотя и важные, но лишь отдельные стороны предмета, причем именно те, которые подвержены с точки зрения их содержания опр6деленным изменениям. Например, интересы личности, общества и государства в различные периоды развития человечества были далеко не идентичны.

Каждая из этих частных сторон неизбежно меняется в зависимости от конкретной обстановки, но они всегда остаются составной частью общественных отношений, определеяемых качественным содержанием бытия как концентрированного выражения ценностных ориентаций конкретной цивилизации. Поэтому, исходя из этого подхода, можно утверждать, что предметом безопасности являются общественные отношения, бытие народа, выражающее сущность цивилизации. Но тогда термин «защита» становится крайне узким, не отражающим в полной мере потребности бытия. Ведь мало защитить. Гораздо важнее не допустить формирования условий, которые привели бы общественные отношения, бытие к состоянию, требующему их защиты.

Иначе говоря, задача безопасности выходит далеко за пределы необходимости защиты данного состояния бытия и заключается, прежде всего, в формировании условий, обеспечивающих стабильное, прогрессирующее развитие общественных отношений, сохранение, укрепление и обогащение бытия, т.е. защищенности качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессирующее развитие личности, общества и государства.

Исходя из всего вышеизложенного, безопасность можно представить как состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности социума по выявлению, предупреждению, ослаблению, отражению и устранению опасностей и угроз, способных нарушить его жизненно важные интересы, нанести неприемлемый ущерб, закрыть путь для выживания и развития человеческой цивилизации.

Объектом безопасности выступает социум и окружающая его среда обитания, вне которой его существование теряет смысл, субъектом (источником) – природа, техногенная сфера, экология и сам социум во всех его проявлениях (человечество в целом, государство, общество, группы людей и отдельный человек).

Важно помнить, что безопасность как явление социальное (общественное) не следует отождествлять с выживанием – явлением биологическим. При выживании работают инстинкты и условные рефлексы чисто биологического генеза, связанные с сохранением биологического вида, рода, в то время как безопасность создается в процессе сознательной деятельности человечества с целью его выживания, цивилизованного и прогрессивного развития. Безопасность – это своего рода окультуренное, цивилизованное выживание. Однако поскольку выживание все-таки выступает важнейшим компонентом безопасности, то обеспечение безопасности правильнее будет назвать явлением биосоциальным.

Именно безопасность в этом контексте является важнейшей потребностью человека наряду с его витальными потребностями, связанными с биологическим выживанием, такими как потребности в питании, жилище, общении, воспроизводстве населения и т.д.

Безопасность – одна из важнейших научных категорий, которая требует к себе самого пристального внимания. Для некоторых, как уже отмечалось, исследователей ее социальный контекст кажется беспредметным, нематериальным, выступающим некой абстрактной формой выражения отношения конкретных объектов к опасностям и угрозам. Однако это далеко не так, ибо безопасность не «вещь в себе», скрывающаяся за терминами политика, экономика, оборона, технология, экология, информатика, социальная защита, здоровье народа и т.д., а вполне конкретная, ясная и четкая категория, своей сущностью и содержанием направленная на защиту жизненно важных интересов человека, общества и государства от различного рода опасностей и угроз. Конечно, государственный чиновник, общественный деятель, военнослужащий, творческий работник, рядовой гражданин могут по-разному формулировать и понимать для себя многоаспектное понятие «безопасность», стараясь приспособить его под свою сферу деятельности, но суть ее останется одна – защита различных сторон жизнедеятельности социума и человечества в целом.

Официальное понятие «безопасность» сформулировано в Законе РФ «О безопасности» и трактуется как «…состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Объектами безопасности выступают: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее свои функции через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Наряду с ним, к субъектам обеспечения безопасности отнесены «граждане, общественные и иные организации и объединения».

Таким образом, личность, общество и государство (социум) официально выступают как объектами, так и субъектами безопасности. Отсюда вытекает, что, содержанием обеспечения безопасности является совокупность условий и факторов, гарантирующих нормальное функционирование и развитие социума.

При определении цели обеспечения безопасности необходимо, во-первых, помнить о множестве ее вариантов в связи с существованием огромного количества опасностей, во-вторых, уметь увидеть главные опасности на данный момент и в данной конкретной ситуации. При этом необходимо помнить, что понятие «безопасность» носит относительный характер, ибо абсолютной безопасности нет и быть не может. Та или иная совокупность опасностей всегда существует для любого объекта. Потенциальная жертва опасности может субъективно ощущать свою безопасность, но это значит лишь то, что она просто осознанно или неосознанно устанавливает для себя определенную меру приемлемой для себя опасности или угрозы. В случае если эта опасность или угроза видятся как вполне приемлемые, человек чувствует себя в безопасности.

Определение меры приемлемости этих угроз или опасностей – довольно сложная и весьма ответственная задача. Она решается с учетом предыдущего социального опыта, результатов прогнозирования развития угрозы или опасности, наличия имеющихся в распоряжении сил и средств для борьбы с ними, наличия или отсутствия той или иной помощи с внешней стороны и т.д. Большую роль при этом играет сложившаяся у людей психология восприятия опасностей. Ошибка в оценке опасности, т.е. ее оценка или переоценка зачастую является непосредственной предпосылкой самых катастрофических ошибок.

Процесс обеспечения безопасности может осуществляться следующими путями: потенциальные жертвы могут парировать возникшие опасности или угрозы: уклониться от них: считать, что для них они не существуют.

По существу все способы обеспечения безопасности являются внешним проявлением разрешения того или иного противоречия, развитие которого грозит тому или иному объекту серьезными сбоями в его жизнедеятельности или даже гибелью. Как и любое другое, это противоречие в своем развитии ряд этапов: нарастание противоречия, по форме это этап конфронтации; его разрешение – этап перехода от конфронтации к стабилизации; ослабление или устранение противоречия – этап стабилизации.

Иными словами диалектику угрозы и защиты от нее можно представить следующим образом. В начале первого этапа давление угрозы значительно преобладает над степенью развития защиты. Постепенно с усилением уровня защиты степень угрозы ослабевает. При благоприятном стечении обстоятельств изменение соотношения степени угрозы и степени защиты, продолжая развиваться приводит к тому. что уровень защиты начинает преобладать над угрозой. В дальнейшем с повышением уровня защиты ее преобладание становится все значительнее, а угроза постепенно ослабевает. В конечном итоге, данная угроза может исчезнуть.

В методологическом плане для исследования проблемы безопасности важна классификация видов безопасности, которая может быть проведена относительно: объекта и субъекта безопасности, средств ее достижения, цели, процесса и результата обеспечения безопасности.

Относительно объекта и субъекта безопасности необходимо отметить, что в условиях демократизации всех сторон общественной жизни, перехода к гражданскому обществу существенной особенностью безопасности становится защита не только государства и его политических институтов, но и в большей мере человека и общества. На первый план выдвигается проблема социальной безопасности в широком смысле этого слова – безопасности социума, т.е. личности, отдельных групп населения, общества в целом. Можно даже сказать, что понятие «национальная безопасность», появившееся в российском научном и политическом лексиконе, является по сути эквивалентным понятию «безопасность социума». Властные структуры при этом рассматриваются как инструмент, предназначенный для обеспечения наилучших условий для развития личности, общества и государства в рамках всего спектра имеющихся возможностей. Это значит, что первооснову безопасности должны составлять интересы отдельных личностей, из которых вытекают интересы и государства. Именно от человека в решающей степени зависит обеспечение безопасности всех людей. Безопасность каждого предопределяет безопасность общества и государства. Особенно важно утверждения человеческого измерения в связи с тем, что в современных условиях стабильность обстановке в стране все больше определяется внутренними, а не внешними факторами.

По классификации ООН, безопасность человека независимо от страны его проживания определяется уровнем экономической, продовольственной, общественной, политической, экологической, личной безопасности, безопасностью его здоровья и т.д. В этом контексте важное значение имеет разработанный специалистами ООНиндекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Эта категория в международном научном лексиконе появилась во второй половине 80-х годов. В число ведущих его показателей входят: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный душевой валовый внутренний продукт (ВВП), которые в совокупности отражают три главных качества жизнедеятельности общества – здоровую жизнедеятельность, знания и достойный человека уровень жизни.

В контексте пространственно-географических параметров человеческой жизнедеятельности важное значение имеют геополитические уровни безопасности: международная, региональная и национальная безопасность. Последняя включает в себя такие понятия, как «государственная безопасность», «федеральная безопасность», «общественная безопасности», «безопасность личности» и т.п.

Обычно выделяются следующие факторы, определяющие национальную безопасность того или иного государства:

Жизненно важные интересы, включающие суверенитет, территориальную целостность, конституционный строй и стабильность государства, органичное и равноправное его включение в мировое сообщество;

Характер и источники угроз, такие как качество человеческого потенциала, личностные и институциональные человеческие отношения, ибо альтернативная природа человека и социально-политических институтов, их недостаточная компетентность и ответственность, а также неоднозначность природных процессов постоянно воспроизводят угрозы и опасности для всего человечества;

Возможность отражения существующих угроз и опасностей, опирающаяся на силу государства, баланс сил в системе государств и геополитическую ситуацию в том или ином регионе и мире в целом в данный момент.

Базовыми показателями безопасности считаются вероятность возникновения катастрофических или аварийных ситуаций, риск социально-экономического ущерба при их возникновении и затраты, необходимые для их предупреждения. Критерием эффективности различных мер обеспечения безопасности является тот уровень опасностей и угроз, который соответствует минимуму соответствующих издержек, а оптимальными мерами – мероприятия, влекущие максимальный для заданных затрат прирост показателей безопасности либо минимальные для приемлемого ее уровня затраты.

Обычно при исследовании проблем безопасности встречаются два подхода к анализу опасностей. Первый – это гипотетическое отсутствие опасности, самой возможностей каких-либо потрясений и катаклизмов для социума. Второй – реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять им.

Традиционно система безопасности в человеческих сообществах строились на такой базисной категории, как внешний или внутренний враг (противник). Поэтому считалось, что безопасность можно обеспечить только в результате победы над этим врагом. В современных условиях на первый план выступает не персонифицированная опасность, а глубокое осмысление опасности или угрозы как категорий и явлений с определением источника опасности и характера угрозы. Однако это не исключает и создание образа персонифицированного врага. Например США регулярно в качестве врагов человечества объявляют, то СССР («империя зла»), то Саддама Хусейна, то Усама Бен Ладена.

На практике опасность может выступать в различных формах: в виде намерений, планов подготовки действий или самих действий, направленных на уничтожение, ограбление, подчинение, закабаление, ослабление или даже уничтожение объектов безопасности – социума и окружающей его среды. Опасность подразумевает также явления, процессы и действия, которыми социум наносит вред природе, а природа социуму.

По характеру адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий для жизнедеятельности социума, т.е. опасностей, выделяются следующие категории: вызов, риск, угроза, опасность.

Вызов представляет собой совокупность обстоятельств не обязательно непосредственно угрожающего характера, однако требующих адекватного реагирования на них.

Риск выступает как возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности субъекта, как возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия с заранее непредсказуемыми последствиями, связанные с такой опасностью. Люди нередко надеются на счастливый случай – рискуют, допуская определенный ущерб себе и окружающим. В государственных делах – политике, экономике, оборонной деятельности – чаще всего имеет место осознанный риск, когда тщательно просчитываются ожидаемая выгода, цена, которую допустимо заплатить за нее, ее последствия и т.д. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого риска, суть которой состоит в стремлении к такой безопасности, которую в данной социально-экономической и научно-технической ситуации приемлет общество.

Угроза – понятие родственное опасности, т.е. опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. Это субъективное намерение, имеющее объективную возможность нанесения кому-либо ущерба. В Законе «О безопасности» подчеркивается, что угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающая опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Вместе с тем, в современной научной литературе есть и такой подход, который рассматривает угрозу как наиболее конкретную и непосредственную форму опасности, создаваемую целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил. Однако подобный подход вряд ли оправдан, т.к. не дает адекватного представления об истинном источнике опасности. Угроза, как правило, связана с деятельностью социума, то есть сознательного субъекта объективной действительности. Природа или техника сами по себе, как правило, не могут представлять угрозу безопасности, т.к. их опасные проявления стихийны, в них отсутствует какая-либо преднамеренность.

Опасность является исходным понятием при рассмотрении проблемы безопасности. Она представляет собой возможное или реальное явление (процесс, событие) способное нанести ущерб социуму и окружающей его среде обитания (благополучию, материальным и духовным ценности, природе и пр.), вызвать деградацию, закрыть путь к развитию или даже уничтожить человечество. Иначе говоря, это объективная возможность нанесения ущерба, которая существует в различных сферах окружающей нас действительности (природе, техносфере, социуме и пр.)

С методологической точки зрения необходимо, прежде всего, уяснить, что является источником угроз и опасностей социуму и каким образом они влияют, например, на общественные отношения, которые являются определяющими и во взаимоотношениях социума и с его природным окружением.

Принципиальность данного вопроса определяется тем, что концентрация внимания на угрозах, опасностях и борьбе с ними ведет к порочному кругу, ведущему к бесконечной борьбе с ними, не затрагивая причины их порождающие. Неудачи подобной борьбы заключаются в том, что применяемые меры не затрагивают истоки возникновения угрозы и опасностей, которые лежат не столько в них самих, а в экономической, политической, социальной, экологической, природной и иной сферах.

Иначе говоря, угрозы и опасности – это результат формирующихся и имеющихся в социуме противоречий, и без их выявления и решения никакая безопасность обеспечена быть не может. Именно поэтому в методологическом аспекте причины опасности – противоречия, а не угроза – приобретают качество сущностной характеристики, что связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, вся сумма противоречий, как общих, так и отдельных видов безопасности, соответствующих конкретным сферам жизнедеятельности социума, имеет и внутренний и внешний характер.

Во-вторых, основное противоречие, определяющее всю сумму внутренних и внешних противоречий, заключается в принятии или непринятии основных ценностных ориентаций отдельной цивилизации внутри той или иной страны и в ее отношениях с другими цивилизациями.

В-третьих, сами противоречия не являются застывшими, а меняют свою сущность и направленность развития под воздействием различных внутренних и внешних факторов. Данная особенность определяет содержание системного, проблемного и факторного анализа противоречий и тенденций их развития как непременного условия своевременной адекватной реакции на имеющиеся и могущие возникнуть угрозы и опасности. Кроме упреждающего значения, факторный анализ позволяет выделить и сгруппировать дестабилизирующего и стабилизирующего характера. Данное положение имеет принципиальное значение для выработки и реализации конкретных мер в системе обеспечения безопасности, направленных на нейтрализацию, подавление дестабилизирующих и стимулирование действий стабилизирующих факторов. В этом заключается не столько защитная, сколько способствующая позитивному развитию функция обеспечения безопасности.

В-четвертых, не всегда точно (неосознанно, в силу слабой исследовательской, теоретической разработки проблемы или сугубо конъюнктурных, чаще всего политических, целей) определяются сами противоречия, и носители (субъекты), что неизбежно влечет за собой ошибки не только и не столько теоретического, сколько практического характера, и принятие решений, усугубляющих противоречия.

Итак, угроза и опасность всегда носят предметный характер, наполнены конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного состояния такого содержания весьма часто приобретает конкретную правовую характеристику (законах, кодексах, указах и других нормативных актах). Именно такой подход – изучение процессов и тенденций зарождения и затухания противоречий – позволяет прослеживать состояние безопасности каждого конкретного исторического периода и определять стратегию ее обеспечения на длительную перспективу. Такой подход позволяет и своевременно вносить изменения в законодательство в соответствии с возникающими или отмирающими угрозами.

Таким образом, источником формирования угроз и опасностей является многообразие внутренних и внешних противоречий развития социума в различных сферах жизнедеятельности как постоянный эволюционный процесс. Это одновременно и главный исходный критерий для выделения из всей суммы противоречий именно тех, которые формируют систему общественных отношений в области безопасности.

Важное значение для анализа опасностей имеет выявление механизма их функционирования. Воздействие опасностей на ту или иную систему есть процесс, имеющий определенную структуру, в котором выделяется статический и динамический аспекты.

Статический аспект включает в себя:

Источник (субъект) опасности, куда можно отнести природные явления (землетрясения, наводнения, засухи, ураганы и т.д.); элементы техногенной сферы (АЭС, предприятия с опасным производством, горнодобывающие предприятия, гидротехнические сооружения, транспорт и пр.); человек и его сообщества (преступник, преступные элементы, государство-агрессор и т.п.);

Объект опасности, которым может выступать только человек и его сообщества, все остальные объекты могут быть объектами опасности лишь тогда, когда они каким-либо образом включены в жизнь людей и играют в ней очень важную роль (природа, производство, материальные ресурсы и т.д.);

Средства, с помощью которых субъект воздействует на объект опасности, каковыми могут быть те или иные формы насилия (военное, политическое, экономическое, духовное и пр.); авария на опасных производствах и АЭС, катастрофические природные явления и т.д.).

Динамический аспект характеризуется:

Целью, которую преследует источник опасности, воздействуя на объект, причем эта цель может иметь место только тогда, когда в качестве источника опасности выступает человек или его сообщества, хотя нередко верующие и суеверные люди источником опасности считают происки потусторонних сил;

Процессом воздействия субъекта опасности на объект, который всегда носит деструктивный характер и по отношению к объекту может быть прямым и опосредованным, причем, учитывая активную ответную реакцию объекта опасности, этот процесс всегда в той или иной степени инвариантен;

Результатом этого воздействия, который может заключаться в утрате объектом опасности тех или иных своих элементов; нарушении связей между его элементами; упрощении структуры объекта; потери его способности к развитию; ослаблении функций объекта опасности и полном его разрушении.

Выявление и анализ механизма действия опасностей, дает возможность решить две важные задачи. Во-первых, позволяет увидеть и проанализировать систему взаимосвязей между элементами этого механизма, что имеет очень важное методологическое и практическое значение при создании системы защиты объекта от опасностей. Во-вторых, помогает создать четкую систему классификации опасностей, что также имеет важное методологическое и практическое значение для решения задач безопасности.

В содержательном плане опасность представляет собой совокупность условий и факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития социума. В силу этого, для того, чтобы раскрыть содержание какой-либо опасности необходимо знать конкретный перечень подобного рода условий и факторов. Наиболее целесообразной является следующая классификация опасностей.

По степени вероятности возникновения – реальные и потенциальные.

По направленности – против определенных объектов как антропогенных, (возникающих в результате деятельности социума), так и природных.

По отношению к объектам воздействия – внутренние и внешние.

По размаху и масштабам возможных последствий опасности могут быть глобальные, региональные, национальные, локальные, местные, частные и т.д.

По сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности – опасности социальные, экономические, политические, военные, информационные экологические и т.п.

По способам и формам проявления – заявления, конкретные действия, совокупность обстоятельств, которые могут породить опасность в перспективе и требуют защитного реагирования.

По ожиданию воздействия на объект – внезапные, ожидаемые с малым или большим временем задержки и др.

Анализ опасности предусматривает выделение следующих ее параметров: источника, угрозы и их классификацию, идентификацию, прогнозирование, определение степени опасности и т.д.

Под источниками опасности обычно понимаются условия и факторы, которые потенциально таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу. Источниками опасности могут быть:

Природные явления – землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, лесные пожары, метеорологические катаклизмы и т.д.;

Техногенная сфера – атомные электростанции, предприятия химической промышленности, пожароопасные объекты, плотины, дамбы, Объекты энергетики, транспорт и т.д.;

Социальная сфера – индивид, группа людей, их сообщества, государство.

Необходимо иметь в виду, что объектом опасности может быть только социум, т.е. люди и их сообщества. По отношению к другим объектам (природе, технике, экологии и т.д.) понятие «опасность» употребляется лишь тогда, когда он каким-то образом включен в жизнь социума и играет в ней определенную роль.

Результат воздействия источника опасности на объект может выражаться: в утрате объектом тех или иных свойств и элементов, нарушении связей между его элементами, потере способности объекта к развитию, ослаблении его функций или полном разрушении.

Как уже отмечалось ранее, в понятие «угроза» включается совокупность условий и факторов, создающие опасность жизненно важным интересам социума. Однако четко и ясно определить конкретные угрозы весьма сложно, поэтому существуют различные их классификации.

Так, ряд авторов называют следующие виды угроз для больших социальных систем: ошибки в целеполагании; угрозы со стороны других социальных систем (внешние угрозы); со стороны внутренних социальных структур (внутренние угрозы); угрозы, исходящие от природной сферы, носящие, как правило, стихийный характер.

Угрозы, порождаемые объективно развивающимися процессами, такими как отставание темпов роста экономики от потребностей общества, недостаточность природных или людских ресурсов, процессы урбанизации общества, процессы загрязнения окружающей природной среды и т.д.;

Угрозы, вызванные определенными социальными действиями, возникающие в результате острых противоречий между государствами и сотрудничающими с ними социально-политическими силами.

Наиболее целесообразной является классификация угроз по следующим параметрам: по объектам, направлениям, актуализации, умыслу, вероятности и причинам возникновения, величине нанесенного ущерба, форме, времени, последствиям, значению, составу, природе и т.д.

В иерархическом плане угрозы могут быть глобальные, международные (межгосударственные), региональные межгосударственные, государственные (национальные), региональные внутригосударственные, локальные (местные) и частные (личностные).

В общем виде систему угроз можно представить в следующем образом:

Геополитические угрозы, включающие и опасности вооруженной агрессии;

Межнациональные и социальные конфликты;

Политико-экономическая нестабильность;

Правовой нигилизм, игнорирование и нарушение законов;

Криминализация общества, рост организованной преступности;

Разрушение системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, науки, культуры;

Утрата значительной частью населения социальных ценностей и морально-психологических ориентиров;

Угроза личной безопасности граждан, в том числе и со стороны властей;

Техногенные, экологические, информационные угрозы и др.

Рассмотрев сущность понятия «безопасность» и определив его главное содержание – обеспечение защиты социума от реальных и потенциальных, внутренних и внешний угроз, необходимо выяснить основные принципы обеспечения безопасности и основные пути ее достижения.

Ответ на этот вопрос можно найти в Законе РФ «О безопасности», где подчеркивается, что принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; их взаимная ответственность по обеспечению безопасности и интеграция в международную систему безопасности.

Безопасность достигается, во-первых, проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, и, во-вторых, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам социума.

Для реализации целей обеспечения безопасности необходимы:

Разработка системы правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности;

Определение основных направлений деятельности органов безопасности;

Формирование или преобразование органов обеспечения безопасности и механизма контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности Закон РФ «О безопасности» предусматривает образование в системе органов исполнительной власти государственных органов обеспечения безопасности, т.е. системы безопасности. Процесс обеспечения безопасности перманентен. На место одних противоречий после их разрешения приходят другие, носящие принципиально новую форму и содержание, поэтому возникает потребность в непрерывном прогнозировании, постоянного мониторинга новых опасностей и угроз, что невозможно без развитой системы обеспечения безопасности.

1. Экологическая безопасность представляет собой состояние защищенности
жизненно важных экологических интересов человека от возможного вредного
воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций при­
родного и техногенного характера. Реализация важнейшего конституционного
права человека на чистую, благоприятную для жизни окружающую природную
среду обеспечивается, в частности, соблюдением требований экологической бе­
зопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуа­
тацию и в процессе эксплуатации промышленных, научных или иных объектов.
Такого рода требования представляют собой систему унифицированных регла­
ментов, правил и санитарно-гигиенических норм, соблюдение которых в процес­
се хозяйственной деятельности соответствующего объекта предотвращает разру­
шение и деградацию природных комплексов, территорий и природных компо­
нентов и объектов (воды, атмосферного воздуха, земель, недр растительного и
животного мира).

2. Основные требования экологической безопасности при проектировании,
размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации
определенных объектов изложены в Водном кодексе, кодексах «О недрах», «О
земле», законах от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды», от 18 июня
1993 г. «О государственной экологической экспертизе», от 21 ноября 1993 г. «О са-
нитарно-эпидемическом благополучии населения» и других специальных актах
экологического законодательства.

3. Под иными объектами понимаются военные объекты (аэродромы, военные
базы, предприятия по переработке или уничтожению различных видов вооруже­
ний и т.д.), животноводческие комплексы, системы газоснабжения, магистральные
трубопроводы, мелиоративные системы и сооружения, АЭС, ГЭС и т.д.

4. Под проектированием объекта понимается совокупность технологических
процедур, осуществляемых специализированными учреждениями на основании
специального разрешения. При строительстве или реконструкции объектов, пред­
полагающих экологически вредное производство, всегда должна проводится оцен­
ка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной или иной дея­
тельности.

,. (Размещение представляет собой деятельность по определению пространствен­ного расположения и структурной организации планируемого объекта (напри-


Раздел IX. Глава 26


Статья 265


мер, получение отвода земельного участка, согласование территорий под сани-тарно-защитные зоны и т.д.).

Строительство - это создание новых либо преобразование (переоборудова­ние) действующих объектов.

Ввод в эксплуатацию - это существующая в порядке, установленном дей­ствующим законодательством, процедура сдачи исполнителем созданного либо реконструированного объекта и его приемки государственной комиссией (прове­дение испытаний объекта, включение его в технологический процесс, представ­ление и проверка необходимой документации и т.д.).



Эксплуатация объекта - это его использование по целевому назначению (производство продукции, выработка энергии и т.д.).

5. Нарушение требований экологической безопасности может быть выражено
в действии (необоснованное занижение в проектной документации или заключе­
нии экспертизы по проекту уровня- экологической опасности планируемой дея­
тельности объекта; строительство объекта без соответствующего согласования
проекта или места его расположения; использование запрещенных законодатель­
ством технологических процессов и т.д.) либо в бездействии (отказ от установки
очистных сооружений, создания санитарно-защитных зон и т.д.).

6. Обязательным признаком состава преступления, указанного в части 1
статьи 265, является последствие: смерть человека или заболевание людей либо
причинение ущерба в особо крупном размере.

7. Заболевание людей - расстройство здоровья, повлекшее временную нетру­
доспособность или хроническое заболевание либо иные функциональные рас­
стройства здоровья, приведшие к стойкой утрате трудоспособности хотя бы одно­
го человека.

(О понятии ущерба в особо крупном размере см. ч. 2 примеч. к гл. 26.)

8. Последствия, предусмотренные в части 1 статьи 265 должны наступить от
установленного факта нарушения (нарушений) требований экологической безо­
пасности. Если названные в законе последствия наступили от иных событий, то
ответственность по части 1 статьи 265 исключается.

Установление причинной связи при совершении данного преступления тре­бует специальных познаний в области экологии.

С целью правильного разрешения уголовного дела судам в необходимых случаях следует назначать соответствующие экспертизы с привлечением к их проведению экологов, санитарных врачей и других специалистов.

9. По отношению к последствиям вина при совершении данного преступления
может быть только неосторожной.

10. Субъектом этого преступления может быть только лицо, на которое соответ­
ствующим актом законодательства возлогается специальная обязанность обеспе­
чивать требования экологической безопасности при выполнении работ, связанных
с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и
эксплуатацией объекта (лица, уполномоченные удостоверять соответствие проект-


Раздел IX. Глава 26______________________________________________ Статья 266

но-сметной документации экологическим требованиям; осуществляющие государ­ственную экологическую экспертизу и контрольные замеры выбросов вредных ве­ществ, обеспечивающие размещение объектов на местности, их строительство и эксплуатацию и т.д.).

Проектирование объектов лицом, осуществляющим его в порядке выдвиже­ния индивидуального (творческого) предложения, совершенное с нарушением требований экологической безопасности, не образует состава данного преступле­ния.

В случае нарушения требований экологической безопасности при вводе в эксплуатацию объекта субъектом данного преступления может быть только лицо, выполняющее обязанности по соблюдению названных требований на предприя­тии (в организации), создавшем или реконструировавшем объект. Члены госу­дарственной комиссии, допустившие прием объекта при наличии заведомых на­рушений требований экологической безопасности, несут ответственность по статье 266.

Если лицо, ответственное за соблюдение требований экологической безопас­ности, обладает признаками должностного лица, то дополнительная квалифика­ция за преступление против интересов службы не требуется.

11. Часть 2 статьи 265 предусматривает ответственность за нарушения, заведо­мо создавшие угрозу наступления последствий, указанных в части 1 статьи 265.

Психическое отношение лица к возможным последствиям характеризуется косвенным умыслом либо легкомыслием.

Статья 266. Прием в эксплуатацию экологически опасных объектов

1. Прием в эксплуатацию членами государственных комиссий объектов, при строи­
тельстве или реконструкции которых заведомо не соблюдены требования экологи­
ческой безопасности, если это повлекло по неосторожности смерть человека, либо
заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере,-

наказывается ограничением"свободы на срок до пяти лет или лишением свобо­ды на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

2. То же деяние, если оно не повлекло, но заведомо создавало угрозу наступле­
ния последствий, названных в части первой настоящей статьи,-

наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должнос­ти или заниматься определенной деятельностью.