Понятие и свойства социальных норм. Структура социальных институтов

10. Понятие и признаки социальных норм

Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них

характерны следующие черты:

1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:

б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и их коллективами;

в) поведение людей. Таким образом, социальные нормы формируют социальные структуры И регулируют социально значимое поведение человека.

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (система) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости.

3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действуют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкретно (поименно), а путем указания на их типовые признаки. Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм:

социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирования. Здесь надо заметить, что социальные нормы всегда по содержанию определены, но типовым образом, как общая модель поведения.

4. Социальные нормы есть меры свободы индивида, устанавливающие пределы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удовлетворения интересов и потребностей.

5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

6. Процедурность. Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентированных порядков реализации, действия социальных норм.

7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний.

8.Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формированию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налаживанию взаимодействия между видами социальных нормВсе социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:
- по способу их установления (создания);
- по средствам охраны их требований от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:
1. Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
3. Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
4. Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.
5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные идругие традиции).
6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются во время проведения национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов - их красочность и театрализованность.
Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.
Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.


37. Соотношение норм права и норм+ морали.

Мораль (нравственность) - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.

Взаимодействие права и морали в обществе - сложный, многогранный процесс. Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество.

Единство права и морали выражается в наличии у них определенных общих черт: право и мораль - это правила поведения , право и мораль - обладают общим характером , право и мораль - это регулятор общественных отношений , право и мораль - это продукты сознательной волевой деятельности людей . В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление - морально-правовое воздействие.

Право и мораль имеют общие черты:

право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества;

право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;

право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Различия.

1. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организованного общества.

2. Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства , т.е. является более сложным по своей структуре явлением.

3. В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения.

5. Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий осуществления этих норм . Нормы морали реализуются в силу привычки, внутренних побуждений. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним - сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве гарантии воплощения его норм выступает авторитет и принудительная власть государства.

6. Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны . В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения. Мера осуждения не регламентирована (обсуждение, порицание, предупреждение). В случае же совершения правонарушения соответствующие государственные органы обязаны принять меры, предусмотренные законодательством.

7. Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения человека . Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение или преступление, но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам является законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным.

8. Различны и исторические судьбы права и морали . Право отомрет вместе с государством, а нормы морали получат свое развитие, обогатятся новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования поведения людей в обществе.

38. Понятие, структура и виды правосознания .

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. У людей всегда присутствует какое-то отношение к праву, следовательно, правосознание существует непрерывно.

Особенности: Правосознание вступает во взаимодействие с другими формами общественного

сознания, моралью, политическими взглядами, нравственным сознанием, причём все они тесно связаны, т.е. изменение одного, существенно отражает на другом.

В итоге по вопросу о сущности правосознания можно сказать, что недостаточно рассматривать только объективные или субъективные факторы, следует исходить из того, что на деле имеет место их взаимодействие.

Элементы правосознания - это те психологические формы, которые возникают в результате общественных отношений, в частности, правоотношений.

Структура правосознания:

1. Правовая идеология - это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с

логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Это рациональный компонент структуры правосознания.

2. Правовая психология - совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональный компонент структуры правосознания. Правовая психология также состоит из нескольких элементов:

а) Стойкие компоненты - обычаи, традиции, привычки (отрицательное отношение к преступлениям против личности).

б) Подвижные компоненты - настроения.

Для понимания того, что есть правосознание имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволяют дать его качественную характеристику.

По данным критериям правосознание делится на следующие уровни:

1) По уровню отражении правовой действительности:

1. Обыденное - присуще основной массе людей, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. 75% такого правосознания составляет правовая психология.

2. Профессиональное - складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности. 75% такого правосознания составляет правовая идеология.

3. научное - характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

2) По субъектам:

1.Индивидуальное - складывается под влиянием, как внешних, так и внутренних факторов, что и объясняет диаметральное различие такого правосознания.

2.Групповое - т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ.

3. Массовое - характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

4.Общественное - правосознание макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи; наций и народностей; общества в целом).

1. Социальными нормами принято называть «установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей» 1 . Как и социальные институты, нормы создаются отчасти стихийно, отчасти - сознательно. Характеризуя исторический процесс формирования права, К. Маркс отмечал: «...закон должен основываться на обществе, он должен быть выражением его общих, вытекающих из данного материального способа производства интересов и потребностей, в противоположность произволу отдельного индивидуума» .

По мере эволюции общества нормотворчество все в большей степени становилось делом государственных органов. Теперь многие правовые нормы создаются еще до появления тех общественных отношений, которые они должны будут регулировать. Так, в процессе перехода на рыночную экономику принимаются законы и постановления, рассчитанные не только на ближайшее, но и на более отдаленное будущее и призванные его сформировать.

Социальная норма, если можно так выразиться, «цементирует» отношения в обществе. Применительно к одному человеку норма служит регулятором его поведения: в информационном аспекте норма представляет ему сведения о том, какой вариант поведения общество и государство рассматривают как желательный, допустимый либо запрещенный, в аспекте волевом норма воздействует на мотивацию поведения, так как содержит стимулы (или антистимулы) для соответствующего поступка. Наконец, в аспекте ценностно-ориентационном социальная норма играет воспитательную роль, ориентируя субъекта на некие социальные идеалы .

Социальная норма играет регулятивную роль и для поведения социальных групп, в том числе трудовых коллективов. Пронизывая нормативными элементами (дозволениями, предписаниями, запретами) всю общественную жизнь, социальные нормы тесно связаны с социальными институтами. В самом деле: сам институт, как правило, покоится на нормативно-организационных основах, нормативно определен порядок его деятельности; нормам поведения подчиняются его участники; наконец, взаимодействие института с другими элементами общественной системы тоже обычно нормативно урегулировано (рис. 6).

Сказанное относится не только к тем институтам, которые существуют официально, но и к неформальным образованиям. Разница лишь в том, что если в первом случае действуют преимуще-

Рис. 6.

института

ственно юридические нормы, то во втором - нормы общежития, обычаи, привычки, иногда - нравственные и религиозные нормы.

Заметим, что правовая система - это единственная нормативная система, не имеющая в определенном обществе «двойников», альтернативных образований (поскольку право санкционировано государством). Но другие системы - мораль, обычаи и т. д. - не однородны. Здесь есть и общепринятые нормы, и те нормы и их совокупности, которые разделяются одним классом, одной социальной группой, но не поддерживаются другими. В этом смысле мораль классова. Но надо подчеркнуть и роль общечеловеческих ценностей, стоящих выше классовых и социальных предпочтений.

2. Структура всякой социальной нормы может быть сведена к трем элементам, которые, следуя юридической теории, можно обозначить как гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза - это условия применения нормы, по существу - характеристика общей ситуации, в которой она должна применяться. Диспозиция - содержание нормы, правило поведения людей. Санкция - последствия невыполнения нормы.

Эти элементы, конечно, различны в разных видах норм. Так, юридические санкции состоят в имущественных взысканиях, уголовном наказании и других мерах (принудительного воздействия, осуществляемых государственными органами. Санкция моральной нормы - негативная оценка поступка как социальной группой, так и самим субъектом. Религиозные нормы имеют соответствующие санкции, реализуемые церковью, религиозной общиной, самим субъектом (например, «искупление греха»). Важный аспект анализа нормативной системы связан с выяснением условий реализации норм, их действия в обществе.

Гипотеза, диспозиция и санкция нормы, выраженные в ее тексте (или в устном изложении, когда речь идет, например, об обычае, о норме морали и др.), еще не определяют действенность правила поведения, если все ЭТИ элементы не осуществляются В реальной действительности. Что касается гипотезы, то она реализуется большей частью независимо от воли субъекта. Например, если речь идет о правилах купли-продажи, то гипотезой здесь будет ситуация спроса-предложения. Пока она не сложилась, бесполезно говорить о действии социальной нормы. Что касается диспозиции и санкции, то дело обстоит сложнее.

Диспозиция и санкция выполняют несколько информационных функций: ориентирующую, программную и прогностическую, которые вместе «обслуживают» поведение человека, - влияют на выбор цели и средств, на планирование поступка и принятие решения, на оценку его будущих последствий . Можно сказать, что норма дает субъекту описание взаимосвязи между ситуацией, его действиями и их последствиями, включая элемент ответственности. Поскольку человек - активное существо, способное к выбору пути своего поведения, норма служит для него известным руководством к действию.

На этих же особенностях нормы строится и оценка ее эффективности. Норма тем эффективнее, чем последовательнее соблюдаются ее предписания. А они, в свою очередь, связаны с оптимальной конструкцией нормы, хорошей информацией о норме среди населения и должностных лиц и адекватностью мотивации исполнителей нормы. При нарушении любого из этих условий эффективность нормы снижается, страдает и вся нормативная система.

Важным показателем и условием эффективности нормы является отношение к ней населения. Вполне понятно, что если это отношение становится негативным, т. е. если норма не одобряется и не поддерживается гражданами, то и исполняться она не будет или ее соблюдение станет проблематичным, эпизодическим, только «из под палки». Анализ массового сознания показывает, что при социальных потрясениях, кризисах очень многие правовые и нравственные нормы утрачивают свой авторитет в глазах населения, становятся неприемлемыми.

В условиях кризиса нашей государственности такое положение сложилось применительно к правовым нормам, регламентирующим взаимоотношения центра и мест, органов управления, а также межнациональные отношения. Началась «война законов», в которой одержали победу (по крайней мере на некоторое время) не центральные, а местные власти, распался Союз ССР. Пострадало и отношение к нормам нравственности; в средствах массовой информации, в повседневной жизни стали пропагандироваться секс, насилие, корысть, нетерпимость и вседозволенность. Все это означает разрушение нормативного порядка, которое идет в кризисных ситуациях рука об руку с деформацией социальных институтов и других компонентов социальной системы в целом.

  • Осипов Г. В. Социология и социализм. М., 1990. С. 142.
  • Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 6. С. 259.
  • Подробнее см., напр.: Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М„ 1978. С. 67.
  • Подробнее см.: Социальные отклонения: Введение в общую теорию. М., 1984. С. 90 и след.

Норма - это образец, правило, мера. Норма показывают границы и пределы, в которых определенный объект сохраняет свои свойства и способность к дальнейшему функционированию, т.е. не теряет своей сущности.

Социальные нормы представляют собой правила, которые регламентируют поведение людей в обществе.

Социальные нормы отличаются наличием определенных свойств .

Во-первых, свойство социальности . Они регламентируют социальные сферы, включающие в себя: людей, общественные отношения, поведение людей. Следовательно, социальные нормы создают социальные структуры и подвергают регулированию социально значимое поведение человека.

Во-вторых, свойство объективности . Общество как сложноустроенная социальная система объективно испытывает потребность в регулировании. Социальные нормы складываются как результат нормативного обобщения и фиксации устойчивых повторяющихся общественных взаимосвязей и закономерностей во взаимодействии людей. Потребность в повторении необходимых обществу отношений и актов деятельности человека и создает феномен социального нормативного регулирования.

Однако следует принимать во внимание и роль субъективного фактора в создании социальных норм, т.е. необходимость в определенных социальных нормах должна осознаваться обществом.

В-третьих, свойство нормативности . Они обладают общим характером и функционируют как типовые регуляторы поведения людей. Их адресаты обособляются посредством перечисления их типовых признаков (например, возраст, пол и т.д.). Нормативность находит отражение и в многократности действия социальных норм. Их содержание определяет общую модель поведения.

В-четвертых, свойство ограниченности . Социальные нормы выступают мерой свободы человека, они устанавливают пределы для его социальной экспансии и поведенческой активности, обозначают способы удовлетворения потребностей.

В-пятых, свойство обязательности . Социальные нормы как нормативные предписания всегда в определенной мере обязательны для исполнения, они наделены предписывающим характером.

В-шестых, свойство процедурности . Их исполнению характерна процедурность, то есть наличие некоторых процедурных форм, детально отраженных порядков реализации и действия.

В-седьмых, свойство санкционированности . Каждый нормативный регулятор наделен механизмом обеспечения реализации собственных предписаний.

В-восьмых, свойство системности . Она свойственна как отдельным нормам, так и их совокупности. Общество должно продвигаться к созданию устойчивой системы норм, улучшению её системных качеств, а также повышению качества взаимодействия между отдельными видами социальных норм.

В современных обществах действуют правовые, политические, корпоративные, моральные и религиозные нормы, обычаи и другие регуляторы . Они взаимодействуют в нормативной системе общества. При этом каждый из них сохраняет качества особых социальных регуляторов. К основным социальным регуляторам принято относить право и мораль.

Порядок в обществе необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общ-ных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок отражает достигнутый уровень организации общ-ной жизни, свидетельствует о таких качественных показателях, как планомерность, ритмичность, слаженность различных процессов в сфере материального производства, общественно-политической жизни, быта. От уровня общ-ного порядка зависят и состояние общ-ного и личного спокойствия и безопасности, и степень удовлетворения людей условиями, необходимыми для реализации общественно значимых и личных интересов и потребностей. Общ-ный порядок не возникает сам по себе, он - следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношении. Регулировать - направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки. Закономерности соц.регулирования: 1) каждое общ-во объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, сверх меры, регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общ-ва, наличия в нем противоречий, от степени развития общ-ного сознания и культуры. 2) по мере развития социума в общ-ном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает. Давно сказано, что человек рождается не добрым и не злым, не преступником и не добродетельным, – таким делает его окружающая социальная среда. 3) с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм. В лит-ре различают два вида социального регулирования – индивидуальное и нормативное. Социальное регулирование - целенаправленное воздействие на поведение людей с помощью внешних факторов, а также посредством саморегулирования. Все социальные регуляторы подразделяются на нормативные (существуют в виде норм, т.е. правил поведения общего характера) и ненормативные (связаны с использованием др. организационных форм закрепления и существования в общественном сознании - ценностный, информационный, директивный). Корельский выделяет 4 группы действующих в обществе нормативных регуляторов : 1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой (формирует наука). 2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами (технические нормы). 3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием (большинство социальных норм). 4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед общ-вом, или потребностями конкретной его сферы (некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы).

Социальные нормы - правила поведения общего характера, являющиеся результатом волевой, сознательной деятельности людей, направленной на регулирование общ-ных отношений, обусловленные характером исторического развития данного общества, типом его организации и культуры. Предмет регулирования социальных норм – общественные отношения. Субъектный состав связан только с людьми. Корельский выделяет 3функции социальных норм: 1. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общ-ва, они обеспечивают стабильность его

24. реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими (конструкции, отражающие предоставительно-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров). В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры гос-ного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

25. реализуют свои порой противоположные интересы и обеспечивают гармоническое развитие общ-ва без вмешательства государства как политической властной силы. 5. Гр.об-во - правовое демократическое общ-во, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретённых прав человека и гражданина. Гр.об-во возникает и развивается естественно-исторически. Хотя оно формируется внутри гос-ва, его отдельные элементы были ещё до появления гос-ва. Гос-во явл-ся инструментом по отношению к общ-ву выполняет служебную роль. Структура – это внутреннее строение общ-ва, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Началом, генерирующим энергию общ-ва, явл-ся человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юр. правах и обязанностях. Элементами структуры выступают различные объединения людей и отношения между ними. Структуру совр.рос. гр.об-ва можно представить в виде пяти основных систем: социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная. Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Экономическая - совокупность экономических отнош., в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распред., обмена и потреб. совокупного общест. продукта. Отношения собственности пронизывают все экономич.отношения и весь цикл общ-го производства и потребления. В РФ признаются и защищаются частная, госуд-ая, муниципальная и др. формы собственности. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан. Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью эконом.системы. Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся организации – госу-во, полит.партии, общественно-политические движения, отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Главным здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают всю полит.систему. Властные отношения: это отношения между гос-вом и иными структурными элементами, между гос.органами и учреждениями, отношения в связи с деят. полит.партий, отношения по проблемам объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан и др. Духовно-культурная система образ. из отношений между людьми, их объединениями, гос-вом и обществом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов (образоват., научных, культурных, религ.), через кот-е реализ. эти отношения. Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование явл-ся фундаментом в деле развития человеч. личности, характеризует перспективы развития общества. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через СМИ. Ее структурные элементы: общественные, муниципальные, частные организации, граждане и их объед., осущ. производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения пронизывают все сферы гражд-го об-ва. При характеристике структуры гр.об-ва учитываются три обстоятельства: 1) классификация носит условный характер, все структурные части взаимосвязаны. Объединяет их человек как совокупность общ-ных отношений и мера всех вещей. 2) при изучении всех систем как самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции). 3) связующим фактором структуры и процесса жизнедеятельности общ-ва служит право с его естественной общегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодательством.

26. нормальное функционирование полит.системы общества, всех ветвей гос.власти. Гос-во заботится и о развитиидуховной культуры, поддерживая и финансируя библиотеки, музеи, театры и др.учреждения. Политика в отношении СМИ: гос-во обеспечивает возможности национального развития народов.

27. социального регулирования: индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование - это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения различных заданий, команд руководителей. Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т.е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, кот-ые распространяются на все и кот-ым должны подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил. Появление нормативного регулирования – поворотный пункт в становлении социального регулирования, качественный скачок в его развитии. Посредством общих правил достигается единый, непрерывно действующий порядок в общ-ве, снижаются возможности для проявлений субъективизма, господства случая и произвола. Регуляторы: 1. Обычаи регулировали отношения в первобытном общ-ве и передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей. Они выражали интересы всех членов сообщества 2. Обычаи зачастую облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались силой обществ.мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, угрозой наказания свыше. 3. Мифы и сказания , обосновывающие образцы должного и запретного поведения. 4. Право .

28. функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. 2. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное). 3. Трансляционная. В социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, про свещение). Виды (Корельский): 1. По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общ-ных отношений, т. е. предмета регулирования. 2. По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Социальные нормы: нормы права, нормы морали, политические, эстетические, религиозные, корпоративные, технические нормы, нормы обычаев, традиций, привычек, деловые обыкновения.

24. Социальные нормы, их место в социальной структуре общества

Норма определяется как

1) усреднённое значение чего-либо,

2) как наиболее распространённый, среднестатистический вариант протекания процесса, деятельности,

3) как идеальный, желаемый вариант.

Именно через процесс формирования и функционирования социальных норм передаётся накопленный поколениями опыт и осуществляется социальный контроль.

Норма – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми (ролями в группе).

Другими словами, роли относятся к поведению отдельных конкретных индивидов в группах, а нормы – к поведению всех членов группы.

Итак, человек не мыслим без общения, а всякое общение предполагает «набор правил», на основе которых и вырабатываются социальные нормы, в своей совокупности образующие систему социальных норм общества.

Наличие и необходимость социального взаимодействия уже предполагает потребность в наличии неких правил этого взаимодействия.

Т.е. социальные нормы – естественны, они естественно присущи обществу и каждому индивиду в отдельности. Следование социальным нормам не представляет собой формы подавления индивидуальной свободы, наоборот, следуя социальным нормам, человек может реализовывать свою индивидуальную свободу, в силу того, что он живёт в обществе.

Можно сказать, что ролевые ожидания «складываются» из нормативных требований как из элементов. Например, нормативное требование, распространённое в учебной группе может гласить: «Со студентами следует быть достаточно строгим». Соответственно, одно из ролевых требований по отношению к преподавателю будет состоять в том, что он должен проявлять разумную меру требовательности к ученикам. Помимо этого, в «комплект» ролевых ожиданий обязательно будут входить требования, предъявляемые другими социальными нормами (вежливость, пунктуальность и т.д.).

Действие социальных норм не всегда заметно. Люди так привыкли к ним, что считают нормативное поведение вполне естественным и основывающимся на решениях, принимаемых ими самостоятельно. Однако, если сравнить разные общества, то мы увидим, что нормы одного общества не совпадают с нормами другого, а иногда даже противоречат им.

Виды социальных норм:

Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам.

1. Предписывающие нормы определяют, какой тип поведения считается нежелательным или обязательным в той или иной ситуации. Пример: обращение к студентам по имени/отчеству.

2. Запрещающие нормы характеризуют виды поведения, считающиеся недопустимыми в данной социальной группе. Пример: обращение к студентам на «Вы». Примерами могут быть дорожные знаки.

3. Формальные нормы. Нормы, которые чётко зафиксированы в письменном виде и максимально однозначны. Пример: соблюдение правил дорожного движения, нормы поведения, которые записаны в уставах различных организаций и т.п.

4. Неформальные нормы. Это правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой. Пример: снимать головной убор мужчинам в помещении, уступать место пожилым и т.п.

5. Количественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к качественному параметру (как нормативу). Пример: мужчина должен пропускать женщину перед собой, входя в какую-либо дверь.

6. Качественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к количественному параметру (как нормативу). Пример: неудобно опаздывать более, чем на пять минут; преподавателя ждут 10 минут, доцента – 15 и профессора – 20 минут.

В современном обществе всё большее значение приобретают количественные нормы, т.к. устойчивость общества требует всё более точных соблюдения правил.

Когда социологи говорят, что человек или группа придерживаются определённых социальных норм, то используют слово «конформизм».

Конформизм – это стремление индивида (группы) соответствовать нормам доминантной или референтной группы.

25. Социальная сущность, структура и функции семьи

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Классическое определение семьи гласит, что семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Конечно, между понятиями “брак” и “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.

Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на:

1) Физиологические и сексуальные потребности;

2) Потребности в безопасности своего существования;

3) Социальные потребности в общении;

4) Престижные потребности в признании;

5) Духовные потребности в самореализации;

Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее функции. Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и общества, а так же семьи и личности. Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.

1. Репродуктивная функция семьи

Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.

2. Социально-биологическая функция семьи

В итоге естественно-биологические потребности человека в

удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери - все это формируется в социально-биологическую функцию семьи.

3. Функция социализации личности

Семья включает в себя всю систему общественных отношений - брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.

4. Экзистенциальная функция

Это функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями.

5. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция

Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

6. Социально-статусная функция

Эта функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

7. Рекреативная функция

Она направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов.

Прощения у вас. За характер - скажем, не подарок, За неосторожные слова, И за то, что мучил Вас немало Я аббревиатурой "БСК". 3. Особенности и развитие Уральской школы социологии Уральская школа "заявила" о себе рядом особенностей. ü В ее рамках шло параллельное развитие сразу трех "ветвей" российской социологии - вузовской, академической, производственной (заводской), ...

Будь то материальные объекты, социально-политические процессы, интересы населения или что-либо иное, живущее вне субъективного сознания корреспондентов-постмодернистов. Мы подошли к вопросу о сходстве и различии социологии и журналистики. Как ни парадоксально, родственность этих форм познания и отражения мира основывается на том, что они поставляют приблизительную (с математической точки зрения) ...