Социальный контроль. Социальные нормы и социальные санкции

Социальные нормы -.это некие образцы, пред­писывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Чаще всего нормы представляют собой установленные модели, эталоны поведения с точки зрения не только общества в целом, но и конкретных социальных групп.

Нормы выполняют регулятивную функцию как по от­ношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. Социальная норма выступает как обществен­ное явление, не зависящее от индивидуальных вариа­ций.

правила. Признаки социальных норм:

1) общезначимость. Нормы не могут распространять­ся только на одного или нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведение большин­ства. Если нормы являются общественными, то они общезначимы в рамках всего общества, если же групповыми, то их общезначимость ограничивает­ся рамками данной группы;

2) возможность применения группой или обществом санкций, наград или наказаний, одобрения или по­рицания;

3) наличие субъективной стороны. Проявляется в двух аспектах: человек вправе решать сам, принимать или не принимать нормы группы или общества, вы­полнять их или не выполнять;

4) взаимозависимость. В обществе нормы взаимо­связаны и взаимообусловлены, они образуют слож­ные системы, регулирующие действия людей. Нор­мативные системы могут быть различными, и это различие иногда содержит в себе возможность конфликта, как социального, так и внутриличност-

ного. Некоторые социальные нормы противоречат


друг другу, ставя человека в ситуацию необходимо­сти выбора; Ь) масштабность. Нормы различаются по масштабу на собственно социальные и групповые. Социаль­ные нормы действуют в рамках всего общества и представляют собой такие формы социального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т. д. Действие групповых норм ограничивается рамками конкретной группы и определяется тем, как здесь принято себя вести (нравы, манеры, группо­вые и индивидуальные привычки). Все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к норме социальной группы, называются санкциями. Социальная санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального конт­роля.

Виды санкций: негативные и позитивные, фор­мальные и неформальные.

Негативные санкции направлены против челове­ка, отступившего от социальных норм.

Позитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нор­мам.

Формальные санкции налагаются официальным, об­щественным или государственным органом или их представителем.

Неформальные предполагают обычно реакцию чле­нов группы, друзей, сослуживцев, родственников и т. д.

Позитивные санкции обычно влиятельнее негатив-ных. Сила воздействия санкций зависит от многих обстоятельств, самым важным из которых выступает согласие по поводу их применения.


вневременной характер и существует достаточно дол­го, передаваясь из поколения в поколение. Тради­ции - такие обычаи, которые сложились историчес­ки в связи с культурой данного этноса; передаются из поколения в поколение; определяются менталитетом народа. Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в интегра­ции общества. Существуют особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе ил и* общест-ве, - мораль. Категория нравов служит для обозна­чения обычаев, имеющих нравственное значение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. На индивидуаль­ном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения.

Манеры включают совокупность привычек поведе­ния именно данного человека или определенной со­циальной группы.

Привычка - неосознаваемое действие, которое столько раз повторялось в жизни человека, что при­обрело автоматизированный характер.

Этикет- установленный порядок поведения, форм обхождения или совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к лю­дям.

Любой член общества находится под сильнейшим психологическим влиянием социального контроля, который не всегда осознается индивидом из-за про­цессов и результатов интериоризации.


оценочных аспектах. Предубеждение связано с опре­деленными аспектами социального познания - спо­собами, посредством которых мы выделяем, храним, возвращаем из памяти и позднее используем инфор­мацию о других людях. В своих попытках найти объяс­нения различным явлениям социального мира часто используем кратчайшие когнитивные пути. Обычно это делается, когда наши способности справляться с со­циальной информацией достигают своего предела; тогда мы с наибольшей вероятностью опираемся на стереотипы как на кратчайшие ментальные пути для понимания других людей или формирования сужде­ний о них.



Социальные установки не всегда отражаются во внешних действиях. Во многих случаях люди, нега­тивно относящиеся к представителям различных групп, могут не выражать этих взглядов открыто. За­коны, социальное давление, страх возмездия - это СО удерживает людей от открытого выражения своих "sf предубеждений.

Многие люди, имеющие предубеждения, чувствуют, что открытая дискриминация - это плохо, и воспри­нимают подобные действия как нарушение личных поведенческих стандартов. Когда они замечают, что проявили дискриминацию, то испытывают чувство большого дискомфорта.

В последние годы вопиющие формы дискримина­ции - негативных действий по отношению к объектам расовых, этнических или религиозных предубежде­ний - наблюдаются редко. Новый расизм более утон­ченный, но такой же жестокий.

Наша повседневная жизнь протекает под пристальным контролем окружающих нас людей. Даже тогда, когда они явно не демонстрируют его, он все равно присутствует в словах, во взглядах, в оценках, в поступках, в реакциях. В семье нас контролируют родители, в школе — учителя, на работе — начальство. Одни заняты формальным контролем по долгу службы; другие делают это добровольно (в таком случае контроль называется неформальным). Однако и формальный, и неформальный контроль представляет собой социальный контроль.

Лица, выполняющие функции формального и неформального контроля, называются агентами социального контроля. Они контролируют правильность усвоения образцов поведения.

Социальный контроль бывает индивидуальный; коллективный (семья, группа друзей, организация, институт) — в этом случае говорят об общественном контроле.

Следовательно, контроль — это средство социальной регуляции поведения людей.

При этом если речь идет об организации, то понятие «власть» более широкое, а контроль — это ее функция; если речь идет об обществе, то понятие «социальный контроль» становится шире, так как в него входят: средства массовой коммуникации, парламент, правительство, рядовые граждане, а власть превращается в средство его осуществления.

Власть необходима:

  • тем, кто издает какие-либо законы (например, юридические законы или правила поведения);
  • тем, кто следит за их исполнением и применяет эффективную систему санкций (наказание и вознаграждение).

Таким образом, — это особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка, включающий в себя три основных элемента:

  • нормы — предписания того, как надо правильно вести себя в обществе;
  • санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы;
  • власть.

Социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции. Можно сказать, что социальный контроль — фундамент общественной стабильности. Его ослабление или отсутствие ведут к аномии, беспорядкам, смуте и социальному раздору.

Понятие социальной нормы

Нормы — первое оружие власти, а контроль за их исполнением — второе. Контроль складывается из системы наказаний (санкций) и реальных действий (например, увольнение или арест).

Нормы — это некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Нормы различаются масштабами:

1. групповые привычки — существуют в малых группах — компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах и т.д. Например, Э. Мэйо выявил нормы в отношении новичков, принятых в производственную бригаду:

  • не держись со «своими» официально;
  • не говори начальству того, что может навредить другим членам бригады;
  • не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;
  • не изготавливай изделий больше, чем твои товарищи;

2. общие правила — существуют в больших группах или обществе в целом — обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения.

Социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго они исполняются:

  • за нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд;
  • за нарушение других — жесткие санкции — тюремное заключение и даже смертная казнь.

Если взять за критерий меру наказания и расположить все нормы в нарастающем порядке, то получим следующую последовательность:

привычки-обычаи-традиции-нравы-законы-табу .

Конечно, определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.

Строже всего караются нарушения табу, юридических законов, например: убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны.

Мягче всего наказывается нарушение привычек. Например, индивидуальных (забыл почистить зубы, убрать за собой постель); групповые, в частности семейные (не помыл за собой посуду).

Жестко чтимые и соблюдаемые групповые привычки получили название неформальных групповых норм. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Групповые нормы выполняют в обществе весьма важные функции:

  • регулируют общий ход процесса социализации;
  • интегрируют индивидов в группы, а группы — в социум;
  • контролируют отклоняющееся поведение;
  • служат образцами, эталонами поведения.

Нормы — это также обязанности одного человека по отношению к другому или другим лицам.

Нормы — это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного и предсказуемого поведения.

Таким образом, нормы формируют систему социального взаимодействия, включающую мотивы, цели, направленность действий, ожидание, оценку и средства.

Социальные нормы могут проявляться:

  • как стандарты поведения (обязанности, правила), например, защита чести и достоинства членов семьи — обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения;
  • как ожидания поведения (реакция других людей).

Нормы — стражники ценностей и порядка .

Социальные нормы и социальные санкции

Санкциями называют не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению . Наряду с ценностями они ответственны за то, чтобы люди выполняли нормы. Таким образом, нормы защищены с двух сторон — ценностей и санкций.

Социальные санкции — это разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм (согласие с ними, с общепринятыми порядками), и наказаний за отклонение от них, т.е. за ( , нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила).

Выделяют следующие типы социальных санкций :

  • формально-позитивные санкции — публичное одобрение официальных организаций: правительства, учреждения, творческого союза и т.д.; правительственные награды, государственные премии и стипендии, жалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (избрание президентом правления);
  • неформально-позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций, — дружеская похвала, комплимент, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы и т.д.; признание лидерских или экспертных качеств;
  • формально-негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, отлучение от церкви, смертная казнь;
  • неформально-негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, — порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестное прозвище, пренебрежение, отказ подать руку, поддерживать отношения, распускание слухов, недоброжелательный отзыв, жалоба, разоблачительная статья.

В системе социального контроля социальная санкция играет ключевую роль. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение одних людей контролируют другие люди, опираясь на нормы, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Социальная норма, как и выполнение санкций, делает поведение человека предсказуемым.

Нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, она становится лозунгом, призывом, воззванием, перестает регулировать реальное поведение, быть элементом социального контроля.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ оренбургской ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ автономное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«нефтегазоразведочный техникум»

Виды социальных норм и санкций

по учебной дисциплине ОДБ.05 Обществознание

(21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин)

Оренбург 2015


Введение

Основные понятия: социальные нормы, обычаи, религиозные нормы, моральные нормы, корпоративные нормы.

Общественные отношения регулируются социальными нормами.


социальный норма мораль право

Социальные нормы носят общий и обязательный характер. Общий характер социальных норм выражается в том, что они относятся не к конкретным людям, а к неопределенному кругу лиц, т.е. являются неперсонифицированными (обезличенными). Например, запрет воровать адресован не какому-то отдельному человеку, а всем людям. Обязательность социальных норм проявляется, с одной стороны, в осознании людьми важности общественного порядка, который они поддерживают и, как следствие - в осознании недопустимости нарушения социальных норм, а с другой стороны, в возможности применения мер принуждения к лицам, добровольно не исполняющим требования социальных норм. Меры принуждения, применяемые к нарушителям социальных норм, называются санкциями. Так, санкцией к ученику, прогулявшему урок, будет замечание, а к гражданину, нарушившему правила дорожного движения, - штраф.

Виды социальных норм

Социальные нормы по характеру воздействия на общественные отношения делятся на обычаи, религиозные, моральные, групповые и правовые. Обычаи относятся к числу исторически первых видов социальных норм. Они передаются из поколения в поколение и входят в привычку.


Давность и неизменность обычаев предопределяют их особую значимость для людей. Русская поговорка, выражая это свойство обычаев, гласит: "Чем старей, тем правей". Долгое время обычаи регулировали практически все стороны жизни общества, пока на смену им не пришло право. Тем не менее, и в наши дни обычаи не утратили своей роли в таких регионах мира, как Африка, Азия. В России обычаи продолжают оставаться важными правилами поведения у народов Крайнего Севера и Северного Кавказа.

Религиозные нормы регулируют поведение верующих людей. В отличие от обычаев, имеющих устную форму, религиозные нормы выражаются в письменном виде, в так называемых "священных книгах" -- Библии, Коране, Ведах, Торе и др.


Исполнение религиозных норм обеспечивается силой веры человека в Бога, а в некоторых случаях и возможностью применения религиозными объединениями санкций. Например, у христиан религиозными санкциями являются недопущения к таинствам, отлучение от церкви.

Моральные нормы являются универсальными правилами и распространяются на все сферы общественной жизни, создавая основу межчеловеческих отношений.


Моральные нормы существуют в устной форме. Люди узнают об их содержании в процессе воспитания и образования. Пожалуй, не найти человека, который не был бы знаком с нормами морали.

Как уже было сказано ранее, важное место в обществе занимают социальные группы. Отношения, складывающиеся внутри социальных групп, регулируются групповыми нормами. Разновидностью групповых норм являются корпоративные нормы.


Корпоративные нормы создаются организациями и принимаются ее членами в качестве обязательных. Они имеют письменный вид и закрепляются в различных внутриорганизационных документах: уставах, положениях, инструкциях и т.п. С увеличением числа организаций роль корпоративных норм в обществе заметно возрастает.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают:

религиозные нормы;

политические нормы;

эстетические нормы;

организационные нормы;

нормы культуры и др.

Основные виды и функции социальных норм Социальная норма от других видов норм отличается сферой действия, способом формирования, содержанием, функциями, способами подкрепления санкционирования, механизмом распространения и действия. Социальная норма как регулятор поведения. Норма конкретно указывает и представляет определенную форму поведения в определенных условиях. Сословные нормы - взаимодействие социальных групп и классов. Социальные нормы личной зависимости различны в обществах, относящихся к одной формации. Социальные нормы способствуют выработке общих для данного класса или группы установок, ценностей, а в целом формируют классовое сознание представителей этих социальных классов и групп. К социальным проблемам производственной организации относятся: упорядочивание, регуляция, унификация форм трудовой деятельности и кооперацией во всех сферах общественной практики. Вторичные, производные социальной нормы - т.е. конкретно производственные - личной заинтересованности в общем деле, нормы взаимности и выручки, нормы равенства и активности. Нормы отражают объективные общественные отношения групп, в том числе производственные отношения реального долженствования и зависимости социальных условий взаимодействия. Социальные положения участников взаимодействия, ценностные представления людей - членов сообществ и групп. Сферы общественных отношений Политические и идеологические нормы регулируют социально-политические отношения между основными структурными группами общества, классами, прослойками. Система политических норм оказывает влияние на социальные отношения, зависимости и взаимодействия членов общества. Политические, религиозные, культурные, этнические, правовые, нравственные, моральные нормы формируются на основе принятой обществом той или иной группой идеологии и системы идеологических норм, глубоко укоренившихся в правах, обрядах, обычаях, культурных и этнических образцах поведения, образе жизни. Понятие культурной нормы...

Функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное -- аморальное, правомерное -- неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и "транслируются" в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д)

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике- образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют, различные способы возникновения и разные основы возникновения, в этой связи как для теории, так и для практической деятельности важны классификации социальных норм. Классификация - это научный прием, позволяющий распределить объекты по типам, классам, видам, с учетом их основных характеристик. Существует множество классификаций социальный норм, предлагаемых учеными в юридической литературе, такое многообразие классификаций можно объяснить тем, что в основу той или иной классификации положены различные классификационные критерии. Наиболее распространена их систематизация по двум критериям: 1. По сфере действия социальных норм различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений - предмета регулирования. Экономические нормы имеют особое значение для нашей страны в условиях становления рыночной экономики и являются саморегулирующимися началами хозяйственной деятельности общества. Политические нормы призваны регулировать отношения социальных групп, граждан к государственной власти, отношения между народами, участие народа в целом и отдельно взятых социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Религиозные нормы регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. Религиозные нормы имеют большое значение. Существование различных вероисповеданий и направлений диктует необходимость выделения свода морально-этических установлений - составной части религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с древнейших этапов развития человечества. Особую роль в возможности существования и признания религиозных норм сыграло положение "Всеобщей декларации прав человека": "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждение как единолично. Так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов".; 2. По механизму (или регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Здесь различие кроется в процессе формирования норм, формы их фиксации, характера регулятивного воздействия и способах и методах обеспечения. Не смотря на выделенные классификации, важно понимание целостности и динамичности всей системы социальных норм, поскольку она является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека и наконец стимулирования роста благосостояния народа. Значение анализа классификаций в рамках данной работы в том, чтобы выявить значение каждой группы социальных норм, определить их роль в процессе регуляции общественных отношений, возможные варианты их взаимодействия и раскрыть комплексные свойства входящих в систему составных частей. 3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречие Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент социального нормативного регулирования. В регулировании общественных отношения право взаимодействует с моралью. Поскольку и право и мораль являются видами социальных норм, они обладают некоторыми общими чертами, которые характерны для всех социальных норм, но с другой стороны имеют и принципиальные отличия. В первую очередь нам необходимо дать понятие морали и права. Как форма общественного сознания, мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания и раньше государственной организации общества. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. "Норма морали - продукт исторического развития человечества, сформировавшиеся в борьбе со злом за утверждение добра, человеколюбия, справедливости". Используя приемы языкового толкования, обратимся к энциклопедическому словарю для разъяснения смысла слова "мораль". "Мораль (от лат.moralis) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п.". В науке государства и права под моралью понимается система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. По своей смысловой нагрузки понятие, выработанное в юридической литературе и данное в словаре, идентичны. Также мы пришли к выводу, что понятия мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Под правом принято понимать - систему общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно0организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали. Нравственную культуру населения страны, и исходит из того, что нравственная основа права является "важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными". Единство между правом и моралью прослеживается в следующем: во-первых, в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; во-вторых, они имеют единый объект регулирования - общественные отношения; в-третьих, формируются в обществе, то есть возникают в связи с волей и сознанием людей; в-четвертых, соответствуют типу культуры и характеру социальной организации. Однако, по названным критериям, при более детальном исследовании, можно выделить и ряд отличий: -По способу происхождения мораль возникает вместе с обществом, а право вместе с государством; -В зависимости от способа формирования. Правовые нормы возникают в процессе юридической и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства: доминирующие в обществе идеи права переводятся в форму юридических правил. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, четко отделенными от правосознания и действующими в рамках социальных институтов. Мораль же наоборот возникает стихийно, формируясь в духовной сфере жизни общества, следовательно, не институционализирована, не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Как уже отмечалось выше, нормы морали опираются на складывающиеся в обществе представления категорий "добро", "зло", "плохо", "порядочно", "справедливо" и т.д. -По форме существования (или форме выражения). Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах, таких как нормативные акты, судебные решения и т.д. Способы их фиксации должны отвечать строго определенным требований, установленным в централизованном порядке. Это касается, например, характера текста, его атрибутов. Также достаточно четко очерчен круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права. В то время как моральные нормы содержатся в общественном сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок. Значит, не предъявляется никаких особых требований к форме, тексту по поводу морали; -По способу обеспечения. Право обеспечивается государством, предусматривая для норм права - меры государственного воздействия, а мораль обеспечивается мерами общественного воздействия; -По характеру регулятивного воздействия. Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности четко определены в виде возможных и должных вариантов поведения субъектов. Моральные нормы выражены, наоборот, в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности. Суть действия моральных норм заключается в формировании общих принципов, установок, внутренних убеждений. Следовательно, регулятивное воздействие моральных норм не имеет, в отличие от правовых норм, заранее установленных способов поведенческой реализации; -по сфере действия. Право может регулировать наиболее важные общественные отношения и только те, которые в состоянии упорядочить, а мораль - практически все общественные отношения. Из чего можно сделать вывод, что отношения, регулируемые правом, подконтрольны государству, а отношения, регулируемые моралью, не подконтрольны государству; -по времени введения в действие: моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, а правовые нормы - в конкретно установленный срок; -По критериям оценки. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного. По мнению большинства авторов, изучающих вопросы взаимодействия морали и права, таких как Явмч Л.С., Агешин Ю.А.. Лукашева Е.А. и других, определение взаимодействия морали и право достаточно сложно определить. На современном этапе, несомненно, право поддерживается общественным сознанием. Следование праву входит в число моральных ценностей общества. Более того, принято говорить об общечеловеческих ценностях которые закреплены как нравственные принципы во внутрегосударственных и международных актах как права человека (например, Конституция РФ закрепляет общечеловеческие ценности,ст.150 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), вслед за Конституцией, закрепляет жизнь, честь, достоинство и т.д. как нематериальные блага). Поэтому можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы. Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в текстах юридических актов. В законодательных нормативных актах нередко используются оценочные понятия нравственного характера (недостойное поведение, цинизм и т.п.). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой - нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых следствий (санкций). Приведем примеры из действующего законодательства, когда правовая норма делает ссылку на необходимость использования моральных норм. Ч.2 Ст.137 ГК РФ "Животные" закрепляет, что при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Понятия "жестокое обращение" и "гуманность" относятся к сфере морали. В общество определенным образом сформировалась определенная система знаний о гуманности - человечности, которая может быть применена в случае ненадлежащего обращения с животными. Как последствие несоблюдения принципа гуманности по отношению к животным, выступает ст.241 ГК РФ - основание для принудительного прекращения права собственности: в случаях, когда собственник домашних животных обращается м ними в явном противоречии с принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа. Или ст.293 ГК РФ предусматривает возможность прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение. Одним из оснований для прекращения права собственности может выступить систематическое нарушение собственником прав и интересов соседей. Понимание интересов соседей также пребывает не только в сфере права, но и морали. Вместе с тем возможны и противоречия между моралью и правом. Это связано с тем, во-первых, что существование социальных групп обуславливает возможность формирования групповой морали, то есть системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, которая может полностью или вообще не совпадать с общественной моралью. Например, криминальные группы имеют свою. На их взгляд правильную мораль, которая может быть названа антисоциальной, и идущей в разрез с общественной моралью. Во-вторых, возможны противоречия между моралью и правом, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны морали и права. Причины могут быть как объективными - существующие различия между правом и моралью - и субъективными - право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов. Например, осуществление экономических реформ, кардинально меняющих тип экономики, может отразиться на моральных устоях общества. Право поменяется, закрепляя новые положения, а общественная мораль остается прежней. Вообще необходимо сказать, что смена морали процесс более длительный, нежели смена права. Таким образом, можно сказать, что только рассмотрев в единстве различие, взаимодействие и противоречия морали и право возможно целостное восприятие соотношения права и морали. Представляется необходимым отметить регулятивное взаимодействие морали и права. В целом, в нашем обществе прослеживается определенная тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, что связано с повышением уровня цивилизованности нашего общества.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности личности, социальных групп, социальных организаций. Она находит воплощение в законах, традициях, обычаях, институтах, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль социального регулятора общественных и межличностных отношений.

В зависимости от уровня социальной реальности и ситуации различают четыре вида норм: общекультурные, групповые, ситуативные и индивидуальные.

Общекультурные нормы характерны для крупных общностей (общества, этноса, нации, класса и т.д.) и отражают принятые правила поведения и взаимодействия, а также этикета и вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Общекультурные нормы общения национально специфичны. Так, у немцев и американцев при приветствии обязательна улыбка, а у русских – нет. Благодарность за услугу обязательна у русских, но не нужна в китайском общении, если собеседник – ваш друг или родственник. При приветствии коллег у немцев принято рукопожатие, а у русских оно не обязательно и т.д.

Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда взаимодействие определяется конкретной ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Так, ограничения по статусу позволяют говорить о двух разновидностях поведения – вертикальном (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальном (равный – равный). Граница между различными типами подвижна, она может нарушаться. Кроме того, здесь также наблюдается этнокультурная специфика. Так, общение мужчины и женщины в русской культурной традиции выступает как горизонтальное, а в мусульманской – как вертикальное; общение старшего с младшим у мусульман гораздо более вертикально, чем у русских и т.д.

Групповые нормы отражают особенности поведения и взаимодействия, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть особенности поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей, «гуманитариев», «технарей» и т.д.

Индивидуальные нормы поведения отражают индивидуальную культуру и социальный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных, групповых и ситуативных норм в личности.

Различают также правовые и моральные социальные нормы. Первые закрепляются в государственно-правовых нормативных актах, и регулируют социальные отношения в важнейших сферах жизнедеятельности личности (экономика, политика, семья, жилье, собственность и др.). В них указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.



Моральные (этические) нормы представляют собой требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях добре и зле, долге и ответственности, чести и совести, достоинстве и равенстве, справедливости и несправедливости, должном и непозволительном и т.д. Нарушение моральных норм, как правило, не карается законодательно закрепленными санкциями, а вызывает, как правило, общественное (групповое) осуждение.

Санкции - это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых - обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.

Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными(поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.

Санкции бывают формальными и неформальными. Формальные санкции - это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой. Неформальные (диффузные) санкции - это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, Т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.

Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.

По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:

Правовые санкции - это система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом;

Этические санкции - это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы;

Сатирические санкции - это система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято;

Религиозные санкции - это наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии [см.: 312. С.115].

Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции - через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).

В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций:

Негативные неформальные санкции - это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т.д.).

Негативные формальные санкции - это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.

Неформальные позитивные санкции - это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение; которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы и лестные отзывы

в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).

Формальные позитивные санкции - это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).

Каждая группа вырабатывает определенную систему надзора. Надзор - это система формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и поведения. Также надзор - это одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

1. Прочитайте предложение о социальных нормах и выполните задание.

Некоторые люди считают, что социальные нормы их ограничивают, заставляют жить по определённым правилам, а не так, как они хотят.

Предположите, что случилось бы с обществом, если бы все социальные нормы исчезли.

Если бы исчезли социальные нормы, то люди относились друг к другу безответственно, то есть не соблюдая правил. Люди унижали бы друг друга, младшие грубили старшим, в общем было бы полное безобразие и беспорядок.

Социальные нормы - общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе. В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации передвижения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например, будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.

2. Установите соответствие между названиями социальных норм и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Обычай – 5) Правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного применения

Б) Обряд – 4) Совокупность действий, которые сопровождают обычаи или традиции

B) Традиция - 3) Социальное и культурное наследие, кото¬рое передаётся из поколения в поколение и существует в течение длительного времени

Г) Правовые нормы - 7) Обязательные для всех правила поведе¬ния, закреплённые в законах и охраняемые силой государства

Д) Религиозные нормы - 6) Нормы, которые регулируют поведение верующих людей

Е) Моральные нормы - 1) Правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя, в основе которых лежат представления о добре и зле

Ё) Манеры - 2) Внешние формы поведения человека, основанные на привычках

3. Определите, какие социальные нормы иллюстрируют примеры.

При входе в православный храм верующие крестятся; женщины покрывают голову платком – Религиозные нормы.

На свадьбе невеста бросает в толпу гостей свой букет и каждая незамужняя девушка старается его поймать – обряд.

Человек, которому доверили личную тайну, не должен её рассказывать другим – Моральные нормы.

Совершая поездку в автобусе или троллейбусе, необходимо оплатить проезд – Правовые нормы.

4. Проведите небольшое исследование. Вспомните и перечислите, какие социальные нормы вы выполняли в течение дня. А были нормы, которые вы нарушили? Какие выводы по результатам исследования вы можете сделать?

Выполнил: правовые нормы (посещение школы, проезд на транспорте, покупка в магазине), манеры и моральные нормы (поведение и общение в обществе), обычаи (уважение к старшим).

Нарушил: правовые нормы (переход на красный свет светофора).

Выводы: социальные нормы составляют неотъемлемую часть поведения каждого члена общества. Каждое наше действие соответствует тем или иным социальным нормам.

В течение дня я помогла подруге объяснила тему, которую она не поняла. Я покормила бездомного котёнка. Помогла перейти дорогу пожилому человек. Уступила место в автобусе бабушке.

Не было норм, которые я нарушала.

Вывод: не надо нарушать социальные нормы регулирующие человеческое поведение.

5. Даём полезные советы. Семиклассник Антон привык очень громко разговаривать и размахивать руками во время беседы. Некоторые ребята из класса перестали общаться с Антоном, потому что их раздражают его манеры.

Составьте список полезных советов, которые помогут человеку избавиться от плохих манер.

Чтобы научиться хорошим манерам, постарайтесь спокойно воспринимать все, что происходит с вами и вокруг вас. Спокойствие, рассудительность, неторопливость нужны для того, чтобы не принимать скоропалительных необдуманных решений. Необходимо изменить манеру поведения, а это дается очень нелегко. Спокойствие даст вам маленькую паузу, так необходимую для того, чтобы не совершать опрометчивых поступков.

Обращайте внимание на то, как ведут себя культурные люди в разных житейских ситуациях и перенимайте принципы их поведения. Учитесь везде, где можно, при этом старайтесь вести себя скромно и терпеливо. Привыкайте не спорить в тех случаях, когда спор не имеет принципиального значения. Если раньше вы привыкли быть на первых ролях, то теперь учитесь не хвастаться своими умениями и знаниями. Именно скромность и вежливость помогут вам заслужить уважение ваших друзей и близких.

6. Познакомьтесь с ситуациями и определите, какие социальные нормы были нарушены в каждом случае. Объясните, почему вы так считаете.

На торжественный официальный приём в посольство молодой человек пришёл в джинсах и футболке. – Нормы этикета.

Приятель, имеющий автомобиль, пообещал своим друзьям - молодой семье - помочь перевезти вещи. Однако не только не помог, но и не предупредил, что не приедет. – Нормы морали.

Молодой человек превысил максимально допустимую скорость на шоссе, и его машина чуть не врезалась в столб. – Правила дорожного движения. Правовые нормы.

Выделяют следующие типы социальных санкций:

формально-позитивные санкции - публичное одобрение официальных организаций: правительства, учреждения, творческого союза и т.д.; правительственные награды, государственные премии и стипендии, жалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (избрание президентом правления);

неформально-позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций, - дружеская похвала, комплимент, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы и т.д.; признание лидерских или экспертных качеств;

формально-негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, отлучение от церкви, смертная казнь;

неформально-негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, - порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестное прозвище, пренебрежение, отказ подать руку, поддерживать отношения, распускание слухов, недоброжелательный отзыв, жалоба, разоблачительная статья.

8. Работаем с историческими фактами. Прочитайте материал о некоторых социальных нормах Древней Руси и выполните задания.

Одним из наиболее почитаемых праздников у славян был праздник Ивана Купалы. В этот день самых красивых девушек обвивали зелёными ветками и поливали водой. Считалось, что это призывает на землю дождь.

По закону Ярослава Мудрого Русская Правда свободный человек мог безнаказанно убить холопа за нанесённую ему обиду.

Разводы происходили крайне редко, считалось, что надо сохранять брак.

А. Перечислите виды социальных норм, о которых говорится выше.

Традиции – множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Обычай - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»); однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обычая ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. Обряд же только разновидность обычая, символ определенных социальных отношений, в то время как обычай может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов.

Б. Объясните, какие ценности общества проявились в этих нормах.

Справедливость, сохранение традиций, верность, воздание, праздность.

В. Почему социальные нормы с развитием общества меняются: одни исчезают, другие появляются?

Потому что нормы зависят от общества, а общество от отдельных личностей. При такой взаимосвязи человек, который рождается стремится изменить что-то в этом мире. И это многим удается. Поэтому некоторые нормы исчезают.

Г. Как вы думаете, существуют ли социальные нормы, которые являются неизменными? Аргументируйте своё мнение.

Да, некоторые традиции и обычаи существуют долгое время и не изменялись на протяжении многих веков.