Традиции обычаи социальные нормы. Право и религиозные нормы

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016–2017 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
7 класс
Уважаемый участник!
При выполнении заданий (1­14) Вам предстоит выполнить определённую
работу, которую лучше организовать следующим образом:
‒ внимательно прочитайте задание;
‒ если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную
задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть
кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите
чётко и разборчиво).
За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое количество
баллов, не выше указанной максимальной оценки.
Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.
Максимальное количество баллов – 95.
Время выполнения – 1 час 30 мин.
Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.
Желаем успеха!

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 7 класс
Максимальный балл - 95
Фамилия, имя_____________________________________________________
1. Выберите один правильный ответ из предложенных. Ответ внесите
в таблицу.
1.1. К видам социальных норм относит(­ят)ся:
1) обычаи;
2) умозаключения;
3) обещания;
4) культура.
1.2. Способ организации хозяйственной деятельности, при котором всё
необходимое производится самостоятельно и только для собственного
потребления, называется
1) товарное хозяйство;
2) натуральное хозяйство;
3) рыночное хозяйство;
4) сельское хозяйство.
1.3. Бюджет ‒ это
1) денежные средства, рассматриваемые в процессе их создания и движения;
2) смета расходов и доходов;
3) установленный законом порядок движения денежных средств в госу­
дарстве;
4) обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юриди­
ческих лиц.
1.4. Что из перечисленного является конституционной обязанностью в РФ?
1) сохранять тайну переписки
2) определять и указывать свою национальную принадлежность
3) свободно выезжать за пределы РФ
4) сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам
1.1
1.2
1.3
1.4
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Максимум за задание 4 балла.
2. Выберите правильное определение понятия «гуманность»:
А) Любовь к животным, защита их от насилия, жестокого обращения, борьба за
сохранение среды их обитания.

Б) Человеколюбие, человечность, уважение к людям, их человеческому
достоинству.
В) Любовь к природе, защита ее от варварского уничтожения, охрана лесов,
полей, воздуха, рек, морей и т. д.
Г) Любовь к прекрасному, произведениям искусства.
Ответ: ___________ (2 балла)
3.
3.1. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально
точный ответ.
Суждение, умозаключение, ощущение, понятие, представление.
Ответ: _______________________________________
3.2. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный
ответ.
Мировой терроризм, истощение природных ресурсов, истребление редких
видов животных, значительный разрыв в уровне жизни между богатыми и
бедными странами.
Ответ: ________________________________________
По 3 балла за каждый верный ответ.
Всего 6 баллов.
4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные
элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному
основанию.
4.1. Дочь, сестра, девочка, племянница, ученица.
Ответ:

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4.2. Написание сценария к школьному празднику; сборка мебели в
соответствии со схемами, предоставленными фирмой изготовителем;
разработка коллекции одежды; создание эскизов кузова спортивного
автомобиля.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По 4 балла за каждый верный ответ (2 балла за
правильное обоснование,
2 балла за указание лишнего).
Максимум за здание 8 баллов.
5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если
не согласны ‒ «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1 Человек ­ существо общественное.

2 Гражданином РФ житель России становиться с рождения
3. Любая деятельность человека носит прогрессивный характер.
4 Мораль опирается на идеи добра и зла.
5 Лидер – это человек, который подавляет других своим авторитетом.
1
2
3
4
5
2 балла за каждую верную позицию.
Максимум за задание 10 баллов. 1
6. Заполните таблицу. Впишите в соответствующие ячейки буквенные
обозначения иллюстраций, которые относятся к названным элементам.
Виды социальных норм
обычай
этикет
право
мораль
А

В
Г
2 балла за каждое верное заполнение ячеек таблицы.
Максимум за задание 8 баллов.
7. Прочитайте краткое содержание повести В.К. Железникова «Чучело»
и ответьте на вопросы.
1. Какой тип социального взаимодействия описан в фильме?
2. Какой способ разрешения данной ситуации применяет героиня фильма?
3. Назовите любой другой способ разрешения данной ситуации.
В школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Когда Лена
приходит в свой новый 6­й класс, одноклассники, проявляя внешнее
дружелюбие, всем своим поведением ясно дают понять, что презирают
её.
В результате одного поступка Лены все одноклассники объявляют ей
бойкот. Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше
учиться в этой школе.
Ответ: 1. ________________________________
2. ________________________________
3. ________________________________
По 2 балла за ответ на каждый вопрос.
Максимум за задание 6 баллов.
8. Определите, какие из перечисленных признаков свойственны только
правовым нормам, а какие и правовым, и моральным. Соответствующие
цифровые обозначения внесите в таблицу.
ПРИЗНАКИ
А) представляют собой правила поведения человека в определённой ситуации
Б) устанавливаются государством
В) обусловлены уровнем развития общества
Г) представляют собой систему взаимосвязанных элементов
Д) охраняются принудительной силой государства
Е) имеют общеобязательный характер
ВИДЫ НОРМ
1) правовые
2) и правовые, и моральные
А
Д
Б
В
Г
Е
По 1 баллу за каждую верную позицию.
Максимум за задание 6 баллов.
9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из
предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе,

прилагательные ‒ в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов
есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в
таблицу.
По мнению большинства, из числа факторов, которые определят облик
мирав ближайшие десятилетия, бесспорными и несомненными являются:
рост ____ (А); истощение природных ____ (Б) ‒ нефти, плодородия ___
(В), чистой воды и т. п.; серьёзное нарушение ____ (Г) равновесия и среды
___ (Д) человека. Эти три бесспорных фактора создают удручающий тон
для любых прогнозов. Но столь же бесспорен и весом и еще один фактор ‒
научно­технический ___ (Е), который накапливал «разбег» на протяжении
тысячелетия развития ___ (Ж) и только теперь начинает полностью
выявлять свои блистательные возможности. Он не принесет счастья,
если не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в
социальной, нравственной и ___ (З) жизни человечества. Внутреннюю
духовную жизнь людей, внутренние импульсы их___ (И) труднее всего
прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и ___ (К), и
спасение человечества. Это, может быть, самая трудная задача, с
которой когда­либо встречалось человечество: осмыслить своё место в
____(Л).
Список терминов:
1. почва
2. население
3. страна
4. пробуждение
5. спасительный
6. обоснование
7. обитание
8. культурный
9. группа
10. политика
11. природный
12. планета
13. ресурсы
14. прогресс
15. цивилизация
16. гибель
17. биосфера
18. регресс
19. поведение
20. ситуация
А
Б
В
Г
Д Е Ж З
И
К
Л
По 1 баллу за каждую верную вставку.
Максимум за задание 11 баллов.
10.Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных
рядов? Дайте краткий ответ.
3.1. Край, область, автономный округ, республика
__________________________________________________________________
3.2. Мораль, обычай, право
__________________________________________________________________

3.3. Герб, гимн, флаг
__________________________________________________________________
По 2 балла за верный ответ.
Максимум за задание 6 баллов.
11. Прочитайте известные пословицы и поговорки и определите, о какой
деятельности человека идет речь:
«Делу время, потехе час»
«Кончил дело - гуляй смело»
«Маленькое дело лучше большого безделья»
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
Ответ:__________________________________________________________
Всего 3 балла.
12. Перед вами рисунки, иллюстрирующие культурные ценности
Российской Федерации. Назовите обобщающее их понятие. Объясните,
почему вы так решили.

Ответ:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Всего 5 баллов.
13. Установите соответствие между понятием и его определением.
Понятие
1. Способности
2. Талант
3. Гениальность
4. Задатки
Определение

врождённые
А) высшая степень проявления
творческих сил человека
Б)

анатомо­
физиологические
особенности
строения человека, составляющие
основу развития способностей
В) высокий уровень развития
способностей, проявляющихся в
творческих достижениях личности6. Благодаря труду создаются два вида благ: товары и… (укажите пропущенное слово).
7. Эта организация помогает родителям воспитывать детей.
8. Переходным возрастом называют этот период жизни.
По вертикали:
1. В этом месте можно получить нужную книгу.
2. Творческая профессия, связанная с обучением детей.
3. Флаг Военно­морского флота России.
4. «..., как и нужда, многих губит» (укажите первое пропущенное слово).
5. Чтобы стать учителем или инженером, необходимо поступить в это учебное заведение.
6. Этот народ проживает в самом большом субъекте России.
7. Группа людей, объединенная по принципу родства.
8. С этого класса начинается основная школа.
Максимальное количество баллов за работу ­ 95

Подробное решение Параграф § 14 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо? Существуют ли правила поведения для всех? Какой человек может стать преступником? Чем опасны алкоголь и наркотики?

Да, это хорошо тем, что общество помогает человеку не сбиваться с верного пути, не делать ошибок.

Социальные нормы - общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Социальные нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть.

Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивация, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы.

Алкоголь не решает проблем, а наоборот еще больше их усугубляет. В состоянии опьянения человек совершает неадекватные поступки, нарушается нормальная работа многих органов (в том числе и головного мозга), что приводит к постепенной его деградации, разрушаются также взаимоотношения с другими людьми. И если не остановиться вовремя, это приводит, в конце концов, к смерти.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.

Общечеловеческие: воспитание детей, помощь больным и старикам, ну и библейские (не убей, не укради, не прелюбодействуй).

Расовые: допустим у европеоидной расы общедемократические ценности (равенство перед законом, выборы главы гос-ва, свобода и ценность личности), а у монголоидной как правило диктатура главы гос-ва или правящей партии, ценность не личной, а коллективной выгоды.

Классовые: Куршавель для олигархов, Турция с Египтом для среднего класса и деревенька для бедных.

Групповые: студентам – учёба и соответственно все что с ней связано, спортсменам – тренировка, военным – учения или боевые действия.

Вопрос 2. К какому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идём в баню», «раздельное обучение чёрных и белых», «солидарность рабочих всех стран»?

1. Общечеловеческий.

2. Внутригрупповой.

3. Межнациональный

4. Групповой.

Вопрос 3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?

Более высокий уровень социальных норм – это те нормы, которые играют наибольшую роль в обществе и нарушение которых ведет к значительным негативным последствиям для человека и общества в целом.

Более низкий уровень соц. норм – нарушение которых не наносит особого вреда обществу и поэтому вполне достаточен неформальный социальный контроль.

Вопрос 4. Почему в случае нарушения норм более высокого уровня необходимы наиболее решительные действия государства?

Потому что при нарушении норм высокого уровня последствия могут быть гораздо серьёзнее.

Вопрос 5. Как проявляется социальный контроль в случае нарушения более низкого уровня социальных норм? Почему?

Выражается в неформальном давлении общества на нарушителя. Общественное порицание, остракизм и прочее. Потому что нормы низшего уровня, хотя и не прописаны как закон, но исполнение этих норм в целом социально оправдано в среде.

Вопрос 6. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?

Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий. Самоконтроль тесно сплетен с понятиями совесть и мораль. Внутренний самоконтроль характерен для обществ с высокой моральной составляющей, ну т.е. с совестью. Демократическое общество выступает за ослабление внешнего контроля, полагаясь на внутренний самоконтроль, результатом чего становится увеличение девиантности (отклонения об общепринятых норм) социальной среды.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Приведите примеры каждого вида социальных норм.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством. (Законы УК, АК).

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия. (Надо уважать старших, помогать инвалидам).

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Вопрос 2. Что такое социальный контроль?

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем.

Любая деятельность включает в себя разнообразные действия, и каждый человек совершает их многократно, вступая в активное взаимодействие с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством, другими индивидами). Все эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества.

Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен, его как будто нет. Однако стоит нарушить правила, отступить от образцов поведения, принятых в обществе, и социальный контроль проявляет себя.

Люди, среагировавшие на нарушение социальных норм, отражали установки общественного сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Именно поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий. Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом,- всё это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля.

Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, которые направлены на поощрение, либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения.

Общество (большие и малые группы, государство) оценивает индивида, но и индивид оценивает общество, государство, самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных институтов, человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает через собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным; оно может быть положительным и резко отрицательным.

Таким образом, наряду с контролем со стороны общества, группы, государства, других людей важнейшее значение имеет внутренний контроль, или самоконтроль, в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

Вопрос 3. В чём состоит значение самоконтроля?

В процессе самоконтроля большую роль играет совесть, т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоянии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Способность осуществлять самоконтроль - ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует своё поведение в согласии с общепринятыми нормами. Самоконтроль - одно из важнейших условий самореализации личности, её успешного взаимодействия с другими людьми.

Вопрос 4. Каковы причины отклоняющегося поведения?

Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу.

В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение отклонений: наличие у некоторых людей врождённой предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п.

Другие учёные искали психологические объяснения отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности. Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве.

Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребёнку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых. Исследования показали, что низкое самоуважение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удаётся привлечь к себе внимание, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак сильной личности.

Широкое признание получило социологическое объяснение отклоняющегося поведения, причины которого известный социолог Э. Дюркгейм видел в зависимости от кризисных явлений, происходящих в обществе. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъёмы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестаёт соответствовать идеалам, воплощённым в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые учёные связывали отклоняющееся поведение и с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создаёт свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.

Вопрос 5. В чём социальная опасность преступности?

Наибольшую опасность для личности, общества, государства представляет собой организованная преступность. В широком смысле слова она подразумевает любую группу лиц, организованных на постоянной основе для извлечения средств незаконным способом.

Опасность для личности заключается в подавлении её прав и свобод актами насилия и другими средствами. Это проявляется в уничтожении мелких предпринимателей, которые отказываются выплачивать деньги для получения защиты со стороны преступников (рэкет); принуждении женщин и подростков заниматься проституцией; распространении влияния и контроля, например, над профсоюзами; росте стоимости товаров и услуг; возможности полного подавления конституционных прав и свобод граждан путём физического и морального террора.

Опасность для общества состоит в перехвате прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества организованными преступными сообществами и коррумпированными группами чиновников (особенно в сферах торговли, добычи и распределения стратегического сырья, драгоценных металлов, производства и оборота оружия); возможности манипулировать значительным капиталом, проникать в область законного предпринимательства и разорять своих конкурентов с помощью контроля над ценами; насаждении идеологии преступного мира, её романтизации, культивировании мафиозных и коррумпированных отношений, насилия, жестокости, агрессивности, что создаёт условия для «социального заражения» преступными обычаями и традициями.

Опасность организованной преступности для государства проявляется в создании на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур, незаконных вооружённых формирований; подготовке, финансировании и организации прямых антиконституционных действий в виде разжигания национальной вражды, организации массовых беспорядков, заговоров- с целью захвата власти; стимулировании таких преступлений, как бандитизм и контрабанда; проникновении в политические партии и государственный аппарат коррупции; стремлении ослабить федеральную власть, чтобы облегчить контроль организованной преступности над целыми регионами.

Вопрос 6. Каковы последствия наркомании для личности, семьи, общества?

Последствия наркомании для семьи катастрофические, как в принципе и для самой личности. Сама личность со временем становится абсолютно асоциальной. Полностью стираются социальные установки – социальные статусы такие как, профессионал, отец, сын, товарищ и т. д. Существование субъекта сводится только к нахождению доз и к употреблению, как правило, при более длительном употреблении в жизни человека уже не существует других потребностей. Семья постоянно живет в стрессе, что само по себе называется созависимостью, то есть вся жизнь семьи со временем становится ориентирована только на жизнь наркозависимого. Как правило, семья начинает испытывать серьезные финансовые трудности, так же очень много серьезных заболеваний фиксируется у созависимых родственников наркопотребителей.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Как вы относитесь к высказыванию английского историка Г. Т. Бокля (1821-1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его»? Разъясните его на каком-либо примере, взятом из газет.

Я понимаю так, что любое преступление обусловлено социальными факторами, сформировавшими личность преступника, или создавшими ситуацию, приведшую к его совершению. А преступник как бы играет роль «исполнителя», разрешающего эту ситуацию в негативном плане.

Вопрос 2. Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639-1699): «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.

Согласен, причина тому причинно-следственная связь. Многие известные преступники начинали с мелких краж и уже не могли остановиться.

Вопрос 3. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия. Одна сторона утверждала: «Нужно ужесточить наказания. Посмотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками - высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, - тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует». Другая возражала: «Жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное - неотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится». А что по этому вопросу думаете вы? Свой ответ аргументируйте.

Любой суд не застрахован от ошибки, в то время как он должен принимать решения. При высшей мере наказания может пострадать невинный, а это не исправишь. Неотвратимость наказания делает шанс совершения преступления минимальным, т.к. преступник осознает, что его найдут и накажут.

С момента рождения и по сей день представители человечества придумали множество различных правил, которые помогают в урегулировании отношений в обществе, семье, на работе и т. д. Некоторые из них переросли в многовековые традиции и обычаи. С появлением учебных заведений и вводом предмета социологии эти правила и традиции стали называться социальными нормами.

Понятие

Социальные нормы — это принятый в обществе образец поведения, который функционирует как регулятор взаимоотношений между людьми и сообществами людей. Примеры социальных норм прослеживаются в повседневном поведении людей в обществе.

Всем известно, например, что появление в обнаженном виде на людях является недопустимым, а в некоторых странах даже карается тюремным заключением. Не касается это правило только специально отведенных мест для собраний нудистов (исключительно в странах с прогрессивно-демократическим обществом), а также заведений типа сауны. Но даже такие места разделены по половой принадлежности.

До того как рассмотреть конкретные примеры социальных норм, необходимо определить их признаки и виды. Классификация поможет лучше понять конкретные модели поведения.

Возникновение

Развитие социальных норм напрямую связано с развитием общества. Первой общине для регулирования вопросов, возникающих в процессе совместного проживания, вполне хватало ритуалов. Ритуал — это одна из первых социальных норм, которая представляет собой заведенный в общине порядок выполнения определенных действий.

Обычаи считаются более развитой формой норм, чем ритуалы. Следующими после них идут религиозные нормы. Их формирование происходит в процессе осознания человека своей незначительности перед природными явлениями. Возникают культы различных божеств, поклонение силам природы.

Вместе с обычаями и религией появляются принципы нравственности. А с возникновением государственного строя формируются первые правовые и экономические нормы.

Классификация

Выделим, говоря про основные виды социальных норм, примеры норм международного действия. Они тесно переплетены и участвуют в регулировании отношений по нескольку сразу.

Одними из первоочередных норм масштабного характера являются политические. Они выражаются в различных декларациях и хартиях, регулируют взаимоотношения в политической сфере не только одного государства, но и в международном масштабе. Примеры социальных норм политического характера - это реализуемые в государствах формы власти. Например, для Великобритании монархия является социальной нормой.

Экономические принципы представляют собой правила распределения материальных благ в обществе. То есть эти нормы порождают социальные классы. В идеале должен действовать принцип деления поровну. Заработная плата является примером такого типа норм. Экономические правила, как и политические, могут действовать в масштабе нескольких государств и характеризуют финансовый и товарный оборот между ними. Остальные виды действуют в более мелком масштабе, в конкретных общественных формированиях.

Виды социальных норм. Примеры в масштабе одного государства

Правовые нормы являются основным регулятором взаимоотношений в государстве. Они представляют собой свод правил, за невыполнение которых наступает наказание в виде материального взыскания, административной ответственности или тюремного заключения. Если учитель просит: "Приведи примеры различных социальных норм правового государства", в качестве ответа можно назвать УК РФ и КоАП РФ.

Регулируют поведение человека в обществе, к которому он относится по рождению или роду увлечений. Если вас просят: "Приведите примеры социальных норм такого типа", то стоит говорить о правилах, которые формируются у человека в процессе его жизни в определенных кругах. Большую роль в этом формировании играет государство. Чем больше развита культура всей страны, тем больше в ней культурных норм. Например, в некоторых мусульманских странах женщине не положено появляться в обществе с открытым лицом — это культурная норма.

Общественные правила

Примеры социальных норм в обществе многообразны, но выделяют несколько глобальных. Самыми крупными сообществами являются Религиозные нормы служат для урегулирования отношений не только внутри таких сообществ, но и при взаимоотношениях с организациями и людьми, не относящимися к одному вероисповеданию. Примеры социальных норм такого характера подобрать просто. Самыми распространенными можно считать церемонии венчания и отпевания усопшего. К такому же виду норм относятся отношения между настоятелем монастыря и монахами, святым отцом и прихожанами его церкви.

Носят исторический характер. Они формируют понятия о красивом и безобразном. Эти правила относятся не только к человеку, но и к его поступкам, а также к произведениям искусства, видам животных и т. д. В современном обществе эстетические нормы иногда имеют отрицательное влияние на человека, его уверенность в себе, а соответственно, и его место в жизни. Это связано со стереотипным мышлением о привлекательном внешнем виде. В итоге человек, который не вписывается в общие рамки своей внешностью или поведением, может быть не принят определенным обществом. Отличным тому примером является сказка "Гадкий утенок".

Примеры различных социальных норм

Существуют также правила, которые не привязаны к конкретному обществу или государству. Это которые формируют понятия о хорошем и плохом. Они образуются на основе конкретного поведения, взятого за эталон. Некоторые подкреплены правовыми документами. В основном же они рассчитаны на совестливость человека и его моральную полноценность. За аморальное поведение следует осуждение обществом, а в некоторых случаях наказание по закону.

Нормы обычаев и традиций тоже носят исторический характер. Они устанавливались на протяжении многих веков и представляют собой шаблонные действия в определенных ситуациях. Какими будут в этом случае примеры социальных норм? Обычаи подразумевают совершение каких-либо действий в силу привычки, а традиции являют собой ценности или модель поведения, принятую обществом и неукоснительно выполняющуюся его членами. Обычаи и традиции тесно связаны с культурными нормами.

Также из различных социальных норм выделяют корпоративные, которые регулируют отношения между работниками одной структуры или членами одного клуба по интересам. Устанавливаются такие правила членами сообществ, они же выбирают и применяют меры воздействия на нарушителей.

Правила в семейных отношениях

Примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, насколько разнообразны, что выделить конкретные очень непросто. Семья контролируется со стороны государства, религиозных организаций и общества. Причем каждая сторона пытается направить семейные отношения по своему руслу. Иногда такое количество правил приводит к обратному эффекту.

Если преподаватель просит: "Приведите примеры социальных норм, которые влияют на отношения в семье", ответьте, что это правовые и религиозные нормы, нормы морали, традиции и обычаи. Однако не забывайте, что остальные правила также имеют определенное влияние, так как семья представляет собой миниатюрное государство со своими политическими и экономическими законами. Может быть, именно по этой причине многие молодые люди нынешнего поколения не спешат обзавестись семьей. Когда со всех сторон человеку указывают на то, что ему нужно сделать, чтобы выглядеть полноценным в глазах общественности, желание к каким-либо действиям исчезает.

Узаконенные социальные правила

Примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, привести несложно. Например, основополагающее событие в жизни семьи — заключении брака. Законодательно брак регулируется правовыми нормами. В них оговаривается порядок вступления в брак (подача заявления, назначение даты бракосочетания, выдача документов, подтверждающих семейное положение), а также порядок бракоразводного процесса (заявление о разводе, развод через суд, деление имущества, назначение алиментов и т. д.).

Экономические социальные нормы также оказывают определенное влияние на семейные отношения. От них зависит доход семьи, а также возможность получения социальных льгот. Особенно это касается неполных семей с одним родителем. Во многих государствах им положена дополнительная материальная помощь для решения финансовых проблем.

Эти виды норм имеют под собой законодательную базу, и их влияние обусловлено отношением государственной власти к значению института семьи. Для полноценного развития семейных отношений такая поддержка необходима. Но ее избирательность часто только мешает этому развитию.

Регулирование семейных отношений социальными нормами

Большое влияние на отношения в семье оказывают обычаи и традиции. Они начинают свое действие с решения одного из пары о заключении брака. Предложение руки и сердца, помолвка и другие обычаи формируют понятие о том, как должна зарождаться семья. И те, кто не вписывается в эти рамки, часто осуждаются общественностью.

Религиозные нормы также оказывают определенное воздействие на человеческие отношения. В самой распространенной религии — христианстве - без венчания и создания семьи невозможно рождение детей. Иначе последует осуждение церкви. Эти исторически сложившиеся обстоятельства иногда только мешают образованию новой семьи.

Приведем примеры социальных норм, отвечающих за поведение супругов (норм нравственности). К примеру, измена в браке является недопустимой только с точки зрения морали. Законодательно это никак не наказывается (в демократических государствах). Но осуждение общественности в этом случае неминуемо приведет к краху семейных отношений.

Примеры воздействия социальных норм на характер человека

Характер человека во многом зависит от традиций воспитания, установленных в семье, а также от норм и правил, которые действуют в окружающем обществе. должны прививаться с рождения. Это залог формирования у ребенка с раннего возраста понятий о плохом и хорошем поведении.

Мнение окружающих значительно отражается на характере человека. Хорошее отношение людей к себе добавляет уверенности. И часто случается так, что плохое отношение основано исключительно на эстетических нормах. То есть человек для общества непривлекателен внешне. Такое мнение окружающих может привести к озлобленности и формированию аморальных принципов.

Современные социальные нормы

С появлением огромного количества различных общественных организаций появилась необходимость регулирования отношений между ними и внутри них. Корпоративные нормы являются наиболее поздним видом социальных норм. Как указывалось выше, они регулируются представителями таких организаций.

Если вам говорят: "Приведи примеры различных социальных норм, регулирующих отношения в современном обществе", что вы назовете первым пунктом? Можно смело ставить на первое место именно корпоративные нормы. Ведь без них нельзя представить цивилизованных отношений.