Федеральный закон памятниках культурного наследия. Что гласит закон об объектах культурного наследия

1. Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:

1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

3. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

4. Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

5. Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

6. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В проведении отдельных видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут участвовать добровольцы (волонтеры). Особенности участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия, а также виды работ по сохранению объектов культурного наследия, в которых указанные лица могут участвовать, определяются Правительством Российской Федерации.

7. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

9. Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей.

10. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

11. Порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

12. Порядок проведения работ по сохранению объектов археологического наследия, выдачи разрешений на проведение указанных работ устанавливается статьей 45.1 настоящего Федерального закона.


Судебная практика по статье 45 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ

    Определение от 19 декабря 2018 г. по делу № А73-746/2018

    Верховный Суд Российской Федерации - Гражданское

    Суть спора: Аренда - Недействительность договора

    Заключенного сторонами договора аренды помещений, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, статьями 10, 166, 178, 606, 611, 612 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 40, 44, 45 , 48, 51 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», разъяснениями, изложенными в пункте 4 информационного...

    Решение от 18 октября 2018 г. по делу № А56-38535/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьи 45 Закона № 73-ФЗ. В соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях...

    Постановление от 3 октября 2018 г. по делу № А60-3934/2018

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

    Наследия, находящимся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, вложившее свои средства в работы по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренные статьями 40 - 45 названного Федерального закона, и обеспечившее их выполнение в соответствии с данным Федеральным законом, имеет право на льготную арендную плату. Установление льготной арендной платы и ее размеры в...

    Решение от 28 сентября 2018 г. по делу № А13-2381/2018

    Арбитражный суд Вологодской области (АС Вологодской области)

    На иные требования даст дополнительный ответ в январе 2018 года. Письмом от 29.12.2017 ответчик уведомил истца об одностороннем расторжении Контракта. Как установлено статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к проведению работ по сохранению объекта культурного...

  • В Российской Федерации культурные ценности считаются достоянием государства, поэтому их обязательно следует зарегистрировать. Охрана объектов культурного наследия происходит согласно законодательным актам. В России подобные предметы проходят экспертную проверку перед внесением в общий список.

    Характеристика объектов

    В 2019 году были внесены существенные поправки в Федеральный закон об объектах культурного наследия, и теперь этот документ:

    • устанавливает правила сохранности и применения культурных памятников;
    • способствует продвижению историко-культурных памятников;
    • регулирует правила распоряжения историко-культурными объектами;
    • устанавливает правила регулирования и функционирования перечня ценностей;
    • контролирует охрану культурного наследия государства.

    ФЗ 73 «Об объектах культурного наследия» (с изменениями 2019 года) действует в соответствии с основными законодательными нормами Российской Федерации. Этот законодательный документ установил категорию и вид ценности, обозначил ее суть, возможную область знаний: ценность может являться предметом недвижимости, археологической находкой или быть частью исторического факта.

    Объекты культурного наследия федерального значения выступают источником знаний. Археологические ценности можно найти в грунте во время проведения раскопок. Это всевозможные поселения, укрепления, каналы и т.п. Религиозные сооружения, садово-парковое искусство, народные промыслы - все это историко-культурное наследие.

    Перечень культурных памятников включает строения, здания в исторических районах, жилые помещения, где проживали известные личности, совершались знаменательные исторические события.

    Культурный пласт - часть земли, которая содержит предметы старше 100 лет. Перечень объектов культурного наследия федерального значения включает вещи и территории, дающие представление о развитии народностей, общностей России. Согласно ФЗ № 73 (с изменениями 2019 года) ценности могут иметь федеральное, региональное и местное или муниципальное значение.

    Порядок ведения реестра


    ФЗ (глава IV) обозначил регламент ведения единого списка. Данные списка - источник информации обо всех обнаруженных и зарегистрированных объектах, о месте их расположения. Формирование общего списка происходит по решению специализированного органа. Исключение (внесение) ценностей из списка также происходит по его решению.

    Выявление объектов проводят органы охраны по просьбе заинтересованного физического или юридического лица. Расходы по исследованию возлагаются на заказчиков. ФЗ № 73 (с изменениями 2019 года) указывает на необходимость представления заявления о добавлении в реестр. Документ содержит упоминание о культурной ценности предмета и точном месте его расположения.

    Поданная бумага является причиной инициирования действий по обнаружению ценности. Порядок действий устанавливается законодательными актами субъектов России. Процедура длится на протяжении 3 месяцев. Затем орган охраны выносит резолюцию о внесении предмета в список. Информирование заявителя производится в течение 3 дней. Государство охраняет выявленный объект культурного наследия с момента внесения его в реестр.

    Владельца извещают об обязанности содержания предмета в неизменной форме после вынесения резолюции о добавлении его к Единому реестру. Это предписание собственник вправе опротестовать. Сносить объект категорически запрещено.

    Экспертиза по выявлению

    Глава V ФЗ № 73 посвящена регламенту работы по выявлению ценностей. Для этого назначается историко-культурная экспертиза. Ее задачи:

    • обосновывать внесение ценности в единый список;
    • определять категорию значения;
    • исключать из списка;
    • определять требования для содержания и хранения подтвержденной ценности;
    • определять зоны охраны объектов культурного наследия;
    • выявлять значимость;
    • определять соответствие проекта на работы выставленным требованиям;
    • уточнять информацию о выявленной ценности;
    • сохранять объект во время мероприятий в месте его размещения.
    Историко-культурная экспертиза имеет следующие принципы:
    • она должна быть объективна, научно обоснована;
    • проведение исследования подчинено законодательным требованиям;
    • предмет наследия следует сохранить при любых видах деятельности;
    • сведения, представляемые для экспертизы, должны быть полными и достоверными;
    • исследование не должно быть сокрытым.

    Согласно статье 30 ФЗ № 73 (с изменениями 2019 года) предметом экспертизы может выступать:

    • земля, где планируются работы;
    • документация, дающая объяснение, почему тот или иной предмет должен быть внесен в реестр или исключен из него;
    • документация, относящая предмет к другой категории;
    • документация, объясняющая, почему предмет должен быть отнесен к заповедникам или всемирным ценностям;
    • план по проведению действий для сохранения ценностей;
    • проект зон охраны объекта культурного наследия.

    Оплату проверки производит его заказчик. Стоимость устанавливается правительственными нормативами. Результат экспертизы - документ, включающий итоги исследования. Опираясь на результат, выносится резолюция: вписать выявленный объект культурного наследия в общий перечень ценностей России или отказать. По исковому документу заинтересованного лица возможно назначение повторного исследования. Выводы проведенной экспертизы, учитывая принцип гласности, должны размещаться в интернете.

    Изготовление паспорта

    Каждый ценный предмет, включенный после проведенной экспертизы в перечень памятников культуры, получает паспорт объекта культурного наследия. Представитель государственного исполнительного органа утверждает форму документа. Она состоит из следующих данных:

    • наименования ценности;
    • даты возникновения, изменения или перестройки произошедшего исторического факта, связанного с ценностью;
    • категории, куда входит данный предмет (культура, архитектура и другие);
    • вида объекта;
    • реквизитов решения о внесении объекта в реестр и времени его вынесения;
    • информации о местоположении выявленного предмета (место расположения, его описание);
    • информации о территории, подлежащей охране;
    • определения предмета;
    • фотографии ценности или местности, где он располагается;
    • информации о зонах охраны;
    • деталей решения проводить охрану экземпляра.

    Федеральным органом охраны устанавливаются правила оформления паспорта. Его образец и форму можно найти на нашем сайте. Помощь можно получить у опытного юриста, который рассмотрит конкретную ситуацию и подскажет правильное решение, поможет составить заявление. Обратиться к специалисту можно по телефону. На сайте есть обратная форма связи с экспертом.

    Правила владения и использования ценности

    Одно из главных требований относительно выявленной ценности - необходимость ее регистрации. Остальной перечень посвящен ее сохранению (статья 47). Законодательство обязывает консервировать объект или место, где он располагается, производить ремонт, восстановление. При необходимости его следует приспособить к применению.

    Реставрация объектов культурного наследия проводится по запросу. Согласно статье 47 ФЗ № 73 физические лица или организации, отвечающие за сам предмет или зону, где он расположен, должны:

    • осуществлять расходы по содержанию ценности в должном состоянии;
    • отказываться от работ, если они подвергнут изменениям выявленный предмет, ухудшат условия хранения;
    • воздерживаться от проведения мероприятий, способных изменить ценность, пока предмет охраны объекта культурного наследия остается неопределенным;
    • гарантировать неизменность состояния;
    • воздерживаться от применения предмета в качества склада, производственного помещения, лаборатории;
    • извещать органы охраны о повреждении, происшествии, вследствие которого был причинен вред ценности;
    • совершать действия по предотвращению чрезвычайного происшествия, ухудшившего состояние ценности;
    • поддерживать территории в надлежащем, благоустроенном состоянии.



    Законодательные акты запрещают владельцам ограничивать россиянам и гостям государства доступ к культурным ценностям. Правила устанавливаются органами охраны. Право владельца пользоваться объектом или территорией нельзя ограничивать, нарушать.

    Вследствие порчи предмета возможно ограничение доступа (статья 47.5). Такое положение может наступить при реставрации. Решение о приостановлении и восстановлении доступа выносится органом охраны.

    Действия для сохранности ценности

    ФЗ № 73 (статья 45) определил процедуру осуществления мероприятий по содержанию и сохранению предметов культуры. Для деятельности нужна санкция, выданная органом охраны. Чтобы осуществлять деятельность, готовят проектную документацию.

    Заявление на проведение действий относительно ценностей регистрируют в МФЦ. Инициатором запроса становятся собственники. Сотрудники органа охраны наследия выдают разрешение на начало процедуры, определяют ее задания, согласовывают запланированные мероприятия.

    Составители проекта руководят проводимыми действиями и осуществляют надзор. Лицензия на реставрацию объектов культурного наследия требуется, чтобы провести работу. Ее выдают гражданам и юрлицам в соответствии с регламентом.

    Отчет изготавливают на протяжении 90 дней с момента прекращения исследования. Еще месяц дается сотрудникам органа охраны, чтобы утвердить его. Регламент по утверждению результата установлен на государственном уровне.

    Прием работы осуществляет владелец ценности или заинтересованное лицо вместе с представителями органа. Документы о приеме выдают в 15-дневный срок с момента принятия отчета. Охрана объектов культурного наследия завершается при изъятии предмета из реестра.

    Суть охранных обязательств


    Законом предусмотрено наложение требований на владельца предмета или территории, где он находится. Они содержатся в охранном обязательстве объектов культурного наследия и включают следующие предписания:

    • сохранять ценности согласно ФЗ № 73;
    • содержать и использовать ценный предмет при ухудшении состояния в соответствии с нормами, описанными в законе;
    • обеспечить доступ к предмету;
    • при необходимости рекламы размещать ее на объекте культуры, когда действие разрешено законом.

    В охранное обязательство разрешено вносить дополнительные требования (пункт 3 статьи 47.6). Обжалование документа возможно через судебную инстанцию.

    Охранное обязательство несет в себе информацию о предмете, если отсутствует паспорт. Документ содержит:

    • название;
    • время появления самой ценности и фактов о ней;
    • категорию;
    • информацию о внесении ценности в общий перечень;
    • данные о месте нахождения объекта;
    • описание границ охраны и ее предмет;
    • фото ценности или участка;
    • зоны и детали акта их принятия.

    Охранное обязательство включает обязательства владельцев, ответственных граждан (организаций):

    • финансирование действий для исполнения требований по сохранности предмета;
    • следование требованию по сохранности.

    Охранное обязательство утверждает акт органа охраны. После вынесения он пребывает в публичном доступе. В России подобные акты выкладывают в интернет.

    Копию акта на объект культурного наследия отправляют владельцу ценности и регистрационному органу. Если охраняемый предмет или территория передается другому лицу, охранное обязательство переходит к нему.

    Внесение информации в Единый реестр выполняется в соответствии с ФЗ № 73. При подготовке заявления необходимо обращаться к опытным специалистам. Юристы сайта всегда предоставят помощь и своевременный совет.

    Культурное наследие должно находиться под охраной государства. Об этом говорит статья 72 российской Конституции, а также ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия", который будет рассмотрен далее. Итак, подробнее.

    О предмете регулирования закона

    Согласно статье 1 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия", предметом регулирования нормативного акта являются следующие моменты:

    • процесс формирования и ведения реестра объектов культуры;
    • отношения, которые возникают в сфере поиска, сохранения и пользования объектами культуры;
    • особенности владения и распоряжения объектами культуры;
    • соблюдение общих принципов охраны культурных объектов государственными органами.

    В статье 2 говорится о правовом регулировании представленной области. Здесь стоит отметить, что ФЗ 73 "Об объектах культурного наследия" - далеко не единственный юридический источник, который регулирует отношения в сфере культуры. Тут необходимо выделить, конечно же, российскую Конституцию, гражданское законодательство, благодаря которому регулируются имущественные отношения, а также Земельный кодекс и некоторые другие нормативные акты.

    Про культурные объекты

    Статья 3 ФЗ 73 "Об объектах культурного наследия" закрепляет основные группы этих объектов. Что здесь стоит выделить? Согласно закону, объектами являются предметы материальной культуры, а именно: отдельные виды недвижимого имущества, произведения живописи, скульптуры, научно-технические средства и прочие элементы.

    Что понимается под объектами археологической культуры? Согласно закону, это скрытые в почве следы существования человека. Объектами археологии являются в основном городища, селища, предметы искусства, орудия труда и т.д.

    Объекты культуры делятся на следующие виды:

    • памятники, а именно отдельные сооружения или постройки;
    • ансамбли, то есть группы памятников;
    • места достопримечательного характера, а именно особо ценные творения человека или природы.

    Все представленные виды культурного наследия нужно хранить под строгим надзором государства. Именно о контроле со стороны властей и будет рассказано далее.

    Полномочия государства в области хранения культурного наследия

    В статье 9 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия" закрепляются основные виды государственных функций в рассматриваемой сфере. Стоит напомнить, что работа с культурными объектами отмечена в статье 72 Конституции РФ, в которой рассказывается о разграничении полномочий федерации и субъектов. Именно поэтому региональные власти также могут исполнять определённые виды деятельности:


    Важнейшей функцией государства в отношении культурных объектов остается, конечно же, контрольно-надзорная деятельность. Именно про нее и будет рассказано далее.

    О государственном надзоре

    В статье 11 закона 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" что подразумевается под государственным надзором? Это деятельность соответствующих федеральных органов по предупреждению, пресечению, а также выявлению преступлений и правонарушений, направленных на умышленную или неумышленную порчу элементов культуры.

    Предметом государственного надзора является соблюдение соответствующими инстанциями требований следующего характера:

    • содержание и пользование объектами культуры;
    • осуществление деятельности в границах объектов культурного наследия;
    • соблюдение требований регламентов градостроительного типа в границах объекта культуры.

    Какими правами обладают должностные лица? Вот что выделено в нормативном акте:

    • запрос и получение информации от органов власти;
    • беспрепятственное проведение проверок соответствующих объектов культуры;
    • выдача специальных предписаний.

    Органы охраны культурных объектов могут привлекаться судом для участия в соответствующем делопроизводстве.

    О проведении экспертизы историко-культурного характера

    Историческая экспертиза является важнейшей составляющей в области работы с объектами культурного наследия.

    Что это за экспертиза, для чего она нужна? Статья 28 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия" (с изменениями от 2017 года) гласит, что проведение подобного рода экспертиз необходимо в следующих целях:

    • проведения дискуссий по поводу включения того или иного объекта в реестр культурного наследия;
    • определения типа и категории того или иного культурного объекта;
    • обоснования изменения категории какого-либо объекта;
    • установления требований к градостроительным регламентам;
    • уточнения сведений об объекте и т.д.

    Проведение экспертизы позволяет сохранять объекты культуры. Именно об этих процессах будет рассказано далее.

    О сохранении объектов культуры

    Статья 40 рассматриваемого нормативного акта говорит о мерах, направленных на качественное обеспечение физической сохранности историко-культурных ценностей. Работы по реставрации, ремонту, консервации - все это входит в деятельность по сохранению тех или иных объектов культуры.

    В статье 47.2 говорится о необходимости обеспечивать финансирование соответствующих культурных фондов, занимающихся работой с объектами культуры. За неисполнение своих профессиональных обязанностей на такие фонды может быть возложена ответственность. Об этом гласит ст. 61 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия". Физические или юридические лица могут быть подвержены уголовной, административной или гражданской ответственности за нарушение указанных в рассматриваемом законе норм. В статье 61 говорится также о необходимости возмещать ущерб, если тому или иному культурному объекту был причинен вред. То же самое касается восстановительных работ в ходе археологических мероприятий. Так, реставрация культурного объекта после нанесения ему вреда все равно не освобождает от ответственности.

    Какие изменения были внесены в закон в 2017 году? В нормативном акте незначительно поменялось содержание статьи 52.1 и синопсиса.

    Объекты культурного наследия - это недвижимые объекты, имеющие культурную ценность для населения России, а также входящие во всемирное культурное наследие.

    Понятие о рассматриваемых объектах

    Данные объекты имеют особый правовой статус. К рассматриваемой категории объектов относятся:

    • недвижимость с неотъемлемой от нее частью живописи;
    • научно-технические объекты;
    • объекты декоративно-прикладного искусства ;
    • скульптуры;
    • другие предметы культуры, которые имеют ценность с позиции различных наук, техники и социальной культуры, представляют собой памятники и служат свидетельствами изначального рождения культуры и ее последующего развития.

    К объектам культурного наследия принадлежат: встроенная недвижимость (мемориальные квартиры), постройки, расположенные отдельно, а также ансамбли и комплексы различных зданий, сооружений и иных построек. При этом данные объекты могут быть полностью сохранившимися, а могут быть частично разрушенными или являться неотъемлемой частью объектов более позднего периода.

    Правовая база рассматриваемых объектов

    К законам об объектах культурного наследия, действующим в нашей стране, относятся:

    • ФЗ №73-ФЗ.
    • Закон РСФСР, принятый в 1978 г. в части, не противоречащей современной законодательной базе РФ.
    • Положение СовМина СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 1982 г. в той же самой части.
    • Инструкция №203 Минкультуры СССР от 1986 г., в той же части.

    Признаки рассматриваемых объектов

    Объекты культурного наследия Российской Федерации должны обладать следующими признаками:

    1. Недвижимость. Таким образом, движимое имущество априори не относится к рассматриваемым объектам.
    2. Историко-культурная ценность. Если учитывать только признак «недвижимость», то к рассматриваемым объектам можно отнести все квартиры, дачи, гаражи, которые имеются в стране. Поэтому к интересующему нас предмету относятся объекты, которые имеют определенный научно-технический интерес (ценность) для разных наук и социальной культуры. Эта ценность определяется в процессе осуществления историко-культурной экспертизой, которая проводится по инициативе государства.
    3. Возраст. Кроме мемориальных квартир и домов, которые были признаны рассматриваемыми объектами в результате того, что там проживали выдающиеся личности, остальные памятники включаются в реестр объектов культурного наследия по прошествии минимум 40 лет с момента их создания или наступления событий, представляющих историческую ценность.
    4. Особый статус. Этот статус приобретается в определенном порядке путем включения в госреестр и госсписок по решению определенных исполнительных властных органов.

    Наличие данных 4 признаков в комплексе дает возможность говорить о рассматриваемом объекте как об объекте культурного наследия.

    Классификация

    Все рассматриваемые историко-культурные памятники подразделяются на достопримечательные места, ансамбли и памятники.

    Ансамбли представляют собой группу объектов культурного наследия, возникнувшие в одно и то же время или же дополнившие друг друга в процессе исторического развития на одной территории, в результате объединения которых образуется единая композиция.

    К ансамблям относятся памятники и сооружения, находящиеся в местности, которая может быть однозначно локализована на территориях, сложившихся исторически, в том числе с религиозным назначением, а также фрагменты различных поселений (застроек и планировок), которые относятся к градостроительным ансамблям; парки, бульвары, скверы, сады, а также некрополи.

    К достопримечательным местам относятся:

    • творения, которые были созданы антропогенно или с участием природы;
    • те же фрагменты, которые могут быть отнесены к ансамблям;
    • центры исторических поселений;
    • различные места, связанные с формированием этносов на территории нашей страны;
    • руинные остатки древних населенных пунктов и стоянок;
    • места, где совершались различного рода обряды, связанные с религией;
    • заповедники, признанные объектами культурного наследия.

    Разновидности памятников

    У памятников более сложная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

    Памятники как объекты культурного наследия возникли в результате определенных исторических событий. На настоящий момент они представляют собой свидетельство цивилизаций, эпох, когда культура начинала зарождаться и развиваться.

    В данном виде выделяются следующие подвиды:

    • отдельно стоящие различные постройки с территориями, на которых они расположены исторически;
    • отдельные помещения различных религиозных направлений;
    • отдельные захоронения и мавзолеи;
    • следы существования человека под землей или водой, которые могут быть скрыты полностью или частично, а также движимые объекты, относящиеся к ним;
    • научно-технические объекты, в том числе военные;
    • произведения монументального искусства;
    • мемориальные квартиры.

    Помимо этого, памятники классифицируются на памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии. Их принадлежность к одной из разновидностей определяется во время составления документов госучета данных объектов и устанавливается во время утверждения списка о принятии данных объектов к охране.

    Категории

    Все рассматриваемые объекты, в зависимости от своей ценности, классифицируются на категории:

    • федеральные объекты — имеющие особое значение для культуры и истории нашей страны, сюда же относятся объекты, принадлежащие к археологическому наследию;
    • региональные объекты культурного наследия - имеющие особое значение для культуры и истории определенного региона страны;
    • муниципальные (местные) объекты — имеющие соответствующее значение для определенной местности или муниципального образования.

    Помимо этого, выделяют особо ценные культурные объекты, часть из которых включается в наследие ЮНЕСКО.

    Примеры рассматриваемых объектов в мире

    Примерами объектов культурного наследия являются города (Афины, Рим, Венеция, Прага, Иерусалим, Мехико), древнейшие дворцы, храмы, религиозные центры (например, Тадж-Махал), Великая Китайская стена, египетские пирамиды, Стоунхендж, Олимпия и Карфаген (их руины).

    Российское национальное культурное наследие

    Федеральных объектов в нашей стране насчитывается огромное количество. Сюда относятся, например, дом Лихачевых в Татарстане, Владимирская церковь в Чебоксарах, комплекс санатория «Кавказская Ривьера» в Сочи, здание женской гимназии в Красноярске, народный дом во Владивостоке, здание Госбанка в Хабаровске, Троицкая церковь в Брянске, Иваново, Кирове, ансамбль Воскресенской церкви во Владимирской области, множество жилых домов в Вологодской области и Иркутске, Лютеранская кирха в Воронеже, ансамбль церкви Василия Блаженного в Калуге и огромное множество других, расположенных, в том числе и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

    Региональных и местных объектов тоже немало. В каждом субъекте федерации имеется свой собственный реестр объектов культурного наследия, в котором они перечислены.

    Объекты всемирного культурного наследия в нашей стране

    В России находятся 16 объектов, определенных ЮНЕСКО.

    Этих объектов не так много, поэтому рассмотрим их более подробно.

    Один из них — трансграничный: Геодезическая дуга Струве (прибалтийские государства, Молдова, РФ, Беларусь, Норвегия, Швеция, Украина, Финляндия).

    Центр СПб, сохранивший исторический облик с группой памятников, связанных с ним. Сюда относятся множество каналов, мостов, Адмиралтейство, Эрмитаж, Зимний и Мраморный дворцы.

    Кижский погост расположен в Карелии на островах Онежского озера. Здесь находятся две деревянные церкви XVIII в. и деревянная колокольня XIX в.

    Красная площадь с расположенным на ней Кремлем в Москве.

    Памятники истории В. Новгорода и пригорода с множеством средневековых памятников, монастырей, церквей.

    Комплекс истории и культуры Соловецких островов. Здесь расположен крупнейший на севере монастырь, построенный в XV в., а также церкви XVI-XIX вв.

    Памятники, сделанные из белого камня и расположенные в Суздале и во Владимире, состоящие из множества культовых зданий XII-XIII вв.

    Троице-Сергиевая Лавра (архитектурный ансамбль) — монастырь с чертами крепости. В Успенском соборе расположена гробница Б. Годунова. В лавре расположена икона А. Рублева «Троица».

    Церковь Вознесения (Коломенское, Москва) — одна из первых церквей, в которой шатер сделан из камня, что повлияло на последующее развитие церковной архитектуры в России.

    Кремль в Казани — комплекс истории и архитектуры. Здесь расположены несколько исторических зданий XVI-XIX вв. Гражданские сооружения соседствуют с православными и мусульманскими храмами.

    Ферапонтов монастырь (ансамбль) - монастырский комплекс XV-XVII вв. в Вологодской области.

    Дербент с крепостными стенами, Старый город и Цитадель — был стратегически важным объектом до XIX в.

    Новодевичий монастырь (ансамбль) — был создан в XVI-XVII вв. и входил в оборонную систему Москвы. Относится к шедеврам русского зодчества, сюда помещались представительницы Романовых, где были пострижены и затем погребены, а также представительницы знатных боярских и дворянских родов.

    Геодезическая дуга Струве включает геодезические «треугольники», были заложены Струве, который с их помощью впервые измерил большую дугу земного меридиана.

    Ярославль (исторический центр) — множество церквей XVII в., Спасский монастырь XVI в.

    Булгарский комплекс — расположен на берегах Волги южнее Казани. Представляет собой свидетельство существования в VII-XV вв. города Булгар. Здесь прослеживается историческая преемственность и отличие различных культур.

    Херсонес Таврический с хорой — расположен на территории Крыма, был уничтожен в XIV в., после чего был скрыт под землей, в XIX в. начались раскопки.

    Управления по охране объектов культурного наследия

    В различных субъектах нашей страны эти управления называются по-разному. Так, в Орловской области оно называется Управление по госохране объектов культурного наследия, Минкультуры и национальной политики - в Башкортостане, Департамент культуры и искусства - в Кировской области и т. д.

    В целом же, все они являются учреждениями (или в том числе выполняют функции управлений) по охране объектов культурного наследия.

    Данные органы являются региональными, которые осуществляют исполнительную, распорядительную и контролирующую функции в области охраны вышеназванных объектов, способствуют не только их сохранению, но и популяризации.

    В заключение

    Рассматриваемые в статье объекты включают различные памятники, которые могут быть расположены одиночно или собраны в ансамбли, а также достопримечательные места. В нашей стране имеются федеральные, региональные и местные по отношению к национальным объектам, помимо этого, в разных уголках страны находятся объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Работы по сохранению объектов культурного наследия возложены на соответствующие управления, департаменты, комитеты в регионах, а за федеральными объектами — Минкультуры РФ с его территориальными представительствами.

    Объекты культурного наследия народов РФ — это объекты в виде недвижимого имущества или иные предметы в виде памятника или скульптуры, которые обладают исторической ценностью. Для сохранения исторического наследия, был принят Федеральный закон №73.

    Действующий ФЗ включает нормы и правила, которые способствуют защите культурного наследия народов РФ. Каждый гражданин РФ обязан защищать памятники и беречь скульптуры. Также законодательство направлено на реализацию прав по развитию и сохранению информации в первостепенном виде для создания собственной культуры. Объекты культурного наследия (памятники, скульптуры и т.д) — это особенная ценность для народа РФ. Подобные предметы формируют часть мирового культурного наследия.

    Законопроект был принят 24 мая 2002 года, а вступил в силу на основании решения Совета федерации 14 июня 2002 года. Последние поправки были внесены 7 марта 2017 года.

    Закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» включает следующие аспекты :

    • Определение предмета регулирования действующего ФЗ;
    • Определение полномочий органов власти для сохранения, использования или восстановления исторических памятников;
    • Обеспечение финансирования мероприятий, которые способствуют сохранению, популяризации и созданию собственного культурного наследия;
    • Учет исторической недвижимости;
    • Проведение экспертизы;
    • Создание методов для сохранения исторических памятников;
    • Определения ситуаций, при которых возникают или прекращаются имущественные права на подобные виды недвижимости и исторические предметы;
    • Перечисление условий аренды недвижимости культурного наследия;
    • Определение ответственности в случае нарушения норм действующего Федерального закона.

    Скачать

    Закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» включает в себя 14 глав и 66 статей. В нем также описываются способы защиты исторических предметов и объектов. Следует сказать, что охрана памятников или скульптур — это одна из приоритетных задач органов государственной власти РФ, а также органов местного самоуправления Российской Федерации. Чтобы ознакомиться с последней редакцией действующего Федерального закона, перейдите по следующей .

    Последние изменения, внесенные в закон «Об объектах культурного наследия»

    Согласно закону, последние изменения проводились 7 марта 2017 года. Они коснулись смены наименования статьи 52.1 и дополнения настоящей статьи пунктом 7.1.

    Наименование статьи 52.1

    При последней редакции было изменено название статьи, а именно слово «федеральный» заменено на «государственный».

    Дополнение статьи 52.1 пунктом 7.1.

    Согласно закону, были перечислены дополнительные учреждения, которые входят в список тех, которым передается полномочие для восстановления и защиты памятников и скульптур.

    Таковыми являются :

    • Муниципальные образовательные организации;
    • Государственные муниципальные организации;
    • Научные организации/учреждения.

    Кроме вышеперечисленных изменений, ниже рассмотрены следующие статьи:

    Статья 18

    В ст 18 73-ФЗ определяется порядок, на основании которого объекты имущества (в т. ч. памятники) могут быть зарегистрированы как недвижимость культурного наследия. Для того чтобы характеристики объекта соответствовали культурным ценностям, необходимо провести государственное историко-культурное исследование.

    Статья 25

    В ст 25 закона включены основания, по которым определяется право на включение в список объекта недвижимости.

    Чтобы хотя бы один из них был включен в список, памятник, скульптура или другой объект должен предоставлять следующую ценность :

    • Научную;
    • Художественную;
    • Эстетическую;
    • Антропологическую.

    Статья 45

    В 73-ФЗ ст 45 описывается порядок проведения восстановительных работ для сохранения целостности недвижимости, в том числе памятников или скульптур. Восстановительные работы проводятся только после специального поручения органами местной или государственной власти. В соответствии с законом, прежде чем начать выполнять строительные или реставрационные работы, необходимо получить разрешение.

    Чтобы просмотреть изменения, внесенные при последней редакции, скачайте закон по следующей .