Стратегическими функциями государственного органа являются. Основные функции государственных органов

Государство осуществляет свои функции, используя определенные, свойственные ему методы. В целом различают правовые и не правовые методы осуществления государственных функций.

В обществе с централизованной плановой экономикой государство является собственником основных средств производства, оно монопольно регулирует экономические отношения, планирует производство и распределение в масштабах всей страны. Государство также принимает на себя функцию регулирования торгового и бытового обслуживания населения.

В условиях рыночной экономики вмешательство государства в эту сферу сводится, как правило, к выработке экономической политики, управлению государственной собственностью, установлению правовых основ рынка и ценовой политики, пресечению недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране прав потребителя от недобросовестного производителя. Государство регулирует экономические отношения косвенными методами, например, налоговыми мерами.

Социальная функция многообразна по содержанию и объемна по охвату деятельности. Ее главное назначение обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.

К социальной функции тесно примыкает экологическая функция, которая обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую безопасность населения. Эта функция приобретает особую значимость в условиях ухудшения во всем мире экологической обстановки. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т.д.

К числу приоритетных функций государства относятся защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

Соблюдение прав человека является одним из главных критериев демократичности конкретного государства. Реализация рассматриваемой функции обеспечивается системой правоохранительных органов - судом, органами внутренних дел, а также прокуратурой, которая осуществляет надзор за соблюдением законности.

Из внешних функций, функция интеграции в мировую экономику обусловлена процессами глобализации мировой экономики, переплетением экономических интересов различных государств, взаимной зависимостью их друг от друга.

Функция обороны относится к постоянным сферам деятельности любого государства, поскольку направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства. В настоящее время меняются ориентиры в реализации данной функции: в современном мире усиливаются процессы взаимного сотрудничества различных государств в предотвращении вооруженных конфликтов, угрозы развязывания мировой войны и в укреплении международной безопасности.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, урегулированию межнациональных конфликтов, ликвидации ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровлению международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами.

В содержание данной функции входит также сотрудничество государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, международным терроризмом. Функция сотрудничества по глобальным проблемам современности приобретает актуальное значение на нынешнем этапе развития. Она направлена на поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международного реагирования.

К числу таких глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических или техногенных катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, которая переросла территориальные пределы одного государства. Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и глобального климата от крупномасштабного вреда, который причиняется производственной деятельностью человека.

Основная форма осуществления функций государства - правовая. Правовая форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства - правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений.

В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства- правотворческою, правоисполнительную и правоохранительную.

К правовым формам осуществления государственных функций относятся: Правотворческая деятельность - подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация функций государства практически невозможна;

Эту функцию исполняют органы исполнительной власти, возглавляемые правительством страны. Сущность данной деятельности заключается в повседневном разрешении разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты; Правоохранительная деятельность властная правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан. Включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений.

Неправовые формы осуществления функций государства охватывают большой объем организационной, подготовительной работы в процессе осуществления основных функций.

Это, например, рассмотрение жалоб граждан, предложений различных комиссий и комитетов по совершенствованию деятельности государственного аппарата, законодательства и т.п.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов- прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную. Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др. Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства.

Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.

Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

Политическая функция - обеспечение политической стабильности.

Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов.

Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики.

Социальная функция - обеспечение солидарных отношений обществе, сотрудничества слоёв общества,

Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания.

Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей.

Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования.

Внешние функции государства :

Внешнеполитическая функция - развитие дипломатических отношений между государствами.

Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территор. целостности.

Функция поддержания мирового порядка -деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем.

Государство есть организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.

Государство - совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества.

Основная функция государства - обеспечение комфортного проживания своих граждан. С этой целью государство выполняет ряд задач:

-управление хозяйством и обществом;

-оборона собственной территории.

Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации

Функции государства классифицируются:

По сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

По продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

По значению: на основные и дополнительные,

По видимости: на явные и латентные,


По влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Органы государственного управления по предметам ведения и в объеме своей компетенции самостоятельно осуществляют исполнительно-распорядительные функции, в первую очередь контрольные и надзорные.

К органам государственного управления можно отнести практически все линейные и функциональные подразделения органов исполнительной власти, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции, но не обладают такими функциями исполнительной власти, как осуществление государственной политики и нормотворческая

Функции государственного управления :

1) прогнозирование изменений в развитии каких-либо объектов или явлений в процессе управления на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учетом всех условий и факторов влияния; напр., с учетом прогнозирования разрабатываются федеральные и региональные программы основных направлений государственной деятельности;

2) планирование деятельности в процессе государственного управления по реализации федеральных и региональных программ, регламентированных актами управления;

3) выявление и осмысление актуальных проблем, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей и критериев оценки организации управленческой деятельности;

4) разработка вариантов, обоснование и принятие рационального решения (в правовой форме) и организация его исполнения;

5) распорядительство (руководство) и координация действий не подчиненных друг другу органов государственного управления в целях улучшения их взаимодействия;

6) правовое регулирование отношений во внутренней и внешней сфере государственного управления по предметам ведения и в объеме компетенции;

7) контроль с целью выявления и устранения отклонений в процессе государственного управления, соблюдения правил и норм и принятия мер дисциплинарной ответственности к виновным;

8) учет наличия финансовых, кадровых, материально-технических и других ресурсов;

9) информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;

10) кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и др.

Должностное лицо - лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в государственных учреждениях (госучреждениях), предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальному полномочию.

1. Характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает расширительное толкование субъекта этой группы преступлений.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, управляет деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела и т.п. Выполнение таких функций неизменно связано с руководством людьми.

2. Правовым основанием наделения лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция, приказ или иной нормативный правовой акт назначения на должность, в котором сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность.

3. Самостоятельным признаком является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудится должностное лицо.

Перечислим основные функции органов государственной власти, осуществляющих государственное антикризисное регулирование:

  • целевая – определение приоритетов, целей и основных направлений развития национальной экономики;
  • регламентирующая – государство с помощью законодательства, нормативно-правовой базы формирует правовое поле деятельности, устанавливает для субъектов экономики правила деятельности;
  • корректирующая – распределение ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, устранение негативных последствий, кризисных ситуаций и обеспечение нормальных социально-экономических условий жизнедеятельности общества;
  • социальная – перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты, социальных прав и гарантий;
  • непосредственное управление нерыночным сектором экономики – производство общественных товаров и благ, регулирование государственного сектора экономики;
  • стимулирующая – создание регуляторов, эффективно влияющих на деятельность хозяйствующих субъектов, и стимулирование экономических процессов в желательном для общества направлении;
  • контрольная – государственный надзор и контроль за исполнением законов, нормативных правовых актов, установленных экономических, экологических и социальных стандартов.

Реализация экономических функций государства осуществляется через созданные механизмы бюджетно-налогового, фискального, денежно-кредитного, структурного, инвестиционного, ценового, социального, внешнеэкономического и других направлений социально-экономической политики.

Для решения сложных социально-экономических проблем, всестороннего учета частных, коллективных и общественных интересов и формирования продуманных решений государство может привлекать научные учреждения, политические партии, общественные и религиозные организации.

Обязанности по государственному регулированию экономики возложены на Министерство экономического развития РФ (далее – Минэкономразвития РФ). Основными функциями министерства являются:

  • непосредственное участие в реализации социально-экономической стратегии государства;
  • определение приоритетов развития национальной экономики;
  • разработка программы социально-экономического развития страны, структурной и инновационной политики;
  • участие в разработке социальной, внешнеэкономической, финансовой, кредитно-денежной и валютной политики;
  • координация усилий министерств и ведомств на эффективное решение социально-экономических проблем на основе законодательства, указов и распоряжений президента, постановлений правительства.

Основные обязанности местных органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере государственного экономического управления:

  • реализация государственной экономической политики;
  • являются самостоятельными участниками внешнеэкономических связей;
  • распоряжаются и используют природные ресурсы;
  • создают условия для исполнения региональных и государственных программ;
  • управляют местными бюджетами;
  • решают проблему обеспечения соблюдения минимальных социальных стандартов.

Функции государственных органов по антикризисному управлению предприятиями России на микроуровне экономики

В отличие от государственного антикризисного регулирования под государственным антикризисным управлением понимают вмешательство органов государства непосредственно в деятельность организации для финансового оздоровления , восстановления платежеспособности и вывода ее из кризиса. В настоящее время различные функции антикризисного управления предприятиями выполняют следующие органы исполнительной власти государства: Министерство юстиции РФ, Минэкономразвития РФ, территориальные подразделения этих министерств, отраслевые ведомства и министерства, различных уровней администрации, комитеты по управлению муниципальным и государственным имуществом.

В сфере несостоятельности (банкротства) государственное управление осуществляется на региональном и федеральном уровнях. Вопросы управления кризисными муниципальными организациями и предприятиями, в том числе организациями, находящимися в муниципальной собственности или имеющими в уставном капитале долю муниципальной собственности, муниципальные образования решают самостоятельно.

Федеральный уровень

До 2004 г. в России действовали специализированные органы исполнительной государственной власти, регулирующие вопросы финансового оздоровления и несостоятельности (банкротства).

В 1993 г. Постановлением Правительства РФ № 926 от 20 сентября 1993 г. в России было организовано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) при Государственном комитете по имуществу России. В марте 1997 г. ФУДН было преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН ). Указом Президента РФ № 651 от 2 мая 1998 г. эта служба преобразована в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО ). ФСФО была поручена роль Государственного органа по антикризисному управлению и регулированию в период с 1998 по 2004 г.

В 2004 г. в ходе административной реформы ФСФО была упразднена.

В настоящее время на федеральном уровне функции по антикризисному управлению выполняют следующие государственные органы:

  • 1. Правительство РФ :
  • 1) осуществляет государственную политику в сфере финансового оздоровления;
  • 2) утверждает перечень стратегических организаций и предприятий с особыми правилами проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • 3) проводит меры по предупреждению банкротства стратегических организаций и предприятий.

Для реализации этих целей правительство:

  • определяет уполномоченный орган Правительства РФ в делах о банкротстве организаций и предприятий, возлагает на этот орган обязанности представлять в деле о банкротстве требования РФ по денежным обязательствам и требования РФ по уплате обязательных платежей;
  • координирует деятельность представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и по обязательным платежам;
  • определяет порядок подачи заявлений уполномоченным органом.

В соответствии с поручением Правительства РФ в стране действует также регулирующий орган. Это федеральный орган исполнительной власти, которому поручено в соответствии с действующим Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 12 марта 2014 г.) вести контроль за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих.

В Постановлении Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих" указано, что:

  • уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба (ФНС ) России ;
  • регулирующим органом является Министерство экономического развития (МЭР) Российской Федерации .
  • 2. В настоящее время Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет, прежде всего, функции по нормативноправовому регулированию и выработке государственной политики в сфере финансового оздоровления и несостоятельности (банкротства) юридических и физических лиц.

Министерство разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, определяющие:

  • условия ведения реестра арбитражных управляющих как членов саморегулируемых организаций и порядок обеспечения свободного доступа к таким сведениям заинтересованных лиц;
  • порядок оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, в отношении отдельных категорий должников;
  • условия размещения сведений о саморегулируемых организациях (СРО) арбитражных управляющих на официальном сайте надзорного федерального органа исполнительной власти за деятельностью арбитражных управляющих и СРО арбитражных управляющих в сети Интернет;
  • порядок ведения единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих и перечень включаемых в него сведений;
  • условия ведения и формирования Единого федерального реестра сведений о банкротстве, сроки и порядок включения и размещения сведений о банкротстве в этом реестре в сети Интернет арбитражными управляющими, СРО арбитражных управляющих и надзорным органом;
  • порядок осуществления надзорным федеральным органом контроля (надзора) за деятельностью СРО арбитражных управляющих;
  • единую программу подготовки арбитражных управляющих;
  • правила сдачи и проведения теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
  • требования к информационным системам по проведению торгов в электронной форме по продаже имущества должника и порядок проведения таких торгов;
  • утверждение федеральных стандартов профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
  • порядок представления кандидатуры арбитражного управляющего надзорным органом;
  • порядок подготовки заключений по отчетам оценщиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку таких заключений.
  • 3. Федеральная налоговая служба (ФНС) Министерства финансов Российской Федерации выполняет следующие функции:
    • является уполномоченным органом по представлению требований РФ по денежным обязательствам в процедурах банкротства и в делах о банкротстве;
    • принимает решение о продлении срока уплаты налога на 1–6 месяцев с поэтапной и единовременной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (т.е. о предоставлении рассрочек или отсрочек в соответствии с Налоговым кодексом РФ) или предоставлении инвестиционного налогового кредита (в соответствии с Налоговым кодексом РФ).

Решения по уплате местных и региональных сборов и налогов принимаются управлениями ФНС России по субъектам РФ.

  • 4. Надзор и контроль за деятельностью СРО арбитражных управляющих ведет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации (Росреестр) , находящаяся в ведении Минэкономразвития РФ.
  • 5. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом отвечает за выполнение следующих функций:
    • в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", осуществляет полномочия финансового контрольного органа государства;
    • реализует полномочия собственника имущества при проведении процедур банкротства должника – федерального государственного унитарного предприятия.
  • 6. Отраслевые ведомства и министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, которые в отношении закрепленного за ними федерального имущества выполняют полномочия государства как собственника.

Для выполнения регулирующих функций в сфере антикризисного управления, а также для обеспечения взаимодействия бизнес-организаций и государственных органов власти в составе федеральных органов власти создаются также специальные структуры. Так, например, в 2009 г. был создан Экспертно-консультативный совет по несостоятельности (банкротству) и финансовому оздоровлению при Департаменте корпоративного управления Минэкономразвития РФ. Он был создан с целью выявления актуальных проблем действующего законодательства в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления предприятий и налаживания постоянного взаимодействия между Правительством РФ и государственными органами исполнительной власти.

В территориальной системе антикризисного управления особую роль играют агенты Правительства РФ, осуществляющие учет и взыскание задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией. Функции агентов в разное время выполняли Россельхозбанк, Российский банк развития, Внешэкономбанк и др.

Агенты решают вопросы по возврату задолженности юридических лиц бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований по бюджетным и (или) государственным кредитам, предоставленным за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств, а также задолженности по средствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которых являлась передача акций в собственность РФ.

Банк-агент выполняет следующие обязательства:

  • 1) оформление права требования Минфина РФ к получателям бюджетных кредитов;
  • 2) ведение аналитического учета задолженности уполномоченных банков, а также задолженности получателя бюджетных кредитов, право требования по которым переоформлены на Минфин РФ;
  • 3) обеспечение возврата задолженности уполномоченных банков и получателей бюджетных кредитов в федеральный бюджет.
Региональный уровень

В регионах РФ работают предприятия, находящиеся как в собственности субъекта РФ, так и в федеральной собственности. Во многих регионах РФ созданы специализированные органы, имеющие разный статус и наделенные разными полномочиями, для участия в подготовке решений о финансовом оздоровлении и банкротстве предприятий, находящихся в государственной собственности субъекта РФ.

До 2007 г. в Москве, например, работал Комитет г. Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве). После его ликвидации функции были переданы Департаменту имущества, экономической политики и развития города, науки и промышленной политики Правительства г. Москвы.

С целью обеспечения согласованности действий по преодолению кризисных ситуаций региональных организаций и предприятий администрации субъектов РФ организуют работу комиссий по координации действий и принимаемых решений по антикризисному управлению.

Работу комиссии, как правило, возглавляет заместитель главы администрации, а в члены комиссии включают представителей соответствующих региональных органов исполнительной власти и при необходимости представителей федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, ученых, общественных деятелей и специалистов. Основные задачи комиссии:

  • формирование государственной стратегии на территории субъекта РФ по вопросам преодоления кризисной ситуации организаций и предприятий;
  • выработка мер по финансовому оздоровлению организаций и предприятий, находящихся в предкризисном и кризисном состоянии;
  • оценка последствий введения процедур банкротства;
  • принятие решений по вопросам реструктуризации кредиторской задолженности организаций по налогам и сборам в региональный бюджет;
  • оценка результатов реализованных мероприятий различных подразделений администрации региона по решению вопросов экономического и финансового состояния предприятий и организаций, которые они курируют;
  • координация работы по подготовке и анализу проектов и предложений нормативных документов по вопросам несостоятельности (банкротства) и т.д.;
  • осуществление взаимодействия с организациями и предприятиями, участвующими в реализации антикризисных программ.

В регионах, где подобные структуры не созданы, эти задачи решают Комитеты (министерства, департаменты) по управлению госимуществом.

Государственное антикризисное управление осуществляется также через участие представителей государства в коллегиальных органах управления и в процедурах избрания и назначения генерального директора организации, через управление пакетами акций, долей, находящихся в госсобственности, путем представления интересов государства в советах директоров, на собраниях акционеров и использования различных контрольных функций.

Государство также может влиять на деятельность организации в случае, когда у организации образуется крупный долг перед бюджетной системой. Влияние на должника становится возможным в рамках процедур банкротства, применяемых к организации-должнику, например, при выборе СРО арбитражных управляющих, представляющей кандидатуру арбитражного управляющего для проведения процедуры банкротства в организации-должнике, согласовании крупных сделок с имуществом должника, принятии решений о возможности введения процедуры внешнего управления или процедуры финансового оздоровления.

Государственные органы для реализации экономической политики проводят диагностику банкротства и анализ платежеспособности организаций, используя утвержденную Правительством РФ Систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса. В нее входят показатели, оценивающие уровень ликвидность имущества организации и обеспеченность собственными средствами.

На этом предварительном этапе выявляются неплатежеспособные организации, которым необходимо повышенное внимание со стороны государственных органов, разрабатывающих экономическую стратегию.

При проведении второго этапа анализа организации с неудовлетворительной структурой баланса включают в одну из четырех групп внутри отрасли, при этом в качестве критериев формирования групп используют:

  • уровень спроса в зависимости от ее потребительских свойств и качества на основные виды выпускаемой организацией продукции;
  • уровень износа основных производственных фондов организации по сравнению со среднеотраслевым значением.

Одновременно учитываются также наличие специального статуса организации, например, относится она к градообразующим предприятиям или нет. Кроме того, учитываются также положение ее во внутриотраслевой иерархии, структура кредиторской задолженности, использование современных технологий и другие показатели.

На втором этапе оцениваются внешние возможности и внутренние резервы организации, реальность и эффективность планов антикризисного управления. По итогам анализа делают вывод о возможности организации преодолеть кризисную ситуацию и принимается решение о судьбе организации-должника.

В ходе второго этапа анализа организации распределяются по следующим четырем группам:

  • 1) в первую группу включают организации с износом основных производственных фондов ниже среднеотраслевого и со стабильным высоким спросом на продукцию, выпускаемую организацией;
  • 2) ко второй группе относят организации с износом основных производственных фондов ниже среднеотраслевого и с низким спросом на основные виды выпускаемой продукции;
  • 3) третья группа – организации с износом на уровне и выше среднеотраслевого основных производственных фондов и со стабильным и высоким спросом на основные виды выпускаемой продукции;
  • 4) четвертую группу составляют предприятия с износом основных производственных фондов выше и на уровне среднеотраслевого и с низким спросом на основные виды выпускаемой продукции.

Таким образом, в результате анализа второго этапа выявляются те организации, вывод из кризиса которых без оказания им финансовой поддержки невозможен, а также те, которые могут в кратчайшие сроки (в срок до одного года) восстановить платежеспособность без предоставления им финансовой поддержки.

Считается, что те организации, которые попадают в первую группу при распределении, испытывают временные трудности и являются рыночно перспективными. Им необходимы изменения схемы управления (производством, финансами и т.д.). Решать эти вопросы могут руководители или собственники организации. Участие государства в оздоровлении предприятий первой группы ограничивается методической или организационной помощью или государство в их судьбе не участвует.

Для восстановления эффективной деятельности предприятий и организаций третьей и второй групп, как правило, изучаются возможности применения незатратных способов решения экономических проблем, стоящих перед ними (снижение издержек производства, изменение рыночной стратегии, смена управления и т.д.). Государство использует незагратные методы поддержки по отношению к ним, например налоговые льготы (предоставление, рассрочки или отсрочки платежей или инвестиционного налогового кредита), введение зон экономического развития, выдачу ссуд под программы развития и реконструкции и т.п.

Что касается организаций четвертой группы с низким рыночным и производственным потенциалом, то в связи с неэффективностью они подлежат ликвидации. Государство инициирует ликвидационные процедуры этих предприятий через законодательство о банкротстве.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Данная проблема имеет двоякое значение: теоретическое и практическое. В теоретическом отношении решение поставленного вопроса углубляет познания о функциях государства. В практическом плане определенное разграничение указанных понятий направлено на совершенствование структуры и повседневной деятельности государственных органов

Функции государства – такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления.

Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.

Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные органы играют приоритетную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется посредством деятельности государственных органов. При помощи этих органов государство эффективно реализует возложенные на него функции. Более того, эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе.

Орган государственной власти - это орган государства, сформированный в особом порядке на основании правовых актов и наделенный властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в строго определенном государством порядке.

Выделяются следующие основные признаки органа государственной власти .

1. Наличие властных полномочий. Это означает:

а) принятые решения обязательны для исполнения всеми, на кого распространяется компетенция данного органа;

б) принятые решения охраняются от нарушения путем применения мер государственного принуждения.

Именно властные полномочия органа государственной власти позволяют ему решать определенные задачи, а также выполнять функции, возложенные на него. Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства.

Понятие полномочий органа государственной власти тесно связанно с понятием его компетенции, которая складывается из двух элементов: предметов ведения и полномочий. Предметы ведения - это круг вопросов, совокупность общественных отношений, на которые распространяется юрисдикция данного органа. Полномочия - это совокупность прав и обязанностей органа, необходимых для осуществления целей и задач функционирования.

2. Особый порядок формирования. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным порядком. Так, например, в статье 96 Конституции Российской Федерации закреплено положение, в соответствии с которым Государственная Дума должна формироваться путем проведения выборов, а в соответствии со статьей 128 судьи Конституционного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.



3. Особый порядок реализации властных полномочий. Государственный орган реализует свои полномочия в строго определенном порядке, процедуре. Особенно ярко этот признак проявляется на примере работы Государственной Думы при принятии законов: вся процедура работы над законопроектом подробно закреплена в ее регламенте. Орган государственной власти не вправе отступать от предусмотренного порядка его деятельности.

4. Орган государственной власти создается для реализации определенных функций государства. Так, в частности, исходя из таких функций государства как охрана труда и здоровья людей, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, создаются органы государственной власти (министерства, департаменты, службы), осуществляющие социальную политику, реализующие программы социальной поддержки, устанавливающие государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

5. Особая роль правовых актов в деятельности органов государственной власти. Властные полномочия, формы, методы деятельности государственных органов и их структура определяются только правовыми актами. Например, порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние . Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций - охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Заслуживает внимание следующая классификация основных функций государственного управления:

Прогнозирование изменений в развитии каких-либо объектов или явлений в процессе управления на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учетом всех условий и факторов влияния; например, с учетом прогнозирования разрабатываются федеральные и региональные программы основных направлений государственной деятельности;

Планирование-деятельности в процессе государственного управления по реализации федеральных и региональных программ, регламентированных актами управления;

Выявление и осмысливание актуальных проблем, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей и критериев оценки организации управленческой деятельности;

Разработка вариантов, обоснование и принятие рационального решения (в правовой форме) и организация его исполнения;

Распорядительство (руководство) и координация действий не подчиненных друг другу органов государственного управления в целях улучшения их взаимодействия;

Правовое регулирование отношений во внутренней и внешней сфере государственного управления по предметам ведения и в объеме компетенции;

Контроль с целью выявления и устранения отклонений в процессе государственного управления, соблюдения правил и норм и принятия мер дисциплинарной ответственности к виновным;

Учет наличия финансовых, кадровых, материально-технических и других ресурсов;

Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;

Кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т. п.

Перечисленные функции являются основными для органов государственного управления и по существу характеризуют содержание их деятельности. Регулирование отношений, связанных с реализацией этих функций государственного управления, и является объектом и предметом регулирования норм административного права.

Функции государственного управления реализуют и другие органы государственной власти; например, Государственная Дума России утверждает федеральный бюджет и заслушивает отчет об его исполнении, утверждает на должность Председателя Правительства РФ по представлению Президента РФ и др.

Судебные органы рассматривают и принимают решения о правомерности принятых органами исполнительной власти, государственными органами управления правовых актов управления о законности разрешения дел об административных правонарушениях, реализуемых в судебном порядке, и др. При этом все законодательные, исполнительные и судебные органы власти и органы прокуратуры осуществляют внутриорга-низационное управление (регулируемое административными нормами) своими аппаратами в целях повышения эффективности осуществления своих основных (предметных) функций, закрепленных в законодательстве.

Термин "функция" происходит от латинского слова functio, что переводится как "исполнение", "совершение". В гуманитарных и естественных науках данный термин используется в различных значениях и несет различную смысловую нагрузку. Например , в математике понятие "функция" определяется как "зависимая переменная величина" <1>. С помощью функции математически выражаются многообразные количественные закономерности в природе. В биологии функция рассматривается в качестве специфической деятельности какого-либо органа живого организма. В социологии же функция представляет собой "роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи в обществе)", а в филологии она может быть рассмотрена как "назначение, роль языковой единицы или элемента языковой структуры". И наконец, в кибернетике она предстает в виде направленного действия структурного элемента какой-либо системы. Таким образом, обратившись к разным изданиям энциклопедических и толковых словарей, мы, что интересно, можем увидеть часто совершенно схожие, различающиеся только в частностях, а иногда совершенно различные общие определения термина "функция", которые могут заинтересовать нас как представителей социально-гуманитарного знания, а именно как представителей юридической науки <2>.

<1> Советский энциклопедический словарь. М., 1990. С. 1453.
<2> Так, указанный "Советский энциклопедический словарь" под термином "функция" понимает "деятельность", "обязанность", "работу", "внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений"; "Краткая философская энциклопедия" рассматривает термин "функция" в виде "обязанности", "круга деятельности" или, приводя определение И.В. Гете, в качестве существования, которое мыслимо нами в действии (Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 468); "Толковый словарь русского языка" определяет "функцию" как "явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления" (философское определение), как "работу, производимую органом" (книжное определение), как "роль, значение чего-нибудь" (книжное определение), как "обязанность", "круг деятельности" (книжное определение) (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 858); "Словарь иностранных слов" предлагает рассматривать "функцию" как "обязанность", "круг деятельности", "назначение", "роль" (Словарь иностранных слов. М., 1981. С. 556).

Мы в интересующем нас контексте будем рассматривать понятие "функция" в качестве "социально значимых направлений деятельности государственного органа", "круга деятельности государственного органа, которая проявляется во внешней системе его отношений", "обязанности государственного органа производить определенную работу, действовать в определенном направлении". Любая социально значимая функция, призванная способствовать достижению целей и задач государственного управления и, таким образом, регулировать общественные отношения, используя различные социальные регуляторы, в том числе и право <3>, реализуется через соответствующую ей деятельность и осуществляется специальными государственными органами, уполномоченными на это законом, в рамках их исключительной компетенции, с использованием предоставленных законом полномочий. Причем, исходя из положений современного структурно-функционального анализа, необходимо помнить, что "функция обусловливается, порождается не элементом, ее исполняющим, а напротив, объективная потребность системы в той или иной деятельности определяет появление функции, а затем и реализующего ее органа" <4>.

<3> В данном случае государство рассматривается в качестве института гражданского общества, основным предназначением которого является поддержание существующей системы общественных отношений, их упорядочение и регулирование с помощью системы права, установленной и действующей в государстве, т.е. в рамках подхода, предложенного Л.И. Каском. См.: Каск Л.И. Функции и структура государства. М., 1969; Он же. Системный подход в познании государства и права // Правоведение. 1977. N 4.
<4> Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 69.

Можно привести несколько различных определений понятия "функция" государственного органа и различных подходов к соотношению понятий "функция" и "деятельность", которая должна ей соответствовать.

Основным критерием при определении понятия "функция государственного органа" должна являться именно социально значимая направленность деятельности, и, собственно, поэтому сама деятельность должна быть социально значима и проявляться вовне данного органа. Она (деятельность) неизбежно определяется необходимостью достижения целей и задач данного органа, выражает его социальную сущность и социальное предназначение. Так, например, в общей теории государства и права функции государства (и, соответственно, функции государственных органов) принято рассматривать как "основные направления деятельности", "определенная работа", "круг деятельности" <5>. Д.А. Ковачев, определяя понятие "функция", пишет, что "функция - внешнее проявление свойств какого-либо органа, способ его поведения в определенной системе отношений" <6>. И.Л. Бачило полагает, что "функции определяют, что делает орган. Осуществляя определенные ему функции и правомочия, он реализует свою компетенцию, действует в соответствии с ней и в ее пределах" <7>. И наконец, профессор А.Ф. Смирнов предлагает разграничивать понятия "функция государственного органа" и "функция управления". Он, по нашему мнению, совершенно правильно подчеркивает, что "функции государственных органов - это прежде всего направления деятельности по реализации "внешних" целей, стоящих перед государством и его органами" <8>. В свою очередь, "функции управления" можно рассматривать только в качестве такого вида деятельности, который требуется для внутренней организации и упорядочения работы какого-либо государственного органа. Отсюда мы видим, что основным критерием определения сущности понятия "функция государственного органа" является именно проявляемая во внешней системе отношений социально значимая деятельность государственного органа.

<5> Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С. 44.
<6> Ковачев Д.А. Функции, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа // Правоведение. 1985. N 4. С. 41.
<7> Бачило И.Л. Функции органов управления. М., 1976. С. 54.
<8> Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М., 1997. С. 57.

Вместе с тем здесь же следует привести и несколько иные определения понятия "функция". Для приверженцев второго подхода к соотношению понятий "функция" и "деятельность", которая ей соответствует, характерно, как правило, их полное отождествление. В данном случае любая "функция" рассматривается в качестве конкретного вида деятельности. Иногда же они равным образом используют при определении понятия "функция" как термин "деятельность", так и термин "направления деятельности", не проводя между ними четкого разграничения. Так, Б. Кондрашев утверждает, что "функция государственного органа - это присущие ему виды деятельности, выполняемые в соответствии с его социальным назначением" <9>. Аналогичным образом, помимо приведенных выше позиций в рамках второго подхода, т.е. примерно так же, рассматривают вопросы соотношения понятий "функция" и "деятельность", которая ей соответствует, и ряд других ученых <10>.

<9> Кондрашев Б. Милиция: правовой статус и функции // Законность. 1992. N 6 - 7. С. 13.
<10> См., например: Мелкумов В.Г. Функции советской прокуратуры // Советское государство и право. 1980. N 11. С. 89; Давиденко Л.М. Криминологическая функция советской прокуратуры, основные направления деятельности советской прокуратуры. Свердловск, 1988. С. 23 - 26; Берензон А.Д. Об основных направлениях деятельности прокуратуры // Проблемы организации и деятельности прокурорской системы в свете Закона о прокуратуре СССР. М., 1980. С. 27 - 39; Комментарий к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" / Под ред. Ю.И. Скуратова. М., 1996. С. 6; Герасимов С. Функция уголовного преследования в деятельности прокуратуры // Прокуратура в правовом государстве. Материалы многосторонней встречи, организованной Советом Европы совместно с Генеральной прокуратурой РФ. М., 1997. С. 46 - 53.

Таким образом, представленные два основных подхода к определению понятия "функция государственного органа" дифференцируются по следующим критериям: в первом варианте понятие "функция" рассматривается как определенное "направление деятельности", которое осуществляется через соответствующий ему тип деятельности, в рамках которой выделяют конкретные виды деятельности; во втором случае понятие "функция" определяется через понятие "вид деятельности", который соответствует данной функции. Нам же представляется, что существенные принципиальные противоречия в приведенных выше основных подходах отсутствуют. Имеют место скорее терминологические различия и разногласия при использовании сложных общефилософских понятий, таких как "тип" и "вид", в частнонаучном, а именно юридическом, исследовании. Хотя более удачными, философски и филологически правильными, отражающими истинную сущность явления, нам кажутся определения, предлагаемые сторонниками первого подхода. Это также позволяет нам при классификации функций конкретных государственных органов во многих случаях отказаться от их излишнего дробления, определив основные направления деятельности данного органа через типологию его деятельности и более узкие, более конкретные виды деятельности, которые им соответствуют.

Итак, с нашей точки зрения, функцией любого государственного органа являются социально значимые направления деятельности данного органа, осуществляемые через конкретные виды его деятельности в рамках установленных законом типов его деятельности, в которых реализуется его компетенция. Причем именно компетенция государственного органа определяет наличие тех или иных функций, которые он осуществляет, и соответствующие им типы его деятельности. Объективные потребности государственно-организованного общества в конкретной социально необходимой деятельности на каждом новом этапе исторического развития воплощаются в учреждении определенных государственных органов либо совершенствовании деятельности существующих. Одной из основных функций любого современного государства является установление и поддержание необходимого правопорядка, обеспечение политико-правового режима законности.

Таким образом, рассмотрев ряд различных вариантов определения понятия "функция государственного органа" и соотношения понятий "функция" и "деятельность", мы пришли к выводу, что государственный орган в соответствии с целями и задачами его деятельности, определенными законом, наделен исключительной компетенцией, в соответствии и в рамках которой осуществляет возложенные на него функции, которые определяют основные направления деятельности, реализуемые через социально значимые типы деятельности, осуществляя конкретные виды деятельности, необходимые гражданам, обществу, государству, и с использованием при этом предусмотренных законом правовых средств.