Как расшифровываются категории водительского удостоверения нового образца. Какие возможности дают различные типы автомобильных прав и что представляет из себя водительское удостоверение

Казалось бы, с особенностями категорий водительских прав хорошо знаком каждый водитель независимо от того, каким именно транспортным средством он управляет. Тем не менее последние изменения в законодательстве РФ и других стран СНГ внесли некоторые коррективы в обычные представления о категориях водительских прав. Негодование и некоторую растерянность вызвали подкатегории, например - В1, о которой многие даже не имеют понятия.

По этой причине и возникают различные недоразумения. Например, у водителя квадрицикла есть права категории В1, он решает себе приобрести такое транспортное средство, как квадроцикл, но при этом не знает, что уже имеющиеся у него права для законного вождения не подойдут. На самом деле есть разница между квадрициклами и квадроциклами, и она столь значительная, что для этих средств даже нужны водительские права разных категорий.

Так что же такое водительские права категории b1, и какими транспортными средствами они позволяют управлять? В этих вопросах мы постараемся разобраться далее.

Категории В и В1

Категория В - самая распространенная среди всех автолюбителей. В соответствии с законодательством РФ, наличие водительских прав В1 позволяет управлять машинами с массой до 3,5 тонны, а количество пассажирских мест - не более восьми. Автомобиль при этом может быть оборудован прицепом, с массой в 750 кг.

В1 - это подкатегория. Данный документ может выдаваться с 18 лет. Те, кто его получил, могут управлять квадрициклами и трициклами, то есть - трех- и четырехколесными транспортными средствами, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см. Но квадроциклы в эту категорию транспортных средств не входят, в отличие от мотоколяски.

Не нужно путать два этих значения. Если у вас есть права категории В, это не значит, что можно водить квадрициклы и трициклы, так как в автошколе обучают нюансам управления ими и правилам дорожного движения.

Квадрициклы и трициклы

Квадрициклы - это четырехколесные транспортные средства, используемые для езды по дорогам общего назначения. Они подлежат регистрации в ГИБДД в том же порядке, что автомобили или мотоциклы. Трициклы - аналогичные ТС, но только - трехколесные. Для того чтобы более конкретно обозначить данную, категорию, следует указать следующие параметры:

  • нагруженная масса до 400 кг, либо - 550 - для грузовых ТС;
  • мощность двигателя до 15 кВ.

Соответственно, если транспортное средство весит меньше указанного значения, и мощность мотора не достигает 15 кВ, оно попадает под категорию «мотоциклы», и для управления ими требуются водительские права категории А.

Важно! Для управления мопедами нужна категория М, мотоциклами - А, квадрициклами и трициклами - В1.

Квадрициклы - сравнительно новое понятие для отечественных автолюбителей, так как новые японские и американские модели на наших дорогах можно встретить крайне редко. Тем не менее многие знакомы с советским аналогом новых зарубежных моделей, и это автомобили-инвалидки. Сегодня это чудо техники уже не производят, тем не менее его выпуск имел место в истории советского автопрома. Отличалось данное транспортное средство миниатюрными габаритами, ужасно неудобным и тесным салоном и скудными мощностными характеристиками.

Трициклы - еще один экзотический вид ТС. Он довольно распространен в азиатских странах, с его помощью перевозится люди и небольшие грузы. Если учесть экономичность и небольшие размеры, то в условиях перегруженности транспортных путей трициклы являются оптимальным решением для массового применения.

Существуют и трехколесные байки, способные затмить своим внешним видом даже самые дорогие автомобили на дрогах. Но они используются только отчаянными любителями мотоциклов, так как стоят почти столько же, сколько и машины, не могут облегчить движение в пробках, и езда на них в плохих погодных условиях не является достаточно комфортным.

Права для управления квадроциклами

Для управления как квадроциклами и снегоходами, как ни странно, нужны права тракториста. Данные ТС не предназначены для езды по дорогам общего назначения и относятся к типу самоходных внедорожных МТС. Тем не менее, квадроциклы и снегоходы подлежат обязательной регистрации в ГИБДД в течение 10 дней после покупки, или пока не закончится срок действия транзитных знаков.

В отличие от водительских прав категории b1, удостоверение А1 можно получить с наступлением 16 лет. Подготовиться на эту категорию можно либо самостоятельно, либо в специальном учебном заведении.

Как в первом, так и во втором случае наличие водительского удостоверения является обязательным, при его отсутствии во время проверки работниками дорожной инспекции предусмотрен штраф.

Каждая категория водительского удостоверения дает право на управление конкретным видом транспорта. Перед началом управления автомобилем, водителю необходимо пройти обучение и по итогам сдачи экзамена получить соответствующее разрешение.

Законодательством об административных правонарушениях, а именно санкцией статьи 12.7 предусмотрено наказание за езду без соответствующей категории в виде штрафа от 5 до 15 тысяч рублей.

Зимний период 2017 года для участников движения на российских дорогах принёс изменения в соответствующих правилах. Введённые новшества затронули не только изменения в категории водительских прав, но и включили в этот перечень ряд новых групп, о которых пойдёт речь ниже.

Водительское удостоверение

Нормативным актом, регулирующим вопросы формы и содержания, категории водительских прав, порядка выдачи главного водительского документа является принятый в 2009 году Приказ Министра внутренних дел №365.

Водительское удостоверение нового образца – документ, который позволяет водить конкретную модификацию автотранспорта. Новшеством 2017 года является возможность сдавать экзамен на авто с различными передачами на усмотрение экзаменуемого (механика либо автомат).

Водители, прошедшие обучение на автомобиле с механическим принципом работы передач, получают право на управление машинами с различными видами трансмиссии. Водители, сдавшие экзамен на машине с автоматической коробкой, могут управлять только аналогичным транспортом.

Права на управление включают следующую информацию:

  1. Ф.И.О.
  2. Фотография размером 3 на 4 см.
  3. Личная подпись, идентичная подписи в паспорте.
  4. Данные о месте и дате рождения и регистрации.
  5. Год выдачи и период действия прав.
  6. Номер выдачи.
  7. Наименование и штамп органа, выдавшего документ.
  8. Категории транспортных средств (например, категория В).
  9. Иные сведения (например, вождение в очках).

С целью исключения подделки документа на нём имеются различные защитные знаки. Удостоверение образца 2017 года предоставляет возможность его владельцу пересекать границу и передвигаться по территории многих стран на своём транспорте. Утверждённая форма российских прав является подходящей по всем международным нормам.

Отсутствие данного документа в момент управления считается нарушением и позволяет сотруднику ГИБДД оформить штраф.

Категории

В результате внесённых изменений в законодательство, регулирующее вопросы безопасности дорожного движения, а именно в статью 25, существовавшие ранее категории были расширены. Стало действовать 10 основных категорий водительских прав и появилось 6 подкатегорий транспорта.

Цель таких изменений – появление на российских дорогах новых модификаций ТС, улучшенных по своим функциональным характеристикам.

«А» ‑ даёт возможность управлять мотоциклом с прицепным устройством либо без него. Общий вес техники не может быть более четырёхсот килограмм. Количество колёс не имеет значения.

Категория B – вес управляемой машины не должен быть более 3,5 тонн, а число мест для пассажиров – не более 8. Техника категории В может комплектоваться прицепной конструкцией, не превышающей 750 кг. К данной группе относится и категория М1, то есть легковушки, предназначенные для перевозки не более 8 человек.

Гражданин, который имеет в правах отметку категории D, может перевозить людей в автобусе, оснащённом более чем 8 пассажирскими сидениями. При этом автобус категории Д может скрепляться с прицепным устройством, имеющим вес не более 750 кг.

Мопеды и квадроциклы должны управляться тем гражданином, у которого в правах присутствует отметка М.

Группа автотранспорта «Tb» троллейбусы и «Tm» трамваи, по новым правилам выделены в отдельную.

Дополнительное обозначение ВE позволяет сесть за руль машины гражданам, которые имеют право на управление транспортом категории B, сопряжённого прицепом.

Водители автобусов, перевозящие более восьми человек, могут воспользоваться прицепом весом до 3 500 кг (категория DE).

Подкатегории

Категория B1 указана в документах тех граждан, которые садятся за руль транспорта с объёмом двигателя пятьдесят кубических сантиметров, имеющего вес не более 5 500 кг и двигающегося с небольшой (до 50 км/час) скоростью.

Виды такого транспорта:

  • трицикл – ТС нового поколения, сконструированное на трёх колёсах, два из которых расположены сзади, что придаёт устройству устойчивость. Имеет руль автомобильного типа.
  • квадроцикл – техника на четырёх колёсах, созданная для бездорожья, имеющая мотоциклетный вид руля, на котором сосредоточены все клавиши управления.

С1 – автомобили весом не превышающем 7500 кг.

С1Е – тяжелые авто от 7 500 кг. Разрешен прицеп массой до 0,75 тонн. При этом общий вес всей техники ‑ не более 12 000 кг.

D1 ‑ позволяет водить машину с прицепом до 0,75 тонн и числом мест для посадки не более 16.

D1E – разрешает садиться за руль автотранспорта с отметкой Д с прицепной конструкцией и общим весом не выше двенадцати тонн.

Важно! Прицеп не должен использоваться для перевозки людей.

Возраст водителей:

Водительские права соответствующей категории влияют на тип управляемого автомобиля. Многие водители при получении штрафа по причине управления ТС без соответствующего разрешения, могут не понимать причины применённого к ним наказания.

Рассмотрим важные нюансы. Так, имея в правах отметку категории «М» в правах, гражданин управляет мотоциклом, но он не выполнил правило об объёме двигателя, соответственно и оштрафован. Указанный тип предоставляет право на доступ к вождению мопеда с двигателем 50 кубических сантиметров и не более.

Так, водитель машины (права категории B), решивший перевести груз в прицепе, будет оштрафован, так как имеющееся у него обозначение даёт право на передвижение без такого устройства. У автовладельца должна быть отметка ВЕ. При этом установлены правила, чётко регулирующие размер и вес прицепных конструкций.

Водитель микроавтобуса, оборудованного десятью пассажирскими местами и имеющий категорию В, будет наказан, так как в данном случае нужно иметь категорию Д.

То мы просто не можем обойти тему истории их возникновения. Разумеется, нужда в создании водительских прав появилась вместе с появлением первых автомобилей, поскольку они начали представлять опасность для окружающих. Именно тогда и решили выпустить документ, дающий право на управление автомобилем.

У истории появления водительских прав имеется две версии, одна из которых принадлежит Германии, а вторая - Франции.

Согласно Германской версии первые водительские права появились благодаря немецкому изобретателю Карлу Бенцу, усовершенствовавшему своего автомобиля. Долгое время он пытался убедить людей и местные власти в безопасности своего автомобиля, и получил согласие от великого герцога министерства внутренних дел 30 ноября 1893 года, где содержались следующие правила, которые необходимо соблюдать, передвигаясь по городским улицам:

  • Скорость вне населенных пунктов не должна быть более 12 км/ч, а в пределах населенного пункта и на крутых поворотах - не более 6 км/ч.
  • Скорость необходимо снижать при встрече с другим транспортом, всадниками и вьючными животными.

Данное разрешение было выдано на срок с 1 января по 31 декабря 1894 года, но у начальства герцогства оставалось право его отозвать или дополнить новыми правилами.

Согласно Французской версии первые водительские права выданы по распоряжению префекта полиции Парижа Луи Лапина в августе 1893 года, однако водительское удостоверение тогда называлось «Справкой о способности управлять транспортным средством с механическим мотором».

Для получения такой справки не требовалось сдавать экзамены, а нужно было просто продемонстрировать умение управлять своей машиной. Спустя 6 лет, в 1899 году, во Франции появился первый экзамен на проверку навыков вождения автомобиля, и после его сдачи экзаменуемый получал «Национальное удостоверение о пригодности к вождению». В то же время подобные удостоверения начали выдавать в США.

История российских водительских прав

Истории российских водительских прав уже более ста лет, и началась она в 1895 году, когда градоначальником Санкт-Петербурга генерал-лейтенантом бароном фон Валь было выдано двум горожанам разрешение на езду по городу на моторных велосипедах.

Когда же в 1896 году появились первые автомобили, князем М.И. Хилковым было подписано постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Далее на основании этого постановления в 1900 году Городской Думой Санкт-Петербурга было утверждено постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». Водители должны были проходить медобследование, раз в год техосмотр своего авто, а также обязательную регистрацию с получением госномеров. Управлять автомобилем можно было с 17 лет, а разрешенная скорость передвижения по городским улицам не должна была превышать 12 верст в час, что примерно составляет 13 км/ч.

С 1909 года российские водительские права приобрели европейский облик, когда Россией была подписана международная конвенция по урегулированию автомобильного движения и она приняла «Общие правила езды по дорогам на автомобилях». С этого времени права стали выдавать с 18 лет, появились первые дорожные знаки и штрафные санкции. Так, за первое нарушение правил грозил штраф в 100 рублей, за втрое - арест на 14 дней, а иногда и больше, а за третье нарушение лишали прав . Автомобили же делились только на 2 класса: «А» (двигатель внутреннего сгорания) и «Б» (электрический двигатель).

Курсы для обучения водителей впервые были открыты А.М. Фокиным в 1908 году, на которых обучали навыкам вождения и ремонту автомобилей.

В 1910 году появилась первая школа шоферов в Санкт-Петербурге, а в 1917 году число школ достигло 6.

С 1936 года водительские права были отданы в ведение органов внутренних дел, а с 1963 года появились первые международные водительские права в связи с присоединением СССР к Женевской конвенции об автомобильном движении.

С 1999 года водительские права приобрели облик пластиковой кредитной карты.