Понятие и элементы системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства

Системазаконодательства – совокупность НПА (источников права) определённого государства, их определённое построение.

Система законодательства, как система документов, может быть построена на основе разных критериев. Соответственно можно выделить несколько видов структуры законодательства.

Структура:

1. Горизонтальное (отраслевое ) строение системы законодательства обусловле­но предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (напр., конституционное правоконституционное законодательство, гражданское правогражданское законодательство, трудовое право – трудовое законодательство).

2. Вертикаль­ное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и норма­тивно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативных правовых ак­тов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, поста­новления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные норматив­ные акты.

3. Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. Можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федераль­ное законодательство (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановле­ния Правительства РФ и др.); законодательство субъектов Российской Федерации (уставы, законы, постановления глав администраций и др.); законодательство органов местного само­управления (решения, постановления).

4. Комплексные образования в системе законодатель­ства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государст­венного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законода­тельство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Видызаконодательства:

1. в зависимости от соотношенияс отраслями права:

· отраслевое (нормы только 1 отрасли – уголовное, гражданское, семейное, административное),

· комплексное (нормы неск. отраслей).

2.по территории: фе­деральное, региональное, местное.

Систему законодательства следует отличать отсистемы права. Первая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права; вторая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам.

Между системой права и системой законодательства существует теснаясвязь как связь со­держания и формы. Система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Таким образом, система права служит основой систематизация законодательства. Подавляющее большинство кодифицированных актов содержат нормы одной отрасли или одного института права.

Наряду с законодательными органами, в субъектах Федерации действует разветвленная система органов исполнительной власти. Однако в практике и законодательстве Российской Федерации не сложилось единообразного понимания системы исполнительной власти.

Так, в соответствии со ст.

77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Данная норма определяет, что система органов исполнительной власти республик, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

По отношению к единой системе исполнительной власти РФ необходимо различать две группы органов исполнительной власти. «Первую группу составляют органы, которые вместе с федеральными органами исполнительной власти образуют единую систему. Ее основу составляют пределы ведения Российской Федерации и полномочия РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Вторую группу со- ставляют органы исполнительной власти субъектов Федерации, образуемые по предметам ведения, не отнесенным к ведению Российской Федерации и ее совместному ведению с субъектами Федерации» .

Органы исполнительной власти субъектов Федерации в области управления образованием относятся к первой группе органов исполнительной власти.

Следует отметить, что образование, формирование и деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституциями республик, уставами краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законами и иными нормативными актами субъектов Федерации.

В соответствии со ст.

17 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Например, руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея является Президент Республики Адыгея,

в Московской, Саратовской, Белгородской областях - губернатор и т.д.

Основными полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации в сфере образования являются: -

подписание, обнародование либо отклонение законов субъекта Федерации, принятые его представительным органом, в частности и в сфере образования; -

осуществление нормативного регулирования по вопросам, предусмотренным федеральными законами, законами субъекта РФ; -

представление на утверждение представительному органу субъекта РФ схему управления данным субъектом, структуру высшего органа исполнительной власти, в которую входит и отдел (министерство, управление, департамент и др.) образования; -

представление на утверждение представительному органу программу социально - экономического развития субъекта РФ; -

подписание договоров и соглашений от имени субъекта РФ, в том числе и по вопросам образования.

При руководителях высших органов исполнительной власти субъектов Федерации могут создаваться различные советы.

Еще по теме Разветвленная система органов исполнительной власти в субъектах Федерации:

  1. 9. Основы организации системы органов исполнительной власти в субъектах Федерации
  2. 4.Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации
  3. Структура системы органов исполнительной власти (государст­венного управления) субъектов российской федерации.
  4. Законодательные основы системы и структуры государственных органов федеральной исполнительной власти (по Конституции РФ и Указам Президента РФ от 9.03.04 г. «О системе и структуре федераль­ных органов исполнительной власти» и от 12.05.08 г. « Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).
  5. Открытость органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  6. Высшими органам исполнительной власти субъектов Федерации являются правительства
  7. Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по видам затрат_________________________________________
  8. Последствия принятия законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации правовых актов…
  9. Указы Президента Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ.

Три ветви власти и необходимость их практического разделения были разработаны учеными еще в Средние века. Сохраняет ли эта теория актуальность по сей день? В конституциях многих, практически всех стран зафиксировано положение о том, что власть разделена на три ветви. Первая их них – законодательная, вторая – исполнительная, и третья – судебная власть. В Российской Федерации этому вопросу посвящена 10 статья Конституции. Как обосновывается необходимость этой модели управления и каким образом ее видели ученые в момент разработки?

Зачатки идеи

Теоретической разработкой разделения властей занимался англичанин Джон Локк. Он полагал, что деление полномочий между отдельными субъектами крайне необходимо. В узурпации власти одним или небольшой группой лиц он видел реализацию и охрану только частных интересов, а также отсутствие правовой защиты личности. Локк считал «приоритетной» ветвью законодательную власть, но при этом ее преимущество, по его мнению, не должно быть абсолютно. Остальные течения, исполнительные и судебные, должны занимать отнюдь не пассивное положение. Уже через столетие после обоснования этой модели Локком разделение властей было зафиксировано в важнейшем документе – Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 году. В тексте акта указывалось, что государство, которое не использует при управлении эту модель, не имеет конституции. В дальнейшем идеи Локка изучал и развивал француз Шарль Луи Монтескье. Он видел в разделении властей спасение общества от злоупотреблений властью государями, от узурпации и концентрации управления в одном органе, от деспотизма. Помимо деления полномочий, Монтескье разработал положение о системе сдержек и противовесов.

Три ветви власти: описание

Характеристика теории деления властей содержит следующие положения. Во-первых, эта модель должна быть закреплена конституцией. Во-вторых, три ветви власти должны быть предоставлена разным людям или органам. Одно и то же лицо не может быть наделено полномочием осуществлять, к примеру, два вида управления одновременно. В-третьих, три вида управления автономны и равны.

Механизм сдержек и противовесов

Американец Джеймс Мэдисон трудился над тем, чтобы создать эффективную модель реализации разделения властей. Под сдержками и противовесами он подразумевал частичное совпадение полномочий ветвей власти. Эта система действует в США и по сей день. К примеру, президент, представитель исполнительной власти, может использовать свое право вето на законы, а суды, в свою очередь, могут признать их недействительными ввиду противоречия конституции. Таким образом сдерживается законодательная ветвь. Президент имеет право назначения в органы судебной и исполнительной властей, а конгресс (законодательный орган) ратифицирует эти решения. Таким образом, эти составляющие представляют собой своеобразный баланс всех ветвей власти, их взаимодействие и взаимоограничение, который осуществляется с помощью правовых мер.

Законодательная власть

А теперь рассмотрим подробнее все три ветви власти. Законодательная власть является наиболее главной, верховной. Она предназначена для отражения воли и суверенитета всего народа. В РФ законодательную власть осуществляет, согласно Конституции, Федеральное собрание. Оно состоит из 2 палат. Первая из них, Совет Федерации, состоит из представителей от каждого субъекта государства. К ведению Совета относят такие полномочия, как утверждение изменений границ между частями РФ, указов президента о введении военного либо же чрезвычайного положения. Также первая палата назначает на должности судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, равно как и его заместителей, председателя Счетной палаты, а также половину состава ее аудиторов, устанавливает дату выборов на пост главы государства.

Кроме того, Совет Федерации имеет право отрешения президента. Вторая же палата, Государственная Дума, избирается гражданами. К ее полномочиям относится объявление амнистии, а также выдвижение обвинения против главы федерации. Помимо этого, Государственная Дума имеет право назначения на должность Председателя Центробанка и Уполномоченного по правам человека. К ведению этой палаты также относят выражение недоверия правительству. Однако основным и важнейшим полномочием всего парламента является, безусловно, принятие федеральных законов.

Второе направление

При делении управления на три ветви исполнительной власти необходимо реализовывать законы и заниматься оперативно-хозяйственной деятельностью. Правительство РФ занимается разработкой и обеспечением исполнения федерального бюджета. В обязанности его также входит управление государственной собственностью. Кроме этого, правительство должно обеспечивать проведение в РФ единой кредитной, финансовой, денежной, культурной, научной, образовательной, экологической политики. Исполнительная власть также занимается вопросами внешней и внутренней обороны, безопасности государства. Правительство ответственно за обеспечение законности, охраны прав, свобод и собственности граждан.

Судебная власть

Это направление выступает своеобразным гарантом восстановления и защиты нарушенных прав, а также справедливого и адекватного наказания всех виновных. В Российской Федерации задачи этой ветви власти осуществляются только судом в рамках различных видов производств. В Основном законе закреплены важнейшие положения, касающиеся правового статуса судей. К их числу относятся независимость, несменяемость, а также неприкосновенность. Также в Конституции фиксируются и главнейшие принципы судопроизводства, такие как открытость, состязательность и равенство сторон.

Положение президента

К какой ветви власти относится глава государства? Тут точки зрения ученых разнятся. Одни утверждают, проанализировав полномочия главы государства, что он относится к исполнительной власти. Другие считают, что ввиду того, что президент выполняет координирующие функции, он возвышается над всеми ветвями власти и не относится ни к одной из них.

Исключения

Хоть теория предусматривает лишь три основные ветви власти, в науке ведутся споры по поводу количества. В частности, затрагивается положение президента, которое было рассмотрено выше. Но стоит также обратить внимание и прокуратуру. Несмотря на то что в Конституции положение этого органа закрепляется в одной главе с судами, его нельзя отнести к этой ветви власти. Ведь прокуратура не имеет соответствующих полномочий. В ст. 11 Конституции этот орган не указан в перечне ведомств государственной власти, однако же в ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» таковым признается. Налицо противоречие. В науке есть различные теории по поводу правового положения органов прокуратуры. Некоторые юристы относят их к исполнительной власти, другие – к судебной. Третьи считают, что прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти.

Значение

Разделение властей и по сей день является важнейшим механизмом защиты граждан от произвола государей и чиновников. Кроме того, эта модель управления указывает на демократический строй в государстве.

Деление инкорпорации на виды производится по различным основаниям (см. рис. 28.3).

В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства различают инкорпорацию официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени и но поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т.е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрание нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 1980-х гг. Свод законов РСФСР.

Формирование официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе их составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически недействующие,

Рис. 28.3.

противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части; в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, ликвидирующих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.

Официозная (полуофициальная) инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (в частности, Министерством юстиции). Причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник), и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 1960-х гг.

Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и занимаются данной деятельностью по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т.д.). Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.

По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические. В хронологических собраниях нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания. В хронологическом порядке публикуются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях (например, в "Собрании законодательства Российской Федерации", газетах "Парламентская газета", "Российская газета", "Российские вести", бюллетенях нормативных актов ведомственных или муниципальных органов и др.). В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты приводятся в хронологическом порядке.

Систематические собрания удобны и эффективны для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания.

В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания.

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По данному признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты конкретного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, отрасли законодательства, правовому институту и другим признакам.

В современных условиях, когда в Российской Федерации темпы правотворческой деятельности на всех уровнях, и в первую очередь в законодательной сфере, неизмеримо вырост, назрела острая потребность в подготовке и издании нового Свода законов РФ. Его издание - это необходимая предпосылка создания стройной, внутренне согласованной и удобной для пользования правовой системы Российского государства. Свод законов - это новый нормативно-правовой акт, заменяющий и поглощающий ранее изданные акты, вследствие чего он подлежит утверждению законодательным органом .

Работа по созданию Свода законов должна быть соответствующим образом организована. Указом Президента РФ от 06.02.1995 № 94 "О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации" для решения организационных вопросов была создана Временная комиссия по подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации, являвшаяся рабочим органом при Президенте РФ. В настоящее время данный Указ признан утратившим силу, а организационные основы подготовки и издания Свода законов сформулированы в проекте Федерального закона "О Своде законов Российской Федерации", разработанном Минюстом России и Главным государственно-правовым управлением Президента РФ с участием ведущих научных юридических учреждений. Однако этот законопроект с июля 1995 г. находится в Госдуме без рассмотрения. Отсутствие федеральных законов "О Своде законов Российской Федерации", "О нормативных правовых актах Российской Федерации" не позволяет сегодня издать официальное, систематизированное полное собрание действующих нормативных правовых актов Российской Федерации.

Большая работа по созданию систематизированных официальных сборников нормативных актов осуществляется также и в ряде субъектов Российской Федерации. В Москве действует разветвленная система законодательства - более 200 законов, охватывающих все основные сферы жизнедеятельности столицы. Ежегодно в городе принимается 50-70 законов и более 3 тыс. других нормативных правовых актов, мэр Москвы подписывает до 800 указов и распоряжений, а правительство принимает около 1 тыс. постановлений. Такой огромный массив нормативно-правовых актов было необходимо систематизировать и кодифицировать.

Необходимость в создании единой системы нормативно-правовых актов Москвы была понятна еще в 1998 г. Надо было обеспечить возможность реализации права как для специалистов, так и для граждан, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы, помочь им хорошо ориентироваться в законодательстве. Распоряжением мэра Москвы от 04.08.1998 № 799-РМ "О подготовке и издании Собрания действующего законодательства города Москвы" было положено начало созданию официального издания нормативных правовых актов, включающего в себя как законы города Москвы, так и общенормативные постановления Московской городской думы и правительства Москвы, правовые акты нормативного характера мэра Москвы, а также подлежащие применению нормативные правовые акты, изданные по вопросам государственно-правовой, хозяйственной и социально-культурной деятельности Москвы ранее существовавшими органами представительной и исполнительной власти. За прошедшие 12 лет был проделан колоссальнейший объем работы. Для создания Собрания действующего законодательства (СДЗ) была сформирована специальная рабочая группа. Научное обеспечение подготовки и издания Собрания было возложено на Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Центр законотворчества Москвы и Правовое управление правительства Москвы. В работе над СДЗ также принимали участие специалисты органов исполнительной власти города, Московской городской думы, ведущих фирм - разработчиков правовых информационных систем. За основу взяли тс нормативы и правовые акты, которые существовали на бумажных носителях в государственном московском архиве, в библиотеках. Участники рабочей группы ездили в Подольск, где находится архив Московской области, так как до 30-х гг. Москва с областью составляли единое целое. Специалисты, работая в архивах, проанализировали более 100 тыс. нормативных правовых актов, изданных за период с 1917 г. по настоящее время, и отобрали свыше 17 тыс. из них. В первую очередь взяли законы, которые принимались, начиная с 1993 г., тогда Москва, как и другие субъекты Федерации, в связи с принятием Конституции РФ получила право иметь свое законодательство.

Для того чтобы провести качественную правовую экспертизу, отобранные документы были переданы в городские комитеты и департаменты. Именно они в первую очередь должны были определить нормативный характер документов и наличие положений, которые применяются на сегодняшний день. Каждый акт, подлежащий включению в СДЗ, подвергался всесторонней экспертной оценке. Были выявлены "устаревшие" акты, нормативные предписания которых противоречат принятым позже законодательным актам, поглощены ими либо фактически утратили значение и не применяются. Из огромного массива документов было отобрано 6 тыс. действующих актов, которые были систематизированы по определенной системе, технологии.

В настоящее время СДЗ представляет собой единый сборник из более чем 8,5 тыс. действующих нормативных правовых актов Москвы. В него включены действующие законы города, постановления Московской городской думы, указы и распоряжения мэра Москвы, постановления и распоряжения правительства Москвы, а также подлежащие применению акты, изданные ранее существовавшими органами представительной и исполнительной власти города Москвы. Печатная версия СДЗ состоит из 16 томов, объединенных в 9 разделов по отраслевому принципу. Каждый раздел посвящен какой-либо одной отрасли городского законодательства организации государственной власти, городскому хозяйству, жилью и т.д. Для удобства пользования Собрание законодательства снабжено хронологическим перечнем, алфавитно-предметным указателем, оглавлением, а в начале каждой главы помещается ее содержание. Издается сборник 2 раза в год, 2 раза в месяц происходит его обновление .

  • Подробнее см.: Литягин Н. Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации // Правовой портал "Юрцентр", URL: spbpravo.ru/comm.php9id~7297.
  • См.: Интернет-интервью с Л. В. Петровым, заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы: "Право, доступное каждому: Собрание законодательства города Москвы" // Консультант-плюс, URL: coHsnltant.ru/law/intcrview/petrov.html.

Эта проблема имеет непосредственное практическое значение. Теорети­ческие решения в данной области влияют на эффективность деятельности по изданию и систематизации нормативно-правовых актов, на состояние всей системы официальных форм выражения права.

Методологической основой ее разрешения являются общие закономернос­ти соотношения права и закона (имея в виду под «законом» не только собственно законы, а все официальные источники права). Право - это и есть право­вой закон. Нет права за пределами форм своего выражения: за их пределами можно найти только ответ на то, каким должно быть право, но не само право.

Точно так же в социальной среде, в регулируемой социальной сфере нахо­дятся объективные основания системы права, ее идеальная модель, но реально существовать система права может лишь в системе законодательства. В литера­туре справедливо отмечается, что система права и система законодательства -это две стороны одного и того же феномена - объективного права. Выведение системы права за рамки системы законодательства означает и выведение ее за рамки самого права. И в принципе правильна характеристика их соотношения как содержания и формы права.

Вместе с тем система права и система законодательства - это хотя и тес­но связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и разное строение. Система права характеризует строение (элементы и структуру) правовой информации (содержания права) и обеспечивает действие права как информационно-регулятивной системы. Система законодательства ха­рактеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффек­тивное использование.

В литературе отмечается, что система права является объективным осно­ванием системы законодательства, что система законодательства должна строиться законодателем на основе системы права. В общем и целом это вер­но. Однако развитие системы законодательства, ее совершенствование за­ключается не в том, чтобы все более копировать систему права, походить на нее, а в том, чтобы наиболее полно реализовывать свое служебное предназ­начение по отношению к системе права: обеспечивать ясность и доступность правовой информации, устанавливать четкую иерархию юридических норм по их юридической силе, наиболее полно и правильно учитывать особеннос­ти государственного устройства страны и т. д.

Система законодательства (а под «законодательством» в контексте данной проблемы следует понимать всю совокупность нормативно-правовых актов вплоть до других официальных форм выражения права) - результат специ­альной деятельности полномочных органов (имеющих «право на правотвор-чество»), и в этом плане она может быть более совершенна или менее. В тео­рии этот момент характеризуется как зависимость системы законодательства от субъективного фактора.

Если элементами системы права являются нормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства - нормативно-правовые акты и состав­ляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.). Выделяют также отрасли законодательства.

Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (прин­цип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В осно­ве иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда ле­жит конституция. Горизонтальное строение характеризуется наличием раз­ветвленной системы законодательных отраслей.

Своеобразием отличаются системы законодательства в федеративных го­сударствах. Примером здесь может служить законодательство России, в со­став которого входят как общефедеральное законодательство, так и законода­тельные подсистемы субъектов Федерации.