Система и административно-правовой статус органов управления культурой. Административно-правовой статус субъектов административных отношений

2. Система и административно-правовой статус органов военного управления.

Конституция РФ, ФЗ "Об обороне" и другие нормативно-правовые акты наделяют полномочиями в области обороны Президента РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ.

Конституция России (п. 1 ст. 87) предусматривает совмещение в одном лице поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ в целях обеспечения единства политического и военного руководства, координации усилий и тесного взаимодействия органов государственной власти и органов военного управления в решении вопросов обороны. Президент РФ наделен Конституцией и законодательством РФ большими полномочиями по реализации мер, связанных с организацией обороны государства.

К мерам политического характера в сфере организации обороны относится, в частности, определение основных направлений военной политики РФ. Поскольку военная политика имеет внутреннюю и внешнюю стороны, постольку Президент РФ имеет внутриполитические и внешнеполитические полномочия в области обороны.

К внутриполитическим полномочиям относятся утверждение военной доктрины РФ, введение в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии на территории РФ или в отдельных ее местностях режима военного положения с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию, введение в действие нормативных актов военного времени и прекращение их действия, формирование и упразднение органов исполнительной власти на период военного времени.

К внешнеполитическим полномочиям главы государства относится ведение переговоров и подписание международных договоров РФ в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в пределах своей компетенции реализует полномочия военного характера, связанные с организацией обороны:

Осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

В случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий;

Принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

Утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и федеральную государственную программу оперативного оборудования территории РФ в целях обороны;

Утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

Утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

Принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

Утверждает планы применения Вооруженных Сил РФ. План применения Вооруженных Сил РФ представляет на утверждение Президенту РФ министр обороны. Разработка Плана является одной из функций Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Разработка осуществляется с участием федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются другие войска, воинские формирования и органы;

Издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву. Президент РФ своим указом утверждает Положение о порядке прохождения военной службы, издает иные указы, связанные с воинской обязанностью граждан, организацией прохождения военной службы;

Утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.

Президент РФ наделен следующими полномочиями при реализации мер мобилизационного характера:

Объявляет общую или частичную мобилизацию в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов;

Утверждает мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования;

Утверждает план гражданской обороны.

Президент РФ, реализуя свои полномочия экономического характера при организации обороны:

Утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

Утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний.

К правовым мерам, осуществляемым Президентом РФ, относятся:

Утверждение общевоинских уставов, положений о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

Утверждение положений о Министерстве обороны РФ и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов.

Президент РФ также может осуществлять иные полномочия в области обороны, если они возложены на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами РФ.

Президент России реализует свои полномочия в области обороны, в частности, через Совет Безопасности РФ, который в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента от 2 августа 1999 г., призван быть главным аналитическим и прогностическим органом, осуществляющим подготовку проектов решений главы Российского государства, в том числе по основным направлениям военной политики. Через деятельность Совета Безопасности РФ реализуется принцип единства политического и военного руководства, поскольку происходит огосударствление военного управления посредством совмещения в одном лице должности Председателя Совета Безопасности, поста главы Российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам военной политики в различных сферах обороны; организует и координирует разработку стратегии в области военной политики; разрабатывает предложения по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов военного управления в процессе реализации принятых решений в области обороны.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об обороне" полномочия по реализации мер, связанных с организацией обороны, предоставлены также Федеральному Собранию РФ, состоящему из Совета Федерации и Государственной Думы. Их деятельность в этом направлении связана, прежде всего, с их участием в бюджетном процессе, предусматривающим стадии разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением оборонной части федерального бюджета. ФЗ "Об обороне" они наделяются полномочиями по рассмотрению расходов на оборону, установленных законами о федеральном бюджете. Решение о принятии государственного бюджета оформляется в виде закона, принимаемого Государственной Думой и подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. "а" ст. 106 Конституции РФ).

Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете; рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ. Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны.

На Правительство РФ возложено осуществление мер по обеспечению обороны, и оно несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Правительство как мы знаем это коллективный орган общей компетенции, призванный осуществлять исполнительную и распорядительную (административную) функции. Согласно Конституции РФ (ст. 110) исполнительную власть РФ осуществляет Правительство, Правительство - высший исполнительный орган власти в России.

Распорядительная функция Правительства России выражается в его деятельности по руководству подчиненными органами государственного управления, осуществляемой путем издания собственных актов (постановлений и распоряжений) и обеспечения их выполнения. В области обороны распорядительная функция Правительства России, прежде всего, связана с его деятельностью по осуществлению руководства оборонным и военным строительством.

Правительство РФ:

Руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

Разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

Осуществляет руководство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

Устанавливает мобилизационные задания федеральным органам исполнительной власти;

Принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных организаций оборонного промышленного комплекса, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и определяет порядок их реорганизации и ликвидации;

Определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

Принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

Организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

Ведет международные переговоры по вопросам военного сотрудничества и заключает соответствующие межправительственные соглашения;

Устанавливает порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с использованием их имущества для нужд обороны и.т.д.

«Исполнительную функцию Правительства РФ можно определить как правоприменительную, сводящуюся в основном к текущему управлению оперативного характера». Исполнительная власть организует реализацию принятых законов, что подразумевает решение многих конкретных вопросов, в том числе в области обороны, т.е. организует их исполнение, управляет подчиненным государственным аппаратом.

Правительство Российской Федерации:

Осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;

Организует оснащение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;

Организует обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

Осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа по выпуску продукции в военное время, за созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей, а также за созданием воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и подготовкой транспортных средств, подлежащих передаче Вооруженным Силам Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Утверждает Положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

Организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;

Организует разработку планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов и.т.д.

Непосредственное управление Вооруженными Силами, в соответствии с п.2 ст.13 ФЗ « Об обороне», возложено на министра обороны РФ, который осуществляет его через Министерство обороны Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны. Оно является также центральным органом военного управления.

Правовой статус Минобороны России закреплен в Федеральном законе "Об обороне", а также в Указе Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации".Свою деятельность Минобороны России осуществляет под руководством Президента РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минобороны России.

В соответствии с названными правовыми актами Минобороны России разрабатывает и принимает меры по подготовке к вооруженной защите РФ, целостности и неприкосновенности ее территории; организует и осуществляет мероприятия по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ; обеспечивает финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы; участвует в осуществлении военного строительства в РФ; укрепляет в Вооруженных Силах организованность и воинскую дисциплину.

Минобороны России участвует в разработке предложений по вопросам формирования военной политики государства и организации ее реализации, по военной доктрине РФ; готовит Президенту РФ предложения по вопросам обороны; осуществляет контроль за состоянием Вооруженных Сил и др.

Основными задачами Министерства обороны являются:

Разработка и принятие мер по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории

Организация и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации

Обеспечение финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженных Сил

Координация деятельности федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны

Участие в осуществлении военного строительства в Российской Федерации

Совершенствование правовой основы деятельности Вооруженных Сил

Разработка мер, направленных на повышение авторитета и престижа военной службы, на сохранение и приумножение патриотических традиций

Участие в международном сотрудничестве по военным вопросам и.т.д.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб, несмотря на то, что ФЗ РФ от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" ст.15 ФЗ « Об обороне» , которая регламентировала основные функции Генерального штаба, была исключена.

Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил РФ и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Помимо Генерального штаба в аппарате Минобороны действуют главнокомандующие видами (родами) войск с главными штабами и военными советами.

Для оперативного управления войсками Вооруженных Сил существуют военные округа, флоты. Военный округ является оперативно-стратегическим (оперативно-территориальным) командованием Вооруженных Сил на соответствующем стратегическом направлении. В пределах своих границ органы военных округов осуществляют оперативное руководство объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов по вопросам обороны страны. Флот является оперативным объединением Военно-Морского Флота РФ. Руководит военным округом (флотом) командующий, который осуществляет свою деятельность через соответствующие штабы, управления, отделы округа (флота).

Войсковые соединения и части (армии, дивизии, полки и др.) возглавляют командиры соединений, воинских частей. Командование соединениями и частями они осуществляют через подчиненные им штабы и различные службы.

В систему органов управления обороной входят также военные комиссариаты, образуемые в субъектах РФ, городах и районах, возглавляемые военными комиссарами.

Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г., они создаются Минобороны России и являются его территориальными органами. Организацию деятельности военных комиссариатов осуществляет Генеральный штаб через управления соответствующих военных округов (управление флота). Военные комиссариаты отчитываются о своей деятельности перед Генеральным штабом через управления соответствующих военных округов.

На военные комиссариаты возлагается проведение призыва людских ресурсов, поставка транспорта в сроки и объемах, установленных мобилизационным планом; обеспечение своевременного и полного выполнения планов призыва граждан на военную службу и их отправки в Вооруженные Силы и другие войска, а также планов отбора граждан для поступления на военную службу по контракту; участие совместно с органами здравоохранения в контроле за медицинским обследованием и освидетельствованием граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную службу; содействие образовательным учреждениям в проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе; осуществление воинского учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу и т. д.

Одним из важнейших направлений их деятельности является оказание социальной помощи уволенным из Вооруженных Сил офицерам, прапорщикам, мичманам, членам их семей.

Таким образом, организационная система военного управления в РФ построена на началах строгой централизации, вертикальной связи между ее звеньями, управление и непосредственное руководство работой которых сосредоточено в Министерстве обороны РФ. Именно оно несет ответственность за развитие и состояние Вооруженных сил РФ, их боеготовность, состояние воинской дисциплины.

И альтернативной гражданской службы влечет уголовную ответст­венность по ст. 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации. 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ §1 Понятие, содержание и особенности управления безопасностью Безопасность - это неприкосновенность государственного суверенитета, территориальной целостности и обороноспособно­сти Российской...

Управления: командования объединениями, соединениями, воинскими частями. Территориальные органы военного управления: военные комиссариаты, образуемые Министерством обороны в субъектах РФ, городах (без районного деления), районах. 3. Военная служба и ее административно-правовое регулирование Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами: - ...

Метрология и сертификация; статистика; управление государственным имуществом; антимонопольная деятельность государства; государственные резервы; обеспечение безопасности и др. Административно-правовое регулирование прогнозирования и программирования в социально-экономической сфере Социально-экономические преобразования в Российской Федерации, проведение в жизнь экономической реформы...

Конкретных административно-правовых отношениях. Административная дееспособность общественного объединения – это признанная за ними способность своими действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает и способность общественного объединения нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Контрольная работа

Тема: «Система и административно-правовой статус органов управления образованием»

Санкт-Петербург, 2010г.

Введение

1. Понятие, содержание и правовые основы управления образованием

2. Организация управления в области образования

3. Образовательные учреждения и их правовое положение

Заключение

Введение

Мировой опыт показывает, что функционирование эффективной системы образования современных государств составляет основу их экономического, политического и культурного благополучия, а также конкурентоспособность на мировом рынке. Необходимым средством проведения государственной политики в области образования, его реформирования и обеспечения системой образования ее функций, является законодательство об образовании. Общее образование является базовым во всей системе образования. Именно бесплатная общеобразовательная школа определяла, и будет определять культурно-образовательный уровень населения страны в целом, а тем самым состояние начального, среднего и высшего профессиональное образования, наконец - развитие культуры и науки, промышленности и экономики России. Административно-правовое регулирование призвано обеспечить: реализацию многоуровнего и непрерывного образования; защиту конституционных прав личности на доступность, свободу и плюрализм обучения; диверсификацию существующей образовательной системы с учетом изменений, происходящих в экономике и социальной сфере. Обязанность государства - гарантировать строго определенный соответствующими стандартами качественный уровень образования.

Наряду с наукой и культурой, образование является интеллектуальным и производственным ресурсом, ключевым фактором экономического роста, упорядоченности общественного материального благосостояния. Современные органы управления национальной образовательной системой имеют большие полномочия и ответственны по многим пунктам. Отсюда и проблематика данной контрольной работы: кто управляет современным Российским образованием в целом, какие вопросы контролируются на федеральном уровне и что привносят в процесс образования особенности региональной политики.

1.Понятие, содержание и правовые основы управления образованием

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Гражданам РФ гарантирована возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

В соответствии с Конституцией РФ и законом РФ «Об образовании» Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в ред. от 27.12.2009) // РГ. №172. 31.07.1992. РГ. 29.12.2009. (далее Закон Об образовании) граждане имеют право на бесплатное получение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, при условии, что образование данного уровня гражданин получает впервые.

Осуществление прав граждан в области получения образования обеспечивается реализацией государственной политики в области образования, основывающейся на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единства федерального и образовательного пространства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании: демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений (ст.2 Закона Об образовании). Организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная целевая программа развития образования Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 №803 (ред. от 24.03.2008) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» // СЗ РФ. 09.01.2006. №2. Ст. 186. СЗ РФ. 31.03.2008. . Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования Дмитриев Ю.А., Полянский И.А. Административное право РФ. М., 2008. .

Правовую основу деятельности органов управления в области образования составляют: Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», и другие законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные акты, издаваемые субъектами РФ.

2.Организация управления в области образования

Закон «Об образовании» разграничил компетенцию органов управления образованием между федеральными, субъектов РФ и органами местного самоуправления. Так, ведению федеральных органов подлежат: разработка и реализация государственной политики в области образования; принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области образования; разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования; формирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования; установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений; установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных образовательных учреждений; разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях; установление порядка лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций; установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и др. (ст. 28 Закона Об образовании).

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) , согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 15 июня 2004г. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 №280 (в ред. от 31.03.2009) «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки РФ» // СЗ РФ. 21.06.2004. №25. Ст. 2562. СЗ РФ. 06.04.2009. , является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Деятельность Министерства - его миссия - направлена на реализацию и развитие интеллектуального потенциала нации - главной составляющей устойчивого и динамичного развития России.

К целям Министерства относятся: 1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе; 2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования; 3. Создание условий для активного включения детей, обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества; 4. Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала; 5. Создание условий для активизации инновационной деятельности Www.mon.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. .

Минобрнауки России на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по следующим вопросам: а) образование, включая дошкольное и общее образование, начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, научная, научно-техническая и инновационная деятельность, интеллектуальная собственность (за исключением вопросов авторского права и смежных прав, отнесенных к сфере ведения Министерства культуры РФ); б) формирование приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности РФ; в) координация научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности; г) разработка и утверждение государственных стандартов дошкольного и общего образования, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования; д) деятельность Высшей аттестационной комиссии; е) развитие информационных технологий в сфере образования и науки Дмитриев Ю.А., Полянский И.А. Административное право РФ. М., 2008. .

Минобрнауки РФ возглавляет Министр (в настоящее время Фурсенко Андрей Александрович), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр имеет пять заместителей. Структурными подразделениями Минобрнауки являются департаменты: Департамент комплексной координации программ в сфере образования и науки и организации бюджетного процесса; Департамент государственной политики образования; Департамент государственной научно-технической и инновационной политики; Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей; Департамент стратегии и перспективных проектов в образовании и науки; Департамент международного сотрудничества в образовании и науке; административный департамент.

Министерство образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки. Положение о Службе утверждено Постановлением Правительства от 16 июня 2004г Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 №299 (в ред. от 08.04.2009) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // СЗ РФ. 28.06.2004. №26. Ст. 2668. СЗ РФ. 13.04.2009. . Основными функциями Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам являются: а) обеспечение установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами порядка предоставления в Российской Федерации правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, а также порядка их использования; б) осуществление контроля и надзора за проведением экспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности и выдача охранных документов в установленном законодательством РФ порядке; в) регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности, а также лицензионных договоров и договоров уступки прав в сфере интеллектуальной собственности и публикация сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности; г) осуществление контроля и надзора за соблюдением порядка уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов;
д) проведение аттестации и регистрация патентных поверенных РФ и осуществление контроля за выполнением ими требований, предусмотренных законодательством РФ Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. .

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) согласно Положению о ней, утвержденном Постановлением Правительства от 17 июня 2004г. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 №300 (в ред. от 08.08.2009) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // СЗ РФ. 28.06.2004. №26. Ст.2670. СЗ РФ. 17.08.2009. , является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в установленной сфере деятельности осуществляет: а) контроль и надзор за исполнением законодательства в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров; б) самостоятельно и совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях; в) лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования); г) рассмотрение вопросов, связанных с подтверждением, признанием и установлением эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в РФ; д) рассмотрение вопросов присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, а также лишения (восстановления) указанных ученых званий, вопросов присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук и выдачу соответствующих дипломов установленного образца; е) создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), установление их компетентности.

В субъектах Федерации управление образованием осуществляют соответствующие министерства, комитеты, главные управления, отделы образования. Их компетенция аналогична компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере образования, но осуществляется с учетом региональных масштабов и особенностей деятельности.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования устанавливаются законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Органы местного самоуправления городских округов имеют право создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений. Органы местного самоуправления муниципальных районов вправе осуществлять функции учредителя муниципальных высших учебных заведений, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года (ст. 31 Закона об образовании).

3.Образовательные учреждения и их правовое положение

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные; учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. .

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Важное значение государство придает высшему профессиональному образованию. ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996г. Федеральный закон РФ от 22.08.1996 №125-ФЗ (в ред. от 21.12.2009) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // РГ. 29.08.1996. №164. РГ. 23.12.2009. предусмотрены три ступени высшего профессионального образования - высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Законодательством установлены следующие виды высших учебных учреждений: университет, академия, институт.

Государственные высшие учебные учреждения, находящиеся в ведении РФ, создаются и реорганизуются Правительством РФ по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Высшие учебные учреждения, находящиеся в ведении субъектов России, создаются и реорганизуются органами исполнительной власти субъектов РФ. Муниципальные высшие учебные учреждения создаются и реорганизуются органами местного самоуправления городских округов. Негосударственные высшие учебные заведения создаются учредителем (учредителями) в порядке, установленном законодательством РФ. Лицензия на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии, представителей образовательных учреждений, научных организаций, экспертов из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку. Государственная аккредитация высшего учебного заведения проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлению высшего учебного заведения, согласованному с учредителем (учредителями), в порядке, установленном Правительством РФ Дмитриев Ю.А., Полянский И.А. Административное право РФ. М., 2008. .

Заключение

Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе. В ходе работы установлено, что управление образованием -- это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.

В системе образования продолжают развиваться негативные тенденции: серьезное отставание российских школьников от сверстников из индустриально развитых стран в освоении практически значимых научных представлений и навыков; система профессионального образования не полностью соответствует структуре потребностей рынка труда; высшее образование слабо интегрировано с научной деятельностью; сложившаяся система образования обладает низкой инвестиционной привлекательностью.

Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда; развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений; недрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования и т.д.

Список использованной литературы

Нормативно-правовая

1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с поправками от 31.12.2008) // СЗ РФ. 26.01. 2009. №4. Ст.445.

2. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в ред. от 27.12.2009) // РГ. №172. 31.07.1992., РГ. 29.12.2009.

3. Федеральный закон РФ от 22.08.1996 №125-ФЗ (в ред. от 21.12.2009) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // РГ. 29.08.1996. №164., РГ. 23.12.2009.

4. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 №280 (в ред. от 31.03.2009) «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки РФ» // СЗ РФ. 21.06.2004. №25. Ст. 2562., СЗ РФ. 06.04.2009.

5. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 №299 (в ред. от 08.04.2009) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // СЗ РФ. 28.06.2004. №26. Ст. 2668., СЗ РФ. 13.04.2009.

6. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 №300 (в ред. от 08.08.2009) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // СЗ РФ. 28.06.2004. №26. Ст.2670., СЗ РФ. 17.08.2009.

Основная

1. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А. Административное право РФ. - М.: Эксмо, 2008.

2. Административное право России. Часть 2 / Под ред. А.П. Коренева. - М.: Щит, 2002.

3. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2005.

4. Административное право / Под ред. Д.Н. Бахрах. - М.: Норма, 2007. Ресурсы интернета: www.mon.gov.ru - Сайт Министерства образования РФ

Подобные документы

    Понятие, сущность и задачи государственного управления образованием; органы управления в сфере образования РФ. Институциональное и нормативно-правовое регулирование по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Государственное регулирование образования в Российской Федерации, система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление образованием. Полномочия органов управления образованием, особенности экспертизы и лицензирования.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2010

    Организационно-правовые формы государственного управления образованием в РФ. Общеобразовательные и профессиональные программы. Условия аттестации образовательного учреждения. Компетенция органов управления образованием. Необходимые условия для учебы.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    курсовая работа , добавлен 01.11.2010

    Законодательные акты, регулирующие деятельность органов управления в образовании. Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти. Отраслевые органы в системе государственного управления образованием в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 08.11.2012

    Общественные отношения в сфере государственного управления. Понятие, содержание и правовые основы управления социальной культурной сферой. Функции управления в области социально-культурного строительства. Управление образованием, наукой и культурой.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Основы управления обороной, ее административно-правовое регулирование. Взаимоотношения ОВД с органами военного управления. Система и административно-правовой статус органов государственной безопасности. Охрана государственной границы. Пограничные режимы.

    реферат , добавлен 25.05.2008

    Выявление компетенции органов управления образованием различных уровней и пункты исключительной компетенции каждого из них на основе анализа соответствующих статей законодательства. Рассмотрение политики Российского государства в сфере образования.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    Управление образованием и наукой различными государственными и муниципальными органами, их права и обязанности. Компетенция органов управления образованием субъектов РФ. Образовательные и научные учреждения и сообщества, принципы их деятельности.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2011

    Государственная система управления образованием в Российской Федерации. Управление образованием на муниципальном уровне в российской образовательной системе. Проблемы внедрения инновационных форм управления муниципальным дошкольным образованием.

Организация и осуществление процесса получения образования

В современных условиях национальное образование рассматривается как один из видов стратегического ресурса любого развитого современного государства . Ее качество и эффективность применения в практических целях позволяют предотвращать вызовы, возникающие в наиболее важных сферах организации общественной жизни: экономике , безопасности, сохранении идентичности самого государства.

По данным Статистического института ЮНЕСКО на конец 2004 г., 82,2% населения планеты в возрасте старше 15 лет умели читать и писать (это является критерием грамотности). В абсолютных цифрах это составило 781 млн человек , из которых 501 млн — женщины.

Подавляющее большинство неграмотного населения проживает в следующих восьми государствах: Бангладеш, Египет, Индия, Индонезия, Китай, Пакистан, Нигерия, Эфиопия. Грамотность среди населения Европы составила 98,8%, а в Африке только 62,5%. В России 0,6%, или 676 тыс., населения считаются неграмотными (более 500 тыс. из них женщины).

В 2006 году примерно 3% от объема ВВП России выделялось на организацию в стране образовательного процесса. В развитых странах на эти цели расходуется в среднем около 4,5% от национального объема ВВП. В 2006 году в России насчитывалось в два раза больше высших учебных заведений (государственных и негосударственных) по сравнению с 1990 г. Россия занимает ведущие позиции в мире по числу студентов в соотношении с общей долей населения (50 студентов на 1 тыс. населения). Во Франции этот показатель составляет около 35 студентов на 1 тыс. населения.

Ведущие страны мира перешли на двухступенчатую систему высшего образования — бакалавриат и магистратуру. В России до 2009 г. законодательно предусматривались три уровня высшего образования: бакалавриат, специалист, магистратура. Позже к 2011 г. предусмотрен переход на двухступенчатую систему высшего образования.

Текущим законодательством России предусмотрено, что бакалавры-юристы не могут занимать должности по таким ведущим юридическим профессиям, как судья , прокурор , нотариус.

После распада СССР в Российской Федерации наблюдается бурное развитие высшего образования. Но в основном он отражает количественные характеристики. По сравнению с началом 90-х гг. XX в. общая численность студентов увеличилась в 2,5 раза. Наиболее популярными на протяжении длительного времени остаются специальности юриста и экономиста.

В СССР всего было 650 учебных заведений (примерно на 275 млн человек населения), а в современной России — около 3 тыс. вместе с филиалами (примерно на 142 млн человек). Отметим и еще одну особенность, объясняющую рост численности вузов и студентов. Председатель

Одной из проблем образовательного процесса в России все четче проявляется проблема качества знаний. В рейтинге вузов ведущих стран мира по результатам 2004 г. МГУ было отведено только 66 место, а СПбГУ — в четвертой сотне.

Одним из общепризнаваемых в мире признаков и критериев качества национального образования является численность иностранных студентов. На протяжении многих лет США являются мировым лидером на рынке образовательных услуг. В 2004—2005 годах в США обучались 565 тыс. иностранных студентов. Великобритания, занимающая второе место, уступает по этому показателю США в два раза.

По относительному числу студентов, обучающихся в США, лидирует Южная Корея — 112 студентов на 100 тыс. населения. По этому показателю она опережает Канаду — 85 студентов. У Индии — восемь, а у Китая — пять студентов на 100 тыс. населения. Значительная часть иностранных студентов уже имеют высшее образование. Среди китайских студентов таких 79%, среди индийских — 72,5%, среди корейских — примерно 50%, среди российских студентов — 52,5%.

Российское законодательство в области образования включает в себя Конституцию РФ , Федеральный закон «Об образовании», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.

В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г.) в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров и присуждения ученых степеней действует высшая аттестационная комиссия Министерства образования РФ (ВАК России). ВАК руководит диссертационными советами вузов и научных организаций.

Правительством РФ утвержден единый реестр ученых степеней и ученых званий, которым установлены: ученая степень доктора наук по отрасли науки; ученая степень кандидата наук по отраслям науки; ученое звание профессора по специальности; ученое звание доцента по специальности; ученое звание профессора по кафедре образовательного учреждения; ученое звание доцента по кафедре образовательного учреждения.

По количеству научных работников на 1 млн населения Россия находится на одном уровне с Канадой и Германией — около 3,5 тыс. человек . Однако эффективность отдачи от их исследований в виде реальных внедрений в практику деятельности далеко не одинакова. За период 1995—2005 гг. Россия заняла восьмое место в мире по количеству опубликованных научных работ. Однако по частоте ссылок на них — только восемнадцатое.

Для сравнения отметим, что ученые США опубликовали 2,8 млн статей, которые были процитированы 36,2 млн раз. В среднем если каждую статью российского ученого в мире цитируют менее трех раз, то американского — тринадцать раз. Для ученых ведущих стран мира средняя цифра ссылок на публикации составляет 5—6 раз. По этому показателю качества и актуальности научных публикаций Россию опережают не только страны большой семерки, но Голландия и Китай.

Из почти 4 тыс. диссертационных советов, действовавших в 2006 г. в России, в конце 2007 г. осталось чуть более 2 тыс.

В 2007 году доля отдельных государств в общем объеме производства высокотехнологичной продукции выглядела следующим образом: США — 36% (около 5% численности населения Земли); Европейский Союз — 18% (около 8%); Китай — 17% (около 20%); Япония — 16% (около 2%); Россия — 0,2—0,3% (около 2%)2. К техническому отставанию России следует добавить, что средний возраст работников на российских промышленных предприятиях в феврале 2009 г. составлял более 50 лет, а износ основных фондов — от 50 до 74%. Доля сырья в современном российском экспорте превышает 70%, а в СССР (1985) — менее 54%.

В контексте излагаемого показателен и другой пример. Среди 500 крупнейших компаний мира в 2006 г. находилось 37 нефтегазовых концернов.

Из них три были российскими. Но среди ведущих компаний, производящих биотехнологии, компьютеры, ИТ-оборудование и программное обеспечение, российские фирмы отсутствуют.

В 2006 году доля России в мировом обороте наукоемкой продукции составляла 0,3%, а доля Китая — 6%. В то же время по данным МИДа России, в нашей стране проживают 12% ученых всего мира. Не совсем удовлетворительное положение дел в микроэлектронной промышленности наиболее ярко иллюстрирует отставание России от других стран.

В 1990 году эта отрасль на 100% удовлетворяла потребности гражданского и военного секторов экономики. В 2005 году доля импортной продукции составила 93,7%, а отечественной — только 6,3%.

Стремительно растут бюджетные расходы государств на исследования, проводимые в области нанотехнологий. Впервые будущее этого революционного по своей сути научного направления предсказал еще в 50-х гг. XX столетия лауреат Нобелевской премии физик Ричард Фейнман. Тогда это казалось фантастикой. Но уже в 1998 г. на эти цели США выделили 200 млн дол., а Япония с Западной Европой — по 180 млн дол. В 2006 году безусловным лидером были США — 1351 млн дол. Япония на эти цели затратила 990 млн дол., Западная Европа — 1150 млн дол., а Россия — только 100 млн дол.

Ведущая роль мирового лидера в экономике США базируется на мощном научном потенциале. Цифры свидетельствуют о следующем.

Из более 220 продолжающих работать лауреатов Нобелевской премии в области науки около 70% работали в США. Остальные лауреаты работают в следующих странах: 13 — в Великобритании; 11 — в Германии; девять — в Швейцарии; восемь — во Франции; четыре — в Японии; по три — в Дании, Швеции, Италии, Израиле и Австралии; по одному — в Канаде, Китае, Нидерландах, Бельгии и на Тайване.

В России из лауреатов Нобелевской премии остался только академик Ж. Алферов Для сравнения отметим, что в 1980 г. в СССР работали семь нобелевских лауреатов в области науки (академики Капица, Семенов, Басов, Прохоров, Канторович, Франк и Черенков).

Из примерно 40 живущих в мире лауреатов Филдовской медали (аналог Нобелевской премии для математиков) восемь являются гражданами России. Это второй показатель после США. Однако шесть из них работают в США и один во Франции. Всего в США работают 21 лауреат Филдовской премии, восемь — во Франции, пять — в Англии, два — в Японии, по одному — в ФРГ, Бельгии и России (Перельман).

Сам ход исторического развития общественных отношений, базирующихся на передовых технологиях, ставит перед современными государствами задачи, успешное решение которых требует огромного напряжения интеллектуальных и финансовых усилий. Несмотря на предпринимаемые усилия, из России наблюдается «утечка мозгов».

Это свидетельствует об определенном скепсисе по отношению к успешному развитию в России научного инновационного процесса. По сведениям Национальной ассоциации инноваций , научная эмиграция из России в США в 2009 г. составила 48 000 человек, в Израиль — 12 000, в Австралию — 10 000. Только в США на постоянной основе трудятся около 1 млн российских ученых, которые создают более 25% американских технологических новинок.

Впервые РАН была создана Петром I как государственная организация.

Президент Академии всегда назначался царем. В советское время президенты в соответствии с уставом академии избирались научным сообществом. Однако практически по любому серьезному вопросу негласно требовалось получение одобрения от курирующего науку отдела ЦК КПСС. В советский период во главе РАН стояли такие яркие личности , как академики2 Карпинский Александр Петрович (с 1917 по 1936 г.); Комаров Владимир Леонтьевич (с 1936 по 1945 гг.); Вавилов Сергей Иванович (с 1945 по 1951 г.); Несмеянов Александр Николаевич (с 1951 по 1961 г.); Келдыш Мстислав Всеволодович (с 1961 по 1975 г.); Александров Анатолий Петрович (с 1975 по 1986 г.); Марчук Гурий Иванович (с 1986 по 1991 г., умер 24 марта 2013 г.). С 1991 года Президентом РАН является академик Осипов Юрий Сергеевич. 30 мая 2008 г. он был переизбран на очередной пятилетний срок.

Выдающийся российский ученый академик Владимир Вернадский считал, что наука должна быть свободна. Организация научной работы должна принадлежать «свободному научному творчеству» ученых. Задачей государства должна быть «не государственная организация науки, а государственная помощь научному творчеству нации».

В современной России президент РАН также избирается научным сообществом и утверждается Президентом РФ. В соответствии с Уставом РАН «избранный общим собранием президент Российской академии наук вступает в должность после его утверждения Президентом Российской Федерации». До процедуры утверждения вновь избранный президент считается исполняющим обязанности. «Если Президент РФ принимает решение о неутверждении президента Российской академии наук, избранного общим собранием, вновь избранный президиум РАН назначает из состава избранных вице-президентов РАН исполняющего обязанности президента».

Правительство РФ уполномочено утверждать Устав РАН, а также определять численность академиков и членов-корреспондентов.

В 2006 году 2/3 их численности были старше 70 лет.

Процедура избрания в РАН разбита на три этапа. Вначале за кандидата голосует секция, затем — отделение. На третьем этапе голосование проходит на Общем собрании РАН. В соответствии с уставом академии в выборах действительных членов РАН участвуют только академики.

В выборах членов-корреспондентов участвуют все члены РАН. Выборы проводятся не реже одного раза в три года. Члены РАН избираются на пожизненный срок.

Система и административно-правовой статус органов управления культурой

К категории социально-экономических прав относят культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права .

5) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда РФ за пределы Российской Федерации.

2. К полномочиям субъекта РФ в области архивного дела относятся:

1) проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта РФ;

2) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов: а) государственных архивов субъекта РФ, музеев, библиотек субъекта РФ, б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта РФ, в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта РФ (далее — организации субъекта РФ);

3) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта РФ, в собственность Российской Федерации, иных субъектов РФ и (или) муниципальных образований.

3. К полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся:

1) хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов: а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек, б) муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений (далее — муниципальные организации);

2) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности , в собственность Российской Федерации, субъектов РФ, иных муниципальных образований.

Росархив осуществляет формирование, обеспечение сохранности и использование Архивного фонда РФ. Архивный фонд подразделяется на государственную и негосударственную части. Разграничение архивных фондов на указанные группы производится в зависимости от формы собственности субъектов, осуществляющих хранение документов.

Высшим должностным лицом Росархива является руководитель федеральной архивной службы России, который по должности обладает статусом Главного государственного архивиста России.

Система и административно-правовой статус органов управления здравоохранением, физической культурой и спортом

Судебные инстанции в мире современного спорта Высшей судебной инстанцией в мире современного спорта является Арбитражный спортивный суд в Лозанне. Самыми известными арбитражными центрами на сегодняшний день являются Бельгийская арбитражная комиссия по спорту (Comission Beige d’arbitrage pour le sport), Национальный спортивный центр по разрешению споров в Австралии (National Sport Dispute Center), Палата по разрешению споров в области спорта в Италии и т.д. (Camera di Conciliazione е Arbitrato per lo Sport). На международном уровне действует Международный спортивный арбитражный совет (International Council of Arbitration for Sport), при котором был создан известный сегодня Международный спортивный арбитражный суд (Court of Arbitration for Sport), который уполномочен рассматривать все споры, возникающие в области спорта на международном уровне.

Отличительной особенностью практически всех спортивных арбитражных центров, в том числе и Международного спортивного арбитражного суда, является их особое место в системе третейских судов.

Являясь весьма специфической сферой общественных отношений, спорт занимает также особое место и плане правового обеспечения. Зачастую конфликты, возникающие в области спорта, подлежат разрешению не только в соответствии с действующим законодательством, но и с нормами международных и национальных спортивных организаций.

В Российской Федерации сложилась следующая система управления спортом.

  1. Совет при Президенте РФ по физической культуре и спорту, определяющий идеологию развития российского спорта.
  2. Министерство спорта Российской Федерации.
  3. Национальный олимпийский комитет России, являющийся общероссийским союзом физкультурно-спортивных объединений, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. Он возглавляет олимпийское движение России, разрабатывает и проводит единую политику развития спорта высших достижений при взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
  4. Национальные федерации, отвечающие за развитие отдельных видов спорта.
  5. Спортивные клубы, объединяющие спортсменов, организаторов спорта, тренеров, иных специалистов в целях создания условий для подготовки и участия спортсменов в соревнованиях. Спортивные клубы могут иметь различный юридический статус — от общественных организаций до ООО, ЗАО, ОАО и даже ФГУП. В современных условиях они все чаще выступают в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов.
  6. Иные звенья спорта, связывающие в единую цепочку профессионалов и любителей, молодежь, детей , ветеранов и инвалидов, респектабельных болельщиков и подростков-фанатов, а также всех тех, кто более или менее регулярно занимается спортом или просто проявляет к нему интерес.

Министерство спорта Российской Федерации (Минспорта России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также по оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.

В соответствии с установленным регламентом Министерство спорта РФ:

  • является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;
  • на основании и во исполнение Конституции РФ , федеральных конституционных законов , федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;
  • в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта отнесены:

  • разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, принятие и реализация программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;
  • участие в организации мероприятий по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации к Олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям и по участию в таких соревнованиях;
  • организация и проведение межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий;
  • участие в организации межрегиональных и всероссийских официальных спортивных мероприятий;
  • участие в организации на территории Российской Федерации Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, чемпионатов и кубков Европы, иных международных спортивных соревнований с учетом требований, установленных соответствующими международными спортивными организациями;
  • организация и проведение всероссийских спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, международных спортивных соревнований указанных лиц, включая Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры, а также подготовка к таким спортивным соревнованиям;
  • аккредитация общероссийских спортивных федераций;
  • разработка технических регламентов о спортивном инвентаре и оборудовании;
  • материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации;
  • организация проведения всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе , разработка программ и методических рекомендаций по физической подготовке таких граждан;
  • осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
  • научно-методическое обеспечение в области физической культуры и спорта, а также организация издания научной, учебной и научнопопулярной литературы по физической культуре и спорту;
  • организация строительства и реконструкции объектов спорта;
  • разработка и утверждение программ и учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных групп населения;
  • подготовка военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
  • организация научных исследований в области физической культуры и спорта;
  • учреждение государственных наград Российской Федерации, иных наград и почетных званий, премий и других форм поощрения Российской Федерации в области физической культуры и спорта (вступил в силу с 1 января 2009 г.);
  • обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта;
  • организация функционирования единой системы учета спортивных паспортов;
  • содействие развитию детско-юношеского, молодежного, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта;
  • иные установленные федеральными законами полномочия.

С 1 января 2009 г. вступили в силу полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта, переданные органам государственной власти субъектов РФ (ст. 7): по оформлению и ведению спортивных паспортов. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета .

К полномочиям субъектов РФ в области физической культуры и спорта относятся (ст. 8):

  • определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах РФ, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта;
  • учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта субъектов РФ;
  • организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а именно: установление порядка проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов РФ;
  • утверждение и реализация календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов РФ;
  • содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов РФ;
  • информационное обеспечение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
  • утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ;
  • организация развития национальных видов спорта, в том числе установление порядка проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в субъектах РФ;
  • присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном Положением о Единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях ;
  • реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах РФ;
  • организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;
  • обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки;
  • осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионов мира, чемпионов Европы, имеющим почетные спортивные звания, ведомственные награды органов государственной власти в области физической культуры и спорта или награжденным государственными наградами Российской Федерации за заслуги в области физической культуры и спорта.

В целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований к полномочиям органов местного самоуправления отнесены (ст. 9):

  • определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;
  • популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;
  • организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
  • утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
  • организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
  • содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
  • утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение;
  • участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд соответствующего субъекта РФ, проводимых на территориях муниципальных образований;
  • оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;
  • осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и уставами муниципальных образований полномочий.

В субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области физической культуры и спорта устанавливаются законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Минспорта оказывает поддержку некоммерческим организациям , осуществляющим деятельность в области физкультуры и спорта. Оно уполномочено вести федеральный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки.

Спортивный арбитражный суд РФ

Олимпийским комитетом России совместно с Ассоциацией спортивного права России (Ассоциация объединяет ведущие физкультурноспортивные объединения России с целью развития правовых механизмов защиты прав и интересов всех субъектов спортивной деятельности) было принято решение о создании первого в России специализированного третейского суда, рассматривающего споры, возникающие в области физической культуры и спорта.

Для этого Олимпийский комитет России и Ассоциация спортивного права России выступили учредителями автономной некоммерческой организации «Спортивная арбитражная палата», при которой в соответствии с ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» был создан Спортивный арбитражный суд РФ.

Решением президиума автономной некоммерческой организации «Спортивная арбитражная палата» были утверждены положение, регламент и список арбитров спортивного арбитражного суда.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» были направлены соответствующие уведомления об образовании постоянно действующего третейского суда с копиями всех необходимых документов в компетентные государственные суды (Арбитражный суд г. Москвы и Хамовнический районный суд г. Москвы).

Президентом Спортивного арбитражного суда РФ был избран ректор Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор Кутафин Олег Емельянович (умер в декабре 2008 г.), вице-президентами представитель Президента РФ в Государственной Думе Котенков Александр Алексеевич и доктор юридических наук, профессор Мальцев Геннадий Васильевич.


К категории социально-экономических прав относят культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.
В статье 44 Конституции Российской Федерации сказано, что каждому гражданину гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Он имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Органы исполнительной власти не вправе утверждать репертуары театров, киностудий и других объектов культуры, а также утверждать сценарии кинофильмов и постановочные планы театров - подобные методы государственной политики были свойственны централизованному управлению культурой в СССР. Министерства и ведомства, действующие в сфере культуры, призваны стимулировать различные проявления творческой активности, независимо от их идеологической направленности.
Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации, осуществляет целевое финансирование разработки и осуществления таких программ.
К федеральному органам исполнительной власти в области культуры Российской Федерации относится Министерство культуры Российской Федерации (в ее состав входят: Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия; Федеральное архивное агентство).
Определенные задачи в области культуры возлагаются на Федеральное агентство по информационным технологиям и на Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, которые входят в состав Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Министерство культуры Российской Федерации «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историкокультурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав, а также по нормативноправовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением нормативно-правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав) и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии»1.
Важнейшим направлением деятельности Министерства культуры является программно-целевое регулирование: разработка и реализация федеральных, республиканских и региональных культурных программ и обеспечение их финансирования. Министерство осуществляет эти полномочия по согласованию с творческими союзами и иными общественными объединениями: представители наиболее крупных из таких объединений входят в состав коллегии Министерства и принимают непосредственное участие в разработке и реализации программ развития культуры.

Федерации»
Министерство культуры использует различные меры поощрения творческой деятельности: представление работников культуры и искусства к государственным наградам, премиям и в том числе почетным званиям, присвоение театрам и художественным коллективам независимо от их подчиненности звания «академический».
Министерство культуры координирует деятельность различных структур, направленных на поддержку театров, музеев, библиотек, учебных заведений. На уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления эти задачи и функции выполняют соответствующие структуры (главные управления, управления, отделы).
Федеральное архивное агентство находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере архивного дела. В установленной сфере деятельности оно осуществляет:
а) оказание государственных услуг в сфере архивного дела;
б) государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, ведение Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации;
в) обеспечение соблюдения правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.
Законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из Федерального закона «Об архивном
деле в Российской Федерации», других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральное архивное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная архивное агентство России обеспечивает государственное регулирование развития архивного дела, осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных и ведомственных архивов, контролирует соблюдение законодательства в области архивного дела. Федеральная служба осуществляет свою деятельность на основе Положения о ней1 . В систему Росархива входят федеральные и центральные государственные архивы, центры хранения документации, районные и городские архивы.
В соответствии со статьей 4. Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» К полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относятся: разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела; установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил; хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек;
б) федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, в том числе органов прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
в) государственных внебюджетных фондов;
г) государственных академий наук и организаций государственных академий наук;
д) федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений, в том числе расположенных за пределами Российской Федерации; решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований; решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы Российской Федерации. К полномочиям субъекта Российской Федерации в области архивного дела относятся;

Федерации» проведение государственной политики в области архивного дела на территории субъекта Российской Федерации; хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;
б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации;
в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (далее - организации субъекта Российской Федерации); решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований. К полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся: хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных
фондов:
а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек;
б) муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений (далее - муниципальные организации); решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иных муниципальных образований.
Росархив осуществляет формирование, обеспечение сохранности и использование Архивного фонда Российской Федерации. Архивный фонд подразделяется на государственную и негосударственную части. Разграничение архивных фондов на указанные группы производится в зависимости от формы собственности субъектов, осуществляющих хранение документов.
Высшим должностным лицом Росархива является руководитель федеральной архивной службы России, который по должности обладает статусом Главного государственного архивиста России.

Еще по теме Система и административно-правовой статус органов управления культурой:

  1. Система и административно-правовой статус органов управления здравоохранением, физической культурой и спортом
  2. 17.1. Система и административно-правовой статус органов управления образованием и наукой Организация и осуществление процесса получения образования