Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в ней. III

Трудовое законодательство регулирует сферу трудовых отношений, которые возникают между стороной работодателя и работника. Основанием для возникновения соответствующих взаимоотношений является специальный документ - это акт, который свидетельствует о назначении гражданина на должность, а также трудовой договор, регламентирующий условия и особенности выполнения трудовых обязанностей.

Что такое акт назначения на должность

Акт назначения на должность в соответствии с трудовым законодательством рассматривается как факт возникновения административных и трудовых отношений. Содержание данного документа включает в себя все полномочия и обязанности лиц, которые приступают к выполнению трудовых обязанностей на должности государственного служащего и реализуют свои полномочия в отношении третьих лиц. Соответствующие трудовые отношения возникают между следующими объектами:

  • гражданином, выполняющим определенные трудовые обязанности;
  • государством.

Трудовые обязанности могут возникнуть исключительно после составления и издания ответственным государственным органом правового акта, который действует в локальных пределах. Обычно это документ установленной формы: приказ или трудовое распоряжение.

В процессе рассмотрения правоотношений, которые возникают между государственными и муниципальными органами и гражданами, данная сфера рассматривается в поле трудового законодательства. Основанием для такой ситуации является сложный правовой состав, основными элементами которого служат следующие документы:

  • акт о назначении на должность;
  • служебный контракт (трудовой договор), который заключается с государственными работниками.

Акт о назначении на должность в качестве самостоятельного документа не выступает основанием для возникновения служебных отношений. Для организации таких правоотношений обязательным является наличие полного перечня документации: акта о назначении на должность и служебного контракта. Возникновение служебных отношений основано на соблюдении определенной процедуры, а также выполнении строгого алгоритма действий:

  • организация конкурса или внеконкурсное назначение на должность;
  • составление и выдача акта о назначении лица на должность государственного служащего.

Утверждение лица на должность государственного служащего происходит после выдачи приказа или распоряжения от имени работодателя, который издается на основании заключенного ранее трудового договора. Содержание такого документа должно полностью соответствовать всем условиям служебного контракта. Таким образом, возникновение трудовых правоотношений связано с заключением служебного контракта, что становится поводом для составления акта о назначении. Приказ или распоряжение выступает в роли технической детали, которая констатирует факт возникновения трудовых правоотношений.

Утверждение в должности. Трудовой договор

В большинстве случаев трудовые отношения между работодателем и работником регулируются трудовым договором, который является юридическим основанием, порождающим и сопровождающим трудовые взаимоотношения. С помощью такого документа, как трудовой договор, особы имеют возможность полностью реализовать свои способности к выполнению трудовых обязанностей, предопределяют условия труда, обязанности сторон.

Трудовой договор - это официальное соглашение между стороной работодателя и работника. Данный документ оформляется в письменной форме и обязывает работодателя:

  • предоставить сотруднику рабочее место для выполнения определенных трудовых функций;
  • максимально обеспечить нормальные условия работы, которые регламентируются трудовым законодательством;
  • своевременно выплачивать заработную плату в установленном размере.

Сторона работника обязуется полностью выполнять все трудовые функции в интересах работодателя, а также при его контроле, соблюдать установленные правила. Трудовой договор выступает основным юридическим средством, которое позволяет при выполнении трудовых обязанностей полностью учесть все интересы и права стороны работника и работодателя.

Данный документ устанавливает определенные гарантии для лиц, которые являются субъектами трудовых отношений.

В трудовом договоре регламентируются и гарантируются такие трудовые условия, как продолжительность рабочего дня, наличие выходных, праздников и ежегодного отпуска, который оплачивается работодателем.

Трудовой договор может заключаться на различный срок: неопределенный период или же на установленный срок, который не может превышать пяти лет, если иной срок не предусматривается действующим законодательством. Трудовой договор считается правомерным и действительным, если в нем в полной мере указаны достоверные данные:

  • инициалы работника и работодателя (физического или юридического лица);
  • данные о документации, которая удостоверяет личности сторон;
  • личные идентификационные налоговые номера работника и работодателя;
  • подробные данные о законном представителе работодателя, который имеет право подписать трудовой договор, и юридические основания, в соответствии с которыми данное лицо наделено полномочиями;
  • Место и дата подписания документа.

Помимо личных данных сторон, а также адресных сведений, которые касаются момента заключения трудового договора, в данной бумаге прописываются необходимые условия, которые непосредственно касаются вопросов выполнения трудовых обязанностей:

  • точное место работы (наименование и место нахождения);
  • определенная трудовая функция (должность, штатное расписание, профессия, специальность и квалификация);
  • дата начала работы, срок действия трудового договора;
  • условия, которые регламентируют оплату труда (ставка, оклад, доплаты, надбавки, авансы и др.);
  • режим работы и отдыха;
  • характер работы;
  • условия труда на рабочем месте;
  • социальное страхование, гарантии и компенсации.

Возникновение трудовых отношений в результате назначения на должность или утверждения в должности

Трудовые отношения могут возникать на основании наличия сложного механизма в отношении конкретного фактического состава. Основными видами правовой документации в подобных делах являются:

  • акт, который свидетельствует о назначении на определенную должность или подтверждает факт утверждения в должности;
  • трудовой договор.

Соответствующий состав документации в обязательном порядке требуется для разграничения лиц в должностях государственной гражданской службы категорий, которые предусмотрены трудовым законодательством. Среди таких категорий:

  • руководители;
  • помощники;
  • специалисты;
  • обеспечивающие специалисты.

Утверждение лиц на гражданской государственной службе или же замещение одними особами иных возможно путем организации конкурса, если иной порядок не предусматривается законодательством. Конкурс включает в себя оценку уровня профессионализма всех претендентов на должность гражданской службы, а также соответствие граждан основным квалификационным требованиям для выполнения основных обязанностей государственной службы.

Акт, который свидетельствует о назначении лиц на должность, требуется в различных случаях, которые предусматриваются трудовым законодательством.

Соответственно, юридические лица вправе назначать граждан на должность руководителей различных представительств и отдельных филиалов, на основании лично составленной доверенности.

Возникновение трудовых отношений между работодателем и работником на основании акта о назначении или утверждении на должности, трудового договора обычно регламентируется в уставной документации любой организации. Назначение граждан на должности осуществляется также на основании действующего трудового законодательства и прочих нормативных актов, которые устанавливают трудовые отношения.

Подобный порядок формирования управленческого аппарата любой организации или компании предусмотрен большинством уставных фондов.

Трудовым законодательством не устанавливается смысловая доминанта в отношении акта о назначении на должность или утверждения лица на должности. Для возникновения трудовых отношений в законном поле потребуется также заключение трудового договора, в котором будут регламентированы все права и обязанности лиц, назначенных на определенную должность.

1. Назначение сотрудника на должность осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
2. Перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы (номенклатура должностей) о заключении контракта, назначений на должности, перемещении, освобождении, увольнении сотрудников, а также присвоении им специального звания (приказы по личному составу), определяется первым руководителем специального государственного органа.
3. Назначение сотрудника на должность производится с учетом уровня образования и профессиональной подготовки, его психологических качеств, состояния здоровья и иных обстоятельств, предусмотренных настоящим Законом.
4. Назначение сотрудников на должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной специальности с учетом имеющегося опыта служебной деятельности. При необходимости использования сотрудников на должностях по новой для них специальности, их назначению на эти должности должна предшествовать соответствующая переподготовка.
5. Сотрудник, имеющий звание офицерского состава, зачисленный на очную форму обучения в специальное (военное) учебное заведение, адъюнктуру, докторантуру, где предусмотрена подготовка офицера по программе послевузовского высшего профессионального образования, освобождается от ранее занимаемой должности и назначается на должность адъюнкта или докторанта.
Сотрудник, имеющий звание сержантского или офицерского состава, проходящий переподготовку и повышение квалификации в специальном (военном) учебном заведении, без освобождения от занимаемой должности является слушателем.
Сотрудник, не имеющий звания офицера, зачисленный в специальное (военное) учебное заведение, освобождается от ранее занимаемой должности и назначается на должность курсанта, предусмотренную для лиц, обучающихся в указанном учебном заведении.
Гражданин, зачисленный в специальное (военное) учебное заведение, назначается на должность курсанта, предусмотренную для лиц, обучающихся в указанном учебном заведении.
При зачислении в специальное (военное) учебное заведение за сотрудником (гражданином) сохраняется ранее присвоенное ему звание.
6. Сотрудники, не зачисленные в специальное (военное) учебное заведение, адъюнктуру, докторантуру, возвращаются в подразделения, из которых они были направлены для поступления в указанное учебное заведение, на ранее занимаемые ими должности.
7. Сотрудники, окончившие специальные (военные) учебные заведения, адъюнктуру, докторантуру, назначаются на должности офицерского состава, подлежащие замещению лицами с необходимым уровнем образования и предусмотренные Перечнем должностей и соответствующих им специальных званий в специальном государственном органе, утверждаемым Президентом Республики Казахстан (далее – Перечень должностей).
При невозможности назначения на указанные должности такие сотрудники назначаются на иные должности, родственные по профилю подготовки (в исключительных случаях зачисляются в распоряжение соответствующего начальника для дальнейшего назначения на должность).
8. При назначении на должности соблюдаются следующие условия:
1) на должности, подлежащие замещению составом сержантов и офицерским составом, назначаются сотрудники соответствующего состава.
При невозможности назначения на указанные должности сотрудников соответствующего состава на них могут быть назначены сотрудники нижестоящего состава в порядке, определяемом первым руководителем специального государственного органа;
2) назначение на должности сотрудников, зачисленных в распоряжение соответствующих начальников, производится в возможно короткий срок, не превышающий сроки, установленные пунктом 4 статьи 33 настоящего Закона;
3) представляется заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к службе;
4) в случае, если сотруднику отказано в допуске к сведениям, составляющим государственные секреты, или указанный допуск прекращен, он назначается в установленном порядке на должность, не связанную с допуском к сведениям, составляющим государственные секреты, или подлежит увольнению со службы;
5) сотрудникам, состоящим между собой в близком родстве, в соответствии с законодательством Республики Казахстан не разрешается проходить службу при их непосредственном подчинении друг другу.
9. Сотрудники могут назначаться на вышестоящую, равную или нижестоящую должности.
10. Должность считается вышестоящей, если соответствующим Перечнем должностей ей соответствует более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности, а при равенстве предусмотренных штатом специальных званий более высокий уровень квалификационных требований или органа управления.
11. Назначение сотрудника на вышестоящую должность производится в порядке продвижения по службе.
На вышестоящую должность назначается сотрудник, рекомендованный аттестационной комиссией органа, в которой он проходит службу, проявивший при исполнении обязанностей по службе высокие профессиональные качества и организаторские способности.
12. Должности считаются равными, если им соответствуют равное специальное звание, а также равные квалификационные требования или уровень органов управления.
Назначение сотрудника на равную должность производится:
1) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
2) для целесообразного использования сотрудника на службе;
3) по семейным обстоятельствам согласно рапорту сотрудника, проходящего службу по контракту, при наличии условий, предусмотренных подпунктом 2) пункта 2 статьи 49 настоящего Закона;
4) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.
14. Должность считается нижестоящей, если ей соответствуют низшее специальное звание, а также более низкие квалификационные требования или уровень органов управления.
15. Назначение на нижестоящую должность производится:
1) с согласия сотрудника:
в связи с организационно-штатными мероприятиями при отсутствии вакантной должности, равной его профилю подготовки;
по семейным обстоятельствам, определенным подпунктом 2) пункта 2 статьи 49 настоящего Закона, подтверждающимся актом обследования семейно-имущественного положения, типовая форма которого утверждается Правительством Республики Казахстан;
по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;
в период нахождения в распоряжении начальника, за исключением обстоятельств, определенных подпунктом 4) пункта 4 статьи 33 настоящего Закона;
2) без согласия сотрудника по заключению аттестационной комиссии в случае неоднократных (два и более раз в течение одного года) нарушений порядка и правил прохождения службы, не являющихся основаниями для расторжения контракта, не ниже чем на одну ступень.
16. При назначении сотрудника на должность, освобождении от должности, зачислении в распоряжение начальника, увольнении, присвоении, снижении, лишении специального звания, а также при заключении нового контракта оформляется представление в порядке, определяемом первым руководителем специального государственного органа.

размер шрифта

УКАЗ Президента РФ от 16-09-99 1237 (ред от 11-02-2013 с изменениями вступившими в силу с 11-02-2013) ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ... Актуально в 2018 году

Статья 11. Порядок назначения на воинские должности

1. Назначение офицеров на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, осуществляется указами Президента Российской Федерации.

2. Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, назначает военнослужащих на следующие воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга:

а) командир полка, другой равной воинской части (арсенала, испытательного центра, базы хранения и снабжения), бригады;

б) заместитель командира бригады, дивизии, корпуса и им равных соединений, заместитель командующего армией и ей равных объединений;

в) заместитель (помощник) командующего (командира), начальника рода войск и службы, начальник управления, направления и его заместитель, начальник штаба тыла, начальник отдела военного округа (группы войск, округа Военно - воздушных сил и противовоздушной обороны), флота (группировки войск и сил), Воздушно - десантных войск, главного командования вида Вооруженных Сил Российской Федерации, главного, центрального управления, начальник, заместитель начальника самостоятельного направления (отдела, службы) Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);

г) заместитель начальника штаба, начальник рода войск и службы, начальник отдела кадров корпуса, армии и им равных объединений;

д) военный комиссар;

е) начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник управления научно - исследовательской организации;

ж) заместитель начальника и его помощник, начальник отдела и службы, начальник и заместитель начальника факультета, начальник кафедры и заместитель начальника кафедры военной академии и военного университета;

з) начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник кафедры военного института, филиала военной академии и университета, военного училища;

и) начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела, службы, отделения и лаборатории медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);

к) начальник военной кафедры (факультета) при образовательном учреждении высшего профессионального образования;

(в ред. Указа Президента от 26.06.2008 N 1001 )

л) военнослужащий главного, центрального и другого управления Министерства обороны Российской Федерации или Вооруженных Сил Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба), непосредственно подчиненного руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а также военнослужащий, непосредственно подчиненный руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

3. Полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на не предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи воинские должности устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Полномочия должностных лиц Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации по назначению военнослужащих на воинские должности (за исключением воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами) устанавливаются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы по личному составу, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

4. Должностные лица пользуются правом назначения на воинские должности (освобождения от воинских должностей) в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

Вышестоящие должностные лица пользуются таким же правом назначения на воинские должности, которое предоставлено нижестоящим должностным лицам.

5. Назначение военнослужащего на воинскую должность производится, в случае если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные настоящим Положением.

6. Назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно - учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности.

При необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них военно - учетной специальности их назначению на эти должности, как правило, должна предшествовать соответствующая переподготовка.

7. Военнослужащий, имеющий воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), зачисленный в военно - учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру, освобождается от ранее занимаемой воинской должности и назначается на воинскую должность слушателя или иную воинскую должность, предусмотренную для военнослужащих, обучающихся в указанном учебном заведении, адъюнктуре, военной докторантуре, и подлежащую замещению офицерами или прапорщиками (мичманами) соответственно.

Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера или прапорщика (мичмана), зачисленный в военно - учебное заведение, освобождается от ранее занимаемой воинской должности и назначается на воинскую должность курсанта или иную воинскую должность, предусмотренную для военнослужащих, обучающихся в указанном учебном заведении, и подлежащую замещению солдатами, матросами, сержантами или старшинами.

Гражданин, зачисленный в военно - учебное заведение, назначается на воинскую должность курсанта, слушателя или иную воинскую должность, предусмотренную для военнослужащих, обучающихся в указанном учебном заведении, в соответствии с присвоенным ему воинским званием.

8. Военнослужащие, не зачисленные в военно - учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру, возвращаются в воинские части, из которых они были направлены для поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру, на прежние воинские должности.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть в порядке, определенном руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, направлены для дальнейшего прохождения военной службы в другую воинскую часть либо уволены с военной службы при наличии оснований для увольнения.

9. Военнослужащие, окончившие военно - учебные заведения, адъюнктуру, военную докторантуру, назначаются на воинские должности, подлежащие замещению лицами с необходимым уровнем образования и предусмотренные соответствующим перечнем воинских должностей.

При невозможности назначения на указанные воинские должности такие военнослужащие могут быть назначены на иные воинские должности, но не ниже ранее занимаемых.

Офицеры, окончившие высшие военно - учебные заведения, назначаются на воинские должности (в исключительных случаях зачисляются в распоряжение командира (начальника) для дальнейшего назначения на воинскую должность) приказами руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а на воинские должности, подлежащие замещению высшими офицерами, - указами Президента Российской Федерации.

10. При назначении на воинские должности соблюдаются следующие условия:

а) на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и офицерами, назначаются военнослужащие соответствующего состава. При невозможности назначения на указанные воинские должности военнослужащих соответствующего состава на них могут быть назначены военнослужащие нижестоящего состава в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) военнослужащие могут быть назначены на воинские должности, подлежащие замещению военнослужащими нижестоящих составов, в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 17 настоящей статьи, при отсутствии их подчиненности военнослужащим нижестоящих составов;

д) назначение на воинские должности военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров (начальников), производится в возможно короткий срок, не позднее срока, установленного Федеральным законом и настоящим Положением;

е) военнослужащий, признанный военно - врачебной комиссией по состоянию здоровья годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, но негодным к военной службе по избранной военно - учетной специальности, назначается с его согласия (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) на другую воинскую должность, обязанности по которой он может исполнять с учетом состояния здоровья, или увольняется с военной службы;

ж) в случае если военнослужащему отказано в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или он лишен указанного допуска, он назначается в установленном порядке на воинскую должность, не связанную с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, или увольняется с военной службы;

з) военнослужащим, состоящим между собой в близком родстве (родители, супруги, дети, родные братья, родные сестры, а также родные братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить военную службу в одной воинской части, если один из них непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен другому;

и) назначение на воинские должности военнослужащих (за исключением высших офицеров) производится приказом по личному составу (по строевой части) должностного лица в пределах предоставленного ему права назначения на воинские должности;

к) военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров и прапорщиков (мичманов), заключившие контракт и направляемые на обучение (переподготовку), перед направлением на обучение (переподготовку) назначаются на вакантные воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат, матросов, сержантов и старшин;

л) особенности назначения на воинские должности и освобождения от воинских должностей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, определяются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

11. Военнослужащие могут быть назначены на первую воинскую должность, высшую воинскую должность, равную воинскую должность или низшую воинскую должность.

12. Воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

13. Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:

а) в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

б) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно - штатными мероприятиями.

14. Воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

15. Назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится:

а) по служебной необходимости;

б) в связи с организационно - штатными мероприятиями;

в) для более целесообразного использования военнослужащего на военной службе;

г) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

д) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно - врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

е) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

16. Воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

17. Назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится:

а) в связи с организационно - штатными мероприятиями - при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

б) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

в) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно - врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

г) по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

д) в порядке реализации дисциплинарного взыскания "снижение в должности" или "снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность", а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

18. Военнослужащий, назначенный на низшую воинскую должность в порядке реализации дисциплинарного взыскания, может быть назначен на высшую воинскую должность только после снятия этого взыскания.

19. Беременные женщины - военнослужащие в соответствии с медицинским заключением с их согласия могут быть назначены на воинские должности с более легкими условиями службы с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения.

20. Военнослужащие женского пола, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае если они не могут выполнять служебные обязанности, назначаются на другую воинскую должность до достижения ребенком возраста полутора лет с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения.

21. Форма и содержание документов, касающихся назначения военнослужащего на воинскую должность, освобождения от воинской должности и зачисления в распоряжение командира (начальника), а также порядок их оформления и представления устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

22. Военнослужащие, отбывающие наказание в виде ограничения по военной службе или ареста, не могут быть назначены на высшую воинскую должность.

23. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в воинской должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего должностного лица назначается на другую воинскую должность либо в пределах воинской части, либо с переводом в другую воинскую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор.

24. Федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены случаи прохождения военнослужащими военной службы не на воинских должностях.

Трудовой договор (отношения)

при назначении на должность

Трудовое законодательство в качестве основания возникновения трудовых отношений предусматривает назначение на должность или утверждение в должности.

В настоящей статье рассмотрим категории лиц, трудовые отношения которых возникают в порядке назначения на должность, а также порядок заключения трудового договора с такими лицами.

Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.

Статьей 19 ТК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Так, например, трудовые отношения в порядке назначения на должность согласно действующему законодательству возникают у следующих категорий работников:

судей (статья 6 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее – Закон № 3132-1)).

В соответствии со статьей 6 Закона № 3132-1 судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Судьи арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи;

руководителей унитарных предприятий (статья 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

На основании указанной статьи руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) назначается собственником имущества унитарного предприятия.

Заметим, что назначение руководителей федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе, что следует из пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года № 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" (далее – постановление № 234). Порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, условия участия в нем, порядок определения победителя конкурса установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства № 234. Указанный порядок назначения руководителей не распространяется на федеральные государственные унитарные предприятия, включенные в Перечень, который утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года № 1060-р "Об утверждении перечня федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений";

руководителей филиалов и представительств акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (статья 5 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статья 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Согласно статьям 5 названных законов руководители филиалов и представительств назначаются обществом и действуют на основании доверенности, выданной обществом.

Назначение на должность или утверждение в должности осуществляется на основе акта назначения или утверждения в должности, на основании которого заключается трудовой договор.

При этом следует учитывать, что назначение на должность или утверждение в должности оформляется приказом (распоряжением) должностного лица, имеющего соответствующие полномочия. В данном приказе (распоряжении) должна быть указана дата, с которой работник назначается на должность или утверждается в должности.

Приведем образец приказа о назначении на должность директора филиала акционерного общества.

Пример

Акционерное общество "Мария"

Назначить Романова Алексея Петровича директором филиала "Ф" АО "Мария" с "01" апреля 2015 года на неопределенный срок.

Условия оплаты – в соответствии с заключенным трудовым договором.

Генеральный директор АО "Мария" В.А. Леонов

С приказом ознакомлен: А.П. Романов

Отметим, что с указанной в приказе о назначении на должность (утверждении в должности) даты работник должен приступить к выполнению своих трудовых функций, а работодатель с этой даты обязан начислять заработную плату, предоставлять все льготы и гарантии, установленные действующим трудовым законодательством Российской Федерации. Заметим, что в других случаях трудовые отношения можно считать заключенными со дня фактического допуска работника к работе.

При заключении трудового договора с работником организации в нем необходимо отразить обязательные сведения и условия трудового договора, перечисленные в статье 57 ТК РФ, это:

– фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, заключивших трудовой договор;

– сведения о документах, удостоверяющих личность работника;

– ИНН налогоплательщика;

– сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

– место и дата заключения трудового договора;

– место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

– трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);

– дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, – также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом;

– условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

Кроме того, в трудовой договор с некоторыми работниками включаются условия о неразглашении государственной, коммерческой, служебной и (или) иной тайны, дополнительные основания прекращения трудового договора, а также полная материальная ответственность работника.

Приведем образец трудового договора, заключаемого с руководителем филиала в результате его назначения на должность.

Пример

Приказом генерального директора АО "Мария" Леонова В.А. назначен на должность директора филиала "Ф" АО "Мария" Романов А.П.. С ним был заключен трудовой договор.

Трудовой договор № 6

Акционерное общество "Мария", именуемое в дальнейшем "Работодатель", в лице генерального директора Леонова Владимира Анатольевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Романов Алексей Петрович, именуемый в дальнейшем "Работник", который назначается на должность директора филиала "Ф", именуемого в дальнейшем "Подразделение", с другой стороны, заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:

1. Общие положения

1.1. Настоящий трудовой договор регулирует отношения между Работодателем и Работником, связанные с исполнением последним обязанностей руководителя Подразделения Работодателя, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Большая. д. 5/1.

1.2. Работодатель предоставляет Работнику работу в должности директора Подразделения (филиала "Ф" Акционерного общества "Мария").

1.3 Условия труда на рабочем месте Работника по степени вредности и (или) опасности являются оптимальными (1 класс) (по результатам проведения специальной оценки условий труда от 30.01.2015г.)

1.4. Работа у Работодателя является для Работника основной.

1.5. Настоящий трудовой договор заключается на неопределенный срок.

1.7. Работнику устанавливается срок испытания продолжительностью 3 месяца.

2. Права и обязанности Работника

2.1. Работник осуществляет руководство деятельностью Подразделения Работодателя в порядке, определенном положением о подразделении.

2.2. Во внутренних организационных отношениях Работник как директор Подразделения Работодателя действует в пределах полномочий, предоставленных ему положением о подразделении, должностной инструкцией (другими локальными нормативными правовыми актами Работодателя), во внешних гражданских и хозяйственных отношениях, связанных с осуществлением деятельности подразделения, Работник действует от имени Работодателя на основании выданной ему доверенности.

2.3. Представлять интересы Работодателя в отношениях с работниками Подразделения Работник имеет право в рамках полномочий, определенных в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, учредительными документами и локальными нормативными актами Работодателя.

2.4. Работник имеет право на:

– предоставление ему работы, обусловленной настоящим трудовым договором;

– обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;

– своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Работник имеет иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, настоящим трудовым договором.

2.5. Работник обязан:

– добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него настоящим трудовым договором, выполнять установленные нормы труда;

– соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у Работодателя, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, иные локальные нормативные акты Работодателя, непосредственно связанные с трудовой деятельностью Работника, с которыми Работник был ознакомлен под роспись;

– соблюдать трудовую дисциплину;

– бережно относиться к имуществу Работодателя, в том числе находящемуся у Работодателя имуществу третьих лиц, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, и других работников;

– незамедлительно сообщать Работодателю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя, в том числе находящемуся у Работодателя имуществу третьих лиц, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, имуществу других работников;

– в течение срока действия настоящего трудового договора и после его прекращения в течение пяти лет не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, коммерческую, служебную и иную тайну), ставшую известной Работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

– выполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и настоящим трудовым договором.

3. Права и обязанности Работодателя

3.1. Работодатель имеет право:

– требовать от Работника добросовестного исполнения обязанностей по настоящему трудовому договору;

– принимать локальные акты, непосредственно связанные с трудовой деятельностью Работника, в том числе правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

– привлекать Работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами;

– поощрять Работника за добросовестный эффективный труд;

– в одностороннем порядке изменять содержание полномочий Работника как руководителя Подразделения без изменения трудовой функции.

Работодатель имеет иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, настоящим трудовым договором.

3.2. Работодатель обязан:

– предоставить Работнику работу, обусловленную настоящим трудовым договором;

– обеспечить безопасность и условия труда Работника, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

– обеспечивать Работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;

– выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки;

– исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и настоящим трудовым договором.

4. Оплата труда и социальные гарантии

4.1. За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, Работнику устанавливается заработная плата в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

4.2.Работнику также устанавливаются:

– премия в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей ежеквартально;

– вознаграждение по итогам годовой работы в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

4.3. Выплата Работнику заработной платы, премии, вознаграждения по итогам годовой работы производится в сроки и порядке, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами Работодателя.

4.4. На Работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Работодателя.

5. Рабочее время и время отдыха

5.1. Для выполнения своих обязанностей Работнику устанавливается ненормированный рабочий день.

5.2 Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня определяется правилами внутреннего трудового распорядка, действующими у Работодателя.

5.3. Работнику предоставляется два выходных дня в неделю.

5.4 Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный режим рабочего времени 5 календарных дней.

6. Изменение и прекращение трудового договора

6.1. Каждая из сторон настоящего трудового договора вправе ставить перед другой стороной вопрос о его дополнении или ином изменении трудового договора, которые по соглашению сторон оформляются дополнительным соглашением, являющимся неотъемлемой частью трудового договора.

6.2. Настоящий трудовой договор прекращается по основаниям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

7. Заключительные положения

7.1. Трудовые споры и разногласия сторон по вопросам соблюдения условий настоящего трудового договора разрешаются по соглашению сторон, а в случае невозможности достижения соглашения рассматриваются комиссией по трудовым спорам и (или) судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7.2. В части, не предусмотренной настоящим трудовым договором, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, учредительными документами, коллективным договором, локальными нормативными правовыми актами Работодателя.

7.3. Настоящий трудовой договор заключен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один экземпляр хранится Работодателем в личном деле Работника, второй – у Работника.

До подписания настоящего трудового договора Работник ознакомлен со следующими локальными нормативными актами: __________________

8. Адреса и реквизиты сторон:

Работодатель.

Назначение на должность руководителя должно быть продуманным шагом даже для резервистов. Если вы вынуждены экстренно искать топового управленца, не забудьте про оценку и обучение.

Из статьи вы узнаете:

На должность руководителя компании желательно выдвигать кадры из резерва предприятия. На эту должность обычно претендуют руководители отделов.

Скачайте документы по теме:

Кого назначить на топовую должность выясните с помощью методики «7 вопросов»

Определяя, кто из руководителей отдела компании готов к назначению на должность руководителя более высокого уровня, используйте методику «7 вопросов». Желательно для этого проводить неформальные беседы, например за обедом. В ходе такого интервью задайте семь вопросов, чтобы выявить управленческий потенциал и человеческие качества кандидата на топовую позицию.

Вопрос 1.

Человек живет прошлыми заслугами или нацелен на активные действия в будущем. Выявить это поможет простой вопрос: «Я ознакомился с вашим личным делом и информацией, которая там приводится. Но не могли бы Вы коротко рассказать, что делали после того, как закончили школу?»

Не столь важно, что конкретно будет говорить человек, гораздо важнее как. Если он застрянет на рассказе о прошлом, а к настоящему едва подберется, не говоря уже о будущем, это не очень хороший знак. Скорее всего, человек сосредоточен на прошлых заслугах.

Вопрос «Какое поведение или какие качества других людей Вас раздражают?» поможет вскрыть «тень» человека. Выявить его скрытые качества. Например, если ваш собеседник говорит, что его раздражает нечестность других, то, скорее всего, он и сам может быть неискренним и в определенных ситуациях способен обмануть.

Вопрос 2.

Способен ли руководитель отдела ставить себе цели и достигать их. Чтобы выяснить это, спросите: «Как бы Вы распланировали свою работу на месяц, если бы получили новую должность?» Допустим, отвечая на этот вопрос, сотрудник повторяет фразу: «Дождусь конкретных указаний вышестоящего руководства». Это говорит о том, что управленец склонен ждать указаний сверху. Не исключено, что он не хочет брать на себя ответственность. А это не лучшее качество для лидера и решение о назначении его на должность, скорее всего, будет преждевременным.

Вопрос 3.

Готов ли управленец мотивировать и развивать сотрудников, чтобы добиваться высоких результатов. Задайте вопрос-кейс: «С уровнем подготовки и квалификации – всегда проблема. С одной стороны, много тех, кто ищет работу. С другой стороны, среди них мало тех, у кого есть нужный опыт и знания. Поэтому приходится выдавать достойные бизнес-результаты с людьми, у которых недостаточная квалификация. Как Вы смотрите на эту проблему?» Слушайте, как и что говорит руководитель, и оценивайте:

  • волнует ли эта проблема управленца, и насколько глубоко;
  • настроен ли он самостоятельно обучать подчиненных, мотивировать их, то есть получать от людей среднего уровня отдачу выше среднего.

Если нет, то вряд ли компании пойдет на пользу назначение на новую должность такого менеджера.

Вопрос 4.

Умеет ли сотрудник оценивать важность задач и расставлять приоритеты. Спросите его: «Какие задачи в своей сегодняшней работе Вы считаете главными?» По ответу Вы опять же узнаете, как человек планирует свою работу, обдумывает ли задачи, оценивает ли их важность. Кроме того, поймете, способен ли он расставлять приоритеты.

Вопрос 5.

Поддерживают ли управленца дома в том, что связано с его работой. От этого также зависит, насколько эффективно будет работать человек. К примеру, если сотруднику приходится часто ездить в командировки, а жена недовольна этим, то вскоре и он начнет думать о смене работы, станет хуже выполнять свои обязанности.

Вопрос 6.

Насколько полноценной жизнью живет руководитель отдела. Понять это можно, задав такой вопрос: «Находите ли Вы время, чтобы заниматься чем-то для души, тем, что не связано с работой?» Если человек отвечает: «Нет, все мои интересы увязаны с работой», скорее всего, у него ограниченная жизнь. От такого человека сложно ждать интересных нестандартных идей. Хорошо, если управленец расскажет о каком-то своем увлечении, объяснит, чем оно его привлекает.

Вопрос 7.

Обладает ли сотрудник личностной зрелостью, способен ли признавать ошибки. Спросите: «Вы допускали промахи в жизни и в работе? Как правило, все люди делают ошибки». Если руководитель ответит: «Нет, я не допускал серьезных промахов» или «Не могу вспомнить случаев», скорее всего, он обманывает. Причем не только Вас, но и себя. Если же ваш собеседник ответит, к примеру, так: «Конечно, у меня тоже были промахи. Но ошибки – единственный действенный способ накопить опыт», то можно говорить о том, что перед Вами зрелый человек, способный признавать свои ошибки.

Подробнее про оценку кандидата и порядок назначения на должность начальника читайте в .

Как быстро оценить уровень подготовки резервиста и доучить его для назначения на руководящую должность

Если в связи с возникшей производственной необходимостью срочно требуется провести назначение на должность руководителя сотрудника, не закончившего обучение в рамках подготовки резерва, не стоит противиться раннему продвижению резервиста. Если в процессе обучения специалист демонстрировал устойчивый рост показателей в работе, вы можете предложить компромисс, который бы позволил и назначить резервиста на должность, и доучить его, и оценить «на входе» – перед тем, как он начнет полноценно работать.

  1. Назначьте резервиста исполняющим обязанности начальника отдела продаж, скажем, на три месяца. Это станет условным испытательным сроком для него (при переводе с одной должности на другую в компании испытательный срок устанавливать нельзя). В это время сотрудник и начнет входить в должность, и закончит обучение. К тому же оставшийся месяц обучения вы распределите ему на три.
  2. Составьте для сотрудника после назначения на должность план работы и развития, например, на последние три месяца 2017 года. Внесите туда все, что нужно сделать по должности и по программе обучения в резерве. Для всех задач определите сроки, укажите критерии, по которым будете оценивать исполнение. Приставьте к резервисту наставника.
  3. Когда истекут три месяца, . Установите, насколько он справился с профессиональными задачами, адаптировался ли к новой должности, развил ли управленческие компетенции. Кроме того, определите, качественно ли он усвоил оставшийся материал из программы кадрового резерва.

Оценивать все это должна комиссия. Включите в нее генерального и коммерческого директоров, непосредственного руководителя резервиста, наставника и себя. Комиссия примет решение, способен ли сотрудник работать на новой должности. На этот случай подготовьте long-лист кандидатов из кадрового и внешнего резервов, которых можно рассматривать в качестве претендентов на должность.

Такой вариант решения представьте руководителю компании и коммерческому директору. Попутно объясните, почему необходимо оценить сотрудника, после того как он закончит обучение по программе кадрового резерва и отработает три месяца в качестве исполняющего обязанности начальника отдела. Это же поможет определить и срок назначения на руководящую должность.

Часто разногласия между HR-директором и управленцами компании возникают из-за того, что управленцы просто не понимают технологий и смысла оценки, а также недооценивают важность обучения резервистов. Руководство компании не будет против вашего варианта, ведь вы дадите сотруднику попробовать себя на новой должности, прежде чем он будет назначен на нее. Подробно про нюансы назначения резервиста на занятую должность читайте в .

Как правильно определить карьеру сотрудника: управленец или эксперт? Как не ошибиться с назначением

Шаг 2.

На основе профилей разработайте модели компетенций. Навыки и знания эксперта и управленца нужно прописать более подробно. Иначе говоря, указать, из чего складывается каждая компетенция и насколько должна быть развита у сотрудника. Тогда и получится модель компетенций. Она пригодится в дальнейшем для оценки сотрудников и выводов, какую карьеру строить.

Шаг 4.

Проводите оценку: мини-ассессмент и интервью по модели компетенций. Мини-ассессмент лучше всего проводить в формате деловой игры. Предложите оцениваемым список дел на день и попросите расставить приоритеты. Сначала сотрудники делают это индивидуально, а затем по группам.

Когда работник выполняет индивидуальное упражнение, оценивайте, умеет ли он планировать свою работу, расставлять приоритеты, ставить задачи другим. А групповое задание покажет, способен ли работник взаимодействовать с коллегами в группе, отстаивать свою точку зрения, достигать договоренностей.

Интервью по модели компетенций проводят руководитель и HR-специалист. В ходе беседы выясняйте, на что нацелен человек – на процесс или на результат, какие цели себе ставит, что делает, чтобы их достичь. Дайте обратную связь каждому, кто прошел оценку, укажите, что стоит ему развивать. Для членов комиссии разработайте шкалу оценки.

Шаг 5.

Адаптируйте нового руководителя – составьте программу, план развития, памятку. Иначе перспективный специалист рискует не оправдать ожиданий. Опираясь на результаты оценки сотрудника, разработайте план его развития. Подробнее про важные моменты построения карьеры резервиста и назначения на руководящую должность читайте в .

В заключение необходимо подчеркнуть, что не стоит думать, что своего специалиста , назначенного на более высокую должность, не нужно поддерживать на новом поприще. Составьте для руководителя-новичка программу адаптации, приставьте к нему наставника, а также HR-специалиста, который обеспечит сопровождение сотрудника в первое время на новой должности.