Требования к зданию. Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений Противопожарные нормы учебных заведений

  • Безопасность технологического оборудования: классификация, требования безопасности и основные направления обеспечения безопасности
  • В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны монастырь был удостоен почетного звания Лавры, что подчеркивало главенствующую роль монастыря среди других церковных учреждений.
  • В. Соотношение требований из неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав
  • Виды буксировок в море, буксирные линии, требования к ним.
  • Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах здания.

    Этажность здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3 этажей.

    Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

    Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного - двух - трех предметов. Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).

    Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно - наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.

    Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв. м - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

    Площадь и использование кабинетов информатики должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

    Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов - парт). При каждом кабинете или группе из 2 - 3 кабинетов организуется лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, информатики).

    Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий.

    Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Площади спортивных залов приняты 9 х 18 м, 12 х24 м, 18 х 30 м при высоте не менее 6 м.

    При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные, площадью 16 - 32 кв. м в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек, площадью 10,5 кв. м каждая; душевые, площадью 9 кв. м каждая; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 кв. м каждая; комната для инструктора, площадью 9 кв. м. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.

    В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

    Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

    Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

    При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

    между рядами двухместных столов - не менее 60;

    между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

    между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50 - 70;

    от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100, а при наличии оборотных классов - 120;

    от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

    от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;

    наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

    высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;

    угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени и не менее 45 градусов для детей 6 - 7 лет.

    Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум. В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

    В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в переднее - заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков - не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

    Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

    Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

    Требования, предъявляемые к кабинетам оборудованных техническими средствами обучения и средствами вычислительной техники. Воздействия, оказываемые компьютерной техникой и мобильной связью на здоровье учащихся.

    Помещения, в которых размещаются компьютерные учебные классы, должны оборудоваться в соответствии с Санитарными правилами и нормами. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03». Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Расположение рабочих мест с компьютерами не допускается в цокольных и подвальных помещениях.

    Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток.

    Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и т.п.

    Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) в учебном классе должна быть не менее 6,0 кв. м, а при продолжительности работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5кв. м.

    Помещения с ПК должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективнойприточно - вытяжной вентиляций.

    В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ.

    Поверхность пола в помещениях эксплуатации ПК должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

    Шумящее оборудование (печатающее устройство, сервера и т.п.), уровни шума которого превышают нормативное, должно размещаться вне помещений с ПЭВМ.

    Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки.

    При входе в учебный класс с компьютерной техникой должны быть оборудованы встроенные или пристенные шкафы (полки) для хранения портфелей, сумок студентов.

    Комплектация компьютерного класса:

    10-11 компьютеров, размещение которых соответствует санитарно- техническим нормам (из расчета 6 кв. м при высоте потолка 3 м на 1 рабочее место);

    колонки (по необходимости);

    принтер с допустимым уровнем шума (по необходимости);

    проектор (по необходимости);

    сканер (по необходимости);

    оборудование для организации локальной сети;

    программное обеспечение;

    учебно-методическая литература, необходимая для обеспечения полноценного учебного процесса;

    маркерная доска.

    Компьютерный класс должен быть оснащен

    средствами пожаротушения;

    светильниками местного освещения (по необходимости);

    стендом методической информации;

    информационным стендом (в коридоре у входа в класс);

    системой сигнализации;

    кондиционерами (по необходимости);

    медицинской аптечкой.

    В компьютерном классе на окнах устанавливается жалюзи и распашные решетки.

    Стенд методической информации должен содержать:

    инструкции по технике безопасности и о правилах работы;

    комплексы упражнений для гимнастики, физкультурных пауз, минуток, глаз;

    перечни Интернет ссылок на электронные источники (на которые разрешен доступ из класса) для получения дополнительной информации по дисциплинам, ведущихся в классе;

    ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

    Информационный стенд должен содержать:

    расписание работы класса;

    график самостоятельной работы в классе;

    текущие объявления преподавателей;

    расписание консультаций преподавателей;

    дополнительные информационные материалы (по необходимости).

    Варианты воздействия ЭМП на биоэкосистемы, включая человека, разнообразны: непрерывное и прерывистое, общее и местное, комбинированное от нескольких источников и сочетанное с другими неблагоприятными факторами среды и т.д.

    На биологическую реакцию влияют следующие параметры ЭМП:

    интенсивность ЭМП (величина);

    частота излучения;

    продолжительность облучения;

    модуляция сигнала;

    сочетание частот ЭМП,

    периодичность действия.

    Сочетание вышеперечисленных параметров может давать существенно различающиеся последствия для реакции облучаемого биологического объекта.

    В подавляющем большинстве случаев облучение происходит полями

    относительно низких уровней, ниже перечисленные последствия относятся к

    таким случаям.

    Многочисленные исследования в области биологического действия ЭМП позволят определить наиболее чувствительные системы организма человека: нервная, иммунная, эндокринная и половая. Эти системы организма являются критическими. Реакции этих систем должны обязательно учитываться при оценке риска воздействия ЭМП на население. Биологический эффект ЭМП в условиях многолетнего длительного воздействия накапливается, в результате возможно развитие отдаленных последствий, включая дегенеративные процессы центральной нервной системы, рак крови (лейкозы), опухоли мозга, гормональные заболевания.

    Особо опасны ЭМП могут быть для детей, беременных (эмбрион), людей с заболеваниями центральной нервной, гормональной, сердечно-сосудистой системы, аллергиков, людей с ослабленным иммунитетом.


    | | | | | | | 8 | | | | | | | | | | | | | |

    Противопожарный режим в учебных заведениях

    Краткая характеристика, пожарной опасности

    В кабинетах учебных заведений (школ и училищ) находится немало горючих материалов: мебель, шторы, учебные пособия и оборудование; немало и источников зажигания: печи, электронагревательные приборы, светильники и т. п.


    Кроме наличия значительной сгораемой нагрузки и обилия источников зажигания, здания учебных заведений характеризуются системой коридорной планировки, что способствует быстрому задымлению и распространению огня при пожаре. Особенность учебных учреждений в пожарном отношении составляет также наличие в них большого количества людей и сложность их эвакуации при пожаре.

    Противопожарные мероприятия в учебных учреждениях

    Обеспечение пожарной безопасности в зданиях учебных учреждений достигается прежде всего установлением жесткого противопожарного режима и обучением обслуживающего персонала и учащихся мерам пожарной безопасности и действиям во время пожара.

    Общие положения

    Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности в зданиях учебных учреждений, в соответствии с действующим законодательством возлагается на их руководителей. Ответственных за пожарную безопасность отдельных помещений (кабинеты, мастерские, лаборатории), электросетей и т.п. определяет руководитель учреждения.


    Территория учебных учреждений, а также участки, прилетающие к ним, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, которые следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить на свалку. Иногда на школьной территории сгребают в кучи опавшие листья и сжигают. Это опасно, так как тлеющие листья ветром могут быть занесены на кровлю здания или в слуховое окно.


    Важно контролировать состояние дорог, проездов, подъездов и проходов, к зданиям, следить за тем, чтобы они ничем не загромождались, а в зимнее время регулярно очищались от снега и льда.


    На территориях и в зданиях детских дошкольных и школьных учреждениях не разрешается курение, должен быть определен порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания учебных занятий и других мероприятий в учебном учреждении.


    Школьные здания перед началом учебного года должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются работники Государственного пожарного надзора.

    Требования к путям эвакуации

    Учебные заведения относятся к объектам с массовым пребыванием людей, поэтому особое внимание здесь должно уделяться содержанию путей эвакуации. Каждое школьное здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов: если один из них отрезан огнем, для спасения учащихся используется другой. Запасные выходы должны быть свободными и иметь надпись "Запасный выход". Категорически запрещается забивать их гвоздями наглухо. Все двери эвакуационных выходов должны свободно открываться в сторону выхода из помещений. При пребывании людей в помещении двери могут запираться лишь на внутренние легкооткрывающиеся запоры.


    Лестницы - важнейший путь эвакуации. Вот почему нельзя под лестничными маршами устраивать кладовые. Лестничные клетки, используемые для эвакуации, должны иметь боковое естественное освещение через окна в наружных стенах. Запрещается отделывать пути эвакуации и учебные помещения школ деревом, пластиком и др. горючими материалами. В случае пожара это чревато серьезными последствиями.


    В зданиях учебных учреждений запрещается устраивать на путях эвакуации пороги, турникеты, раздвижные вращающиеся двери и другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей. Нельзя устанавливать металлические решетки и жалюзи на окнах: в случае опасности окна могут стать дополнительными путями эвакуации.


    На случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари, не менее одного на каждого работника дежурного персонала.


    В многоэтажных зданиях школ детей старшего возраста следует размещать в верхних этажах, а детей младших возрастов - в нижних.


    В спальных помещениях школ-интернатов и детских домов при расстановке кроватей нельзя загромождать запасный выход. Проход между короткими сторонами кроватей должен составлять не менее 0,8-1 метра. Такие же проходы оставляют между спинками кроватей и ограждающими конструкциями при их расстановке изголовьями одна к другой с разрывом 0,2 метра. Проход между длинными сторонами кроватей должен быть 0,4 метра.

    Данный раздел курируется ресурсным центром Санкт-Петербургского Пожарно-спасательного колледжа

    Материал носит справочно-информационный характер. Разработанные Вами документы по пожарной безопасности необходимо согласовывать с региональными органами Госпожнадзора МЧС РФ

    Пожарная безопасность - состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

    Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно - техническими мероприятиями.

    Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

    Противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства, порядок содержания помещений и территорий, обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

    Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

    Пожарная безопасность в образовательном учреждении

    Образовательные учреждения, объединяющие обучающихся и учителей, придают обучению социальный характер, оказывая наиболее глубокое влияние на обучаемых. Привитию учащимся основных навыков пожарной безопасности должно уделяться пристальное внимание, а раздел "Пожарная безопасность в образовательном учреждении" должен изучаться со всей ответственностью, наравне с остальными предметами.

    Занятия на пожарную тематику призваны воспитывать у обучающихся чувство ответственности, учить их осторожному обращению с огнем, различными электрическими приборами и средствами бытовой химии.

    Пожарная безопасность в учебном заведении должна быть объектом пристального внимания, разъяснительная работа помимо занятий с обучающимися, включает в себя беседы с их родителями, изготовление плакатов на противопожарные темы, организацию тематических викторин, встречи с работниками МЧС, знакомство с пожарной техникой и т.д.

    Пожарная безопасность в учебном заведении должна строго соблюдаться всеми обучающимися, руководителями, учителями, обслуживающим персоналом и прочими работниками.

    Руководители учебного заведения и ответственные за пожарную безопасность лица, должны пройти обучение в образовательных учреждениях, которые входят в структуру МЧС или в организациях, имеющих лицензии МЧС.

    Организация пожарной безопасности

    Обеспечение пожарной безопасности включает:

    Соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;

    Обеспечение образовательного учреждения первичными средствами пожаротушения;

    Проведение учебных эвакуаций людей при пожаре;

    Перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;

    Защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;

    Поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;

    Нормативные документы
    по организации пожарной безопасности
    в образовательном учреждении

    Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:

    1. Приказ «Об установлении противопожарного режима в образовательном учреждении»
    2. Приказ «О назначении ответственных лиц за пожарную безопасность».
    3. План противопожарных мероприятий на год.
    4. Инструкция о мерах пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
    5. Инструкция к плану эвакуации людей при возникновении пожара.
    6. Инструкция о порядке действия администрации на случай возникновения пожара.
    7. Инструкция о порядке действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре.
    8. Инструкция ответственного за противопожарное состояние в помещении.
    9. Приказ «Об утверждении добровольной пожарной дружины».
    10. Положение о пожарно-технических комиссиях.
    11. Приказ «О назначении лица, ответственного за средства пожаротушения».
    12. Журнал учета первичных средств пожаротушения.
    13. Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения.
    14. Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями, передвижными огнетушителями, нормы оснащения зданий (сооружений) и территорий пожарными щитами, нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем.
    15. Акт проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов.
    16. Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации для руководителей образовательных учреждений.
    17. Журнал проведения занятий по пожарной безопасности.
    18. Протокол проверки знаний по пожарной безопасности.
    19. Порядок действий при пожаре.
    20. Приказ и план проведения практической тренировки по учебной эвакуации и использованию учебного огнетушителя.
    21. Акт замеров сопротивления изоляции электросети (в сухих помещениях – 1 раз в 3 года, во влажных – ежегодно).
    22. Акт обработки деревянных конструкций огнезащитным составом (по каждому зданию отдельно) с приложением заключения противопожарной лаборатории.

    Требования Правил противопожарного режима
    для объектов с массовым пребыванием людей

    Требования Правил противопожарного режима для объектов с массовым пребыванием людей (на которых может находиться 50 и более человек)

    Пункт 5 новых «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - ППР РФ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, содержит дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей».

    При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее - объекты).Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта».

    В соответствии с пунктом 7 ППР РФ «на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре».

    Пункт 12 ППР РФ определяет: «на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте».

    Пункт 25 ППР РФ запрещает в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости по-прежнему одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.

    В соответствии с пунктом 30 ППР РФ руководитель организации при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.) обязан обеспечить: а) осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности; б) дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях.

    Пункт 31 ППР РФ определяет следующее: «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях со сгораемыми перекрытиями допускается использовать только помещения, расположенные на 1-м и 2-м этажах. В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым участием людей проводятся только в светлое время суток. На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия. При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены. Новогодняя елка должна устанавливаться на устойчивом основании и не загромождать выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков».

    Кроме того, в соответствии с пунктом 32 ППР РФ «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях запрещается: а) применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы и свечи; б) украшать елку марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами; в) проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы; г) уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.; д) полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений; е) допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми».

    Пункт 38 ППР РФ определяет, что «на объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек». Не смотря на всю кажущуюся простоту исполнения требования пункта 38 ППР РФ, все же могут возникнуть трудности с определением максимально возможного числа людей (посетителей) на объекте (теперь на каждые 50 человек требуется фонарь), так как проектная и фактическая наполняемость объекта может отличаться. Конечно же, не все объекты с массовым пребыванием людей готовы установить системы и приборы учета посетителей с целью ограничения посещаемости ниже пороговых значений.

    Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу (п. 39 ППР РФ).

    Пункт 61 ППР РФ определяют, что в зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.

    Пункт 107 ППР РФ требует в зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи к путям эвакуации. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.

    Пункт 9 ППР РФ гласит: «На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».

    Охрана труда и пожарная безопасность
    в образовательных учреждениях N 11, 2012

    1. Общие положения

    1.1. Основными нормативно-правовыми документами для всех типов образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности являются Федеральный закон от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" , Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" , Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. ) и иные действующие нормативные акты в области пожарной безопасности.

    1.2. Требования, устанавливающие специфику обеспечения пожарной безопасности в учебно-производственных мастерских, мастерских трудового обучения, кабинетах и лабораториях, лагерях труда и отдыха, столовых, буфетах, медпунктах, музеях, спортивных сооружениях, складских помещениях и т.п., при проведении сельскохозяйственных, производственных и других видов специальных работ и занятий в образовательных учреждениях, определяются соответствующими межотраслевыми и отраслевыми правилами пожарной безопасности и иными действующими нормативными актами в области пожарной безопасности.

    1.3. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за обеспечение пожарной безопасности несут:

    В образовательных учреждениях в целом - их руководители либо лица, их замещающие;

    - в структурных подразделениях образовательного учреждения - их руководители либо лица, их замещающие (другие лица, назначенные приказом руководителя образовательного учреждения);

    - руководители инженерно-технических служб образовательных учреждений в пределах их компетенции;

    - при выполнении в образовательном учреждении работ по договору подрядными (субподрядными) организациями - руководители этих организаций. При этом в обязательном порядке должен осуществляться контроль со стороны должностного лица образовательного учреждения, ответственного за пожарную безопасность.

    1.4. Руководители образовательных учреждений обязаны:

    - обеспечить выполнение требований законодательных и нормативно-правовых актов РФ в области пожарной безопасности;

    - обеспечить своевременное выполнение противопожарных мероприятий, предлагаемых органами государственного пожарного надзора;

    - назначить приказом лиц, ответственных за пожарную безопасность территории, зданий (сооружений), помещений, структурных подразделений (отделов, кабинетов, кафедр и т.д.), а также за исправность и эксплуатацию технических средств противопожарной защиты (ТСППЗ), вентиляционных и отопительных систем, электроустановок, молниезащитных и заземляющих устройств, систем противопожарного водоснабжения, средств связи, оповещения и первичных средств пожаротушения;

    - обеспечить обслуживание и своевременный ремонт вышеуказанных систем и устройств;

    - установить в образовательном учреждении строгий противопожарный режим в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390), обеспечить его соблюдение всеми работниками учреждения, учащимися и посетителями;

    - организовать и утвердить приказами составы добровольной пожарной дружины (далее - ДПД) и пожарно-технической комиссии (далее - ПТК), обеспечить их работу в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами;

    - создать в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами систему обучения требованиям пожарной безопасности работников образовательного учреждения, прохождения ими противопожарных инструктажей, утвердив своим приказом программу пожарно-технического минимума (далее - ПТМ) и противопожарного инструктажа, порядок и сроки их прохождения;

    Обеспечить разработку и утверждение плана эвакуации людей при пожаре (далее - планы эвакуации людей), проводить в каждом полугодии практические тренировки по его отработке;

    - организовать разработку памяток для работников, учащихся, посетителей и инструкций по пожарной безопасности исходя из особенностей пожарной опасности отдельных помещений, участков и деятельности структурных подразделений образовательного учреждения;

    - обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности при проведении в зданиях образовательных учреждений каких-либо массовых мероприятий;

    - обеспечить круглосуточное дежурство обслуживающего персонала в организациях с постоянным пребыванием людей. Регулярно (но не реже одного раза в месяц) проверять качество несения дежурства работниками сторожевой охраны и ответственными дежурными из числа обслуживающего персонала, а также знание ими своих действий в случае возникновения пожара;

    - в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами организовать обеспечение образовательного учреждения необходимыми средствами пожаротушения, связи и сигнализации, знаками пожарной безопасности;

    - осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима арендаторами (при их наличии);

    - не реже одного раза в полугодие организовывать проверки противопожарного состояния территории, зданий, сооружений и структурных подразделений образовательного учреждения с составлением акта и принимать меры к устранению выявленных недостатков;

    - приказом по учреждению определить порядок проведения огневых и строительно-монтажных работ;

    - не допускать проведения работ сторонними организациями без принятия мер по обеспечению пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях образовательного учреждения;

    - привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушении требований нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности.

    1.5. Лица, ответственные за противопожарное состояние структурных подразделений образовательного учреждения, обязаны:

    - обеспечивать соблюдение в структурных подразделениях (участках) работниками и учащимися противопожарного режима;

    Знать потенциальную пожарную опасность применяемых в учебно-воспитательном или производственных процессах веществ и материалов и обеспечить их применение и хранение согласно утвержденным требованиям;

    - разрабатывать и представлять на утверждение руководителю образовательного учреждения инструкции о мерах пожарной безопасности и планы эвакуации людей при пожаре (как правило, совместно с должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность в учреждении);

    - организовывать обучение работников требованиям пожарной безопасности на своем участке (в структурном подразделении);

    - не допускать к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;

    - осуществлять повседневный контроль за соблюдением подчиненными работниками требований пожарной безопасности;

    - знать правила пользования имеющимися ТСППЗ, пожарной техникой, пожарным оборудованием, первичными средствами пожаротушения, средствами связи и обеспечивать их исправность и работоспособность. Об обнаруженных нарушениях противопожарных требований и неисправностях пожарной техники, ТСППЗ, средств связи, первичных средств пожаротушения немедленно сообщать руководителю образовательного учреждения (структурного подразделения) и принимать меры к их устранению;

    - не допускать проведения огневых работ, выполняемых без наряда-допуска и выполнения нормативно-правовых требований пожарной безопасности при проведении огневых работ;

    - обеспечивать по окончании рабочего дня осмотр и проведение уборки рабочих мест и помещений, отключение электроэнергии, за исключением дежурного освещения и электроустановок, которые по условиям эксплуатации должны работать круглосуточно;

    - немедленно доводить до руководителя образовательного учреждения (структурного подразделения) сведения о возникновении аварийных ситуаций, способных привести к взрыву, пожару, а также создающих угрозу жизни и здоровью людей, и принимать необходимые меры по обеспечению эвакуации людей, остановке оборудования и недопущению возникновения пожара;

    - не допускать загромождения противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями (устраивать в разрывах стоянки автотранспорта, хранить какие-либо материалы, инвентарь и оборудование), путей эвакуации, проездов, подъездов к зданиям, сооружениям, источникам противопожарного водоснабжения и пожарным лестницам, подступов к месту установки пожарной аварийно-спасательной техники, ТСППЗ, средств связи, первичных средств пожаротушения;

    Контролировать исправное состояние оборудования, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, молниезащиты, заземляющих устройств защиты электродвигателей и другого оборудования, принимать меры для немедленного устранения имеющихся неисправностей.

    1.6. Лица, ответственные за электрохозяйство образовательного учреждения, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами* обязаны:
    ________________
    * Основными нормативными документами по электробезопасности являются Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (утв. постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 N 3 и приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 N 163) и приказ Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" . В них приведены требования к персоналу, эксплуатирующему электроустановки, определены порядок и условия производства работ, рассмотрены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, испытаний и измерений в электроустановках всех уровней напряжения.

    Обеспечить организацию и своевременное проведение профилактических осмотров и планово-предупредительных ремонтов электрооборудования, аппаратов защиты и электросетей, а также своевременное устранение выявленных нарушений;

    - осуществлять контроль за правильностью выбора и применения кабелей, проводов, аппаратов защиты, двигателей, светильников и другого электрооборудования;

    - систематически контролировать состояние электрооборудования с целью предупреждения возникновения в них аварийных режимов работы.

    1.7. Каждый работник образовательного учреждения обязан:

    - знать и выполнять требования общей инструкции о мерах пожарной безопасности для образовательного учреждения и инструкции о мерах пожарной безопасности на рабочем месте;

    - уметь применять имеющиеся в образовательном учреждении средства пожаротушения.

    1.8. Ответственный дежурный по образовательному учреждению с круглосуточным пребыванием людей обязан:

    - контролировать выполнение противопожарного режима в образовательном учреждении;

    Периодически проверять несение службы дежурным персоналом и соблюдение им противопожарного режима;

    - знать количество (по списку) находящихся в образовательном учреждении людей, знать места их размещения и ежедневно сообщать в пожарную аварийно-спасательную службу сведения о количестве людей, находящихся в каждом здании учреждения;

    - иметь на рабочем месте комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию, индивидуальное средство защиты органов дыхания и ручной электрический фонарь;

    - проверить наличие и состояние ТСППЗ, первичных средств пожаротушения, средств связи, дежурного и аварийного освещения, путей эвакуации и эвакуационных выходов.

    1.9. В каждом образовательном учреждении должны быть разработаны:

    - общая инструкция о мерах пожарной безопасности;

    - инструкции о мерах пожарной безопасности в структурных подразделениях и на отдельные помещения;

    - планы эвакуации людей;

    - документация по эксплуатации ТСППЗ;

    - инструкции и другие эксплуатационные технические документы, содержащие требования пожарной безопасности в соответствии со спецификой деятельности образовательного учреждения.

    1.10. Общая инструкция о мерах пожарной безопасности утверждается руководителем образовательного учреждения и должна определять требования:

    - к содержанию территории, в том числе дорог и подъездов к зданиям и сооружениям;

    - к содержанию зданий, помещений, сооружений и обеспечению безопасности людей при пожаре;

    - к противопожарному режиму и обязанности всех работающих в образовательном учреждении по его выполнению;

    - к организации и допуску к выполнению работ подрядными (субподрядными) организациями в образовательных учреждениях;

    - к содержанию водоисточников, средств пожаротушения, пожарной сигнализации и связи, а также порядок вызова пожарных аварийно-спасательных подразделений и другие организационные вопросы;

    - ответственность за состояние пожарной безопасности.

    1.11. Инструкции о мерах пожарной безопасности в структурных подразделениях разрабатываются руководителями этих подразделений (как правило, совместно с должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность в учреждении), утверждаются руководителем образовательного учреждения и должны содержать:

    - специфические противопожарные мероприятия для технологических и иных процессов, несоблюдение которых может привести к пожару;

    - меры пожарной безопасности при эксплуатации оборудования, при подготовке к пуску их в эксплуатацию и после ремонта;

    - порядок и нормы хранения пожароопасных веществ и материалов в помещениях структурного подразделения (лаборатории, мастерской, складе);

    - режим применения аппаратов с открытым огнем;

    - порядок сбора, хранения и удаления из помещения горючих материалов, содержания бытовых помещений, хранения санитарной и специальной одежды;

    - порядок содержания имеющихся средств пожаротушения и распределение обязанностей по надзору за их техническим состоянием;

    - действия работников при возникновении пожара, способ вызова пожарных аварийно-спасательных подразделений и членов ДПД;

    - порядок остановки оборудования, отключения вентиляции, основные указания по применению средств пожаротушения, порядок эвакуации людей и материальных ценностей, порядок осмотра помещений перед их закрытием.

    1.12. Разрабатываемые в образовательном учреждении инструкции по пожарной безопасности и другие эксплуатационные технические документы должны основываться на действующих правилах, инструкциях и иных нормативных актах и находиться в соответствующих структурных подразделениях.

    1.13. Инструкции должны периодически пересматриваться на основании противопожарного состояния образовательного учреждения и соответствующих распоряжений вышестоящих органов управления, при смене руководителя, но не реже одного раза в 3 года.

    1.14. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также приборы, модели, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках.

    1.15. Запрещается увеличивать по отношению к количеству, предусмотренному проектом, по которому построено здание, число парт (столов) в учебных классах и кабинетах.

    1.16. Руководитель образовательного учреждения организует проведение с учащимися и студентами занятия (беседы) по изучению соответствующих требований пожарной безопасности.

    1.17. Преподаватель по окончании занятий убирает все пожароопасные и пожаровзрывоопасные вещества и материалы в помещения, оборудованные для их временного хранения.

    1.18. Проведение пожароопасных работ в образовательных учреждениях должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями

    В адрес управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Московской области поступают многочисленные обращения руководителей различных организаций с просьбой разъяснить вопрос классификации частных дошкольных образовательных учреждений и досуговых центров, размещаемых в жилых и общественных зданиях, и какие требования пожарной безопасности к ним предъявляются.

    Классификация указанной категории зданий с точки зрения пожарной безопасности регламентирована статьёй 31 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом, здания рассматриваемой категории объектов могут быть отнесены как к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, так и к классу Ф 4.1 – здания организаций дополнительного образования детей.

    С учётом того факта, что к зданиям различных классов функциональной пожарной опасности предъявляются различные требования пожарной безопасности возникает необходимость внесения чёткого разграничения между дошкольными образовательными организациями (Ф 1.1), организациями дополнительного образования детей (Ф 4.1) и иными организациями в которых по роду деятельности могут находится дети дошкольного возраста без какого-либо образовательного процесса, например помещения контор, офисов (Ф 4.3) или иные здания организаций по обслуживанию населения (Ф 3).

    В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. А организация дополнительного образования – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

    С учётом изложенного, по мнению сотрудников управления надзорной деятельности, в случае, если организацией осуществляется присмотр за детьми без осуществления образовательной деятельности, отнести здания и помещения такого рода организации к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 нельзя.

    При этом, в отличие от зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1, к зданиям и помещениям класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 необходимо относить организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам и при этом не осуществляющие уход за детьми, который выражается в организации питания и сна.

    Переходя от классификации к предъявляемым требованиям, хотелось бы отметить, что действующими в настоящее время нормативными документами установлен исчерпывающий перечень требований пожарной безопасности для дошкольных образовательных организаций.

    Одним из обязательных требований является необходимость дублирования сигналов от автоматической пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны. В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и

    Ф 4.1 требуется обеспечение дублирования сигналов от автоматической пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

    Требования по организации эвакуации установлены СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», основными из которых являются:

    1. Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.

    2. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.

    3. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.

    4. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.

    5. Каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов.

    6. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации должна быть не менее 1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений более 15 чел.

    7. Ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.

    8. В качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа зданий во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 45°.

    Вместе с тем регламентируется расстояние по путям эвакуации и т.п.

    По конструктивному исполнению зданий также предъявляются определённые требования. Например степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности и наибольшая высота зданий детских дошкольных учреждений принимается в соответствии с СП 2.13130.2012 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» в зависимости от наибольшего числа мест в здании.

    Обращаю внимание на то, что детские сады допускается размещать в зданиях I и II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 3 этажей, при этом количество детей ограничивается до 350 человек; в зданиях II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С1, этажностью не более 2 этажей, при этом количество детей ограничивается до 150 человек; в зданиях III степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, этажностью не более 1 этажа, при этом количество детей ограничивается до 100 человек; в остальных случаях этажность должна быть принята не более 1 этажа, а количество детей ограничено до 50 человек.

    Также установлено требование, что стены с внутренней стороны, перегородки и перекрытия зданий дошкольных образовательных учреждений в зданиях класса конструктивной пожарной опасности С1 - С3, в том числе с применением деревянных конструкций, должны иметь класс пожарной опасности не ниже К0 (15).

    Что касается размещения детских садов, то требования по размещению установлены СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»

    В соответствии с пунктом 5.2.2 указанного документа, объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 (детские дошкольные учреждения) должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности. При размещении помещений детских дошкольных образовательных учреждений на первых этажах зданий класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) выделять указанные помещения в самостоятельные пожарные отсеки не требуется.

    При этом, в соответствии с пунктом 5.2.4 свода правил, помещения со спальными местами (групповые ячейки со спальнями и т.п.) на объектах класса Ф1.1 следует размещать в отдельных блоках или частях здания, отдельных от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа).

    Размещать под спальными помещениями, актовыми залами, а также в подвальных этажах помещения категорий В1 - В3 не допускается.

    Вместе с тем указанным сводом правил вводятся понятия семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости.

    А именно, пунктом 5.2.3 установлено, что к помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования, как к жилым помещениям жилых домов.

    Пунктом 5.2.8 свода правил установлено, что в многоквартирных жилых домах I и II степени огнестойкости, в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа допускается предусматривать помещения для семейного детского сада на группу не более 10 человек.

    Пунктом 4.14 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» установлены аналогичные требования, а именно: «Допускается предусматривать дополнительные помещения для семейного детского сада на группу не более 10 чел. в квартирах с двухсторонней ориентацией, расположенных не выше 2-го этажа в зданиях не ниже II степени огнестойкости при обеспечении этих квартир аварийным выходом согласно требованиям Технического регламента о пожарной безопасности и при наличии возможности устройства игровых площадок на придомовой территории».

    В соответствии с пунктом 5.7 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», площадь помещений для групп кратковременного пребывания дошкольников при жилых домах (подготовительные к школе и прогулочные группы) и семейных дошкольных групп с пребыванием более 5 ч следует принимать для каждой группы по таблице 5.1 (графы 3 и 4) данного свода правил. При пребывании детей менее 5 ч спальня не предусматривается.

    В состав помещений должна входить также комната (гардеробная) персонала с уборной. С учётом изложенного можно отметить, что требования пожарной безопасности к классическому детскому саду всем известны и понятны, это либо отдельно стоящее здание либо встроенный в здание иного назначения обособленный объём, обеспеченный самостоятельными выходами, соответствующими подъездами и т.п. А вот введённое понятие семейных дошкольных групп и групп малой наполняемости даёт возможность устройства всевозможных форм детских дошкольных учреждений, например в квартирах жилых домов без отделения их от жилой части, без устройства отдельных выходов соответствующей ширины и т.п.

    Требования к системам противопожарной защиты установлены СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», СП 10.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» соответственно.

    Вместе с тем, на основании требований части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» подтверждение обеспечения безопасности объекта защиты возможно, в том числе расчётами пожарного риска.

    В соответствии с положениями действующей в настоящее время методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утверждённой приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, допускается проведение расчётов пожарного риска для зданий определённых классов функциональной пожарной опасности, в том числе Ф 4.1 (здания организаций дополнительного образования детей). При этом, проведение расчётов пожарного риска для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (здания дошкольных образовательных организаций) не предусмотрено.