Федеральная служба: понятие, функции, структура. Федеральные службы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3 1. Правовое положение федеральных министерств…………………….5 2. Правовое положение федеральных служб……………………………..7 3. Характеристика федеральной службы безопасности и федеральной службы охраны как разновидностей федеральных служб…………...14 4. Структура УФМС России по Омской области………………………..20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… .29

Введение

Административное право, как наука, как отрасль права и как учебная дисциплина постоянно находится в развитии. Изменяются как отдельные нормы, которые содержатся в Конституции РФ, так и содержание институтов, без которых не обойтись науке административного права. Понятие федеральных служб в науке конституционного права - довольно распространенное и требует детального, всестороннего рассмотрения. Вокруг этой проблемы по сей день существует множество дискуссий правового характера и расходящихся мнений ученых и практиков. В течении длительного времени и до сегодняшнего дня Конституция РФ, а вместе с ней и положения, связанные с федеральными службами и их правовым статусом постоянно развиваются и изменяются. Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции, связанные с контролем, надзором в конкретной сфере деятельности, специальные функции в сфере обороны, государственной безопасности, защиты, а также охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или же пребывать в ведении Правительства РФ. Федеральной службе надзора в установленной сфере деятельности может отводится статус коллегиального органа. Эту службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. В пределах компетенции федеральной службой издаются индивидуальные правовые акты на базе, во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, а также федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, которое осуществляет координацию, а также контроль деятельности службы. Но федеральная служба не имеет право осуществлять управление имуществом государства, оказание платных услуг, нормативно-правовое регулирование в определенной сфере деятельности, кроме тех случаев, которые устанавливаются указами Президента РФ или же постановлениями Правительства РФ. Федеральная служба в сфере надзора не имеет права. Актуальность работы связана с тем, что каждая из федеральных служб стоит во главе определенной сферы жизни в государстве, которая составляет нормальную жизнедеятельность общества, государства, при которой обеспечивается соблюдение прав, свобод человека, сохранение территориальной целостности, неприкосновенности государства. А поскольку на сегодняшний день часто встречаются различные военные или же вооруженные конфликты, регистрация иностранных граждан, лиц без гражданства, вопросы, связанные с экологией и т.д., то тема остается актуальной. Цель работы – изучить особенности федеральных служб. Предмет исследования – федеральные службы. Изучение и анализ учебной литературы, материалов практики, суждений теоретиков и практиков позволяет наиболее правильно оценить явление «федеральных служб» в административном праве и дать ему соответствующую оценку. Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из четырех теоретических вопросов, заключение и список использованной литературы.

Заключение

Проанализировав данные вопросы с использованием научной литературы и практических рекомендаций необходимо отметить, что институт «федеральных служб», на сегодняшний день закрепился в большинстве нормативно-правовых актов. Имеет достаточно глубокую историю, в своем развитии потерпел очень много изменений. Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции, связанные с контролем, надзором в конкретной сфере деятельности, специальные функции в сфере обороны, государственной безопасности, защиты, а также охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или же пребывать в ведении Правительства РФ. Федеральной службе надзора в установленной сфере деятельности может отводится статус коллегиального органа. Эту службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. В пределах компетенции федеральной службой издаются индивидуальные правовые акты на базе, во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, а также федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, которое осуществляет координацию, а также контроль деятельности службы. Но федеральная служба не имеет право осуществлять управление имуществом государства, оказание платных услуг, нормативно-правовое регулирование в определенной сфере деятельности, кроме тех случаев, которые устанавливаются указами Президента РФ или же постановлениями Правительства РФ. Федеральная служба в сфере надзора не имеет права. Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ) - федеральный орган исполнительной власти, который в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в сфере обеспечения безопасности РФ, защиты, охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ, других природных ресурсов, которые обеспечивают информационную безопасность РФ, непосредственно реализуют основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, которые определяются нормами законодательства РФ, координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, которые имеют право на ее осуществление. Организационная структура ФМС РФ построена согласно требования Указа Президента РФ от 19.07.2004 года № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы». В Федеральной миграционной службе разрешено иметь шесть заместителей директора, в том числе и одного первого заместителя. Заместителей директора назначает на должность, освобождает от должности Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директором ФМС России утверждается: структура, а также штатное расписание центрального аппарата, территориальных органов ФМС России, штатное расписание других входящих в систему ФМС России организаций, подразделений в пределах установленной штатной численности, а также фонда оплаты труда сотрудников, федеральных государственных служащих, а также работников ФМС РФ. Установление необходимых признаков, связанных с конституционно-правовым статусом органов безопасности, позволяет определить порядок соблюдения законности и безопасности в государстве. В данной работе было проанализировано четыре теоретических вопроса, раскрывающих в полном объеме тему, связанную с федеральными службами. В ходе работы выполнены следующие задачи: рассмотрены вопросы, связанные с понятием федеральной службы, системой, структурой федеральных служб, а также их общей характеристикой. В данной работе проанализировано содержание нормативно-правовых актов, учебной литературы, которые закрепляют в своем содержании наиболее актуальные вопросы, связанные с понятием федеральных служб. В ходе работы неоднократно была подтверждена актуальность рассматриваемой темы. Из вышесказанного можно сделать вывод, что рассмотрение данных положений необходимо для правильной оценки и умения грамотно толковать законы и их содержание. Это очень важное умение для студента юридической специальности для дальнейшего усвоения профессии и применения полученных знаний на практике.

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 года 2. Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - «Эксмо», 2010 года 3. Рассолов, М. М. Теория государства и права: учебник для вузов - М.: Изд. Юрайт, 2010 - 635 с. 4. Авакьян С. А. Конституционное право России. Практикум; Городец - Москва, 2013. - 400 c. 5. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб.пособие /М.Н.Марченко. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.– 240 с. 6. Знаменщиков Р.В. Система федеральных органов исполнительной власти: понятие, особенности и проблемы // Современное состояние и проблемы развития российского законодательства: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - С. 39-41 7. Международная и внутригосударственная защита прав человека: учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др.; под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011. 830 с. 8. Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Конституционное право Российской Федерации; Дашков и Ко, Наука-Пресс - Москва, 2013. - 288 c. 9. Конституционное право и политика: Сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 года / С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012. 800 с. 10. Карташова И.И. Прямое действие Конституции Российской Федерации: понятие и структура // Вестн. Воронежского ин-та МВД России. – 2012. - № 2. - С. 154-159 11. Ряховская Т.А. Действие Конституции Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. - № 8 (14) : в 4-х ч. Ч. 6. - C. 171-173 12. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран; Юрайт - Москва, 2012. - 416 c. 13. Нудненко Л. А. Конституционное право; Юрайт - Москва, 2012. - 592 c. 14. Под редакцией Постникова А. Е. Конституционное право России; Проспект - Москва, 2013. - 504 c.

· принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;

· принимают участие в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;

· обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы.

При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, и Президенту Российской Федерации.

6. Федеральная служба: понятие, функции, организационная структура, полномочия, руководство деятельностью территориальных органов.

Федеральная служба - общее название федерального органа государственного управления (исполнительной власти) в Российской Федерации. Федеральная служба - общее название федерального органа государственного управления (исполнительной власти) в Российской Федерации - России.

Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере, а также оказание услуг. Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере, а также оказание услуг.

Функции федеральных служб:

1. контроль и надзор – включает в себя:

a. проведение проверок предприятий, учреждений и организаций, находящихся в функциональной подчиненности от службы

b. лицензионно-разрешительная деятельность – выдача разрешений и лицензий

c. ведение учетных систем – реестров, регистров и кадастров.

d. регистрация, а также аттестация, сертификация, подтверждение соответствия

e. издание иных индивидуальных актов

2. обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности

a. выявление и пресечение правонарушений, причем в широком смысле – и административных, и налоговых, и уголовных

b. привлечение виновных лиц к соответствующим видам публично-правовой ответственности: административной, налоговой, финансовой

c. применение иных мер принуждения, не связанных с совершением правонарушения, как правило в целях обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ограничительные мероприятия в рамках эпидемии, эпизоотии)

d. охрана объектов и территорий – как должностные лица, так и приграничная полоса, или территории ЗАТО.

3. оказание государственных услуг и осуществление нормативного регулирования, если соответствующие полномочия прямо закреплены за ними в положении о соотв.федеральной службе.

Службы, которые напрямую подведомственны правительству или президенту, как правило, наделяются полномочиями по нормативно-правовому регулированию.

С точки зрения структуры в службах, как правило, нет департаментов. Наиболее крупные структурные подразделения по основным направлениям деятельности именуются управлениями, которые делятся на отделы.

В систему ведомства, возглавляемого федеральную службой, входят территориальные органы. На уровне субъектов – главные управления или управления.

Полномочия руководителя федеральной службы – примерно равны полномочиям федерального министра. Только там где дает указания подведомственным службам – дает указание подведомственным территориальным органам.

Федеральные службы делятся с точки зрения подведомственности на

· подведомственные Президенту (например: ФСБ, Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), ФСИН, и др.)

· подведомственные Правительству (например: ФАС России, ФТС, ФСТ и др.)

· подведомственные Министерству (например: Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) подведомственна Министерству здравоохранения).

Руководители служб назначаются президентом или правительством в зависимости от подведомственности, заместители – тем органом, которым подведомственна служба. В системе органов, подведомственных президенту, заместители назначаются президентом вне зависимости от того, к какому органу относится служба (напрямую или нет относятся к Президенту).

По функциональному назначению федеральные службы делятся на:

Контрольно-надзорные (ФНС)

Правоохранительные (в области обороны и безопасности)

Сочетающие первую и вторую функции.

7. Федеральное агентство: понятие, функции, организационная структура, полномочия, руководство деятельностью подведомственных государственных учреждений и предприятий.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору



Основные функции - правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом.

Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г.

Утверждается с 1994 г. при каждой смене Правительства (в период работы Правительства одного состава в неё вносятся изменения).

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

8. Система и структура органов исполнительной власти в субъектах РФ (на примере Волгоградской области): понятие, элементы, принципы организации, правовое регулирование.

Органы исполнительной власти субъектов РФ - это государственные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность на территории (и только) отдельного субъекта Российской Федерации и формируемые для конкретного субъекта РФ.

Система органов исполнительной власти Волгоградской области - совокупность организационно объединенных органов исполнительной власти Волгоградской области.

В систему органов исполнительной власти Волгоградской области входят:

· Губернатор Волгоградской области;

· Администрация Волгоградской области;

· иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу, согласно приложению к настоящему Закону (далее - органы исполнительной власти Волгоградской области).

Органы исполнительной власти Волгоградской области образуются в форме комитетов, инспекций, аппарата Губернатора Волгоградской области, представительства Волгоградской области в городе Москве.

Статья 11. Правовые основы организации и деятельности органа исполнительной власти Волгоградской области. (Закон Волгоградской области от 15 марта 2012 года N22-ОД о системе органов исполнительной власти Волгоградской области).

1. Орган исполнительной власти Волгоградской области действует на основании положения о нем.

Положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается Губернатором Волгоградской области.

В случаях, установленных федеральным законодательством, положение об органе исполнительной власти Волгоградской области утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области - Администрацией Волгоградской области.

2. Структура органа исполнительной власти Волгоградской области утверждается Губернатором Волгоградской области.

В случаях, установленных федеральным законодательством, структура органа исполнительной власти Волгоградской области утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области - Администрацией Волгоградской области.

В случаях, установленных федеральным законодательством, структура органа исполнительной власти Волгоградской области подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Штатная численность органа исполнительной власти Волгоградской области утверждается Губернатором Волгоградской области.

9. Высшее должностное лицо субъекта РФ (на примере Волгоградской области): понятие, полномочия, организационно-правовые формы деятельности.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).

Губернатор (Глава́ администрации) Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области.

Губернатор Волгоградской области:

· возглавляет исполнительную власть области,

· формирует Правительство области в соответствии со структурой исполнительных органов государственной власти, утверждаемой Волгоградской областной Думой.

10. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (на примере Волгоградской области): понятие, полномочия, организационно-правовые формы деятельности.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта российской федерации - постоянно действующий орган исполнительной власти субъекта РФ, призванный обеспечивать исполнение законодательства на территории данного субъекта. Наименование В.и.о.г.в.с. РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. В.и.о.г.в.с. РФ является Правительство РФ.

Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации состоят в разработке и осуществлении мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта. Он участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. В пределах своих полномочий он формирует органы исполнительной власти субъекта Федерации; осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывает проект бюджета субъекта, а также проекты программ социально-экономического развития соответствующей территории; обеспечивает исполнение бюджета субъекта, готовит отчеты о его исполнении, а также об исполнении социально-экономических программ; управляет и распоряжается собственностью субъекта, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту; заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения, а также соглашения с ними; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, конституциями (уставами) и законами субъекта Федерации.

11. Иные центральные и территориальные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ (на примере Волгоградской области): понятие, виды, организационно-правовые формы деятельности, полномочия.

Государственную власть в области осуществляют Волгоградская областная Дума, как орган представительной (законодательной) власти, и Администрация Волгоградской области как орган исполнительной власти.

Особенности правового статуса федеральной службы

В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 ᴦ. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

Цитата из УП РФ федеральная служба (служба):

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба должна быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуᴦ.

Федеральная служба образована и действует в качестве отраслевого органа государственного управления. Соответственно, во вновь утвержденных Правительством РФ положениях обозначается сфера или отрасль, в которой конкретная федеральная служба осуществляет возложенные на нее функции. Так, п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта͵ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, устанавливает: федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, желœезнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.

Федеральная служба несамостоятельна и подчиняется вышестоящим органам государственной власти. При этом она должна быть подчинœена как одному органу (к примеру, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство РФ), так и двум одновременно (к примеру, в пп. 2 и 3 Положения о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1083, прямо сказано, что руководство ее деятельностью осуществляет Президент РФ, а координацию и контроль ее деятельности - Минобороны России).

В последнем случае двойственность подчинœения выражается в том, что Президент (Правительство) РФ утверждает положение о конкретной службе, назначает и освобождает от должности руководителœей службы, издает обязательные для исполнения службой нормативные правовые акты. В свою очередь, регламентирующее ее деятельность федеральное министерство, которому служба подведомственна, утверждает ежегодный план и основные показатели деятельности службы, а также отчет об исполнении плана; вносит по представлению руководителя службы проект положения, проекты других нормативных правовых актов, касающихся ее деятельности, а также предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда работников; вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования службы; в целях реализации поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ дает поручения и контролирует их исполнение; вправе отменять противоречащие законодательству РФ решения службы, в случае если не установлен иной порядок их отмены.

Руководители федеральных служб не входят в Правительство РФ, их интересы в данном органе власти представляют соответствующие федеральные министры.

Специальный характер функций федеральных служб во многом вытекает из их наименования. Так, совершенно определœенно Феде­ральная авиационная служба действует в сфере гражданской авиа­ции.

По существу, федеральные службы осуществляют, как феде­ральные министерства и государственные комитеты (конечно, и федеральные комиссии), функции управления, регулирования, координации (включая и межотраслевую), контроля и надзора. Так, Федеральная дорожная служба оперативно управляет регио­нальными автомобильными дорогами, координирует деятель­ность в области дорожного хозяйства; Федеральная служба лесно­го хозяйства является субъектом государственного регулирования и контроля в области использования и защиты лесов; Федеральная служба по телœевидению и радиовещанию координирует деятель­ность общероссийских и региональных телœерадиоорганизаций и т.д.

Федеральные службы возглавляются руководителями, иногда называемыми директорами. Система действующих федеральных служб следующая: авиационная; архивная; внешней разведки; до­рожная; геодезии и картографии; желœезнодорожных войск; миг­рационная; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; безопасности; по валютному и экспортному контролю; лес­ного хозяйства; налоговой полиции; охраны; по делам о несостоя­тельности и финансовому оздоровлению; пограничная служба; по телœевидению и радиовещанию.

Особенности правового статуса федеральной службы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности правового статуса федеральной службы" 2017, 2018.

Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, проведения борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Административно-правовой статус федеральных агентств .

Федеральное агентство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство в пределах своей компетенции может издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утверждаются Президентом РФ. Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств. Заместители руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств.

17.Административно-правовой статус органов исполнительной власти

В административно-правовом статусе государственных коллективных субъектов можно выделить три главных блока:

Целевой;

Структурно-организационный;

Компетенционный (компетенцию).

административно-правового статуса государственного коллективного субъекта – его юридически закрепленные цели, задачи и функции. В общем плане его цель можно понимать как обеспечение определенной социальной потребности, а в положениях, уставах и иных правовых актах цель конкретизируется в перечне задач, выполняемых функций.

Все задачи, которые ставятся перед структурными единицами государственного механизма, можно объединить в три группы:

1) производственные, конкретизирующие ту цель, ради которой она создана;

2) экономико-экологические (ресурсные), закрепляющие обязанность бережно использовать природные и другие ресурсы, обеспечить сохранность окружающей среды и используемого государственного имущества;

3) социальные, нацеливающие на заботу о коллективе работников и его членах, их профессиональном росте, на создание благоприятных условий для службы, трудовой деятельности, организацию культурно-бытового обслуживания, улучшение материального благосостояния своих рабочих, служащих и их семей.

организационно-структурный – компонент правового статуса сам является довольно сложной системой. В него входит нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других, установления и изменения их организационных структур, права на организационное самоопределение, процедур деятельности и права на официальные символы.

правового статуса государственных коллективных субъектов права и состоит из совокупности властных полномочий относительно определенных предметов ведения. Ее первый элемент включает обязанности и права, связанные с осуществлением власти, участием во властных отношениях, в том числе и право издавать определенные акты. Второй элемент компетенции – подведомственность, правовое закрепление круга объектов, предметов, дел, на которые распространяются властные полномочия.

В Российской Федерации согласно ст. 12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправленияне входят в систему органов государственной власти.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения. Эти органы могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, по реализация переданных им полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Местное самоуправление представляет собой систему форм организации и деятельности жителей соответствующих территорий с целью самостоятельного и под свою ответственность решения непосредственно или через избираемые и иные органы вопросов местного значения для обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на соответствующей территории муниципального образования, – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных обшей территорией, часть поселения, иная населенная территория.

В систему органов местного самоуправлениявходят как представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления: советы, собрания, комитеты, главы муниципальных образований, администрации.Глава муниципального образования всегда является выборным должностным лицом, олицетворяет собой и реализует представительную муниципальную власть, осуществляет как стратегическое руководство развитием муниципального образования, так и вместе со своим административным аппаратом, с главой администрации и через него реализует исполнительную власть в муниципальном образовании, осуществляя весь комплекс функций оперативного управления всеми сторонами жизнедеятельности его населения. Администрация муниципального образования формируется его главой, главой администрации и подконтрольна населению, представительному органу муниципального образования, а структура администрации определяется муниципальным образованием самостоятельно в зависимости от объема полномочий и предметов ведения.

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации,

Федеральных органов государственной власти,

Субъектов РФ,

Органов государственной власти субъектов РФ,

Лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государственные должности субъектов РФ.

Сформулированное законом определение гос службы указывает, прежде всего, на ее сущность.

Сущностные признаки государственной службы:

1. Государственная служба - это государственная деятельность , т.е. сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Госслужба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но должна обеспечивать их практическое осуществление. Государственный служащий всегда действует от имени и по поручению государства.

2. Важный признак государственной службы - профессиональная служебная деятельность , т.е. деятельность профессионального характера, отвечающая специальным квалификационным требованиям и обеспечивающая решение задач государственного управления. Государственный служащий не просто профессионально работает в этой сфере, он служит. Гражданская служба состоит, прежде всего, в управлении обществом в различных сферах, в реализации функций государственных органов.

3. Государственная служба - это обеспечение исполнения полномочий госорганов, а не само исполнение таковых. Имеется в виду интеллектуальное, аналитическое, организационное, информационное, прогностическое, контрольное и иное профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности.

4. Государственная служба по определению - публичная служба , т.е. служба в органах публичной государственной власти. Она имеет официальный, открытый характер и обеспечивает общий, совокупный интерес государства и общества. Проще говоря, государственная служба - служба государству, а через него - стране, народу.

5. Государственная служба осуществляется только в государственном органе лицом, которое находится на должности государственной службы, включенной в реестр. Не все должности, включенные в штатное расписание тех или иных государственных органов, являются должностями государственной гражданской службы. Так, не является государственной гражданской службой работа в штате государственного органа на должностях обслуживающего персонала (водители, вахтеры, уборщицы, повара и т.д.).

6. Государственные служащие получают денежное содержание только из госбюджета .

Принципы

1) Федерализм, обеспечивающий единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос власти и органами госвласти субъектов РФ

2) Законность

3) Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип вытекает из ст. 2 и 18 Конституции РФ, в которых человек, его права и свободы определены как высшая ценность. Обязанностью государства и всех госслужащих является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

4) Равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также от др обстоятельств, не связанных с проф и деловыми качествами гражд служащего.

5) Единство правовых и организационных основ госслужбы, предполагающ единый подход к организации госслужбы. Принцип вытекает из федеративного устройства РФ, основанного на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и ее субъектов, что закреплено в ст. 5 Конституции РФ.

6) Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы

7) Открытость. Данный принцип вытекает из ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственного управления и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Одновременно на государственной гражданской службе действуют определенные ограничения, связанные с сохранением государственной тайны и неразглашением служебной информации. Поэтому на практике гражданской службы действует сочетание гласности и конфиденциальности, что не всегда способствует необходимой осведомленности граждан.

8) Профессионализм и компетентность гражданских служащих. На реализацию данного принципа направлена не только система отбора кандидатов на госслужбу, но и система подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих, а также стимулирование их стремления к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

9) Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их проф служебную деятельность. В соответствии со ст. 14 ФЗ № 79 закрепляет защиту сведений о гражданском служащем, а также государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему имущества.

20.Государственные служащие – граждане РФ, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответственного субъекта РФ. Государственные служащие составляют основу аппарата государственного управления.

Правовые основы организации государственной службы и основы правового положения государственных служащих устанавливают ФЗ от 31.0795г. № 119-ФЗ « Об основах государственной службы РФ», «Об основах муниципальной службы в РФ»

Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие соответствующее профессиональное образование.

Гражданин не может быть принят и находиться на государственной службе в случаях:

Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

Лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда;, вступившим в законную силу;

Наличие, подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

Наличия гражданства иностранного государства; за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями

При наличии иных предусмотренных законодательством оснований.

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности, а также для решения о присвоении ему квалификационного разряда осуществляется его аттестация. Аттестация проводится не чаще 1 раза в 2 года, но не реже 1 раза в 4 года. Государственный служащий может быть перемещен на вышестоящие, равнозначные и нижестоящие должности.

Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию, по инициативе руководителя государственного органа, прекращения гражданства РФ, несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего названным федеральным законом, разглашения сведений, составляющих государственную тайну.

За успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения. Виды поощрений и порядок их применения устанавливаются законодательством.

Классификация государственных служащих

В соответствии с Федеральным законом государственной гражданской службе РФ» (гл. 2) в системе государственного управления для гражданских служащих федерального уровня проводится деление должностей по трем основаниям: по категориям, группам и классным чинам

Анализ должен начаться с рассмотрения категорий дарственных гражданских служащих. Их в законе четыре: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.

1. Категория «руководители» - это должности руководителей и за­местителей руководителей государственных органов и. их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей -территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структур­ных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

2. Категория «помощники (советники)» – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности руково­дителей государственных органов, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителей представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указных лиц или руководителей.

4.Категория «обеспечивающие специалисты» - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов, замещаемые без ограничения срока полномочий.

22.Прохождение государственной службы

Прохождение - один из аспектов службы, которая, кроме того, включает ее осуществление, систему подбора, подготовки кадров, материальное обеспечение и др. В действующем законодательстве под прохождением государственной службы понимается система юридических фактов и соответствующих индивидуальных актов субъектов исполнительной власти, влияющих на правовой статус служащего. Прохождение - динамика служебного статуса лица, занимающего государственную должность, процесс пребывания в должности, его служебная карьера. Основные стадии прохождения службы:

1) поступление (прием) на государственную службу;

2) аттестация и повышение квалификации служащих;

3) присвоение чинов, персональных званий, разрядов, дипломатических рангов и т. п.;

4) перевод на другую должность;

5) поощрение;

6) привлечение к ответственности;

7) прекращение службы.

Прохождение государственной службы отражается в личном деле служащего, которое ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе его на новое место службы передается туда. Ведение нескольких личных дел одного государственного служащего, сбор и внесение в личное дело сведений о политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещается.

Если рассматривать прохождение службы как процесс, как особое административное производство, то в нем можно выделить обязательные (прием на службу; аттестация; присвоение разрядов; званий, рангов; прекращение) и факультативные стадии (перевод на другую должность, поощрение, привлечение к ответственности).

23.Поощрение - важное средство воспитания государственных служащих и укрепления служебной (воинской) дисциплины. Оно применяется к государственным служащим за безупречную и эффективную службу, добросовестное исполнение должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности.

Согласно Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства РФ;

6) поощрение Президента РФ;

7) присвоение почетных званий Российской Федерации;

8) награждение знаками отличия Российской Федерации;

9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Законодательство РФ предусматривает, юридическую ответственность государственных служащих: дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность - это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке.

Видами дисциплинарных взысканий являются : замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Дисциплинарное взыскание налагается органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Это правило обусловлено характером взысканий: в частности, право предупреждать о неполном служебном соответствии и решать вопрос об увольнении от должности предоставляется тем органам и руководителям, которым принадлежит право назначения на должность.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Эта мера также применяется распоряжением руководителя, имеющего право назначать служащего на должность.

24. под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей). Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно - правовых форм :

1. Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

2. Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

3. Общественный фонд - некоммерческий фонд, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

4. Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

5. Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Политические партии - общественные объединения, создаваемые в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Профессиональные союзы - добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Общественные объединения вправе объединяться, создавая союзы (ассоциации) общественных объединений.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские (действующие на территории более половины субъектов РФ и имеющие там свои подразделения), межрегиональные (действующие на территории нескольких субъектов РФ), региональные (действующие на территории субъекта РФ) и местные (действующие на территории муниципального образования) общественные объединения. Общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным , если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.


Похожая информация.


В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

Цитата из УП РФ федеральная служба (служба):

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральная служба образована и действует в качестве отраслевого органа государственного управления. Соответственно, во вновь утвержденных Правительством РФ положениях обозначается сфера или отрасль, в которой конкретная федеральная служба осуществляет возложенные на нее функции. Так, п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, устанавливает: федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.

Федеральная служба несамостоятельна и подчиняется вышестоящим органам государственной власти. При этом она может быть подчинена как одному органу (например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство РФ), так и двум одновременно (например, в пп. 2 и 3 Положения о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1083, прямо сказано, что руководство ее деятельностью осуществляет Президент РФ, а координацию и контроль ее деятельности - Минобороны России).


В последнем случае двойственность подчинения выражается в том, что Президент (Правительство) РФ утверждает положение о конкретной службе, назначает и освобождает от должности руководителей службы, издает обязательные для исполнения службой нормативные правовые акты. В свою очередь, регламентирующее ее деятельность федеральное министерство, которому служба подведомственна, утверждает ежегодный план и основные показатели деятельности службы, а также отчет об исполнении плана; вносит по представлению руководителя службы проект положения, проекты других нормативных правовых актов, касающихся ее деятельности, а также предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда работников; вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования службы; в целях реализации поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ дает поручения и контролирует их исполнение; имеет право отменять противоречащие законодательству РФ решения службы, если не установлен иной порядок их отмены.

Руководители федеральных служб не входят в Правительство РФ, их интересы в данном органе власти представляют соответствующие федеральные министры.

Специальный характер функций федеральных служб во многом вытекает из их наименования. Так, совершенно определенно Феде­ральная авиационная служба действует в сфере гражданской авиа­ции.

По существу, федеральные службы осуществляют, как феде­ральные министерства и государственные комитеты (конечно, и федеральные комиссии), функции управления, регулирования, координации (включая и межотраслевую), контроля и надзора. Так, Федеральная дорожная служба оперативно управляет регио­нальными автомобильными дорогами, координирует деятель­ность в области дорожного хозяйства; Федеральная служба лесно­го хозяйства является субъектом государственного регулирования и контроля в области использования и защиты лесов; Федеральная служба по телевидению и радиовещанию координирует деятель­ность общероссийских и региональных телерадиоорганизаций и т.д.

Федеральные службы возглавляются руководителями, иногда называемыми директорами. Система действующих федеральных служб следующая: авиационная; архивная; внешней разведки; до­рожная; геодезии и картографии; железнодорожных войск; миг­рационная; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; безопасности; по валютному и экспортному контролю; лес­ного хозяйства; налоговой полиции; охраны; по делам о несостоя­тельности и финансовому оздоровлению; пограничная служба; по телевидению и радиовещанию.