Персональные данные: кому и как доступно их разглашение? Ликбез по персональным данным для компаний, которые их обрабатывают Полномочные органы для предоставления персональных данных.

Имеющая непосредственное отношение к физическому лицу . Под предоставлением этих данных подразумеваются действия, направленные на выдачу подобной ограниченной информации одному или нескольким лицам.

Получение подобного запроса может произойти как от организаций, представляющих трудовое законодательство (налоговые органы, пенсионный фонд и т.д), так и от представителей полиции или прокуратуры. Последний случай объясняется участием в уголовном или административном процессе. При этом согласие гражданина на предоставление этих сведений не требуется.

Правила рассмотрения обращений от субъектов или их представителей

Рассмотрение названных обращений называется — регламентом по реагированию на запросы или их представителей и занимается ими начальник, заместитель или уполномоченное должностное лицо, в число обязанностей которых входит . Данные должностные лица обеспечивают:

  1. Своевременное, объективное и всестороннее рассмотрение документа.
  2. Отправку ответов в письменной форме по существу запроса.
  3. Принятие мер для восстановления или защиты нарушенных прав и интересов субъекта.
  4. Все поступающиеся запросы фиксируются в день поступления. На бумагах ставится штамп с указанием даты и входящего номера.

Документ прочитывается и проверяется на повторность. В некоторых случаях сверяется с прошлой перепиской (если таковая есть). При наличии обращений в прошлом, запрос может быть повторен спустя 30 дней после последнего обращения.

После прохождения регистрации запросы отправляются руководителю компании или его заместителю, которым определяется срок и порядок рассмотрения. После чего даются указания исполнителям.

Во время рассмотрения запроса должностным лицам следует :

При отказе в предоставлении указанной в обращении информации о выбранном субъекте, уполномоченные должностные лица должны предоставить мотивированный ответ в письменной форме со ссылкой на часть 8 ст. 14 Федерального закона или иного закона, который может послужить основание для отказа, в течении 30 дней со дня обращения или с даты получения запроса.

Кому можно предоставлять личные сведения?

Получить названные сведения на основе законодательства имеют право:

  • Фонд социального страхования РФ.
  • Налоговые органы.
  • Федеральная инспекция труда.
  • Пенсионный фонд РФ.
  • Иные органы государственного контроля и надзора за выполнением трудового законодательства.

В этих случаях не требуется получения нового согласия со стороны субъекта, кроме того, что было предоставлено работодателю.

Имеют ли право их запрашивать определенные органы и какие?

В пункте выше уже были указаны организации, которые по закону имеют право на получение информации. Однако существуют другие лица и организации, которые могут затребовать персональные сведения .

Адвокаты

Названные лица имеют право запрашивать любые данные, значимые для дела:

  • Справки от уполномоченных лиц.
  • Сведения о деятельности гражданина.
  • Характеристики.

Но не вся информация подлежит разглашению. Адвокат может получить отказ в следующих случаях:

  • Лицо, к которому поступил запрос, не обладает этими документами.
  • Нарушены требования по форме запроса.
  • Сведения имеют ограниченный доступ (коммерческие, государственные или личные тайны).

Также адвокат не имеет права требовать информацию о персональных данных, за исключением случаев, когда на это дается официальное согласие.

Сотрудники полиции

В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 «О Полиции» , сотрудник имеет право при расследовании уголовных дел или административных правонарушений, а также при проверке заявлений о возможных нарушениях, запрашивать и получать персональные данные граждан на безвозмездной основе. Подобные обращения должны быть мотивированы. При передаче этих персональных данных работникам полиции по их запросу, согласие самих граждан не нужно.

Следователи прокуратуры

В была дополнена пунктом, который расширяет права организации на получение доступа к информации, в число которой входят и . Обработка поступивших данных в установленных законом РФ случаях проводится органами прокураторы из-за осуществления прокурорского надзора.


Это документ должен составляться в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» . В документе следует указать следующую информацию :

  • ФИО субъекта, сведения о котором необходимо предоставить, или его официального представителя.
  • Номер документа, удостоверяющего личность человека, дата получения и орган, который его выдал.
  • Дата написания запроса и подпись 3-й стороны, т.е тех от кого он исходит.

Составление документа выполняется по следующему алгоритму:

  1. Прописывается шапка запроса (с указанием того, кто направляет документ и его идентификационные данные).
  2. Кому предназначается данный запрос (наименование и адрес организации).
  3. Содержание (указываются причины, по которым требуется предоставить выбранные сведения и их обоснование в соответствии с фактами и законодательством).
  4. Подпись и печать отправляющего органа.

Ответное обращение

В ответ на поступивший запрос требуется составить ответное обращение , в котором должна содержаться следующая информация:

  1. Название органа, от которого поступил запрос.
  2. Наименование и адрес оператора.
  3. Гражданство сотрудника, чьи данные были затребованы.
  4. ФИО, паспортные данные субъекта, адрес регистрации.
  5. Занимаемая должность.
  6. Сведения о трудовой деятельности в соответствии с отметками в трудовой книге (прилагаемые номера приказов также записываются).

Во время отправления ответа нельзя нарушать передаваемой информации, поэтому бланк с соответствующими сведениями должен заполняться и отправлять уполномоченным лицом – оператором.

Получить персональную информацию могут многие законодательные органы без предварительного разрешения со стороны субъекта . Причиной этому может служить участие в уголовном или административном процессе. Также многие организации, связанные с трудовым законодательством, имеют право запрашивать эти данные у работодателя.

Защита персональных данных сегодня актуальный вопрос не только в отношениях работник-работодатель, но и в любой сфере, в которой собираются и обрабатываются личные данные.

По действующему законодательству работодатели не только должны обеспечивать хранение и защиту персональных данных работников, но и несут ответственность за их разглашение. Недопустимость распространения информации о частной жизни лица без его согласия изначально гарантирована законодательством РФ.

Хранение личных данных - законодательное регулирование

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются:
  • федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • главой 14 Трудового кодекса РФ.
Что конкретно закон понимает под персональными данными? Это любая информация, которая прямо или косвенно относится к физическому лицу (субъекту персональных данных). А любые действия, совершаемые с персональными данными, такие как: сбор, хранение, запись, накопление, уточнение, передача (распространение), обезличивание и уничтожение называют обработкой персональных данных. Таким образом так или иначе все организации сталкиваются с обработкой персональных данных не только своих сотрудников, но и клиентов (например, оформляя бонусные или скидочные карты) - в этом случае их называют операторами.

Поскольку ни в Трудовом кодексе, ни в 152-ФЗ не установлено, какие конкретно данные относятся к персональным - то для работы в качестве основы можно использовать Перечень персональных данных федеральных государственных гражданских служащих Минюста, утвержденный Приказом Минюста России от 21.03.2013 N 36.

Обработка персональных данных и их защита

Законодательством ограничивается круг информации, которую работодатель имеет право получать и использовать в отношении своих сотрудников. Это только те сведения, которые характеризуют сотрудника как сторону трудового договора.

Обязательность применения мер безопасности по защите персональных данных возлагается на сторону, которая занимается их обработкой.

Важно! Исходя из норм, установленных ч.1 ст.89 ТК РФ, работодатель обязан знакомить своих сотрудников с информацией об их персональных данных и их обработке. Кроме этого работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами, устанавливающими порядок обработки персональных данных, а также об их правах и обязанностях в этой области. То есть конкретный порядок доступа работника к своим персональным данным необходимо устанавливать в локальных нормативных актах. При этом нужно учитывать, что данный порядок должен гарантировать свободу доступа работника к своим персональным данным.

Получение персональных данных

Работодателю следует помнить, что все персональные данные работника следует получать у него самого (п. 3 ст. 86 ТК РФ).

В некоторых случаях согласие на обработку персональных данных работника (соискателя) не требуется, если эта информация получена:

  1. из документов, предъявляемых при заключении трудового договора;
  2. по результатам обязательного предварительного медицинского осмотра о состоянии здоровья;
  3. в объеме, предусмотренном личной карточкой N Т-2, в т.ч. персональные данные близких родственников;
  4. от кадрового агентства, действующего от имени соискателя;
  5. из резюме соискателя, размещенного в сети Интернет и доступного неограниченному кругу лиц.
Если персональные данные работника могут быть получены только у третьей стороны, работника нужно уведомить об этом заранее и получить его письменное согласие.

В уведомлении необходимо указать:

  • цели получения персональных данных работника у третьего лица;
  • предполагаемые источники данных (у кого будет запрашиваться информация);
  • способы получения данных, их характер;
  • возможные последствия отказа работодателю в получении информации у третьего лица.
Если цели сбора информации отличаются от тех, что перечислены в п. 1 ст. 86 ТК РФ - работодатель не имеет права ее запрашивать у третьих лиц даже с согласия работника.

Меры защиты персональных данных

Для обеспечения внешней защиты персональных данных работников работодатель должен принять следующие меры:
  • установить пропускной режим и особый порядок приема, учета и контроля деятельности посетителей;
  • установить особый порядок выдачи пропусков и удостоверений работников;
  • использовать технические средства охраны;
  • использовать программно-технический комплекс защиты информации на электронных носителях.
Мы уже говорили о том, что законодательство требует, чтобы обработка персональных данных осуществлялась с согласия работника. В случае возникновения спора, чтобы иметь возможность предоставить доказательства - целесообразно оформить такое согласие письменно.

Если работник является недееспособным, письменное согласие на обработку его данных следует получить у его законного представителя. В случае смерти работника такое согласие оформляют его наследники, если только оно не было получено от самого работника при его жизни.

Не следует забывать о том, что работник в любое время имеет право отозвать свое согласие на обработку персональных данных.

В процессе разработки локального акта, который будет определять порядок обработки, хранения и использования персональных данных, можно руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации».

Следующее - обязательно обеспечьте раздельное хранение персональных данных, обработка которых осуществляется в различных целях. При хранении материальных носителей оператор должен принимать меры безопасности для исключения несанкционированного доступа к ним и обеспечить их сохранность. Перечень мер для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также список лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются также работодателем.

Передача персональных данных

В процессе трудовой деятельности зачастую возникает необходимость передавать персональные данные работника как внутри организации, так и третьим лицам. А это означает, что работодатель должен вести их строгий учет. Рекомендуется применять журналы учета, в которых указываются:
  • даты выдачи и возврата документа,
  • наименование документа,
  • срок пользования,
  • цель выдачи,
  • Ф.И.О. и должность лица, получившего документ с персональными данными работника.
Доступ к персональным данным работников должен осуществляться только специально уполномоченными лицами. При этом они имеют право получать только те данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

Ситуация: если документы, содержащие персональные данные, составлены более чем на одном листе - при их возврате лицо, которое получало документы, должно присутствовать лично при проверке наличия всех имеющихся документов по описи. При этом сотрудник, получающий личное дело другого работника во временное пользование, не имеет права делать в нем какие-либо пометки, исправления, вносить новые записи, извлекать документы из личного дела или помещать в него новые.

Работодателю следует вести журнал учета выдачи персональных данных работников организациям и государственным органам, в котором необходимо регистрировать поступающие запросы, фиксировать сведения о лице, направившем запрос, дату передачи персональных данных или уведомления об отказе в их предоставлении и отмечать, какая именно информация была передана.

Для повышения уровня защиты персональной информации в систему учета можно ввести обязательное проведение регулярных проверок наличия документов и других носителей информации, содержащих персональные данные работников, а также устанавливать порядок работы с ними. В этой связи следует разработать и вести журнал проверок наличия документов, содержащих персональные данные работника.

Размер ответственности за нарушения

В соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
  • на граждан - от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц - от 500 до 1000 руб.;
  • на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб.
Помимо организации ответственность за нарушение несет ее руководитель как должностное лицо.

В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ разглашение персональной информации (за исключением случаев, если такое разглашение влечет уголовную ответственность) лицом, получившим доступ к ней в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан - от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.
Если будет установлено, что разглашение персональных данных произошло по вине работника, ответственного за хранение, обработку и использование персональных данных других сотрудников, то его могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

Персональные данные относятся к сведениям, которые охраняются федеральным законом. Неправомерное разглашение персональных данных лицом, в чьи обязанности входит соблюдение правил хранения, обработки и использования такой информации, также является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (ст. 90 ТК РФ).

Статья 137 Уголовного кодекса за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или средствах массовой информации предусматривает:

  • или штраф в сумме до 200 тыс. руб.,
  • или штраф в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев,
  • или обязательные работы на срок от 120 до 180 часов,
  • или исправительные работы на срок до одного года,
  • или арест на срок до четырех месяцев.
А часть 2 указанной статьи предусматривает, что те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются
  • или штрафом в сумме от 100 тыс. до 300 тыс. руб.,
  • или штрафом в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,
  • или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет,
или арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Есть заблуждение, что с персональными данными работают только мобильные операторы и банки. На самом деле это не так. Любая компания обрабатывает персональные данные как минимум своих работников, а еще контрагентов, клиентов, посетителей офисов и т.д. В статье мы рассказали, что такое персональные данные и как их правильно обрабатывать. Читайте и не нарушайте закон - с 1 июля штрафы для компаний вырастут в семь раз.

С персональными данными работает каждая компания, но не каждый юрист знает, что такое персональные данные и как их правильно обрабатывать. Если до 1 июля 2017 года это было еще не так страшно - штрафы за нарушения были невелики, то теперь ситуация изменилась. С этой даты вступают в силу поправки в КоАП РФ, которые увеличивают штрафы для компаний за нарушения при обработке персональных данных и вводят 7 новых составов правонарушений (Федеральный закон от 07.02.17 № 13-ФЗ). Штрафы будут платить не только компании, но и работники, которые нарушили закон - включая юристов. Мы решили помочь вам не нарушать закон и рассказали про азы обработки персональных данных, которые касаются каждой компании.

Какая информация относится к персональным данным

Персональные данные - это любая информация, которая прямо или косвенно относится к определенному или определяемому физическому лицу (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных»; далее - Закон № 152-ФЗ). Более конкретно перечень такой информации определен в Указе Президента РФ от 06.03.97 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»: это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, которые позволяют идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в случаях, установленных законом.

В работе юридических и кадровых служб компаний обрабатываемые персональные данные обычно включает в себя следующие сведения о лице:

  • фамилия, имя, отчество;
  • год, месяц, дата и место рождения;
  • адрес;
  • семейное, социальное, имущественное положение;
  • образование, профессия, должность, доходы;
  • биометрические персональные данные.

Судебная практика расширяет перечень персональных данных. Например, суды признавали персональными данными:

  • сведения о смерти гражданина (постановление АС Поволжского округа от 25.09.14 по делу № А49-2005/2014);
  • номер мобильного телефона (апелляционное определение Алтайского краевого суда от 01.10.13 по делу №33-9241/2015);
  • фотографии гражданина (апелляционное определение Свердловского областного суда от 09.04.15 по делу № 33-5232/2015).

В последнее время есть явная тенденция - перечень сведений, которые составляют персональные данные, становится все шире. Так, Европейский суд справедливости в Решении от 19.10.16 по делу № 582/14 (Патрик Брейр против Германии) признал, что при определенных условиях даже IP-адрес интернет-пользователя может признаваться персональными данными.

Что такое обработка персональных данных

Обработка персональных данных - это любое действие с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение (п. 3 ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

Например, компания обрабатывает персональные данные, если собирает анкеты клиентов (в бумажном виде или через сайт), ведет и хранит клиентскую базу, передает контакты клиентов в call-центр, фиксирует паспортные данные посетителей офиса на контрольно-пропускном пункте и т.д. Фактически персональные данные обрабатывает любая компания.

Nota bene!
Дополнительные условия для обработки персональных данных соискателей и работников установлены гл. 14 ТК РФ и разъяснениями Роскомнадзора от 14.12.12 «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве».

Когда нужно уведомлять Роскомнадзор

Если компания обрабатывает персональные данные, она является оператором (п. 2 ст. 3 Закона № 152-ФЗ). Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить Роскомнадзор о своем намерении (п. 1 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Направлять уведомление не требуется (п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ), если компания-оператор обрабатывает персональные данные, в частности:

  • только своих работников;
  • для целей заключения и исполнения договоров (например, персональные данные контрагентов);
  • для однократного пропуска лица на территорию компании;
  • без использования средств автоматизации (персональные данные используют, уточняют, распространяют и уничтожают при непосредственном участии человека - см. Постановление Правительства РФ от 15.09.08 № 687).

Проверьте, подпадает ли компания под исключения, которые указаны в Законе № 152-ФЗ. Если нет - составьте уведомление по официальной форме (Приложение № 2 к административному регламенту, утв. Приказом Минкомсвязи России от 21.12.11 № 346). Затем направьте его в территориальный орган Роскомнадзора по месту регистрации компании. Отправить уведомление можно как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа через портал «Госуслуги» (gosuslugi.ru) или официальный сайт Роскомнадзора (pd.rkn.gov.ru/).

Роскомнадзор внесет сведения о компании в реестр операторов в течение 30 дней с даты поступления уведомления. Проверить, включена ли компания в реестр, можно на официальном сайте ведомства (pd.rkn.gov.ru/).

Как правильно собирать персональные данные

По общему правилу, чтобы собирать персональные данные, нужно получить согласие их владельца - субъекта персональных данных (пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ). Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным (п. 1 ст. 9 Закон № 152-ФЗ). Это значит, что перечень оснований для обработки персональных данных должен быть указан как можно более конкретно, а также содержать срок обработки и порядок отзыва согласия (постановление АС Уральского округа от 29.09.14 по делу № А60-31459/2013, постановление Пятого ААС от 13.08.14 по делу № А59-48/2014).

Закон не устанавливает форму согласия на обработку персональных данных, за исключением особых сведений. Субъект может дать согласие в любой форме, которая позволит подтвердить факт его получения (п. 1 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). В частности, согласие может быть выражено в электронной форме путем заполнения анкеты на сайте (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.12.10 по делу № А56-73636/2009, апелляционное определение Омского областного суда от 07.08.13 по делу № 33-5139/2013).

СНОСКА
Письменное согласие субъекта нужно для обработки специальных категорий персональных данных - например, о национальной принадлежности и состоянии здоровья лица (ст. 10 Закона № 152-ФЗ). Согласие можно получить на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Получать согласие на обработку в типовой форме договора рискованно, если пункт о согласии просто включен в текст. Суд может признать такой способ ненадлежащим, если потребитель не может изменить это условие - например, сделать отметку о своем согласии или отказе (постановление АС Северо-Западного округа от 18.07.16 по делу № А44-9647/2015, постановление АС Уральского округа от 22.12.16 по делу № А76-5164/2016).

В случае проверки или судебного спора именно оператор обязан доказать, что получит согласие на обработку персональных данных (п. 3 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Поэтому заранее определите, какой тип персональных данных обрабатывает ваша компания. В зависимости от этого разработайте форму получения согласия на обработку. Важный момент - субъект вправе в любое время отозвать свое согласие (п. 2 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Если в компанию поступило такое обращение - она обязана прекратить обработку персональных данных.

Nota bene!
Согласие на обработку персональных данных не нужно, если субъект сам сделал их общедоступными. Например, при регистрации на форуме или в социальной сети. Если субъект потом отзовет согласие на обработку - его можно не учитывать (пп. 10 п. 1 ст. 6, пп. 2 п. 2 ст. 10 Закона).

Как получить согласие у работников

Работников надо ознакомить под роспись с документами компании, которые устанавливают порядок обработки персональных данных, а также их права и обязанности в этой сфере (п. 8 ст. 86 ТК РФ). Такой порядок можно прописать в самом трудовом договоре, приложениях к нему, правилах внутреннего трудового распорядка или других локальных актах - например, политике компании об обработке персональных данных. Факт ознакомления работников с этими документами нужно отдельно фиксировать - например, в специальном журнале.

СНОСКА
За нарушения при обработке персональных данных работников компанию могут привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (до 80 тыс рублей штрафа).

Согласие работника на обработку персональных данных не нужно в следующих случаях (см. разъяснения Роскомнадзора от 14.12.12 «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей…»):

  • обработка персональных данных близких родственников работника в объеме, предусмотренном личной карточкой по форме Т-2;
  • получение мотивированных запросов от прокуратуры, правоохранительных органов, органов безопасности, государственных инспекторов труда;
  • обработка нужна для исполнения заключенного с работником договора или возложенных на работодателя обязанностей;
  • обработка связана с выполнением работником его трудовых обязанностей, в том числе, при отправлении его в командировки.

Как обеспечить безопасность персональных данных

Персональные данные относятся к конфиденциальным сведениям (ст. 7 Закона № 152-ФЗ). Операторы и иные лица, получившие к ним доступ, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта. Оператор обязан обеспечить безопасность персональных данных. Меры зависят от способа обработки данных - с использованием средств автоматизации или вручную.

Если компания ведет автоматизированную обработку персональных данных, на нее распространяются Требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах, утв. постановлением Правительства РФ от 01.11.12 № 1119 и Приказ ФСТЭК России от 18.02.13 № 21. Чтобы выполнить эти требования, нужно привлекать IT-специалистов.

Для защиты персональных данных без автоматизации предусмотрены рекомендательные меры (ст. 19 Закона № 152-ФЗ и п. 13-15 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.08 № 687). Одна из таких мер - определить во внутренних документах компании перечень лиц, которые обрабатывают персональные данные или имеют к ним доступ. Можно обеспечить безопасность данных, если раздельно хранить носители персональных данных, которые обрабатываются в различных целях (например, раздельно хранить данные работников, посетителей офисов и клиентов).

Что и кому грозит за нарушения в сфере персональных данных

За нарушения при обработке персональных данных компанию могут привлечь к гражданско-правовой и административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ. До 1 июля 2017 года максимальным наказанием для должностного лица был штраф в 1 тысячу рублей, а для компании - до 10 тысяч рублей.

С 1 июля 2017 года вступают в силу поправки, которые усиливают административную ответственность (Федеральный закон от 07.02.17 № 13-ФЗ). Поправки вводят дополнительные составы правонарушений в ст. 13.11 КоАП РФ и увеличивают штрафы. В частности, закон вводит ответственность юридических лиц за следующие нарушения:

  • обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законом (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ) - штраф от 30 тыс до 50 тыс рублей;
  • обработку персональных данных без согласия в письменной форме, когда закон требует получить такое согласие (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ) - штраф от 15 до 70 тыс рублей;
  • неопубликование оператором политики в отношении обработки персональных данных, когда такая обязанность предусмотрена законом (ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ) - штраф от 15 до 30 тысяч рублей.

Работника могут привлечь к административной ответственности, но не только. Дополнительно он несет материальную (п. 7 ст. 243 ТК РФ) дисциплинарную (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) и даже уголовную ответственность (ч. 2 ст. 137 УК РФ).

К ответственности привлекут как работника-нарушителя (например, скопировавшего базу клиентов на свою флешку и передавшего ее конкуренту), так и работника, который несет ответственность за обработку персональных данных в компании.

В сентябре Роскомнадзор дал разъяснения по закону о персональных данных в форме вопросов и ответов. Публикуем их.

Что такое Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных и на кого возложена реализация этих функций?

Уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере информационных технологий и связи. В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства от 16 марта 2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» данная функция возложена на Роскомнадзор.

Кто может являться оператором персональных данных?

В соответствии с п. 2 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.

В каких случаях операторами не должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных?

В соответствии с ч. 2 ст.7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется:

1) в случае обезличивания персональных данных;

2) в отношении общедоступных персональных данных.

В каких случаях для обработки персональных данных не требуется согласия субъекта персональных данных?

Согласно ч. 2 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

1.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;(п. 1.1 введен Федеральным законом от 25.11.2009 № 266-ФЗ)

2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Кто должен запрашивать согласие работников предприятия на обработку персональных данных при их передаче для обработки другому оператору?

Получить согласие работника на передачу его персональных данных для обработки другому оператору должна администрация предприятия, на котором работает субъект персональных данных.

В каких случаях оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных?

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч.2 комментируемой статьи, при обработке персональных данных:

1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

4) являющихся общедоступными персональными данными;

5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.Уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано должностным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации

Образец формы уведомления об обработке персональных данных и методические рекомендации по его заполнению размещены на официальном сайте Роскомнадзора .

Какая ответственность предусмотрена за нарушения оператором требований Федерального закона «О персональных данных»?

Ст.24 Федерального закона «О персональных данных» определяет ответственность за нарушение данного Федерального закона, которая выражается в виде уголовной, административной, дисциплинарной и иной предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности.Административная ответственность за нарушение настоящего Федерального закона наступает за:

— неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации (ст.5.39 КоАП РФ);

— нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст.13.11 КоАП РФ);

— разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность) (ст.13.14 КоАП);

— непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст.19.7 КоАП РФ).

Кроме того, за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, и неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст.137, 272 УК РФ.

Вправе ли кредитная организация обрабатывать персональные данные физических лиц, получивших отказ в предоставлении кредита? Возможно ли хранить формы анкет-заявок на получение кредита в формате цифровых копий?

Персональные данные субъектов персональных данных, полученные кредитной организацией при рассмотрении заявок на получение кредита, в случае отрицательного решения кредитной организации подлежат уничтожению в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Обращаем Ваше внимание, что типовые формы документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, могут храниться в формате цифровых копий при соблюдении требований к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 года № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Возможно ли получение согласия на обработку персональных данных по телефону?

Получение согласия на обработку персональных данных по телефону, посредством СМС-сообщений действующим законодательством Российской Федерации не установлено.

Что является доказательством получения согласия на обработку персональных данных при покупке товаров в интернет-магазинах?

При заполнении вэб-формы заявки на покупку товара на сайте интернет-магазина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» критерием, свидетельствующим о получении оператором согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, является файл электронной цифровой подписи.

Кроме того, предложение оператора о продаже товара в отдельных случаях может рассматриваться как публичная оферта. Таким образом, субъект персональных данных, акцентируя указанную оферту, тем самым осуществляет конклюдентные действия, выражающие его волю и согласие на обработку его персональных данных, предоставленных при заполнении заявки на покупку товаров.

Вправе ли оператор запрашивать сведения о судимости?

В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

Какие иностранные государства обеспечивают адекватную защиту персональных данных?

До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор, осуществляющий обработку персональных данных (далее — Оператор) на территории Российской Федерации, обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.

Критериев, определяющих адекватность защиты прав субъектов персональных данных на территории иностранного государства, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.Оператору, осуществляющему трансграничную передачу персональных данных, необходимо руководствоваться законодательством иностранного государства, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, законодательством Российской Федерации в области защиты прав субъектов персональных данных, а также международными нормативными актами, в том числе Конвенцией о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года ETS № 108 с учетом перечня стран, подписавших и ратифицировавших данную Конвенцию. Это Австрия, Бельгия, Болгария, Дания, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.

Вторая группа, которые могут претендовать на статус стран, обеспечивающих адекватную защиту персональных данных, это страны, имеющие общенациональные нормативные правовые акты в области защиты персональных данных и уполномоченный надзорный орган по защите прав субъектов персональных данных. Это Андорра, Аргентина, Израиль, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Норвегия, Сербия, Хорватия, Черногория, Швейцария, Южная Корея, Япония.

Распространяются ли требования Федерального закона «О персональных данных» на юридическое лицо иностранного государства?

Требования Федерального закона «О персональных данных» распространяются на представительства юридических лиц иностранных государств, осуществляющих деятельность по обработке персональных данных на территории Российской Федерации.

Является ли веб-сайт информационной системой обработки персональных данных?

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» информационная система персональных данных — информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.В случае соответствия веб-сайта указанным требованиям он является информационной системой.

Как документально оформить факт уничтожения персональных данных субъекта?

Порядок документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта определяется оператором персональных данных самостоятельно. Уничтожение персональных данных субъекта осуществляется комиссией либо иным должностным лицом, созданной (уполномоченным) на основании приказа Оператора. Наиболее распространенными способами документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта является оформление соответствующего акта о прекращении обработки персональных данных либо регистрация факта уничтожения персональных данных в специальном журнале. Типовая форма акта и журнала утверждаются самим Оператором.

Существуют ли стандарты или рекомендации по исполнению Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» операторами?

Да, такие документы, разработанные отдельными представителями операторского сообщества, существуют:

— методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости .

Комментарий к статье 88

1. По общему правилу персональные данные работника не могут быть переданы третьей стороне. Исключением из данного правила являются: 1) выдача работником письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне; 2) передача персональных данных работника в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью самого работника; 3) случаи, установленные федеральным законом.

2. При определении допустимости выдачи работником работодателю письменного согласия на передачу персональных данных третьей стороне следует руководствоваться установленным Конституцией РФ и п. 9 ст. 86 ТК запретом на отказ со стороны работника от своего права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. О содержании такого согласия см. п. 3 комментария к ст. 86.

3. Получателями персональных данных работника на законном основании являются:

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Налоговые органы;

Федеральная инспекция труда;

Иные органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

Органы исполнительной власти, профессиональные союзы, участвующие в расследовании несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пункт 7 ст. 17 данного Закона обязывает работодателя собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы, являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работодатель обязан предоставить в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору. Эти сведения могут предоставляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. Вопрос о возможности предоставления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом РФ совместно с конкретными работодателями (ст. 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Выступая в качестве налогового агента работников, исчисляющего, удерживающего из средств, выплачиваемых работникам, и перечисляющего в бюджет соответствующие налоги, работодатель обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ст. 24 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы и информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций, включая персональные данные работников.

Информация о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом должна быть направлена работодателем в организации, поименованные в ст. 228.1 ТК.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъекта РФ предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

4. В современных условиях работодатель зачастую предоставляет своим потенциальным или действительным контрагентам информацию о занятых у него работниках с целью заключения нового или продления действия уже заключенного договора. Комментируемая статья допускает передачу персональных данных работника в коммерческих интересах работодателя, но ограничивает такую передачу исключительно теми случаями, когда работник дает письменное согласие на сообщение персональных данных конкретному третьему лицу в письменной форме. Выдача согласия на передачу персональных данных работника неопределенному кругу третьих лиц или без ограничения сроков такой передачи не порождает правовых последствий и не может служить основанием для передачи персональных данных работника.

5. Поскольку персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, любые лица, обладающие данной информацией, обязаны соблюдать специальный режим использования и защиты персональных данных работников. Так, лица, получившие персональные данные работника на законном основании, обязаны использовать их исключительно в целях, которые заявлялись при запросе соответствующей информации, а также не разглашать такую информацию. Исключения из данного правила определяются только федеральными законами. Необходимость дальнейшей передачи персональных данных работников может, в частности, вытекать из законодательства об административных правонарушениях, уголовного процессуального законодательства. Например, протокол об административном правонарушении, в котором могут содержаться персональные данные работника, в том случае, когда лицо, его составившее, не имеет права рассматривать дело об административном правонарушении, передается соответствующему лицу, в течение суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП РФ).

Работодатель, передающий персональные данные работника третьим лицам, вправе потребовать от этих лиц строго целевого использования этих данных и представления доказательств соблюдения данного правила. Форма такого требования определяется работодателем самостоятельно, а форма представления доказательств исполнения третьим лицом своей обязанности по сохранению конфиденциальности персональных данных - по соглашению сторон.

6. В деятельности любого работодателя неизбежно возникает необходимость периодической передачи персональных данных работника от одного структурного подразделения (работника) к другому. Так, информация о новом работнике или об изменении персональных данных передается кадровой службой в бухгалтерию или в службу безопасности. Такая передача осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом. Установление обязанности ознакомить работника с таким актом под роспись способствует прозрачности работы по обработке персональных данных и способствует более полной реализации права человека на охрану неприкосновенности его личной жизни.

О локальных нормативных актах см. подробнее ст. 8 ТК и комментарий к ней.

7. Доступ к персональным данным работников в процессе их обработки ограничивается кругом лиц, для которых обработка соответствующих данных является одной из должностных обязанностей (сотрудники кадровых, бухгалтерских и иных служб). Право доступа к персональным данным работников предоставлено также лицам, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, а также лицам, контролирующим правильность исполнения работодателем обязанностей как налогового агента работника или страхователя в системе обязательного государственного страхования. Подробнее о лицах, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, см. ст. ст. 357, 366 - 369 ТК и комментарий к ним.

Следует отметить, что установленное комментируемой статьей правило о получении данными лицами только тех персональных данных, которые им необходимы для выполнения конкретных функций, трудно реализуемы на практике. Персональные данные работника собираются в его личном деле, не подлежат дроблению и в принципе доступны для ознакомления лицом, осуществляющим надзорно-контрольные функции в полном объеме. Исполнить требования закона возможно при четкой работе с лицами, осуществляющими функции надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, теми работниками, занятыми у конкретного работодателя, трудовой функцией которых является работа с персональными данными.

При передаче персональных данных внутри организации в соответствующее структурное подразделение (работнику) должна передаваться часть персональных данных, необходимая конкретному структурному подразделению (работнику) для исполнения своих функций.

8. Информация о состоянии здоровья гражданина составляет врачебную тайну. В соответствии со ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. передача сведений, составляющих врачебную тайну, работодателю допускается с согласия гражданина или его законного представителя. Исключение составляют случаи, когда информация о состоянии здоровья работника передается работодателю при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений или при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. Информация о состоянии психического здоровья гражданина может передаваться работодателю лишь в случаях, установленных федеральными законами (ст. 8 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").