Свобода совести и вероисповедания. ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Во многих религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу -через обожении, через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как абсолют , а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие - такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высших ценностей личность получает возможность трансценденции, выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти.

К важнейшим религиозным ценностям следует отнести свободу. В христианстве богоподобие человека проявляется, в частности, в даре свободы. Бог подарил человеку свободу, и только подлинно свободные приходят к подлинному Богу. Заставить человека верить - значит заставить поклоняться лже-богам. "Всевышний обращает к вере умы доводами, а сердце благодатью, ибо оружие Его - кротость. Но обращать умы и сердца силой и угрозами - значит наполнять их не верой, а ужасом" (Б. Паскаль). Бесчеловечные эксцессы христианского прошлого и настоящего являются яркими примерами измены религиозным заповедям.

В условиях отсутствия прямого давления, непререкаемого авторитета, человек может сам, по достижению способности и желания мыслить, самостоятельно, из множества ценностей выбирать себе те, которые ему представляются верными или приходятся по вкусу. Эти ценности ведут между собой, в ментальности индивида, или диалог, или войну. Можно сказать, что они являются нашими богами, если мы отводим им в своей жизни самое почетное место. Апостол Павел пишет, что "есть так называемые боги, или на небе, или на земле, - так как есть много богов и господ много", но "мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого". В "Послании к Колоссянам" он дает расширительное понимание идолопоклонства, называя таковыми распутство, безнравственность, страсти, дурные желания, жадность. Таким образом, богом для нас является все то, к чему "липнет" наше сердце (М. Лютер ). Это может быть не только Творец, которого человек легко заменяет идолом, оправдывая верой в него стремление насильственно оградить других людей от заблуждений, фанатизм, нетерпимость, злодеяния. Богами становятся для нас и мы сами, и наши желания или нация, государство, человечество, культура и ее ценности и т.д.

Человеку невозможно уйти от акта ценностного предпочтения. В этом смысле свобода выбора, писал М. Шелер , у него заключается лишь в избрании из множества ценностей хорошую и разумную или плохую, противную разуму идею абсолютного. Отметим, что от выбора ценности зависит весь строй человеческой жизни, его культуры и цивилизации. В этих условиях свобода мысли, совести, религии и убеждений являются противоядием от насильственного внедрения какой-либо идеологии.

Понимание (и требование) свободы в аспекте религиозных отношений в разных исторических ситуациях наполнялось разным содержанием. В условиях соединения государственной и церковной власти, подчинения церкви государству или государства церкви возникали идеи независимости церкви от государства, взаимного невмешательства церкви и государства в дела друг друга. Господство какого-то религиозного направления и стеснение инаковерия обуславливало оформление принципов веротерпимости, религиозной свободы, свободы религиозной совести. Складывающийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признания свободы и равенства религий и вероисповеданий. По мере становления и развития правовых государств формулировалось равенство политических и гражданских прав независимо от вероисповедания. Расширение процесса секуляризации способствовало появлению представлений о свободе совести, осознанию права не только на исповедание религии, но и на неисповедание религии, на атеистические убеждения, утверждению светского государственного образования и воспитания.

Исторический опыт нашей страны показывает, к каким негативным последствиям приводит идея государственной религии и связанное с ней попрание свободы совести. В условиях несвободы происходит вырождение самой религии и ее ценностей. Так, многие русские мыслители социальные катастрофы, случившиеся в России в ХХ в., связывали с тем, что Русская Православная Церковь, находившаяся на положении служанки царизма, утратила доверие народа. Ее значительная часть, избавленная от необходимости перепроверять свое повседневное бытие, переродилась в закостенелую организацию, не отвечающую запросам жизни, духовным нуждам людей. А культ личности Сталина, в котором государственная власть пришла к собственному самообожествлению и утвердила себя как высшую ценность, привел к существенной деморализации общества, когда классовые ценности ставились выше родственных и общечеловеческих.

Секулярное государство, защищающее свободу совести своих граждан, содействует единству общества, построенному на терпимости, уважении к правам и достоинству личности.

1. Право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. 2. Право человека иметь (выбирать и менять) любую религию или не исповедовать никакой.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Свобода совести

яркий пример демагогии, основанной на неправильном (лживом) применении слов, например: коммунистическая принципиальность, центральное разведывательное управление, разделение властей и т.п..

Внушение беззащитному ребенку, не способному самостоятельно разобраться в сути общественного феномена, идеи Бога является прямым нарушением естественных прав личности и полным аналогом совращения малолетних. В какой-то степени ему еще допустимо говорить: имеются, мол, люди, считающие, что Бог есть; эти люди делают то-то и то-то. Но нельзя говорить, что Бог есть, так как это еще не доказано и пока все зиждется на Вере.

Даже если Бог и есть, религия, в том виде в каком она существует, являясь одним из институтов человеческой практики, по своей природе лжива, отсюда и ругань между ее представителями.

В общем-то свобода совести - это действительно “говорящее” словосочетание. Если человек обладает совестью (то есть честен), то он не будет уверять другого и тем более ребенка в том, чего не знает сам. Верит, но не знает. В понимании простого народа человек бессовестный и бесчестный - понятия тождественные. Здесь имеют место понятия правды и лжи. Декларация о свободе совести - не что иное, как декларированное на международном уровне право на безответственную ложь, выводящее последнюю из-под юрисдикции закона о мошенничестве (весь институт веры, вероятно, таковым и является).

От чего же свободна совесть в этом словосочетании - ясно от чего - от угрызений. Закон о свободе совести освобождает верующего от ее угрызений (пресловутое отпущение грехов), но об этом в "цивилизованном" обществе говорить неприлично. Более того, непрерывно звучат слова о какой-то духовности, которая де-факто является ее антиподом. Закон о свободе совести освобождает совратителей душ от угрызений совести, переводит их в разряд (состояние) воинствующих развратников, уверенных в своей правоте и запрещающих другим вмешиваться в это грязное дело. Не случайно любая религия исключительно лжива и агрессивна - начиная со Свидетелей Иеговы.

В то же время он освобождает и совращенных от всяческих угрызений совести, делая их жизнь относительно безмятежной. Чего противиться, бунтовать, бороться за естественные права человека, ведь на все воля Божья. В этом его привлекательность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Религия, свобода совести - это очень важные вопросы, непременно возникающие в социальном государстве. Как известно, основной ценностью и нашей страны, согласно Конституции 1993 года, является человек, его свободы и права. Поэтому тема, которую мы раскроем в этой статье, очень актуальна.

Прежде всего, определимся с основными понятиями. Свобода совести - это право каждого из нас верить в Бога согласно учению той или иной религии, выбранной нами самостоятельно, а также являться атеистом, то есть совсем не верить в него. Эта свобода особенно важна в странах, в которых установлена государственная религия, а значит и существует некоторое давление на человека, цель которого - заставить его эту религию принять. В других государствах, где нет такого давления, свобода является защитой для атеистов. В атеистических тоталитарных странах ей прикрывалась антирелигиозная пропаганда, всевозможные гонения на церковь.

Определения понятия "совесть"

Совесть в философии означает внутренний критерий нравственности при оценке своих действий, который регулирует действия и высказываемые мысли, а также ограничивает свободу человека определенными моральными рамками. Современные исследователи совесть определяют как способность индивидуума осуществлять в своих действиях нравственный самоконтроль, формулировать для себя самостоятельно моральные обязанности и ценности, требовать их выполнения от себя, а также производить оценку поступков, которые были совершены. При этом подчеркиваются личностные, индивидуальные начала каждого конкретного человека.

Понятие "свобода"

Можно выделить, рассматривая интересующее нас понятие "свобода", разные подходы к его осмыслению. В частности, Рене Декарт считал, что это автономность и произвольность воли. Свобода также может быть рассмотрена в идеальном и материальном смыслах. Материальная сторона ее означает свободу действий и является ограниченной физическими возможностями людей и воздействием законов природы на каждую личность. Идеальная сторона ее зависит в большей степени от свободы воли отдельного человека. Она ограничивается его нравственной позицией. Под свободой, таким образом, подразумевается возможность поступать в соответствии со своими целями, своей волей, а не по внешнему ограничению или принуждению.

Свобода совести - что это такое?

Если данное понятие рассматривать с точки зрения социологии, то это уже некоторая духовная ценность общества, важное его благо, которое было создано в результате исторического социального развития. Однако нас интересует свобода совести в юридическом аспекте. В 1993 году принята была Конституции РФ. В 28-й статье этого документа затрагивается этот вопрос. Нередко свобода совести в нем равнозначна вероисповеданию,она отождествляется также атеизмом или же с выбором между ними. Тем не менее совесть и свобода ее хотя и являются ядром религиозной нравственности, они не определяют ничем не ограниченного выбора между отрицанием Бога и верой в него. Совесть - душевное свойство, присущее каждому человеку вне зависимости от его признания или отрицания. Оно заключается во врожденном различении и познании добра и зла. Еще в младенчестве закладывается совесть, когда родители объясняют детям, что хорошо, а что плохо.

Нравственные нормы определяют этот наш внутренний регулятор действий. Ими руководствуется человек во внешнем проявлении собственных чувств и мыслей. Если он поступает бессовестно, то обычно несет ответственность за это. Сначала она моральная, а затем может наступить и правовая. Совесть, являясь элементом нравственного сознания, служит для ориентации человека в мире правильных и неправильных поступков. Склонность к их оценке с точки зрения зла и добра - одна из главных черт натуры человека.

Понятие свободы совести в Конституции РФ

В 28-й статье Конституции РФ понятие "свобода вероисповедания" оценено как равнопорядковое рассмотренному выше понятию "свободы совести", однако не равнозначное ему. В 52-й статье Коституции СССР, принятой в 1977 году, свобода совести и вероисповедания в значительной степени приравнивались как понятия. Эта статья гарантировала гражданам право самостоятельно выбирать, исповедовать им или нет ту или иную религию. Она также предоставляла возможность вести антирелигиозную пропаганду и отправлять различные культы, защищая тем самым "свободу совести". Это же повторяется и в 50-й статье Конституции РСФСР, принятой через год. При изменении данного документа в 1990 году уже отмечается, что гарантируется свобода вероисповеданий и совести.

"О свободе вероисповеданий"

Закон РСФСР, принятый в 1990 году, 25 декабря, носит название "О свободе вероисповеданий". Необходимость в нем связана была главным образом с религиозной многообразностью, которая сложилась исторически на территории нашей страны. Православие, протестантство, католичество, буддизм, ислам, иудаизм, а также разнообразные секты этих и других религий, которые имеют своих приверженцев, являются конкретными вероисповеданиями. При этом приобщение к тому или иному из них - это реализация свободы вероисповедания. То есть она означает право граждан на выбор религиозного учения, а также беспрепятственного отправления обрядов и культов, определенных им. Эта свобода, таким образом, уже свободы совести по содержанию. В субъективном смысле, как право человека, является равнозначным ей понятие свободы религии.

Можно выделить следующие составляющие в свободе вероисповедания: равноправие всех религий, а также верующих и равенство их перед законом, отсутствие дискриминации граждан по религиозному признаку, возможность менять религию, исповедовать любую из них, отправлять различные религиозные обряды.

Соотношение свобод совести и вероисповедания

Таким образом, можно сделать вывод о том, что свобода совести и вероисповедания соотносятся как видовое и родовое понятие, как частное и общее. Обе они предполагают, что никакая власть - ни духовенство, ни государство - не имеют права вмешиваться в религиозную жизнь отдельного человека.

Обеспечение защиты прав на свободу вероисповедания

Отметим, что у каждой отдельной личности есть право на религиозную свободу. Однако, пользуясь ей, нужно придерживаться нравственного принципа социальной и личной ответственности. Дело в том, что гражданское общество вправе защищать себя от возможных злоупотреблений, возникающих под видом религиозной свободы. Обеспечение этой защиты - дело гражданской власти. Именно на нее возлагается также первостепенная обязанность поддерживать и охранять религиозную свободу различными средствами, включая справедливые законы, а также обеспечить благоприятствующие развитию в стране религиозной жизни условия.

Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Как мы уже отмечали, в 1990 году принят был закон "О свободе вероисповеданий". Однако это не единственный федеральный закон о свободе совести. Расскажем еще об одном очень важном документе.

В 1997 году, 26 сентября, появился закон "О свободе совести и о религиозных о религиозных объединениях". Он состоит из 3-х разделов. Первый из них - это общие положения, во втором рассматриваются религиозные объединения, а в третьем - условия деятельности и права религиозных организаций. Самые важные принципы, освещенные в первом разделе, следующие:

1) Равноправие граждан вне зависимости от того, какое у них отношение к религии.

2) Должно обеспечиваться равенство перед законом религиозных организаций.

3) Существование особых законодательных актов, которые обеспечивают реализацию в стране свободы вероисповедания, а также устанавливают ответственность за нарушения их.

4) Система государственного образования имеет светский характер.

В 3-й статье этого закона можно найти принцип свободы вероисповеданий, то есть право любого гражданина выбирать, распространять и иметь любые атеистические и религиозные убеждения, а также действовать в соответствии с ними, но при одном условии - следует соблюдать законы нашей страны. В дальнейшем уточняется, что равноправие не допускает ограничения прав или же установления тех или иных преимуществ, зависящих от отношения к религии человека. Также недопустимым является возбуждение ненависти или вражды в связи с этим и оскорбления граждан.

Религиозные объединения, таким образом, от государства отделены. Этот принцип предполагает невмешательство его должностных лиц и органов в вопросы, которые определяют отношение к религии, а также во внутреннюю деятельность различных религиозных объединений, конечно, если она не нарушает законы страны. Гражданская власть не должна финансировать религиозные организации. Это же касается и деятельности в сфере пропаганды различных убеждений. Религиозные объединения, в свою очередь, в дела государства вмешиваться не могут. Они не имеют права участвовать в выборах органов управления и власти, влиять на деятельность различных политических партий. Однако служители данных организаций могут участвовать в политической деятельности, как и другие граждане и наравне с ними.

В этом законе четко указано, что государственное образование имеет светский характер. Доступ к нему на его основе предоставляется всем одинаково как неверующим, так и верующим. Государственное образование не должно преследовать цели формирования того или иного отношения к религии. Следовательно, в учебных заведениях религиозная проповедь, катехизация, обучение Закону Божьему недопустимы. Тем не менее изложение истории религии, а также ее роли в жизни человека и общества не исключается. Недопустима в равной мере и атеистическая пропаганда, целенаправленное и сознательное формирование у учащихся атеистических убеждений. Получение религиозного образования, а также обучение вероучению той или иной религии возможны лишь на основе внегосударственной. Региональные организации с данной целью могут создавать специализированные учебные заведения, открывать группы для детей и взрослых и т. д. Для атеистических организаций подразумеваются аналогичные права, хотя в законе они и не прописаны. Должно быть выражено в общеобразовательных программах отношение взаимного уважения и терпимости между гражданами, которые исповедуют и не исповедуют те или иные религии. Перед законом все они равны, и ни одна не должна пользоваться ограничениями или преимуществами. В вопросах убеждений и веры государство нейтрально.

Второй раздел данного закона регулирует право на религиозную деятельность и убеждения. В 7-й статье предусмотрено право менять, иметь и выбирать религиозные убеждения, распространять и высказывать их в печатной, устной и любой иной форме, совершать беспристрастно религиозные обряды, исповедовать любую религию, вступать добровольно в различные религиозные объединения, а также выходить из них. В 8-й статье (закон "О свободе совести...") последние определены как добровольные объединения достигших совершеннолетия граждан, которые образуются для осуществления права на свободу вероисповедания. В 11-й статье закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" указано, что они обретают права юридического лица после регистрации их устава в Министерстве Юстиции или же в его органах, функционирующих на местах. В 14-й статье определено, что прекратить деятельность того или иного религиозного объединения можно либо по решению собрания его учредителя или его образовавшего съезда, либо в случае его распада (самоликвидации), либо по решению суда.

Религиозные объединения также могут осуществлять благотворительность и милосердие, миссионерскую деятельность, религиозное воспитание и обучение, подвижничество в скитах, монастырях и т. д., паломничество, а также иные виды деятельности, соответствующие вероучению и предусмотренные положением (уставом) данного объединения. В третьем разделе регулируются финансовые и имущественные правоотношения этих организаций. Принципы, сформулированные в данном законе, закреплены в Конституции РФ.

Отрицательная сторона закона

ФЗ "О свободе совести..." имеет и отрицательную сторону. Религиозной организацией в нем признается лишь та, у которой есть подтверждение ее существования на этой территории не менее 15 лет, которое было выдано местными органами самоуправления; либо выданное указанной организацией подтверждение о его вхождении в состав централизованной религиозной организации. Однако не все из них могут доказать сегодня свое существование в этом периоде, необходимо учесть и то, что в стране до 1991 года велась атеистическая политика, так что многие религиозные организации возникли совсем недавно. Поэтому возможны определенные трудности для регистрации той или иной религиозной организации, а следовательно, и новое проявление бюрократизма. Также можно сделать вывод о том, что закон "О свободе совести и религиозных объединениях" фактически лоббирует православие, поскольку многие годы именно оно было единственной в стране разрешенной религией. Может возникнуть ситуация, при которой, не признавая иные религиозные направления, органы местной администрации могут их запрещать со ссылкой на пункт в нем. Таким образом, законодательство о свободе совести целесообразно было бы пересмотреть, поскольку складывается монопольное влияние на общество православной церкви, а это ограничивает свободу вероисповедания. По мнению множества представителей правозащитного движения, а также ряда религиозных объединений, этот закон далек от совершенства. Российская Хельсинская группа, более того, ратует за его отмену. Представители ее считают, что таким образом нарушается свобода совести в России.

Однако данный закон, несмотря на это, функционирует и по сей день. В правительстве РФ была создана и работает вот уже несколько лет группа по анализу предложений по его совершенствованию, поступающих из регионов страны.

Положительная тенденция

Одной из положительных тенденций в развитии в нашей стране религиозной ситуации является защита прав верующих, а также продолжение совершенствования законов. В частности, в доперестроечное время существовало множество нарушений, однако суды и прокуратура не рассматривали дела, связанные с религией. Начиная с 90-х годов 20 века и до сегодняшних дней было рассмотрено уже немало таких дел. Кроме того, возникла возможность через Конституционный суд РФ вносить поправки в закон 1997 года. Суд возвращался к нему уже несколько раз и выносил соответствующие решения.

Таким образом, законодательство находится сегодня в стадии совершенствования. Поступают просьбы правозащитных организаций и отдельных верующих о доработке статей или об их отмене. Правда, существует тенденция, которая идет от некоторых представителей религиозно-общественных организаций и госорганов пересмотреть принцип Конституции о недопустимости в стране официально признанной церкви или религии. Речь идет, конечно же, о православии. Его некоторые представители духовенства определяют "господствующим" в государстве. Они указывают на духовный менталитет, на большое количество верующих, на строительство часовен и храмов в государственных, а не только в независимых учреждениях. Конечно, существуют проблемы, и решение их - важнейшая задача, стоящая перед обществом и государством.

Новые поправки к закону

24 июля 2015 года вступили в силу очередные поправки, которые были внесены в ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях". Отныне религиозной группой считается добровольное объединение граждан, которое уведомило в обязательном порядке о своей деятельности Управление Министерства юстиции, а также предоставило сведения о своих руководителях, местах совершения богослужения, основах вероисповедания. В предыдущей редакции сообщать о начале деятельности было не обязательно. Также была поставлена точка в вопросе о том, нужна ли лицензия при организации курсов катехизации, воскресных школ и др. Согласно новой поправке в ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", религиозное воспитание и обучение религии образовательной деятельностью не являются, следовательно, в лицензии нет необходимости.

В эпоху господства мировых религий главными ценностями становятся религиозные. Соответственно, человек, следующий им в наивысшей степени, считается совершенным. В мире существуют три основные религии - буддизм, христианство и ислам. Их главные ценности частично совпадают между собой, а частично оразли- чаются.

Прежде всего рассмотрим самую древнюю из мировых религий - буддизм, названную по имени ее создателя - Будды. Как и Сократ, Будда основывался на разуме и опыте, но главная задача для него была не теоретической, как для Сократа, - найти истину, пригодную для всех, а практической - избавить людей от страданий. Исходные цели и инструменты те же, но выводы определяются спецификой данной культуры. Будда дал кардинальное решение проблемы: полный уход от страданий и окончательное освобождение. «Подобно тому, как океан имеет лишь один вкус - вкус соли, так и мое учение имеет лишь один вкус - вкус освобождения». Будда стремился освободить человека от страданий без применения насилия. Решая эту проблему в соответствии с основным направлением индийской культуры, Будда пришел к выводу, что окончательного освобождения можно достичь, освободившись не только от данной жизни, но и вообще от всех перевоплощений, от всех рождений и последующих смертей.

В своей проповеди в городе Бенаресе Будда сформулировал четыре главные истины.

«Вот, о монахи, благородная мысль о страдании. Рождение есть страдание, болезнь есть страдание, соединение с нелюбимым есть страдание, разлука с любимым есть страдание; короче говоря, пятикратная привязанность [к земному] есть страдание.

Вот, о монахи, благородная истина об источниках страдания: это жажда [бытия], ведущая от рождения к рождению, связанная со страстью и желанием, находящая удовлетворение там и тут, а именно: жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества.

Вот, о монахи, благородная истина о прекращении страдания: это уничтожение жажды путем полного подавления желания, ее удаление и изгнание, отдаление самого себя от нее, ее недопущение.

Вот, о монахи, благородная истина о пути, ведущая к прекращению страдания. Это священный восьмеричный путь, а именно: праведная вера, праведное намерение, праведная речь, праведные поступки, праведный образ жизни, праведные усилия, праведная мысль, праведная самососредоточенность» *.

Четыре истины Будды в краткой форме выглядят так:

Жизнь в мире полна страданий;

Есть причина этих страданий;

Можно прекратить страдание;

Есть путь, ведущий к прекращению страдания.

Полное освобождение от страданий и сансары (колеса перевоплощений) возможно в состоянии нирваны, когда, потеряв все

связи с миром, представление о собственном «Я», иллюзию внешнего мира и собственных мыслей, человек сливается с неизменной и невыразимой полнотой бытия, как капля воды с океаном.

К достижению нирваны призван подготовить восьмеричный путь Будды. Он включает освобождение от заблуждений; отрешение от привязанности к миру, от дурных намерений, от вражды к людям; воздержание от лжи; отказ от уничтожения живого, от воровства; зарабатывание на жизнь честным путем; искоренение дурных мыслей, постоянное повторение всего, усвоенного ранее; правильное сосредоточение. Нирвана - не бессмысленный покой, а состояние интенсивной духовной деятельности, которую можно описать только в негативных терминах, поскольку всякий позитивный термин ограничивает, а нирвана есть приобщение к безграничному. «Нирвана или избавление - это не растворение души, а ее вступление в состояние блаженства, которое не имеет конца. Это освобождение от тела, но не от существования» . «Нирвана есть разрушение пламени вожделения, ненависти и невежества» . Это духовный покой без напряжения и конфликта, состояние совершенства, которое трудно постичь.

Будда стремился уйти из мира. Нс в свой личный внутренний мир и не в дружеские общины, как предлагали древнегреческие философы, а в мир потусторонний, не имеющий ничего общего с нашим. Буддизм не пессимистичен, поскольку преодолевает страдания. Буддизм признает лучшим иное, чем мир, которое невозможно описать.

На вопрос о возможности телесной жизни без страданий древнеиндийская культура отвечает «нет», древнегреческая - и «нет», и «да». Христианство тоже отвечает «да», и это вечное пребывание на земле после второго пришествия.

Христианская мораль наиболее полно выражена в десяти заповедях, данных Господом на горе Синае Моисею. Они звучат так:

«Я, Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не делай себе кумиров и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им, ибо Я Господь, Бог твой...

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - субботу Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела...

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» .

И вот приходит Иисус Христос, восходит на гору и проповедует, и некоторые обычные и привычные заповеди превращаются в свою противоположность. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» .

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» . Здесь разрыв не только с ветхозаветной мудростью, но и с обычными принципами функционирования государства.

В иных заповедях Христос усиливает ветхозаветный текст. «Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» . «Вы слышали, что сказано древними: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» .

Мы живем в Российской Федерации. Среди граждан России есть представители всех мировых (и не только мировых) религий, но преобладают христиане. Многие наши представления сформированы традициями русской культуры, в том числе мифологией, хотя мы можем и не осознавать этого. Тысячу лет назад на Русь пришло христианство. И тогда началась и в течение нескольких веков продолжалась борьба между христианством (православием) и язычеством, которая закончилась победой первого.

Христианские обычаи требуют соблюдения четырех постов, приуроченных к христианским праздникам: Великого (до Пасхи), Рождественского (зимой), Петровского (до 29 июня - Петрова дня), Успенского (в сентябре), а также двух постных дней в неделю - среды и пятницы, когда запрещено есть мясо.

В знаменитом произведении начала XII в. «Поучение Владимира Мономаха» говорится о гуманности, сострадании, стремлении предотвратить зло, междоусобные брани, спасти людей от зла и дурных поступков. «Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, - это ведь начало всякого добра... Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души... Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но молвите: смертны суть; сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней... Старых чти как отца, а молодых как братьев... Лжи остерегайся и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело... Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны, не пропустите человека, не поприветствовав его и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой... Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее... Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам бог пошлет...».

Владимир Мономах советует избавляться от врагов тремя добрыми делами: покаянием, слезами и милостыней. Современник Владимира Мономаха митрополит Никифор проводит такую аналогию: как князь распоряжается своими воеводами и слугами, так разум должен повелевать телом.

Христианские представления о добре и зле, соприкасаясь с более древними, укреплялись на Руси, языческие взгляды отходили в область сказок и преданий. Распространению христианской морали помогали люди, которые следовали ей в наибольшей степени и впоследствии объявлялись церковью святыми. Самые известные на Руси святые - Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

Третьей по времени образования мировой религией был ислам (в буквальном переводе с арабского «предавание себя аллаху», «покорность»). Он возник в VII в. н.э. и тесно связан с христианством. Относительно конкретных бытовых предписаний Коран отличается от Библии настолько же, насколько обычаи и традиции древних арабов, живших на Аравийском полуострове, отличаются от обычаев народов, в среде которых возникло и развивалось христианство. Коран запрещает вино, свинину, но разрешает многоженство. Поклонение изображениям Бога и исполнение музыки в мусульманских храмах (мечетях) запрещались.

Пять основных моральных заповедей ислама: единство Бога («нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - его пророк» - последний из пророков после Ибрагима, Мусы и Исы), пятикратная ежедневная молитва намаз - «ключ к раю», паломничество в Мекку на родину пророка Мухаммеда, пост в течение одного месяца в году (когда разрешается есть ночью, но не днем), налог в пользу бедных (аналог христианской милостыни). Когда Мухаммеда спросили, какое деяние наиболее добродетельно, он ответил: «Чтобы ты умирал, а язык твой поминал Аллаха, великого и всемогущественного».

Коран, как и Библия, обещает исполняющим моральные заповеди, вечное блаженство. «И устремляйтесь к прощению от вашего Господа и к раю, ширина которого - небеса и земля, уготованному для богобоязненных, которые расходуют и в радости и в горе, сдерживающих гнев, прощающих людям» . «А те, которые уверовали и творили благое, те - обитатели рая, они в нем вечно пребывают» . Тем же, кто делает зло, Коран грозит возмездием. «Да! Тот, кто приобрел зло и кого окружил его грех, то они - обитатели огня, они в нем вечно пребывают» .

Среди добродетелей, почитаемых в исламе, можно назвать разум, рвение, скромность, богобоязненность, праведность, верность, искренность, смирение, негневливость, прощение, а среди отрицательных свойств характера - склонность к мирским украшениям, жадность, ненасытность, похотливость, которые в символической форме представлены четырьмя птицами: соответственно павлином, уткой, вороной и петухом.

Как и в любой религии, основополагающее значение в исламе имеет вера. Но мусульманство высоко ценит и знание. Можно сказать, что ислам является синтезом греческой философии и христианской веры. Учение рассматривается в мусульманстве как религиозный долг и путь в рай, а ученый человек превосходит благочестивых верующих так же, как полная луна превосходит звезды.

В мусульманской литературе существует понятие «адаба» как воспитания, соединяющего обучение основам всех наук и овладение кодексом поведения, базирующегося на соблюдении обычаев и благочестия. Цель адаба «состоит в том, чтобы создать добродетельного человека, способного воздерживаться от физических и материальных удовольствий и проявлять эмоциональное равновесие перед лицом радостей, горестей, а также всегда оставаться невозмутимым и пассивным, за исключением тех случаев, когда разум и мысль указывают на желательность и необходимость действий» .

«При таком образовании прививаются следующие качества: застенчивость, стремление избегать дурного общества и лености, способность к упорному труду, выносливость, бесстрашие, серьезность. Условия приобретения знания - проницательный ум, избыток времени, способности, упорный труд, опытный учитель, желание. Среди требований, которым должен удовлетворять учитель,- благочестие, чувство собственного достоинства и другие»

В современном обществоведении, религиеведческой и юридической литературе весьма актуальной является проблема свободы совести, которая имеет теоретический и практический аспекты. Содержание категории свобода совести - это право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или следовать гуманистического мировоззрения. Свобода совести является одним из конкретных проявлений свободы человека в обществе, выступает важным мировоззрению, этическим и правовым принципом. Свобода совести является одной из общечеловеческих социальных и духовных ценностей. По выражению философа Евгения Трубецкого (1863 - 1920 гг.), свобода совести является наиболее ценной из всех свобод. Совесть - выражение нравственного самосознания личности, ее нравственная самооценка. За такими критериями совесть и характеризуется интеллектуальными и эмоционально-психологическими моментами. Индивидуализированный характер совести заключается в том, что охватывает индивидуализированы, суб’єктивовані, включенные в мотивационной и эмоционально-волевой структуры личности требования относительно его поведения со стороны общества, класса, определенной социальной общности.

Совесть воспитывается и формируется обществом прежде всего через влияние непосредственного социального среды, в которой находится индивид. Факторы социума формируют человека как моральное существо. Следовательно, происходит первичная социализация личности, т. е. человек воспринимает и усваивает социальные нормы, правила поведения, необходимую информацию для реализации всех жизненных потребностей. Вместе с тем каждый человек, который обладает признаками право - и дееспособности, является субъектом права, своими действиями может иметь статус физического или юридического лица. Поэтому индивид всегда находится в определенных правоотношениях с другими членами общества (физическими и юридическими лицами). Между государством и гражданином создаются содержательные отношения, юридической стороной которых являются правовые отношения между ними. В демократическом обществе государство является официальным представителем интересов гражданского общества, охраняет и обеспечивает права граждан. Это его прямая конституционная обязанность. Государство через механизм принудительного воздействия, систему право-воспитательной работы, организационные мероприятия предоставляет лицу определенного правового статуса, то есть выражает в законах, то социальное положение, которое занимает лицо в гражданском обществе и государстве, закрепляет совокупность правовых средств, обеспечивающих гражданам реализацию их прав и свобод.

Основное содержание правового статуса личности - это ее права и правовые гарантии, ее обязанности и ответственность за их выполнение. Поэтому свобода совести как социальная ценность дополняется ее юридической характеристикой. Свободу совести необходимо рассматривать и как правовое явление, в контексте всех других прав и свобод, входящих в правовой статус лица. Отсюда следует определение свободы совести в широком смысле — свобода убеждений, то есть право человека выбирать, отстаивать собственные убеждения и осуществлять их. Однако при определенных исторических времен принцип свободы совести имел различные формы выражения.

В первобытном обществе фактически уже существовала свобода совести, поскольку общество без классов и государства регламентировало отношение членов общины к первоначальной религии лишь моральными нормами, добровольно признавались всеми членами. В рабовладельческом обществе, особенно при существовании деспотии, религия превращается в форму общественного сознания и несет классовое правовое нагрузки. Принцип свободы совести приобретает определенных ограничений и поэтому начинает заявлять себя традициями свободомыслия (Демокрит, Эпикур, Лукреций).

В эпоху Средневековья господствовал религиозное мировоззрение; исповедание определенной религии фактически считалось обязательным. В этих условиях принцип свободы совести не выступал как право свободно определять свое отношение к религии. В таком смысле право совести провозгласили в XVI - XVIII ст. идеологи буржуазии, боровшихся с феодальным абсолютизмом и официальной церковной властью. Одними из первых защитников свободы совести выступили известные философы и ученые Мишель Монтень, Питер Бейль, Бенедикт Спиноза, Франсуа Вольтер. Французские просветители Жан Мелье, Поль Гольбах, Дени Дидро, Клод Гельвеций, Жан Ламетри сформировали атеистическое направление - радикальный вариант свободы совести. В западном обществе свобода совести трактуется как право свободного выбора того или иного вероисповедания, а также гуманистического мировоззрения.

В бывших социалистических странах свобода совести имела деформированный характер. Роль религии и церковных организаций в общественной жизни крайне унижалась, одновременно атеистически-просветительская деятельность фактически превратилась в средство контроля тоталитарного государства над сознанием граждан. Атеїзація государственной политики приводила к многочисленным нарушениям прав человека, в частности, в области соблюдения принципа свободы совести.

В условиях перехода к правовому государству разворачивается довольно полное действие принципа свободы совести, получает свой четкий законодательный статус, защищает неотъемлемые права человека как от чрезмерной клерикализации, так и от односторонней атеизма. Свобода совести тесно связано с положением религии и церкви в обществе, взаимодействием религиозных факторов с государством и его политическими институтами. Интересным является то, как стратегически и практически решается вопрос взаимодействия религии и государства в различных политических регионах. Тесное сочетание официальной религии и государственного аппарата порождает различные вариации клерикального. В одних странах (Саудовская Аравия, Пакистан) клерикальный влияние распространяется на различные сферы общественного бытия. В Саудовской Аравии государственной религией является ислам вах-хабістського типа (основателем считается религиозный реформатор Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб, который жил в XVIII в.), по поводу же атеизма, то атеизм запрещен и преследуется законом. Мусульмане обязаны выполнять все предписания Корана. Судебная власть осуществляется шариатским судами. В регионе распространено мусульманское право, подчиняющей светскую власть влияния религиозной власти.

Другой вариант клерикальності создан в Израиле. Государственной религией является ортодоксальный иудаизм, который смешивается с сионистской идеологией. Израильское гражданство предоставляется только евреям, но евреями, по закону признаются лица, родившиеся от матери еврейской национальности и исповедуют иудаизм или навернеш в иудейскую религию. Раввшат Израиля имеет большие полномочия в области политики, управления государством, регулировании семейно-брачных отношений. Семейно-брачные отношения рассматриваются судами по библейски-талмудистськими принципами. В других странах формально декларируется свобода вероисповедания, но и существуют привилегированные религии и религиозные течения: в арабских странах - ислам; в латиноамериканских и западноевропейских - католицизм; в Греции и России - православие. Признание особого положения той или иной церкви зафиксировано в конституциях 42 государств; законодательство 32 стран обусловливает занятие высших постов в государстве принятием религиозной присяги; в 22 странах, по конституциям, пост главы государства могут занимать только лица, принадлежащие к официальной церкви. Итак, в странах Среднего Востока, Латинской Америки не соответствуют действительности механизмы конституционного закрепления и правового регулирования принципа свободы совести.

Существуют страны, в которых официальной государственной религии не существует. В США господствующей религии вообще не было, а во Франции и Турции церковь отделена от государства. Соответствующим организациям предоставляется возможность участвовать в политической жизни. По сути свобода совести здесь означает право человека выбирать любое вероисповедание или право не исповедовать никакой религии. Такие права рассматриваются неотъемлемыми личными гражданскими свободами в конституциях. Еще в эпоху буржуазных революций в Европе возникло широкое идейное движение - свободомыслие, который ставил задачу бороться против духовного диктата церкви, за осуществление свободы совести. В современных условиях в западных странах действуют общества вольнодумцев, которые объединяют атеистическое и антиклерикально ориентированных людей. Эти общества входят в Всемирного союза вольнодумцев. В начале 80-х pp. XX ст. в Лозанне (Швейцария) состоялся 39-й конгресс Всемирного союза вольнодумцев, где приняли участие представители национальных организаций вольнодумцев Австрии, Бельгии, Индии, Италии, США, Швейцарии, Швеции, Финляндии, ФРГ. Конгресс рассмотрел проблему Свободомыслие и молодежь за будущее без догм. В выступлениях делегаты призвали распространять материалистические идеи, бороться за всестороннее духовное развитие человека. Необходимо учитывать две противоположные тенденции по поводу свободы совести. Свобода совести приобретает черты определенных идеологических ориентаций - клерикализма и атеизма. По Конституции Украины, свобода совести - это право на свободу мировоззрения и вероисповедания, свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Это конституционное определение является основным содержательным элементом института свободы совести, выступает ее высшей юридической силой, предоставляет равные возможности реализации собственных духовных потребностей и верующим, и неверующим. Статья 35 Конституции Украины закрепляет отделение церкви от государства, ее важность заключается в том, что: во-первых, статья является решающей предпосылкой для достижения юридического равенства в религиозной сфере, устранение дискриминации верующих или неверующих; во-вторых, устранение религии из сферы государственно-правовой жизни освободило от выполнения несвойственных функций церковью. Рядом со статьей 35 правовой институт свободы совести охватывает конституционные нормы: равенство граждан перед законом независимо от их отношения к религии, их равные права в экономической, политической, социальной и культурной жизни; использование гражданами прав и свобод не должны препятствовать интересам общества и государства, правам других граждан; осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей. Следовательно, категория свобода совести имеет много аспектов рассмотрения.

При определении свободы совести акцентируется внимание на конституционно-правовом содержании принципа свободы совести, то есть подразумевается совокупность правовых норм и реальных гарантий, которые регулируют и определяют развитие связанных с религией общественных отношений. Если совокупность правовых норм и реальных отношений раскрывает грани равной свободы для верующих и неверующих, то процесс регулирования раскрывает свободу совести как право действовать в соответствии с религиозными или свободными убеждениями, то есть обосновывает способность (право и действует) быть субъектом общественных отношений, которые регулируются государством. В совокупности юридических норм, составляющих институт свободы совести, особое значение приобретает конституционный запрет подстрекательство вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями. Такая норма призвана способствовать формированию нормальных отношений между представителями разных конфессий, верующими и неверующими.

Конституционные положения сочетаются с законодательством о религиозных культах и создают единый комплекс правового регулирования и важных гарантий осуществления свободы совести. Социальным фундаментом любой свободы, в том числе свободы совести, выступает экономическая и политическая природа общества, наличие широких демократических процессов.