Кто проверяет азс. Страсти по бензину

Генеральная прокуратура России обнародовала результаты глобальной проверки на автозаправочных станциях страны. В ходе рейдов было выявлено более 30 тысяч нарушений. Свои проверки провели санитарные врачи, Ростехнадзор, блогеры, автолюбители. Появляются карты нарушений, "черные" и "белые" списки АЗС.

По кому шумит двигатель

Автозаправочные станции контролирующие ведомства проверяли издавна. Но еще никогда к проверкам не было такого пристального внимания. Связанно это со множеством факторов.

Во-первых, с начала следующего года в России начинает действовать технический регламент для автомобилей стандарта Евро-5. Вообще-то он призван регулировать объемы выхлопов, но по сути вводятся серьезные ограничения для автомобилей с пробегом. Это касается большинства иномарок с двигателями, выпущенными после 2009 года. В ряде случаев стандартам соответствуют лишь те, что изготовлены после 2012-го. Таким образом, иностранные автомобили старше 2009 года в Россию можно будет ввозить, но только при условии, что они будут переоборудованы по современным стандартам. Все это означает, что эпоха мегадешевых машин, которые отправлялись на свалку после первой же поломки, уходит окончательно. Люди заинтересованы в том, чтобы сохранить авто в рабочем состоянии как можно дольше. На этом фоне появилось множество мифов об особо опасном бензине, который способен за одну заправку "убить" даже самую надежную машину.

Второй момент: поломки автомобиля в сервисных центрах нередко списывают на некачественное масло или топливо. Председатель петербургского отделения Федерации автовладельцев России Дмитрий Можегов утверждает, что бензин действительно может пагубно влиять на двигатель. Правда, процесс этот не одномоментный.

Но дьявол кроется в деталях. Дилерские центры продают машины и, как все компании в отрасли, терпят убытки в связи с общей экономической ситуацией. Конечно, они продолжают давать гарантию на ремонт, но каждое обращение влечет за собой новые расходы, которые автосалон всеми силами старается избежать. Такие "симптомы", как поломка двигателя, требуют замены дорогостоящих деталей, а потому для дилера ключевое значение имеет причина поломки. Ведь в типовых договорах на гарантийный ремонт нередко указывается, что ремонтируется заводской брак, а если двигатель забарахлил из-за некачественного топлива, то покупатель должен чинить машину за свой счет.

В среднем на заправках недолив может достигать 300 миллилитров на каждые 10 литров

Но часто установить истинную причину выхода из строя двигателя можно только после экспертизы в лаборатории. Проводить ее за свой счет дилер, понятное дело, не стремится. Поэтому недобросовестные сотрудники салонов готовы отказывать клиентам в ремонте, кивая на качество топлива. Лишь самые настырные автолюбители проводят независимую экспертизу за свой счет, и если проблема оказывается в заводских деталях, то дилер проводит ремонт и возвращает деньги за экспертизу. Но многие соглашаются провести ремонт за свой счет и винят в поломке АЗС, где заправлялись чаще всего.

Подогревают интерес к качеству топлива и разнообразные гаджеты. В любом специализированном магазине можно купить несколько вариантов октанометров и тест-полосок, которые, если верить инструкциям, позволяют самостоятельно проверить качество топлива.

Нет дыма без огня

Еще с конца прошлого года Федерация автовладельцев России запустила специальное мобильное приложение, позволяющее водителям составлять свой собственный рейтинг АЗС. Так вот, судя по отзывам, в Петербурге топливо лучше, чем в большинстве регионов СЗФО или в Центральной России.

Но нарекания все равно есть. Жалобы чаще всего поступают на две крупные сети, и автомобилисты на форумах склоняются к тому, чтобы объезжать их стороной.

Старший помощник прокурора Санкт-Петербурга Марина Николаева отметила, что проблемы с качеством топлива выявлены на заправке ООО "Фаэтон" по адресу: улица Верхняя, участок, 1.

Показатели дизельного топлива Евро и бензина марок АИ-95 и АИ-92 не соответствовали требованиям технического регламента, - отмечает Марина Николаева.

По итогам проверки на АЗС на юридическое лицо наложили штраф в 200 тысяч рублей.

А на заправках, принадлежащих "ПТК-Сервис" в Александровском парке и на Аптекарской набережной не было информации о марке топлива и его экологическом классе. Плюс ко всему отходы на обеих АЗС хранились с нарушениями. В данном случае штраф составил 20 тысяч рублей.

Такой разброс сумм неудивителен. В первом случае АЗС продавала дешевое топливо по цене дорогого. Максимальное наказание за продажу бензина с нарушениями таможенного регламента сейчас составляет 300 тысяч рублей. Росстандарт считает, что и этих сумм недостаточно. Поэтому сейчас ведомство предлагает ввести прогрессивную шкалу штрафов - от одного до 15 процентов от выручки конкретной АЗС, нарушившей закон.

В рамках собственной проверки специалисты ведомства посетили свыше трех тысяч АЗС по всей стране, и в 666 случаях обнаружили в бензине повышенное содержание серы.

Другая серьезная проблема - недолив. В ведомстве считают, что в среднем на заправках недолив может достигать 300 миллилитров на каждые 10 литров.

Мы тоже неоднократно сталкивались с проблемой недолива, - говорит Дмитрий Можегов. - Иногда в пятилитровую канистру без зазрения совести наливают шесть литров бензина. Несколько раз ругался по этому поводу с сотрудниками АЗС, в ответ слышал самые разнообразные версии, вплоть до того, что у меня канистра растянулась.

По словам Можегова, в чеках тоже указывается завышенная сумма, что может свидетельствовать о том, что в программном обеспечении закралась ошибка.

Но доказать недолив крайне сложно. Яркий пример - судебная тяжба между "ПТК", Роспотребнадзором и автолюбителем. Петербуржец, заправляя на Удельном проспекте свой BMW X5, попросил полный бак. И ему залили 82 литра бензина. Но в баке еще оставалось топливо, и, по расчетам автолюбителя, счетчик показал на пять литров больше, чем могло поместиться в бак. Мужчина вызвал полицию, потом обратился в Роспотребнадзор, который вынес АЗС штраф в размере 20 тысяч. Но Арбитражный суд это решение отменил, поскольку все расчеты, такие как расход горючего, - категории приблизительные.

Чисто теоретически проверить, сколько было залито бензина, можно с помощью мерников - специальных емкостей. Но эта система не работает, если в баке есть бензин, а с пустым баком, понятное дело, никто не ездит.

Что делать?

Крупномасштабные проверки АЗС продолжатся и в следующем году. По крайней мере, с таким заявлением выступило руководство Ростехнадзора. Жалобы на работу заправок принимают как в Роспотребнадзоре, так и в прокуратуре.

Практика показывает, что чаще всего контролирующие ведомства встают на сторону автолюбителей. В минпромторг уже поступило предложение внедрить на АЗС фискальные счетчики, предполагается, что это может помочь бороться с перепрограммированием колонок. На форумах автолюбителям советуют чаще требовать мерники. В федерации автовладельцев считают, что бороться с некачественной работой некоторых АЗС можно с помощью общественного контроля и распространения информации о результатах проверок.

Важно, чтобы люди знали, кто из игроков допускает нарушения. Сейчас этому вопросу начали уделять внимание, а значит, лед двинулся, - считает Дмитрий Можегов.

Прямая речь

Гинтарас Мацияускас, генеральный директор ООО "Несте-Санкт-Петербург" (сеть АЗС Neste Oil):

Мне трудно что-то говорить про наших конкурентов по понятным причинам. Но качество бензина на всех АЗС должно соответствовать экологическому уровню Евро-5 и требованиям ГОСТа. И в АЗС сети Neste Oil оно соответствует этим требованиям, более того, как показывает практика, некоторые параметры нашего топлива превышают требования государственного стандарта. Во многом это достигается за счет системы контроля качества. АЗС не только могут, но и должны контролировать качество топлива. Чем больше контрольных точек - тем лучше. Но все это остается чистой теорией, если в компании не существует системного подхода и возможности контрольных точек не используются.

Больше всего возможностей контроля качества топлива есть у тех компаний, которые работают с собственной нефтебазой. Так как мы работаем с собственной нефтебазой, то контроль качества начинается с приемки железнодорожных цистерн. При приемке топлива на терминал, до разгрузки нефтепродуктов в резервуары, обязательно осуществляется входной контроль. Он включает в себя ряд приемо-сдаточных испытаний проб топлива из каждой цистерны. На основании полученных данных выпускается протокол испытаний (это делает независимая сюрвейерская лаборатория SGS). Только после этого, если нет несоответствий по качеству, топливо может быть принято в резервуар для хранения. Затем эта же независимая компания отбирает пробы нефтепродукта из резервуара и проводит испытание, после которого на данную партию топлива выпускается паспорт качества, копия которого имеется на каждой АЗС. С регулярной периодичностью лабораторный анализ осуществляется сюрвейерами также в процессе хранения и обязательно перед отправкой топлива на АЗС компании и клиентам. На АЗС независимая лаборатория также проводит регулярный мониторинг качества топлива на АЗС. Система достаточно сложная и многоступенчатая, но это дает нам уверенность в качестве продаваемых нефтепродуктов - от производителя до бака клиента.

Нами применяется еще один весьма действенный метод контроля. Выбрав один день, никого не предупреждая заранее, менеджеры компании объезжают примерно десять АЗС и берут пробы топлива прямо из пистолетов. На следующий день пробы сдаются для анализа в надежную лабораторию, не имеющую ни малейшего отношения к нашей сети. Результат подтверждает действенность системы: все отобранное топливо отличного качества и по испытываемым параметрам соответствует требованиям ГОСТа и нашим внутренним стандартам.

К экспресс-методикам отношение двойственное. Все зависит от того, что подразумевается под "проверкой качества". Чтобы получить объективный результат, надо придерживаться определенных процедур отбора проб, правильно с пробами обращаться и проверять их в аттестованной лаборатории. Если проверкой качества считать ощущения типа "как тянет мой двигатель", то это, конечно, очень субъективно... Еще бывает вариант, когда пробы отбираются из топливного бака автомобиля. Это тоже довольно сомнительный вариант по двум причинам: первая - невозможно определить, с одной ли АЗС все топливо в баке, вторая - люди часто забывают, что при перепаде температур в топливном баке скапливается конденсат, и это нередко является причиной сбоев в работе всей топливной системы автомобиля.

Правительство нашло новый, достаточно радикальный способ борьбы с некачественным топливом. С апреля Росстандарт начнет проверять бензин и дизельное топливо на АЗС с помощью экспресс-теста, что позволит отправлять на длительный и дорогостоящий лабораторный анализ только подозрительные образцы. В дальнейшем Росстандарт рассчитывает получить право закрывать АЗС только на основе результатов экспресс-теста, который занимает несколько минут в отличие от нескольких дней, уходящих на лабораторную проверку.


Росстандарт до конца года планирует ввести в России новую методику оценки качества топлива на основе экспресс-анализа, сообщили "Ъ" в ведомстве. Экспресс-анализатор, разработанный в подведомственном институте ВНИИР, может вне лаборатории за несколько минут с точностью до 95% определить октановое и цетановое числа топлива, а также массовую долю серы, концентрацию железа, марганца и свинца.

Сейчас схема проверки предполагает направление проб на лабораторный анализ, что занимает около недели, а также требует существенных затрат — 15-25 тыс. руб. за каждый образец в зависимости от региона. Теперь, поясняют в Росстандарте, если проверка пробы непосредственно на АЗС или нефтебазе не выявит нарушений, отпадет необходимость в лабораторном анализе. На него будут отправляться только те образцы, где экспресс-анализ выявил отклонения от стандартов. По оценкам ведомства, такой подход позволит в шесть-восемь раз снизить расходы на контроль качества топлива, увеличить охват проверок и сократить их сроки, а также снизить административное давление на добросовестный бизнес.

Впрочем, сейчас, если экспресс-анализ выявит нарушения, только на его основании остановить работу АЗС или нефтебазы нельзя. Это можно сделать только по итогам проверки в лаборатории, получение результатов которой занимает несколько дней. На практике за это время АЗС или нефтебаза, как правило, успевают распродать некачественное топливо. "В перспективе мы планируем выступить с инициативой, в рамках которой можно будет приостанавливать продажи сомнительного топлива сразу после анализа на АЗС или нефтебазе, откуда в основном и поступает контрафактное топливо",— сообщили "Ъ" в Росстандарте.

Масштабная борьба с контрафактным топливом в России началась в 2015 году по поручению Владимира Путина. Как говорили собеседники "Ъ" на рынке, исходно в этом были заинтересованы крупные нефтяники, которые хотели устранить конкурентов на фоне насыщения внутреннего рынка бензина и роста налоговой нагрузки на нефтепереработку. Идею поддержал и Минфин, поскольку в большинстве случаев смысл продажи контрафактного топлива заключается в уходе от уплаты акцизов.

По данным Росстандарта, в 2016 году нарушения были обнаружены на 18% российских заправок, при этом 12% АЗС торговали топливом с нарушениями физико-химических свойств. Это самый низкий уровень за последние пять лет, в то время как годом ранее он был рекордно высоким — 42,5%. В то же время рост акцизов в последние два года и снизившаяся маржа нефтепереработки способствуют увеличению объемов контрафактного топлива. По разным оценкам, объем контрафакта на рынке может составлять 6-10 млн тонн (около 8-15% от потребления бензина и дизельного топлива в РФ).

Росстандарт собирается начать применение экспресс-анализаторов в тестовом режиме уже в апреле в Приволжском, Сибирском и Центральном федеральных округах. Полноценного внедрения методики в ведомстве ожидают до конца года, когда будут внесены необходимые изменения в нормативные акты. В ближайшее время экспресс-анализатор должен быть внесен в реестр средств измерения установленного типа, также ВНИИР проводит работу по его внесению в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. В 2016 году Росстандарт утвердил предварительный национальный стандарт (ПНСТ 155-2016), который предусматривает применение экспресс-анализаторов.

Стоимость прибора составляет около 300 тыс. руб., его пока производит только ВНИИР, но Росстандарт готов закупать приборы на тендерах и у других производителей, если они появятся. Спрос на экспресс-анализаторы может вырасти, если их начнут применять непосредственно продавцы топлива. Например, АЗС, которая сейчас вынуждена либо доверять паспорту качества топлива, представленному поставщиком, либо заказывать дорогой лабораторный анализ, сможет применить экспресс-тест прямо при приемке. Это поможет снизить риски получения контрафакта и тем самым обезопасить добросовестного продавца от наказания за некачественный товар.

Сейчас штраф для юрлиц за продажу контрафактного топлива составляет около 300 тыс. руб., но в перспективе он, вероятно, станет оборотным — 1% от выручки. В 2016 году соответствующий законопроект одобрила госкомиссия по антиконтрафактной деятельности, которую возглавляет глава Минпромторга Денис Мантуров. Ожидается, что в 2017 году законопроект утвердит правительство (Минэнерго его уже одобрило).

Глава Российского топливного союза (объединяет независимые сети АЗС) Евгений Аркуша считает применение новой экспресс-методики правильным и эффективным. Но, по его мнению, важно не делать поспешных выводов на основе только такого анализа, а предъявлять обвинения после регламентированного теста в лаборатории. Гендиректор ""Газпромнефть-Лаборатории"" (структура ""Газпром нефти"") Виктор Чуяков пояснил “Ъ”, что компания не просто поддерживает инициативу Росстандарта по введению анализа, но и еще год назад выходила с аналогичной. ""Мы используем экспресс-анализаторы в собственной практике уже больше двух лет - это, действительно, очень удобный и, что важно, эффективный инструмент контроля. Мы это видим. Если в стационарной лаборатории исследования занимают от одного до нескольких дней, то с помощью экспресс-анализатора проверить ключевые параметры топлива можно за полчаса. И если в первом случае к моменту получения результата некондиционный продукт уже ""разошелся"" по бакам автомобилей, то во втором появляется возможность - при обнаружении отклонений от нормальных значений - немедленно остановить реализацию"",-говорит он. А это, отмечает господин Чуяков, уже совсем другой уровень эффективности контроля. По его словам, еще одним важным нюансом является то, что в экспресс-анализаторах, как правило, предусмотрена возможность передачи данных с прибора в информационную сеть. ""Это существенно повышает объективность контроля. Поэтому, конечно же, мы инициативу поддерживаем. Особенно в части разработки соответствующей нормативной базы. Поскольку сегодня - это один из ключевых сдерживающих факторов для повсеместного использования экспресс-анализаторов"",- пояснил глава ""Газпромнефть-Лаборатории"". В крупнейших нефтекомпаниях не стали комментировать ситуацию.

Гендиректор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов согласен, что Росстандарт в целом идет в правильном направлении. "На розничном рынке необходимо внедрение дешевых методов экспресс-анализа качества нефтепродуктов. Высокий интерес к таким методам, скорее всего, проявят добросовестные розничные продавцы, стремящиеся обезопасить себя от неправомерных действий водителей бензовозов",— считает он. Но, уточняет эксперт, не совсем понятен смысл проверки качества топлива на нефтебазе. На нефтебазах хранятся различные светлые и темные нефтепродукты, и этот товар совсем не обязательно впоследствии реализуется на АЗС, поясняет господин Турукалов. Сам факт хранения на нефтебазе, например, дистиллята газового конденсата с высоким содержанием серы не является нарушением. Нарушение, подчеркивает эксперт,— это когда такой товар продается на АЗС под видом дизельного топлива.

Ольга Мордюшенко

После того как ГОСТы на автомобильное топливо отменили, качество бензина и солярки регулируется техрегламентом Таможенного союза (ТР ТС 013/2011), в котором перечисляется то, чего не должно быть в горючем: это металлосодержащие присадки на основе железа, марганца и свинца и присадки на основе метанола .

К числу самых страшных врагов относятся монометиланилин (ММА) и метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Использование этих присадок при изготовлении бензина допускается, но при строгой дозировке. МТБЭ в повышенных дозах (более 15%) приводит к падению мощности мотора и разъедает уплотнения в топливной системе. ММА на территории России разрешен для топлива четвертого класса (не более 1%), причем выпуск такого бензина должны прекратить с 1 января 2016 года. В бензинах пятого класса наличие ММА вообще недопустимо.

А недоливают топливо повсеместно. По оценке специалистов Росстандарта, АЗС недодают в среднем около 300 мл на каждые 10 литров. Если заправка ежесуточно продает 4–5 тонн топлива, то суммарный недолив может доходить до 140 литров, а это 5000 рубликов. В месяц - 150 тысяч!

ВЕЧНЫЙ БОЙ

Вот и первая на нашем пути АЗС. Принадлежит ООО «ЭКОН». Вертикальная стела с прейскурантом на топливо, несколько колонок, операторская будочка для приема денег с выцветшими копиями документов. Глава Росстандарта, эксперты, работники ярославской прокуратуры, полиция и пресса взяли в кольцо маленькое окошечко с перепуганной операторшей: «Предъявите паспорта качества и ТТН на топливо, это проверка!».

ТТН - товарно-транспортная накладная, говорящая о том, с какого завода или нефтебазы прибыло топливо и какого оно класса. Обязательно должен быть и паспорт качества, снабженный уникальным личным кодом, таким же, как у ТТН. Для чего - понятно. Можно один раз купить хорошее топливо с настоящими документами, а потом под эту марку продавать что угодно. Помните ММА и МТБЭ? Они обходятся в сущие копейки по сравнению с той прибылью, которую приносят: до 200% чистого навара! А с помощью этой химии любой низкооктановый бензин можно превратить в дорогие АИ‑95 и АИ‑98.

Поскольку АЗС является объектом частной собственности, мы даже в присутствии прокуроров не смогли взять пробы из хранилищ без полномочного представителя заправки. Стали ждать хозяина с теми самыми ТТН. Стратегия бури и натиска дала сбой.

Пока ждали хозяина, руководитель Росстандарта Алексей Абрамов отчитался о наложенных за год 22 миллионах рублей штрафов и о возбужденных административных делах. Затем наступил черед второй атаки: приехал начальник АЗС.

Брать пробы следует не из колонки, а из подземной емкости. И снова препоны. В некоторых резервуарах оказалось мало топлива, а если захватить муть со дна, такой результат легко опротестовать в суде. Но хуже то, что диаметр мерной емкости (она выполнена по ГОСТ 2517, в виде цилиндра) оказался ощутимо больше диаметра приемной трубы емкостей - и бригада мобильной лаборатории Росстандарта не смогла взять пробу! Начальник территориальной инспекции ЦМТУ Росстандарта Владимир Иванов признался, что этот случай не уникальный, ведь расхождение в диаметрах труб никак не преследуется законом. Современные АЗС строят по ГОСТам, но полно и старых станций, подобных той, на которую мы заехали. Наша атака захлебнулась во второй раз.

ВЕЧЕР ТРУДНОГО ДНЯ

Результаты рейда таковы: у ООО «ЭКОН» качество бензинов АИ‑92 и АИ‑95 было в норме, лишь документы на поставку топлива подкачали; в солярке обнаружилось повышенное содержание серы.

На АЗС местной сети ООО «Петролеум Плюс 33» документы на топливо вовсе не нашлись. Недолив топлива составил 70–80 г/10 л при допустимом отклонении в 25 граммов.

СУХОЙ ОСТАТОК

С недоливом и бодяжным топливом борются , опираясь на статью 14.43 КоАП (нарушение изготовителем требований технических регламентов). Штраф - от 100 тысяч рублей до миллиона с приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Из 1113 нарушений, выявленных с начала года, 940 случаев пришлось на независимые АЗС. Наверняка владельцы отделались минимальным штрафом. А проверки случаются не каждый день. Купил бензовоз откровенной бодяги, реализовал за короткий срок по бросовой цене - и всё, ищи ветра в поле. Из-за таких дельцов страдают добросовестные мелкие АЗС; не имея собственных хранилищ, они вынуждены покупать топливо у крупных компаний чуть не через день, а цены на мелкооптовые партии постоянно растут. Честным частникам остается либо закрываться, либо привлекать клиентов магазинчиками и мойками, которые большого дохода не приносят.

Сетевые АЗС тоже не всегда чисты на руку: к ним 141 раз применили штрафные санкции (в 34 случаях - по причине плохого качества топлива, прочие претензии были к недоливу).

Каждый заезд на АЗС по-прежнему сродни русской рулетке. Наш совет стар как мир: заправляться на проверенных АЗС и не клевать на дешевый бензин.

Запрещенные добавки

  • Если в бензине обнаружится большая доза ферроценов (железосодержащие присадки), то железный капут придет в первую очередь свечам зажигания . Вторым падет датчик кислорода, а за его гибелью последует преждевременная кончина каталитического нейтрализатора .
  • Оксид марганца, содержащийся в суррогатном бензине, может прикончить свечи и привести к образованию отложений в двигателе, поскольку его производные окисляют компоненты топлива и загрязняют оксидами агрегаты топливной системы. Применение оксида марганца запрещено из-за вредного влияния на окружающую среду, так как он страшно ядовит.
  • Тетраэтилсвинец - ядовитое металлоорганическое вещество. Относится к наиболее высокому классу опасности. Запрещен во многих странах мира, в том числе и в России.

Отбор точечных проб из горизонтальных резервуаров и автомобильных цистерн производится переносными пробоотборниками для проверки качества топлив и соответствия их требованиям действующих стандартов.

Для отбора проб закрытый пробоотборник опускают до заданного уровня так, чтобы отверстие, через которое происходит его заполнение, находилось на этом уровне. Затем открывают крышку или пробку, заполняют пробоотборник и поднимают его. Пробы с нескольких уровней отбирают последовательно сверху вниз. При измерении температуры и плотности нефтепродукта пробоотборник удерживают на заданном уровне до начала его заполнения не менее 5 минут. Это необходимо делать для того, чтобы пробоотборник принял температуру нефтепродукта. Точечную пробу из автомобильной цистерны отбирают с уровня, расположенного на высоте 0,33 диаметра цистерны от нижней образующей (число проб - 2). Точечные пробы нефтепродуктов на АЗС из горизонтальных резервуаров отбирают с 3 уровней:

  • верхнего - на 200 мм ниже поверхности нефтепродукта;
  • среднего - с середины высоты столба нефтепродукта;
  • нижнего - на 100 мм ниже приемного клапана.

Число проб для горизонтальных резервуаров соответственно, 1, 6 и 1. Средняя проба представляет собой смесь индивидуальных проб и позволяет установить среднее значение определяемой характеристики (температуры или плотности).

Уровнемеры

Уровнемеры по принципу действия делятся на механические (поплавковые), буйковые, пьезометрические, электрические, емкостные, радиоактивные, радиоинтерференционные, ультразвуковые и др.

В настоящее время находят широкое применение системы автоматизированного измерения параметров светлых нефтепродуктов при приеме, хранении и оперативном контроле резервуарного парка АЗС, например уровнемер «Струна». Принцип действия уровнемера основан на измерении времени распространения ультразвука в металлическом проводнике.

На базе уровнемера «Струна» возможно применение систем противоаварийной защиты.

Системы предотвращения перелива топлива при наполнении резервуаров выполняются в двух модификациях.

Одна из модификаций обеспечивает предупреждение о достижении номинального уровня наполнения резервуаров с помощью подачи звуковых и световых сигналов и автоматическую блокировку переполнения резервуаров при достижении предельного уровня их заполнения с помощью отключения насосов или приведения в действие запорных устройств с дистанционным управлением.

Гарантированное выполнение функций системы достигается посредством постоянного автоматического контроля ее исправности. При отказе системы проводится автоматическое блокирование подачи топлива в резервуар до устранения неисправности.

Отличительной особенностью другой модификации системы является полное дублирование ее элементов при одновременном выполнении всех функциональных возможностей первой модификации. Это позволяет осуществлять безопасную эксплуатацию АЗС, даже при отказе одной из подсистем, до проведения очередных регламентных работ, во время которых устраняются неисправности.

Использование данной модификации системы исключает необходимость длительного вывода АЗС из эксплуатации для проведения соответствующих ремонтных работ.

Замер уровня вручную

Для определения линейных размеров резервуаров и измерения высоты уровня нефтепродуктов применяют гибкие металлические рулетки 3-го класса точности типа РЗ длиной 10, 20, 30 м с шириной ленты 10, 12 мм и типа РЛ длиной 10 и 20 м. Погрешность рулетки не должна превышать величин: для рулеток с пределами измерения до 10 м - 2,5 мм; для рулеток с пределами измерения до 20 м и более - 4 мм.

Для натяжения ленты рулетки при замере взлива нефтепродукта и для прикрепления водочувствительной ленты при определении взлива подтоварной воды применяют лоты. Наиболее распространены лоты двух типов: цилиндрические (монолитные или полые) и прорезные. При эксплуатации наиболее удобны прорезные лоты: они легче погружаются в вязкие нефтепродукты. Изготавливают лоты из стали или латуни диаметром 40…45 мм и длиной 300…400 мм. Погрешность лота на всю длину не должна превышать 0,5 мм.

Для измерения уровня нефтепродуктов в стационарных резервуарах высотой до 3 м и автоцистернах применяют метроштоки, представляющие собой 3 соединенных цельных или телескопических звена стальных, алюминиевых тонкостенных труб диаметрами соответственно: D = 30 и d = 28; D = 27 и d = 25; D = 24 и d = 22 мм с нанесенными миллиметровыми делениями. Цена деления шкалы - 1 мм. Допустимая погрешность на всю длину шкалы 2 мм. При определении высоты взлива нефтепродуктов звенья труб раздвигают и закрепляют механическим способом, для чего на концах труб 2-го и 3-го звеньев имеются защелки с пружинами.

Метрошток при замере нефтепродукта опускают в резервуар (зондовую трубу) через открытый замерный люк. Опускать метрошток следует медленно, с тем чтобы не взволновать поверхность нефтепродукта. Для более четкого отсчета уровня взлива метрошток в месте предполагаемой высоты нефтепродукта натирают мелом. Замер уровня производится до трех раз, а в расчет принимается среднее его значение. После каждого замера метрошток промывают бензином, насухо протирают, слегка смазывают маслом. Хранить метрошток во избежание его искривления рекомендуется в вертикальном положении подвешенным в специальном закрываемом дверцей коробе.

Метроштоки изготавливаются нескольких типов:

  • МШР - метрошток раздвижной (складной);
  • МШС-1 и МШС-2 - метроштоки составные (неразъемные);
  • МШМ-3,5 - метрошток модернизированный с жестким креплением звеньев.

Водочувствительные ленты изготавливают шириной 6…7 мм, длиной 50…70 мм из плотной бумаги, покрывают водочувствительным составом, обладающим свойствами растворяться в воде и не растворяться в нефтепродуктах.

При определении подтоварной воды ленту в затянутом виде прикрепляют с помощью кнопок к деревянным пробкам, вставленным в боковые отверстия на лоте или в нижнем конце метроштока. Водочувствительная лента выдерживается в резервуаре при замере светлых нефтепродуктов 5…10 минут.

Вместо ленты можно использовать водочувствительные пасты, преимущества которых заключаются в том, что они быстро реагируют на воду и их можно наносить тонким слоем толщиной 0,2…0,3 мм непосредственно на лот или метрошток перед замером взлива подтоварной воды.

Проверка точности измерения ТРК и МРК

Для проверки точности измерения топливо- и маслораздаточных колонок в процессе эксплуатации, а также после ремонта, при тарировке резервуаров на АЗС используются образцовые металлические мерники. Образцовые мерники в зависимости от разряда имеют следующую вместимость (в литрах):

  • первый разряд: 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500, 1000;
  • второй разряд: 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000, 5000.

Допустимая относительная погрешность образцовых мерников в пределах температуры 20°С: первого разряда ±0,025%, второго разряда ±0,1%.

Мерники изготавливаются из искробезопасных материалов: нержавеющей стали или медных сплавов; внешние и внутренние поверхности мерников, изготовленных из медных сплавов, имеют защитные покрытия. В зависимости от производительности проверяемых колонок применяют мерники различной вместимости:

  • при номинальной производительности колонок 25, 40 и 60 л/мин - вместимостью 10, 50, 100 л;
  • при номинальной производительности колонок 100…160 л/мин - вместимостью 20, 100 л;
  • при номинальной производительности колонок более 250 л/мин - вместимостью 50, 100 л.

Образцовые мерники подлежат периодической проверке не реже одного раза в год.

Методом сравнения количества топлива, отпущенного через раздаточный кран в образцовый мерник, внутренние стенки которого предварительно смочены топливом, с количеством топлива, определенным образцовым мерником после полной дегазации газовоздушной смеси и исчезновения пены с поверхности топлива, определяют погрешность показаний средств измерений в ТРК с дозаторами.

Объем нефтепродукта в резервуаре, соответствующий определенному взливу, определяют по градуировочным (калибровочным) таблицам и затем путем умножения на плотность переводят в массовые единицы.

Для градуировки резервуаров вместимостью до 100 м 3 используются передвижные установки, например ТОКАР. Передвижная установка ТОКАР позволяет проводить комплексные работы по метрологическому контролю измерительного оборудования АЗС: топливораздаточных колонок, резервуаров, автозаправщиков, мерников. В комплектацию ТОКАР входят счетчики объема жидкости, преобразователь уровня типа «Струна-М», насосный агрегат, преобразователь температуры топлива для счетчика жидкости, бортовой компьютер с принтером, электронный блок управления и другое оборудование.

Приемка нефтепродуктов на АЗС Хранение нефтепродуктов на АЗС Отпуск нефтепродуктов на АЗС

В начале апреля подразделением корпоративной безопасности через возможности информационной системы управления была получена информация, что на АЗС № 133 проводятся подозрительные операции с дисконтными картами. Так, в частности, 4 апреля было проведено 115 операций и сняты процентные ставки на сумму 1349,9 рублей за период с 7-00 до 18-00, а апреля проведено 87 операций на сумму дисконта 1258,0 рублей за период с 7-00 до 18-00.

В целях проверки и документирования полученной информации 10 апреля комиссией в составе представителей подразделения корпоративной безопасности, контрольно-ревизионного управления и коммерческой службы проведена инвентаризация АЗС № 133.

В результате выявлено следующее:

— На рабочем месте оператора обнаружено 56 дисконтных карт, с которыми проводились операции по снятию процентных ставок. Номера карт совпали с данными, полученными по информационной системе управления. Операции с картами проводили операторы С. и И. С учетом того, что данные операторы работали в месяц 8 дней, нанесенный ущерб составил 10799 рублей. Дисконтные карты изъяты;

— Обнаружено 8 пластиковых карт, принадлежащих клиентам, которые их оставили оператору АЗС для обналичивания денежных средств. Причем к каждой карте приложены чек контрольно-кассовой машины и наличные деньги. Сумма по чеку не совпадает с наличными деньгами. Разница денежных средств присваивалась операторами и составляет в среднем 20 %. Таким образом операторы АЗС присвоили за смену 890 рублей. Пластиковые карты изъяты;

— При подсчете наличных денежных средств в кассе выявлены излишки в сумме 878,2 рублей, которые были изъяты для их оприходования в кассе Общества;

— Наличные денежные средства в сумме 207 995,3 рублей хранятся в рабочем столе оператора, а не в сейфе-накопителе, который имеется на АЗС;

— При визуальном осмотре ТРК выявлено нарушение пломбы госповерителя (бензин 95);

— ТРК с тремя видами топлива (бензин 92, 80, 95) вышла из строя и каких либо мер по ее ремонту операторами АЗС не предпринималось;

— Арбитражные пробы отобраны с нарушениями инструкций, а именно, 4 пробы налиты в бутылку наполовину, что недостаточно для проведения лабораторных анализов. В бутылке с пробой бензин 92 обнаружена вода. Со слов оператора данная проба отбиралась с бензовоза. В резервуарах АЗС вода не обнаружена.

От операторов отобраны объяснения, материалы доложены руководству Общества для принятия мер.

Данный факт с учетом получения информации случайным косвенным путем еще раз свидетельствует о необходимости содержания в штате подразделения корпоративной безопасности специалиста-программиста, обеспечивающего текущий контроль за работой информационной системы управления.