«Человек в футляре» главные герои. … они закрылись в своих футлярах, боясь выйти навстречу чувствам


  • Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове ("Человек в футляре").

  • Ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский -- о своем брате ("Крыжовник").

  • Помещик Алехин -- о себе, о своей любви ("О любви").



  • - Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?

  • - Как он относится к своему рассказу?

  • - Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?

  • - Каким показан Беликов? Почему о нем говорят "человек в футляре"?

  • - Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли?

  • - Как и почему Беликов терроризировал город?

  • - Почему Беликов умер? Как понять фразу: "Хоронить таких людей... большое удовольствие"?

  • - За что осуждает автор Буркина?


Тёплое пальто на вате

  • Тёплое пальто на вате

  • Зонтик в чехле

  • Калоши

  • Нож в чехольчике

  • Лицо «в чехле» - поднятый воротник

  • Часы в чехле из серой замши

  • Тёмные очки

  • Вата в ушах

  • Коляска с поднятым верхом

  • Стремление окружить себя оболочкой

  • Преподавал древние языки

  • Мысль запрятать в футляр

  • «Как бы чего не вышло»

  • Спальня точно ящик


ДЕТАЛИ – ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • ДЕТАЛИ – ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Греческий язык – мертвый язык

  • Калоши и зонтик- пасмурная атмосфера

  • Чехол – зонт, часы, нож, лицо – неживое – уход от реальной действительности

  • Лицо - маска, которая приписана циркуляром.

  • Беликов хоронит себя заживо.






  • Беликов был учителем греческого языка, всегда ходил в очках и с зонтом.

  • «Как бы чего не вышло»

  • Страх дышать полной грудью

  • Беликов не любил людей

  • «Когда он лежал в гробу, выражение у него было приятное, даже весёлое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр»




А.П. Чехова «Крыжовник»

  • А.П. Чехова «Крыжовник»

  • Рассказ «Крыжовник» был написан А.П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, свежий император выдал взять в толк, что либералы имеют все шансы не полагаться на реформы, что он продолжит политический курс собственного основателя, коий был ему единственным авторитетом.

  • И в рассказе «Крыжовник» Чехов «правдиво рисует жизнь» данной эпохи. Применяя прием рассказа в рассказе, автор повествует о помещике Чимше-Гималайском. Служа в палате, Чимша-Гималайский грезит о своем усадьбе, в котром он станет жить помещиком. Этим, он вступает в инцидент с годами, ибо к концу XIX века деньки помещиков уже прошли. И уже уже не удачливые купцы рвутся обрести дворянский титул, а напротив дворяне хотят быть капиталистами. Следовательно, Чимша-Гималайский напротив здравому смыслу очень сильно хочет войти в умирающее сословие. Он интересно женится, забирает себе деньги супруги, держит ее впроголодь, почему она умирает. Скопив деньги, госслужащий приобретает усадьба и становится помещиком. В усадьбе он высаживает крыжовник - собственную старинную мечту. За время жизни в усадьбе Чимша-Гималайский «постарел, обрюзг» и стал “настоящим” помещиком. О себе он заявлял как о дворянине, хотя дворянство как сословие уже себя изжило. В беседе с братом Чимша-Гималайский заявляет мудрые вещи, хотя заявляет их лишь из-за того, дабы продемонстрировать собственную осведомленность в своевременных вопросах времени.

    Хотя в то же время, как скоро ему подали 1 его личный крыжовник, он запамытовал и о дворянстве, и о популярных вещах времени и практически полностью предался счастью есть этот крыжовник. Брат, видя блаженство брата, знает, что не блаженство есть самое «разумное и великое», а что- то другое. Он думает и вовсе не знает, что причиняет неудобства видеть удачному человеку бедного. Отчего бедный не возмущается? Помещик Чимша-Гималайский сделал иллюзию сласти крыжовника. Он дурачит сам себя из-за собственного же счастья. Кроме того и немалая часть общества сделала себе иллюзию, спрятавшись за мудрые слова от деятельности. Все их размышления не побуждают к поступкам. Они это мотивируют тем, что еще не время. Хотя невозможно очень долго все отсрачивать. Необходимо и делать! Делать добро. И вовсе не из-за счастья, а из-за лично жизни, из-за работы. Композиция этого рассказа построена на способе рассказа в рассказе. И помимо помещика Чимши-Гималайского в нем работают его брат - ветеринарный доктор, преподаватель Буркин и помещик Алехин. Двое первых заняты интенсивной работой по профессии. Помещик же, по описанию Чехова, не смахивает на помещика. Он кроме того работает и его одежда вся в пыли и грязи. И доктор обращается к нему с призывом «не баюкать себя» и «делать добро»

  • В собственном рассказе А.П. Чехов заявляет, что не в блаженство задача жизни. Хотя, как писатель конца XIX - начала XX века, он не отвечает четко на вопрос: в чем задача жизни, предлагая ответить на него читателю.



  • … они закрылись в своих футлярах, боясь выйти навстречу чувствам.

  • «…как мелко было то, что мешало им любить…»


Главным героем повести Чехова "Человек в футляре" является преподаватель греческого язык Беликов. О нем, через всю повесть, ведёт разговор коллега Буркин.

Беликов предстает в повествовании, как человек закомплексованный, полный непонятных предрассудков. В любую погоду он выходит в калошах, в пальто и с зонтом. Все предметы у него находились в чехле: ножик для заточки карандаша, зонт и даже часы. Ходил этот гражданин с постоянно поднятым воротом и от этого казалось, что и лицо он тоже прячет в чехол. Садясь на извозчика он всегда просил поднять верх. У Беликова постоянно было желание закрыться, поместить себя в определённый футляр и тем самым оградиться от каких бы то ни было внешних воздействий. Настоящая реальность вселяла в него страх и ужас перед всем новым. Как бы оправдывая своё непонимание настоящего он всегда говорил о прошлом. В сочетании со всем его поведением и преподавание древних языков указывало на некую отстраненность от действительности.

Главный жизненный лозунг для Беликова - это "как бы чего не вышло". Всякое малейшее отклонение от давно устоявшихся правил способно вывести его из равновесия. Но несмотря на свою закомплексованность, по словам Буркина, Беликову удавалось держать в напряжении весь город.

Вскоре в город переезжает новый учитель истории Михаил Коваленко с сестрой Варей. Коллеги Беликова всячески пытаются свести его с ней. Однако он не может решится на столь ответственный шаг и всего опасается. А когда ему довелось увидеть, как Коваленко с сестрой едут на велосипедах, так Беликов вообще впал в недоумение. Он не мог представить, чтобы учитель катался на велосипеде.

А что тогда остается делать детям?

Только на головах стоять, рассуждал он, пытаясь вразумить Коваленко.

В тот день разговор Беликова с Коваленко был доведен до ссоры и Беликов оказался спущен с лестницы, где его увидела вошедшая в подъезд Варя. Герой не мог пережить такого позора. Он закрывается от мира в своей комнате и заболев умирает.

Завершая рассказ Буркин говорит, что в гробу у Беликова был очень веселый вид. Видимо, он был рад тому, что наконец-то оказался в таком футляре, в котором его уже никто не потревожит.

Вариант 2

В своих рассказах Чехов иногда рисует странные образы людей, которые даже трудно представимы. Тем не менее, такие люди действительно существуют, хотя Беликов и является во многом гротескной фигурой. Мы видим какую-то странную метаморфозу человеческой личности, которая превращается в нечто странное и даже страшное.

Беликов работает около 15 лет учителем греческого языка в гимназии и имеет в этой гимназии вес. На протяжении существенной части рассказа никто не может Беликову перечить, ему подчиняются. Поэтому, если нечто не нравится этому герою, то он может, например, выгнать гимназиста, хотя явно такие решения обуславливаются его косностью и чрезмерным консерватизмом.

Беликов – заключен в футляре. Через этот образ футлярности Чехов представляет всю его личность, он описывает даже мысли героя в футляре, у него в футляре каждый предмет и помимо этого он образно весь заключен в футляр. Таким образом проявляется его закрытость от мира и закостенелость, пожалуй, в чем-то так проявляется невежество, которое противится всему новому и каким-то переменам.

Этот герой явно боится каких-то обновлений, он всегда опасается любых происшествий и подобные опасения проявляются во всех деталях его повседневности от приказа извозчикам поднять верх, до ношения плотного пальто даже в теплую погоду. Беликов является полностью нелепым персонажем, но его начало также описывается как нечто отрицательное и негативное, он не просто нелеп, но и в определенной степени является противником этого мира, человечности, положительного и прогрессивного. Поэтому гибель Беликова становится возможной только после его высмеивания, насмешки как бы разрушают устоявшийся мир этого героя, подвергают своеобразному порицанию, которые обесценивают нелепость, за которую всегда цеплялся этот герой с полной серьезностью.

Также фактически мы видим как Беликова разрушает любовь. Конечно, мы можем считать болезнь и печальность героя исходом после грубости от брата Вареньки, но на самом деле его поведение – только часть отношений с Варенькой. Беликов на самом деле даже не представляет как бы любил эту девушку, не представляет своей женитьбы, по сути, этот футлярный человек непригоден для любви, которая является чем-то больше его ограниченной природы, поэтому любовь как бы очищает мир от самого Беликова.

Сочинение Беликов (Человек в футляре)

Больше десятка лет разделяет рассказ А.П.Чехова,“Человек в футляре” от начальной юмористики, но одним из наиболее знаменитых творений автора это прозаика, она имеет множество соприкосновений с творчеством его писательской молодости. Во-первых, это комбинация одной конкретной общественной сатиры, той конкретной исторической эпохи с философским мотивом, с постоянно всем известными задачами и решениями. А название повествования, и псевдоним его главного героя разом воспринялись как обширная абстракция.

Беликов, как передал нам модный по тем временам критик, один из большинства людей, что, как и Обломов или Чичиков, выражали всей своей сущностью огромную социальную среду, или направление того времени. “Футлярные люди”, “Беликовы” - эти социальные указатели, которые мелькали в заглавие, на страницах скандальных статей, прошли в уклад жизни, становились всем понятными формулами. На шесть лет раньше, Лесков говорил что, проанализировав иное произведение Чехова: “Всюду - палата № 6. Это Россия...” Ощущения оставленные в душе, между этими рассказами были схожи во многом: “Вся Россия показалась мне в футляре”, - однажды писала Чехову одна чтица, следившая за его творчеством.

Образ Беликова идет от биологического, характерно-психологического, к общественному слою, к демонстрации естественного начала людей в социуме. Да и это совсем не удивляет: Чехов - по профессии своей он медик, который владеет естественным научным взглядом на все происходящее, убежденный в том что, четкое понимание медицины и поэзии ни разу не конфликтовали друг против, друга.

А.П.Чехов, как художник - музыкант для высказывания своих мыслей частенько использует приемы из музыки, как повтор, проводит мотивы сквозь множество голосов различных инструментов, повествуя нам о необъяснимом страхе ограниченности, обыденной пошлости.

Проблема, которая затрагивается Чеховым в данном повествовании, постоянно останется насущной для большинства людей. Не замечая для себя, любой человек может замкнуться в себе или же закрыться в «футляр» собственных заблуждений, переставая размышлять, выискивать и колебаться в своих решениях. И вот это самое страшное, что ведет к регрессу человека как личности, как сущности. Человек не замечает абсолютно ничего кроме своих предрассудков и страхов, он не может адекватно размышлять, придумывать, додумывать свои замыслы. Некий болезненный страх за собственное существование постоянно бушевали в душе Беликова – выдающегося персонажа повести Чехова, «Человек в футляре» которая была издана в 1898 году.

Беликов – это тот самый "человек в футляре", бессмысленное, жалкое существо, додумавшееся, однажды навести страх на целый город. Даже учителя, с опаской относились е нему. Да что учителя, абсолютно весь город, от малого до великого шарахались от него.

Человек в футляре... Казалось такое, странное выражение, но как точно оно олицетворяет человеческую душу. Идея этого произведения кроется в том, дабы показать обществу суть страха: «Под воздействием таких людей, как Беликов, за последние 10 - 15 лет в нашем городе стали бояться всего. Опасались звучно высказываться, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить людей грамоте». Да и все, что мы себе настроили, придумали, то чем огородили себя от мира, все это нужно разрушать, через все это нужно перешагнуть, открывать для себя что-то новое, интересное, посмотреть на все адекватным взглядом и не усложнять себе жизнь какими-то воображаемыми случайностями.

Данное изложение сочетает в себя совокупность очень интересных композиций, которые, не смотря ни на что, не мешают нашему писателю А.П.Чехову послать нам неразделимую оценку восприятия бытия человека, утверждение своих совершенств и мировозрения.

В разоблачение облика Беликова нам помогает композиционный прием, который частенько, в своих произведениях использует Чехов, – рассказ в рассказе. В нашем случае это охотящиеся, которые решили обустроиться ночевать в сарайчике старосты Прокофия, они повествовали друг другу различные инциденты, истории, басни. Один из рассказчиков был Буркин, решил не отставать от всех, изложить историю об одном живущем своего города, преподавателе иностранного греческого языка, Беликове, своему приятелю известному врачу - ветеринару, Ивану Ивановичу. Чем же был знаменит этот преподаватель то? А вот тем, что, не смотря на замечательную солнечную, теплую погоду, входил всегда он из дома в калошах, с зонтиком в руках и обязательно в ватном теплом пальто. Но зонтик же у него был в чехле, часы в чехле из серой замшевой ткани, и даже при необходимости вынимая перочинный нож, для того чтобы обточить карандаш, ко всему удивлению и нож он держал в таком же чехле. Выражение его облика любому встречному, на первый взгляд казалось, что оно тоже облачено в чехле, лицо, которое постоянно пряталось за поднятым воротником теплого ватного пальто. По мнению рассказчика Буркина, Беликов, все время расхаживал в черных очках, фуфайке, затыкал свои уши ватой, а садясь на извозчика, то приказывал поднять верх, будто боясь чего-то. Прихоть было это или какой-то придуманный образ жизни нашего героя, наш рассказчик нам не объясняет. Но отмечает он, что у данного героя было бесконечное жадное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр», для того чтобы скрыть себя и защититься слов, действий и всей грязи окружающего его мира.

Особенности, которые конструирует Чехов, в наружном облике Беликова становятся символическими. Удивительно то, что такому малопривлекательному и недалекому человеку, с таким скучным образом жизни, человеку, который не спит по ночам, он всеми своими мыслями запугал не только себя, но ему же удалось запугать всем своим видом всех тех людей которые окружали его, да и вовсе весь город. По началу Чехову было забавно и вполне безобидно описывать место где жил Беликов, потому что оно было схоже с какой-то берлогой. Сравнивать героя рассказа с раком-отшельником или улиткой, которые никому не повредят да и плюс к тому всегда всего боятся.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Эраст, представленный в образе молодого, привлекательного и богатого дворянина.

  • Анализ рассказа Шукшина Алёша Бесконвойный

    Наверное, каждый человек знает Василия Шукшина, который написал огромное количество разных произведений. Большинство произведений написано на тему деревни, а также жизни людей в этой деревне.

  • Сочинение по картине Баба-яга Билибина 5 класс

    Сегодня мне удалось познакомиться с картиной великолепного мастера - иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина «Баба – яга», созданной к известной сказке «Василиса Прекрасная»

  • Я очень рада, что разговариваю на русском языке. Русский язык – очень богатый. Благодаря родному слову я могу выразить все свои чувства

  • Образ и характеристика Хозяйки Медной горы сочинение по рассказу Бажова

    Хозяйка Медной горы – это главная героиня одноименной детской сказки «Медной горы Хозяйка» Бажова Павла. Все, в детстве, либо видели мультфильм, либо слушали из родительских уст сказку. Писатель рассказал нам именно об этом мифологическом существе

ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ

(Рассказ, 1898)

Беликов - главный герой, гимназический учитель греческого языка. О нем рассказывает ветеринарному врачу Ивану Иванычу Чимше-Гималайскому учитель гимназии Буркин. В начале рассказа он дает полную характеристику В.: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».

Главное опасение Б. - это «как бы чего не вышло». Любое отступление от принятых правил приводит его в уныние и беспокойство. Его страх имеет не только экзистенциальный, но и социальный характер - он боится, как бы не дошло до начальства. Несмотря на свою незаметность и серость, Б., по словам Буркина, «держал в руках» не только гимназию, но и весь город, где под его влиянием «стали бояться всего». Метафора футляра, обрастая все новыми подробностями беликовского страха жизни, развертывается на протяжении всего повествования.

С появлением в городе нового учителя истории и географии Михаила Саввича Коваленко и его сестры Вареньки, которая неожиданно проявляет к Б. расположенность, общество решает женить на ней героя. Его убеждают, что брак шаг серьезный, что надо обязательно жениться, и Б.

Соглашается, однако мысли о женитьбе повергают его в изнурительную тревогу, так что он худеет, бледнеет и еще глубже уходит в свой футляр. Его смущает прежде всего «странный образ мыслей» его возможной невесты и ее брата. Он много гуляет с Варенькой и часто захо – дит к ним в гости, но с предложением тянет. Однажды Б. видит ] ее с братом катающимися на велосипедах, и это приводит его в оторопь. Он идет к Коваленко, который ненавидит его, и «как старший товарищ», предостерегает: такая забава, как езда на велосипеде, - «совершенно неприлична для воспитателя юношества». Кроме того, он предупреждает коллегу, что должен будет доложить о состоявшемся разговоре директору гимназии. В ответ Коваленко заявляет, что не любит фискалов, и спускает Б. с лестницы. После всего случившегося герой заболевает и через месяц умирает. Буркин резюмирует: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже) веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

Образ Б. - «человека в футляре», фигуры комической, почти карикатурной, однако выражающей также трагизм жизни, стал нарицательным еще при жизни Чехова.

ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ

(Рассказ, 1898)

Буркин- учитель гимназии, персонаж еще двух рассказов – “Крыжовник” и “О любви”. “…Небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с черной бородой чуть ли не по пояс”. Вместе с ветеринарным врачом Иваном Ивановичем Чимшей-Гималайским они идут на охоту и в минуты отдыха делятся друг с другом разными “поучительными” житейскими история-ми. В “Человеке в футляре” Б. выступает в качестве рассказчика, повествующего об учителе древнегреческого языка Белико-ве. Характеристики, которые он дает Беликову, метки, точны и близки авторским, хотя Б. относится к этому персонажу более как “комической фигуре, тогда как сам автор видит в подобной деформации человеческой личности глубокий жизненный трагизм. Тем не менее в рассуждениях Б. звучит во многом разделяемая автором неудовлетворенность жизнью, в которой мало настоящей свободы, – “суровой, утомительной, бестолковой… не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне”.


Другие работы по этой теме:

  1. ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ (Рассказ, 1898) Беликов – главный герой, гимназический учитель греческого языка. О нем рассказывает ветеринарному врачу Ивану Иванычу Чимше-Гималайскому учитель гимназии Буркин. В...
  2. Рассказ “Человек в футляре” Главные герои: Беликов – (Человек в футляре) учитель греческого языка в гимназии Буркин – рассказчик, работает учителем в той же гимназии...
  3. Более десяти лет отделяют рассказ “Человек в футляре” от ранней юмористики, но в этом, одном из самых известных произведений Чехова-прозаика, немало общего с шедеврами его...
  4. А. П. Чехов вошел в русскую литературу как мастер короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Это ему принадлежит знаменитое высказывание: “Краткость – сестра таланта”. Писатель считал, что одна...
  5. Что представляет из себя “футлярная” жизнь? Слово футляр характеризует нам плотно закрытый предмет, который не пропускает в себя ни капли извне, но его обитателю, как...
Транспорт и аренда автомобиля Полезные ископаемые Сельское хозяйство Чаевые Национальные особенности Электричество Здравоохранение

Географическое положение

Буркина-Фасо - государство, находящееся на западе Африки. Страна граничит на севере и западе с Мали, на востоке с Нигером, на юго-западе с Кот-Д”Ивуаром, на юго-востоке с Того, Бенином и Ганой.

Самая густонаселенная страна Западной Африки и в то же время самая маленькая. Выхода к морю нет. Площадь страны около 274 тыс. км 2 .

Климат в Буркина-Фасо субэкваториальный. Температура в течение года постоянная и держится в пределе 24-35 °С. Самое жаркое время года: март-июнь. Сухой сезон с ноября по май, влажный - с июня по октябрь. Осадков выпадает около 500-1000 в год. С период с декабря по февраль на севере страны дует «харматтан», который приносит жару и песок из Сахары, что приводит к ухудшению видимости и затрудняет дыхание.

Визы, правила въезда, таможенные правила

Кроме граждан Экономического Сообщества Западноафриканских Государств для всех туристов требуется виза. Для оформления визы необходимо предоставить документы в консульство. Консульский сбор в зависимости от сроков пребывания и целей поездки составляет 20-50$. Срок действия визы - 90 дней. Документы оформляются в течение трех дней.

В России нет посольства Буркина-Фасо, поэтому визу можно оформить только на границе. Такая виза дается на срок до 30 дней.

При пересечении границы необходимо предъявить паспорт с визой и вкладыш-анкету, заполненный на французском языке. Необходим также сертификат о прививке от желтой лихорадки и малярии.

Валюту можно ввозить и вывозить без ограничений, декларация не обязательна. Запрещено ввозить (вывозить): оружие, боеприпасы, наркотики. Таможенному контролю подлежат предметы искусства и старины, ювелирные изделия. Без соответствующего разрешения запрещено вывозить слоновые кости, звериные шкуры и изделия из крокодиловой кожи.

Население, политическое состояние

Население Буркина-Фасо около 10,8 млн. человек. В стране насчитывается более 60 этнических групп и у каждой свои традиции и культурный строй. Главные группы включают: бобо (проживающие вокруг города Бобо-Диуласо), лобби, фулани и сенуфо, а также наиболее существенная и доминирующая группа - народы мосси.

В стране республиканская форма правления. Президент - глава государства. Орган законодательной власти - Ассамблея народных депутатов.

Что посмотреть

В принципе посетить страну с целью туризма возможно, хотя бы для того, чтобы посмотреть ежегодную велогонку Тур де Фасо, которая является африканским аналогом Тур де Франс.

До наших дней на территории Буркина Фарсо сохранились многочисленные каменные орудия труда, изделия из бронзы и меди, наскальная живопись, которые свидетельствуют о том, что эта территория осваивается человеком с давних пор.

Первые государственные образования возникли в период с 11 по 14 века. В 15 веке государства народа моей были самыми сильными в Западной Африке. В 17 веке возникло царство Гурма. Лишь в начале 19 века на территории страны появились первые европейцы. В конце 19 века к району стала активно проявлять интерес Франция, и к 1904 году французам удалось присоединить территорию к составу колонии Верхний Сенегал-Нигер.

В 1919 года территория современной Буркина-Фасо была впервые выделена как самостоятельная административная единица под названием Верхняя Вольта. В 1958 года Верхняя Вольта стала членом Французского Сообщества, тогда же была провозглашена республикой. С 1960 года существует как независимое государство. В 1991 году была принята первая Конституция и состоялись выборы.

Внешняя торговля

Буркина-Фасо после обретения независимости стала полноправным участником международной торговли. В связи со слабым экономическим развитием, страна страдает от хронической торговой несбалансированности, потому что это импортирует большинство потребительских и производственных товаров, по объему в 2 раза превышающие экспортные товары.

Главные статьи экспорта: хлопок, домашний скот, животные изделия, золото. Рост включенности страны в международное разделение труда связан не с насыщением экспорта товарами с более вы-сокой добавленной стоимостью, а с увеличением вывоза минерального сырья, воспроизводящим традиционную колониальную структуру экономики. Экспорт(ФОБ) в 2003 году составил 293 миллионов долларов. Главные страны, импортирующие продукцию Буркина-Фасо: Сингапур 12.8 %, Китай 11.6 %, Таиланд 8 %, Италия 6.4 %, Индия 6 %, Колумбия 5.2 %, Гана 5.2 %, Франция 4.8 %, Нигер 4 % (2003 г.) Национальный Офис Внешней Торговли (ONAC) продвигает изделия экспорта и участие страны на торговых ярмарках.

Главные статьи импорта: средства производства, продовольственные продукты (рис, пшеница и мука пшеницы, другие хлебные злаки, молоко, масло, и сыр), нефть. Импорт(ФОБ) средств производства товаров и услуг в 2003 году составил 633.6 миллионов долларов. Страны-импортеры: Франция 31.2 %, Кот-д"Ивуарские 14.6 %, Того 9 %, Бельгия 5 %. Приблизительно 70 % импортированных товаров транспортируются автомобильной дорогой, 20 % железной дорогой, и 10 % воздушным путем.

Франция традиционно является главным поставщиком фармацевтических препаратов, вакцин, и других лекарств для человека и животных в Буркина-Фасо. Другие европейские поставщики имеют меньшие доли. На местном рынке удобрений и химикалий существует высокий спрос и высокие продажи. Наряду с США и Францией другими поставщиками была Бельгия, Люксембург, Германия, Нигерия, и Великобритания.

Торговый баланс в 2003 году был отрицательным и составил -340,6 миллионов долларов. С ростом внешнеторгового оборота, не происходит выравнивания торгового баланса и наблюдаются превышение темпов роста импорта над темпами роста экспорта, что приводит к усилению зависимости экономики от других стран. Торговый дефицит сбалансирован ссудами, иностранной помощью и денежными переводами эмигрантов.

Буркина-Фасо - член Западноафриканского Экономического и Денежно-кредитного Союза (WAEMU), который налагает общий внешний тариф с четырьмя разрядами: 0%, 5%, 10% и 20%. Другие семь членов WAEMU: Бенин, Гвинея - Бисау, Кот-д"Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал и Того. Буркина-Фасо удалило большинство импортных и экспортных ограничений. Количественные ограничения на импорт были подняты и тарифы уменьшили от максимума 200 % к максимуму 66 %, за исключением нефтепродуктов, которые облагаются 150%-ый тарифом. Согласно Мировому Банку, средневзвешенный тарифный уровень Буркина-Фасо в 2001 был 10.1% . Буркина-Фасо все еще ведет переговоры со ВТО, чтобы снизить тарифы до пределов ВТО. Нетарифные барьеры имеют форму лицензий, посторонних плат и коррупции в таможенной структуре. Импорт и экспорт товаров в Буркина-Фасо свободны, если получено разрешение на импорт или экспорт у министра торговли. Разрешение должно быть приобретено заранее, действительно в течение 6 месяцев для импорта, и 3 месяцев для экспорта, и может быть возобновлено.

Импорт нескольких изделий (фармацевтические препараты, оружие, боеприпасы, униформа, и изделия, классифицируемые как яд) все еще требует специального разрешения. Свидетельство о соответствии требуется также для импорта некоторых изделий (рис и батареи). Экспорт слоновой кости остается строго запрещенным.

По размерам экспортной квоты Буркина-Фасо уступает сводному показателю по развивающемуся миру. Экспортная квота имела тенденцию роста за последние 30 лет, но за последние годы она несущественно снизилась. В стране нет никаких свободных экономических зон или освобожденных портов.

Подведем итог. Буркина-Фасо страдает от хронической торговой несбалансированности Главные статьи экспорта: хлопок, домашний скот, животные изделия, золото. Главные статьи импорта: средства производства, продовольственные продукты, нефть.

Торговый дефицит сбалансирован ссудами, иностранной помощью, и денежными переводами эмигрантов. Приблизительно 70 % импортированных товаров транспортируются автомобильной дорогой, 20 % железной дорогой и 10 % воздушным путем. По размерам экспортной квоты Буркина-Фасо уступает сводному показателю по развивающемуся миру. Буркина-Фасо - член Западноафриканского Экономического и Денежно-кредитного Союза. Являясь также членом ВТО, страна ведет переговоры о снижении тарифов. В стране нет никаких свободных экономических зон или освобожденных портов.

Магазины

В стране развито кустарное и ремесленное производство, которые удовлетворяют потребности в изделиях из бронзы и кожи, художественной вышивке. Благодаря разработке серебряных и золотых месторождений в стране хорошо развит ювелирный бизнес. Очень известными являются маски коренных народов. Бобо изготавливают маски бабочек, которые окрашены в белый, черный и красный цвета. Мосси делают маски антилоп высотой до двух метров, окрашенные в белый или красный цвет. На ремесленных рынках, работающих без выходных можно приобрести сувениры.

Демография

В стране очень неблагоприятная демографическая ситуация. Средняя плотность населения 50 чел. на м 2 . В год население увеличивается на 2,6%. За чертой бедности проживает около 50% жителей. Показатели детской смертности огромные - 100 человек на 1000 родившихся.

Промышленность

Промышленность развита слабо и сводится только к производству основных потребительских товаров, таких как обувь и велосипеды. Наиболее крупные предприятия сосредоточены в Уагадугу и Бобо-Диуласо. В последние годы важной отраслью промышленности и статьей экспорта — стало производство пива. Благодаря наличию больших запасов артезианской воды с низким содержанием соли, такие марки пива как «Brakina» и «SoBra» стали популярны не только в Западной Африке, но и в других частях конинента. Развиты ремесленное и кустарное производства. Многие мужчины вынуждены мигрировать и работать на фермах и фабриках соседних государств Ганы и Кот-д’Ивуара. Добыча ртути, золота, мрамора.

Растительный и животный мир

Большая часть территории страны покрывают саванны, которые внешне напоминают луга с одиночными деревьями или небольшими рощицами. В основном это карите, паркия, индийский тамаринд, баобаб, акация, ронье, пальмы, различные кустарники. В долинах рек еще моно встретить влажные тропические леса. Фауну этого района представляют: львы, леопарды, слоны, буйволы, антилопы, газели, различные рептилии и птицы. Но из-за хищнической охоты количество диких животных и птиц постоянно сокращается.

Банки и деньги

Денежные купюры Буркина-Фасо / Конвертер валют

После обретения независимости Буркина-Фасо вместе с 15 другими государствами Западной Африки, объединились в Западноафриканский валютный союз (ЮМОА), созданный в 1962 году. Члены этой организации создали общий Центральный банк и ввели денежную единицу франк КФА, полностью конвертируемую по отношению к французскому франку. 1 франк КФА = 100 сантимам.

Центральный банк западноафриканских государств - членов зоны франка, расположен в Дакаре, Сенегале. Буркина-Фасо не проводит свою собственную валютную политику, а полагается на компетентное денежно-кредитного управление Центрального Банка западноафриканских Государств, действующего совместно с Национальным банковским комитетом. CFA франк теперь привязан к евро, и этот ориентир позволяет Буркина-Фасо быть конкурентоспособной на самых важных торговых рынках. В январе 1994 франк КФА был девальвирован на 50%.

Банковская система Буркина-Фасо относительно хорошо развита.Традиционный банковский сектор состоит из семи коммерческих банков и трех специализированных кредитных учреждений (la Banque Internationale pour le Commerce, Industrie et l"Agriculture du Burkina Faso (BICIA-B), la Banque Internationale du Burkina (BIB), la Sociate Generale de Banque au Burkina (SGBB), la Banque Commerciale du Burkina (Arab-Libyan, BCB), la Caisse Nationale de Credit Agricole (CNCA), ECOBANK, and the Bank of Africa-Burkina (BOA-B). В Буркина-Фасо находятся филиалы таких крупных мировых банков, как Societe generale (Франция), BNP-Paribas(Франция), Equator Holding (Англия), Ecobank(ОАЭ) и другие.

Хотя банки были сверхликвидны в связи с девальвацией CFA франка, их финансирование ограничено краткосрочным кредитом, который составляет приблизительно 60 % их портфеля финансирования. Таким образом, немногие компании производства и торговли извлекают выгоду из долгосрочного финансирования, что препятствует экономическому росту. Максимальная процентная ставка была понижена от 17.5 % до 15.5 % после девальвации, но она все еще слишком высокой для многих предпринимателей.

Три специализированных кредитных учреждения финансируют большинство приобретений домов, мебели, автомобилей, мопедов: la Sociate Burkinabe d"Equipement (S.B.E.), la Sociate Burkinabe de Credit Automobile (SOBCA), and la Financiure du Burkina (FIB). Кроме того, два учреждения кредита делают специализированные ссуды малым и среднего масштаба предприятиям: "Projet d"Apui а Creation des Petites et Moyennes Entreprises (PAPME)" и "Burkina-Bail," которые финансируют приобретение оборудования лизинговой системой.

Банковский и валютная система достаточно устойчивы, так как страна полагается на компетентное денежно-кредитного управление Центрального Банка западноафриканских Государств и CFA франк теперь привязан к евро. Банковская система Буркина-Фасо относительно хорошо развита, но немногим компании доступно долгосрочное финансирование из-за высоких процентных ставок, что препятствует экономическому росту.