Организация органов местного самоуправления. Организация местного самоуправления

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Организация муниципального самоуправления [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Организация муниципального самоуправления является важнейшим элементом государственного управления. Основы и принципы организации местного самоуправления регламентируется Конституцией и федеральным законодательством. В силу регулярного реформирования государственного управления МСУ требует особого внимания.

Общие принципы организации местного самоуправления

Общие принципы местного самоуправления регулируются нормами Конституции РФ и ФЗ РФ №131-ФЗ.

Общие принципы организации муниципального управления характеризуются рядом признаков нашедших отражение на рисунке ниже.

Рассмотрев особенности принципов, следует их перечислить. Итак, принципы организации муниципального управления следующие:

  1. Самостоятельность решения вопросов местного значения;
  2. Организационное обособление органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
  3. Соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления;
  4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
  5. Многообразие организационных форм осуществления муниципального управления;
  6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  7. Законность в организации и деятельности органов местного самоуправления;
  8. Гласность деятельности органов местного самоуправления;
  9. Коллегиальность и единоначалие в деятельности органов местного самоуправления;

  10. Государственная гарантия муниципального управления

Только в случае последовательного следования вышеуказанным принципам возможно эффективное управление на муниципальном уровне в России.

Проблемы развития муниципального образования

В каждом муниципальном образовании имеют место нерешенные проблемы, требующие скорейшего решения. Однако выявить их не всегда так просто как кажется. Проблемы и разработка их решения подразумевают следование определенным целям по совершенствованию местного самоуправления. Все цели следует разделить на группы в соответствии с типами, представленными на рисунке.

Виды целей совершенствования МСУ

Реализация целей по улучшению организации муниципального управления не представляется возможным без участия регионов в различных государственных программах и создания индивидуальных программ для каждого отдельного региона.

Важную роль в адекватной организации МСУ играет программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Такие программы являются директивными документами, неразрывно связанными заранее оговоренными ресурсами, исполнителями и сроками. Такие программы направлены на решение приоритетных для муниципального образования задач.

Компоненты системы принципов организации местного самоуправления

Принципы организация местного самоуправления представляют собой основы функционирования местного самоуправления на любом этапе развития .

Конституция Российской Федерации в статье 3 закрепляет народовластие. Реализация народовластия происходит как через органы государственной власти, которые формируются при участии населения и посредством МСУ. Исходя из этого, система местного самоуправления является частью конституционного строя РФ и формой народовластия.

В этой связи представляется необходимым рассмотреть ключевые параметры местного самоуправления как самостоятельного института гражданского общества. Однако нельзя не упомянуть трактовку местного самоуправления в науке о государственном управлении, как основы конституционного строя. В данном случае речь идет о следующих конституционных положениях, закрепляющих местное самоуправление именно в этом качестве. Они представлены на рисунке.

Конституционные положения, закрепляющие местное самоуправление, как элемент конституционного строя

Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на МСУ. Данное положение конкретизируется в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

В данном случае мы говорим не об индивидуальном праве, а общем, т.е. коллективном праве местного сообщества на реализацию МСУ. Согласно нормам ФЗ РФ N 131-ФЗ, записанным в статье 3, существуют правовые пределы:

  1. предел осуществления – городские, сельские поселения и другие муниципальные образования;
  2. ФЗ определяет формы реализации этого права – прямое волеизъявление, выборные и другие органы местного самоуправления.

В ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены равные права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления. Права не зависят от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Очевидно, что действующее российское законодательство понимает под термином "местное самоуправление" самостоятельную деятельность населения в сфере решения проблем на местном уровне. Конституция РФ официально фиксирует такое восприятие МСУ в статье 130, согласно которой, именно такое понимание зафиксировано в Конституции РФ, ст. 130 которой местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения .

Теперь обратимся к перечню вопросов местного значения. Они перечислены в ФЗ №131-ФЗ. Ниже представлен полны перечень из статьи:

  1. Принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением
  2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
  3. Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения
  4. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования
  5. Содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений
  6. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования

    Охрана общественного порядка

  7. Контроль за использованием земель на территории муниципального образования
  8. Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения
  9. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом
  10. Муниципальное дорожное строительство
  11. Организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи
  12. Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания
  13. Создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании

И, наконец, МСУ является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа. Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления .

Население осуществляет свое право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

Литература

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

В отличие от действовавшего ранее законодательства Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает несколько определенных моделей организации системы органов местного самоуправления в муниципальном образовании. При этом одни из них могут использоваться любым муниципальным образованием, другие - только строго определенными (только сельскими поселениями, только муниципальными районами и т.п.).

Можно выделить следующие основные схемы организации органов местного самоуправления по Закону о местном самоуправлении 2003 г.

I. Муниципальные образования всех видов (рис. 2).

Рис. 2. Организация местного самоуправления органов местного самоуправления - модель "сильный мэр - совет"

  • 3. В соответствии с Уставом муниципального образования глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.
  • 5. Представительный орган выбирает своего главу из состава депутатов.

Эта достаточно традиционная модель "сильный мэр - совет" до принятия Закона о местном самоуправлении 2003 г. являлась довольно распространенной в России. В настоящее время она используется преимущественно в крупных городах, однако во многих из них постепенно вытесняется моделью с использованием назначаемого по конкурсу главы местной администрации.

В данной модели глава муниципального образования и местной администрации не являются муниципальными служащими.

II. Муниципальные образования всех видов (рис. 3).

Рис. 3. Организация местного самоуправления органов местного самоуправления - модель "сильный представительный орган - слабый исполнительный орган"

  • 1. Представительный орган избирается населением.
  • 2. Глава муниципального образования избирается населением.
  • 3. В соответствии с Уставом муниципального образования он возглавляет представительный орган.
  • 4. Глава местной администрации назначается представительным органом по контракту по результатам конкурса.
  • 5. Контракт с главой местной администрации заключает глава муниципального образования.
  • 6. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Данную модель можно охарактеризовать как "сильный представительный орган - слабый исполнительный орган". Связано это с тем, что в данном случае выбор кандидата на должность главы местной администрации осуществляется представительным органом, сам глава назначается на контрактной основе, причем контракт он заключает с главой муниципального образования, который выступает в нем работодателем. Глава же местной администрации является муниципальным служащим.

III. Муниципальные образования всех видов (рис. 4).

Рис. 4. Организация местного самоуправления органов местного самоуправления - модель "совет - управляющий"

  • 1. Представительный орган избирается населением.
  • 4. Контракт с главой местной администрации заключает глава муниципального образования.

Эта модель представляет собой разновидность используемой в некоторых странах Европы и в США модели "совет - управляющий". Модель также характеризуется определенным усилением представительной власти в ущерб исполнительной, однако в данном случае он не так заметен, как во второй модели. Модель не предусматривает прямых выборов главы муниципального образования, что делает ее крайне привлекательной для органов власти. В последние годы наблюдается тенденция все большего внедрения ее в практику муниципального управления, в том числе в крупных городах.

IV. Только сельские поселения (рис. 5).

Рис. 5.

  • 1. Представительный орган избирается населением.
  • 2. Глава муниципального образования избирается населением муниципального образования.
  • 3. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о местном самоуправлении 2003 г. он возглавляет представительный и исполнительно-распорядительный органы местного самоуправления.
  • 4. Структура исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (главы муниципального образования).

Данная схема предусматривается только для сельских поселений и является исключением из общего правила, так как при ее использовании допускается отступление от принципа разделения властей. Достоинством ее является сокращение управленческого аппарата и сведение к минимуму возможности конфликта между представительной и исполнительной властью в муниципальном образовании. Однако на практике она используется крайне редко в силу наличия еще более привлекательной для сельских поселений следующей, пятой, модели.

V. Только сельские поселения (рис. 6).

Рис. 6.

  • 1. Представительный орган избирается населением.
  • 2. Глава муниципального образования избирается представительным органом или населением.
  • 3. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о местном самоуправлении 2003 г. он возглавляет представительный орган и исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.
  • 4. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Данная схема также предусматривается только для сельских поселений и является вариантом предыдущей. Разница между ними заключается в способе избрания главы муниципального образования - в ней отсутствуют прямые выборы главы. В настоящее время она используется в большинстве сельских поселений.

VI. Только муниципальные районы (рис. 7).

Рис. 7.

  • 1. Представительный орган формируется из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в муниципальный район (минимальная численность - 15 чел.) с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.
  • 2. Глава муниципального образования избирается представительным органом и возглавляет его.
  • 3. Глава местной администрации назначается представительным органом по контракту по результатам конкурса.
  • 4. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
  • 5. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Этот способ формирования представительных органов муниципальных районов является дополнительным по отношению к основным способам. Достоинства его заключаются, во-первых, в усилении связи между муниципальным районом и поселением, во-вторых, в удешевлении системы управления. Характерной особенностью данной модели является возможность не проводить муниципальные выборы на районном уровне, что делает его привлекательным для органов власти.

Основным недостатком данной модели является диспропорция представительства депутатов, возникающая в случаях, если в состав муниципального района включается одно крупное и большое количество мелких поселений (как чаще всего и бывает на практике). В этих случаях интересы жителей наиболее крупного муниципального образования, в котором обычно проживает 70-80% населения муниципального района, представляет то же количество депутатов, что и интересы жителей любого малочисленного поселения. Таким образом, данная схема реально может использоваться только в муниципальных районах, в которых численность жителей входящих в его состав поселений является примерно равной. Чаще всего такая ситуация имеет место в случаях, когда административный центр района (обычно являющийся самым крупным по численности муниципальным образованием) получает статус городского округа и, таким образом, исключается из состава района.

VII. Только муниципальные образования с числом жителей, обладающих избирательным правом, до 100 чел. включительно (рис. 7).

Рис. 7.

  • 1. Глава муниципального образования избирается населением на сходе.
  • 2. Глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.
  • 3. Структура местной администрации утверждается сходом жителей по представлению главы местной администрации.

В поселениях с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 чел. включительно формирование представительного органа муниципального образования является нецелесообразным и его полномочия реализует сход местных жителей. Данная модель используется в малочисленных муниципальных образованиях в обязательном порядке.

Выбор конкретной структуры органов местного самоуправления из возможных возлагается на само муниципальное образование. Выбранная модель закрепляется в его уставе.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает особые правила относительно определения структуры органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях.

Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чел. - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта РФ при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

  • 1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
  • 2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые надень создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования. До уре1улирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или сих участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

Муниципальные образования и их органы -- элемент публично-властного механизма общества. В то же время надо отметить, что в муниципальных образованиях как нигде могут тесно переплетаться публично-властные и общественные начала, в том числе в деятельности органов местного самоуправления.

Зконодательное закрепление ряда принципиальных положений, обеспечивающих и гарантирующих самостоятельность и полнокровную деятельность муниципальных образований, органов местного самоуправления состоит в следующем:

1. Необходимость организации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. При этом население городских, сельских поселений независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

В то же время во всех муниципальных образованиях должны создаваться как минимум выборные органы местного самоуправления. Лишь в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации может предусматриваться возможность осуществления полномочий выборных представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

Приведенные положения аналогичны тем конституционным предписаниям, которые закрепили статус субъектов Федерации за всеми ее первичными территориальными составляющими: республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами, и, следовательно, окончательно территориально достроили Россию как подлинную федерацию. Положения о необходимости организации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации и об обязательном создании органов местного самоуправления во всех муниципальных образованиях территориально и организационно достраивают третий этаж публичной власти -- местное самоуправление жителей.

2. Самостоятельное определение муниципальными образованиями своего статуса, структуры и статуса своих органов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации в собственных уставах. Уставы муниципальных образований для своих образований играют ту же роль, что и общероссийская конституция для страны в целом, конституции и уставы субъектов Федерации -- для соответствующих субъектов. Устав муниципального образования и есть своеобразная микроконституция, местная конституция, которая комплексно определяет важнейшие принципы устройства и жизнедеятельности своего коллектива, проживающего на данной территории. Не случайно в уставах многих муниципальных образований указывается, что данные уставы имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем иным муниципальным нормативным актам, а так же прямое действие.

Уставы муниципальных образований принимаются представительными органами местного самоуправления или непосредственно населением.

3. Недопустимость образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. В данной норме имеются в виду любые органы местного самоуправления и любые должностные лица местного самоуправления, которые действуют в соответствии с уставами муниципальных образований, за исключением представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Избрание представительных органов местного самоуправления -- единственный способ формирования их состава -- осуществляется непосредственно гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Главы муниципальных образований, если уставы муниципальных образований их предусматривают, избираются либо так же, либо представительными органами из своего состава. Аналогичен порядок избрания и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено наличие выборного должностного лица - главы муниципального образования, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Наряду с выборными должностными лицами в управлении муниципальным хозяйством, как правило, принимают участие иные должностные лица, назначаемые или утверждаемые в должности компетентным органом или должностным лицом и входящие в категорию муниципальных служащих.

4. Подотчетность и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, депутатов перед населением. Ответственность названных субъектов перед населением наступает в результате утраты ими доверия, т. е. по основаниям не только законности, но и целесообразности их деятельности.

В то же время ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции РФ, федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации, уставов муниципальных образований, т. е. только по мотивам законности. Федеральный законодатель при этом предусматривает довольно сложную судебную процедуру привлечения органов и должностных лиц местного самоуправления к ответственности по инициативе государственных органов

Кроме различного механизма делегирования полномочий (создания органов), необходимо классифицировать органы местного самоуправления по качеству делегируемых им полномочий. Такая классификация предусматривает наличие органов местного самоуправления, наделенных представительными, исполнительными и контрольными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом представительные и контрольные полномочия делегируются, как правило, одному органу (представительному), но население может создать и отдельный, специальный орган, наделенный контрольными полномочиями (контрольный комитет, счетная палата и т. п.).

Обязательным выборным органом, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования, является представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению. Близость определяется не столько ее местом в иерархической лестнице, сколько теми функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местного значения, она должна решать их в интересах населения. Поэтому муниципальное управление предусматривает обязательное наличие представительных органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда их функции может выполнять сход.

Закон определяет исключительное ведение представительных органов:

  • 1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
  • 2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • 3. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • 4. установление местных налогов и сборов;
  • 5. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  • 6. контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

К полномочиям представительных органов местного самоуправления необходимо отнести и право издания обязательных постановлений. Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органы местного самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в законах субъектов РФ. Обычно к ним относят: решения и постановления выборного органа или главы муниципального образования - по вопросам осуществления местного самоуправления; распоряжения и приказы - по вопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления.

К вопросам местного значения относятся:

  • 1. принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
  • 2. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • 3. местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
  • 4. комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования;
  • 5. содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
  • 6. организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
  • 7. организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
  • 8. охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
  • 9. регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
  • 10. создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;
  • 11. контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
  • 12. регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
  • 13. организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
  • 14. организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
  • 15. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • 16. благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  • 17. организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • 18. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
  • 19. организация и содержание муниципальных архивов;
  • 20. организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
  • 21. создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • 22. создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
  • 23. сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
  • 24. организация и содержание муниципальной информационной службы;
  • 25. создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
  • 26. создание условий для организации зрелищных мероприятий;
  • 27. создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
  • 28. обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
  • 29. участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
  • 30. обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях федеральным законом.

Местное самоуправление осуществляется населением в пределах муниципального образования. Муниципальное образование - это городское, сельское поселение, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Территории муниципальных образований устанавливаются с учетом исторических и иных местных традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Изменение и установление границ муниципального образования осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации. При изменении границ муниципального образования обязателен учет мнения населения соответствующих территорий.

Важным условием для осуществления местного самоуправления в муниципальном образовании является наличие устава муниципального образования. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает круг вопросов, которые должны обязательно содержаться в уставе муниципального образования:

1) границы и состав территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

4) положения, касающиеся органов местного самоуправления и их должностных лиц: структура и порядок формирования, наименование, срок полномочий, основания и виды ответственности, порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения; статус, социальные гарантии должностных лиц; условия и порядок организации муниципальной службы;

5) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

6) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Устав разрабатывается муниципальным образованием и принимается представительным органом местного самоуправления или самим населением непосредственно. Он подлежит государственной регистрации и вступает в силу с момента его официального опубликования (обнародования).

Глава 2. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления в России

2.1. Конституционно - правовое регулирование местного самоуправления

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление» (Конституция РФ, ст. 12) 4 . В данной статье также говорится, что местное самоуправление не является частью системы государственной власти и «в пределах своих полномочий» самостоятельно. Таким образом, видно, что местное самоуправление в Российской Федерации довольно интересно в качестве объекта изучения ввиду того, что является вполне самостоятельной сферой.

Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления - объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей стране местному самоуправлению уделяют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства. Несмотря на немалый срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности.

Местное самоуправление - самостоятельное решение населением вопросов местного значения как непосредственным путем (референдумы, собрания жителей), так и через создаваемые им органы. Местное самоуправление, таким образом, - одна из форм осуществления народовластия, своеобразная альтернатива управлению местными делами "сверху".

Местное самоуправление - это право и действительная способность местных сообществ самостоятельно и под свою ответственность через формируемые (создаваемые) ими органы осуществлять контроль и управление переданной в их ведение государством частью общественных дел на благо населения при частом и широком участии этого населения. К данному определению следует добавить, что только часть дел передается государством, другая же часть это вообще негосударственная категория.

Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который, наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.

Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центра и мест, центральных и местных органов.

Действительно, роль правовых обычаев и традиций в муниципальном праве имеет важное значение. Это объясняется тем, что местное, в частности и городское самоуправление должно развиваться, исходя из "исторических и иных местных традиций". Поэтому при разработке уставов городов необходимо учитывать традиции населения данной территории. Это предполагается и рядом законов субъектов РФ о местном самоуправлении.

Следует отметить, что существует несколько точек зрения на природу муниципальных органов. В частности, некоторыми учеными местное самоуправление рассматривается как государственное управление. Так, например, известный германский ученый Г. Еллинек дал следующее определение: "Самоуправление - это есть государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами. Точнее, оно представляет, в противоположность государственно - бюрократическому управлению, управление через посредство самих заинтересованных лиц". В дореволюционной России Н.И. Лазаревский считал, что "самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением" .

Е.В. Мирошниченко полагает, что теоретически более строгим было бы отношение к местному самоуправлению как к децентрализованной форме государственного управление противостоящего центру в качестве некоторого противовеса в вертикали государственного механизма.

По мнению Г.В. Атаманчука, местное самоуправление представляет собой пограничное явление между государством и обществом, соединяющее их между собой; в нем имеет место сочленение общественных форм и властных полномочий.

Некоторые ученые полагают, что сегодня местное самоуправление как негосударственная структура - это, скорее, некая идеальная сущность. Г.В. Барабашев характеризовал концепцию негосударственной природы самоуправления как миф, который создан на основе взятия устаревшей западной концепции местного самоуправления. По его мнению, местное самоуправление - это государственная власть особого рода. А.В. Петров считает, что формула "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти" родилась от нашей российской безысходности, от нашей извечной тоски по децентрализации и, что вернее всего, от нашего неумения цивилизованно решать вопросы организации власти.

С ними можно согласиться, ведь нельзя переходить из крайности в крайность. Раньше советские ученые склонялись к государственной теории самоуправления: "органы внутригосударственной территориальной единицы есть органы государственности, а отнюдь не органы особого юридического лица - территориальной корпорации", сегодня мы наблюдаем стремление отделить органы местного самоуправления от государства, показать их общественную природу, это видно из статей Конституции.

Итак, мнения ученых разделились: одни утверждают, что местное самоуправление - это государственная власть особого рода; другие говорят о негосударственной природе местного самоуправления.

Мы полагаем, что в местном самоуправлении сочетаются два начала - как государственное, так и общественное; иными словами, общественное самоуправление выполняет определенные государственные полномочия. При этом государство, в соответствии со ст. 8 Европейской Хартии местного самоуправления, может устанавливать любой административный надзор за местными властями, если это предусмотрено конституцией или законом. Он должен быть направлен на обеспечение соответствия праву и конституционным принципам и осуществляться при целесообразности, властями высшего уровня в отношении задач, выполнение которых делегировано местным властям. Вмешательство контролирующих властей проводится соответственно важности интересов, которые они намерены защитить.

Как писал Г.В. Барабашев: "Местное самоуправление должно быть проводником общего интереса, должно действовать в единой связке с Центром и быть вписанным в структуру федеральной власти. Неоднозначность местного самоуправления, которое одновременно является и местным управлением, порождает двойственность его идеалов. Оно призвано и защищать права (и свободы населения от диктата Центра, и доводить до населения упорядочивающую волю этого Центра. Говоря коротко, идеалами местного самоуправления являются свобода проживающих на одной территории граждан и общественный порядок".

Таким образом, местное самоуправление не отделено от государства, несмотря на наличие нормы, в соответствии с которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Данная норма означает гарантию самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Это подтверждается и тем, что данный институт предусматривается конституцией (государственно - правовым актом). Его модель закреплена в Конституции РФ, в которой ему посвящена специальная глава.

Она закрепляет местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. При этом в ней есть норма, в соответствии с которой органы местного самоуправления обязаны соблюдать законы. А принятие законов - это прерогатива именно государства, т.е. речь идет о самостоятельности местного самоуправления в пределах закона и предоставленных прав.

Наделение органов местного самоуправления властными полномочиями проявляется в том, что их решения носят обязательный характер. Носителем власти является народ, а представительные органы и государственной власти, и местного самоуправления формируются на одних и тех же принципах. Государство олицетворяет государственную власть, местное самоуправление - общественную, несмотря на то, что в основном регулируется нормами права, т.е. государством.

Государство гарантирует местное самоуправление. И отсюда вполне логично вытекает, что решения органов местного самоуправления могут быть защищены в судебном порядке. Граждане также вправе обращаться в судебные органы с жалобами на действия или бездействие органов местного самоуправления. Таким образом, в этом отношении местное самоуправление является элементом государственной организации.

Итак, мы приходим к выводу, что местное самоуправление - это особый элемент государственного устройства, закрепленный Конституцией.

Конституция РФ урегулировала основные вопросы организации местного самоуправления, его соотношение с государственной властью, роль населения в осуществлении функций и полномочий местного самоуправления и определении структуры его органов, наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями и гарантиями. Положения

Конституции, действуя непосредственно, в то же время развиваются в других правовых актах. Основополагающим среди них является Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. (далее - Закон о местном самоуправлении). В нем заложены правовые нормы, позволяющие на базе основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, принципов федеративного устройства Российского государства обеспечить самостоятельное решение гражданами России вопросов местного значения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО

«Вологодский государственный технический университет»

Экономический факультет

Кафедра менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Исследование систем управления»

Наименование темы: «Исследование организации местного самоуправления в муниципальном образовании»

Выполнил

Уният Н.Я.

Вологда, 2012 г.

Введение

1.3 Функции МСУ

2.2 Факторы препятствующие органам МСУ

Заключение

местный самоуправление экономический

Введение

Опыт проведения преобразований в различных сферах социальной и экономической жизни показал, что только те из них имеют шанс на успех, которые осознанно поддерживаются на региональном и местном уровнях, одобряются населением. В условиях кризиса данный тезис не только не потерял своей актуальности. Напротив, в данной ситуации «от того, насколько синхронно, совместно, солидарно будут действовать государство с одной стороны, и гражданское общество с другой стороны, - зависит успех».

Актуальность исследования состоит в том, что специфика системы местного самоуправления опирается на властные структуры в вопросах реализации, в пределах собственной компетенции закрепленных полномочий, на гражданское общество при максимальной приближенности и взаимодействии с населением, а также на хозяйствующих субъектов, представляющих собой муниципальные образования - производителей и потребителей продукции и услуг с собственным бюджетом. Это позволяет говорить о целесообразности принципиально нового подхода к функционированию и возможностям отдельных институтов властных полномочий. Система местного самоуправления как раз является таким единым институтом, который сочетает в себе все вышеперечисленные составляющие.

Цель исследования состоит в теоретической и практической реализации методологии оптимального управления в сфере регионального развития для создания определенных преимуществ для общественно-социальной и экономической сферы.

В соответствии с заданной целью в курсовой работе рассматривается задача рассмотреть методы и способы совершенствования МСУ в Вологодской области.

Объектом исследования является методология анализа и совершенствования организации МСУ.

Предметом исследования - являются показатели развития МСУ в Вологодской области.

В соответствии с намеченными целями и задачами в первой главе исследования будут раскрыты теоретические аспекты возникновения и дальнейшего развития основ самоуправления. Вторая глава исследования посвящается анализу и тенденциям социально-экономического развития МСУ в Вологодской области. И в третьей главе исследования речь пойдет о совершенствовании организации МСУ.

1. Теоретические основы местного самоуправления

1.1 Основные этапы становления системы МСУ в РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также ряд международных договоров Российской Федерации устанавливают правила регулирования вопросов, связанных с организацией местного самоуправления (статья 15 Конституции Российской Федерации). Из них главным международным актом в вопросах, которые связанны с местным самоуправлением, является Европейская хартия местного самоуправления, которая была принята Советом Европы 15 октября 1985 года (Российская Федерация является членом Совета Европы с 28 февраля 1996 года. Европейская хартия ратифицирована Государственной Думой 20 марта 1998 года и вступила в силу на территории Российской Федерации с 1 сентября 1998 года Хартия в которой установлен ряд важнейших принципов, которые формально лежат в основе организации местного самоуправления, а также гарантируют права органов местного самоуправления.

Есть определенный список моделей местного самоуправления в Российской Федерации. В юридической литературе разработаны 5 главных моделей МСУ:

1) сущностная;

2) функциональная;

3) организационно-структурная;

4) материально-финансовая;

5) правовая.

В последнее время выделяется также один тип модели - «территориальный». Все данные модели являются взаимообусловленными, а также подтвержденными конституционными нормами.

Дореволюционный этап был отмечен различными реформаторскими изменениями в области местного самоуправления. Самые существенные реформенные реорганизации были осуществлены к началу 60-х годов XIX века, когда вскоре после упразднения крепостного права императором Александром II был подписан указ правительственному Сенату о вступлении в законную силу с 1 января 1864 года «Положения о земских учреждениях». Самым существенным фактором, способствующим появлению на свет земства, стал указ от 19 февраля 1861 года, в соответствии с которым больше 20 миллионов крепостных крестьян приобрели «вольные».

Системы местного самоуправления, которые функционировали в Советском Союзе, а также в РФ в 80-е годы XX века, характеризовались следующим образом. В соответствии с Конституцией СССР, местные Советы обязаны были возглавлять на своей территории государственные, хозяйственные и социально-культурные строительные объекты; ратифицировать плановые проекты экономического и общественного развития, а также местный бюджетный фонд; руководить подвластными им органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями; гарантировать соблюдение законодательства, охранять государственный и общественный порядок, стоять на охране прав граждан; и способствовать упрочению обороноспособности государства.

Главной ступенью развития реформы муниципального управления, как уже указывалось выше, стало принятие 9 апреля 1990 года Закона Союза Советских Социалистических Республик, который назывался «Об общих началах местного самоуправления местного хозяйства в СССР». Кроме характерных особенностей, в соответствии с которыми широкие полномочия передавались МСУ, появилось и укрепилось понимание тех условий, что данные полномочия и работа органов самоуправления должна была базироваться на твердой финансовой и экономической основе.

В 1993 году была принята новая Конституция РФ, которая зафиксировала законодательно положение о том, что органы местного самоуправления больше не входят в систему органов государственной власти. В соответствии со ст. 132 определялась сфера проблем местного значения: «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Существенным событийным этапом в становлении системы МСУ в России было принятие ФЗ от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В законодательном акте органы МСУ характеризовались как самостоятельные, и их функции должны были осуществляться под их собственную ответственность. Право граждан на реализацию местного самоуправления регулируется такими тезисами закона, как: признание равенства граждан; права в соответствии с выборами избирать или быть избранными в органы МСУ; а также равноправный доступ к муниципальным службам

В результате проведенной реформы народонаселение будет иметь возможность активнее участвовать в жизни своего округа, области, района и проявлять инициативу в осуществлении власти органами МСУ.

1.2 Понятие и принципы МСУ в РФ

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в нашей стране признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий является самостоятельным органом. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления не считаются частью или участником системы органов государственной власти. В пункте 2 статьи 3 данного основополагающего документа говорится о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, местное самоуправление представляет собой одну из форм реализации народом своей власти.

Также главные моменты и принципы данного института особенно подробно освещены в главе 8 Конституции Российской Федерации, в которой статьями 130, 131, 132 и 133 закреплены общие положения об организации местного самоуправления в России.

В соответствии с информацией из вышеперечисленных статей, местное самоуправление в Российской Федерации позволяет принимать самостоятельные решения по некоторым вопросам, которые имеют только лишь местное значение. Например, среди таких вопросов могут быть такие моменты как владение, использование и распоряжение элементами муниципальной собственности. Принятие решений по вопросам производится собранием граждан через созыв референдумов, выборов, а также других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Смена границ территорий, непосредственно в которых имеет силу местное самоуправление, возможна только лишь с учетом населения соответствующих территорий.

Принципы местного самоуправления -- это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее:

· Принцип предопределяют построение и функционирование муниципальной власти.

· Выступая теоретической основой муниципального строительства, принципы помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки.

· Принципы выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам идеям, выраженным в принципах местного самоуправления.

· Принципы местного самоуправления, отражая сущностные признаки и черты местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

· самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

· организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

· соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

· ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

· многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

· соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

· законность в организации и деятельность местного самоуправления;

· гласность деятельности местного самоуправлении;

· коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

· государственная гарантия местного самоуправления

Благодаря общим принципам, в соответствии с которыми функционирует МСУ, его органы осуществляют свою работу слаженно и в соответствии с определенным порядком. Но, в то же время, их работа предопределена теми устоями, которые существуют в данной территории и подчиняются обычаям и традициям жителей, принимавших участие в формировании МСУ.

1.3 Функции МСУ

Под понятием «функции местного самоуправления» понимается ряд основных направлений работы муниципалитета. Функциональный набор возможностей местного самоуправления обусловливается природой его происхождения, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность. Местное самоуправление, является одной из составляющих основы любого демократического строя, так как представляет собой олицетворение народной власти и осуществляет обеспечение приближения управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.

С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:

· обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

· управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

· обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

· обеспечение удовлетворенности потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

· охрана общественного порядка;

· защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской федерации, федеральным законами.

Центральное место в управленческом цикле, осуществляемом в муниципальном управлении (как, впрочем, и в корпоративном), занимает планирование. Все остальные управленческие функции, в конечном счете, зависят от того, каковы цели организации и каковы способы их достижения, что и определяется в ходе планирования. Таким образом, планирование можно определить как деятельность, направленную на определение целей и способов действия, обеспечивающих достижение этих целей.

Функция организации в муниципальном управлении обеспечивает формирование системы органов управления муниципальным образованием, их внутренней структуры, связей как внутри этих органов, так и между ними. Особое значение в этой связи приобретает формирование оптимальной организационной структуры органов муниципального управления. Кроме того, данная функция управления обеспечивает согласование и взаимодействие совместной деятельности органов управления нескольких муниципальных образований, а также с региональными и федеральными органами власти. Наконец, данная функция направлена на формирование механизмов взаимодействия органов муниципального управления с предпринимательскими структурами, которые действующими на территории муниципального образования.

Функция руководства непосредственно направлена на сотрудников организации и призвана обеспечить такое их поведение, которое преследует достижение целей организации, в данном случае системы органов муниципального управления. По этой причине эффективное лидерство становится высокоценным качеством руководителя, имеющим особое значение в сфере муниципального управления еще и потому, что нередко такому руководителю приходится обеспечивать не только должное поведение работников муниципалитета, но и отдельных организаций и предприятий ему непосредственно не подотчетных, а также тех или иных групп населения, проживающего на территории муниципального образования.

Завершая рассмотрение функций управления, следует еще раз отметить, что «изолированное» рассмотрение отдельных функций - удобный методический прием, в практической же деятельности выделить отдельные из рассмотренных выше функций зачастую крайне сложно уже в силу того они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

2. Анализ системы МСУ в Вологде

2.1 Характеристика системы МСУ

Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Вологодской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Принадлежность прав местного самоуправления населению города Вологды:

· Население города является обладателем всех прав местного самоуправления в городе Вологде.

· Население города имеет право:

Участвовать в городских референдумах, собраниях, голосовании по вопросам изменения границы, преобразования муниципального образования и инициировать их проведение;

Избирать и быть избранными в органы и на выборные должности местного самоуправления;

Равного доступа к муниципальной службе;

Обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления и получать ответ по существу своего обращения;

Получать достоверную информацию о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

Инициировать отзыв депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, участвовать в процедуре отзыва;

Судебной защиты прав на участие в местном самоуправлении.

Перечисление форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в настоящем Уставе не должно истолковываться как ограничивающее право на участие в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не названных в настоящем Уставе.

Местное самоуправление в городе Вологда осуществляется:

· населением посредством форм прямого волеизъявления:

· городского референдума;

· муниципальных выборов;

· через органы местного самоуправления:

Выборный представительный орган - Вологодскую городскую Думу;

Высшее должностное лицо - Главу города Вологды;

Исполнительно-распорядительный орган - Администрацию города Вологды;

Контрольный орган - Контрольно-счетную палату города Вологды.

Высшим непосредственным выражением власти населения города Вологды являются референдум и свободные выборы.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в Устав муниципального образования "Город Вологда". Решение Вологодской городской Думы об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Вологодской городской Думы, принявшей указанное решение. Решение об изменении срока и (или) перечня полномочий органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Вологодской городской Думы, принявшей указанное решение.

Решение об изменении срока и (или) перечня полномочий Главы города Вологды применяется только к Главе города Вологды, избранному после вступления в силу соответствующего решения (за исключением случаев изменения перечня полномочий в связи с изменениями, внесенными федеральными и областными законами).

Вологодская городская Дума подотчетна и подконтрольна населению, а по вопросам исполнения бюджетной сметы на финансовое обеспечение деятельности Вологодской городской Думы и ее аппарата, соблюдения установленного порядка рассмотрения проекта бюджета города, отчета о его исполнении, порядка распоряжения муниципальным имуществом подконтрольна Контрольно-счетной палате города Вологды.

Депутаты Вологодской городской Думы, выборные должностные лица местного самоуправления подотчетны и подконтрольны населению и Вологодской городской Думе. Глава города Вологды подотчетен и подконтролен населению и Вологодской городской Думе. Администрация города Вологды подотчетна населению и Вологодской городской Думе, подконтрольна населению, Вологодской городской Думе, Главе города Вологды, а также в пределах компетенции Контрольно-счетной палаты города Вологды - Контрольно-счетной палате города Вологды, а в части исполнения отдельных переданных государственных полномочий - уполномоченным органам государственной власти. Контрольно-счетная палата города Вологды подотчетна населению и Вологодской городской Думе, подконтрольна Вологодской городской Думе.

Анализ деятельности органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в Вологодской области показал достаточно высокую степень наполненности правовой основы местного самоуправления на уровне Вологодской области. Органы государственной власти области проводят систематический анализ федерального законодательства на предмет реализации полномочий органов власти области в сфере организации местного самоуправления, оказывают правовую, методическую, информационную и организационную поддержку муниципальным образованиям.

Развивается правовая база на уровне местного самоуправления. Издание муниципальных правовых актов осуществляется достаточно интенсивно как представительными органами, так и главами муниципальных образований: менее чем за два года существования муниципальных образований была урегулирована основная часть вопросов местного значения в большинстве сфер, по которым должно осуществляться местное самоуправление. Активно развивается правовая база местного самоуправления в экономической и финансовой сферах. Во всех муниципальных образованиях приняты местные бюджеты, осуществляется процесс перераспределения объектов собственности.

В целом, оценивая правовую основу осуществления местного самоуправления в Вологодской области, необходимо отметить, что существующее правовое регулирование муниципальной реформы в Вологодской области в основном соответствует требованиям федерального законодательства, осуществлялось и осуществляется достаточно полно и своевременно. Органы государственной власти области используют многообразные формы взаимодействия с органами местного самоуправления, влияя на содержание и методы работы муниципалитетов, достаточно четко обозначая свою позицию по отношению к тому, что происходит в сфере местного самоуправления, и добиваясь развития муниципалитетов в нужную (с точки зрения федерального законодателя) сторону с учетом областных особенностей и условий.

Исходя из требований Федерального закона N 131-ФЗ, в Вологодской области принято значительное число законов, которыми:

установлены наименования органов местного самоуправления муниципальных образований;

регламентируется реестр муниципальных должностей муниципальной службы в муниципальных образованиях;

определяются условия контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами области;

устанавливаются предельные (максимальные) нормативы размера оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;

устанавливаются показатели, используемые для формирования расходов областного бюджета на текущее содержание учреждений, финансируемых из областного бюджета, для формирования фондов финансовой поддержки муниципальных образований;

устанавливается административная ответственность за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления,

а также регламентируются другие вопросы.

2.2 Факторы, препятствующие органам МСУ

В соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 г. в Вологодской области организовано местное самоуправление на двух уровнях: окружном (районном) и поселенческом.

С целью изучения проблем местного самоуправления на современном этапе его реформирования Вологодский НКЦ ЦЭМИ РАН в 2007 и 2008 гг. проводил опросы глав муниципальных образований, направленные на выявление факторов, препятствующих функционированию органов местного самоуправления, и определение путей повышения эффективности этого института власти.

На вопросы анкеты в 2007 г. ответили 130 глав муниципальных образований (35% от числа опрошенных), 2008 г. - 210 (57%)1. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы. За исследуемый промежуток времени доля глав, считающих, что реформа необходима и ее реализация в конечном итоге ведет к положительным социально-экономическим результатам в муниципальных образованиях, увеличилась с 65 до 77% (см. табл.2.1).

Таблица 2.1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы относитесь к идущей реформе местного самоуправления?» (в % от числа ответивших)

Это объясняется тем, что с началом реализации ФЗ № 131 в каждом муниципальном образовании был сформирован собственный бюджет, т. е. у органов местного самоуправления появилась возможность самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами муниципалитетов и, как следствие, повышать эффективность управления социально-экономическим развитием муниципалитета. Данный вывод подтверждается ответами глав, полученными в ходе опроса (см. табл. 2.2.).

Таблица 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «По Вашему мнению, в результате реформ появилось ли у органов местного самоуправления больше возможностей для управления социально-экономическим развитием муниципального образования?» (в % от числа ответивших)

Вариант ответа

Муниципальные образования (опрос 2008 г.)

Все муниципальные образования

городские поселения

сельские поселения

опрос 2007 г.

опрос 2008 г.

Да, возможностей для управления развитием стало больше

Возможности для управления развитием существенно не изменились

Возможностей для управления стало меньше

Затрудняюсь ответить

Как видно из данных таблицы, наибольшее число позитивных ответов (53%) получено от глав сельских поселений, которые смогли активизировать свою деятельность по таким вопросам, как, например, благоустройство территорий, капитальный ремонт жилого фонда, проведение первичных мер пожарной безопасности и т.д. Ранее работа по этим направлениям практически не осуществлялась или осуществлялась недостаточно.

Однако по-прежнему сохраняется ряд факторов, затрудняющих дальнейшее развитие института местного самоуправления. К основным из них руководители администраций относят: дефицит собственных источников доходов (почти 87% ответивших), пассивность местного населения (70%), несовершенство законодательства и бюрократические проволочки (по 62%), недостаточность имущественной базы (55%) и трудовых ресурсов (46%) (см. табл. 2.3).

Таблица 2.3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие факторы препятствуют эффективному управлению муниципальным развитием?» (в % от числа ответивших)

Вариант ответа

Год опроса

Дефицит собственных доходных источников

Недостаток объектов имущества

Недостаток квалифицированных кадров

Ограниченность полномочий

Слабость мотивации у муниципальных служащих

Бюрократические проволочки и препоны

Пассивность местного населения

Отсутствие методики оценки эффективности функционирования органов МСУ

Отсутствие эффективного сотрудничества с органами государственной власти

Несовершенство законодательства

Отсутствие эффективных форм частно-муниципального партнерства

Данные варианты ответов в анкете 2007 года представлены не были.

Судя по приведенным сведениям, острота существующих проблем только усиливается.

Недостаточно эффективное сотрудничество с органами государственной власти также препятствует развитию муниципального управления. Среди основных причин можно выделить ориентацию органов государственной власти на районные администрации, что приводит к невозможности своевременно реагировать на нужды поселений, искажает реальную ситуацию, ограничивает равенство прав муниципальных образований. Главы муниципальных образований отметили также бюрократические проволочки и плохую организацию (см. табл. 2.4).

Таблица 2.4. Распределение ответов респондентов в 2008 году на вопрос: «Укажите, пожалуйста, основные причины, препятствующие эффективному взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления» (в % от числа ответивших)

Вариант ответа

Муниципальные образования

городские поселения

сельские поселения

Неэффективная управленческая организация взаимодействия

Недостаточная регламентация взаимодействия

Бюрократические препоны

Недостаток технических средств связи

Несвоевременное получение информации об изменениях в нормативно-правовых документах

Еще одной проблемой, затрудняющей эффективность функционирования местного самоуправления, является пассивность местного населения. В то же время проведенный опрос показал, что главы придают большое значение потенциалу жителей, который, по их мнению, выступает не только как необходимое условие повышения уровня жизни, но и как главный качественный критерий прогрессивности социально-экономического развития муниципального образования.

Для увеличения финансовых ресурсов и пополнения бюджетов наиболее важны, с точки зрения руководителей, легализация «теневой» заработной платы, развитие частного бизнеса и привлечение инвестиций в социально значимые проекты (см. табл.2.5).

Таблица 2.5. Распределение ответов респондентов в 2008 г. на вопрос: «Что из предложенных вариантов, по Вашему мнению, может быть использовано для увеличения доходной базы местных бюджетов?» в % от числа ответивших)

Вариант ответа

Работа по легализации «теневой» заработной платы

Привлечение в бюджеты доходов от деятельности частного бизнеса

Привлечение инвестиций в экономику

Привлечение частных инвестиций в социально значимые сферы

Стимулирование участия населения в местном самоуправлении

Более полное использование и развитие экономического потенциала муниципального образования

Проведение инвентаризации муниципального имущества и определение направлений его эффективного использования

Совершенствование системы управления

В целях обеспечения муниципальных образований необходимой имущественной базой требуется завершение работы по разграничению собственности, как на уровне «район-область» («область-район»), так и на уровне «район-поселение» («поселение-район»).

Решение кадровой проблемы видится в создании системы непрерывного образования и переподготовки муниципальных служащих. Самыми предпочтительными формами при этом, как представляется главам, являются выездные заседания специалистов областного уровня и полученные в их процессе консультации (45%), регулярные плановые семинары (44%), обучение в вузах (25%) и др. Кроме того, решению проблемы кадрового дефицита будет способствовать привлечение молодых специалистов в органы местного управления. Для чего необходимо обеспечить муниципальных служащих приемлемыми социальными условиями жизни, в том числе достойной заработной платой и возможностью приобретения жилья.

В плане повышения социальной активности населения наиболее действенными являются следующие меры: проведение собраний, общественных слушаний для обсуждения вопросов местного значения, принятие программы вовлечения жителей в процесс местного самоуправления (см. табл.2.6).

Таблица 2.6. Распределение ответов респондентов в 2008 г. на вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять в первую очередь для повышения уровня социальной активности населения?» (в % от числа ответивших)

Вариант ответа

Проведение собраний, общественных слушаний для обсуждения вопросов местного значения

Организация личных встреч с представителями органов местной власти, проведение круглых столов

Разъяснение значения реформы, обучение граждан

Принятие программы вовлечения общественности в процесс местного самоуправления

На местное самоуправление возлагается задача не только обеспечения благосостояния населения и оказания общественных услуг, но и социально-экономического развития территории в целом. Поэтому на всех уровнях власти должен продолжаться поиск таких организационно-экономических механизмов, внедрение которых позволило бы повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления.

3. Совершенствование организации МСУ

Важность создания в России эффективной системы местного самоуправления требует формирования концептуальных подходов к реформированию структурной организации органов власти и управления на местах. Определяющими факторами в этом процессе становятся требования федерального законодательства, социально-экономическая эффективность и особенности современной организации самоуправления.

Действующее законодательство практически не ограничивает права муниципалитетов на организацию местного самоуправления. Вследствие этого, в настоящее время на территории Российской Федерации сформированы три основных модели местного самоуправления: районная, поселенческая, двухуровневая. Наибольшее распространение получила районная модель, которая характерна и для Вологодской области. Согласно этой модели в регионе муниципальные образования сформированы на базе городов Вологды и Череповца и 26 муниципальных районов.

Можно выделить основные особенности самоуправления в муниципалитетах области.

Во-первых, разнообразие структур органов местного самоуправления. В области можно выделить 8 различных организационных моделей, имеющих общие признаки и структурное сходство (две модели местного самоуправления в городах и шесть - в муниципальных районах).

Во-вторых, главы муниципальных образований одновременно являются председателями представительного органа и возглавляют местную администрацию. Эта особенность присуща организационной структуре местного самоуправления города Череповца, Бабаевского, Бабушкинского, Белозерского, Вашкинского, Верховажского, Вожегодского, Вологодского, Устюженского, Харовского, Чагодощенского, Череповецкого и Шекснинского муниципальных районов.

В-третьих, состав органов местного самоуправления, закрепленный в уставах, различен. Так, в состав органов местного самоуправления не входят:

· главы Великоустюгского, Грязевцкого муниципальных районов, городов Вологды и Череповеца;

· исполнительные органы Вашкинского, Тотемского и Устюженского районов.

Вступающий в силу с 2006 г. новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" жестко регламентирует организацию местного самоуправления:

· На всей территории страны устанавливается единая двухуровневая модель организации местного самоуправления. Согласно этой модели местные органы власти формируются не только в крупных городах и районах, но и в сельских поселениях.

· Унифицирована структурная организация местного самоуправления. В состав его органов должны входить глава муниципального образования, представительный и исполнительно-распорядительный органы.

· В поселениях с численностью обладающих избирательным правом жителей менее 100 человек представительный орган может не избираться. Его полномочия осуществляет сход граждан.

· Глава муниципального образования не может одновременно совмещать должности председателя представительного органа и главы местной администрации (исключения составляют поселения с численностью населения менее 1000 человек).

· Структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны закрепляться уставом муниципального образования, принимаемым представительным органом.

Вместе с тем новый закон предоставляет муниципалитетам право самостоятельно определять порядок избрания представительного органа района, главы муниципального образования и целесообразность совмещения им должности председателя представительного органа местного самоуправления или главы администрации.

Конечно, идеальной организационной структуры местных органов власти не существует. Более того, по мере социально-экономического развития конкретного муниципального образования, а также местного самоуправления в субъекте РФ и стране в целом может потребоваться изменение сложившейся организационной структуры в соответствии с новыми целями и условиями функционирования. Однако для повышения эффективности местного самоуправления оптимизация его структурной организации является необходимой.

Выявленные особенности функционирования местного самоуправления в регионе и требования российского законодательства позволяют утверждать, что местное самоуправление в муниципальных районах Вологодской области может быть организовано согласно схеме, представленной на рисунке 1.1

Рис. 1.1. Предлагаемый вариант организационной структуры местного самоуправления в муниципальных образованиях области

Предлагаемая модель включает в себя два уровня.

Первый уровень.

Органы местного самоуправления поселений:

· главы и представительные органы поселений избираются населением;

· главы поселений возглавляют местные администрации;

· представительные органы поселений избирают председателей из своего состава.

Рис. 1.2. Предлагаемый вариант организационной структуры местного самоуправления в городских округах области

Второй уровень.

Органы местного самоуправления района:

· глава района избирается населением и возглавляет администрацию района;

· представительный орган района формируется из глав входящих в его состав поселений;

· представительный орган района избирает председателя из своего состава.

Предлагаемый вариант организационной структуры местного самоуправления отвечает требованиям законодательства и позволит:

· достичь большей заинтересованности глав администраций в результатах труда, чем в условиях найма на контрактной основе;

· повысить информированность депутатов представительного органа района о положении дел на местах по сравнению с избранием депутатов на муниципальных выборах;

· достичь большей заинтересованности депутатов представительного органа района в результатах своего труда;

· избежать затрат на организацию выборов в представительный орган района и найм глав администраций района и поселений.

Для применения в городских округах области предлагается вариант организации местного самоуправления (см. рис. 1.2), согласно которому:

· глава и представительный орган городского округа избираются населением;

· глава городского округа возглавляет местную администрацию;

· представительный орган городского округа избирает председателя из своего состава.

В соответствии с положениями новой редакции закона органы государственной власти субъекта РФ устанавливают численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований, сроки их полномочий и назначают дату выборов. В свою очередь, существующие и вновь созданные органы местного самоуправления приводят в соответствие с требованиями федерального законодательства уставы муниципальных образований, в которых закрепляется порядок формирования, подотчетность, подконтрольность, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления. При этом устав, а следовательно, и организационная структура местных органов власти принимается представительным органом муниципального образования. Однако дефицит квалифицированных специалистов в области муниципального управления и законотворческой деятельности позволяет считать целесообразным осуществление координации со стороны органов власти региона процессов становления первооснов местного самоуправления в муниципальных образованиях.

Учитывая, что органы государственной власти субъекта Федерации правомочны выносить рекомендации по организации местного самоуправления на уровне Правительства Вологодской области целесообразно, на наш взгляд, провести следующий комплекс мероприятий.

Во-первых, создать рабочую группу из представителей районов и государственных органов власти региона для выработки типовых вариантов уставов района и сельского поселения.

Во-вторых, в качестве варианта организационной структуры местных органов власти рекомендовать рассматривать модели, предлагаемые в данной работе.

В-третьих, организовать проведение экспертизы проектов уставов в органах юстиции.

В-четвертых, разместить типовые варианты уставов и результаты экспертиз на интернет-сайте Правительства области.

Экономико-организационная эффективность предлагаемого комплекса мероприятий зависит от количества муниципальных образований, принявших предлагаемый типовой вариант в качестве официального устава, и заключается:

· в сокращении суммарных расходов регионального и местного бюджетов на разработку уставов;

· обеспечение единообразия организации местного самоуправления в регионе;

· гарантии соответствия типового варианта устава требованиям законодательства;

· использовании муниципальными образованиями преимуществ предлагаемой модели организации местного самоуправления.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на проведённую работу, основные тенденции регионального развития и их роль в обеспечении общественно-социального развития, а также комплексное исследование широкого круга данных проблем, связанных с доступным и качественным удовлетворением потребностей населения регионов на основе рыночных механизмов региональной конъюнктуры до сих пор не получили достаточного развития.

Сдерживающим фактором в реализации реформы местного самоуправления в Вологодской области, как и в других субъектах Федерации, служат недостатки в развитии федерального законодательства, которые в определенной степени сказываются и на развитии регионального законодательства в области местного самоуправления.

Так, в настоящее время на федеральном уровне в отдельных сферах управления не проведено четкое разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Это негативным образом отражается на развитии местного самоуправления, а в отдельных случаях приводит к ущемлению прав муниципальных образований.

Список использованной литературы

1. Бердников П.В. Реформа местного самоуправления (на примере Ставропольского края) / П.В. Бердников // Эко. - 2008. - № 1. - C. 98.

2. Молодые исследователи - регионам: материалы всероссийской научной конференции. В 2-х т. - Вологда: ВоГТУ, 2011. - Т.2.-395 с.

3. Российское местное самоуправление: нынешнее состояние и пути развития: сводный доклад по результатам полевых исследований 2008 г. / под общей ред. проф. И.Ю. Юргенса. - М.: Экон-Информ, 2009. - 84 с.

4. Сергиенко А.М., Муру Р.Н. Вопросы местного значения // Управленческое консультирование. - №1. - 2007 г. - 1,0 п.л. /0,5 п.л.

5. Хабриева Т.Я. Муниципальная реформа в Российской Федерации / Т.Я. Хабриева // Экономика региона. - 2008. - № 2. - C. 26.

6. Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

7. http://www.duma-vologda.ru/info/charter.php?ELEMENT_ID=783

8. http://www.duma-vologda.ru/info/charter.php?ELEMENT_ID=783

9. http://www.dgs35.ru/mestnoe-samoupravlenie/normativnie-pravovie-akti--D232.

10. http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=%2040296

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность местного самоуправления и его многоаспектное конституционное значение. Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Разграничение полномочий и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2015

    Понятие, функции и принципы местного самоуправления. История становления местного самоуправления в Росси. Система и полномочия органов муниципальной власти. Правовая, территориальная и организационная и экономическая основа местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Понятие местного самоуправления. Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Местное самоуправление в системе институтов публичной власти. Функционирование системы местного самоуправления в муниципальном образовании.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2012

    Эволюция развития правовых основ формирования органов местного самоуправления. Проблемы деятельности органов местного самоуправления. Формы взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Конституционно-правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, его функции и полномочия. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти. Совершенствование реформирования местного самоуправления в РФ.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Понятие местного самоуправления, нормативно-правовое регулирование его деятельности в Российской Федерации. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. Государственный контроль за осуществлением государственных полномочий.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2017

    Органы государственной власти в Российской Федерации. Структура и принципы формирования органов исполнительной власти, их классификация и направления деятельности. Органы местного самоуправления, их задачи и функции. Судебная система субъекта Федерации.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Этапы становления системы местного самоуправления в Российской Федерации. Сравнительный анализ городов федерального значения. Функции МО "Васильевский" в системе стратегических целей развития города. Бюджетное финансирование местного самоуправления.

    дипломная работа , добавлен 15.05.2011

    Становление теории местного самоуправления в Российской Федерации. Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления. Структура, функции и методы работы местного самоуправления. Формирование органов местного самоуправления.

    дипломная работа , добавлен 01.10.2004

    Нормативно-правовое регулирование отношений региональных органов власти и органов власти местного самоуправления в России. Институт сити-менеджера как способ усиления взаимосвязи органов местного самоуправления с органами государственной власти.