Фз номер 48 об опеке и попечительстве. Общие положения ФЗ

Законодательство контролирует и регулирует правоотношения между подопечными и их опекунами или попечителями. Именно ФЗ 48 регламентирует права несовершеннолетних или недееспособных граждан, попавших под опеку других лиц, защищает их права и имущество.

Суть 48 ФЗ

Закон об органах опеки и попечительства РФ был принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года. Последние изменения в нем произошли 29 июля 2017 года. ФЗ «Опека и попечительство» имеет 8 глав и 32 статьи. Он регулирует и контролирует правоотношения между лицами, осуществляющими или прекратившими опеку над несовершеннолетними или недееспособными гражданами. Также этот закон регламентирует процессы опеки, контролирует попечительские организации и регламентирует права, обязанности и ответственность сторон.

Краткое содержание закона об опекунстве в РФ:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую распространяются положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Оформлены другие законы, нормативы и акты, влияющие на описываемую область, даны задачи государства для улучшений и реализации. Описаны принципы работы, основные процессы и меры гос. регулирования опеки и попечительства;
  • В главе второй прописаны обязательства, полномочия, права и задачи органов опеки и попечительства;
  • В главе номер три оформлены статусы и категории лиц, имеющих право на опекунство. Описано по какому порядку определяются и назначаются опекунами разные категории лиц в различных случаях. Описаны права опекунов и попечителей и даны списки безвозмездных и возмездных обязанностей;
  • В четвертой гл. оформлена информация об имуществе подопечных. Имеют ли они имущественные права, на какие объекты они распространяются, каким образом происходит охрана этих объектов. Особенности и нюансы распоряжения подопечными собственным имуществом. Описано доверительное управление имуществом подопечных и способы контроля органов за этой областью;
  • В гл. пять даны списки обязанностей, ответственности и контроля за опекунами и органами опеки. Описан процесс надзора, отчетность и ответственность за нарушения закона опекунами и попечителями. Как происходит контроль деятельности органов, ответственность сотрудников органов опеки и т. д.;
  • В шестой оформлено прекращение опеки и попечительства над гражданином, процессы, способы и нюансы. Дан список оснований для прекращения и возможные последствия принятия такого решения;
  • В седьмой описаны виды и категории поддержки государства опекунов и органов опеки;
  • В восьмой главе описаны заключительные и дополнительные условия, требования и положения закона.

Кроме настоящего Федерального закона, сфера опекунства и попечительства регулируется другими нормативами, Федеральными законами и Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Последние поправки

Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии . Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2. В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности. Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении. Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.

Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.

В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.

В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.

В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных. В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д. Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.

Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:

  • Принудительное взыскание на законных основаниях;
  • Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
  • Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.

Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.

В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного. В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства. Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.

Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:

  • Смерти одной из сторон;
  • Оформленных в статье 40 ГК РФ;
  • Освобождения от обязанностей опекуна;
  • Когда в акте о попечительстве окончился срок.

Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.

Полезно также ознакомиться с ФЗ 166 в последней редакции. Подробности

Текст действующей редакции закона

Федеральный закон номер 48 помогает гражданам понять и утвердить особенности процедуры опеки и попечительства. Государство контролирует органы, влияющие на эту сферу и в случаях, если гражданину кажется, что его права были нарушены, рекомендуется скачать ФЗ об опеке и попечительстве в последней редакции с комментариями и изучить закон. Это поможет избежать ошибок и защитить свои права в случае судебного разбирательства.

Государственной Думой

Советом Федерации

3.8. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - ФЗ "Об опеке и попечительстве") в случаях выдачи доверенности от имени подопечного требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

частями 3 и 5 статьи 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", защиту прав и законных интересов лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, и несовершеннолетних, не достигших возраста, указанного в настоящей части, осуществляет орган опеки и попечительства или организация (в том числе медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, стационарная организация социального обслуживания, предназначенная для лиц, страдающих психическими расстройствами), на которую законом возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя.


Федеральный закон №48 определяет порядок опеки и попечительства. Положение с изменениями на этот год имеет некоторое дополнение. Многих интересует, какое право или обязанность дает законодательство в отношение к ключевым понятиям. Стоит подробнее изучить вопрос об опёке, опираясь на этот правовой акт.

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, закон

Официальный текст положения ФЗ 48 проводит установление единого порядка для общения с ребенком, и будет регулировать задачи, полномочия и обязанности, которые имеет гражданин, как подопечный, ребенок, родитель или опекун. В гражданском праве устанавливается отдельное внимание на такую часть взаимоотношений в обществе, поэтому воспитание детей и их патронаж вошел в гражданский кодекс и в этот закон.

Положение содержит такие разделы:

  • Общие понятия;
  • Российский орган контроля и полномочия;
  • Социальный и семейный статус, который имеет попечитель или опекун;
  • Имущество подопечного и ответственность сторон;
  • Прекращение отношений;
  • Законный порядок поддержки и защиты.

Чем опека отличается от попечительства?

Стоит проявить интерес, чтобы узнать, что это такое, и чем это отличается от попечительства. Первое понятие актуально, если ребенок не будет достигать четырнадцать лет или если он признанный как недееспособный. Внесение вердикта, что сила ребенка ограничена, может устанавливаться только через суд. Защита такого человека полностью переходит в обязанность опекуна. Если же идет о заботе над несовершеннолетними детьми, которые старше 14 лет, и на свой настоящий возраст будут являться частично дееспособными, то по ГК стоит предусматривать осуществление попечительства. В этом случае семья не полностью будет принимать все решения за ребенка, а лишь позаботится, чтобы совершеннолетняя подопечная или подопечный были благополучными силами этой семьи.

Над кем устанавливается опека и попечительство, условия

Министерство социального развития и его отдел поддерживает постановление правительства в его определении отличий на каждый отдельный вид взаимоотношений. Поскольку цель опеки в РФ – это полный контроль и устройство ребенка в обществе, ее могут назначать, когда ему необходима помощь, в связи с небольшим возрастом или недееспособностью по любым причинам. Если ребенок пребывает в возрасте более 14 лет или не дееспособен по причине злоупотребления алкоголем, можно вступать в попечительские отношения. При этом порядке главная работа попечителей направлена на то, чтобы дать образование, вносить свои советы, сделать подростку хорошее имя и оставаться в близких отношениях.

ФЗ 48 об опеке и попечительстве, изменения 2018,

– это основной документ, который Федерация будет использовать для регулирования подобных отношений среди населения. На январь и апрель этого года действует последняя редакция положения. Здесь департамент внес несколько дополнений. Например, пункт ст. 14 был изменен в формулировании. Также статья получила новый пункт, в котором упоминаются недееспособные лица под надзором организаций и сироты без попечения. Изменена форма статьи 27 и некоторые пункты.

Отдел опеки и попечительства официальный сайт

Важные органы и управление в РФ имеет свой сайт. Информация из портала доступна для каждого региона, включая город Москва, Самара, Тюмень, Тула, Уфа, Барнаул, Оренбург, Орел, Рязань, Воронеж, Череповец, Пенза, Краснодар, Омск, Красноярск и другие города.

Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской обл

Служба доступна во всех регионах РФ и на большой части прежнего Советского союза. Также на этот год можно просмотреть новости службы в Иркутской обл., Курской и Орловской области, Хабаровского края, Ленинского и Кировского района в Перми, Калининского и Октябрьского района, Куйбышева, а также любого другого края, СПб и Московская область.

3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

4. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

5. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

6. В случаях, предусмотренных частями 3 - настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.

7. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.


Судебная практика по статье 29 ФЗ от 24.04.2008 № 48-ФЗ

    Постановление от 22 августа 2018 г. по делу № А75-942/2018

    Людмилы Владимировны Кузьминой» вынесено решение о назначении единовременного пособия при передаче несовершеннолетнего ребенка на воспитание в семью в сумме 23 268,98 руб., которое выплачено 29 . 04.2017. После окончания стационарного лечения матери Кузьминой Е.С. опека над несовершеннолетней не прекращена, ребенок не был передан матери. Меры по взысканию алиментов с матери Кузьминой...

    Решение № 2-188/2018 2-188/2018~М-188/2018 М-188/2018 от 9 июля 2018 г. по делу № 2-188/2018

    Архаринский районный суд (Амурская область) - Гражданские и административные

    Приемными родителями единовременной денежной выплаты является прекращение опеки или попечительства при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Статьей 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» установлены основания прекращения опеки и попечительства. В частности, опека прекращается при освобождении либо...

    Решение № 2А-1300/2018 2А-1300/2018 ~ М-1136/2018 М-1136/2018 от 5 июля 2018 г. по делу № 2А-1300/2018

    Воркутинский городской суд (Республика Коми) - Гражданские и административные

    От исполнения обязанности опекуна над ним; и о назначении опекуном над несовершеннолетним Б.А.Д, года рождения. В обоснование требований указала, что она с 29 . 12.2017 назначена опекуном своего внука Б.А.Д, года рождения, сроком на 06 месяцев.04.05.2018 она обратилась к ответчику о передаче ей Б....

    Решение № 2-748/2018 2-748/2018~М-585/2018 М-585/2018 от 28 июня 2018 г. по делу № 2-748/2018

    Зейский районный суд (Амурская область) - Гражданские и административные

    Опекунами (попечителями) единовременной денежной выплаты является прекращение опеки или попечительства при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве». При этом в силу императивного указания данного Закона, изложенного в абз.7 ч.3 ст.3, при наступлении такого основания в...

    Постановление от 25 мая 2018 г. по делу № А75-20458/2017

    Восьмой арбитражный апелляционный суд (8 ААС)

    Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Пункт 1 части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусматривает, что опека прекращается в случае смерти подопечного. Гражданско-правовая ответственность опекунов и попечителей установлена...

  • 29 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" опека или попечительство прекращается: 1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного; ...

(ООП) 48 Федеральным законом, состоящим из 32 статей и 8 глав. В нем разъясняются общие понятия, права и обязанности уполномоченных лиц (опекунов, попечителей) и прочие нюансы. Утвержден нормативно-правовой акт 24 апреля 2008 года. Для соответствия нынешним реалиям правительство ежегодно вносит коррективы в законодательную базу. Увидеть изменения в законах, официальные комментарии уполномоченных лиц и готовящиеся законопроекты можно на сайтах, посвященных правовой тематике.

Состоит ФЗ №48 из следующих глав:

Номер главы Количество статей и их нумерация Описание
1 5 (1-5) Общие моменты
2 4 (6-9) Задачи и полномочия, назначенных сотрудниками ООП опекунов и попечителей.
3 7 (10-16) Правовой статус лиц, обеспечивающих , и особенности их назначения.
4 7 (17-23) Защита имущества подопечных
5 5 (24-28)
6 2 (29-30) Аннулирование опеки или попечительства
7 1 (31) Государственная поддержка
8 1 (32) Вступление в силу закона

За изменениями в законодательстве можно следить на сайте Государственной Думы. В первой главе 48 ФЗ приведены общие понятия, моменты, связанные со сферой применения данного закона, особенности государственного регулирования . Выяснить подобные нюансы желательно до подачи заявления на оформление опекунства и при возникновении вопросов касаемо прав и обязанностей опекуна и подопечного. Изложенные в правовом акте сведенья относятся не только к уполномоченным ООП представителям, но и к учреждениям, где содержатся люди, нуждающиеся в покровительстве. В законе дано определение нескольким основным понятиям:

  • Опекун требуется малышам до 14 лет и гражданам, признанным судом недееспособными. Он обязан защищать подопечных и действовать от их имени.
  • Попечитель назначается несовершеннолетним подросткам от 14 до 18 лет и людям, частично потерявшим недееспособность. В обязанности уполномоченного лица входит наставление подопечных и защита их имущества от 3 лиц.
  • Подопечный – это человек, которому требуется опека или попечительство. Занимаются назначением лица, обязанного выполнять опекунский или попечительский долг, сотрудники ООП.
  • Недееспособным признается человек, который не в силах принимать взвешенные решения из-за расстройства психики. Степень дееспособности определяется в судебном порядке на основе медицинской экспертизы. Если к человеку отчасти или полностью вернулась возможность здраво мыслить, то сотрудники ООП подают повторное заявление в суд.

После разбирательства над человеком могут оформить патронаж или вовсе признать его полностью дееспособным. Процессы, связанные с опекой и попечительством, контролируются следующими правовыми актами:

  • Отношения, возникающие между уполномоченным органами опеки представителем и подопечным, регулируются Гражданским кодексом.
  • Процесс опеки контролируется Семейным кодексом.
  • Аннулирование прав опекуна или попечителя происходит по статьям 48 ФЗ.



За сотрудниками ООП, утверждающими кандидатов в попечители или опекуны, закреплены законом следующие обязанности:

  • предоставлять опеку нуждающимся;
  • защищать права опекаемых;
  • гарантировать хорошие условия проживания подопечных;
  • следить за действиями выбранных представителей;
  • помогать организациям, содержащим нуждающихся людей.

Уполномоченные органы обязаны следовать таким принципам:

  • охранять интересы и имущество опекаемого;
  • выбирать опекуна по общепринятым критериям;
  • контролировать соблюдение прав опекуна и подопечного.

Задачи и полномочия

Перед органами опеки стоят следующие задачи:

  • Защитить интересы людей, над которыми установлена опека или попечительство.
  • Следить за добросовестным выполнением долга по уходу за нуждающимися гражданами опекунами и попечителями, а также учреждениями, за которыми закреплены аналогичные обязанности (детскими домами, приютами).
  • Контролировать сохранность имущества подопечных.



Перечень полномочий сотрудников ООП выглядит следующим образом:

  • Искать граждан, нуждающихся в опеке.
  • Обращаться с иском в суд для лишения или возвращения дееспособности.
  • Устанавливать опеку (попечительство).
  • Следить за выбранными представителями и учреждениями, где содержаться нуждающиеся в опеке граждане.
  • Отстранять от работы опекунов (попечителей).
  • Одобрять или отклонять сделки между опекающим и подопечным.
  • Составлять договор на управление имуществом опекаемого, согласно статьям Гражданского кодекса.
  • Защищать права подопечных при недобросовестном выполнении долга их опекунами.
  • Давать согласие на проживание в отдельной жилплощади несовершеннолетним детям (старше 16 лет) от своих попечителей.
  • Подготавливать и регистрировать людей, за которыми будут закреплены опекунские права и обязанности.
  • Наблюдать за выполнением долга опекунов или попечителей и предоставлением подопечным необходимых условий проживания.
  • Помогать назначенным представителям.

Для поиска граждан, нуждающихся в помощи, а также кандидатов в опекуны, сотрудники ООП вправе сотрудничать с учебными и медицинскими учреждениями. Если опекаемый человек вынужден сменить место проживания, то его документы передают в другое отделение органов опеки. Срок передачи составляет 3 дня.

Правовой статус лиц, обеспечивающих опеку или попечительство

Критерии к кандидатам в опекуны закреплены в ГК и СК. При необходимости органы опеки вправе подать запрос на получение дополнительной информации из МВД, больниц и прочих организаций. Требовать с человека, желающего осуществлять опеку над нуждающимися гражданами, сотрудники ООП вправе лишь справки, которые он может взять самостоятельно, согласно законам Российской Федерации. После утверждения кандидата к нему придут представители органов опеки для экспертизы жилищных условий. Если не будет выявлено особых недочетов, то начнется фаза оформления документов для установления опеки. Оплачивает дальнейший процесс государство.

Опекунами первой очереди являются близкие родственники (братья, сестры, бабушки, дедушки, родители). При наличии разногласий между опекаемым и предполагаемым кандидатом в опекуны сотрудники ООП предоставят попечителя на определенное время (до решения конфликта между сторонами). Всего под опекой одного уполномоченного представителя может быть 1 гражданин. Исключением являются случаи, когда в уходе нуждаются сестры или братья, так как разлучать их запрещено законом.

На поиск опекунов у ООП есть 1 месяц. Если необходимого кандидата не удастся найти, то опекунские права и обязанности возьмет на себя попечительский орган по месту проживания нуждающегося в уходе человека. Опекаемого гражданина передадут на попечение в специализированное учреждение.

Подтверждаются правовые отношения между опекуном и человеком, находящимся под его покровительством, путем составления договора. В документе указывается время предоставления опеки, права и обязанности
сторон и дополнительная информация. Оплата предусматривается при наличии соответствующего пункта или в качестве компенсации затрачиваемого времени. Последний пункт актуален при уходе за инвалидами и пожилыми людьми (старше 80 лет). Расходы на содержание компенсируются доходами (пособиями, алиментами) подопечного. Отдельно можно указать пункт о безвозмездном пользовании имуществом опекаемого в качестве награды за хорошее исполнение обязанностей. Оспаривается договор в судебном порядке. Вправе подать исковое заявление родственники опекаемого гражданина.

Также сотрудники ООП могут подыскать . Стороны составляют соглашение сроком на 2 месяца. Права, обязанности и прочие пункты остаются прежними.

Особенности процедуры назначения опекуна

Согласно 13 статьи ФЗ, назначается опекун по ходатайству подростка или его родителей в таких ситуациях:

Составленное неправильно заявление может быть отклонено уполномоченными органами. Если кандидат уже утвержден и началась процедура оформления документов, то сотрудники ООП не вправе безосновательно останавливать процесс. Уполномоченный представитель будет обязан выполнять свои обязанности, озвученные в договоре, бесплатно и добросовестно.

Защита имущества

Подопечный не вправе претендовать на имущество опекуна, который, в свою очередь, не может стать наследником или вольно распоряжаться собственностью и доходами опекаемого человека. Правомерными являются случаи безвозмездного пользования общим имуществом или собственностью опекуна, давшего свое одобрение. Лица, выполняющие опекунский долг, не могут в личных целях пользоваться имуществом подопечных без соответствующего разрешения от органов опеки.

Собственность ребенка или недееспособного человека описывается с целью ее сохранения. Проводится процедура при участии заинтересованных лиц и сотрудников ООП. По окончании описи стороны подписывают документ. Один из его экземпляров дается опекуну, а второй хранится в органах опеки.

Составление договора доверительного владения имуществом подразумевает использование собственности на благо опекаемого. Если прочие лица неправомерно владеют имуществом подопечного, то опекун может потребовать его вернуть, допускается даже обращение в суд.

Случаи, когда опекун может использовать имущество подопечного

Пользоваться собственностью и денежными средствами опекаемых граждан опекуны могут только после получения одобрения от ООП. Любые осуществляемые с имуществом действия должны быть направлены на удовлетворение нужд подопечного. Получить кредит уполномоченное лицо может лишь на покупку жилой площади гражданину, находящемуся под опекой. В залог допускается предоставить собственность подопечного лишь для ипотеки. Ближе к концу года в уполномоченные органы представляется отчет о растратах и использовании имущества опекаемого гражданина. Сделки по отчуждению, то есть продаже, аренде и обмену недопустимы. Исключением являются следующие случаи:


Получение предварительного разрешения на пользование имуществом подопечного

Действия, направленные на уменьшение доли имущества и ее стоимости, требуют получения предварительного согласия от органов опеки. Получить одобрение или отказ опекун может в течение 2 недель с момента подачи запроса. Отклонение прошения сотрудники ООП должны аргументировать. Их согласие даст возможность осуществить сделку. Оспорить отказ или одобрение может прокурор, лица, имеющие свой интерес в данном деле, или сам человек, назначенный выполнять опекунский долг.

Если уполномоченные лица выявят сделку, совершенную без одобрения ООП, подопечный вправе или напрямую суд (при частичной дееспособности) с ходатайством о возврате имущества. Выявленные в ходе судопроизводства корыстные цели станут основанием для вынесения вердикта о возвращении имущества и денежных средств. Убытки должен будет покрыть гражданин, обязанный ухаживать за подопечным.

Ответственность уполномоченных лиц

Гражданин, которого назначили сотрудники ООП осуществлять опеку или попечительство над ребенком или недееспособным гражданином, отвечает за действия, совершаемые подопечным. Если опекаемый нанесет ущерб имуществу другого человека, то опекун будет расплачиваться своими средствами. Похожая развязка в случаи, когда уполномоченное лицо виновато в уменьшении стоимости или имущественной доли собственности подопечного. Вопросы касаемо наказания и размера штрафов регулируются УК, АК и Гражданский кодекс Российской Федерации. В роли надзирателей выступают сотрудники органов опеки и попечительства. Контролируются такие нюансы:


Для совершения внеочередной проверки подопечные должны пожаловаться сотрудникам ООП. Заметить произвол опекунов или попечителей и подать прошение в соответствующие органы могут также врачи, педагоги, воспитатели, соседи и прочие люди, контактирующие с опекаемым гражданином.

Под особым контролем находятся денежные средства, выдаваемые на содержание ребенка или недееспособного гражданина, и имущество подопечного. До 1 февраля уполномоченное лицо обязано подать отчет о расходах и использовании собственности опекаемого. Документ тщательно проверяется сотрудниками органов опеки. Затем его подтверждает начальник местного отделения и заносит в личное дело опекаемого.

Согласно постановлению правительства от 15 июля 2013 года, контролирует деятельность органов опеки служба по надзору в области образования и науки. Если по вине сотрудников ООП опекаемый гражданин получит ущерб, то они обязаны будут заплатить штраф и компенсировать убытки.

Аннулирование прав

Основания для отстранения уполномоченного лица приведены в 29 статье ФЗ №48:


Отстраненный опекун должен представить отчет о растратах и использовании имущества подопечного в течение 3 дней с момента прекращения исполнения опекунских обязанностей. Сотрудники ООП изучат документ. При выявлении нарушений будет подано исковое заявление.

Государственная поддержка

В 31 статье ФЗ «Об опеке и попечительстве» говорится о праве использования государственной поддержки:

Пункт статьи Описание
1 Лица, назначенные сотрудниками ООП, и опекаемые на законных основаниях могут претендовать на государственную поддержку.
2 Пособия, алименты и прочие выплаты на содержание нуждающегося в опеке гражданина допускается тратить лишь на нужды подопечного.
3 Выплаты, предоставляемые в качестве премии или компенсации времени, опекун или попечитель вправе тратить на свое усмотрение.
4 В некоторых субъектах РФ (городах федерального значения, республиках, областях, округах) устанавливаются свои дополнительные выплаты и формы поддержки.


Информация о вступлении в силу ФЗ №48 представлена в его 32 статье:

  • Действовать закон начинает с 1 сентября 2008 года. Распространяется он на правовые отношения, начиная со дня вступления в силу.
  • По отношению к взаимосвязям, утвержденным до 1 сентября 2008 года, ФЗ №48 применяется в части прав и обязанностей, возникшим после его вступления в силу.
  • Документы, подтверждающие передачу ребенка приемным родителям и на , подписанные до 1 сентября 2008 года, остаются действительны. При желании воспитатели или опекуны могут переоформить заключенный договоры.

Последние правки

С 29 июля 2017 года актуальна новая редакция ФЗ «Об опеке и попечительстве». Коснулись изменения сферы защиты прав детей, не достригших 18 лет. Биологические родители или усыновители теперь вправе заранее выбрать опекуна на случай внезапной смерти. В предыдущих версиях закона подавать подобное ходатайство в органы опеки допускалось лишь одному оставшемуся в живых родителю. Обоснованы изменения частыми случаями смерти матери и отца ребенка одновременно.

Заявление подается сотрудникам ООП. При изменении выбранного кандидата в опекуны необходимо проходить процедуру заново. Вступили в силу изменения с 10 августа 2017 года.

В Федеральном законе №48, утвержденном 24 апреля 2008 года, приведены основные моменты, связанные с установлением опеки и попечительства над нуждающимися гражданами. Состоит он из 32 статей и 8 глав для лучшего восприятия и быстрого поиска информации. Периодически правительство дополняет или изменяет нормативно-правовой акт.