Общественное движение в конце XIX - начале ХХ века. Общественно-политические движения в России в конце XIX – начале XX века

После отмены крепостного права раскол в общественном движении стал еще глубже. В 1860 г. большинство либералов продолжало рассчитывать на добрую волю и реформаторские возможности самодержавия, стремясь лишь подтолкнуть его в нужном направлении. После земской реформы немало сил либеральной оппозиции поглотила деятельность в органах местного самоуправления.

В то же время значительную часть образованного общества охватили революционные настроения. В известной степени это было вызвано серьезными изменениями в его социальном составе: оно быстро теряло свой сословно-дворянский характер. Границы между сословиями разрушались. Дети крестьян, мещан, духовенства, обедневшего дворянства быстро утрачивали социальные связи с породившей их средой, превращались в интеллигентов-разночинцев, стоящих вне сословий, живущих своей, особой жизнью

Расставаясь со своим прошлым, интеллигенты новой формации быстро теряли уважение к его устоям и традициям. Им было присуще стремление изменить «проклятую русскую жизнь» как можно скорее и радикальнее. Именно разночинная интелигенция стала основной базой революционного движения в пореформенной России.

Реформа 1861 г. ни в коей мере не удовлетворила радикально настроенную общественность. В идейном плане 60-е годы прошли для разночинной интеллигенции под знаком нигилизма.

На рубеже 60-70-х годов XIX века происходит становление идеологии народничества.

Народничество - ведущее направление в общественном движении пореформенной России, охватившее в основном разночинную интеллигенцию. Основывалось на системе взглядов об особом, самобытном пути развития России, способной, минуя стадию капитализма и опираясь на крестьянскую общину, создать «разумно устроенное» социалистическое общество.

Народники утверждали, что Россия развивается своим особым путем, отличным от направления развития стран Западной Европы. Самобытность эта выражалась в том, что капитализм в России, по их мнению, представляет случайное явление и не имеет условий для своего развития.

По мнению народников, реформа 1861 года, сохранившая крестьянскую общину, создала условия для некапиталистического развития России и перехода к социализму, минуя капитализм. Они боялись, что капитализм разрушит общину, поэтому развитие буржуазных отношений воспринимали как зло, ведущее к упадку России. В русской об-щнне народники видели основу экономической и политической организации будущего социалистического строя.

Главной революционной силой народники считали крестьянство, руководимое интеллигенцией. Они идеализировали крестьянина, считали его социалистом и революционером по природе. Народники не видели процесса расслоения среди крестьянства.

Пролетариату они отводили роль связующего звена между крестьянством и интеллигенцией, так как многие рабочие вышли из среды крестьянства. Народники считали, что только интеллигенция является активной революционной силой, а крестьяне должны слепо следовать за ней.

Главными теоретиками народничества 70-х годов были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев.

М.А. Бакунин, выступал против государственной власти. Он считал, что при социальной революции прежде всего необходимо уничтожить государство и в обществе наступит «безгосударственный порядок». Решающую роль в борьбе за переустройство мира Бакунин отводил народу. Он призывал интеллигенцию идти в народ, чтобы поднять крестьян на бунт. Свои взгляды Бакунин изложил в «Прибавлении А» к книге «Государственность и анархия», изданной в 1873 г.

Другой теоретик народничества П.Л. Лавров свои взгляды изложил в работе «Исторические письма». По его мнению, двигателем исторического прогресса являются «критически мыслящие личности», которые выходят из среды интеллигенции. Он считал, что русский народ еще не готов к социальной революции. Поэтому революционеры должны были подготовить народ для восприятия новых идей методом пропаганды и разъяснения.

Особой тактики придерживался П.Н. Ткачев. Он считал, что народ не способен на самостоятельные действия. Вместо народа должна действовать небольшая группа революционеров, которая сможет свергнуть царский режим и начать социалистические преобразования. Ткачев был идеологом тактики заговора в русском революционном движении.

Первой попыткой прямого обращения к народу с революционной проповедью было «хождение в народ» {отсюда и возник термин «народничество»). В 1874 году сотни людей из разночинной интеллигенции под видом учителей, врачей, ремесленников отправлялись в деревню. Они считали, что крестьяне готовы к восстанию и необходимо просто вести революционную агитацию и призывать к восстанию. Многие из народников поехали в Поволжье, где рассчитывали встретить наибольшую готовность крестьянства к бунту. Ушедшие «в народ», находясь в основном под влиянием бунтарских идей Бакунина, были не в силах в одиночку поднять крестьян на борьбу.

Это движение потерпело поражение, царское правительство обрушило на народников репрессии. В течение 1874 г. в 37 губерниях России было арестовано около тысячи человек. Результаты «хождения в народ» для народников были незначительны. Революционеры расстались с надеждой на легкую возможность революционного преобразования страны с помощью скорого бунта.

Поражение «хождения в народ» показало, что без создания прочной революционной организации и серьезной подготовки не удастся поднять народ на восстание. В 1876 г. в Петербурге возникает новая организация - «Земля и воля». Активными её деятелями были А. Михайлов, Н. Морозов, Г. Плеханов, С. Перовская, В. Засулич, Л. Дейч и другие. В течение 1876-1879 гг. «Земля и воля» превратилась во влиятельную организацию, объединявшую революционные кружки Поволжья, центральных и западных губерний, Белоруссии, Польши, Украины, Северного Кавказа и Грузии. Землевольцы издавали журнал «Земля и воля». Основной задачей своей деятельности они считали налаживание связей с крестьянством. В деревнях члены организации создавали свои «поселения», чтобы завоевать доверие крестьян и приступить к подготовке восстания. Но попытки поднять крестьян потерпели неудачу. Группа землевольцев во главе с Я. Стефановичем попыталась взбунтовать крестьян Чигиринского уезда Киевской губернии при помощи подложного царского манифеста, в котором крестьян призывали объединиться и начать восстание. Но и это мероприятие закончилось неудачей. Землевольцы вели пропаганду и среди рабочих. Но они интересовались рабочими только потому, что считали их способными поддержать крестьянское восстание.

Неудача новых попыток поднятия крестьянства на восстание, расправы царизма с революционерами заставили отдельных народников перейти к террористическим методам борьбы с царизмом.24 января 1878 года Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Трепова, который подверг телесным наказаниям политического заключенного, студента Боголюбова. На суде присяжных В. Засулич был вынесен оправдательный приговор. Вскоре со стороны народников последовал ряд террористических актов против представителей царской власти.

К концу 70-х годов в «Земле и воле» оформилось два течения. Одно из них включало в себя сторонников борьбы с самодержавием путем индивидуального террора. Другое течение оставалось на прежних народнических позициях - пропаганды социалистических идей и агитации среди рабочих и крестьян.

Между обеими группами особенно обострились противоречия после покушения землевольца Соловьева на Александра II в апреле 1879 г. Было решено созвать съезд «Земли и воли» для определения дальнейшей деятельности организации. Съезд состоялся в июне 1879 г. в Воронеже. Но за несколько дней до него в Липецке собрались сторонники тактики террора, готовые пойти на раскол организации. В августе 1879 года произошел окончательный раскол «Земли и воли» на две организации - «Народная воля» и «Черный передел».

В организацию «Черный передел» вошли Плеханов, Дейч, Стефанович, Акселърод и другие. «Черный передел» выступал за пропаганду социалистических идей среди народа и требовал раздела земли между крестьянами. Вскоре эта организация прекратила свое существование.

«Народную волю» возглавили Михайлов, Желябов, Кибальчич, Перовская и другие. Главной целью своей деятельности народовольцы считали уничтожение самодержавия, завоевание политических свобод. Они считали, что группа революционеров может с помощью террора уничтожить высших руководителей и захватить власть. Их тактика была заговорщической, и политическую борьбу они низвели до политического заговора. Народовольцы издавали газету «Народная воля», образовывали тайные офицерские кружки в Петербурге, Одессе, стремясь привлечь на свою сторону армию.

Наряду с пропагандой народовольцы принимали участие в стачечной борьбе пролетариата. В 1879 г. они участвовали в стачках рабочих Киева, Серпухова, Иваново-Вознесенска, Воронежа.

С осени 1879 г. народовольцы стали готовить серию покушений на царя: дважды подкладывались мины на пути следования царского поезда, был организован взрыв в Зимнем дворце. Гибли солдаты, придвор-ные, но царь оставался цел. Полиция устраивала обыски и облавы, задерживая всех подозрительных, цо упуская настоящих заговорщиков.1 марта 1881 г. террористы, под руководством Софьи Перовской, решили совершить новую попытку цареубийства. В этот день император возвращался из Манежа, и на Екатерининском канале разыгралась трагедия. Первая бомба, брошенная Рысаковым, повредила императорскую карету, а второй метальщик, Гриневицкий, смертельно ранил царя. Через час с небольшим Александр II скончался в своем кабинете.

При Александре II Россия встала на путь реформ. Однако реформы не были доведены до конца, а остановки на этом пути привели к неуправляемым процессам. В какой-то мере Александр II своей нерешительностью и непоследовательностью сам спровоцировал события 1 марта. И все же он остался в памяти народа царем-Освободителем, а его правление - эпохой Освобождения.

Его преемником стал Александр III. Суть внутренней политики нового императора составляли сохранение и укрепление самодержавного режима и сословного строя. В Манифесте 20 апреля 1881 г. Александр III заявлял о своей «вере в силу и истину самодержавной власти».

ный удар по народникам. Желябов, Перовская, Кибальчич и другие участники покушения были повешены. В 1884 г. «Народная воля» практически прекратила свое существование. В 80-90-е годы происходит отход народников от революционной борьбы. Либеральное народничество стало преобладающим течением, выступавшим с пропагандой мирных путей общественного преобразования.

Общественное движение в конце XIX - начале ХХ века

В конце XIX в. основную роль в либеральной оппозиции по-прежнему играли земства. Своей главной задачей либералы считали введение конституции в России. На этой платформе в 1904 ᴦ. возникает организация ʼʼСоюз Освобождения ʼʼ, объединившая либеральных земцев и интеллигенцию. Выступая за конституцию, ʼʼСоюзʼʼ выдвигал и другие требования: отчуждение части помещичьих земель за выкуп, ликвидация отрезков и т.п.

Тяжелый кризис переживает в эти годы народничество. В нем значительно усиливается либеральное крыло, представители которого (Н.К. Михайловский, С.Н. Кривенко и др.) надеялись воплотить народнические идеалы в жизнь мирным путем. В среде либерального народничества возникла ʼʼтеория малых дел ʼʼ, ставившая перед интеллигенцией задачу постепенного улучшения положения крестьян. В отличие от либералов либеральные народники преследовали в основном социально-экономические цели.

В 1902 ᴦ. на базе либерального народничества возникает Партия социалистов-революционеров (эсеров ) под руководством В.М. Чернова. Наиболее важной частью программы эсеров была социализация земли, ᴛ.ᴇ. уничтожение частной собственности на землю и передача ее общинам. Эсеры вели активную пропаганду среди рабочих и крестьян. При этом эсеры не были мирными пропагандистами. В недрах партии существовала законспирированная террористическая ʼʼБоевая организация ʼʼ, возглавляемая сначала Г. Гершуни и Е. Азефом (оказался провокатором и был казнен эсерами), а затем Б. Савинковым (российский ʼʼтеррорист номер одинʼʼ). В 1902-1904 гᴦ. террористы убили министров внутренних дел Сипягина и Плеве, Московского генерал-гу6ернатора великого князя Сергея Александровича.

В конце XIX в. в России всœе большее распространение получает марксизм. В 1895 ᴦ. в Петербурге возникает ʼʼСоюз борьбы за освобождение рабочего класса ʼʼ во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В 1898 ᴦ. в Минске состоялся I (учредительный) съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии), однако принять программу и устав партии тогда не удалось. Только в 1903 ᴦ., на II съезде в Брюсселœе и Лондоне, были приняты программа и устав РСДРП. Программа, включала в себя две части: программы минимум и максимум. Программа-минимум определяла ближайшие задачи партии: свержение самодержавия и установление демократической республики; введение 8-часового рабочего дня; возвращение крестьянам отрезков и отмену выкупных платежей и была рассчитана на двадцатилетний срок. Программа-максимум была нацелœена на установление диктатуры пролетариата и построение коммунизма. Срок реализации этой части программы партии определœен не был.

На съезде было принято решение об издании партийного печатного органа – газеты ʼʼИскра ʼʼ.

В процессе обсуждения проектов программы и устава среди депутатов съезда произошел раскол на радикально настроенное большинство во главе с Лениным (большевики ) и более либеральное меньшинство во главе с Ю.О. Мартовым (меньшевики ).

В начале XX в. возникло черносотенное движение. Оно состояло из множества организаций. Самой крупной из них был ʼʼСоюз русского народа ʼʼ, которым руководил В.М. Пуришкевич. Движение носило ярко выраженный националистический и шовинистический характер.
Размещено на реф.рф
Группы боевиков организовывали погромы нерусского и неправославного населœения, нападали на рабочие и студенческие демонстрации. Черносотенцев открыто поддерживали император (Николай II был почетным членом ʼʼСоюзаʼʼ) и русская православная церковь (РПЦ).

Общественное движение в конце XIX - начале ХХ века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественное движение в конце XIX - начале ХХ века" 2017, 2018.

  • - Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль - классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более... .


  • - Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,... .


  • - Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

    Вариант №1 Инструкция для студентов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Оценка «5»: 53-54 балла Оценка «4»: 49-52 баллов Оценка «3»: 45-48 баллов Оценка «2»: 1-44 баллов На выполнение работы необходимо 1 час 50 мин. – 2 часа.Уважаемый студент! Вашему вниманию... .


  • - XIX век

    Социалистический реализм Неопластицизм Пуризм Кубофутуризм Арт... .


  • - Консерватизм в России XIX столетия

  • - Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.

    Физиологический очерк - жанр, основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40годах XIX века в Англии и Франции, а позднее появился и в... .


  • - Чепец с вырезом на макушке оленных чукчей (рубеж XIX - XX вв.).

    Одеяние Одежда для боя.На наличие специальных типов боевой одежды источники прямо не указывают. Вероятно, у чукчей еще не было четкой специализации мирной и военной одежды. Вообще же, на взгляд европейцев, чукчи одевались легко для их сурового климата. Мужчина обычно...

  • Политические партии и общественно-политические движения России (вторая половина XIX - начала XX века).

    Дата образования Наименование партии (общественно-политического движения Комментарии
    Февраль 1816 г Тайное общество "Союз спасения", переименованное в феврале 1817 года в "Общество истинных и верных сынов Отечества". Его основателями стали П. Пестель, А. Муравьев, С. Трубецкой. Первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав "Статус". Основными идеями этого документа были требования ликвидации крепостного права и уничтожения самодержавия.
    Январь 1818 г - начал 1821г "Союз благоденствия". Организаторами и руководителями "Союза" стали А. и Н. Муравьевы, С. и М. Муравьевы-Апостолы, П. Пестель, И. Якушкин, М. Лунин и др.
    март 1821 года на Украине было образовано "Южное общество" создателем и руководителем стал П. Пестель
    1822 год в Петербурге было создано "Северное общество" Лидерами стали Н. Муравьев, К. Рылеев, С. Трубецкой, М. Лунин
    30-40-е годы XIX века Сложились два идейных течения - славянофильство и западничество. Славянофилы (А. Хомяков, К. и И. Аксаковы, И. и П. Киреевские, Ю. Самарин, А. Кошелев) выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Западники (А. Герцен, В. Белинский, Г. Грановский, С. Соловьев, К. Кавелин, И. Тургенев, В. Боткин, П. Анненков) исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации.
    40-е годы XIX века Подъём радикального общественного движения В. Белинский, М. Буташевич-Петрашевский. Петрашевцы осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и возможность реализовать программу широких демократических преобразований.
    1861-1863 Кружок "Великорус"
    1861-1864 г Общество разночинцев "Земля и воля" Первая крупная социал-демократическая организация, в которую входили студенты, офицеры, литераторы, чиновники. Главным средством воздействия на крестьян "Земля и воля" считала пропаганд и подготовку народной революции.
    1868-1869г Нелегальное тайное общество "Народная расправа " Организатор С. Нечаев в своей деятельности применял методы мистификации и провокации.
    конец 60-х - 70-е годы XIX века. В эти годы сформировалось революционное народничество, идеология которого была основана на теоретических воззрениях А. Герцена и Н. Чернышевского. Было представлено тремя течениями, различающимися по теоретическим воззрениям и методам деятельности. Идеологами этих течений были М. Бакунин (бунтарское течение), П. Лавров (пропагандистское), П. Ткачев (заговорщическое).
    1876 г. народническая подпольная организация "Земля и воля"* Видными участниками являлись С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, B. H. Фигнер и др. Программа ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами.
    август 1879 г. 1879-1881 1878-1884 "Земля и воля" распалась на две организации: "Народная воля" "Черный передел" Первая политическая организация, официально назвавшая себя партией А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская и др.) взяли на вооружение террористическую борьбу. Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др.) выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма.
    1880 г "Земский союз" первая либеральная организация в России
    1883 г организация в Женеве группы "Освобождение труда" - первой марксистской организации русских революционеров Г. Плеханов, В. Засулич, Я. Дейч, В. Игнатов В основу их теории легли взгляды западноевропейских марксистов о пролетарской революции.
    1895 г в Петербурге создан "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", объединивший несколько марксистских кружков. Аналогичные организации были созданы в Москве, Иваново-Вознесенске, Киеве, Екатеринославе и др. Создателями "Союза" были В. Ульянов (Ленин), Ю. Цедербаум (Л. Мартов) и др.
    1898г Образование социал-демократической рабочей партии (РСДРП) Конечная цель: социальная революция
    1902г единый Центральный комитет "Союз социалистов-революционеров" (эсеров). Позднее к нему присоединились бернский "Союз" и "Аграрно-социалистическая лига". Е. Брешковская, С. Южаков, Лидер - В. Чернов. Программа эсеров предусматривала свержение самодержавия и установление демократической республики, отстаивание интересов крестьянства
    1903 г II съезд РСДРП, раздел партии на большевиков и меньшевиков Партия была конституирована: были приняты Программа, Устав, избраны руководящие органы.
    январь 1904 г Союз земцев - конституционалистов А. Гучков, Н. Стахович, Д. Шиповтребования введения политических свобод, уничтожения сословных, религиозных и других ограничений
    24 апреля (8 мая) 1905 г Черносотенная организация Основана В.А. Грингмутом.
    12-18 октября 1905 г конституционно-демократическая партия (кадеты) - партия народной свободы Лидеры П. Милюков, П. Струве, В. Набоков, Н. Маклаков
    8 (21) ноября 1905 г Союз русского народа. Православно-монархическая, националистическая организация.
    октябрь 1905 г партия либерального направления "Союз 17 октября" (октябристы) Лидер - деятель Московской городской управы А. Гучков
    конец декабря 1905 г. - начале января 1906 г Учредительный съезд партии социалистов-революционеров (эсеры) Лидеры партии: В.М. Чернов, М.Р. Гоц, Н.Д. Авксентьев.
    1905-1907, 1916г Союз земельных собственников. Помещичья организация для защиты интересов крупного частного землевладения во время Революции
    конец 1905 г монархическая партия "Союз русского народа" эти партии выступали за сохранение неограниченной монархии, против конституционных нововведений. великодержавный шовинизм и антисемитизм.
    1906г монархическая партия "Совет объединенного дворянства"
    22 мая 1906г Совет объединенного дворянства Постоянный совет объединённых дворянских обществ
    июнь 1906г Партия "мирного обновления". Создана бывшими левыми октябристами и бывшими правыми кадетами на основе фракции "мирного обновления" в 1-й Государственной думе.
    октябрь 1906г "Союз социалистов-революционеров максималистов" Левое крыло. Выделилось из партии эсеров как самостоятельное образование
    1906г Трудовая народно-социалистическая партию" (энесы). Правое крыло. Выделилось из партии эсеров как самостоятельное образование.
    начало 1908 г Русский народный союз имени Михаила архангела Российская монархическая, черносотенная организация (партия).
    1908 г. Прогрессивная партия (прогрессисты). Сближение политически активных кругов московской буржуазии и группы интеллектуалов из Партий мирного обновления и кадетов.
    август 1915 г. Прогрессивный блок. Состоял преимущественно из представителей парламентских партий прогрессистов, кадетов, октябристов и "прогрессивных русских националистов"
    ноябрь-декабрь 1917г. Партия левых социалистов - революционеров (интернационалистов) Оппозиционное политическое крыло в партии эсеров, созданное из максималистов и народных социалистов (энесов)
    ноябрь-декабрь 1917г. правые эсеры Оставшиеся в партии эсеров

    Задание 2

    Русская монархическая партия. Русская монархическая, черносотенная организация, возникла 24 апреля (8 мая) 1905 года в Москве. Основана В.А. Грингмутом. Объединила все наличные московские монархические организации (РМП, Союз Русских Людей (СРЛ), Московский Союз Русского Народа (СРН), Общество Русских Патриотов, Кружок москвичей и др.).

    Первоначальные программные положения РМП разрабатывались В.А. Грингмутом весной-летом 1905 в его статьях, опубликованных в "Московских ведомостях". В конце 1905 - начале1906 эти публикации были сведены в единую Программу. РМП объявляла своей главной задачей "сохранение Самодержавия".

    Необходимость реформ не отрицалась, но, во-первых, их предлагалось проводить только после прекращения смуты, а, во-вторых, они должны основываться на триаде "Православие, Самодержавие и Русская народность". Программа провозглашала Православную Церковь "залогом укрепления Самодержавия и благоденствия Русского Народа", выдвигала требования сохранения ее первенствующего положения в Империи и ее роли духовного и нравственного руководителя государства и народа. Вторая основа реформирования - неограниченное Самодержавие - без него, согласно Программе, Россия просто не может существовать.

    Программа требовала сохранения сословного строя Русского Народа, особенно духовного, дворянского и крестьянского сословий. В решении вопроса о бюрократии Программа исходила из того, что парламентаризм сам по себе не даст хорошей бюрократии. Освободить от дурной бюрократии может только Неограниченный Самодержец путем привлечения к суду всех неисправных чиновников по почину любого верноподданного.

    У РМП не было отдельного устава, однако ряд необходимых уставных требований содержался в Программе: членами партии могли быть только русские подданные обоего пола, всех сословий и вероисповеданий (за исключением евреев); официальным органом партии объявлялась газета "Московские ведомости" и т.д.

    Характер общественного движения в России накануне революции 1905--1907 гг. определялся оппозиционными власти и политическому порядку настроениями. Различия состояли в степени оппозиционности, в глубине программы преобразований, в способах их проведения. Выделяют два основных течения: либеральное и революционное (радикальное). Монархические, правительственные силы, чрезвычайно разнородные (от К.П. Победоносцева, отвергавшего даже мысль о реформах, до Д.Н. Святополк-Мирского, склонявшегося к ослаблению самодержавного принципа правления), полноценными участниками общественного движения не являлись. В этом состояла одна из особенностей социально-политической борьбы начала века.

    Либералы к началу революции создать политические партии не смогли. Они объединялись вокруг «Союза земцев-конституционалистов» и «Союза освобождения» (конец 1903 -- начало 1904 г., лидеры П.Б. Струве, П.Н. Милюков и др.). Радикально-революционные силы нелегальные политические партии имели: Партию социалистов-революционеров (1902 г., лидеры В.М. Чернов, Н.Д. Авксентьев и др.) и Российскую социал-демократическую рабочую партию (I съезд -- 1898 г., II съезд -- 1903 г., лидеры В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов и др.).

    Главные пункты программы:

    1. равенство всех российских граждан без различия пола, религии и национальности;

    2. свобода совести, слова, печати, собраний, союзов;

    3. неприкосновенность личности и жилищ;

    4. свобода культурного самоопределения национальностей;

    5. конституция с ответственным перед народными представителями министерством (парламентский строй);

    6. всеобщее избирательное право по семичленной формуле;

    7. местное самоуправление на основе всеобщего избирательного права, распространяющееся на всю область местного самоуправления;

    8. независимый суд;

    9. реформа податей для облегчения беднейших классов населения;

    10. бесплатная передача крестьянам земель государственных, удельных, кабинетских и монастырских;

    11. принудительный выкуп в их пользу части земель частновладельческих «по справедливой оценке»;

    12. право стачек;

    13. законодательная охрана труда;

    14. 8-часовой рабочий день, «где его введение возможно»;

    15. всеобщее бесплатное и обязательное начальное образование.

    16. культурное самоопределение всех наций и народностей (религия, язык, традиции)

    17. полная автономия Финляндии и Польши

    Эсеры, ориентируясь на рост крестьянского недовольства, принимавшего в начале века формы поджогов, захватов помещичьих земель, неподчинения властям, требовали ликвидировать самодержавие, учредить демократическую республику, социализировать (передать в общественную собственность) всю землю, в том числе помещичью, распределить ее на уравнительных началах между крестьянами. Основным средством борьбы эсеры считали индивидуальный террор против представителей власти (убийства министров внутренних дел Д.С. Сипягина и В.К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, губернаторов Уфы и Харькова).

    Программные цели:

    1. однопалатное собрание народных представителей, избираемых на основании семичленной формулы всеобщего избирательного права;

    2. полная свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек;

    3. неприкосновенность личности и жилища;

    4. областная автономия;

    5. пропорциональное представительство;

    6. референдум и инициатива;

    7. общее обязательное бесплатное образование;

    8. отделение церкви от государства;

    9. замена постоянной армии народным ополчением;

    10. прогрессивный налог на доходы и наследства, отмена косвенных налогов;

    11. социал-демократическая программа для рабочих;

    12. социализация земли.

    Социал-демократы за идейным обоснованием своей деятельности обращались к марксизму, а главной социальной опорой считали рабочий класс. В росте стихийного рабочего движения (первомайские политические демонстрации, Обуховская стачка, всеобщая стачка в Ростове-на-Дону и др.) они видели ту силу, которая позволит осуществить задуманные преобразования. II съезд РСДРП принял программу партии, в которой выдвигались требования ликвидации самодержавия, установления демократической республики, введения политических свобод на первом этапе и свержения власти буржуазии, установления диктатуры пролетариата, победы коммунистической революции -- на втором. Приняв программу и устав, социал-демократы не смогли преодолеть противоречий между меньшевиками и большевиками. Меньшевики (Мартов, Плеханов) социалистическую революцию считали отдаленной перспективой, выступали за мирные средства, признавали руководящую роль либералов в борьбе за демократическую республику и капиталистическое развитие страны. Большевики (В. И. Ленин) сделали ставку на революционные, насильственные методы борьбы, быстрый переход к социализму, установление диктатуры пролетариата.

    Россия оставалась абсолютной монархией со всеми ее атрибутами. Самодержавная власть становилась все более тяжелым бременем для народов России. Основная масса россиян была лишена всяких гражданских прав. Безграничная власть чиновников и полиции, произвол губернаторов и градоначальников, взяточничество, бюрократизм и казнокрадство стали нормой существующей системы. В провинциях этот список пороков властных структур дополнялся национальным гнетом, насильственной русификацией, ущемлением прав нерусского населения. Однако раскол в российском обществе шел не по национальному, а по социальному признаку. Зачастую уровень жизни русского населения был ниже уровня жизни других народов России.

    Все это вело к росту недовольства в различных слоях населения. Увеличился поток крестьян, выезжающих на заработки, эмигрировали представители национальных меньшинств, появились политические эмигранты. Накал социальных противоречий перерастал в открытый протест. Созданию революционной ситуации способствовал наступивший экономический кризис. Начало 20-го столетия ознаменовалось проведением множества стачек, демонстраций и забастовок (Харьков - 1901 г., Ростов-на-Дону - 1902 г., Баку - 1904 г.). Ситуация требовала координации и объединения оппозиции в борьбе за права и свободы.

    В 1883 г. в Женеве была основана группа «Освобождение труда» (В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов), которая занималась пропагандой идей Маркса и выработкой собственной программы политической борьбы.

    В 1883 г. в Петербурге Димитр Благоев объединил социал-демократические кружки в Партию русских социал-демократов (разгромлена царской охранкой в 1887 г.).

    В 1885 г. П.В. Точисский организовал группу «Товарищество санкт-петербургских мастеров», которая после разгрома переформировалась в Социал-демократическое общество.

    В 1887 г. в Казани Н.Е. Федосеев создал несколько студенческих кружков. М.И. Брусилов объединил питерских рабочих в 20 кружках.

    В 1894 г. образован Московский союз борьбы за освобождение рабочего класса.

    В 1895 г. в Петербурге В.И. Лениным создан Союз борьбы за освобождение рабочего класса.

    В начале века в Штутгарте под редакцией П.Б. Струве начал издаваться журнал «Освобождение», в котором отражались идеи либерально-земской оппозиции.

    В 1902 г. В.М. Черновым и Б.В. Савинковым образована Партия социалистов-революционеров (эсеров), ставившая своей задачей уничтожение самодержавия и построение социалистического общества.

    В начале 19-го в. создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). На 1-м съезде в Минске был избран Центральный комитет партии и опубликованы ее основные цели. В основе программы - идеи К. Маркса в сочетании с российскими революционными традициями.

    Противниками социал-демократов являлись легальные марксисты (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др.). В 1894 г. Струве изложил программу развития России. Ленин подверг резкой критике всю систему взглядов легальных марксистов.

    В середине 90-х гг. образовалось движение экономистов, которые основной целью видели экономические победы пролетариата. Идеологи - С.Н. Прокопович, Е.Д. Кусков, В.Н. Кричевский.

    17 июля 1903 г. в Брюсселе состоялся 2-й съезд РСДРП, на котором была утверждена первая программа партии, опубликованная в газете «Искра». Ставилась программа-минимум - свержение самодержавия и установление демократической республики, а также программа-максимум, по которой конечной целью партии является социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата. На съезде развернулась борьба за организационные принципы партии. Сторонники Ленина, получившие большинство при выборах руководящих партийных органов, стали называться большевиками, сторонники Л. Мартова - меньшевиками.