Основные элементы закона в древнем риме. Разделение обычного права после принятия законов

Занимающаяся её изучением.
Римское право явилось образцом или прообразом правовых систем многих других государств, является исторической основой романо-германской (континентальной) правовой семьи .(Википедия)

Современные юристы обязаны знать Римское право, потому что именно оно является основой современной юриспруденции.
Но и в Древнем Риме были такие законы, которые современному обывателю покажутся странными и пугающими.

К примеру, Запрещалось носить пурпур

Основной одеждой римского гражданина была тога - большой кусок шерстяной материи, который повязывали вокруг тела. Тога, как правило, была белого цвета, часто имела пурпурные или золотые полосы или цветной орнамент. Скорбящие носили серую или чёрную тогу. Каких-то строгих правил в выборе цвета тога в Риме не было. Кроме одного: носить тогу пурпурного цвета мог лишь император. Причём продиктовано это ограничение было сугубо прагматичными соображениями. Дело в том, что фиолетовый краситель в те времена был невероятно дорогим. Его изготавливали только в Финикии и привозили в Рим по специальному заказу императора. Причём для того, чтобы изготовить достаточное количество красителя для покраски одной тоги, требовалось раздавить около 10 тысяч моллюсков. Так что пурпур был в прямом смысле слова на вес золота.


Очень удобно-сразу видно, кто здесь главный

Запрещалось закатывать большой пир

В Древнем Риме были весьма распространены законы против излишней роскоши в обстановке, одежде, еде и прочем. Один из таких - закон Гая Орхидия от 181 года до н. э., который ограничивал расходы на пиры. Впоследствии была принята его более строгая версия, которая называлась Фанниев закон. Этот закон разрешал угощать у себя в доме не более трех гостей, а в базарные дни - не более пяти: таких дней было три в месяц. Приварок позволялось готовить не дороже, чем на 2,5 драхмы, на копчёное мясо разрешалось тратить в год не больше 15 талантов, овощей же и бобов для похлёбки - сколько давала земля.


Не знаю у кого как,но меня современная жизнь подвела к этому закону)).нет у меня возможностей принимать гостей чаще и в бОльшем количестве))

Запрещалось плакать на похоронах

Похороны в Древнем Риме были весьма интересной церемонией. Вынос тела, особенно если покойный был человеком знатным и состоятельным, сопровождал глашатай. Перед преданием тела земле или сожжением на костре, покойного в сопровождении процессии проносили по городу с обязательным посещением форума. В начале похоронной процессии шли музыканты, позже - плакальщицы, затем певчие, которые исполняли умершему похвалы, а после актеры, исполнявшие комические сцены из жизни покойника. После актеров несли картины, изображавшие деяния умершего (особенно, если он был военным), а также маски его предков. Чем более знатным и почитаемым человеком был усопший, тем больше плакальщиц нанимали в его процессию. Совершенно посторонние женщины, которые даже не знали покойного, буквально рвали на себе волосы, стенали и царапали лица, изображая скорбь. В конце концов дошло до того, что плач на похоронах просто запретили, чтобы люди не нанимали таких актёров.


Ну..что можно сказать по этому поводу...Нечего плакать просто так-идите и пахайте.Все на работу!

Отец мог легально убить любовника своей дочери

Вообще, по части супружеских измен законодательство Древнего Рима было достаточно своеобразным, хотя и отражало в достаточной мере мораль и нравы того времени. Если мужчина заставал свою жену с любовником, он должен был запереть их обоих в доме и позвать как можно больше соседей, чтобы они засвидетельствовали факт измены. После официального обвинения мужчина должен был обязательно развестись со своей женой, чтобы его самого не обвинили в сутенёрстве. В том случае, если любовник жены оказывался актёром или вольноотпущенником, мужчина имел полное право убить его. А вот если отец застанет свою незамужнюю дочь с любовником, то имеет право бить его в независимости от его социального статуса. С другой стороны, измена мужчин своим жёнам с проститутками, актрисами и прочими порочными женщинами юридически никак не наказывалась.


Суровые времена...но справедливые.Почти

Убийцу родителей надлежало утопить в кожаном мешке с животными

К такому виду смертной казни обычно приговаривали римлян, совершивших убийство близких родственников. Причём топили людей за совершенно разные провинности и тоже достаточно часто. Но именно к убийцам родственников в мешок клали животное - собаку, змею или обезьяну. По древнему поверью считалось, что эти животные слишком плохо чтят своих отцов. Да и вообще, само утопление в мешке в те времена считалось крайне унизительным и недостойным способом лишить человека жизни. Аристократов обычно казнили по-другому.

Животных жалко


Проститутки обязаны были красить волосы в светлый или рыжий цвет

Виной всему многочисленные завоевательные походы римских полководцев в Центральную Европу. Очень скоро столицу огромной империи буквально наводнили пленные женщины из Германии и Галлии. Чаще всего они попадали именно в публичные дома в качестве рабынь и проституток. А так как среди них преобладали блондинки и рыжие, в скором времени был издан официальный указ, обязывающий всех римских «жриц любви» красить волосы в светлый или рыжий цвет, чтобы их можно было отличать от «порядочных брюнеток».


Чуть позднее светлые волосы вошли в моду среди аристократок Рима. Специальными и долгими процедурами они добивались осветления своих волос. и закон был забыт)).Что лишний раз доказывает, что то чего хочет женщина-хочет Бог)).

Чтобы совершить самоубийство, нужно было получить разрешение сената

Гражданам тогда не разрешалось совершать самоубийства просто так, по собственному желанию. Если человек высказывал желание свести счёты с жизнью, он должен был подать официальное прошение в сенат с подробным описанием причин, которые подтолкнули его к такому шагу. Если сенаторы после совещания находили эти причины удовлетворительными, то выдавали просителю бесплатный яд для ухода из жизни.


Интересно, европейские законодатели, когда принимали закон об эвтаназии, обращались ли к Римскому праву?

Отец мог трижды продать своих детей в рабство

Отец семейства в Риме вообще пользовался очень серьёзным уважением и обладал рядом неотъемлемых прав. Одно из них - право продать своих детей во временное рабство. Впрочем, временное оно будет или постоянное, тоже решал отец. В дошедших до нас текстах нет чётких указаний на то, какой именно в таком случае заключался договор и какие имел ограничения. Известно, что в какой-то момент отец мог потребовать, чтобы сын был продан ему обратно. В таком случаен он снова получал власть над своим ребёнком и мог продать его повторно. Однако, закон Двенадцати таблиц разрешал повторять эту продажу до трёх раз. После троекратной продажи сын полностью освобождался от власти отца.


Сурово... но,наверное, иногда оправданно...

Женщина могла уйти из дома на три дня, чтобы продлить «испытательный срок» перед браком

Вообще, в те времена в Риме существовало три вида брака. Первые два напоминали собой современный официальный брак, а вот третий вид предполагал, что пара заключает брак лишь после года совместной жизни. Эдакий «испытательный срок», во время которого оба могут присмотреться друг к друг и понять, стоит ли связывать себя узами официального брака. При этом, если в течение года женщина уходила из дома своего будущего мужа больше чем на три дня и три ночи, то отсчёт начинался заново.


Вот вам и гражданский брак! Интересно, какими правами обладали дети, родившиеся в этом браке?

Отец семейства мог законно убить всю свою семью

Особенно ярко это было выражено в ранний доимперский период Рима. Отцом семейства считался старший член династии. Ему предоставлялись абсолютные права в рамках своей семьи. Здесь он был и верховным жрецом, и обвинителем, и судьёй, и палачом, если придётся. При этом даже если сыновья уже взрослые и имеют собственные семьи, пока жив их отец, именно он считается главой семьи. Ему принадлежат и жена, и дети, и их супруги. Причём принадлежат в прямом смысле слова. Жену отец семейства мог убить за измену, дочь - за внебрачную связь, сыновей - за совершённое правонарушение.


Хорошо, что потом они одумались все-таки...Ранний период не считается))


В древнем мире на Рим равнялись, как на передовую цивилизацию, а империя была символом достоинства и добродетели. Сами же римляне не раз пытались внести «прогрессивные изменения» философию и законодательство, изменяя мировые устои. Порой это приводило к появлению законов, которые повергали в шок даже не самых консервативных правителей того времени.

10. Одежда пурпурного цвета как табу


В Древнем Риме пурпурный и фиолетовый цвета были признаком власти. Императоры одевались в пурпурные тоги, выглядевшие ослепительно. Этот цвет стал «писком моды» среди элиты, но простым горожанам носить пурпурную одежду запрещалось. Цель подобного закона заключалась в том, чтобы с первого взгляда можно было определить социальный статус человека. Придворные и элита империи не хотели «сливаться с толпой». Именно поэтому простолюдинам запретили носить тоги, а пурпурный считался императорским цветом.

Еще одной причиной ценности пурпура был тот факт, что краситель для него в то время привозили только из Финикии, где его получали из моллюсков. Для одной пурпурной тоги требовалось раздавить тысячи моллюсков, что делало такую одежду очень дорогим товаром.

2. Женский плач на похоронах под запретом


Римские похороны проводились согласно определенному ритуалу. Они начинались с процессии людей, которые несли покойника по улицам и оплакивали его.

Считалось, что количество людей, оплакивающих покойника, непосредственно отражало статусность человека. Иногда это считалось невероятно важным для семьи умершего. Поэтому многие нанимали «профессиональных плакальщиц», чтобы произвести впечатление на горожан. Женщины, которые никогда даже не знали усопшего, шли рядом с членами его семьи по улицам и в буквальном смысле «рвали на себе волосы от горя».

В связи с чересчур возросшей практикой использования подобных актрис-плакальщиц, похороны стали слишком часто превращаться в «рекламную акцию» и совсем не походили на скорбную церемонию. В итоге в Риме запретили плач женщин на похоронах.

3. Отцам разрешалось убивать любовников их дочерей


Если муж ловил свою жену с поличным во время измены с другим мужчиной, по закону он был обязан предпринять ряд действий. Во-первых, он должен был запереть жену с любовником в доме. Затем обманутый супруг должен был собрать всех своих соседей, чтобы они стали свидетелями позорного преступления. На это ему давалось двадцать часов. После этого у мужа было три дня, чтобы сделать публичное заявление с описанием, где и как жена изменила ему, а также указать любые другие подробности. Как логичное завершение - муж по закону был обязан подать на развод, поскольку в противном случае его самого могли обвинить в сутенерстве.

После развода мужчина мог убить любовника своей жены, если тот был рабом. Если любовник был гражданином Рима, ситуация усложнялась. Обманутый муж должен был обратиться за помощью к своему бывшему тестю, поскольку отцы обладали правом убивать любовников своих дочерей.

7. Высшая мера наказания за убийство отца - утопление с животными


Если римлянин совершал убийство, то его обезглавливали. Если же он собственноручно убивал родного отца, то наказание было ужасным. Убийце завязывали глаза, вывозили в пустынное место, срывали с него всю одежду и забивали палками до полусмерти. После этого преступника завязывали в мешке со змеей, собакой, обезьяной или петухом и бросали в море.

6. Путаны должны были осветлять волосы



В Римской империи практически все женщины были природными брюнетками. Блондинки считались варварами, и они, как правило, принадлежали к галлам. Поскольку ни одна римская путана не получала такие же права, как другие римские женщины, от них требовали выглядеть как варвары и красить волосы.

Как ни странно, это правило привело к неожиданным последствиям. Римские женщины стали завидовать блондинкам и начали осветлять собственные волосы или даже делать парики из волос своих рабынь. Вскоре в Риме уже было невозможно отличить благопристойных жён от путан из .

7. Сенат давал разрешения на самоубийства


В Римской империи считалось, что подготовка к самоубийству является признаком прямоты мышления. Как известно, императоры всегда хранили «под рукой» пузырек с ядом, чтобы покончить с собой, если что-то пойдет не так. Тяжело больных людей поощряли к приёму яда, чтобы побыстрее закончились их страдания. В то время как многим римлянам была дарована возможность самим решать свою собственную судьбу, солдатам, беглецам и даже рабам самоубийство запрещалось.

Более того, в один момент самоубийство даже стало формальностью. Человек, который хотел покончить с собой, мог подать прошение об этом в Сенат. Если Сенат выносил решение, что человеку лучше умереть, то ему предоставляли бесплатную бутылку яда.

8. Запрет хоронить погибших от удара молнии



Если гражданина Рима поражала молния, то считалось, что это случилось в результате гнева Юпитера. Если человека «убивал гнев богов», то его было запрещено хоронить. Более того, тело даже запрещалось поднимать с земли выше уровня колен, чтобы не прогневить богов. Любое нарушение этих правил было чревато тем, что нарушителя приносили в жертву Юпитеру.

9. Продажа отцом сыновей в рабство



Гражданам Рима, у которых были дети, разрешалось продавать их во временное рабство. Отец заключал договор с покупателем, а последний получал во владение ребенка на определённый срок, по истечению которого должен был вернуть его обратно домой. Правда, если отец продавал своего ребенка трижды, его лишали родительских прав. После третьего срока рабства ребенка объявляли свободным от долга перед его семьей и «не имеющим родителей».

9. Женщина как недвижимость



Очередной странный закон римлян регламентировал то, как долго нужно владеть вещью, чтобы она автоматически становилась собственностью человека. Самым необычным в этом законе было то, что он распространялся и на людей. В результате, жена должна была уходить из дома каждый год на 3 дня, иначе она лишалась права на свободу.

10. Отцы имели право на убийство всей семьи


В начале нашей эры отцы семейств в Риме имели полный контроль над своей семьей. Они могли свободно использовать любую форму наказания и жестокого обращения. Если отец считал это необходимым, он мог хладнокровно убить своих детей без каких-либо последствий. Даже после того, как дети вырастали и покидали дом, права на их убийство никто не отнимал. В итоге это привело к тому, что девушки боялись наказания своих отцов даже после того, как выходили замуж и заводили собственную семью. Сыновья же становились независимыми только после смерти своих отцов. Этот закон смягчили только в I веке нашей эры, когда отцам разрешили убивать своих сыновей только в том случае, если те совершили какое-либо преступление.

Порой перед древними римлянками вставал вопрос - родить или умереть. Таковы были .

По материалам www.thevintagenews.com

17. Понятие закона в республиканском Риме. В древнем Риме законом являлось решение комиций - народного собрания (populus ) того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:

(1) Магистрат, имевший ius cum populo agendi - право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать пись­менный проект закона (rogatio legis ), испрошение закона.

(2) Народ, собранный магистратом в комиций, мог принять или отверг­нуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положитель­ного или отрицательного ответа со стороны народа («как просишь» - uti rogas , или «стою на старом законе» - antiquo legem ).

(3) Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената (auctoritas patrum ). Принятые таким образом законы носили название leges rogatae . Ис­прошенным законам противополагались к концу республики законы, уста­навливавшиеся по делегации законодателя полководцами в завоеванных провинциях (leges datae ).

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра: государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: История государства и права зарубежных стран.

РЕФЕРАТ

по теме: «Государство и право Древнего Рима»

Подготовил:

Студент 332 группы

факультета «Юриспруденция»

Блатной И.А.

Белгород - 2008 г.


Литература:

Основная

1. *Всеобщая история государства и права. Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. – М., 2001.

2. *Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - М., 2000.

3. *Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Часть 1, 2. – М., 2001.

4. *Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Из-во НОРМА, 2002.

Дополнительная

1. *Античная демократия в свидетельствах современников/ Сост. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. - М., 1996.

2. *Маслова И.С. Римское право: Учебное пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

3. *Новицкий И.Б. Римское право. - Изд. 6-е, стереотипное. - М.: ТЕИС, 2002.

4. *Омельченко О.А. Основы Римского Права: Учебное пособие. - М.: Манускрипт, 2002.

5. *Римское частное право: Учебник. / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. – М.: Юристъ, 1996.


Введение:

Одно из величайших достижений Античного мира - римское право. Усилиями должностных лиц и прежде всего преторов, а также знаменитых «классических» юристов была создана правовая система, устанавливающая наиболее оптимальный режим юридического регулирования простых товарно-денежных отношений, основанных на частной собственности. Достигнутое в ходе длительного развития совершенство формы и содержания, логическая обоснованность, четкость, ясность изложения в немалой степени обусловили его восприятие (рецепцию) правом последующих эпох. Из всех факторов, содействовавших рецепции права рабовладельческого Рима, два заслуживают особого внимания. Первый из них - достижение необходимой юридической абстракции в праве. Все свободные (независимо от социального и национального происхождения) наделялись юридическим равенством в области частного права. Раб низводился на уровень обычного товара - объекта права собственности. Впоследствии, когда рабства не стало, сохранилась точная юридическая разработка понятия объекта права собственности.

Второй фактор - глубина подхода «классических» римских юристов к проблеме правоприменения, особенно оцененного в Новейшее время. «Когда право противоречит справедливости, должно предпочесть последнее» (Дигесты. 15.1.32). Не будем касаться вопроса о том, что древние римляне понимали под справедливостью. Важно другое: было намечено должное направление преодоления возможного противоречия между устаревшей, но не отмененной правовой нормой и отношением, полезным для общества и требующим защиты правом.


А) Римское право в период ранней республики.

Закон XII таблиц.

Общая характеристика. Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V в. до н. э. (451-450 гг.). Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, в его политическом центре - Форуме.

Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в них нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей).

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела.

Законы таблиц регулировали сферы собственности, семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права.

Важной чертой римского права собственности было подразделение ее на два типа. К первому типу (рес манципи) относились земля (поначалу - около Рима, а затем - вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, сервитуты; ко второму типу (рес нек манципи) - все прочие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории - продажи, мены, дарения и пр.- требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Наложив руку, следовало сказать: «Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов». Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Без манципации уплаты денег было недостаточно для возникновения права собственности. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой традиции, т. е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

Старый раб, как и старая лошадь, требовал при переходе из рук в руки манципации, а драгоценная ваза - традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем предметами индивидуальной собственности.

Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемый нексум, т. е. самозаклад должника - долгое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза подряд в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Если таковых не находилось, должник предавался смерти или продавался за границу. Только в конце IV в. до н. э. законом Петелия подобный договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров, Законы XII таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще (воровство, потрава и пр.). Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба».

Семейное и наследственное право. Римская семья, как ее рисуют Законы XII таблиц, была строго патриархальной, т. е. находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, а все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и сын, выделившийся из семьи (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с этим правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство было несомненно более прогрессивным по сравнению с кровнородственным, когнатическим родством.

В Древнем Риме существовали три формы заключения браков: две древнейшие и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке, и жену отдавали под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака совершалась в форме покупки невесты (в маниципационной форме).

Но Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - «сине ману», т. е. «без власти мужа». В этой форме брака женщина нашла значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в «правильном» браке). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, равно как и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно брак «сине ману» получил наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака сохранялись главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака «сине ману» было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца.

Понятие закона в республиканском Риме. В Древнем Риме законом являлось решение комиций - народного собрания (populus) того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись: (1)

Магистрат, имевший ius cum populo agendi - право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона (rogatio legis), испрошение закона. (2)

Народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа ("как просишь" - uti rogas или "стою на старом законе" - antiquo legem). (3)

Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената (auctoritas patrum). Принятые таким образом законы носили название leges rogatae. Испрошенным законам противополагались к концу республики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя полководцами в завоеванных провинциях (leges datae). 18.

Виды законов по санкции их. Формулировка принятых законов распадалась на три части: а) надпись (praescriptio), указывавшая имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона; б) rogatio - содержание самого закона и в) санкция (sanctio). Последняя содержала гарантии соблюдения закона.

Со стороны этих гарантий различались: leges perfectae, minus quam perfectae и leges imperfectae. Первыми считались законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и объявлявшие его ничтожным, вторая категория боролась с нежелательными актами угрозой невыгодных последствий, не объявляя ничтожными самих актов.

Minus quam perfecta lex est quae vetat aliquid fieri, et si factum sit, non rescindit, sed poenam iniungit ei qui contra legem fecit (Ulp. 1. 1. 2).

(Менее, чем законченным, является закон, запрещающий какое-либо действие, но, если оно совершится, не отменяющий его, а налагающий штраф на того, кто поступил вопреки закону.)

Третья категория законов содержала только воспрещение актов, без угрозы невыгодными последствиями. Республиканскому законодательству было свойственно избегать издания leges perfectae. Последующее время, особенно при императорах, изменило в обратную сторону законодательную политику, и с V в. при сомнении всякий воспрещающий закон считался lex perfecta (C. 1. 14. 5). 19.

Отмирание республиканского законодательства в эпоху принципата. Август, стремясь поддержать иллюзию народного суверенитета, пытался возобновить законодательную деятельность комиций для своих реформ, желая подкрепить их мнимой волей народа. Но к концу I в. н.э. народные собрания перестали проводить законы, хотя их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собраниях находится в аграрном законе конца I в. н.э. (D. 47. 21. 3. 1).

Еще по теме § 7. Закон 17.:

  1. § 27. Представления тюрков XIвека о законе и справедливости, сущность закона и качества, которыгми должен обладать тюркский хан
  2. 11.2. Конституційний закон на зміну закону від 26 лютого 1861 р. про імперське представництво (21 грудня 1867 р.)
  3. АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ В 1920-е годы: «ЗАКОН БЕЗБОЖИЯ» КАК ОППОЗИЦИЯ ЗАКОНУ БОЖИЮ
  4. 11.6. Конституційний закон на зміну і доповнення основного закону про імперське представництво 21 грудня 1867 р., а також законів 2 квітня 1873 р. і 12 листопада 1886 р. (14 червня 1896 р.). 1.
  5. § 2. Субъекты, управомоченные на подачу жалобы, представления в порядке надзора на вступившие в законную силу решения и определения. Судебные органы, осуществляющие пересмотр решений, определений, вступивших в законную силу